Тимур Петрович Новиков (1958–2002). К 60-летию со дня рождения художника — Мраморный дворец
24 сентября 2018—12 ноября 2018
Выставка из фондов отдела новейших течений — это дань памяти выдающемуся художнику и культурному деятелю. Впервые произведения Новикова были показаны в залах Корпуса Бенуа на заре перестройки в 1989 году. А в 1990 году он участвовал в легендарной выставке «Территория искусства», продемонстрировавшей преемственность идей модернизма. В начале 1990-х годов Тимур Новиков подарил Русскому музею пятьдесят семь произведений «Новых художников» из своей коллекции. В 1998 году в музее прошла большая ретроспективная выставка Тимура, а в 2008 открылась памятная экспозиция, посвященная пятидесятилетию художника.Выставка к шестидесятилетию со дня рождения художника представляет семь работ разных лет из коллекции Русского музея. Среди них произведения, посвященные Петербургу: «Аэропорт», «Мост», «Петербург летом» — а также оммаж Энди Уорхолу и неоакадемические работы Новикова: «Аполлон, попирающий красный квадрат» и «Давид, попирающий красный квадрат».
Тимур Новиков был не только лидером своего поколения, он стал частью мирового художественного процесса, а его произведения выставлялись в ведущих мировых музеях.
Тимур Новиков стоял у истоков двух направлений в искусстве. В 1982 году он основал группу «Новых художников», продолжателей авангардных традиций. В «Портрете Тимура Новикова», созданном его друзьями художниками Евгением Козловым, Кириллом Хазановичем и Денисом Егельским, соединяется образ истинного героя — романтика и творца — и пропагандируемый им принцип коллажа. В картину включена фотография Тимура.
В 1988 году Тимур Новиков создал новое движение — неоакадемизм. Основанная им в 1990 году Новая Академия Изящных искусств провозгласила своей задачей возрождение классических традиций, которые, согласно ее основателю, были утрачены не только художниками-авангардистами, но и официальной Академией художеств. Он придумал теорию двух параллельно существующих историй искусства, их непримиримой борьбы. Квадрат Малевича в неоакадемических работых Новикова одновременно служит отрицанием классики и ее основанием.
Экспозиция размещается в зале № 1 на втором этаже Мраморного дворца. Открытие состоится 24 сентября, в день рождения Т. П. Новикова, в 16:00.
ЦСИ ЗАРЯ — «ТИМУР НОВИКОВ И «НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ» / 18+
23 ФЕВРАЛЯ – 13 МАЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ
В Центре современного искусства «Заря» открыта организованная совместно с Московским музеем современного искусства ретроспективная выставка «Тимур Новиков и «Новые художники».
«Выставка подробно и объемно рассказывает зрителю историю одного из самых ярких и важных периодов в русском современном искусстве, — говорит главный куратор Центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте. – Тимуру Новикову и «Новым» удалось сформировать вокруг себя творческую позицию, максимально контрастную социальному, политическому и художественному контексту своего времени.
«Новые художники» — творческая группа, созданная художником и куратором Тимуром Новиковым и его ближайшими друзьями Иваном Сотниковым, Олегом Котельниковым, Кириллом Хазановичем и Георгием Гурьяновым. «Новые художники» объединяются в результате знаменитой акции Новикова и Сотникова «Ноль-объект», за которой в 1983 году следуют еще два хеппенинга «Первый концерт утюгона» и «Медицинский концерт». К концу 1980-х в группе состояло больше 70 участников, одновременно входивших во множество разных пересекающихся объединений — вроде Клуба друзей Маяковского, Инженеров искусств, некрореалистов и так далее.
Творчество «Новых художников» – это преображение жизни: не только живопись, графика, панно, коллажи, но и литературные произведения, анимационные и игровые фильмы, создание новых музыкальных инструментов («утюгон» и «длинная струна»), театральные перформансы (в 1984 году Новиков запускает «Новый театр», первым представлением которого становится «Балет трех неразлучников» Даниила Хармса; во втором спектакле одного из неразлучников исполнял Гарик Асса, артистическим связям которого была посвящена выставка «Ассы в массы»).
«Новые композиторы» Игорь Веричев и Валерий Алахов пишут авангардную коллажную музыку для спектаклей «Нового театра». Новиков и «Новые художники» участвуют в концертах группы «Кино» и оркестра «Поп-механика». В Ленинградском рок-клубе в 1985 году открывается первая большая публичная выставка «Новых художников» «С Новым Годом!». Гений дикой живописи Котельников вместе с Евгением Юфитом, Евгением Кондратьевым-Дебилом и Андреем Курмоярцевым-Мёртвым создает кинематограф и литературу некрореализма. Художник, музыкант и писатель Вадим Овчинников с Владиславом Гуцевичем становятся организаторами литературно-художественного клуба «Дружба», а Сергей Бугаев-Африка – «Клуба друзей Маяковского» и «Новороссийской школы»: к ней относились его школьные товарищи по Новороссийску Инал Савченков, новый гений дикой живописи, и Андрей Крисанов, художник и гитарист группы «Кино».
Модные показы «Новых» фиксирует камера Е-Е – Евгения Козлова, он же создает конверты пластинок «Кино» и «Поп-механики», портреты Новикова, Гурьянова и «Новых композиторов». В годы перестройки возникает группировка «Новых диких» (Козин-Маслов- Зайка), зажигается звезда Владислава Мамышева-Монро вместе с Пиратским телевидением Юриса Лесника.
*Тимур Новиков (1958-2002) стал художником и куратором на подъеме волны нонконформизма в Ленинграде. В 1977 году он стал участником группы «Летопись», основанной неоэкспрессионистом Борисом Кошелоховым; а когда Кошелохов отправился на ПМЖ в Италию, Новиков устроил первый сквот – мастерские «летописцев» имени Кирилла и Мефодия в бывшей церкви Шестаковской Божией матери. Деятельность сквота быстро прекратила милиция, однако Новикова это не обескуражило, он начал устраивать выставки на пляжах и в парках. В 1980 году в расселявшейся коммунальной квартире на улице Воинова Новиков открыл собственную галерею «АССА» выставкой «I биеннале портретов Тимура Новикова».
Тимур Новиков — биография и семья
БиографияРоссийский художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств.
Родился 24 сентября 1958 года в Ленинграде.
В 1965 г. пошёл в школу. Начал посещать кружок рисования в Дома пионеров Дзержинского района г. Ленинграда.
1967 г. участвует в выставке детского рисунка в Нью-Дели.
1969 г. семья Тимура переезжает на Новую землю.
1972 г. Тимур Новиков вместе семьей возвращается в Ленинград.
В 1973 году поступил в Клуб юных искусствоведов при Государственном Русском Музее.
1976 г. поступает в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже. Пишет свои первые картины. Вместе с другом Котельниковым создает ансамбль «Монстерз».
1977 г. поступил в художественную группу «Летопись». В составе группы участвует в своей первой квартирной выставке.
1978 г. Новиков осуществляет свой первый кураторский проект. Он арендует помещения в бывшей церкви им. Кирилла и Мефодия, где организует творческие мастерские.
2 июня 1978 г. открытие квартирной выставки в мастерских. Эту выставку разогнала милиция, и она превратилась в уличную.
1980 г. Новиков открывает галерею «АССА» в собственной коммунальной квартире. В галерее проходит «I биеннале портретов Тимура Новикова». Галерея прекратила своё существование в 1987 г.
1982 г. Тимур Новиков создает группу «Новые художники». Первые участники группы: Е.Козлов, И.Сотников, Хазанович, Котельников, Гурьянов.
В 1983 году организовал музыкальную авангардистскую группу «Новые композиторы», с того же года стал сотрудничать с оркестром «Популярная механика» С. Курехина, а также работал с группой «Кино» в качестве художника-оформителя концертов.
1985 г. создает академию Всяческих Искусств.
1987 г. участвует как художник и актер в фильме «Асса».
Декабрь 1988 г. Новиков открывает Свободный университет. Преподаватели университета: С. Курехина, Т.Новиков, Новиков, Б. Юхананов.
1989 г. Академию Всяческих Искусств переименовывают в Новую Академию Изящных Искусств.
1990 г. произведения Новикова впервые выставляют в Русском музее.
1990 г. Тимур Новиков вместе с Сергеем Бугаевым Африкой, Иреной Куксенайте, Олесей Туркиной и Виктором Мазиным учреждает журнал «Кабинет»
1997 г. Тимур тяжело заболевает во время поездки в Нью-Йорк. В результате болезни Новиков ослеп. Но не смотря на это, после выхода из больницы продолжает руководить Новой академией. Читает лекции в СПбГУ и других институтах города.
1998 г. издает газету «Художественная воля».
1999 г. Тимур Новиков вместе с Марусей Климовой организовывает фестиваль петербургского декаданса «Темные ночи».
23 мая 2002 г. Тимур Новиков умер. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Персональные выставки
* 2008 — «Пространство Тимура. Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
* 2003 — Ретроспектива работ художника. «Айдан галерея», Москва.
* 2002 — «Горизонты». Государственная картинная галерея, Калининград.
* 2002 — «Евро-Китай». «Айдан-галерея», Москва.
* 2002 — «Палладианский полет». Музей Архитектуры, Москва.
* 2001 — «Горизонты». «Айдан-галерея», Москва.
* 2001 — «Горизонты». Музей Изобразительных Искусств Республики Карелия.
* 2001 — «Ретроспектива». Тульский художественный музей, Тула.
* 2001 — «Открытая студия». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
* 2001 — «Евро-Китай». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург
* 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства». «Айдан-галерея», Москва.
* 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства», Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
* 2000 — «Страстотерпцы». Музей Новой Академии изящных искусств, Петербург
* 2000 — «Ретроспектива». Тверская областная картинная галерея, Тверь.
* 2000 — «Ретроспектива». Государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Рязань.
* 2000 — «Закат немецкого романтизма». Гарелея Терпсихора, Петербург.
* 2000 — «Горизонты». Naviculas Artis, Петербург
* 1999 — «Царица неба». Айдан-галерея, Москва.
* 1999 — «Царица неба». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
* 1999 — «Балет глазами художников». Санкт-Петербургский Союз Художников, Петербург.
* 1998 — «Людвиг 2 и Лебединое озеро». Выставочный зал Navicula Artis, Петербург.
* 1998 — «Российские императоры». Айдан Галерея, Москва.
* 1998 — «Маленькие тайны истории». Фотографии. Центр искусства фотографии. Петербург.
* 1998 — «Загадки истории». Хироголограммы. Государственный центр современного искусства. Петербург.
* 1998 — «Ретроспектива». 1978—1998. Государственный Русский музей. Мраморный дворец, Петербург.
* 1998 — «Russians Saints». 1-20 Gallery, Нью-Йорк.
* 1998 — «Тimur Novikov, Andrej Barow. Abend mit Oscar Wild». Lichtblick Gallerie, Кёльн.
* 1997 — World Financial Center, Нью-Йорк.
* 1997 — Gallery Art Kiosk, Брюсель.
* 1996 — «Людвиг 2 Баварский и „Лебединое озеро“ П. И. Чайковского». Галерея XL, Москва.
* 1996 — «Тимур Новиков. Шелкографии». Центр Современного искусства Дж. Сороса, Петербург.
* 1995 — «Тимур Новиков. Архитектура в немецкой империи». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
* 1995 — «Лебединая песня немецкого романтизма». «Айдан-галерея», Москва.
* 1994 — «Гобелены». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
* 1994 — «В стране литературных героев». Всесоюзный музей А. С. Пушкина, Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова, Петербург.
* 1994 — «Тимур Новиков. Персональная выставка в редакции журнала „Декоративное искусство“». Москва.
* 1994 — «Лебединая песня немецкого романтизма». Kunstlerhaus Bethanien, Берлин.
* 1993 — «Лебединое озеро». Музей городской скульптуры, Петербург.
* 1993 — «Западно-Восточный диван. Убранство Арабской гостиной». Николаевский дворец, галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
* 1993 — «Timur Novikov». Stedelijk museum, Амстердам.
* 1993 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Frederic R. Weisman Museum of Art, Pepperdine University, Malibu, Калифорния, США.
* 1993 — «Oscar Wilde’s Adventures». Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
* 1993 — «Timur Novikov». Espace Montjoie, Париж.
* 1993 — «Timur Novikov». Kunsthalle, Дюссельдорф.
* 1993 — «Timur Novikov». Griffelkunst, Гамбург.
* 1992 — «Тимур Новиков. Апология красоты». Галерея 1.0, Москва.
* 1992 — «Дуэты». Московский Архитектурный институт, Москва.
* 1992 — «Тимур Новиков». Музей Этнографии, Петербург.
* 1992 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Center for the Fine Arts, Miami. Florida.
* 1991 — «Тимур Новиков. Gagarin Party». Павильон «Космос», ВДНХ, Москва.
* 1991 — «Timur Novikov. Interferenzen». Musee D’Art Moderne Vienne, Palais Lieshtenstein.
* 1991 — «Timur Novikov». Raab Gallery, Берлин.
* 1991 — «Timur Novikov». Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк.
* 1989 — «Timur Novikov and Africa». Tate Gallery, Liverpool. Raab Gallery, Лондон.
* 1989 — «Timur Novikov». Turun Linna ja Historiallienen Museo. Turku.
* 1986 — Персональная выставка в галерее «АССА», Ленинград.
* 1985 — Персональная выставка. Театр Клуба 81, Ленинград.
* 1983 — Персональная выставка в Библиотеке Академии наук СССР, Ленинград.
Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки
МАММ показывает третий документальный фильм из цикла «Антология современного искусства» сопродюсеров Евгения Митты и Александра Шейна — «Тимур Новиков. Ноль объект».
Картина посвящена художественной жизни Ленинграда конца 1980-х — нач. 1990-х гг., одной из центральных фигур которой, без сомнения, был Тимур Новиков, художник, публицист, художественный деятель, педагог, чье значение для истории русского современного искусства сложно переоценить. Режиссер фильма далек от канона жизнеописания, Шейну удается зафиксировать вещи едва ли уловимые: настроение, состояние, ощущение радикального перелома в обществе и предельной свободы. Калейдоскопическая смена персонажей, свидетелей событий, документальной хроники воссоздает ситуацию, вызывает в памяти истории, которые в исполнении того же Монро, больше напоминают на плутовские похождения, а не «художественную жизнь».
«Это фильм о силе воздействия художника на окружающий мир, о революции в общественном сознании, которую спровоцировали конкретные люди, и о ее последствиях» — говорит режиссер фильма Александр Шейн. — «Ноль Объект», фактически, это дыра в стене ленинградского ДК имени Кирова, которую Тимур Новиков и Иван Сотников объявили своим произведением, наклеив соответствующую этикетку».
Поэтика мгновенного жеста, искусство как будто «из воздуха», из всего того материального и нематериального, что видели художники и попадалось под ноги и под руки — всё это определило ленинградскую творческую ситуацию, в которой — попутно заметим — огромную роль играли театр, кино и, конечно, музыка (и шире — звуковое пространство) благодаря Сергею Курехину, деятельности Рок-клуба, Виктору Цою и Георгию Гурьянову.
Небольшая экспозиция в МАММ, предваряющая вход в кинозал — это почти шутка, «подъездная» стена (стена парадной, если быть совсем точными) с висящими фотографиями непосредственных участников событий, их произведениями, которые вызывают острый приступ ностальгии по настоящей энергии, радости освобождения от любых условностей и законов.
Расписание кинопоказов.
В прокат выходит документальный фильм про художника Тимура Новикова
Просветительский кинопроект Евгения Митты и Александра Шейна «Антология современного искусства» пополнился третьей серией «Тимур Новиков. Ноль-объект» — после Олега Кулика и дуэта Виноградов — Дубосарский настала очередь важнейшего художника ленинградского андеграунда 1980-х. Героя впервые нельзя привлечь к съемкам (Новиков скончался в 2002 г.), поэтому в фильм вошли интервью с его друзьями, коллегами и специалистами по его работам, документальные кадры его выступлений, концертов и квартирников.
Ранний Тимур Новиков, лидер объединения «Новые художники», — возможно, единственный из среды отечественного современного искусства, кто по умолчанию будет своим для широкой публики, при том что она, скорее всего, не знает ни имени художника, ни тем более его работ. Но некоторые знаки ленинградского андеграунда и тесно связанного с ним русского рока опознаются всеми: прежде всего песни Виктора Цоя и фильм Сергея Соловьева «Асса» («Асса в массы» — лозунг «Новых художников», сформулированный за три года до премьеры картины). Создатель «Поп-механики» Сергей Курёхин, знаменитый своими перевоплощениями Владислав Мамышев-Монро и «мальчик Бананан» Сергей Бугаев (Африка) — все это люди того же круга. Режиссер фильма Александр Шейн показывает Тимура Новикова не столько автором произведений, сколько лидером, вокруг которого собираются знаковые фигуры позднего советского и раннего российского искусства. Сюжет фильма — эволюция Новикова-идеолога: от аполитичного, но категорически не советского молодого человека, отстаивающего неограниченную свободу творчества для каждого — до «неоакадемиста», борца с модернизмом и защитника традиций, в свои сорок носящего маску проповедника-старца.
Хотя сами по себе картины Новикова — прекрасный материал для исследования. В условиях информационного вакуума, когда не только Уорхол и Кейдж, но даже Малевич был известен только по слухам, художник-самоучка подхватил из воздуха темы, в которых нельзя не увидеть широчайшего контекста искусства XX в. Мы могли бы сказать, что Новиков занимался трансформацией и разрушением абстрактной живописи, если бы хоть немного были уверены, что он знал Марка Ротко и Барнета Ньюмана. Добавляя на большую одноцветную или двухцветную плоскость крохотные силуэты животных, самолетов и зданий, Новиков превращал абстракцию в пейзаж. Мягкая ткань вместо натянутого холста напоминает о следующей главе в развитии абстрактной живописи — когда художники стали трансформировать саму плоскость: тряпичные картины Новикова перекликаются со знаменитой «Постелью» Роберта Раушенберга, иронически переосмысляющей работы предшественников.
Наконец, в одно время с «Новыми художниками» в США появляется Ист-Вилладж, в Германии — «Новые дикие», в Италии — трансавангард. Все эти направления стилистически похожи, и каким образом ленинградский андеграунд поймал эту волну — вопрос весьма любопытный. Словом, Новикова занимали те же формальные проблемы, что и всю мировую живопись прошлого столетия: отношения абстрактного и фигуративного, плоскость и ее деконструкция, наивное искусство и диалог с классическим наследием. Но кино не об этом.
Александр Шейн и Евгений Митта рассчитывают не только на арт-сообщество, но и — в идеале — на относительного широкого зрителя. Новиков-идеолог и лидер — фигура, которая, возможно, объясняет культуру и время больше, чем Новиков-художник. История искусства и история страны во взаимопроникновении — главная тема «Антологии». Фильм о Новикове начинается кадрами брежневских похорон и заканчивается величественным проездом президентского кортежа по расчищенной майской Москве в день инаугурации: в 1982 г. падает гроб с генсеком, картинка дает сбой — в 2012-м она снова безупречна. Между двумя хрониками история новой, несоветской ментальности, распространившейся с группы художников-нонконформистов на целое поколение.
В новой России Новиков демонстративно отрекается не только от необузданного искусства без правил, но и в целом от contemporary art и модернизма, провозглашая возвращение к академической живописи, золотому сечению и — в переводе с языка искусства на язык культурной политики — к тому, что сегодня называется «духовными скрепами». Чем был его эксцентричный «неоакадемизм» — затянувшимся розыгрышем, предощущением современной реакции или вполне искренним реакционизмом, — искусствоведы спорят до сих пор. Возможно, здесь сыграл роль его природный нонконформизм — в мире легитимного, признанного contemporary art, где современные художники перестали быть маргиналами, Новиков не мог не занять иной маргинальной позиции. Его эстетический протест, обеспеченный не твердой идеологической платформой, а духом неформальной эксцентрики, оказался достаточно нестабильным, чтобы с течением времени полностью поменять окраску. К этому скорее всего нужно относиться как к игре. Сама возможность выбора между нормативным и маргинальным, между большинством и меньшинством — возможность, которую мы рискуем потерять, — была для Новикова важнее, чем принадлежность к авангардной или реакционной стратегии в искусстве.
В прокате с 7 августа
«Художник Тимур Новиков» будет летать между Питером и Москвой
Москва. 26 сентября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ — Свой первый рейс из Москвы в Санкт-Петербург совершил самолет Airbus А319 авиакомпании S7 Airlines, названный именем современного художника Тимура Новикова.
Как отмечают представители авиакомпании и идеологи проекта — впервые в истории отечественной авиации авиаперевозчик называет один из своих самолетов в честь деятеля современного российского искусства — создателя нескольких художественных направлений и основателя петербуржской Новой Академии Изящных искусств.
Событие приурочено к открытию персональной выставки работ Тимура Новикова «Пространство Тимура: Петербург-Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова», которое прошло 24 сентября в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Как рассказал глава пресс-службы S7 Group Кирилл Алявдин самолет будет совершать регулярные рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом. Его можно узнать по специальной надписи «Художник Тимур Новиков», выполненной на фюзеляже в характерном для мастера стиле.
Проект издателя путеводителей «Пти фюте» и коллекционера Пьера-Кристиана Броше «Самолет Тимур Новиков» был поддержан авиакомпанией S7 Airlines в рамках развития и популяризации современного российского искусства, а также продвижения нового событийного направления в туризме – арт-туризм.
Это не первый художественный проект, который поддерживает авиакомпания. С апреля 2008 года S7 Airlines выступает в качестве официального перевозчика передвижной выставки современного российского искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила», которая проходит в разных городах России.
Как сообщил К.Алявдин, авиакомпания совместно с туристической компанией S7 TOUR намерена разработать специальные арт-туры для тех. Кто решит посетить культурные мировые события.
«Эти программы будут включать посещение не только художественных выставок современного искусства, но также кинофестивалей, всевозможных концертов, фестивалей искусств и других мероприятий в области культуры», — уточнил К.Алявдин.
Приватбанк обвинил Коломойского в отмывании денег :: Бизнес :: РБК
Приватбанк подал в американский суд иск в отношении Игоря Коломойского, обвинив последнего в выводе значительных сумм через офшоры
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости
В иске, который подан в суд штата Делавэр, представители Приватбанка обвиняют Коломойского и его делового партнера Геннадия Боголюбова в том, что они отмыли через банк примерно $622,8 млн, переведя деньги в компании, зарегистрированные на Кипре.
По утверждениям истцов, деньги из банка уходили в компании, связанные с Коломойским. При этом назад они не приходили. В иске упоминается некий Тимур Новиков, именуемый «казначеем Коломойского». Последний якобы участвовал в схеме, благодаря которой происходил перевод денег через дочерний банк на Кипре.
В 2016 году правительство Украины решило национализировать Приватбанк. В кабмине отмечали, что причиной стала рекомендация Совета национальной безопасности и обороны страны для «стабилизации финансовой системы». Нацбанк Украины (НБУ) также заявлял, что в балансе Приватбанка была дыра в размере более $5 млрд. Коломойский отмечал, что финансовая организация стала жертвой «произвола» НБУ.
В апреле 2019 года суд в Киеве постановил, что национализация Приватбанка прошла с нарушениями законодательства. Впоследствии суд принял второе решение в пользу Коломойского, удовлетворив иск подконтрольной ему кипрской компании по процедуре национализации Приватбанка.
5 июня президент Украины Владимир Зеленский заявил, что не будет выступать на стороне экс-владельцев Приватбанка, пообещав защищать интересы государства.
Неоавангард Тимура Новикова и загробный ленинградский нонконформизм на JSTOR
АбстрактныйЭта статья описывает логику различения и преемственности в Ленинграде конца ХХ века. Петербургское культурное поле, где на смену последовательным мейнстримам интеллигенции пришла их авангардная периферия. В этой динамической картине социокультурных трансформаций я предлагаю рабочую гипотезу повторяющегося расслоения поля на «официальную», «неофициальную» и третью «неприсоединившуюся» интеллигенцию.Эта гипотеза проверяется на примере «неприсоединившихся» групп, созданных авангардистом и идеологом Тимуром Новиковым (1958-2002). Описываются три основных сдвига: от политизированного конца брежневского начала 1980-х к аполитичному радикализму Новикова; от этого анархического андеграунда через эпоху перестройки до игривого «классицизма» Новой Академии изящных искусств 1990-х годов; и от этой постмодернистской международной ориентации к архи-реакционной неоимперской позе на рубеже 2000-х.Наконец, эта «неприсоединившаяся» интеллигенция предлагается в качестве возможного прецедента или, более того, модели для понимания других исторически значимых авангардных периферий, которые обычно стремятся отличить себя от (часто взаимоисключающих) центров.
Информация о журнале«Исследования восточноевропейской мысли» призваны предоставить форум для написания работ на западном языке (английском и немецком) по философии и философам, которые отождествляют себя с историей и культурами Восточной и Центральной Европы, включая Россию, Украину и страны Балтии.Редакторы не защищают программу и не отстаивают позицию относительно природы и ограничений философии в ее многообразном взаимодействии с другими дисциплинами и в ее роли в формулировании культурных ценностей и выявлении интеллектуальных диссонансов. Они приветствуют описательные, критические, сравнительные и исторические исследования отдельных лиц, школ, течений и институтов, чья работа и влияние широко рассматриваются в их собственной среде как философские или обеспечивающие понимание социокультурных условий философской жизни в Восточной Европе.
