Изыскания в Google Earth: набатейский город Шивта (Израиль)
Есть у меня хобби - рассматривать на Google Earth разные страны, находить необычные объекты и пытаться разгадать что это такое. Таким образом отыскал немало интересного в самых разных концах света. Часть найденного впоследствии посетил лично, например заброшенные израильские укрепления возле Суэцкого канала. Найти такого рода вещи в путеводителях практически невозможно. Готовя материал посвященный арабо-израильским войнам и попутно изучая рельеф местности, случайно наткнулся на интересные строения посреди пустыни на израильской стороне границы. Ниже по тексту дам фотографию местности из Гугля, а пока из соображений эстетики и здорового маркетинга ставлю то, чему место во второй части отчета -
Выглядели они вот так - Представьте голую пустыню и ближайший населенный пункт в полусотне километров. Что же это могло быть? Допустим, что слева, круг, это что-то военное, например цель для отработки ударов с воздуха. Либо, скажем, место для посадки вертолетов во время учений. Знатоки путь меня поправят. А что же справа? Либо некий оставленный жителями населенный пункт, либо военная база. При максимальном приближении видим следующее - Очевидно, что это некий город, давно покинутый жителями. Сверяем с картой дорог и видим, что примерно в этом же месте находится древний набатейский город Шивта, близкий родственник иорданской Петры (про поездку в Петру и по Иордании в целом). Надо заметить, что Шивта является одной из самых "не раскрученных" древностей Израиля. Никакие организованные экскурсии не заезжают в эту глушь рядом с египетской границей. Разве что индивидуальные искатели приключений, имеющие свой автомобиль, ибо добраться туда общественным транспортом представляется маловероятным. В тот момент времени я как раз увлеченно готовил отчет о Хиджазской железной дороге (Стамбул - Медина), чье ответвление вело из Дамаска в Палестину. Почти 100 лет назад в этих местах курсировали поезда, но с тех пор много воды утекло в песок. Но сохранилось немало интересного: заброшенные турецкие станции, мосты, кой-где вокзалы. Все это прямо посреди пустыни, вдали от цивилизации. Эти станции я находил педантично, квадрат за квадратом, изучая аэрофотосъемку местности. Впрочем, сейчас рассказ не о том. Про Хиджаз можно почитать в отдельном отчете. Шивта Вот что гласит энциклопедия: ШИВТА́ (שִׁבְטָה; также Собата, Субейта, Исбейта), руины древнего города Негеве, в 56 км к югу от Беер-Шевы, в 20 км к востоку от границы с Египтом. В 1 в. до н. э. в Шивте был построен набатейский постоялый двор. Расцвет города приходился на византийский период: он служил транзитным пунктом для торговых караванов из Египта на север и из восточных стран к берегам Средиземного моря и в Европу. Поскольку Шивта находится на значительном расстоянии от других поселений, город не был разграблен и сохранился лучше, чем другие древние города в Негеве. Раскопки, произведенные в 1958 г., обнаружили в южной, более старой части Шивты остатки двух прудов и церковь, построенную позднее других зданий, а также мечеть 9 в.; в северной части — церковь с башней, остатки монастыря, постоялого двора, 36 торговых помещений, мастерских (гончарной и красильной) и бани, расположенные на площади. Северней площади сохранились остатки большой церкви Святого Георгия, улиц с домами (видимо, были двух- и трехэтажные, насчитывавшие в общем 340 комнат). Открытый двор церкви Святого Георгия выложен мозаикой, есть боковая часовня и крестильня; сохранились центральный неф и два боковых, отделенных шестью колоннами. (c)Eleven.co.il И стало интересно, что за такой забавный, да еще и хорошо сохранившийся город хранит в себе пустыня? Решив совместить наличие прокатного автомобиля и поиск очередной турецкой станции, я прибыл сюда в один из весьма жарких летних дней. Какая радость, что Шивта малоизвестна. Несмотря на то, что на дворе был еврейский Шабат (а это значит, что израильтяне выезжают на семейный отдых, заполняя все парки и достопримечательности), не встретил там ни одной живой души. Весь древний город был предоставлен мне одному, и лишь в самом конце появилась парочка туристов такого вот рода - Город действительно неплохо сохранился, особенно принимая во внимание то, что место абсолютно не охраняется (но, судя завезенным бетонным блокам и трактору, намечается строительство билетной кассы и будки охраны) и абсолютно открыто всем проходящим через пустыню. Здесь будет интересно не только археологам, но и обычным туристам, интересующимся, как в этой выжженной солнцем голой пустыне существовал столь значительный город-сад. После примерно двух часов прогулок по Шивте я сажусь за руль и выдвигаюсь дальше на юг, в поисках турецкого моста. Кстати, а вот он, этот самый мост - Другие мои отчеты об Израиле и Палестинских территориях: Рождение и гибель первого отеля на Мёртвом море Железная дорога в никуда, или Тропами оттоманских железнодорожников Израильская линия Мажино - Голанские высоты (по местам боев 1973 года) Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях Израильский музей артиллерии в Зихрон-Якове Музей израильских ВВС в пустыне Негев, или ода британским авиаторам Израильский музей бронетанковых войск, или куда пропала советская техника? Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль Темная сторона истории Хайфы: палестинские беженцы и бунт марокканских евреев Суэцкий канал: европейские города и израильские танки Хеврон - город, где зарождается ненависть, или Берлинская стена возвращается Самаритяне с горы Гризим, палестинские территории и некоторые советы |