Новгород Великий и Ужасный. IV.
Часть четвертая, в которой мы уходим в монастырь. Прямо по льду. Гуляя по Витославлицам, мы вышли на берег какой-то небольшой речушки. Впрочем, возможно, это была и не речушка, а просто заболоченная низина. Сейчас же, покрытая льдом и занесенная снегом, она выглядела очень поэтично. Вдали, за опушкой деревьев, манили башенки и купола Юрьева монастыря. Все вместе напоминало уже не «Чародеев», а, скорее фильм «Жестокий романс», хотя точно такой же сцены там не было. К монастырю от Витославлиц вела и более цивилизованная дорога, однако мы решили идти прямо по замерзшей речушке, благо что через нее легла уже протоптанная нашими предшественниками тропа. И не пожалели. Помимо того, как деревянные церкви Витославлиц оставались вдали, белизна и золото монастыря становились все ближе. Мы перемещались в какой-то прямой системе координат, от точки А к точке Б, по этому арифметически снежному листу. Впрочем, наш путь не был математически абстрактен, а, скорее, наоборот, наполнен впечатлениями. В то время как справа черные ветви ветл и ив (а, может быть, иных деревьев) подчеркивали прозрачность воздуха и синеву неба, слева, на другом берегу Волхова, прямо под упрямой Луной, мы заметили какие-то руины (если повезет, разглядите при максимальном увеличении на фото внизу слева). Ассоциации с руинами завели нас совсем далеко – больше всего они напоминали кинематографический Девоншир из отечественного сериала о Шерлоке Холмсе, в подобном строении скрывался на болотах великий сыщик. Кстати, снимались эти сцены относительно недалеко отсюда – в Эстонии. Однако мы поспешили задать нашим мыслям иное направление и идентифицировали эти руины, как часть Рюрикова городища. Это холм с остатками храма, находящийся вблизи от истока Волхова из озера Ильмень – то есть примерно там, где мы и находились. Первые поселения на этом холме появились еще 4-5 тысяч лет назад. А совсем недавно, в каком-то IX веке, здесь решил поселиться тот самый Рюрик, от которого произошли потом все Рюриковичи. Сначала он обосновался в Старой Ладоге (Альдейгьюборге, как называли ее в скандинавских сагах). Но потом решил основать крепость на этом самом холме и 18 лет она выполняла роль столицы зарождающегося Русского государства, пока преемник Рюрика Олег не основал новую столицу на берегах Днепра. Князья вновь возвращаются на Рюриково городище уже после 1136 года, когда новгородское вече запрещает им селиться в самом Новгороде. Здесь, на Рюриковом городище, жили или останавливались во время походов Александр Невский и Симеон Гордый, Дмитрий Донской и Дмитрий Шемяка. Вокруг норманнской теории происхождения Руси сломано копий намного больше, чем во время Чудской битвы. Но, прибираясь по заледеневшей речке к древнему монастырю и увидев на несколько минут исторические руины городища, мы каким-то седьмым чувством ощутили присутствие этих скандинавских рыцарей. Но вот показался пологий берег и мы подошли к Юрьеву монастырю. Это одна из древнейших обителей на Руси, основанная спустя всего 40 лет после принятия христианства. Ярослав Мудрый, крестившийся под именем Юрия (Георгия), посвятил монастырь своему святому. Монастырь так и называется Юрьевым, а вот его главный храм – Георгиевским. Этот собор лишь немного уступает самому монастырю – он построен в XII веке (оба фото справа). Пожалуй, по красоте и простоте линий этот собор стал для нас самым ярким образцом всей архитектуры новгородской земли. Кому-то он кажется излишне простым, кому-то видится несоответствие между прямоугольным тонким коробом здания и массивными куполами. А мне понравилось именно то, что он, при всей законченности и целостности, не был слащаво-красивым. Византийские кондитеры прошли мимо этого шедевра. Скорее, он напоминал корабль пришельцев, приземлившейся среди снежной равнины. А разве это не есть то самое «не от мира сего», что и должен воплощать храм? Нечто подобное – образ корабля из другого мира - кстати, пытались выразить архитекторы конструктивизма (Корбюзье), чье творчество дошло до нас в виде опостылевших панельных девятиэтажек почему и вызывает у многих отвращение. Сейчас собор внутри реставрируется и службы проводятся в другом – Крестовоздвиженском (выше, слева). … Но мороз не позволял слишком долго думать о странах и эпохах, храмах и пришельцах. На замерзающих ногах мы добрепи до кафе «Исток», где были вознаграждены тарелкой солянки и, после нескольких бесплодных попыток («а там сегодня праздник, мы туда не проедем») смогли, наконец, заказать такси. |