Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»
Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»)
В первую очередь этот раздел сосредоточен на происхождении живописи Мураками и его работе с картинным пространством и размышлениям о труде художника. Живописная техника Мураками отчасти восходит к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и то, что историк искусства Нобуо Цудзи называет «эксцентричностью», подразумевая под этим экспрессивность линий в классической японской живописи.
Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду (и неважно, идет ли речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или же о приготовлении суши).
Глава II. «“Малыш” и “Толстяк”»
Один из самых насыщенных разделов экспозиции и ключевая глава для понимания всей выставки — это трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), целиком посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В этом разделе объединены произведения Мураками разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (например, впервые в Европе показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, созданных специально для выставки в Москве. Также в этом разделе представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.
Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).
Глава III. «Каваий»
Этот раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. В отличие от главы «“Малыш” и “Толстяк”», архитектурное решение которой напоминает о строгом, почти военном порядке, третья глава построена как последовательность тотальных инвайроментов. Так, один из них воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другой представляет собой настоящий кинотеатр, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013).
Глава IV. «Сутадзио» («Студия»)
Раздел «Сутадзио» размещается в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки стало филиалом студии Мураками. Наравне с историей студии и рассказом об отдельных ее сотрудниках в этом разделе можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками в целом, где культивируются добросовестный труд и традиционное для японской культуры четкое следование указаниям мастера. Часть новых произведений Мураками и его команда завершали уже в Москве, и зрители смогли стать свидетелями их работы.
Глава V. «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»)
«Фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде и т. п.). Он раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции. Эта глава связывает практику Мураками-художника и его деятельность в качестве главы корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающейся просветительскими и коммерческими проектами.
Всего на выставке в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).
Кроме того, к выставке издан каталог, ставший первой крупной публикацией о художнике на русском языке.
Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России.
Куратор выставки Екатерина Иноземцева, старший куратор Музея «Гараж».
Музей «Гараж» благодарит Japan Airlines, St. Regis и Panasonic за помощь в подготовке выставки.
garagemca.org
Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»
Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России. Такаси Мураками — это известный современный японский художник, причем один из самых дорогих. Выставка проходит с 29 сентября 2017 по 4 февраля 2018 года в Москве в Музее современного искусства «Гараж» в парке имени Горького ежедневно с 11 до 22 часов. Цена билета 500 руб, студентам, школьникам — льготы, пенсионерам — бесплатно. Фотографировать можно, но без вспышки. В очереди я отстояла минут 40, но это было в новогодние каникулы.
В музее представлено около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов и до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал непосредственно в Москве, можно посмотреть его мастерскую на первом этаже слева от входа.
В холле музея посетителей встречает золотая скульптура «Пламя» на фоне яркого панно и пола. Вообще яркость и красочность работ просто зашкаливает.
Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысливает трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас.
Мураками не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. За внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры.
Легкая, игрушечная, мультяшная, как говорит сам художник, попсовая форма. Но за этим ярким фасадом совсем не праздник. Здесь спрятана боль от катастроф. Тех, что потрясли его родину. Землетрясение 2011 года, авария на Фукусиме и, конечно, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Мать Такаси Мураками родом из Кокуры, города, который планировалось атаковать вслед за Хиросимой. Сброшенные на Хиросиму и Нагасаки бомбы с кодовыми названиями «Малыш» и «Толстяк» многое изменили в культуре Японии. Населению нужно было сбежать куда-то от угнетающей действительности — начала развиваться культура манги и аниме.
В глазах одного из персонажей — эпицентр взрыва, а смешные грибы на самом деле — ядерные.
Такое настойчивое вытеснение реальных образов — способ хоть как-то пережить кошмары прошлого.
Улыбающиеся маргаритки, или ромашки, и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться».
Пожалуй, самый узнаваемый образ художника — улыбающиеся ромашки. Они цветут повсюду: на картинах, скульптурах.
А за вдохновением Такаси Мураками ходит в магазинчики для фанатов аниме. Все игрушки оттуда. Их тысячи. Охрана пропускает вдоль столов с игрушками по два человека, предупреждая, что руки и сумки нужно держать перед собой.
По окончании выставки можно пройти в мастерскую художника, надев одноразовые носочки и шлепанцы. Она находится слева от входа за серым занавесом.
