Фото кантемир балагов – «До учебы у Сокурова я себя личностью не ощущал» — Статьи на КиноПоиске

Содержание

«До учебы у Сокурова я себя личностью не ощущал» — Статьи на КиноПоиске

Режиссер-дебютант — о своем фильме «Теснота», попавшем в Канны, об учебе у Александра Сокурова и жизни в Кабардино-Балкарии.

Дебютный фильм в каннской программе «Особый взгляд», который сегодня был показан на фестивале, — это очень почетно, особенно если ты не из крутого московского или питерского киновуза, а из Нальчика, и все, что о тебе известно большинству людей, — это то, что ты окончил в местном университете мастерскую Александра Сокурова. Но Кантемир Балагов, кажется, философски относится к тому, что его «Тесноту», фильм о похищении еврейских жениха и невесты в Кабардино-Балкарии, взяли в Канны, а среди его соседей по конкурсу — Матьё Амальрик, Лоран Канте и Киёси Куросава. КиноПоиск поговорил с Балаговым, пытаясь понять, как из Нальчика попасть в Канны и что для этого нужно сделать.

«Теснота»

— Как вы узнали о курсах Сокурова в Кабардино-Балкарском университете?

— Мне было где-то лет двадцать. Я был киноманом, любил смотреть фильмы, причем совсем не те, которые я сейчас смотрю. У меня были зеркалка и горячее желание делать кино, так что я просто ходил и снимал со своими друзьями. Я делал веб-сериал про местных, нальчикских молодых ребят, которые сталкиваются с разными проблемами — криминалом, грязными деньгами, кровной местью. О нескончаемом круговороте насилия, который очень часто сопряжен с молодостью и с жизнью на Кавказе. Хотя это сейчас на словах так красиво звучит, а на деле реализация сильно хромала, все это было на уровне любителя. Фильм был полон недостатков — профессиональных, драматургических. Он был в интернете, одну серию в среднем смотрело 5—7 тысяч человек, местная публика в основном, но я его потом отовсюду удалил. Мне за него немного стыдно, как вообще бывает стыдно за многое, что делаешь в молодости.

Снимая, я в какой-то момент понял, что уперся в потолок, что мне хочется чего-то большего. И один мой знакомый (он, кстати, тоже потом поступил вместе со мной) посоветовал мне обратиться к Александру Николаевичу Сокурову. На тот момент он уже открыл мастерскую в Нальчике. Я написал Александру Николаевичу, мы с ним встретились, и он предложил мне поступить к нему в мастерскую сразу на третий курс, потому что, вообще говоря, это был единственный курс. Больше он не набирал ни до, ни после. И я попал на третий курс его мастерской, чему очень рад и безмерно благодарен.

— Вы говорите, что вы были киноманом. Расскажите, на каком кино вы росли, какое кино сформировало вас как личность?

— Ну, я могу сказать, что на тот момент, до учебы в мастерской Александра Николаевича, я себя личностью еще не ощущал, к сожалению. Хотя к моменту поступления, как я уже говорил, мне было 20 лет. Поэтому я скажу просто про любимые картины. Мне нравился ранний Иньярриту — «Сука-любовь», «21 грамм». Нравился Нолан. Нравились ранние фильмы фон Триера — «Танцующая в темноте», например. А «Рассекая волны» я вообще считаю его лучшим фильмом. Конечно же, «Криминальное чтиво» Тарантино — один из любимейших фильмов до мастерской.

Кантемир Балагов / Фото: Из личного архива

— Неплохой выбор для человека, который, как вы говорите, не сформировался как личность. Был кто-то, кто советовал вам фильмы?

— Я исходил из поверхностного знания о фильме. Грубо говоря, если этот фильм получил какой-то крупный приз, его отметили, то его нужно посмотреть. И, конечно, я ходил в местный видеопрокат, потому что с фильмами было тяжело, как и с интернетом, и мне там часто советовали, что смотреть. Что-то из этого мне нравилось, что-то — нет. Вы говорите, что это хорошие картины, но сейчас, конечно, мне кажется, намного важнее смотреть Брессона, Беллоккьо, Карне. Такие фильмы должны формировать автора как личность. И Дрейер. Классика, истоки, с которых все начиналось.

«Сука-любовь»

— Сокуров рассказывал про свою мастерскую, будто для него было очень важно, чтобы ребята, которые пришли к нему учиться, не смотрели его фильмов. Вы тоже перед встречей с Сокуровым не видели ни одной его картины?

— Не видел. Я даже не знал толком, кто это такой. Только потом начал узнавать, что это за человек, кто он такой, что он снял, и начал смотреть его картины. И то, что Александр Николаевич запрещал нам смотреть свои фильмы, пока мы учились на курсе, — абсолютная правда.

