Последнее интервью принцессы дианы: Независимое расследование: Би-би-си скрыла «обманную тактику» интервью с принцессой Дианой

Содержание

Независимое расследование: Би-би-си скрыла «обманную тактику» интервью с принцессой Дианой

Автор фото, BBC/Reuters

Знаменитое интервью корреспонденту Би-би-си Мартину Баширу в 1995 году, когда принцесса Диана впервые рассказала о супружеской неверности принца Чарльза, было получено при помощи поддельных документов, сам журналист лгал об этом руководству, а руководство позже предпочло оставить это без последствий. К такому выводу пришло независимое расследование во главе с бывшим судьей.

Би-би-си признала «явные провалы» при подготовке интервью и после него. «Нам очень жаль», — заявили в корпорации.

Мартин Башир показал брату Дианы, графу Спенсеру, поддельную банковскую выписку, чтобы войти к нему в доверие и через него завязать контакт с принцессой. Банковский документ якобы свидетельствовал о том, что издательская группа, в которую входят британские таблоиды, сделала платеж сотрудникам королевской семьи. Таким образом журналист хотел создать впечатление, что люди из ближайшего окружения принцессы продают таблоидам сведения о ее личной жизни, поэтому ей лучше обо всем расcказать самой.

Автор фото, Dyson Investigation

Подпись к фото,

Часть банковского документа, который использовался для того, чтобы войти в доверие к принцессе Диане

В последующих разговорах с руководством журналист отрицал подделку, говорится в докладе комиссии во главе с отставным судьей лордом Дайсоном. Версия Башира, которую он рассказывал о событиях 1995 года, была недостоверной, а порой он шел на прямую ложь, считают авторы расследования.

Сам Башир извинился за подделку документов, но заявил, что продолжает гордиться интервью, в котором принцесса произнесла знаменитую фразу: «В этом браке нас трое».

«Банковские выписки не имели никакого отношения к личному решению принцессы Дианы принять участие в интервью», — заявил Башир.

«Написанный Дианой документ, который был передан авторам расследования и опубликован сегодня вместе с его выводами, это однозначно доказывает. Еще более веские подкрепляющие доказательства были переданы лорду Дайсону», — добавил журналист.

Автор фото, Dyson Investigation

Подпись к фото,

«Мартин Башир не показывал мне никаких документов и не давал мне какой-либо неизвестной мне ранее информации. Я дала согласие на интервью программе «Панорама» без какого-либо давления и ни о чем не сожалею», — было сказано в письме Дианы Баширу от 1995 года.

Исполнительный директор Би-би-си Тим Дэйви прокомментировал выводы расследования так: «Хотя в докладе говорится, что принцесса Уэльская Диана хотела дать интервью Би-би-си, ясно и то, что процесс организации интервью не достигал того уровня, которого вправе ожидать наша аудитория. Нам очень жаль. Лорд Дайсон указал на явные ошибки».

«Би-би-си должна была приложить больше усилий для расследования этих событий и продемонстрировать большую прозрачность относительно того, что ей уже было известно, — говорит глава корпорации. — Сегодня правила и регламент Би-би-си значительно более совершенны, но и существовавшие тогда правила должны были помешать получению интервью таким способом».

В конце своего заявления Дэйви принес извинения.

Историческое интервью

Для Би-би-си интервью принцессы Дианы Баширу было важнейшим достижением. Впервые действующий член королевской семьи так открыто говорил о жизни британской монархии. Диана рассказала о несчастливом браке с принцем Чарльзом, об их изменах друг другу и о своей булимии.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

На прошлой неделе Мартин Башир уволился с Би-би-си

Незадолго до публикации выводов расследования брат Дианы, граф Спенсер, обвинявший Би-би-си и Башира в нечистой игре, выложил в «Твиттере» свое детское фото с покойной сестрой, подписав его: «Тесная связь, которая началась очень давно».

58-летний Башир остается одним из самых известных британских журналистов. Он уволился с Би-би-си на прошлой неделе, сославшись на проблемы со здоровьем.

С 2016 года он работал редактором и корреспондентам корпорации по вопросам религии.

Принцесса, журналист и Би-би-си: как Мартин Башир взял сенсационное интервью у принцессы Дианы

  • Джон Уэйр
  • Корреспондент программы «Панорама»

20 ноября 1995 года программа Би-би-си «Панорама» выдала «бомбу» — интервью с Дианой, принцессой Уэльской. 25 лет спустя ее сын и наследник престола принц Уильям развернул в связи с этим небывалое наступление на корпорацию.

Интервью, ставшее одним из эпохальных телевизионных событий XX века и собравшее в вечер показа аудиторию в 23 миллиона британских телезрителей, стало главным событием в карьере взявшего его журналиста Мартина Башира.

Но прошлой осенью всплыли на поверхность некоторые факты, давшие основание обвинять его в том, что он вводил принцессу в заблуждение, дабы получить сенсационный материал.

Би-би-си организовала собственное расследование, которое возглавил бывший член Верховного суда Соединенного Королевства лорд Дайсон. Оно пришло к выводу, что Башир в той давней истории проявил себя «ненадежным», «лукавым» и «нечестным». «То, что делал господин Башир, не было импульсивным актом под влиянием момента. Все было тщательно спланировано», — заявил лорд Дайсон.

В свое время проверку по делу об интервью проводил Тони Холл, впоследствии ставший генеральным директором Би-би-си. Тот заключил, что Башир является «честным» и «заслуживающим уважения» человеком. Дайсон называет расследование Холла неполноценным и «вопиюще неэффективным».

Многие подробности дела оставались сокрытыми четверть века.

Уже не жившая с мужем, будущим королем, принцесса Диана в том интервью рассказывала о внебрачных связях, дворцовых интригах, проблемах с ее психическим и физическим здоровьем и непригодности бывшего супруга, принца Чарльза, для его высокой роли.

«Вы правда думаете, что против вас ведется кампания?» — спросил Мартин Башир, перед этим несколько недель именно это ей внушавший. По его словам, некие уникально информированные источники рассказывали ему о направленных против принцессы грязных уловках журналистов, придворных, спецслужб и даже ее личных друзей. «Да, я так считаю», — ответила Диана.

В 1995 году я работал в программе «Панорама», и до меня доходили слухи, что Башир прибегнул к обману, чтобы заполучить свою «бомбу», но не более того.

Детали начали всплывать прошлой осенью. К годовщине знаменитого интервью Би-би-си предоставила телеканалам ITV и Channel 4 некоторые факты, которых журналисты добивались годами. Одновременно брат принцессы Дианы Чарльз Спенсер сообщил, что конспектировал содержание своих разговоров с Баширом, предшествовавших интервью с сестрой.

Доклад лорда Дайсона стал официальной реакцией Би-би-си на обвинения в адрес Мартина Башира и неспособность комиссии Тони Холла докопаться до истины в 1996 году.

Тем не менее, вновь возникшие обвинения были настолько серьезны, что нынешняя команда «Панорамы» решила провести собственное расследование, дабы вернуть веру зрителей в ее качество и объективность.

Мы поговорили практически со всеми свидетелями, выступившими ранее перед комиссией лорда Дайсона, и многими другими, а также получили подробные показания от графа Спенсера.

Как и лорд Дайсон, мы ознакомились с внутренними документами Би-би-си, из которых следует, что Башир неоднократно лгал и что имело место серьезное нарушение журналистской этики и правил Би-би-си.

И тем не менее Холл сообщил совету директоров Би-би-си, что он не сомневается в том, что Башир никого не собирался обманывать, а в своей записке добавил, что считает его «честным и порядочным человеком».

Башир вступает в контакт с графом Спенсером

Эта история началась, когда Мартин Башир задумал убедить брата Дианы графа Спенсера, что среди журналистов, освещавших «войну Уэльских», сложился масштабный сговор против принцессы и его самого, а для этого заявить, будто он имеет доступ к неким эксклюзивным источникам в верхах.

24 августа 1995 года Башир позвонил одному из помощников графа Спенсера и оставил сообщение: «Не прошу об интервью или информации, просто 15 минут вашего времени для разговора».

Затем он направил Спенсеру письмо на бланке Би-би-си, в котором утверждал, что «провел последние три месяца, расследуя поведение прессы». На самом деле, большую часть этого времени он работал над другими выпусками «Панорамы». Однако письмо содержало доверительный намек, что он раскопал какие-то важные факты, касающиеся вмешательства СМИ в жизнь семьи Спенсеров.

«Я просто хочу поделиться некоторой информацией, которая, как мне кажется, может быть интересна для Вас», — написал Башир, рассчитывая, что Чарльз Спенсер заглотит наживку, поскольку тот имел собственную историю конфликтов с прессой.

Автор фото, BBC/Getty Images

Подпись к фото,

Мартин Башир (фото 1995 года) и Граф Спенсер (фото 1993 года)

Не получив ответа, Башир 29 августа снова позвонил, на сей раз самому Спенсеру. Тот ответил, что согласен встретиться где-нибудь в Лондоне в 18:00 и «пропустить по рюмочке».

Башир не рассчитывал, что Спенсер согласится так быстро. Чтобы втереться к тому в доверие, он собирался представить ему некие (ложные) доказательства того, что бывший начальник охраны семьи Спенсеров, отставной военнослужащий Алан Уоллер, регулярно получал деньги от медиа-концерна Руперта Мердока News international и от спецслужб за информацию о Спенсерах.

Однако при первой короткой встрече он эту тему не затрагивал — вероятно, потому, что не успел подготовить «доказательства».

Лорд Дайсон заявлял, что не смог установить конкретную дату создания фальшивки. Однако по данным нашего расследования, это случилось сразу после первой встречи графа Спенсера с Баширом.

Спенсер согласился продолжить разговор через два дня, в 11:30, 31 августа в его загородном поместье Олторп.

Фальшивые банковские документы

Чтобы создать «доказательства» против Алана Уоллера, Башир попросил бывшего коллегу, графического дизайнера Мэтта Уизлера, бросить все и сделать для него срочную работу. Уизлер не смог припомнить точной даты, а лишь сказал, что это было где-то в конце августа — начале сентября.

Тогдашний бизнес-партнер Уизлера рассказал мне, что Башир сперва позвонил ему, и это случилось во время карнавала в Ноттинг-хилле, который в 1995 году завершился 28 августа.

Поскольку Башир настаивал, что работа должна быть сделана к следующему дню, мой собеседник отказался и посоветовал тому обратиться к Уизлеру.

Уизлер и его партнер уверены, что второй звонок последовал максимум через несколько часов.

Поскольку в дневнике Спенсера указано, что его первая встреча с Баширом за «рюмочкой» имела место вечером 29 августа, можно заключить, что Башир принялся звонить дизайнерам сразу же после этого разговора.

Уизлер рассказал, что Башир явился к нему домой и попросил изготовить два фальшивых бланка банковских переводов на имя Алана Уоллера — один от 8 марта 1994 года на 4 тысячи фунтов от News International, другой от 4 июня того же года на 6,5 тысяч фунтов от зарегистрированной на острове Джерси компании Penfolds Consultants.

Все данные были у Башира в блокноте. Он уверял, что видел документы собственными глазами, но не сумел заполучить.

Журналист не сообщил, что история, над которой он работает, связана с принцессой Дианой, а лишь сказал, что «это может вывести на что-то большое касательно слежки MI5 или MI6».

Дизайнер сказал Баширу, что для такой работы потребуется вся ночь. Тот ответил, что назавтра куда-то улетает и просит прислать ему документы с курьером в аэропорт Хитроу к семи утра. Можно предположить, что Башир хотел иметь их на руках для следующего разговора с графом Спенсером, запланированного на 31 августа.

Подпись к фото,

Фальшивые выписки из банковских счетов

В записи, сделанной Спенсером сразу после разговора, сказано, что Башир утверждал, будто выплаты Уоллеру были регулярными: 4 тысячи фунтов от News International каждые три месяца и четыре перевода от Penfolds Consultants. Последняя, по словам Башира, являлась подставной компанией спецслужб.

Но главное, что зацепило Спенсера, — ложное заявление Башира, будто личный секретарь принца Чарльза, Ричард Эйлард, также участвовал в заговоре против Дианы. Именно ему якобы передавались тайно сделанные записи разговоров, и он же будто бы сказал журналисту Джонатану Димблби по поводу предстоявшего развода Дианы и Чарльза: «Игра заканчивается. Дальше некуда».

По словам Спенсера, это его потрясло. Он позвонил редактору «Панорамы» Стиву Хьюлетту, и, не раскрывая содержания утверждений Башира, спросил, является ли тот человеком, которому можно верить. Хьюлетт ответил, что Башир «у нас один из лучших».

Башир представлен Диане

14 сентября Башир и Спенсер снова встретились в Олторпе. Журналист повысил градус обвинений: личный секретарь Дианы — коммандер Патрик Джефсон в сговоре с секретарем принца Чарльза Эйлардом.

По словам Спенсера, Башир показал ему сложенный лист бумаги формата A4, подтверждающий, что Эйлард и Джефсон получали значительные суммы от спецслужб за информацию о передвижениях принцессы Дианы.

В своих показаниях лорду Дайсону Башир категорически утверждал, что не показывал Спенсеру подобного документа. Однако в записях Спенсера имеется пометка: «Патрик Джефсон давний друг Эйларда + деловые связи до 1992 года».

Все это отвечало давно известным опасениям Дианы, что лагерь бывшего супруга в Сент-Джеймском дворце строит против нее козни. Спенсер решил, что его сестре следует услышать все от Башира самой и позвонил ей.

Диана ответила запиской, впервые оказавшейся в распоряжении «Панорамы»: «Дорогой Карлос [детское прозвище Чарльза Спенсера]! Я так признательна тебе за звонок сегодня утром — все это полностью согласуется с тем, что творится сейчас вокруг меня. Но они недооценивают силу Спенсеров!».

К 1995 году Диана уверила себя, что имеет врагов наверху, и была уязвимой и беспокойной. «Я думаю, она только и искала этому подтверждение», — сказал мне Чарльз Спенсер.

19 сентября Чарльз Спенсер представил Башира Диане. Сделанная им запись этого разговора содержит около 30 утверждений, которые, по его словам, сделал тогда журналист. Одна из них, в частности, гласит: «Джефсон — опасен: деньги. Переведены в офшор в марте 1994 года».

Спенсер сказал мне, что ближе к концу разговора начал испытывать сильные сомнения. «Я предупредил Диану, что в его историях концы не сходятся с концами, и извинился перед ней. Она ответила: «О, не волнуйся, Карлос. Была рада увидеться. Все это чепуха». Я решил, что больше никогда не услышу о Мартине Башире».

Башир утверждает, что большая часть комментариев, отраженных в записях Спенсера, исходила от Дианы. Однако лорд Дайсон говорит: «Я уверен, что большая часть, если не все из того, что содержится в записках графа Спенсера, было высказано мистером Баширом».

В своих показаниях лорду Дайсону журналист представил свою, сильно отличающуюся картину их разговоров со Спенсером и утверждал, что не говорил многих вещей, которые тот ему приписывает. Несмотря на выводы Дайсона, он настаивает на своей правоте.

А для Дианы это стало началом целой серии встреч с Баширом. «К концу лета 1995 года она уже была захвачена идеей дать телевизионное интервью», — замечает лорд Дайсон.

Автор фото, PA Media

Подпись к фото,

16 сентября 1995 года вся семья провожала принца Уильяма на учебу в Итон

Однако знакомые, видевшиеся с Дианой незадолго до интервью 5 ноября, заметили в ней перемену. Она явно перестала доверять им, в том числе Джефсону. «Для Мартина Башира я был препятствием, которое надо устранить, — сказал мне Джефсон. — Потому что если бы я отсоветовал ей давать интервью, она могла бы согласиться».

Подруга Дианы Роза Монктон написала, что все чувствовали, что происходит что-то не то: «но никто из нас понятия не имел, в чем дело».

30 октября, в день, когда Диана подтвердила Баширу свое согласие на интервью, она встретилась со своим юрисконсультом лордом Мишконом и поведала ему о многочисленных ужасных заговорах против нее. На вопрос, откуда у нее эта информация, Диана лишь ответила, что источники надежные, и упомянула Центр правительственной связи.

Автор фото, PA Media

Подпись к фото,

Принцесса Диана со своим тогдашним личным секретарем Патриком Джефсоном

Можно ли считать совпадением, что Башир, отчитываясь перед менеджментом Би-би-си, назвал среди своих источников сотрудника Центра правительственной связи?

Однако неизвестно ни единого случая, когда действующий офицер спецслужб раскрыл бы содержание перехваченных разговоров журналисту (даже если поверить, что разговоры Дианы записывались, что также выглядит сомнительным).

Главный вопрос для Би-би-си — в ходе как расследования Дайсона, так и расследования «Панорамы» — состоял в следующем: почему махинации Башира прошли мимо внимания старших менеджеров Би-би-си? Ведь все они были профессиональными журналистами и редакторами, для которых первое правило — усомниться, когда где-то не сходятся концы с концами?

Автор фото, PA Media

  • Программа «Панорама, интервью с ее высочеством принцессой Уэльской» вышла в эфир на Первом канале Би-би-си в понедельник 20 ноября 1995 года
  • В Великобритании ее посмотрело 23 миллиона зрителей
  • Тем же вечером на одном из благотворительных мероприятий в Лондоне была сделана эта фотография Дианы

Сигнал тревоги

Первый тревожный звонок, который должен был насторожить руководство корпорации, прозвучал в декабре 1995 года, спустя месяц после интервью.

Графический дизайнер Уизлер обратился к руководителям службы новостей Би-би-си Тиму Гардану и Тиму Сутеру и рассказал, как Башир вовлек его в подделку банковских документов.

По словам Уизлера, он не сразу осознал возможную связь между этим эпизодом и интервью принцессы Дианы, а осознав, сперва обратился к редактору «Панорамы» Стиву Хьюлетту, но тот сказал, что беспокоиться не о чем.

Хьюлетт скончался от рака в 2017 году. Я работал с ним много лет и не допускаю мысли, что он дал Баширу согласие на фальсификацию. Никаких доказательств этому нет. Но будь Хьюлетт жив, лорд Дайсон должен был бы его кое о чем спросить.

Например, почему, узнав о подделанных документах вскоре после трансляции интервью, он не доложил об этом вышестоящему руководству?

По имеющимся данным, Хьюлетт впервые узнал о фальсификации от продюсера «Панорамы» Марка Киллика, с которым Уизлер прежде работал и которому передал по факсу копии изготовленных им документов.

Киллик немедленно узнал название Penfolds Consultants, потому что компания ранее фигурировала в двух выпусках «Панорамы» о бизнесе бывшего менеджера футбольной сборной Англии Терри Венейблса, и удивился, с какой стати она что-то платила бывшему служащему графа Спенсера?

С этим вопросом и с факсом в руке Киллик подошел к Баширу в столовой в здании Би-би-си. Разговор вышел коротким и недоброжелательным. Башир попросту заявил Киллику, что это не его дело.

Тогда Киллик и двое его коллег — бывший заместитель редактора «Панорамы» Гарри Дин и репортер Том Мэнголд — 4 декабря пошли к Стиву Хьюлетту. Все трое вспоминают, что босс также сказал им, что это не их дело. Дин спросил Хьюлетта, знал ли он о подделанных документах, и тот ответил, что не помнит.

Когда Киллик ушел, Дин посоветовал Хьюлетту поговорить с графом Спенсером. Вскоре тот сам позвонил Хьюлетту, но нет никаких свидетельств попытки Хьюлетта или кого-либо еще из менеджеров Би-би-си сравнить версии событий в изложении Башира и Спенсера.

Лорд Дайсон считает это упущение самым непростительным и называет служебную проверку, проведенную Тони Холлом и продюсером службы новостей радио Би-би-си Энн Слоуман, ставшей впоследствии главным политическим советником корпорации, поверхностной и неэффективной. «Все было бы по-другому, если бы они потрудились поговорить с графом Спенсером», — замечает он.

Дин вспоминает, что Хьюлетт заверил его в том, что информация, содержавшаяся в банковских документах, была по сути верной, а то, что Терри Венейблс доверил ведение своих дел той самой компании, которая в них фигурирует, — чистое совпадение. Похоже, он при этом просто повторил слова Башира.

Башир без конца меняет показания

Бывший продюсер «Панорамы» Питер Моллой вспоминает, что графический дизайнер Уизлер, пришедший на рождественскую вечеринку команды «Панорамы» в качестве бывшего сотрудника, был чрезвычайно взволнован. Уизлер поведал Моллою, что в его квартиру кто-то вломился в его отсутствие, и что единственной пропажей оказались два компьютерных диска с теми самыми фальшивыми документами.

Когда Уизлер довел свою обеспокоенность до менеджмента Би-би-си, выяснилось, что Хьюлетт не сообщил своему непосредственному начальнику Тиму Гардаму об истории с документами. «Тим был зол, но в целом отнесся к случившемуся с пониманием», — вспоминал в 2001 году один из руководителей службы новостей Тим Сутер.

Хьюлетт заверил обоих начальников, что «в получении интервью у Дианы не было двойного дна».

Вслед за этим Гардам, Сутер и Хьюлетт втроем допросили Башира. Тот заявил, что не показывал банковские документы Диане или кому-либо еще. По его словам, использовать их, чтобы убедить Диану дать интервью, было невозможно, потому что содержавшуюся в них информацию он узнал от самой Дианы.

В сделанной после встречи записи Тим Гардам выразил недоумение, зачем, в таком случае, Башир взял на себя труд и расходы по изготовлению аутентично выглядевших документов?

Он настоятельно посоветовал Баширу получить от принцессы Дианы письменное подтверждение, что документов он ей не показывал.

На следующий день из Кенсингтонского дворца поступило письмо, написанное от руки: «Я подтверждаю, что не (слово «не» дважды подчеркнуто) подвергалась никакому неподобающему давлению с целью получить у меня интервью. Мартин Башир не представил мне никаких документов и не сообщил никакой информации, которая мне не была бы известна прежде. Я совершенно довольна интервью и подтверждаю все сказанное в нем».

Письмо Дианы положило конец всем сомнениям руководства Би-би-си. Величайшая сенсация была спасена. На время.

Не обратили внимания даже на явное несоответствие, прямо указывавшее, что Башир солгал.

Подпись к фото,

Письмо принцессы Дианы, направленное Би-би-си в декабре 1995 года

В ноябре Башир сообщил Гардаму, что его первая встреча с принцессой Дианой состоялась в конце сентября, о чем Гардам написал в своих показаниях Тони Холлу. Между тем, Мэтт Уизлер сообщил Гардаму и другим, что заказ на изготовление фальшивок поступил ему от Башира в конце августа-начале сентября — как минимум за три недели до первой встречи Башира с Дианой.

Таким образом, Башир никак не мог получить содержавшиеся в документах сведения от Дианы.

Когда мы указали Тиму Гардаму на расхождение дат, он ответил, что тогда не обратил на это внимания. «Если бы обратил, я бы спросил об этом Башира», — сказал он. Гардам объясняет, что в первую очередь его интересовало утверждение, что «документы показали принцессе Уэльской, чтобы убедить ее дать интервью».

Башир, вероятно, рассчитал, что если он назовет источником информации Диану, руководство Би-би-си не станет обращаться к ней за подтверждением. Так оно и вышло.

Чтобы его слова выглядели более правдоподобными, он признал, что произвольно указал в документах компанию Penfolds Consultants. Почему? Принцесса Диана якобы сказала ему, что спецслужбы платили бывшему охраннику Спенсеров через свою подставную компанию, название которой она забыла, а лишь помнит, что та зарегистрирована на острове Джерси. Вот он и вписал известную ему компанию, также зарегистрированную на Джерси.

Башир не мог не понимать, что уйти от вопросов насчет Penfolds ему не удастся, поскольку именно эта компания фигурировала в его предыдущих выпусках «Панорамы». Между тем, ранее он заверил Хьюлетта, что вся информация, содержащаяся в банковских документах, — точная, о чем Хьюлетт сказал сомневавшемуся Гарри Дину.

Неизвестно, какие выводы для себя сделал из этого кульбита Хьюлетт, но в сделанной Гардамом записи разговора с Баширом данная тема никак не упоминается, из чего можно заключить, что Хьюлетт не привлек к ней внимания остальных.

Когда Гардам спросил его, зачем ему вообще нужны были фальшивые выписки, Башир ответил, что ему просто нужно было записать и сохранить эту информацию — неубедительный повод заставлять работать всю ночь дизайнера и платить ему 250 фунтов из бюджета Би-би-си, а потом еще и доставлять документы с курьером в Хитроу. Вместо этого можно было просто записать все в блокноте.

Тем не менее, каким бы маловероятным это ни казалось сегодня, письмо Дианы успокоило начальство корпорации. «Всем можно было расслабиться к Рождеству, — описывал тогда ситуацию Сутер. — Мы немного испугались, но все удалось решить». Однако граф Спенсер не считает, что письмо Дианы оправдывает Би-би-си. «Диане пришлось действовать с позиции человека, которого обманули. Она не знала, что вся договоренность об интервью была основана на лжи, которая сделала ее уязвимой», — сказал он мне.

Если руководство Би-би-си думало, что все на этом закончится, то оно ошибалось. 21 марта со Спенсером связался репортер газеты Mail on Sunday. В газете сказали, что расследуют, каким образом Башир познакомился с Дианой и получил свое знаменитое интервью. В Mail предположили, что для того, чтобы войти в доверие к Спенсеру, Башир показал ему поддельные документы органов безопасности, которые якобы подтверждали, что Кенсингтонский дворец прослушивается. В газете явно о чем-то догадывались, но ошиблись с содержанием документов.

Спенсер, не доверявший таблоидам, позвонил на Би-би-си, чтобы узнать больше. Он разговаривал с Хьюлеттом и сказал ему, что сам представил Башира Диане «19 сентября из-за его крайне серьезных обвинений в адрес газет, конкретных журналистов, конкретных старших служащих Сент-Джеймсского дворца и неназванных сотрудников спецслужб».

Для Хьюлетта это была великолепная возможность расспросить графа об этих обвинениях Башира и, главное, спросить, не показывали ли Спенсеру банковских выписок — ведь в отличие от Спенсера он знал, что они были подделкой. Непонятно, задал ли Хьюлетт хотя бы один из этих вопросов. Однако, так как Mail on Sunday говорила о поддельных выписках, Гардам велел Хьюлетту снова допросить об этом Башира.

И снова Башир заявил, что никому не показывал фальшивок, включая Спенсера.

23 марта Гардаму позвонили из Mail on Sunday, а потом репортер поймал его на выходе из дома. Он позвонил Баширу и спросил снова: показывал ли он документы Спенсеру? Башир снова это отрицал. Гардам продолжал сомневаться и днем вновь вернулся к расспросам. Испугавшись, что ситуация попадет в СМИ, Башир наконец сдался и признался, что показал документы графу. Правду из Башира удалось вытянуть только с четвертой попытки.

Гардам был в ярости. Он сказал Баширу, что Би-би-си нужно обдумать свою позицию.

Би-би-си ведет расследование

Гардаму предстояло через несколько дней покинуть Би-би-си. В записке своему преемнику он изложил все то из сказанного Баширом, что оказалось неправдой. В записке также сказано, что Тони Холл согласился, что Башир «обманул нас и […] судя по всему действовал неэтично, в нарушение правил корпорации». Холл выступал за проведение «полноценного расследования» внутри Би-би-си.

Однако то, что произошло дальше, вряд ли можно было так назвать.

Mail on Sunday не стала тогда ничего публиковать, но к апрелю 1996 года доработала историю и опубликовала фальшивые документы Башира. И Холл, и Хьюлетт утвердили заявление Би-би-си, в котором говорилось, что документы «никогда не имели отношения к «Панораме» или к принцессе Диане». Однако к тому моменту они уже знали, что Башир показывал документы Спенсеру. Они знали, что Башир признал это в письменном заявлении, указав, что хотел «улучшить» отношения с графом. То есть документы, безусловно, были «связаны с «Панорамой» и принцессой Дианой».

В целом лорд Дайсон считает, что публичные заявления Би-би-си касательно этого вопроса «не отвечали тому высокому уровню честности и прозрачности, которым известна корпорация.»

Подпись к фото,

Лорд Тони Холл в 1996 и 2020 году

Энн Слоуман, временно занявшая место Гардама, вместе с Тони Холлом провела «полное расследование». Они, судя по всему, так и не поняли, что одно из основных утверждений Башира было ложью, а именно то, что информацию для поддельных документов ему предоставила Диана.

Как и Гардам в декабре 1995-го, ни Холл, ни Слоуман, кажется, не обнаружили, что Диана не могла быть источником Башира, потому что когда Уизлер подделал документы, они еще не были знакомы. Но даты, видимо, никто не сравнивал. Лорд Дайсон не считает, что руководство Би-би-си несет ответственность за то, что не заметило разнобоя в датах. Однако он отмечает, что ему «очень трудно представить», что Башир и Диана были в настолько тесных отношениях, что она могла поделиться с ним такой информацией еще до первой встречи.

В ходе расследования Холла-Слоуман удалось, впрочем, составить хронологию событий, с которой мы уже знакомы. Расследователи уделяли больше внимания утечкам из «Панорамы» в газеты, чем Баширу. Отправной точкой они выбрали октябрь, незадолго до выхода интервью в эфир, а не конец августа — начало сентября, когда, как было известно начальству, Башир заказал поддельные выписки. И в его выводах ни разу не говорилось, что Башир врет.

На хронологии отразилось мнение самой Слоуман о «Панораме». В беседе с покойным Ричардом Линдли, тоже репортером программы, для книги 2002 года «Панорама: 50 лет гордости и паранойи», она сравнит редакцию с «клубком змей», полным соперничества и зависти. «Все были уверены, что у них есть богом данное право делать «утечки» в прессу», — говорила Слоуман.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Граф Спенсер и его жена Карен на свадьбе принца Гарри и Меган Маркл, май 2018 года

Если бы граф Спенсер сделал тогда публичное заявление, оно могло бы разнести версию Башира в пух и прах — а Би-би-си постиг бы один из крупнейших в ее истории кризисов. Однако, говорит мне Спенсер, он этого не сделал, потому что не знал, что Би-би-си ведет расследование, а интервью принцессы Дианы «Панораме» «расценивали как крайне спорное.» «И если бы я при ее жизни выступил против ее версии… мне не хотелось никаким образом публично идти против ее интересов,» — говорит он.

К тому же на тот момент Спенсер не знал, что документы были подделкой, как и о том, что Башир сказал начальству корпорации, что данные ему предоставила Диана.

Кроме того, про сенсацию Mail on Sunday довольно быстро забыли. Пиарщики Би-би-си перенесли в ней акцент на «завистливых коллег», стоявших за этой статьей, и тем самым отвлекли внимание от обвинений в адрес Башира. Спенсер молчал, и в руководстве Би-би-си надеялись, что он продолжит молчать. «История про Диану мертва, если не заговорит Спенсер. Нет поводов считать, что он заговорит,» — писала Энн Слоуман во внутреннем документе, адресованном менеджменту Би-би-си, через 10 дней после выхода статьи в Mail on Sunday.

Стараниями Башира, объявившего Диану источником, предоставившим ему «точные» суммы выплат главе службы безопасности Алану Уоллеру, принцессу не решались ни о чем спрашивать. Теперь в разговорах с начальством Башир проделывал то же самое с ее братом, утверждая, что именно граф Спенсер дал ему номер банковского счета Уоллера. Раньше Башир об этом не упоминал.

Башир снова сменил показания, но это снова никого не обеспокоило. Спенсер только прошлой осенью узнал, что Башир обвинил его в неподобающем использовании частной информации; он категорически отрицает это обвинение. Именно тогда он обратился к Би-би-си с требованием независимого расследования — так и началось расследование лорда Дайсона.

«Если сравнивать правдоподобность утверждений графа Спенсера и Башира, то побеждает, безусловно, Спенсер», — говорит Дайсон.

В книге Ричарда Линдли о «Панораме» Энн Слоуман говорит, что Холл долго беседовал с Баширом, рассаживаясь с ним по разные концы ее «огромного стола» в Бродкастинг-хаусе. «Башир, безусловно, подделал эти документы. Это было глупо, заполучить интервью это не помогло. Зачем он это сделал — одному Богу известно», — цитировал ее Линдли.

Любопытному наблюдателю все косвенные улики укажут на одно: документы были для Башира шансом установить связь с семьей Спенсеров. Так считает и лорд Дайсон. «Я прихожу к выводу, что господин Башир показал поддельные документы графу Спенсеру до того, как между ним и Дианой впервые установилась какая-то связь», — говорит он.

Подпись к фото,

Бывшая главная советница Би-би-си по политике Энн Слоуман, фото 2003 года

25 апреля 1996 года Холл доложил о результатах своего «личного расследования» в отношении Башира совету управляющих Би-би-си. В заявлении Холла, написанном для совета, приводится ответ Башира на вопрос, зачем он заказал поддельные выписки: потому что «не подумал». Потом Холл оправдывает Башира: «Я считаю, что несмотря на эту оплошность, он остается честным и благородным человеком. Он раскаивается».

В своем заявлении Холл не говорит всего, что ему на тот момент было известно — что Башир показывал поддельные документы Спенсеру и несколько раз лгал редактору и старшему руководству. В то же время он упоминает о «ДОВЕРИИ» (написано заглавными буквами) и «честности» как о «наивысших» ценностях Би-би-си.

В своих показаниях Холл называет поступки Башира «неосторожными и непродуманными», однако заверяет коллег, что уверен: «не стоит вопроса о том, что Башир кого-то пытался ввести в заблуждение или сделать что-то неподобающее с этим документом». То есть ничего неподобающего не произошло.

Лорд Дайсон комментирует: «Счесть это всего лишь ошибкой и глупостью значило недооценить серьезность того, что он сделал».

Внутренний документ Би-би-си, отправленный по факсу за несколько дней до заседания совета, показывает, что начальники на личном уровне могли понимать, что Башир нарушил правила журналистской этики и правила Би-би-си. «Менеджменту предстоит решить, что делать — если нужно что-то делать — с Баширом, как поступить с его контрактом, и как долго он должен работать в «Панораме», — говорится в нем.

Лорд Холл заявил, что Баширу вынесен строгий выговор и он помещен под наблюдение. Это правда: 4 апреля 1996 года Тим Сутер пишет Баширу письмо, в котором говорится, что заказ поддельных выписок «нарушал правила Би-би-си об открытости […], что усугублялось тем, что вы не уведомили главу департамента о том, как ими воспользовались. Не сомневайтесь в том, что мы со всей серьезностью отнеслись к этому, и в том, что это письмо представляет собой строжайший выговор».

Автор фото, PA Media

Подпись к фото,

Лорд Дайсон, 2015 год

Лорд Дайсон, однако, считает, что письмо скорее всего не было отослано Баширу, у которого к тому же в личном деле нет никаких пометок о выговоре. Клайв Эдвардс, на тот момент работавший заместителем редактора «Панорамы», сказал мне, что ему «не известно ни о каких указаниях о надзоре над Мартином.»

«Трудно представить, чтобы такой приказ действовал, но мне о нем не было бы известно, поскольку именно мне как заместителю редактора пришлось бы его выполнять», — говорит он.

Башир проработал на Би-би-си до 1998 года, после чего ушел на телеканал Ай-ти-ви.

«Вся правда»

Самые старшие менеджеры, ответственные за качество журналистики Би-би-си, кажется, поверили грандиозной лжи. В интервью 2005 года в рамках документального фильма BBC Arena Тони Холл, сам не понимая, объясняет почему: «Мартин — это такой журналист, который очень старается завоевать ваше доверие.»

Это, кажется, действовало на всех, несмотря на прощальную записку Тима Гардама, в которой тот подчеркивал необходимость выяснить «всю правду» о том, что сделал Башир.

На анонимные источники внутри Би-би-си, без которых никто не узнал бы о лжи Башира, начались гонения. Начальство называло их публично «завистливыми коллегами» а в одном из внутренних документов — «нарушителями порядка». В свете этой «омерзительной истории, — говорится в документе, — мы можем пойти либо административным путем, для чего нужны доказательства и могут возникнуть проблемы, или расправляться с нарушителями порядка по очереди, со строгим предупреждением, как можно скорее находя им работу в других местах».

Единственный известный источник утечки, дизайнер Мэтт Уизлер, больше не получит заказов от Би-би-си, заверил Холл совет управляющих. Уизлер дорого заплатил — его фриланс-студия графики обанкротилась, он уехал из Лондона и стал, как он сам говорит, «немного скитальцем […], я много всего перепробовал, но в душе оставался телевизионным новостником. Холл назвал Башира «хорошим и благородным человеком». Я хочу, чтобы он взял свои слова обратно. В этой истории хороший и добрый человек — я».

Би-би-си в ответ на доклад Дайсона принесла «полные и безусловные извинения» и заявила, что свяжется с «несколькими имевшими отношение людьми».

Уизлер говорит, что корпорация может как минимум включить его в этот список.

Автор фото, PA Media

Подпись к фото,

Принцесса Диана в Аргентине, вскоре после выхода в эфир интервью

Высшим руководителем Би-би-си в то время был генеральный директор Джон Бёрт. По его словам, откровение о том, что корпорация «пригрела нечестного репортера программы «Панорама», который сочинил развернутую, подробную и совершенно ложную версию своих отношений с графом Спенсером и принцессой Дианой» — это «ужасное пятно на репутации Би-би-си как бастиона честной журналистики». «Вызывает огромное сожаление тот факт, что вся правда всплыла только через 25 лет. Как тогдашний генеральный директор я хочу принести глубокие извинения графу Спенсеру и всем пострадавшим», — сказал Бёрт.

В докладе Дайсона нет подробных выводов о том, в каком неприглядном свете выставляет управленческую иерархию Би-би-си «вопиюще неэффективное» расследование, которое провел Тони Холл.

Но наше собственное расследование дает некоторые ответы на этот вопрос.

В книге Ричарда Линдли о программе «Панорама» Энн Слоуман вспоминает о том, как они вместе с Холлом и Бёртом в течение полутора часов совещались, что делать с Баширом. Однако подробности этого совещания там не приводятся.

Вдова Линдли позволила мне порыться на чердаке их дома и поискать рабочие записи ее покойного мужа. И я нашел, что именно Слоуман рассказала Линдли: «Мы решили, что фальсификация документов была обычной практикой», и что «наш род деятельности создает монстров… Бёрт не пытался прикрыть свои тылы… Бёрт хотел выяснить, что действительно произошло».

Насколько я понимаю, Бёрт о таком совещании не помнит, но думает, что его желание «выяснить, что действительно произошло» относится к некоей рабочей встрече, которая произошла вскоре после скандальной публикации в Mail on Sunday.

Неясно, что именно Бёрту докладывали о результатах расследования, проведенного Холлом. Однако предполагается, что генеральному директору не рассказали, что Башир постоянно лгал — и об этом не упоминается ни в одном из известных документов, написанных Холлом и Слоуман.

Однако Тони Холл заявил «Панораме», что он «открыто и прозрачно говорил обо всем с генеральным директором и его коллегами по правлению корпорации». «Я считаю, что предоставил им все основные факты… и честно выполнял свои обязанности».

В свою очередь, лорд Дайсон заключил, что Холл «представил эти факты правлению и совету управляющих, как если бы в них не было ничего спорного». «Однако он знал (но совету об этом не сообщил), что эти факты появились на основе неподтвержденной версии событий, изложенной Баширом, и что Башир трижды лгал по вопросу значительной важности».

В своем заявлении Холл сказал: «Я признаю, что проведенное 25 лет назад расследование того, каким образом «Панорама» получила интервью принцессы Дианы, не удовлетворяло необходимым стандартам. Оглядываясь назад, можно заключить, что мы могли — и должны были — предпринять дальнейшие шаги после получения жалоб на поведение Башира».

Он заявил, что ошибся, когда «поверил в версию Башира, основав это решение глубоким раскаянием, которое, как мне казалось, он испытывал».

Мартин Башир заявил, что в то время он принес извинения за «создание имитации банковских документов» — и сейчас сделал это снова. Однако журналист настаивает, что «банковские документы не оказали никакого влияния на личное решение принцессы Дианы принять участие в интервью».

По его словам, Дайсон согласился с тем, что принцесса «вероятно, согласилась бы дать интервью и без моего, как он выразился, «вмешательства».

Башир говорит, что «невероятно горд» интервью принцессы, в котором Диана смело рассказала о своих трудностях. Он говорит, что в нем она «помогла преодолеть стигматизацию и культуру замалчивания, которая в те годы окружала проблемы психического здоровья». «Она была первой в решении очень многих подобных вопросов», — считает Башир.

По меньшей мере, можно сделать вывод, что Башир пытался обмануть всех вокруг. Кто-то скажет, что Башир говорил менеджерам то, что они и так хотели от него услышать, не желая компрометировать настоящую международную сенсацию, которой стало интервью.

В 2016 году Башир вновь начал работать на Би-би-си как корреспондент по вопросам религии. В объявлении об этом было сказано, что он «известен как деятельный журналист» и у него есть опыт работы в «программах Би-би-си, посвященным этическим и религиозным вопросам».

Башир уволился с Би-би-си незадолго до публикации доклада Дайсона.

Хитроумный менеджмент отношений

Последним слово нужно дать редактору «Панорамы» того времени Стиву Хьюлетту. С ним тоже беседовали в рамках документального фильма Би-би-си, снятого в честь десятой годовщины интервью Башира. Как я понимаю, Хьюлетт дал согласие на интервью на условии, что его не будут прямо спрашивать о подделанных выписках. Вместо этого его спросили, как Башир познакомился с Дианой.

В фильме его ответ вырезали, а Би-би-си его нам не предоставила. Однако нам удалось достать расшифровку, на которой обычно уверенный в себе Хьюлетт начинает сбиваться: «Я не уверен, что он говорил мне о предстоящей встрече… Послушайте, он журналист, он делает свою работу. Я не следую за ним по пятам целыми днями, знаете… Мне нужно делать программу… что именно… как он это сделал, я, если честно, не знаю».

Если Хьюлетт таким образом хотел сказать, что он не знает, что сделал Башир, чтобы получить интервью, то это вполне может быть правдой. Я и другие коллеги знаем Хьюлетта как честного журналиста.

Он продолжает о Башире: «Знаете… он ловок, и он строит свои отношения очень хитро. Я не говорю… что нечестно, но хитро».

Подпись к фото,

Стив Хьюлетт, 2016 год

В 2005 году мог ли Хьюлетт считать, что Башир выстроил свои отношения с Дианой хитро, но не бесчестно?

Мне версия, что Хьюлетт не подозревал, что Башир познакомился с Дианой, обманув Спенсера, кажется сомнительной.

И в то же время, как бы Башир ни добился этого интервью, оно, конечно, было настоящим, и принцесса Диана, как говорят многие, давно хотела сама высказаться в «Войне Уэльских». В то же время репортер, которому Хьюлетт доверил это задание, как оказалось, действовал нечестно, что ставило самого Хьюлетта перед дилеммой. Мог ли Хьюлетт смириться, решив, что реальность интервью берет верх над сомнительным процессом его получения? Это вопрос, а не предположение, потому что ответить Хьюлетт уже не может. Но все же, кажется, его что-то беспокоило.

В 2004 году в сиднейском баре поздно вечером Хьюлетт случайно встретил коллегу, Фила Крейга, только что выпустившего документальный фильм о Диане. Они разговаривали и выпивали. Крейг работал на «Панораме» и слышал часть слухов. «Мы заходили с разных сторон. — вспоминает он. — И возникло такое ощущение: «Давай все проговорим». И я ушел с полным впечатлением, что он считал, что история Башира еще принесет всем гораздо больше проблем, что всплывет что-то о том, как Башир получил интервью; что что-то осталось и не ушло, и теперь прячется в тени».

Это «что-то» оказалось часовой бомбой, подорвавшей доверие публики. Би-би-си не смогла обезвредить ее 25 лет назад, оставив тикать. Теперь бомба взорвалась.

Интервью Дианы назвали «одним из крупнейших преступлений в истории телевидения»

В британском парламенте прошли слушания по поводу скандального интервью принцессы Дианы журналисту «Би-би-си» Мартину Баширу. В той злополучной беседе принцесса рассказала журналисту о своем романе на стороне, измене принца Чарльз, депрессии и недостатках королевской семьи. Позже выяснилось, что Башир взял интервью обманом.

На заседании депутаты в течение нескольких часов «распекали» лордов Тони Холла и Джона Берта, пишет The Guardian. Оба — бывшие руководители «Би-би-си». Они объяснялись перед членами парламента, почему в 90-е никто не осудил действия Мартина Башира, хотя уже тогда высказывались сомнения в его методах работы. На слушаниях присутствовал и нынешний глава телевещательной корпорации Тим Дэйви.

Три недели назад был опубликован отчет бывшего Хранителя свитков Великобритании лорда Дайсона с расследованием обстоятельств интервью.

В частности, подтвердилось, что Мартин Башир убедил брата принцессы Дианы Чарльза Спенсера, что за ней следят, при помощи подложных банковских чеков – они якобы доказывали наличие слежки. В результате граф Спенсер уговорил сестру встретиться с Баширом. Также лорд Дайсон пришел к выводу, что телекомпания «Би-би-си», запустившая после скандального интервью в передаче «Панорама» внутреннее расследование методов журналиста, проявила «прискорбную некомпетентность».

Теперь же парламентарии решили выяснить у бывшего руководства «Би-би-си», почему оно еще тогда не обнаружило, что Мартин Башир обману принцессу Диану и ее брата, или обнаружило и не предало эти факты огласке.

Как заявил на слушаниях лорд Джон Берт, в 90-е он не сомневался в Башире – сомнения появились, когда у того «начались неприятности в Америке» — в 2013 году журналист сделал ряд резких заявлений по поводу бывшего губернатора Аляски Сары Пейлин, в частности, назвал ее тупицей, после чего ему пришлось покинуть пост ведущего MSNBC.

Берт назвал историю с интервью принцессы Дианы «совершенно чудовищной историей, которая никогда не должна была случиться». Однако он не стал соглашаться с мнением близких принцессы Уэльской – в частности, принца Уильяма, — что именно интервью погубило Диану.

Бывший глава «Би-би-си» также признал, что внутреннее расследование обстоятельств интервью было проведено недостаточно тщательно – но заявил, что не пытался скрыть правду от общественности. По его словам, он и его коллеги «не смогли докопаться до правды».

В свою очередь лорд Холл покаялся перед общественность и королевской семьей. Он сообщил, что глубоко сожалеет об ошибках «Би-би-си» и добавил, что еще не приносил извинений принцу Уильяму, поскольку сначала хотел выступить перед Палатой общин. Принц Уильям считает, что интервью 1995 года дало толчок кампании по травле его матери.

Нынешний генеральный директор «Би-би-си» Тим Дэйви на слушаниях обратился непосредственно к членам королевской семьи Великобритании – несмотря на то, что их на слушаниях не было.

Дейви прокомментировал и критику, которую на корпорацию обрушивал принц Уильям — «Это было печально – это был очень грустный день».

В итоге всю ответственность за интервью Дианы программе «Панорама» возложили на Мартина Башира.

Как заявил Джон Берт, журналист совершил «одно из крупнейших преступлений в истории телевидения» — бывший руководитель «Би-би-си» назвал его «серийным лжецом промышленного масштаба».

Обман по-королевски – Мир – Коммерсантъ

На этой неделе BBC опубликовала расследование о скандальном интервью принцессы Дианы, которое стало самым знаменитым в истории компании. Автор публикации лорд Дайсон рассказал, каким образом принцесса согласилась на беседу, погрузившую британскую монархию в кризис. Выяснилось, что интервью было взято чуть ли не обманом, а руководство ВВС все это время покрывало своего сотрудника.

В четверг BBC опубликовала (.pdf) результаты так называемого расследования лорда Дайсона об обстоятельствах, при которых в 1995 году принцесса Диана, тогда еще жена наследника британского престола, дала откровенное интервью программе «Панорама».

Интервью, мгновенно ставшее сенсацией, оказалось судьбоносным для всех его участников. Последствием для Дианы стал развод. Для интервьюера — малоизвестного журналиста Мартина Башира — разговор послужил началом успешной карьеры, хотя он так и остался человеком, которому принцесса Диана призналась в неверности мужа. Однако все эти события лишь затенили, но не сняли вопросы, которые возникли сразу после эфира. Как вышло, что принцесса, человек осторожный, согласилась отвечать на столь личные вопросы? Почему она дала согласие на интервью втайне от королевы и двора? Наконец, почему выбор пал именно на Мартина Башира, лицо малоизвестное и уж точно не вращавшееся в тех кругах, в которых вращалась сама Диана?

Расследование лорда Дайсона ответило на эти вопросы, причем настолько подробно и нелицеприятно, что нынешний глава BBC Тим Дэви назвал день публикации результатов расследования черным днем для корпорации, а экс-гендиректор BBC Тони Холл, который, как следует из публикации, покрывал журналиста Мартина Башира, ушел с поста руководителя лондонской Национальной галереи.

Заговор против принцессы

Эта история началась за несколько месяцев до самого интервью. Летом 1995 года на брата принцессы Дианы — Чарльза Спенсера вышел никому неизвестный журналист BBC Мартин Башир. Через личного секретаря графа Спенсера журналист сообщил, что у него якобы есть ценная информация о вмешательстве СМИ в жизнь семьи Спенсеров. Чтобы расположить графа к себе, убедить его в своей осведомленности, журналист пообещал предоставить ему доказательства того, что бывший глава службы безопасности графа получал деньги от таблоидов и спецслужб за личную информацию о Спенсерах.

При этом журналист попросил графа устроить ему короткую, «минут на 15», встречу с принцессой Дианой, чтобы и ей рассказать обо всем.

Чарльз Спенсер организовал журналисту встречу с Дианой в квартире своей знакомой 19 сентября 1995 года. Граф тоже присутствовал на встрече и кратко записал то, что слышал. Всего в его записях 38 пунктов, в основном утверждения Мартина Башира, которые спустя время выглядят набором не связанных с реальностью фактов. Но у журналиста была цель — убедить принцессу, что у него обширные связи и он получает из разных источников информацию, которая принцессе неизвестна или которую от нее скрывают. Он хотел показать, что ей не стоит доверять своему окружению, тайно сливающему информацию о ней в прессу и вообще готовящему против нее заговор.

Так, в числе того, что успел записать граф Спенсер, было следующее:

  • Принц Эдвард (младший сын королевы Елизаветы II, про сексуальную ориентацию которого ходили разные слухи) болен СПИДом.
  • Сам принц Чарльз завел интрижку с няней принцев Уильяма и Гарри.
  • MI6, британская внешняя разведка, прослушивала принца Чарльза. Имеется запись разговора принца с его личным секретарем, в котором они обсуждают возможность развода Чарльза и Дианы.
  • Наконец, личный секретарь принцессы Дианы — платный осведомитель таблоидов Руперта Мердока и британских спецслужб.

Все это было выдумкой самого господина Башира, но принцесса об этом, разумеется не знала. Более того, чтобы убедить Диану, журналист предъявил выписки банковских счетов, такие же фальшивые, разумеется, как и все сказанное. Журналист, кроме того, сообщил Диане, что ее почта просматривается, а в ее автомобиле установлены прослушивающие устройства.

Граф Спенсер не поверил ни единому слову журналиста, однако на принцессу встреча произвела сильное впечатление.

Диана и господин Башир продолжили общение, и в итоге принцесса согласилась дать интервью, которое и вышло в эфир 20 ноября 1995 года в программе «Панорама».

Интервью было предельно откровенным. Принцесса говорила о своей болезни, об измене мужа, о кознях со стороны членов королевской семьи, как она это видела, и т. п. Это интервью посмотрели 23 млн британцев. Господин Башир стал звездой, когда еще шли финальные титры программы.

«Честный и достойный человек»

Через год после интервью была проведена внутренняя проверка в отношении того, каким образом Мартину Баширу удалось добиться согласия принцессы. Уже тогда руководство BBC узнало, что журналист использовал фальшивые банковские документы, которые по его просьбе изготовил его бывший коллега, графический дизайнер Мэтт Уисслер.

Проводивший расследование глава отдела новостей BBC Тони Холл не придал должного значения использованию подобных методов в журналистике и по итогам проверки назвал господина Башира «честным и достойным человеком», а его поступок — «оплошностью».

Тем временем Мартин Башир воспользовался своей новообретенной славой и пошел покорять мир, поработав сначала в Британии, потом в США. Он взял громкое интервью у Майкла Джексона, а в 2016 году вернулся на BBC, откуда уволился лишь накануне публикации результатов расследования. Официальная причина — осложнения, полученные после заражения COVID-19.

Но обстоятельства того самого интервью все эти годы продолжали беспокоить если и не всю британскую общественность, то наиболее влиятельную ее часть. В 25-ю годовщину интервью стало известно, что BBC начинает новое расследование.

На нем настоял граф Спенсер, который решил предоставить следствию имевшееся у него досье и личные записи с первой встречи принцессы Дианы и Мартина Башира. По словам графа, он всегда знал, что господин Башир лгал и использовал фальшивые банковские документы, чтобы убедить его сестру дать интервью, но только сейчас он узнал, что и руководство BBC покрывало своего сотрудника и его методы работы.

Для проведения нового расследования корпорация BBC, стремясь обелить себя и восстановить доверие общественности, пригласила лорда Дайсона, прежде возглавлявшего коллегию по гражданским делам Апелляционного суда Англии и Уэльса. Лорд Дайсон изучил данные досье и собрал показания причастных к этому делу людей, включая и Мартина Башира. Тот, кстати, заявил, что фальшивые выписки были лишь некоторым подспорьем в беседе с принцессой, а вообще некоторые подробности об этих платежах сообщила сама Диана.

Тщательно спланированная операция

С учетом всей собранной информации лорд Дайсон пришел к выводу, что первое расследование было «некорректным» и «удручающе неудовлетворительным», а Мартин Башир — человек «не заслуживающий доверия».

«То, что сделал господин Башир, не было неким импульсивным поступком, совершенным под влиянием момента. Это все было им тщательно спланировано. То, что он сделал, было лицемерным и нечестным»,— говорится в выводах лорда Дайсона.

А позиция BBC в этой ситуации, по его словам, «недотягивает до высоких стандартов честности и прозрачности, которые всегда были визитной карточкой корпорации».

Генеральный директор Тим Дэви извинился от имени корпорации. «Хотя BBC не может повернуть время вспять и вернуться на 25 лет назад, мы можем принести глубокие и безусловные извинения. И мы делаем это сейчас»,— заявил он.

Но, пожалуй, больше всего британская общественность ожидала объяснений и извинений от виновника всей этой трагической истории. Ведь Мартин Башир, по иронии судьбы, несмотря на свою блестящую карьеру, так и остался «человеком, взявшим интервью у принцессы Дианы». В своем первом заявлении по этому поводу за все 25 лет господин Башир сказал не совсем то, точнее, совсем не то, что от него ожидали британцы. Он извинился лишь за то, что «попросил подделать банковские выписки». «Это было глупо, и я об этом глубоко сожалею»,— заявил журналист, добавив, что по-прежнему гордится тем интервью.

Но, похоже, мало кто может разделить сейчас гордость господина Башира. Судя по накалу страстей в британских СМИ в последние дни, расследование нанесло серьезный удар по репутации журналиста, и его падение обещает быть таким же стремительным, как и взлет в 1995 году.

Алена Миклашевская

Как журналисты BBC обманули принцессу Диану

Принцы Уильям и Гарри обвинили журналиста BBC, взявшего скандальное интервью у леди Ди в 1995 году, во лжи, которая привела к разводу их родителей, психологическим проблемам матери и в конечном счете ее гибели. Что в свое оправдание заявила британская телерадиокомпания?

Принцесса Диана. Фото: Reuters

В Великобритании обсуждают новые подробности старого скандала в королевской семье. Первое интервью, разоблачающее Букингемский дворец, дали не Меган и Гарри, а мать последнего, принцесса Диана. Оно вышло еще в середине 1990-х. А сейчас независимое расследование показало, что корреспондент уговорил леди Ди на разговор нечестным путем, а некогда образец журналистской этики — телерадиокомпания BBC — его покрывал.

В ноябре 1995 года Диана рассказала ВВС, что она несчастлива в королевской семье, что она годами страдала депрессией и булимией, а с мужем они уже не живут и изменяют друг другу. Она произнесла знаменитую фразу «в том браке нас было трое». Речь о Камилле Паркер-Боулз — любви детства принца Чарльза, с которой наследник престола все это время поддерживал отношения и на которой теперь женат. Интервью сделало журналиста Мартина Башира звездой. Программу «Панорама» с участием Дианы тогда посмотрели 23 млн человек. Через полгода пара развелась по настоянию королевы.

На откровенный разговор принцесса согласилась из мести. Незадолго до интервью Башир пришел к ее брату Чарльзу Спенсеру и показал ему чеки, которые якобы подтверждали, что за деньги от таблоидов придворные следили за его сестрой.

Первые слухи о том, что документы фальшивые, появились еще в 1996-м. Тогда BBC провела внутреннюю проверку, но уволила только штатного дизайнера Мэтта Уисслера, который нарисовал чеки. Журналист остался: по версии BBC, он действовал по неосмотрительности, а не из злого умысла.

В прошлом году расследование возобновилось по просьбе брата Дианы. Но первым свой доклад опубликовал бывший верховный судья лорд Джон Дайсон. В его исследовании делается особый акцент на намеренном сокрытии подлога со стороны BBC.

В четверг, 20 мая, телеканал признал ошибку. Его гендиректор Тим Дэйви в эфире ITV принес «полные и безоговорочные» извинения:

— Пока рано говорить, к чему это все приведет, но сегодня я хочу принести полные и безоговорочные извинения перед всеми, кто пострадал от этой истории.

— Вы можете провести параллель между этим обманом в 1995-м и смертью Дианы в 1997-м? Ведь ошибки BBC привели к этой цепочке событий. Диана оказалась без охраны в той машине с пьяным водителем за рулем.

— Мне очень жаль. Но у меня на руках только расследование лорда Дайсона, которое наглядно показывает основные ошибки BBC, это темный день для BBC. Но строить догадки я не могу.

Извинения устроили не всех. Сын Дианы принц Уильям заявил, что именно ошибки BBC привели к тому, что у его матери развилась паранойя, которой она страдала последние годы. Его поддержал брат, принц Гарри. Он дал интервью программе «Тот, кого не видно», где рассказал, что «культура неэтичных практик» лишила его мать жизни и, чтобы заглушить боль, он начал употреблять алкоголь и наркотики.

Премьер Великобритании Борис Джонсон выразил надежду, что «BBC предпримет все возможные шаги, чтобы подобное больше никогда не повторялось».

Но вряд ли у BBC будут еще какие-то проблемы, считает жительница Великобритании Людмила Харрисон-Джонс:

— Сегодня с утра выступил ее старший сын Уильям. И хотя ему на тот момент было 12 лет, по его словам, он отговаривал мать идти на это интервью, потому что, когда он увидел этого Башира, он ему как-то несимпатичен сразу показался. Сегодня он выступил с осуждением BBC, сказал, что считает, что все это руководство прикрыло, зная прекрасно, что там что-то нечисто. Руководство прикрыло из-за сенсации.

— Говорят о каком-то репутационном ударе для BBC?

— Все-таки это произошло 25 лет назад. И этот Башир последние десять лет какой-то болезненный, у него что-то сердечное. И того уже директора BBC нет, который, в общем-то, знал [о случившемся]. BBC все равно останется BBC, вы же понимаете.

Мартин Башир, которому уже 58 лет, на прошлой неделе уволился из BBC из-за проблем со здоровьем. Журналист извинился за подделку документов, но заявил, что по-прежнему гордится этим интервью.

На репутации ВВС может даже не сказаться влияние новой этики. Два месяца назад рассказ Меган Маркл о психологическом давлении в Букингемском дворце почти не растрогал англичан: рейтинг королевы не изменился, зато саму пострадавшую сочли главной злодейкой.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Принцы Уильям и Гарри резко раскритиковали Би-би-си из-за интервью Дианы

https://ria.ru/20210521/diana-1733223392.html

Принцы Уильям и Гарри резко раскритиковали Би-би-си из-за интервью Дианы

Принцы Уильям и Гарри резко раскритиковали Би-би-си из-за интервью Дианы — РИА Новости, 21.05.2021

Принцы Уильям и Гарри резко раскритиковали Би-би-си из-за интервью Дианы

Сыновья принцессы Дианы принцы Уильям и Гарри независимо друг от друга выступили с резким осуждением поведения бывшего журналиста Би-би-си Мартина Башира и… РИА Новости, 21.05.2021

2021-05-21T02:36

2021-05-21T02:36

2021-05-21T02:36

в мире

диана, принцесса уэльская

уильям, герцог кембриджский

би-би-си

принц гарри

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/19/1577775650_0:109:977:659_1920x0_80_0_0_30020367c7961504ff09e1d7ddf2b10d.jpg

ЛОНДОН, 21 мая – РИА Новости, Мария Табак. Сыновья принцессы Дианы принцы Уильям и Гарри независимо друг от друга выступили с резким осуждением поведения бывшего журналиста Би-би-си Мартина Башира и самой телерадиокорпорации в истории со скандальным интервью, которое принцесса дала в 1995 году.В конце прошлого года младший брат Дианы граф Чарльз Спенсер заявил, что Башир, чтобы получить доступ к его сестре в 1995 году, представил ему банковские выписки, свидетельствующие о том, что двое высокопоставленных сотрудников Букингемского дворца из близкого окружения принцессы якобы наняты для слежки за Дианой. Выписки оказались поддельными. Би-би-си по итогам внутреннего расследования заключила, что Башир действовал не по злому умыслу, а «необдуманно». В четверг бывший судья Верховного суда Джон Дайсон опубликовал результаты расследования, в ходе которого он установил, что Башир добился интервью обманом, а Би-би-си покрывала его поступок.»Ее подвел не только бесчестный журналист, но и руководство Би-би-си, которые смотрели в другую сторону вместо того, чтобы задавать жесткие вопросы», — подчеркнул герцог Кембриджский.Его младший брат принц Гарри, отказавшийся от статуса высокопоставленного члена королевской семьи и живущий с семьей в Калифорнии, в свою очередь отметил, что подобные действия журналистов сыграли роковую роль для его матери, погибшей в автокатастрофе по вине преследовавших ее папарацци.»Цепная реакция, связанная с культурой эксплуатации и неэтичными действиями, в конечном итоге лишили ее жизни», — заявил герцог Сассекский.Он посетовал, что практика, подобная действиям Башира, до сих пор широко распространена.Би-би-си ранее направила письма с извинениями принцам Уильяму и Гарри, их отцу принцу Чарльзу и брату Дианы графу Спенсеру.В интервью Баширу принцесса сделала ряд громких заявлений, в частности, сказав, что в ее браке с принцем Чарльзом было три человека. Диана подразумевала многолетнюю возлюбленную (ныне жену) наследника престола Камиллу Паркер-Боулз.

https://radiosputnik.ria.ru/20210514/garri-1732286735.html

https://radiosputnik.ria.ru/20210511/garri-1731756902.html

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/19/1577775650_0:0:977:734_1920x0_80_0_0_d30ec3f0e6030c0583032a863c126f97.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в мире, диана, принцесса уэльская, уильям, герцог кембриджский, би-би-си, принц гарри

ЛОНДОН, 21 мая – РИА Новости, Мария Табак. Сыновья принцессы Дианы принцы Уильям и Гарри независимо друг от друга выступили с резким осуждением поведения бывшего журналиста Би-би-си Мартина Башира и самой телерадиокорпорации в истории со скандальным интервью, которое принцесса дала в 1995 году.

В конце прошлого года младший брат Дианы граф Чарльз Спенсер заявил, что Башир, чтобы получить доступ к его сестре в 1995 году, представил ему банковские выписки, свидетельствующие о том, что двое высокопоставленных сотрудников Букингемского дворца из близкого окружения принцессы якобы наняты для слежки за Дианой. Выписки оказались поддельными. Би-би-си по итогам внутреннего расследования заключила, что Башир действовал не по злому умыслу, а «необдуманно». В четверг бывший судья Верховного суда Джон Дайсон опубликовал результаты расследования, в ходе которого он установил, что Башир добился интервью обманом, а Би-би-си покрывала его поступок.

«Интервью сыграло большую роль в ухудшении отношений моих родителей и с тех пор ранило очень многих», — говорится в заявлении старшего сына принцессы Дианы и принца Чарльза Уильяма.

«Ее подвел не только бесчестный журналист, но и руководство Би-би-си, которые смотрели в другую сторону вместо того, чтобы задавать жесткие вопросы», — подчеркнул герцог Кембриджский.

14 мая, 12:41

Принц Гарри дал новое интервью и сравнил королевскую жизнь с зоопаркомЕго младший брат принц Гарри, отказавшийся от статуса высокопоставленного члена королевской семьи и живущий с семьей в Калифорнии, в свою очередь отметил, что подобные действия журналистов сыграли роковую роль для его матери, погибшей в автокатастрофе по вине преследовавших ее папарацци.

«Цепная реакция, связанная с культурой эксплуатации и неэтичными действиями, в конечном итоге лишили ее жизни», — заявил герцог Сассекский.

Он посетовал, что практика, подобная действиям Башира, до сих пор широко распространена.

Би-би-си ранее направила письма с извинениями принцам Уильяму и Гарри, их отцу принцу Чарльзу и брату Дианы графу Спенсеру.

В интервью Баширу принцесса сделала ряд громких заявлений, в частности, сказав, что в ее браке с принцем Чарльзом было три человека. Диана подразумевала многолетнюю возлюбленную (ныне жену) наследника престола Камиллу Паркер-Боулз.

11 мая, 12:33

Принц Гарри и Опра Уинфри запустят совместное шоу о «важном»

BBC заплатит королевской семье два миллиона долларов за скандальное интервью принцессы Дианы

Принцесса Диана

В 1995 году принцесса Диана дала свое знаменитое телевизионное интервью каналу BBC, в котором в подробностях рассказала о жизни во дворце, измене своего супруга принца Чарльза с Камиллой Паркер-Боулз и своем романе с сыном египетского миллиардера Доди аль-Файедом.

Спустя 25 лет после его выхода британская монаршая семья, как сообщается, получит от телеканала компенсацию в размере двух миллионов долларов. Эти деньги будут направлены на благотворительность в организацию, которую выберет королевская семья.


Принцесса Диана в интервью BBC

В ходе расследования, которое продолжалось много лет, выяснилось, что журналист Мартин Башир, который брал у Дианы интервью, действовал обманным путем, чтобы заставить принцессу говорить публично, — в частности, солгал ей, что за ней следят, и подделал банковские выписки, якобы свидетельствующие о подкупе средствами массовой информации сотрудников дворца.

Ожидается, что решение о том, куда направить средства, будут принимать сыновья принцессы Дианы — принцы Уильям и Гарри. В последнее время они активно пытаются наладить отношения после некоторых разногласий, и это может поспособствовать их сближению.

После публикации расследования судьи лорда Дайсона в начале этого года принц Уильям публично осудил телевизионную компанию за то, что она обманула его мать, заявив, что в последние годы своей жизни Диана испытывала чувство страха, у нее были симптомы паранойи.

Я считаю, что обманный способ, которым было добыто это интервью, сильно повлиял на то, что сказала моя мать. Эта беседа ухудшила отношения моих родителей и причинила огромную боль множеству других людей, — также отметил он.

В мае Башир заявил, что не считает, что он нанес принцессе Диане какой-либо ущерб.

Все, что мы сделали в интервью, было именно так, как она хотела. Я не считаю, что несу ответственность за многие вещи, которые происходили в ее жизни, и за проблемы, связанные с ее решениями,

— сказал он.

Он извинился за фальсификацию документов, но не стал признавать тот факт, что заставил принцессу Диану дать это интервью обманным путем.

Интервью принцессы Дианы BBC Panorama с Мартином Баширом: Почему оно было таким неоднозначным?

Королева Елизавета II издавна использовала мантру «никогда не жалуйтесь, никогда не объясняйте», чтобы держать семейные дела за закрытыми дверями; не впутываться в сообщения СМИ или домыслы; и поддерживать четко различимую грань между королевской семьей и общественностью. В основном этот подход сработал, когда семья кружила по вагонам намека на опасность или скандал.

Но 20 ноября 1995 года принцесса Диана вышла из строя.Тогдашняя 35-летняя женщина решила, что вместо того, чтобы защищать родственников мужа и мужа, с которыми она рассталась, она хочет рассказать свою версию истории. Она согласилась на интервью BBC One Panorama с Мартином Баширом.

Интервью было не только знаком того, что Диана отошла от толпы, потому что она откровенно общалась со СМИ (она не уклонялась от сложных вопросов), но и потому, что содержание интервью было похоже на мыльную оперу. собственное право: супружеская измена, дворцовые заговоры, психические и физические заболевания, а также будущее монархии глазами инсайдера.

Это телеинтервью стало первым сольным интервью принцессы Уэльской, которое произошло всего за девять месяцев до ее развода и последующей смерти в 1997 году, что закрепило его место в истории телевидения. Ранее в этом году независимое расследование — доклад лорда Дайсона — показало, что BBC скрыла «обманчивое поведение» Башира, чтобы получить его.

После сообщения герцог Кембриджский осудил интервью и сказал, что оно «никогда не должно выходить в эфир», поскольку оно «создает ложное повествование».

Но сообщалось, что Netflix планирует выпустить в эфир серию The Crown , в которой основное внимание будет уделено интервью, несмотря на просьбу принца Уильяма.

Так что еще в интервью было таким спорным?

Содержание интервью

Принцесса Диана не только согласилась выступить в прямом эфире и дать откровенное интервью — то, что на самом деле не будет видно снова, пока принц Эндрю не выпустит специальный выпуск новостей Newsnight в ноябре 2019 года, — но и она сделала это. не уклоняться от сложных вопросов.

Принцесса Уэльская отвечала на вопросы обо всем: от причинения себе вреда до страданий от булимии, ее собственного дела и неверности Чарльзу, его связи с Камиллой Паркер-Боулз, отсутствия поддержки, которую она чувствовала со стороны королевской семьи, и ее сомнения относительно будущего наследника как короля Англии.

Уровень раскрытия подробностей был идеально выражен теперь печально известной фразой Дианы: «Ну, в этом браке нас было трое, так что он был немного тесным».

Королева не была счастлива

Королева, как известно, описала 1992 год как «annus horribilis» или «ужасный год» — год, когда Чарльз и Диана расстались, герцог Йоркский отделился от Сары Фергюсон, пожар в Виндзоре Касл и публикация взрывной биографии Эндрю Мортона о принцессе Диане.

В интервью Диана призналась, что позволила своим друзьям поговорить с Мортоном для его книги, хотя сказала, что сама этого не делала. «Я был на грани возможного. Я был в отчаянии. Думаю, мне так надоело, что меня считают бездельником, потому что я очень сильный человек и знаю, что это вызывает сложности в системе, в которой я живу ».

Но она признала, что знала, что это сильно повлияло на королевскую семью. «Я думаю, они были шокированы, напуганы и очень разочарованы», — сказала она.

Ужасный поступок, ужасный поступок, который совершила моя невестка

Сэр Ричард Эйр, бывший директор Национального театра, сказал в документальном фильме 5 канала Channel 5, Диана: интервью, потрясшее мир в 2020 году , что он обедал с королевой в 1995 году, и ее интервью расстроило.

Он утверждал: «Вскоре после этого я обедал с королевой, и она без подсказки спросила меня:« Как дела на BBC? » И я сказал: «Ну, хорошо», а она сказала: «Ужасное дело, ужасное дело, которое совершила моя невестка».

Ричард Эйр, в то время отвечавший за редакционную политику BBC, сказал 5 каналу: «В самом начале мы договорились, что принцессе должно быть позволено быть тем, кто сообщит новости дворцу».

Считается местью принцу Чарльзу

Во время интервью Башир спросил Диану, не беспокоит ли она, что это будет изображено как месть ее мужу. Она отвергла это утверждение: «Я не сижу здесь с обидой: я сижу здесь с грустью, потому что брак не удался.Я сижу здесь с надеждой, потому что впереди будущее, будущее для моего мужа, будущее для меня и будущее для монархии ».

Диана утверждала, что она высказалась вместо того, чтобы стереть запись. «В декабре этого года нас разделяют на три года, и то восприятие, которое было дано мне в течение последних трех лет, было очень запутанным, беспокойным, и в некоторых областях, я уверен, многие, многие люди сомневаются во мне.

«И я хочу заверить всех тех людей, которые любили меня и поддерживали меня на протяжении последних 15 лет, что я никогда их не подведу.Это приоритет для меня, как и для моих детей ».

Это спровоцировало королевский развод.

Во время трансляции интервью пара официально все еще была разлучена, но официально не была разведена. Во время интервью Диана сказала, что на самом деле она сама не настаивала на этом — она ​​была дочерью развода и сказала, что не хочет идти той же дорогой. Тем не менее, это оказалось переломным моментом, и менее чем через месяц случилось неизбежное.

20 декабря Букингемский дворец объявил, что королева направила письма принцу и принцессе Уэльским с советом развестись.Решение королевы было поддержано премьер-министром и, по данным BBC, было принято после двухнедельных переговоров. Чарльз формально согласился на развод в письменном заявлении, которое было завершено 28 августа 1996 года.

У Дианы отняли титул Ее Королевского Высочества (Ее Королевское Высочество) — то, что, как сообщается, молодой принц Уильям сказал, что он «вернет», когда добьется успеха. трон.

(Rex Features)

Вопросы по происхождению интервью

Даже после того, как интервью вышло в эфир, оно продолжало генерировать заголовки с сообщениями о том, что журналист Мартин Башир поручил графическому дизайнеру сделать две поддельные банковские выписки, чтобы Заставь Диану встать на сторону.

В мае 2021 года независимое расследование — доклад лорда Дайсона — показало, что BBC скрывала «обманчивое поведение» Башира, чтобы получить интервью для Panorama .

В своем заявлении Уильям сказал, что, по его мнению, интервью напрямую повлияло на «страх, паранойю и изоляцию», которые пережила его мать перед смертью в 1997 году.

Наследие интервью

Даже 25 лет спустя, люди до сих пор говорят об интервью, особенно учитывая, что оно произошло менее чем за год до ее смерти.

В 2020 году герцог Кембриджский поделился своими мыслями по этому поводу, предположив, что он понял, но осторожно оценил правильность этого выбора.

«Я могу понять — оказавшись иногда в таких ситуациях, вы чувствуете невероятное отчаяние, и очень несправедливо, что говорят неправду», — сказал он. «Легче всего просто сказать или пойти самому СМИ. Открой эту дверь. [Но] после того, как вы его открыли, вы больше никогда не сможете его закрыть ».

Интервью BBC с принцессой Дианой и паранойей

Вечером 20 ноября 1995 года BBC передала пятьдесят пятиминутное интервью с Дианой, принцессой Уэльской, на «Панорама», ведущее расследование. программа новостей.Шоу было проведено в условиях большой секретности. Лишь горстка людей на BBC знала о его существовании. Председателя телекомпании Мармадьюка Хасси держали в неведении, потому что его жена была фрейлиной королевы. Алан Йентоб, контролер BBC 1, канала, на котором проводилось интервью, говорит, что ему не сказали, потому что он был ужасным сплетником. Королевский дом, включая советников Дианы, также был исключен. Интервью было снято вечером в воскресенье, 5 ноября, в ночь Гая Фокса в Англии.Диана дала своему персоналу выходной. Когда небольшая съемочная группа BBC во главе с Мартином Баширом, тридцатидвухлетним репортером «Панорамы», прибыла в Кенсингтонский дворец, чтобы записать интервью, принцесса сама открыла дверь.

Мне было пятнадцать лет, я учился в школе-интернате в Кенте. Я жил в общежитии с шестьюдесятью другими мальчиками и одним телевизором. Каждый вечер после домашней работы телевизор надежно настраивали на спортивные передачи, жестокий фильм или какую-нибудь комедию. В ночь трансляции мы наблюдали за Дианой.В комнате было темно, тихо и полно. Если вы выросли в Великобритании в восьмидесятые, Диана была постоянным мерцающим лицом: достаточно взрослой, чтобы быть нашей матерью, но проживающей в совершенно отдельном царстве. Все в ней обязательно было с оттенком мелодрамы, но Диана была также знакома, как погода. Однако, если не считать двух краснеющих предложений, мы почти не слышали, чтобы она говорила. Она была такой же молчаливой, как и везде. Моим главным воспоминанием об интервью BBC остается голос Дианы: более глубокий, чем я ожидал, более продуманный, более знающий.

Двадцать три миллиона человек в Великобритании смотрели программу. Когда он закончился, спрос на National Grid резко возрос, так как население вздохнуло и приготовило коллективную чашку чая. Интервью стало новостью по-разному. Диана и принц Чарльз расстались почти три года назад, но она сказала, что не хочет развода. Под сочувствующим, но прямым допросом Башира она признала, что у нее роман с капитаном Джеймсом Хьюиттом, офицером кавалерии. Она не была уверена, что Чарльз когда-нибудь станет королем.Она произнесла несколько необычных фраз: «Ну, в этом браке нас было трое, так что он был немного переполнен», имея в виду Камиллу Паркер Боулз, теперь уже жену Чарльза; «Я хочу быть королевой человеческих сердец», — которую многие люди, видевшие интервью, могут с легкостью произнести четверть века спустя.

Когда я пересмотрел фрагменты интервью на YouTube на этой неделе, меня поразили другие вещи. (BBC, владеющая авторскими правами, не ретранслировала программу, хотя ее полная стенограмма доступна.) Диана говорит о своем психическом здоровье с интуитивной ясностью. Она описывает свою булимию как «как будто пара рук обнимает вас». Она сожалеет, что произвела впечатление глупой. Она понимает беспокойство, вызванное харизматичной женщиной, которая интереснее будущего короля. «Я думаю, что это сила, которая вызывает замешательство и страх», — замечает она. «Почему она сильная? Откуда она это взяла? Куда она это берет? »Диана описывает эмоциональный запор королевской семьи в терминах, которые прообразили интервью принца Гарри и Меган Маркл с Опрой Уинфри в начале этого года.«Может быть, я была первым человеком в этой семье, который когда-либо был в депрессии или когда-либо открыто плакал», — говорит она. «И, очевидно, это было пугающе, потому что, если вы никогда не видели этого раньше, как вы это поддерживаете?» Она постоянно говорит о любви.

Диане было тридцать четыре года. В то время она была — если использовать термин, который сейчас используется чаще, чем тогда — находилась в состоянии газлайта. «Это дало всем прекрасный новый ярлык: Diana’s unstable. Диана психически неуравновешенна, — говорит она. Интервью снимали на две камеры один оператор.На большей части кадра изображена только она, в черной куртке и с темным макияжем глаз, ее лицо слегка наклонено слева направо. Иногда вид прерывается кадром из-за ее стула, на котором запечатлен Башир, скрестив ноги, на вид спокойный, с записями на коленях. Столик рядом с ними заставлен фотографиями ее сыновей. Подсказки Башира были краткими и содержательными: «Объясните, что вы имеете в виду, когда говорите это»; «Как ты с этим справился?» По большей части Диана осторожно кивает во время вопросов Башира или слегка поджимает губы.Она дает ответы, которые настолько сдержанны, что их можно отрепетировать. Она говорит достаточно, но не более того. «Нет лучшего способа разобрать личность, чем изолировать ее», — говорит она.

