Ошибка
Главная Прогулки Франция, Порт-Марли: замок Александра Дюма.


Франция, Порт-Марли: замок Александра Дюма.

Почти каждый час с парижского вокзала Сен-Лазар отходят поезда на Saint-Germain-en-Laye, проходящие через станцию Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi). Она находится прямо на границе между Марли-ле-Руа и Порт-Марли (Port-Marly), маленьким городком, с усредненно-современной архитектурой, пустынными автобусными остановками и магазинами замороженных продуктов. Но на его окраине, занавешенное парковой зеленью, скрывается настоящее сокровище – «Шато де Монте-Кристо».
 
Замок, который Александр Дюма выстроил себе в зените славы и которого он лишился всего через два года. Не скажу, что для понимания Дюма обязательно надо посетить это место. Но если вы искренне любите автора «Графа Монте-Кристо», то посещение одноименного замка наполнит вас ощущением тихого счастья. Итак, на вокзале Сен-Лазар вы покупаете билет туда-обратно примерно за 13 евро. Полчаса в электричке – можно полистать путеводитель, томик Дюма, или просто смотреть на проносящиеся мимо пейзажи. Прибыв на станцию Марли-ле-Руа, можно выбрать дальнейший маршрут – или полчаса пешком, или минут десять на автобусе №9. Автобус ходит по расписанию, которое вывешено на остановке. Главное – нужно выбрать правильное направление. Автобусная станция будет с той же стороны, куда вы выйдете с перрона, а чтобы дойти до замка пешком, нужно пройти под путями по подземному переходу. Внимательно ознакомьтесь с картой, а лучше – распечатайте ее себе. На вокзале вы карту не найдете, а указателей по дороге нет. Точнее, они начинаются метров за 500 до входа в парк, и указывают, строго говоря, на некий «Parking Monte-Cristo» - так что не совсем ясно, идете ли вы к замку, или просто к загончику для автомобилей, который назвали в честь жившего неподалеку писателя.

Да, и заранее рассчитайте время визита. Как это часто бывает во Франции, работает замок с большим перерывом на обед - с 10.00 до 12.30 и потом с 14.00 до 18.00. Но вот вы миновали местный госпиталь, прошли мимо паркинга, обогнули шлагбаум, еще метров 300 по дорожке и вы входите в низенький павильончик. Точный адрес - 1 avenue Kennedy (с авеню Кеннеди по частотности во французских городах могут соперничать только площади де Голля).

Приготовьте пять евро с носа. В павильончике продаются и сувениры, - но особо не разгуляешься. Несколько изданий Дюма, оловянные мушкетеры и что-то похожее на путеводитель – набор плотных листов в пачке, как набор увеличенных открыток, с микроскопическими иллюстрациями и не очень богатым текстом. Но не за сувенирами же вы приехали, правда?..

Гравий под ногами, день от разросшихся деревьев – вы идете по извивающимся тропинкам, и вот ветки расступились, и вы будто выглянули сбоку, из-за кулис, на сцену. Вот он – замок Монте-Кристо. Часто помещавший своих героев в дворцы и замки, в 1848 году Дюма смог позволить себе построить собственный. Сегодня в замок можно войти, погулять по комнатам, подняться по лестнице… Фотографировать внутри нельзя. Немного странно – ведь никаких «меморий», сиречь аутентичных предметов обстановки, в замке не осталось еще при жизни Дюма. Но вот эти витражи – может быть, они помнят прикосновения рук Дюма? Может быть, он прислонялся лбом к этому стеклу, пытаясь угадать, какая судьба ждет его замок?

Сегодня в замке развернута тематическая экспозиция, где почти нет уникальных предметов, но много любопытного для взора дюмана. На первом этаже – история семьи Дюма, его жены и любовницы, семья его сына. Фамильные портреты, портреты друзей и родственников. Второй и третий этажи – тематические залы – «Романы Дюма», «Дюма и театр», «Дюма - журналист и издатель». Любопытные карикатуры – очень многие художники обыгрывали любовь Дюма к кулинарии: то он печет книги, как пирожки, то в России от него убегает медведь, из которого Дюма хочет сделать стейк. Часто утрируются негритянские черты писателя. Не буду комментировать экспозицию подробно – если вы любите Дюма, рано или поздно доберетесь сюда сами.


Лучше погуляем вокруг дома и подумаем о его судьбе. В экспозиции пишут, что название замка возникло случайно. Дюма колебался между «Виллой д’Артаньян» и «Виллой Пальмьери», пока одна актриса, приехавшая в гости, и не сумевшая никак объяснить извозчику, куда ей ехать, не вскрикнула – «да разве вы не знаете, где живет господин Монте-Кристо?». Думаю, граф Монте-Кристо не был для Дюма проходным персонажем. Пишут, что название замка появилось случайно (история с название).

Но мне кажется, замок Монте-Кристо для Дюма – это и игра в графа Монте-Кристо. Вот сама эта идея, что на пустынном участке вдруг, как проявление какой-то непреодолимой силы, появляется замок.

