Ошибка
Главная Рассказы туристов Путешествие в Калмыкию. Дорога и знакомство.

Путешествие в Калмыкию. Дорога и знакомство.

Длинные выходные с 10 по 13 июня мы провели с пользой и удовольствием - устроили себе трехдневный тур в республику Калмыкия. С собой позвали друзей, которые в свою очередь позвали своих друзей - в итоге получилась шумная и веселая компания из 14 человек. Такой оптимальный состав из старых знакомых, с которыми уже не один пуд соли съеден, и новых людей, с которыми было очень интересно познакомиться.

Наверное, многим может быть интересно – почему мы решили поехать именно в Калмыкию. Причин несколько. Во-первых, Калмыкия – единственный в Европе регион, жители которого с древнейших времен исповедуют буддизм. Правда, после революции все буддийские храмы на территории Калмыкии были уничтожены, но после перестройки началось возрождение буддизма. За неполных двадцать лет в республике было построено 27 монастырей и храмов – они называются хурулами. Архитектурно они очень похожи на китайские храмы, даже не верится, что их можно увидеть в России. Разумеется, нам очень хотелось посмотреть на них.

Кроме того, в Калмыкии расположен уникальный природный заповедник «Черные земли» - единственный в России полигон для изучения степных ландшафтов, а также калмыцкой популяции сайгака.

Ну и наконец, в Калмыкии есть соленое озеро Маныч-Гудило, на островах которого гнездятся редчайшие виды птиц, занесенные в Красную книгу. Не правда ли, достаточно оснований для того, чтобы вызвать наш интерес к республике Калмыкия?

Ранним утром в субботу мы выехали из Саратова на микроавтобусе "Мерседес" и помчались по трассе Самара – Волгоград. Хотя «помчались» - это не совсем верно сказано, так как из-за неважной дороги и постоянных ограничительных знаков далеко не всегда получалось ехать с нормальной скоростью. Водитель Андрей сразу обломал наши ожидания преодолеть 680 км до Элисты за 6-7 часов, сказав, что в пути будем не менее 12-ти часов.
- А разве мы не сможем ехать со скоростью 80-90 км в час?
- Мы сможем ехать и 100-110 км в час, но далеко не на всех участках. Поэтому общая скорость получится не более 70.
Опытный водитель не ошибся – так в итоге и получилось. Но впрочем, наши замечательные друзья не роптали, не хныкали и переносили все невзгоды мужественно и с чувством юмора. За что мы их и любим :)

Много интересного мы успели увидеть еще по дороге в Элисту – например, полуразрушенную католическую церковь в селе Усть-Золиха Саратовской области. Здесь в 1766 году была основана немецкая колония Мессер, которая уже через год получила современное название Усть-Золиха. Население колонии к Первой мировой войне составляло 6000 человек. Лютеранская церковь была основана в 1820 году и перестроена в неоготическом стиле в 1912-м. Несмотря на то, что крыша и купол обрушились, здание до сих пор производит очень сильное, хотя и грустное впечатление.

Далее мы проехали мимо Камышина и Волгограда – не останавливаясь, но посмотрев из окошек на Родину-мать и Волго-Донской канал.

И вот наконец мы въезжаем в Калмыкию – впереди, сколько хватает взгляда, бескрайняя степь. Но это совсем не унылое зрелище, как может показаться, - степь удивительно красивого цвета, в ней так много оттенков желтого, зеленого, с голубоватыми вкраплениями полыни. И хотя населенных пунктов по дороге было не очень много, но жизнь в степи кипит – то коровы пасутся вдоль обочины, то табун лошадей перебегает дорогу.

А если свернуть на пару километров в сторону, можно заехать в калмыцкое село и посмотреть на буддийский храм – хурул. И несмотря на то, что Аршань-Зельменский хурул напомнил нам перестроенное сельпо, уже здесь у всех у нас появилось чувство, которое окончательно укрепилось в Элисте – чувство соприкосновения с другой культурой.

Еще один элемент буддийкой архитектуры – так называемые ступы, культовые сооружения для хранения реликвий. Считается, что ступа обладает магической силой добра, вносит в нашу жизнь гармонию.

Около восьми часов вечера мы приехали в Элисту и заселились в очень приятную небольшую гостиницу под названием «25-й час». Полчаса на отдых и приведение себя в порядок – и вся наша шумная компания отправилась на вечернюю прогулку по Элисте.

Тут надо добавить несколько слов о гостеприимстве калмыков – по крайней мере, одного из них, который почти был почти неразлучен с нами на протяжении этих двух с лишним дней. Когда мы еще только планировали поездку, Люк связался по Интернету с фирмой «Калмыкия Тур», предлагающей экскурсии по Элисте. Мы решили заказать пару экскурсий, так как при первом знакомстве с новым городом такие экскурсии обычно бывают очень полезны. Так мы познакомились с Санджи Буваевым – очень общительным, очень гостеприимным и влюбленным в свою страну и свой город человеком. Изначально мы договорились с ним об экскурсии по Элисте и поездке на озеро Маныч-Гудило во второй день нашего визита. Хотели также съездить в традиционное калмыцкое поселение в день приезда, но, когда стало понятно, что приезжаем мы слишком поздно, эти планы пришлось отменить. Тем не менее Санджи предложил встретиться с нами вечером и провести нам экскурсию по вечерней Элисте. Мы с радостью согласились.

Первая достопримечательность Калмыкии, которую мы увидели, - буддийский храм “Золотая обитель Будды Шакьямуни” (Гол-сюме) или главный хурул. Название храму дал сам Далай-лама, который вообще в Элисте бывает часто и дружит с бывшим главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Хурул был открыт в 2005 году. Нам еще предстоит увидеть его не раз и восторгаться им, пока же мы просто посмотрели на храм в вечерней подсветке. Потрясающее зрелище! Я даже передать вам не могу, какое впечатление он производит, - кажется, что это какое-то призрачное явление из восточной сказки.

Главный хурул Элисты расположен чуть в стороне от центра города – впрочем, сам город очень компактный, поэтому до центра мы дошли минут за 10-15. И дорога была не скучной, потому что в Элисте очень много маленьких памятников, несколько из которых встретились и нам.

На центральной площади города расположена удивительно красивая ротонда «Пагода семи дней». Она так называется потому, что имеет 7 ярусов, каждый из которых соответствуют определенному дню недели.

Каждый человек может покрутить установленный под ротондой молитвенный барабан (кюрдэ). Такие барабаны можно увидеть рядом с любым буддийским храмом. Внутри барабана заложены религиозные молитвы и мантры, и когда ты крутишь барабан, то считается, что ты произносишь все те молитвы, которые в нем находятся. Например, в барабан «Пагоды семи дней» заложены 30 миллионов религиозных мантр. Барабан был изготовлен в Индии и затем привезен в Элисту.

Недалеко от центральной площади стоит еще одна ротонда, уже меньших размеров, со статуей Будды Шакьямуни. Эта статуя была воздвигнута в 1995 году в честь 60-летия Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Мы прошлись по центральной аллее – поразило количество гуляющих мамочек с детьми и людей пожилого возраста. Ведь было уже поздно – около десяти часов, а жизнь в городе еще кипела, причем не только молодежная.

Аллея привела нас к «Алтн Босх» - Золотым Воротам, выполненным в традициях буддийской архитектуры. Арка – это главный вход в ставку, символ священного порога, символ добра и благополучия, олицетворяющий начало, силу и власть. Проходящий черед Золотые ворота, входящий в Элисту очищается духовно, вступает на высокий путь, путь добродетели – белую дорогу. Здесь под звук колокольчиков загадываются желания.

Желания, однако, у нас были более чем приземленные – очень хотелось кушать! Последний раз мы ели в придорожном кафе на трассе и с этого момента прошло уже больше шести часов. Санджи привел нас в замечательное кафе «Эльдорадо», где, несмотря на не очень оригинальное название, мы впервые попробовали блюда калмыцкой кухни – «Дотур» (суп с потрохами), «Бёрги» (что-то типа пельменей) и, конечно, джомбу – калмыцкий чай с молоком и солью. На последний, впрочем, решились далеко не все, зато кое-кто из тех, кто попробовал, заказали его и на следующий день! (на фото, правда, не чай, а компот :))

Опубликовать в своем блоге livejournal.com