Длительное время моряки боялись потерять – 76

Поговорим о некоторых из них. Пифей — мореплаватель…

ИЗ ИСТОРИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Как открывали землю?

Есть специальные книги, рассказывающие о путешественниках и их открытиях. В них — сотни имен, и за каждым именем — история жизни и удивительных приключений. Что заставляло этих людей покидать дом, родные края, прощаться со своими близкими и отправляться в не­известность? У каждого своя история. Рассказать обо всех невозможно. Поговорим о некоторых из них.

Пифей — мореплаватель древности. Мы немного знаем о путеше­ственниках Древнего мира (рис. 7). О греческом ученом и путешествен­нике Пифее тоже известно немного. Жил в IV веке до н. э., был море­плавателем, астрономом, математиком и географом. Единственное путешествие Пифея, о котором мы знаем, — это плавание из Средизем­ного моря в Северное море (рис. 8). Посмотрите по карте — это не такое уж и далекое путешествие. Сейчас по этому маршруту ходят круизные лайнеры с туристами. Но почти 2,5 тыс. лет назад было совсем по-дру­гому. Все, что лежало за пределами Средиземного моря, было совер­шенно неизвестным миром. В те времена моряки еще боялись мо­ря, опасались потерять из виду бе­рег. Очень часто даже ночевать старались не в море, а на берегу.

В эту неизвестность и отправился Пифей. Его плавание продолжа­лось несколько лет. По мнению не­которых ученых, Пифей на своих

Рис. 8. Путешествие Пифея

Кораблях входил и в Балтийское море. А повернул он назад, потому что однажды с ужасом обнаружил, что море покрылось слоем «твердых ме­дуз». Что за твердые медузы? Пифей, житель южной страны, ни разу в жизни не видел снега и льда. В его языке даже слов таких не было! Ви­димо, наступила зима и море стало замерзать. Покрывший море лед Пифей и назвал «твердыми медузами». Пифей решил повернуть обрат-

ВВЕДЕНИЕ

Но в родные края. То, что Пифей не отважился двигаться дальше, вовсе не говорит о трусости этого человека. По­ставьте себя на его место. Как поступи­ли бы вы, если бы впервые увидели, как море, по которому вы всю жизнь плава­ли, становится твердым?

dankonoy.com

Враги боялись наших моряков, особенно крика «полундра»

Работа в рамках проекта «МК-Урал» к 70-летию Победы

27.03.2015 в 18:46, просмотров: 3892

Боевой путь Советской Армии и Военно-Морского флота отмечен выдающимися победами. Они завоевывались в больших сражениях и боевых схватках, в которых советские воины проявляли беспримерную отвагу и мужество. Из подвигов солдат, подразделений, частей складывалась наша историческая Победа. 

«Летчики Черноморского флота совершили налет на вражеский аэродром. Советские бомбардировщики сделали по 5-6 заходов на цель. Затем появились штурмовики, которые обрушили свои удары на прожекторные и зенитные установки противника. Вслед за этим, транспортные самолеты сбросили с небольшой высоты парашютистов. Приземлившись, наши десантники подожгли находившиеся на аэродроме самолеты и скрылись. Всего в результате этой операции сожжено 13 и серьезно повреждено 10 немецких самолетов» — это одно из сообщений Советского информбюро в октябре 1942 года.

Вечером 23 октября 1942 года была проведена следующая операция: сосредоточив главный удар на Сталинград, враг продолжал выступать на Кавказском направлении. Стало известно, что командующий гитлеровскими воздушными силами на юге перебазировал свои лучшие силы эскадрильи АСОВ на Майкопский аэродром. Была поставлена задача взять его штурмом.

Первой на аэродром приземлилась группа прикрытия добровольцев десантников, которая отвлекла на себя фашистов. К счастью, десантники в темноте приземлились рядом с самолетами врага и гитлеровцы не стреляли, боясь поджечь свои же истребители. Именно на это и был расчет: внезапно обрушиться на голову противнику. Операция продолжалась всего несколько минут. Но враги успели оцепить аэродром и выбираться нашим десантникам пришлось с боем.

Группа оказалась в горах без воды и продовольствия. Выручили подростки, которые пасли скот в лесу. Узнав, что это краснофлотцы, тут же принесли хлеб, воду, рассказали, как лучше пройти к своим. Из 37 участников операции вернулось на базу только 22.

Уже после войны корреспондент Романов (имя нам к сожалению неизвестно) разыскал этих ребят и узнал их имена: Саша Остроухов, Вася Белокобыльский, Вера Радонская, Любы Литовкина.

Недалеко от Майкопского аэродрома стоит высокий обелиск, у его подножия горит Вечный огонь. Здесь, рядом с Героями гражданской войны, похоронены те, кто погиб во время десантной операции. На черном мраморе золотом выведены их имена.

Иван Яковлевич Ярышев, 1942 год

В этой операции участвовал и мой прадед, Ярышев Иван Яковлевич (1923-1987 г.г.). Чтобы его взяли в этот отряд моряков-добровольцев, он скрыл, что ему 19 лет, прибавил себе возраст — изменил год рождения на 1922-й.

После этой операции он участвовал еще в нескольких. Был неоднократно тяжело ранен, получил контузию с частичной потерей слуха. Каждый раз сбегал из госпиталя. Боялся отстать от своего отряда. Осколок в области легкого так и оставался в нем до самой смерти.

Прадед не любил рассказывать и вспоминать о войне. Но внукам иногда удавалось уговорить его надеть ордена или рассказать что-нибудь. Один из самых ярких и запомнившихся эпизодов дети и внуки помнят до сих пор и рассказали мне:

— Фашисты зверствовали в Крыму. Спрятав орудия в скалах, отряд военно-морского десанта получил задание – разведать месторасположение немцев. Ночью со стороны моря тихо подошёл катер, высадив отряд. Морякам пришлось прыгать в ледяную воду по пояс. Отряд смог собрать сведения и собирался возвращаться к своим. Но неожиданно попал под обстрел немцев. Не сразу поняли, что среди них оказался предатель. Дедушка успел отползти к огромным валунам и остался жив. Спас его вещмешок за спиной – его «отрезало» пулями и дед остался без куска хлеба и воды.

Дед (странно звучит, ведь ему было 19 лет) не помнит сколько времени он провел в воде в валунах, прячась от фашистских собак. Ночью он пробирался, а днем — прятался, затаив дыхание. Когда вновь наступила ночь, он вдруг услышал тихий всплеск весла и шепот: «Есть кто живой?» На лодке подплыл старик, он и спас единственного оставшегося в живых десантника. Иван через несколько дней добрался до своих, успел сообщить ценные сведения. Моряки очень обрадовались его возвращению и накормили до отвала пшенной кашей. Отмороженные пальцы ног и больной желудок напоминали деду об этом страшном эпизоде всю его жизнь.

Командование представило его к награде и званию Героя Советского Союза. Но катер с людьми и документами попал под обстрел и затонул. Спустя какое–то время его вызвал командир, рассказал все как было и предложил на выбор два ордена. Дед выбрал орден Боевого Красного Знамени.

Воевал прадед с 1941 по 1945 гг. Дошёл до Румынии. Участвовал в войне с Японией. За боевые заслуги в войне с Германией награждён орденом Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За победу над Японией», получил благодарность за боевые действия в боях с Японией на Дальнем Востоке, Грамоту за безупречную долголетнюю службу в Военно-Морском флоте от командования флота. Только в 1947 году демобилизовался.

Иван Яковлевич Ярышев после войны

Вспоминая страшные сороковые, прадед говорил: «Немцы нас боялись, а моряков особенно, могли бежать от одного только слова «полундра». 

Автор: Каткова Дарья, 14 лет, клуб по месту жительства «Надежда», г. Екатеринбург Руководитель: руководитель клуба «Надежда», г. Екатеринбург Каткова Мария Александровна

chel.mk.ru

Морские приметы и суеверия — Самый сок!

Согласно статистике, приведенной в британской газете «Обсервер», каждый десятый землянин больше всего на свете боится пятого дня недели — пятницы (IB: странные люди :)). А психотерапевты даже дали этому явлению научное название, обозначенное латинским термином paraskevidekatriaphobics — синдром «параскевидекатриафобии»

Самая известная попытка преодолеть «пятничный» предрассудок принадлежит англичанам. На протяжении столетий он был настолько распространен среди английских моряков, что в XIX веке в Британии специально был построен корабль, чью судьбу крепко привязали именно к пятнице. Ему дали имя «Friday» — «Пятница». В этот день недели был заложен киль корабля, в такой же день корабль был спущен на воду. В пятницу была набрана команда судна, а капитаном назначен человек по имени Джим Фрайдэй (Пятница). Все это британское адмиралтейство сделало с единственной целью — продемонстрировать нелепость и вздорность прочно укоренившегося суеверия, согласно которому пятница — несчастливый день для моряка. Вполне возможно, что дерзкий поступок адмиралтейства возымел бы должное действие, но вот незадача: в пятницу корабль «Friday» вышел в испытательное плавание и бесследно исчез вместе с капитаном и всей командой. «Пятница» как в воду канула. Впрочем, почему «как»? Туда и канула, вестимо. Разумеется, адмиралтейство упорно отрицает, что вышеописанное событие имело место в действительности, но этих отрицаний никто не слышит и не хочет слышать. Многие поколения британских мореходов верили и верят, что исчезновение пресловутой «Пятницы» — чистая правда. Ибо суеверие сильнее даже самой безупречной логики.

Морские суеверия неистребимы, и никто еще не смог выдумать столько обрядов, примет и суеверий, сколько матросы. Перед лицом опасностей и тайн морской пучины человеку не оставалось ничего иного, кроме как уповать на помощь потусторонних сил и искать утешения в самых разнообразных суевериях, и он наделял волшебными свойствами все, что только можно: животных, птиц, даже названия кораблей. В эпоху паруса считалось, что души погибших моряков вселяются в чаек и буревестников, и, если одна из этих птиц пролетала над кораблем в открытом океане, значит, приближалась буря. Но больше всего боялись моряки исполинского альбатроса южных морей.

Появление этой птицы сулило неминуемый шторм. А убив альбатроса, моряк навлекал на себя нескончаемую череду несчастий. В 1959 году сухогруз «Кампиан-стар» вез одного альбатроса из Антарктики в Германию, где птицу должны были поместить в зоопарк. В пути забарахлила машина, и судно зашло на ремонт в Ливерпуль. Там вся команда сошла на берег, заявив, что плавание было крайне неудачным, и виной тому — проклятый альбатрос. На другой день птица издохла в своей клетке, только тогда капитан смог набрать новую команду и вывести судно в море. На борту корабля, находящегося в открытом океане, ни в коем случае нельзя поминать кроликов и свиней. Но, поскольку в рацион команды включена свинина, морякам приходится изощряться, поэтому хрюшек они называют «греками» или «Джеками». Никто иной как моряки придумали и внушили остальному человечеству, что такое безобидное занятие, как насвистывание, чревато нешуточными опасностями и тяжкими бедами.

Запрет на свист, вероятно, самое забавное из морских табу — это запрет на свист. В судовых журналах даже современных лайнеров есть записи о суровых взысканиях, которым подвергали свистунов каких-нибудь пятьдесят лет назад. Считалось, что свист пробуждает ураганные ветры. Поэтому свистеть разрешалось только в штиль, или если судно попадало в полосу густого тумана. Мореходы избавлялись самым верным, на их взгляд, способом — бросая в воду монетки. А когда близ маяка на Скале Епископа возле уже упоминавшихся коварных островов Силли разражается буря, капитаны «обвиняют» в этом одного из матросов, и «козел отпущения» покорно высыпает в море горсть мелочи.

Моряки уже несколько столетий упорно верят, что у знаменитого пирата, сэра Фрэнсиса Дрейка, который, наряду с Магелланом и Джеймсом Куком, входит в тройку величайших мореплавателей мира, был барабан, обладавший некими волшебными свойствами. Когда в 1596 году Фрэнсис Дрейк умирал на борту корабля близ побережья Панамы, он велел отослать барабан к себе домой, в Плимут, и повесить на стену барабан , а если над Англией нависнет угроза — исполнить на барабане призывную дробь. Немедленно после этого пират восстанет из мертвых и придет на помощь родине. Однако с годами эта легенда видоизменилась, и теперь считается, что в случае угрозы Англии барабан начинает отбивать дробь сам. Говорят, что барабан гремел после битвы при Ватерлоо, когда в Плимут доставили плененного Наполеона. А в XX столетии барабан «оживал» трижды -в 1914 году, когда началась Первая мировая война, в 1918 на борту флагмана королевского флота «Ройал-оук», и во время отступления англичан из Дюнкерка в годы Второй мировой войны. В 1918 году, когда германский флот вошел в Скапа-Флоу, чтобы сдаться на милость победителей, в недрах «Ройал-оук» вдруг раздалась раскатистая барабанная дробь. Командующий эскадрой самолично обыскал корабль, но не смог обнаружить на борту барабанщика. Дробь прекратилась, лишь когда флагман бросил якорь в порту. Видимо, блистательная победа на время успокоила мятежный дух сэра Фрэнсиса Дрейка…

Общеизвестно, что моряки смертельно боятся христианской символики и христианских священнослужителей (что удивительно, если вспомнить гибель «Титаника». Этот исполин столкнулся с айсбергом и затонул после того, как плывший на нем ирландский католический священник сошел на берег в Ирландии). Считается, что они навлекают на корабль всевозможные невзгоды. Довольно часто рыбаки предпочитают оставаться на берегу, если по пути в гавань повстречали священника или монахиню. На Фарерских островах, лежащих между Норвегией и Исландией, китобои на полном серьезе верят, что охота кончится неудачно, если между их судном и берегом проплывет лодка, в которой будет сидеть священнослужитель.

Однако во все времена были моряки, достаточно разумные и храбрые, чтобы не боятся каких-то там суеверий. Как-то раз одному древнегреческому флотоводцу сообщили, что птицы, прихваченные на борт военного корабля в качестве провианта, отказываются принимать корм, а это считалось дурным предзнаменованием. Но бравый вояка лишь фыркнул в ответ: «Что ж, посмотрим, откажутся ли они от воды!». И с этими словами выкинул за борт всех пернатых, но нелетающих кур, уток и гусей, после чего вступил в бой с неприятельской армадой и одержал блистательную победу.

Другой вариант: «обезвредить» дурную примету, к примеру так поступил знаменитый князь Урусов. Женившись на юной красавице, он отправился к Черному морю, чтобы провести там медовый месяц. Во время прогулки по набережной с пальца молодой супруги соскользнуло обручальное кольцо. Когда оно скатилось в воду и пошло ко дну, князь поначалу очень опечалился: в его роду бытовало поверье, что потеря обручального кольца чревата скорой кончиной жены. Но находчивый дворянин не растерялся и тотчас приступил к действиям. Не постояв за ценой, он попросту скупил всю недвижимость по обоим берегам Черного моря. Это обошлось ему в сумму, равную сорока миллионам долларов, но зато теперь и море, и все, что лежало на его дне, безраздельно принадлежало князю, и, следовательно, обручальное кольцо жены уже нельзя было считать потерянным. После смерти Урусова, когда необходимость непременно владеть кольцом отпала, его наследники продали берега Черного моря за вдвое большую сумму. Так что даже из дурного знамения можно извлечь немалую выгоду, если, конечно, не придавать ему рокового значения.

отсюда

ibigdan.livejournal.com

Записки моряка. 11 причин, почему не стоит становиться моряком в 21-м веке

Профессия не такая уж обычная, специфики хватает.

Ну и да, напомню что в данный момент я в рейсе, поэтому следующий пост можно ожидать только недели через 2-3, в лучшем случае 🙂 и правда, сначала готовил дневник, но в силу говноинета, отредактированная часть не сохранилась, моя пятая точка нагрелась и я тупо лёг спать. Ай, заболтался, поехали!

1. Забудьте о романтике, «Алых парусах», «Пятнадцатилетних капитанах» и прочее.

Мы живём в эпоху денег, тотального контроля, статистик и прочих «прелестей». Работая на судах контейнерного флота, ни о каких стоянках больше 24 часов речи нет. Все находится под жестким контролем офиса, любой простой, задержка — это деньги. И начинаешь чувствовать себя маршрутчиком 🙂

Поэтому с карьерным ростом начинаешь забывать о выходах в город. Всегда есть что-то, что нужно сделать, либо просто поспать. Очень часто выбор падает на поспать, вместо прогулки, шоппинга и прочего.

Так было далеко не всегда, я работаю с поколением постарше, и от них всегда полно историй о похождениях, стоянках в портах неделями, кутеже, пьяном угаре и прочем. Это время ушло, забудьте, сейчас даже в самой небольшой компании каждая минута на счету. В море идут только за деньгами. Работников «за идею» тут нет.

На различных танкерах и газовозах, особенно крупных, особо нет возможности выхода в город, ибо их обслуживают где-нибудь в открытом море, либо специальных причалах на отшибах, откуда добираться до города — гиблое дело.

2. Не идите в море, если тяжело переживаете разлуку с близкими. Либо если у вас не особо крепкие отношения с вашей половинкой (ну либо идите, зачем отношения если они не крепкие?!:))

Очень много историй о том что не дождалась, изменила, загуляла и прочее. Очень много историй когда народ выбрасывается, вешается, спивается, кризисы, все такое… Когда вы на борту судна, все что вы можете сделать — выпить чаю/колы/крепкого чаю. Все что вы можете сделать с судна — помочь деньгами и советом. Всё. Конец. Больше ничем. Поэтому если вы впечатлительны, или боитесь пропустить что-то дома — забудьте дорогу в заведение где вы хотите учиться на моряка. Есть куча других вариантов заработать, наверное, я не знаю, Медведев знает.

3. Вы пропустите кучу важных событий в жизни вашей семьи, детей. Мой отец тоже моряк, общий язык и какие-то общие темы я с ним начал находить только после 16-18, когда поступил в универ и позже начал ходить в рейсы. В моем воспитании и становлении характера он принимал минимальное участие.

Праздники. Для вас будут только когда вы дома. Когда вы в море — вы кладёте на все это. Новый год, рождество, день рождения, день взятия бастилии. Все на одно лицо.

4. Если вы не особо коммуникабельный человек и любите называть себя модным словом «социопат». Прям Камбербетчевский Шерлок Холмс. Весь такой загадочный и таинственный. Будете так себя вести на судне — вряд ли сильно будете вызывать доверие. Интровертом быть никто не запрещает. Вы можете просто держать дистанцию и делать свою работу. Избегать же любые движи — пардон, у нас так не принято. Сейчас зачастую в экипажах до 30 человек. Я работаю в экипаже из 22 на судне в 350 метров в длину. Вот 22 человека на переходе в 10 дней, допустим, в ограниченном пространстве. Враждовать и гандонить (пардон за французский) отношения — Шурик, это не наш метод.

5. Связь. Да, сейчас зачастую с этим получше. Как минимум есть почтовый ящик. Но это не привычный доступ в инет к мессенджерам и прочему. Инет может быть, но часто он дорогой, постепенно ситуация меняется, но никто не гарантирует что вы приедете на судно, а у него все удобства, заточенные под вас.

Так как вахта в жарком Сингапуре проходит спокойно (тьфу-тьфу).
Продолжу.
А то завтра уже начало перехода на Эмираты, и там уж я точно останусь без дешевого и быстрого инета на пару-тройку недель…

Да, хотел бы сразу объясниться, одной из причин, почему я даю вам повод отказаться от данной профессии — мои одногруппники. Из 80 (примерно) человек на первом курсе, и около 70 на окончании универа, в море сейчас ходит ну максимум человек 15. Остальные…кто-то стал фотографом, кто-то акробатом в цирке (внезапно, правда?!), кто-то таксистом, кто-то надзирателем на зоне (тоже внезапно, а?!), кто-то баристой, поваром, продавцом, преподавателем ииии так далее. Некоторые делают пару контрактов, говорят что это не их и уходят в другое русло, некоторые просто получают диплом чтобы был, либо потому-что родители заставили, и так далее.

6. Усталость. Как физическая, так и моральная. Забудьте о нормированных рабочих днях, особенно на контейнеровозах. Как офицер в портах я стою грузовые вахты 6 через 6 часов. Плюс не забывайте что надо покушать, душ принять, и на себя может просто не оставаться времени. А когда за 10 дней у вас 7-8 портов, вы постепенно превращаетесь в зомби. Впрочем, это как повезёт. Та и ко всему привыкаешь. Вы можете стоять на трамвайной линии с портами каждый день, а можете иметь два порта в месяц и наслаждаться жизнью. Ибо вахты на переходах зачастую 4 через 8 у штурманов. Но на контейнерном флоте 2 порта в месяц — это редкость 🙂

Моральная — контракты бывают длинными, бывает что не меняют вовремя. У офицеров выходных нет. Иногда нужен день разгрузки, а не 8 часов между вахтами. По моему опыту — критический момент примерно на 3-4 месяце, его если пройдёшь спокойно — то дальше будет легче, можно и 5 посидеть 🙂

7. Если вы начали работать в море — слезть с этого тяжело. Дома спустя некоторое время вам будет рвать крышу и хотеться на работу, в море — обратно. На мой взгляд — это лучше чем 5 дней в неделю с 8 до 17 или типа того, где часть времени вы теряете на то чтобы добраться до работы. Отпуск у меня от 2 до 5 месяцев. Длительность контрактов — 4-5. На мой взгляд — это лучше, чем выпрашивать у начальства отпуск на 1-2 недели в квартал и иметь два выходных в неделю, один из которых вы отмокаете от тяжелой недели, а второй — готовитесь к ней 🙂

8. Качка. Блин, до сих пор укачиваюсь. Вот серьёзно. За 6 лет…да, скажем, порог чувствительности снизился, вроде меньше укачиваюсь. Но все равно, если вы не можете через силу работать когда вам дико херово — подумайте над выбором профессии 🙂

9. Еда. Провизия заказывается обычно на какой-то промежуток времени. Например, мясо, соки, консервы — дней на 40+. Свежие фрукты/овощи — 15-25 дней. Вот их привозят. Мало того что они изначально не особо вкусные (овощи — ну чистая пластмасса зачастую, да зависит от страны где ещё происходит доставка, но все же). А к концу первой недели так вообще.

Ну и Хороший повар — это редкость. Бывают просто норм, бывают такие…что коронное его блюдо — это сэндвич с тунцом (консервой), и в итоге весь экипаж питается дошираками и их аналогами. Про чудо поваров думаю расскажу ещё в каком-нибудь посте с парой других историй.

10. Экипаж. Горе вашему контракту и психике если работаете с редисками (нехорошими людьми). Хороший экипаж даже на убитом судне — может держать вас в рабочем и приподнятом состоянии. Но если у вас есть какой-нибудь чудо-сотрудник, особенно в должности повыше, который имеет вам мозг не за дело, а просто потому-что он такой человек. То будет печальненько и контракт будет тянуться невыносимо долго.

11. Рынок. Сейчас его заполняют филиппинцы, китайцы, индонезийцы, индусы, бирманцы. Они тупо дешевле, у них сильнее профсоюзы, они готовы работать дольше, с каждым годом они становятся все более мощной конкурентной силой. Если в 2012 году было трудновато найти бирманца офицера, то сейчас их все больше. На старших офицерских должностях (капитан, старпом, стармех, второй механик) — их меньше. Но с каждым годом их число растёт. Рабочие места уходят.

Итак, господа, я благодарю вас за то что вы дочитали эту часть моих записок. Следующий пост я думаю смогу реализовать только ближе к концу марта. он будет уже о плюсах и почему стоит идти в море.

Ну и это…продолжение следует 🙂

пикабу автора

kukmor.livejournal.com

КУДА ИСЧЕЗ ДЕНЬ? « WaterWorld || Водный мир – интернет журнал

Король Карл I подписал договор, по которому он брал снаряжение экспедиции за счет казны, а Магеллану был присвоен титул наместника всех земель, которые он откроет, и право на двадцатую долю дохода с них. Снаряжение экспедиции встретило много препятствий. Тем не менее, 20 сентября 1519-го года флотилия Магеллана, состоявшая из 5 кораблей, вышла из испанского порта Сан-Лукар. Это были совсем небольшие парусные корабли: флагманский «Тринидад» водоизмещением 110 тонн, «Сан Антонио» (75 тонн), «Консепсьон» (90 тонн), «Виктория» (85 тонн), и «Сантьяго» (75 тонн).

Не следует забывать, что даже у современных портовых катеров водоизмещение составляет более 200 тонн, не говоря уже о морских буксирах. Так, водоизмещение сугубо портового буксира «Циклон», (помните фильм “Берегите женщин”), трудившегося многие годы в Одесском порту, составляло 240 тонн.

Большие трудности пришлось преодолеть Магеллану с выходом в море; португальские агенты, пользуясь разноплеменностью экипажей, сеяли раздоры. Смуту разжигали и испанские капитаны, недовольные подчинением чужеземцу.
Всего в плавание под командованием главного капитана Магеллана вышло 265 человек.

И вот на этих судах, не имея надлежащих карт, навигационных приборов, с большими проблемами экспедиция совершила беспримерный исторический подвиг, практически доказав, что Земля имеет шарообразную форму, установила наличие единого мирового океана и показала, что большая часть поверхности Земли покрыта водой.

Дойдя до берегов Южной Америки, суда направились далее на юг. После длительного и тяжелого плавания, во время которого было повреждение «Виктории», бунт части экипажа, с большим трудом подавленный Магелланом, гибель корабля «Сантьяго» в устье реки Санта-Крус, измена и дезертирство кормчего корабля «Сан-Антонио», захватившего судно и возвратившегося в Испанию, где он злобно оклеветал Магеллана, суда попали в узкий извилистый пролив длиною около 300 миль.

  

На этот раз погода благоприятствовала плаванию, и корабли благополучно прошли пролив и вышли в необъятный океан, получивший название Тихий, а пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны между материком Южной Америки и архипелагом островов: Огненная Земля, Кларенс, Санта-Инес и др., был назван именем Магеллана. Правда, после сооружения Панамского канала Магелланов пролив потерял значение важного морского пути.

Далее плавание проходило в чрезвычайно тяжелых условиях. Практически закончились запасы продуктов, лишь выловленная рыба спасала жизнь команды. Но свирепствовавшая цинга многих довела до смерти. Три года продолжалось это тяжелейшее плавание. Весной 1521-го года корабли подошли к Мариинским, а затем Филиппинским островам. Здесь, в вооруженной схватке с туземцами, Магеллан погиб. Его заменил капитан Эль-Кано. Было принято решение продлить плавание на двух кораблях, т.е. «Консепсьон» был уже непригоден.

На островах Пряностей, закончив погрузку этого желанного груза, корабли собирались выйти в море, но корпус «Тринидада» вдруг получил сильную течь. «Виктория» вынуждена была продолжать путь одна. Что касается «Тринидада», то он после ремонта вышел в самостоятельное плавание, но, потеряв в пути большую часть экипажа, вернулся к Молуккским островам, где был захвачен португальской флотилией.

Еще многие месяцы бродили моряки «Виктории» по морским просторам. Пройдя Индийский океан, уже достаточно известный к тому времени мореплавателям, и обогнув мыс Доброй Надежды, «Виктория» в сентябре 1522-го года возвратилась в устье реки Гвадалквивира, порт Сан-Лукар. На борту было всего лишь 18 человек. Остальные 247 моряков умерли от болезней, погибли в бою или попали в плен. Позже испанский король настоял на выдаче пленных и через 5 месяцев они вернулись на родину.

Как оправдание, было доставлено изрядное количество гвоздики и мускатного ореха. Между тем, от продажи привезенных Эль-Кано пряностей испанская корона получила, за вычетом всех расходов на снаряжение флотилии Магеллана, довольно значительную прибыль. Но основная заслуга экспедиции была выдающейся и уникальной: она на практике доказала, что Земля имеет шарообразную форму. Это сделали, прежде всего, талант, мужество и энергия Фернана Магеллана; в этом плане нужно также отдать должное и капитану Эль-Кано, заменившего Магеллана после его гибели. На гербе, дарованном ему королем, был изображен земной шар, обвитый лентой, и девиз: «Первый обошел вокруг меня».

Возвращаясь, при заходе в одну из бухт, соплаватели Магеллана обнаружили, что в длительном плавании «потеряли» день. По судовым расчетам была среда, местные жители утверждали, что наступил четверг. Еще раз и еще раз капитан Эль-Кано, заменивший Магеллана, проверял свои записи, судовые документы, уточнял события и даты, но ошибку обнаружить не удалось. Впрочем, это и не удивительно: тогда, в начале 16 века, моряки не знали того, что стало известно людям значительно позже. Корабли экспедиции, выйдя в плавание, направились на запад, против движения земли вокруг оси, а вернулись с востока. За это время Земля совершила определенное количество оборотов, а моряки экспедиции – на один оборот меньше. Так «исчез» один день. В дальнейшем у моряков, многих путешественников – то не хватало суток, то появлялся «лишний» день.

Когда дальние и кругосветные путешествия, рейсы стали довольно частыми, пришлось заключить специальное международное соглашение, по которому была установлена граница изменения дат и Линия Перемены Даты. Это условная линия, проведенная на поверхности земного шара для: разграничения мест, имеющих при одинаковом показании часов календарные даты, разнящиеся на один день. Линия перемены даты служит для правильного счета дней месяца при рейсах и путешествиях. Двигаясь на Восток, путешественники, моряки проходят пункты, где часы, идущие по местному (или поясному) времени, которое зависит от географической долготы, имеют все большее показание по сравнению с местным (поясным) временем точки отправления.
Постепенно переводя стрелки судовых часов вперед в соответствии с часовым поясом, к концу кругосветного путешествия путешественники насчитывают лишние сутки. При кругосветном путешествии с Востока на Запад – наоборот, теряются одни сутки. Во избежание связанных с этим ошибок, в счете дней установлена Линия Перемены Даты, которая проведена в большей части по меридиану 180° долготы так, что она нигде не проходит по суше.

К Востоку от нее календарное число на один день меньше, чем к Западу. На судне или самолете, пересекающих Линию Перемены даты, двигаясь с Запада на Восток, в счете календарных дат возвращаются на один день назад. Например, подойдя к Линии Перемены Даты в 11 часов 3 мая, после пересечения ее считают 11 часов 2-го мая. При движении с Востока на Запад к календарной дате прибавляют один день, так что, подойдя к Линии Перемены Даты в 11 часов 3 мая, после ее пересечения считают 11 часов 4-го мая.

Все стало на свои места, правда, дополнительные неудобства испытывают моряки, у которых выпадает на эту дату день рождения. Известны случаи, когда, пересекая ЛИД с Запада на Восток, моряки дважды встречают Новый год.

Олег Булович, ветеран флота,
Моряк Украины, № 15 от 22 апреля 2915г.

.

.

.

.

wwportal.com

Суеверия и приметы у моряков

Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно — его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое.

Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.

Поверья-предрассудки

Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.

Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.

В числе таких поверий в Англии — невозможность . выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете.

Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички — один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе — этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра. Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая… Вскоре паруса наполнялись ветром.

К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром — поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра-снова выбирайте их».

Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера — совсем другое дело.

К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно — на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно — школы морской жизни. Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак — это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома — на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция — одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все.

Старый, моряк — строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу.

 

Традиции моряков

— На палубу принято ступать правой ногой. А плюнуть на палубе — преступление.

— В судовом журнале заранее не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет.

— Даже в наше время в стенки и настил ходовой рубки корабля закладываются различные вещи. Например, ботинки или схожие с ними по форме предметы. Все это является современным вариантом древнего обряда, по которому не следовало вверять судно воле морских божеств, не умилостивив их какой-либо жертвой. Изначально в жертву приносили живое существо — иногда даже мужчину или женщину — или кропили нос корабля кровью, а ныне жертвуют бутылкой шампанского. Именно ее обычно разбивают о нос каждого только что спущенного на воду корабля. При этом каждому известно, что корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, считается обреченным.

— Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.

Морские поверья

— Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным. Однако кот, который в море начинает резвиться, «несет на хвосте ветер» и предвещает скорый шторм.

— Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам.

— Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда.

— Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому, бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным на море является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу.

— Самым почитаемым святым у русских моряков считается святой Никола Морской. Они верили, что только их Покровителю «Божья милость вперед дарована», то есть в критической ситуации он может помогать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом.

— Женщина на корабле — к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово «корабль» женского рода. Поэтому предполагалось, что она — корабль — будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.

— Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих — плохая примета.

— Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).

— Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.

— Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.

— Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.

— Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.

— «Винное крещение» — разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса — это сулит несчастья кораблю.

— Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.

— Нельзя менять имя корабля.

— День выхода корабля в море — пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, — несчастливый день.

— День выхода корабля в море — первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) — несчастливый день.

— День выхода корабля в море — второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) — несчастливый день.

— День выхода корабля в море — 31 декабря (в этот день повесился Иуда) — несчастливый день.

— Пассажиры — юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа — могут привести к бедам в плавании.

— Покойник на корабле — к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег.

— Закон передачи бутылки с вином — против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу — морская серость.

— Бегство крыс с корабля — к его гибели.

— Моряк с разноцветными глазами — к несчастью.

— Кривоногий моряк — к удаче.

— Рождение на борту ребенка — к удаче.

— Швабра или ведро, уроненные за борт, — к неудаче.

— Огни Святого Эльма на мачтах корабля — к удаче.

— Передача корабельного флага между ступеньками трапа — к неудаче.

— Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.

— Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).

— Плюнуть на палубе — преступление.

— Нельзя закуривать трем лицам от одной спички — один из прикуривших обязательно умрет.

— Нельзя свистеть на палубе — этим накликается шторм.

— Поскреби по мачте — и появится ветер во время штиля.

— Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, — непременно появится ветер.

— Признание неприкосновенности сундука или чемодана.

— Признание превосходства кормы корабля перед его носом.

— Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).

— Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой — сапог в сторону, откуда требовался ветер.

— Средство от смерча — втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями.

— Для вызова ветра — хлестать друг друга плетьми.

 

Морские легенды и мифы

— Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.

— «Огни святого Эльма», которые являлись ни чем иным как электрическими разрядами в виде светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов при насыщенности атмосферы электричеством. Такие «огни» большинство мореплавателей считало дурным знаком. Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но при этом, справедливости ради, можно отметить, что эти «огни» не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались некоторыми моряками за знак благосклонности высших сил. Так общеизвестно, что Колумб в своем первом плавании через Атлантику смог предотвратить бунт экипажа одного из своих кораблей — «Санта – Марии» — благодаря указанию на «огни» как на знак благосклонности небесных сил к их затянувшемуся плаванию.

— Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.
Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.

— Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.
Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей.

 

Суеверие у моряков-подводников

Большинство подводников уверено, что везение или невезение лодки закрепляются за ней вместе с номером. Отмечено, что трагедии часто случаются с субмаринами, оканчивающимися на «девятку».

Простое перечисление фактов только подтверждает эту теорию: 8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам (поднята силами США в 1974 году). Погибли около 100 человек.

В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году на АПЛ К-329, строившейся на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.

В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека. 6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

Последняя авария — осенью 2003 года уже списанной К-159, следовавшей к месту утилизации в порт Полярный, унесшая жизни девяти человек.

 

Приметы и суеверия у моряков

— Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь.

— Нельзя закуривать трем лицам от одной спички — один из прикуривших обязательно умрет.

— Моряк с разноцветными глазами — к несчастью.

— Уронить на борт ведро или швабру — дурная примета.

— Нельзя свистеть на палубе — этим накликается шторм.

— Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле – к счастью.

— Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Так, в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петушок, никогда не утонет.

— В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

— День выхода корабля в море — пятница, особенно 13 числа, — несчастливый день.

ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ

Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена всех ветров,делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
Шведы в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек своей шапки.
Такой ветер называли «шапочный», а головные уборы фасона «как у Эрика»были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера-шведа. У новозеландских моряков бытовал обряд «кормления» нужного ветра.

 

ВЫСВИСТЫВАНИЕ ВЕТРА

С незапамятных времен мореходы и рыбаки стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль «испытанным» способом заставить работать ветер было «высвистывание».
Греческая легенда о морском божестве Тритоне гласит, что он по велению отца — бога морей Посейдона — должен был с помощью раковины «высвистывать» волнение на море, а, когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знакомы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами «юсуань», имеющими завитки по часовой стрелке. Обычно они хранились в монастырях и по стоимости приравнивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море священную реликвию.

Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай «высвистывать» ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам. У русских моряков есть пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные «заговоренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае.

«Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.

Впрочем, на «высвистывание» ветра полагались не все мореходы. Наиболее предусмотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар богу северного ветра Борею.
Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя заколдованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вызвать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог купить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами.

У соленых бродяг были и другие «проверенные» средства. Например, считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам.
Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство… хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.

 

КИТ

Существует поверие, что кит — счастливое животное. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, сулило грядущие неприятности. Многие жены китобоев в различных странах лежали в постели и голодали, пока мужья находились в море, чтобы обеспечить им хорошую добычу.

 

ЛАБЕРЛАНД

У англичан Lubberland это мифическая страна изобилия, рай для моряков, умерших на земле, в отличие от Fiddlers Green — «Поющие кущи»-рай для моряков, погибших в море.

 

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА АНГЕЛОВ)

Такое прозвище носит трап с деревянными балясинами и тросовыми тетевами. Название такое он получил по оптическому явлению в небе, когда сноп солнечных лучей, проходящий сквозь прорывы в облаках и прочерчивающие свой путь сквозь туман благодаря рассеянию на каплях, из которых он состоит. Видны, когда Солнце скрыто за тяжелыми облаками, а воздух наполнен легким туманом. Лучи параллельны, но кажутся расходящимися из одной точки — Солнца.

 

МАЧТА

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.

 

ПАЛЕЦ

Всем с детства известно, что указывать пальцем на что-либо не только показывать вашу невоспитанность, но и является дурным тоном и некрасивым поступком. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо — это может разгневать богов и принести шторм или штиль. И в каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

 

ПАРУСА

Если в море штиль, то чтобы появился ветер и паруса наполнились ветром, их обливали водой.

 

ПОДКОВА

Казалось бы, что подкова сугубо сухопутный талисман. Однако и море она имеет большое значение. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то «госпожа Удача» обязательно поможет вашему судну. Именно поэтому на мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова.
Причем надо заметить, вешают подковы разными способами. Русские концами вниз. Многие нации прибивают концами вверх, считается, что тогда удача не убежит (не выльется). А можно ее повесить и в среднем положении, тогда она будет символизировать букву «С» — первую букву в имени Христа (Christ).

 

ПРОТИВНЫЙ ВЕТЕР

Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней… раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно сворачивала в сторону.

 

СВИСТ

Почти на всех морях строго соблюдают положенное табу — свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти.
Свист раздражает и гневит морских богов. У христиан нелюбовь к свисту связана с преданием, по которому одна легкомысленная женщина насвистывала, наблюдая, как кузнец изготавливал гвозди, которыми позднее были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса Христа. Современные моряки знают и другую примету — «не свисти — денег не будет».

 

СЕРЬГА

Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.

 

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ

У русских моряков самым почитаемым святым, считается святой Никола Морской. Он не только «защищает бедных и неимущих», но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и прочее. Николу Морского называют «скорым помощником».
В рукописном памятнике «Устьянский правильник» этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «вперед Божья милость дарована», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.

 

СВЯТОЙ АНТОНИЙ

У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или купали на веревке в море, или же совсем выбрасывали за борт.

 

ТАТУИРОВКА

Татуировка — нанесение на тело рисунков с помощью вкалывания в кожу краски, было древним обычаем моряком. Таким способом они пытались снискать расположение у морских богов и благополучно вернуться на родину.
Удачу приносили следующие изображения — изображение моря (символа надежды), черной кошки, четырехлепестового клеверного листа, подковы и других символов, чаще всего в зависимости от почитаемости их какой-либо нацией. У многих моряков распространена была татуировка — изображение звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносились религиозные символы, у христиан — распятие.
Этим преследовалась цель получить покровительство богов, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам, можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.
Хитрые матросы делали на спине татуировку распятия, наивно полагая, что в случае наказания за какой-либо проступок, боцман не будет бить «двенадцатихвостой кошкой» по кресту — символу веры.

 

ЧАЙКА

Существует поверие, что морские чайки — это хранители душ людей, погибших при кораблекрушениях. Жалобный крик чаек — это требование усопших похоронить их по христианскому обычаю — в земле.

 

ШВАБРА

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо по-бултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Плохая примета — нечаянное падение швабры за борт.

 

ШТИЛЬ

Кто не знает смелого и предприимчивого морехода Одиссея, героя многих древнегреческих мифов? В одном из них повелитель «бушующих и легковейных» ветров Эол подарил сыну Итаки попутный ветер и огромный мех с другими ветрами, запретив открывать его десять дней. Дарованный попутный ветер надувал паруса корабля, и, казалось, ничто не могло помешать морякам вернуться на родину. Однако их мечтам не суждено было сбыться. Любопытные спутники Одиссея развязали мех. Спрятанные там ветры, вырвавшись на волю, соединились в страшную бурю…

 

ШТОРМ

И в настоящее время шторм является самым опасным природным явлением для жизни моряка и его судна. В древние времена китайцы, чтобы уберечь себя в шторм придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности.
Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасенную рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы — стакан пресной воды.

 

seaman-sea.ru

Христофор Колумб, Саргассово море и Бермудский треугольник

Автор: nlo-mir Бермудский треугольник

1492 год

Христофор Колумб первым из известных нам путешественников прошел через Саргассово море и пересек район Атлантики, который мы теперь называем Бермудским треугольником. Именно благодаря Колумбу этот район оказался окутанным атмосферой тайны, которая с годами становилась все более интригующей. Его судовой журнал содержит описание моря, сплошь заполненного водорослями, рассказ о необычном поведении стрелки компаса, о внезапно возникшем огромном языке пламени, о странном свечении моря. Каждое непонятное явление повергало в ужас мореплавателей, у которых и без того нервы были напряжены до предела, и казалось им зловещим предупреждением о том, что пора возвращаться восвояси. Слухи обо всех этих невероятных событиях быстро распространялись среди моряков, и скоро этот район Атлантики приобрел репутацию загадочного и таинственного, – репутацию, которая сохраняется за ним и по сей день.

Когда в 1969 году космонавты отправлялись к Луне, они знали о своем маршруте, превышающем четверть миллиона миль, гораздо больше, чем знал Колумб о своем трехтысячемильном пути в 1492 году. Полет космонавтов обеспечивали тысячи специалистов во всем мире, используя самые лучшие компьютеры и средства связи, созданные человеком. Космонавты совершенно точно знали, сколько времени займет их путешествие, и были заранее подготовлены ко многим опасностям, которые могли их подстерегать.

Когда же Колумб отошел от Канарских островов на трех маленьких суденышках с экипажем из девяноста человек, он не имел ни малейшего представления о том, что его ожидает. У него не было карт предстоящего маршрута, не с кем было установить связь в случае необходимости, неоткуда было ждать помощи в минуту опасности, а кроме того, он даже не представлял себе сколько времени продлится путешествие или какие неожиданности его подстерегают.

Саргассово море находится в центральной части Северной Атлантики «, располагаясь между 30-м и 70-м градусами западной долготы и 20-м и 35-м градусами северной широты. Здесь меньше облаков, меньше ветров и меньше выпадает осадков, чем над другими областями океана. Саргассово море почти равно по площади территории Соединенных Штатов Америки; оно протянулось более чем на 2000 миль в длину и на 1000 миль в ширину. Со всех сторон Саргассово море окружают мощные атлантические течения, которые заставляют его воды медленно вращаться по часовой стрелке. Свое название это море получило от португальского слова «sагgасо», что означает «морская водоросль». Первые мореплаватели, пересекавшие Саргассово море, поминутно боялись сесть на мель, так как большие скопления водорослей обычно означают близость земли. Между тем глубина океана в этом районе составляет несколько миль.

В Саргассовом море обитает множество необычных существ, которые либо совсем недавно приплыли сюда, так сказать «зайцем», на всякого рода предметах, занесенных течениями, либо являются потомками таких же «зайцев», приспособившихся к жизни на водорослях. Так называемые «конские широты», то есть полоса частых и длительных штилей между тридцатой и тридцать пятой параллелями, значительно усиливают необычность этого района. Воздух здесь бывает таким неподвижным, что моряки порой всю ночь читали на палубе при свече, а парусные суда в течение длительного времени не могли сдвинуться с места.

Хотя Колумб очень точно описал водоросли Саргассова моря, россказни тех, кто побывал здесь после него, напугали моряков. В те времена моряки не любили отходить слишком далеко от берега, и им становилось не по себе, если земля слишком долго не появлялась. Они приходили в ужас от вида сплошного месива из желтых, коричневых и зеленых водорослей с кишащими на них причудливыми существами, простиравшегося насколько хватает глаз, вплоть до самого горизонта. Чем больше судов стояло неподвижно, с поникшими парусами вдоль «конских широт», тем страшнее становились рассказы о Саргассовом море. Согласно им, уже не отсутствие ветра задерживало там корабли, а нечто иное, непонятное. Борта, канаты и якорные цепи постепенно обрастали, опутывались прочной паутиной водорослей, которая цепко удерживала судно в этой ловушке под горячим тропическим солнцем, пока его экипаж не умирал от голода и жажды, а от самого корабля оставался лишь насквозь прогнивший и заваленный скелетами остов, который не шел ко дну только потому, что его обвивали «щупальца» водорослей. Делу помогал и червь-древоточец, прекрасно чувствующий себя в тропических водах, который действительно превращал иногда борта кораблей в сплошную труху. В преданиях о Саргассовом море различные животные, ползающие по переплетениям из водорослей, преображались в гигантских чудовищ, которые могли утащить корабль в океанскую бездну. Ходили слухи, что экипажи судов, оказавшихся в этом проклятом море, умирали мучительной смертью от удушья.

Когда какие-нибудь предметы попадают в относительно спокойные воды центральной части Саргассова моря, они начинают двигаться по гигантскому кругу, как человек, попавший в водоворот, и в конце концов тонут.

Многие растения, занесенные сюда течениями, продолжают расти. Можно предполагать, что большая часть водорослей занесена в Саргассово море из Мексиканского залива и Карибского моря с помощью Гольфстрима. Из Центральной Америки и Вест-Индии сюда приплывают стволы деревьев – жертва ураганов. И вообще весь хлам и мусор, который попадает в реки этих районов, рано или поздно может оказаться в Саргассовом море. Как сообщалось в печати в 1968 году, здесь больше нефти и смолы, чем саргассума, и нефть эта плывет сюда со всего мира.

В Саргассовом море находили много покинутых судов, и из-за этого оно пользуется печальной славой кладбища кораблей. Благодаря некоторым романистам центральные районы Саргассова моря приобрели известность как фантастическое царство, где друг на друге громоздятся некогда затонувшие, битком набитые сокровищами суда, многие из которых пролежали там уже сотни лет, а обитатели этого удивительного царства, занесенные сюда неумолимыми морскими течениями, равнодушны к сокровищам, бесполезным для них. Да, что бы ни рассказывали о Саргассовом море, правду или вымысел, это действительно очень странное место.

