Главная Блоги Похождения по жизни Наблус: османская касба, базары, гробницы, соборы (Палестинские территории)

Наблус: османская касба, базары, гробницы, соборы (Палестинские территории)

Если ваше время на Палестинских территориях (Израиль сейчас не затрагиваем) ограничено, то, на мой взгляд, стоит посмотреть четыре города: Наблус, Иерихон, Вифлеем и Хеврон. Все эти города безмерно древние, исторические и полные достопримечательностей. Не в моих правилах копировать путеводители, да и не будучи историком воздержусь от попыток проводить читателю какие-либо углубленные экскурсы. Расскажу лишь о своих впечатлениях и ощущениях. Сейчас речь пойдет о палестинском городе Наблус, в еврейской традиции носящим название Шхем.



Буквально пару слов об истории

Кто только не проходил через эти края: самаритяне, греки, римляне, крестоносцы, мамлюки, османы, британцы. Забавно, но глядя на лица палестинских арабов можно удивиться разнообразию типажей. Тут и явные смуглые потомки кочевников-бедуинов, и светлые голубоглазые многоюродные правнуки европейских крестоносцев, и даже негры, оказавшиеся здесь при османах, будучи пригнанными из Судана в качестве рабов. Вся эта яркая и цветастая толпа несется по узким улочкам касбы. В последние пару десятилетий Наблус многократно становился ареной военных действий между местными исламскими радикалами и израильской армией. Но сермяжная правда состоит в том, что сама история этого древнего города начинается с насилия. Исходя из легенды, сын местного сихемского правителя изнасиловал дочь Иакова (да, да, того самого из Библии) и в наказание за свое деяние весь город был вырезан сыновьями Иакова. Вот такой милый штрих к портрету.

Как посетить Наблус?

Подробно рассказал в статье Практический путеводитель по Палестине

Наблус

В Палестине, равно как и в некоторых других регионах мира, известных своим межэтническим противостоянием (cкажем, в Косово), туристу будут "подсказывать", что арабские названия городов являются правильными, а еврейские - неправильными. Если же вы будете среди израильтян, то все повторится с точностью наоборот. По большому счету все это неважно, но раздражает слух ваших оппонентов, если вы ошибетесь. Итак, если хотите сделать приятное арабам, то называйте Шхем его арабским именем Наблус, а если не хотите жарких дискуссий с израильтянами, то для них называйте его Шхем. Сами же вполне можете оставаться при своем мнении. Тоже самое касаемо Хеврона (Халиль), Иерусалима (Аль-Кудс) и так далее. Да простят меня историки, но готов называть этот город хоть Гонконгом, государство Израиль называть Фиджи, а Палестинские территории согласен переименовать в Парагвай, если только это принесет мир. Так что играйте в эту Ближневосточную игру и постарайтесь получать удовольствие.

Если вы обычный турист и интересуетесь основными достопримечательностями, то советую сконцентрироваться на следующих:

1. Старый оттоманский Наблус, иначе называемый "Касба". Там отлично сохранилась традиционная застройка 16-19 веков, включая несколько старинных мечетей, колоритный восточный базар, узенькие мощеные улочки, дворцы знати и прочие атрибуты средневекового мусульманского города. Известный британский художник и путешественник Дэвид Робертс посетил Наблус в 1838 году и вот каким его увидел -





А потом, 172 года спустя, в Наблус приехал я и увидел город сильно разросшимся, но, несомненно, с элементами былой архитектуры. Буду честен. Бывал в Наблусе и ранее, но не в качестве туриста. Сложно напрочь абстрагироваться о обрывочных воспоминаний об армейской службе, особенно, когда в ресторане нашего отеля Yasmeen обнаружились вот такие следы -



Но отбросим разную печальную бяку и посмотрим на город с позиции безмерного позитива. Наблус явно заслужил лучшей участи, пройдет какое-то время и он обязательно станет центром туризма -
























































Турецкий хаммам. В наши дни он стал еще более "турецким", чем обычно. Имею в виду турецкую флотилию в Газу, сделавшую турков лучшими друзьями палестинцев. Обратите внимание на флажки.



Надо сказать, что старый Наблус (Касба) совсем невелика и пары часов вам будет более, чем достаточно для прогулки там. В путеводителях рассказывается про римский амфитеатр, но если вы эстет - не советую туда идти. Несчастный амфитеатр заброшен и разгромлен вандалами. Зрелище не для ревностных ценителей археологических памятников. Я не стал ставить амфитеатр в этот отчет, уж больно он печально выглядит. Но если будет желание, то найти его сложно - идете вверх, спрашиваете у местных жителей "матхаф", они покажут. Потом попросите у хозяина соседнего магазинчика ключ, он вам его даст (либо откроет вам массивные ржавые ворота) и вы попадете во внутренний дворик с остатками амфитеатра.

2. Новый Наблус























Героика и пропаганда

В начале "это" шокирует. А как бы вы отнеслись к тому, что везде, на каждом доме и на каждом углу были бы портреты шахидов? В разных ипостясях: с автоматами, с поясами смертников, в окружении таких же. Палестинские мастера фотошопа изощрались как могли, тут и шахид уже на небесах причем не выпуская из рук "Калашников" (Бог может оказаться евреем, расслабляться нельзя). Но в особенности меня впечатлили картинки с младенцами в поясе смертника. Все это кажется неким нелепым кошмаром, если бы не две вещи: 

- Настоящее отчаяние и беспросветность бытия среди местных жителей (оцените этот отчет про убитый парк развлечений).
- Как не парадоксально, дикие картинки для палестинцев это скорее дань традиции, нежели призыв к действию.

