Великие произведения о любви – Великие произведения о любви

Содержание

Все книги серии «Великие произведения о любви»

Эмили Бронте 2015

Грозовой перевал

Классика , Проза , Любовный роман , Прошлое , Английский язык , Кинороманы , Литература 19 века , Остросюжетное , Зарубежная литература

Какой бы список лучших в мире книг о любви вы бы ни взяли, в первой пятерке обязательно будут романы сестер Бронте. Эта удивительную семью можно было бы считать на редкость счастливой. Эмилия, Шарлотта и Энн Бронте стали классиками английской литературы. Но при такой творческо-счастливой судьбе над родом явно тяготело какое-то проклятье: все члены этой семьи умерли удивительно рано, и мало кто был счастлив в личной жизни. Такое впечатление, что им пришлось заплатить страшную цену за свой талант. И ярче всех холодно-страшное дыхание рока передала Эмили в своем необыкновенном романе «Грозовой перевал». Мрачная ужасающая атмосфера старого дома, в котором кипят темные страсти. Негодяй Хитклиф – приемыш, разрушивший жизнь двух семей, мстительный, гордый, порочный, жестокий — и необъяснимо привлекательный, особенно для главной героини Кэтрин, так и не сумевшей полюбить своего такого правильного мужа… Хитросплетение судеб, непреодолимая страсть, обманы, мистика, злодейство…. Нежные дамы падали при прочтении этой «ужасающе-мрачной» книги в обморок… Правда, популярность роман завоевал не сразу, современники, увлеченные «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, его поначалу не заметили. Но к концу 19 века «Грозовой перевал» уже считался «романтичнейшим из романов», двинувшим далеко вперед всю европейскую литературу. А саму Эмили критики называли гением. Именно она дала толчок сегодняшнему жанру «мистического реализма» и во многом предвосхитила жанр фэнтези.

readanywhere.ru

Книжная серия «Великие произведения о любви»

Иерархия:

[Великие произведения о любви]

    › Великие истории любви

(Серия закрыта)

Описание:

1. Николай Михайлович Карамзин. «Бедная Лиза» (в книгу также вошли стихотворения и рассказы).

2. Александр Дюма. «Королева Марго».

3. Иван Сергеевич Тургенев. «Первая любовь» (в книгу также вошли произведения «Ася», «Дворянское гнездо», «Вешние воды»).

4. Ги де Мопассан. «Жизнь» (в книгу также вошла новелла «Пышка»).

5. Александр Степанович Грин. «Бегущая по волнам» (в книгу также вошел роман «Блистающий мир»).

6. Антуан Франсуа Прево. «Манон Леско» (в книгу также вошел роман «История одной гречанки»).

7. Александр Сергеевич Пушкин. «Бахчисарайский фонтан» (в книгу также вошли произведения «Цыганы», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», «Барышня-крестьянка»).

8. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (книга 1).

9. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (книга 2).

10. Фёдор Михайлович Достоевский. «Белые ночи» (в книгу также вошел роман «Униженные и оскорбленные»).

11. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Демон» (в книгу также вошли произведения «Маскарад», «Герой нашего времени»).

12. Лев Николаевич Толстой. «Крейцерова соната» (в издание также вошли произведения «Благо любви», «После бала», «Живой труп», «Семейное счастие»).

13. Уильям Шекспир. «Антоний и Клеопатра» (в книгу также вошли комедии «Сон в летнюю ночь» и «Комедия ошибок»).

14. Фредерик Стендаль. «Пармская обитель».

15. Антон Павлович Чехов. «Душечка» (в книгу также вошли повесть «Драма на охоте», пьеса «Чайка» и рассказы).

16. Пьер Шодерло де Лакло. «Опасные связи».

17. Николай Семёнович Лесков. «Жемчужное ожерелье» (в книгу также вошли произведения «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Тупейный художник»).

18. Джейн Остин. «Мэнсфилд-парк».

19. Александр Иванович Куприн. «Святая любовь» (в книгу также вошли произведения «Молох», «Впотьмах», «Олеся»).

20. Дэвид Герберт Лоуренс. «Любовник леди Чаттерлей».

21. Борис Леонидович Пастернак. «Доктор Живаго».

22. Эдмон Ростан. «Сирано де Бержерак».

23. Иван Алексеевич Бунин. «Грамматика любви».

24. Ромен Роллан. «Очарованная душа» (книги первая и вторая).

25. Ромен Роллан. «Очарованная душа» (книга третья).

26. Ромен Роллан. «Очарованная душа» (книга четвертая часть первая).

27. Ромен Роллан. «Очарованная душа» (книга четвертая часть вторая).

28. Жорж Санд. «Валентина».

29. Чингиз Торекулович Айтматов. «Джамиля».

30. Эмили Бронте. «Грозовой перевал».

После 30-го тома книжная коллекция «Комсомольской правды» «Великие произведения о любви» меняет название на «Великие истории любви» и будет посвящена исключительно произведениям зарубежных авторов.

https://vk.com/topic-42331149_31747270?of…

Ведущее издательство:

Директ-Медиа

Все издательства:

Комсомольская правда, Директ-Медиа

Изданий в серии:

11

  • Работа над серией еще не закончена, информация может быть неполна.
  • fantlab.ru

    Лучшие книги о любви 🚩 Литература

    В книге описана Отечественная война 1812 года, а также события предшествующие ей: светская жизнь российского высшего общества и военные действия 1805-1807 годов.

    Один из главных героев книги, князь Андрей Болконский. Он богат, великолепно образован, является завидным женихом. Но светская жизнь ему скучна. Он мечтает о славе, не меньшей чем у Наполеона, или Кутузова. И потому хочет отправиться на войну, чтобы стать знаменитым.

    Но в сражении под Аустерлицем осознает, что война – это грязное и античеловеческое дело. В тот момент, когда его ранили, он лежит на земле, и глядя на высокое небо, понимает, как ничтожна слава Кутузова или Наполеона.

    Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. В этом бою его уже смертельно ранили в голову, и он вдруг осознал, что не испытывает ненависти к врагу, что сострадание и любовь ко всем людям – главные заповеди, по которым стоило жить.

    В книге описана жизнь донских казаков на фоне гражданской и Первой мировой войны.

    С детства эти люди привыкли много работать, выращивать хлеб, ухаживать за лошадьми. Почитали старших в роду, уважали традиции.
    Началась Первая мировая война и казаков призывали сражаться за царскую Россию. Атаманы отправили лучших воинов. Григорий Мелехов – главный герой в книге, тоже пошел воевать против немцев.

