Главная Рассказы туристов Путешествие в Калмыкию. Буддийские храмы Элисты.

Путешествие в Калмыкию. Буддийские храмы Элисты.

Второй день нашего пребывания в Элисте должен был стать (и стал!) самым насыщенным - в программу входили и буддийские храмы, и визит в Шахматный город, и пикник на озере Маныч-Гудило. Я начну с рассказа о том, что, наверное, на всех нас произвело наибольшее впечатление - посещения буддийских храмов.



Но сначала несколько слов про гостиницу «25-й час», в которой мы жили. Наш гид Санджи рассказал, что ее владельцы ездили в Европу, чтобы посмотреть на тамошние гостиницы и перенять опыт их устройства и оформления. Действительно, номера, в которых мы жили, были вполне достойны уровня небольших европейских гостиниц или гест-хаузов. Конечно, были в них и отдельные недостатки, но при стоимости 1200-1500 рублей за номер, условия можно было назвать просто шикарными. Утром второго дня мы даже организовали фотосессию в нашем номере.





Наша дневная экскурсия по Элисте начиналась с того же места, что и вечерняя – с главного хурула, «Золотой обители Будды Шакьямуни». Это крупнейший буддийский храм в республике и один из крупнейших – во всей Европе. Храм был возведен на этом месте по благословению духовного лидера буддистов Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году. Хурул был построен в рекордно короткие сроки - всего за девять месяцев. В центре города практически нет многоэтажных зданий, а храм стоит на холме, поэтому он хорошо виден, когда въезжаешь с город с любой стороны.



Это величественное, белое с золотом здание, выполненное в традиционном восточном стиле. Вокруг «Золотой обители» расположено 108 белоснежных ступ, 17 пагод со статуями великих буддийских учителей, 4 молитвенных барабана.


В ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырем сторонам света, но особенно красивы главные ворота.



В ожидании нашего гида мы бродили по территории вокруг хурула, крутили барабаны, вглядывались в лица статуй и чувствовали себя в каком-то другом мире. Даже накрапывающий мелкий дождь не помешал нам ощутить гармонию этого места.





Как и полагается, мы обошли храм по часовой стрелке – сначала по большому кругу, мимо 17-ти пагод, потом по малому, вдоль стен храма. Как раз в это время в храме проходил утренний молебен (с 8.30 до 11.30 ежедневно). Санджи сказал нам, что не нужно заходить в молельный зал во время службы, но мы не послушались его и потихоньку проскользнули в зал. Возможно, это было действительно не совсем правильно, но мне кажется, служители храма не должны были возражать – тем более, что все мы почувствовали умиротворение и просветление во время службы. В зале было много народу, люди сидели на скамеечках боком к огромной позолоченной статуе Будды Шакьямуни. Мы расположились на полу вдоль стен. Уже потом выяснилось, что сидели мы неправильно, так как нельзя вытягивать ноги в сторону алтаря…

Сидящие в центре зала монахи читали мантры и время от времени звенели колокольчиками. Трудно описать свои впечатления от присутствия на религиозном обряде, но мне действительно было очень хорошо и спокойно. Обстановка так и способствует тому, чтобы расслабиться, погрузиться в себя, проникнуться позитивными мыслями. Не могу не сказать и о том, как приятно и удобно сидеть босиком на мягком ковре!

Когда служба закончилась, Санджи привел экскурсовода по хурулу – очень приятную женщину, которая рассказала нам об устройстве храма, о росписях на стенах, об основных буддийских божествах, о традициях и обычаях буддизма.

Вот несколько фактов, которые я запомнила.


12-тиметровая статуя Будды Шакьямуни в центре зала – самая большая в Европе. Внутрь статуи заложены священные предметы – мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне храма находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. На пятом уровне – резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. Нас очень тронуло то, как говорила о нем экскурсовод – о том, как жители Элисты ждут его приезда, как надеются, что ему дадут въездную визу.

- В прошлый раз он был в Элисте в 2004 году, целых 7 лет назад. И мы очень ждем его приезда, потому что мы… как бы это сказать…
- Соскучились, - подсказал кто-то из нас.
- Да, соскучились! – обрадовалась женщина так точно названному слову.
Создавалось впечатление, что она говорит об очень близком и родном человеке – впрочем, конечно, так оно и было.

Было много интересной информации о четырнадцати Далай-ламах, о буддийских божествах, из которых я запомнила только Зеленую Тару :) Не буду пытаться пересказать – правильнее, наверное, прочитать об этом в более авторитетных источниках.

«Золотая обитель Будды Шакьямуни» была не единственным храмом Элисты, который мы посетили в этот день. Во второй половине дня мы поехали в хурул «Сякюсн-Сюме» – второй по величине буддийский храм Калмыкии.


Я даже затрудняюсь сказать, какой храм произвел на нашу компанию большее впечатление. Центральный хурул – более грандиозный, более красивый с архитектурной точки зрения. Хурул «Сякюсн-Сюме» выглядит, наверное, попроще. Но зато в этом храме у нас был самый замечательный проводник, которого только можно было себе представить – молодой монах по имени Джангр.


Он вышел к нам, когда мы еще стояли на улице возле храма, пригласил зайти внутрь.


Поначалу немного смущаясь, он рассказал об устройстве хурула, о росписях на стенах. Потом мы стали засыпать его вопросами – о жизни монахов, об их обучении, о смысле хороших и плохих поступков с позиций буддизма. Джангр отвечал подробно, очень искренне (даже признался, что смотрел «Дом-2»), стараясь не убедить нас в правильности своей веры, а просто помочь найти ответы на волнующие нас вопросы. Он излучал такое обаяние и спокойствие, что мы все были им просто очарованы.


В конце беседы он спросил:
- Ну что, есть еще вопросы?
И кто-то из нас ответил:
- Нет, но уходить не хочется!
 
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


.