Название «конские широты» возникло еще в те времена, когда суда с лошадьми на борту подолгу стояли здесь, застигнутые безветрием. Проходили дни, но ни дождя, ни ветра не было и в помине, и запасы питьевой воды катастрофически сокращались. Ошалевшие от жажды лошади нередко срывались с привязи и бросались в воду. А бывало и так, что сами люди выбрасывали ослабевших лошадей за борт, чтобы сохранить остатки воды для более сильных и выносливых. Суеверные моряки утверждали, что по ночам здесь часто появляются призраки лошадей.

Вечером 13 сентября Колумб заметил, что стрелка компаса указывает уже не на Полярную звезду, а сместилась на шесть градусов к северо-западу. Так впервые было отмечено склонение магнитного компаса. Наблюдая в течение последующих нескольких суток, как стрелка смещается все сильней и сильней, Колумб понял, что это новое явление может вызвать замешательство у членов экипажа. Капитаны остальных судов тоже заметили, что с компасами творится что-то неладное, и, когда об этом стало известно всем морякам, они пришли в ужас. Они решили, что даже законы природы здесь другие. Им казалось, что на компас воздействует какая-то неведомая сила, желающая, чтобы они сбились с пути, и каждый из них боялся, что впереди его поджидают еще более странные и таинственные явления.

На этом те, кто упоминает о странностях в поведении компаса, когда касаются тайн Бермудского треугольника, обычно меняют тему повествования, как бы давая читателю возможность поразмыслить о природе таинственных сил, действующих в этом районе нашей планеты. Между тем эта история имеет продолжение: Колумб пришел к выводу, что стрелка компаса вообще указывает не на Полярную звезду, как считали его современники, а на какую-то другую точку пространства. Штурманы и весь экипаж относились с величайшим уважением к научным познаниям Колумба; они поверили ему и быстро успокоились. Более чем через три столетия Вашингтон Ирвинг в биографии Колумба писал по этому поводу: «… объяснение, которое Колумб дал этому явлению, было весьма правдоподобным, что свидетельствует об остроте его ума, всегда готового найти единственно правильное решение в самой критической ситуации. Возможно, сначала он выдвинул эту гипотезу только для того, чтобы успокоить перепуганных моряков, но, как выяснилось в дальнейшем, и сам Колумб оказался вполне удовлетворен таким объяснением». И хотя Ирвинг ставил под сомнение гипотезу Колумба, Колумб правильно решил эту загадку.

Стрелка компаса показывает не на Северный полюс и не на Полярную звезду, а на Северный магнитный полюс, который находится вблизи острова Принца Уэльского, на полпути между Гудзоновым заливом и Северным географическим полюсом. На земном шаре очень мало мест, где стрелка компаса показывает на Северный географический полюс; почти всюду она отклоняется от географического меридиана, причем угол склонения колеблется от нескольких градусов до 180. Теперь эта особенность магнитной стрелки хорошо известна летчикам, морякам и любителям пеших путешествий. Они знают, как скорректировать показания компаса, чтобы определить направление на географический полюс в любом районе земной поверхности.

«Огромный язык пламени», который, по сообщению Колумба, упал в море, был, очевидно, метеором. Это событие никого особенно не испугало, и о нем говорили просто потому, что метеор этот, по-видимому, был довольно больших размеров.

К началу второй недели октября Колумб оказался в отчаянном положении: матросы открыто отказывались повиноваться ему, требуя возвращения назад. Уже в течение нескольких недель они видели сухопутных птиц и растения, которые вселяли в их сердца надежду, что скоро они подойдут к земле. Но каждое утро перед ними вновь и вновь расстилались бескрайние просторы океана и становилось все больше птиц и растений. Порой моряки принимали облака на горизонте за прибрежную полосу земли и так часто кричали, будто видят землю, вызывая у всего экипажа буйную радость, сменяющуюся новым разочарованием, что Колумб в конце концов объявил, что, если кто-нибудь крикнет «Земля!» и в течение трех дней это не подтвердится, он потеряет право на премию, обещанную тому, кто первым увидит землю.

Но к 11 октября появилось уже столько верных признаков, безошибочно свидетельствующих о близости земли, что Колумб сам поднялся на палубу и стал всматриваться в горизонт. Около десяти часов вечера ему показалось, будто он видит в отдалении какой-то огонь. Подумав, что ему это померещилось, он подозвал кого-то из матросов. Тот тоже увидел огонь. Но когда подошел еще один вызванный матрос, огонь уже пропал. Чтобы вря не будоражить команду, никому об этом не сообщили. А спустя четыре часа Родриго де Триана с каравеллы «Пинта» просигналил, что земля видна. На этот раз ошибки не было.

Историки все еще рассуждают и спорят на тему о том, что за огонь был замечен Колумбом. Делались самые различные предположения: факел в лодке рыбака, факел в чьих-то руках на берегу, стая светящихся рыб и т.п. Однако наибольшее число сторонников приобрела гипотеза оптической иллюзии, вызванной чрезмерным напряжением зрения, в связи с чем желаемое выдавалось за действительное.

Итак, почти пятьсот лет назад этот район Атлантики, включая и Бермудский треугольник, благодаря Колумбу и его суеверной команде был окружен ореолом тайны. Сам Колумб записывал в свой судовой журнал факты, и только факты, но с течением времени их преувеличили, а моряки особенно боялись всего того, чего не могли понять.

Высланы два катера, установивших, что это «Рубикон» водоизмещением около 90 регистровых брутто-тонн.

Спасательных шлюпок на «Рубиконе» не оказалось, однако личные вещи членов экипажа остались в каютах. С носа свисал оборванный перлинь. Полученные ранее сообщения ничего не говорят о том, что произошло со швартовами спасательных шлюпок – были ли они перерезаны, оборваны или вытравлены.

Буксируя «Рубикон» в порт, катера морской береговой охраны сообщили по радио, что судно находится в прекрасном состоянии…

В судовом журнале так и не удалось найти никаких указаний, которые пролили бы свет на судьбу экипажа. Последняя запись датирована 26 сентября, когда «Рубикон» заходил в Гаванский порт. До этого судно, по-видимому, шло вдоль побережья Кубы.

Можно предполагать, что, когда на Гавану налетел ураган, экипаж «Рубикона» постарался как можно скорее перебраться на берег, впопыхах оставив на борту собаку; вскоре швартовы лопнули, и судно унесло в открытое море».

Хотя заголовки и первый абзац рассчитаны на сенсацию, остальная часть статьи, и особенно ее конец, дают весьма простую разгадку этой тайны.

В печати больше не появлялось материалов, которые бы подтверждали или опровергали предположение, что «Рубикон» был унесен в море ураганом. А поскольку окончательного вывода по этому вопросу никто не сделал, история с «Рубиконом» попала в категорию таинственных.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *