Собор открылся нашему взору не со стороны одноименной площади, а с одной из боковых улиц – скорее всего это была Рыльский переулок. С этого ракурса не видно колокольни и именно таким собор понравился мне больше всего.
Ну а потом, конечно, вышли на площадь и насладились зрелищем во всей красе. Колокольня сама по себе не то чтобы некрасива, просто мне показалось, что своими габаритами она слишком отвлекает внимание от собора и как-то подавляет его.
Софийский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами.
Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен — войска Батыя "пощадили его дивную красоту".
На рубеже XVII-XVIII веков собор был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Угроза разрушения вновь нависла над Софийским собором в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии. Спасло собор вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник.
Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Оранта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».
На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити - настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. Авторы большинства надписей обращаются за поддержкой к Богу ("Помилуй раба твоего Константина"), но есть и граффити «дневникового» типа: "Такого-то числа марта прогремел гром" или "Такого-то числа такого-то года умер наш князь Ярослав". Использовались стены собора и для фиксации сделок – например, есть запись о том, что некая княгиня купила землю за 70 куниц и еще 10 пожертвовала на храм.
В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Сохранилась могила Ярослава Мудрого, с которой связана мистическая история в духе Дэна Брауна. Начинается она в 1939 году, когда саркофаг Ярослава был вскрыт и останки, найденные в могиле, отправлены на исследование в Ленинград. Ученые из Института антропологии установили с высокой долей вероятности, что один из трех скелетов, найденных в захоронении, принадлежит Ярославу Мудрому.
Помимо останков князя в захоронении были найдены фрагменты еще двух скелетов - женского и детского. И с тех пор ученые гадают, чьи же это могли быть останки и как они туда попали. Один из вариантов - что рядом с Ярославом была захоронена его единственная жена, скандинавская принцесса Ингегерде (в крещении – Ирина). И совсем ничего не известно о том, кем приходился Ярославу ребенок, похороненный вместе с ним.
После проведения исследований все три скелета были отправлены обратно в Киев и помещены в саркофаг. В 2009 году саркофаг вскрыли снова для того, чтобы с помощью новых научных методов дать ответ на старые загадки, связанные с именем Ярослава Мудрого и его захоронением. Но ученые обнаружили при вскрытии саркофага только мужские останки – женские кости и череп ребенка из могилы исчезли. Более того, в результате антропологического исследования было доказано, что найденные в саркофаге останки не имеют никакого отношения к княжескому захоронению и принадлежат неизвестному мужчине.
Были ли останки, отправленные в 1939 году в Ленинград, и в самом деле подлинными? Вернулись ли они в Киев или были потеряны в блокадном Ленинграде? А если останки князя все же были возвращены в Софийский собор, то где они находятся сейчас? Если когда-нибудь на эти вопросы удастся получить ответ, то они станут настоящей сенсацией. А пока что остается лишь писать на эту тему приключенческие романы…
На Софийской площади стоит памятник Богдану Хмельницкому, одному из самых известных гетманов Украины.
Идея об установке памятника возникла в 1868 году. Согласно первоначальному проекту скульптора Михаила Микешина скульптурная группа должна была содержать конную статую гетмана, под копытами его лошади распростертый труп иезуита, за конем падающая со скалы фигура польского пана, еще ниже — труп еврея-арендатора, вцепившегося в награбленную им церковную утварь. Но еврейская и польская общины Киева выступили против проекта, и из соображений политкорректности от большинства элементов памятника пришлось отказаться. Собственно, остались только гетман и конь. Статую отлили в Петербурге в 1879 г. Несколько лет Хмельницкий стоял на простом кирпичном постаменте, так как не было денег на пьедестал. Лишь в 1888 году скульптурная композиция была полностью завершена.
От Софийской площади открывается великолепный вид на Михайловский Златоверхий собор, но мы подойдем к нему позже, наш путь лежит по Владимирской улице. Это одна из старейших улиц Киева. Часть улицы (от Десятинной церкви до Софийских ворот) возникла не позднее конца X века, а уже в XI веке Владимирская улица достигла тогдашней западной границы города.
Это была главная городская улица, ведущая от парадного въезда - Золотых ворот до главного храма - Софийского собора и княжьих и боярских дворцов Верхнего Города (Старокиевской горы).
Владимирская улица выводит нас к Андреевской церкви – нарядной, разукрашенной, похожей на детскую игрушку.
Церковь расположена на высоком холме, что, с одной стороны, придает ей эффектности, с другой – оползни постоянно угрожают ее сохранности.
Легенда говорит, что некогда на месте Днепра было море. Когда в Киев пришел святой Андрей и поставил крест на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, море ушло вниз и спряталось под горой. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе колоколов вода проснется и зальет весь Киев.
Андреевская церковь была построена по заказу императрицы Елизаветы Петровны, которая собиралась разместить в Киеве свою летнюю резиденцию.
Проект церкви разработал в 1748 году Бартоломео Растрелли, а воплощал его идеи в жизнь московский архитектор Иван Мичурин. Строительство было начато в 1749 году и через три года было завершено. Однако после смерти императрицы императорский двор не подержал ее интерес к киевским храмам, и Андреевская церковь уже в течение нескольких первых лет с момента окончания строительства пришла в запущенное состояние. По сути с момента завершения строительства и по настоящее время в церкви не прекращаются реставрационные и восстановительные работы и попытки укрепления склона холма. Но все эти меры со временем утрачивают эффективность. Общественность уже не один год добивается внесения Андреевской церкви в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, но по правилам этой организации, все объекты, вносимые в реестр, должны находиться в хорошем состоянии, конструкции должны быть надежными, а интерьеры – отреставрированными. Вот такой получается замкнутый круг – пока церковь не признана национальным достоянием, нет средств на ее масштабную реставрацию, а пока ее не отреставрируют, она не может быть внесена в список ЮНЕСКО.
К сожалению, в Киеве много таких мест, при виде которых сердце щемит одновременно и от восторга, и от грусти, что скоро мы потеряем эту красоту…
Рядом с Андреевской церковью стоит памятник героям фильма «За двумя зайцами» Проне Прокоповне и Голохвастову. Место для памятника выбрано не случайно – фильм снимался около Андреевской церкви. С широкой чугунной лестницы, ведущей к церкви, был сброшен жених Прони Прокоповны - Свирид Голохвастов.