— А потом, когда вы посмотрели, что вам понравилось больше всего или откровенно не понравилось — такое тоже возможно?

— Моим любимым фильмом у Александра Николаевича был и остается до сих пор «Отец и сын». Я люблю его за человечность. Там потрясающее актерское исполнение. «Элегию дороги» очень люблю. И еще «Повинность» — такой дневниковый документальный фильм…

«Отец и сын»

— «Духовные голоса» не любите? Это же первая часть дилогии.

— «Духовные голоса», если честно, я не посмотрел. (Смеется.) Но я знаю, что фильмы похожи, только один про Афганистан, а другой — про моряков.

— Расскажите, как проходило ваше обучение.

— Местных преподавателей у нас практически не было, в основном к нам приезжали из Москвы и Санкт-Петербурга. Они были какими-то невероятными профессионалами, нам с ними очень повезло. Мастер приезжал один-два раза в месяц, в зависимости от своего графика. Раз в полгода мы должны были снимать свое короткометражное кино, документальное или игровое — какое хотим. Никаких запретов не было, кроме насилия и мата.

— Как бы вы определили главное в том, что Александр Николаевич пытался донести до вас?

— Любовь к литературе. Он всегда говорил, что режиссер должен как можно больше читать. Это самое главное, что он пытался нам вдолбить. Всё уже там, все характеры, все сюжеты, истории. И это на самом деле так. Многие ребята начинают высасывать что-то из пальца, когда можно просто взять хорошую литературу и что-то оттуда почерпнуть. Я тогда впервые открыл для себя Андрея Платонова, он теперь мой самый любимый писатель благодаря Александру Николаевичу. Я стал читать Фолкнера, познакомился с Кортасаром. Не говорю о Достоевском и Толстом — я знал о них и до учебы.

«Теснота»

— Сокуров где-то сказал, что за все свои работы во время учебы вы получили отличные оценки. О чем были фильмы?

— Основным посылом наших работ было желание показать, что на Кавказе живут такие же люди, как и в центральной части России. Что мы так же чувствуем, так же живем и переживаем, что у нас такие же страхи и такие же комплексы, как и у всех, как у всего остального мира. Мы не скачем на лошадях, и у нас за пазухой нет кинжала. Александр Николаевич пропагандировал и пропагандирует человеческие отношения и гуманизм. И он старался, чтобы в наших работах это также присутствовало. И мне кажется, что это очень правильная позиция. Для меня как для режиссера самое главное — это человек. Все, что делается в искусстве, музыке, литературе, кино, — это все для человека и о человеке. А если нет человека, его переживаний, его отношений, истории, то тогда не совсем понятно, для чего все это.

— А если в двух словах, каковы сюжеты ваших фильмов?

— Например, мой дипломный фильм — это история отношений глухонемой девушки и молодого парня и рассказ о проблемах, с которыми они сталкиваются из-за недуга героини. Моя первая курсовая работа — о парне, который изо всех сил пытается понять, кто он такой, найти свой путь и находит его в исламе. После чего выясняется, что его мать категорически против такого выбора, потому что на Северном Кавказе накаленная ситуация. После того как исламские боевики в 2005 году атаковали Нальчик, отношение к исламу в городе резко негативное, и родители категорически против того, чтобы дети принимали ислам и молились. У меня такая же ситуация в семье была. Еще у меня был документальный фильм «Андрюха» о мальчике, который страдает шизофренией и добывает на рынке деньги, являясь для всей своей семьи единственным кормильцем.

Кантемир Балагов / Фото: Из личного архива

— Действие всех этих фильмов разворачивается в настоящем, а для дебютного фильма вы обратились к концу 1990-х. Почему?

— Да, это 1998 год. Потому что фильм основан на реальных событиях. В 1990-е местные ребята в Нальчике действительно нередко воровали людей из еврейской общины, чтобы получить выкуп. Сейчас евреев там живет значительно меньше, все уехали, а тогда их община была относительно состоятельной. У них была своя небольшая промышленность, они торговали на рынке дефицитными и дорогими товарами. Многие местные к ним относились как к гостям, и похитить их не считалось зазорным. Про похищение еврейских жениха и невесты мне рассказал отец, а потом я много расспрашивал местных и по крупицам собрал информацию для своей истории.

— От каких-то натуралистичных или просто неприятных подробностей, наверное, пришлось отказаться?

— На самом деле от реального похищения остались только сам его факт и отдельные детали, а коллизии, отношения героев, подробности семейной жизни общины — это авторская выдумка. Правда, были еще сцены, которые тоже восстановлены по реальным событиям почти досконально, но я пока о них не буду говорить. Чтобы спойлеров не было.

