Прогулка по Вероне, Италия
На улице пахло особым итальянским запахом – пиццей, кофе, раскаленными камнями, солнцем и мороженым. Нигде больше, кроме как в Италии, такого запаха не почувствуешь. И он вовсе не пыльно-сладкий, не приторно-липкий – он легкий и бодрящий. Вспоминаешь поневоле Гоголя: «Кажется, как потянешь носом, то по крайней мере 700 ангелов влетают в носовые ноздри <...> Верите, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше - ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были величиною в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя как можно побольше благовония и весны».
Во-первых, потому, что в свой прошлый приезд в Верону (два часа в темное время суток) мы успели взглянуть на этот дом сквозь ведущую во двор решетку. С гораздо большим удовольствием, кстати говоря, мы тогда посидели рядом с домом Джульетты на Piazza Erbe (Площади Травы). И вовсе не с травой, как вы подумали, а с бокалом вина. Во-вторых… поймите правильно, мы не против туристических аттракционов… во многих из них мы с удовольствием участвуем в наших поездках. Но вот все, связанное с Ромео и Джульеттой как-то перешло за последние полвека из разряда туристического деликатеса в туристический попкорн. Ну, таково было мое ощущение… А решили мы начать с того, что осмотреть интереснейший замок Castelvecchio, построенный при веронском правителе Кангранде Скалигере. Кстати, я задумался – правильно ли писать - замок Castelvecchio, ведь Castelvecchio и так означает – Старый замок. Итак, сразу за Porta Nuova мы свернули налево, и, пройдя немного по via Roma мимо уличных кафе, полюбовались на интересное граффити, изображавшее святого Флориана. Принято считать, что святой Флориан помогает при пожарах, засухах и наводнениях. Как видите, слева пожар символизирует Arena di Verona (оригинал находится буквально в двух шагах отсюда), а справа Castelvecchio заливается водами реки Adige. Еще несколько шагов – и, совершенно буднично, через дорогу возникает замок. Зебра оптимистично ведет прямо к кремлевской… то есть замковой стене. Но, думаю, сходство с Кремлем уловили все. Как писал Петр Вайль, итальянские мастера в XV веке продавали на Руси слегка устаревшие, но добротные образцы своей работы. Впрочем, стенами с «ласточкиными хвостами» сходство исчерпывается. По углам замок укреплен совершенно типичными итальянскими квадратными башнями. Через ров с зеленой травкой опущен маленький подъемный мостик. Балки с цепями устремлены в небо, как какие-то зловещие пыточные орудия. Может быть потому, что во всех источниках рассказывается о жестокости династии Скалигеров (хотя конкретных примеров не приводится). Но сейчас здесь все тихо и спокойно. Перед входом табличка – «Музей Кастельвеккио». Внутри - светло и по-приятному пусто. Над башнями вьется легкий дымок – что-то там варят, что ли? На площади внутри замка припарковано несколько скутеров. Проходим через двор и выходим на мост Скалигеров – Ponte Scaligero. Когда-то наверняка по этому узкому проходу не раз шел сам Данте. У Кангранде он нашел на какое-то время приют во время долгих скитаний, после того, как политические распри заставили его покинуть родную Флоренцию. Впоследствии он даже посвятил Кангранде одной из частей своего «поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке», то есть – комедию; ту самую, которая впоследствии была названа «Божественной». Часть, посвященная Кангранде, называется «Рай». Но маловероятно, чтобы житье Данте при дворе Скалигеров было райским. Утонченности тут было немного, да и веяния гуманизма вряд ли долетели до этих кирпичных стен. Во время пребывания при местном дворе Данте не раз был объектом шуток. Например, как-то раз, во время пира, придворные заставили мальчика-слугу натаскать к ногам Данте гору обглоданных костей. Когда все стали из-за стола и гора стала видна, герцог Кангранде с преувеличенным удивлением обратился к поэту, сказав, что не знал о такой любви Данте к мясу. Данте ответил: «Милорд, Вы не увидели бы здесь так много костей, будь я собакой». (Смелая шутка, если учесть, что Кангранде по-итальянски означает «большая собака». Герцог ездил сражаться в шлеме в виде собачьей головы). Так что вполне возможно, что под этим вот кованым фонарем Данте не раз проходил, стремясь покинуть замок и погулять по берегам реки Адидже. Хочется остановиться и подумать обо все этом. Но внимание отвлекают шустрые ящерки, ставящие своей задачей любой ценой ускользнуть из фокуса фотоаппарата. По каменным ступеням можно подняться на возвышение в центре моста. Вид в обе стороны открывается влекущий и волнующий. Недалеко от выхода с моста стоит столб с рельефом воина с мечом, попирающего оленя. Поясняющей таблички нет. Кто-то из Скалигеров? По мосту переходим на Lungadige (набережную) Campagnoli. Оттуда открывается наиболее привлекательный вид на Старый замок, который со стороны города слишком сильно окружен домами, чтобы можно было его охватить единым взглядом. Прогуливаясь по набережной, можно увидеть еще одно архитектурное сооружение – замок Карточного Короля, переделанный из мусорного контейнера. Не так масштабно, как Кастельвеккио, но намного веселее. Подходим к Ponte Vittoria. На столбе наклейка – «Stato Veneto» - а вдруг мы забыли, что еще в 1405 году Скалигеры были отстранены от власти, а город аннексирован Венецианской республикой? Перед мостом дорожные указатели задают направление движению мифологических коней. Возвращаемся на правый берег. С середины моста еще раз глядим на замок Скалигеров. Вернувшись на берег, идем по узким улочкам Вероны. Где-то обращаем внимание на зеленый брезент, красиво контрастирующей с рыжей стеной; где-то приятно остановиться и рассмотреть дверную ручку в виде пол-лошадки. Доходим до древнеримских ворот Porta Borsari, построенных в первом веке. За ними выставлено глубоко современное произведение искусства. Как и любое произведение искусства, оно допускает практически любые интерпретации. Мы вспомнили другую отдаленно похожую статую, которую мы видели в одном английском городе – там тоже женщина изогнулась в причудливой позе, практически стоя на голове. Как говорила поясняющая надпись, та статуя «воплощала дух приключений, свойственный жителям Плимута». Возможно, эта дама (как выяснилось впоследствии, Кейт Мосс) воплощала дух приключений, свойственный жителям Вероны. Или отображала размышления автора о тяжелой роли женщины в современном обществе. Или просто служила рекламой ближайшим курсам йоги. Недалеко от Porta Borsari мы хотели найти интересную церковь Сан-Лоренцо, основа которой была построена еще в первом веке. Несколько раз прошли по Corso Cavour мимо того места, где она ориентировочно должна была находиться. Ничего! Только спустя время, когда догадались исследовать буквально каждую щелочку в стене, набрели на узкий проход в небольшой дворик, за которым и помещалась церковь, буквально втиснутая в позднюю городскую застройку. Один из выходящих во двор домов ремонтировался, так что мы с риском для жизни прокрались под осыпающейся известкой и другими стройматериалами. Зато наградой стал вид этой церкви, действительно нестандартной. Вход в нее утоплен в нишу между двумя круглыми башнями, как в замке. Продолжая идти в сторону Piazza Bra по Corso Cavour, мы заглянули в небольшое палаццо Bevilaqua, построенное знаменитым веронским зодчим Санмикели. Но в палаццо нас привлекло не столько имя Санмикели, сколько то, что там было пустынно и прохладно, а в дверях не было ни сурового смотрителя удостоверений, ни корыстного продавца билетов. Приятно бывает зайти в такой вот памятник архитектуры, где по ренессансной лестницей примостилась жизнеутверждающая желтая лейка. Нет толп туристов, нет суровых смотрителей. Можно не торопясь погулять по мозаичным полам, рассмотреть гербы на потолке. Можно даже подняться по лестнице на второй этаж, откуда совсем по-другому оцениваешь внутреннее пространство этого небольшого дворца. Над дверью можно разглядеть римский барельеф, на двери прочесть расписание приемных часов какого-то профессора. В здании сейчас располагалось какое-то учебное заведение, но студенты были сосредоточены в аудиториях за внутренним двориком, и нам никак не мешали. Только изредка из открытых окон доносились негромкие взрывы смеха. Очевидно, в последние майские деньки профессора пытались шутками-прибаутками удержать внимание студентов. Между тем нам было пора возвращаться. Рассматривая по дороге прохожих, мы продолжали движение в строну Piazza Bra. Последнюю остановку на отдых сделали около риской арки Гави, названный так в честь одного из знатных семейств римской Вероны. Под аркой есть кусочек римской мостовой, в которой можно нащупать две колеи, сделанных колесами римских колесниц. Чем ближе мы подходили к Piazza Bra, тем больше нам попадалось людей (преимущественно – девушек и женщин) в небольших коронах фисташкового цвета. Это было и красиво, и таинственно. Было понятно, что где-то недалеко, очевидно, проходит массовая коронация, но где и с какой целью? Прирожденный дар исследователей принес нам отгадку - это была промо-акция ресторана l’Ipopotamo. Всем, проходящим мимо, предлагали быстренько короноваться, и потом нести эмблему этого злачного места в массы. Уже выйдя за Porta Nuova, мы видим небольшую доску с бронзовым Шекспиром и цитатой из «Ромео и Джульетты». Но мира нет за стенами Вероны, Чистилище за ними, пытки, ад! Оттуда изгнан я - из мира изгнан: Из мира же изгнанье – смерть… Это говорит Ромео, приговоренный к изгнанию из города. Нет, конечно, и за пределами Вероны есть много хорошего. Но уезжать отсюда и правда не хочется… |