Музей-заповедник усадьба Мураново имени Ф.Тютчева
Уважаемые гости! Посещение Главного усадебного дома возможно только с экскурсоводом!
Далее Вы можете ознакомиться со стоимостью основных услуг, оказываемых музеем.
С полным Перечнем цен на услуги можно ознакомиться в разделе «Официальные документы».
Перечень цен на основные услуги,
оказываемые Музеем-заповедником «Усадьба «Мураново»
имени Ф.И. Тютчева
№ п/п |
Наименование услуги |
стоимость |
||
Входные билеты без экскурсий |
||||
|
полный |
льготный |
б/п* |
|
1. |
Входной билет на территорию музейного парка |
50 |
30 |
— |
2. |
Входной билет в Выставочный зал |
50 |
30 |
— |
3. |
Входной билет в экспозицию «Усадебная кухня» |
50 |
30 |
— |
4. |
Вход на территорию парка во время фестивалей, открытых концертов и др. мероприятий платный для всех категорий граждан |
100 |
100 |
100 |
Основные экскурсии |
||||
|
полный |
льготный |
б/п* |
|
5. |
Экскурсия по экспозиции Усадебного дома будни |
400 |
350 |
280 |
6. |
Экскурсия по экспозиции Усадебного дома выходные и праздничные дни |
450 |
400 |
280 |
7. |
Экскурсия по Усадебной кухне будни |
200 |
160 |
150 |
8. |
Экскурсия по Усадебной кухне выходные и праздничные дни |
250 |
190 |
150 |
9. |
Экскурсия по Усадебному парку будни |
|
200 |
200 |
10. |
Экскурсия по Усадебному парку выходные и праздничные дни |
250 |
250 |
250 |
Фотосъёмка на территории музея |
||||
11. |
Любительская съёмка в экспозиции музея |
100 |
100 |
100 |
12. |
Свадебная съёмка на территории музея |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
* В соответствии с перечнем цен, согласованным Министерством культуры Московской области и приказом №177 от 31.12.2019, все льготы распространяются только на входные билеты. Оказание музеем экскурсионной услуги осуществляется за полный расчёт ее стоимости. Посещение экспозиций Главного усадебного дома возможно только с экскурсоводом, все остальные усадебные объекты вы можете осмотреть самостоятельно.
Дом-музей Тютчева, в котором он никогда не жил: что посмотреть в усадьбе Мураново
Все смешалось в доме Баратынских
Родовое поместье Тютчевых находилось вовсе не в Муранове, а в селе Овстуг (сейчас это Жуковский район Брянской области).
У усадьбы было много владельцев. Поначалу из-за обилия людей, которые как-то были с ней связаны, и родственных связей между ними в голове возникает полная путаница. Попробуем разобраться.
Первые владельцы — знатные люди с красивой фамилией Энгельгардт. Лев Николаевич — статный генерал-майор, служивший еще у Суворова. Супруга подарила ему пятерых детей. Но единственный мальчик вырос душевнобольным, младшая дочь умерла ребенком, а средняя — в возрасте 20 лет. А вот у двух других — Анастасии и Софьи — жизнь сложилась благополучно. Старшая, Анастасия, вышла замуж за поэта Евгения Баратынского, а младшая, Софья, — за его друга, литератора Николая Путяту.
Баратынский так проникся мурановскими пейзажами, что сначала написал стихотворение, а потом взял и построил там новый дом для своей семьи на месте старого. А еще переоборудовал мельницу, завел лесопилку. Хозяйственный был мужчина. После его смерти усадьба отошла Софье, младшей дочери Энгельгардтов, жене Путяты.
И только тогда во всей этой истории впервые появляется фамилия Тютчев. Единственная дочь Путят вышла замуж за младшего сына поэта, Ивана. Именно он и его дети перевезли в Мураново автографы, книги, портреты, и личные вещи Тютчева из Петербурга, Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга. Так что скажем им спасибо за такую впечатляющую коллекцию.
Кстати, открыть в Муранове музей Тютчева придумал — кто бы вы думали? — сам Владимир Ильич, в далеком 1920-м. И он, кстати, стал одним из первых литературных музеев такого плана, опередив даже Ясную Поляну.
В 2006 году в усадьбе случился пожар, и здание было сильно повреждено. На восстановление понадобилось три года. Но, к счастью, большинство экспонатов не пострадало.
Сегодня усадьба включает в себя несколько построек: главный усадебный дом, флигель и кухню, гладилку, кучерскую, ледник, домовую церковь Спаса Нерукотворного.
Мебель, книги, два стола
Приехать в Мураново и не попасть на экскурсию будет очень обидно. Прогуляться по саду и посмотреть окрестности, конечно, интересно, но стоит ли тратить на это час-два пути? Так что лучше заранее ознакомьтесь с режимом работы музея и позвоните, чтобы записаться.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника и последней пятницы месяца (санитарный день), с 10:00 до 18:00 (касса — до 16:30). По вторникам музей работает до 17:00. Посещение временных выставок возможно в любой день, кроме понедельника и вторника. Телефон для записи на экскурсию: +7 (985) 317–38–98.
Экскурсия длится чуть больше часа. За это время вы осмотрите все комнаты двухэтажного дома, их около 20. Все экспонаты — мебель, картины, фотографии, книги, предметы интерьера XIX века, принадлежавшие семье Тютчева и другим владельцам этого дома, — подлинники. Мы не проверяли, но поверим экскурсоводам на слово.
В одной из комнат — ее неофициально называют «кабинетом двух поэтов» — воссоздали петербургский кабинет Тютчева с массивным письменным столом. На нем лежат принадлежности для письма, подставка для чернильницы и перьев и всякие полезные мелочи, каждая из которых весит, как сам стол. В этой же комнате стоит стол-бюро Баратынского (он был одним из хозяев усадьбы, помните?), изготовленный по чертежам поэта. Он выглядит чуть поскромнее и уже ближе к нашим реалиям.
Гордость музея — библиотека. В ней хранится более девяти тысяч книг. Трогать их, конечно же, не разрешается — все спрятано в тяжелых шкафах под замками. Но можно хотя бы посмотреть на корешки с потертыми буквами и проникнуться духом того времени.
А еще здесь есть пейзаж Айвазовского (и это вовсе не море!), кровать, на которой скончался Тютчев (ее привезли из Царского Села), комната, в которой останавливался Гоголь, диван, на котором он спал (как он там помещался — загадка), домино с изображениями персонажей из «Ревизора» и «Мертвых душ» и многое другое.
Своя атмосфера
После экскурсии советуем зайти в местное кафе и попробовать блюда, приготовленные по старинным рецептам. Травяной чай и блины с разными видами варенья будут очень кстати в промозглый осенний день. Не забудьте продегустировать ананасные (!) щи — это блюдо здесь готовят аж с XIX века.
А затем обязательно прогуляйтесь по окрестностям усадьбы, насладитесь местными пейзажами и почувствуйте себя в одном из фильмов Тарковского. Здесь царит такое умиротворение, что хочется взять бумагу и ручку и черкануть пару строк о бренности всего сущего и терзаниях творческой души. Вряд ли получится, как у Тютчева, но ведь и он с чего-то начинал!
Loading…
Заповедная Россия. Туда, где нет дорог: Усадьба Тютчевых в Знаменском
TIR
СТО
КАФЕ
КЛИНИКИ
ФОТО
ВИДЕО
Нужно крепко, по-настоящему, мечтать, что восстановится родовая усадьба великого поэта Фёдора Ивановича Тютчева
И поедут люди в гости к поэту, и можно будет приехать сюда и дальнобойщику — с грузом и товарами! Дел предстоит множество!
Подробнее
Нужно крепко, по-настоящему, мечтать, что восстановится родовая усадьба великого поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и поедут люди в гости к поэту, и можно будет приехать сюда и дальнобойщику — с грузом и товарами! Дел предстоит множество!
Удивительно, но факт: при социализме дороги в округе села Знаменское были, и равномерно связывали все окрестные сёла и деревни друг с другом: Мелехово, Алексино, Ильинское, Дягилево, Широкобоково, Подольцы, Дуново, Ордино, Плишки, Митрохино, Непотягово, и много-много ещё рядышком было сёл. И даже был проезд мимо бродов — по сухому. Это при социализме — про царское время уж и не говорим! — тогда деревень было ещё гуще.
С развалом Союза ССР куда-то исчезли и все дороги — куда? Ну, ладно сёла опустели, но ездить-то всё равно надо было, да и надежда на восстановление всегда есть! — а нет уж, дороги исчезли. Смотрите карту 70-80-х годов XX века — сами убедитесь: в село Знаменское, на Усадьбу Тютчевых проехать можно было посуху приехать с трёх сторон.
А что в 20-е годы продвинутого XXI-го века? Проехать можно только на суперджипе 4×4 и то с лебёдкой в сырую погоду! А так: ножками, ножками 5 км от Ильинского, где кончается асфальт.
Но назрела пора восстанавливать старинную родовую Усадьбу Тютчевых в Знаменском: всё, хватит забывать свою память, свою историю, своё красивое прошлое, великое искусство!
И первым делом в большом и сложном процессе восстановления исторического места стоит вопрос возрождения дорог в усадьбу — тех самых, которые вы видите на карте, только в новом качестве: они будут ровные, всепогодные, классные.
Сформировалась группа энтузиастов — Оргкомитет, которые взялись за восстановление Усадьбы и возрождение имени великого поэта Фёдора Ивановича Тютчева на Ярославской земле.
Сейчас встала задача анализа ситуации: какие направления дорог нужны в первую очередь? Требуется серьёзный подход опытных специалистов — приглашаем в состав Оргкомитета знатоков дорожной инфраструктуры, проектировщиков — мостовиков, дорожников. Адрес для контактов в низу этой заметки.
Смотрим фильм: мы с вами в гостях в родовом поместье Тютчевых в селе Знаменском Угличского района Ярославской области, где Фёдор Иванович написал в юности свои первые стихи. Изучаем объекты, рассматриваем обстановку, делаем открытия, измеряем!
Усадебный дом и родовая церковь Иконы Божией Матери Знамение сильно разрушены и нуждаются в срочной консервации и реставрации.
Село Знаменское ещё живо. Оно должно остаться как часть архитектурного ансамбля рядом с Усадьбой.
Возрождение родовой Усадьбы Тютчевых — наше общее дело!
Если вы поклонник великой русской поэзии, то не можете остаться в стороне!
Присоединяйтесь к энтузиастам!
Возрождению Усадьбы Тютчевых в Знаменском нужна ваша помощь!
Идея проекта: Алексей ВОЛЧОК (Содружество «Созидатель»)
Режиссёр Евгений ШТИЛЬ
Координатор Сергей ДЗЕКУНОВ
Дрон-группа АКРИВИ:
— Евгений ОРЛОВ
— Дарья РОСТОПЧИНА
Монтаж:
— Илья МИНЬКОВ
— Евгений ШТИЛЬ
Художники:
— лауреат международных и всероссийских конкурсов Артём КОЛОС
— заслуженный путешественник России Александр СИНЕЛЬНИК
Контакты: fond-krugosvet@mail. ru
© — производство: Творческое объединение — Студия MicroPlan — 2019
Романсы на стихи Фёдора Ивановича ТЮТЧЕВА:
— «Наш век», поёт Александр Иванов
— «Я очи знал», поёт Е. В. Кочубей
— «Она сидела на полу», поёт Александр Домогаров
— «Не рассуждай, не хлопочи», поёт Александр Матюхин
— «Вешние воды» С. Рахманинов, поёт Муслим Магомаев
— «Эти бедные селенья», поёт Анна Широченко
— «Я встретил вас», поёт Олег Погудин
— «Слёзы людские», П. И. Чайковский, поёт Галина Улетова
— «Чему бы жизнь нас ни учила», поёт Марина Кузнецова
— «Я встретил вас», поёт Хор Михайловского театра, cолист Ильдар Абдразаков
Православная молитва «Царю Небесный»
Фотогалерея
Знаменское. Музеи имени Ф.И. Тютчева
музеи имени Ф.И. Тютчева
Знаменское – родовое поместье Тютчевых на реке Катка (ныне Угличский район Ярославской области). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк; планируется реконструкция усадьбы.
Судьбу великого поэта со Знаменским связала Отечественная война 1812 года. Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию, в село Знаменское Мышкинского уезда. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в свое имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.
Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Но Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич — в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же — последний помещик Знаменского.
Само Знаменское это типичная усадьба среднепоместных дворян центрального региона России с определенной организацией усадебного жизненного пространства. В границах своего культурно-исторического поля Знаменское влияло на формирование местного социума, функционально структурируя сословные взаимоотношения местного сообщества.
Память о Тютчевых сохраняется в Угличско-Мышкинском Верхневолжье до настоящего времени и в духовном, и в материальном воплощении: еще стоит, хотя и в руинированном виде, усадьба Знаменское с остатками парка, старым домом, храмом; местные исследователи активно занимаются историей рода. Определить перспективу исторического поиска и востребованности, наверное, это главное, что мог сделать Ф.И. Тютчев для своей прародины. Культурно-историческая перспектива этого места определяется историческими и культурными преференциями, детерминируемыми административным ресурсом Угличского муниципального района и Ярославской области с привлечением общественности, российских и региональных ученых. В рамках перспективного использования территориального локуса Знаменское возможно создание культурно-исторического кластера в целях изучения дворянской культуры Угличско-Мышкинского Верхневолжья, и в целом, Ярославской земли; создание природно-ландшафтного заповедника; музеефикация Знаменского как родовой усадьбы дворян Тютчевых с акцентированием на личности Ф. И. Тютчева, реконструкция усадебного быта с наполнением этнографическим элементом.
Но, до сих пор не объявлено заповедным с. Знаменское в Угличском районе, родовое имение дворян Тютчевых, где еще не исчезли остатки усадьбы, стоит пока церковь и не нарушен природный ландшафт. Туда, по бездорожью, добираются пешком даже иностранцы и все, кто стремится засвидетельствовать свое почтение памяти прародины поэта.
Церковь Знамения в усадьбе Тютчевых
Церковь Знамения в усадьбе Тютчевых
Церковь Знамения в усадьбе Тютчевых
Знаменское, погост церкви Знамения Господня
Знаменское. Дом Тютчевых
Знаменское. Дом Тютчевых
Овстуг — усадьба Тютчева — Доктор едет, едет сквозь снежную равнину. — LiveJournal
Оставь на время град, в заботах погруженный,
Склонись под тень дубрав; здесь ждет тебя покой.
Под кровом сельского Пената,
Где все красуется, все дышит простотой,
Где чужд холодный блеск и пурпура и злата, —
Там сладок кубок круговой!
Чело наморщенное думой,
Теряет здесь свой вид угрюмый;
В обители отцов все льет отраду нам!
Ф. И. Тютчев
Первые документальные упоминания о селе встречаются в «Литовской метрике» — документе XV в. Тютчевским село становится с XVIII века, когда выходец из земель Ярославской губернии — секунд-майор Николай Андреевич Тютчев женился на орловской дворянке Пелагее Денисовне Панютиной, которой и принадлежала часть овстугских земель.
На живописном холме у р. Овстуженки новый хозяин построил дом, заложил основы парка и сада, а в естественном понижении создаваемой усадьбы появилось озерцо. В 1778 г. молодой хозяин возводит каменную усадебную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Усадьба изменялась, достраивалась, корректировалась следующим поколением владельцев. Сын Николая Андреевича, гвардии поручик Иван Николаевич, в 1798 году женился на московской дворянке Екатерине Львовне Толстой. Молодая семья счастлива в родовом имении, славится гостеприимством. В эти годы усадьба насчитывает 38 десятин земли. По-соседству с господским домом находится флигель, амбары, ледник, две оранжереи, в отдалении — каретный сарай, прачечная, скотный двор и т.д. К усадебному дому через парк ведет живописная липовая аллея.
Парк украшается в духе модных веяний; появляется насыпной «Островок Любви» с беседкой по центру пруда, «Грот Созерцаний» у родника и цветочные клумбы различной формы. Собственно, парк манит к прогулкам, раскрываясь во всем разнообразии. Владелец тщательно и с любовью устраивал свою усадьбу, продумывал в ней каждую деталь для удобства и красоты. Все имело значение, даже рисунок ограды парка.
Спецификой провинциальной усадьбы была неразрывная связь с окружающим миром, где красота природы соединялась с хозяйственными работами, многолюдные праздники с тесным семейным общением. Федор Иванович Тютчев унаследовал от родителей не только определенный хозяйственно-экономический комплекс угодий и построек. Для человека высокой духовной культуры, «русского европейца», каким был Тютчев, это было еще и определенное культурное наследство. Хлопотами Тютчева и его дочери в 1871 году в Овстуге создается школа для крестьянских детей. Село Овстуг с его ландшафтом, усадебным домом, хозяйственными постройками, садом и парком стало источником новых сил и вдохновений в жизни и творчестве поэта и нашло свое отражение в стихах, созданных даже вдали от родных мест.
В период владения потомков Ф.И. Тютчева, судьба овстугской усадьбы совпала с судьбами большинства русских усадеб. Конец XIX в. в России — начало упадка усадебной дворянской культуры, разорение «дворянских гнезд». Разбирается часть усадебных построек, в запустение приходит парк, из дома постепенно вывозятся все вещи, стены дома ветшают, осыпаются…
Время не пощадило тютчевские места в Овстуге. В 1913 году был разобран на кирпичи усадебный дом, в 1941-м взорвана дедовская церковь и вырублены вековые аллеи в парке.