Автор: Александр Пасюгин

www.kinopoisk.ru

Молодой российский режиссер Кантемир Балагов получил награду ФИПРЕССИ в Каннах

Роман Полански представил фильм про писательницу и ее демонов

28.05.2017 в 15:12, просмотров: 6513

В воскресенье вечером завершился 70-й Каннский кинофестиваль. Его итоги еще не были известны, когда верстался номер. Накануне молодой российский режиссер из Кабардино-Балкарии Кантемир Балагов получил за фильм «Теснота» приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. А звездную дорожку украсил Роман Полански, приехавший с новой картиной, где главную роль сыграла его жена Эммануэль Сенье.

фото: Светлана Хохрякова

Режиссер Кантемир Балагов.

В день премьеры его фильма «Основано на реальных событиях» собрался кинематографический бомонд. По звездной дорожке прошел Эдриан Броуди, сыгравший у Поланского главную роль в «Пианисте», отмеченном в Каннах «Золотой пальмовой ветвью» в 2003 году. Ума Турман, которой надо было спешить в другой зал как председательнице жюри конкурса «Особый взгляд», все-таки решила поприветствовать 83-летнего классика, которому все никак не простят давнюю страсть к юной девочке. Прошествовал по красной дорожке и французский актер Матьё Амальрик, которому предстояло через полчаса получать награду «Особого взгляда» за свой весьма скромный режиссерский опус «Барбара» от Умы Турман. Роман Полански вместе с режиссером Оливье Ассаясом написал на основе реальных событий и уже существующего романа сценарий фильма с незатейливым названием «Основано на реальных событиях». В роли успешной писательницы, переживающий кризис, снял свою жену Эммануэль Сенье. Знакомство с поклонницей ее творчества — демонической особой в облике роскошной красавицы Евы Грин — изменило размеренную жизнь, придало ей новые ощущения. Эта картина куда лучше предыдущего фильма Полански «Венеры в мехах». Все-таки Оливье Ассаяс умеет придать любой истории терпкость и чувственность, но до опасной черты героини не дошли. Зато на фотоколе актрисы поддали жару, разыграв сцену с поцелуями. В любом случае, это очень даже энергичный фильм для такого ветерана, как Полански.

Кадр из фильма Романа Поланского «Основано на реальных событиях».

В то время как публика глазела на звезд во главе с Умой Турман, ей самой пришлось поспешить в соседний зал, чтобы участвовать в церемонии закрытия «Особого взгляда» и раздавать призы победителям. Открывал его очень средний фильм «Барбара» Матьё Амальрика, который тем не менее отмечена за поэтический нарратив. Для Франции Амальрик — практически «наше все», как и его героиня — шансонье Барбара. Главным победителем «Особого взгляда» стал иранский режиссер Мохаммад Расулоф с картиной «Человек с принципами». Его 35-летний герой вел уединенную жизнь в деревне с женой и сыном, разводил золотых рыбок, которые, по словам режиссера, считаются символом жизненной энергии в Иране. Но однажды все они погибли. На них налетели полчища птиц и буквально разодрали. И это неспроста. Монополию в этих краях держат серьезные люди. Здесь процветают взятки, так что простому человеку спокойно жить и работать не дадут. Все решают политика, деньги и власть.

В 2010 году Мохаммад Расулоф был арестован вместе с опальным иранским режиссером Джафаром Панахи за критику режима. В 2013-м получил на Каннском фестивале приз ФИПРЕССИ за фильм «Рукописи не горят», а когда вернулся на родину, у него конфисковали паспорт прямо в тегеранском аэропорту.

«Тесноту» ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова Ума Турман и ее коллеги по жюри не отметили, зато несколькими часами раньше молодой режиссер получил не менее ценную награду мировой кинопрессы. «Теснота» отсылает нас в конец 90-х. Все происходит в Нальчике. Как рассказал «МК» Кантемир Балагов, снимал он в основном в Санкт-Петербурге, в павильоне. А саму историю о похищении только что помолвленных молодых людей из двух еврейских семей ему рассказал отец. Дарья Жовнер, сыгравшая главную роль, впервые оказалась на Северном Кавказе, а такое ощущение, что она родом оттуда, многие приняли ее за актрису из Кабардино-Балкарии.

— Как вы думаете, на родину вернетесь героем или вам достанется от земляков, — спрашиваю у Кантемира.

— Думаю, не всем понравится этот фильм. Сомневаюсь в том, стоит ли его вообще там показывать.

