Государственная Третьяковская галерея и Московский метрополитен представили проект «Интенсив ХХ»
30 ноября Государственная Третьяковская галерея и Московский метрополитен представили уникальный просветительский проект «Интенсив ХХ». Проект стартовал с запуска тематического поезда, посвященного истории русского искусства XX века. В период с декабря 2016 по май 2017 года участниками кампании станут 15 миллионов человек.
30 ноября пассажирам метрополитена было представлено сразу несколько составных частей глобального образовательного проекта «Интенсив ХХ». В электродепо Московского метрополитена «Красная Пресня» состоялся запуск брендированного поезда, посвященного русской живописи XX века.
Для создания этого своеобразного музея истории изобразительного искусства была выбрана модель «Русич» 81-740/741. Каждый вагон поезда — концентрированный рассказ об одном из десятилетий XX века, проиллюстрированный 78 воспроизведениями фрагментов работ из собрания Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Кроме того, 30 ноября начал работу интернет-портал INTENSIV20.RU, на котором в виде ярких и коротких лекций и подкастов размещается информация о коллекции Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Третьим этапом проекта стала масштабная информационно-образовательная кампания на станции метро «Парк культуры». В ее основе — мировая практика, благодаря которой определенная станция метро ассоциируется у пассажиров с конкретным объектом культуры как, например, станции метро «Museum» в Торонто и «Palais-Royal-Musée du Louvre» в Париже.
В рамках проекта «Интенсив ХХ» создается связь между станцией метро «Парк культуры» и Третьяковской галереей на Крымском Валу. Носителями рекламной кампании выбраны баннеры, установленные в вестибюле и на эскалаторах, наклейки, размещенные в межарочных пространствах, напольные и дверные стикеры, тантамарески, уличные инсталляции, плакаты на выходе из метро. Сведения о проекте появятся на лимитированной коллекции проездных билетов «Единый», а также в буклетах, которые пассажиры смогут получить на стойке информации. В период с декабря 2016 по май 2017 года участниками кампании станут 15 миллионов человек.
«Мы впервые реализуем настолько масштабный проект, интегрирующий искусство и городской транспорт. Считается, что музеи привыкли говорить с посетителями на достаточно сложном языке. Наш совместный проект призван изменить эту ситуацию и убедить пассажиров в том, что искусство — для всех и каждого!» — заявил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.
«Для проекта выбран особый яркий визуальный язык, с помощью которого можно доступно и интересно рассказать об искусстве ХХ века, привлечь людей. Мы надеемся, что пассажиры метро от «Интенсива…» захотят перейти к более глубокому погружению в тему и придут в Галерею, чтобы увидеть подлинные шедевры ХХ века», — сообщила Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Станция «Парк Культуры» имеет важная значение. Здесь существует связь между современностью и историей: Сокольническая линия является старейшей в Московском метрополитене, вдоль нее жили многие представители русского искусства XX века, например, Казимир Малевич, Иван Клюн и Илья Машков. Станция метро «Парк культуры» Кольцевой линии является памятником культурного наследия: это одна из первых станций Московского метрополитена.
О проекте
«Интенсив XX» — один из самых масштабных примеров коллаборации государственного музея и метрополитена в рамках образовательного проекта. Это абсолютно уникальная задача, для реализации которой объединись два гиганта с потрясающей историей и наполнением — Государственная Третьяковская галерея и Московский метрополитен.
Цель проекта — обратить внимание широкой аудитории на культуру России XX века через призму коллекции Третьяковской Галереи на Крымском Валу; продолжить традицию реализации культурных и образовательных городских проектов, создавая для жителей Москвы — пассажиров Московского метрополитена всё более комфортную полезную и познавательную общественную среду. Это амбициозная задача: по словам генерального директора Галереи Зельфиры Трегуловой, цель проекта — охват не менее 15 млн москвичей и гостей города.