    Чуть позже в России произошла революция, царский режим был свергнут, и стало непонятно, за кого нужно сражаться. Григорий вместе с другими казаками вернулся домой. А в станице неспокойно: все чаще приезжают в нее разные люди, и зовут воевать против власти «большевиков».

    Но в этой же станице появляются казаки, которым эта власть нравится, потому что «большевики» обещает свободу, независимость, земли.
    Наступает раскол среди казачьих кланов. Одни идут воевать за новую «красную» власть, а другие за царскую власть, за «белых». И Григорий Мелехов в силу обстоятельств оказывается сначала на одной стороне воюющих, затем на другой.

    Доходит до того, что брат воюет против брата, сын — против отца. И Григорий искренне пытается разобраться, кто же прав. Как быть, и что делать. А спустя время, став изгоем для всех, пытается бежать, чтобы спасти собственную жизнь, а также жизнь любимой женщины.

    Во время Второй мировой войны два бойца советской армии попали в плен. Оба ненавидели немцев, но один из них, Сотников, пытался ценой собственной жизни спасти невинных жителей села, которых немцы приговорили к смерти за укрывательство партизан. А другой боец с фамилией Рыбак, решил выкручиваться до последнего.

    Ему страстно хотелось жить, и потому согласился сотрудничать с немцами. Когда осужденных привели на казнь, Рыбак на глазах у жителей села одел Сотникову петлю на шею, и выбил опору из-под его ног.

    А после Рыбаку было приказано встать в строй с полицаями вместе. Он их ненавидит так же сильно, как и остальных фашистов. Но понимает, что обратно дороги нет. И несчастный человек на перепутье: либо умереть сейчас, либо продолжить убивать людей, за которых еще вчера воевал.

    Русский солдат Андрей Соколов попал в плен во время Второй мировой войны. Прошел различные испытания и мучения в концлагере, несколько раз пытался бежать из плена.

    В итоге ему удалось, наконец, вернуться на Родину, но на месте родного дома увидел только сожженное пепелище. Жена с дочками погибла в результате прямого попадания бомбы в их дом. И такое же «пепелище» после этого — в душе измученного человека.

    После войны Андрей встречает беспризорного мальчика, и так привязывается к нему, что усыновляет. И снова в жизни Андрея Соколова появляется близкий человек, любовь и нежность, надежда на лучшее будущее.

    www.kakprosto.ru

    Романы о любви

    Великие произведения о любви — коллекция которую давно ждут.

    100 томов нежности и страсти от классиков до современников.

    Список серии «Великие произведения о любви»

    1. Н. Карамзин «Бедная Лиза» (в книгу также вошли другие произведения) 04.03.2015

    2. А. Дюма «Королева Марго» 11.03.2015

    3. И. Тургенев «Первая любовь» (+ «Ася», «Дворянское гнездо», «Вешние воды») 18.03.2015

    4. Ги де Мопассан «Жизнь» ( +«Пышка») 25.03.2015

    5. А. Грин

    «Бегущая по волнам» ( +«Блистающий мир») 01.04.2015

    6. А.-Ф. Прево «Манон Леско» ( + «История одной гречанки») 08.04.2015

    7. А. Пушкин «Бахчисарайский фонтан» ( +«Цыганы», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», «Барышня-крестьянка») 15.04.2015

    8. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» книга 1 (1-34 главы) 22.04.2015

    9. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» книга 2 (35-67 главы) 29.04.2015

    10. Ф. Достоевский «Белые ночи» (+«Униженные и оскорбленные») 20.05.2015

    11. М. Лермонтов «Демон» (+«Маскарад», «Герой нашего времени») 27.05.2015

    12. Л. Толстой «Крейцерова соната» (+ «Благо любви», «После бала», «Живой труп», «Семейное счастие») 03.06.2015

    13. У. Шекспир «Антоний и Клеопатра» (+«Сон в летнюю ночь», «Комедия ошибок») 10.06.2015

    14. Ф. Стендаль «Пармская обитель»

    17.06.2015

    15. А. Чехов «Душечка» ( в книгу вошли повесть «Драма на охоте», пьеса «Чайка» и рассказы). 24.06.2015

    16. Шодерло де Лакло «Опасные связи» 01.07.2015

    17. Николай Лесков «Жемчужное ожерелье» (+ «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Тупейный художник») 08.07.2015

    18. Джейн Остен «Мэнсфилд-парк» 15.07.2015

    19. Александр Куприн «Святая любовь» (+ «Молох», «Впотьмах», «Олеся», «Колесо времени») 22.07.2015

    20. Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерли» 29.07.2015

    21. Борис Пастернак «Доктор Живаго» 05.08.2015

    22. Эдмон Ростан «Сирано де Бержерак» 12.08.2015

    23. Иван Бунин «Грамматика любви» 19.08.2015

    24. Ромен Роллан «Очарованная душа» книга 1-2 26.08.2015

    25. Ромен Роллан «Очарованная душа» книга 3 02.09.2015

    26. Ромен Роллан «Очарованная душа» книга 4,том 1 09.09.2015

    27. Ромен Роллан «Очарованная душа» книга 4,том 2 16.09.2015

    28. Жорж Санд «Валентина» 23.09.2015

    29. Чингиз Айтматов «Джамиля» 30.09.2015

    30. Эмили Бронте «Грозовой перевал» 14.10.2015

    31. Марсель Пруст «Пленница» 21.10.2015

    32. Оноре де Бальзак «Тридцатилетняя женщина» 28.10.2015

    33. Джейн Остен «Эмма» 04.11.2015

    34. Фредерик Стендаль «Любовный напиток» 11.11.2015

    35. Джон Голсуорси «Темный цветок» 18.11.2015

    36. Натаниэль Готорн «Алая буква» 25.11.2015

    37. Дэвид Лоуренс «Сыновья и любовники» 02.12.2015

    38. Джек Лондон «Сердца трех» 09.12.2015

    39. Ф. Фицджеральд “Молодой богач” 16.12.2015

    40. А. Мюссо “Исповедь сына века” 23.12.2015

    41. Казанова “ Мемуары” 30.12.2015

    42. П. Бомарше “Евгения” 20.01.2016

    43. Э. Золя “Нана” 27.01.2016

    44. Жорж Санд «Она и он» (+«Исповедь молодой девушки») 03.02.2016

    45. Дени Дидро «Монахиня» 10.02.2016

    46. Марсель Пруст «Под сенью девушек в цвету». Книга первая 17.02.2016

    47. Марсель Пруст «Под сенью девушек в цвету». Книга вторая 24.02.2016

    48. Эмиль Золя «Тереза Ракен» 02.03.2016

    49. Ги де Мопассан «Наше сердце» 09.03.2016

    50. Ихара Сайкаку «Похождения одной одинокой женщины» 16.03.2016

    www.kp.md

    10 муз величайших писателей и трагические истории их любви

    Любовь заставляет Землю вращаться, а гениев творить.  За каждым великим писателем, как и за любым великим мужчиной, стоит любящая женщина. Сегодня мы расскажем вам о них, любимых и несчастных, сильных и вдохновляющих — о музах, благодаря которым вы наслаждаетесь любимыми стихами и романами. 

    Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль

    «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — это значит смотреть в дном направлении».

    У автора самого сказочного мальчика было безмерное количество любовниц, но музой стала только одна. Знакомство Антуана де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль покрыто тайной. Одни литературоведы рассказывают романтичную историю про девушку, севшую в кабину к быстрому молодому летчику, который потребовал поцелуй за снижение высоты. Другие историки уверенны, что они познакомились во время перестрелки в центре Буэнос-Айреса. Консуэло оказалась на самой линии огня, а сильный молодой человек в форме закрыл ее своими объятьями.

    Неважно как, но два сердца повстречались, и в них вспыхнула любовь. Экзюпери без памяти влюбился в кареглазую жгучую сальвадорскую красавицу, которая к тому времени уже прослыла «черной вдовой», успевши потерять двоих мужей. Но это не смущало молодого летчика. Он  не мог жить без нее и был готов на все, лишь бы Консуэло озаряла его своим присутствием. Она пила, гуляла, изменяла ему налево и направо, и каждый раз напоминала, что когда он брал ее в жены, он сам был за свободный от телесных уз брак.

    Он думал, что сможет терпеть, но не смог. Ушел на войну и знал, что не вернется. А «Маленький принц» стал его прощальным признанием в любви, где горячо любимая маленьким принцем роза и была той самой жгучей брюнеткой с шипами, о которые он колол себе сердце. Антуан де Сент-Экзюпери пропал без вести вместе со своим самолетом где-то над южным побережьем Франции. Газеты потом напишут, что он не умер, а всего лишь вернулся на свою планету.

    Консуэло Сандоваль проживет еще много лет, но так больше и не выйдет замуж. Она напишет книгу «Воспоминания Розы» про своего любимого летчика, так себя и не простив. И только в 2003 году рыбаки около Марселя вытащат сетями браслет, на котором будет выбито «Сент-Экзюпери и Консуэло». 

    Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков

    Мало кто знает, что прототипом  всеми горячо обожаемой булгаковской Маргариты, стала первая жена Михаила Афанасьевича, Татьяна Лаппа. Булгаков был женат три раза, но именно его первая жена, Татьяна, прошла с писателем и огонь, и медные трубы. 

    Познакомились они на каникулах. Ей 16, ему 15. Таня из зажиточной семьи статского советника, Миша один из семерых детей религиозной семьи профессора духовной академии. Родители были против этих отношений, но любовь накрыла с головой. До свадьбы они были вместе 5 счастливых лет, во время которых было все: и смех, и слезы, и дуэли, и даже аборт. А потом решили обвенчаться. Просто, без торжеств и белых платьев.

    Сначала жизнь Татьяны и Михаила была веселой и беззаботной. Но пришла война, и в 1916 году Булгакова, как студента медицинского университета, отправили в Смоленскую губернию, а вскоре и на фронт. Татьяна, как верная жена, отправилась с ним. Она держала ноги, пока муж их ампутировал и терпела. После войны Булгаков снова стал врачом в маленькой деревушке. Тут Татьяне Булгаковой пришлось пережить самое страшное испытание в ее жизни – морфий. Сильная женщина, она вытерпела и это. Но когда муж стал становиться известным писателем, брак дал трещину. Смеренная, она терпела, но не смогла пережить его любовниц в доме, который для них создавала она.

    Спустя 11 лет брака Татьяна и Михаил Булгаковы развелись, и после встречались лишь однажды. Но именно ее, женщину, которая была с ним в самые сложные и страшные годы жизни, звал и хотел видеть Булгаков на смертном одре. 

    Виктор Гюго и Жульетта Друэ


    Мало кто знает, что Виктор Гюго, истинный ценитель семейных ценностей и величественности любви, до встречи со своей музой Жульетт Друэ, собирался писать исключительно на историко-военные тематики. Гюго встретил миловидную актрису Друэ, когда его первый брак распался, после того как жена предала с близким другом. Он был разбит, и сердце его было закрыто для любви. Но милая Жульетта не только вернула его к жизни, а и пробудила огромное желание писать. Она была отличной любовницей, лучшим другом и вдохновительницей великого мастера. Он не развелся со своей женой, а она и не требовала, она любила его и поддерживала просто так.

    Они были вместе 50 лет, до того как рак прервал это счастье и унес жизнь одной и единственной жены, как он ее называл, Виктора Гюго. После смерти писателя друзья расскажут, что за несколько дней до кончины своей возлюбленной писатель подарил ей фотографию со своим изображением и написал «50 лет любви. Это лучший из браков». 

    Эрнест Хемингуэй и Марта Геллхорн

    «Сам он любил рассказывать о том, что «сначала влюбился в ее стройные ноги, а уж потом — в нее саму».

    Хемингуэй встретил ее во Флориде. Миловидная стройная блондинка с острым язычком и багажом в сотни популярных статей, Марта Геллхорн, стала его третей женой. Они поженились и переехали в Испанию, где Хемингуэй посвятил жене роман, сделавший его всемирно известным, «По ком бьет колокол». Они путешествовали вместе, писали и, казалось, были счастливы.

    Но брак продлился недолго. Хемингуэй, привыкший к женщинам, которые создавали ему домашний уют, не смог выдержать  вечные разъезды жены и превосходство карьеры над браком. «Или ты корреспондент на этой войне, или женщина в моей постели», — написал он ей, когда она снова отправилась в горячие точки на карте Европы. И она действительно стала известной журналисткой. Ее военные репортажи принесли ей славу, но не любовь. До конца своей жизни Марта Геллхрон так и осталась третей бывшей женой великого Хемингуэя. 