Наследники вывезли часть вещей, часть распродали в чужие руки. Дом поэта приходит в запустение, ветшает и разбирается. Кирпич усадебного дома был использован на строительстве здания волостной управы, сохранившегося до наших дней.
Заботой и стараниями председателя колхоза «Овстуг» Копырнова Б.М., народных художников России братьев Ткачевых и директора тютчевского музея той поры Гамолина В.Д. за счет колхозных средств в старом здании был создан художественно-краеведческий музей села Овстуг. 11 июня 1989 г. первые посетители увидели музейную экспозицию.
Вся информация взята с официального сайта Музея-заповедника Ф.И.Тютчева.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Музей–усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева
Мураново хранит в себе память о целом ряде выдающихся литературных имен, мурановский дом является у нас единственным в своем роде домом поэтов.Я помню ясный, чистый пруд; Под сению берез ветвистых, Средь мирных вод его три острова цветут; Светлея нивами меж рощ своих волнистых, За ним встает гора, пред ним в кустах шумит И брызжет мельница. Деревня, луг широкий, И там счастливый дом… туда душа летит, Там не хладел бы я и в старости глубокой!
Восклицал первый архитектор и строитель усадебного дома поэт Евгений Боратынский.
Энгельгардты
В начале XX века усадьба Мураново принадлежала семье Энгельгардтов. В 1816 году надворный советник А. Г. Черевин продал имение жене генерал-майора Екатерине Петровне Энгельгардт.
Екатерина Петровна Энгельгардт была дочерью известного московского богача и масона Петра Алексеевича Татищева, одного из деятелей «Дружеского ученого общества», основанного в 1781 году и сыгравшего значительную роль в истории русского просвещения. В 1799 году Екатерина Петровна Татищева вышла замуж за командира Уфимского полка Льва Николаевича Энгельгардта. Двоюродный племянник князя Г. А. Потемкина, он состоял адъютантом при фаворите императрицы Екатерины II. Во время русско–турецкой войны 1787–1790 годов Энгельгардт сражался под знаменами фельдмаршала П. А. Румянцева–Задунайского, а в 1794 году служил под начальством А. В. Суворова. Вскоре после женитьбы, в 1799 году, он был произведен в генерал–майоры и вышел в отставку.
После покупки Муранова Энгельгардты стали проводить летние месяцы под Москвой. Лев Николаевич с семьей приезжал сюда и зимой, охотился на зайцев, а в часы отдыха писал свои воспоминания о днях Екатерины II и Павла I.
Никаких рисунков, изображающих Мураново той поры, не сохранилось. Не дошли до нас и планы усадьбы. По семейным воспоминаниям, одноэтажный деревянный дом Энгельгардтов отличался крайней простотой. К нему примыкала или же стояла рядом с ним домовая церковь Казанской Богоматери. Недалеко от дома, в саду, находилась персиковая оранжерея. С северной стороны сад был огражден стеной елей. Судя по расположению оврагов в Муранове, здесь некогда была система искусственных прудов, соединявшая большой пруд с парком.
На площадке перед домом стояли две пушки. В дни рождения и именин членов императорской фамилии из них производились салюты. Эти старые пушки Энгельгардт завещал родственнику своей жены, поэту, партизану Отечественной войны 1812 года Денису Васильевичу Давыдову.
Денис Васильевич Давыдов — гусарский офицер, поэт, военный писатель и мемуарист, прославился в 1812 году в качестве организатора и предводителя партизанских отрядов. Как поэт, Давыдов был близок к школе Батюшкова–Жуковского. Пушкин был поклонником литературной манеры Давыдова, он отозвался о Давыдове: «…он дал мне почувствовать, что можно быть оригинальным». Женатый на племяннице Екатерины Петровны — Софье Николаевне Чирковой, Давыдов неоднократно посещал Мураново. У Давыдова было в Московской губернии имение Мышецкое, где он жил в 1830–х годах, после выхода в отставку (сохранились остатки парка с прудом, усадебные постройки утрачены вскоре после 1917 года).
Евгений Абрамович Боратынский
Денис Давыдов познакомил семью Энгельгардтов с опальным поэтом Евгением Абрамовичем Боратынским, приехавшим в Москву в середине 1820–х годов.
Встречи Евгения Абрамовича в московском доме Энгельгардов с юной старшей дочерью хозяина Анастасией Львовной Энгельгардт переросли в любовь. 31 января 1826 года поэт вышел в отставку, а 9 июня того же года состоялась их свадьба. Боратынский в летнее время часто бывает в Муранове. После смерти Льва Николаевича Энгельгардта в 1836 году Боратынский берет в свои руки управление всем имением жены. В 1841–1842 годах Евгений Абрамович строит в Муранове новый дом по своему плану, и теперь вся семья живет в имении не только летом, но и зимой. Строительство собственного дома, рождение детей, казалось, предвещало долгую счастливую жизнь, но во время путешествия по Италии в июне 1844 года Боратынский умер.
В литературе до сих пор встречается, кроме ставшего традиционным в последние годы написания «Боратынский», и написание «Баратынский». Написание «Баратынский» в XIX–XX веках практически вытеснившее написание с «о», имеет московское происхождение. Боратынские должны были и по службе, и по имущественным делам являться в Москву. «Аканье» как норму литературного происхождения сформулировал М. В. Ломоносов:
Великая Москва в языке столь нежна, Что А произность за О велит она.
Частные письма москвичей середины XVIII века отразили процесс широкого внедрения в речь и в бытовую письменность этого правила. Например, князь Иван Борисович Голицын в 1770–е годы в письмах постоянно именовал себя Галицыным, а Москву — Масквой. В таких обстоятельствах Боратынские в Москве обязательно должны были превратиться в Баратынских.
Путята Николай Васильевич
Вдова поэта не захотела жить в опустевшем для нее доме и передала его младшей сестре Софье Львовне, жене давнего знакомого Ф. И. Тютчева, Николая Васильевича Путяты. Николай Васильевич был литератором, автором ряда статей и очерков исторического и литературно–мемуарного характера. С 1866 по 1872 годы он был председателем «Общества любителей российской словесности» при Московском университете.
Среди первых литературных гостей Путяты в Муранове был Николай Васильевич Гоголь. Между семьями Путят и Аксаковых установились дружеские отношения. Сергей Тимофеевич Аксаков ловил рыбу в мурановском пруду. Тогда в нем водились судаки, привлекавшие сюда окрестных рыболовов. Приезжала в Мураново известная поэтесса Евдокия Петровна Ростопчина. Неоднократно посещал Мураново приятель Пушкина Сергей Александрович Соболевский.
Тютчевы
Особое значение для Муранова имели дружеские, а затем и родственные связи семьи Путят с поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. В 1869 году сын поэта, Иван Федорович Тютчев, женился на единственной дочери Путят, Ольге Николаевне. Хотя семейные предания о посещении Ф. И. Тютчевым Муранова существуют, до сих пор не найдены документы, подтверждающие это обстоятельство. Ольга Николаевна, пережив мужа Ивана Федоровича, доживала свои дни в Муранове вместе с детьми Софьей Ивановной, фрейлиной, воспитательницей дочерей Николая II, Федором Ивановичем, камер–юнкером, Николаем Ивановичем, камер–юнкером и Екатериной Ивановной, фрейлиной, вышедшей замуж за В. Е. Пигарева рано овдовевшей, и ее детьми Кириллом, Ольгой и Николаем Васильевичами.
По существу, после кончины Ольги Николаевны, вся ее семья с общего согласия и стала основательницей музея двух поэтов, во главе которого был назначен самый опытный из них в собирательстве культурных ценностей — Николай Иванович Тютчев.
Еще до революции внук поэта был известен среди искусствоведов и коллекционеров безупречным художественным вкусом, большим знанием русского дворянского быта. Он сумел собрать превосходную коллекцию мебели, бронзы, живописи и раннего старинного фарфора. Особенное значение представляло собрание автографов стихотворений Ф. И. Тютчева, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Боратынского, Некрасова и других деятелей русской литературы и культуры, которые он впоследствии передал Литературному музею.
Николаем Ивановичем была разработана вся основная экспозиция музея. Каждая комната музея, не нарушая общего плана парадности, стала самостоятельным своебразным звеном, отразившим тот или иной период жизни двух поэтов, а также их окружения, родственников, ближайших друзей. Николай Иванович на долгие годы определил основные направления творческой работы музея. Он до конца своих дней проживал в Мураново, где и скончался в августе 1949 года. Как и его отец, он был похоронен на территории музея, у мурановской церкви. Позже в главном доме усадьбы был восстановлен в первоначальном виде и сделан мемориальным кабинет первого директора музея Николая Ивановича Тютчева.
Усадьба Мураново после пожара закрыта для посещения.