Содержательно проект «Интенсив ХХ» разделен на три составные части и представляет разные этапы развития русского искусства в XX веке: авангард, соцреализм и искусство 1960-х – 1980-х годов. Анонсировать каждый этап будут масштабные мероприятия.
Подготовкой материалов проекта занимались научные сотрудники Третьяковской галереи. В каждом периоде развития русской живописи XX века они определили 7–8 знаковых художников и отобрали по 3 работы каждого из них. Так сложилась яркая картина русского изобразительного искусства XX века.
www.mosmetro.ru
В метро запустили поезд-галерею с репродукциями картин из Третьяковки
На Кольцевой линии метро запустили поезд, посвящённый отечественной живописи XX века. Это двадцатый брендированный состав в метрополитене. В нём можно увидеть репродукции 78 произведений из коллекции Третьяковской галереи на Крымском Валу.
«Сегодня мы запуском этого поезда открываем совместный с Третьяковской галереей проект “Интенсив ХХ”», — сообщил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.
Каждый вагон нового поезда рассказывает об одном из этапов развития изобразительного искусства в XX веке. А все произведения поделили на три периода: авангард, советское искусство и современность. На стенах вагонов частично воспроизведены работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Юрия Пименова, Эрика Булатова, Наталии Гончаровой, Александра Дейнеки и других.
Запуск брендированного поезда стал первым шагом в реализации просветительского проекта Департамента транспорта, Московского метрополитена и Третьяковской галереи. Кроме того, в вестибюле «Парка культуры» Кольцевой линии появились тантамарески с фрагментами картин художников XX века, на эскалаторах разместили билборды с интересными фактами о направлениях в живописи прошлого столетия, а в пространстве между арками станции — портреты известных художников.
По словам генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пассажиры станции метро «Парк культуры» сразу попадают в атмосферу русского авангарда. Через два месяца здесь представят искусство 1930–1950-х годов, а затем современное.
«Спасибо руководству и экспертам Третьяковской галереи, которые отвечали за контент и информационное наполнение нашего совместного проекта. Он действительно является уникальным для московского метро и, по нашим оценкам, для всех метрополитенов мира. Уверен, что, когда одна из лучших галерей мира и один из лучших метрополитенов объединяют свои усилия, мы получаем уникальный по масштабу и, что самое главное для наших пассажиров, по полезности проект», — сказал заместитель Мэра, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной ситуации столицы Максим Ликсутов.
Он добавил, что информацию на станции и в поезде будут видеть порядка двух миллионов пассажиров в месяц. Картины и билборды планируют менять каждые два месяца.
Максим Ликсутов также отметил, что в этом году серьёзно обновилась инфраструктура метро. Год заканчивается с рекордными показателями: было заменено почти 110 километров рельсов, отремонтировали 53 эскалатора, поступило 216 новых вагонов. Кроме того, благодаря повышению интенсивности движения поездов на самых загруженных линиях, появилось 308 тысяч дополнительных пассажирских мест, а оплачивать свой проезд стали на 23 миллиона человек больше, чем в прошлом году.
www.mos.ru
360-градусные фотографии состава «Интенсив XX» Третьяковской галереи в московском метро
Проект ГТГ и Московского метрополитена «Интенсив ХХ» — идеальный учебник русского искусства XX века, который не пытается учить, зато заставляет отвлечься от айфонов и планшетов. На тот случай, если вы не ездите в метро, «Афиша Daily» публикует панорамные фотографии и пояснительные тексты оттуда.
Как устроена статья
У авторов проекта «Интенсив XX» не было задачи разложить историю искусства XX века в четко организованную структуру. Задача поезда — зацепить пассажира, вызвать интерес и буквально привести его в Третьяковку на Крымский Вал. Он рассчитан на взгляд, который увидит только фрагмент, поэтому с трудом укладывается в логику статьи на сайте.
При просмотре на компьютере повороты осуществляются мышью. Приближение и удаление работает через колесико или трекпад.Телефон-андроид можно использовать как призму — аппарат отслеживает изменение положения в пространстве, зум делается двумя пальцами. На айфоне управлять картинкой нужно пальцами.
Ютьюб-трейлер проекта «Интенсив ХХ»
Первый вагон
Начало русского авангарда
Термин «авангард», означающий «передовой отряд», искусство позаимствовало у военных. Авангардистами стали называть художников, радикально рвущих с традицией жизнеподобного воспроизведения действительности, создающих новую, доселе никому не ведомую картину мира. Авангардисты громко заявляли о себе: выставки, лекции и дискуссии часто завершались скандалом, Михаил Ларионов и Наталия Гончарова выходили на улицы с раскрашенными лицами, Казимир Малевич и Алексей Моргунов прогуливались с деревянными ложками в петлицах пиджаков.
Илья Машков
1881–1944
Подростком Машков служил «мальчиком» и писал вывески для фруктовой лавки в казачьей станице Михайловская-на-Дону. В 1900 году приехал в Москву, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, через несколько лет, не завершив образования, начал давать уроки живописи (среди учеников были и будущие знаменитости — Роберт Фальк, Иван Клюн, Вера Мухина). Увлекся Сезанном и французскими модернистами. В компании Петра Кончаловского, Михаила Ларионова и Аристарха Лентулова эпатировал публику на выставках «Бубнового валета». Произведения Машкова в духе французских фовистов высоко ценили критики, публика и коллекционеры. Натюрморты «Камелия» (1913) и «Тыква» (1914) стали первыми произведениями нового русского искусства, приобретенными Третьяковской галереей. А натюрморт «Синие сливы» знаменитому собирателю Ивану Морозову порекомендовал купить Анри Матисс.
После Февральской революции Машков устремился в общественную деятельность — стал руководителем профсоюза художников, годом позже вместе с учениками участвовал в оформлении московских улиц к революционным праздникам. В начале 1920-х, устав от экспериментов, работал над серией натюрмортов в духе классической живописи. «Снедь московская. Хлебы» и «Снедь московская. Мясо, дичь», созданные в период нэпа, — это пиршество для глаза, напоминающее о творениях старых фламандцев.
В последние десятилетия жизни стал образцовым соцреалистом — изображал стройки и крымские санатории, совершил в родной станице местную культурную революцию: на собственные деньги построил дом культуры, открыл художественную студию и сам с удовольствием писал портреты земляков-колхозников.
«Фрукты на блюде». 1910
Валентин Серов говорил: «Очень неплох был наш московский Матисс — Машков… Его фрукты весьма бодро и звонко написаны». Сочная, насыщенная фовистским колоритом живопись понравилась и самому французскому мастеру. Оба они — Матисс и Серов — порекомендовали купить полотно коллекционеру Ивану Морозову, часть собрания которого теперь принадлежит Третьяковской галерее.
Михаил Ларионов
«Автопортрет в тюрбане». 1907
Юный, двадцатипятилетний, еще не завершивший обучение, но уже известный художник Михаил Ларионов рассказывает о себе — серьезном, немного грустном, задумчивом. Намотав на голову экзотический тюрбан, он смотрит на мир, в который готов нести свое новое искусство.
Владимир Татлин
«Продавец рыб». 1911
Владимир Татлин знал и любил море, сделал много работ с морскими сюжетами — изображал матросов, рыбаков, продавцов рыб, мачты парусников. Критик Пунин писал о том, что «влияние иконы на Татлина неизмеримо больше, чем влияние на него Сезанна и Пикассо». Годы копирования фресок чувствуются в этой работе сильнее, чем интерес к совсем новой, так сильно увлекавшей его коллег французской живописи.
