Перформанс примеры – Важнейшее из искусств: 5 главных перформансов XXI века

Содержание

Самые запоминающиеся перформансы российских художников-акционистов (7 фото + 10 фото)

Различные акции протеста художников-акционистов то и дело вызывают широкий общественный резонанс, после чего о них все забывают до очередного такого перформанса. Ярким тому примером является недавняя выходка Петра Павленского, который поджег входную дверь здания ФСБ на Лубянке. Однако этот и другие непонятные большинству рядовых обывателей поступки Павленского не единственные перформансы, устраивавшиеся в нашей стране. В России существуют и другие акционисты, и о самых запоминающихся их перформансах нам поведает данный пост.

Движение Э.Т.И., «Э.Т.И. — Текст»

1991 год, Красная площадь

Пионеры того, что принято называть московским акционизмом, созданное Анатолием Осмоловским «Движение Э.Т.И.», выкладывают телами на брусчатке Красной площади слово на букву Х. Формально перформанс был приурочен к выходу 15 апреля 1991 года закона о нравственности, включавшего в том числе запрет на нецензурную брань в общественных местах. Именно эту акцию многие арт-критики считают стартовой для московского акционизма из-за вызванного ею общественного резонанса.

Олег Кулик, «Бешеный пёс»

1994 ГОД, Якиманка,
галерея Марата Гельмана

В ноябре 1994 года киевский художник Олег Кулик впервые показал Москве своего знаменитого человека-собаку — один из символов отечественного радикального искусства 90-х годов. Обнажённый Кулик на цепи выскочил из дверей галереи Марата Гельмана на Якиманке, другой конец цепи при этом держал Александр Бреннер, ещё один видный московский акционист. Потом свои «собачьи» перформансы Кулик где только не показывал: в Цюрихе, Стокгольме, Роттердаме и Нью-Йорке. По словам художника, он понял, что «собачий цикл» себя исчерпал, тогда, когда его стали приглашать выступать в этом образе на закрытые мероприятия за деньги.

Александр Бренер, «Чего не доделал Давид»

1995 ГОД, Лубянская площадь

Художник Александр Бренер, в 90-е исследовавший отношения человека и законодательства, 11 мая 1995 года пересёк поток машин, стал в центр Лубянской площади, где раньше стоял памятник Феликсу Дзержинскому, и громко прокричал: «Здравствуйте! Я ваш новый коммерческий директор!» Вторую из своих самых известных акций Бренер провёл за несколько месяцев до этого: вышел на Красную площадь в боксёрских перчатках и закричал: «Ельцин! Выходи, подлый трус!» В 1997 году художник навсегда уехал из России.

Анатолий Осмоловский, Авдей Тер-Оганьян,
Константин Звездочётов и другие, «Баррикада»

1998 ГОД, Большая Никитская улица

К 30-летию французской студенческой революции группа московских акционистов перекрыла пустыми картонными коробками Большую Никитскую улицу, скандируя лозунги типа «Запрещено запрещать!», «Вас обманывают!» и «Вся власть воображению!». Это самая многочисленная художественная акция, проведённая в Москве: в ней приняли участие около 300 человек. Авторы «Баррикады» — художники и друзья журнала «Радек» — определили свой поступок как испытание нетрадиционных технологий политической борьбы в современной им России.

Авдей Тер-Оганьян, «Юный безбожник»

1998 ГОД, «Манеж»

Знаменитый перформанс Авдея Тер-Оганьяна на выставке «Арт-Манеж-98»: рубка топором икон «Спас Нерукотворный», «Владимирская Божья Матерь» и «Спас Вседержитель». По словам куратора «Арт-Манежа» Елены Романовой, таким образом художник противопоставил своё видение мира ортодоксальному христианству. Перформанс был прекращён по требованию возмущённых зрителей, а на Тер-Оганьяна возбудили уголовное дело по статье «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», которое было закрыто в 2010 году, предположительно по истечении срока давности. Тер-Оганьян уехал из России в 1999 году.

Олег Мавроматти, «Не верь глазам своим»

2000 ГОД, Берсеневская набережная

Самый известный перформанс акциониста Олега Мавроматти: во дворе Института культурологии Минкульта РФ его привязали к деревянному кресту, прибили к нему гвоздями, а на спине гвоздём вырезали слова: «Я не сын бога». Эта акция должны была десакрализовать боль и физическое страдание. На Мавроматти также было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни, в нулевых ему пришлось уехать из России.

Группа «Бомбилы», «Автопробег несогласных»

АПРЕЛЬ 2007 ГОДА, Покровский бульвар

Группу «Бомбилы» создали ученики и сотрудники студии Олега Кулика Антон «Безумец» Николаев и Александр «Супергерой» Россихин. В день «Марша несогласных» 14 апреля 2007 года по улицам Москвы ездила «семёрка», на крыше которой занимались любовью мужчина и женщина. Таким образом художники хотели сказать, что контроль над обществом аналогичен контролю над сексуальной жизнью. Многие считают эту акцию открывшей волну нового российского акционизма.

Группа «Бомбилы», «Белая линия»

МАЙ 2007 ГОДА, Крымский вал

В том же году «Бомбилы» организовали ещё одну известную акцию — отсылая к гоголевскому «Вию», очертили мелом круг по линии Садового кольца. Круг замкнулся на Крымском валу, а сами художники заявили, что хотели очистить Москву от нечисти, заполонившей центр.

Группа «Война»,
«***** за наследника медвежонка»

МАРТ 2008 ГОДА,
Биологический музей имени Тимирязева

Акция, надолго определившая образ главной акционистской группы конца нулевых, среди далёких от современного искусства людей: одновременный секс нескольких пар в биологическом музее накануне президентских выборов 2008 года. По словам активистов, в момент, когда Владимир Путин объявил о том, что его преемник — никому не известный на тот момент Дмитрий Медведев, «страну действительно поимели», а они — перевели это на язык современного искусства.

Группа «Война»,
«Лёня ***** крышует федералов»

2010 ГОД, Кремлёвская набережная

22 мая 2010 года активист «Войны» Леонид Николаев, больше известный как Лёня *** (Чокнутый), запрыгнул на служебную машину ФСО с мигалкой неподалёку от Большого каменного моста. За эту акцию Николаеву предъявили обвинение по статье «Хулиганство», предусматривающую максимальное наказание в виде ареста сроком до 15 суток.

Группа «Война», «Лобзай мусора»

2011 год, «Китай-город» и другие станции метро

Вступление в силу 1 марта 2011 года закона «О полиции» активистки группы «Война» отметили акцией в московском метрополитене: Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич целовали сотрудниц полиции. Толоконникова позже отмечала, что женщин больше шокировало не то, что их целуют, а то, что это делают представительницы одного с ними пола.