Вот небольшая подборка палестинской героики. Намеренно убрал картинки с младенцами из уважения к чувствам читателей. Для общего понимания картины представьте, что этими агитками заклеено буквально все вокруг, куда ни глянь -


Небольшой мемориал погибшим боевикам Хамаса, один из примерно двух десятков, встреченных нами в Наблусе




"Святая троица" отцов-основателей Хамаса, в левом верхнем углу - Шейх Ясин

Оцените репортаж из Наблуса в авторстве московского журналиста Дмитрия Дубова (Эхо Москвы)

Виды на Наблус с вершины горы Гризим

Если вы приехали в Наблус, то советую подняться на гору Гризим, что возвышается над городом и, во-первых, посетить деревню самаритян (отчет про самаритян), а, во-вторых, посмотреть шикарную панораму Наблуса -





Могила Иосифа (Кевер Йосеф на иврите, Кабр Юсуф на арабском)

Абстрагировавшись от исторической значимости этого места, не советую сюда идти тем, кто воспринимает близко к сердцу элементы вандализма и жестокости. Кроме того, не советую посещать это место израильтянам, которые не уверены, что в них не опознают таковых. Дело в том, что могила охраняется вооруженной палестинской полицией, задача которой - не допустить провокаций с любой из сторон. Когда мы подошли к гробнице, возле нас тут же материализовались два автоматчика с Калашниковыми и спросили кто мы и откуда. Я ответил, что российские туристы, хотим посмотреть этот "хаммам" (мне показалось уместным показать палестинцам максимум своего невежества в вопросах веры и истории, дабы не вызвать подозрений). Палестинские полицейские рассмеялись и сказали, что это вовсе не "хаммам", а "мечеть".

Затем они попросили наши паспорта, мы протянули. Те с интересом рассматривали в моем паспорте визы Йемена, Ирана, Омана, Эмиратов, Бахрейна, Марокко, Египта, Сирии, Ливана и Иордании. Спросили "Ты занимаешься бизнесом в Дубае?". Ответил, что нет, просто путешествую. Палестинцы усмехнулись и по рации сказали "Тнин урус" и что-то еще, среди их речи уловил географические названия "Дубай, Иран, Сирия". Очевидно перечислял, какие визы у меня увидел в паспорте. Затем они сказали "five minutes, bigbashi is coming here" (бигбаши = полковник). Мы сели рядом с ними на пластиковые стулья. Вскоре приехал джип из которого вышел солидный офицер в чине полковника. Пожал нам руки, спросил "What's up?". Затем разрешил проследовать в гробницу, но пошел туда с нами и с солдатами. Пока я фотографировал, полковник с очевидной неловкостью заметил "Not clean, sorry". Про не чисто это было мягко сказано - там всё завалено мусором.

...но вернемся к могиле Иосифа

Из Библии мы знаем, что Иосиф это сын Яакова, умерший в Египте, и чей прах был принесен евреями в Шхем. Выше я упоминал Якова в контексте расправы его сыновей с жителями Шхема в качестве воспитательной меры за изнасилование их сестры Дины. Могила Иосифа является священной не только для евреев, но и для мусульман. К сожалению, на пике арабо-израильского противостояния это место стало камнем преткновения для обеих конфликтующих сторон.

Евреи справедливо считали что их физическое присутствие возле могилы необходимо и создали в 70-ых годах небольшое поселение (ешиву) по-соседству.  С началом палестинской интифады в конце 80-ых пребывание религиозных евреев в глубине огромного палестинского анклава стало небезопасно. Израильская армия принялась укреплять место проживания евреев, так возникла постоянная военная база в центре Наблуса, чьи стены и сейчас возвышаются неподалеку от Могилы Иосифа. Правда в 1995 году армия покинула Наблус и передала бразды правления палестинской полиции. Примечательно, что военные ушли, а религиозные евреи остались под охраной небольшого числа солдат Магав (пограничной полиции). С этого момента было только вопросом времени, когда начнется резня. И она началась в сентябре 2000-го года, когда разъяренная толпа напала на евреев и охранявших их солдат -







Палестинская же полиция практически ничего не делала с целью прекратить беспорядки. В итоге израильские военные вместе с религиозными евреями были эвакуированы из города, а бесчинствующая толпа разгромила Могилу Иосифа. Вот так могила выглядит сегодня -




Вот так гробница Иосифа выглядела до разрушения


Вот так гробница выглядит сегодня



В 2003 году палестинская администрация осуществила косметический ремонт уничтоженного в 2000-ом памятника. Как они это "восстановили" вы можете оценить выше. Будучи абсолютным атеистом, все же считаю, что так обращаться со святыми для другого народа местами нельзя. Хотя и скажу совершенно субъективную вещь - все мирское зло от священных камней. К черту камни, даешь здравый смысл!

Вот и все про Наблус. Я не рассказал об источнике Яакова и церкви над ним, не рассказал про раскопки древней Балаты, про Себастию, не рассказал о прогулке по лагерю беженцев Аскар, не рассказал про чудесное место Аль-Бидан где любят отдыхать жители города. Об этом в следующий раз.

Другие мои отчеты связанные с палестинскими территориями:


Сектор Газа глазами туриста
Международный аэропорт Газы: триумф, который не состоялся
Иерусалим и великая израильская стена безопасности
Хеврон - город ненависти
Самаритяне с горы Гризим
Заброшенный парк отдыха в лагере беженцев Аскар


Источник: взято отсюда
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


.