    Сергей Есенин и Айседора Дункан

     
    Как потом, напишут в газетах: «Они говорили на разных языках». Она коренная американка, он златовласый русский парень. Она мировая танцовщица, он поэт-любимец всех женщин в округе. К моменту встречи с Айседорой Дункан, Есенин уже был однажды женат и имел за плечами не один громкий роман. Но встретив танцовщицу старше на 18 лет, он влюбился, страстно и всезабвенно. Как вспомнят потом друзья и знакомые, они вели себя так, как будто друг друга знали давно. Спустя полгода пара поженилась и уехала в Европу. Но Есенина, безумно любившего родину, с головой накрыла тоска. Он начал прикладываться к алкоголю, ревновать, а со временем и бить жену. Есенин собирал вещи и уходил, а спустя какое-то время возвращался. Но Айседора  ждала, все  прощала и называла его «Златая голова». 

    Не гляди на ее запястья 
    И с плечей ее льющийся шелк. 
    Я искал в этой женщине счастья, 
    А нечаянно гибель нашел. 

    Их брак продлился недолго.  Страсть, кипевшая в обоих, делала жизнь невыносимой. И несмотря на сильные чувства, по возвращению в Россию Есенин и  Дункан развелись. Она снова уедет в Европу, но уже одна, а спустя какое-то время получит телеграмму, которая разобьет ей сердце: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин».  И он действительно еще женится и даже станет отцом. А Айседора Дункан так и останется одна до конца жизни,  называя его «мой любимый Сережа». 

    Джон и Эдит Толкин

    Джон Рональд Руэл Толкин и его муза, жена и любовь всей жизни пожили вместе 55 счастливых лет.

    Он полюбил милую девушку-протестанку, когда ему было всего 16. Приходилось встречаться тайком, чтобы отчим, ревностный католик, ничего не знал. Но он догадался и взял с юного Толкина обещание, что тот уедет учиться в колледж и до своего совершеннолетия больше не увидит милую Эдит. Джон выполнил данное им слово, и до дня своего 21-го дня рождения не написал любимой ни слова. А вечером в тот же день послал Эдит письмо, где клялся в любви и просил девушку стать его женой. Но было уже поздно. Любимая дала согласие другому. Может быть, жизнь величайшего сказочника всех времен сложилась бы по-другому, если бы в тот же вечер он не стоял у порога Эдит. Джон Толкин не любил сдаваться и не смог отказаться от девушки, которую любил. Через час Эдит расторгла помолвку и сказала родным, что становится католичкой и выходит замуж за другого.

    Их жизнь была не простой: расставания, общественный позор, война, но сквозь всю нее они прошли рука об руку в мудрости, терпении и любви. Она слушала его стихи и печатала рассказы. Была мамой четверых детей и самой лучшей поддержкой своего мужа. Именно благодаря этой хрупкой женщине все произведения Толкина были наполнены нежностью, надеждой  и смыслом жизни.

    Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих


    Один из самых известных немецких писателей, творец «потерянного поколения» Эрих Мария Ремарк был известен своим пристрастием  к красивым женщинам. У него было много романов, но любовью и музой всей его жизни стала красавица актриса Марлен Дитрих. Их отношения были сложны и  извилисты. Ремарк влюбился сразу. Роковая женщина с экрана завладела всей его душой. Он писал ей письма, звал замуж и даже посвятил ей роман. Именно сложная любовная связь с актрисой стала основой для гениального произведения писателя «Триумфальная арка». Но даже после того как Ремарк оголил душу на страницах книги, Дитрих не стала к нему благосклонна. Она вела разгульную жизнь, встречалась со всеми подряд, пила и прибегала к Ремарку, когда ей было плохо.

    Именно поэтому, на зло «своей Пуме», как он называл ее с первой встречи, Ремарк решил жениться на Полетт Годдар, екс-возлюбленной Чарли Чаплина. Он прожил с Полетт до конца своих дней, но так никогда и не смог до конца порвать с женщиной, которая разбила ему сердце. Марлен Дитрих пережила Ремарка на 20 лет. Она умерла в одиночестве, а в ее квартире нашли его письма со следами помады  и горьких слез.

    Эдгар По и Виржиния Клемм


    Кто-то считает его сумасшедшим психом, женившимся на своей малолетней кузине, но большинство находит его гением и родоначальником детективного жанра и  прощают ему все его странности. Свою первую и единственную жену, Эдгар Аллан По узнал еще в младенчестве. Они поженились, когда ему было 27, ей 13. Несмотря на разницу в возрасте, По любил свою кузину самой чистой и светлой любовью. Она играла ему на арфе и пела песни, а он плевал на пересуды за спиной и считал ее самым большим счастьем в его жизни. «Я бы уже давно потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя жена. Ты сейчас осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе против этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни», – так пишет По о своей темноволосой музе.  

    И он потерял. В 25 лет Виржиния Клемм умерла от чахотки. Два оставшиеся года жизни без нее По уже не жил. Он только сходил с ума, и все больше погружался в свой выдуманый мир параной и ужасов. 

    Лиля Брик и Владимир Маяковский

    «Любовь! Только в моём воспалённом мозгу была ты!».

    Эта история любви не для учебников и хрестоматий, но именно она сделала Маяковского таким, каким мы его знаем. Когда Владимир Маяковский познакомился с Лилей, она  состояла в счастливом браке с литературоведом Осипом Бриком. Их отношения не складывались долго. Он ухаживал за ее младшей сестрой, она считала его грубым и неотесанным футуристом. Со временем нахлынули чувства, и Маяковский, который к тому же был другом мужа Брик, первый раз в жизни сходил с ума от сильной и всепоглощающей любви. Он честно во всем признался Осипу Максимовичу и попросился к ним жить. Несчастному супругу ничего не осталось, как  смириться с положением третьего и принять поэта в свой дом. Любовь втроем была редким явлением на тот момент, но Маяковскому было наплевать. Он трубил про свою любовь к Лиличке на каждом углу и писал только про нее. 

    Если
          я
            чего написал,
    если
           чего
                 сказал –
    тому виной
                    глаза-небеса,
    любимой
                 моей
                        глаза.

    Несмотря на то, что и она, и он часто заводили себе интрижки на стороне, Маяковский всегда любил только свою Лиличку. Даже прощальную с этим миром записку Маяковский начал со слов: « Лиля – люби меня».

    Френсис Скотт и Зельда Фицджеральд

    Их жизнь была похожа на джаз. Где бы они ни появлялись, шампанское начинало бить ключом, а ноги всех присутствующих сами шли в пляс. Такой была жизнь знаменитого прожигателя жития Френсиса Скотт Фицджеральда и его жены Зельды. А когда молодой Френсис Скотт встретил свою музу, он не имел за душой ничего. Френсис с первого взгляда влюбился в самую красивую девушку Алабамы. Шебутную, веселую, строящую глазки всем вокруг. Ее родители были против такого союза, но Фицджеральд добился своего. И после выхода своего первого романа, он взял возлюбленную Зельду в жены.

