В Волгоград я приехал в 6.37 утра. Дела мои начинались в 12.00, и до этого времени было более чем достаточно. Вообще-то, я бы сразу, с дороги, выпил бы в каком-нибудь кафетерии большую чашку вкусно пахнущего кофе, но на вокзале это делать не хотелось (впрочем, там и было больших вкусных чашек, были только маленькие невкусные стаканчики). По улице Гоголя я дошел до Аллеи героев и пошел вниз, к Набережной, выискивая по дороге круглосуточные кафе.
Но нашел только гигантских круглосуточных котов. Один мне улыбнулся,
а второй, который спал, натянув на себя пластиковый мешок, испуганно проснулся, позабыв спросонок мешок стащить.
Кстати, котов в Волгограде зовут очень по-человечески - Настя, Оля, Миша. Масса возможностей для оправданий проговорок в стиле истории про Эмму - собаку Шульца.
Так я дошел до Набережной - этого памятника советской античности.
Хотя и принято называть этот стиль «сталинским ампиром», «советский классицизм» мне кажется более подходящим.
Сейчас, когда идеологический заряд ушел в прошлое, можно спокойно любоваться Пропилеями, решенными в стиле дорического ордера (даже намек на триглифы и метопы имеется).
А на заднем плане ветер перемен надувает паруса новой архитектуры.
К сожалению, ветер не сдувал с набережной толпы комаров, которые (из-за любви к дорике, я думаю) избрали это район местом утреннего моциона. Я немного прошелся по набережной в сторону улицы Комсомольской, не теряя надежды найти кофехранилище. Увы, ничего круглосуточного найдено не было. Правда, в одном дворике я нашел заботливо сервированную для меня порцию ароматной, свежей (ночной) водки.
Но необходимость в двенадцать появиться на спортивном мероприятии (пусть и не в качестве спортсмена) помешало мне воспользоваться этими дарами местных граждан. Также по дороге я пытался выискивать любопытные граффити, но их практически не было. То есть граффити-то в Волгограде полно, но на 99% они представлены туповатыми росчерками, типа вот этого.
Но зато уж росчерками этими покрывается все. Просто все. Даже смешарики не избежали общей участи.
Но вот единственное, что может побудить волгоградского райтера к осмысленному высказыванию, это эмо. Лишь только человек с баллончиком увидеть любого представителя этой субкультуры, как пепел Бэнкси начинает с такой силой стучать в его сердце, что он набирается духа и пишет нечто членораздельное, например вот такое:
Впрочем, при помощи трафарета преодолеть барьер нечленораздельной речи удается также защитникам животных и поклонникам аюрведы.
Зато я нашел уникальное волгоградское изобретение – универсальный эвакуатор. Как известно, каждый эвакуатор может эвакуировать машины только одной марки. Эвакуатор, вывозящий на штрафстоянки «Хонды», никогда не сможет взять на борт «Мицубиси». Но в Волгограде не так! Здесь создан уникальный эвакуатор, который справляется с машинами большинства известных марок (логотипы внизу).
Эвакуатор особенно актуален в Волгограде, потому что там активно используют Охранных Коровок. Как известно, многие владельцы автомобилей не обращают внимания на вот такие знаки, и ставят свои машины там, где нельзя.
Владельцы мест, где нельзя, борются с этим по-разному. Например, в Питере в качестве тонкого намека подкладывают череп.
А в Волгограде выпускают на тротуар шеренгу вот таких Охранных Божьих Коровок.
Пешеходам они дружелюбно улыбаются.
Н стоит вам припарковать машину, как они набросятся на нее, впиваясь дружелюбными челюстями, в крылья, шины и хвост, то есть капот, после чего этого вы сможете увезти своего железного лошадя только на эвакуаторе.
Но пешеходам тоже уготованы небезопасные ловушки. Особенно, если пешеходы мужского пола. Привлеченные этой рекламной конструкцией, особи мужского пола доверчиво приближаются к ней и просовывают голову (и не только) между двумя половинками.