Кузьма Петров-Водкин
«Девушки на Волге». 1915
Символическое изображение реки времени Леты и четырех возрастов женской жизни декоративно и лаконично. Написано полотно на основе акварельных натурных этюдов, сделанных на даче художника «Красулинка», построенной по его собственным чертежам в тот же год, когда была закончена картина.
Владимир Татлин
1885–1953
«Татлин, тайновидец лопастей и винта певец суровый», — писал Велимир Хлебников. Больше, чем кисти и краски, художник любил материал — использовал в своих работах дерево, металл, веревки и доски. 14-летним он сбежал из дома, служил юнгой, ходил на кораблях по Черному морю, пока не поступил в 1905 году в Пензенское художественное училище, не узнал — наезжая в Москву — о Сезанне и новейших течениях в искусстве, не начал участвовать в новаторских выставках. Нанявшись изображать слепого бандуриста на Русской кустарной выставке в Берлине, смог на заработанные деньги съездить в Париж, побывать в мастерской Пикассо. Вернувшись, начал работать над совершенно новыми произведениями — контррельефами. В сложносочиненных конструкциях из дерева, гипса, железа, стекла, обоев Татлин использовал реальные материалы, изъятые из привычной жизни (иногда — насильственно: известна история, как художник, придумав новый рельеф, пытался отпилить ножку рояля в доме одной из своих приятельниц).
После революции главным его делом стала работа над утопическим проектом памятника III Интернационалу — невероятной конструкцией 400-метровой высоты. Имя его все чаще связывали с конструктивизмом, но сам Татлин выступал против любых «измов», выдвинув лозунг: «Ни к старому, ни к новому, а к нужному!» Нужное было не умозрительным, а реальным, — Татлин однажды вырвал стул из-под Малевича со словами: «Ну и сиди на геометрии и цвете». Он работал в театре, разрабатывал «нормаль-одежды», в которых сам и ходил, делал мебель и посуду. Он любил мечтать. Поэт Даниил Хармс рассказывал, как Татлин «ложится навзничь на ковер, отключается от посторонних дум, <…> сосредоточивает свою волю и постепенно отрывается от пола». Последним его грандиозным проектом стал так и не взлетевший махолет «Летатлин». В начале 1930-х, обвиненный в формализме, Татлин лишился возможности выставлять свои работы, зарабатывал сценографией, а дома «для себя» писал лирические пейзажи и натюрморты — сложную красивую живопись.
Наталия Гончарова
«Пьющие вино». 1911
В картине из цикла «Сбор винограда», как во многих работах 1911 года, Наталия Гончарова размышляет на евангельские темы. Поднимая свои «крестьянские» истории, в которых труд каждый раз представал торжественным ритуалом, на уровень символический и мистический.
Аристарх Лентулов
«Василий Блаженный». 1913
Знаменитый московский храм Аристарх Лентулов «развернул» на плоскости холста и показал сразу со всех сторон — со всеми его пляшущими куполами, покрытыми звездами и узорами. Разбивая пестрое, напоенноe звучанием мажорных красок здание, художник добивался эффекта «совместноцветности».
Казимир Малевич
«Черный квадрат». 1915
Малевич до последнего дня держал свое изобретение в тайне даже от ближайших друзей. Картина впервые была представлена публике и коллегам на открытии «Последней футуристической выставки картин «0,10”» 19 декабря 1915 года в Петрограде. Тогда картина называлась «Четырехугольником» и располагалась отдельно — в красном углу, венчая композицию из тридцати девяти супрематических произведений. Черный квадрат украшал обложку объяснявшей новое супрематическое учение брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму», где художник писал: «… Я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, то есть к Супрематизму, к новому живописному реализму. <…> Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым».
Сохранились четыре авторские версии «Черного квадрата». Второй был написан в 1923 году для Российского павильона на Венецианской биеннале как часть триптиха из круга, квадрата и креста (сейчас — в Русском музее). В 1929-м для персональной выставки Малевич сделал точную копию работы 1915 года, призванную заменить покрывшийся кракелюром оригинал (ныне тоже в ГТГ). Еще один квадрат — меньшего размера, оставшийся в семье художника, — оказался в собрании Государственного Эрмитажа.
