Ясумаса Моримура. История автопортрета
В Пушкинском музее 31 января открывается выставка современного японского фотографа Ясумасы Моримуры. В экспозиции будет 80 работ
ГМИИ им. А. С. Пушкина
31 января — 9 апреля 2017
Галерея искусства стран Европы
и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14 (с 31 января)
Главное здание, Волхонка, 12 (с 14 февраля)
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет выставку современного японского художника Ясумасы Моримуры, посвященную истории автопортрета в мировом искусстве. Будет представлено более 80 работ из собрания Национального музея искусств Осаки, Музея современного искусства Хара в Токио, Национального музея современного искусства Киото, а также из коллекции автора.
Экспозиция состоит из нескольких частей: первый раздел, под названием «Когда я ничего не знал об истории искусства», включает фотографии из личного архива художника, две ранних работы 1985 года — «Портрет. Ван Гог» и «Портрет. Камиль Рулен», а также большую многофигурную композицию «Симпозиум автопортретов», на которой представлены многие герои его перевоплощений. Во втором разделе — «История искусства в автопортретах» — экспонируются работы, созданные в 2016 году: портреты Леонардо да Винчи, Дюрера, ван Эйка, Караваджо, Рембрандта, Курбе, Бёклина, Энсора, ван Гога, Руссо, Магритта, Дали. Не только художественная трактовка образов, но и авторские названия являются неотъемлемой частью замысла фотографа. Мексиканской художнице Фриде Кало посвящен раздел под названием «Внутренний диалог с Фридой Кало». Целый зал займет цикл, посвященный знаменитому полотну «Менины» прославленного испанского художника XVII века Диего Веласкеса. В зале «XX столетие — век автопортрета» зрители смогут увидеть оригинальные интерпретации на тему произведений Марселя Дюшана, Энди Уорхола, Синди Шерман.
Большая серия Моримуры «Лица Рембрандта» демонстрирует авторское прочтение живописных автопортретов великого голландца. Фотографии, вдохновленные офортами Рембрандта, будут показаны в Главном здании Музея (Итальянский дворик). Там же представлены 12 работ серии «Новые “Капричос”», созданные по мотивам известного цикла офортов Франсиско Гойи.
Японский художник, вовлеченный в процессы глобализации, пытается анализировать тенденции развития искусства, переосмыслить значимость и место традиционной системы ценностей в современном мире.
Ясумаса Моримура родился в 1951 в городе Осака (Япония). На мировой художественной сцене появился в начале 1980-х. В первых фотоработах он перевоплощался в героев современной массовой культуры и художников разных эпох. Моримура выступает в роли и модели, и автора концепции. На протяжении своего творческого пути он создал уже более 300 различных образов и характеров. На сегодняшний день Ясумаса Моримура — самый известный японский художник, работающий в жанре апроприации (присвоения).
В рамках выставки «Ясумаса Моримура. История автопортрета» в Музее подготовлена образовательная программа, которая включает встречи с художником и куратором выставки, а также лекции о современном искусстве Японии. К выставке будет приурочена ежегодная акция «Фотографируем вместе», которая состоится в феврале этого года. Куратор выставки: Ольга Аверьянова, кандидат искусствоведения, заведующая Отделом искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Источник: пресс-релиз ГМИИ им. А. С. Пушкина
artinvestment.ru
интимный разговор с художником. Выставка «Ясумаса Моримура. История автопортрета» в Пушкинском музее / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни
Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Комната ван Гога», 2016 г.
Основная часть экспозиции
расположилась в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, но с 14 февраля отдельные работы можно будет увидеть и в главном здании.
Ясумаса Моримура, с его андрогинной внешностью, с легкостью превращается в таких разных персонажей, как Караваджо, Рембрандт, Дюрер, Винсент Ван Гог и Фрида Кало. Широкоформатные цветные отпечатки поражают точностью воспроизведения мельчайших деталей полотен прошлого, от костюмов до нюансов мимики. Но не это главное. Моримура — концептуалист, его творчество — это тонкая смысловая постмодернистская игра, истоки которой лежат в дадаистских и кубистических коллажах, дюшановской «Джоконде» с пририсованными усами и образах поп-арта. С помощью апроприации, одного из ключевых методов современного искусства от Энди Уорхола до Синди Шерман, он выстраивает новую метареальность. В ней есть место для размышлений и об истории искусства, и о человеческой жизни, и о взаимоотношениях автора, зрителя и произведения. Если проводить литературные параллели, то работы Моримуры можно сравнить с «Именем розы» Умберто Эко или «Волхвом» Джона Фаулза.
Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Караваджо. Крик Медузы», 2016 г.
Связь Моримуры с постмодернистской литературой подчеркивают и сопроводительные тексты его собственного сочинения к ряду фотографий, которые, впрочем, предназначены не для чтения, а для восприятия на слух — и сам художник настаивает на обязательном прослушивании этих комментариев. Они действительно дополняют и расширяют визуальные образы, создают впечатление живого диалога как с воплощаемым Моримурой художником или персонажем, так и с ним самим. «Я вижу слишком много. Для меня мир слишком нагляден… Это и чудо, и ужас — видеть слишком много.
— Это из комментария к фотографии в образе Яна ван Эйка. — У того, чьи глаза видят слишком много, нет иного выбора, кроме как стать художником».Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Ван Эйк в красном тюрбане», 2016 г.
Значительная часть работ посвящена интерпретации знаменитых картин. Так, «Комната Вермеера» отчасти повторяет композицию «Аллегории живописи» 1667 года, на которой Вермеер изобразил себя за работой и позирующую ему музу Клио. Сама картина, помещенная на задний план фотографии, у Моримуры становится элементом интерьера, а сам Моримура предстает в виде героини, отсылающей к другой картине голландца, — «Женщине, читающей письмо». «Как вы думаете, где я, Ян Вермеер, нахожусь? — звучит голос в наушниках. — Правильно, я здесь, прямо перед вами. Я отказался выходить наружу. Ведь я не люблю людей. Мир меня пугает. Я предпочитаю камеру-обскура… Можете толковать это так: комната — это черная камера-обскура, письмо — это свет, сияющий извне… И читающая письмо женщина, которая никогда не осмелится выйти наружу, это не кто иной, как я сам, Ян Вермеер»
Несколько фотографий из серии «История искусства в автопортретах» «спрятаны» в залах постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Так, Моримуру-Курбе мы случайно обнаруживаем по соседству с полотнами Коро, а автопортрет в образе Беклина — рядом с Редоном и Каррьером.
Отдельный зал занимает серия фотографий, посвященных «Менинам» Диего Веласкеса, в которых Моримура в разных вариациях прибегает к тому же приему «картины в картине», акцентируя внимание на отдельных персонажах или фрагментах и развивая тему взаимоотношений между художником, произведением и зрителем. Помимо оригинала XVII века, эти работы одновременно отсылают и к «Менинам» Пикассо — серии кубистических картин 1957 года, в которых Пабло Пикассо также выстраивает диалог со своим предшественником.
Ясумаса Моримура. «Автопортрет в образе блудного сына, 1636», 1994 г.
Ясумаса Моримура. «Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо)», 2001 г.
Два других значительных цикла Моримуры — «Лица Рембрандта» по мотивам автопортретов голландца и «Внутренний диалог с Фридой Кало». Кроме того, с 14 февраля в Итальянском дворике главного здания можно будет увидеть двенадцать работ серии «Новые „Капричос“», которые, в свою очередь, дополнят недавно открывшуюся выставку «„Капричос“. Гойя и Дали».
Таким образом, напластование временных, стилистических и культурных контекстов постоянно расширяет поле интерпретации, в центре которого оказывается некая виртуальная историческая спираль — не заметная глазу, но определенно собирающая разрозненные элементы воедино.
Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 9 апреля
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, ул. Волхонка, 14
Главное здание, ул. Волхонка, 12 (с 14 февраля)
http://www.arts-museum.ru/
posta-magazine.ru
Ясумаса Моримура История автопортрета выставка в ГМИИ имени А.С. Пушкина
Открыть доступДо 09.04.2017 в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков — с 31 января 2017.
Главное здание музея – с 14 февраля 2017.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку современного японского художника Ясумасы Моримуры, посвященную истории автопортрета в мировом искусстве.
Будет представлено более 80 работ из собрания Национального музея искусств Осаки, Музея современного искусства Хара в Токио, Национального музея современного искусства Киото, а также из коллекции автора.
Экспозиция состоит из нескольких частей: первый раздел, под названием «Когда я ничего не знал об истории искусства», включает фотографии из личного архива художника, две ранних работы 1985 года «Портрет. Ван Гог» и «Портрет. Камиль Рулен», а также большую многофигурную композицию «Симпозиум автопортретов», на которой представлены многие герои его перевоплощений.
Во втором разделе – «История искусства в автопортретах» – экспонируются работы, созданные в 2016 году: портреты Леонардо да Винчи, Дюрера, ван Эйка, Караваджо, Рембрандта, Курбе, Бёклина, Энсора, ван Гога, Руссо, Магритта, Дали.
Не только художественная трактовка образов, но и авторские названия являются неотъемлемой частью замысла фотографа. Мексиканской художнице Фриде Кало посвящен раздел под названием «Внутренний диалог с Фридой Кало
Целый зал займет цикл, посвященный знаменитому полотну «Менины» прославленного испанского художника XVII века Диего Веласкеса.
В зале «XX столетие – век автопортрета» зрители смогут увидеть оригинальные интерпретации на тему произведений Марселя Дюшана, Энди Уорхола, Синди Шерман.
Большая серия Моримуры «Лица Рембрандта» демонстрирует авторское прочтение живописных автопортретов великого голландца. Фотографии, вдохновленные офортами Рембрандта, будут показаны в Главном здании Музея (Итальянский дворик). Там же представлены 12 работ серии «Новые «Капричос», созданные по мотивам известного цикла офортов Франсиско Гойи.
В своем творчестве японский художник, вовлеченный в процессы глобализации, пытается анализировать тенденции развития искусства, переосмыслить значимость и место традиционной системы ценностей в современном мире.
Ясумаса Моримура родился в 1951 году в городе Осака (Япония). На мировой художественной сцене появился в начале 1980-х годов. В своих первых фотоработах он перевоплощался в героев современной массовой культуры и художников разных эпох.
Моримура выступает в роли и модели, и автора концепции. На протяжении своего творческого пути он создал уже более 300 различных образов и характеров. На сегодняшний день Ясумаса Моримура – самый известный японский художник, работающий в жанре апроприации (присвоения).
В рамках выставки «Ясумаса Моримура. История автопортрета» в Музее подготовлена образовательная программа, которая включает встречи с художником и куратором выставки, а также лекции о современном искусстве Японии.
Информация (на 31.01.2017):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Адрес: улица Волхонка, дом 14 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг — с 11:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – Главное здание.
Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу с 11:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов зависит от программы вашего визита в музей и выбранных выставок для посещения.
Подробнее на сайте музея — http://www.arts-museum.ru/visitors/ticket/index.php
cultobzor.ru
Во мне живет множество «Я»
«Дайте мне музей, и я заполню его!» — заявил как-то Пабло Пикассо. Японский художник Ясумаса Моримура, очевидно, воспринял эти слова Пикассо как руководство к действию. Но чуть-чуть сместил акценты.
Дело в том, что в пространство музеев современного искусства в Японии, США, в Центр современной фотографии в Мельбурне и Фонд современного искусства Картье в Париже Ясумаса Моримура входит под маской знаменитостей: будь то звезды Голливуда или персонажи хрестоматийных шедевров западноевропейский живописи — от «Девушки с жемчужной сережкой» Вермера до отрубленной головы Голиафа с картины Караваджо… Вот и в ГМИИ им. А.С.Пушкина он пришел в обличье едва ли не всех самых знаменитых мастеров искусства Европы и Америки. Автопортреты Яна Ван Эйка и Дюрера, Гойи и Ван Гога, Анри Руссо и Энди Уорхола, Фриды Кало и Марселя Дюшана — это все он, невысокий изящный японец, с умными печальными глазами трагика, выступающего на арене в ролях Пьеро и Арлекина разом. То, что одна из любимейших книг Моримуры, — «Золотой храм» Юкио Мисима, многое объясняет.
Гиньоль, где комедия мгновенно оборачивается ликом трагедии, а то и триллера, Ясумаса Моримура находит в «Капричос» Гойи. Он является в черно-белом автопортрете Гойи с ведром на голове поверх полей черной шляпы и в модной накидке от японского дизайнера…Он снабжает свое повторение гравюры с важно вещающим с кафедры Попугаем перед открывшими рты служителями надписью «Ложь становится правдой, если услышать ее несколько раз?». А девице, той самой, которой «не выпутаться», вручает глобус, превращая ее спутников в грозных божеств из пантеона японского театра. В то же время подпись под гравюрой «Занавес в театре «Глобус» еще не опустился» — вроде подсказки-подпорки для «наивного» европейского зрителя. Ну, ладно, японского театра вы, невежды, не знаете, но о Шекспире-то, наверное, слышали. Надо ли говорить, что его серия по мотивам «Капричос», представленная в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина, выглядит продолжением диалога с Гойя, начатым Сальвадором Дали? Диалога, свидетелями которого можно стать тут же, в музее.
Ясумаса Моримура работает не только с картиной — может быть, прежде всего он работает с пространством музея. Те, кто были на «Манифесте» в Петербурге, помнят его проект, посвященный музейщикам Эрмитажа во времена блокады. Это были черно-белые фотографии, в основу которых легли снимки залов Эрмитажа военного времени с опустевшими рамами. Ясумаса Моримура представал в образах научных сотрудников, хранителей, экскурсоводов Эрмитажа (причем — фамилия каждого была указана в подписи к фото!), которые остались в замерзающем, голодающем городе — чтобы спасти картины. Эта серия, негромкая, почти незаметная в залах Эрмитажа, оставляла пронзительное чувство. Словно незаметные тени прошлого являлись в тишине залов. Для Ясумасы Моримуры пространство музея — живое, наполненное голосами прошлого, шорохом шагов и взглядами персонажей. Одно из подтверждений этого на нынешней выставке в Москве — показ проекта, посвященного «Менинам» Веласкеса, сделанный в музее Прадо.
Ясумаса Моримура работает не только с картиной, но и с пространством музея
Поэтому, конечно, тот факт, что основная часть выставки «Ясумаса Моримура. История автопортрета» открылась именно в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина, не случайность. Сюжет встречи человека восточной культуры с западным искусством — один из ключевых для японского художника, который получил очень хорошее художественное образование в традициях как раз европейской школы. Но фактически все его искусство апроприации, то бишь присвоения, использования образов западного искусства, как раз и ставит под вопрос возможность стать «другим», в данном случае — европейским или американским художником. Не поэтому ли все его «подражания», попытка «войти» в шкуру другого, пусть и самого знаменитого автора, впечатляет шокирующей двойственностью.
«Я пишу красками не на полотне, а на своем лице», — заметил как-то Ясумаса Моримура. Но дело не в гриме, и даже не в том, что он фотографируется в гриме, представая в обличье старика Леонардо или измученного Ван Гога. Фотографии вместо живописи — самая невинная «подмена». Подражания, «копии» вместо оригинала — в пространстве музея, пожалуй, этот сюжет покруче. Но фишка в том, что его копии не только не выдают себя за оригинал, а, кажется, не прочь подчеркнуть разницу с последним. Как там поэт говаривал? «Всегда готов заметить разность между Онегиным и мной». Но Пушкин открещивался от идентификации автора с персонажем. Японский автор открещивается от идентификации с европейскими художниками, вроде бы, наоборот, всеми силами демонстрируя сходство. Он не использует фотошоп, чтобы скрыть грим — разве только для того, чтобы создать многофигурные композиции, где в роли каждого персонажа занят сам художник. И в автопортрете Дюрера (который, кстати, назван «Рука — другое лицо Дюрера») не будут смягчены, смикшированы ни накладки на лоб, удлиняющие лицо, ни «зазор» на переносице… Иначе говоря, самые известные авторы и герои живописи — лишь персонажи в театре Моримуры.
Что касается самого автора, то он обладает свойством ускользать на территорию не только лицедейства, перформанса, но и на территорию… слова. Точнее — монолога от лица своих героев. Почти у каждого портрета есть наушники, в которых можно услышать «исповедь героя». Текст, что был написан, конечно, японцем, акцентирует… неуловимость художника на автопортрете. «Нет, я не Леонардо…», — начинается признание смиренного пилигрима, стоящего перед домом великого мастера Возрождения. Образ Караваджо является в ликах смерти — головы Медузы Горгоны и отрубленной головы Голиафа… Дали с Галой двоятся в зеркале и картине, которая превращается в стереофотографию, если надеть красно-синие очки рядом. А Вермера и вовсе не найти — он остается невидимым за стеной камеры обскуры. Мягкий свет, освещающий комнату — его главный герой.
От камеры обскуры до фотоаппарата — всего пара веков. Это тот путь, который Ясумаса Моримура предлагает пройти в своей «истории автопортрета», что становится его версией «истории искусства». Завершает он ее, разумеется, двойным видеопортретом Энди Уорхола, который превратил обычную репродукцию, повтор принта с портретом Мэрилин Монро или банки томатного супа, — в жест производства искусства. Понятно, что в арт-пантеоне японца портрет Уорхола — вроде картины с портретом кузена в фамильной галерее. Если бы, конечно, такие галереи существовали на «Фабрике» Уорхола…
За вполне европоцентричной, на первой взгляд, историей искусств, есть гораздо менее различимая для нас подкладка японской культурной традиции. Кто-то ищет ее в театре Кабуки. Сам художник обращает внимание на другую традицию — анимизма. «Во мне живут множество «я». Все эти «я» хочу вытащить из себя и представить в своих произведениях», — говорит Ясумаса Моримура. Но разве можно быть до конца уверенным в чем-то, что говорит этот эквилибрист, тонко балансирующий на границе между Востоком и Западом, сакральным и профанным, живописью и театром?
Прямая речь
Ясумаса Моримура, художник:
— Поскольку я японец и живу в Японии, естественно, японская культура оказывает на меня влияние. Однако, если речь о моих ощущениях, то из всей японской культуры я ощущаю наиболее сильное влияние на свое творчество со стороны анимизма. Не путайте его с анимацией. Анимизм — это одушевление всего сущего. По моим ощущениям, дух анимизма по-прежнему жив в Японии. В последнее время, чувствую, что он и мне интересен. Во мне живут множество «я». Все эти «я» хочу вытащить из себя и представить в своих произведениях.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
rg.ru
Ясумаса Моримура в Нью-Йорке • Арт • Дизайн • Интерьер+Дизайн
Ясумаса Моримура (р. 1951) впервые сольно выставляется в Нью-Йорке. Проект Egó Obscura включает 12 фоторабот, первый полнометражный видеоролик Egó Symposion и театральную инсталляцию Nippon Cha-cha-cha.
По теме: Антонио Лопес 1970: секс, мода и диско
Художник из Осаки Ясумаса Моримура — резонансная фигура, один из современных мастеров, кто владеет жанром апроприации: присваивать и перевоплощать все, что понравилось в истории.
Ясумаса Моримура. Doublonnage (Marcel), 1988. © Yasumasa Morimura«XX век определили три вещи: это русская революция, фашизм и Америка. Если выбирать персонажей, то это Ленин, Гитлер и Монро.»
В портфолио Моримуры более 300 красочных образов и характеров. В диапазоне от Дюрера до Фриды Кало, от Мэрилин Монро до Марселя Дюшана, начиная с 1980-х он создает костюмированные «селфи», всегда иронично относясь к культурным идолам.
Ясумаса Моримура. Автопортрет из серии «История искусств». Леонардо да Винчи, 2016. © Yasumasa Morimura Ясумаса Моримура. Автопортрет из серии «История искусств». По мотивам картины Шарля ле Брана. 2016. © Yasumasa MorimuraМоримура объясняет, что его искусство имеет интересные корни: на рубеже XIX и XX веков в Японии появились местные авторы, которые стали работать в новом стиле, копируя сюжеты и манеру у европейских живописцев. «Переводя» на родной язык оригиналы они словно совершали ошибки, трансформируя первоисточники.
Ясумаса Моримура, Egó Obscura, 2018. © Yasumasa MorimuraВсегда эффектные отпечатки Моримуры прежде всего cтавят под сомнение традиционные представления в отношении сексуальности и политической власти. И европейские, и азиатские.
Ясумаса Моримура. Egó Obscura, 2018. © Yasumasa Morimura Ясумаса Моримура. Egó Symposion, 2018. © Yasumasa Morimura• Выставка Yasumasa Morimura: Ego Obscura, Japan Society, Нью-Йорк, до 19 января 2019 года
www.interior.ru
Ясумаса Моримура: фарс или искусство, пародия или психологизм? — Статьи — Музеи
Ясумаса Моримура (род. 1951) впервые представляет свои работы на персональной выставке в России, хотя его имя хорошо известно не только в родной Японии, но и по всему миру.
О художниках часто рассказывают: с детства много рисовал, рисовал где угодно, чем угодно и на чём угодно. В этом Ясумаса не отличается от своих собратьев по кисти, но любопытно, что не меньше его занимало копирование. Соприкосновение с картинами выдающихся мастеров, которые он брал как образцы, приносило ему огромную радость. «Может быть, именно тогда, будучи ребёнком, я интуитивно постигал суть искусства», — рассуждает художник. Позже Моримура вывел для себя три правила: видеть, познавать, создавать. Видеть – работа глазами. Но нельзя до конца понять произведение, только посмотрев на него в галерее, музее. Поэтому следующий этап – познание, то есть изучение (чтение специальной литературы, сравнение, сопоставление, анализ и т.д.). И последнее – создание своего собственного, иначе говоря, работа руками.До учёбы в университете молодой человек имел весьма общие представления об искусстве. Знакомство с его историей началось с исследования биографий великих творцов, где обнаружилось много интересного. А параллельно Ясумаса пытался найти идеальный способ выражения в своих работах истинного искусства. И тут ему приходит идея, буквально нашёптанная модернистским и постмодернистским ветром: чтобы открыть для себя сущность искусства, нужно стать персонажем. Сделать из себя персонажа различных произведений искусства. Если это автопортрет, то происходит максимальное сближение с самим автором, как думает господин Моримура. Таким образом расширяются границы картины, исчезают рамки, открывая путь к психологии художника.
Отсутствие боязни посягнуть на признанные шедевры мировой культуры, приложить к ним свою руку (в жанре апроприации («присвоения»), как это делали многие западные коллеги, например, Пикассо, Дюшан) – модернистская черта. Но Ясумаса не иронизировал над достижениями мастеров прошлых веков, щедро одаривая их героев своим азиатским лицом. Наоборот, он воскрешает интерес зрителей к работам прежних времён, потому что возникает непреодолимое желание посмотреть на оригинал и понять, что истинно и верно, а что только дань былому.
К созданию каждой фотографии (это именно фотографии, а не живописные полотна) Моримура и его команда (одному никак не справиться) подходят с большой основательностью: это и отбор произведений (зависит от известности картины-жертвы и от личного вкуса фотографа), и работа над лицом и телом модели, то есть самого Ясумасы, и воссоздание остального содержания копируемого изображения (подбор материала, интерьера и т.д.).
Ясумаса Моримура имитирует собой холст и терпит многое, надо сказать, чтобы вышло именно так, как написано на картине-прототипе, сохраняя подлинный стиль мастера. Например, сделать одежду из папье-маше (без этого не вышел бы автопортрет Ван Гога) или загипсовать руку, чтобы приблизить её к оригинальному размеру руки на автопортрете Дюрера. Труд многих людей вложен в перевоплощения Ясумасы. На высоком уровне проработаны как женские образы, так и мужские, как детские (девчачьи), так и старческие. Стираются грани между полами, возрастом, нациями. Может, это и есть цель искусства? Происхождение создателей фотографий всё же даёт о себе знать, потому что неуловимая генетическая связь с национальным японским театром кабуки на некоторых снимках прослеживается. Интересно выстроен цикл «Веласкес. «Менины» оживают ночью», состоящий из нескольких сцен. Перед зрителями разыгрывается настоящее драматическое действие, и посетители оказываются соучастниками удивительного спектакля. По залу ходишь, как по заколдованному кругу, вглядываясь в малейшие изменения на полотнах, поражаясь выверенности и продуманности кадра. Каждому своему герою господин Моримура посвятил литературное эссе, написанное как бы от имени персонажа. И если полностью и внимательно их прослушать (что делают немногие из-за большого размера текста и маленькой длины шнура наушников), пазл складывается, идеи, заложенные в разных залах экспозиции, к концу просмотра соединяются, образуя единый канат суждений автора. В заключительном зале, посвящённом автопортретам XX века, очень символично звучат слова, произнесённые условным Энди Уорхолом: «…Превратить себя в искусство». А провожает публику детский автопортрет Ясумасы Моримуры в образе Кафки, держащем в руках книгу «die Verwandlung» («Превращение»).Япония – поразительная, самобытная страна со своей уникальной философией. Ясумаса Моримура говорит, что в каждом из нас есть много «я»: злое и хорошее, мужское и женское, возможно, есть что-то от животного или даже растения, но мы этого не замечаем. На фотографиях он попытался раскрыть свои внутренние «я», чтобы мы тоже могли искать нечто похожее внутри собственной души.
www.rewizor.ru
Автопортреты Ясумасы Моримуры выставят в Пушкинском музее • ARTANDHOUSES
Весомому знакомству с творчеством одного из самых знаменитых сегодня в мире современных японских художников Ясумасы Моримуры в России обязаны галеристу Гари Татинцяну — именно в его галерее в 2006 году прошла первая персональная выставка автора невероятных перевоплощений. Спустя десять лет лидера травести-арта показывает ГМИИ имени А. С. Пушкина с невиданным размахом — около девяноста работ приедут из музеев Токио, Осаки и Киото, а также из личного архива художника.
Шестидесятипятилетний художник родился в Осаке, где живет и работает до сих пор. В конце 1980-х после окончания Художественного университета Киото начал выставляться в музеях Японии, а затем и всего мира — не заметить его яркие, говорящие со зрителем языком поп-культуры фотоработы было невозможно.
Большинство его произведений — собственные автопортреты, на которых он перевоплощается в героев известных картин, комиксов и субкультур. С ними он прожил тысячи жизней, их понимают и за них его любят зрители.
Ван Гог, Дюрер, Рембрандт, Веласкес, Фрида Кало, голова Медузы Караваджо — вот лишь несколько из самых известных оживленных художником персонажей. Все они также приедут на выставку в Москву.
«Ван Эйк в красном тюрбане»
2016
Собрание автора
©Yasumasa Morimura
«Караваджо. Крик Медузы»
2016
Собрание автора
©Yasumasa Morimura
«Автопортрет в образе блудного сына, 1636»
1994
Музей современного искусства Хара (Токио, Япония)
©Yasumasa Morimura
«Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы»
2001
Собрание автора
©Yasumasa Morimura
«Комната ван Гога»
2016
Собрание автора
©Yasumasa Morimura
«Менины оживают ночью IV: Секреты за спиной художника»
2013
Национальный музей искусств Осаки (Япония)
©Yasumasa Morimura
art-and-houses.ru