Владельцы усадьбы:- Ф. Шаховской
(с 1645 г.) - А. И. Меркульев
(конец XVII в.) - М. И. Оболенский
(во второй пол. XVIII в.) - В. В. Суровщиков
(с 1795 г.) - М. Я. Сипягин
(с 1798 г.) - Н. Е. Дудышкин
(с 1804 г.) - А. Г. Черевин
(с 1814 г.) - А. А. Григорьев
- Е. П. Энгельгардт
(1816–1821 г.) - А. Л. Боратынская
- С. Л. Путята
- Тютчевы
(1884–1917 г.)
- Деревянный двухэтажный главный дом, построенный в 1842 году по проекту Е. А. Боратынского.
- Храм Спаса Нерукотворного 1878 года, сооруженный арх. Зборжевским.
- Флигель, построенный для Э. Ф. Тютчевой ее сыном в 1879 году.
- Службы 1870-х годов, пейзажный липовый парк.
141250, Россия, Московская область, Пушкинский район, дер. Мураново, Музей–усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева.
Проезд до усадьбы Мураново:50 км от Москвы по Ярославскому шоссе или от Ярославского вокзала г. Москвы электропоездом до пл. «Ашукинская», далее 4 км автобусом № 34 до остановки «Музей Мураново».
http://www.krasivoe.ru/muranovo
Фото http://dreamlife.org.ua/index/0-18
Усадьба Мураново имени Федора Тютчева
Мураново — литературная усадьба в Пушкинском городском округе. Является объектом культурного наследия федерального значения. Главный дом обязан своим появлением поэту Баратынскому. Музей образовался благодаря семье поэта Тютчева. В XIX веке здесь побывали многие писатели.
Источник: РИАМО. Автор: Мария ШуревскаяИстория
Музей-заповедник основан в 1920 году. Главный дом имения построил поэт Евгений Баратынский в 1842 году. С 1870-х здесь вместе с семьей жил сын знаменитого поэта — Иван Федорович Тютчев. Он сохранил рукописи и личные вещи Федора Ивановича, ставшие первыми экспонатами в музее.
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария ШуревскаяИнтересные факты
- Усадьбу посещал Николай Гоголь.
- После революции 1917 года Мураново стало одним из первых литературно-мемориальных музеев.
- В 2006 году пожар мог уничтожить ценности музея, но сотрудники это предотвратили.
- В Мураново снимали исторический телесериал «Кровавая барыня» (2018).
Что посмотреть
- В музее-заповеднике «Мураново» находится главный усадебный дом, служебные постройки и ухоженный парк.
- Собрание музея — это 28 000 экспонатов, среди которых личные предметы владельцев, коллекции старинной мебели, картины и огромная библиотека.
Как проехать
На электричке с Ярославского вокзала до станции Ашукинская, далее на автобусе № 34 до остановки «Музей Мураново».
На автомобиле по Ярославскому шоссе до Московского малого кольца, далее поворот налево и сразу же направо — на Старое Ярославское шоссе. В Рахманове поворот налево, далее прямо, после ж/д переезда поворот направо, далее прямо 3,5 км.
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария ШуревскаяМузей-заповедник Федора Тютчева, Мураново, Россия HiSoUR История культуры
Мураново — государственный музей Федора Тютчева, расположенный в Пушкино, Московская область, Россия.
Музей «Мураново» является уникальным образцом средней местной дворянской усадьбы XIX века. Исторический объект находится в 50 км от МКАД по Ярославской железной дороге. Некоторое время здесь жил с семьей поэт Е. А. Боратынский. По его чертежам и планам в Мураново был построен дом, который сохранился до нашего времени.Здесь же, в Мураново, жила семья Ф.И.Тютчевых. Супружеские реликвии и рукописи, привезенные после его смерти в имение. Таким образом, именно Мураново стало основным местом хранения наследия великого русского поэта.
Усадьба была основана в 1816 году и с тех пор принадлежала четырем семьям, в том числе семье Федора Тютчева. Его главный дом был построен из дерева в 1842 году Евгением Баратынским, другим известным русским поэтом. В августе 1920 года усадьба стала музеем.
Мураново содержит множество исторически важных реликвий, таких как оригинальная мебель, рукописи и произведения искусства, которые изначально принадлежали Тютчевым, Баратынским и их семьям.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново имени Ф. Тютчева» — уникальный образец мещанской дворянской усадьбы XIX века. Историческая усадьба расположена в 50 км от Москвы по Ярославской железной дороге. Некоторое время здесь жил с семьей поэт Евгений Боратынский. По его чертежам и планам здесь был построен дом в Моуранове, сохранившийся до наших дней. Также здесь жила семья поэта Федора Тютчева, семейные реликвии и рукописи которого были перевезены в усадьбу после его смерти.Мураново стало главным местом хранения наследия великого русского поэта.
Сегодня музейный комплекс Мураново объединяет несколько зданий: Главный особняк, Флигель и Кухню, Гладильню, дом Кучеров, Ледник, Домовую церковь Спаса Нерукотворного и некоторые другие. Во время своего визита вы увидите все эти достопримечательности и окунетесь в атмосферу жизни образованного дворянства в русской усадьбе XIX века. Коллекция музея насчитывает более 28 000 экспонатов.Большая часть из них мемориальная и принадлежала владельцам усадьбы и их родственникам. Это одна из богатейших коллекций мебели в России, большое разнообразие художественных материалов, большая мемориальная библиотека, насчитывающая более 90 000 книг.
Так приятно прогуляться по Моурановскому парку, пройтись розовыми и липовыми аллеями, увидеть остатки системы прудов, ощутить приятную прохладу под кронами вековых дубов и лиственниц. Посетителям музея предлагается увлекательное экскурсии.Обзорная экскурсия рассказывает о бывших владельцах усадьбы, знакомит с памятниками архитектуры и природными объектами. Детям и взрослым понравится театрализованная экскурсия «Усадебная кухня», где будут раскрыты все тайные рецепты старинных блюд и можно будет увидеть кухонную утварь XIX века. В выставочном зале музея регулярно проходят интересные временные выставки, тематика которых очень широка.
Мураново — литературно-мемориальный музей, созданный потомками Ф. И. Тютчева на базе родового имения в деревне Мураново Пушкинского района Московской области, у Ашукинской платформы Ярославской железной дороги (поселок Ашукино).
С 1816 г., когда жена генерала Л. Н. Энгельгардта приобрела село Мураново, усадьба принадлежала родственным родам Энгельгардтов, Баратынских, Путятовых и Тютчевых.
Главный дом усадьбы построен поэтом Е. А. Баратынским, женатым на Анастасии Львовне Энгельгардт, в 1842 г. После подавления восстания декабристов Баратынский, в отличие от Пушкина, считает невозможным для поэта быть рядом с властями и участвовать в государственной политике. Уехав в частную жизнь, жил в Москве, потом в Мураново (приданое жены), потом в Казани, много занимался хозяйством.По переписке Баратынского конца 30-х – начала 40-х годов о нем создается впечатление рачительного хозяина и заботливого отца. В Мураново он построил дом, отремонтировал мельницу, поставил лесопилку, посадил новый лес.
В числе других писателей Мураново побывал и Н. В. Гоголь.
В 1920 году состоялось открытие музея-усадьбы Ф.И. Тютчева в Муранове поддержал В.И. Ленин. С 1870-х годов здесь жила семья Ивана Федоровича, сына поэта, хранившая рукописи, книги и личные вещи.После революции Мураново стало одним из первых литературно-мемориальных музеев; Даже музей Льва Толстого в Ясной Поляне открылся только в следующем году.
В июле 2006 года главный дом усадьбы серьезно пострадал в результате пожара, вызванного ударом молнии. При этом благодаря оперативной реакции сотрудников музея практически все его экспонаты остались нетронутыми. Деньги были выделены на реставрацию здания, которая была завершена в 2009 году. К 1 августа 2015 года экспозиция музея полностью восстановлена и открыта для посещения.
В июле 2006 года пожар от молнии чуть не уничтожил главное здание. Тем не менее почти все экспонаты удалось спасти, а усадьбу с тех пор отреставрировали.
РодственныеКультурное наследие дома детства Тютчева в Армянском переулке будет сохранено / Новости / Сайт города Москвы
Департамент культурного наследия дал добро на сохранение и охрану особняка имения Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке, 11 ( корп.2). Эксперты подтвердили, что архитектурный облик, строительные материалы и расположение здания на плане города имеют культурную ценность и не могут быть изменены.
Усадьба построена в начале 1700-х годов на месте белокаменных палат конца 16 — начала 17 вв. До сих пор можно увидеть подвал со сводчатыми потолками из старых палат. Предполагается, что изначально это был подвал (нижний этаж) дома, а второй этаж был деревянным. Позже его заменили камнем.
