Оп арт в живописи – «ОП-АРТ (оптическое искусство) художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Оптическое искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Опти́ческое иску́сство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (разновидности модернизма). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму, представителем которого был Виктор Вазарели (с 1930 по 1997 г. работал во Франции), основоположник оп-арта.

Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, точнее, его разновидности —

ru.wikipedia.org

Оп-арт в живописи и искусстве. Картины оптических иллюзий.

Оптическое искусство или Оп-арт (от английского слова optical art) – направление в художественной живописи второй половины 20 века, отличительными чертами, которого были оптические иллюзии, вызываемые искаженным восприятием форм и фигур расположенных на пространстве.

Течение является логическим продолжением одного из направлений модернизма – техницизма. Основоположником считается французский художник Виктор Вазарели.

С точки зрения науки первые опыты с оптическими иллюзиями появились в конце 19 века. Профессор Томпсон опубликовал статью в научном журнале, в которой в качестве иллюстрации были изображены две круглые плоскости, создающие ощущение движения. В качестве художественного течения оп-арт получил известность у широкой публики в 1965 году на выставке в Музеи современного искусства в Нью-Йорке. Позже по всему миру с успехом проходили коллективные выставки различных представителей этого художественного течения : группа Зеро (Дюссельдорф), группа Т. (Милан) и много других.

Оптические иллюзии основаны на особенности зрительного восприятия человека, это искажение изначально присутствует в механизме созерцания окружающего пространства глазом человека, другими словами изображение присутствует не только в реальности, но и в мозге индивида. Вследствие чего ученные установили, что процесс зрительного восприятия протекает согласно ряду правил, чем успешно воспользовались художники для создания своих работ.

Художница Бриджит Райли в картине «Катаракта-3» создает волнообразный эффект. В другой своей работе «Прямая кривизна» из черно-белых линий она выстраивает вращающееся спираль.

Бриджит Райли. «Катаракта-3». 1967 год.

Оп-арт со временем становится глобальным течением. Художники из разных стран создают оптические картины и проводят коллективные выставки. В Италии это Мари Коломбо, в Испании Дуарте Ибаролла, в СССР Вячеслав Колейчук.

Позже особенности Оп-арта нашли широкое  применение в промышленной дизайне, афишах, оформительском искусстве.

Знаменитые работы в стиле оп-арт

Джозеф Альберс . Структурное созвездие. 1913 год. Джозеф Альберс один из основателей оп-арта, немецкий и американский художник, дизайнер, поэт и преподаватель. В этой оптической иллюзии, Альберс  экспериментирует  с восприятием пространства, играя с  расположением линий, он демонстрирует как  может неоднозначно восприниматься  глубина пространства. Черные прямоугольные фигуры пересекаются друг с другом под разными углами, дезориентируя зрительское восприятие, не понятно,  что находится впереди, а что позади.

 

Бриджет Райли. Пламя.1964 год. Зигзагообразные черные и белые линии создают ощущение кругового вращения. Мозг интерпретирует изображение, чередуя узор, и кажется что круг движется. Сама Райли сказала: «моя работа была разработана на основе эмпирического анализа и синтеза, и я всегда считала, что восприятие является средой, через которую пропускается опыт, полученный в реальной жизни».

 

 

Виктор Вазарели. Duo- 2. 1967 год. Контрастные теплые и холодные оттенки создают неоднозначную иллюзию трехмерной структуры. Они вогнутые или выпуклые? Иллюзия настолько реалистична, что мы забываем, что это всего лишь изображение, а не реальная объемная конструкция.

 

Хесус Рафаэль Сото. Сфера Парижа. 2000 год. Сото приехал из Венесуэлы во Францию  в 1950 году, был одним из немногих южно-американских художников, которые внесли важный вклад в развитие оп-арта и кинетического искусства. Своей формой работа «Сфера Парижа», кажется, бросает вызов гравитации, и напоминает источник зарождения мира и вселенной. Работа создана из тонких резиновых нитей голубого цвета . Сото начал делать такие работы в середине 1960-х годов, и хотя это произведение было создано через много лет после того ОП-арт движение пошли на спад, оно не теряет свое прилекательности и художественной ценности. А сам художник вызывает уважение за творческое постоянство и преданность оп-арту.

 

gogetart.art

Стиль оп-арт — оптическое искусство :: SYL.ru

Оп-арт (или оптическое искусство) – это течение абстракционизма, главным объектом которого являются оптические иллюзии, созданные с целью обмануть глаз зрителя. Это течение тесно связано с кинетизмом – направлением в современном искусстве, фокусирующемся на создании движения или его иллюзии.

Оп-арт использует главным образом геометрические фигуры, расположенные в четкой математической проекции так, чтобы создавалась иллюзия движения, глубины или колебаний. Первые работы в этом направлении создавались с использованием ахроматической палитры цветов (белый, черный и серый), которая позволяла добиться идеального контраста.

Принято считать, что основоположником течения является французский художник-кинетик Виктор Вазарели. Оп-арт также связывают с абстрактным экспрессионизмом, кубизмом и дадаизмом.

Исторический контекст

На протяжении многих веков художников интересовала теория восприятия цвета, формы и перспективы. Чтобы усовершенствовать технику живописи, мастера стали изучать оптические эффекты и иллюзии. Специфичность визуального восприятия стала основой импрессионизма, а интерес к геометрическим формам положил начало кубизму.

К середине XX века все эти интересы, подпитанные развитием психологии и беспрецедентным техническим прогрессом, вылились в новое течение. Шедевры оптического искусства создаются из абстрактных форм, находящихся в резком контрасте с фоном, таким образом, получаются эффекты, которые одновременно запутывают и стимулируют визуальное восприятие зрителей.

Самые первые выставки привлекли внимание широкой интернациональной публики. Многим посетителям казалось, что оп-арт является идеальным направлением искусства для современного мира с его новыми достижениями в технике, психологии, медицине, цифровых и телевизионных технологиях.

История возникновения оптического искусства

Впервые термин «оп-арт» был использован художником и писателем Дональдом Джаддом в критическом обзоре выставки Джулиана Станчика «Оптические картины». Новое название было быстро подхвачено Times – статья, посвященная этой же выставке, окончательно укрепила оптическое искусство как отдельное направление и наградила его звучным именем.

Несмотря на то что корни этого течения прослеживаются еще в первых теориях цветового восприятия, современный оп-арт возник под влиянием работ Виктора Вазарели, который одним из первых стал изучать оптические иллюзии, возникающие при определенном расположении фигур на холсте.

The Responsive Eye – апогей оптического искусства

В середине XX столетия серия международных выставок привлекла внимание к работам в таком стиле, как оп-арт. Вазарели и его идеи заинтересовали не только общественность, но и других художников, которые увидели в оптических иллюзиях смешение традиционного искусства и современных возможностей и интересов. В 1965 году в знаменитом Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) прошла выставка под названием The Responsive Eye. Среди представленных 123 экспонатов были не только работы Вазарели, многие другие представители оп-арта получили возможность показать публике свои оптические иллюзии. Среди них были такие художники, как Бриджет Райли, Франк Стелла, Карлос Крус-Диез и Хесус Рафаэль Сото.

Общее представление об оптическом искусстве

Представители оп-арта были заинтересованы возможностями человеческого глаза и зрительного восприятия, именно для этого они создавали разные композиции, позволяющие исследовать феномены оптического восприятия и реакцию зрителей. Такие эффекты, как комбинационные искажения, ослепление, остаточные изображения, используют точно просчитанное расположение форм, цветов, яркости и контраста, чтобы стимулировать человеческий глаз.

В основном художники оп-арта использовали ахроматическую палитру, мотивируя это тем, что чем сильнее контраст, тем четче иллюзия. Без использования контуров на черно-белых полотнах тяжелее всего определить, какой цвет является фоном. Однако цвет часто становился инструментом для создания оптических иллюзий, поскольку различные оттенки добавляют глубину изображению так же, как и контраст между оттенками различной интенсивности предлагает новые возможности для экспериментов.

Несмотря на странные и неожиданные эффекты, оп-арт полностью соответствует канонам высокого искусства, так как все классические полотна используют иллюзию глубины и пространственного изображения. Оптическое искусство расширяет традиционную иллюзорность, рассчитывая на психологические правила визуального восприятия.

Как создаются оптические иллюзии

Оптическое искусство (оп-арт) как отдельное движение опирается на физиологическую и психологическую связь между органом зрения (глаз) и органом восприятия (мозг и нервная система). Определенные узоры и геометрические композиции способны повлечь за собой разногласие между двумя этими органами, таким образом, создавая иррациональные оптические эффекты и иллюзии.

Эти эффекты можно разделить на две основных категории:

  • Иллюзия движения – вызвана специфическим расположением контрастирующих геометрических фигур. Эффект воспринимаемого движения легче всего создать, используя черно-белую палитру.
  • Остаточные изображения – заставляют мозг удерживать изображение и проецировать его на чистую поверхность сразу после того как взгляд зрителя покидает объект оп-арта. Такой эффект создается с помощью очень ярких и контрастирующих между собой цветов.

Оп-арт в искусстве

Критики считают, что корни оптического искусства происходят из геометрического абстракционизма, который тоже являлся порождением нового и быстро изменяющегося мира. Однако тенденция фокусироваться строго на визуальных и перцептивных эффектах говорит скорее о том, что большее влияние на стиль оп-арт оказали идеи мастеров барокко, которые затем объединились в технический прием, называемый «тромплей» (trompe-l’oeil). Его называют еще усиленной перспективой или обманкой.

Представители оптического искусства не отличались единым идейным порывом. Одни из них создавали перцептивные иллюзии в качестве эксперимента над человеческим восприятием, другие старались внести искусство в широкие массы, создавая новые, интересные и стимулирующие проекты. Многие художники, выполнившие шедевры оп-арта, не считали себя частью движения, и даже напрочь отказывались признавать его в качестве отдельного, самостоятельного направления.

Основные характеристики

Каждое художественное течение обладает уникальными, неповторимыми характерными чертами. Именно такие черты разделяют работы, принадлежащие кубизму, дадаизму и конструктивизму, вместо того, чтобы объединить их под одним общим куполом абстрактного искусства.

Оп-арт вылился в отдельное течение именно благодаря ряду уникальных характеристик:

  • Главная цель оптического искусства – обмануть глаз зрителя. Композиции построены так, что создается диссонанс между органом зрения и органом восприятия, в результате которого получается иллюзия движения или любой другой оптический эффект.
  • Из-за своих исключительно геометрических форм оп-арт является нерепрезентативным течением, то есть представители оптического искусства не стараются изобразить конкретные предметы окружающей их реальности.
  • Используемые элементы, среди которых цвет, формы и линии, изучены и просчитаны и создают композицию с практически математической точностью.
  • В оптическом искусстве для композиции одинаковое значение имеет как фон, так и первый план.
  • Главными техническими приемами для создания оптических иллюзий являются перспектива и точное сопоставление форм и цветов.

Оценка критиков

Апогеем оптического искусства стала Нью-Йоркская выставка The Responsive Eye. Она пользовалась невероятной популярностью у широкой публики, заинтригованной новым соотношением цвета и формы. Однако критики не удостоили работы и само движение особым вниманием.

Некоторые из художников и критиков, несмотря на новое сочетание науки и искусства, оказались ярыми противниками стиля оп-арт, мотивируя это тем, что выставка собрала работы художников, чьи цели и идеи настолько различны и противоречивы, что они не могут принадлежать одному течению.

Благодаря инновационным и комплексным визуальным эффектам оп-арт получил мгновенное признание публики, однако критики продолжали относиться к нему с недоверием и снисхождением, считая стиль несостоявшимся, мимолетным трендом, обреченным на полное забвение.

Оптическое искусство сегодня

Критики были частично правы относительно мимолетности оп-арта. После 1965 года стиль достаточно быстро растерял свой потенциал. Возможно, причиной тому стало отсутствие общих целей и идейной базы или молниеносный коммерческий успех оптических иллюзий.

Через много лет после апогея оп-арта его репутация продолжает быть противоречивой. Некоторые критики называют оптические композиции «щекотанием глаз», другие сравнивают поп-арт и оп-арт, проводя параллели и называя оптическое искусство абстрактным поп-артом. Сегодня такого рода иллюзии широко используются в индустрии моды, психологии и цифровых технологиях.

www.syl.ru

Оп-арт в живописи и искусстве. Картины оптических иллюзий.

Оптическое искусство или Оп-арт (от английского слова optical art) – направление в художественной живописи второй половины 20 века, отличительными чертами, которого были оптические иллюзии, вызываемые искаженным восприятием форм и фигур расположенных на пространстве.

Течение является логическим продолжением одного из направлений модернизма – техницизма. Основоположником считается французский художник Виктор Вазарели.

С точки зрения науки первые опыты с оптическими иллюзиями появились в конце 19 века. Профессор Томпсон опубликовал статью в научном журнале, в которой в качестве иллюстрации были изображены две круглые плоскости, создающие ощущение движения. В качестве художественного течения оп-арт получил известность у широкой публики в 1965 году на выставке в Музеи современного искусства в Нью-Йорке. Позже по всему миру с успехом проходили коллективные выставки различных представителей этого художественного течения : группа Зеро (Дюссельдорф), группа Т. (Милан) и много других.

Оптические иллюзии основаны на особенности зрительного восприятия человека, это искажение изначально присутствует в механизме созерцания окружающего пространства глазом человека, другими словами изображение присутствует не только в реальности, но и в мозге индивида. Вследствие чего ученные установили, что процесс зрительного восприятия протекает согласно ряду правил, чем успешно воспользовались художники для создания своих работ.

Художница Бриджит Райли в картине «Катаракта-3» создает волнообразный эффект. В другой своей работе «Прямая кривизна» из черно-белых линий она выстраивает вращающееся спираль.

Бриджит Райли. «Катаракта-3». 1967 год.

Оп-арт со временем становится глобальным течением. Художники из разных стран создают оптические картины и проводят коллективные выставки. В Италии это Мари Коломбо, в Испании Дуарте Ибаролла, в СССР Вячеслав Колейчук.

Позже особенности Оп-арта нашли широкое  применение в промышленной дизайне, афишах, оформительском искусстве.

Знаменитые работы в стиле оп-арт

Джозеф Альберс . Структурное созвездие. 1913 год. Джозеф Альберс один из основателей оп-арта, немецкий и американский художник, дизайнер, поэт и преподаватель. В этой оптической иллюзии, Альберс  экспериментирует  с восприятием пространства, играя с  расположением линий, он демонстрирует как  может неоднозначно восприниматься  глубина пространства. Черные прямоугольные фигуры пересекаются друг с другом под разными углами, дезориентируя зрительское восприятие, не понятно,  что находится впереди, а что позади.

 

Бриджет Райли. Пламя.1964 год. Зигзагообразные черные и белые линии создают ощущение кругового вращения. Мозг интерпретирует изображение, чередуя узор, и кажется что круг движется. Сама Райли сказала: «моя работа была разработана на основе эмпирического анализа и синтеза, и я всегда считала, что восприятие является средой, через которую пропускается опыт, полученный в реальной жизни».

 

 

Виктор Вазарели. Duo- 2. 1967 год. Контрастные теплые и холодные оттенки создают неоднозначную иллюзию трехмерной структуры. Они вогнутые или выпуклые? Иллюзия настолько реалистична, что мы забываем, что это всего лишь изображение, а не реальная объемная конструкция.

 

Хесус Рафаэль Сото. Сфера Парижа. 2000 год. Сото приехал из Венесуэлы во Францию  в 1950 году, был одним из немногих южно-американских художников, которые внесли важный вклад в развитие оп-арта и кинетического искусства. Своей формой работа «Сфера Парижа», кажется, бросает вызов гравитации, и напоминает источник зарождения мира и вселенной. Работа создана из тонких резиновых нитей голубого цвета . Сото начал делать такие работы в середине 1960-х годов, и хотя это произведение было создано через много лет после того ОП-арт движение пошли на спад, оно не теряет свое прилекательности и художественной ценности. А сам художник вызывает уважение за творческое постоянство и преданность оп-арту.

 

gogetart.art

Оптическое искусство

Оптическое
искусство

(оп-арт — сокращённый вариант от
английского optical art) — художественное
течение второй половины XX века,
использующее различные оптические
иллюзии, основанные на особенностях
восприятия плоских и пространственных
фигур.

Оп
– арт – это одна из разновидностей
кинетического искусства. Он стремится
к достижению оптической иллюзии движения
неподвижного художественного объекта
путем психофизиологического воздействия
на зрителей, их активизации. В отличие
от кинетического искусства, произведение
и зритель неподвижны. Искомый оптический
эффект строится на контрапункте
напряженного художественного восприятия,
требующего концентрации зрительского
внимания, и фактической неподвижности
артефакта. Эстетическая специфика Оп
— арта заключается в замене классической
перспективы многофокусным видением
виртуального оптического пространства.
Движение в нем всегда виртуально, а не
реально: визуализируется сама его идея.
Создается иллюзия «ожившего пространства»,
плоскостное восприятие картины
разрушается.

Теория
Оп-а. разрабатывается Исследовательской
группой (Б.
Мунари, У. Эко, Э. Мари
).
Особое внимание уделяется партнерским
отношениям между художником и
зрителем-актером, а не пассивным
созерцателем. В работе «Хватит
мистификаций» подчеркивается, что
подлинная концепция объекта предполагает
двоякий подход, сочетающий непреложную
данность конкретной ситуации и ее
бесконечно многообразное видение.
Акцентируется фактор случайности
зрительского восприятия, стимулирующий
вариативность индивидуального видения
артефакта.

Оп
— арт возник в
1965 в США
.
Новое художественное движение заявило
о себе проведением выставки “Отзывчивый
глаз”, представившей картины его
создателей — Я. Эгема, Н. Шёффера, Х.Р.
Демарко, А. и Ж. Дуарте, А. Асиза и др.
Первые произведения Оп -арта были
черно-белыми (В. Вэзэрли, В. Райли). В
дальнейшем цвета служат достижению
максимальных контрастов их интенсивности,
созданию оптического цветового смешения,
вызывающего иллюзию движения. Динамическому
эффекту подчинены и поиски оптимальных
соотношений между светом и различными
материалами — зеркалами, наборами
оптических стекол, металлическими
пластинами и т.д. (X. Мэк, Д. Ле Парк, Г.
Алвиани).

Течение
продолжает рационалистическую линию
техницизма (разновидности модернизма).
Восходит к так называемому «геометрическому»
абстракционизму, представителем которого
был Виктор Вазарели (с 1930 по 1997 г.работал
во Франции), основоположник оп-арта.

Направление
оп-арта зародилось внутри абстракционизма,
точнее, его разновидности — геометрической
абстракции
.
Его распространение как течения относится
к 60-м гг. 20 в.

В
1955 г. в Париже оп-арт экспонировала в
своей галерее Denis Rene. Но всемирную
известность оп-арт получил в 1965 году
после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный
глаз» (The Responsive Eye) в музее современного
искусства. На выставке «Арте-Фиера-77»,
проходившей в 1977 году в Болонье, в
изобилии демонстрировались произведения
художников этого направления — Виктора
Вазарели, Еннио Финци и других. Художники
оп-арта нередко объединяются и выступают
инкогнито: группа Н. (Падуя), группа Т.
(Милан), группа Зеро (Дюссельдорф), группа
поисков визуального искусства,
возглавляемая Виктором Вазарели, которая
дала первоначальный толчок движению
оп — арта.

Художники
оп-арта использовали различные зрительные
иллюзии, опираясь на особенности
восприятия плоских и пространственных
фигур. Оптическое искусство – искусство
оптических иллюзий, опирающееся на
особенности визуального восприятия.
Восприятие рисунка основано на оптической
иллюзии: изображение существует не
только на холсте, но в действительности
и в глазах, и в голове зрителя.

Оптическая
живопись основывается на зрительных
иллюзиях, возникающих при восприятии
некоторых конфигураций на плоскости.
Например:

1)
При рассматривании чередующихся черных
и белых концентрических окружностей
появляются пересекающие их лучи, которые
вращаются наподобие пропеллера.

2)
Чертеж куба, на котором обозначены все
его ребра, оказывается для глаза
неустойчивым, и его грани постоянно
меняются местами, то выдвигаясь вперед,
то отступая в глубину.

3)
При пересечении отрезка прямой штрихами
может возникнуть ощущение ломаной
линии. Взаимоналожение двух геометрических
структур дает эффект волн.

4)
Яркая и резко обозначенная форма
провоцирует так называемый последовательный
образ, то есть иллюзорную форму той же
конфигурации и контрастного цвета.

Оптические
иллюзии помогают обнаружить некоторые
закономерности зрительного восприятия,
поэтому им уделяли пристальное внимание
псиxoлоги. Сконструированные ими
визуальные тесты имели экспериментальный
характер. При восприятии реальных
объектов иллюзии возникают редко.
Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы
человеческой перцепции, необходимо
было поставить глаз в необычные условия,
заставить его решать нетиповые задачи.
Опытные графические образцы, созданные,
например, школой гештальтпсихологии,
привели к формулированию некоторых
правил, по которым протекает процесс
зрительного восприятия.

Художники
воспользовались этими открытиями
по-своему. Обратимся, например на картине
Бриджит Рили «Поток» (1964). Всю ее
поверхность покрывают тонкие волнообразные
линии. К середине изгибы становятся
более крутыми, и здесь возникает видимость
отделяющегося от плоскости зыбкого
течения.

В
другой черно-белой композиции Рили –
«Прямая кривизна» (1963) – сдвинутые
по центру и пересеченные ломаными
линиями круги создают эффект объемной
извивающейся спирали.

В
«Фрагменте № 6/9» (1965) той же художницы
разбросанные по плоскости черные диски
порождают скачку последовательных
образов, мгновенно исчезающих и
возникающих вновь.

Задача
оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать
его на ложную реакцию, вызвать образ
«несуществующий». Визуально противоречивая
конфигурация создает неразрешимый
конфликт между фактической формой и
формой видимой. Оп-арт намеренно
противодействует нормам человеческой
перцепции. Исследования психологов
показали, например, что глаз всегда
стремится организовать хаотически
разбросанные пятна в простую систему
(гештальт). В оптической живописи,
напротив, простые однотипные элементы
располагаются так, чтобы дезориентировать
глаз, не допустить становления целостной
структуры.

Особенно
сильным ударом подвергался нервный
аппарат зрителя на тех выставках, где
экспонировались движущиеся, светящиеся,
отражающие свет и бликующие системы.
Их посетители реагировали на «художественную
иллюзию» головокружениями и обмороками.

Здесь
следует иметь в виду одну закономерность
в эволюции модернизма. Последовательно
отказываясь от наиболее высоких способов
художественной идеализации и образного
претворения материала (идейное содержание,
повествовательный или аллегорический
сюжет, само изображение, наконец),
авангардистские направления одновременно
понижали и уровень зрительских реакций.
Так, в восприятии живописи геометрической
абстракции (по другой терминологии —
«конкретной живописи») участвует лишь
представление о формальном зрительном
порядке. Отталкиваясь от этих
«математических» принципов, новое
поколение конкретистов отвергло и
форму.

studfiles.net

Оп-арт стиль в живописи

Оп-арт ( англ. оp art, сокр. От optical art — оптическое искусство) – направление в искусстве, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Оп-арт как движение зародился в 1950-е гг. внутри абстракционизма, продолжив его рационалистическую линию – геометрическую абстракцию, представителем которого был французский художник венгерского происхождения Виктор Вазарели – основоположник и лидер оп-арта.

Основа оп-арта – в художественно организованных оптических эффектах ) эффектах пространственного перемещения, парения, слияния форм), которые достигались геометризированными комбинациями линий и пятен с введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, извивающихся линий, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций. Применение зеркал, линз, дрожащих металлических пластинок и проволок, установок меняющегося света, динамических конструкций, усиливает эффект воздействия создает особую эстетическую среду, достигающую высокой степени абстрагирования от конкретного. Иллюзия движения, вспышек света, меняющейся формы и последовательной смены образов возникают в произведениях оп-арта автоматически, т.е. фиктивно, присутствуя только в ощущениях зрителя.

В 1960-х гг, оп-арт получил недолгое, но широкое признание не только в живописи, но и в прикладном искусстве: в графике, дизайне (мебели, текстиля, росписи стен), в сфере моды и декоративного макияжа.

Мастера оп-арта: Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Ричард Анушкевич, Хесус Рафаэль Сото, Лари Пунз, Карлос Крус-Диес

Источник: http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=44 

Похожие записи

design-kmv.ru

Оп арт — Art-Salon

Оп арт — оптическое искусство

Оп арт (optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому геометрическому абстракционизму представителем которого был В. Вазарели.

Направление оп-арта зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности — геометрической абстракции.
Его распространение как течения относится к 60-м годам 20 в.
Первые опыты в области Оп-арта относятся к концу 19 в.
Уже в 1889 г. в ежегоднике Das neue Universum появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона, который используя чёрно-белые коцентрические окружности создавал впечатление движения на плоскости: колёса на рисунках Томпсона «вращаются» и круги «переливаются». Но это было более научное исследование особенностей зрения, нежели искусство.
В 1955 г. в Париже опарт экспонировала в своей галерее Denis Rene.

Но всемирную известность опарт получил в 1965г. после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году в Болонье, в изобилии демонстрировались произведения художников этого направления — Виктора Вазарели, Еннио Финци и других.
Художники оп-арта нередко объединяются и выступают инкогнито: группа Н. (Падуя), группа Т. (Милан), группа Зеро (Дюссельдорф), группа поисков визуального искусства, возглавляемая Виктором Вазарели, которая дала первоначальный толчок движению опарта.

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. Оптическая живопись основывается на зрительных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости.
Например:
1. при рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера
2. чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину
3. при пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии
4. взаимоналожение двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн
5. яркая и резко обозначенная форма провоцирует так называемый последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета

Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание псиxoлоги. Сконструированные ими визуальные тесты имели экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия.

Задача оп арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой.
Оп арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт).
В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.
Принудительная реакция глаза на противоестественный гештальт рефлекторна, как реакция пальца на ожог. Сознательная интерпретация здесь исключена. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата.
Такие иллюзии действительно имеют всеобщий характер и не зависят от индивидуального сознания, культуры, убеждений и вкусов личности. В этом смысле создания оп арта общедоступны. Кроме того, многие произведения этого направления вследствие элементарности формы и дешевизны материалов (бумага, различные виды пластмасс) легко воспроизводимы в промышленности.
На этих основаниях художники гордились демократизмом своего искусства.
В этом оп арт смыкается с массовым искусством. Сближение с формами массовых зрелищ и аттракционов особенно явно в пространственных конструкциях оп арта вращающихся, сверкающих, постоянно меняющих свой облик системах, движущихся и мерцающих плоскостях и объемах.

Находки в этой области Якова Агама, Хесуса-Рафаэля Сото, Карлоса Крус-Диеса, Хулио Ле Парка, Жоэля Стена, Джеффри Стила и других впоследствии с успехом использовались в оформлении дискотек, коммерческих выставок, светозвуковых шоу и других массовых мероприятий. Объекты в действительности могут двигаться используя механическую силу или без неё.

Мобили, движущиеся без механической силы, были изобретены А. Родченко, а через несколько лет усовершенствованны американцем А. Колдером. Его скульптуры представляют собой абстрактные композиции, которые двигаются благодаря колебаниям воздуха.

И. Де Сото интересовали оптические эффекты. В его работах такие эфекты получаются путем наложения одного слоя на другой. Например: два рисунка на органическом стекле с промежутком между ними. Кажется, что они сливаются в новом пространстве. Позже Сото начал экспериментировать с линиями разложенными между экранами.
Вазарели был самым ярким представителем оп арта благодаря как размаху своего творчества так и логической завершенности своего метода. Он исследовал воздействие этого искусства и его применение в архитектуре и дизайне что привело к расцвету оп арта в рекламе и дизайне до такой степени что даже возникла опасность превращения его в прикладное искусство.
Чтобы достичь внешних оптических эффектов оп артисты используют материалы не относящиеся к живописи (металл стекло пластик) но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов — излюбленный прием рекламы и печати шокирующий и достигающий немедленного результата.

Оп арт постепенно приобретает интернациональный характер в разных странах образуются целые группы художников: в Италии (Альвиани Де Векки, Коломбо Мари), Испании (Дуарте Ибаррола), Германии (Хаккер Мак Гравениц) Швейцарии (Тальман Герстнер), России (Вячеслав Колейчук).

В США кризис абстракции порождает хард-эдж и минимализм которые были вызваны теми же самыми эстетическими потребностями. Эти движения принадлежали традиции Баухауза и Мондриана. Творчество Джозефа Алберса учившегося в Баухаузе и уехавшего в США станет основой этого явления. Произведения Э. Келли и К. Ноланда близки оп арту в который они вводят непременный атрибут американского искусства — гигантизм.

В этом же направлении развивалась и скульптура Тони Смита, Дона Джудда и Роберта Морриса. Но вскоре все эти художники почувствовали необходимость в «отверстии» открывающемся во внешнее пространство: Крус Диас экспериментирует с цветовыми эффектами и добивается их «равномерного насыщения» Сото — стремится их углубить а Агам — достигнуть их рельефности.
Так вольно или невольно а может быть благодаря своим собственным открытиям оп арт незаметно соединился с кинетизмом.

Возможности оп арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.

 

art.batato.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о