Главная Рассказы туристов Дивная поездка в Дивногорье. Часть 1, поселок Анна и Воронеж

Дивная поездка в Дивногорье. Часть 1, поселок Анна и Воронеж

Так как отпуск у большинства работающих людей лишь 28 дней в году, а отдыхать хочется чаще и новых мест хочется видеть больше, мы стараемся придумывать себе интересные маршруты на выходные дни. То в Тарханы съездим в музей Лермонтова, то в Калмыкию, то в Киев на длинные новогодние выходные… В этот раз наш путь лежал в Воронежскую область – очень давно уже я мечтала посетить Дивногорский заповедник и увидеть меловые горы и церкви в скалах. Заодно решили посетить и Воронеж - раз уж будем в тех местах.

Ранним утром в субботу наша команда из 14-ти человек выехала из Саратова на бордовом микроавтобусе «Мерседес». Впереди была дорога до Воронежа (чуть более пятисот километров), краткий осмотр города, а потом еще 130 км до главной цели нашего путешествия – Дивногорского музея-заповедника.

По дороге остановились в поселке Анна – одна из участниц нашей поездки носила это имя, и мы не могли не запечатлеть ее у стеллы с названием города. (Кстати, об именах. У нас в этой поездке было рекордное количество Лен – 6 девушек из 9-ти были Ленами! Поэтому когда кто-то произносил имя «Лена», самым популярным ответом было – «Какая?»).

Пока фотографировали Аню, наш водитель Андрей обнаружил, что у автобуса спустило колесо. Пришлось нам задержаться в Анне дольше, чем планировали – сначала ставили запаску, потом на полчаса заехали в шиномонтаж.

Впрочем, в поселке было что посмотреть. Главная достопримечательность Анны – церковь во имя Рождества Христова.

Она была построена в 1899 году, когда старое здание церкви перестало вмещать всех верующих, которые приходили также из окрестных сёл. Расходы по постройке храма взяли на себя владельцы местного имения князь Барятинский и его супруга. Величественное здание церкви и сейчас производит неизгладимое впечатление, можно только представить себе, каким чудом оно казалось для крестьян начала прошлого века.

Вот, наконец, колесо готово, пора продолжать путь. Вскоре мы въехали в Воронеж. Мы заранее составили краткий маршрут осмотра города, первым пунктом которого был памятник котенку с улицы Лизюкова – герою одноименного мультика. Найти его не так-то просто – авторы памятника разместили котенка Василия именно там, где он и жил – на улице генерала Лизюкова, в Северном микрорайоне города. Сначала мы долго колесили по городу в поисках самой улицы, потом поняли, что искать на длиннющей улице маленький памятник – не очень-то простая задача.
- Давайте остановимся, спросим у местных жителей.
Мы притормозили у первой же остановки общественного транспорта.
- А не подскажете, где тут памятник котенку с улицы Лизюкова?
- Да вот же он, за углом!
Оказалось, что сами того не зная, мы остановились в нескольких шагах от памятника!

С улицы Лизюкова мы вернулись обратно в центр и начали пешую прогулку по историческому центру города. Воронеж в первую очередь поразил нас тем, что был похож на одну большую стройку. Почти по всему городу были перекопаны тротуары, то и дело посреди дороги возвышались кучи песка и тротуарной плитки, асфальтировались дороги, ремонтировались мосты… Причем это не в паре-тройке районов, а действительно на каждом шагу. Такая забота властей о городе, конечно, радовала, но прогулку несколько затрудняла.

Уже вернувшись домой, я выяснила, что в этом году Воронеж отмечает юбилей – городу исполняется 425 лет. Видимо, именно с этим связаны активные дорожные работы. Официальной датой основания города считается 1586 год, когда завершилось строительство деревянной крепости Воронеж. Город-крепость был предназначен для защиты от татарских набегов.
Периодом расцвета города стал конец 17-го века, когда в Воронеж прибыл Петр Первый для построения здесь флота (1695 год). Памятник Петру стоит в Петровском сквере. Первый памятник на этом месте установили в 1860 году на общественные пожертвования. К сожалению, он не сохранился до наших дней – в 1943 году его увезли в Германию на переплавку. Нынешний Петр восстановлен по рисункам и чертежам в 1956 году.

Грустная участь постигла и Благовещенский собор - один из первых храмов на воронежской земле. После революции его закрыли, во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века. Сейчас на его месте находится главный корпус Воронежского Государственного Университета. Возрождение Благовещенского Кафедрального собора началось в 1998 году - в Первомайском саду был заложен первый камень в основание нового собора. Официальное открытие состоялось 6 декабря 2009 года. Нынешний Благовещенский собор - третий по величине православный храм в России и одно из самых высоких зданий в Воронеже, его кресты видны почти из любой части города.

Совсем другое впечатление производит Тихвино-Онуфриевская церковь – гораздо более скромных размеров, стоящая в тихом районе города. Если возле Благовещенского собора фотографировались туристы и шумели свадебные кортежи, то у ворот этой церкви собралось в ожидании богослужения лишь несколько местных жителей.
- А вы откуда? – спросила нас одна из женщин.
- Мы из Саратова.
- Ну заходите, церковь сейчас откроется, будет служба. Только пусть девушки головы покроют.
- Ой, а у нас нечем…
- Ну ничего, заходите, я вам дам платки…

Эта церковь была построена во второй половине XVIII века фабрикантом Потапом Никитичем Гардениным, который жил поблизости. Недаром переулок, ведущий к церкви, называется Фабричным – у Гарденина здесь был целый комплекс жилых и производственных построек.

Церковь на протяжении полутора столетий была семейным храмом рода Гардениных. После революции, как водится, храм закрыли, на территории церкви советская власть разместила концлагерь, в котором содержалось несколько сот человек. После войны и до начала 1980-х годов в церкви работала фабрика «Игрушка», потом лет десять храм пустовал. В октябре 1990 года Тихвино-Онуфриевская церковь со всем прилегающим участком и постройками была возвращена епархии.

Вообще на территории Воронежа много церквей, многие из них старинные и с интересной историей. К сожалению, у нас не было времени посмотреть все. Еще один, до которого мы дошли – Покровский кафедральный собор, главный собор Воронежа.
- До революции церковь считалась образцом классицизма и одной из красивейших построек в городе, - зачитала я фразу из путеводителя.
- А сейчас?
- А сейчас, видимо, вкусы воронежцев изменились.
Здание действительно очень красивое и действительно образец классицистического стиля.

Храм был построен в XVIII веке, но на протяжении следующего столетия неоднократно достраивался и перестраивался. Основное строительство окончено в 1835 году, а отделка — в 1841-м. Интересный факт – несмотря на то, что собор был закрыт после революции (в здании располагался Антирелигиозный музей), его возвратили православной общине и разрешили проводить службы уже в 1948 году.

Мы продолжили прогулку по улице Карла Маркса. Начинается она в шумном центре города как вполне широкая проезжая улица, но постепенно сужается, становится все более безлюдной и круто спускается к реке Воронеж. Эта часть прогулки понравилась мне больше всего. Ощущался в этой тихой улочке какой-то неповторимый колорит, удивительная атмосфера.

Даже полуразрушенные дома и пошарпанные лестницы не ужасают и не нагоняют тоску – может быть потому, что воронежцы умудряются сделать из них произведение исскуства.

Мы спустились к Адмиралтейской площади, посмотрели на нее издалека (вся площадь, разумеется, была перекопана и завалена тротуарной плиткой). Тут нас ждал наш микроавтобус, мы погрузились в него и отправились в Дивногорье.

Продолжение следует!
Опубликовать в своем блоге livejournal.com