Помогите мне с историей!! ! Пожалуйста!!!
Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома. В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбэ и во Франции, в Париже, в «L’ecоle des beaux arts» Кормона. Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошелся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей» , «Пощёчина общественному вкусу» и др. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов. В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. В 1918—1920 гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США. Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной Бурлюк и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. В 1956 и в 1965 гг. посетил СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки. Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родствениками над водами Атлантики с борта парома.[править] Творчество
Изображение: Burliuk Revolution.jpg
Д. Бурлюк, Revolution, 1917Бурлюк полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки» .
Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма» , Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах:
…Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — истрепанная девка,
А красота — кощунственная дрянь…
…Звезды — черви, пьяные туманом…
…Мне нравится беременный мужчина…
и т. д.
Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая» . Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В. Маяковском.
[править] Память
В Бруклине (Нью-Йорк, США) создан музей Давида Бурлюка.
При Сумской Александровской гимназии в г. Сумы, Украина, в 2007 году создан Мемориальный музей Давида Бурлюка, когда на малой родине художника широко отмечали его 125-летний юбилей. Тогда же на стене гимназии была открыта мемориальная доска работы сумского скульптора Олега Прокопчука.
В украинском г. Сумы функционирует Фонд им. Давида Бурлюка, который иследует жизненый путь и творческое наследие известного земляка
otvet.mail.ru
Духовная жизнь серебряного века. Русская живопись начала XX в
Задание 1
Опираясь на текст параграфа, приведите в соответствие друг другу данные таблицы.
Достижения русской науки в начале XX в.
Задание 2
1. Кто из перечисленных ниже учёных являлся лауреатом Нобелевской премии:
а) Д.И. Менделеев; б) И.И. Мечников; в) И.П. Павлов?
В.
2. Какая фамилия выпадает из общего логического ряда:
а) Н.А. Бердяев; б) С.Н. Булгаков; в) Д.С. Мережковский; г) П.Б. Струве; д) С.Л. Франк?
В.
Задание 3
Используя текст учебника и дополнительные материалы, выберите правильный ответ.
1. К какому направлению можно отнести приведённые ниже стихотворные строки:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
А. Блок
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное.
3. Гиппиус
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество —
Моя пустынная душа.
К. Бальмонт
а) реализм; б) футуризм; в) декаданс?
В.
2. Подобные настроения стали реакцией на:
а) ухудшение материальных условий жизни, связанное с войной;
б) подавление свободы творчества со стороны властей;
в) «капитализацию» образа жизни, стандартизацию личности, превалирование материальной стороны жизни над духовной.
В.
Задание 4
Известный деятель Серебряного века Д.Д. Бурлюк, находясь в эмиграции, вспоминал:
У нас много было классовой ненависти с самого начала: бедных к богатым. Мы все были бедняками. Никто из богатых нас никогда не поддерживал, нас только ругали… только издевались над нами. Когда нас начали травить, мы озверели. Денег печатать книги у нас не было. Мы стали представителями эстрадной литературы, литературы размалёванного забора: забора революционного.
[Мы] были и есть первые большевики в искусстве.
1. Как вы думаете, представитель какого художественного направления мог сказать подобные слова:
а) символистов; б) футуристов; в) акмеистов?
Б.
В.В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, А.Е. Кручёных, В.В. Маяковский, В.В. Каменский.
3. Объясните последние слова Д.Д. Бурлюка.
Они отвергали устоявшиеся принципы искусства и пытались изменить свое положение. Так же как и большевики стремились изменить государственный строй России.
Задание 5
Используя текст параграфа, приведите в соответствие таблицу.
Шедевры русской живописи начала XX в.
Задание 6
Впишите пропущенные в тексте фамилии.
Величайшим событием в истории русской культуры стал парижский сезон С. П. Дягилева 1910 г., на котором был впервые представлен публике балет И. Стравинского «Жар-птица». Успех «Жар-птицы» был связан прежде всего с прекрасной музыкой балета. Но, безусловно, триумфу спектакля способствовали оригинальная хореография М. Фокина и художественное оформление Леона Бакста и Головина.
Задание 7
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 2. Поэт, руководитель «Ассоциации эгофутуристов». 3. Русский учёный, разработавший учение о биосфере и ноосфере. 6. Русский учёный, лауреат Нобелевской премии. 7. Русский художник, автор картины «Девочка с персиками». 9. Поэт-футурист, член группы «Гилея». 10. Русская поэтесса. По вертикали: 1. Религиозный философ. 2. Философ, один из авторов «Вех». 4. Русский писатель, автор повестей «Гранатовый браслет», «Поединок». 5. Знаменитый оперный певец. 8. Художник, основоположник своеобразного религиозного учения.
Ответ:
По горизонтали: 2. Северянин. 3. Вернадский. 6. Павлов. 7. Серов. 9. Кручёных. 10 Ахматова.
По вертикали: 1. Бердяев. 2. Струве. 4. Куприн. 5. Собинов. 8. Рерих.
История социальной рекламы в России в эпоху Гражданской войны
Главная ► Статьи ► История социальной рекламы в России в эпоху Гражданской войныВ предыдущей статье мы кратко познакомились с использованием социальных плакатов во время Первой мировой войны. Продолжим наш экскурс в историю и вспомним Гражданскую войну.
В 1917 году происходит Октябрьская революция, организованная большевиками. В ответ на революцию происходит реакция в виде различных (в том числе монархических) сил не согласных с действиями большевиков, которые разогнали Учредительное собрание. Две эти силы обычно называют «красные» и «белые», и именно эти силы развязывают в стране кровопролитную войну, деля её на двое даже в семьях. Социальная реклама теперь выступает в основном в качестве пропаганды.
Пропаганда белых
Фактически, у белых был лишь один лозунг, вокруг которого они выстраивали свою пропаганду — это «Россия Единая, Великая и Неделимая». По сути это было реакцией на желание красных строить интернационал, устраивать мировую революцию и дать нациям свободу самоопределения в ущерб целостности России. Ни один из лидеров Белого движения не хотел признавать разделение России или потерю ей каких-либо территорий, даже когда вероятность вернуть потерянные территории была практически равна нулю. Также был и второй принцип, которого придерживались белые — это «непредрешение», то есть отказ от какого-то решения насчёт будущей формы устройства государства.
Пропаганда белых против красных делала упор на «азиатчине» красных, интернационализме, обвинению в связях с немцами, уничтожению церквей и прочем. Себя же они старались показать в образе тех, кто сумеет объединить страну, решить земельный вопрос и поведёт Российскую империю к светлому будущему.
К примеру, вот группа плакатов, которые создают образ единой России, на одном из которых также виден образ богатыря, который убивает красного змея, который плотным кольцом обхватил сердце России.
Ещё один сильный аргумент против большевиков — это их отношение к церкви и православию:
В то время как белогвардейцы наоборот обращались к вере и религии:
Нужно не забывать, что во время Гражданской войны шла активная интервенция со всех сторон в нашу страну. Западные империалисты были против становления большевизма в России, поэтому они активно помогали белогвардейцам, что отразилось в пропаганде:
При этом большевиков они обвиняли в связи с немцами, которые спонсировали революцию, дабы вывести нашу страну из войны. Правда после поражения Германии в Первой Мировой войне, правительство большевиков не рухнуло вслед за «спонсорами», поэтому среди белых офицеров начал нарастать когнитивный диссонанс. После многие белые офицеры переходили на сторону Красных (Будёный, например), потому что осознавали, что это за ними стоят интервенты, а за большевиками только народ:
И как в любой войне шла активная демонизация своего противника, чтобы солдатам было психологически легче идти на войну и убивать друг друга. Враги постоянно сравнивали друг друга с какими-то монстрами:
В 1919 году появляется белогвардейский плакат «Отчего вы не в армии?», который обладает рядом недостатков и не может соперничать с аналогичным плакатом красных (см. ниже). Вообще, плакат был перерисован с итальянского постера, шрифт плаката в стиле модерн вызывает непонятные смыслы, а также плохо читаем. Обращение на «вы» здесь вообще неуместно, так как не создаёт необходимого контакта между потенциальным новобранцем и плакатом:
Красные (как, впрочем, и белые) нередко устраивали террор в сёлах и деревнях, поэтому такие события давали хорошую основу для белой пропаганды:
Интернационализм также подвергался жёстоким нападкам в самых извращённых формах. К примеру, известно, что в Красной армии воевали китайцы и латыши, так как коммунисты действовали исходя из классовой теории Маркса. Она гласит, что каждый человек будет поступать в интересах своего класса, отстаивая эти интересы. Поэтому с точки зрения большевиков не было разницы между китайцем и русским, если они оба принадлежали рабочему классу (или буржуазному). Факты присутствия иностранных подразделений были подарком для белогвардейской пропаганды:
Пропаганда красных
Так как большевики следовали идеологии марксизма-ленинизма, то и все цели в социальной рекламе/пропаганде у них были соответствующими: мировая революция; построение интернационала; диктатура пролетариата; уничтожение частной собственности на средства производства; отделение церкви от государства, а порой и жестокое уничтожение храмов и святынь; пропаганда знаний, повышение уровня грамотности; электрификация сёл и деревень и многое другое.
Стоит отметить такую историческую фигуру, как Дмитрий Стахиевич Орлов, больше известный под псевдонимом Д. Моор. Он был художником и одним из основоположников советского политического плаката. Создавал агитационные плакаты, которые были направлены против белого движения, стран Антанты, религии, церкви и, конечно, буржуазии, как класса и строя. Нередко плакаты Моора вывешивались в церквях и на входах в храмы, где высмеивалась религия, церковь, Бога и сами служители церкви. Многие его плакаты призывали отбирать у церкви её имущество и пускать на дело революции. Самым известным произведением Моора в годы Гражданской войны является агитирующий плакат «Ты записался добровольцем?». Стоит заметить, что первыми такой подход применили англичане в годы Первой мировой войны, но и этот плакат не уступает по качеству своему предшественнику. На протяжении всего периода Гражданской войны проходили различные мобилизационные кампании для укрепления фронтов. Такие агитационно-призывные плакаты были не просто дополнением к кампании, а одним из главных её звеньев. Достаточно посмотреть на выражение лица солдата, чтобы почувствовать на себе груз ответственности перед страной. Именно такие мысли должен возбуждать в сознании человека военный агитационный плакат во все времена:
Вторым известным плакатом Моора является «Врангель еще жив, добей его без пощады!», который был создан в тяжёлые для Советской республики годы, когда белогвардейцы, вооружённые Антантой, подступали к Донбассу, после чего планируя захватить Москву:
А вот подборка антирелигиозных плакатов, которые были популярны в то время. Целью этих плакатов было перемолоть сознание русского человека, который очень сильно тяготел к православной религии. Это не удивительно, ведь она формировала его мировоззрение на протяжении тысячи лет. Теперь же православная религия объявлялась вне закона, а церковное имущество подлежало экспроприации:
В противовес религии выдвигалась идеология коммунизма. Здесь видны некие попытки подменить религию в умах людей на другое не менее догматичное учение:
Стоит отметить и главную заслугу советской власти — тотальное повышение грамотности народа, вне зависимости от классовой принадлежности. Только знания освобождают путь к построению коммунизма и делают человека свободным:
Отдельно стоит упомянуть известный лозунг из манифеста коммунистической партии «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Данный лозунг старался отразить единство всего рабочего класса на планете, показать их общность интересов, что им нечего делить между собой, что рабочих специальной стравливают друг с другом в различных империалистических войнах:
Ещё один важный момент политики и идеологии коммунистов — это равенство прав мужчин и женщин. Теперь женщина полноценный член общества, который точно также трудится и участвует в революции:
Конечно, у большевиков была и своя контрпропаганда, направленная против белых и страны Антаны, которые им помогают. Как уже было сказано выше, красные нередко прибегали к террору и массовым убийствам, белые в этом смысле делали тоже самое, поэтому в пропаганде того времени можно заметить обоснованную демонизацию белого движения:
Социальная реклама также была направлена на борьбу с дезертирством, которое принимало огромные масштабы. Так по некоторым оценкам, из красной армии дезертировало солдат больше, чем было вообще у белой:
Как уже писалось выше, большевики были интернационалистами, поэтому они не могли не отметить этого в своей пропаганде:
Также большевики старались объяснить рабочим и крестьянам, за что те сражаются, они старались рассказать им об империализме и его сути:
Белых же старались представить в пропаганде как сторонников самодержавия (что, конечно, было ложью, так как многие из белого движения были против этого), поэтому объяснялась суть самодержавия
Последним из серии социальных плакатов того времени хотелось бы рассмотреть плакат Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых» 1920 года. Плакат выполнен в стиле суперматизма в виде треугольного клинка, который протыкает чёрное пространство:
В итоге большевики одолели всех своих противников и установили свою власть в стране. Они умело использовали социальную рекламу для своих целей, что отчасти и предопределило их победу над белыми. Последние проиграли во многом из-за отсутствия чёткой идеи, которую они хотели преподнести для простых людей. Идея непредрешения государственного устройства могла сплачивать разнородное по политическим взглядам белое движение, но обратной стороной была некая туманность и непонимания того, что они будут строить в будущем. Идеи коммунистов были более притягательны, были новыми и подавались соответствующим образом, чтобы люди их могли понять. К примеру, вместо малопонятного русскому человеку лозунга «экспроприация экспроприаторов» коммунисты заменили его на «грабь награбленное», что достаточно хорошо уложилось в миропонимание наших людей.
sociama.ru
Борьба большевиков против войны » Детская энциклопедия (первое издание)
Когда началась первая мировая война, только одна партия твердо, без всяких колебаний подняла знамя решительной борьбы против империалистической войны, осталась до конца верной делу социализма и пролетарского интернационализма — партия большевиков.
Не успели еще высохнуть расклеенные повсюду объявления о всеобщей мобилизации, как в Петербурге, Харькове, Москве, Самаре и других городах появились антивоенные большевистские прокламации с призывом: «Долой войну! Война войне!» Рабочие Петербурга и многих других промышленных центров России приняли участие в митингах, стачках и демонстрациях. Это были первые антивоенные выступления пролетариата в годы империалистической войны. «Единственным классом в России,— с гордостью писал В. И. Ленин, — которому не удалось привить заразы шовинизма, является пролетариат…»
«Долой войну! Война войне!» — как взрыв, прозвучали эти слова 26 июля (8 августа) 1914 г. в Таврическом дворце, где заседала Государственная дума, которая должна была продемонстрировать «единение царя с народом». Не взирая на злобные выкрики и угрозы думского большинства, депутаты-большевики отказались голосовать за военный бюджет царизма и в своих выступлениях от имени партии заклеймили правящие классы и правительства капиталистических стран как виновников начавшейся войны. Так уже в первые дни войны через голову «черной думы» большевики обратились к народу с резким протестом против кровавой бойни. Но одного протеста было недостаточно. Пожар войны разгорался, и рабочий класс ждал от большевиков быстрого и четкого ответа на самый злободневный и сложный вопрос — как покончить с ненавистной народу войной. На этот вопрос ответил Центральный Комитет партии, ее вождь и стратег В. И. Ленин.
Владимира Ильича война застала на территории Австро-Венгрии, в галицийском местечке Поронин. Австрийские жандармы арестовали Ленина, объявив его царским шпионом. Более вздорное обвинение трудно было и придумать. Однако потребовалось немало усилий, чтобы освободить Ленина из тюрьмы. «Уверены ли вы, что Ульянов — враг царского правительства?» — спросил габсбургский министр депутата австрийского парламента социалиста В. Адлера, хлопотавшего об освобождении Ленина. «О, да,— ответил Адлер,— более заклятый враг, чем ваше превосходительство».
6(19) августа Владимир Ильич был освобожден из тюрьмы, а через семнадцать дней он и Надежда Константиновна Крупская были уже в нейтральной Швейцарии. Вскоре по приезде В. И. Ленин огласил на собрании группы большевиков-эмигрантов свои тезисы (краткое изложение взглядов) о войне. Он говорил, что начавшаяся война является империалистической, т. е. захватнической, грабительской, несправедливой с обеих сторон, чуждой интересам трудящихся. Ясно и вместе с тем предельно сжато В. И. Ленин определил цели и задачи борьбы трудящихся против кровавой бойни, разоблачил ее зачинщиков—империалистов — и продавших интересы пролетариата вождей II Интернационала (см. стр. 600).
Рабочие, крестьяне, солдаты, говорил В. И. Ленин, должны знать, что прочного и справедливого мира — без грабежа и насилия победителей над побежденными, мира, при котором не был бы угнетен ни один народ, добиться невозможно, пока у власти стоят капиталисты и помещики. Покончить с войной и заключить справедливый, демократический мир может только сам народ. А для этого трудящимся надо повернуть оружие против империалистических правительств, превратить империалистическую бойню в войну гражданскую, в революцию против правящих классов и взять власть в свои руки. Поэтому кто хочет прочного, демократического мира, тот должен быть за гражданскую войну против правительств и буржуазии.
Но, спрашивал Ленин, можно ли на деле стремиться к превращению империалистической войны в гражданскую, не желая и не содействуя поражению империалистического правительства своей страны? Военные поражения ослабят ненавистное народу правительство, обострят положение в стране. Тем самым они будут способствовать развитию революции и облегчат свержение царизма. Лозунг революционного пораженчества — это не призыв к пассивному протесту против войны путем саботажа, отказа от ношения оружия, дезертирства или к прямой измене солдат и переходу их на сторону противника. (Показательно, что именно те воинские части, в которых было сильно влияние большевиков, оказывали наиболее упорное сопротивление наступлению немецких войск в 1915—1916 гг.) Сущность лозунга — в организованной революционной борьбе, направленной к свержению царизма и революционному выходу из империалистической войны. Политика поражения «своего» правительства, говорил В. И. Ленин, обязательна не только для русских большевиков, но и для подлинных революционеров всех стран, вступивших в империалистическую войну. Они должны голосовать в парламентах против военных кредитов, создавать и крепить революционные организации среди рабочих и солдат, бороться с ложной патриотической пропагандой, способствовать братанию солдат воюющих стран, вести агитацию в тылу и на фронте, готовя массы к всенародному восстанию против империалистических правительств. Это была подлинно интернационалистическая политика: она исходила из интересов рабочего класса всех стран, из интересов мировой пролетарской революции.
И вместе с тем позиция большевиков была глубоко патриотичной. «Мы любим свой язык и свою родину…— писал В. И. Ленин в эти годы. — Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое… и свое рабское настоящее». Русские рабочие хотят видеть свою страну свободной и независимой, гордой и демократической. Именно поэтому «…мы говорим: нельзя в XX веке… «защищать отечество» иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины…», основных виновников военных поражений, какие терпела Россия в прошлом, экономической отсталости и зависимости от иностранного империализма. Только пролетариат, взяв власть в свои руки, может сохранить государственную независимость России и спасти ее от военных поражений и закабаления иностранным капиталом.
Ленин требовал от революционеров-марксистов всех стран полного разрыва со II Интернационалом, показавшим во время войны свое подлинное лицо прислужника капитала, и призывал объединить все революционные силы международного пролетариата в новом, III Интернационале.
В годы войны В. И. Ленин сплотил вокруг себя тех подлинных социалистов, которые, подобно Карлу Либкнехту, Розе Люксембург, Димитру Благоеву и другим замечательным революционерам-интернационалистам, не запятнали себя поддержкой империалистических правительств. Так было подготовлено создание марксистско-ленинского Коммунистического Интернационала.
… Италия, Греция, Сербия, Болгария, Румыния — долгий и опасный путь пришлось проделать депутату IV Государственной думы, рабочему-большевику Ф. Н. Самойлову, чтобы доставить из Швейцарии в Россию тезисы В. И. Ленина. Горячо одобренные всеми большевистскими организациями, ленинские лозунги легли в основу манифеста ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия», став программой революционной борьбы пролетариата и его партии в условиях империалистической войны.
Чрезвычайно трудной и опасной была работа большевиков в годы войны. На партийные организации постоянно обрушивались удары полиции. Большевистская печать была разгромлена, разогнаны профсоюзы и другие легальные пролетарские организации. «Неблагонадежных» рабочих сажали в тюрьму, ссылали в Сибирь, отправляли на фронт. В тюрьме и ссылке томились многие руководящие работники партии. В ноябре 1914 г. царское правительство арестовало даже большевистских депутатов IV думы (см. стр. 590), хотя по закону личность депутата была неприкосновенной и разрешение на его арест могла дать только дума.
«Трудно жить людям в нашей партии… — писал Ленин. — А все-таки живут». С радостью отмечал Владимир Ильич, что настроение в партии боевое, все уверены, что «будет на нашей улице праздник». На место посаженных в тюрьму, отправленных на каторгу вставали их товарищи. Большевистские организации не прекращали своей деятельности. В столице и на местах партийные комитеты в подпольных типографиях наладили выпуск прокламаций. В Петрограде они появлялись каждые 10 дней. Голос большевиков слышался всюду — на заводских сходках, в нелегальных профсоюзах, рабочих кооперативах, больничных кассах, культурно-просветительных организациях, которые полиция еще не успела закрыть.
Особенно большого мужества требовала революционная работа в армии. За антивоенную агитацию на фронте грозил расстрел. Но ничто не могло устрашить большевиков. В Петрограде, Москве, Киеве, Баку, Смоленске — всюду, где формировались воинские части, действовали военные большевистские организации. На фронт партия послала М. В. Фрунзе, Н. В. Крыленко, А. Ф. Мясникова и др. Они создавали ячейки в воинских частях и на кораблях, вели антивоенную агитацию среди солдат и матросов. В окопах все чаще появлялись листовки, разоблачавшие войну и звавшие солдат в нужный момент повернуть оружие против ее зачинщиков.
Призывы большевиков находили горячий отклик в сердцах солдат, рабочих и крестьян. Война вызвала развал промышленности и транспорта, упадок сельского хозяйства, голод. Буржуазия и помещики получали неслыханные прибыли, переложив все тяготы войны на плечи трудящихся. В народе зрело недовольство войной и политикой правительства. Быстро росло стачечное движение пролетариата, во главе которого стали большевики. В 1915 г. бастовало свыше полумиллиона рабочих, в 1916 г. забастовщиков было уже в два раза больше. Не отставали от рабочих и крестьяне. Недаром, суммируя донесения из разных губерний, царский министр писал, что «деревня дышит 1905 годом».
Стачки и демонстрации, возникавшие в связи с дороговизной жизни, благодаря большевистскому руководству получали политическую окраску и проходили под лозунгами: «Долой войну!», «Долой царя!»
После первых успехов русская армия, плохо вооруженная, голодная, к тому же возглавляемая бездарными и продажными царскими генералами и министрами, стала терпеть поражение за поражением. Письма из дома о разоряющемся хозяйстве и голоде, о крестьянских бунтах и стачках рабочих усиливали глухое недовольство в солдатской среде, которое все чаще прорывались наружу. «Здесь в армии большое волнение,— читаем мы в письме с фронта,— надоело очень воевать. Уж несколько раз — прикажут идти в наступление, но солдаты не выходят из окопов…» Под влиянием большевистской пропаганды солдаты и матросы все чаще задумывались о бесполезности приносимых жертв. «Нас заставили защищать интересы купцов, помещиков и всех состоятельнейших людей страны, самых закоренелых врагов наших» — эти слова можно было найти в солдатских письмах начала 1916 г. Для многих становилось очевидным, что корень зла в насквозь прогнившем царском режиме.
Армия и флот переставали быть опорой самодержавия. Уже осенью 1915 г. против войны выступили матросы ряда кораблей Балтийского флота. Восставшие моряки два дня держали в своих руках линейный корабль «Гангут».
Антивоенные листовки, речи большевистских агитаторов, призывавшие русских и германских солдат прекратить огонь и выйти навстречу друг другу, делали свое дело: в 1916 г. братания распространились очень широко. «Три дня, — говорилось в одном из писем с фронта, — солдаты гаши и австрийские, вопреки приказанию, устроили перемирие, т. е. не выпустили ни одного снаряда, ни одного выстрела, ходили друг к другу в окопы, наши угощали их хлебом, а те наших земляков ромом. Дружба была полная…» Царские генералы, как и немецко-австрийское командование, всполошились. По братавшимся солдатам открывался огонь с обеих сторон. Но прекратить братания было невозможно. В начале 1917 г. они стали повсеместными.
В октябре 1916 г. военному суду была предана группа моряков — участников военно-морской организации большевиков. Матросам грозил расстрел. По призыву большевиков 130 тыс. питерских рабочих ответили на готовившуюся расправу такой стачкой протеста, что суд не решился приговорить моряков к смертной казни. Во многих городах солдаты запасных частей вливались в колонны рабочих-демонстрантов. В Петрограде два полка отказались стрелять в бастовавших рабочих и повернули оружие против полиции. «Пусть рабочие начнут — мы поддержим», — все чаще слышалось в окопах и солдатских казармах.
Большевистские лозунги становились лозунгами миллионов. Революционный натиск масс нарастал. Царизм переживал глубокий кризис.
В феврале 1917 г. восставший народ, во главе которого шел пролетариат, руководимый партией большевиков, сверг самодержавие. Это был первый шаг на пути превращения империалистической войны в войну гражданскую. Следующий решающий шаг был сделан в октябре 1917 г. На одной шестой части земного шара установилась власть трудящихся. Ее первым декретом был ленинский декрет о мире.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подвиг Карла Либкнехта Восстание 1916 г. в средней Азии и Казахстане.
de-ussr.ru
Каково было отношение Блока к революции 1917 года?
Кем только ни был Александр Александрович Блок — поэтом, писателем, публицистом, драматургом, переводчиком, литературным критиком. Кроме этого, А. А. Блок — один из классиков русской литературы двадцатого столетия. Немыслим русский символизм без этого автора. Он внес огромнейший вклад в его развитие и является одним из крупнейших его представителей. А. А. Блок жил в непростые исторические времена, которые были богатыми на события. Одним из них стала Октябрьская революция. Отношение Блока к революции нельзя назначь однозначным, о чем и пойдет речь в этой статье.
Историческая справка — Октябрьская революция
Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу. Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия. Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.
Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия — это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся. В сентябре большевики получают больше половины голосов на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов. 24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений. 26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны — капиталистическую и социалистическую.
Переломное время, тяжелые и глобальные перемены
20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была русская интеллигенция. В 1918 году была написана знаменитая поэма «Двенадцать» Александром Александровичем Блоком.
Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: «Благом ли для страны стало восстание?»). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.
Краткий сюжет поэмы «Двенадцать»
Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью. По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой. Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.
Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных. Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками. После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры — перед ними шел Иисус Христос.
Не только «Двенадцать»
В тот период времени, когда Блок создавал поэму «Двенадцать», он параллельно работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.
Восторг — вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.
Ветер перемен. Новое отношение Блока к революции
В поэме «Двенадцать» автором происходит переосмысление истории. Отсутствует былая восторженность и восхваление. Объективность по отношению к происходящему — вот что выходит на первый план при определении отношения Блока к Революции. Исторические события начинают восприниматься как стихийные явления. Он сравнивает их с бурей, метелью, которые в своем движении и действии не имеют какой-либо определенной цели и направления.
Каково отношение Блока к революции теперь? Из символа новой лучшей жизни она трансформируется в природную волю и неизбежность. Все, что копилось годами, недовольства и претензии, в один момент вырвались на свободу и начали уничтожать все, что стояло на пути. Это причина, по которой в начале поэмы при описании зимних улиц ветер срывает буржуазные плакаты.
Мир, который гибнет
Символизм Блока, олицетворением которого он стал, присутствует и в этой поэме. Предсоветский мир погибает — его представляет «барыня в каркуле», «буржуй» и др., которые чувствуют себя некомфортно под революционным ветром.
Барыня поскальзывается, а буржуй прячет нос в воротник, чтобы согреться. При этом Блок подразумевает не гибель всей большой страны, а именно уход старого уклада жизни.
Контрастные цвета произошедших событий
Природный контраст черного вечера и белого снега переносится и на людей. Их эмоции окрашены в два контрастирующих цвета: злоба делится на черную и святую. Отношение Блока к Революции в поэме «Двенадцать» становится противоречивым, потому что он понимает очевидность того, что революционные благие цели зачастую достигаются насильственным и угнетающим путем.
Везде устанавливается царство грабежей, насилия, убийств и безнравственности. Но при этом через все произведение проносится мысль о том, есть ли все-таки хоть капля надежды на созидательную силу революции.
Двенадцать красногвардейцев
Главным выражением отношения Блока к революции в поэме «12» является образ патрульных. Предназначение патруля — это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.
Кроме того, внешнее выражение образа патрульных не соотносится с новой лучшей жизнью. Они больше похожи на заключенных — помятые фуражки, в зубах самокрутки. С другой стороны, для поэта патрульные — это простые русские, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради Революции, но конкретно ради какой цели — это остается неясным.
Вопросы нравственности и святости
Революционеры верили в создание нового мира, но какого? Отношение Блока к Революции и новому миру пугает. Во вновь созданном государстве люди грабят, занимаются мародерством, приносят смерть не только виновным, но и совершенно ни в чем не виноватым людям. Это символизирует смерть Катьки, убитой в стихийном порыве патрульного, который поддался вспышке минутных бурных эмоций. Блок не может не подчеркнуть трагизм смерти Кати, так как убивают блоковскую женщину. Святость и грешность в поэме соединяются воедино. В ходе всего повествования патрульные постоянно ведут разговоры об отречении от Христа. Для русского человека всегда было характерно «святое», символ нравственности и душевной чистоты. Но несмотря на все, полностью отречься от Христа гвардейцам не удается. В конце поэмы они все равно с ним встречаются, при этом патрульные ждали врага, а появился святой образ. Важность образа Христа состоит в том, что ступает он нежной поступью. Что равняется тому, как он пришел две тысячи лет назад для спасения душ человеческих. Одно из положений отношения Блока к революции состоит в том, что он понимал и принимал неизбежность происходящего вокруг, но при этом так и не смирился с безнравственными и бесчеловечными революционными методами.
В заключение
Рассматривая двадцатый век, его события и интеллигенцию, которая жила в это время, можно заметить, как она эмоционально и глубоко реагировала на происходящие исторические события. А. А. Блок реагировал на революционные действия одним из первых, и при этом его реакция была сложной и загадочной. В поэме «Двенадцать» эта проблема достигает своего пика. С одной стороны, то, что завершает поэму образ Христа, который несет флаг, дает читателю понять, что революция может быть положительным явлением. Но с другой стороны, сцена убийства девушки сопровождается настоящей и искренней жалостью и состраданием. Катя является образом старого, уходящего мира. Это ведет читателя к тому, что переосмысление Блоком революции становится менее логическим, в нем больше мистического характера. Из исторического события для Блока революция становилась процессом перехода общества в новое, совершенно другое состояние, которое способно привести к перерождению человеческой личности. Столкновение между двумя мирами должно куда-нибудь привести человечество.
fb.ru
Искажение цитат: кому это нужно? В. И. Ленин | Культура
Прошу извинения за возможные неточности, цитирую по памяти. Куда девалась моя записная книжка с текстом, ума не приложу. Но больно уж точное определение. И к настоящему случаю очень уж к месту.
22 апреля сего года исполняется 140 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина). К его личности можно относиться по-разному, но не признавать его как одного из гениев нельзя. Точно так же очевидно, что возглавляемая им революция 1917 года в России (если угодно, переворот, он сам так называет это событие, скажем, в работе «Очередные задачи Советской власти») кардинально повлияла на общественно-историческое развитие всего мира.
У Ленина была поразительная способность очень быстро оценивать изменяющиеся события действительности, тут же совершенно точно расставляя акценты. Именно поэтому его высказывания и рекомендации имели существенное значение именно в конкретный исторический момент. Использовать ленинские слова в качестве лозунгов и призывов в другом месте и в другое время следовало бы в высшей степени осмотрительно.
Когда я начинал работу над статьей, я намеревался просто сравнить плакатные тексты с текстами первоисточника. Получилось несколько по-иному. В итоге я как бы вернулся в прошлое, к сомнениям на школьной скамье.
И все же по порядку. Не могу обойти молчанием знаменитую «кухарку». Видимо, значительную роль в этом искажении сыграла фраза Льва Троцкого: «Важнейшую задачу диктатуры Ленин видел в демократизации управления: «каждая кухарка должна научиться управлять государством».
Вслед за ним именно так истолковывался ленинский призыв дать возможность бедноте обучаться управлению государством, высказанный в статье «Удержат ли большевики государственную власть». Отсюда и был сделан вывод: пока не может — потом научится. Далее закрепилось известное всем выражение: «Любая кухарка может управлять государством».
Знаменитая фраза «Есть такая партия!», будто бы произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде советов, — всего лишь художественный образ из фильмов о революции, как и часто муссируемая фраза: «Мы пойдем другим путем».
По некоторым приписываемым ему афоризмам можно найти соответствующие ссылки у самого автора. Так в работе «Шаг вперед, два шага назад» Ленин сам указывает на первоисточник: «Основное положение диалектики: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна… не следует смешивать эту великую гегелевскую диалектику…» (выделено мной).
Да и словосочетания «политическая проститутка» не было в ленинском лексиконе. Многие уважаемые телеведущие довольно часто так «по-ленински» характеризуют Троцкого. А вот и нет! Иудушкой (Головлевым) — называл, было, а проституткой, тем более политической, — никогда.
Можно еще проанализировать «Лучше меньше да лучше», «Искусство принадлежит народу», «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…», «Насилие необходимо и полезно», знаменитую «сублимацию»: «Учиться, учиться и еще раз учиться!», посудачить о «продажах капиталистами веревок для повешения» и других, менее известных, но имеющих место быть плакатных фразах. Еще раз подчеркну, многие ставшие «крылатыми» ленинские фразы имели смысл и значение именно в конкретном месте, в конкретное время, в конкретном контексте или не принадлежали ему вовсе.
Но я хотел бы обратить ваше внимание на одну, пожалуй, самую известную и, наверное, самую пагубную фальсификацию. Я говорю о том, что было сделано с работой «О кооперации» и смежными с ней статьями в этом смысле. Здесь искажена была не отдельная цитата, а целое направление авторской мысли. Под знаменем «Культурной революции» в угоду личным амбициям и выгодам, во славу сиюминутных побед была опошлена сама идея социалистического кооперирования населения. В жертву скоропалительному эксперименту было принесено крестьянство на всей территории огромной страны и в конечном счете попытка практического воплощения социалистической идеи в целом.
Я еще в школьные годы никак не мог взять в толк, как из ленинских работ можно было сделать те выводы, которые звучали на партийных съездах и конференциях. Но вокруг (во всяком случае, внешне) процветали колхозы и совхозы, формировался «новый человек». После школы пошли «История партии», «Диамат», «Истмат», комсомольская, партийная общественная работа, и ранние сомнения отошли на второй план… Значит, всё правильно? Нет! Неправильно! Ответило Время через пару десятков лет.
Случайно или намеренно у всех «последователей» говорится о какой-то абстрактной поддержке кооперации в послереволюционной деревне, вся основная работа сваливается на некую эфемерную творческую инициативу крестьянских масс. Хотя Ленин прямо и неоднократно указывал именно на финансовые вложения в развитие кооперации.
«Надо поставить кооперацию политически так, чтобы не только кооперация вообще и всегда имела известную льготу, но чтобы эта льгота была чисто имущественной льготой (высота банковского процента и т. п.). Надо ссужать кооперацию такими государственными средствами, которые хотя бы на немного, но превышали те средства, которые мы ссужаем частным предприятиям…» И далее: «…ряд привилегий экономических, финансовых и банковских — кооперации; в этом должна состоять поддержка нашим социалистическим государством нового принципа организации населения».
А что было на самом деле? Был быстренько сооружен некий план «культурной революции» (для престижу снабженный эпитетом «ленинский»), тут же было заявлено о том, что при советском строе кооперативное движение идет по-новому, опираясь на поддержку и сочувствие народных масс. А откуда это они должны были взяться (поддержка и сочувствие)? Именно появление требуемой для такой поддержки «сознательности» невозможно без «целой культурной революции».
Выполнение этой задачи требовало определенной исторической эпохи. «Мы можем пройти на хороший конец эту эпоху в одно-два десятилетия. Но все-таки это будет особая историческая эпоха, и без этой исторической эпохи, без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого, без известной обеспеченности, скажем, от неурожая, от голода и т. д., — без этого нам своей цели не достигнуть» (выделено мной).
Вот здесь минуточку внимания. В дальнейшем везде будет говориться примерно так: Ленин указал, что мы этот путь должны пройти за одно-два десятилетия. Разница, по-моему, весьма существенная!
Кстати, в «Википедии» приводится такая цитата: «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы». А в действительности у Ленина такой фразы не существует. Это своего рода «сборная солянка», не вполне точно передающая суть вопроса.
В БСЭ, в статье «Культурная революция», автор в поддержку своих выкладок использует фразу из «Наброска резолюции о пролетарской культуре» (выделено мной), датированного октябрем 1920 года (статья «О кооперации» написана в 1923 году). Плюс весьма некачественный, как сказали бы сейчас, рерайт 10 пункта чернового варианта «Проекта Программы РКП (б)» к VIII съезду (февраль 1919 года).
Вот так, понемножку поправили, дополнили, додумали. Потом на основании уже собственного теоретического измышления сделали выводы.
И… вперед, за орденами! А как же! Всё по ленинским заветам!
shkolazhizni.ru
Как большевики русский язык реформировали
Однако не надо думать, что большевистские лингвисты сразу засели за проект реформы после октябрьской революции. Отнюдь. «Советы», как классические двоечники, просто воспользовались проектом реформы, подготовленным еще «царской» академией наук в 1912 году. Тогда из-за радикальности «революция в орфографии» была свернута, а спустя несколько лет нашла себе новых, не пугающихся экспериментов сторонников. Правда, «царские» реформаторы просто хотели сделать язык удобнее, новые же видели в нем весьма эффективное оружие, заменяющее булыжник пролетариата.
После ликвидации ряда букв в стихии русского языка возникла некоторая путаница: некоторые омофоны (одинаковые по звучанию слову, но разные по написанию) превратились в омонимы (одинаковые и по звучанию и написанию).
Многие представители русской интеллигенции, например, философ Иван Ильин, видели в этом злой умысел большевиков: дескать, одинаковое написание «есть» (потреблять что-то в пищу) и есть (существовать) будет создавать с самого детства у людей установку на грубую материальность.
Интересно, что чуть позднее ряд психолингвистов также подтверждали, что чтение какого-нибудь философского трактата на реформированном русском языке с большим количеством слов «есть» может вызывать непроизвольное слюноотделение у голодного читателя. Так, в коротком труде «О русской идее» того же Ильина слово «есть» (в смысле «являться») употребляется 26 раз среди 3500 других слов, что довольно много. Цитата из трактата «Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма” должна, по мысли лингвистов, вызвать у неподготовленного читателя приступ голода и существенно воспрепятствовать пониманию авторской мысли.
Интересно, что опус Льва Троцкого, одного из вождей большевиков, «Задачи коммунистического воспитания», исходя из этой логики, выглядит и вовсе как законспирированная «Книга о вкусной и здоровой пище». По объему он примерно совпадает с текстом Ильина, но значительно уступает по употреблению слова «есть». Однако Троцкий компенсирует это агрессивным употреблением сочетания «есть продукт», которое использует трижды. Например, фраза «…мы знаем, что человек есть продукт общественных условий и выскочить из них он не может» выглядит настоящим приговором как для философа Ильина, так и для читателей.
Однако фактор «есть-есть» вряд ли был злым умыслом большевиков. Скорее всего, это стало побочным эффектом реформы. Кстати, большевики могли парировать своим критикам: с удалением границ между смыслами «кушать» и «являться», исчез барьер и между словами «миръ» (дружба, отсутствие войны) и міръ (планета, Вселенная), что можно было трактовать «природным миролюбием» коммунистов.
Тайна «Ижицы»
cyrillitsa.ru