about ru « Ilya Fedotov-Fedorov
Илья Федотов-Федоров.
Илья Федотов-Федоров родился в 1988. Живет и работает Москве.
Изучал генетику (биоинженерию) и филологию в Москве. Во время учебы интересовался искусством и активно работал с эскизами и идеями для будущих работ.
Основной мотив художественной практики Федотова-Федорова связан с обращением к естественно-научному знанию. Художник присваивает его признаки: изображения биологических процессов и форм от клеточного строения до среды обитания, языковые особенности и способы фиксации (формулы, схемы и так далее), методологические принципы и тип репрезентации (энтомологические коллекции, картотеки). С помощью них он выявляет субъективную природу познавательного процесса и его обусловленность индивидуальным опытом. Он показывает, что мы воспринимаем и описываем окружающий мир в соответствии с тем языком, которым владеем.
В 2017 году художник стал первым обладателем стипендии Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участником резиденции Jan van Eyck Academy.
В портфолио художника большое количество персональных и групповых выставок в музеях и галереях России и Европы. В 2017 году Илья стал участником Основного проекта и Параллельной программы 7ой Московской международной биеннале современного искусства. Участник резиденций в Испании и Швейцарии. В 2017 году художник стал первым обладателем стипендии Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участником резиденции Jan van Eyck Academy (Нидерланды).
Работы Ильи Федотова-Федорова находятся в коллекции Московского музея современного искусства и частных коллекциях.
Персональные выставки:
2018 — Инстинкт сохранения, Vacation Gallery (Нью Йорк, США)
2018 — Границы систем, Dreiviertel (Берн, Швейцария)
2018 — Музей ядов, Anna Nova Gallery (Санкт-Петербург, Россия)
2017 — Инстинкт сохранения, Параллельная программа 7-й Московской международной биеннале современного искусства, Fragment Gallery (Москва, Россия)
2016 — Коллекция розовой книги, Музей АРТ4 (Москва, Россия)
2015 — Umbracle the City of Arts and Sciences by Santiago Calatrava — «Metamorphosis» (Испания, Валенсия)
2015 — Человек разумный одинокий. — Homo sapiens solitarius, ММСИ (Москва, Россия)
2014 — Социальный эксперимент, Gallery WEART (Москва, Россия)
Награды и резиденции:
2018 — Специальный приз российской премии в области современного искусства «Инновация — 2018» в номинации «Новая генерация» за проект «Инстинкт сохранения» (Россия)
2018 — Резиденция Verbeke Foundation (Кемзеке, Бельгия)
2018 — Резиденция AFEW International (Culture Initiative fund, Амстердам, Нидерланды)
2017 — Резиденция Centre D’Arte La Rectoria (Барселона, Испания)
2017 — Резиденция Residency.ch.(Берн, Швейцария)
Биеннале:
2017 — Основной проект 7-ой Московской международной биеннале современного искусства. Куратор: Юко Хасегава, Новая Третьяковка (Москва, Россия)
2016 — Внутри искусства, Параллельная программа 6-ой Московской международной биеннале молодого искусства. Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)
2014 — Границы действия, 4-ая Московская международная биеннале молодого искусства. Специальный проект, МMOМА (Москва, Россия)
2014 — Разрозненные сообщения. Фотобиеннале, ММОМА (Москва,Россия)
Избранные групповые выставки:
2018 — Выставка номинантов госдуартсвенной премии «Инновация», Российская государственная библиотека (Москва, Россия)
2018 — Моделируя пространство, Бертгольд Центр (Санкт-Петербург, Россия)
2017 — Мастерская 2017. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту, ММСИ (Москва, Россия)
2017 — …ура! Скульптура! Центральный выставочный зал Манеж (Санкт-Петербург, Россия)
2016 — Точка отсчета, Параллельная программа 5-ой Московской международной биеннале молодого искусства, ЦТИ Фабрика (Москва, Россия)
2016 — Город в личное время, Fragment Gallery(Москва, Россия)
2016 — Новая Малахитовая шкатулка, Уральский филиал ГЦСИ (Екатеринбург, Россия)
2016 — Только неофициальный язык, ЦСИ Винзавод (Москва, Россия)
2016 — Достояние. Естество, Галерея Виктория (Самара, Россия)
2016 — Отражение, Музей имени Москвы (Москва, Россия)
2016 — …ура! Скульптура!, Винзавод (Москва, Россия)
2016 — Взгляд, AnnaNova Gallery and Veranda (Санкт-Петербург, Россия)
2015 — Военный музей, ММСИ (Москва, Россия)
2015 — Праздник, Красноярский музейный центр (Красноярск, Россия)
2015 — Искусство логистики, Галерея Смена (Казань, Россия)
2015 — Освоение свободы, ЦТИ «Фабрика» (Москва, Россия)
2015 — Мастерская 2015. Sub observationem, ММСИ (Москва, Россия)
2015 — Сделай лучше, Галерея А3 (Москва, Россия)
2014 — НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии, Государственная галерея на Солянке (Москва, Россия)
2014 — Медиа-поэзия, ММСИ (Москва, Россия)
2014 — Новая волна, Gallery MSK Eastside Gallery (Москва, Россия)
2014 — Fake, Галерея Random (Москва, Россия)
2014 — Слабый пол, Галерея А3 (Москва, Россия)
2013 — Вход, Галерея Открытая сцена (Москва, Россия)
fedotovfedorov.com
Федотов-Фёдоров, Илья — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Илья Федотов-Федоров (род. 18 июля 1988, Москва) — российский художник, работающий в направлениях инсталляций. Является одним из представителей направления био-арт.
Биография
Родился и вырос в Москве. В детстве почти не общался с другими детьми, поэтому свободное время проводил играя с насекомыми и муравьями, исследуя природу. В 2004 году поступил в РУДН на факультет зооинженерии, где собирался стать генетиком. Позднее факультет полностью закрыли, из-за чего на 2-м курсе Илья был вынужден перевестись на другой факультет и выбрал факультет филологии[1].
После окончания университета жил в Нью-Йорке, где стал осознанно заниматься современным искусством и создал первые живописные работы. В Москве поступил в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, параллельно активно выставлялся.
К концу обучения перешел на работу с биологическими формами и объектами и сделал первую персональную выставку в ММСИ «Человек разумный одинокий»
Участник Основного проекта VII Московской биеннале современного искусства, резиденций в Испании и Швейцарии. В 2017 году художник стал первым обладателем стипендии Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участником резиденции Jan van Eyck Academy[3].
В 2018 году художник стал номинантом премии «Инновация» в номинации «Новая генерация»[4].
В 2018 году вошёл в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет[5].
Работы Ильи Федотова-Федорова находятся в коллекции Московского музея современного искусства и частных коллекциях.
Творческий метод
Илья Федотов-Федоров рассматривает в своих работах память как результат непрекращающегося процесса анализа, систематизации и сохранения мира вокруг себя. Этот процесс и восприятие мира, отмечает художник, уникальны для каждого человека, что приводит к невозможности быть полностью понятым другими.
Илья Федотов-Федоров часто использует биологические приемы и структуры[6], гербарии[7], энтомологические коллекции, строения клеток организмов растений и животных[8].
Персональные выставки
- 2017: Fragment Gallery — «Инстинкт сохранения» (Москва)[9];
- 2016: Галерея 11.12 — «Замкнутые системы или ничего общего с тихоходкой» (Москва)[10];
- 2016: Музей АРТ4 — «Коллекция розовой книги» (Москва)[11];
- 2015: Московский музей современного искусства — «Человек разумный одинокий» / Homo sapiens solitaries (Москва)[2];
- 2015: L’Umbracle the City of Arts and Sciences by Santiago Calatrava — Metamorphosis (Испания, Валенсия)[12];
- 2014: Галерея WEART на Николиной горе — «Общество эксперимента» (Москва)[13].
Фестивали и биеннале
- 2017: Основной проект 7-ой Московской международной биеннале современного искусства. Куратор: Юко Хасегава, Новая Третьяковка (Москва)
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства. Параллельная программа, ЦТИ Фабрика — выставка «Точка отсчета» (Москва)[15];
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и универмаг «Цветной» — выставка «Внутри искусства» (Москва)[16];
- 2014: IV Московская международная биеннале молодого искусства, Московский музей современного искусства — Специальный проект «Границы действия» (Москва)[17];
- 2014: Фотобиеннале-2014, Московский музей современного искусства — «Разрозненные сообщения» (Москва)[18];
Награды и резиденции
- 2018: Номинант премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» за проект «Инстинкт сохранения» (Fragment Gallery, 2017)[4];
- 2017: Стипендия Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участие в резиденции Jan van Eyck Academy[3] ;
- 2017: Резиденция Centre D’Arte La Rectoria (Барселона, Испания)[источник не указан 190 дней];
- 2017: Резиденция Residency.ch (Берн, Швейцария)[источник не указан 190 дней].
Избранные групповые выставки
- 2017: Московский музей современного искусства (ММСИ) — «Мастерская 2017. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» (Москва)[19];
- 2016: Fragment Gallery — «Город в личное время» (Москва)[20];
- 2016: Галерея Виктория — «Достояние. Естество» (Самара)[21];
- 2016: ЦСИ Винзавод — «…ура! Скульптура!» (Москва)[22];
- 2015: Музей «Гараж» — Polytech.Science.Art Week (Москва)[23];
- 2015: Центр Современного Искусства «Винзавод» — «Ура, скульптура» (Москва)[24];
- 2015: Выставочное пространство «Варочный цех» — «Что-то происходит» (Москва)[25];
- 2015: Красноярский музейный центр — «Праздник» (Красноярск)
- 2015: Арт-пространство завода «Кристалл» — «Форма» (Москва)[27];
- 2014: Дом Гоголя — «Идентично натуральному» (Москва)[28].
Примечания
- ↑ Как я из генетика стал художником, The Village. Проверено 28 марта 2017.
- ↑ 1 2 Илья Федотов-Фёдоров: «Одиночество — это хорошо». 365mag.ru.
- ↑ 1 2 Van Eyck — Vroman Fellowship (англ.). www.janvaneyck.nl. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ 1 2 Наталья Тимакова вошла в состав жюри премии «Инновация».
- ↑ 49 ART — Russian Investment Art Rating (рус.). 49art.ru. Проверено 11 мая 2018.
- ↑ Илья Федотов-Федоров | The Art Newspaper Russia — новости искусства (рус.). www.theartnewspaper.ru. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Трансформация банального: молодые художники переосмысляют одежду, Look At Me. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Olga Remneva (Levchenko). Лекция «Живые системы: освоение флоры и фауны средствами сайнс-арта» …. — 2015-11-24.
- ↑ Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства, The Village. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Путеводитель по V Московской биеннале молодого искусства // Журнал «Коммерсантъ Weekend». — 2016-01-07. — С. 20.
- ↑ http://ilyaff.com/works/1669
- ↑ Илья Федотов-Федоров — Участники выставок — Авторы — Gallery 21 — Галерея 21 (рус.). www.gallery-21.ru. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ http://www.arttube.ru/index.php/place/view/11035_2014-11-30-Moskva-Vistavka-Vistavka_Ili_Fedotova-Fedorova_Obshestvo_eksperimenta/
- ↑ Объявлен список участников и основная программа 7-ой Московской международной биеннале современного искусства (рус.), Вечерняя Москва. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Выставки 27 июня-3 июля | Art Узел (рус.). artuzel.com. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ ГМИИ им. А.С.Пушкина открыл выставку «Внутри искусства» (рус.), Российская газета (10 июля 2016). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ ГЦСИ — Москва. NCCA. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Разрозненные сообщения | Артгид. Артгид. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ В Московском музее современного искусства пройдет выставка «Мастерская», The Village. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ В Москве открывается галерея «Фрагмент» (8 декабря 2016). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Открытия недели: 26 сентября – 10 октября (рус.), Aroundart.org (10 октября 2016). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Ура! Скульптура! | Артгид. Артгид. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Культура | Общество | Журнал Harper’s Bazaar. Harper’s Bazaar — модный женский журнал. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Кладбище соображений (англ.). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ «Что-то происходит» в «Варочном цехе» (рус.), Mir24. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Выставка «Праздник»: красота, уродство и все мы. newslab.ru. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ «Буковки — это моя страсть»: Участники фестиваля «Форма» объясняют свои работы (англ.), FURFUR. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Симулякры рулят миром (англ.). Проверено 14 мая 2018.
Ссылки
fedotovfedorov.com — официальный сайт Ильи Федотова-Фёдорова
wikipedia.green
Федотов-Фёдоров, Илья — Википедия. Что такое Федотов-Фёдоров, Илья
Илья Федотов-Федоров (род. 18 июля 1988, Москва) — российский художник, работающий в направлениях инсталляций. Является одним из представителей направления био-арт.
Биография
Родился и вырос в Москве. В детстве почти не общался с другими детьми, поэтому свободное время проводил играя с насекомыми и муравьями, исследуя природу. В 2004 году поступил в РУДН на факультет зооинженерии, где собирался стать генетиком. Позднее факультет полностью закрыли, из-за чего на 2-м курсе Илья был вынужден перевестись на другой факультет и выбрал факультет филологии[1].
После окончания университета жил в Нью-Йорке, где стал осознанно заниматься современным искусством и создал первые живописные работы. В Москве поступил в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, параллельно активно выставлялся.
К концу обучения перешел на работу с биологическими формами и объектами и сделал первую персональную выставку в ММСИ «Человек разумный одинокий»[2].
Участник Основного проекта VII Московской биеннале современного искусства, резиденций в Испании и Швейцарии. В 2017 году художник стал первым обладателем стипендии Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участником резиденции Jan van Eyck Academy[3].
В 2018 году художник стал номинантом премии «Инновация» в номинации «Новая генерация»[4].
В 2018 году вошёл в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет[5].
Работы Ильи Федотова-Федорова находятся в коллекции Московского музея современного искусства и частных коллекциях.
Творческий метод
Илья Федотов-Федоров рассматривает в своих работах память как результат непрекращающегося процесса анализа, систематизации и сохранения мира вокруг себя. Этот процесс и восприятие мира, отмечает художник, уникальны для каждого человека, что приводит к невозможности быть полностью понятым другими.
Илья Федотов-Федоров часто использует биологические приемы и структуры[6], гербарии[7], энтомологические коллекции, строения клеток организмов растений и животных[8].
Персональные выставки
- 2017: Fragment Gallery — «Инстинкт сохранения» (Москва)[9];
- 2016: Галерея 11.12 — «Замкнутые системы или ничего общего с тихоходкой» (Москва)[10];
- 2016: Музей АРТ4 — «Коллекция розовой книги» (Москва)[11];
- 2015: Московский музей современного искусства — «Человек разумный одинокий» / Homo sapiens solitaries (Москва)[2];
- 2015: L’Umbracle the City of Arts and Sciences by Santiago Calatrava — Metamorphosis (Испания, Валенсия)[12];
- 2014: Галерея WEART на Николиной горе — «Общество эксперимента» (Москва)[13].
Фестивали и биеннале
- 2017: Основной проект 7-ой Московской международной биеннале современного искусства. Куратор: Юко Хасегава, Новая Третьяковка (Москва)[14];
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства. Параллельная программа, ЦТИ Фабрика — выставка «Точка отсчета» (Москва)[15];
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и универмаг «Цветной» — выставка «Внутри искусства» (Москва)[16];
- 2014: IV Московская международная биеннале молодого искусства, Московский музей современного искусства — Специальный проект «Границы действия» (Москва)[17];
- 2014: Фотобиеннале-2014, Московский музей современного искусства — «Разрозненные сообщения» (Москва)[18];
Награды и резиденции
- 2018: Номинант премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» за проект «Инстинкт сохранения» (Fragment Gallery, 2017)[4];
- 2017: Стипендия Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участие в резиденции Jan van Eyck Academy[3];
- 2017: Резиденция Centre D’Arte La Rectoria (Барселона, Испания)[источник не указан 154 дня];
- 2017: Резиденция Residency.ch (Берн, Швейцария)[источник не указан 154 дня].
Избранные групповые выставки
- 2017: Московский музей современного искусства (ММСИ) — «Мастерская 2017. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» (Москва)[19];
- 2016: Fragment Gallery — «Город в личное время» (Москва)[20];
- 2016: Галерея Виктория — «Достояние. Естество» (Самара)[21];
- 2016: ЦСИ Винзавод — «…ура! Скульптура!» (Москва)[22];
- 2015: Музей «Гараж» — Polytech.Science.Art Week (Москва)[23];
- 2015: Центр Современного Искусства «Винзавод» — «Ура, скульптура» (Москва)[24];
- 2015: Выставочное пространство «Варочный цех» — «Что-то происходит» (Москва)[25];
- 2015: Красноярский музейный центр — «Праздник» (Красноярск)[26];
- 2015: Арт-пространство завода «Кристалл» — «Форма» (Москва)[27];
- 2014: Дом Гоголя — «Идентично натуральному» (Москва)[28].
Примечания
- ↑ Как я из генетика стал художником, The Village. Проверено 28 марта 2017.
- ↑ 1 2 Илья Федотов-Фёдоров: «Одиночество — это хорошо». 365mag.ru.
- ↑ 1 2 Van Eyck — Vroman Fellowship (англ.). www.janvaneyck.nl. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ 1 2 Наталья Тимакова вошла в состав жюри премии «Инновация».
- ↑ 49 ART — Russian Investment Art Rating (рус.). 49art.ru. Проверено 11 мая 2018.
- ↑ Илья Федотов-Федоров | The Art Newspaper Russia — новости искусства (рус.). www.theartnewspaper.ru. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Трансформация банального: молодые художники переосмысляют одежду, Look At Me. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Olga Remneva (Levchenko). Лекция «Живые системы: освоение флоры и фауны средствами сайнс-арта» …. — 2015-11-24.
- ↑ Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства, The Village. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Путеводитель по V Московской биеннале молодого искусства // Журнал «Коммерсантъ Weekend». — 2016-01-07. — С. 20.
- ↑ http://ilyaff.com/works/1669
- ↑ Илья Федотов-Федоров — Участники выставок — Авторы — Gallery 21 — Галерея 21 (рус.). www.gallery-21.ru. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ http://www.arttube.ru/index.php/place/view/11035_2014-11-30-Moskva-Vistavka-Vistavka_Ili_Fedotova-Fedorova_Obshestvo_eksperimenta/
- ↑ Объявлен список участников и основная программа 7-ой Московской международной биеннале современного искусства (рус.), Вечерняя Москва. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Выставки 27 июня-3 июля | Art Узел (рус.). artuzel.com. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ ГМИИ им. А.С.Пушкина открыл выставку «Внутри искусства» (рус.), Российская газета (10 июля 2016). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ ГЦСИ — Москва. NCCA. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Разрозненные сообщения | Артгид. Артгид. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ В Московском музее современного искусства пройдет выставка «Мастерская», The Village. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ В Москве открывается галерея «Фрагмент» (8 декабря 2016). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Открытия недели: 26 сентября – 10 октября (рус.), Aroundart.org (10 октября 2016). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Ура! Скульптура! | Артгид. Артгид. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Культура | Общество | Журнал Harper’s Bazaar. Harper’s Bazaar — модный женский журнал. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Кладбище соображений (англ.). Проверено 14 мая 2018.
- ↑ «Что-то происходит» в «Варочном цехе» (рус.), Mir24. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Выставка «Праздник»: красота, уродство и все мы. newslab.ru. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ «Буковки — это моя страсть»: Участники фестиваля «Форма» объясняют свои работы (англ.), FURFUR. Проверено 14 мая 2018.
- ↑ Симулякры рулят миром (англ.). Проверено 14 мая 2018.
Ссылки
fedotovfedorov.com — официальный сайт Ильи Федотова-Фёдорова
wiki.sc
Федотов-Фёдоров, Илья Википедия
Илья Федотов-Федоров (род. 18 июля 1988, Москва) — российский художник, работающий в направлениях инсталляций. Является одним из представителей направления био-арт.
Биография
Родился и вырос в Москве. В детстве почти не общался с другими детьми, поэтому свободное время проводил играя с насекомыми и муравьями, исследуя природу. В 2004 году поступил в РУДН на факультет зооинженерии, где собирался стать генетиком. Позднее факультет полностью закрыли, из-за чего на 2-м курсе Илья был вынужден перевестись на другой факультет и выбрал факультет филологии[1].
После окончания университета жил в Нью-Йорке, где стал осознанно заниматься современным искусством и создал первые живописные работы. В Москве поступил в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, параллельно активно выставлялся.
К концу обучения перешел на работу с биологическими формами и объектами и сделал первую персональную выставку в ММСИ «Человек разумный одинокий»[2].
Участник Основного проекта VII Московской биеннале современного искусства, резиденций в Испании и Швейцарии. В 2017 году художник стал первым обладателем стипендии Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участником резиденции Jan van Eyck Academy[3].
В 2018 году художник стал номинантом премии «Инновация» в номинации «Новая генерация»[4].
В 2018 году вошёл в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет[5].
Работы Ильи Федотова-Федорова находятся в коллекции Московского музея современного искусства и частных коллекциях.
Творческий метод
Илья Федотов-Федоров рассматривает в своих работах память как результат непрекращающегося процесса анализа, систематизации и сохранения мира вокруг себя. Этот процесс и восприятие мира, отмечает художник, уникальны для каждого человека, что приводит к невозможности быть полностью понятым другими.
Илья Федотов-Федоров часто использует биологические приемы и структуры[6], гербарии[7], энтомологические коллекции, строения клеток организмов растений и животных[8].
Персональные выставки
- 2018: Anna Nova Gallery — «Музей ядов» (Санкт-Петербург)[9],
- 2017: Fragment Gallery — «Инстинкт сохранения» (Москва)[10];
- 2016: Галерея 11.12 — «Замкнутые системы или ничего общего с тихоходкой» (Москва)[11];
- 2016: Музей АРТ4 — «Коллекция розовой книги» (Москва)[12];
- 2015: Московский музей современного искусства — «Человек разумный одинокий» / Homo sapiens solitaries (Москва)[2];
- 2015: L’Umbracle the City of Arts and Sciences by Santiago Calatrava — Metamorphosis (Испания, Валенсия)[13];
- 2014: Галерея WEART на Николиной горе — «Общество эксперимента» (Москва)[14].
Фестивали и биеннале
- 2017: Основной проект 7-ой Московской международной биеннале современного искусства. Куратор: Юко Хасегава, Новая Третьяковка (Москва)[15];
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства. Параллельная программа, ЦТИ Фабрика — выставка «Точка отсчета» (Москва)[16];
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и универмаг «Цветной» — выставка «Внутри искусства» (Москва)[17];
- 2014: IV Московская международная биеннале молодого искусства, Московский музей современного искусства — Специальный проект «Границы действия» (Москва)[18];
- 2014: Фотобиеннале-2014, Московский музей современного искусства — «Разрозненные сообщения» (Москва)[19];
Награды и резиденции
- 2018: Номинант премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» за проект «Инстинкт сохранения» (Fragment Gallery, 2017)[4];
- 2017: Стипендия Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участие в резиденции Jan van Eyck Academy[3];
- 2017: Резиденция Centre D’Arte La Rectoria (Барселона, Испания)[источник не указан 451 день];
- 2017: Резиденция Residency.ch (Берн, Швейцария)[источник не указан 451 день].
Избранные групповые выставки
- 2017: Московский музей современного искусства (ММСИ) — «Мастерская 2017. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» (Москва)[20];
- 2016: Fragment Gallery — «Город в личное время» (Москва)[21];
- 2016: Галерея Виктория — «Достояние. Естество» (Самара)[22];
- 2016: ЦСИ Винзавод — «…ура! Скульптура!» (Москва)[23];
- 2015: Музей «Гараж» — Polytech.Science.Art Week (Москва)[24];
- 2015: Центр Современного Искусства «Винзавод» — «Ура, скульптура» (Москва)[25];
- 2015: Выставочное пространство «Варочный цех» — «Что-то происходит» (Москва)[26];
- 2015: Красноярский музейный центр — «Праздник» (Красноярск)[27];
- 2015: Арт-пространство завода «Кристалл» — «Форма» (Москва)[28];
- 2014: Дом Гоголя — «Идентично натуральному» (Москва)[29].
Примечания
- ↑ Как я из генетика стал художником, The Village. Дата обращения 28 марта 2017.
- ↑ 1 2 Илья Федотов-Фёдоров: «Одиночество — это хорошо» (неопр.). 365mag.ru.
- ↑ 1 2 Van Eyck — Vroman Fellowship (англ.). www.janvaneyck.nl. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ 1 2 Наталья Тимакова вошла в состав жюри премии «Инновация» (неопр.).
- ↑ 49 ART — Russian Investment Art Rating (рус.). 49art.ru. Дата обращения 11 мая 2018.
- ↑ Илья Федотов-Федоров | The Art Newspaper Russia — новости искусства (рус.). www.theartnewspaper.ru. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Трансформация банального: молодые художники переосмысляют одежду, Look At Me. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Olga Remneva (Levchenko). Лекция «Живые системы: освоение флоры и фауны средствами сайнс-арта» …. — 2015-11-24.
- ↑ Выставка Ильи Федотова-Федорова «Музей ядов» | Санкт-Петербург (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 13 июня 2019.
- ↑ Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства, The Village. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Путеводитель по V Московской биеннале молодого искусства // Журнал «Коммерсантъ Weekend». — 2016-01-07. — С. 20.
- ↑ Ilya Fedotov-Fedorov
- ↑ Илья Федотов-Федоров — Участники выставок — Авторы — Gallery 21 — Галерея 21 (рус.). www.gallery-21.ru. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ http://www.arttube.ru/index.php/place/view/11035_2014-11-30-Moskva-Vistavka-Vistavka_Ili_Fedotova-Fedorova_Obshestvo_eksperimenta/
- ↑ Объявлен список участников и основная программа 7-ой Московской международной биеннале современного искусства (рус.), Вечерняя Москва. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Выставки 27 июня-3 июля | Art Узел (рус.). artuzel.com. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ ГМИИ им. А.С.Пушкина открыл выставку «Внутри искусства» (рус.), Российская газета (10 июля 2016). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ ГЦСИ — Москва (неопр.). NCCA. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Разрозненные сообщения | Артгид (неопр.). Артгид. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ В Московском музее современного искусства пройдет выставка «Мастерская», The Village. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ В Москве открывается галерея «Фрагмент» (неопр.) (8 декабря 2016). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Открытия недели: 26 сентября – 10 октября (рус.), Aroundart.org (10 октября 2016). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Ура! Скульптура! | Артгид (неопр.). Артгид. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Культура | Общество | Журнал Harper’s Bazaar (неопр.). Harper’s Bazaar — модный женский журнал. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Кладбище соображений (англ.). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ «Что-то происходит» в «Варочном цехе» (рус.), Mir24. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Выставка «Праздник»: красота, уродство и все мы (неопр.). newslab.ru. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ «Буковки — это моя страсть»: Участники фестиваля «Форма» объясняют свои работы (англ.), FURFUR. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Симулякры рулят миром (англ.). Дата обращения 14 мая 2018.
Ссылки
fedotovfedorov.com — официальный сайт Ильи Федотова-Фёдорова
wikiredia.ru
Илья Федотов-Федоров Википедия
Илья Федотов-Федоров (род. 18 июля 1988, Москва) — российский художник, работающий в направлениях инсталляций. Является одним из представителей направления био-арт.
Биография
Родился и вырос в Москве. В детстве почти не общался с другими детьми, поэтому свободное время проводил играя с насекомыми и муравьями, исследуя природу. В 2004 году поступил в РУДН на факультет зооинженерии, где собирался стать генетиком. Позднее факультет полностью закрыли, из-за чего на 2-м курсе Илья был вынужден перевестись на другой факультет и выбрал факультет филологии[1].
После окончания университета жил в Нью-Йорке, где стал осознанно заниматься современным искусством и создал первые живописные работы. В Москве поступил в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, параллельно активно выставлялся.
К концу обучения перешел на работу с биологическими формами и объектами и сделал первую персональную выставку в ММСИ «Человек разумный одинокий»[2].
Участник Основного проекта VII Московской биеннале современного искусства, резиденций в Испании и Швейцарии. В 2017 году художник стал первым обладателем стипендии Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участником резиденции Jan van Eyck Academy[3].
В 2018 году художник стал номинантом премии «Инновация» в номинации «Новая генерация»[4].
В 2018 году вошёл в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет[5].
Работы Ильи Федотова-Федорова находятся в коллекции Московского музея современного искусства и частных коллекциях.
Творческий метод
Илья Федотов-Федоров рассматривает в своих работах память как результат непрекращающегося процесса анализа, систематизации и сохранения мира вокруг себя. Этот процесс и восприятие мира, отмечает художник, уникальны для каждого человека, что приводит к невозможности быть полностью понятым другими.
Илья Федотов-Федоров часто использует биологические приемы и структуры[6], гербарии[7], энтомологические коллекции, строения клеток организмов растений и животных[8].
Персональные выставки
- 2018: Anna Nova Gallery — «Музей ядов» (Санкт-Петербург)[9],
- 2017: Fragment Gallery — «Инстинкт сохранения» (Москва)[10];
- 2016: Галерея 11.12 — «Замкнутые системы или ничего общего с тихоходкой» (Москва)[11];
- 2016: Музей АРТ4 — «Коллекция розовой книги» (Москва)[12];
- 2015: Московский музей современного искусства — «Человек разумный одинокий» / Homo sapiens solitaries (Москва)[2];
- 2015: L’Umbracle the City of Arts and Sciences by Santiago Calatrava — Metamorphosis (Испания, Валенсия)[13];
- 2014: Галерея WEART на Николиной горе — «Общество эксперимента» (Москва)[14].
Фестивали и биеннале
- 2017: Основной проект 7-ой Московской международной биеннале современного искусства. Куратор: Юко Хасегава, Новая Третьяковка (Москва)[15];
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства. Параллельная программа, ЦТИ Фабрика — выставка «Точка отсчета» (Москва)[16];
- 2016: V Московская международная биеннале молодого искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и универмаг «Цветной» — выставка «Внутри искусства» (Москва)[17];
- 2014: IV Московская международная биеннале молодого искусства, Московский музей современного искусства — Специальный проект «Границы действия» (Москва)[18];
- 2014: Фотобиеннале-2014, Московский музей современного искусства — «Разрозненные сообщения» (Москва)[19];
Награды и резиденции
- 2018: Номинант премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» за проект «Инстинкт сохранения» (Fragment Gallery, 2017)[4];
- 2017: Стипендия Фонда Вромана (Vroman Foundation) и участие в резиденции Jan van Eyck Academy[3];
- 2017: Резиденция Centre D’Arte La Rectoria (Барселона, Испания)[источник не указан 451 день];
- 2017: Резиденция Residency.ch (Берн, Швейцария)[источник не указан 451 день].
Избранные групповые выставки
- 2017: Московский музей современного искусства (ММСИ) — «Мастерская 2017. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» (Москва)[20];
- 2016: Fragment Gallery — «Город в личное время» (Москва)[21];
- 2016: Галерея Виктория — «Достояние. Естество» (Самара)[22];
- 2016: ЦСИ Винзавод — «…ура! Скульптура!» (Москва)[23];
- 2015: Музей «Гараж» — Polytech.Science.Art Week (Москва)[24];
- 2015: Центр Современного Искусства «Винзавод» — «Ура, скульптура» (Москва)[25];
- 2015: Выставочное пространство «Варочный цех» — «Что-то происходит» (Москва)[26];
- 2015: Красноярский музейный центр — «Праздник» (Красноярск)[27];
- 2015: Арт-пространство завода «Кристалл» — «Форма» (Москва)[28];
- 2014: Дом Гоголя — «Идентично натуральному» (Москва)[29].
Примечания
- ↑ Как я из генетика стал художником, The Village. Дата обращения 28 марта 2017.
- ↑ 1 2 Илья Федотов-Фёдоров: «Одиночество — это хорошо» (неопр.). 365mag.ru.
- ↑ 1 2 Van Eyck — Vroman Fellowship (англ.). www.janvaneyck.nl. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ 1 2 Наталья Тимакова вошла в состав жюри премии «Инновация» (неопр.).
- ↑ 49 ART — Russian Investment Art Rating (рус.). 49art.ru. Дата обращения 11 мая 2018.
- ↑ Илья Федотов-Федоров | The Art Newspaper Russia — новости искусства (рус.). www.theartnewspaper.ru. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Трансформация банального: молодые художники переосмысляют одежду, Look At Me. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Olga Remneva (Levchenko). Лекция «Живые системы: освоение флоры и фауны средствами сайнс-арта» …. — 2015-11-24.
- ↑ Выставка Ильи Федотова-Федорова «Музей ядов» | Санкт-Петербург (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 13 июня 2019.
- ↑ Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства, The Village. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Путеводитель по V Московской биеннале молодого искусства // Журнал «Коммерсантъ Weekend». — 2016-01-07. — С. 20.
- ↑ Ilya Fedotov-Fedorov
- ↑ Илья Федотов-Федоров — Участники выставок — Авторы — Gallery 21 — Галерея 21 (рус.). www.gallery-21.ru. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ http://www.arttube.ru/index.php/place/view/11035_2014-11-30-Moskva-Vistavka-Vistavka_Ili_Fedotova-Fedorova_Obshestvo_eksperimenta/
- ↑ Объявлен список участников и основная программа 7-ой Московской международной биеннале современного искусства (рус.), Вечерняя Москва. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Выставки 27 июня-3 июля | Art Узел (рус.). artuzel.com. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ ГМИИ им. А.С.Пушкина открыл выставку «Внутри искусства» (рус.), Российская газета (10 июля 2016). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ ГЦСИ — Москва (неопр.). NCCA. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Разрозненные сообщения | Артгид (неопр.). Артгид. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ В Московском музее современного искусства пройдет выставка «Мастерская», The Village. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ В Москве открывается галерея «Фрагмент» (неопр.) (8 декабря 2016). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Открытия недели: 26 сентября – 10 октября (рус.), Aroundart.org (10 октября 2016). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Ура! Скульптура! | Артгид (неопр.). Артгид. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Культура | Общество | Журнал Harper’s Bazaar (неопр.). Harper’s Bazaar — модный женский журнал. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Кладбище соображений (англ.). Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ «Что-то происходит» в «Варочном цехе» (рус.), Mir24. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Выставка «Праздник»: красота, уродство и все мы (неопр.). newslab.ru. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ «Буковки — это моя страсть»: Участники фестиваля «Форма» объясняют свои работы (англ.), FURFUR. Дата обращения 14 мая 2018.
- ↑ Симулякры рулят миром (англ.). Дата обращения 14 мая 2018.
Ссылки
fedotovfedorov.com — официальный сайт Ильи Федотова-Фёдорова
wikiredia.ru
Иван Фёдоров — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Иван Фёдоров (значения). В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Фёдоров, Фёдоров, Иван, Москвитин и Москвитин, Иван.Иван Фёдоров | |
---|---|
Ива́нъ Ѳе́доров | |
Дата рождения | начало XVI века |
Место рождения | Великое княжество Московское |
Дата смерти | 5 (15) декабря 1583[1] |
Место смерти | Львов, Русское воеводство, Речь Посполитая |
Подданство | Великое княжество Московское |
Род деятельности | Первопечатник |
Медиафайлы на Викискладе | |
Произведения в Викитеке |
Ива́н Фёдоров (также Фёдорович, Москвитин; около 1520 (1520), Великое княжество Московское — 5 [15] декабря 1583, Львов, Русское воеводство, Речь Посполитая) — один из первых русс
ru.wikipedia.org
Федоров Николай Федорович — Н.Ф. Федоров
Материал из Н.Ф. Федоров
ФЕДОРОВ Николай Федорович 24 мая (7 июня) 1829, с. Ключи Тамбовской губ. – 15 (28) декабря 1903, Москва> – религиозный философ, родоначальник традиции русского космизма. В 1854–1868 гг. преподавал историю и географию в уездных училищах России. В 1869–1872 гг. работал в Чертковской библиотеке в Москве, в 1874–98 гг. – в библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев, определив на четверть века ее духовную атмосферу, заложив в ней, по словам его современников, традиции «философской школы». В каталожную комнату библиотеки, где служил Федоров., собирались для бесед с «Московским Сократом» многие выдающиеся деятели русской науки и культуры. На 1880-е – 1890-е годы приходится общение Федоровым с В.С. Соловьевым, назвавшим его учение «первым движением человеческого духа вперед по пути Христову», религиозно-философский диалог и спор с Л.Н. Толстым.
Свои идеи Ф. развивал с 1851 г., сначала устно, а со второй половины 1870-х гг. – в крупных работах и статьях. После смерти Федорова его ученики В.А. Кожевников и Н.П. Петерсон подготовили к печати трехтомное собрание сочинений мыслителя под названием «Философия общего дела» (в 1906 и 1913 г. в свет вышли первые два тома, третий том остался неизданным).
Федоров усматривал в эволюционном процессе стремление к порождению сознания, разума, которые, начиная с человека, призваны стать орудиями уже не бессознательного, а сознательного, нравственно и религиозно направленного совершенствования мира. «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою», человек – и венец эволюции, и ее агент, на его плечи ложится труд космизации бытия. В противовес существующему паразитарному, эксплуатирующему отношению человека к природной среде, приводящему цивилизацию на грань катастрофы («Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме приближения собственного конца»), Федоров выдвигает идею регуляции природы, разворачивающейся в последовательной цепочке задач. Это и предотвращение стихийных катаклизмов (землетрясений, наводнений, засух, смерчей и др.), и регуляция климата, и управление космическими процессами, и работа над преодолением смерти, и – как пик регуляции, фокусирующий в себе все ее усилия, – возвращение к новой преображенной жизни всех ушедших в небытие, бесконечное творчество в обновленной Вселенной.
Свое учение Федоров обосновывал как естественно-научно, так и религиозно. Опираясь на святоотеческую традицию (свт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), он развил положения активно-христианской антропологии: Бог, создавший человека по Своему образу и подобию, действует в мире прежде всего через человека и через него же Он будет осуществлять центральные онтологические обетования христианской веры: воскрешение умерших, преображение их природы, вход в бессмертный, творческий эон бытия – Царствие Небесное. Федоров заложил основы идеи богочеловечества, сотрудничества божественных и человеческих энергий в деле спасения, обосновал идею условности апокалиптических пророчеств. Каким будет финал истории: катастрофическим, ведущим к Страшному суду с последующим разделением человечества на горстку спасенных и тьму вечно проклятых, или же светлым, спасающим всех (апокатастасис), зависит от самих людей, от того, продолжит ли мир свое движение в ложном, противобожеском векторе или же обратится на Божьи пути. Религиозно интерпретировал Федоров и идею регуляции природы. Основанная на чувстве глубокой нравственной ответственности человека за судьбу всей земли, всего космоса, всего творения, регуляция является исполнением библейской заповеди об обладании землей. «Восстановление мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» – так определяет философ всеобщего дела Божеское задание «сынам человеческим».
Благой исход истории, становящейся «работой спасения», предполагает, по Федорову, необходимость нового фундаментального выбора, связанного с императивом эволюционного восхождения человечества. Обнажая изъяны одностороннего технического развития, совершенствующего машины и механизмы и оставляющего нетронутой и уязвимой природу самого человека, которая целиком зависит от превратностей внешней среды, Федоров выдвигает идею органического прогресса, ориентированного на преображение физического естества существа сознающего, когда человек сам, без помощи техники, сможет летать, видеть далеко и глубоко, обретет способность строить свои ткани из элементарных веществ среды, как растения под воздействием солнечного света (мыслитель предвосхищает здесь идею автотрофности В.И. Вернадского), будет создавать себе необходимые органы или изменять уже существующие в зависимости от среды обитания, пребывания, действия («полноорганность»). Тело, вместилище души, по убеждению мыслителя, должно быть всецело подчиненным сознанию, регулируемым, одухотворенным, должна быть достигнута полнота власти духа над материей, теснящего и наконец, вытесняющего из бытия силы распада, тления, смерти. Новый, радикальный поворот в философии Федоров видел в отказе от отвлеченного мышления, пассивного созерцания, в переходе к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества. Провозглашал нераздельность онтологии и деонтологии («истина есть только путь ко благу»), необходимость проективного мышления (проект связует идеал и реальность, ищет пути практического осуществления высшей идеи). Выдвигал принцип всецелости и всеобщности познания («все должны быть познающими и всё – предметом познания»), говорил об обращении гносеологии в гносеоургию. Свою систему называл супраморализмом, разрабатывая основы «совершеннолетней», «сыновней» нравственности («все мы братья по любви к отцам»). При этом Федоров не ограничивал законы этики сферой человеческих отношений, указывая на зависимость нравственного начала в человеке и обществе от материально-природного порядка вещей. Неродственность и небратство, подчеркивал он, коренятся в глубинах самого послегрехопадного, смертного бытия, стоящего на законе смены поколений, пожирания, взаимного вытеснения и борьбы. А потому залогом достижения «всеобщего родства» может стать только преодоление смертоносных сил во внешнем мире (природно-космическая регуляция) и в самом человеке (психо-физиологическая регуляция). Убежденный в неполноте альтруистической морали (жертвенность одних предполагает вечный эгоизм других), Федоров предлагал формулу: «не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Антиномию индивидуализма и коллективизма разрешал через принцип соборности, утверждая его как основу совершенного социального устроения (общество «по типу Троицы»).
В свете идеи бессмертия и воскрешения интерпретировал Федоров и смысл культуры, видя в ней попытку «мнимого воскрешения», импульс к сохранению памяти о бывшем и жившем. Высоко ставил музеи и библиотеки как средоточия всечеловеческой памяти, мечтал о радикальном расширении их деятельности, об их превращении в центры собирания, исследования, воспитания и обучения, вокруг которых группировались бы коллективы ученых – «специалистов по всем отраслям человеческого ведения». Став орудием всеобщего дела, Музей, по Федорову, должен одушевить познание сердечным, родственным чувством, духом любви к отцам и предкам, тем самым служа восстановлению братской связи людей. Философия Федорова стоит у истоков русского религиозно-философского ренессанса, определяя его стрежневые темы; полагает начало течению активно-эволюционной, ноосферной мысли XX века (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и др.). Под влияние «Философии общего дела» в разное время и в разной степени попадали выдающиеся классики русской литературы – Ф. Достоевский и Л. Толстой, В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Пришвин и М. Горький, А. Платонов и Б. Пастернак. Теургическая эстетика Федорова (переход от «искусства подобий» к творчеству жизни, литургический синтез искусств) оказала воздействие на философско-эстетические искания конца XIX – начала XX века (В. Соловьев, А. Белый, В. Иванов, В. Чекрыгин, П. Филонов и др.).
С.Г. Семенова
Сочинения
- Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т. I. Верный, 1906, Т. II. М., 1913
- Сочинения. М., 1982 (серия «Философское наследие»)
- Собрание сочинений: В 4 томах. Т. 1–4. М., 1995–1999. Дополнительный том – М., 2000
- Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 2010.
Литература
- Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров. Ч. 1. М., 1908, 2-е изд.: М., 2004
- Остромиров А. [А.К.Горский]. Николай Федорович Федоров и современность. Вып. 1-4. Харбин. 1928–1933
- Young G. Nikolai F. Fedorov: An Introduction. / Nordland publishing company. Belmont, Massachussettes, 1979;
- Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. München, 1989
- Семенова C.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 12. М., 1996
- Семенова С.Г. Философ будущего века Николай Федоров. М., 2004
- На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова. М., 2004
- Н.Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. СПб., 2004–2008
- Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров. К 180-летию со дня рождения: В 2 частях. М., 2010
- Young G. The Russian cosmists. The Esoteric Futurism of Nikolai Fedorov and His Followers. N.Y., 2012.
nffedorov.ru