— Фильм основан на реальных событиях и на воспоминаниях, — говорит Кантемир Балагов. — Мне важно было показать межнациональные отношения, которые часто становятся источником конфликтов. Название «Теснота» появилось неслучайно. Здесь несколько смыслов. Внутри человека бывает настолько тесно, что не хватает места для близких людей. Все заполнено только собой. И нескольким народам может быть тесно на одной территории. Есть теснота внутренних традиций и менталитета. Я не собирался выезжать на еврейской тематике, прекрасно понимал, что меня в этом станут упрекать, говорить, что сделал это, чтобы оказаться на Каннском фестивале. Это реальный случай. На Северном Кавказе не воровали кабардинцев или балкарцев. Кому нужны проблемы с коренным населением. А еврейская диаспора не так защищена, никто за ее представителей заступаться не станет. Само похищение происходит за кадром, мы его не показываем. Для меня в этой истории важнее семейные отношения. А похищения в 90-е годы случались часто, воровали даже граждан Израиля с целью последующего выкупа. У еврейского народа тогда был небольшой рынок, где они торговали редким по тем временам товаром, вроде пепси-колы и «сникерсов». Многих шокирует кассета, которую я использовал, но я на это и рассчитывал, хотел точнее определить контекст времени. Нальчик рядом с Чеченской Республикой, и война в любой момент может перекинуться на его территорию. Когда мы были подростками, такие кассеты, где мучают и убивают людей, ходили по рукам. Ощущения они вызывали странные. Смерть завораживала. Мне хотелось поделиться со зрителем своим давним ощущением, но в первую очередь это важно было для контекста.

Кадр из фильма Мохаммада Расулоф «Человек с принципами».

Кантемир Балагов учился на курсе Александра Сокурова в университете в Нальчике.

— Я поступил сразу на третий курс, — рассказывает он. — Оказался там после Ставропольского университета, где изучал бухгалтерский учет. Понял, что это не мое, начал снимать. Друг посоветовал отправить свои работы Александру Николаевичу. Так я стал у него учиться. Пока мы учились, Александр Сокуров запрещал нам смотреть его фильмы — не хотел, чтобы его влияние на нас каким-то образом распространялось. Он учил нас быть профессионалами, а авторский почерк мы уже должны были вырабатывать сами. Александр Сокуров стал художественным руководителем моего фильма, был с нами постоянно, помогал во время подготовительного периода и постпродакшна. На съемках присутствовал 2–3 дня, потому что ставил пьесу Бродского в Италии. Он отслеживал работу художника, кастинг, помог с монтажом, но не давил авторитетом. Мы снимали в октябре 2016 года. В марте стало известно, что фильм берут на Каннский фестиваль. Дашу Жовнер нашли в Москве. Она закончила Школу-студию МХАТ, курс Виктора Рыжакова. Актеров долго искали, и пробы были долгими.

Как выяснилось, в картине нет государственных денег, кроме небольшой суммы Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Остальные средства выделили частный инвестор и фонд Александра Сокурова «Пример интонации». Министерство культуры проект не поддержало. Уже в марте стало известно, что фильм берут на Каннский фестиваль.

www.mk.ru

«Я не самородок, до учебы я был овощем, которому ничего не надо». Кантемир Балагов — о том, как стать режиссером

Можно потратить кучу времени не на кино, ничего страшного

Балагов не мог после школы понять, чем он хочет заниматься, и поэтому на его (скучной) специальности настояли родители:

— Я не сразу понял, что хочу снимать кино. Сначала я учился на бухгалтера и параллельно заочно на юриста в ставропольском филиале Краснодарского института милиции. Отец работал в Ставрополе в то время, и он видел, что я не могу определиться, ему это надоело, и он сказал: «Тебе нужно высшее образование. Если ты себя не найдешь, хотя бы у тебя будет диплом, по которому ты можешь устроиться на какую-нибудь работу». И я пошел, и все равно я платил за зачеты и экзамены. Мне было некомфортно, если честно.

Но даже там, где вы сейчас тратите напрасно время, можно найти материал для будущего фильма. «Теснота» рассказывает о межнациональной напряженности в Кабардино-Балкарской республике в конце девяностых, конфликте между еврейской семьей и кабардинским окружением. Оказывается, такое бывает и в институтах милиции:

— В Ставрополе я столкнулся с национальным конфликтом. Там очень разношерстная публика: кабардинцы, дагестанцы и так далее. Преподавательница сделала выговор двум людям, которые разговаривали на своем родном языке: то ли на дагестанском, то ли на черкесском, я уже не помню. Ее главная мотивация была — ну, мы же в России живем, так что разговаривайте на русском.

Покупка зеркалки: уже ближе, но все еще не то

Даже если достать где-то камеру, не факт, что у вас что-то получится. Родители могут подумать, что вы хотите работать на свадьбах:

— Я пробовал всякое. Попросил отца купить мне фотоаппарат-зеркалку, просто загорелся снимать фотографии. У нас в Нальчике очень популярны свадьбы, свадебный фотограф может очень много заработать, снимая раз в неделю. И он мне ее купил, видимо, с расчетом на то, что, может, я еще и свадьбы буду фотографировать, хоть как-то начну зарабатывать. Но на свадьбы я не соглашался, потому что хотелось заниматься художественной фотографией. При этом у меня проблемы с чувством композиции или с чувством момента, как у фотографа Брессона: нужно уметь ловить решающий момент.

Тот момент, когда тебя вдохновляет Эльдар Богунов

— Есть такой режиссер Эльдар Богунов. Вот он из Нальчика, и мы лично как-то пересекались даже пару раз. И он на тот момент был практически единственным человеком, кто снимал в регионе кино, как бы это странно ни звучало.

Даже видео Богунова могут кого-то мотивировать:

— У него было особенное кино, которое я иногда даже пересматриваю. И я подумал: «Блин, может, мне тоже что-то начать? Попробовать какие-то эскизы, скетчи».

 

Начать просто — c YouTube и съемок друзей

— Я поснимал, набил себе руку по монтажу, в After Effects какие-то эффекты накладывал. И потом сел, написал историю, такой тизер хотел сдел

knife.media

Кантемир Балагов – режиссер фильма Теснота и другие проекты ученика Сокурова

Биография и личная жизнь

Имя Кантемира Балагова стало известно не так давно, но его личность уже приковала к себе море взглядов. Молодой режиссер успел зарекомендовать себя как настоящий профессионал и безмерно талантливый человек. Но как он пришел к своему успеху?

Кантемир Балагов уроженец Кабардино-Балкарской республики, его родной город Нальчик. О семье и детстве режиссер распространяться не любит. Четко известен лишь один факт — снимать кино он хотел еще с юношеских лет. Кантемир всегда был киноманом и смотрел много фильмов, а еще имел при себе зеркальную фотокамеру и снимал на нее все, что видел вокруг.

Одним из его непрофессиональных достижений стал интернет-сериал про местную молодежь. В нем Кантемир Балагов рассказывал о криминале, насилии и других совсем непрезентабельных сторонах жизни на Кавказе. Несмотря на то, что сериал имел успех у местного населения, в какой-то момент юноша понял, что достиг своего потолка, ему просто необходимо было учиться.

От знакомого будущий режиссер узнал о курсе Александра Сокурова, который он вел на кафедре кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета. К сожалению, мэтр уже давно набрал себе студентов и на тот момент они стали третьекурсниками.

Балагов не постеснялся списаться с Сокуровым, потом встретился с ним и неожиданно признанный во всем мире режиссер пригласил его к себе на учебу. Так Кантемир Балагов был зачислен сразу на третий курс!

Свой первый фильм, который также стал и первой курсовой работой, Балагов снял в 2014 году. Короткометражная драма «Первый я» рассказывает о том, как подросток решил принять ислам. К сожалению, стремление мальчика разделяют не все и особенно противится его решению мать героя. Интересно, что подобный сюжет не чужд Балагову. Как признается сам режиссер — в его семье произошло нечто похожее. Кстати, Кантемир не только режиссер ленты, но и ее сценарист.

Вторая короткометражка Балагова была снята в следующем 2015 году и называлась «Андрюха». В центре ее сюжета вновь судьба подростка. Правда на этот раз история рассказывает о том, как мальчик с диагнозом шизофрения отирается на рынке и зарабатывает деньги для всей своей семьи.

В этом же году режиссер пишет сценарий и приступает к съемкам своей дипломной работы под названием «Молодой еще». В ней поднята тема отношений. Правда они достаточно непросты — юноша влюбляется в девушку, которая… глуха и нема. Недуг возлюбленной накладывает свой отпечаток на эти отношения, именно об этих сложностях и повествует фильм.

Настоящую известность Кантемиру Балагову принес его четвертый фильм, который мировая общественность увидела в 2017 году. Лента «Теснота», которая вновь затрагивает криминальную сторону жизни в Кабардино-Балкарии, поразила критиков.

Хотя поразил всех не сам факт того, что основой ленты является похищение людей. Нет, критики обратили внимание на то, как тонко Кантемир Балагов показывает отношения героев, а также раскрывает детали жизни местных общин.

Фильм «Теснота» был показан в разделе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, где получил приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы). Помимо этого на фестивале «Кинотавр»-2017 лента получила Приз Гильдии киноведов и кинокритиков, а сам Кантемир был отмечен наградой в номинации «Лучший дебют». В этом же году Балагов удостоен премии GQ Россия в номинации «Открытие года».

Развивается юноша не только как режиссер. В его копилке четыре сценария к лентам «Первый я», «Молодой еще», «Софичка», «Теснота». Также Балагов выступил оператором в трех своих первых лентах, а также работа монтажера в нашумевшей ленте «Теснота».

О личной жизни Кантемира, который не так давно приковал к себе пристальное внимание киноманов, известно очень мало. Молодой режиссер предпочитает не распространяться о своих романах, если они имеют место быть. Официально Кантемир не женат.

rustars.tv

Кто такой Кантемир Балагов, чей фильм получил награду в Каннах? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

Фильм «Теснота» российского режиссера Кантемира Балагова, представленный на 70-м Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд»*, получил приз Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI).

Режиссёр Кантемир Балагов. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

«Спасибо, что позволили этой истории дотронуться до вас, что не отвернулись от этого. Очень надеюсь, что эта награда повлияет на создание кинематографа на Северном Кавказе», — заявил Балагов на церемонии.

Кантемир Балагов — дебютант «Каннского кинофестиваля». Он родился в 1991 году в Нальчике, Кабардино-Балкария.

Окончил Кабардино-Балкарский университет по курсу творческой мастерской Александра Сокурова. Во время обучения снял несколько игровых и документальных фильмов.

Первой курсовой работой Балагова стала картина «Первый я», герой которой решает перейти в ислам, но встречает на этом пути препятствие в лице собственной матери. «На Северном Кавказе накаленная ситуация. После того как исламские боевики в 2005 году атаковали Нальчик, отношение к исламу в городе резко негативное, и родители категорически против того, чтобы дети принимали ислам и молились. У меня такая же ситуация в семье была», — пояснил режиссер.

Его дипломный фильм «Молодой ещё» рассказывает про отношения глухонемой девушки и парня и про проблемы, с которыми они сталкиваются из-за недуга героини. Документальный фильм «Андрюха» — это история о мальчике, который страдает шизофренией и добывает на рынке деньги, являясь для всей своей семьи единственным кормильцем.

О чем фильм «Теснота»?

«Теснота» — дебютная полнометражная картина Кантермира Балагова. Автор сценария Антон Яруш, оператор Артем Емельянов и звукооператор Андрей Никитин также дебютанты в большом кино. Художественным руководителем проекта выступил Александр Сокуров. Роли исполнили Дарья Жовнер, Ольга Драгунова, Артем Цыпин, Вениамин Кац, Назир Жуков.

Действие в картине «Теснота» происходит в 1998 году в Нальчике, в Кабардино-Балкарии. Фильм повествует о жизни местной еврейской семьи. По словам Балагова, в основу фильма легла история, которую он слышал от отца, а затем от очевидцев. В центре сюжета похищение младшего сына и его невесты местными бандитами с целью получить большой выкуп. Семье приходится продать бизнес и обратиться за помощью к еврейской диаспоре.

«Тема очень важна для многонационального Северного Кавказа, но совершенно не отрефлексирована в кино, — считает Балагов. — Мы попытались показать жизнь еврейской диаспоры в Нальчике, показать разность менталитетов — русского, кавказского, еврейского».

Объясняя выбранное для фильма название, режиссер говорит: теснота, с одной стороны, «когда ты заполнен собой, когда в душе не хватает места для другого человека». С другой стороны, теснота — это «чрезмерная близость: в семье, на одном пятачке земли ты повсюду натыкаешься на других людей с их мнением, правилами, законами, тебе не хватает воздуха, свободы».

«Я старался сделать так, чтобы у зрителя абсолютно все вызывало это ощущение тесноты: свет, звук, монтаж, чтобы внутри кадра было тесно», — рассказал Балагов.

Кантемир Балагов. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

*«Особый взгляд» — вторая по значимости после основного конкурса программа Каннского кинофестиваля. Проводится с 1978 года. Председателем является актриса Ума Турман. Фильм-призёр программы получает поддержку во французском прокате. В 2011 году специальную премию «Особого взгляда» получила «Елена» российского режиссера Андрея Звягинцева.

www.aif.ru

Как Кантемир Балагов в 26 лет стал главной надеждой нашего кино

Я несколько раз встречал Кантемира Балагова на лестнице пятого ленфильмовского павильона, в пристройке которого и сегодня дверь в дверь соседствуют редакция журнала «Сеанс», в котором я работаю, и фонд дебютного кино «Пример интонации», организованный Александром Николаевичем Сокуровым, чтобы дать его вчерашним студентам из Нальчика, да и не только им, возможность снять свои первые фильмы. Не всем под силу поднять большую картину. Чтобы довести замысел до логического конца — нужно преодолеть неизбежные трудности, с которыми сталкивается любое произведение искусства. В кино эти трудности обретают эпический размах: от проблем финансовых и кадровых до драматургических и волевых. Вопрос «а зачем?» возникает у всех, даже если дебютант выглядит так же неоспоримо, как обладатель чемпионского пояса по боксу. Для меня Балагов никогда не выглядел по-чемпионски. Мягкий взгляд, мечтательные манеры, 1991 год рождения. Возраст не случайная величина. Странно, но в современном кино дебютанты все старше, хотя технологии, казалось бы, становятся все доступнее — и кино сегодня могли бы снимать даже школьники. Но кинематографический дебют до тридцати лет вызывает волну восхищения. Как носились Канны с Ксавье Доланом, который в двадцать лет представил на Круазетт свой режиссерский дебют «Я убил свою маму»! Молодость в современном кино — это немыслимый дар. Это редкость.

Родившийся на пороге августа 1991-го Кантемир — буквальный ровесник России в ее современном правовом статусе, постсоветский человек. Он рос на гребне перемен, хотя, конечно, психологию, образ мысли и образ жизни не отмеряют календарными датами. И его первый фильм определяют две стихии. Во-первых, стихия распада. О да, «Теснота» — это фильм про последствия апокалипсиса — о жизни после большого прошлого. Мишка московской Олимпиады машет всем на прощание, пока ребята с вашего двора смотрят по телевизору запретное видео с полей гражданской войны. Во-вторых, «Теснота» — это стихия воли. С мотивацией у Балагова полный порядок. Его дебютный фильм — воплощенное желание вырваться куда-то, покинуть тесную коробочку определенных тебе судьбой возможностей.

Балагов — не режиссер-синефил (хотя, ко­нечно, усердный зритель), каких много. Это законный путь — пройти от смотрения к созданию, — но кино усыпляет волю, дарит сладкий сон наблюдения. А его оно усыпить не успело. Интересно, как кино иногда превращается не в физиологическую потребность, а в раздражитель желаний и зритель становится не просто досужим знатоком, а кем-то другим — практиком. Он начал снимать рано. Сначала на подаренную родителями «зеркалку» — интернет-сериал «в стиле Тарантино» (как говорит сам режиссер в одном из интервью). Затем — поступил сразу на третий курс мастерской Александра Сокурова в Нальчике.

 

 

Сокуров дал Балагову нечто большее, чем просто кино, — большую культуру. Литературу, музыку, живопись. Дал возможность выговориться. Так важно — рассказать свою первую историю (ту, которая на самом деле есть у каждого), историю личного опыта. С «Теснотой» все ясно: Нальчик, 1990-е, тесная жизнь диаспор… Современный фестивальный кинобизнес требует не только молодой страсти, питается этой энергией, но и какого-то туземного шика — да, Канны колониальны! И они получают то, что хотят: второй год подряд Балагов — на Круазетт. Прошлой весной как загадочный дебютант, этой — как младший член жюри. Но скоро страшным судом второго фильма будут судить его самого. Вторая работа — всегда большая ловушка. И задачу молодой режиссер ставит перед собой сумасшедшую: ретро, Ленинград, послевоенное время, женщины в кадре. Не зря среди любимых фильмов Балагов называет «Летят журавли», «Розетту», «Мушетт». Интересно было бы посмотреть, как эти картины сложатся в калейдоскопе нового фильма. Ставки велики, и жаль, что в этом путешествии с ним уже нет Сокурова. Обучение закончено. Однако это шанс показать, чего ты стоишь за воротами не только Нальчика, но и пятого павильона «Ленфильма». Подобно герою «Мамы» Долана раздвинуть рамки своей тесноты и в следующий раз оказаться для пуб­лики Круазетт чем-то большим, чем просто диковиной с Северного Кавказа.

Текст: Василий Степанов

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

www.sobaka.ru

Кавказский Узел | Кантемир Балагов

Молодой кабардино-балкарский режиссер, ученик Александра Сокурова. Свой первый фильм «Первый я» снял о проявлениях социального кризиса в среде кавказской молодежи, о поисках ею смысла в жизни и опасности невежества.

Номинирован на конкурс «Кавказского узла» «Герой Кавказа 2016» за то, что не побоялся языком искусства говорить о том, что замалчивается.

Деятельность в 2016 году

Первой кинематографической курсовой работой Балагова, снятой в 2016 году, стала картина «Первый я» — фильм о молодом человеке, который решает перейти в ислам, но встречает на этом пути препятствие в лице собственной матери.

«На Северном Кавказе накаленная ситуация. После того как исламские боевики в 2005 году атаковали Нальчик, отношение к исламу в городе резко негативное, и родители категорически против того, чтобы дети принимали ислам и молились. У меня такая же ситуация в семье была», — так рассказывает режиссер о своем первом фильме.

В фильме герой с именем Кантемир (именем режиссера) живет бесхитростной подростковой жизнью – общается с друзьями, ссорится с матерью. Мятущемуся в детском поиске смысла жизни подростку попадается Коран – и он пытается найти ответы на мучающие его вопросы через ритуалы, пока не сталкивается с отчаянным сопротивлением матери и сестры. Мать заболевает, и Кантемир признается, что стал молиться в поисках кого-то, кто бы его услышал… Автор задает вопрос – те ли слова произносит Кантемир, чтобы быть услышанным? Вопрос отсылает зрителя к корням религии, как одной из версий знания о мире – а не получаем ли мы такое же божественное откровение, слушая музыку Бетховена или читая Льва Толстого?

В своем первом фильме Балагов сумел за весьма короткое экранное время обозначить контуры социального кризиса, определяющего поведение молодых людей не только на Кавказе, но и в мире, поиск смысла жизни в обыденном существовании, жажду обретения собственной важной цели.

Биография

Кантемир Балагов родился в 1991 году в Нальчике, окончил Кабардино-Балкарский университет (творческая мастерская Александра Сокурова). Во время обучения снял несколько игровых и документальных фильмов. Знающие Балагова кинематографисты поражаются тому, с каким философским спокойствием молодой кинематографист относится к тому, что именно его фильм взяли в Канны – он чувствует себя совершенно естественно среди знаменитостей. Он рассказывает в интервью, что кино было его страстью с детства: будучи подростком он ходил по Нальчику и снимал веб-сериал про молодых ребят, которые сталкиваются с разными проблемами — криминалом, грязными деньгами, кровной местью, о насилии, сопряженным с молодостью и с жизнью на Кавказе.

Готовясь к учебе у мастера, Балагов просмотрел огромное количество фильмов – для этого ему пришлось пользоваться услугами кинопроката, интернет в Нальчике в то время был мало доступен. Кантемиру уже в юности понравились авторские фильмы Тарантино, Иньярриты, фон Триера. И конечно, талантливый мальчик много читал – Толстого и Достоевского он полюбил еще в школе, в институте увлекся Фолкнером, Кортасаром.

В какой-то момент он понял, что достиг любительского потолка, и что надо учиться – и просто написал Александру Сокурову, который тогда вел свой единственный курс в Нальчике. Судьба была милостива к Кантемиру, поскольку он был упорен и талантлив – Сокуров встретился с молодым режиссером, и взял его сразу на третий курс. Во время учебы Сокуров запрещал ученикам смотреть его фильмы, чтобы не влиять на их собственный взгляд на мир — но по окончании курса Кантемир стал страстным поклонником творчества учителя. Он считает, что именно Сокуров научил его гуманизму и человечности, и эти понятия стали важнейшей составляющей его творчества.

Его дипломный фильм «Молодой ещё» рассказывает про отношения глухонемой девушки и парня и про проблемы, с которыми они сталкиваются из-за недуга героини. Документальный фильм «Андрюха» — история о мальчике, который страдает шизофренией и добывает на рынке деньги, являясь для всей своей семьи единственным кормильцем .

Сразу после окончания учебы Балагов снял фильм «Теснота», представленный на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». Действие в картине происходит в 1998 году в Нальчике, в Кабардино-Балкарии. Фильм повествует о жизни местной еврейской семьи. По словам Балагова, в основу фильма легла история, которую он слышал от отца, а затем от очевидцев. В центре сюжета похищение младшего сына и его невесты местными бандитами, которые требуют за них выкуп. Семье приходится продать бизнес и обратиться за помощью к еврейской диаспоре.

Фильм получил приз Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI), и вызвал оживленные споры в среде кинематографистов. На родине, в Кабардино-Балкарии, некоторые сторонники «традиций» осудили Балагова за отказ от национальной идентичности .

Балагов говорит, что основной целью его творчества стало желание показать, что на Кавказе живут такие же люди, как и в центральной части России, у этих людей такие же страхи и желания, такие же проблемы и переживания, как и у всех, как у всего остального мира. Для режиссера Балагова самое главное – человек, его сложный внутренний мир, его переживания и история. Без человека искусство для Кантемира Балагова не имеет смысла.

Примечания

  1. Вы выросли из нас // Новая газета, 02.08.2017.
  2. Если бы не Сокуров, этого фильма просто не было // Esquire, июнь 2017.
  3. КАНТЕМИР БАЛАГОВ: Я никогда не чувствовал себя кабардинцем. Я же даже кабардинского языка не знаю // On Kavkaz, 21.07.2017.

www.kavkaz-uzel.eu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *