Главная Прогулки Прогулка по сельской Англии-II:«публичная тропа», замок Лаллингстоун, римская вилла.

Прогулка по сельской Англии-II:«публичная тропа», замок Лаллингстоун, римская вилла.

Публичная тропа – это не просто тропинка, не просто дорожка. Это специфическое явление в такой стране, как Великобритания, аналогов которому в России я не знаю (то есть, может они и есть, просто я их не знаю). Безусловно, стоит поподробнее расказать о нем в нашем журнале о путешествиях. Помните старика Френкленда из «Собаки Баскервилей»? Который то запрещает проход через свои владения, то «разломает собственными руками чью-нибудь калитку и заявит, что здесь спокон веков была проезжая дорога - пусть хозяин подает на него в суд за нарушение границ чужого землевладения». Только походив по сельской Англии пешком, можно понять, почему жители соседней деревушки то носили его на руках, то сжигали чучело.
Все поля и пастбища огорожены заборами. Деревушки между ними раскинуты достаточно прихотливо. Поэтому, если по землям какого-нибудь ленд-лорда нельзя пройти, это удлиняет пусть в два, три, а то и пять раз. Эту проблему как раз и решают публичные тропы, проложенные через поля и доступные всем желающим. От дорог тропы отличаются тем, что они (за крайне редким исключением) узкие, не асфальтированные, на машине, да частенько и на велосипеде по ним не проедешь. От простых сельских тропинок они отличаются тем, что их маршрут четко определен. Как правило, по бокам они отделены от частных владений небольшими изгородями. Между владениями, окружающими изгородь, периодически встречаются небольшие перемычки, по которым владельцы могут перегонять скот из одной части поля в другую. От тропы перемычки также отделены оградой. Так что, если вы наткнулись на такую перемычку, нужно по специальным ступенькам перебраться через нее, перейти перемычку, еще раз перелезть ограду и продолжить путь. В популярных у хайкеров местах публичные тропы отмечены стрелками и надписями (в разных графствах - разными). Следите за ними, ибо потерять публичную тропу проще простого, а вернуться на нее – не так-то легко. Иногда, например, публичная тропа «как бы сливается» с хорошей асфальтированной дорогой. Натурально, возникает ощущение, что вы наконец-то вышли на нормальный путепровод, и по нему теперь и нужно топать. На самом деле, скорее всего, публичная тропа продолжается после дороги неприметным ответвлением. А свернув с нее, вы рискуете не увидеть много интересного. Но мы с вами остановились на мостике через Даррент. От него, следуя стрелкам с DVP, нужно пройти несколько живописных полей и пересечь бетонную дорожку (это как раз тот самый случай, когда нельзя дать себе свернуть на нее). По дороге можно увидеть плантации хмеля, вьющегося по проволоке (в октябре мы были лишены этого удовольствия). Там же мы встретили симпатичную лошадь в штанах. На следующее бетонной дорожке нужно довериться указателю DVP и свернуть направо. По пути вам встретиться и ферма Castle Farm и магазин «Hop Shop», который как раз и работает при этой ферме. В уютном магазине хочется купить все: и местные яблоки, и местное вино, и книжечки про местных знаменитостей. Но в итоге мы поняли, что ничего не хочется таскать с собой весь день, и ограничились парой кексов, тоже местных. Однако, если вы любите всякие экологические примочки, то с пустыми руками отсюда не уйдете.

После магазина нужно пройти метров 300 и вы увидите Туристический центр Лаллингстоуна – это фактически маленький магазин, столики снаружи, пара стендов. При этом основная дорога свернет направо, а вам – налево. В туристическом центре можно выпить чашку кофе, взять бесплатную брошюру или купить платный путеводитель. Можно просто посидеть за деревянными столами. Мы так и сделали, благо в термосе был чай, а в рюкзаке – сэндвичи. Подошли две пожилые женщины с двумя собаками. Собак привязали к лавочке на улице. Рядом с кафе стоят несколько мисок для животных и проведен краник с водой - можно напоить свою собачку или кошку. В общем, каждый наслаждался, как мог. После туристического центра нужно идти прямо вдоль реки (река справа) около 500 метров, пока вы не увидите замок Лаллингстоун. Сам замок – это тюдоровский особняк, в котором останавливался несколько раз Генрих VIII. Ворота с башнями были перестроены в неоготическом стиле при королеве Анне (начало XVIII века). В самом замке можно увидеть много достойных экспонатов – фамильные портреты, кровать королевы Анны и рыцарский шлем, который владелец замка сэр Джон Харт одевал на знаменитом Поле золотых одежд в 1520 году. В церкви святого Ботольфа можно увидеть надгробия чренов семейства Харт, в том числе Персиваля Харта, который сумел сделать карьеру при королеве Анне после ее визита в Лаллингстоун. Дочь сэра Персиваля, Анна, была сосватана за сэра Томаса Дайка. Но во время их праздника, посвященного их помолвке, она сбежала к своему возлюбленному – морскому офицеру (судя по экранизации «Алисы в стране чудес», в Англии это в порядке вещей). Через девять лет моряк умер (неизвестно, были ли они женаты), и Анна с удивлением обнаружила, что сэр Томас не отозвал свое предложение руки и сердца, после чего и вышла за него. Вот уж действительно «долгая помолвка». Впрочем, если вы хотите увидеть все эти многочисленные артефакты, нужно спланировать свой поход в замок в период с мая по август, и обязательно подгадать на субботу или воскресенье, да причем придти в интервале между 14.00 и 18.00. В любое другое время, лишь только вы мужественно перешагнете через цепь, преграждающую пусть в имение, из особняка выйдет пожилой мужчина в зеленом свитере и начнет кричать вам «Can I help you?», что в переводе означает «Выметайтесь-ка немедленно отсюда!». Но если и так, не отчаивайтесь. Самый интересный аттракцион у вас впереди. До него нужно пройти еще 500 метров. Слева вы увидите жутковатый гибрид подземной стоянки и склада металлолома. На самом деле, это саркофаг, скрывающий один из лучших музеев Англии – Римскую виллу в Лаллингстоун (Lullingstone Roman villa), уникальный артефакт, где можно найти Античность всего в часе езды от Лондона. Что такое хороший музей? Это не так просто определить. Иногда огромное хранилище редкостей оставляет лишь ощущение хаоса и непонимания. А иногда компактный музей оставляет целостное, яркое и глубокое впечатление. Музей Lullingstone Roman villa – именно из таких «моно-музеев».

Тема Римской Британии меня заинтересовала еще в детстве, когда я прочел трилогию Мэри Стюарт о Мерлине. Правда, там действие происходит после уходы римлян с острова, но тема римского наследия проходит нитью через первые две книги, как минимум. Римские легионеры, оказавшиеся в далекой северной стране, столкновение и взаимопроникновение культур, слияние в одну систему разных культов. Наконец, трагическая судьба римской культуры в Британии после того, как римляне вынуждены уйти оттуда. Все это делает историю Риской Британии, на мой вкус, одним из интереснейших сюжетов мировой истории.

Первая постройка на месте нынешней виллы появилась около 100 года нашей эры, через 60 лет после первого римского вторжения в Британию. На протяжении 300 лет она расширялась и перестраивалась, пока в середине V века ее существование не было прервано большим пожаром. Возможно, пожар возник случайно, а вилла не была восстановлена в связи с общим упадком экономики. Но более вероятно, что вилла была разрушена после набега одного из диких племен, которым романизированные британцы не могли уже противопоставить силу ушедших в Италию легионов. Кстати, романизация Британии была в культурном плане настолько сильной, что нет однозначного мнения о том, кто же жил на этой вилле – отставной легионер, получивший землю за свои заслуги, или богатый кельт, перенявший римские обычаи. Есть и еще одна интересная гипотеза. Два бюста, откопанные на вилле, были идентифицированы как изображения Публия Гельвия Пертинакса и его отца Публия Гельвия Сукцесса. Этот Пертинакс был любопытной фигурой. Сын воольноотпущеника (то есть вчерашнего раба), Пертинакс родился в Апеннине, в имении матери. Мальчик был отдан на обучение греческому грамматику. Выучившись грамоте и счету, Пертинакс сначала и сам пошел по ученой статье - стал тоже преподавать те же предметы. Но поняв, что много этим не заработаешь, решил пойти в армию и при помощи родственников получил должность центуриона. Делая успешную карьеру, Пертинакс мотается по всем уголкам Римской империи – Сирия, Британия, Германия, Дакия, Мезия. Если начинал он с командующего центурией, то при Марке Аврелии он уже управляет целыми провинциями. При молодом императоре Комоде он сначала попадает в немилость, но вскоре опять призывается на службу и отправляется управлять… Британией, где он и присутствует в качестве римского наместника в 185-186 гг. Судя по всему, Пертинакс был человеком дисциплины. Британские легионы в начавшейся еще при Комоде смуте хотели объявить Пертинакса императором, но он на это не пошел и даже подавил мятеж. Однако, оказалось, что императорского трона сыну вольноотпущенника не миновать.

Когда, уже успев после Британии послужить проконсулом в Африке, Пертинакс тихо доживал свои дни в Риме, префекты, свергнувшие Коммода, решили объявить старого вояку императором. После некоторого колебания, Пертинакс принял предложение и пробыл на императорском троне целых… 80 дней. Хотя правил он очень разумно (разрешил занимать пустующие земли под сельское хозяйство, отменил многие тяжелые налоги, следил за соблюдением законов), именно это и не понравилось преторианцам, вольности которых император сократил. Ворвавшихся во дворец вооруженных воинов Пертинакс, вроде бы, уже успокоил разумной речью и они готовы были разойтись, но один из них метнул копье, попавшее императору в грудь. Закрыв голову тогой (как Юлий Цезарь за пару веков до этого), Пертинакс позволил заговорщикам убить себя. Но вернемся к нашей вилле. Помимо бюстов, здесь был найден и камень с тонкой резьбой – это камень идентифицировали как печать Пертинакса. Поэтому можно предположить, что именно здесь проводил свои дни Пертинакс, будучи еще управляющим Британией, и не зная, какая судьба его ожидает. Мозаики, найденные на вилле, являются настоящими произведениями искусства и дают возможность увидеть, как языческие культы сменялись христианскими. Мозаика с Беллерофонтом, на крылатом Пегасе поражающим Химеру, как отсылала к античному мифу, так и содержала зашифрованную отсылку к христианской идее победы добра над злом. Христианские мотивы видят и в надписи над другой искусной мозаикой, изображающей похищение Европы. Здесь же были обнаружены и более явные раннехристианские символы - фрески с молящимися людьми в римских одеждах и знак Chi-Rho, монограмма Христа из перекрещивающихся греч. букв Х (ки) и Р (ро), первых букв слова . Интересно, что, по мнению исследователей, в какой-то период на вилле могли одновременно проходить обряды и в честь языческих богов, и в честь Христа. Музей «Римская вилла в Лаллингстоуне» интересен, впрочем, не только благодаря тому, ЧТО он хранит, но и тому, КАК это подается. Над откопанной виллой, окруженной саркофагом, висит большой экран и каждые 20 минут на него проецируется фильм. При этом, когда фильм рассказывает об определенном периоде в истории виллы, внизу мягко подсвечиваются именно те комнаты, которые были построены/существовали к этому моменту. Когда речь идет о пожаре, поглотившем филу, на стены ложится багровый отсвет. Посмотрев фильм, можно поближе узнать детали римской культуры. Например, вы можете присесть и поиграть в римскую настольную игру (распечатанные правила лежат тут же). Фигуры для этой игры были найдены при раскопках виллы. А можете почувствовать себя настоящим римлянином (римлянкой), переодевшись в римские одежды. Они спокойно висят на вешалке - не нужно ничего доплачивать, никого беспокоить, стоять в очереди – подходишь и переодеваешься, если это тебе, кончено, интересно. Для детей популярно разъясняется, как археологи реконструировали жизнь на вилле, что такое «культурный слой» и предлагается самим высказать предположение, кем может быть современный человек, после которого археологи найдут вот такой набор артефактов. Свои догадки можно написать на карточке и бросить в прорезь. После музея можно заглянуть в магазинчик, где доступны как книги по римской истории Британии, так и пластиковая бутафория. Выйдя на улицу, трудно поверить, что вы не в окрестностях Колизея, а среди зеленых холмов графства Кент. Для тех, кто будет использовать наш рассказ в практических целях, дам дальнейшие указания (иначе – переходите сразу к третьей части).

От виллы нужно вернуться на проселочную дорогу и пройти по ней 10 метров в сторону замка, потом свернуть направо и подняться по ступенькам (стрелка DVP и надпись «Lullingstone Park Circular Walk»). Дальше нужно идти по тропе, идущей вдоль края поля, наверху повернуть направо, перебраться через изгородь по лесенке и идти вдоль живой изгороди (она будет справа). Через 500 метров вы дойдете до гравийной дорожки. Около нее вы увидите плакат, из которого поймете, что только что подвергались огромной опасности. Оказывается, здесь рядом находится ферма по разведению орлов, и, если ваши жизнь и рассудок дороги вам, вам рекомендуется не сходить с тропинки, ведущей от дома Стэплтонов… то есть с публичной тропы. Очевидно, орлы знают, что на тропе нападать нельзя, а все, кто сходит с нее – их законная добыча.

Про завершение прогулки читайте здесь.
 
Просмотреть Шорэм-Лаллингстоун-Эйнсфорд на карте большего размера
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


.