Посмотрев базилику Сант-Андреа и Ротонду Сан-Лоренцо, мы вышли на ось, состоящую из трех площадей и ведущую к главному замку города – Палаццо Дукале. Первая площадь – это Piazza delle Erbe. На ней наше внимание сразу привлекает Часовая Башня (la Torre dell'Orologio), за которой стоит Palazzo Ragione. Замыкает площадь Palazzo Podesta.
Сквозь узкий проход мы попадаем на следующую площадь - Piazza Broletto. На ней мы можем разглядеть боковой фасад Palazzo Podesta. На нем можно обратить внимании на любопытную деталь – статую, изображающую сидящего Виргилия. На лице его мечтательная улыбка, глаза прикрыты, пальцы странно сведены – такое впечатление, что он медитирует. А может быть, обдумывает, кого из своих недругов приписать к какому из кругов ада. Статуя была создана в XIII веке каким-то художником из Вероны.
Из любопытного на площади – фонтан трех рыб. Три рыбы сплелись хвостами и привычно выбрасывают в каменную чашу струи воды.
Через проход идем дальше, на самую большую площадь в центре города – Piazza Sordello. Обернемся и бросим взгляд назад. В узком проходе кем-то повещено зеркало – пейзаж двоится, превращается в иллюзию…
А тут - наоборот, признак устоявшегося быта. Дверной звонок, не менявшийся, возможно, лет сто.
Piazza Sordello - главный центр политической, общественной, художественной жизни Мантуи еще с римских времен. Последние находки римской мозаики были найдены здесь совсем недавно – в 2006 году.
Обратим внимание на палаццо, находящееся слева от нас. Это палаццо Бонакольси, называемое также палаццо Кастильоне. Изначально оно принадлежало графам Бонакольси – это были первые сеньоры Мантуи, продержавшиеся в этом качестве недолго. Именно с их изгнания и началось в Мантуе владычество Гонзага. Около 1700 года здание перешло к семье Кастильоне. Самый известный член этого семейства к этому времени уже покинул земной мир, но можно вспомнить о нем, проходя мимо стен палаццо. Родившийся близ Мантуи Бальдассаре Кастильоне всю жизнь был на дипломатической службе при дворах Урбино и Мантуи. Во время пребывания в Риме он сдружился со многими художниками и писателями того времени. Доказательства этому – портрет Бальдассаре Кастильоне кисти Рафаэля висит в Лувре.
Прославился же Кастильоне своей книгой «Придворный», в которой воплотил свои представления о том, каким должен быть человек, приближенный ко двору. Литературная традиция сформировала у нас образ придворного как человека, чаще всего, мелкого, угодливого, суетливого. Идеальный придворный у Кастильоне совсем иной. Он наделён всеми достоинствами совершенного, всесторонне образованного и утончённо воспитанного человека. Он умён и красив, широко эрудирован в самых разных областях знания, одарён творчески — поэтически и музыкально, наделён всевозможными добродетелями, скромен, приветлив и обходителен. Как и любой идеальный образ, он расходился с реальностью. Но именно благодаря влиянию книги Кастильоне в начале XVI века дворы Мантуи и Урбино считались эталонами хороших манер. Именно сюда приезжали знатные люди из разных итальянских государств, чтобы научиться держать себя достойно. Сегодня в здании открыт роскошный отель, но принадлежит оно, как ни странно, тому же семейству Кастильоне. В семейном архиве до сих пор хранится и рукопись «Придворного». Но пойдем дальше. Перед нами – Дуомо, городской собор. В Мантуе, как и в Риме, он носит имя святого Петра (Cattedrale di San Pietro). Собор был построен между 1395 и 1405 годами на месте раннехристанской базилики, уничтоженной пожаром. В 1545 году Джулио Романо, который в Мантуе много где поработал, перестроил и этот собор, пощадив, однако, романский фасад. Но в 1761 году дошли руки у мантуанцев и до фасада, так что сегодня мы видим экстерьер XVIII века.
Пока идем от собора к Палаццо Дукале, посмотрим под ноги. Площадь выложена мелкими камушками. На первый взгляд, они выложены абсолютно хаотично. Однако видно, то по периметру площади камушки образуют правильную двойную линию. Не знаю, что она обозначала – может быть, границу для торговых рядов, или для герцогского караула, или была чисто эстетическим элементом.
И вот мы входим в аркады Палаццо Дукале – Герцогского Дворца.
Первоначально в его конструкции легко запутаться, если не знать, что дворец мантуанских герцогов – это огромный конгломерат зданий, строившихся на протяжении почти четырехсот лет. Здания комплекса связаны между собой коридорами и галереями, украшены внутренними двориками и садами. Весь комплекс включает около 500 комнат, общая площадь 34 тыс. м2. Самое старое здание – именно то, фасад которого выходит на Пьяцца Сорделло. Оно называется Палаццо дель Капитано и напоминает о той поре, когда первые Гонзага носили звание «Капитано дель Пополо» - «Капитан Народа». Впрочем, правды ради нужно заметить, что выстроено палаццо было еще Гвидо Бонакольси, носившим то же звание в пору владычества его семейства. По крытой галерее идем к Magna Domus – Большому Дому, еще одному зданию в герцогском комплексе. Именно через него сегодня могут попасть в Палаццо Дукале туристы. Но давайте еще на несколько минут оттянем посещение дворца. Обратите внимание на любопытную приманку для туристов – небольшой домик напротив входа в Герцогский дворец украшен баннером с надписью Casa di Rigoletto.
Риголетто, герой одноименной оперы Верди, по сюжету действительно является шутом герцога Мантуанского. Однако реального исторического прототипа у него не было – в отличие от Трибуле, шута Франциска I, героя пьесы Гюго «Король забавляется». Именно это произведение стало основой для либретто оперы. Однако венецианская цензура не позволила сделать героем оперы французского короля, зато почему-то согласилась на мантуанского герцога (возможно, потому, что герцогство к тому времени уже перестало существовать).
Сегодня в «Доме Риголетто» находится туристический офис, перед которым стоит памятник печальному шуту. На мой взгляд, подобные конструкции вполне могут иметь место. Хотя работать с сюжетом нужно тщательнее – в либретто Верди важную роль играет тот факт, что дом Риголетто находится за городом, а никак не перед носом у герцога... Во дворец герцога мы попадем в следующей части.
|