Pussy Riot, «Богородица, Путина прогони»

2012 ГОД, храм Христа Спасителя

Про «панк-молебен» феминистской панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя слышали, кажется, даже в самых отдалённых уголках России, и нужды что-либо рассказывать о нём нет. После перформанса две из его исполнительниц — Надежда Толоконникова и Мария Алёхина — были приговорены к двум годам лишения свободы по статье «Хулиганство» и освобождены в декабре 2013 года по амнистии, за два месяца до официального окончания срока заключения. Надежда Толоконникова после не раз признавала акцию в ХХС неудавшейся.

Пётр Павленский, «Фиксация»

2013 год, Красная площадь

Первая московская и одновременно самая известная акция петербургского акциониста Петра Павленского: обнажённый художник прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке Красной площади. Сам Павленский позже пояснил, что акция стала метафорой апатии и политической индифферентности российского общества. Многие акционисты 90-х годов дали поступку Павленского высокую оценку, зато министр культуры Владимир Мединский порекомендовал всем поклонникам творчества Павленского посетить Музей истории медицины и психиатрии.

Пётр Павленский. «Отделение»

2014 ГОД, Институт имени Сербского

Одновременно с психолого-психиатрической экспертизой украинской лётчицы Надежды Савченко, которой не разрешали видеться с консулом Украины и адвокатом, Павленский провёл следующую акцию «Отделение»: кухонным ножом отрезал себе мочку уха, сидя на крыше здания института психиатрии имени Сербского. Задача акции, по словам адвоката художника, заключалась в том, чтобы осудить психиатрические ярлыки, которые навешивают на людей, не вписывающихся в рамки общественного мнения

«Синий всадник», «Изгоняющие дьявола. Осквернение Мавзолея»

Январь 2015 года, Красная площадь

Участники группы «Синий всадник» Олег Басов и Евгений Авилов 20 января 2015 года облили Мавзолей Ленина святой водой с криками «Встань и уйди». После акции активисты, видевшие смысл своего поступка в очищении современных умов от советского наследия, получили по десять суток ареста.

Катрин Ненашева, «Не бойся»

Июнь 2015 ГОДА, Красная площадь

30-дневная акция перформансистки Катрин Ненашевой в поддержку заключённых женщин, завершившаяся также на Красной площади. Ненашева месяц ходила по Москве только в тюремной робе, а в финальный день её соратница Анна Боклер обрила голову Катрин налысо в двух шагах от Кремля. Не успев закончить перформанс, девушки были задержаны и заключены под арест на трое суток.

Пётр Павленский, «Угроза»

ноябрь 2015 ГОДА, Лубянская площадь

«Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли. Но терроризм может существовать лишь за счёт животного инстинкта страха. Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за неё бороться», — так прокомментировал поджог дверей в главное здание ФСБ Пётр Павленский. В Таганском суде Москвы, где 10 ноября выносился приговор по делу художника, Павленский потребовал судить его за терроризм — как «крымских террористов», режиссёра Олега Сенцова и анархиста Александра Кольченко. Однако суд отказался переквалифицировать дело и приговорил Павленского к месяцу в СИЗО.

Отсюда

trinixy.ru

Акции, перформансы, хеппенинги • Arzamas

От футуристов до Павленского: как искусством стало хулиганство, членовредительство и странное поведение

Автор Галина Ельшевская

18+
Внимание: иллюстрации к этой лекции могут шокировать или расстроить вас

Искусство действия сейчас очень распространенный предмет для обсуждений. Процесс Pussy Riot, акции Петра Павленского, деятельность группы «Война», монстрации — события и фигуры у всех на слуху, потому что у всех на слуху последствия выступлений, и часто эти последствия далеко за пределами поля искусства. Тем более есть повод попробовать хотя бы слегка разобраться с этим полем. Точнее, с тем, как именно искусство действия пытается нарушить его границы и как внешний мир отвечает на эти попытки.

Искусство действия определяется разными терминами. Среди них есть совсем актуальные — например, перформанс и акция; менее актуальные — например, боди-арт; и совсем забытые вроде хеппенинга или энвайронмента. Не всегда воз­мож­но отличить перформанс от акции и хеппенинг от энвайронмента: по­хожие формы активности в разное время именуются по-разному. А дадаист­ские и сюрреалистские скандалы со стрельбой, драками и прочей агрессией никак не назывались, но именно они послужили основой многих последующих движений — например, хеппенингов конца 1950–60-х годов. С них мы и на­чнем.

Считается, что их придумал американский художник Аллан Кэпроу, который написал текст «Ассамбляж, энвайронменты и хеппенинги». Он говорил о хеп­пе­нинге как о художественном произведении, которое заполняет собой все больше и больше пространства — вплоть до всего земного шара. Это такой театр без сценической площадки, для которого художник прописывает сце­нарий и в котором по возможности должны участвовать зрители: в идеале никто не должен остаться невовлеченным. Главная цель хеппенинга — высво­бождение энергии, энергии вполне абсурдистской, потому что течение жизни абсурдно и ее вольный и освободительный поток должен быть явлен во время этого действия. 

В 1959 году Кэпроу устроил в Нью-Йорке абсурдистское представление «18 хеп­пенингов в шести частях». Оно проходило в трех комнатах, участники сменяли друг друга, кто-то выжимал апельсиновый сок, кто-то подметал, кто-то выкри­кивал лозунги, кто-то просто сидел на стуле. Поскольку хеппенинги происхо­дили в разных комнатах одновременно, никто из зрителей не мог ни включить­ся во все восемнадцать, ни даже все их увидеть. 

Энвайронмент — это тот же хеппенинг, но менее активный по отношению к зрителю. Зритель может войти в энвайронмент совершенно незаметно для себя. Идеальный пример — настолько идеальный, что приводится даже в «Википедии», — это белые скульптурные фигуры Джорджа Сигала, разме­щенные в пространстве Нью-Йорка. Например, он создал памятник Осво­бо­дительному движению геев и лесбиянок: белые фигуры стоят, сидят на ла­вочках, а рядом с ними садятся люди, прохожие. Здесь произведением является единое пространство живых и неподвижных, пространство, которое образуют реальность и искусство. Гибкость границ между реальностью и искусством — это главная тема искусства действия. Как, впрочем, вообще главная тема искус­ства XX века. 

Джордж Сигал. Памятник Осво­бодительному движению геев и лесбиянок. Нью-Йорк, 1992 год  © Paul Stein / CC BY-SA 2.0

Интересную форму энвайронмента осуществлял российский художник Ана­толий Осмоловский. Это так называемое нон-спектакулярное искусство, то есть то, которое вовсе не заметно, в которое ты входишь, не понимая, что это искусство. Например, проходит некая выставка в Центральном доме худож­ника. А в ЦДХ, как известно, грязные стены, на которые вешают картины. Что сделал Осмоловский: он взял простой лист фанеры, гладко покрасил его иде­ально белой краской и поставил у одной из стен. Как если бы здесь просто за­были лист фанеры. Догадаться, что пространство стало произведением искус­ства, довольно сложно — а называлось оно «Критика состояния стен». 