Информация об издателеSpringer — одна из ведущих международных научных издательских компаний, издающая более 1200 журналов и более 3000 новых книг ежегодно по широкому кругу вопросов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину, физика, инженерия, математика, компьютерные науки и экономика.
Стратегия и политика всего Роман. Как написать концептуальную биографию Тимура Новикова и Св.Петербургское искусство 90-х сегодня.
1.
Во второй половине нулевых у меня сложилось четкое впечатление, что петербургское искусство — по крайней мере, с точки зрения институционализированной системы — утратило свой исследовательский и экспериментальный заряд. в начале перестроечных реформ. В основном это перестало связываться с заряженной интеллектуальной работой. Сегодня он либо служит развлечением, органично вписанным в атмосферу буржуазного клуба, либо дополняет конвейер выставок, запущенный серией ненапряженных коммерческих галерей.Или оба одновременно. Казалось бы, пополняются сценарии и форматы художественной жизни, открываются новые лофты, сквоты и становятся удобными и обитаемыми, а также частные студии и альтернативные «пространства». Но на этом смелом и гламурном фоне возникает прискорбная мысль о том, что современное искусство в городском масштабе перестало производить новые смыслы и знания, а доставляет только сглаженные удовольствия от зрелища. Несомненно, это впечатление субъективно, и во многом оно продиктовано пессимистической оценкой постперестроечного искусства Петербурга.Петербург. Однако эту субъективную линзу носит если не большинство, то многие «недовольные» представители местной артистической сцены. Отсюда и без того традиционные ностальгические «пробуждения» по 90-м годам в петербургских галереях, где эта поворотная эпоха проходит не экспертизу в поисках объективного понимания, а скорее идеализированный траур, поскольку для многих он приравнивается к моменту окончательного осознания.
Практически при каждом обсуждении этой неблагоприятной ситуации неизбежно произносится имя Тимура Новикова (1958-2002).В городском культурном сознании Тимур явился неоспоримым эстетическим оправданием целого поколения перестроечных времен, которое вывело его на мировую арену искусства. Неоднократно можно услышать гордую фразу: «Ничего страшного, что сейчас все очень бедно, ведь Тимур у нас был». Для артистического Петербурга Тимур — миф и легенда, маяк поведения и нравственности, своеобразный искупительный тотем. Сегодня разговор о Тимуре представляется мне особенно важным и своевременным, поскольку недавно издательство «Амфора» выпустило панегирик — и полемику — книгу Екатерины Андреевой «Тимур: лгать только правду!» провоцируя оживленные дискуссии на местной сцене.Объемный том под редакцией Андреевой содержит многочисленные интервью, взятые у крупных игроков петербургской сцены, избранные манифесты, написанные Тимуром и его товарищами, а также эссе-мемуары, написанные самой редактором, с академическим названием «Материалы для Биография Тимура Новикова ». Весь этот познавательный пестрый сборник раскрывает не только хронологию деятельности Новикова, но и динамику «безумной» эпохи 80-х и 90-х годов.
Сегодня интерес к этому неоднозначному отрезку времени неуклонно растет, но многие актуальные вопросы и претензии по праву остаются.В отношении Петербурга Новиков выступает как ключевая и символическая фигура той эпохи. Более того, будучи зажигательным и очень проактивным человеком, он частично разрушил это под собой, подчинил своей железной воле и смекалке. В результате своей неистовой, неослабевающей деятельности, не прекращавшейся ни на день, он создал и музейный, и рыночный образ петербургского искусства за рубежом, сделав его, так сказать, «привлекательным для инвестиций». Для внутренней аудитории он изобрел довольно новый тип публичного пространства, объединив черты богемной галереи, юного танцпола и глянцевой элегантной вечеринки.Общеизвестно, что он участвовал во всех громких инициативах постперестроечной петербургской жизни — от некрореализма до клубной гей- и техно-культуры. Он смело взял на себя личную ответственность за многие художественные мероприятия и социальные конфигурации в городе. При этом даже его поклонники, трепещущие перед его негибкостью и трудолюбием, нередко признают, что многие живые и нестандартные порывы городской культуры 80-х и 90-х годов не имели шанса развиться из-за чрезмерного влияния. привитых Новиковым нео-декадентских тенденций.Таким образом, несмотря на обилие массовых демократических движений в Санкт-Петербурге в 80-е, как политизированных, так и ориентированных на права человека, в этот период не появилось социально-рефлексивного искусства, которое предлагало бы левую альтернативу либеральному правому переделу собственности. в городе.
Своей высокой и почти неоспоримой репутацией в городе Новиков обязан тому факту, что благодаря его усилиям и фантазии было запущено множество революционных инноваций. По сути, вся его феерическая деятельность вращалась вокруг неутомимого производства новинки [«Новиков» и новый (прил., новый, роман) имеют ту же этимологию в русском языке, а в случае «романа» аллитерация сохраняется как в английском, так и в русском языках] — не только «новые» объекты, стили и направления, но и «новые» социальные связи, ролевые стратегии и манеры одеваться. Достаточно взглянуть на кричащие заголовки его пронизанного экстазом манифеста «новизны», написанного под псевдонимом Игорь Потапов; например, «Новые тенденции в современной живописи« Нового »», «Процесс перестройки в творчестве« Нового »», «Новый театр» и др.Похоже, он стремился инициировать или выявить все, что провозглашало себя «новым», покончить с инертным советским чиновничеством и всем, что навязано застойными канонами. При его прямом или косвенном содействии создаются группы «Новые артисты» и «Новые композиторы»; появляются такие направления, как «новый театр» и «новая критика»; возникают дискуссии о «новых языках в искусстве», создается учреждение «Новая академия изящных искусств», начинается пропаганда стиля «нового русского классицизма».Художественная карьера Новикова строилась на непрерывном воспроизведении все новых и новых смыслов и часто на придании смысла самой новизне. Более того, фактор новизны предопределял (а иногда даже исчерпывал) задуманные и исполняемые им предметы и события персонажа. Иными словами, в петербургском искусстве Новиков приобрел статус политика и стратега всего нового, что до сих пор либо запрещалось цензурой, либо оставалось неизвестным из-за отсутствия информационных ресурсов.
Привязанность к «роману», несомненно, дань эпохе перестройки, где этот верный эпитет был закреплен практически за каждым новаторским явлением и персонажем в культурной сфере. Но для Тимура и его окружения ориентация на новизну также означала достижение мгновенной и немедленной жизненной эффективности. Эффективность художественного жеста, светского образа жизни и международного признания. Запоздалая и отсроченная эффективность (проявляющаяся иногда в надежде на посмертную известность) не была характерна для той чрезвычайно изменчивой эпохи, и в этом, пожалуй, был ее самый главный стратегический просчет.Потому что обращение к устройствам и методам с наибольшим выигрышным потенциалом не всегда превращается в оптимальный и немедленный путь к успеху. На мой взгляд, одна из центральных проблем петербургского искусства — как в наши дни, так и два десятилетия назад — заключается в сочетании казуистически развитой стратегической мысли (слишком ясной для понимания всех позиционных хитросплетений) с почти полным отсутствием внятной стратегическое планирование (способность использовать это понимание в порядке собственной жизни).
Подчеркивая свою новаторскую миссию первопроходца, Новиков не подразумевал воплощение авангардного жеста в его утопическом или политическом измерении. Акцент на его несомненной новизне в «новой культуре» 80-х означал нечто иное. Точнее, это был момент синхронизации с историей западного искусства двадцатого века; то есть стремление попасть в странную, уже заархивированную и музейную чуждость. Уже в начале 80-х Тимур полностью отклоняется от петербургской традиции умеренного инакомыслия, выражающейся в любви к импозантной религиозно-метафизической живописи.Частично этот симптоматический разрыв объясняет расхождение Тимура с «Товариществом экспериментального и изобразительного искусства» [ Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ) ], кульминацией которого стал показ щита с дырой посередине, названный с озорным названием. «нулевой объект» внутри Кировского Дома культуры в 1982 году, который он собрал вместе с Гурьяновым, Сотниковым и Хазановичем. В том же 1982 году Новиков собирает «банду артистической молодежи» (выражение Андрея Хлобистина), настроенную на яркие нестандартные действия и экспансивное покорение художественной сцены.Созданная им тогда группа «Новые художники», в которую входили Олег Котельников, Георгий Гурьянов, Андрей Медведев, Олег Зайка и многие другие, работает преимущественно в экстатической, импульсивной манере, и поэтому воспринимается как местный петербургский образец . абстрактного экспрессионизма . В 1986 году Новоков официально регистрирует «Клуб друзей Маяковского» и участвует в карнавальных концертах Сергея Курехина «Поп-механики» в Петропавловской крепости, изобретая и узаконивая национальную ипостась поп-арта .Его специфика — озорное издевательство над клише уходящей тоталитарной и зарождающейся массовой культуры. Кстати, знаменитый Энди, отец-основоположник поп-арта, символически благословил петербургского реформатора, сфотографировав его фреску «Город» в 1985 году и прислав ему (и его коллегам) банки с автографами «Кэмпбелла». суп в подарок; по слухам, некоторые из этих банок были съедены во время исчезновения продуктов питания накануне 90-х годов. Примерно в 1989 году Новиков запускает громкий, противоречивый и продолжительный проект «неоакадемизм», который представляет собой ироническую и симулятивную версию итальянского трансавангарда .Таким образом, под лозунгом новизны хаотичного десятилетия на рубеже 80-х и 90-х Новикову удалось вклинить почти полвека систематически развивающегося западного постмодернистского искусства.
2.
Предпринятая Тимуром масштабная попытка синхронизации была, очевидно, восторженно воспринята Западом, который на пороге 90-х и на волне «русского бума» подарил этим «новым» художникам приглашения к высокому статусу. Западные галереи и музеи.Так, в 1989 г. персональные выставки Новикова открываются в галерее Тейт (Ливерпуль) и в Художественном музее Турку; в 1991 году в Венском музее современного искусства (Лихтенштейнский дворец), в галерее Raab в Берлине и в галерее Phyllis Kind в Нью-Йорке; в 1993 году в музее Stedelijk в Амстердаме, в Художественном музее [Фредерика] Вайсмана (Малибу, Калифорния), в Кунстхалле в Дюссельдорфе… И так далее, и тому подобное. В 1991 году Новиков имеет резиденцию в Париже в I nstitut des Hautes Études en Arts Plastiques с Понтом Хюльтеном; в 1995 году он является членом фонда Künstlerhaus Behanien Fund.Более того, это всего лишь списки, которые есть в книге Андреевой; на самом деле приглашений и поездок было намного больше. Сегодня можно было бы сказать, что художник сделал блестящую карьеру на Западе; но тогда говорили о «расцвете» русского искусства эпохи перестройки.
Запад приветствовал «романов [художников]» так благосклонно и с такими распростертыми объятиями, потому что, познакомившись с их интуицией, он испытал своего рода признание самого себя. Поскольку рефлексивные западные художники и эпатажные «романы [художники]» развивались если не схожими, то, по крайней мере, взаимодополняющими тенденциями.Точнее: они были озабочены пародирующей критикой , постмодернистской эстетики , прибегая к пародийной игре с кодами высокого модернизма. Несмотря на внешнее формальное сходство, предпосылки этих критических подходов принципиально различались. Западные художники-постмодернисты десятилетиями были заняты (концептуализмом, поп-артом, ленд-артом и т. Д.) Систематическим анализом искусства как просвещенной и трансцендентальной среды. В 80-90-х годах, с упадком постмодернистской парадигмы, они осознали, что инструменты такого свергнутого анализа частично устарели, и начали относиться к пафосу с иронической улыбкой.Для «романа» хитрая игра с постмодернистскими клише была продиктована другими причинами — их утонченным денди и их тягой к украшению действительности, всем презрительным, радостным и беззаботным. К середине 90-х Запад преодолел кризис постмодернистских взглядов, обратившись к исследованию собственного институционального порядка, к разоблачению глобальных и неоимперских тенденций, к изучению новых структур социальной мысли и новых форм общественного мышления. капиталистическая эксплуатация. Петербургское искусство 90-х продолжало воплощать в себе шутливую пародию, отстаивая программу художественной жизни как непрекращающийся праздник и беззаботное времяпрепровождение.Несомненно, такая программа обладала и компенсаторными качествами, поскольку уровень социальной деградации и депрессии того периода был сверхъестественным.
Постепенно, год за годом острота и очарование новизны рассеялись, и на их место остались маньеризм, манерность и вычурность, утвердившиеся в петербургском искусстве этого десятилетия. Возьмем наугад, из той же уже упомянутой книги Андреевой, иллюстрацию музейного вернисажа, раскрывающую субкультурный уклад и этикет начала 90-х: «Все силы гламура — в то время, в зачаточном состоянии в нашем городе. — вместе, чтобы выставка Беллы в Мраморном зале Этнографического музея засверкала.Свет был приглушен, пол был покрыт серебряной фольгой, а пирамиды зеркал стояли в центре комнаты, на их лицах — обнаженные тела молодых мужчин и женщин, которые Белла украсила золотыми ожерельями и набедренными повязками, скопированными с Лукаса Кранаха Старшего. плавно скользил; выше, из мраморных колоннад, это божественное зрелище лилось голубым светом прожекторов, и все это под холодное и механическое музыкальное сопровождение ». Эта иллюстрация по-своему тошнотворна, но нередка для той эпохи ужасной нищеты и бессовестной роскоши.Более того, в сознании петербургского фэнтези был постоянный «зуд» соревноваться с Москвой; не концептуальное соревнование, а, скорее, более детское подобострастие. Подобно тому, как младший брат слишком увлекается игрой, в то время как его старший брат пытается сосредоточиться на чем-то, игнорируя первое и упорно выполняя свою задачу в строго автономном режиме.
Новиков, чуткий и гибкий человек, чуткий к приоритетам городской арт-сцены, при этом частично определяя их, переходит от создания авангардных текстильных панно к вышивке бисером и стразами на ней. бархат, вокруг фотографий культовых героев декадента (эти богатые ткани, «сшитые пиздой» [ шитие пиздецом ], как иронично называл свое ремесло Новиков, Андреева сравнивает с «кокошниками из стеклянных бус»).Между тем, он риторически бомбардирует модернистские странствия москвичей, таких как Кулик и Бренер, и прославляет классическое наследие в его академической и традиционалистской интерпретации. Таким образом, искусство «романа», стихийно синхронизировавшееся с мировыми художественными процессами в течение нескольких постперестроечных лет, в 90-е годы было выброшено на декадентское и мирискусническое [из Мир Искусства , « Мир искусства », художественное направление рубежа ХХ веков, оказавшее глубокое влияние на европейское искусство] и ставшее заложником собственной декоративной стилизации.
Кстати, подобный «биографический» виток постперестроечного искусства вполне закономерно соответствует типичным петербургским моделям существования в истории. Историософское самосознание города, неотделимое от его мифологии, основано на комплексе непрекращающейся конкуренции с Западом. Это как если бы город постоянно предпринимал попытки догнать и обогнать Запад, оставаясь при этом в постоянном латентном состоянии по отношению к своим цивилизационным стандартам.Особенность модернизации Петербурга в том, что весь город, вся его инфраструктура — это авангардная имитация западного модерна, небывалая копия, опережающая оригинал. Более того, как только этот экземпляр построен по своему архитектурному и социальному плану, он сразу же считает себя венцом цивилизованного творчества и отказывается от необходимых ремонтов. В этом есть и колоссальная историческая ирония, и экзистенциальная трагедия города. Нечто подобное произошло и с петербургским постперестроечным искусством.Во второй половине 80-х его пародирующее мужество с поп-культурными концепциями соответствовало мировым постмодернистским трендам, и этот частично случайный резонанс воспринимался как окончательное завоевание, дивиденды которого можно было пожинать веками. Когда-то тесно переплетенное сотрудничество с Западом постепенно разворачивалось, поскольку логическое продвижение к политической критике и прямому взаимодействию с открытыми социальными контекстами не было освоено. Все это предопределило медленное угасание той колоссальной творческой активности, которая характеризовала художественную и субкультурную активность в городе на рубеже 80-х и 90-х годов.
3.
Но что особенно любопытно и важно разобрать поподробнее, так это одно из центральных «произведений» Новикова, эстетический проект «неоакадемизма» и возникшее из него игривое заведение «Новая Академия изящных искусств». К сожалению, в отличие от московского концептуализма, этот проект не получил отстраненного критического описания и известен широкой публике в основном по восторженным высказываниям и воспоминаниям его непосредственных участников.Кстати, книга Андреевой тоже является выражением ее преданности проекту, а не отстраненного чтения. Говоря языком современных дискуссий, «неоакадемизм» — это невероятно противоречивый . И это в корне противоречиво даже на фоне множества спорных и неоднозначных изобретений в русском искусстве 90-х.
На уровне риторики этот проект откровенно обновлен, пронизан антимодернистским и даже антипросвещенческим пафосом.Между тем, он объявляет декадентский культ красоты своим идеалом, прославляет нарциссический взгляд на физическое совершенство со всеми вытекающими из этого показными модернистскими атрибутами. Пропагандируя возвращение классического канона, приобретение навыков и овладение гармоничными пропорциями для решения поставленных задач, проект одновременно прибегает к самому модному репертуару ультрасовременных техник. Это можно увидеть в технике компьютерного дизайна в цифровом коллаже Ольги Тобрелутс и Егора Острова, в гиперреалистичных картинах в творчестве Олега Маслова и Виктора Кузнецова или в симуляционных работах Беллы Матвеевой и Дениса Егельского.
На самом деле я воспринимаю эстетический проект «неоакадемизма» как тотальную концептуализацию классического канона красоты , перенесенного в реестр актуального современного искусства, и левой, почти панк-идеологии. Как ни странно это звучит, неоакадемизм — не идеологический враг концептуализма, а одна из его несколько радикальных ветвей. Хотя московские концептуалисты, такие как Андрей Монастирский и Дмитрий Александрович Пригов, как правило, допускали наличие пустот и зон, ускользавших от концептуализации.Напротив, Новиков полагал, что воспеваемое им античное — или псевдоантичное — представление о прекрасном необходимо срочно внедрить во все сферы жизни и культуры, чтобы покорить все и увековечить повсюду и в любом месте.
Интересно, что, несмотря на преувеличенную тотальность своего проекта, Новикову удалось возглавить абсолютно неавторитарную «Новую академию», которая по сути представляла собой дружеский круг коллег, учеников и единомышленников.«Новая Академия» многофункциональна. Во-первых, это довольно едкая сатира буржуазных институтов академического знания. Он как бы заявляет: если там у вас гипербюрократизация с бесконечным написанием синопсисов, то здесь у нас есть свободное богемное братство. Во-вторых, это утопично, и поэтому особенно соблазнительная попытка защитить независимое сообщество, свободное как от старых советско-партийных, так и от новых буржуазно-либеральных конъюнктур. Если взглянуть на культурную историю 90-х годов, становится очевидным, что эта героическая попытка во многом увенчалась успехом.
Между прочим, в Петербурге с его богатой революционной традицией планы альтернативных левых институтов периодически оказываются нетребовательными к официальному признанию и организуются низовыми инициативами. Таким образом, в конце 80-х не без участия Новикова появился Свободный университет, который с небольшими перерывами функционировал почти два года, не подчинялся государственному или бюрократическому аппарату, давая приют самостоятельным семинарам и лекции.Сегодня, двадцать лет спустя, в конце 2000-х, когда либеральные образовательные структуры слишком коррумпированы своей близостью к технократической власти, формируется еще один, еще менее официозный Уличный университет. По сути, это стихийные студенческие собрания, унаследованные от пафоса майских беспорядков 68-го, под знаменами свободного самоопределения и самоорганизации. И Новиков с его преданностью девиантному богемному поведению немало сделал для символического престижа таких альтернативных пространств.
В середине 90-х, а точнее в 1995 году, Новиков планирует провести скандальную выставку в Künstlerhaus Bethanien в Берлине, где он проводил стажировку, чтобы проследить классицистские мотивы в фашистской архитектуре. Очевидно, выставка была запрещена, и феерической карьере Новикова на Западе был нанесен серьезный удар. Эта идея повлекла за собой не только шокирующую провокацию, не только показную театральную правоту «неоакадемизма» (подтверждение тому — недолгий союз Новикова с радикальными идеологами Александром Дугиным и Эдуардом Лимоновым в 1996 году), но и демонстративный разрыв. с обычной прозападной «левизной» для художника 90-х.С 1997 года, пережив тяжелую болезнь, Новиков изменяет своим тематическим пристрастиям, обращаясь к ортодоксальной религиозной символике, частично придерживаясь своих приемов иронической профанации. В его творчестве на рубеже тысячелетий его освоенная роль богемного изгоя и блаженное воспроизведение икон с ликами святых, по-видимому, находятся в одном и том же смысловом плане, создавая эффект тревожного и невольного контрапункта. И теперь он преимущественно выставляется не в западных музеях современного искусства, а в Тверской областной картинной галерее, в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, в Тульском художественном музее.Не исключено, что его святоотеческие и богословские увлечения того периода являются результатом не столько свободной воли художника, сколько трагических коллизий его биографии.
Напоминая о том солнечном майском дне 2002 года, отпевание Новикова проходило в храме Святого Образа [ Церковь Спаса Нерукотворного образа ] на Конюшенной площади, а по Невскому продолжался ежегодный карнавал, посвященный годовщине города. что в то время казалось таким надоедливым и ненужным.Похоже, что с уходом Новикова из петербургского искусства исчезла и маскарадная составляющая безудержной импровизации. Не зря московский художник Константин Звездочетов говорит: «Если бы я был ленинградцем, я бы с уверенностью сказал:« Тимур — наше все! »». Новиков был своеобразной титанической символической фигурой для города, по которой измерялись (и измеряются) ошибки и свершения постперестроечной эпохи. В то время он практически единолично олицетворял безграничные надежды и грандиозные ожидания, многие из которых (если не большинство) превратились в иллюзии и фальсификации.Петербург после Новикова (в первую очередь о художественном Петербурге) — город без требований перемен и без амбиций на модернизацию; город, из которого мало-помалу уносилась жизнь. Город с истощенным, или, как сейчас принято говорить, с убитым внутренним потенциалом. Вот почему так важно символически возродить эту ситуацию (как бы ничтожны ни были шансы на то, что это произойдет), еще раз критически переосмыслить бурные и амбивалентные 90-е и попытаться найти те ресурсы «новизны», которые еще не полностью опробованы и эксплуатируются в эпоху Тимура Новикова.
Санкт-Петербург, 2008
Тимур Новиков White Space Gallery Лондон
19.10.2005
Галерея Белого Пространства, Лондон
Русские святые, выпускные работы. Художник был важной фигурой петербургского постсоветского авангарда и знаковой фигурой последних десятилетий ХХ века. Высокий, харизматичный и необычайно красивый, Новиков достиг величия благодаря неортодоксальным каналам, работая с рядом крупных культурных групп, а с конца 80-х годов установил важные контакты с западными художниками.
comunicato stampa
White Space Gallery представляет выставку одной из последних работ Тимура Новикова.
Кураторы: Мария Новикова и Аня Стонелаке.
Тимур Новиков, умерший в 2002 году в возрасте 44 лет, был основоположником постсоветского авангарда Санкт-Петербурга и знаковой фигурой последних десятилетий ХХ века. Высокий, харизматичный и необычайно красивый, Новиков достиг величия благодаря необычным каналам, работая с рядом крупных культурных групп в Санкт-Петербурге, а с конца 1980-х годов установил важные контакты с западными художниками.
Новиков основал две художественные группы — Новые Художники (Группа новых художников) в 1982 году и Новую Академию (Новая Академия) в 1989 году, одновременно экспериментальную и ретроградную группу, которая доминировала в художественной жизни его родного города.
В 1991 году состоялась его первая персональная выставка в галерее Филлис Кинд, Нью-Йорк. Там он познакомился с арт-сценой Ист-Виллидж и познакомился с ведущими художниками авангарда, такими как Роберт Раушенберг и Джон Кейдж, которых он называл учителями.Он также подружился с покойным Китом Харингом, его точным современником, и стал убежденным членом международного авангарда.
К концу 1990-х Новиков уже сформулировал свою противоречивую культурную философию. Он был и защитником классической культуры Санкт-Петербурга, и поборником современной рекламы, которая, по его мнению, была последним прибежищем очевидного прекрасного. Основополагающий образ движения Новой Академии, «Аполлон, топчущий Черный квадрат», заключает в себе конфликт между духовной сущностью искусства (бог Аполлон) и квинтэссенцией авангарда (живопись Казимира Малевича) , «Черный квадрат»).
В 1997 году Новиков потерял зрение. Последние семь лет своей жизни он развивал свои художественные теории и создавал новые произведения искусства. Одна из его последних работ «Новые русские святые» (1998) — это серия коллажей, в которых сопоставлены фотографии русских православных мучеников (среди них есть члены семьи Романовых, убитых большевиками) и ткани религиозных ритуальных облачений. Здесь Новиков объединяет религиозное почитание, личную загадочность и чудотворные силы в повседневную домашнюю жизнь в форме фотографии — средства современного искусства, сильным приверженцем которого был Новиков.Святые выбираются из большого числа тех, чья канонизация была отложена или помешана коммунистическим режимом. Среди них пророк и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский (1829–1908) и меценат Елизавета Федоровна (1864–1918), бывшая Елизавета Гессенская, внучка королевы Виктории, также последнего императора России, Царь Николай II (1868–1918) и императрица Александра Федоровна (1872–1918).
Тимур Новиков (1958-2002) выставлялся по всему миру. Его персональные выставки включают Тейт Ливерпуль (1989), Стеделийк, Амстердам (1993), Кунстхалле, Дюссельдорф (1993), Всемирный финансовый центр в Нью-Йорке (1997), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (1998).Его работы находятся в коллекциях Stedelijk Museum (Амстердам), Schwules Museum (Берлин), Музея современного искусства (Вена) The F.R. Художественный музей Вейсмана (США), Музей Циммерли (США), Музей Виктории и Альберта (Лондон) и многие другие.
За дополнительной информацией и изображениями обращайтесь к Ане Стонелаке по телефону +44 (0) 7949100956.
Спонсоры: Трест «Пушкинский дом», Центр русского языка, Нана Жвитиашвили.
Галерея White Space
Церковь Святого Петра, Вере-Стрит, Лондон, W1G ODQ
White Space Gallery открыта со вторника по пятницу с 11:00 до 18:00.Суббота до 17:00. Среда до 20:00. Выставка будет закрыта 28 октября и 5, 19, 26 ноября, также закрыта с полудня — 13:00 по четвергам. Ближайшая метро: Бонд-стрит.
НОВИКОВ Тимур | институт современного русского искусства
НОВИКОВ Тимур Информация- Тимур Петрович Новиков (24 сентября 1958, Ленинград — 23 мая 2002, Санкт-Петербург) — русский философ, график, дизайнер, живописец, теоретик искусства и куратор.Он считается одной из самых влиятельных фигур в нонконформистском искусстве до и после падения железного занавеса в России.
- Выросший в Советском Союзе, Новиков испытал его культурные и политические ограничения. Художественное образование начал в 7 лет в Доме пионеров в Ленинграде, а затем в Клубе юных любителей изящных искусств Русского музея в том же городе.
- В 1977 году стал членом художественной группы «Летопись»; а в 1982 году он основал движение «Новые художники».В 80-е годы Тимур Новиков работал на российском заводе .
- и имел доступ к его коллекции и архиву, а также тесные рабочие отношения с его хранителями и хранителями. Эта связь продолжалась до того момента, когда он начал работать художником. В 1990 и 1991 годах он проходил практику в «Институте пластических искусств» в Париже, Франция.
- В 80–90-е годы Тимур Новиков был постоянным участником спектакля «Поп-механика» композитора-экспериментатора Сергея Курёхина, работал над его оформлением.Несколько поп-групп из шоу работали с ним, чтобы исследовать новый визуальный и сценический дизайн. В 1983 году Новиков основал и возглавил экспериментальную рок-группу «Новые композиторы» и изобрел для нее новые музыкальные инструменты. Он также принимал участие в ряде кинопроектов в качестве актера и художника и прославился как дизайнер-новатор. В 1989 году Новиков получил премию «Ника» за вклад в популярный российский фильм «Асса».
- Новая Академия изящных искусств, основанная Новиковым в 1989 году, вскоре стала признанным местом встречи ленинградской, российской и международной художественной сцены и символом духа свободы и воссоздания новой России.Академия и художественное сообщество, названное также по адресу Пушкинская, 10, сначала самоорганизовывались художниками. Позже он предлагал ателье, а также регулярные курсы для студентов, включая стипендии. Академию, в которой Тимур Новиков был одним из самых выдающихся преподавателей, иногда называли андеграундным художественным проектом, но она также сотрудничала с признанными художественными институтами, в том числе с Русским музеем и Эрмитажем.
- Основная концепция академии называлась неоакадемизмом и включала в себя особые отношения между учителем и учеником, а также определенную историческую и эстетическую перспективу живописи и скульптуры.Неоклассицизм был еще одним элементом, о котором говорила академия.
- Тимур Новиков также участвовал в многочисленных художественных выставках за пределами России. Его стиль живописи сочетал в себе смелый авангардизм с утонченными классическими концепциями неоакадемизма. Кроме того, он внес свой вклад в теорию современного искусства, написав такие книги, как «Новый русский классицизм» (1998 г.), «Горизонты» (2000 г.) и «Интерконтакты» (2000 г.), изданные Русским музеем.
- Продолжительная болезнь привела к слепоте на поздних этапах карьеры Новикова.Он продолжал работать преподавателем в Новой академии и руководил ассистентами для работы над дальнейшими графическими работами. Тимур Новиков преждевременно скончался от пневмонии 23 мая 2002 года в Санкт-Петербурге. Посмертная персональная выставка его работ прошла в Русском музее в 2002 году.
- 2008 — «Космический Тимур. Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова. »Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
- 2003 — Ретроспектива художника.«Айдан Галерея», Москва.
- 2002 — «Горизонты». Национальная галерея, Калининград.
- 2002 — «Евро-Китай». «Айдан Галерея», Москва.
- 2002 — «Палладианский полет». Музей архитектуры, Москва.
- 2001 — «Горизонты». «Айдан Галерея», Москва.
- 2001 — «Горизонты». Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
- 2001 — «Ретроспектива». Тульский художественный музей, Тула.
- 2001 — «Открытая студия». Музей Новой Академии изящных искусств, С.Петербург.
- 2001 — «Евро-Китай». Музей Новой Академии художеств, Санкт-Петербург
- 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства». «Айдан Галерея», Москва.
- 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства», Музей Новой Академии Художеств, Санкт-Петербург.
- 2000 — «Мученики». Музей Новой Академии художеств, Санкт-Петербург
- 2000 — «Ретроспектива». Тверская областная картинная галерея, Тверь.
- 2000 — «Ретроспектива». Государственный областной художественный музей.ИП Пожалостина, г. Рязань.
- 2000 — «Закат немецкого романтизма». Галерея Терпсихора, Санкт-Петербург.
- 2000 — «Горизонты». Галерея «Navicula Artis», Санкт-Петербург
- 1999 — «Царица Небесная». Галерея Айдан, Москва.
- 1999 — «Царица Небесная». Музей Новой Академии художеств, Санкт-Петербург.
- 1999 г. — «Балет глазами художников». Санкт-Петербургский Союз художников, Санкт-Петербург.
- 1998 — «Людвиг 2 и Лебединое озеро».Выставочный зал Navicula Artis, Петербург.
- 1998 — «Российские императоры». Галерея Айдан, Москва.
- 1998 — «Маленькие тайны истории». Фотография. Арт-центр фотографии. Петербург.
- 1998 — «Тайны истории». Хироголограмма. Государственный центр современного искусства. Петербург.
- 1998 — «Ретроспектива». 1978–1998 годы. Государственный Русский музей. Мраморный дворец (Санкт-Петербург).
- 1998 г. — «Русские святые». Галерея 1-20, Нью-Йорк.
- 1998 — «Тимур Новиков, Андрей Баров.Abend mit Oscar Wild ». Lichtblick Gallerie, Кельн.
- 1997 — Всемирный финансовый центр, Нью-Йорк
http://en.wikipedia.org/wiki/Timur_Novikov
http://www.gif.ru/rus/people/novikov/
‹< ХудожникиТимур Новиков Биография, возраст, рост, жена, состояние, семья
Возраст, биография и вики
Тимур Новиков (Тимур Петрович Новиков) родился 24 сентября 1958 года в Санкт-Петербурге, Россия, русский художник.Откройте для себя биографию Тимура Новикова, его возраст, рост, физические данные, свидания / дела, семью и обновления карьеры. Узнайте, насколько Он богат в этом году и на что тратит деньги? Также узнайте, как Он заработал большую часть чистой прибыли в возрасте 44 лет?
Популярное как | Новиков Тимур Петрович |
Род занятий | НЕТ |
Возраст | 44 года |
Знак зодиака | Весы |
Родился | 24 сентября 1958 |
День рождения | 24 сентября |
Место рождения | Санкт-Петербург, Россия |
Дата смерти | 23 мая 2002 г., |
Место смерти | Санкт-Петербург, Россия |
Гражданство | Россия |
Рекомендуем ознакомиться с полным списком известных людей, родившихся 24 сентября.Он является членом известной группы Artist с возрастом 44 года .
Тимур Новиков Рост, вес и размеры
В 44 года Тимуру Новикову рост сейчас недоступен. Мы обновим данные Тимура Новикова о росте, весе, размерах тела, цвете глаз, цвете волос, размере обуви и платье как можно скорее.
Физическое состояние | |
---|---|
Высота | Нет в наличии |
Масса | Нет в наличии |
Размеры тела | Нет в наличии |
Цвет глаз | Нет в наличии |
Цвет волос | Нет в наличии |
Знакомства и статус отношений
В настоящее время не женат.Он ни с кем не встречается. У нас мало информации о его прошлых отношениях и каких-либо предыдущих помолвках. По нашим данным, детей у него нет.
Семья | |
---|---|
Родители | Нет в наличии |
Жена | Нет в наличии |
Родной брат | Нет в наличии |
Дети | Нет в наличии |
Тимур Новиков Собственный капитал
Его собственный капитал значительно вырос в 2020-2021 годах.Итак, сколько стоит Тимур Новиков в возрасте 44 лет? Источником дохода Тимура Новикова в основном является успешный художник. Он из России. Мы оценили собственный капитал, деньги, зарплату, доход и активы Тимура Новикова.
Собственный капитал в 2021 году | 1 миллион — 5 миллионов долларов |
Заработная плата в 2020 году | На рассмотрении |
Собственный капитал в 2019 году | На рассмотрении |
Заработная плата в 2019 году | На рассмотрении |
Дом | Нет в наличии |
Легковые автомобили | Нет в наличии |
Источник дохода | Художник |
Тимур Новиков Социальная сеть
Хронология
В 2015 году поместье Тимура Новикова сотрудничало с российским дизайнером уличной одежды Гошей Рубчинским.Получившаяся коллекция состояла из футболок, толстовок и кепок, выполненных в дизайне Новикова. Мотив «вечное солнце» является выдающимся элементом дизайна и ранее был заимствован Рубчинским, который глубоко почитает свое искусство. Работы были очень хорошо приняты, и их раскупили в течение нескольких минут в интернет-магазине Dover Street Market.
Продолжительная болезнь привела к слепоте на поздних этапах карьеры Новикова. Он продолжал работать преподавателем в Новой академии и руководил ассистентами для работы над графическими работами.Новиков скончался от пневмонии 23 мая 2002 года в Санкт-Петербурге.
Посмертные выставки произведений Новикова проходили в Русском музее в Москве и в Брюсселе в 2002 г., в Дании в 2004 г., в Лондоне в 2005 и 2012 гг. И несколько раз в Санкт-Петербурге. Весной 2013 года Московский музей современного искусства представил масштабную персональную ретроспективу творчества Новикова под кураторством Екатерины Андреевой, ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея, автора биографии Новикова.
Новиков также участвовал в многочисленных художественных выставках за пределами России. Его стиль живописи сочетал в себе смелый авангардизм с изысканными классическими концепциями неоакадемизма. Кроме того, он внес вклад в теорию современного искусства, написав такие книги, как «Новый русский классицизм» (1998 г.), «Горизонты» (2000 г.) и «Интерконтакты» (2000 г.), изданные Русским музеем.
Новая Академия изящных искусств, основанная Новиковым в 1989 году, вскоре стала известным местом встречи ленинградской, российской и международной художественной сцены и символом духа свободы и воссоздания новой России.Академия и художественное сообщество, названное также по адресу Пушкинская, 10, сначала самоорганизовывались художниками. Позже он предлагал ателье, а также регулярные курсы для студентов, включая стипендии. Академию, в которой Новиков был одним из самых выдающихся преподавателей, иногда называли андеграундным художественным проектом, но она также сотрудничала с известными художественными учреждениями, в том числе с Русским музеем и Эрмитажем.
В 80–90-е годы Новиков был постоянным участником спектакля «Поп-механика» композитора-экспериментатора Сергея Курёхина, работал над его оформлением.Несколько поп-групп из шоу работали с ним, чтобы исследовать новый визуальный и сценический дизайн. В 1983 году Новиков основал и возглавил экспериментальную рок-группу «Новые композиторы» и изобрел для нее новые музыкальные инструменты. Он также принимал участие в ряде кинопроектов в качестве актера и художника и прославился как дизайнер-новатор. В 1987 году Новиков получил премию «Ника» за вклад в популярный российский фильм «Асса» режиссера Сергея Соловьева.
В 1977 году стал членом художественной группы «Летопись»; В 1982 году основал движение «Новые художники».В 80-е годы Новиков работал в Русском музее и имел доступ к его коллекции и архиву, а также поддерживал тесные рабочие отношения с его хранителями. Эта связь продолжалась до того момента, когда он начал работать художником. В 1990 и 1991 годах он учился в качестве стажера в Institut des Arts Plastiques (Институт пластических искусств) в Париже, Франция.
Тимур Петрович Новиков (24 сентября 1958, Ленинград — 23 мая 2002, Санкт-Петербург) был российским художником, дизайнером, теоретиком искусства, философом и музыкантом.Он считается одним из самых влиятельных сторонников нонконформистского искусства до и после распада Советского Союза в 1991 году.
Аукционы | Найдено 40 результатов | Страница 1 из 2 (макс. 30 результатов на страницу) | Количество подписей: 3
Для получения дополнительной информации о ценности «Тимура Новикова» посетите наш Art Forum, который является бесплатным и требует повторной регистрации. |
Клуб друзей. Новые художники Тимура Новикова и Новая Академия — Calvert 22 Foundation
Первая групповая выставка в Великобритании двух художественных течений, возникших в последнее десятилетие существования Советского Союза и изменивших облик современного искусства в России.
Участвующие художники: Константин Гончаров, Ирена Куксенайте, Виктор Кузнецов, Станислав Макаров, Белла Матвеева, Егор Остров, Юлия Штраус, Ольга Тобрелуц, Андрей Венцлова, (EE) Евгений Козлов, Сергей «Африка» Бугаев , Алексей «Вилли» Феоктистов, Георгий Гурджанов, Евгений «Дебил» Кондратьев, Олег Котельников, Юрис Лесник, Владислав Мамышев-Монро, Олег Маслов, Андрей Медведев, Иван Мовсесян, Тимур Новиков, Вадим Овчинчинников, Иветалта Савченков, Иветалта Савчинников , Иван Сотников, Виктор Цой, Игорь Веричев
На выставке представлены работы двух групп художников, возникших в Санкт-Петербурге в 1980-х и 1990-х годах — «Новые художники» и «Новая академия».Оба движения основал художник Тимур Новиков.
Новые художники
В начале 1980-х, в последнее десятилетие советского режима, была основана Группа новых художников, которая начала создавать свои дикие картины под влиянием немецкого экспрессионизма, поп-арта и примитивизма. Сначала они работали в коммунальной, а затем и в старой квартире, они провели серию влиятельных выставок, концертов, показов и вечеринок. Работая сообща и без границ, они объединили изобразительное искусство с молодежной культурой, музыкой, кино, модой и перформансом.Такие художники, как Сергей «Африка» Бугаев, стали культовой фигурой за роль в арт-хаусном фильме «Асса», в то время как такие художники, как Олег Котельников, создавали свободные картины с сильными мазками кисти.
Новая Академия
В 1989 году, в критический период политических, идеологических и экономических преобразований в Советской России, Новиков основал второе влиятельное движение, Новую Академию, движение, которое стремилось поощрять возврат к классическим идеалам Древней Греции. Одетые как модники, в сюртуки и бархатные платья, художники искали классическую музыку и редкие ручьи, организовывая в 1990-е годы выставки, воспевающие классические идеалы красоты и физического совершенства.
Новые работы Академии заигрывают с сексуальной двусмысленностью и гомоэротизмом. Хотя Георгий Гурьянов настороженно относился к своей сексуальной ориентации, он создавал потрясающе красивые, эротизированные рисунки и картины спортсменов, моряков и солдат. А яркий перформанс-художник Влад Мамышев Монро использовал себя в качестве холста, наряжая и изображая исторических персонажей, включая Мэрилин Монро.
Переходя от одного вида искусства к другому, многие артисты участвовали в легендарной экспериментальной рок-сцене с Pop Mechanica и, в частности, с группой Kino, дизайнером которой был Новиков.На выставке представлены плакаты, автографы, фотографии, листовки клубов и обложки альбомов, на которых изображены их отношения с международными артистами, такими как Брайан Ино, Энди Уорхол и Джон Кейдж.