Руанский собор. Впечатления.
Когда мы с друзьями еще только планировали свое большое автомобильное путешествие по Франции и составляли список мест, которые хотим посетить, у меня было три пожелания. Во-первых, я хотела доехать до побережья Ла-Манша на севере Франции. Не знаю точно, зачем… возможно, втайне надеялась рассмотреть оттуда Англию :) Второй целью был Марсель, в котором мы уже были с Люком в прошлом году, но всего несколько часов проездом. Осталось впечатление, словно я посмотрела на этот город в замочную скважину – а хотелось большего. И наконец, еще одним must see в моем списке значился Руан. Потому что из всех художников я больше всего люблю импрессионистов, а из всех импрессионистов – Клода Моне. И приходя в Музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, я долго могу стоять перед этой картиной. Моне создал целый цикл картин с изображением Руанского собора – известно 28 полотен. На этих картинах собор предстает перед нами в разное время суток, при различном освещении, в разных климатических условиях. В течение двух лет Моне неоднократно приезжал в Руан и делал эскизы, которые потом дорабатывал в своей мастерской в Живерни. В феврале 1892 года Моне снял небольшую комнату в доме напротив собора, где сейчас располагается туристическое бюро. Тайну создания серии Моне оберегал даже от друзей, поэтому жил в Руане инкогнито. Считается, что именно в этой комнате он писал западный фасад собора. Однако, разглядывая картины, понимаешь, что художник писал, конечно, не со второго этажа здания напротив собора, а немного с другого ракурса – чуть-чуть справа от собора. Кстати, при сравнении картин с нашими фотографиями, мы заметили еще одну любопытную деталь – что в процессе реставрации был разобран – надеюсь, что с благими намерениями – остроконечный щипец над центральным порталом собора. Руанский собор – который, как и многие французские соборы, называется Нотр-Дам – построен в XII веке на фундаменте базилики IV века. В 841 году он был полностью разрушен викингами. В 911 году Руан стал столицей герцогства Нормандия, и здесь крестился первый герцог Роллон. Около 1020 года начинаются работы над новым собором в романском стиле. От него в настоящее время сохранилась лишь крипта. Весь оставшийся собор построен в готическом стиле. В XV веке была построена величественная башня западного фасада – так называемая Масляная башня. Название башни возникло от того, что частично башня была построена на средства, которые жертвовали граждане города в обмен на позволение есть масло во время Великого поста. Впрочем, по более прозаичной версии Масляной башня зовется из-за своего кремового цвета. Чугунный шпиль собора, сооруженный в XIX веке, возвышается на 151 метр – самый высокий во Франции. А в течение пяти лет – с 1876 по 1880 год – собор и вовсе был самым высоким зданием мира, уступив затем это звание Кельнскому собору. В 1944 году собор подвергся усиленным бомбардировкам союзников. Бомбы разрушили южный боковой неф, пробили подпорки башенки на куполе, что угрожало обвалом всего сооружения. Самая древняя часть собора, северная башня Сен-Ромен, полностью выгорела 1 июня 1944 года, от изначальной постройки остались лишь стены. Понадобилось двенадцать лет для восстановления собора. 24 июня 1956 года он снова предстал перед прихожанами и туристами во всем своем блеске и величии. Но масштабная реставрация собора активно продолжается и в наши дни. В хоровой части собора сохранились могилы нормандских герцогов, среди которых покоится Роллон, создатель герцогства в 911 году. А еще здесь захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце, короля Англии и герцога Нормандии. Если вернуться к разговору о живописи, то надо отметить, что не только Моне работал в столице Нормандии – Руан служил источником вдохновения также для Ренуара, Сислея, Писсаро, Гогена. Город, который Писсаро называл «таким же прекрасным, как Венеция», стал одним из самых значимых символов импрессионизма. Чтобы убедиться в этом, необходимо посетить Музей изящных искусств. Конечно, самые известные работы импрессионистов хранятся в Париже, но и руанский музей может похвастаться исключительной коллекцией художественных полотен. Одним из первых, кто был очарован стилем живописи импрессионистов, был Франсуа Дёпо – руанский бизнесмен, как бы мы сейчас его назвали. В 1909 году он купил и передал Музею изящных искусств Руана около шестидесяти ранних произведений импрессионистов. Благодаря этому дару, город причислен к ряду великих мировых сокровищниц в этом направлении живописи. Мне особенно запомнилась вот эта небольшая работа Сислея – один из зимних видов городка Марли, в котором мы побывали буквально несколько дней назад. Разумеется, в Музее изящных искусств можно увидеть не только импрессионистов – в коллекции есть работы Караваджо, Веласкеса, Делакруа, Жерико. Есть залы, посвященные современному искусству. Да и вообще этот музей показался нам исключительно уютным и приятным. Источники информации: http://ru.wikipedia.org http://www.impressionism.ru/monet_g_1892.html http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0205/p0205.htm http://impressionnisme.narod.ru/MUSEUMS/museum_ruan.htm |