Или на какой-то другой выставке Осмоловский, человек левых воззрений, ре­шил вспомнить о революции — и сделал это так: вытащил из пола одну из пар­кетин, которая плохо крепилась, и заменил ее на совершенно вздыбленную, торчащую вверх, как после взрыва. Это символизировало то, как гладкое тече­ние истории нарушается революцией. Это произведение, или действие, назы­валось «Вставай, проклятьем за­клейменный, весь мир голодных и рабов!». Рядом с паркетиной никакой таблички не было, и, конечно, никто из зрителей ничего не заметил. Чело­век, который входил в зону энвайронмента, не пони­мал, что он уже внутри искусства, — и, чтобы понять это сразу, нужен очень тонкий, очень обостренный взгляд. Зато заметили рабочие, которые решили, что это хулиганство, и выбросили революционную паркетину.

Хеппенинг и энвайронмент, как уже говорилось, не всегда различимы. Напри­мер, Клас Ольденбург называл свой хеппенинг 1961–1962 годов «Магазин» — продажу товаров из папье-маше, сопровождаемую диалогами с покупателя­ми — как раз тотальным энвайронментом, хотя по всем признакам она была ближе к классическому хеппенингу.

Именно к классическому: более поздние хеппенинги теряют, с одной стороны, веселую легкость, а с другой стороны — экстатическую непредсказуемость. Совпадение жизни с искусством происходит в них теперь вовсе без зазора и на самом обыденном уровне. Например, тайский художник Риркрит Тирава­ния прославился тем, что во всех галереях, куда его приглашают, устраивает кухню, готовит тайскую еду и угощает желающих. А в одной из нью-йоркских галерей он обустроил себе квартиру, куда зрители могли прийти в гости и там же по желанию даже переночевать.

Кухня с тайской едой для посетителей выставки Риркрита Тиравании. Нью-Йорк, 2011 год © Andrew Russeth / CC BY-SA 2.0

Но и само слово «хеппенинг» сейчас непопулярно. Потому что вот эта сюрреа­листическая линия, связанная с непредсказуемым самовыражением и вольным выплеском энергии, — она почти прервалась. И с радикальными намерения­ми — теми намерениями, которые в искусстве XX века важнее воплощений, тоже произошла метаморфоза. Они правда были радикаль­ными: Бретон, например, говорил, что лучшим произведением было бы открыть окно и стре­лять в толпу, пока не кончатся патроны, а Малевич предлагал сжечь все кар­тины, которые есть в мире, и экспонировать пепел. Но это оставалось словом, а не делом. А делом начало становиться тогда, когда хеппенинги сменились перформансами и акциями, где художник выступал уже сам по себе — порой рискуя собой и в частности собственным телом. Такое вот «дело тела». 

Перформанс и акция — совсем близкие понятия, практически взаимозаменяе­мые. Но акция, в отличие от перформанса, может быть сведена к чистому жесту, к декларации. Например, Роберт Раушенберг в ответ на приглашение принять участие в выставке портретов прислал телеграмму о том, что данная телеграмма и есть портрет владелицы галереи, и таким образом согласился участвовать в выставке. А художник Стэнли Браун назначил своим произведе­нием все обувные магазины Амстердама. Такого рода акции впрямую следо­вали предложению философа Маршалла Маклюэна рассматривать всю челове­ческую жизнь как произведение искусства. Перформанс же предполагает кон­кретное действие художника. И в этом действии он участвует собственным телом или — часто — собственной биографией и памятью. 

Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и хол­ста только само тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие художника с аудиторией. Художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сце­нарий и предугадывает реакции зрителей — но, конечно, не застрахован от того, что что-то пойдет не так. Что именно может случиться — об этом мы поговорим чуть позже, и речь пойдет не столько о реакции зрителей, сколько о реакции общества и власти. 

Забегая вперед, скажем, что со временем перформанс сильно отошел от клас­сического состояния. Точнее, оно довольно скоро перестало быть единствен­ным. Например, появились так называемые делегированные перформансы, когда автор выступает как куратор, организуя не собственное тело, но чужие тела. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый, народный — популярные сейчас флешмобы или монстрации, когда люди вы­ходят на первомайское шествие с абсурдными лозунгами. 

Или еще в качестве хорошей иллюстрации: в 1992 году куратор Иосиф Бак­штейн устроил акцию в Бутырской тюрьме. Заключенные перекрасили тюремные стены в идеальный белый цвет, на этих стенах были развешаны работы московских концептуалистов. А затем в несколько заходов в эту тюремную галерею запускали художников, искусствоведов и разного рода вип‑персон и запирали их на час. Приглашенные «вольные» томились в неволе — и в этом насильственном вживании в чужую роль был смысл действа.

А теперь поговорим о тех формах перформанса, где художник испытывает на прочность собственное тело — а заодно и чувства и даже физиологические возможности зрителей. Таков венский акционизм, австрийское движение 1960‑х годов, — и более шокирующих образцов искусство перформанса не зна­ло. Художник Герман Нитч в позе распятого погружал руки в кишки только что забитых животных, а его ассистенты пили их кровь: оргия должна была отсы­лать к древним кровавым ритуалам. Художнику Рудольфу Шварцкоглеру из той же группы ввинчивали в череп медицинский инструмент, похожий на штопор, и акция прекращалась, только когда на бинтах проступала кровь.

Герман Нитч (стоит в центре) во время одной из частей перформанса «Театра оргий и мистерий». Бингемтонский университет, Нью-Йорк, 1970 год © Harvey L. Silver / Corbis / Getty Images

Шварцкоглер, более других своих товарищей склонный к самоистязаниям, вы­пал из окна — и очень вероятно, что это было самоубийство. Многие считают, что он повторял знаменитый «Прыжок в пустоту» Ива Кляйна — вот только Ив Кляйн не прыгал в пустоту, это был фотомонтаж. Перед тем как совершить самоубийство, Шварцкоглер якобы провел шокирующую акцию, на которой по куску отрезал собственный член. На самом деле он этого не делал: и акция, и серия фотографий, которые от нее остались, были постановочными. И ходил слух, что Шварцкоглер выбросился из окна из-за того, что люди поверили, что он сделал это на самом деле. 

«Прыжок в пустоту» Ива Кляйна. 1960 год © Bridgeman Images / Fotodom

Это очень важный сюжет для акционизма. То, что происходит во время пер­форманса, — это одно. То, что остается задокументированным, — другое. И то, как перформанс расходится в слухах, новостях и остается в народной памяти, — третье. 