Рррраз – половинки сдвигаются, после чего из ближайшего казино выходит охранник, и, получив небольшой release fee, вызывает для вас эвакуатор. Кстати, рядом с этой Сциллой и Харибдой в одном лице есть небольшая кофейня Kofein, работающая с 8 утра. Было несколько минут девятого, когда я вошел внутрь, но большая русско-китайская компания уже составила почти все столики в одну кучу и деловито их обживала. Остался только один столик на отшибе, я поставил около него на стул рюкзак, и пошел к стойке. И тут же заметил, как шустрая блондинка средник лет, как муравей, тащит мой столик. На мой призыв не лишать меня столика блондинка недовольно огляделась по сторонам и сказала:
- А может быть, Вы пересядете вот к тем двум дамам? А столик мы себе заберем. Надо сказать, что столики там были крохотные.
- Во-первых, - начал я , - не уверен, что эти дамы будут рады моему обществу... Блондинка смотрела, не меняя выражения лица. - Во-вторых, - закончил я не совсем куртуазно, - я просто хочу попить кофе в одиночестве.
- Вооот как, - задумчиво сказала блондинка, - глядя на меня как, как на врага рода человеческого. – Вот какая у Вас позиция, значит: ни себе, ни людям.
И ушла, оставив меня в полностью обалдевшем виде. Как раз, хотел я сказать, у меня другая позиция, я как раз себе-то этот столик и присмотрел. Но не стал ничего говорить, а пошел за кофе. После чего, стоя в очереди, еще раз пресек попытку кражи своего столика, уже на этот раз двумя бородатыми мужчинами. Мой рюкзак их тоже не смутил.
- А мы думали, - сказали они искренне, - что Вы в другом месте сидите.
Так что соберетесь в Волгоград, знайте: в утренние часы борьба за столики там идет суровая.
Подкрепившись кофе, я решил посетить местный Музей изобразительных искусств. В целом экспозиция там не поражает обилием шедевров. Но что меня очень порадовало – это большая выставка Машкова. Правда, от самого яркого периода одного из основателей группы «Бубновый валет», там было всего пара картин, в том числе вот этот вид Новодевичьего монастыря,
и вот этот портрет художника Мильмана с тремя лицами и одним затылком.
Но зато было очень много как ранних работ, и поздних (советского периода), которых не найдешь в других музейных экспозициях. Из работ 1920-х меня заинтриговала вот эта сцена в Гурзуфе. Про менее загорелую даму, было написано в аннотации, что это вторая жена Машкова.
А более загорелая? Вторая? Первая (это бы объясняло загар)?.. И где еще одна недостающая жена?.. Таинственная картина. Но больше всего меня поразил вот этот натюрморт.
Я даже хотел бы посвятить ему небольшое искусствоведческое исследование. Но боюсь вас им утомить, а потому – вот только его визуальные тезисы.
Кроме Машкова, в музее мне направились работы местных адептов мусорной скульптуры. Вот это – «Сорока-воровка» (сначала подумалось - лошадь),
А это – ни за что не догадаетесь!
«Рыбак». Подождите еще минутку, я быстро! Покажу еще только омлет, который был мной съеден в кафе напротив музея,
памятник воеводе Засекину, который основал как Царицын, так и Саратов,
и любопытный памятник романтического модерна.
Сначала тут пробовали врачевать души правоверных иудеев (была синагога), а сейчас врачуют тела всех, вне зависимости от вероисповедания (физиотерапевтическая клиника).
Потом был день на Детском кубке по футболу,
потом я ехал обратно в плацкарте с сорока безумными детьми (не с кубка, совсем другими). Впрочем, дети были на самом-то деле не безумные, а абсолютно нормальные – они кричали, носились, бесились, прыгали и бегали. Вот сидит мальчик.
На него смотрит девочка, а мальчик этого не замечает.
Но потом вдруг он оборачивается, как бы невзначай – а девочки уже нету.
И наконец – он встретились взглядами.
А я заснул, и спал до самого Саратова.
|