    Веселее и безмятежнее брака белый свет еще не видел. Они гуляли, пили, танцевали и сходили с ума. Их осуждали и восхищались, но им было наплевать. К сожалению, годы сумасбродной жизни дали свои плоды, и вскоре их безумие начало их съедать. У Фицджеральда начался творческий кризис, Зельда все чаще начинала закатывать мужу истерики по всевозможным поводам. Трагедия разрослась, когда Зельда начала слышать голоса. Врачи поставили безутешный диагноз: шизофрения. Зельда перестала быть его любимой музой, ее съедали голоса в голове и паранойи. Писатель, горячо любивший жену, не смог видеть ее такой. И на 44 году жизни его сердце не выдержало.  Зельда прожила еще 8 лет, но вплоть до своей смерти она не верила и разговаривала с любимым Фицджеральдом, как и раньше. Каждый день.

    Путь каждой этой женщины был сложный и тернистый, но наполненный любовью. Любовью, которая заставляет мужчин покорять вершины. Любовью, которая толкает на сумасбродные поступки. Любовью, которая заставляет творить.  

    miridei.com

    Самые лучшие книги о любви

    Человеческие взаимоотношения всегда были неисчерпаемой темой для литературы. Особенно интересовали ее отношения между мужчиной и женщиной. Потрясающий океан эмоций, радость, боль утраты, ревность и горечь расставания – все эти чувства столетиями служили основой для мировой литературы. Можно сказать, что любовь и отношения между противоположными полами – это одна из основных литературных тем. Отношения между влюбленными людьми описываются в величайших мировых литературных шедеврах. Подобные книги никого не могут оставить равнодушным.

    Мы составили для вас список, в который вошли лучшие книги о любви, написанные в разные времена и писателями разных национальностей. Однако, очень многое в этих книгах является похожим, ибо влюбленный человек во все времена ведет себя одинаково.

    10. P. S. Я люблю тебя. Сесилия Ахерн

     

    Пронзительная книга о любви, которая сразу после выхода стала бестселлером. Главная героиня теряет любимого мужа. Внезапно женщина находит многочисленные письма от умершего мужа, в которых содержатся указания, что она должна сделать: спеть караоке, купить новое вечернее платье. Именно то, что они хотели, но так и не успели совершить с мужем. Идея этой книги очень проста, но в то же время очень глубока: настоящую любовь не в силах победить даже смерть. Близкие нам люди остаются живы, пока они живут в нашей памяти.

     

     

    9. Одиннадцать минут. Пауло Коэльо

     

    Прекрасная книга истинного мастера. Ее главная героиня Мария работает девушкой по вызову. Сразу после выхода эта книга стала очень популярной и покупаемой. Автор исследует аспекты чувственной и физической любви и делает очевидный вывод, что секс без чувств, без эмоций не приносит настоящего наслаждения.

     

     

     

     

    8. Я вернусь. Эльчин Сафарли

     

    Эта книга турецкого писателя, которая поможет окунуться в мир чувственного Востока. Простая русская девушка из Москвы едет в Турцию на отдых, она хочет привести в порядок свои чувства и мысли и разобраться в себе. И здесь ее ожидает судьбоносная встреча, она знакомится с турецким парнем и у них завязывается бурный роман. И это не простое курортное увлечение. Это настоящее чувство, когда люди не могут жить друг без друга.

     

     

    7. Доктор Живаго. Борис Пастернак

     

    Это главное произведение великого мастера, за которое он получил Нобелевскую премию. Так, по крайней мере, считал сам Пастернак. Эта книга о его поколении, о тех нравственных вызовах, которые ему пришлось принять. Это тяжелая книга, ее не стоит читать в метро. Помимо любовной линии, роман полон размышлениями о судьбе страны и о ее будущем.

     

     

     

     

    6. Английский пациент. Майкл Ондатже

    Очень популярная книга, переведенная на десятки языков мира, удостоенная самых престижных премий по литературе. По этой книге был снят фильм, он получил сразу десять «Оскаров». Это книга о человеческих судьбах, которые были исковерканы войной.

    В самом конце Второй мировой войны на заброшенной итальянской вилле встречаются четыре совершенно разных людей: сапер-сикх, который разминирует окрестности, бывший вор, канадская медсестра и покалеченный, обгоревший человек, который рассказывает потрясающую историю своей любви. Его рассказ о замужней женщине, которая была заброшена в самое сердце Сахары.

    Этот человек лишился имени, потерял свое лицо и человеческий облик, но не потерял способность чувствовать.

     

    5. Унесенные ветром. Маргарет Митчелл

    Это книга, написанная американской писательницей Маргарет Митчелл, повествует об очень непростом этапе истории США. Это годы гражданской войны и последующий период восстановления разрушенной страны. Действие книги происходит в южных штатах США в середине XIX столетия.

    «Унесенные ветром» — это одна из самых известных и самых читаемых книг американской литературы, она давно стала классикой, по ней были сняты художественные фильмы.

    Главной героиней книги является Скарлетт О’Хара, красивая и молодая женщина, которой пришлось пройти через все ужасы войны. У нее было двое мужчин, которых она любила, но ей не довелось испытать счастья.

    Книга поднимает важные вопросы, которые касаются общечеловеческих ценностей: любви, дружбы, преданности, долга перед своей страной и перед близкими людьми.

    Роман вышел в 1936 году, в течение года было продано более миллиона экземпляров. Почти сразу были проданы права на экранизацию книги.

    4. Грозовой Перевал. Эмили Бронте

    Эту книгу можно смело назвать классической. Она была издана в 1847 году и перевернула все представления об этом жанре. В книге были впервые использованы некоторые приемы, которые сейчас являются обычными для литературы подобного жанра. «Грозовой перевал» — называют типичным произведением раннего викторианского периода.

    Это история трагической любви Хитклифа к дочери своего приемного отца. Уже не одно поколение женщин зачитывается этой книгой, и она не оставляет равнодушных.

     

     

     

    3. Триумфальная арка. Эрих Ремарк

    Одна из лучших книг, написанных о любви. Действие книги происходит в канун Второй мировой войны в Париже. Главный герой книги, Равик, немецкий хирург, который вынужден бежать из Германии, спасаясь от преследования фашистов.

    Он проживает во Франции нелегально, не имея ни паспорта, ни других документов, постоянно находясь под страхом депортации. Равик – это зрелый, умудренный жизнью человек, который прошел окопы Первой мировой войны, войну в Испании, арест и пытки на родине, смерть любимой женщины. Он потерял все что имел: прежнюю жизнь, возможность легально заниматься своей работой, родину.