Венские акционисты повлияли на всю последующую историю перформан­са — и на русских художников тоже. Венцы забивали скот — а потом Олег Кулик на акции «Пятачок раздает подарки» раздавал парное мясо только что забитой свиньи в московской галерее «Риджина». Венский акционист Гюнтер Брус мастурбировал под австрийским флагом, распевая гимн (за это его забе­рут в тюрьму). А потом Александр Бренер мастурбировал с вышки на месте разобранного бассейна «Москва». Вот американский акционист Крис Бёрден ползает по стеклу в одних трусах (Бёрден прославится акцией «Выстрел», в которой попросил ассистента прострелить ему руку). А потом босиком по стеклу ходит российская акцио­нистка Елена Ковылина, поднося гостям выставки красную икру. И точно так же в акции «Исподнее» идет по дорожке из битого стекла Лиза Морозова в ночной рубашке и читает свои детские дневники — это работа с личным и с самым сокровенным и болезненным.

Перформанс Лизы Морозовой «Homo libero» на выставке «Зоопарк художников» в Государ­ственной галерее на Солянке. Москва, 2013 год © Фотография Сергея Фадеичева / ТАСС

И здесь мы выходим еще к одному измерению перформанса — которое на За­паде называется living art, то есть искусство жизни, когда искусство и жизнь автора слиты воедино. Чаще всего такое слияние жизни и искус­ства героиче­ское. Один из самых невероятных и действительно героических примеров — это пять перформансов художника Тейчина Сье из Тайваня. Каждый из них длился по году. Первый год Тейчин Сье сидел в клетке. У него были еда и вода, но он запретил себе говорить, читать, писать, смотреть телевизор — мог только думать и, так сказать, познавать себя. Зрители допускались к нему раз или два в месяц. В течение следующего года он каждый час отмечал факт собственного присутствия в квартире с помощью табельных часов и фотоаппарата — соот­ветственно, не имея возможности засыпать или покидать квартиру дольше чем на 59 минут. На третий год он запретил себе заходить в помещения и даже пря­таться от дождя под навесами — жил под открытым небом; этот перформанс был прерван на 15 часов: его забрала полиция, и Тейчин Сье был в отчаянии, потому что участок — это крыша. Четвертый год — самый страшный: это был перформанс на двоих. К художнику длинной веревкой была привязана другая участница, Линда Монтано, и год они провели неразлучно. Их отношения были лишены эротики: им было запрещено касаться друг друга, но каждый из них зависел от другого. Известно, что они много ссорились и вообще этот год дался им мучительно. Наконец, на пятый Тейчин Сье обязался не говорить об искус­стве, не читать о нем, не заниматься им и не смотреть на него. А после этого на тринадцать лет обязался заниматься искусством без зрителя, никому не по­казывая результатов своего труда.

Клетка, в которой Тейчин Сье провел один год© Levent Ali / CC BY-ND 2.0; MoMA

Living art тоже часто принимает болезненные формы. Один из ярчайших при­меров самоистязания — опыт русского художника Олега Мавроматти. Проло­гом служила самая известная его акция — «Не верь глазам». Художник был рас­пят на кресте с вырезанной на спине бритвой фразой «Я НЕ СЫН БОГА», после чего Мавроматти обвинили в оскорблении чувств верующих и он был выну­жден покинуть страну. И вот, уже живя в Болгарии, он устроил свой самый страшный перформанс. Акция называлась «Свой/Чужой» и предпола­гала возможную смерть в прямом эфире. На неделю было объявлено онлайн-голосование, жить Мавроматти или умереть. Когда число голосов за смерть достигало опреде­ленных цифр, художника больно било током. Если бы по ито­гам голосования голосов за смерть оказалось вдвое больше, то электрический импульс его бы убил. К счастью, этого не случилось.

Перформанс «Божий промысел» членов «Секты абсолютной любви». Москва, 1995 год Во время акции Император Вава (слева) и Олег Мавроматти (справа) зашили рты. © Фотография Валерия Христофорова / ТАСС

Риск, на который идет художник, — очень важная вещь в героической версии перформанса. И здесь ключевая фигура — Марина Абрамович. У нее была серия перформансов под общим названием «Ритм». В 1974 году на перформансе «Ритм 0» она на шесть часов была заперта в галерее с публикой и 72 предмета­ми, среди которых были как безобидные вроде винограда и хлеба, так и разные колющие и режущие орудия и пистолет. Зрители могли делать с этими пред­метами и с ее телом все что угодно. Они и делали: платье на ней изрезали, ее саму раздели, искололи и изрезали и едва не убили — один зритель взял пистолет, но другой вырвал его у него из рук. На контрасте можно вспомнить акцию Йоко Оно, которую та проводила в 1964 году в рамках движения «Флук­сус»: каждый из зрителей мог отрезать по кусочку от ее платья — но это ничем ей не грозило. Всего через 10 лет планка опасности в перформансе была под­нята очень высоко.

1 / 4

Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

2 / 4

Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

3 / 4

Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

4 / 4

Кадр из видеозаписи перформанса Марины Абрамович «Ритм 0». 1974 годMarina Abramovic Institute / vimeo.com

Опасность бывает не только для здоровья, но и для социальной жизни. Неизве­стно, на что рассчитывал российский акционист Авдей Тер-Оганьян, когда устраивал свою акцию «Юный безбожник» (она же «Поп-арт») в Манеже. Ино­гда говорят, что он рубил топором иконы, но на самом деле он рубил де­шевые софринские репродукции икон. Тем не менее ему пришлось покинуть страну из-за уголовного преследования.

Авдей Тер-Оганьян во время акции «Юный безбожник» («Поп-арт») в Манеже. Москва, 1998 год © Архив галереи «Риджина»

Известны случаи, когда искусство пыталось полностью стереть границы между собой и жизнью, а жизнь отвечала самым радикальным образом. Так, один из классиков перформанса Бас Ян Адер в своих работах отыгрывал поэтику неудачи. Например, он ехал на велосипеде — а потом падал на нем в амстер­дамский канал. Он залезал на дерево и на крышу — и срывался оттуда. А по­следний его перформанс назывался «В поисках чудесного». Его центральной частью было плавание из Америки в Англию на крошечном суденышке, кото­рое на такое плавание рассчитано не было. Он готовился два года, документи­ровал все акты подготовки, договаривался с лондонскими галереями о выставке по прибытии. В конце концов его яхту нашли, а его самого — нет. 

Кстати, о поэтике неудачи. Ровно эту же поэтику отыгрывал российский акцио­нист Александр Бренер. Многие его акции — про то, что ничего не получается. Не получается заняться сексом с собственной женой на подножии памятника Пушкину в центре Москвы — потому что холодно. Не получается вызвать Ель­цина на бой на Лобном месте: Бренер на бой приходит, а Ельцин — нет. И са­мый наглядный пример — это 1994 год, когда в ЦДХ проходила огромная выставка «Художник вместо произведения», посвященная акционизму и его документации: на вернисаже появился Бренер, одетый в одни только прозрач­ные женские колготки, с криком: «Почему меня не взяли на эту выставку?» Но даже охрана не спешила его хватать. Таким образом, Бренер, во-первых, все-таки был представлен на выставке акцио­низма — и абсолютно по заслугам. Во-вторых — он отыграл образ неудачника, такого Акакия Акакиевича, кото­рого все обижают и на выставку не берут.

Тема неудачи есть даже в той акции Бренера, про которую знает весь мир. В 1997 году он нарисовал знак доллара на картине Малевича в амстердамском музее Стеделик. За это его посадили в голландскую тюрьму — но это не един­ственная неудача. В этой работе была отсылка к очень известному произведе­нию Роберта Раушенберга, которое называется «Стертый рисунок де Кунинга». Раушенберг частично стер рисунок голландско-американского художника Вил­лема де Кунинга и выставлял его как свое произведение. Так был поставлен вопрос: кто автор этого палимпсеста — автор изначального рисунка де Кунинг или Раушенберг, который стер его и выставил эту бумажку. Похожая история и здесь: Бренер как бы присваивал супрематическую картину своим знаком доллара. И если бы современное искусство действительно отрицало все иерар­хии, как это оно о себе заявляет, автором этой работы признали бы Бренера. Но на деле вопрос о равенстве художников Бренера и Малевича даже не обсуж­дался, и Малевича благополучно отреставрировали.

Перформанс Александра Бренера во время выступления Евге­ния Евтушенко в Политехническом музее. Москва, 1995 год© Фотография Валерия Христофорова / ТАСС

Гораздо более успешно присвоением разных вещей и людей как своих произве­дений занимался итальянец Пьеро Мандзони. В 1960-е годы он не раз потряс художественную общественность, прежде чем умереть в неполные 30 лет. Он продавал закатанные жестяные банки, на которых была надпись «Дерьмо художника» и подпись. «Дерьмо художника» Мандзони разошлось за огромные деньги, оно находится в крупных музеях и частных коллекциях. Это был 1961 год — то есть сейчас консервам уже много-много лет, а что внутри — никто не знает. Вторая его работа такого рода называлась «Дыхание художни­ка»: Мандзони надувал шарики и продавал их. В обеих акциях Ман­дзони одно­временно издевался и над романтическим образом художника, который творит только возвышенное, и над обществом потребления, которое готово под видом искусства купить что угодно. А еще он продавал собственные отпечатки паль­цев, писал картины на живых людях, объявил нескольких человек произведе­ниями искусства, например Умберто Эко, а также соорудил пьедестал, встав на который каждый человек становился произведением искусства.

Пьеро Мандзони. Дерьмо художника. 1961 год © Mark B. Schlemmer / CC BY 2.0

Художник, в работах которого одновременно есть и шок, и опасность, и смех, — это Олег Кулик, известный как человек-собака. Его выступления во многом восходят и к древнегреческим философам-киникам, и к традициям русского юродства, и даже к венскому акционизму — к тому, как в 1968 году Вали Экспорт, шокируя прохожих, водила по улицам на поводке Петера Вайбеля. Кулик никогда не скрывал вторичности своих акций. Была знаменитая акция Йозефа Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня»: Бойс прилетает в Америку, но не ступает на американскую землю — прямо с самолета его несут в комнату с койотом, и они живут там вдвоем. На это Кулик ответил сразу дву­мя акциями. Первая, 1996 года, осуществленная в Берлине, называлась «Я люб­лю Европу, а она меня нет»: голый Кулик стоял на четвереньках и лаял — а вокруг него стояли двенадцать овчарок, еле сдерживаемых полицейскими. Двенадцать — по числу звездочек на флаге Евросоюза, который тогда только обра­зовался. Вторая акция называлась «Я кусаю Америку, Америка кусает меня»: в 1997 году человек-собака прибыл в США в ошейнике и стал нарушать американские нормы политкорректности — он жил в клетке в художественной галерее, дверь в клетку была открыта, он оттуда выбирался и приставал к да­мам, которые, по его словам, были этому только рады. Травестирование и паро­дирование высоких образцов — в данном случае Бойса — в случае Кулика свя­зано еще и с отыгрыванием «русскости». Во всех ее псевдопатриотических и даже политических коннотациях. Русское — это дикое, непредсказуемое (мо­жет укусить), но оттого и свободное; оно ближе к природе, чем к цивилизации; оно призвано удивлять Запад — но и пугать тоже. 

Олег Кулик во время одного из своих перформансов. 1990-е годы © Фотография Игоря Стомахина / igor1.livejournal.com

Кстати, о политическом — это тоже важная составляющая сегодняшних пер­формативных практик. И здесь надо сказать про Pussy Riot — девушек, стан­цевавших на солее в храме Христа Спасителя, спевших протестную песню и снявших этот танец для своего панковского музыкального клипа. То, что начиналось как акт искусства, благодаря вмешательству властей стало делом вполне политическим, и результат был реальным: приговор в два года тюрьмы. 

Такая плавающая принадлежность очень характерна для политического пер­форманса: тут Pussy Riot оказывались причастными некоторой традиции. 

Акция панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. 2012 год © Фотография Мити Алешковского / ТАСС 

Так, в 1940–50-е годы во Франции довольно активно действовала группа лева­ков, называвших себя леттристами (из этого круга потом вырастет Ситуацио­нист­ский интернационал и в конечном итоге восстание 1968 года). В 1950 году группа леттристов пробралась в Нотр-Дам на Великое пасхальное бого­служе­ние, которое транслировалось по телевизору в прямом эфире. Они связали и раздели священника; один из них, по имени Мур, надел его одежду, вышел на кафедру и оттуда оповестил всех, что Бог умер, а католическая церковь — зло. Их арестовали, но вскоре отпустили — ни о какой «двушечке» речи не шло.

Перформансы с сильной политической составляющей бывали и вполне мас­штабными. Например, в 1972 году Йозеф Бойс, руководивший кафедрой искусств в Дюссельдорфе, попытался устроить студенческую революцию. Он возглавил группу студентов, которых Академия искусств отказалась при­нять к нему на учебу. Они забаррикадировались в учебном здании. Туда выз­вали полицию, всех вывели, а Бойса выгнали из академии — это событие запе­чатлено в его работе под названием «Демократия — это весело». 

В российском искусстве политические акции случались и задолго до Pussy Riot и Павленского. В 1975 году в Ленинграде Игорь Захаров-Росс сжег муляж со­ветского паспорта — акция называлась «Хочу в Америку». Два года спустя в Гатчине он устроил перформанс под названием «Загон»: построил тесный бумажный шатер, внутрь которого были заведены зрители, после чего шатер подожгли, и он взмыл в воздух — это была настоящая игра с огнем. Вскоре после этого Захарова-Росса лишили гражданства и обязали покинуть СССР.

В рамках короткой лекции невозможно даже перечислить все значительные фигуры российского акционизма. Но нельзя не упомянуть Петра Павленского, который, конечно, и продолжает традиции венского акционизма, и являет собой living art в предельном его проявлении. Все знают про его акции: и про зашитый рот (акция «Шов» в защиту Pussy Riot), и про колючую проволоку, обмотавшую тело (акция «Туша»), и про мошонку, прибитую к Красной пло­щади (акция «Фиксация»), и про отрезанную мочку уха (акция «Отде­ление»), и про подожженную дверь здания ФСБ на Лубянке (акция «Угроза»). У этих акций невероятно высокий политический градус. 

Петр Павленский во время акции «Туша» на Исаакиевской площади перед зданием Законода­тельного собрания Санкт-Петербурга. 2013 год © Фотография Сергея Ермохина / ТАСС / «Интерпресс» 

Завершая разговор, стоит сказать, что у российского акционизма интересная история и предыстория. Он начинается в эпоху авангарда, но те акции, которые чаще всего вспоминают, обычно довольно безобидны. «Пощечины обще­ствен­ному вкусу» — это желтая кофта Маяковского, это футуристический грим, это Малевич с деревянной ложкой в петлице и Крученых с морковкой, одним сло­вом, довольно вялый эпатаж. Между тем именно в это время в Рос­сии суще­ствовал и выступал настоящий перформер, который называл себя футуристом жизни. Его звали Владимир Гольцшмидт, и настоящие футуристы совершенно не спешили числить его среди своих. Они относились к нему презрительно, считали его не человеком нового искусства, а эстрадником и цирковым бор­цом, если не цирковым клоуном. На своих выступлениях Гольцшмидт читал лекции о футуризме и чудовищные футуристические стихи — а еще о его го­лову можно было разбивать доски: и он сам это делал, и приглашенные зри­тели тоже. Гольцшмидт же известен тем, что он и две ассистентки прошли голыми по Петровке, держа в руках полотнище с надписью «Долой стыд». Вот такая генетика — от первого «футуриста жизни» до сурового Павленского — и есть история русского акционизма.

Что еще почитать об актуальных формах искусства:

Колейчук В. Кинетизм. М., 1994.
Мизиано В. «Другой» и разные. М., 2004.
Перчихина М. Чтение Белой Стены. М., 2011.
Савчук В. Конверсия искусства. СПб., 2001.
Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев (1960–2006).М., 2013.  

Ликбез № 1

Русское искусство XX века

Ликбез № 1

Русское искусство XX века

arzamas.academy

Что такое искусство перформанса?

Простой, казалось бы, вопрос «что такое искусство» вызывает сегодня массу дискуссий. С традиционным искусством, положим, все понятно. К примеру, в живописи это «классические» пейзажи, натюрморты, портреты, картины на мифологические и исторические сюжеты и так далее — все узнаваемое, привычное. А вот современное искусство — что это такое? И что такое выступления-перформансы, без которых сегодня обходится редкая выставка современного искусства?


 

Характерные черты современного искусства

Современное, или, как его еще называют, актуальное, искусство имеет настолько размытые границы, что обозначить их не под силу даже самым опытным профессионалам. Оно, можно сказать, представляет собой сплошной эксперимент. Происходит нескончаемый поиск новых идей, образов, приемов, средств выразительности. Искусство постоянно трансформируется и стремится к новизне, вплоть до потери материальности объекта творчества.

Очень часто в основу современного искусства ставится концепт, идея как форма познания реальности — именно поэтому сегодня искусство близко философии, как никогда. Концепт — явление сугубо интеллектуальное, таким образом, осмысление становится важнее эмоционального переживания зрителя.

В таком случае искусство оказывается вправе не принимать привычные формы, и им может стать что угодно: случайная фраза, фотография, чертеж или процесс, событие, явление.

Как известно, мир меняется, и искусство вместе с ним. Но почему же настолько кардинально? Поль Валери, французский поэт и художественный критик, еще в начале прошлого века объяснял трансформации современного искусства тем, что оно утратило свою основу, первоначальное сакральное значение. Кроме того, Поль Валери считал, что ситуация усугубилась тем, что на арт-сцене голос получила техника — машины, порой подчиняющие себе волю человека, и сами зрители, до недавнего времени совершенно пассивные по отношению к художественному процессу.

Перформанс на фестивале SKIF-2017 в Санкт-Петербурге.
Фото: Яна Барабанова

Наверное, в этом и стоит искать причины возникновения бесконечного количества разнообразных форм искусства, которые мы имеем сегодня.

Помимо концептуального искусства, о котором мы уже упоминали выше, в 70-х годах прошлого века был популярен минимализм с его любовью к простоте, однотонности, повторяемости, затем в 80-х и 90-х произошел новый всплеск интереса к цвету, изобразительности, фигуративности.

Еще позднее получили известность движения, основанные как на образах общества потребления, массовой культуры, так и на технических новшествах. До сих пор остаются популярными визуальные формы современного искусства, среди которых выделяется нашумевший перформанс, разновидность т.н. акционистского искусства (от слова акция, т.е. действие).

Искусство перформанса

Что такое перформанс, определить так же трудно, как и обозначить границы современного искусства. Он может быть совершенно разным. Пожалуй, единственная константа — это акцент не на статический художественный объект, а на действие, то есть на сам процесс созидания произведения. Для этого должны быть в наличии четыре составляющие (время, пространство, сам художник и зритель), благодаря которым произведение внезапно получает динамику и оживает.

Перформанс проще всего сравнить с театром, говорящим языком изобразительного искусства. Они оба оперируют пластикой тела и выразительностью, но между ними есть существенная разница. В отличие от театра, перформанс существует в реальном, а не условном месте и времени.

Первые перформансы появились в середине 1950-х гг., когда Д. Поллок, а за ним Ж. Матье превратили традиционно сокрытый от посторонних глаз процесс творчества в публичное действие. Но их настоящие истоки нужно искать еще раньше, в начале XX в. — в уличных провокациях футуристов, расписывающих свои лица, подобно холстам, в выходках отрицающих рационализм и логику дадаистов, в постановках Баухауза из геометрических фигур. В то время живопись уже начала рваться с полотна наружу, и подобные представления помогли ей преодолеть пространство картины. В 1960-е перформансы устраивали Ив Кляйн, Крис Бурден, Йоко Оно, Вито Аккончи, Йозеф Бойс.

В наши дни к деятелям перформативного искусства относятся Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн. А в России это Олег Кулик, Елизавета Морозова, Андрей Кузькин, Елена Ковылина, Стас Барецкий и др. Да-да, перформанс как форма современного искусства за все эти годы совершенно не устарел и до сих пор остается весьма популярным. Посудите сами, в 2014 г. «Арт Базель», самая известная ярмарка современного искусства, знакомил публику с творчеством аж 14 художников-перформансистов.

Сегодня перформанс стал привычной и порой необходимой составляющей выставочного пространства, которая организует его (как открытое — open space, так и замкнутое в интерьерах), а также налаживает построение коммуникации между художником и зрителем, что особенно актуально в наше время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sciencepop.ru

что это такое? Определение и значение слова. Фото и видео. Какие бывают перфомансы и чем они отличаются от инсталляции?

Краткое содержание статьи:

 

За последние полвека искусство претерпело колоссальные изменения, но, к сожалению, не в лучшую сторону. После внимательного прочтения данной статьи вы узнаете про перфоманс, что это такое и чем он отличается от традиционного искусства.

 

 

Перфоманс – что это значит?

Данное понятие весьма растяжимое, перфомансом можно окрестить всевозможные публичные акции. Например, знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак постелил на дороге ватман, стал на него голыми ногами и разбрызгал на бумаге разноцветные краски, а российский живописец Олег Кулик вжился в образ человека-пса и бросался, на людей громко рыча.

Есть несколько определений термина «перфоманс»:

  • Модель искусства, в котором основное действие составляет один или несколько человек;
  • Небольшое театральное представление, которое показывает профессионал с маленькой группой добровольцев. Обычно выступление происходит практически без слов, потому что главное в перфомансе – визуальная часть;
  • В первую очередь он ориентирован на визуальное восприятие, перфоманс является своеобразным синтезом различных эффектов, громкой музыки и театра.

В перфомансе сам художник является произведением искусства.

 

Что такое перфоманс в искусстве?

В основу данного искусства положено действие человека. Если в иных течениях искусства основную роль играют статуи и картины, то в перфомансе творением искусства считается сам индивид. Совсем недавно перфоманс стали связывать с хореографией и театром, но в истинном виде его считают взаимодействием созерцателя и талантливого автора. С помощью своего тела человек старается передать зрителям свои замыслы, мысли и чувства.

Очень часто схожего рода выступления становятся полной неожиданностью для прохожих. Совсем не подготовленный созерцатель сразу может не осознать, что происходит. Перфоманс очень высоко ценит как эксперта данного искусства не только постоянного зрителя, но и случайного прохожего. По данной причине перфомансы показывают не на профессиональной сцене, а чаще всего на улице.

 

Чем отличается инсталляция от перфоманса?

Многие люди знают такие слова как перфоманс и инсталляция. Но, к сожалению, не часто можно услышать положительные отзывы об данных модных направлениях. Так чем же отличается перфоманс от инсталляции? И какие определяют перед собой цели и важные задачи живописцы, действующие в данных направлениях.

Слово «инсталляция» произошло из английского языка из глагола «to install», что в переводе на русский язык означает – «устанавливать», что в какой-то степени изображает технические критерии выработки инсталляции: её не «изображают» и не «сочиняют», а именно определяют, образовывают и собирают из раздельных разрезанных фрагментов.

Искусство инсталляции – пространственная композиция, сделанная живописцем из разнообразных элементов:

  1. Зрительной информации;
  2. Текстовой информации;
  3. Естественных объектов;
  4. Индустриальных мануфактур;
  5. Индустриальных изделий;
  6. Объектов быта.

Разнообразные возведения алтарного вида в культурных помещениях считаются самыми античными предшественниками инсталляции. Множество инсталляционно-подобных вещей было в разное время, а особенно в эпоху стилей рококо и барокко. Инсталляция, всё-таки, систематизировалась и жанрово была осмыслена совсем недавно, когда почти полностью разрушились образные и жанровые рубежи внутри искусств.

Родоначальниками инсталляции были сюрреалист и дадаист из Франции Марсель Дюшан.

Наравне с предметами, акциями, хеппенингами, перфомансами, инвайронментом и лэнд-артом, инсталляция являет своего рода плавающий, в жанровом и пластичном отношении, вид занятий, где преобладающими являются предопределяющий жест, живописец и расширенный отрывок проецирования.

 

Основные элемента перфоманса

Он содержит в себе 4 основных элемента, которые выделяют перфоманс на фоне остальных классических объектов искусства, таких как изваяние или холст.

К данным элементам причисляются:

  • Сам исполнитель;
  • Одновременное взаимодействие случайного свидетеля и гениального исполнителя;
  • Время;
  • Пространство.

Опираясь на эти элементы, можно с уверенностью утверждать, что перфоманс – это некое живое изображение, продемонстрированное зрителям в определённый час и в определённом месте. Он предполагает обусловленный план, где с точностью продуманы все мельчайшие движения. Автор облачает себя в образ какого-нибудь героя и чётко следует определённому типу поведения, который дозволяет сформулировать идею его выступления при помощи разнообразных атрибутов, поз и жестов.

При этом прохожие не завлекаются в данный процесс, а являются только зрителями. Очень часто герой нашей статьи представляет собой сатирическое действие, рассчитанное на весьма сильное впечатление случайного свидетеля.

 

Какие бывают виды перфоманса?

Обычно он бывает нескольких типов и в первую очередь зависит от поставленной задачи и значения выступления. Чаще всего зрителям предлагают увидеть современное исполнение, но лишь иногда на городских улочках возможно наблюдать такие своеобразные действия, как провокационный или соц-арт перфоманс.

В первом случае выступление основывается на желании исполнителя изобразить истинную достоверность всего, что происходит на данный момент. Во втором случае показать зрителям свой неукротимый нрав и пробудить у людей сильное потрясение от просмотренного или даже ввести зрителя в состояние шока.

 

Чем перфоманс отличается от классического искусства?

Главное различие классического искусства от современного перфоманса состоит в предмете творения. Если в классическом искусстве в центре заинтересованности стоит безличный объект (холст, изваяние), сотворённый талантливым исполнителем, то в перфомансе основным является сам исполнитель.

Если спектакль требует длительной репетиции, то перфоманс хотя и обдумывается до мелочей, но предполагает самопроизвольные деяния и эффект полной неожиданности в час выступления. В перфомансе напрочь отсутствует известное всем понятие «главная роль».

То, что производит автор, является, скорее всего, определённой моделью поведения, то есть в час своего выступления он в реальности ощущает сотворённую им ситуацию и очень глубоко окунается в реальность.

За последние десятилетия в современном искусстве стали появляется всевозможные течения в данной статье мы приоткрыли завесу тайны и узнали про перфоманс, что это такое действие, в котором сам исполнитель является произведением искусства.

 

Видео-перфоманс «Хочу шубу»

В этом ролике художник Вероника Орлова покажет «кровавый перфоманс» на площади в Санкт-Петербурге в защиту пушных животных, из которых человек изготавливает меховые изделия:

1-vopros.ru

Понятие Перформанса

Понятие перформанса всегда подразумевает вид современного искусства в действии. Речь может идти о любом направлении искусства, где любой творческий человек (художник, писатель, модельер, музыкант и т.д.), хочет выразить и показать собственное произведение в действии.

Сегодня перформанс – это яркое концептуальное авангардное искусство, в котором отражаются самые разнообразные стороны человеческой эволюции.

От других видов искусства перформанс отличается тем, что произведение, не просто обычный новый физический объект для эстетических ассоциаций, а осмысление принципиально новой стороны в жизни.

Современный перформанс часто проявляется как необычное событие в действии (флешмоб, боди-арт, авангардная мода и т.д.), в котором, даже сам автор, если захочет, может принимать непосредственное участие, стараясь передать свои индивидуальные ощущения через живое взаимодействие со зрителем. Как правило, такие события необычные и неожиданные, часто революционные, они направлены на то, чтобы затронуть глубинные индивидуальные переживания всех его участников.

Перформанс – это философия особого рода, разрушающая общественные стереотипы, это новый взгляд на мир, на события, на различные стороны человеческой жизни под необычным углом. Это эксперимент.

В проекте «Перформанс Империя» перформанс представлен автором, как специфическое художественное произведение неформатной идеи свободы в действии. Участниками перформанса являются представители различных неформальных субкультур, наделенные креативностью, чувством эмпатии, индивидуальными психологическими особенностями и личностными ценностями. Участники должны попытаться совместить несовместимое, в идейном перформанс эксперименте, чтобы найди кардинально новый способ гармоничного и продуктивного взаимодействия между собой и между миром в целом.

performance-empire.com

Что такое перфоманс в искусстве?

Если во время прогулки по городу вы увидели группу людей, совершающих необычные действия, не торопитесь делать выводы. Вероятно, вы стали зрителем перфоманса, а значит соприкоснулись с современным искусством.

Это художественное направление появилось не так давно, но уже успело получить широкое признание и завоевать много поклонников. Что же такое перфоманс? Чем он отличается от традиционных форм искусства?

Что означает слово «перфоманс»?

Происхождение термина связано с английским словом performance, которое переводится как «выступление, исполнение». Пионером данного направления был американский композитор и художник Джон Кейдж. В 1952 году именно этим словом он обозначил свое представление «4′33″», называемое иначе «4 минуты 33 секунды тишины».

Как одна из форм искусства перфоманс стал широко использоваться в 1960-х годах и до сих пор остается востребованным среди ценителей современных жанров музыки, живописи и театра.

Что такое перфоманс?

В основе перфоманса лежит действие исполнителя. Если в других направлениях искусства главную роль играют картины, скульптуры, другие осязаемые предметы, то в перфомансе произведением становится сам автор. Иногда это понятие связывают с танцами, театральными представлениями, балетом, но в чистом виде перфомансом считают взаимодействие исполнителя со зрителем.

При помощи собственного тела автор старается передать свои эмоции, определенные идеи и мысли, выстраивая некий незримый мост между собой и наблюдающими.

Нередко подобные представления становятся совершенно неожиданными для сторонних людей. Если зритель не подготовлен, он может не сразу понять, что происходит на самом деле. Между тем, в перфомансе высоко ценится мнение каждого человека – как знатока современного искусства, так и случайного прохожего.

По этой причине такие выступления нередко проводятся не на сцене, а в общественных местах, обычно – на улице.

Базовые элементы перфоманса

Перфоманс включает в себя четыре базовых элемента, которые выделяют его на фоне таких традиционных предметов искусства, как живопись или скульптура. К этим элементам относятся тело исполнителя, взаимодействие между автором и зрителем, место и время. Основываясь на них, можно сказать, что перфоманс – это живая картина, представленная публике в конкретном месте и в конкретное время.

Перфоманс предполагает определенный сценарий, где продуманы даже самые мелкие движения. Исполнитель примеряет на себя роль персонажа и следует какой-то поведенческой модели, которая позволяет выразить идею его представления с помощью жестов, поз, каких-то символических атрибутов.

При этом посторонние люди не вовлекаются в процесс, а являются лишь наблюдателями. Часто перфоманс представляет собой пародийное, ироничное действо, рассчитанное на эпатаж и произведение впечатления на зрителя.

Какие бывают виды перфоманса?

Перфоманс бывает нескольких видов, что зависит от смысла и цели представления. Чаще всего аудитории предлагается концептуальное (классическое) исполнение, но иногда на улицах можно увидеть такие оригинальные действа, как соц-арт-перфоманс или провокативный перфоманс.

В первом случае представление строится на желании автора показать реальную достоверность происходящего, во втором случае – продемонстрировать свой необузданный характер и вызвать у зрителя потрясение от увиденного, даже шок.

Чем перфоманс отличается от традиционного искусства?

Основное отличие перфоманса от традиционного искусства заключается в объекте произведения. Если в классике в центре внимания находится обезличенный предмет (картина, статуя), созданный неким автором, то в перфомансе главным является сам автор.

Если театр требует отрепетированности сцены, то перфоманс хоть и продумывается до деталей, но предполагает эффект неожиданности и спонтанных действий во время представления. В нем нет такого понятия, как роль.

То, что делает исполнитель, является, скорее, определенной поведенческой моделью, то есть во время представления он в действительности переживает созданную им ситуацию и глубоко погружается в реальность.

www.mnogo-otvetov.ru

Что такое ПЕРФОРМАНС - простой ответ что это значит, определние

Перформанс – это форма современного искусства, которая характеризуется активностью и эфемерностью, а не статичностью и постоянством. Данное искусство призвано непосредственно привлекать аудиторию как за счет общей картины происходящего, так и за счет действий творца.

 

Простыми словами, перформанс – это нестандартное выступление (действие), которое сочетает в себе довольно странные, интригующие или шокирующие публику события. В качестве примера самых нашумевших перформансов, можно привести панк молебен «Pussy Riot» или Петра Павленского, который прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке на Красной площади. Таким образом можно сказать что перформанс за счет своей шокирующей составляющей призван вызывать хайп и создавать информационные поводы.

 

 

Суть перформанса.

 

Данный вид искусства призван вызывать очень сильные чувства со стороны аудитории. К перформансу часто прибегают в тех случаях, когда автору необходимо распространить и обнародовать какую-то важную идею или проблему. Хотя, встречаются ситуации, когда перформанс выступает в качестве развлечения. К примеру человек, может каким-то необычным образом играть на музыкальном инструменте посреди улицы. Это тоже можно считать перформансом.

 

Перформанс и история.

 

Сам термин был придуман в 1960-х годах, но корни движения относятся к рубежу прошлого века. Идея искусства, восходит к иконоборцам-футуристам и конструктивистам, которые работали в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Вдохновленные стремительным темпом технологических изменений, эти художники часто работали в альтернативных СМИ. Они использовали нетрадиционные методы, чтобы вызвать реакцию со стороны аудитории.

 

 

Вторым поколением представителей перформанса можно назвать Энди Уорхол и Йоко Оно, которые преднамеренно срывали заранее согласованные встречи с поклонниками. Вопреки всем установленным канонам они использовали свою аудиторию как часть художественного процесса, что в дальнейшем стало тенденцией.

chto-takoe.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о