Чего стоит разговор Дюма с его архитектором:

- Здесь вы разобьете английский парк, в центре построите замок в стиле Возрождения, напротив – готический павильон, окруженный водой. На участке есть ручьи, вы создадите из них каскады.
- Но, господин Дюма, здесь глинистая почва. Все ваши строения поползут.
- Вы будете копать, пока не дойдете до туфа. Отведете два подземных этажа под погреба и своды.
- Это вам обойдется в несколько сот тысяч франков!
- Уж надеюсь, никак не меньше, - сказал Дюма, счастливо улыбаясь.

Думаю, в этот момент он чувствовал себя графом Монте-Кристо.

Как в дом графа Монте-Кристо в Отейле, в замок Дюма начинает съезжаться парижское общество – на первом приеме в замке было 600 человек. Правда, он так и не смог найти женщину, которая была бы близка к Гайде – по мнению Моруа, идеалу женщины для Дюма.

Монте-Кристо, с его любовью к восточному колориту – и восточная курительная комната в замке. Комната, интерьер которой был совсем недавно восстановлен на средства арабского шейха, поклонника Дюма – чем не еще один монте-кристовский поворот?

За своими сокровищами граф Монте-Кристо спускается в пещеру на острове с тем же именем. Дюма для пополнения наличных средств тоже удалялся в тайное убежище – готический павильон, будто вырезанный из одного куска слоновой кости, как табакерка. Одна комната внизу, одна наверху, терраса, винтовая лестница в башне. Павильон стоит метрах в двухстах от замка. Домочадцы Дюма видят с террасы замка Монте-Кристо рабочий приют писателя, но не будут его беспокоить – только если нужно дать знак, что обед подан. Здесь Дюма мог в одиночестве запустить руки в свою сокровищницу – в тайник фантазий, образов и сюжетов, покопаться там и извлечь на свет то, что могло принести ему несколько десятков тысяч франков. Этот образ не покажется вам надуманным, если вы посмотрите на павильон вблизи. Он будто построен из творений Дюма. В стены этого убежища вмонтированы камни, несущие названия его произведений – и знаменитых, и известных, и тех, о которых сейчас знают только специалисты и дюманы. Замок и павильон выстроены из томов сочинений Дюма, но чтобы поддерживать силы защитников замка, эти произведения нужно постоянно выпускать в свет. У усадьбы Дюма название уже есть, «замок Монте-Кристо», но Дюма хочет дать отдельное имя и этому павильону. И как вы думаете, как Дюма называет свою писательскую сторожку?.. «Замок Иф». Авторская самоирония?.. Назвать место, где он проводит время в творческих муках, именем замка, где физически мучился его герой? Отчасти, может быть, и так… Но вспомним: в замке Иф Эдмон Дантес не только страдал. Там он узнал и секрет аббата Фариа – а значит, получил ключ к власти над миром. Дюма получал власть над мирами, создавая их. Но ему мало было создавать их в сознании своих читателей – он хотел и свою реальную жизнь выстроить по законам приключенческого жанра. Принято относится к замку Дюма с иронией, припорошенной восхищением: вот чудак, эмоциональный, порывистый, непрактичный человек… «Замок» был всего-навсего причудливой, нелепой и маленькой виллой» - пишет Андре Моруа. Маленькой? Ну, смотря с чем сравнивать. Три этажа, по пять комнат в каждом, парк, да еще и двухэтажный «Замок Иф» в придачу… Причудливой? Пожалуй. Нелепой? Но что нелепого в желании построить вокруг себя сказку? Под обаяние этой сказки попал даже практичный Бальзак – «это одно из самых прелестных безумств, которые когда-либо делались… самая царственная изо всех бонбоньерок… куда красивее виллы Памфили».

Правда, Бальзак пришел в ужас, когда узнал, что уже через полтора года Дюма был вынужден продать свой замок, и пообещал себе «еще больше работать, чтобы никогда не попасть в такое положение». Дюма тоже пытался уйти от банкротства. Сначала он продал замок подставному лицу и продолжал жить в нм, но скоро пришлось продать все окончательно.

После того, как из замка была вывезена вся мебель, Дюма вышел на террасу и протянул приятелю блюдечко, на котором лежали две сливы. Пока приятель ел одну из них, Дюма смотрел на него задумчиво.

- Знаешь, а ты ведь только что съел сто тысяч франков! – заметил он приятелю.
- Как так? - тот чуть не подавился.
- Эти две сливы – все, что у меня осталось от замка Монте-Кристо. А он обошелся мне в двести тысяч. Дюма не хотел быть практичным. Он хотел появиться в блеске и ореоле, как джинн, воздвигнуть дворец, и уйти, когда нужно, не превращая уход в трагедию. Как уплывает Монте-Кристо, оставляя своим наследникам подземный дворец на острове. Дюма своими наследниками оставил нас, своих читателей. Главное наследие, конечно – его виртуальные миры.

Но и вот этот замок – тоже оставлен нам. Другие наши рассказы о Франции:
Париж
Канны
Остров Сен-Маргерит – в гостях у «железной маски»
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


.