    В Париже Равик случайно знакомится с итальянской актрисой Жоан Маду, в которую влюбляется. Несмотря на удары судьбы, на тяжелый жизненный опыт, любовь преображает Равика. В конце книги его возлюбленная трагически погибает, а Франция вступает во Вторую мировую войну. Через весь роман своеобразным символом проходит знаменитая Триумфальная арка в Париже.

    2. Ромео и Джульета. Уильям Шекспир

    Это знаменитое произведение, еще более знаменитого автора. Уильям Шекспир описал любовь юноши и девушки, которая случилась в средневековой Вероне и закончилась весьма трагически.

    Ромео и Джульетта принадлежали к двум семьям, которые были связаны многолетней враждой. Эта великая книга была создана в конце XVI века, но не потеряло свою актуальность и сегодня. Да и как может стать неактуальным произведение о чистой и преданной первой любви?

    Между двумя знатными родами Вероны, Монтекки и Капулетти, долгие годы идет непримиримая вражда. Однако юный Ромео из дома Монтекки встречает прекрасную девушку Джульетту из дома Капулетти. Молодые люди влюбляются друг в друга, однако настоящая пропасть разделяет их. Заканчивается эта история весьма трагически, влюбленные, которые не могут быть вместе, заканчивают жизнь самоубийством и только над телами мертвых детей две семьи забывают свою вражду.

    Эта история неоднократно была экранизирована, она считается классикой любовного жанра.

    1. Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

    Эта мистическая любовная история переносит нас в Москву начала 30-х годов прошлого века. Роман отличается очень большой многоплановостью, он поднимает очень глубокие философские проблемы, во многом является автобиографичным для автора. Блестящая сатира, с которой Булгаков описывает советскую действительность того времени, соединяется с важнейшими вопросами, которое интересовали человечество с незапамятных времен. Отношение к этому произведению очень разное. Некоторые верующие люди считают роман сатанинской книгой.

    Действие романа начинается с того, что Москву внезапно приезжает Сатана. После этого о спокойной жизни москвичи могут забыть. В городе начинается твориться разная чертовщина. В этот самый период развивается любовная история между талантливым писателем и красивой молодой женщиной Маргаритой. Писатель попадает под пресс советской цензуры и сломленный отправляется в сумасшедший дом. Его возлюбленная в отчаянии, она абсолютно не знает где он и что с ним произошло. В романе присутствует еще одна сюжетная линия, которая перекликается с библейскими историями. Описывается история Иисуса из Назарета, его встреча с Понтием Пилатом, суд и казнь. Хотя, события, описанные в романе, во многом не совпадают с каноничными библейскими текстами.

    Роман имеет счастливый финал: влюбленные находят друг друга, а затем они получают покой и возможность посвятить свои жизни друг другу.

    Пересечение нескольких времен, несколько сюжетных линий, странные символы, которые проходят через все произведение. Этот роман является настоящим гимном великой силы любви, которая способна противостоять смерти и забвению.

    top10a.ru

    Тема любви в произведениях поэтов и писателей

    Содержание

    [1] Введение

    [1.1] 1. Тема любви в произведениях зарубежных писателей.

    [1.1.1] 2. Тема любви в произведениях русских поэтов и писателей.

    [1.1.1.1] 3. Тема любви в литературных произведениях XX века.

    Тема чувств является вечной в искусстве, музыке, литературе. Во все эпохи и времена данному чувству посвящали множество различных творческих работ, которые стали неподражаемыми шедеврами. Данная тема остается весьма актуальной и в наши дни. Особенно актуальна в литературных произведениях — тема любви. Ведь любовь — это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось литераторами ещё с древнейших времён.

     Лирическая сторона произведений, это первое что привлекает  внимание большинства читателей. Именно тема любви окрыляет, вдохновляет и вызывает ряд эмоций, которые иногда бывают весьма противоречивыми. Все великие поэты и писатели вне зависимости от стиля написания, тематики, времени жизни посвятили немало своих произведений дамам своего сердца. Они вложили свои эмоции и переживания, свои наблюдения и прошлый опыт. Лирические произведения всегда полны нежности и красоты, яркими эпитетами и фантастическими метафорами. Герои произведений совершают подвиги ради любимых, рискуют, воюют, мечтают. И порой наблюдая за такими персонажами, проникаешься теми же переживаниями и чувствами литературных героев.

    1. Тема любви в произведениях зарубежных писателей.

    В средние века в зарубежной литературе пользовался популярностью рыцарский роман. Рыцарский роман – как один из основных жанров средневековой литературы, берет свое начало в  феодальной среде в эпоху появления и развития рыцарства, впервые во Франции в середине 12 века. Произведения этого жанра наполнены элементами героического эпоса,  беспредельной смелостью, благородством и отвагой главных героев. Зачастую рыцари шли на подвиги не ради своего рода или вассального долга, а во имя собственной славы и прославления  дамы своего сердца. Фантастические приключенческие мотивы, изобилие экзотических описаний делает рыцарский роман отчасти похожим на сказку, литературу Востока и дохристианскую мифологию Северной и Центральной  Европы. Огромное влияние на появление и развитие рыцарского романа оказало творчество античных писателей, в частности – Овидия, а так же переосмысленные сказания древних кельтов и германцев.

    Рассмотрим особенности данного жанра на примере произведения французского филолога-медиевиста, писателя Жозефа Бедье «Роман о Тристане и Изольде». Отметим, что в этом произведении существует множество элементов чуждых традиционным рыцарским романам. Например, взаимные чувства Тристана и Изольды лишены куртуазности. В рыцарских романа той эпохи рыцарь шел на подвиги ради любви к Прекрасной Даме, которая для него была живым телесным воплощением Мадонны. Поэтому рыцарь и та самая Дама должны были любить друг друга платонически, а её муж (как правило, король) осведомлен об этой любви. Тристан же и Изольда, его возлюбленная – являются грешниками в свете христианской морали, не только средневековой. Их волнует только одно – сохранить в тайне от окружающих свои отношения и любыми путями продлить преступную страсть. Такова роль богатырского прыжка Тристана, его постоянных “притворств”, двусмысленной клятвы Изольды на  “божьем суде”, ее жестокости по отношению к Бранжьене, которую Изольда хочет погубить за то, что она знает слишком много, и т. п.  Тристан и Изольда повержены сильнейшему желанию быть вместе, они отрицают и земные и божеские законы, более того, они обрекают на поругание не только свою собственную честь, но и честь короля Марка. А ведь дядя Тристана – один из благороднейших героев, который по-человечески прощает то, что должен покарать как король. Он любит свою жену и племянника,  он знает об их обмане, но в этом проявляется вовсе не его слабость, а величие его образа. Одной из самых поэтичных сцен романа является эпизод в лесу Моруа, где король Марк, застал спящих Тристана и Изольду, и, видя между ними обнаженный меч, с готовностью их прощает (в кельтских сагах обнаженный меч разделял тела героев до того, как они стали любовниками, в романе же это обман).  

    В какой-то степени можно оправдать героев, доказать, что это вовсе не они виновны в своей внезапно вспыхнувшей страсти, они полюбили вовсе не потому, что, что его, скажем, привлекла “белокурость” Изольды, а ее – “доблесть” Тристана, а потому, что герои выпили любовный напиток по ошибке, предназначенный совсем для другого случая. Таким образом, любовная страсть изображается в романе как результат действия темной силы, которая проникает в светлый мир социального миропорядка и грозится разрушить его до основания. В этом столкновении двух непримиримых принципов уже заложена возможность трагедийного конфликта, делающая «Роман о Тристане и Изольде» принципиально докуртуазным произведением в том отношении, что куртуазная любовь может быть сколь угодно драматичной, но она – всегда радость. Любовь Тристана и Изольды, же наоборот, приносит им одно страдание.  

    «Они изнывали врозь, но ещё больше страдали», когда были вместе. «Изольда стала королевой и живет в горе, – пишет французский ученый Бедье, в девятнадцатом веке пересказавший роман в прозе, – У Изольды страстная, нежная любовь и Тристан – с нею, когда угодно, и днём и ночью». Даже во время скитаний в лесу Моруа, где влюблённые, были счастливей, чем в роскошном замке Тинтажеле, их счастье отравляли тяжелые мысли [4].  

    Множество других писателей смогло запечатлеть свои мысли о любви в своих произведениях. Так, например, Уильям Шекспир дал миру целый ряд своих работ, которые вдохновляют на подвиги и риск во имя любви. Его «Сонеты» наполнены нежностью, роскошными эпитетами и метафорами. Объединяющей чертой художественных методов поэзии Шекспира по праву называют гармонию. Впечатление гармоничности исходит от всех поэтических творений Шекспира.

    Выразительные средства шекспировской поэзии необыкновенно разнообразны. В них много унаследовано от всей европейской и английской поэтической традиции, но внесено немало абсолютно нового. Шекспир также проявляет свою оригинальность и в разнообразии новых образов, внесенных им в поэзию, и в новизне трактовки традиционных сюжетов. Он использовал в своих произведениях обычные для поэзии Ренессанса поэтические символы. Уже к тому времени существовало значительное количество привычных поэтических приемов. Шекспир сравнивает молодость с весной или солнечным рассветом, красоту – с прелестью цветов, увядание человека – с осенью, старость – с зимой. Особого внимания заслуживает описание красоты женщин. «Мраморная белизна», «лилейная нежность» и т.п. в этих словах содержится безграничное восхищение женской красотой, они наполнены бесконечной любовью и страстью.

    Несомненно, наилучшим воплощением любви в произведении можно назвать пьесу «Ромео и Джульетта». Любовь торжествует в пьесе. Встреча Ромео и Джульетты преображает их обоих. Они живут друг для друга: «Ромео: Небеса мои – там, где Джульетта». Не томная грусть, а живая страсть одухотворяет Ромео: «Весь день меня какой-то дух уносит ввысь над землею в радостных мечтах» [1]. Любовь преобразила их внутренний мир, повлияла на их отношения с людьми. Чувства Ромео и Джульетты подвергаются суровым испытаниям. Несмотря на ненависть между своими семьями, они выбирают безграничную любовь, сливаясь в едином порыве, но индивидуальность сохранилась в каждом из них. Трагическая кончина только добавляет особого настроения пьесе. Данное произведение является примером великого чувства, несмотря на ранний возраст главных героев.

    2. Тема любви в произведениях русских поэтов и писателей.

    Данная тема нашла свое отражение в литературе русских писателей и поэтов всех времен.  Вот уже на протяжении более 100 лет люди обращаются к поэзии Александра Сергеевича Пушкина, находя в ней отражение своих чувств, эмоций и переживаний. Имя этого великого поэта, ассоциируется с тирады стихов о любви и дружбе, с понятием чести и Родины, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева.  Даже самый строгий читатель  сможет открыть  для себя в его произведениях что-либо близкое, потому что они весьма многогранны. Пушкин был человеком, страстно откликающимся на все живое, великим поэтом, творцом русского слова, человеком высоких и благородных качеств. В многообразии лирических тем, пронизывающих стихи Пушкина, теме любви отводится столь значительное место, что поэта можно было бы назвать воспевателем этого великого благородного чувства. Во всей мировой литературе не найти более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений. Очевидно, истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. В 1818 году на одном из званых вечеров поэт встретил 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Пушкин восторгался ее сияющей красотой и молодостью. Спустя годы Позднее Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу Евгения Онегина, а между страниц вложил стихи, написанные специально для нее, в честь ее красоты и юности. Стихи, посвященные Анне Петровне «Я помню чудное мгновенье» знаменитый гимн высокому и светлому чувству [9]. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленят не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта — источник жизни и радости, стихотворение «Я вас любил» — это шедевр русской поэзии. На его стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

    С именем Лермонтова открывается новая эпоха русской литературы. Идеалы Лермонтова беспредельны; он жаждет не простого улучшения жизни, а обретения полного блаженства, изменения несовершенства природы человека, абсолютного разрешения всех противоречий жизни. Вечная жизнь — на меньшее поэт не согласен. Однако, любовь в произведениях Лермонтова носит трагический отпечаток. На это повлияла его единственная, неразделенная любовь к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он считает любовь невозможной и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье «Душа моя должна прожить в земной неволе, Не долго. Может быть, я не увижу боле, Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других» [9].

    Лермонтов подчеркивает свою отдаленность от всего мирского «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом». Лермонтов понимает любовь как нечто вечное, поэта не на ходит утешения в рутинных, скоротечных страстях, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минутная слабость. «У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней».

    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою» он пишет, что вдохновение для него дороже ненужных скорых страстей, которые способны бросить человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет». В стихотворениях Лермонтова любовь – это высокое, поэтическое, светлое, чувство, однако всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, которая в последствии стала романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок но я вас помню», пишет поэт. Тема измены возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем становится традиционной в литературных творениях Лермонтова, связанных с его личным опытом.

    Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство; любовь не приносит радость Лермонтову, он получает лишь страдания и печали: «Мне грустно, потому что я тебя люблю». Поэта беспокоят размышления о смысле жизни. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. В его поэтических размышлениях, жизнь ему ненавистна, но и смерть страшна.

    Рассматривая тему любви в произведениях русских писателей нельзя не оценить вклад Бунина в поэзию данной тематики. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. В этой теме писатель имеет возможность соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе посвятил свои произведения не только духовной, но и телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа «Солнечный удар»). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни человека.

    В разные периоды своего творчества Бунин говорит о любви с разной степенью откровенности. В его ранних произведениях герои открытые, молодые и естественные. В таких произведениях, как «В августе», «Осенью», «Заря всю ночь», все события на редкость просты, краткие и значительные. Чувства персонажей двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и осознаем по-новому собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных перемен. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, едва появившись, оно чаще всего исчезает. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное расставание с любимой завершают мечтательные грезы («В августе «): «Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…» [2]. Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: «Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной» («Осенью»). А в рассказе «Заря всю ночь» Бунин повествует о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова подарить своему будущему возлюбленному. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Произведения Бунина показывают нам этот для многих мучительный разрыв между мечтами и явью. «После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека» [5].

    Большинство ранних рассказов Бунина повествует о стремлении к красоте и чистоте – это остается главным душевным порывом его персонажей. В 20-е годы Бунин писал о любви, словно сквозь призму прошлых воспоминаний, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть «Митина любовь» (1924). В этой повести писатель последовательно показывает, духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести чувства и жизнь тесно переплетены. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной — красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.

    В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж — жена — возлюбленный («Ида», «Кавказ», «Прекраснейшая солнца»). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как «солнечного удара», ставший особой, звенящей нотой цикла «Темные аллеи».

    Воспоминания о молодости и Родине сближают с прозой 20–30-х годов цикл рассказов «Темные аллеи». Повествование этих рассказов ведется в прошедшем времени. Автор будто совершает попытки проникнуть в глубины подсознательного мира своих персонажей. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные в подлинной страсти. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе «Солнечный удар», то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем — к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов «Визитные карточки», «Темные аллеи», «Поздний час», «Таня», «Руся», «В одной знакомой улице». Писатель пишет об обычных одиноких людях и их жизнях. Именно поэтому прошлое, наполненное  ранними, сильными чувствами, кажется  поистине золотыми временами, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда — к смерти.

    Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ «Чистый понедельник» предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.

    3. Тема любви в литературных произведениях XX века.

    Тема любви продолжает быть актуальной и в XX веке, в эпоху глобальных катастроф, политического кризиса, когда человечество делает попытки заново сформировать своё отношение к общечеловеческим ценностям. Писатели XX столетия часто изображают любовь как последнюю оставшуюся моральную категорию разрушенного тогда мира. В романах писателей «потерянного поколения» (к ним относятся и Ремарк, и Хемингуэй) эти чувства являются тем необходимым стимулом, ради которого герой пытается выжить и жить дальше. «Потерянное поколение» — поколение людей, переживших первую мировую войну и оставшихся духовно опустошенным.

    Эти люди отказываются от каких либо идеологических догм, занимаются поисками смысла жизни в простых человеческих отношениях. Чувство плеча товарища, которое почти слилось с инстинктом самосохранения, проводит сквозь войну душевно одиноких героев романа Ремарка «На западном фронте без перемен». Оно же определяет отношения, возникающие между героями романа «Три товарища» [8].

    Герой Хемингуэя в романе «Прощай, оружие» отрекся от военной службы, от того, что обычно называют моральной обязанностью человека, отрекся ради отношений с любимой, и его позиция кажется для читателя весьма убедительной. Человек XX века постоянно сталкивается с вероятностью  конца света, с ожиданием собственной смерти или смерти любимого человека. Кэтрин, героиня романа «Прощай, оружие», умирает, как и Пат в романе Ремарка «Три товарища». Герой теряет ощущение нужности, ощущение смысла жизни. В конце обоих произведений герой смотрит на мертвое тело, которое уже перестало быть телом любимой женщины. Роман наполнен подсознательными размышлениями автора о тайне происхождения любви, о ее духовной основе. Одна из основных особенностей литературы XX столетия это ее неразрывная связь с явлениями общественной жизни. Размышления автора  о существовании таких понятий как любовь и дружба появляются на фоне социально-политических проблем того времени и, в сущности, неотделимы от раздумий о судьбе человечества в XX столетии.

    В творчестве Франсуазы Саган тема дружбы и любви обычно остается в рамках приватной жизни человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы; к ней относится большинство ее героев. Ф. Саган написала свой первый роман в 1953 году, и он тогда был воспринят как полное моральное падение. В художественном мире Саган нет места крепкой и по-настоящему сильного человеческого притяжения: это чувство должно погибнуть, едва родившись. На смену ему приходит другое — чувство разочарования и печали.

    Заключение

    Любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали ещё с античных времён, на всех языках мира. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Какая бы разная ни была любовь – это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. Создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель или простой человек, хоть раз в жизни испытывал это чувство. Без любви не будет жизни на земле. И читая произведения, мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны. Ведь с каждым героем мы переживаем его любовь вместе.

    Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя святость, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

    Список использованных источников

    1.  Аникст А. А. Творчество Шекспира. М.: Аллегория, 2009 г. – 350 с.
    2.  Бунин, И. А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4/ И. А. Бунин. – М.: Правда, 1988. – 558 с.
    3.  Волков, А.В. Проза Ивана Бунина /А.В. Волков. – М.: Москов. рабочий, 2008. – 548 с.
    4.  Гражданская  З. Т. «От Шекспира до Шоу»; английские писатели XVI-XX вв. Москва, Просвещение, 2011 г.
    5.  Никулин Л.В. Куприн // Никулин Л.В. Чехов. Бунин. Куприн: Литературные портреты. – М.: 1999 г. – С. 265 – 325.
    6.  Петровский М. Словарь литературных терминов. В 2 томах. М.: Аллегория, 2010 г.
    7.  Смирнов А. А. «Шекспир». Ленинград, Искусство, 2006 г.
    8.  Тэфф Н. А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.: Художественная литература, 2011. – С. 267 – 446.
    9.  Шугаев В. М. Переживания читающего человека /В.М. Шугаев. – М.: Современник, 2010. – 319 с.

    refleader.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *