Фильм «Друзья» Луи Гарреля вышел в прокат — Российская газета
Для молодого популярного красавца-актера Луи Гарреля (месяц назад у нас вышел в прокат громкий фильм с его участием «Мой король») фильм «Друзья» — это режиссерский дебют в полном метре. Он выступает в нем и как автор сценария. А сценарий, написанный в соавторстве с Кристофом Оноре по мотивам пьесы Альфреда де Мюссе «Прихоти Марианны», таков, что написать его мог только лишь человек, находящийся в расцвете своей молодости. И снять такое кино — тоже.
Когда смотришь фильм «Друзья» (в прокате с 24 марта), все время вспоминается фильм «Молодость» Паоло Соррентино, главного героя которого до конца жизни мучил вопрос: переспал его лучший друг с женщиной, которая ему нравилась, или все-таки нет? Видимо, это какая-то мужская особенность — впадать в такие мысли. Ту «Молодость» мог снять только человек с опытом и в возрасте. А этот фильм также можно было бы назвать «Молодость», только снят он с другой — противоположной — точки зрения.
Привокзальная Мадонна. Девушка принимает душ. На вокзале. Есть такая услуга для путешественников. Всего 20 минут. Но ей хочется, чтобы это время как можно дольше не заканчивалось. Потому что ей кажется, что с помощью этих бесплатных потоков воды можно изменить все плохое, что накопилось в ее жизни. Девушка красива. Очень красива. Она торгует кофе и пирожками на вокзале. Но при этом у нее такое божественное лицо, что, она кажется ожившей фреской. Неудивительно, что в нее влюбился искренний и незадачливый толстячок Клеман. Причем так, что она сразу же стала смыслом его жизни.
«Они сошлись — вода и камень». Как мог добрейший Клеман, переживающий за все до состояния невротизма, подружиться с циничным красавчиком Абелем (его в своем фильме играет сам режиссер Луи Гаррель) — непонятно. Интересно, Луи Гаррелю никто не предлагал сыграть Евгения Онегина? Он идеально подходит на роль русского аристократа позапрошлого века. «Как рано мог он лицемерить…» Думаю, что из этого сравнения понятно, что Абель — «разбиватель» женских сердец. Конечно же, добродушный Клеман советуется с ним по поводу своей любовной истории… И, разумеется, ни к чему хорошему это не приводит.
У девушки есть своя тайна. Работать на вокзал ее отпускают. А по вечерам она должна возвращаться в… Тюрьму. Вовремя и трезвой. Но грубое вмешательство друзей, которое происходит с подачи-совета Абеля, нарушает ее обязательство. Настолько, что изменит ее жизнь в худшую сторону — ей просто добавят срок. Мужчины не могут понять ее, когда она, например, пытается пояснить Клеману, что просто не вправе никого полюбить. Но тайна в женщине всегда привлекает, причем иногда настолько, что хочется максимально жестоко разрушить ее и свести до уровня простоты. Разгадывать по-настоящему ведь тяжело…
И что же Привокзальная Мадонна? Отдается течению и идет навстречу всем изменениям в своей жизни. Хотя прекрасно понимает, что за все придется платить. Девушка «уходит в ночь» с друзьями. Попадает в массовку на съемки фильма о студенческих волнениях 1968 года. Откуда режиссер Гаррель знает это время? Все просто — достаточно вспомнить картину «Постоянные любовники» его отца Филиппа Гарреля. В ней рассказывается, как во время этих волнений молодежь «высыпалась» на улице. И парень по имени Франсуа внезапно встретил девушку Лили…
Фильм «Друзья» — тоже о любви. Но он рассматривает любовь с нравственной стороны. Долг или возможность влюбиться? Что есть предательство и нужно ли его скрывать? Отсюда и имя — Абель, перекликающееся с библейским Авелем. А еще он поднимает тему мужской дружбы. Возможна ли она, когда рядом появляется женщина? Обычно про женщин говорят «подруга до первого друга». Но у мужчин — свои проблемы. Временами они — ну точно как женщины.
Фильм Луи Гарреля очень прост. Иногда до примитивности. Но при этом наполнен вечными смыслами. Его можно посмотреть просто так — на ходу, любуясь красивыми лицами. Причем особенность еще и в том, что Гаррель выглядит как обычный француз, а красота Моны — так зовут девушку, и это тоже не случайно — арабско-мусульманская (ее играет иранская актриса Голшифте Фарахани). Все мы сталкивались с проблемой — можно ли дружить, любя, и можно ли любить, не потеряв при этом лучшего друга. Ответы на эти вопросы приходят уже в том возрасте, когда можно снимать фильм «Молодость», как у Соррентино. Кому-то удается, а кому-то — нет.
rg.ru
Рецензия на фильм «Друзья»
Мрачноватая французская трагикомедия о двух богемных «лузерах», которые заводят отношения с мелкой уголовницей.
Продавщица пирожков Мона (Гольшифте Фарахани) – тюремная заключенная, которой днем позволяется работать. Она привлекает внимание застенчивого и ранимого актера массовки Клемана (Венсан Макень), и тот никак не может понять, почему женщина, которая поначалу благосклонно принимает его ухаживания, вдруг замыкается и требует, чтобы Клеман никогда больше к ней не подходил. Актер обращается за советом к своему другу-ловеласу Абелю (Луи Гаррель), и тот убеждает Клемана, что ему нужно с большим напором преследовать Мону. Когда женщина после работы садится на поезд, чтобы вернуться в тюрьму, парни выволакивают ее из вагона и требуют объяснений. Поскольку невозвращение в назначенное время рассматривается как побег, Мона сперва расстраивается, а затем решает, что семь бед – один ответ, и проводит следующие два дня в обществе Клемана и Абеля.
Кадр из фильма «Друзья»
![](/wp-content/uploads/lui-garrel-druzya_0.jpg)
Рассказ о новой французской артхаусной трагикомедии стоит начать с того, что ее заглавие неточно переведено. В оригинале дебютная режиссерская работа актера Луи Гарреля называется «Два друга», и это существенное уточнение. В то время как русское название ленты заставляет заподозрить, что картина рассказывает о трех главных героях, французское заглавие не оставляет сомнений, что фильм преимущественно посвящен Клеману и Абелю, а Мона лишь сбоку припека.
Кадр из фильма «Друзья»
![](/wp-content/uploads/lui-garrel-druzya_1.jpg)
Гольшифте Фарахани не может вернуться в Иран с тех пор, как сфотографировалась обнаженной для журнала Madame Figaro
Действительно, хотя «Друзья» начинаются со сцены в тюремном душе и хотя картину можно назвать актерским бенефисом перебравшейся во Францию иранской звезды Гольшифте Фарахани, которая демонстрирует все грани своего таланта, от готовности обнажаться до умения танцевать, Мона в фильме предстает женщиной-загадкой. Трудно даже сказать, какие чувства она испытывает по отношению к Клеману и Абелю. Возможно, искренние, а возможно, она просто использует подвернувшихся под руку мужчин для своих не до конца понятных целей. Или и то и другое одновременно. Можно написать трактат о женской логике, полностью посвященный поведению Моны, и все равно останется ощущение недосказанности. Показательно, что лента умалчивает о том, за что Мона сидит в тюрьме. Согласитесь, это существенно для понимания ее поступков.
Кадр из фильма «Друзья»
![](/wp-content/uploads/lui-garrel-druzya_2.jpg)
Сюжет картины вдохновлен классической пьесой «Капризы Марианны» французского драматурга XIX века Альфреда де Мюссе
Но что раздражает в главной героине психологического кино, то естественно для персонажа-«катализатора». Роль Моны в сюжете не в том, чтобы зрители могли проникнуть в тайны женской души, а в том, чтобы вывести на поверхность и заострить внутренние противоречия в отношениях Клемана и Абеля. И потому, в полном соответствии с французским заглавием, лента рассказывает не о любовном треугольнике, который складывается по ходу событий, а о том, что этот треугольник, как прожектор, высвечивает в душах персонажей Макеня и Гарреля.
Кадр из фильма «Друзья»
![](/wp-content/uploads/lui-garrel-druzya_3.jpg)
В западном феминистском лексиконе есть понятие «токсичная маскулинность». Его часто используют безо всякого веского повода, как огульное обвинение, и потому его истинный смысл давно стерся, но к описанию Клемана и Абеля эти слова подходят как нельзя лучше и безо всяких преувеличений. Запускающая сюжет безобразная сцена в поезде и некоторые другие последующие и предшествующие поступки главных героев однозначно сигнализируют, что оба парня – чудаки на букву «м», что развитие остановилась на детсадовском уровне («Моя игрушка! Моя!»).
Кадр из фильма «Друзья»
![](/wp-content/uploads/lui-garrel-druzya_4.jpg)
Характерно, что Абель, которому уже за 30, встречается со старшеклассницей. И он, наверно, даже ей кажется взрослым ребенком. Нулевой самоконтроль, зашкаливающий эгоизм, тотальная неспособность следовать «мужскому кодексу» (первое правило – не приставать к девушке, на которую положил глаз друг)… Даже Клеман осознает, что его приятель – тот еще фрукт, в дружбе с которым мало приятного. Единственное достоинство Абеля – его внешняя привлекательность, притягивающая женщин с низкими стандартами. Но Клеман завидует другу, потому что не может похвастаться и этим. Кроме того, Абель порой его опекает и вызывает «скорую», когда это становится необходимо.
Кадр из фильма «Друзья»
![](/wp-content/uploads/lui-garrel-druzya_5.jpg)
Трудно сказать, кто из героев более жалок, но, пожалуй, Клеман все же обходит Абеля на последнем повороте. Он чуть более вменяем в отношениях с людьми и менее склонен к насилию, но зато он страдает от зашкаливающе низкой самооценки, а его душевной слабости и неприспособленности к жизни могли бы позавидовать кисейные барышни. Неудивительно, что он работает в массовке – возможность играть то билетного контролера, то бунтовщика в Париже 1968 года хоть немного, но защищает его от «сурового окружающего мира». Где, о ужас, девушки иногда отказывают, а друзья иногда предают. Ему не откажешь в обаянии, но это обаяние брошенного на улице щеночка, который скулит и чуть не плачет от страха.
Кадр из фильма «Друзья»
![](/wp-content/uploads/lui-garrel-druzya_6.jpg)
И вот с этими двумя великовозрастными «лузерами» картина предлагает провести полтора экранных часа. Забавны ли они? Бесспорно, особенно незадачливый Клеман, порой на ровном месте попадающий впросак. Смешны ли они? Нет – «Друзья» не чистая комедия, и юмор в ней лишь подслащает горькую пилюлю наблюдений за тем, как Абель и Клеман плохо друг на друга влияют, но не могут друг от друга отказаться. Их дружба – как сивуха для алкоголика: «Ничего хорошего, но я без нее не могу!» Лишь в обществе друг друга они кажутся себе «настоящими мужиками», и именно поэтому Мона оказывается угрозой для их отношений – она дарит каждому из них порознь чувство, которое они прежде испытывали лишь вместе. И это помогает им если не отделаться друг от друга, то по крайней мере трезво взглянуть на свою жизнь. Впрочем, фильм дарит лишь робкую надежду на то, что в их существовании что-то значительно изменится.
Как видите, на «Друзей» не стоит идти, если вы хотите посмотреть нежное и трогательное малобюджетное романтическое кино в духе нашей «Прогулки» или американской «Перед рассветом». Фильм Гарреля сходно устроен, но по сути своей это куда более мрачное кино с куда менее приятными персонажами. И хотя в нем есть и трогательные, и романтические, и веселые моменты, его главная тема – не молодая любовь, а неадекватность современных мужчин и токсичность их дружбы. И эту неприятную тему «Друзья» раскрывают на все 100%.
С 24 марта в кино.
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!Яндекс Дзен | Instagram | Telegram | Твиттер
www.film.ru
Рецензия на фильм Друзья от Станислава Зельвенского
Станислав Зельвенский — о первом фильме, который снял популярный французский артист и наследник знаменитой кинодинастии.
Красавица Мона (Голшифте Фарахани) досиживает срок в тюрьме: днем ее отпускают работать, и она продает кофе и сэндвичи на Северном вокзале, но каждый вечер, естественно, должна возвращаться в камеру. На вокзале ее ежедневно поджидает неловкий бородатый мужик с собачьими глазами — Клеман (Венсан Макень) располагает излишками свободного времени, поскольку зарабатывает в киномассовке, и посвящает их своей безответной влюбленности.
О том, почему Мона с наступлением темноты неизменно исчезает на поезде, Клеман не догадывается — учитывая ее восточное происхождение, под подозрением оказываются консервативные родители. Но даже он, ослепленный чувствами, понимает, что что-то не в порядке. И просит помощи у своего лучшего друга Абеля (Луи Гаррель), хотя очевидно, что тот — позер, эгоист и самопровозглашенный писатель — не лучшая кандидатура для налаживания чужих отношений.
Свой полнометражный режиссерский дебют Луи Гаррель, как обычно бывает, сделал с приятелями. Соавтор сценария — Кристоф Оноре, который его регулярно снимает. С Макенем Гаррель работал в театре и играл у своего отца. Фарахани, перебравшаяся сейчас в Париж иранская актриса, некоторое время была его подругой. Несколько лет назад Гаррель, словно репетируя «Друзей», поставил короткометражку с тем же актерским составом, хотя и несколько другой конфигурацией любовного треугольника.
Завязка фильма, как сообщается, позаимствована из пьесы Альфреда де Мюссе, что, впрочем, не слишком важно. И Гаррелю, разумеется, не привыкать к треугольникам, балансирующим на грани любви втроем: можно вспомнить «Мечтателей» или «Все песни только о любви» того же Оноре; почтенная французская традиция, прямо восходящая к «Жюлю и Джиму».
Дыхание «новой волны», которую по-своему (и по-разному) интерпретировал на протяжении своей карьеры Гаррель-старший, очевидно ощущается и у младшего — и не только на уровне эстетики, техники и так далее: это ее интимность, ее обсессии, ее пижонство. Гаррель, как ни банально это прозвучит, вырос — в самом буквальном смысле — в той системе координат, он так дышит, и, скажем, отличная сцена про май 68-го (герои снимаются в массовке исторического фильма) каким-то чудом выглядит тут не претенциозным «оммажем», а самым естественным жестом: чем-то вроде звонка родителям.
Элементарный сюжет — все его немногочисленные секреты мы узнаем раньше времени — Гаррель компенсирует непредсказуемостью характеров, развитие которых не всегда убедительно, но неизменно любопытно. Работая по обе стороны камеры, он демонстрирует и массу самоиронии, и похвальное джентльменство: под одеялом лежат три человека, и Абель никогда не перетягивает его на себя. Как прозрачно намекает название, это фильм не столько про любовь — она все время остается в кавычках, будь то одержимость Клемана, профессиональные ухватки Абеля или отчаяние, накопившееся в Моне, — сколько про дружбу, ее ближайшую родственницу, которая живет, в общем, ровно по тем же законам; порой их невозможно различить. Пропавшее в русском переводе числительное — в оригинале «Два друга», — конечно, неслучайно, как неслучайно «Жюль и Джим» не называется «Жюль, Джим и Катрин».
Регулярная смена тона — фильм всю дорогу нетрезво качается из драмы в фарс и обратно, — кажется, отчасти объясняется просто режиссерской неопытностью, но в ней есть своя логика и свое обаяние: Гаррель стремится к свободному, живому, отрицающему жанровые рамки кино — среди его кумиров явно не только Трюффо, но и, например, Кассаветес. «Друзья», картина насколько симпатичная, настолько и несовершенная, даже где-то пустячная, вовсе не обещает, что автор когда-то станет им ровней, но то, что таланты Гарреля не ограничиваются уже известными, не подлежит сомнению.
От репортажей со «скверных» протестов до тестов и планов на ближайшие дни — в нашем фейсбуке.Друзья (2015) — Всё о фильме, отзывы, рецензии
Двое друзей – это заносчивый красавчик Абель (Лу