В 1790-х годах усадьба была перестроена по проекту известного архитектора Матвея Казакова. Сегодня трехэтажный дом в стиле классицизма является объектом культурного наследия федерального значения. В дополнение к архитектуре, он также имеет значение как мемориал. Здесь прошли детские и юношеские годы поэта Федора Тютчева. Кроме того, это здание считается предполагаемым зданием Дома социальной защиты 2 -й в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок».
«Особняк Гагариных-Тютчевых играет важную роль в композиции и планировке Армянского переулка. Специалисты отмечают уникальность архитектурно-художественного облика фасадов здания, выполненного в стиле классицизма конца 18 -го -го века. Кроме того, была признана культурная ценность внутреннего убранства, где до наших дней сохранилась лепная отделка стен и потолков, пилястры и колонны, а также угловые печи и камин», — рассказал Алексей Емельянов, заведующий отдела культурного наследия.Консервация здания
включает в себя капитальные стены и перегородки 17 -18 вв., цоколь с арочными сводами и примыкающие к нему хозяйственные постройки. Архитектурную ценность представляют кровля со слуховыми окнами, боковые ризалиты и дорическая колоннада, поддерживающая балкон второго этажа, балюстрада балкона с парапетными столбами, арочные ниши с лепниной в люнетах над окнами, отливы , междуэтажный молдинг карниза и завершающий карниз с гладким фризом и мансардным окном.Также большое значение имеет расположение, размер и форма окон и дверей, материалы и отделка фасадных стен. Кроме того, эксперты подтвердили культурную ценность лестницы и межуровневых ступеней в интерьере дома — расположение, конструкция, материалы и отделка должны быть сохранены.
Как отметил глава ведомства, любые реставрационные работы в особняке должны проводиться по согласованию с Департаментом культурного наследия.
История имения Гагариных-Тютчевых в 18 -19 векахВладельцем усадьбы во второй половине 17 века считается приближенный к царю Федору Алексеевичу боярин Иван Милославский. Впоследствии владельцы усадьбы неоднократно менялись. В разное время им владели князья Волконские, графы Дмитриевы-Мамоновы и дворяне Дашковы. В 1790 году усадьба была передана князю Ивану Гагарину, принадлежавшему к старинному и знаменитому роду князей Гагариных. Он был капитаном военно-морского флота и участвовал в битве при Чешме. Выйдя на пенсию, он поселился в Москве, сблизился со многими масонами, в том числе с известным издателем и философом Николаем Новиковым, был членом одной из московских масонских лож.
Когда в усадьбе жил Гагарин, усадебный дом в Армянском переулке был перестроен в нынешний классический вид. Архитектор Матвей Казаков руководил проектом реконструкции усадьбы. Он расширил дом и надстроил третий этаж, почти не затронув основное ядро здания — старые покои. Казаков сохранил основную композицию дома с двумя ризалитами или удлиненными секциями на главном фасаде. Между ризалитами он построил балкон поверх колонн, придав особняку скромный и элегантный вид.Интерьеры дома были просто и элегантно оформлены.
Семья известного писателя Федора Тютчева купила усадьбу у наследников князя Гагарина в 1810 году. Тютчев жил в родительском доме до 1822 года. Примечательно, что усадьба не пострадала от большого городского пожара 1812 года. По легенде , Армянский переулок и его окрестности уцелели при пожаре благодаря заступничеству телохранителя Наполеона, мамелюка Рустама, армянина по происхождению, солдаты которого охраняли местные усадьбы во время пожара.
По сведениям историков, в особняке часто бывали будущие декабристы Дмитрий Завалишин и Иван Якушин, которые были родственниками Тютчевых. В 1831 году родители Тютчева продали дом московскому попечительству бедняков. На средства известного мецената Дмитрия Горихвостова здесь был открыт «вдовий дом», где жили вдовы и дочери священнослужителей.
В 1920-е годы в здании располагался Некрасовский Дом социальной защиты. Он был предусмотрен для 2 -го Дома социальной защиты (Дом Собес) в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». В советское время в здании располагались различные учреждения. Само здание не перестраивалось; он сохранил свой первоначальный исторический облик. Сегодня в особняке-усадьбе Гагариных-Тютчевых размещается Российский детский фонд
.Федор Тютчев (1803-1873) – русский поэт, дипломат, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, тайный советник. Поэтическое наследие Тютчева насчитывает более 300 лирических стихотворений, среди них «Весенняя гроза» (1828), «Летний вечер» (1829), «Зима не напрасно сердится» (1836) и другие.Помимо лирики, до наших дней дошло более 1300 писем Тютчева.
Казаков Матвей (1738–1812) – московский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. По его проектам в столице было возведено много зданий. Среди них Петровский дворец (Ленинградский проспект, 40), дом генерал-губернатора – ныне мэрия Москвы (Тверская улица, 13), Сенатский дворец в Московском Кремле и Новая Екатерининская больница (Страстной бульвар, 15).
Сохранение и реставрация памятников архитектуры Москвы – важнейшая часть работы Департамента культурного наследия. Многие достопримечательности обретают новую жизнь, адаптируясь под современные нужды, сохраняя при этом исторический облик столицы. С 2011 года в городе отреставрировано более 1400 объектов культурного наследия, в том числе 203 в 2019 году.
Культурное наследие дома детства Тютчева в Армянском переулке будет сохранено
Департаментом культурного наследия выдано разрешение на сохранение и охрану особняка имения Гагариных-Тютчевых по адресу: , Армянский переулок, дом 11, корп.2). Эксперты подтвердили, что архитектурный облик, строительные материалы и расположение здания на плане города имеют культурную ценность и не могут быть изменены.
Усадьба построена в начале 1700-х годов на месте белокаменных палат конца 16 — начала 17 вв. До сих пор можно увидеть подвал со сводчатыми потолками из старых палат. Предполагается, что изначально это был подвал (нижний этаж) дома, а второй этаж был деревянным.Позже его заменили камнем.
В 1790-х годах усадьба была перестроена по проекту известного архитектора Матвея Казакова. Сегодня трехэтажный дом в стиле классицизма является объектом культурного наследия федерального значения. В дополнение к архитектуре, он также имеет значение как мемориал. Здесь прошли детские и юношеские годы поэта Федора Тютчева. Кроме того, это здание считается предполагаемым зданием Дома социальной защиты 2 -й в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок».
«Особняк Гагариных-Тютчевых играет важную роль в композиции и планировке Армянского переулка. Специалисты отмечают уникальность архитектурно-художественного облика фасадов здания, выполненного в стиле классицизма конца 18 -го -го века. Кроме того, была признана культурная ценность внутреннего убранства, где до наших дней сохранилась лепная отделка стен и потолков, пилястры и колонны, а также угловые печи и камин», — рассказал Алексей Емельянов, заведующий отдела культурного наследия.Консервация здания
включает в себя капитальные стены и перегородки 17 -18 вв., цоколь с арочными сводами и примыкающие к нему хозяйственные постройки. Архитектурную ценность представляют кровля со слуховыми окнами, боковые ризалиты и дорическая колоннада, поддерживающая балкон второго этажа, балюстрада балкона с парапетными столбами, арочные ниши с лепниной в люнетах над окнами, отливы , междуэтажный молдинг карниза и завершающий карниз с гладким фризом и мансардным окном.Также большое значение имеет расположение, размер и форма окон и дверей, материалы и отделка фасадных стен. Кроме того, эксперты подтвердили культурную ценность лестницы и межуровневых ступеней в интерьере дома — расположение, конструкция, материалы и отделка должны быть сохранены.
Как отметил глава ведомства, любые реставрационные работы в особняке должны проводиться по согласованию с Департаментом культурного наследия.
История имения Гагариных-Тютчевых в 18 -19 векахВладельцем усадьбы во второй половине 17 века считается приближенный к царю Федору Алексеевичу боярин Иван Милославский. Впоследствии владельцы усадьбы неоднократно менялись. В разное время им владели князья Волконские, графы Дмитриевы-Мамоновы и дворяне Дашковы. В 1790 году усадьба была передана князю Ивану Гагарину, принадлежавшему к старинному и знаменитому роду князей Гагариных. Он был капитаном военно-морского флота и участвовал в битве при Чешме. Выйдя на пенсию, он поселился в Москве, сблизился со многими масонами, в том числе с известным издателем и философом Николаем Новиковым, был членом одной из московских масонских лож.
Когда в усадьбе жил Гагарин, усадебный дом в Армянском переулке был перестроен в нынешний классический вид. Архитектор Матвей Казаков руководил проектом реконструкции усадьбы. Он расширил дом и надстроил третий этаж, почти не затронув основное ядро здания — старые покои. Казаков сохранил основную композицию дома с двумя ризалитами или удлиненными секциями на главном фасаде. Между ризалитами он построил балкон поверх колонн, придав особняку скромный и элегантный вид.Интерьеры дома были просто и элегантно оформлены.
Семья известного писателя Федора Тютчева купила усадьбу у наследников князя Гагарина в 1810 году. Тютчев жил в родительском доме до 1822 года. Примечательно, что усадьба не пострадала от большого городского пожара 1812 года. По легенде , Армянский переулок и его окрестности уцелели при пожаре благодаря заступничеству телохранителя Наполеона, мамелюка Рустама, армянина по происхождению, солдаты которого охраняли местные усадьбы во время пожара.
По сведениям историков, в особняке часто бывали будущие декабристы Дмитрий Завалишин и Иван Якушин, которые были родственниками Тютчевых. В 1831 году родители Тютчева продали дом московскому попечительству бедняков. На средства известного мецената Дмитрия Горихвостова здесь был открыт «вдовий дом», где жили вдовы и дочери священнослужителей.
В 1920-е годы в здании располагался Некрасовский Дом социальной защиты. Он был предусмотрен для 2 -го Дома социальной защиты (Дом Собес) в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». В советское время в здании располагались различные учреждения. Само здание не перестраивалось; он сохранил свой первоначальный исторический облик. Сегодня в особняке-усадьбе Гагариных-Тютчевых размещается Российский детский фонд
.Федор Тютчев (1803-1873) – русский поэт, дипломат, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, тайный советник. Поэтическое наследие Тютчева насчитывает более 300 лирических стихотворений, среди них «Весенняя гроза» (1828), «Летний вечер» (1829), «Зима не напрасно сердится» (1836) и другие.Помимо лирики, до наших дней дошло более 1300 писем Тютчева.
Казаков Матвей (1738–1812) – московский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. По его проектам в столице было возведено много зданий. Среди них Петровский дворец (Ленинградский проспект, 40), дом генерал-губернатора – ныне мэрия Москвы (Тверская улица, 13), Сенатский дворец в Московском Кремле и Новая Екатерининская больница (Страстной бульвар, 15).
Сохранение и реставрация памятников архитектуры Москвы – важнейшая часть работы Департамента культурного наследия. Многие достопримечательности обретают новую жизнь, адаптируясь под современные нужды, сохраняя при этом исторический облик столицы. С 2011 года в городе отреставрировано более 1400 объектов культурного наследия, в том числе 203 — в 2019 году.
История Мураново T Государственный музей Федора Тютчева «Мураново» — уникальный памятник русской культуры XIX — начала XX века и прекрасный образец выдающегося музейного дела 1920–30-х годов. |
Государственный музей Федора Тютчева Мураново. История города Мураново
Ф.И. Тютчев
(1803 1873)
F Эодор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в имении родителей Овстуг Орловской губернии. Получил прекрасное домашнее образование у своего наставника, поэта и переводчика С.Райх.
I В ноябре 1819 г. Тютчев поступил на филфак Московского университета, который через два года окончил кандидатом филологических наук. С 1822 по 1837 год Тютчев работал дипломатом в Мюнхене и Турине.
T Личность и литературный стиль ютчева сложились в Европе. Он перевел много произведений Гёте, Гейне, Шиллера, Ламартина и др. Он был другом Гейне. Известный философ Шеллинг, который был знаком с Тютчевым, очень уважал поэта.Возможно, именно Тютчев заинтересовал Шеллинга Россией.
I n Германия Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, графине Ботмерской. У них было три дочери — Анна, Дарья и Екатерина. После смерти Элеоноры Тютчев женился на Эрнестине Дорнсберг, баронессе Пфеффель. Их старшие дети Мария и Дмитрий родились в Германии, а младший Иван уже в России.
I Осенью 1844 года Тютчев вернулся в Петербург. С 1858 года и до самой смерти он был председателем Комитета иностранной цензуры.Он много сделал для популяризации европейской культуры в России.
F Эодор Тютчев скончался 15 июля 1873 года в Царском Селе и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
H — первые стихи, написанные Тютчевым в детстве. Его первая публикация состоялась в 1819 году. Это было подражание Горацию. «Стихи, присланные из Германии» были опубликованы в 1836 году в журнале «Современник», издаваемом Пушкиным. книга появилась в 1854 году.Публикацию подготовил И.С. Тургенев. Тургенев и Некрасов также написали первые большие статьи о Тютчеве. Второй сборник стихов Тютчева был издан в 1868 г. И. Аксаковым и И. Тютчевым, сыном поэта. После смерти Тютчева его вдова, дети и внуки собрали и издали полное собрание его сочинений.
T Литературное наследие ютчева совсем невелико: немногим более 400 стихотворений. Однако Тютчев был замечательным поэтом-философом. В его поэзии мысль всегда облечена в своеобразный образ, являющийся творением «глубокого чувства или сильного впечатления» (Тургенев).Являясь предшественником символистов начала ХХ века, Тютчев каждое отдельное явление помещает в атмосферу изначальной реальности и тем самым создает чистый образ. Сокровенная жизнь духа и тайные биения сердца выражены в его поэзии. Стихи Тютчева высвобождают экзистенциальную глубину человеческого разума.
Т Ютчев был совершенен в поэзии. Он мог заставить традиционные метры звучать ритмично экстравагантно. А.А. Фет считал Тютчева величайшим поэтом на Земле.Достоевский называл Тютчева первым поэтом-философом. Толстой говорил, что в России было три одинаково великих поэта: Пушкин, Лермонтов и Тютчев.
Федор Тютчев Джона Дьюи
Джон Дьюи рассказал о жизни и творчестве Федора Тютчева (1803–1873), который, хотя и является одним из величайших лириков России, остается незаслуженно забытым за пределами своей родины. Книга Дьюи «Зеркало души: жизнь поэта Федора Тютчева » с новыми переводами стиха была написана с целью привлечь внимание к этой крупной фигуре в англоязычном мире.Вскоре он будет опубликован издательством Brimstone Press (www.brimstonepress.co.uk).
Родившийся в семье зажиточных помещиков, Тютчев провел детство и юность в Москве. После окончания Московского университета в возрасте 18 лет он поступил на дипломатическую службу и в течение следующих 22 лет жил за границей, большую часть этого времени работая дипломатом в российском посольстве в Мюнхене. Здесь он погрузился в западную культуру, лично познакомившись с такими деятелями, как Генрих Гейне и Фридрих Шеллинг, и в целом воспринял влияние немецкой романтической литературы и философии.Одно из самых известных его «философских» стихотворений «Silentium!» было написано в конце 1820-х гг. Толстой, большой поклонник тютчевского стиха, называл это «самой моделью стихотворения, в котором каждое слово на своем месте».
Молчи: береги язык, и храни
Все сокровенные мысли и чувства глубоко
В сердце сокрыто. Там пусть
Они в своих путях восходят и заходят,
Как звезды в драгоценной ночи, неслыханные:
Восхищайся ими и не говори ни слова.
Как может передать душа свое пламя?
Как другой может знать твое сердце,
Истины, которыми ты живешь и умираешь?
Мысль, сказанная однажды, есть ложь,
Осквернился прозрачный источник, раз взволнованный:
Испей его и не говори ни слова.
Сделай своей целью только внутреннюю жизнь –
Ищи этот мир в своей душе;
Таинственные, волшебные мысли там
Которые, если внешний грохот и блеск
Вторгнутся, затухнут и не будут слышны:
Впей их песню — и ни слова!
Подобно многим поэтам-романтикам (включая Кольриджа), Тютчева вдохновило чтение философии Шеллинга на вселенную как на органическое целое, одушевленное единой неделимой жизненной силой.О следующем примере расширенной метафоры (написанном на острове Искья во время визита в Италию в 1829 г. ) один критик так прокомментировал: «В мировой литературе, пожалуй, нет другой поэмы, в которой неживая и живая природа воспринимались бы и изображались как единство в такой полной мере» (добавляя, что только Вордсворта «Я бродил одиноко, как туча…» и Шелли «Ода западному ветру» и «Облако» могут приблизиться к нему в этом отношении).
Морской жеребец
Горячий морской жеребец
С гривой ярко-зеленого цвета
Теперь дикий, капризный, бегущий на свободе,
Теперь безмятежный и безмятежный!
Поднятый бурей далеко отсюда
Среди бескрайних морей,
Ты научился у него пугливому,
Галопировать как хочешь!
Я люблю видеть, как ты мчишься, безудержно
В твоей властной силе,
Когда — дымящаяся, взлохмаченная и пестрая
С пеной — ты берешь курс
К земле, стремглав мчась над землей
Рассол с радостным ржанием,
Бросить копыта по звонкому берегу
И – раствориться в брызгах!
Нередко бурная любовная жизнь Тютчева нашла свое отражение в его стихах. Будучи молодым человеком в Мюнхене, он влюбился в прекрасную шестнадцатилетнюю Амели, внебрачную дочь принцессы фон Турн и Таксис. Незабываемым событием времен их первой любви, о котором вспоминается в стихотворении, написанном много лет спустя, был их визит весной 1824 года на руины замка Донауштауф близ Регенсбурга. Тютчев был безутешен, когда мать Амели позже настояла, чтобы она вышла замуж не за него, а за более «подходящего» старшего коллегу по русскому посольству.В поэме воспоминания об идиллии затмеваются знанием рассказчиком последующих событий.
Золотое время все еще преследует мои чувства,
Давняя обетованная земля:
Мы двое, одинокие, как тени удлинились;
Дунай журчит внизу.
И на том холме, где, бледно блестя,
За всем наблюдает замок,
Ты стояла, сказочная принцесса, прислонившись
К замшелой гранитной стене —
Девичьей ногой так легко касаясь
Эти руины былых времен — чтобы посмотреть
Долгое, протяжное прощальное слово солнца
С холма и замка, и от тебя.
Легкий ветерок мимоходом трепал
Твою одежду и гладил волосы,
И с веток дикой яблони сыпал
Белые цветы на плечи твои прекрасные.
Беззаботно ты глядела вдаль…
Последние лучи блеснули сквозь пылающий красный;
Река запела еще ярче.
От окутанных берегов убегал дневной свет.
И все же ты смотрела с радостью безоблачной
Пока не миновал весь тот блаженный день,
Пока над головой холодная тень
Быстротечной жизни тихо мчалась.
В 1826 году, более или менее восстановившись после отношений с Амели, он женился на Элеоноре Петерсон, вдове, на четыре года старше его, с четырьмя маленькими сыновьями от первого брака. Восемь лет спустя у него завязался роман с другой молодой вдовой, Эрнестиной фон Дёрнберг. Элеонору довели до попытки самоубийства; в 1838 году ее здоровье уже ослабло, она скончалась от смертельной вирусной инфекции. Через год Тютчев и Эрнестина поженились. Независимо от того, была ли смерть Элеоноры ускорена из-за его неверности, его продолжало мучить чувство вины, как видно из стихотворения, написанного много лет спустя.Оно, очевидно, напоминает болезненный эпизод из их брака: Элеонора готовится уничтожить его письма личного и интимного характера, а он стоит в стороне, молчаливый и беспомощный, чтобы вмешаться, охваченный чувством вины и порывом упасть на колени. Как и в предыдущем стихотворении, воспоминания Тютчева об этой сцене еще более затемнены его знанием того, что произошло после: образы «уходящей души» и «дорогой тени» безошибочно указывают на смерть Элеоноры.
Разобрать кучу писем, на
На полу она сидела, все не обращая внимания,
Как пепел, из которого ушел весь жар
То перебирая их, то выбрасывая.
На каждый знакомый лист она брала
Ее взгляд, такой странный и далекий, остановился:
Как должна смотреть уходящая душа
На только что сорванную скорлупу…
О, сколько жизни было погребено там,
Жизнь прожита и уже не вернуть –
Сколько мгновений отчаяния,
Любви и радости, перешедших в скорбь!. .
Я стоял молча и в стороне,
И стал бы на колени – порыв наполнил меня –
И более чем тяжело было на сердце,
Будто присутствие родной тени меня леденило.
В 1844 году Тютчев и Эрнестина вернулись в Россию. Он начал новую карьеру в качестве государственного цензора, и его приверженность принципу свободы слова постоянно приводила его к ссорам с начальством. Хотя своим современникам он казался воплощением насквозь прозападного русского (говорят, до конца своих дней он говорил по-русски более бегло, чем по-русски), он стал ярым панславистом, активно выступавшим за объединение всех славянских народов. под русской гегемонией.Большинство критиков Толстого согласны с тем, что большое количество политических стихов, созданных им в панславистском деле, значительно уступает его чисто лирическим стихам.
Через шесть лет после возвращения в Россию Тютчев завязал еще одну внебрачную связь, на этот раз с молодой женщиной на 23 года моложе его. Елена Денисьева оставалась его любовницей четырнадцать лет и родила ему троих детей, всегда убежденная, что она, а не Эрнестина, его «настоящая» жена. Двойные стандарты того времени привели к тому, что она подверглась социальному остракизму, в то время как суд и общество продолжали чествовать его, и его служебная карьера не пострадала.Их страстные и часто бурные отношения, неприятие Елены обществом и вина Тютчева за то, что он испортил ей жизнь, нашли выражение в замечательном «Денисьевском цикле» стихов. Следующее стихотворение из цикла не только передает кое-что о изменчивом темпераменте Елены (на нем есть эпитафия « Mobile comme l’onde » — «изменчивая, как волна»), но и напоминает о «роковом моменте» их первой близости, и через изображение кольца обращается к сожалениям Елены о том, что она никогда не может быть официально признана его законной женой.
Ты, моя волна на океане,
Существо каприза и каприза,
В покое или в движении,
Какой чудесной жизнью ты наполнена!
Смеясь на солнце, сверкая
Небесное зеркальное здание,
Или в исступлении метаясь, бьясь
В бушующей бездне –
Как ты очаровываешь меня нежным
Ропот твоих полных любви вздохов –
Волнуй меня своей стихией
Буйный, твой пророческий крик!
Будь ты взволнован волной,
Будь ты темным или светлым аспектом,
Но храни то, что взял,
Храни его в своей лазурной ночи.
Твоей нежной волне
Подношение по обету Я сделал:
Не кольцо было моим подношением,
Ни изумруд, ни нефрит –
В тот роковой миг, унесенный
Вперед чарами редкостными,
В твоих глубинах не это я похоронил,
Но мое сердце, что бьется еще там.
Летом 1864 года Елена умерла от туберкулеза. Тютчев так и не оправился от удара: смерть Елены, по его словам, просто «сломала пружину [моей] жизни».Некоторое утешение нашлось в поэтическом творчестве: «денисьевский цикл» не утихал. Накануне первой годовщины ее смерти Тютчев ехал в карете из Москвы в родовое поместье Овстуг примерно в 200 милях к югу. В тот вечер на постоялом дворе он решил прогуляться по шоссе, чтобы размять ноги после долгих часов в тряском экипаже; несомненно, ему тоже хотелось побыть наедине со своими мыслями. Пока он шел, ему в голову пришли эти строки:
. Когда я иду по пустынному шоссе, сгущаются сумерки ,
Все вокруг замерло, приближается ночь…
Тяжело мое сердце, мои члены устали…
О, моя дорогая, ты видишь меня здесь?
Я смотрю, как сгущается тьма надо мной,
Наблюдаю, как исчезают последние бледные отблески дня. ..
В этом мире мы когда-то жили вместе:
Дорогой ангел, ты видишь меня здесь?
Ныне день памяти страшный,
Преданный молитве и печали, близится…
Откуда духи обитают,
Дорогой ангел, видишь ли ты меня здесь?
Овстуг и его окрестности вдохновили Тютчева на создание некоторых из лучших поздних стихотворений о природе, в том числе следующих:
Приходит с первым явлением осени
Краткий миг, полный удивления и восторга:
Целые дни кристальной прозрачности
И вечера лучезарно яркие…
Там, где когда-то серп шагал по кувыркающимся колосьям
Теперь царит воздух пространства и пустоты;
Только паутинка клочья, дрожит,
Блестит на лбу праздной борозды.
Пустые небеса замирают, когда нас покидают птицы,
Далеко еще первая буйная буря зимы,
И, просачиваясь сверху, синева чистая и теплая
Прибавляется к дремлющим гектарам…
Это был еще один из любимых произведений Льва Толстого. Особенно ему понравились строки 7–8, где нескольких ловких штрихов (Толстой выделяет выразительное употребление слова «праздный») достаточно, чтобы создать целую картину деревенского спокойствия и отдыха после лихорадочной работы жатвы.«Искусство писать стихи заключается в умении находить такие образы, и Тютчев был великим мастером этого», — отмечал Толстой.
При всей своей националистической риторике отношение Тютчева к родной земле оставалось глубоко двойственным. До своих последних лет он не наслаждался ничем иным, как возвращением в свои старые прибежища на Западе. В 1859 году, например, он провел около шести месяцев за границей. Ближе к концу своего пребывания он написал Эрнестине из Веве на Женевском озере о своем ужасе при мысли о том, чтобы покинуть «это волшебное место», «эту благословенную землю» и о том, что ему придется «пройти ледяную губку петербургской зимы». над этим великолепием». Вскоре после этого, путешествуя по прибалтийским провинциям России по дороге домой, он сочинил такие строки:
Снова знакомые места. .. этот дымчато-серый навес
Где мчатся массивные свинцовые снежные тучи,
И в глухой синей дали, как в трауре,
Темные леса, окутанные осенним мраком…
Унылый и безмолвный мир слишком обширен считать:
Все пусто, засушливо, нехожено…
Туда-сюда, мельком сквозь кусты и папоротники,
Блеск льда на воде, первая зима.
