Музей отечественной войны 1812 года – Музей Отечественной войны 1812 г.

Контакты и часы работы

ГРАФИК РАБОТЫ МУЗЕЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

31 декабря и 1 января музей закрыт
2, 3, 6, 7, 8 января: с 10:00 до 20:00

4, 5 января: с 10:00 до 21:00


Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Контакты:

Администратор: 8 (495) 698-24-97


Часы работы администратора: по графику работы музея

Экскурсионный центр: 8 (495) 692-37-31


Эл. почта: [email protected]


Часы работы экскурсионного центра: с 10:00 до 17:00, вторник — выходной

109012, г. Москва, Площадь Революции, д. 2/3


ст. м. Площадь Революции, Театральная (выход к Площади Революции),


Охотный ряд (выход к Манежной площади, Историческому музею)

График работы:

С 1 сентября по 31 мая:


Понедельник — воскресенье: 10:00–18:00


Пятница, суббота: 10:00–21:00


Вторник — выходной

С 1 июня по 31 августа:


Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00


7 августа — выходной день

Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Выставочный комплекс Исторического Музея

109012, г. Москва, Площадь Революции, д. 2/3


ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд


Вход в здание Музея Отечественной войны 1812 г.

График работы (во время проведения выставок):

С 1 сентября по 31 мая:


Понедельник — воскресенье: 10:00–18:00


Пятница, суббота: 10:00–21:00


Вторник — выходной

С 1 июня по 31 августа:


Понедельник — воскресенье: 10:00–21:00


7 августа — выходной день

Кассы закрываются за 1 час до окончания работы музея.

Лекционный зал Выставочного комплекса

109012, г. Москва, Площадь Революции, д. 2/3


ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд


Лекционный зал находится на 2 этаже комплекса (вверх по мраморной лестнице).

График работы:

В соответствии с графиком проведения лекций

shm.ru

Музей Отечественной войны 1812 года — Культпривет

К 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года 6 сентября 2012 года, Государственный исторический музей в здании Императорского арсенала на Красной площади в Москве открыл МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА.

История бытования этого грандиозного музея складывалась непросто. В 1912 году, когда в России праздновалось столетие в победе над армией Наполеона для всего населения планировалось открытие «Музея войны 1812 года», но здание Арсенала было не достроено, т.е. несмотря на столетний юбилей, объявленный сбор средств для музея и собранную колоссальную коллекцию, для широкой публики этот музей в честь победы в войне 1812 года не был открыт.

На территории Храма Христа спасителя и в Потешном дворце Московского Кремля дважды в неделю до 1914 года посетителей знакомили с музейными фондами насчитывающими более 5 тыс. экспонатов. В здании Императорского исторического музея на Красной площади в 1912 году была открыта историческая выставка из нескольких залов о победе в войне 1812 года, востребованная у публики, которую в 1912-1914 гг. посетили 42 тысячи человек.

Многочисленные и уникальные экспонаты: исторические реликвии, униформа, военная амуниция и заграничные трофеи, архивные материалы, картины и бытовые коллекции тщательно сохранялись в государственных хранилищах до 1930х гг., когда вместе с собранием Военно-исторического музея были переданы Государственному историческому музею. Государственный исторический музей оказался переполнен реликвиями, хранившимися в запасниках музея т.к. в залах ГИМ и его филиалах экспонаты не могли быть продемонстрированы, и только в 2012 году открылась его новая экспозиция посвященная победе в героической Отечественной войне 1812 года.

Открытию музея предшествовала выставка «1812 год в картинах В.В.Верещагина» показанная в залах ГИМ в марте-мае 2010 года и пользующаяся у зрителей небывалым успехом. Были представлены 18 из 20 картин художника Василия Верещагина, купленных императором Николаем II у художника Василия Верещагина в 1902 году и подаренных императором в дар императорскому историческому «Музею 1812 года».

Художник Василий Верещагин с исторической правдой показывает в своих грандиозных полотнах главные события войны 1812 года. Эти картины Верещагина обрели своё место и вошли в экспозицию нового музея на первом этаже экспозиции Отечественной войны 1812 года. В сентябре-декабре 2010 года, в здании Арсенала из собрания музеев Франции в рамках года России во Франции Государственный исторический музей совместно с музеем Лувр провёл выставку шедевров из французских музеев «Наполеон и Лувр» с уникальными мемориальными вещами Наполеона Бонапарта и членов его семьи. В выставке принимали участие 9 французских музеев, Государственный исторический музей в Москве и другие Государственные музеи и частные собрания.

В новом Государственном музее «Отечественной войны 1812 года» на двух уровнях представлены не только музейные раритеты: иконы, портреты, документы, но и их виртуальные образы, новый музей красив и уникален, современный проект выставочной площадью около полутора тысяч квадратных метров создан по проекту архитектора П.Ю. Андреева. Экспозиция построена по хронологическому принципу.

Экспозицию музея на первом этаже открывает огромное панно художника Г.И.Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», созданное им в 1876 году для северного предела храма Христа Спасителя. После разрушения храма в 1931 году это единственное панно чудом уцелело и хранилось в Московском Донском монастыре. Когда в 1251 году к русскому князю Александру Невскому в Новгород пришли папские делегаты с предложением принять католичество, — ответ благоверного князя Александра Ярославовича был: «Мы знаем истинную веру и церковь от Адама до Христа и от Христа до VII Вселенского собора, содержим то самое учение, которое преподано апостолами и вашего учения принимать не желаем».

Далее во вводной зоне на первом этаже экспозиции рассказывается об отношениях России и Франции: «между миром и войной в 1801-1805 гг». Это были дипломатичные отношения нейтралитета между императором Александром I и Наполеоном, важнейшим событием которых, явилось подписание в Париже в 1801 году мирного договора между Россией и Францией. «Воспитанный под барабаном, наш царь лихим был капитаном», говорил об Александре I А.С.Пушкин.

В музее Отечественной войны 1812 года представлены форма, вооружение и снаряжение русской армии, барабан, мундир штаб-офицера лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший отцу Александра I, императору Павлу I, который мыслил в своё время объединить усилия с Францией, против общего врага — Англии, но не успел… и был убит заговорщиками. Представлены личные вещи императора Александра I и Наполеона Бонапарта.

К сожалению, политика нейтралитета сошла на нет, т.к.уже в 1803 году при римском понтифике Пие VII Наполеон был помазан на царство. Наполеон Бонапарт в момент коронации лично водрузил корону себе на голову, взяв её из рук понтифика. Так же он сделал и при коронации супруги Жозефины. Эти события изображены на представленных в музее гравюрах Жака Луи Давида «Посвящение императора Наполеона и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804». В мире, в противовес усиления власти Наполеона к 1805 году явилось создание третьей антинаполеоновской коалиции, в которую вошли Россия, Австрия, Англия, Швеция. Все другие основные европейские государства присягнули Наполеону.

В 1805-1807 гг.- начало первой героической, но в результате неудачной для России военной кампании. Россия освободила большую часть Европы, но после подписанного в прусском королевстве 7 июля 1807 года т.н. Тильзитского мирного договора Франция обязала Россию присоединиться к континентальной блокаде Англии. Россия признала завоевания Наполеона в Европе, отдав Польшу, вывел свои войска из Молдавии и Валахии. Договор был позором для России, о котором 12 лет спустя А.С.Пушкин напишет: «Тильзит! При звуке сём обидном, теперь не побледнеет росс…»

В витрине представлена французская «ратифицированная грамота Тильзитского мирного договора 1807 года» со знаком «N» Наполеона в гербовом венке в центре французской грамоты, украшенной по периметру золочёными орденскими знаками орлов. В 1810 году Наполеон, подчинивший себе все европейские государства, стал готовиться к войне с Россией. Россия предстала главным врагом и сильным противником.

10 июня 1812 года французский посол в С-Петербурге вручил управляющему министерством иностранных дел России А.Н.Салтыкову ноту, в которой говорилось, что Франция считает себя в состоянии войны с Россией. Наполеон обратился к воззванию к солдатам своей армии, в котором призывал «положить конец пятидесятилетнему неуместному влиянию России на дела Европы».

Русская армия была измотана войнами в Персии и Турции и после 1805-1807 гг. осталась без союзников Австрии и Пруссии. Вся Европа воевала против России. В экспозиции музея Отечественной войны 1812 года представлены многие предметы и амуниция принадлежавшие офицерам и солдатам Наполеоновской армии: мундиры французские, чешские, польские, итальянские; стволы орудий, медали грамоты и другое.

Среди экспонатов русской армии в Музее войны 1812 года представлены портреты и личные вещи военачальников Российской императорской армии: генералов М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона, А.П.Тормасова, генерал-майоров П.А.Тучкова, Я.П.Кульнева, И.П.Мелиссино, генерал-лейтенанта И.Т.Сазонова, генерал-адъютанта А.Д.Балашова. Это генеральские ордена, орденские знаки с брильянтами и хрустальная печать П.И.Багратиона.

Всю войну с 1812 по 1815 гг императора Александра I сопровождала в походе его походная церковь, предметы которой представлены в витрине музея. Это евангелие в сафьяновом переплёте, подаренное старшему и любимому внуку Александру Павловичу бабкой Екатериной II, крест, напрестольное евангелие в золочёном окладе, чаша, дискос, потир, ложица, икона Спаса Вседержителя на убрусе.

6 июля 1812 года император Александр I издал «Манифест» о защите Отечества и создании народного ополчения. Крепостные крестьяне вступали в ряды народного ополчения, офицерские должности занимали отставные офицеры, чиновники и дворяне-добровольцы. Шапки ополченцев украшали кресты с надписью «за веру и царя». Среди мемориальных предметов «ополченцев» знамёна 1 пока Симбирского ополчения и 3 Полтавского казачьего полка. Реликвии: икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» которой митрополит Московский Платон благословил Московское ополчение и «Тихвинская икона Божией матери», с которой дружина С-Петербургского ополчения участвовала в боях.

Военные действия стремительно развивались, уже 6 августа 1812 года российской армией был оставлен Смоленск. Враг приближался к Москве, в XIX веке второму после столицы С-Петербурга городу России. Преследуя врага, Наполеон Бонапарт повёл свою Великую армию на Москву. Предстояло решающее сражение.

По решению Императора Александра I армии стал генерал от инфантерии светлейший князь М.И.Голенищев-Кутузов. В музее 1812 года представлен бюст полководца, георгиевская лента его ордена, личные вещи полководца: икона его небесного покровителя архангела Михаила, награды, подзорная труба, кожаный походный портфель князя, сюртук, фуражка, походные золочёные столовые приборы светлейшего и дорожный самовар.

Место под решающее сражение в 120 км западнее Москвы под селом Бородино было выбрано лично Кутузовым. Продолжительные бои продолжались с 23 августа по 27 августа 1812 года. Большие потери были обоюдны.

«Сквозь дым летучий
французы двинулись как тучи, и всё на наш редут».

Только 26 августа бой продолжался 15 часов.

«Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой,
как наши братья умирали!»
и умереть мы обещали
и клятву верности сдержали
мы в Бородинский бой».1

Кутузов был за сохранение русской армии. По словам участника битвы под Бородино К.Клаузевица: «Победа заключалась не просто в захвате поля сражения, а в физическом и моральном разгроме сил противника».2 В залах музея Отечественной войны 1812 года представлены т.н. ознакомительные простые «афишки» московского губернатора Ф.В.Растопчина, которые губернатор Москвы издавал как приложение к «Московским Ведомостям» для поднятия боевого воинского духа в войсках и для информации москвичей. Ради сохранения российской армии 1 сентября 1812 года главнокомандующим М.И.Голенищевым-Кутузовым было принято решение без боя оставить город Москву. Цветная литография картины художника А.Д. Кившенко «Совет в Филях» представлена в музее.

«Не будь на то Господня б воля, не отдали б Москвы».

Французы с разных сторон обступили Москву и Наполеон ждал вручения ему символических ключей от города. Этого не произошло. Русская армия отступила. В первый же день пребывания Наполеона в Москве начались уничтожающие пожары в Московском Кремле и по всему городу. Горели склады военного имущества, фуража и продовольствия, лабазы, лавки, фабрики, мануфактуры. Из Московского Кремля Наполеон вынужден был бежать в Петровский путевой дворец за город. Три четверти Москвы выгорело. Жители спасались на бульварах и кладбищах. Только после дождика 8 сентября 1812 года Наполеон вернулся в город. Но французы оказались на пепелище.

В Музее Отечественной войны 1812 года в разделе экспозиции «Великая армия в древней столице» представлено много красивых, отличающихся особой декоративностью предметов, принадлежащих французским генералам и лично Наполеону Бонапарту: богато декорированные мундиры, воинская амуниция, жезл маршала Даву, металлическая переносная походная кровать Наполеона с верхом белой кожи, деревянные сани, на которых Наполеон бежал из Москвы. Уже 7 октября 1812 года армия Наполеона вынуждена была отступить из Москвы в направлении Калуги.

Началось изгнание неприятеля из России, о чём в музее рассказывают раздел «Дорога к триумфу. Заграничные походы 1813-1814 гг». Участниками ополчения были поэт В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, С.Н.Глинка, многие знаменитые дворянские фамилии: Демидовы, Салтыковы, Дмитриевы-Мамоновы и другие формировали отряды ополчения за свой счёт. Война принимала партизанский характер.

На портрете художника А. Смирнова крестьянки Смоленской губернии Василисы Кожиной, руководившей партизанским отрядом, Василиса изображена в красивом русском платке, с медалью «за взятие Парижа» на ленте. Прославились имена братьев Давыдовых, Фигнера, Фонвизина, Кудашева, Пренделя и других.

Портреты и личные вещи героев партизанского движения 1812-1814 гг представлены в экспозиции, в частности серебряный напрестольный крест, на обороте которого написано: «Сей животворящий крест был похищен во время нашествия французов в Москву и при прогнании из границ врага был отбит в прусском годе Тильзите С-Петербургского ополчения полковником Алалыкиным 1812 года декабря 2 дня».

В витрине также представлены трубы Сумского гусарского и Орденского кирасирского полков с надписью: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России». В экспозиции представлены шпага московского генерал-губернатора А.А Закревского с надписью «за храбрость», подаренная императором Александром I шпага князя Д.Голицына.

Завершает видовой ряд второго уровня экспозиции серия медалей Ф.П.Толстого, основоположника медальерного искусства в России. Серия была чрезвычайно популярна в XIX веке и известна по многим гипсовым слепкам, здесь, в музее отечественной войны 1812 года, представлены сами медали в количестве 20 единиц с портретом императора Александра I в римских доспехах и надписью: «родомысл девятого на десять века».

После раздела о победной кампании 1814 года во Франции, зрители вновь спускаются на первый этаж. В разделе «Память о войне» представлены на первом уровне экспозиции музея 18 из 20 огромных картин Василия Верещагина из серии «1812 год», написанные художником в 1895-1902 гг. Это грандиозная живописная хроника, рассказывающая о главных событиях Отечественной войны 1812 года.

Сам Василий Верещагин погиб в Порт-Артуре на корабле «Петропавловск» в 1904 году, а его творения остаются навсегда с нами, по его словам: «Наполеон I – без сомнения, самая яркая фигура XIX столетия, а кампания 1812 года – наиболее выдающееся военное событие этого [XIX] века; грандиозность замысла, быстрота событий и важность их последствий невольно приковывают внимание к делам, имевшим влияние на всё XIX столетие».3 Музей Отечественной войны 1812 года открыт в Москве в 2012 году.

1 Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- т.1. М, 1988,719 с., илл. Бородино: с. 154-156.

2 Смирнов А.А. Музей Отечественной войны 1812 года.- М., 2012, 104 с..илл., с.60.

3 Василий Верещагин. «1812 год в картинах В.В.Верещагина» дар императора Николая II Музею 1812 года.- М.,2010, 49 с.,илл. с.2. ГИМ. — Рук. Проекта Т.Г.Игумнова, куратор выставки Н.А.Перевезенцева.

 

kultprivet.ru

Музей Отечественной войны 1812 года

Благодаря сообществу mosblog и лично tushinetc я побывала на прекрасной экскурсии в музее Отечественной войны 1812 года. Музей и не большой, но очень-очень интересный. В его собрание входят личные вещи Наполеона и Кутузова, обмундирование и вооружение русских и французских войск, документы и картины, относящиеся к тому периоду.

Панно Генриха Семирадского — единственная уцелевшая фреска храма Христа Спасителя. «Святой благоверный князь Александр Невский принимает папских легатов»

Тронное кресло императора Александра I

Личные вещи Александра I

Завет в золотом переплете — традиционный подарок будущему императору в семье Романовых

Папка для хранения родословной семьи Романовых

Личные вещи Наполеона Бонапарта

Каменный скарабей. В париже 1800-х годов была мода на Древний Египет.

Орден Почетного легиона Наполеона

Дуэльные пистолеты, подаренные Наполеону, в то время, когда он еще был консулом

Парадная сабля Наполеона, подаренная графу Шувалову, который сопровождал Бонапарта при отъезде на Эльбу. Наполеона поразила отвага графа Шувалова, который, зная в возможном готовящемся покушении на Наполеона, предложил ему поменяться мундирами, рискуя своей жизнью

Модель Вандомской колонны. Оригинал в Париже сделан из 250 переплавленных орудийных стволов русских и австрийцев, захваченных в битве при Аустерлице

Русская униформа и оружие

Французская униформа и оружие

Бюсты родственников Наполеона

Верительная грамота, выданная Наполеоном I министру иностранных дел Франции Талейрану на ведение переговоров с князем Куракиным о заключении мира

Личные награды Наполеона, захваченные прусским генерал-фельдмаршалом Блюхером

Знак орден Слона — самая оригинальная награда в мире, единственная имеющая объем — высшая национальная награда Дании

Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного — высшая награда Российской империи до 1917 года

Знак ордена Почетного Легиона (малый крест)

Знак ордена Леопольда

Знак орден Золотого руна

Знак ордена Серафимов

Знак ордена Святого Стефана

Знак ордена Святого Иосифа

Знак ордена Железной Короны

Знак ордена Воссоединения (большого креста)

Артиллерийские орудия Великой Армии

Огромная карта России, которой пользовались французы при наступлении

Зеленым на карте обозначены границы обалстей, красным — дороги. Именно тогда появилась фраза о том, что в России нет дорог, только направления

У французов был план подрыва русской экономики, для этого они изготавливали фальшивые ассигнации. Фальшивки можно было отличить по опечаткам, поскольку французы не видели особой разницы между буквами «Л» и «Д», отпечатанной подписи вместо рукописной. И самое интересное — французские фальшифки были отпечатаны на намного более качественной бумаге, чем русские, а также имели водяные знаки

Интересно и само «здание» музея — фактически это крытый двор между бывшими зданиями городской думы и присутственных мест — встроенный павильон на каркасе из металлических ферм, не портящих исторические стены

Униформа французской пехоты

Портретв маршалов Мюрата и Макдональда

Навершие французского знамени

При подготовке к выставке, посвященной 100-летней годовщине на древко наклеили ярлычок. Теперь он сам стал музейным экспонатом

Французская полевая кухня. Там даже есть кофейник 🙂 Не удивлюсь, если там есть и отделение для выпечки круассанов 🙂

Спусковой механизм мушкета

Предметы походной церкви Александра I

Михаил Барклай де Толли

Эфесы холодного оружия офицеров российской армии

Макеты пушек. Прежде чем пушечного мастера допускали до изготовления полноразмерного орудия, он должен был подтвердить свою квалификацию, изготовив полностью рабочий макет. Такая крошечная пушка стреляла такими же крошечными ядрами

Бюст Кутузова

Витрина с личными вещами Кутузова

Столовые приборы Кутузова

Подзорная труба Кутузова

Лента ордена Святого Андрея Первозванного

Настольная печать Багратиона

Пуля, ранившая полковника Хлопова в Бородинском сражении

В собрании музея хранится пуля, которой в битве при Бородино был ранен в позвоночник подпоручик лейб-гвардии Егерского полка И.Е. Хлопов. В 1812 году пулю извлекать не стали, Хлопов остался в действующей армии и дослужился до чина полковника. В 1840 году венский профессор Д. Ваттманн прооперировал Хлопова, но, удаляя пулю, вероятно, задел спинной мозг. 4 августа полковник скончался от сильных болей. Его жена вставила пулю в серебряную оправу с чеканным орнаментом, на которой по-французски выгравировали следующую надпись: «Полковник Иван Хлопов. Получена при Бородино 27 августа 1812 года в бою за освобождение Европы. Извлечена после долгих страданий в Вене 3-го августа 1840 профессором доктором Ватманн».
Информация с сайта 1812shm.ru

Портрет Кутузова. В отличие от распространенного заблужения, Кутузов не носил повязку на глаз, и глаз не был слепым, хотя Кутузов был дважды ранен в голову и чудом остался жив

Походная кровать Наполеона

Изображение Наполеона в виде чертика, жгущего Москву

Шляпа и маршальский жезл

Содежимое солдатского мешка

Черный краситель для усов. По указу в Русской армии все солдаты должны были иметь черный усы. Если у солдата усов не было, то их рисовали, а если усы были неуставного цвета — красили 🙂

Кремни для ружей

Приспособление для разрядки ружья, с его помощью извлекали пулю

Личные вещи Дениса Давыдова

Сани, в которых Наполеон бежал из Москвы, при том на сиденье он ютился вместе со своим адьютантом

Участники партизанского движения

Ключи от городов

Полевой набор хирургических инструментов

Железный крест с золотыми лучами («Блюхенштерн»). За победу при Ватерлоо в 1815 году генерал-фельдмаршал Г.Л. Блюхер получил золотую восьмиконечную звезду с накладным крестом, сделанную в единственном экземпляре

Прядь волос Наполеона. Благодаря этой пряди было установлено, что Наполеон не был отравлен мышьяком, как ранее предполагалось. Хотя в волосах и была повышена концентрация мышьяка, это было связано с употреблением данного яда как лекарственного средства

Серия картин Верещагина, посвященных войне 1812 года

Ларец для хранения жалованой грамоты московскому дворянству

В Польше Наполеону был подарен комплект теплой зимней одежды, которая очень пригодилась ему в России

В таком виде замерзший Наполеон бежал из России. Из 640 тысяч человек, которые составляли его Великую Армию, домой вернулись только 40 тысяч.

macro-jane.livejournal.com

Музей отечественной войны 1812 года: otrip

Лучше всего про государственный исторический музей знают гости столицы. Расположенный всего в нескольких шагах от Красной площади, музей просто обязателен к посещению во время туристических прогулок по столице. Что же касается современных москвичей, то в большинстве своем они только слышали о существовании музея, но никогда там не бывали.

Не буду никого обманывать, сам посещал музей давно, в школьные времена, когда наш класс приучали к культуре перед приемом в пионеры. Тем более было интересно присоединиться к экскурсии, организованной специально для блогеров, освежить скромные познания в истории и посмотреть новую экспозицию, посвященную отечественной войне 1812 года.

Экспозиция отечественной войны 1812 года можно считать частью общего комплекса исторического музея, но расположена она в отдельном помещении со своим входом, гардеробом и кассой. По сути, это самостоятельный музей.

1.

Идея создания подобного музея давно болталась в воздухе. Историю для потомков пытались сохранить с самого 1812 года, но активная деятельность в этом направлении началась совсем недавно, около ста лет назад. И вот, к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года окончательно приняли решение о создании музея на основе фондов Исторического музея.

Интересно другое… экспозицию разместили на нескольких ярусах металлической конструкции, для возведения которой перекрыли двор между бывшими зданиями Городской думы и палатами Монетного двора. В результате такого хитрого архитектурного решения не только организовали помещение для музея, но и сохранили облик старинной застройки.

Короче, путь создания музея долог и тернист, как все, так или иначе связанное с государственной деятельностью, ввиду сильной инертности всей системы. Если же кого-то интересуют подробности, то все необходимое можно найти в интернете, например на официальном сайте музея.

2.

Это музей, поэтому тут нельзя… все разумно, но спасибо, что хоть дышать разрешили. Вопрос запретов в музеях, особенно в нашей стране, можно обсуждать до потери пульса, но это другая тема. Просто имейте ввиду, если соберетесь сходить в этот музей.

3.

Решительно заявляю, что без экскурсии в подобных местах делать ровным счетом нечего. Если вы не считаете себя специалистом по данной исторической области, то лучше будет воспользоваться аудиогидом или услугами экскурсовода. Наша экскурсия длилась чуть больше трех часов, но оказалась столь интересной, что время пролетело незаметно. Нет, правда. Обычно после подобного времяпрепровождения остается ощущение, что тебя пичкали какими-то датами и фактами. Более того, это именно ощущение, которое выветривается почти сразу после выхода из музея. Мы же с удовольствием слушали экскурсовода и старались задавать не совсем глупые вопросы.

4.

Фотографировать разрешили, поэтому по команде «идем дальше», блогеры рассыпалась по залу для фотофиксации экспонатов.

5.

Выставлено довольно много образцов мундиров. Наш экскурсовод оказался еще и реконструктором, поэтому про армейский быт тех времен лично я узнал больше, чем за всю свою жизнь.

6.

Экспозиция организована таким образом, чтобы противопоставить две армии.

7.

C одной стороны наши, с другой французы.

8.

9.

Награды и уши ноги фотографов. Вот скажите, почему я не взял полярик? (

10.

11.

Набор дуэльных пистолетов. Дело рук французского оружейника Жана Лепажа. Кто знает, какой инструмент отсутствует? (правильный ответ в моем Instagram не подглядывать).

12.

Сабля Наполеона. Была вручена графу Шувалову за преданность указу Императора Александра I. Короче, что сам не прирезал и не дал другим прирезать «французского коротышку» после отречения того от престола и ссылки на остров Эльба.

13.

Кажется в руке чего-то не хватает…

otrip.livejournal.com

Музей отечественной войны 1812 года

Среди множества московских музеев только один новый удостоился чести быть созданным в шаге от Красной площади на постранстве, где ранее был проход между московской городской думой и старым монетным двором. Это музей отечественный войны 1812 года, охватывающий моменты истории до и после этого периода. Данный музей — часть комплекса Исторического музея Москвы.

На двухэтажном пространстве выставлено около 2 тысяч экспонатов из 20 тысяч существующих. Небольшая плошадь зрительно увеличивается большими арками и высоким потолком, что делает музей комфортным. Отдельно присаны и современные технологии.

1. На входе нас встречает изображение, оставшееся от главного памятника победе 1812 года. Этим памятником был храм Христа Спасителя, уничтоженный в советское время.

2. Война пришлась на эпоху правления Александра I. Его трон.

3. Экспонаты этого музея не появились случайно. Часть не выставлялась, часть была показана в 1912 году на выставке столетия победы, что-то перешло из других музеев. На фото Новый Завет, подаренный Екатериной второй своему внуку.

4. Папка для хранения родословной — главного документа императора.

5. В центре зала — копия Вандомской колонны Парижа.

6. Установлена по приказу Наполеона в честь побед 1805 года.

7.  Стенд, связанный с Наполеоном. Среди них личная парадная сабля и рядовая шпага члена института Египта.

8. Подписи здесь наклеены на стекло и легко читаются. Не занимают много места рядом.

9. Близкие люди французского завоевателя.

10. Наверное эта современная тенденция нравится не всем — немногие новые музей, в которых я был, стремятся быть светлыми и яркими, несмотря на огромное горе войны. Бородинское сражение называют самым кровопролитным днём за историю, а пожар в Москве лишим дома почти всех.

11. Награды Наполеона.

12. Среди них выделяется вот этот слон. Это единственная награда, которую не носили на груди из-за формы. А принадлежит она Дании… А на первый взгляд даже оформление напоминает что-то индийское.

13. Бронзовые пушки разных видов.

14. Самая маленькая — 6-дюймовая полевая гаубица системы Грибоваля. 1794 год.

15. А самый маленький диаметр ядра у польской полевой пушки.

16. Интересный факт, который я не знал. Оригинальная деньга Российской империи и две её подделки. Как отличали? Качество французских подделок было заметно лучше российских оригиналов.

17. Одежда военных того времени перенимала моду с гражданских. Костюмчик уже сел под воздействием времени.

18. Малая часть карты, которая испортила французам немало планов. Они привыкли видеть на карте дороги. Но где их дороги и где наши направления?

19. Интересно, а через эти окна смотрят в музей?)

20. Техническая сторона музея никого не удивит. Но проверил сам — работает хорошо. Например экспоант в виде фигурки орла, аналогичный нашему знамени.

21. И рядом находим, что находился этот экспонат в военно-историческом музее. 1930 год.

22. Ещё интереснее наклейка 1912 года. Экспонат выставки к столетию победы.

23. Сохранилась и походная кухня французов. Тогда их было создано немного. Кормили высший состав.

24. Второй этаж музея.

25. Не только людские экспонаты здесь можно найти, но и конные. Бархатный генеральский вальтрап Вестфалии с серебром и золотой нитью. Генерал Вандамм.

26. Одна из множества литографий.

29. Второй этаж украшен немалым количеством портретов.

30. Мои знания истории минимальны, но я знал, что Кутузов был ранен, но повязку на глазу не носил.

31. Немногочисленные посетители.

32. Макет пушки — не обычная игрушка. Артиллеристы учились создавать боевое оружие на маленьких копиях. Даже такой экземпляр должен был уметь стрелять. Если мастер мог создать небольшой рабочий макет, ему можно было доверить создание боевого орудия.

33.

34. Походная кровать Наполеона.

35.

36. Все знают о пожаре в Москве, но не все представляют его площадь. Здесь видно, что сгорело в то время.

37. Немногое осталось от того города.

38.

39. Походные сани.

39. Крючи от разных городов. От Москвы Наполеон так и не получил.

40. Блюхерштерн.

41. На этом наша прогулка заканчивается.

42. В конце нас жали картины художника Верещагина о Наполеоне в России.

43. На сегодня всё!

Благодарности:
Музею отечественной войны 1812 года — за экскурсию;
государственному историческому музею — за сотрудничество с блогерами;
сообществу mosblog — за интересные мероприятия;
коллегам-блогерам за компанию: tushinetc, macro_jane, lady_morrigan, bulyukina_e, otrip, shpy, annastorm, catherine_catty, isirob, yamamasha.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

dmrog.livejournal.com

Музей отечественной войны 1812 года

Лучше всего про государственный исторический музей знают гости столицы. Расположенный всего в нескольких шагах от Красной площади, музей просто обязателен к посещению во время туристических прогулок по столице. Что же касается современных москвичей, то в большинстве своем они только слышали о существовании музея, но никогда там не бывали.

Не буду никого обманывать, сам посещал музей давно, в школьные времена, когда наш класс приучали к культуре перед приемом в пионеры. Тем более было интересно присоединиться к экскурсии, организованной специально для блогеров, освежить скромные познания в истории и посмотреть новую экспозицию, посвященную отечественной войне 1812 года.

Экспозиция отечественной войны 1812 года можно считать частью общего комплекса исторического музея, но расположена она в отдельном помещении со своим входом, гардеробом и кассой. По сути, это самостоятельный музей.

2.

Идея создания подобного музея давно болталась в воздухе. Историю для потомков пытались сохранить с самого 1812 года, но активная деятельность в этом направлении началась совсем недавно, около ста лет назад. И вот, к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года окончательно приняли решение о создании музея на основе фондов Исторического музея.

Интересно другое… экспозицию разместили на нескольких ярусах металлической конструкции, для возведения которой перекрыли двор между бывшими зданиями Городской думы и палатами Монетного двора. В результате такого хитрого архитектурного решения не только организовали помещение для музея, но и сохранили облик старинной застройки.

Короче, путь создания музея долог и тернист, как все, так или иначе связанное с государственной деятельностью, ввиду сильной инертности всей системы. Если же кого-то интересуют подробности, то все необходимое можно найти в интернете, например на официальном сайте музея.

3.

Это музей, поэтому тут нельзя… все разумно, но спасибо, что хоть дышать разрешили. Вопрос запретов в музеях, особенно в нашей стране, можно обсуждать до потери пульса, но это другая тема. Просто имейте ввиду, если соберетесь сходить в этот музей.

4.

Решительно заявляю, что без экскурсии в подобных местах делать ровным счетом нечего. Если вы не считаете себя специалистом по данной исторической области, то лучше будет воспользоваться аудиогидом или услугами экскурсовода. Наша экскурсия длилась чуть больше трех часов, но оказалась столь интересной, что время пролетело незаметно. Нет, правда. Обычно после подобного времяпрепровождения остается ощущение, что тебя пичкали какими-то датами и фактами. Более того, это именно ощущение, которое выветривается почти сразу после выхода из музея. Мы же с удовольствием слушали экскурсовода и старались задавать не совсем глупые вопросы.

5.

Фотографировать разрешили, поэтому по команде «идем дальше», блогеры рассыпалась по залу для фотофиксации экспонатов.

6.

Выставлено довольно много образцов мундиров. Наш экскурсовод оказался еще и реконструктором, поэтому про армейский быт тех времен лично я узнал больше, чем за всю свою жизнь.

7.

Экспозиция организована таким образом, чтобы противопоставить две армии.

8.

C одной стороны наши, с другой французы.

9.

10.

Награды и уши ноги фотографов. Вот скажите, почему я не взял полярик? (

11.

12.

Набор дуэльных пистолетов. Дело рук французского оружейника Жана Лепажа. Кто знает, какой инструмент отсутствует? (правильный ответ в моем Instagram не подглядывать).

13.

Сабля Наполеона. Была вручена графу Шувалову за преданность указу Императора Александра I. Короче, что сам не прирезал и не дал другим прирезать «французского коротышку» после отречения того от престола и ссылки на остров Эльба.

14.

Кажется в руке чего-то не хватает…

15.

Изваяния родственников и близких Наполеона. Не смотря на интересную экскурсию, рассказы про родственные отношения и политику тех времен я намеренно пропускал.

16.

Пушки и мортиры. Если хотите больше оружия, то лучше ехать в музей на Бородинском поле и смотреть там.

17.

С технической точки зрения музей оборудован на уровне. Каждая витрина обозначена номером для аудиогида. Всюду установлены интерактивные панели, можно не только самостоятельно прочитать информацию, но и посмотреть видеоролик, рассказывающий про отдельно взятый экспонат или рассматриваемые события в целом.

18.

Секретная карта. Для кого-то станет сюрпризом, но яндекса и google в те времена не существовало и армии ориентировались по бумажным картам. Наши сделали многолистовую подробную карту (чехол от нее внизу справа на фото), но подлые французы отжали ее и наладили производство уменьшенной копии для своих войск. Муаха! Лягушатники не ожидали, что обозначенные дороги, это всего лишь направления. Русские называли дорогой то место, где собирались проехать… эм, по сей день-то ничего не изменилось.

19.

Идем дальше.

20.

Французская армия впервые в истории начала применять полевые кухни. Спорно конечно, но массово, это точно они первые. На фото получилась полевая кухня с лазерным подогревом сверху, не пугайтесь, это оптический обман.

21.

Подвес-стабилизатор для котла с хавчиком. Просто вспомните, какой тогда был год и осознайте всю крутость.

22.

Образцы оружия того времени. В основном гладкоствольные ружья, сабли и палаши. Некоторые подразделения комплектовались штуцерами с нарезными стволами, но заряжать их было не очень удобно.

23.

Воевали тогда строем и шеренгами, а не отдельными спецподразделениями. Хотя не могу поверить, что не нашлось сообразительных командиров, которые творили непотребства с точки зрения военного дела того времени.

24.

Действующая модель пушки. Этакая курсовая работа ученика-оружейника, прежде чем ему разрешат отливать настоящие пушки.

25.

Солдатский скарб. Внизу ранец, в который складывались обязательные вещи каждого солдата. Перечислять не буду, так как точно что-то напутаю.

26.

Опять политика и отношения. Кто не знает историю, то вкратце все можно сказать так: во все времена нехорошести пытались устроить так, чтобы мы с вами не ходили по этой земле. Эта концепция неизменна и по сей день.

27.

Из школьного курса помню, что Кутузов пережил два серьезных ранения. В кинофильмах его изображали с повязкой на глазу, но на самом деле он пользовался двумя глазами. Медицина того времени была конечно варварской, но могла многое.

28.

Просто камни… а нет, остатки Москвы образца до большого пожара.

29.

Витрина с импровизированными ключами от городов, которые вручали Наполеону. За номером 20 ключ от города Кёльн, а вот ключика от Москвы тут нет.

30.

Этот ларчик не простой! В чем его смысл лучше узнать самим, сходив в музей и немного приобщиться к культуре и истории. Не все же по клубам тусоваться!

31.

Кто к нам с чем, тот от того и того! Это из другой сказки, но общая суть никогда не меняется.

32.

Спасибо…
Государственному историческому музею
Музею отечественной войны 1812 года (Москва, пл. Революции, 2/3)
Сообществу mosblog за организацию экскурсии и всем блогерам за участие dmrog, tushinetc, photo_grafo, lady_morrigan, bulyukina_e, shpy, annastorm, catherine_catty, isirob, yamamasha

www.otrip.ru

Музей Отечественной войны 1812 года

МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА открыт в 2012 г. в двухэтажном  здании бывшей Московской Городской Думы. В советское время в нём находился музей Ленина.  Экспозиция построена по хронологическому принципу: от событий, предшествовавших войне 1812 г., до заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.
Экспозицию открывает ПАННО ХУДОЖНИКА Г.И. СЕМИРАДСКОГО из росписи храма Христа Спасителя (северный придел), ПОСВЯЩЕННОЕ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ, небесному покровителю трех российских императоров – Александра I, Александра II, Александра III.
Сюжет связан с одной из попыток экспансии католичества на Русь во времена правления князя Александра Ярославича. В 1251 г. папа Иннокентий IV отправил к князю двух искуснейших дипломатов – кардиналов с целью склонить его к принятию церковной унии и перейти под покровительство римского католического престола. Великий князь ответил папским легатам отказом.

ТРОН АЛЕКСАНДРА I, преподнесенный ему дворянством к 5-летию окончания войны.
Среди личных вещей императора – УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО И СКЛАДНОЙ ЛОРНЕТ-одноглазка (Александр был близорук).
Особый интерес представляют ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ, отражающие важнейшие события жизни Александра Павловича, и ЗНАК ОРДЕНА СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, принадлежавший императору.
Отдельный раздел экспозиции – ПАМЯТНИКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАПОЛЕОНОМ БОНАПАРТОМ. Это личные вещи французского императора, изображения батальных сцен с его участием, предметы придворного быта, скульптурные и гравированные портреты, награды и даже кокарда с его шляпы.
После Египетского похода в 1799 году Конвент приподнёс императору САБЛЮ НАПОЛЕОНА. На сабле кованная надпись «Н. Бонапарт. Первый консул Французской Республики». Рукоятка перламутровая, с чеканными бронзовыми украшениями, перевитая плетеной проволокой. Эфес заканчивается львиной головой с кольцом. Эту саблю Наполеон всегда носил со времен консульства. Затем он подарил её  Шувалову, сопровождавшему французского императора в карете по повелению Александра I при отъезде на Эльбу. Предполагали, что на пути следования будет покушение на Наполеона, и граф Шувалов, желая устранить опасность, предложил Наполеону свою шинель. В знак благодарности он и получил эту саблю.
Картина Жака Луи Давида (гравюра по оригиналу) «ПОСВЯЩЕНИЕ ИМПЕРАТОРА НАПОЛЕОНА И КОРОНОВАНИЕИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЖОЗЕФИНА В СОБОРЕ ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ 2 декабря 1804 года». В тот момент, когда римский понтифик папа Пий VII хотел возложить на голову Наполеона корону, то взял ее из рук папы и сам водрузил себе на голову, подчеркивая тем самым, что духовная власть не выше императорской. Так же действовал он и в момент коронации своей супруги Жозефины – лично возложил корону на голову императрицы.
В мае 1805 г. Наполеон стал еще и королем Италии. Результатом усиления его власти явилось создание антинаполеоновской коалиции, в которую вошли Англия, Австрия, Швеция, Россия.
Австрия и Россия начали подготовку к войне с Францией, а Наполеон активно готовился к нападению на Англию.
Британское правительство выделяло огромные суммы на военные расходы своих союзников по антифранцузской коалиции, что заставило Наполеона отказаться от первоначального плана. Однако наличие уже сформированной и прекрасно вооруженной армии позволило ему нанести удар по Австрии. 20 ноября 1805 г. войска Австрии и России потерпели поражение при Аустерлице. В декабре Австрия заключила Пресбургский мирный договор с Францией, признав тем самым все французские завоевания. Российские войска покинули австрийскую территорию, оставаясь в состоянии войны с Наполеоном.
В ознаменование своей победы Наполеон приказал возвести на Вандомской площади в Париже ПАМЯТНУЮ КОЛОННУ, изготовленную из захваченных в Аустерлицком сражении и переплавленных затем орудийных стволов.
Прообразом памятника послужила колона императора Траяна в Риме. На колонне высотой 44 м и массой около 230 тонн размещались свыше 400 барельефов с батальными сценами. Над смотровой площадкой  установили статую Наполеона в образе римского императора. Торжественное открытие Вандомской колонны состоялось в 1810 г. Через 4 года статую сняли и переплавили, но в 1833 г. изготовили новую, изображавшую Наполеона в рединготе и шляпе (установили ее лишь в 1844 г.). В музее – копия Вандомской колонны в масштабе 1:37.
Представлены БАТАЛЬНЫЕ ПОЛОТНА, ПОРТРЕТЫ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ, ОБРАЗЦЫ УНИФОРМЫ.
В 1807 г. Александр подписал Манифест об учреждении особого знака отличия военного ОРДЕНА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ – высшей персональной награды за отвагу и личное мужество, проявленное в бою.
Из французских памятников эпохи в экспозиции представлены фарфоровые ФИГУРКИ ФРАНЦУЗСКИХ СОЛДАТ, изготовленные в XIX в., здесь Наполеон и его маршалы, а также целый полковой оркестр.
Рядом – французская ДРАГУНСКАЯ КАСКА с длинным «конским хвостом», прикрывавшим шею драгуна.
Военная кампания, начавшаяся в 1805 г., продолжилась созданием новой антинаполеоновской коалиции. Пруссия, соблюдавшая до определенного момента нейтралитет, перешла к открытой конфронтации с Францией и присоединилась к четвертой коалиции. Так началась русско-прусско-французская война 1806-1807 гг. Наполеону удалось разгромить прусско-французские войска в двух сражениях. Российские войска фактически остались один на один с наполеоновской армией.
Итоги военных кампаний 1805-1807 гг. вынудили Александра и Наполеона перейти к мирным переговорам, которые начались 13 июня 1807 г. в Тильзите. Монархи встретились с глазу на глаз на специально оборудованном плоту посреди Немана. Наполеон сумел убедить российского монарха в необходимости сближения России и Франции, чтобы совместно противостоять общему врагу – Англии. Стороны заключили мирный договор, так называемый Тильзитский мир.
События 1805-1807 гг. в экспозиции Музея проиллюстрированы КАРТОЙ ЕВРОПЫ, перекроенной по условиям Тильзитского мира, и многочисленными памятниками начала XIX в. – это ЛИЧНЫЕ ПЕЧАТИ АЛЕКСАНДРА И НАПОЛЕОНА, ДОКУМЕНТЫ, ГРАВЮРЫ, ОРУЖИЕ, ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА, СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ И БЫТОВЫЕ ВЕЩИ.
Представлены ПОРТРЕТЫ ЦАРСТВЕННЫХ ОСОБ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ПОСУДА, УКРАШЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСЬЮ.
Внимания заслуживает ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ АЛЕКСАНДРУ МУНДИР ОФИЦЕРА ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА.
Особый комплекс составляют СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ НАПОЛЕОНА, в том числе

1. Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона.
В 1801 г. выдана замуж за Людовика, младшего брата Наполеона. Мать будущего императора Франции Наполеона III. С 1806 по 1810 гг. – королева Голландии.
2. Полина Бонапарт, средняя из трех сестер Наполеона.
С 1806 г. принцесса и герцогиня Гвастальская.
3. Иоахим Мюрат – муж сестры Наполеона Каролины.
Маршал, бесстрашный человек и прекрасный тактик. С 1808 г. – король
Неаполитанский.
4. Каролина – самая младшая из сестер Наполеона.
5. Жером – младший брат Наполеона.
С 1807 по 1813 гг. король Вестфалии.
6. Жозеф – старший брат Наполеона.
Король Неаполя 1806-1808 гг., король Испании 1808-1813 гг. под именем Иосифа I Наполеона.

В 1808 г. Наполеон решился на развод с Жозефиной, он хотел передать корону только прямому наследнику, однако с императрицей общих детей у него не было. Наполеон обратил внимание на сестер Александра – ЕКАТЕРИНУ И АННУ (представлены их портреты), но получил отказ.
В 1810 г. уязвленный Наполеон женился на австрийской эрцгерцогине Марии-Луизе, а через год у них родился наследник.
После низложения Наполеона Мария-Луиза с сыном вернулись в Австрию.
Представлены ПОРТРЕТЫ ИМПЕРАТРИЦ Жозефины (после развода ей был сохранен титул императрицы) и Марии-Луизы.

К 1810 г. Наполеон, подчинивший своим интересам почти все европейские государства, стал готовиться к войне с Россией.
Император Александр также был вынужден начать подготовку к военной кампании, однако сделать это было очень непросто. Уже несколько лет Россия вела войны с Персией и Турцией, а тяжелые кампании 1805-1807 гг. отняли у нее главных союзников – Австрию и Пруссию (их войска теперь входили в состав Великой армии). Отныне Россия могла полагаться лишь на собственные силы.
Представлены РАЗЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОДГОТОВКИ К ВОЙНЕ: записные книжки, распоряжение об изготовлении карт России, фальшивые российские ассигнации и т.д.
ПОХОДНАЯ КУХНЯ из обоза наполеоновской армии, которую еще называют «кухней Наполеона». Ее конструкция позволяла прямо на ходу готовить на водяной бане пищу, жарить мясо и пирожки, варить кофе. В октябре 1812 г. казаки отряда генерал-майора В.В. Орлова-Денисова захватили более 40 повозок с оружием и провиантом, включая «кухню Наполеона». Орлов-Денисов отправил эту диковину в свое имение, где она хранилась на протяжении целого века. Позднее один из потомков генерал-майора передал этот трофей в музей. Это единственный в мире экземпляр армейской полевой подвижной кухни.

10 июня 1812 г. французский посол в Санкт-Петербурге вручил ноту, в которой говорилось, что Франция считает себя в состоянии войны с Россией.
12 июня армия Наполеона вторглась в пределы России. Главная группировка Великой армии более чем в полтора раза превосходила по численности силы российских 1-й и 2-й Западных армий, которым теперь приходилось отступать в глубь страны.
В экспозиции представлены МУНДИРЫ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПОРТРЕТЫ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ, ПРЕДМЕТЫ СНАРЯЖЕНИЯ И ВООРУЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ.
НАВЕРШИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЗНАМЕНИ в форме орла с расправленными крыльями.
Представлены ПОРТРЕТЫ И ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ: генералов М.Б. Барклая де Толли, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова, генерал-майоров П.А. Тучкова и Я.П. Кульнева.
ПРЕДМЕТЫ ПОХОДНОЙ ЦЕРКВИ АЛЕКСАНДРА I сопровождали верховного главнокомандующего в 1812-1815 гг.: лампада, потир, дискос, напрестольный крест, Евангелие, подаренное Александру Павловичу его бабушкой – Екатериной II.
Одним из важнейших документов начального периода Отечественной войны стал МАНИФЕСТ ИМПЕРАТОРА от 6 июля 1812 г. о защите Отечества и создании народного ополчения. Дворянство и купечество живо откликнулись на призыв императора – уже через полтора месяца в 20 российских губерниях были сформированы народные ополчения и собраны значительные средства.
Среди памятников, посвященных ополчению, – ПОЛКОВЫЕ ЗНАМЕНА, ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ (с ней Тихвинская дружина Петербургского ополчения участвовала в боях), икона «ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ», которой митрополит Платон благословил Московское ополчение, рисунки, документы, изображения ополченцев.
Война была в самом разгаре. 22 июля 1-я и 2-я Западные армии соединились под Смоленском. 6 августа после упорных боев российским войскам все же пришлось оставить город. Покидая Смоленск, Барклай де Толли приказал вывезти Смоленскую икону Божией Матери, подаренную в свое время смолянам царем Борисом Годуновым.
В 1602 г. с древней чудотворной иконы Богоматери Смоленской был написан список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены.
Накануне Бородинской битвы этот образ носили по позициям, чтобы укрепить и ободрить воинов перед генеральным сражением.
С 1941 г. судьба древнего образа и списка неизвестны.

Отступление российских войск продолжалось.
По решению императора Александра новым главнокомандующим стал генерал от инфантерии светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов.
По преданию, когда полководец объезжал войска в Царево-Займище, над ним парил орел, что было расценено как добрая примета. Именно этот момент запечатлен НА РИСУНКЕ И.И. ТЕРЕБЕНЕВА.
Среди вещей полководца – ИКОНА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, его святого покровителя, ЛЕНТА ОРДЕНА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ 1-ГО КЛАССА, которым Кутузов был награжден в декабре 1812 г., ПОХОДНЫЙ САМОВАР-БОЧОНОК, ПОЗОЛОЧЕННЫЕ СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ, ПОДЗОРНАЯ ТРУБА, кожаный ПОХОДНЫЙ ПОРТФЕЛЬ, СЮРТУК и ФУРАЖКА. Носить легкую фуражку при любой погоде Кутузову, многократно раненному в голову, было дозволено высочайшим распоряжением трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I. На гравюре С. Карделли ПО РИСУНКУ А.О. ОРЛОВСКОГО главнокомандующий изображен как раз в такой фуражке, в сюртуке и с подзорной трубой.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ», у которой был отслужен молебен накануне решающей битвы на Бородинском поле.
Интересна история списка со Смоленской иконы. Узнав о пожаловании Кутузову титула «Смоленский», смоляне решили подарить ему икону, однако сделать это при жизни полководца им не удалось. Некоторое время образ хранился в Успенском соборе, а после был передан младшей дочери Кутузова Дарье Опочининой.
Место для главного сражения было выбрано в 120 км западнее Москвы, у села Бородино. Задачей Наполеона было разбить армию противника и навязать России кабальный мирный договор. Кутузов стремился нанести Великой армии максимально возможный урон, остановить ее наступательный прорыв и защитить Москву.
Мужество и героизм проявили тысячи офицеров и нижних чинов российских войск. В экспозиции Музея – ПОРТРЕТЫ УЧАСТНИКОВ СРАЖЕНИЯ, ЗАРИСОВКИ ЕГО ЭПИЗАДОВ, ОБРАЗЦЫ ВООРУЖЕНИЯ, СНАРЯЖЕНИЯ И ОБМУНДИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК. Здесь же – МОДЕЛИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗЦОВ РОССИЙСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ – пушки и «единороги» (последние, сочетавшие в себе боевые качества гаубицы и пушки, были разработаны в 1756-1759 гг, под руководством генерала П.И. Шувалова, в фамильном гербе которого изображен единорог – отсюда и название орудия).
ПОРТАТИВНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ГОТОВАЛЬНЯ найдена после сражения на Бородинском поле (линейки, циркули, рейсфедеры, держатель для карандаша и др.). Все детали изготовлены из серебра, а отдельные части из стали.
Сражение 26 августа продолжалось 15 часов. Укрепления многократно переходило из рук в руки. Артиллерия не умолкала весь день. Кутузов намеревался на следующий день продолжить бой, но, узнав о потерях, приказал отступать. Окружение Наполеона тут же поспешило объявить о победе. Однако, по мнению военного теоретика и участника Отечественной войны 1812 г. К. Клаузевица, «победа заключается не только в захвате поля сражения, а в физическом и моральном разгроме сил противника».
Большие потери и невозможность быстрого пополнения армии вынудили Кутузова отойти к Москве.
Представлены ПИСЬМО КУТУЗОВА московскому генерал-губернатору Ф.В. РАСТОПЧИНУ, ПЕЧАТЬ РАСТОПЧИНА, ИНФОРМАЦИОНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ, выходившие в качестве приложения к «Московским ведомостям» для поднятия духа москвичей.
Для решения вопроса о защите города Кутузов собрал военный совет в деревне Фили. Именно здесь было принято решение оставить Москву без сражения ради сохранения армии. ХРОМОЛИТОГРАФИЯ С КАРТИНЫ А.Д. КИВШЕНКО «СОВЕТ В ФИЛЯХ»,
В начале XIX в. Москва была вторым по величине после Петербурга городом России и сохраняла огромное политическое и культурное значение в жизни страны. Москва оставалась духовным центром России, именно здесь короновали всех российских императоров. В 1812 г. в городе проживало более 270 тысяч человек.
27 августа Москва узнала о неутешительных итогах Бородинского сражения. Уже через 2-3 дня были закрыты все государственные учреждения (за исключением Воспитательного дома и больниц для бедных), вывезены церковные ценности, начался массовый отъезд жителей, эвакуация больных и раненых. 2 сентября Москву покинула и российская армия.
ВИДЫ ДОПОЖАРНОЙ МОСКВЫ представлены рисунками Ф.М. Алексеева и его учеников.
Среди документальных материалов – ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОСТАВЛЕНИИ РОССИЙСКИМИ ВОЙСКАМИ МОСКВЫ, 21-Й БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕЛИКОЙ АРМИИ.
3 сентября в Москву прибыл Наполеон, его резиденцией стали парадные залы Кремлевского дворца.
ВСТУПЛЕНИЕ НЕПРИЯТЕЛЯ В МОСКВУ – гравюра Э. БОВИНЕ,
БРОНЗОВЫЙ БЮСТ НАПОЛЕОНА (скульптор Р.Коломбо).
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КАРКАС ПОХОДНОЙ КРОВАТИ ФРАНЦУЗСКОГО ИМПЕРАТОРА.
Среди принадлежавших Наполеону предметов – ДВЕ ОПАСНЫЕ БРИТВЫ в футляре, обтянутом коричневой кожей (найдены в брошенном обозе при Березине).
Отдельно выставлены ФРАНЦУЗСКИЕ ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ, знаменующие этапы движения армии по России.
МУНДИР И МЕХОВАЯ ШАПКА (из темно-коричневой или черной медвежьей шкуры) ГРЕНАДЕР СТАРОЙ ГВАРДИИ.
В первый же день пребывания наполеоновской армии в Москве начались пожары. Склады военного имущества, пиломатериалов, продовольствия, фуража, вооружения и боеприпасов, которые не успели вывезти, взрывали или поджигали намеренно еще при отступлении российской армии. Отмечались случаи стихийных поджогов частных домов фабрик, мануфактур. Одной из причин пожаров стали многочисленные бивачные костры, которые разводили вступившие в Москву завоеватели. Растопчин распорядился вывезти из Москвы все пожарные насосы и другое противопожарное снаряжение, а заодно и эвакуировать личный состав пожарных команд. Огонь распространялся стремительно, чему способствовала сухая и ветреная погода.
Разраставшийся пожар вынудил Наполеона покинуть Кремль и переехать со своим штабом в Петровский дворец.
КАРТИНА В.В. ВЕРЕЩАГИНА «В ПЕТРОВСКОМ ДВОРЦЕ» (Наполеон).
8 сентября Наполеон вернулся в город. В Кремле располагался не только Главный штаб и часть гвардии, но и кабинет командира 1-го армейского корпуса маршала Л. даву. МУНДИР, ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ МАРШАЛУ ДАВУ, И ЖЕЗЛ (отбит в бою под Красным).
КАРТА МОСКВЫ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ ВЫГОРЕВШЕЙ ТЕРРИТОРИИ.
Многочисленные ЗАРИСОВКИ МОСКОВСКОГО ПОЖАРА.
Огонь уничтожил три четверти московских построек. Жертвами пожаров стали несколько тысяч раненых российских солдат, оставленных при отступлении. В огне погибли огромные художественные и научные ценности – музейные коллекции, лаборатории, архив и библиотека Московского университета, уникальные собрания картин, рукописей и т.д.
Московский пожар поставил Великую армию в крайне затруднительное положение. Катастрофически не хватало продовольствия и медикаментов, падала дисциплина, снижалась боеспособность. Наполеон безрезультатно ждал предложений о мире.
Россия тем временем наращивала силы. Восполнялись людские потери. Активизировались действия войсковых кавалерийских отрядов и в тылу врага. Создались благоприятные условия для перехода российских войск к наступлению.
Наполеон был вынужден выступить с инициативой мирных переговоров, однако генерал Ж. Лористон, посланный к Кутузову, вернулся ни с чем.
РАСКРАШЕННАЯ ГРАВЮРА «КНЯЗЬ КУТУЗОВ ОТВЕРГАЯ ПРЕДЛАГАЕМЫЙ НАПОЛЕОНОМ ЧЕРЕЗ ГЕНЕРАЛА ЛОРИСТОНА МИР».
Попытки французского императора обратиться к Александру I через представителей московского общества также не имели успеха. Потеряв всякую надежду на заключение мира, Наполеон стал готовиться к отступлению из Москвы.
7 октября армия Наполеона, покинув город, начала отступать в направлении Калуги. На следующий день маршал Мортье получил приказ взорвать Кремль, крупные здания и монастыри, однако эти попытки удались лишь частично. 11 октября казаки майора И.Д. Иловайского ворвались в Кремль, где смогли остановить саперов, поджигавших заряды. Часть фитилей погасили сами москвичи, а прошедший дождь завершил дело.
Масштабное восстановление города началось в ноябре 1812 г., а завершилось лишь к 1830 году.
Гравюра И.А. Иванова «ИЗГНАНИЕ ИЗ МОСКВЫ НЕПРИЯТЕЛЯ ОТРЯДОМ ЛЕГКОЙ КАВАЛЕРИИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ МАЙОРА ИЛОВАЙСКОГО».

В конце сентября Кутузов с основной группировкой войск расположился у села Тарутино.
В Тарутинском лагере российская армия получила долгожданную передышку и возможность восполнить потери. СОЛДАТСКИЙ БЫТ представлен изобразительными материалами – ЗАРИСОВКАМИ СЦЕН ПОХОДНОЙ ЖИЗНИ, а также самыми простыми предметами: ПАЛАТКА, МЕДНЫЙ КОТЕЛОК, СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ, ДОРОЖНЫЙ САМОВАР, ТАБАКЕРКА, ФУТЛЯР ДЛЯ ИГОЛОК, НАТЕЛЬНЫЕ КРЕСТИКИ, КОЖАНЫЙ РАНЕЦ, ЖЕСТЯНАЯ ФЛЯГА ДЛЯ ВОДЫ).
Развязалась настоящая партизанская война. Отряды партизан (это, как правило, были кавалерийские отряды) возглавляли бесстрашные офицеры – Д.В. Давыдов, А.Н. Сеславин, А.С. Фигнер, М.А. Фонвизин и другие.
Во многих волостях и уездах наряду с армейскими партизанскими отрядами действовали и отряды самообороны из местных крестьян. Руководили ими старосты, помещики, священнослужители, бежавшие из плена солдаты. Вооруженные косами, вилами, топорами или отобранным у врага оружием, эти отряды нападали на небольшие подразделения неприятеля, мародеров и фуражиров.
ПОРТРЕТ КОМАНДИРА КРЕСТЬЯНСКОГО ОТРЯДА Г.М. КУРИНА, удостоенного высшей воинской награды – Георгиевского креста.
ПОРТРЕТ КРЕСТЬЯНКИ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ, ЖЕНЫ МЕСТНОГО СТАРОСТЫ ВАСИЛИСЫ КОЖИНОЙ. По легенде, она прославилась тем, что лично руководила организованным ею партизанским отрядом, за что была награждена знаком отличия и денежной премией.
Знаменитый командир партизанского отряда ДЕНИС ДАВЫДОВ на портрете представлен в крестьянской одежде, но с орденом Св. Георгия на шейной ленте (известно, что Давыдов переодевался в крестьянскую одежду, чтобы не пугать местных жителей: не разбираясь в мундирах, те могли принять его за французского офицера).
ПЕПЕЛЬНИЦА Д. ДАВЫДОВА, сделанная из копыта его лошади.
ПОРТРЕТ КАПИТАНА ГВАРДЕЙСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ, АДЪЮТАНТА ВОЕННОГОМИНИСТРА А.Н. СЕСЛАВИНА. В сентябре он возглавил один из партизанских отрядов, ему удалось обнаружить скрытое движение императорской гвардии Наполеона в направлении Калуги и своевременно доложить об этом в штаб.
КАПИТАН А.С. ФИГНЕР также руководил партизанским отрядом. Хорошо владея языками, он проникал в расположение неприятеля, выведывал планы действий и передавал информацию в Главный штаб Кутузова. Личность его трактуется историками неоднозначно.» Фанатик в храбрости и в патриотизме», он в то же время был жесток и хладнокровно расстреливал пленных.
Участник Бородинского сражения ГЕНЕРАЛ-МАЙОР И.С. ДОРОХОВ, руководя партизанским отрядом, штурмом взял город Верею, где были сосредоточены основные продовольственные запасы неприятеля..
Кутузов, получив известие о передвижении армии Наполеона в направлении Калуги, покинул Тарутинский лагерь и двинулся к Малоярославцу, где 12 октября состоялось сражение. Первым к месту боя прибыл пехотный корпус генерала Д.С. Дохтурова. Еще до подхода основных сил ему удалось направить в город 19-й егерский полк, в составе которого числился СВЯЩЕННИК ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬКОВСКИЙ. Отец Василий во время боев за Малоярославец с крестом в руке шел впереди полка и мужеством своим вдохновлял воинов. Был ранен в голову. Позже Александр I лично подписал приказ о его награждении орденом Святого Георгия. Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения священника главной военной наградой.
Неприятелю все же удалось занять Малоярославец, но к Калуге он не пробился. Кутузов так охарактеризовал Малоярославецкое сражение: «Предел нападения, начало бегства и гибели врагов». О боях при Тарутине и Малоярославце рассказывают РИСУНКИ адъютанта Кутузова, участника тех событий А.И. ДМИТРИЕВА-МАМОНОВА.
Наполеон развернул войска и начал отступление из России. 4 ноября неприятель оставил Смоленск. Вскоре городу вернули чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, которую жители встретили молебнами, парадом и артиллерийским салютом.
Бедственное состояние Великой армии во время отступления иллюстрируют РИСУНКИ Х,В, ФАБЕРА ДЮ ФОРА.
Представлены ОБРАЗЦЫ ОРУЖИЯ, СНАРЯЖЕНИЯ И УНИФОРМЫ, обнаруженная археологами Исторического музея вблизи Тарутинского лагеря.
Отступление Великой армии продолжалось. По плану российского командования, неприятеля надо было окружить и уничтожить при переправе через Березину. Однако Наполеону все же удалось перевести остатки своих войск через реку. Представлена КАРТА РАЙОНА С ПЛАНОМ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОЙСК.
Окружить и полностью уничтожить силы неприятеля на Березине не получилось, но Великая армия формально перестала существовать. Пребывание в войсках самого императора потеряло всякий смысл, он передал командование И. Мюрату и в срочном порядке вернулся во Францию. САНИ, В КОТОРЫХ ИМПЕРАТОР ПОКИНУЛ РОССИЮ в ноябре 1812 г., проделав путь от г. Вильно до реки Неман – границы Российской империи – почти 90 км.
Представлены ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ПРЕБЫВАНИЯ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИИ: ДОНЕСЕНИЯ Кутузова и Чичагова императору Александру, ПРИКАЗ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ОБ ИЗГНАНИИ НЕПРИЯТЕЛЯ ИЗ РОССИИ, МАНИФЕСТ ИМПЕРАТОРА О ВОЗВЕДЕНИИ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в честь победы российских войск в войне.
В экспозицию входят ПАМЯТНЫЕ ИКОНЫ, СЕРЕБРЯНЫЙ КРЕСТ ДЛЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, НАГРАДНЫЕ ГЕОРГИЕВСКИЕ ТРУБЫ ПЛКОВ С НАДПИСЬЮ «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России».
Представлены КАРИКАТУРЫ ИЗВЕСТНЫХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. Выразительные рисунки и простые, остроумные тексты карикатур были близки и понятны народу.
Отдельное место занимает МЕДАЛЬ В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА.
В феврале 1813 г. российский император принял решение о награждении особо отличившихся участников крестьянских партизанских отрядов Московской губернии специальной СЕРЕБРЯНОЙ МЕДАЛЬЮ НА ВЛАДИМИРСКОЙ ЛЕНТЕ С НАДПИСЬЮ «ЗА ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ».
КРЕСТОМ ИЗ МЕДИ с шейной муаровой лентой ордена Святого Владимира награждали священников, БРОНЗОВУЮ МЕДАЛЬ, учрежденную для представителей дворянства, полагалось носить на Владимирской ленте, а для купечества – на ленте ордена Святой Анны.

Война с наполеоновской Францией продолжилась в заграничных походах.

Главной целью заграничных походов российских войск 1813-1814 гг. стало освобождение Европы.
Союзниками России в этой военной кампании выступили Пруссия, Австрия, Швеция и Великобритания; позже на их сторону перешли и все немецкие государства.
Главнокомандующим союзными войсками стал Кутузов, а после его смерти (16 апреля 1813 г. в Бунцлау, см. КАРТИНА «КОНЧИНА СВЕТЛЕЙШЕГО КНЯЗЯ М.М. ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА)) этот пост сначала занимал П.Х. Витгенштейн (на ПОРТРЕТЕ неизвестного художника), позже – М.Б. Барклай де Толли.
После возвращения во Францию Наполеону удалось собрать новую 160-тысячную армию, которая весной 1813 г. нанесла поражение российско-прусским войскам при Лютцене и Баутцене.
14 августа российско-прусские войска разгромили армию маршала Э. Макдональда
в сражении у реки Кацбах.
17-18 августа состоялась еще одна важная битва – у селения Кульм в Богемии. Гвардейским корпусом российских войск в этом сражении командовал генерал А.И. Остерман-Толстой. Его тяжело ранили –  ядро оторвало генералу руку. Спустя два года после описываемых событий Остерману-Толстому вручили СКРЕБРЯНЫЙ КУБОК, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, от чешских женщин. Умер Остерман-Толстой в 1857 г. Миниатюрная КОПИЯ НАДГРОБИЯ (идея самого генерала): генерал лежит на боку, опираясь на барабан, в который вставлен часовой циферблат (стрелки указывают точное время ранения), а перед ним – его оторванная рука и гренадерская шапка.
Продолжением победоносного шествия российских войск по Европе стало Лейпцигское сражение 4-7 октября, названное «Битвой народов». Обе стороны понесли огромные потери, но войска союзников все же вынудили Наполеона оставить город. АКВАРЕЛЬ Х.Г.Г. ГЕЙСЛЕРА, середина 1810-х годов, СРАЖЕНИЕ НА МЯСНОЙ ПЛОЩАДИ В ЛЕЙПЦИГЕ.
Когда победитель входил в завоеванный город, ему вручали символические ключи от взятой крепости. Экспонируются ОСАДНЫЕ МОНЕТЫ И КРЕПОСТНЫЕ КЛЮЧИ ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ.
В январе 1814 г. союзники вошли во Францию. Военные действия на ее территории иллюстрируют РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ А. АДАМА, А. КОЦЕБУ, Ж. МЕССОНЬЕ. В обширной портретной галерее российских военачальников – ИЗОБРАЖЕНИЯ П.М. ВОЛКОНСКОГО, Ф.И. ТАЛЫЗИНА, Г.В. РОЗЕНА, М.Ф. ОРЛОВА и др.
17 марта 1814 г. российские войска подошли к Парижу. Император Александр обратился к городским властям с заверением дружбы и предложением установления мирных отношений. 19 марта было подписано соглашение о сдаче столицы союзным войскам. ГРАВЮРА «ВСТУПЛЕНИЕ СОЮЗНЫХ ВОЙСК В ПАРИЖ 31 МАРТА 1814 ГОДА».
Отрекшегося от престола Наполеона сослали на остров Эльбу. ВАЗОЧКА – СУВЕНИР ИЗ ФОНТЕНБЛО и ТРИ СВЕЧИ ИЗ КАНДЕЛЯБРА, который стоял на столе в тот момент, когда Наполеон подписывал отречение..
29 марта в Париже на площади Революции состоялся грандиозный МОЛЕБЕН ПО СЛУЧАЮ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ. Этому событию посвящена ГРАВЮРА И. Клаубера по рисунку Д. Бажетти.
ПРЕБЫВАНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В ПАРИЖЕ ярко и реалистично отразил чешский художник Г.Э ОПИЦ.
Продолжением парижских мирных соглашений явился ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС в сентябре 1814 г. Отнюдь не всегда достигалось полное согласие. Основные проблемы часто обсуждались на неофициальных приемах и балах, за что сам конгресс назвали «танцующим». Эту атмосферу передают ГРАВЮРЫ, КАРИКАТУРЫ.
Спустя год после отречения Наполеону удалось тайно покинуть Эльбу и вернуться во Францию. Собрав армию, он довольно скоро достиг Парижа, откуда накануне бежал король Людовик XVIII. Несмотря на поддержку армии и народа, «режим ста дней», как впоследствии назвали этот краткий возврат к власти Наполеона, закончился 6 июня 1815 г. В этот день состоялось СРАЖЕНИЕ ПРИ ВАТЕРЛОО, в котором наполеоновская армия потерпела сокрушительное поражение. Наполеон был вынужден вторично отречься от престола.
Последним местом ссылки императора стал принадлежавший Великобритании остров Святой Елены. Один из моментов ПРЕБЫВАНИЯ НАПОЛЕОНА НА ЭТОМ ОСТРОВЕ представлен на литографии Бельяра по рисунку Стейнбена. Среди памятников этого времени – оставшееся без ответа ПИСЬМО ФРАНЦУЗСКОГО ГЕНЕРАЛА ГУРГО ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ С ПРОСЬБОЙ ОБЛЕГЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ СОСЛАННОГО МОНАРХА. Наполеон скончался в мае 1821 г.
Экспозицию продолжает КОЛЛЕКЦИЯ МИНИАТЮРНЫХ ПОРТРЕТОВ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ, ДИПЛОМАТОВ И СОЮЗНИКОВ РОССИИ ПО БОРЬБЕ С НАПОЛЕОНОВСКОЙ ФРАНЦИЕЙ. Особый интерес представляют НАГРАДЫ ЭТОГО ПЕРИОДА И ИХ МИНИАТЮРНЫЕ КОПИИ, а также БРОНЗОВЫЕ МЕДАЛЬОНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ И КОМАНДУЮЩИХ СОЮЗНЫМИ ВОЙСКАМИ: ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА, ВИТГЕНШТЕЙНА, АЛЕКСАНДРА I, легендарного казачьего АТАМАНА ГРАФА ПЛАТОВА И ОСТЕРМАНА-ТОЛСТОГО. Частью экспозиции стала КОЛЛЕКЦИЯ ПАМЯТНЫХ МЕДАЛЕЙ ПЕРИОДА ЗАГРАНИЧНЫХ ПОХОДОВ РОССИЙСКИХ ВОЙСК.
Отдельный комплекс составляют так называемые ПАРИЖСКИЕ СУВЕНИРЫ: ЧЕРНИЛЬНЫЙ ПРИБОР «КАЗАК, ПРАЗДНУЮЩИЙ ПОБЕДУ», КУРИТЕЛЬНАЯ ТРУБКА ПОЛКОВНИКА МЕЩЕРЯКОВА, ФАРФОРОВЫЕ ЧАШКИ С ПОРТРЕТАМИ РОССИЙСКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ, ХРУСТАЛЬНЫЙ БОКАЛ С НАДПИСЬЮ «ЛИКУЙ МОСКВА – В ПАРИЖЕ РОСС» и другие. Некоторые из них привезены из Парижа, другие изготовлены в России в память о событиях 1814 года.

Отечественная война и заграничные походы стали неисчерпаемым источником вдохновения для писателей, скульпторов, архитекторов. В экспозиции представлено 18 ИЗ 20 картин В.В. ВЕРЕЩАГИНА ИЗ СЕРИИ «1812 ГОД. НАПОЛЕОН В РОССИИ», охватывающей события от Бородинской битвы до бегства Наполеона из России. В серию вошли два портретных изображения Наполеона. Верещагин проштудировал множество источников на разных языках, Бородинское поле, зимнюю русскую природу, места сражений писал с натуры. Таким образом, эта серия картин стала памятником исторической живописи.
ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КАМПАНИЙ: ПОСУДА С ПОРТРЕТАМИ, КАРИКАТУРАМИ И НАДПИСЯМИ, ФЛАКОНЫ, ЛАРЦЫ, ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ, ПОДАРОЧНАЯ САБЛЯ ГЕНЕРАЛА ЧЕРНЫШЕВА (в 1811 г. он руководил агентурной сетью в Париже, в 1812 г. командовал армейским партизанским отрядом, в 1832-1852 гг. занимал пост военного министра России).
СЕРИЯ НАСТОЛЬНЫХ МЕДНЫХ МЕДАЛЕЙ Ф,П, ТОЛСТОГО, основоположника медальерного искусства в России, на оборотной стороне каждой из 20 медалей – рельефный ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА в доспехах средневекового воина.
Раздел экспозиции «ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ» завершает знакомство с музеем.

Источники:

Государственный исторический музей
Музей Отечественной войны 1812 года
Путеводитель. Москва, 2012

В Москве сохранилось множество памятных мест, связанных с героями и событиями 1812 года. Мы рассказываем о них на пешеходных экскурсиях по Москве.

Далее:
Двухэтажный автобус в Москве

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

kraeved1147.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о