Картинная галерея bonAventura. 2.
Сегодня отдел нашей виртуальной картинной галереи будет открыт в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Среди его очевидных богатств увидел там небольшой портрет. Подпись гласила «Anne de Pisseleu, Duchesse d’Etampes». Сразу вспомнился роман Александра Дюма «Асканио», где Анна д’Этамп является одной из героинь.
Автор портрета – Корнель де Лион, голландский художник, работавший при французском дворе. Его первый придворный портрет датируется 1536 годом. Трудно сказать, когда был написан портрет Анны. Моя дилетантская датировка – в первой половине 1540-х годов, то есть примерно в годы действия «Асканио». Почему? Потому что первые работы Корнеля де Лиона (или Корнеля де ла Э, Корнеля из Гааги, как его называли при дворе), написанные во второй половине 1530-х, демонстрируют совсем другой уровень работы (более прямолинейный, менее психологичный) и другой стиль. Вот, например, портрет дофина, будущего Генриха II.
В портрете же Анны д'Этамп уже видно влияние французской ренессансной школы, стиля семейства Клуэ. У Дюма образ Анны создан достаточно ярко, хотя и не совсем позитивно. Приехав, освежил в памяти строки из романа: «Анна де Писслэ, герцогиня д'Этамп, … в ту пору была в расцвете своей поистине царственной красоты. У нее была стройная фигура, тонкая талия, она горделиво, с какой-то кошачьей грацией вскидывала свою прелестную головку, а ведь грация присуща не только кошечке, но и пантере, которых она, впрочем, напоминала также своим непостоянством и ненасытной алчностью. И вместе с тем королевская фаворитка умела разыграть такую чистосердечность, такую наивность, что вводила в заблуждение самых недоверчивых людей. Необыкновенно подвижно и коварно было лицо этой женщины – то Гермионы, то Галатеи, на ее бледных губах играла улыбка, иногда манящая, иногда страшная, а глаза, порой такие ласковые, вдруг начинали метать молнии и загорались гневом. У нее была манера так томно поднимать и опускать глаза, что невозможно было понять, нежность или угроза таится в ее взоре. Эта высокомерная и властолюбивая женщина покорила Франциска I, вскружила ему голову; она была надменна и завистлива, изворотлива и скрытна». Мне кажется, Корнель де Лион очень тонко изобразил вот этот вот момент «томного опускания глаз». |