Ни звука, ни цвета здесь: все арестовано,
Вся жизнь погасла, ушла; человек здесь, кажется —
Смирившись с судьбой, разум оцепенел и измучен —
Должен видеть себя, как в собственных снах,
И, глаза помутнели в сумерках мимолетных,
Не верится, что вчера знал
Край, где горы, радуга- радужный,
Взгляните на себя в озерах глубочайшей синевы…
Одним словом, Тютчева привлекал скорее идеал, чем реальность родной земли.Для него Россия оставалась метафизической концепцией совершенства, требующей слепой, бездумной веры перед лицом всех свидетельств обратного. Таков смысл краткой эпиграммы, написанной к концу его жизни, которая и в России, и за ее пределами приобрела честь стать наиболее часто цитируемым (и часто пародируемым) его высказыванием:
Кто умом схватит Россию?
Для нее не создан аршин:
Душа у нее особого рода,
Одной верой ценится.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Родственные Федор Иванович Тютчев работал во время золотого расцвета русской литературы, когда многие поэты писали о чувствах и любви. Но самые замечательные строки о любви, несомненно, принадлежат перу Тютчева. Его поэтические произведения настолько глубоки, лиричны и мелодичны, что многие заняли достойное место в области певческой культуры, став романсами, которые исполняются во всем мире. В этих стихах есть все: увлечение, влюбленность, восхищение, трагедия, страдание. Поэт смотрел на любовь со всех сторон, будучи и пылким любовником, и мудрым наблюдателем с жизненным опытом. И в этом лирическом хоре произведений Тютчева особое место занимает стихотворение «Я встретил тебя — и все прошло…». История создания стихотворенияТекст стихотворения «Я встретил тебя — и все былое» занимает особое место во всей лирике поэта, так как главный герой передает чувства, которые многие люди испытывают во время их любовь.Эмоциональные переживания и поиски главного героя позволяют выразить те эмоции и чувства, которые понятны каждому. Но остановимся немного на том, какова история этой тютчевской работы, где было дано посвящение «КБ». Кто этот загадочный незнакомец? Это произведение Тютчева было создано автором в достаточно позднем возрасте. Считается, что она была написана лириком в 1870 году, а в то время Федору Ивановичу было шестьдесят шесть лет. Также есть версия, что послужило созданию столь красивого текста.По этой исторической версии известно, что в июле поэт отдыхал в Карловых Варах, где был пансионат для отдыха и лечения. Там 26 июля он неожиданно знакомится с Эмилией Круденер, которая в девичестве носила фамилию Лерхенфельд и была баронессой. Отсюда такое странное посвящение в «КБ» — Крюденер, баронесса. Эта встреча была неожиданной и очень трогательной, так как Тютчев давно знал эту женщину. Их первое знакомство произошло в юном возрасте, когда молодые люди случайно встретились и полюбили друг друга.Но положение в обществе и родители девушки настояли на том, чтобы Амалия вышла замуж за очень богатого человека — барона Круденера. Потом им пришлось расстаться. И вот, спустя десятилетия, эта встреча произошла неожиданно. В душе лирики вспыхнули прошлые переживания и чувства. Долгое время эта версия была единственной, объяснявшей написание стихотворения. Но совсем недавно была выдвинута иная версия истории создания поэтического творения Тютчева. Неожиданно была оглашена версия, что этот текст был адресован не Амалии, а совсем другой женщине — Клотильде фон Ботмер, приходившейся сестрой его первой жены. По некоторым данным, лирик был знаком с ней еще до знакомства с женой. А жила она, по воспоминаниям современников, недалеко от того места, где покоился поэт-философ. Эта версия сейчас существует, но пока она не так распространена, как предыдущая. Я встретил тебя — и все старое Как поздняя осень иногда Итак, вся в духах Как после века разлуки, Сегодня на основе воспоминаний поэтов и современников тютчевского времени принято считать официальной версией истории создания поэтического шедевра, посвященного баронессе Амалии Круденер. Анализ стихотворения ТютчеваГлавной темой поэтического творчества Тютчева является возрождение в душе человека желания жить и быть счастливым, а также прекраснейших воспоминаний о счастливых днях, которые, к сожалению, уже прошли. Главный герой — мужчина уже во взрослом возрасте, но жизнь его, как и осень, длится так долго, что он даже устаёт. От этой усталости все чувства в нем притупились и ослабли, в них уже нет того огня, что был прежде.В жизни он уже не испытывает никаких радостей, а только спокойствие. Этому герою лирического произведения кажется, что все прекрасное в его жизни уже было, теперь оно осталось где-то в прошлом, и настоящее не принесет никаких изменений. И вот, совершенно неожиданно для самого главного героя, происходит невероятная встреча с девушкой, в которую он когда-то был страстно и нежно влюблен. Эта встреча похожа на встречу с его юностью, когда он был молод и когда он мог испытать всю гамму чувств и эмоций.Эта встреча настолько изменила его жизнь, что он даже начал волноваться, а кровь, которая, как казалось самому поэту, застыла, забурлила в его жилах, придавая ему еще большее возбуждение. Автору, тонкому психологу, удается прекрасно описать взволнованное состояние своего героя. Так, уже во второй строке стихотворения поэт использует оксюморон, чтобы читатель мог представить себе, что происходит в сердце тютчевского героя, которое уже отжило, а теперь вновь ожило. Но стоит обратить внимание на метафоры, помогающие нарисовать определенные образы, задуманные лириком. Например, время года в поэме Тютчева напоминает возраст человека. Так, поэт-философ сравнивает осень со старостью главного героя, а весну с молодой жизнью лирического героя. Эти же поэтические образы помогают понять, насколько неожиданной является эта встреча и насколько невероятными являются превращения, происходящие в его душе. Воспоминания, как волны, нахлынули на человека так сильно, что пробудили в нем стремление к жизни.Теперь он снова может чувствовать радость, ощущать все оттенки жизни. У лирического героя Тютчева есть надежда на будущее, которая его окрыляет. Теперь обратимся к четвертой стихотворной строфе Тютчева, где автор использует мотив сна: «Я смотрю на тебя, как во сне». Не только интересно, но и необходимо для того, чтобы обозначить важность происходящего, подчеркнуть элемент некой неожиданности. Становится понятно, что герой еще настолько полон сил, что открыт для любых эмоций, особенно для любви.Он не изменился, он остался прежним, его сердце еще может любить и страдать. Художественно-выразительные средства «Встретился я с тобой — и все прошлое…»Интересен и лексический состав стихотворения Тютчева «Встретил тебя — и все старое…». Итак, сам поэтический шедевр Тютчева читается очень легко, настроение легкое и светлое. Перемены в душе героя переданы такими словами, как весенние удары, золотая пора, нежный восторг, теплое очарование, особенна и лирическая грусть.Это и старо, и поздно. Пользуется поэтом-философом и возвышенной лексикой. Особое место занимают глаголы, передающие легкое и быстрое движение души: заговорила, встрепенулась, ожила. Использование глаголов позволяет нарисовать образ ветерка, легкого и воздушного, дыхание которого пробуждает силы для движения и преображения. В тексте преобладает большое количество художественно-выразительных средств, которые как раз и позволяют передать всю глубину чувств главного героя.Используются следующие виды троп: ★ Метафоры и олицетворения: сердце лирика оживилось, но такое, что от воспоминаний становится тепло, и жизнь поэта-философа заговорила. ★ Сравнения: встреча лирика произошла так, как будто они были в разлуке веками. ★ Эпитеты: поэт называет время золотым, разлука становится для него вековой, а эпитет мил к женским чертам, которые он узнает и которые ему так дороги. ★ Инверсия: поэт меняет местами подлежащее «звуки» и сказуемое «громче стали». «дней», и на первое место выводит сказуемое «есть». ★ Анафора: Первые слова повторяются в последней строчке стихотворения, что позволяет выделить те части, где больше эмоций. Интересен и звуковой строй поэтического произведения. Используются следующие средства выразительности, такие как: Ассонанс: повторяются звуки о и е. Это придает всему стихотворению легкость и мелодичность, которые можно сравнить со свежестью легкого ветерка. Человеческая душа начинает возрождаться, и читатель может видеть эти этапы возрождения. В композиции пять строк, которые отражают пять этапов переживания героя, от первого впечатления после встречи до полного пробуждения чувств. Рифма в стихотворении Тютчева точная, крестовая. Так, интересны первая и третья строки, которые относятся к женской рифме, а вот вторую и, соответственно, четвертую можно отнести к мужской.Среди различных конструкций предложений встречается один восклицательный знак, и в нем также используется многоточие. Само стихотворение написано двусложным размером – ямбом. Романс «Встретил тебя — и все старо…»Стихотворение Тютчева отличается напевностью и музыкальностью. Поэтому многие композиторы пытались перенести его на музыку. Но самым популярным и удачным является исполнение этого романса Иваном Семёновичем Козловским на музыку Леонида Дмитриевича Малашкина. Этому романсу уже сто лет, но он продолжает оставаться популярным и интересным для слушателей. Вот что значит сила любви, творчества, искусства! |