Главная Рассказы туристов Англия. Путешествие в Девон и Корнуолл, часть 1.

Англия. Путешествие в Девон и Корнуолл, часть 1.

Когда мы еще только планировали свою вторую поездку в Лондон, мы обсуждали, куда можно съездить за пределы столицы. В качестве вариантов предлагались Эдинбург, Кардифф и Корнуолл. Конкретно в Корнуолле Люк мечтал увидеть Тинтагель - замок, в котором по легенде родился король Артур. Сложность этого варианта заключалась в том, что было непонятно, как добраться до этого Тинтагеля общественным транспортом. Поезда туда вроде как не ходили, автобусы если и ходили, то непонятно откуда и когда. Своими сомнениями Люк поделился с нашими лондонскими друзьями – Денисом, Семеном и Леной, которые и предложили нам отправиться в это путешествие вместе, взяв в аренду автомобиль.

Добраться до Плимута из Лондона проще всего на поезде или автобусе. Наши друзья выбрали последний вариант. По идее ехать мы должны были 5 часов, но на выезде из Лондона попали в огромную пробку, так что время в пути получилось примерно на час больше.

Ну а пока мы едем, расскажу немного об истории Плимута. Этот город находится в графстве Девон. Впервые он упоминается в исторических документах как Плимптон, что переводится «селение среди сливовых деревьев». Селение дало название речке Плим. А когда возник город, поглотивший Плимптон и еще одну деревню Саттон, он получил название Plymouth - устье реки Плим. Город быстро стал крупнейшей морской базой Англии. В XVI веке здесь жил Фрэнсис Дрейк - отважный английский мореплаватель и пират. Королевский флот стоял в Плимуте во время войны с Испанией, и именно отсюда отплыл Дрейк, чтобы разбить Испанскую Армаду в 1588 г. В 1620 году из Плимута отплыл знаменитый корабль Mayflower, который доставил в Северную Америку первых английских колонистов. А в 1772 г. отсюда отправился во второе трехлетнее кругосветное путешествие Джеймс Кук.

Порт и сейчас является главной достопримечательностью Плимута и не потерял своего значения для экономики Англии.

Мы приехали в Плимут часов в десять вечера. Дороги к гостинице никто не знал, а подъехавший водитель кэба попросил всего 5 фунтов и мы согласились. Первый раз мы прокатились в кэбе! Все удовольствие, правда, длилось не больше пяти минут, но зато упало в копилку вещей, которые можно сделать только в Англии!

Местом нашего обитания на эти выходные стал guest house под названием «Старый пирс». Мы думали, как правильнее всего перевести на русский этот «guest house» и решили, что больше всего это похоже на мини-отель. Стандартный трехэтажный домик на 6 или 7 комнат, в полуподвальном этаже - столовая. Стоимость двухместного номера - 45 фунтов.

Однако выяснилось, что попасть сюда в позднее время не так-то просто! Несмотря на наши настойчивые звонки, дверь никто не открывал. Мы уже начали прикидывать, в какие окна стучать, но к счастью, вернулись с прогулки двое постояльцев отеля со своим ключом. Они впустили нас и постучали в дверь комнаты хозяйки. Бодрая маленькая старушка, Венди, выскочила в коридор и крайне удивилась, увидев пятерых человек с вещами.

- Как вы сюда попали? Как вы вошли?

Мы стали объяснять, что звонили, но никто не открывал, однако Венди утверждала, что ничего не слышала… С нашей бронью, к счастью, все было в порядке и уже через несколько минут мы заселились - Семен с Леной на первом этаже, мы с Люком и Денис - на втором. Номера оказались довольно просторными, очень чистенькими и опрятными. Холодильника, правда, не было, а также, к нашему с Леной сожалению, отсутствовал шампунь, зато было все необходимое для приготовления горячих напитков - чайник, чашки, пакетики с чаем, кофе, горячим шоколадом, сливками и сахаром. А в номере Дениса были еще потрясающие мохнатые подушки, с которыми мы весело подурачились.

В первый вечер, едва зайдя в номер, мы тут же прибавили мощности в батарее, чтобы в комнате было потеплее. И уснули в очень комфортных условиях. Однако, когда проснулись утром, в номере было очень холодно. Батарея была ледяная и никакие манипуляции с регулятором мощности не помогли. Мы поинтересовались у Венди о причинах таких температурных колебаний.

- В 12 часов ночи я выключаю отопление, - ничуть не смутившись, объяснила Венди. - Жильцам жарко, когда отопление всю ночь включено.
Мы не стали обращать внимания на явную нелогичность этого заявления - если кому-то жарко, можно просто уменьшить мощность батареи - а просто попросили не выключать отопление, потому что лично нам - холодно.
Венди, видимо, такого не ожидала и на несколько секунд пришла в замешательство в поисках новых аргументов. Наконец, она воскликнула:
- Это Англия!
И этим было все сказано…

Утром мы поднялись довольно рано (спасибо Семену, который будил нас настойчивым стуком в дверь все три дня!), дрожа от холода, выбрались из-под теплого одеяла и спустились в столовую на завтрак. Для начала нам предлагались фрукты в ассортименте, соки, мюсли, молоко. Но тут же появилась Венди и поинтересовалась, нести ли нам full English breakfast. Мы радостно согласились. Попробовать настоящий английский завтрак! В наш первый приезд мы выбрали гостиницу с континентальными завтраками - по финансовым соображениям. Правда, и они были более чем обильными и позволяли наесться до отвала. А тут... на огромной тарелке лежали: яичница из двух яиц, две сосиски, поджаренные ломтики бекона, грибы, фасоль. Ко всему этому добавлялись также тосты, масло, джем, кофе (или чай). Было вкусно. Но весь завтрак я одолеть не смогла. Не знаю, как с ним справляются англичане...

Распихав все оставшиеся фрукты по карманам (только на третий день Венди просекла, что что-то тут не ладно и положила фруктов в два раза меньше), мы захватили вещи и отправились за машиной. Через несколько минут нашим глазам открылось великолепие знаменитой Плимутской гавани. Утро было солнечным, и вода была окрашена в нежно-голубой цвет. Сквозь утреннюю дымку был виден остров Дрейка, похожий на фантастический корабль или замок. А на берегу, по которому мы шли, возвышались стены королевской цитадели и полосатый красно-белый маяк. Несмотря на то, что времени было мало, мы не могли удержаться от фотографирования всего вокруг.

Пока ребята договаривались насчет машины в прокатной конторе (не имея ни прав, ни знания предмета, мы в этот процесс не вмешивались), мы с Люком прогулялись вокруг и познакомились с двумя котами. Они ели что-то из миски на заднем крыльце конторы, но, увидев нас, бросили свой завтрак и уставились двумя парами настороженных глаз.
- Они дикие, - пояснил подошедший местный работник. - Приходят только поесть. Мы зовем их Джинджер и Блэк.
Очень логично, если учесть, что один кот был рыжим, а второй - черным!

Для нашего путешествия был выбран автомобиль Фольксваген.

Семен сел за руль - он был, собственно, единственным, кто мог это сделать - Лена рядом, а мы с Люком и Денисом устроились на заднем сиденье. В принципе, было довольно комфортно, если не считать процесса пристегивания / отстегивания ремней безопасности. Вот тут втроем приходилось тесновато и с нашего сидения доносились возгласы:
- Где там эта штука?!
- Отстегните меня, пожалуйста!
- Ты пытаешься пристегнуться к моему карману, - и так далее в этом роде.

Почти без приключений мы выехали из города и отправились на поиски нашей первой и самой главной цели - замка Тинтагель. По дороге мы попросили Люка рассказать легенду, связанную с этим замком.

В VI в. н.э. король Утер Пендрагон влюбился в Игрейну, жену герцога Корнуоллского Горлуа. Своей красотой Игрейна затмевала всех женщин Британии. Герцог увез жену от королевского двора и спрятал в замке Тинтагель. Замок стоял на острове, соединяясь с землей лишь тонким мостиком, который могли поднять три человека. Утер пошел войной на герцога, но не мог проникнуть в замок. Тогда он прибегнул к помощи Мерлина, который дал ему облик герцога Корнуоллского. И под видом герцога король проник в замок и провел ночь с Игрейной. Согласно легенде, та была уверена, что с ней ее муж... но утром пришло известие, что тот погиб в бою... и этой ночью был зачат король Артур.

Люк с Леной продолжали обмениваться фактами из жизни Артура, а мы с интересом слушали и любовались окрестностями. Но очень скоро нам стало не до этого. Дорога так сильно петляла вправо-влево, одновременно круто спускаясь вниз и снова поднимаясь в гору, что нас начало укачивать - всех, кроме Семена. Это при том, что раньше мы с Люком совершенно спокойно переносили длительные автобусные путешествия (помню только один раз, когда меня укачало - после дегустации вин в Сьене). Видимо, виной всему английские дороги - или английские завтраки! Так или иначе, приехав наконец в Тинтагель (это же название носит деревня недалеко от замка), мы с облегчением вывалились из машины.

В деревне Тинтагель чуть ли не в каждом доме есть магазин сувениров, связанных с королем Артуром или так или иначе эксплуатирующих кельтскую и рыцарскую тематику. Но магазинчики мы решили посетить на обратном пути, а пока пошли по проселочной дороге мимо желто-зеленых холмов. «Tintagel Castle» - гласила надпись на дорожном указателе, а ниже - это же название на корнуоллском языке. Сквозь холмы уже просвечивал ярко-синий океан - на этот раз действительно океан, так как, направляясь в Тинтагель, мы пересекли полуостров Корнуолл поперек и приехали на северо-западное побережье, к Атлантическому океану.

Как и говорилось в легенде, замок стоит на острове, точнее, на скале. Собственно говоря, от замка мало что осталось - несколько развалин, да и то не артуровского времени, а более поздние.

Но главное в этом месте - это необыкновенно красивая природа. Ничего подобного я в своей жизни не видела и порой даже не верила собственным глазам - создавалось впечатление, что смотришь на фотографию или картину. Очень повезло с погодой, день был солнечный и ясный, и от этого краски неба, океана и травы казались особенно яркими.

По узкой деревянной лестнице мы поднялись на самую верхнюю точку острова. Океан, переходящий на горизонте в небо, раскинулся под нашими ногами. От великолепия природы захватывало дух...

Надо сказать особое спасибо Семену за то, что мы успели за эти два дня увидеть так много интересных мест. Ведь дай нам с Люком волю - мы возле каждого красивого вида застрянем надолго с фотоаппаратом, потом еще решим передохнуть и устроить пикничок... и так далее. Семен же постоянно держал нас в тонусе и не давал задерживаться в одном месте слишком долго.
- Пойдемте, у нас впереди еще... - и далее шел список перечисления того, что у нас впереди, который примирял с необходимостью расставания с очередной красотой.

Но здесь, на вершине Тинтагеля, даже Семен позволил себе немного расслабиться. Мы устроились на мягкой густой траве, достали наш вездесущий термос (где он только с нами не был!) и минут десять пили чай с видом на океан.

Спустившись вниз к подножию скалы, мы побродили по берегу океана, попробовали залезть в пещеру, которая пронизывала скалу насквозь, пофотографировались на фоне водопада. Потом зашли в кафе, расположенное тут же рядышком, и попробовали традиционное корнуоллское угощение - булочка-сконс (о том, что такое сконс - как-нибудь расскажу подробнее), клубничный джем и нежная сметана. Сконс разрезаешь пополам, мажешь сметаной и сверху джемом - получается очень вкусно.

После чаепития мы вернулись в деревню, где посмотрели на еще одну местную достопримечательность - самый старый в Англии почтовый офис. Приземистое каменное строение с покатой крышей датируется XIV столетием и похоже на жилище каких-нибудь сказочный существ - троллей или гномов.

Из темных веков мы отправились в позднее Средневековье. Где-то в глубине Тамарской долины, в 16 км от Плимута запрятана усадьба Cotehele House. По дороге мы по-разному склоняли это название, а по прибытии сразу спросили о правильном произношении у местных служащих. Оказалось - Котиль. Это один из наиболее сохранившихся средневековых домов в Англии. Он был построен между 1485 и 1560 гг. и уже 600 лет принадлежит семье Эджкомбов. Большой дом из темно-серого камня, увитый плющом, вызывал в памяти книги об английских аристократах, живших в таких усадьбах, ездивших отсюда на охоту, принимавших здесь гостей…

Мысли об охоте особенно уместны в холле усадьбы, посреди которой стоит огромный деревянный стол, в камине потрескивают дрова, а все стены плотно увешаны самым разнообразным оружием - от холодного до огнестрельного. Находясь в этом холле, да и во всем доме, мы испытали сочувствие к его обитателям - от каменных стен исходил холод, и единственное место, где можно было чувствовать себя более или менее комфортно - рядом с камином.

В доме было запрещено фотографировать, но мы сумели сделать несколько кадров (в лучших традициях - один «стоит на шухере», другой фотографирует). Комнаты дома поражали глаз богатыми интерьерами, старинной мебелью, огромными гобеленами. Больше всего меня впечатлила кухня, в которой реконструирована обстановка Средних веков. Мы долго с интересом изучали внушительных размеров ножи, толкушки, ярко начищенные кастрюли, прочую посуду, а также всякие загадочные приспособления, о назначении которых можно было только догадываться. Вообще я заметила еще с замков Луары, что мне как-то особенно интересно разглядывать в них именно кухни. Мне кажется, что здесь в наибольшей степени сохраняется колорит далеких веков. Это не парадная сторона жизни, а одна из ее сокровенных частей.

Как и в любой усадьбе, в Котиле есть сад. День уже перевалил через середину, и деревья были окрашены удивительно нежным солнечным светом, а их отражение в неподвижной воде пруда напоминало картину Моне. Все вокруг дышало спокойствием и умиротворением. И только нам пора было мчаться дальше...

В заключение поездки мы решили посетить кельтские камни, которые нашла в своем путеводителе Лена. Сложность заключалась в том, что камушки просто стояли рядом с дорогой и никаких указателей к ним не было, нужно было ориентироваться только по карте. Уставшая Лена пыталась определить дорогу, среди экипажа начали зарождаться пораженческие настроения:
- Может, поедем в Плимут, ну их, эти камни?..
Но Люк, Лена и я настаивали на дальнейших поисках, так что нас оказалось большинство.

В какой-то момент мы подъехали к кольцевой развязке, от которой отходило сразу пять дорог.
- По какой дороге ехать? - задал резонный вопрос Семен.
- Погоди, погоди, не могу разобраться... - зарылась в карту Лена.
«Погодить», однако, было трудно. Остановиться на развязке нельзя, свернуть на одну из дорог - тоже, так как было неизвестно, удастся ли потом развернуться, если дорога окажется не та. В итоге Семен начал нарезать медленные круги по этой развязке... А нам и так было по-прежнему дурновато от езды по английским дорогам! На пятый или шестой круг весь экипаж начал дико вопить:
- Саймон, хватит!!! Не надо!!!
Наконец Лена определилась с маршрутом и наши мучения временно прекратились...

Камушки возникли слева от дороги совершенно неожиданно.
- Вот они! Ура, нашли!!!

Они стояли прямо возле дороги, на небольшой полянке, обнесенные зеленой изгородью. На камнях были вырезаны кельтские руны. Вокруг полянки на зеленом лугу паслись идиллические черно-белые коровы.

Когда мы выбрались из машины, с нами словно что-то случилось. Видимо, сказался долгий насыщенный день и утомительные поиски. С оглушительными воплями мы принялись скакать по поляне, а потом взялись за руки и с песней «33 коровы» водили хоровод вокруг камней... Думается, такого за они за свою долгую историю еще не видели...

Опубликовать в своем блоге livejournal.com