Самые популярные российские писатели фантасты рейтинг: ТОП 50 российских писателей-фантастов — piterhandra — LiveJournal

Содержание

ТОП 50 российских писателей-фантастов — piterhandra — LiveJournal

Ну что, я надеюсь вы уже отошли от утомительного празднования наступления Нового Года? Тогда пришла пора узнать, каких результатов достигли русскоязычные писатели-фантасты в 2К17. Места распределялись по совокупности тиражей романов и авторских (сольных) сборников, опубликованных в прошедшем году. Кому интересно, в данный список вошли авторы, кому удалось преодолеть планку в 18 000 экз.
Но, сперва немного цифр и статистики 🙂

В 2017 году в России опубликовали:

√ 550 авторов;
√ 1100 книгу;
√ Совокупным тиражом более 3 500 000 экземпляров (без учета переизданий и дополнительных тиражей).

√ 60% писателей в 2017 году это дебютанты;
√ 45% авторов — женщины, а 55%, соответственно, мужчины;
√ 350 авторов опубликовали по одной книге;
√ 200 авторов опубликовали две или более.

Ну и переходим к главному!
Места в первой десятке распределились следующим образом:

1. Макс Фрай
2. Александр Беляев
3. Владимир Поселягин
4. Кир Булычев
5. Елена Звездная



6. Андрей Круз

7. Роман Злотников

8. Вадим Панов

9. Юрий Никитин (Гай Юлий Орловский)

10. Татьяна Корсакова


Как мы видим, несмотря на множество знакомых имен (в том числе и классиков), в списке есть и новички.
Примерно такая же ситуация и в оставшемся списке лидеров русскоязычной фантастики прошлого года:

11. Сергей Тармашев
12. Дмитрий Емец
13. Дмитрий Глуховский
14. Аркадий и Борис Стругацкие
15. Евгений Гаглоев
16. Ник Перумов
17. Юрий Корчевский
18. Наталья Жильцова
19. Альбина Нури
20. Галина Гончарова

21. Александр Мазин
22. Артем Каменистый
23. Ольга Громыко
24. Александр Бушков
25. Мария Круз
26. Андрей Белянин
27. Сергей Алексеев
28. Дмитрий Силлов
29. Василий Головачёв
30. Иван Ефремов

31. Наталья Калинина
32. Милена Завойчинская
33. Елена Малиновская
34. Анна Гаврилова
35. Константин Калбазов
36. Александр Прозоров
37. Евгений Щепетнов
38. Кира Измайлова
39. Анна Велес
40. Александра Лисина

41. Андрей Земляной
42. Павел Корнев
43. Вера Чиркова
44. Валерий Большаков
45. Александра Черчень
46. Александр Харников
47. Александр Конторович
48. Наталья Косухина
49. Сергей Лукьяненко
50. Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова

ТОП за 2014 год >>>
ТОП за 2015 год >>>

ТОП за 2016 год >>>

10 лучших отечественных книжных дебютов XXI века | Книги

Практически ежегодно в фантастике появляются яркие дебютанты, которые уже с первой книги обращают на себя пристальное внимание и критиков, и широкой публики. По крайней мере, за рубежом. В нашей фантастической литературе с этим похуже. Дебютантов-то много, вот только, если судить по их первым книгам, подавляющее большинство не выходит за рамки типичных МТА. Впрочем, есть и приятные исключения — хотя яркий дебют вовсе не гарантирует дальнейшей блистательной карьеры. О самых нашумевших дебютах нового века мы сегодня и расскажем.

1 

Дмитрий Скирюк «Осенний лис» (2000)

Первый роман фэнтезийного цикла о приключениях валашского травника Жуги. Автор явно вдохновлялся книгами Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте — и роман, и весь цикл о Жуге изобилуют колоритными персонажами и яркими образами «западнославянского фэнтези», текст написан живо и симпатично. Немудрено, что «Осенний лис» практически сразу снискал Скирюку славу среди поклонников фэнтези, да и критики отметили роман премией «Звёздный мост» за лучший дебют. Однако тетралогия о Жуге так и осталась самым заметным произведением автора. Сочинив ещё несколько неплохих романов и повестей (самое известное произведение — «Блюз чёрной собаки»), Скирюк от литературы фактически отошёл.

2 

Вадим Панов «Войны начинают неудачники» (2001)

Начальный том суперпопулярной серии городского фэнтези «Тайный город». Несмотря на топорный стиль и блёклых персонажей, роман привлёк внимание колоритным миром «тайной» Москвы, напряжённой интригой и лихими сюжетными поворотами. Автор за пару лет выдал целую россыпь романов серии, «подсадив» на своё творчество массу читателей, жаждущих острых ощущений. А ещё Панову удалось прибавить и в качестве своих текстов, и в их тематическом разнообразии. Так что на сегодня Вадим Панов заслуженно считается одним из ведущих авторов отечественной фантастики.

3 

Вера Камша «Тёмная звезда» (2001)

Роман, открывший фэнтезийную эпопею «Хроники Арции». Автор сумела привлечь поклонников качественной разработкой персонажей и грамотным использованием исторических аллюзий. Хотя книга рыхлая и ученическая — так, в ней прослеживается явное влияние Ника Перумова. Однако Вера Камша быстро изжила многие свои недостатки, превратившись в самого прогрессирующего автора отечественного фэнтези — каждый её новый роман был заметно лучше предыдущего. Вот только ставить финальную точку она пока так и не научилась — несмотря на ежегодные анонсы, ни одна из эпопей Камши до сих пор не завершена.

Самый стильный дебют

Хольм ван Зайчик «Дело жадного варвара» (2000)

Первый роман иронического  АИ-цикла «еврокитайского гуманиста», под маской которого скрывались Вячеслав Рыбаков и Игорь Алимов. Книга и цикл собрали множество наград, обретя внушительную фанбазу — даже среди тех, кто фантастикой не увлекается. Уж больно яркий мир придумали соавторы.

4 

Алексей Пехов «Крадущийся в тени» (2002)

Первый роман цикла авантюрно-эпического фэнтези «Хроники Сиалы». История ловкого вора Гаррета, хоть и была написана несколько суконным языком, пришлась по вкусу поклонникам фэнтезийных приключений. Вдобавок к читательскому успеху книга получила премию «Меч без имени» за лучший дебют. В дальнейшем Пехов стал писать гораздо лучше, сочинил более двадцати весьма успешных романов и стал одним из наиболее ярких авторов современной отечественной фантастики.

5 

Андрей Жвалевский, Игорь Мытько

«Порри Гаттер и каменный философ» (2002)

Вдохновлённая успехом «поттерианы» пародия на Роулинг и не только. Роман положил начало трилогии и оказался самой удачной и остроумной отечественной насмешкой над историей «мальчика, который выжил». Книга номинировалась на премию «Старт» и вошла в число главных российских бестселлеров. Соавторы сочинили ещё несколько совместных произведений, а Жвалевский с успехом пишет книжки для детей и поныне.

6 

Ольга Громыко «Профессия: ведьма» (2003)

Начало цикла любовно-юмористического фэнтези о ведьме Вольхе. Лауреат премии «Меч без имени» за лучший дебют. Книга о непутёвой ведьме вывела Громыко в авангард отечественной юмористической фантастики. И хотя, честно говоря, юмор в дебютном романе довольно примитивный, приятный язык и симпатичные герои уже с первой книги стали фирменным знаком Громыко. А потом и юмористика у неё заметно «поумнела».

Самый скандальный дебют

Валерия Спиранде «Аграмонт» (2007)

Активно продвигаемое «Эксмо» фэнтези, сочинённое десятилетней девочкой, из которой издатели пытались слепить отечественного Кристофера Паолини. Однако маркетинговый залп обернулся пшиком, когда уже после выхода широко разрекламированной книги выяснилось, что это беззастенчивый плагиат японской видеоигры The Legend of Zelda: Ocarina of Time (1998).

7 

Дмитрий Глуховский «Метро 2033» (2005)

Постапокалиптический НФ-триллер о Москве, пережившей ядерную войну. Текст выкладывался в Сети, затем вышел в «Эксмо», а через два года за дело взялось издательство «Популярная литература», которое сделало роман стартом широко разрекламированного межавторского проекта. Результат — умопомрачительные для отечественного рынка тиражи, премия «Еврокона» за лучший дебют и переводы на два десятка языков. Роман стал символом грамотного маркетинга и эры «проектной» литературы.

8 

Ник Горькавый «Астровитянка» (2008)

НФ-роман для подростков, написанный работающим в США российским астрофизиком. Главное достоинство этого во многом вторичного, но увлекательного романа — искренняя пропаганда идеи «быть умным здорово», что для множества книг современной подростковой фантастики выглядит едва ли не откровением. Рукопись романа вышла в финал премии для детских книг «Заветная мечта», затем «Астровитянка» получила премию «Образ будущего» на конвенте «Странник». Книга имела большой успех (и не только у подростков), потому автор-любитель сочинил ещё два продолжения — правда, третий роман был скорее сборником слабосвязанных публицистических эссе.

9 

Мариам Петросян «Дом, в котором» (2009)

Роман в жанре магического реализма, над которым автор, художник-мультипликатор, работала более десяти лет. Петросян писала книгу для себя и самых близких друзей, однако, когда эта философская «сказка для взрослых» появилась в печати, то неожиданно обрела массовый успех (суммарный тираж превысил 50 тысяч).

Роман получил массу наград, был переведён на несколько иностранных языков. А вот следующую значительную работу Петросян, видимо, читателям стоит ждать ещё нескоро…

Самый конфузливый дебют

Алексей Маврин «Псоглавцы» (2011)

Дебютный роман «русского Стивена Кинга», как окрестили его издатели из «Азбуки», сопровождался масштабной рекламной компанией, которая, впрочем, не помогла. Чтобы поправить дело, издателям пришлось раскрыть карты — оказалось, что книгу написал Алексей Иванов, автор культовых романов «Сердце Пармы» и «Золото бунта». Только так, через конфуз, «Псоглавцам» удалось достигнуть успеха.

10 

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь» (2016)

Постапокалиптическая драма об остатках человечества, выживающих после нападения инопланетян. Автор поначалу выложил текст на сайте «Самиздат», но заметно переделал его для «бумажной» публикации. Роман, вошедший в шорт-лист АБС-премии, написан в традициях «идейной» научной фантастики и напоминает произведения Сергея Снегова, Аластера Рейнольдса и Питера Уоттса. Правда, закрученный и изобретательный сюжет грешит некоторой избыточностью и нарочитым хитроумием, а многие герои книги смотрятся картонно. Зато книга являет солидный контраст с современной отечественной НФ, которая за редким исключением носит чисто развлекательный характер. Потому «Роза и Червь» имеет все шансы стать «первой ласточкой» возрождения серьёзной научной фантастики в России.

Наш обзор