Россия, Ростов Великий: Часть I. Борисоглебский монастырь.
После поездки в Великий Новгород мы решили продолжить наше знакомство с древнерусскими городами на примере другого «Великого» - Ростова. Дорога До Ростова мы добирались электричкой с Ярославского вокзала в Москве (1350 руб. на двоих в оба конца). Этот маршрут имеет несколько мистический характер: в пригородных кассах он не обнаруживается, и купить билеты на него можно только в кассах дальнего следования. Продаются билеты по паспорту, выглядят тоже «по-взрослому» - как в любой обычный поезд. Однако сайт РЖД этот поезд «не видит» и купить билет на него можно только на вокзале. Мелкий, но немаловажный нюанс – при покупке билетов на двоих-троих не ожидайте, что кассир «по умолчанию» выдаст билеты на соседние места. Нам, например, достались билеты в разных рядах. Правда, мы легко поменялись и ехали в соседних креслах. Кресла комфортабельные, дорога занимает три часа. Девушки развозят всякую снедь и термосы с горячим чаем. Чай в одноразовой чашке – 20 руб. Но при желании за 2 руб. вам дадут чашку и кипяток, а пакетик Гринфилда предпочтительного для вас вида можно захватить с собой. Наш маршрут мы решили начать с Борисоглебского монастыря, который находится за городом, а потом постепенно приближаться к ростовскому Кремлю. Сразу по прибытии в Ростов, прямо на станции, подходим к дежурящим таксистам. Такси в один конец – 300 руб. В принципе, цена оправданная, так как монастырь находится в 30 километрах за городом. На всякий случай делаем звонки в пару фирм из путеводителя – но там нам называют ту же цену. Поселок На площади перед автостанцией стоит монах-затворник Иринарх, один из символов монастыря (см. о нем ниже), благословляющий проезжающие фуры и автобусы. За монахом можно найти магазин-люкс. Закупившись в нем всем необходимым, жители поселка могут смело отмечать 8 марта. Монастырь окружен поселком с трех сторон и его башни то и дело мелькают между заборами, лабазами и сараями. И, наконец, вы выходите к самой крепостной стене. Три факта о Борисоглебском монастыре Факт первый. Монастырь был основан в 1363 году пустынниками Павлом и Феодором с благословения Сергия Радонежского. В основании монастыря было не только религиозное чувство, но и военно-политический расчет. Сергий Радонежский был сторонником Дмитрия Донского и московских «собирателей земель». Ростовское княжество (и сам Ростов) было в то время поделено на Ростовско-Усретенское и Ростовско-Борисоглебское (стали говорить, что «в Ростовской земле князь в каждом селе»). Ростовско-Усретенское княжество московские князья уже прибрали к рукам, а Борисоглебское оставалось «суверенным». В виде монастыря московские князья получали мощный центр военного и политического влияния. Факт второй. Иван Грозный использовал монастырь как место ссылки для неугодных ему бояр, избежавших по каким-то причинам колесования. Земли бояр при этом также приписывались к монастырю. Неудивительно, что к началу XVII века монастырь имел в собственности 360 (!!!) сел и 7000 крепостных крестьян. Факт третий. В начале XVII века монастырь стал известен благодаря монаху-затворнику Иринарху. Он предрек разорение Москвы поляками Василию Шуйскому, а когда Шуйский не смог его предотвратить скрылся в монастыре. Через оконце в своей келье он выкрикивал пророчества и призывал проходящих присоединяться к ополчению Минина и Пожарского. Монастырь осаждался польскими войсками, но взят не был. Одна из осад была снята после того, как воевода Ян Сапега побеседовал с Иринархом в его келье. И сейчас к окошку, выходящему на дорогу, протоптана в снегу дорожка. Впечатления Постепенно, пока идешь от поселка вдоль монастырской стены (1040 м. по периметру), все звуки стихают, и в какой-то момент чувствуешь, что оказался в полной тишине. Немного странное чувство для жителя большого города. Самая внушительная и строгая часть монастырского кремля – та, которая выходит на лес. Если мысленно заменить след от автомобильных шин на колею от санных полозьев, то можно себе представить, как выглядел монастырь четыреста лет назад. А еще раньше, семьсот лет назад, здесь не было вообще ничего, кроме леса. И вот пришли два пустынника. Хочется сказать – старца, но, мне кажется, на тот момент они были людьми в полном расцвете сил. Вырыли себе тут… землянку?.. или построили какой-то сруб?... Трудно сейчас вообразить себе подробности их быта, равно как и мотивы. Бежали они от соблазнов города к тишине и уединению? Может быть, и так. Но, как мне кажется, в основе их путешествия лежал прагматический мотив. Думаю, были они кем-то вроде агентов Сергия Радонежского – приехали, осмотрелись, выбрали место для монастыря, оценили общую обстановку. А Сергий, приехав в Ростов, уже решил вопрос о монастыре напрямую с князем Константином Борисоглебским. В том, что за строительством стояла четкая стратегия, убеждает и то, что почтенные Павел и Феодор, основав Борисоглебский монастырь, а этом не успокоились, а продолжили создавать монастыри-крепости на севере Руси (например, на Белом озере). Это говорит и о том, что в Ростовскую землю они прибыли еще не стариками. Внутри Южные ворота когда-то были главным въездом в монастырь. Сейчас на них можно найти чудом сохранившиеся фрагменты фресок. Внутри монастыря пустынно, ходят редкие монахи и совсем редкие туристы (один-два на квадратный километр). Мы нашли, по совету «Афиши», дверку, за которой должна была скрываться сотрудница музея-заповедника. Но на дверке висел большой замок, и подняться на обзорную башню за 30 рублей нам не удалось. Так что мы обошли еще раз крепость, наслаждаясь последним «зимним» днем и вглядываясь в маленькие сюрпризы декора, в виде случайно уцелевших изразцов или каменных украшений. В качестве местного экстрима мы хотели еще посетить «Закусочную», которая, вместе с другими лавчонками, притаилась под крепостными башнями. Читайте далее: Ростов Великий: Часть II. «Кузнец нам не нужен…». |