В этом то ли фанерном, то ли картонном домике Мураками спал, чтобы не тратить время на поездки.
Стоит сходить и в туалет под лестницей, он тоже весь «в цветочек». Можно купить сувениры с выставки, но цены, естественно, большие. Можно посидеть в кафе, но при мне свободных мест не было.
Выставка оставила двойственное впечатление: с одной стороны, все такое яркое и праздничное; с другой стороны, эта яркость действовала угнетающе. К тому же, в отдельном зале висят фото с ядерных бомбардировок — жутко.
www.tourister.ru
Как понимать выставку Такаси Мураками в «Гараже»
29 сентября в «Гараже» открылась первая в России ретроспективная выставка одного из самых дорогих и влиятельных современных художников — Такаси Мураками. В пространстве музея показано около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал уже непосредственно в Москве.
Апокалипсис
Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысляет трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Это чудовищное событие, произошедшее летом 1945 года, оказало на него сильнейшее влияние, как, собственно, на любого другого японца его поколения. Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас. Это чем-то напоминает мультсериал «Время приключений», где все события тоже разворачиваются в мире после ядерной катастрофы.
Масс-культура
Мураками — это своего рода японский Энди Уорхол или Рой Лихтенштейн. Он и не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. Так, большинство персонажей Мураками очевидно берут начало в эстетике аниме и манги, из-за чего художника нередко сравнивают с его соотечественником, мультипликатором Хаяо Миядзаки, который одним из первых открыл западу аниме, а кто-то даже говорит о влиянии второго на первого.
За всеми фантастическими образами Мураками стоит японское искусство в самых разных его проявлениях. Это и классические произведения Хокусая и Утамаро, и древние сказания о призраках и волшебных существах. Переплетая между собой современные культурные коды и референсы к традиционному искусству, которому уже не одна тысяча лет, Мураками создает внешне простой и привлекательный, но на самом деле замысловатый и вдумчивый арт, который сможет понять и принять человек из любого уголка мира. Это — с одной стороны, а с другой, за внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры на всем земном шаре. Он король китча и свое искусство характеризует как superflat. Этим словом художник обозначает размывание границ между Востоком и Западом, высоким и низким, искусством для всех и искусством элитарным.
Мода
Мураками невероятно амбициозен, поэтому, как и почти все художники современности, он окружил себя целым аппаратом пиара: его работы — это не только узнаваемые и растиражированные образы, это уже имидж и бренд. У него есть собственная компания под названием Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Токио и Нью-Йорке. Название компании отчасти характеризует все искусство художника: если поменять местами слова в названии «Kaikai Kiki», то получится японское прилагательное «kikikaikai», которым обозначаются сложные, странные или тревожные явления.
Компания занимается абсолютно всем: создает искусство, продукт, представляет и продвигает современных японских художников, выполняет многомиллионные заказы для модных домов, телевизионных и музыкальных компаний. Что касается моды, то с 2000 года Такаси Мураками сотрудничает с Louis Vuitton. Специально для модного дома художник раскрасил легендарную монограмму, а позже включил ее в собственные работы, создав серию картин, на которых изображены исключительно разноцветные буквы LV. В 2015 году Мураками сделал уже полноценную коллекцию аксессуаров для модного дома: на знаменитых сумках появились персонажи его произведений. Не менее громкой стала коллаборация художника с Vans. Слипоны, футболки и скейтерские доски заполнили психоделические принты со знаменитыми радужными ромашками и черепами. Мураками, стремящийся охватить все возможные слои массовой культуры, всегда готов работать и с музыкантами. Так, для альбома Канье Уэста «Graduation» художник сделал обложку в своем фирменном стиле, а для Фаррелла Уильямса снял анимационный клип.
Удивительным образом творчество Мураками сочетает в себе контрастные явления: искусство здесь соседствует с мультипликацией, апокалипсис — с веселым красочным миром, возвышенное — с низким. Своим искусством он переворачивает с ног на голову популярную культуру, иронизирует над ней и постоянно пересоздает ее. А честное, прямое и спокойное отношение художника к индустрии популярной и коммерческой культуры делает его искусство не только актуальным, но и по-своему великим.
www.buro247.ru
Гид по выставке «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками
Кажется, очередь на Серова теперь стоит, чтобы увидеть работы современного японского художника Такаси Мураками. Куратор выставки Екатерина Иноземцева рассказала «Афише» о главных для художника темах — и показала в его работах важные для поколения отсылки к культуре манги.
партнерский материал
Екатерина Иноземцева
Куратор музея современного искусства «Гараж»
«Мураками принадлежит ко второму поколению тех, кто выжил после Хиросимы и Нагасаки. Его мать родилась в городе Кокура, который хотели атаковать изначально, но из-за того, что над ним было облачное небо, бомбу сбросили на Нагасаки. Поколение Мураками довольно методично изживало травму своих родителей, и важным событием на этом пути стала выставка в Осаке с легендарным названием «Наука и техника на службе человека». Япония начала активно возрождаться в конце 1960-х — и сделала ставку на науку и технологии.
Та экспозиция стала ключевой для поколения так называемых отаку — фанатов манги и аниме. Значительная часть манги 60-х и 70-х годов была так или иначе посвящена апокалиптической тематике: в них происходил конец света, возникали новые формы жизни. Очень скоро среди японских интеллектуалов наступило разочарование в науке и техническом прогрессе — и многие серьезные ученые, как это ни удивительно, стали работать в анимационных студиях, разрабатывая сложные ландшафты, сцены тотального разрушения, которые мы теперь можем увидеть в кино.
Сегодня некогда маргинальная практика аниме стала мейнстримом: каждый второй житель Токио, кажется, занимается анимацией. Мураками в этом смысле — абсолютный художник своего поколения: он самый настоящий гик. У него есть несколько любимых персонажей — Мураками лично знаком с Миядзаки, любит студии Ghibli и Gainax, совершившие революцию: первую основал классик Миядзаки, последняя сняла легендарный «Евангелион». Он регулярно отсматривает огромное количество новых фильмов и сам содержит две студии, которые готовят сериалы для японского телевидения: сейчас, например, запускает «Сердца шести принцесс», а в своей галерее показывает первые наброски культовых телешоу — мы с коллегами случайно попали на открытие выставки с уникальными материалами (оригинальные рисунки аниматоров, первые эскизы персонажей и т. п.) очень популярного сейчас анимационного сериала «Юри на льду» — о любви двух российских фигуристов».
Морской бриз
© Алексей Народицкий
«Это не самая очевидная история: инсталляция 1992 года, которую мы привезли из музея Канадзавы. Раз в час жалюзи поднимаются, и все пространство выставки вместе с нашим кафе озаряется безумно ярким, едва ли выносимым светом. Этот свет идет от восьми мощнейших стадионных прожекторов. В японском языке есть двойной иероглиф, который звучит как «пикадон»: первый слог означает «яркую вспышку света», а второй — «невероятно громкий звук». Так описывали происходившее жители Хиросимы и Нагасаки — и это однозначная отсылка художника к потустороннему визуальному ощущению. Лампы, расположенные по окружности, напоминают о соплах стартующих ракет и служат аллюзией на легендарное аниме студии Gainax «Королевские космические силы — Крылья Хоннеамиз». Там все действие происходит в космосе: добро борется со злом на фоне бесконечно взлетающих ракет и космических кораблей. Этот сериал был одним из главных подростковых впечатлений Мураками».
Неоновые черепа Time Bokan
© Алексей Народицкий
«Один из главных образов как самой выставки, так и у Мураками, — неоновые абрисы так называемых Тайм-Боканов, которые зрители видят в вечернее время на поликарбонатном фасаде нашего здания. В конце 70-х годов на японском телевидении вышел одноименный анимационный сериал, где, как водится, хорошие ребята боролись со злодеями. В конце каждой серии из ядерного гриба появлялся череп, проступавший через клубы дыма. Он был не страшным, а очень даже миленьким, и стал своеобразным символом будущих приключений: если злодея не будет, то действие просто не сможет продолжаться. И вот Мураками растиражировал эти черепа и создал много живописных интерпретаций по мотивам шоу».
Луна над разрушенным замком
© Алексей Народицкий
«На ту же тему у нас есть и две большие живописные работы, которые своей дурной орнаментальной энергией как будто захватывают холст. Неслучайно в витрине, где у нас лежит манга, мы показываем оригинальные эскизы «Босоногого Гэна» Кэйдзи Накадзавы. Для понимающих это абсолютное сокровище — там лежат первые рисунки Накадзавы, выполненные тушью и чернилами на бумаге. Эта манга одной из первых рассказывает о приключениях мальчика — собственно Гэна, — который выжил после Хиросимы. И на некоторых листах нарисованы как раз кучи черепов — в очень уплощенной манере, как своеобразные пиктограммы. Если внимательно изучить эту мангу, то будет понятно и происхождение черепов, которые изображает Мураками».
Лунный свет. Непостоянство всех вещей
© Алексей Народицкий
«Если бы я могла обладать одной из вещей Мураками, то это было бы огромное тондо (картина или барельеф круглой формы. — Прим. ред.) с черепами: я получаю физическое удовольствие от его поверхности, от выделанности и продуманности каждого слоя и покрытия. Плюс тематически мне это кажется свободной интерпретацией того, что Михаил Бахтин называл «карнавальной культурой» — когда мир переворачивается на 180 градусов и сходит с ума, играя в смерть и со смертью, — и это единственная зона и момент абсолютной свободы, доступные человеку, обремененному цивилизацией и необходимостью соблюдать массу законов и правил».
Тань Тань Бо
© Алексей Народицкий
«Мы показываем на этой выставке очень много картин с участием мистера Доба, который мутирует и меняется всеми возможными способами. А на первом этаже у нас висит работа «Тань Тань Бо», где он становится жутким существом с кучей наростов и текучих субстанций: его просто не узнать. Внимательный и знающий зритель наверняка вспомнит финальную сцену из аниме «Акира». Перед школой подавляющее большинство девочек моего поколения смотрели «Сейлор Мун», а мальчики, как мне хочется верить, «Акиру». Финальная сцена «Акиры» совпадает с этим перевоплощением Доба один в один: герой, обладающий потусторонними силами и натворивший всякого, вдруг начинает превращаться в жуткого монстра».
Букет сиреневых цветов
© Иван Ерофеев
«Мураками по своему образованию — классический живописец: он учился в Токийском институте искусств — японском аналоге нашей академии. Но если наши живописцы до умопомрачения рисуют гипсовые головы, то в Японии есть свои каноны: например, определенный набор композиций — «цветок, луна, ночь», «сакура, день» и проч. Мураками в какой-то момент полностью исчерпал возможности такой строго регулированной живописи и представил свою интерпретацию канона, что для консервативной академии было просто неприемлемо».
Суперплоские цветы
© Алексей Народицкий
«А его скульптура «Суперплоские цветы» связана с традиционной буддистской пластикой, которая, как и живопись, парадоксальным образом стремится к двухмерности. Если для европейской скульптуры важен объем, который создает пространство и его оркестрирует, то самая распространенная форма буддистской скульптуры — рельеф — никогда в объем не выходит и требует большего мастерства от скульптора. Именно поэтому так любопытна скульптура «Пламя желания» в атриуме музея. Пламя вокруг головы — как правило, Будды, — кстати, один из самых распространенных сюжетов буддистской скульптуры. Так Мураками обыгрывает и восстанавливает настоящую преемственность между старым искусством и своей практикой».
Филиал студии Мураками
© Алексей Народицкий
«Когда я оказалась в мастерской Мураками, я поняла, что передо мной совершенно уникальное место, которое одновременно похоже и на средневековую мастерскую, и на фабрику. Между тем это специфическое японское пространство с удивительной организацией художественного труда, где каждый участник процесса следует указаниям мастера. Плюс внутри и вокруг буквально все осенено присутствием и энергией Мураками: там выращивают лотосы, жуков, рыбок, делается живопись, разрабатывается дизайн буквально для всего, хранится коллекция искусства и происходит много чего еще. Все это закручивается в безумный энергетический вихрь, который нам хочется показать в мастерской, устроенной абсолютно по образу и подобию студии Мураками в Миёси. При этом мастерская не перестает быть безупречно отлаженным механизмом с ежедневными ритуалами и правилами. Живописцы создали две работы прямо здесь, в студии в «Гараже», которые мы потом повесили на выставке, — то есть в нашей студии абсолютно все функционально, это не театральная декорация. Сам же художник, когда приехал в Москву, сказал, что он с удовольствием поработает в привычной ему обстановке и тут же будет спать. Выходит, мы не прервали производственный цикл компании «Кайкай Кики» (структура, основаная Такаси Мураками и занимающаяся продакшеном и менеджментом в искусстве. — Прим. ред.) ни на минуту!»
Выставка
Такаси Мураками. Будет ласковый дождь- Когда с 29.09.2017 по 04.02.2018
daily.afisha.ru
3 совета по посещению выставки Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»
Впервые в Москве представлена ретроспектива одного из самых известных художников в мире – Такаси Мураками. В течение двух лет музей современного искусства «Гараж» готовил столь масштабную выставку, осмысляющую искусство Мураками и японскую культуру. Экспозиция открыта в «Гараже» до 4 февраля 2018 года.
Такаси Мураками – это яркие, причудливые звери, аниме, необычность которых повергает в шок неподготовленного зрителя и уже точно заставляет его руки тянуться к фотоаппарату. Скульптуры – несомненный конек Мураками. Однако среди его произведений искусства – инсталляции из игрушек, живопись и даже фильмы для детей.
«Будет ласковый дождь» Такаси Мураками – одна из немногих российских выставок, о которых говорят за границей. Некоторые произведения, представленные в экспозиции, были сделаны специально для выставки. Другие – представлены западными галеристами и музеями. Этот российский выставочный проект помог художнику снова подняться в цене на мировом арт-рынке.
Стоит подготовиться, чтобы максимально эффективно провести свое время на выставке в «Гараже»:
Выделить минимум 2 часа для осмотра экспозиции
«Будет ласковый дождь» — грамотный выставочный проект, обязательный к посещению, если Вы интересуетесь искусством, культурой и музейным делом. Чтобы внимательно осмотреть выставку, прочесть все тексты, понадобится минимум 1, 5 часа. Количество посетителей увеличивается в выходные и особенно в пятницу с 17 до 19 часов, когда музей при поддержке Uniqlo организует бесплатный вход на выставку для всех желающих. Мест в кинотеатре немного, необходимо читать тексты и таблички, удачное фото без людей вряд ли получится, поэтому взвести все плюсы и минусы.
Выставка Мураками состоит из «пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками»:
— традиционное искусство Японии со свойственной ему плоскостностью и эксцентричностью, повлиявшее на Муракми;
— новая визуальность, которая появилась в японской культуре после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки США в августе 1945 года. Ядерные грибы и цветной бешеный постапокалиптический мир Мураками – оттуда.
— эстетика «каваи» — все то, «милое» японское в творчестве Мураками, что знакомо отечественному зрителю: от магазинов для фанатов аниме и манги до их персонажей и наряженных в них японцев;
— раздел «студия» познакомит зрителя с работой мастерской современного художника, коим является Мураками;
— последний раздел «Развлечение и украшение» занял все невыставочные пространства: от холла до туалета и специальной сувенирной лавки. «Кавайностью» пропитана атмосфера всей выставки и пространства «Гаража».
Посмотреть фильм Мураками
В уютном кинотеатре на выставке стоит посмотреть первый художественный фильм художника, «Глаза медузы» («Jellyfish eyes»), рассчитанный на самую широкую аудиторию: взрослых и их детей. Сеансов нет. Есть часы-таймер, которые подскажут Вам, на какой минуте идет показ. Вы можете зайти в любой момент. Продолжительность картины 100 минут, но, если Вы ограничены, во времени стоит остаться по крайней мере на полчаса, чтобы проникнуться духом современного японского кино и культуры.
Посетить публичную программу выставки и встретиться с самим Мураками
Публичная программа включает в себя лекции, кинопрограммы, дискуссии и мастер-классы для детей и взрослых. серию разнообразных мероприятий, включая лекции, дискуссии и мастер-классы. 16 ноября состоится Artist talk Такаси Мураками и куратора музея «Гараж» Екатерины Иноземцевой, на котором художник расскажет о своем творчестве.
*Факультативный совет — прокатитесь с горки Мураками
Расписание мероприятий https://garagemca.org/ru/event/public-program-for-the-exhibition-takashi-murakami-i-under-the-radiation-falls-i
Адрес, цены и расписание «Гаража» https://garagemca.org/ru/visit
Фотографии: Иван Ерофеев и Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
www.thestatussymbol.com
Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»
С 29 сентября по 4 февраля 2018 года в Музее современного искусства «Гараж» проходит выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России.
Она охватывает несколько периодов его творчества — с начала 1990-х годов до наших дней. Впервые помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, в своем творчестве переосмысляющего и объединяющего традиции Востока и Запада.
Читайте также: Катки Москвы с ассистентами фигуриста: пингвины, белки и котики Читайте также: Горнолыжные курорты Швейцарии, где дети катаются бесплатно Читайте также: «Иногда побыть двоечницей — главный лайфхак современной женщины» Читайте также: Гид по новогодней Москве: ярмарки, ёлки, музеи, театры и катки Читайте также: Мама билингвов: «На языке нужно жить, а не читать книги и ходить на занятия»Выставка «Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.
Публичная программа будет интересна и посетителям с детьми. В рамках Семейных дней юных посетителей ждут мастер-классы по созданию иллюстраций к старинным японским сказкам, знакомство с традициями японских семейных праздников и секретами мастерства художников Страны восходящего солнца.
Семейная программа
8 октября — 10 декабря, 13:00–17:00
Семейные дни в Музее
В Семейные дни для детей и взрослых открыты творческие мастерские, где каждый участник узнает новое о культуре повседневности и праздниках современной Японии, традиционных ремеслах и актуальном искусстве и сможет создать собственную работу. Самых маленьких посетителей педагоги познакомят с героями и сюжетами японских сказок, а детей постарше ждут увлекательные тематические экскурсии по выставке Такаси Мураками «Будет ласковый дождь».
Подростковая программа
1 октября, 5 ноября, 3 декабря, 14:00–17:00
Teens Day / 14+
В первое воскресенье каждого месяца Музей готовит специальные мероприятия для подростков. В этот день посетителей ждут специальная экскурсия по выставке Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», лекции и мастер-классы, посвященные феноменам современной японской культуры.
6 ноября 2017 — 4 февраля 2018, 11:00–22:00
Молодежная команда «Гаража». Невидимый театр
Участники Молодежной команды «Гаража», освоив метод бразильского режиссера Аугусто Боаля, внедрят в пространство музея «невидимый театр».
Инклюзивная программа
5 октября 2017 — 25 января 2018
по четвергам, раз в две недели, 19:30–21:00
Дискуссионный клуб
В рамках встреч дискуссионного клуба участники познакомятся с работами Такаси Мураками и обсудят современную японскую культуру. Участники узнают о технике тифлокомментария (устного перевода изображения на язык слов), который обычно используется при работе с незрячими и слабовидящими посетителями. Процесс словесного описания позволяет посетителям без инвалидности обратить внимание на детали художественных произведений, которые, как правило, ускользают при беглом осмотре.
7 октября 2017 — 4 февраля 2018
Бесплатные экскурсии для незрячих и слабовидящих
Незрячие и слабовидящие посетители познакомятся с работами современного японского художника Такаси Мураками и с японской гравюрой и живописью из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
8 октября 2017 — 4 февраля 2018, 16:30
Бесплатные экскурсии на русском жестовом языке
Каждые выходные Музей «Гараж» организует экскурсии для глухих и слабослышащих по выставке «Будет ласковый дождь», во время которых посетители познакомятся с произведениями художника, созданными им за последние 30 лет, и смогут расширить свои знания о японской культуре, формально или семантически освоенной в творчестве Мураками.
20 октября 2017 — 1 февраля 2018
Бесплатные экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития
Во время адаптированных экскурсий по выставке Такаси Мураками посетители с особенностями интеллектуального развития познакомятся с произведениями художника, созданными им за последние 30 лет.
Подробности на сайте музея.
workingmama.ru
атомный дождь Такаси Мураками в «Гараже» / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни
Многочастная выставка «Будет ласковый дождь», на подготовку которой ушло два года, занимает почти все пространство музея, превращая его в тотальную инсталляцию.
Будучи укорененным в традиционной японской культуре, искусство Такаси Мураками в то же время универсально и интуитивно понятно и человеку, не знакомому с историческими и эстетическими отсылками, наполняющими его работы. Это одна из причин, по которой он оказался столь успешным и востребованным на Западе. Мураками живет между Токио и Нью-Йорком, а его персональные выставки регулярно проходят в крупнейших мировых институциях, в числе которых Музей Гуггенхайма в Бильбао, Версальский дворец и Палаццо Реале в Милане.
Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015 |
Первая глава выставки как раз исследует творчество Мураками в контексте традиционного искусства Японии с присущей ему цитатностью и принципом коллажирования старых образцов в новом произведении. В соседстве с графикой мастеров XIX века — Хокусая, Куниёси и Кёсая — в картинах Мураками легко заметить те же композиционные принципы и элементы, которые, впрочем, исполнены в его уникальной манере. Порой он почти «дословно» цитирует сюжеты и иконографию старого искусства, что, например, очевидно в его «Даруме» — изображении индийского монаха и божества, чей образ был частью традиционной практики дзен-буддийских монастырей Китая и Японии и многажды воспроизводился копированием с работ известных дзенских мастеров.
Такаси Мураками. Зонтик тролля. 2002 |
Вторая, центральная часть экспозиции «„Малыш“ и „Толстяк“» посвящена поворотному моменту в истории Японии — бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Эта катастрофа стала самым сильным потрясением за всю историю, застыв болью в теле и душе, которая навсегда осталась в генетической и культурной памяти японцев. К этим событиям отсылает и вынесенный в название выставки рассказ Рэя Брэдбери, повествующий о постъядерной эпохе, когда человечество само себя уничтожило в атомной войне.
Здесь зритель оказывается в окружении зубастых голов, огромных грибов-мутантов, каких-то инопланетных существ. Черепа, которые встречаются на картинах в самых разнообразных сочетаниях, нередко заполняя все пространство, с первого взгляда не кажутся страшными или отталкивающими — собственно, в калейдоскопе ярких красок, напоминающих тканевый принт, глаз не сразу различает символы смерти. Тем сильнее впечатление от контраста формы и содержания. Мураками позаимствовал этот образ из анимационного сериала 1970-х годов «Тайм Бокан», где череп служил финальной заставкой каждой серии, обещая продолжение приключений любимых героев. Таким образом, Мураками, оставаясь верным все тому же коллажному принципу, заимствует уже не из классического искусства, а из массовой культуры. Парадокс в том, что в традиционной культуре копировались «высокие» образцы, а он делает объектом искусства «низкое».
Такаси Мураками.
Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016 | Тайм Бокан (красный). 2001 |
Такаси Мураками. Гифа постепенно покроет мир. «Нам нужно поскорее получить руки или ту дверь в чужой мир. Ждите, пока мы не добьемся своего!». 2007
Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015
Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005 |
Собственно, в этом весь Мураками: он стирает границы между «элитарным» и «массовым», «высоким» и «низким», искусством и ремеслом. Среди прочего он играет с эстетикой каваий — специфичным японским культурным феноменом, который проявляется в любви ко всему «милому» и «прелестному», как и переводится это слово. «Каваийность» пронизывает все сферы японской жизни. Солидные компании непременно обладают «хорошенькими» маскотами-талисманами; изображениями покемонов разрисованы самолеты All Nippon Airways, многочисленные токийские магазины в изобилии предлагают все необходимое для превращения собственной жизни в захватывающий сюжет аниме или манги. Так, на выставке есть инсталляция из зеркальных полок, заставленных тысячами плюшевых и пластиковых фигурок персонажей аниме и манг, — своего рода модель «Накано Бродвея», в Токио, где в бесконечных торговых галереях находят счастье отаку всех мастей (так в Японии называют увлекающихся чем-либо людей).
Помимо собственно выставки на первом этаже музея разместился филиал студии Мураками, где развернется полноценная работа над новыми произведениями, которую смогут наблюдать зрители. При входе выставлены десятки пар тапочек, в которые посетителей вежливо просят переобуться, чтобы проникнуть в творческую лабораторию художника — такая возможность, согласитесь, не часто выпадает даже профессионалам. Так что не упустите.
Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015
Детали
Музей современного искусства «Гараж»
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 32
До 4 февраля
posta-magazine.ru