- Ошибка
Дождливая изнанка Падуи, Италия
Первый раз мы были в Падуе в 2002 году. Тогда нас на автобусе привезли в центр города на буквально на пару часов. Мы мало чего запомнили про Падую, но общее впечатление осталось очень ярким и светлым – зелень, вода, персики на лотках и острый сыр, который мы купили на пьяцца дель Эрбе и потом еще ели его целую неделю. Второй раз мы оказались в Падуе через восемь лет. Эти годы не прошли даром – многое изменилось в нас, и не всегда в лучшую сторону. Да и погода не сказать, чтобы радовала – сквозь сероватое небо периодически начинало что-то капать.
И гуляли мы, пожалуй, не по самой парадной части Падуи. Но свое очарование было и в этой прогулке. Пожалуй, если в первый раз мы увидели более праздничную Падую, то во второй раз – более домашнюю… Падуя – достопримечательности этого города разнообразны и богаты. Рядом с известной капеллой Скровеньи, хранящей самый целостный шедевр Джотто, стоит менее известная церковь Эремитани. В ожидании, пока подойдет наше (назначенное через Интернет) время идти смотреть фрески Джотто, мы зашли в эту церковь. С одной из стен смотрел на нас ангел. Как многие ангелы, с детской головкой – но не радостный, а будто готовы заплакать. Плакать ему есть отчего. Когда-то в этой церкви был один из шедевров раннего Возрождения – фрески Андреа Мантеньи. После попадания в церковь бомбы от фресок осталось немного. Сейчас они находятся в процессе перманентной реставрации. То, что разноцветное – это сохранившиеся куски, серое – напоминание о том, что там было. Обратите внимание, как заботливо расположены по серому фону даже крошечные найденные кусочки. Эта церковь выглядит довольно «обитаемой». Кто-то забыл на скамейке сборник церковных гимнов. На стене - недавнее объявление, приглашающее на дискуссию о жизни в христианской общины. Как интересно меняются содержание символов в контексте. На первом плане плаката – хлеб и вино, но это не реклама ближайшего супермеркато, а тело и кровь Христова. Покидаем церковь, кинув пару монеток в ящик с надписью «Offerte per I poveri» - «Пожертвования для бедных». После посещения капеллы Скровеньи (которая заслуживает отдельного разговора), мы решили пройтись вдоль канала и попали в университетский райончик. Падуя (Италия) была университетским городом со времен Ренессанса. На лекции Галилео Галилея здесь собиралось до двух тысяч человек. Чуть я вспомнил об этом – и вот, пожалуйста, факультет физики имени Галилея. Меня это как-то впечатлило. Собственно, в любой стране могут назвать какое-нибудь учебное заведение именем Галилея. Но здесь совсем иное. «Галилей?.. Да, да, помню, был у нас на факультете такой преподаватель… Способный, но ввязался в конфликт с церковью… впрочем, в итоге ему удалось найти компромисс, хотя, понимаете, после этого пришлось его отчислить с кафедры…». Понимаете, о чем я?.. Неразрывность традиции, что ли… Знатные студенты во времена Возрождения прибывал порой в Падую со своей свитой, квартирмейстеры заранее готовили им апартаменты. Впрочем, я уверен, что были среди них и те, кто ходил своими ногами, выискивая угол подешевле… Сейчас объявления крепят на сетку вокруг учебных корпусов. Не знаю, как искали тогда… Может, и точно также. Политическая атмосфера в этом районе сгущается. «Буш, иди домой!» – послание несколько запоздало. Призывают остановить какого-то Джиованарди. «Фашистское дерьмо оккупировало все» - это всегда актуально. Кому-то из студентов университетская жизнь, судя по надписи, уже обрыдла. Маркс, Ленин, Мао, Сталин. О боже. Пожили бы вы при Сталине, хочется сказать.. Впрочем, у них же был свой Муссолини. Интересно, как при нем было с граффити?.. Смотрел сквозь пальцы или можно было схлопотать за такое на десять лет без права переписки?.. Выходим из политизированной области к каналу. Здесь студенческий экстремизм слегка растворяется в текучей воде. Обратим внимание на вот эту часовню. Внешне не очень примечательная, она интересна своей историей. Создав железные дороги и автомагистрали, Италия утратила другой вид пассажирского транспорта - речной. В XV-XVII веках практически от любого города до другого можно было проплыть по сложной системе рек и каналов – порой широких, порой очень узких, но регулярно очищаемых. Вот тут была станция, откуда в Венецию отправлялись ренессансные речные трамвайчики. В часовне каждый мог помолиться перед отплытием. Движение было очень оживленным, и, надо думать, эта небольшая площадь и у моста выглядела совсем иначе… Сейчас берега заросли лопухами и травой. Город Падуя – город галерей. Как и в случае с каналами – от одной площади до другой можно, как правило, дойти по крытой галерее, которая идет по первому этажу дома. Дом заканчивается, но галерея продолжается в следующем. В центральных районах галереи облюбованы галереями (бутиками то есть), а здесь просто жилые дома, лишь изредка увидишь какую-нибудь распродажу. Или кафе студенческого вида, куда мы заглянули. Кофе - 90 центов, круассан – еще 90. Экономненько, по студенчески. На стенах, помимо политических призывов, обитают и всякие забавные персонажи. Если рисунок продержится на стене достаточно долго, он может сделать карьеру – превратиться в украшение для привязи. А самые продвинутые персонажи со временем забираются на пьедесталы, и смотрят на нас свысока. Самый высокий пьедестал - у венецианского льва. Когда-то он тоже был простым венецианским граффити, но когда Падуя вошла в состав Венецианской Республики, благодарные падуанцы пригласили льва в гости и даже построили для него колонну. Какое-то время венецианские львы были выгодным товаром, да и сегодня их можно встретить во всех крупных городах Венето. Да и маршрут «Венеция - Падуя» самый короткий из тех, которые можно сделать из «серениссимы». Некоторые владельцы домов, кстати, боятся, чтобы их рисунки не сбежали от них, и запирают их решеткой. Как, например, этого симпатягу-ослика. К сожалению, у нас не было с собой нарисованной морковки, чтобы его покормить… Галереи выводят периодически на пустые-препустые площади. На каждой из них должен был разыгрываться, наверное, какой-нибудь эпизод из шекспировской пьесы. Но из-за дождя все актеры разбежались по кафе, и только голуби пытаются играть свои версии «Укрощения строптивой»… |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.