20 мая расследование, проведенное по заказу BBC, показало, что Башир использовал «лживое поведение», чтобы встретиться с Дианой. Расследование, проведенное лордом Дайсоном, бывшим судьей Верховного суда Великобритании, показало, что Башир попросил художника-графика сделать фальшивые банковские выписки, которые он показал графу Спенсеру, брату Дианы.Заявления якобы демонстрируют выплаты бывшему сотруднику Спенсера из News International, британского газетного крыла медиаимперии Руперта Мердока, а также от загадочной компании на Нормандских островах. По словам Дайсона, Башир затем показал Спенсеру второй набор фальшивых банковских выписок, изображающих аналогичные платежи личным секретарям Дианы и Чарльза. Спенсер сообщил своей сестре. «Она была абсолютно заинтригована и хотела узнать больше как можно быстрее», — сказал он Дайсону.«Некоторое время она чувствовала, что за ней шпионят, и то, что я ей сказал, похоже, соответствовало ее общим опасениям». В 4 вечера. 19 сентября 1995 года Спенсер познакомил Диану с Баширом в квартире друга в Найтсбридже. Шесть с половиной недель спустя сняли интервью.

Подозрение, что Диану обманули или заставили дать интервью, существует уже давно. Башир ни в коем случае не был звездой BBC; он даже не был штатным репортером. 22 декабря 1995 года Диана написала телеканалу записку, в которой подтверждала, что действует свободно.«Мартин Башир не показал мне никаких документов и не предоставил никакой информации, о которой я еще не знала», — написала она. «Я согласился на интервью для Panorama без какого-либо чрезмерного давления + не имею сожалений».

Однако весной 1996 года Башир признался в ходе внутреннего расследования BBC, что он показал Спенсеру фальшивые банковские выписки на ранних этапах своего репортажа. Его отпустили с выговором. История ушла. Башир покинул BBC ради своего главного коммерческого конкурента ITV.В 2003 году он взял интервью у Майкла Джексона, а затем работал ведущим и корреспондентом ABC и NBC. Он вернулся на BBC в качестве религиозного корреспондента в 2016 году. Тони Холл, руководитель, который руководил первоначальным расследованием поведения Башира, стал генеральным директором BBC. В ноябре прошлого года, незадолго до двадцать пятой годовщины интервью, Спенсер изложил свою точку зрения в газете Daily Mail , что послужило толчком для недавнего расследования лорда Дайсона. За несколько дней до того, как Дайсон представил свой отчет, Башир ушел из BBC по состоянию здоровья.22 мая Холл, который покинул телекомпанию в прошлом году, подал в отставку с поста председателя Британской национальной галереи. Нынешний генеральный директор BBC Тим Дэви извинился. «Ясно, что процесс обеспечения интервью далек от того, на что аудитория имеет право рассчитывать», — сказал он. Телекомпания объявила о дальнейшем пересмотре своей «редакционной политики и управления».

Обман Башира на время заслонил содержание самого интервью. Возможно, так будет всегда.На прошлой неделе принц Уильям обвинил программу в том, что она нанесла еще больший ущерб отношениям его родителей и психическому здоровью его матери. «Мне неописуемо грустно знать, что неудачи BBC в значительной степени способствовали ее страху, паранойе и изоляции, которые я помню по тем последним годам с ней», — сказал он. Интервью «Панорама» теперь присоединилось к списку других бесчувственных вторжений СМИ, которые ухудшили душевное состояние Дианы и ускорили ее преждевременную смерть. Зарождающаяся версия этого повествования существовала в 1995 году.Через шесть минут после того, как интервью вышло в эфир, Николас Сомс, министр правительства от консерваторов и близкий друг принца Чарльза, сказал Би-би-си, что, по его мнению, Диана находится на «продвинутой стадии паранойи», потому что она сослалась на то, что ее телефонные звонки прослушиваются. к и письма сбиваются с пути. За несколько дней до того, как интервью было снято, ее адвокат сказал: «Она была убеждена, что имел место заговор».

Принцы Уильям и Гарри говорят, что интервью BBC привело к разводу и смерти принцессы Дианы: NPR

«Наша мать погибла из-за этого», — сказал принц Гарри в заявлении в четверг после публикации резкого отчета, в котором говорится, что Мартин Башир добился личного интервью с принцессой Дианой, солгав и фальсифицируя документы. Герман Книппертц / AP скрыть подпись

переключить подпись Герман Книппертц / AP

«Наша мать погибла из-за этого», — сказал принц Гарри в своем заявлении в четверг после публикации резкого отчета, в котором говорится, что Мартин Башир добился личного интервью с принцессой Дианой, лгая и фальсифицируя документы.

Герман Книппертц / AP

Принц Уильям и принц Гарри в четверг обвинили BBC в ее роли в трагической гибели их матери, принцессы Дианы, чья жизнь, по их словам, была безвозвратно испорчена громким интервью, которое она дала в 1995 году, которое было получено с помощью схемы подделки и обмана. .

Телекомпания «сделала зловещие и ложные заявления о королевской семье, которые сыграли на ее страхах и разожгли паранойю», — сказал принц Уильям в видеообращении.

«Интервью стало большим вкладом в ухудшение отношений между моими родителями и с тех пор причинило боль бесчисленному количеству других», — сказал он, добавив, что обманчивые методы, с помощью которых интервьюер Мартин Башир получил доступ к принцессе для личного общения «существенно» повлиял на то, что сказала моя мать «.

Комментарии принца Уильяма последовали за выпуском резкого независимого отчета, в котором говорилось, что Башир, тогда еще малоизвестный репортер, «обманул и побудил» брата Дианы, графа Спенсера, организовать встречу с принцессой.Согласно 127-страничному отчету, журналист заплатил графическому дизайнеру за фальсификацию банковских выписок и чеков, чтобы все выглядело так, будто членам семьи Спенсеров и королевской семье платили за то, чтобы они шпионили за Дианой.

Следствие также проверило внутреннее расследование BBC после того, как в 1996 году появились жалобы, и сочло его «крайне неэффективным». В нем также говорилось, что руководители BBC, включая бывшего генерального директора Тони Холла, который в то время был руководителем службы новостей BBC, участвовали в «сокрытии».

Телевизионный разговор 1995 года для шоу Панорама стал мировой сенсацией и резко ускорил карьеру Башира. В нем принцесса прямо говорила о своей булимии, крахе ее брака с принцем Чарльзом и его давнем романе с его нынешней женой. Камилла Паркер Боулз, как известно, сказала: «Нас было трое в этом браке».

Заявления Дианы потрясли королевскую семью, и последствия преследовали ее оставшуюся жизнь, а также ее наследие, сказал принц Уильям.«Это фактически установило ложное повествование, которое более четверти века коммерциализировали BBC и другие».

«Мне неописуемо грустно знать, что неудачи BBC в значительной степени способствовали ее страху, паранойе и изоляции, которые я помню по тем последним годам с ней. Но больше всего меня огорчает то, что если бы BBC сначала должным образом расследовала жалобы и опасения, Моя мать, выросшая в 1995 году, знала, что ее обманули », — добавил он.

BBC написала письма с извинениями Уильяму и Гарри, а также Чарльзу и брату Дианы. Но Уильям сказал, что его мать «проиграла не только репортеру-мошеннику, но и руководителям BBC, которые смотрели в другую сторону, вместо того чтобы задавать сложные вопросы».

Генеральный директор BBC Тим Дэви заявил в четверг, что в отчете выявлены «явные недостатки», и признал, что процесс обеспечения интервью «далек от того, на что аудитория имеет право рассчитывать.«

« Мы очень сожалеем об этом », — сказал Дэви. BBC также сообщила, что никакие награды, полученные за интервью, не будут сохранены.

Башир ушел с должности редактора по вопросам религии BBC News на прошлой неделе, заявив, что он решил сосредоточиться на своем здоровье после хирургической операции на сердце.

Принц Гарри также ответил на последние разоблачения о проступках Башира и BBC.

«Наша мать погибла из-за этого», — говорится в заявлении. Он сказал, что «волновой эффект культуры эксплуатации и неэтичных практик» в конечном итоге привел к смерти Дианы.

Пресса, по его словам, по-прежнему использует те же виды неэтичной практики и что проблема «больше, чем одно издание, одна сеть или одно издание».

«Ничего не изменилось. Защищая ее наследие, мы защищаем всех и поддерживаем достоинство, с которым она прожила свою жизнь», — сказал Гарри.

NPR имеет договорные отношения с BBC в отношении контента и офисных помещений в Лондоне. Фрэнк Лэнгфитт из NPR внес свой вклад в этот отчет.

Принцесса Диана, Интервью BBC, Разъяснение

Принц Уильям и принц Гарри говорили о «крайне тревожных» выводах и «неэтичных действиях», выявленных в ходе расследования знаменитого интервью их матери.

Новый отчет показал, что BBC использовала «обманчивые» меры, чтобы обеспечить интервью принцессы Дианы для программы сети Panorama в 1995 году, во время которой она поделилась разорвавшимися откровениями о расторжении брака с принцем Чарльзом, сообщает CNN.

Журналист Мартин Башир, проводивший сидячую беседу, показал фальшивые банковские выписки брату Дианы, Чарльзу Спенсеру, который, по версии следствия, «обманул и побудил его устроить встречу» с принцессой.

BBC принесла «полные и безоговорочные извинения» в свете сообщения, которое последовало за шестимесячным независимым расследованием деятельности телекомпании. Генеральный директор BBC Тим Дэви сказал, что интервью «далек от того, на что аудитория имеет право рассчитывать.Сеть сообщила, что также написала сыновьям Дианы, принцам Гарри и Уильяму.

В заявлении, касающемся расследования, герцог Кембриджский сказал: «Я считаю, что лживый способ получения интервью существенно повлиял на то, что сказала моя мать. . Интервью стало большим вкладом в ухудшение отношений между моими родителями и с тех пор причинило боль бесчисленному количеству других.

«Мне неописуемо грустно знать, что неудачи BBC внесли значительный вклад в ее страх, паранойю и изоляцию, которые я помню из тех последних лет, проведенных с ней.

В отдельном заявлении герцог Сассекский сказал: «Наша мать была невероятной женщиной, посвятившей свою жизнь служению. Она была стойкой, храброй и бесспорно честной. Волновой эффект культуры эксплуатации и неэтичных практик в конечном итоге унес ее жизнь ».

Бывший графический дизайнер BBC Мэтт Висслер ранее признавал, что он подделывал банковские документы после того, как Башир обратился к нему. Он выразил обеспокоенность в сети после выхода интервью, обеспокоенный тем, что он сыграл роль в «получении интервью путем обмана», согласно отчету.

BBC провела внутреннее расследование интервью в 1996 году, которое касалось поддельных документов, но постановило, что они не повлияли на участие Дианы, сообщает CNN. Новое расследование, однако, раскритиковало предыдущее расследование и заявило, что BBC «скрыла» факты.

Башир ушел с поста редактора BBC по вопросам религии на прошлой неделе, сославшись на состояние здоровья.

Какое интервью?

В 1995 году, через три года после того, как принцесса Диана и принц Чарльз объявили о своем разводе и за год до официального развода, Диана появилась в сидячем интервью в программе расследований BBC Panorama , , чтобы откровенно рассказать об их отношениях и ее время во дворце.

Как и разговор принца Гарри и герцогини Меган с Опрой Уинфри, разговор Дианы с Баширом был полон откровений, потрясших дворец, в первую очередь ее реакции на отношения Чарльза с Камиллой Паркер Боулз.

«Ну, в этом браке нас было трое, поэтому он был немного переполнен», — сказала Диана, когда Башир спросил, способствовала ли Камилла «распаду [ее] брака».

Она также рассказала, как королевская семья по-разному относилась к ней, особенно после того, как было объявлено о разводе ее и Чарльза.«Повестки дня людей изменились в мгновение ока», — сказала она. «Я была теперь разлученной женой принца Уэльского, я была проблемой, я [считалась] обузой, и как мы собираемся с ней справиться? Этого не случалось раньше».

Матье Полак Getty Images

Могу я посмотреть онлайн?

В настоящее время полное интервью не транслируется в режиме онлайн, хотя некоторые клипы попали на YouTube и другие формы социальных сетей. Однако полную стенограмму можно посмотреть здесь.

CNN сообщила, что BBC Panorama транслирует документальный фильм о разногласиях вокруг интервью сегодня вечером в 19:00. GMT / 14:00 ET. Это не первый проект, пересматривающий печально известную программу. В прошлом году 5-й канал Соединенного Королевства выпустил документальный фильм Диана: Интервью, потрясшее мир. Предполагалось, что трансляция на Netflix начнется в апреле 2021 года, но была отложена на неопределенный срок в связи со смертью принца Филиппа.

Что еще сказали принц Гарри и принц Уильям?

В оставшейся части своего сегодняшнего выступления принц Гарри поблагодарил тех, кто «взял на себя некоторую ответственность», и назвал расследование «первым шагом к справедливости и правде».«Но он указал на более серьезную проблему неэтичной журналистской практики и распространения дезинформации.

« Наша мать погибла из-за этого, и ничего не изменилось », — сказал Гарри.« Защищая ее наследие, мы защищаем всех, и поддерживать достоинство, с которым она прожила свою жизнь. Давайте вспомним, кем она была и за что выступала ».

В сегодняшнем заявлении Уильям также сказал, что« больше всего его огорчает по поводу результатов расследования, — так это то, что если бы BBC должным образом расследовала жалобы и опасения, впервые высказанные в 1995 году, моя мать знала бы, что ее обманули.«Он заявил, что Panorama » не имеет законной силы и больше никогда не должна выходить в эфир ».

Герцог заключил:« Эти недостатки, выявленные журналистами-расследователями, не только подвели мою мать и мою семью; они подводят и общественность ».

Уильям ранее выступал с заявлением в ноябре 2020 года, чтобы продемонстрировать свою поддержку расследования.« Независимое расследование — это шаг в правильном направлении », — сказал он в то время.« Это должно помочь установить правда о действиях, которые привели к интервью Panorama, и последующим решениям, принятым людьми BBC в то время.«

Таблоиды пришли за Гарри за то, что он не обратился к расследованию публично, как это сделал его брат, но источник, близкий к герцогу Сассекскому, назвал критику« совершенно ужасной и оскорбительной ».

« Гарри регулярно получает обновления и все в курсе. это происходит », — ранее сообщил инсайдер BAZAAR.com .« Вам не нужно публичное заявление, чтобы представить, как он себя чувствует в частном порядке, люди знают, как много для него значит его мать. В прошлом он смело говорил о потерях и горе, а также об огромном влиянии, которое они на него оказали.«

Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты. Вы можете найти дополнительную информацию об этом и подобном контенте на сайте piano.io.

Мартин Башир BBC использовал «лживые» методы для получения интервью с принцессой Дианой, говорится в отчете.

ЛОНДОН — BBC принесла извинения после того, как расследование пришло к выводу, что журналист Мартин Башир использовал «лживое поведение», чтобы получить знаменательное интервью с Дианой, принцессой Уэльской.

Независимый отчет, опубликованный в четверг после того, как в ходе многомесячного расследования было установлено, что Башир действовал ненадлежащим образом и нарушил редакционные правила финансируемой государством телекомпании, чтобы получить доступ к королевской семье, которая, как известно, сказала ему в интервью в ноябре 1995 года, что «нас было трое в этот брак «.

Она имела в виду роман своего мужа, принца Чарльза, с Камиллой Паркер Боулз, на которой он женился в 2005 году, через восемь лет после смерти Дианы в автокатастрофе в августе 1997 года.

Это переломное интервью посмотрели более 20 миллионов человек в Великобритании, и оно вызвало шок в королевской семье. Спустя несколько месяцев после выхода в эфир Диана и Чарльз развелись.

Интервью Башира вновь подверглось критике после выхода документального фильма британской телекомпании ITV под названием «Интервью с Дианой: месть принцессы», который вышел в эфир в ноябре прошлого года. В нем утверждалось, что Башир приказал графическому дизайнеру создать поддельные банковские выписки, которые он затем якобы использовал, чтобы убедить Диану в том, что королевским служащим платят за то, чтобы они шпионили за ней.

Брат Дианы, Чарльз Спенсер, 8 ноября написал в Твиттере, что он знал, что Башир «использовал поддельные банковские выписки и другую нечестность, чтобы заставить мою сестру дать интервью».

Спенсер также утверждал, что он обнаружил, что BBC также знала о поддельных банковских выписках. Он потребовал от сети извинений за фальсифицированные документы, которые побудили его познакомить Башира с сестрой.

Загрузите приложение NBC News для последних новостей и политики

Всего 10 дней спустя сеть назначила лорда Джона Энтони Дайсона, бывшего судью США.Верховный суд К., чтобы изучить обстоятельства допроса.

В его отчете делается вывод, что Башир действительно заказал выписки из банка и показал их графу Спенсеру, младшему брату Дианы, чтобы «убедить его организовать встречу с принцессой Дианой».

В ответ на полученные данные Башир сказал в своем заявлении, что он извинился «за то, что я попросил смоделировать банковские выписки». «Это было глупо, о чем я глубоко сожалею», — сказал он.

«Я также повторяю, что банковские выписки не имели никакого отношения к личному выбору принцессы Дианы принять участие в интервью», — добавил он. «Доказательства, переданные расследованию в ее собственном почерке (и опубликованные сегодня вместе с докладом), недвусмысленно подтверждают это, и другие убедительные доказательства, представленные лорду Дайсону, подтверждают это. Фактически, несмотря на другие его выводы, сам лорд Дайсон в любом случае признает, что Принцесса, вероятно, согласилась бы на интервью без того, что он называет моим «вмешательством».

В ходе расследования также было рассмотрено внутреннее расследование, проведенное BBC после первоначальной трансляции, в результате которого был сделан вывод о том, что Башир не заставлял Диану разговаривать с ним.

В отчете говорилось, что телекомпания «не соответствовала высоким стандартам честности и честности». прозрачность, которая является его отличительной чертой, путем сокрытия в журналах прессы тех фактов, которые ему удалось установить, о том, как Башир обеспечил интервью, и отказа от упоминания деятельности Башира или расследований их Би-би-си в любой новостной программе.

Генеральный директор Би-би-си Тим Дэви также принес свои извинения, заявив в своем заявлении, что «очевидно, что процесс обеспечения интервью далек от того, на что аудитория имеет право рассчитывать».

За несколько часов до публикации результатов, Чарльз Спенсер опубликовал в Твиттере детскую фотографию с Дианой вместе с сообщением: «Некоторые облигации имеют очень давнюю историю». С момента публикации отчета он публично не комментировал.

Башир работал в другой британской сети, прежде чем присоединиться к ABC в США. .С., а затем MSNBC, где он был ведущим новостей. Он вернулся на BBC в 2016 году и на прошлой неделе ушел с поста редактора по религиозным вопросам после нескольких месяцев плохого здоровья.

В прошлом году BBC сообщила, что 58-летний мужчина страдал от серьезных осложнений, связанных с коронавирусом, и перенес операцию на сердце.

После того, как расследование было начато, сыновья Дианы, принц Уильям и принц Гарри, сказали, что они приветствовали это как шанс узнать правду о том, что произошло. Ни один из них не дал комментариев с момента публикации отчета.

Британская полиция исключила уголовное расследование его действий в начале этого года, но выводы независимого расследования, вероятно, будут иметь далеко идущие последствия для BBC.

Это также сложное время для королевской семьи на фоне опасений, что новое поколение королевских особ страдает от вторжения средств массовой информации. Принц Гарри и Меган, герцогиня Сассекская, неоднократно жаловались на бульварную прессу и выиграли серию судебных дел против ряда СМИ.

Рейтер и Ассошиэйтед Пресс внесли свой вклад в этот отчет

Интервью с принцессой Дианой: Эрл Спенсер поделился семейной фотографией за несколько часов до публикации отчета во взрывоопасном чате BBC | Новости Великобритании

Брат принцессы Дианы — граф Спенсер — поделился семейной фотографией пары в молодости, за несколько часов до того, как должен быть опубликован отчет о том, как BBC взяла интервью у его сестры.

Он опубликовал фотографию в Твиттере с подписью: «Некоторые облигации имеют очень давнюю историю.«

Отчет исследует, как BBC и журналист Мартин Башир дали знаменитое интервью 1995 года Panorama и, как ожидается, будет опубликован позже сегодня.

Взрывной чат, в котором принцесса заявила, что «нас трое в этом браке», стал предметом пристального внимания после того, как Башир скопировал поддельные банковские выписки, которые он якобы использовал, чтобы получить доступ к Диане .

Лорд Дайсон возглавил расследование, которое рассмотрит, были ли шаги, предпринятые Баширом и телеканалом BBC , надлежащими и в какой степени эти действия повлияли на решение Дианы принять участие в интервью.

Брат принцессы граф Спенсер утверждал, что Башир показал ему поддельные финансовые документы, касающиеся бывшего личного секретаря Дианы Патрика Джефсона и другого бывшего члена королевской семьи.

Изображение: Принцесса Диана во время интервью с Мартином Баширом для BBC Изображение: Эрл Спенсер заявил, что ему показали поддельные финансовые документы

Он также сказал, что журналист рассказывал диковинные и неправдивые истории о королевской семье, чтобы привлечь Диану, в том числе о том, что за ней шпионили секретные службы.

Башира впервые представил Диане граф Спенсер, и источники, близкие к принцессе, сообщили Sky News, что без представления своего брата Диана никогда бы не встретила журналиста BBC.

Документы, которые видел Sky News , показывают, что Тони Холл, тогдашний управляющий директор отдела новостей и текущих событий, а затем генеральный директор BBC, знал, что Башир смоделировал выписку из банка, используя «информацию, которую он получил с самого высокого уровня и сделал их в графику ».

Журнал пресс-службы также показал, что когда журналист спросил, был ли Башир подвергнут официальным дисциплинарным взысканиям, им ответили, что это не так.

Многие журналисты задавали BBC вопросы о том, как Башир обеспечил интервью и какие методы он использовал, как до того, как оно было передано в эфир, так и пять месяцев спустя, когда информатор сообщил Mail в воскресенье о фальшивой выписке из банка.

Используйте браузер Chrome для более доступного видеоплеера

3:37 Документы BBC проливают свет на интервью Дианы

В письме к совету директоров г-н Холл сказал: «Я подробно говорил с Мартином о причинах, по которым он составил график: у него их нет, кроме того, о чем он не думал.

«Я верю, что он, даже несмотря на свою ошибку, честный и благородный человек. Он раскаивается».

Телеканал Ofcom ранее заявлял, что не будет проводить собственное расследование, но будет «внимательно» следить за независимым расследованием.

Изображение: Мартин Башир находится под следствием в ходе интервью

Сын Дианы принц Уильям выразил поддержку расследованию, заявив, что в прошлом году оно должно «помочь установить правду о действиях», которые привели к созданию программы.

BBC отложила расследование этого интервью до того, как оно должно было выйти в эфир в понедельник, из-за «важной обязанности по уходу».

Башир, редактор BBC News по вопросам религии, на прошлой неделе подал в отставку по состоянию здоровья.

Следите за подкастом Daily на Apple Podcasts , Google Podcasts , Spotify , Spreaker

Журналист солгал, чтобы получить интервью с Дианой, BBC это скрыло — отчет

  • Журналист солгал, чтобы получить интервью с Дианой — запрос
  • BBC скрыла обман — запрос
  • Журналист Башир извиняется за фальшивые заявления
  • BBC: Приносим свои извинения
  • Брат Дианы: связывает интервью с ее смертью в 1997 году

ЛОНДОН, 20 мая (Рейтер) — Журналист BBC обманом выиграл сенсационное интервью 1995 года с принцессой Дианой, в котором она раскрыла интимные подробности своего неудачного брака с принцем Чарльзом и телеканал скрыл обман, как было установлено в четверг в ходе расследования.

BBC начала расследование, возглавляемое бывшим старшим судьей Джоном Дайсоном, в ноябре после заявлений брата Дианы Чарльза Спенсера о том, что его обманом заставили познакомить ее с журналистом Мартином Баширом.

В отчете Дайсона было обнаружено, что Башир, тогда еще малоизвестный репортер, показал Спенсер поддельные банковские выписки, предполагающие, что Дайана прослушивалась службами безопасности и что двум старшим помощникам платили за предоставление информации о ней.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к reuters.com

Register

«Г-н Башир обманул и убедил его организовать встречу с принцессой Дианой», — говорится в сообщении. «Г-н Башир действовал ненадлежащим образом и серьезно нарушил Руководящие принципы для производителей о прямых сделках, изданные в 1993 году».

Спенсер сказал, что провел черту между событиями и смертью Дианы.

«Она не знала, кому доверять, и, в конце концов, когда она умерла, два года спустя, она оказалась без какой-либо реальной защиты», — сказал Спенсер.

BBC написала сыну Дианы принцу Уильяму с извинениями.

Во время интервью «Панорама», которое посмотрели более 20 миллионов британских телезрителей, Диана шокировала нацию, признавшись в романе и поделившись подробностями своего брака с наследником престола принцем Чарльзом.

Впервые Диана, погибшая в автокатастрофе в Париже в 1997 году, публично прокомментировала свой обреченный брак.

Ее замечание о том, что «нас трое в этом браке, поэтому он был немного переполнен» — отсылка к Чарльзу, возродившему свои отношения с Камиллой Паркер Боулз, теперь его второй женой, — было особенно разрушительным.

Принц Чарльз и принцесса Диана стоят на балконе Букингемского дворца в Лондоне после их свадьбы в соборе Святого Павла 29 июня 1981 года. REUTERS / Stringer / File Photo

«LIED»

После выхода в эфир Башир неоднократно лгал В отчете говорилось, что его начальникам рассказали, как было проведено интервью. По мере того как вопросы продолжались, менеджеры BBC не смогли должным образом изучить его версию событий и скрыли факты о том, как Башир добился интервью.

«BBC без всяких на то оснований не соответствовала высоким стандартам честности и прозрачности, которые являются ее отличительной чертой», — говорится в сообщении.

Интервью привлекло Башира к всеобщему вниманию, и он дал интервью другим знаменитостям, в частности, покойному американскому певцу Майклу Джексону.

На прошлой неделе BBC объявила, что он покидает свою нынешнюю работу редактора по религиозным вопросам в финансируемой государством телекомпании из-за плохого состояния здоровья.

Башир извинился за фальшивые заявления, но сказал, что поддерживает свои доказательства 25-летней давности и не верит, что они побудили Диану дать интервью.

Отчет Дайсона включал рукописную заметку Дианы за месяц после интервью, в которой она сказала, что не сожалеет, и что Башир не показал ей никакой информации, о которой она раньше не знала.

«Своим лживым поведением … Баширу удалось спланировать встречу, которая привела к интервью», — говорится в сообщении. «Но важно добавить, что принцесса Диана, вероятно, согласилась бы дать интервью».

BBC сообщила, что имели место явные недостатки, и вернет награды, выигранные программой.

«Хотя BBC не может повернуть время вспять спустя четверть века, мы можем принести полное и безоговорочное извинение». Об этом заявил генеральный директор BBC Тим Дэви.

Сыновья Дианы, принц Уильям и принц Гарри, ранее приветствовали расследование как шанс узнать правду о том, что произошло.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к reuters.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.