Владимир Татлин
«Контррельеф (Материальный подбор)». 1916
Татлинские контррельефы — принципиально новые произведения: они ничего не изображают, представляя лишь самих себя и материалы, из которых сделаны, — палисандр, ель, металл. Не ограниченные двухмерной плоскостью, они выходят в пространство, открывая новые возможности для поколений художников.
Любовь Попова
«Кувшин на столе. Пластическая живопись». 1915
В этой работе органично соединены возможности живописи и скульптуры. Иллюзия объема при помощи светотеневой моделировки цвета доведена до абсолюта, разъятый на составные части предмет выдвинут из плоскости и «сделан» — из картона в технике высокого рельефа.
Александр Родченко
1891–1956
Командированный в 1925 году в Париж, Родченко писал домой, что почувствовал себя «среди своих» только один раз — увидев в метро группу рабочих, поющих «Интернационал». Себя он считал «чернорабочим техники», искусство — не украшением жизни, а способом ее правильной организации. Он родился и рос в театре, где служил бутафором отец, с детства мечтал об искусстве необыкновенном, созданном из света и воздуха, возникающем из воображения, а не подражания реальности.
В Москву Родченко приехал в 1916 году, в разгар авангардистской «бури и натиска». В стремлении достичь результатов минимальными средствами он отказался от традиционного рисования и начал использовать в работе чертежные инструменты — циркуль и линейку. Отринув идею традиционной картины, провозгласил курс на «производственное искусство» — реконструкцию самой жизни. Он создавал эскизы мебели, модели одежды — комбинезоны унисекс, работал над архитектурными проектами с «верхними фасадами», вместе с Маяковским делал рекламные плакаты. Первым из художников оценил возможности фотомонтажа и фотографии, искусства более демократичного и значительно более прогрессивного, чем живопись. После того как единственно правильным художественным методом был провозглашен социалистический реализм, был обвинен в формализме, в 1951 году исключен из Союза художников и восстановлен в нем совсем незадолго до смерти.
Второй вагон
Фрагменты реконструкции «Рабочего клуба». 1925
Международная выставка в Париже 1925 года стала звездным часом конструктивизма и высшей точкой признания Родченко-дизайнера: он занимался экспозицией и советского павильона, и части международной выставки в Гран-Пале, оформил театральный и архитектурный разделы, но самым известным его проектом стал «Рабочий клуб», сделанный по чертежам художника на мебельной фабрике в Аньере.
Бело-красно-серая цветовая гамма, вращающиеся стенды для фотографий и карикатур, складная трибуна, библиотека, держатель для газет, поворотный шахматный столик и уголок Ленина — интерьер Родченко стал манифестом рационального, предельно функционального искусства.
Казимир Малевич
1879–1935
Автор «Черного квадрата», самый знаменитый из отечественных авангардистов, сначала стал агрономом — по настоянию отца. Поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества изобретатель нового искусства приехал уже взрослым семейным человеком. Провалы на вступительных экзаменах не помешали ему быстро стать одним из лидеров движения новаторов. На выставке в Петрограде 19 декабря 1915 года он открыл новую эру в искусстве, продемонстрировав супрематизм — композиции, составленные из простейших форм: квадратов, кругов, прямоугольников.
С этого дня супрематическая вселенная раскручивалась стремительно, прирастая работами Малевича и увлекшихся его изобретением учеников. «Мы должны идти в неизведанные пути, для того чтобы в них открыть мир», — призывал мастер. Соединяя художественные новации с политическими, в 1919 году в Витебске вместе с учениками он учредил «партию супрематизма» — группу «Уновис». «Утвердители нового искусства» делали вывески, украшения для революционных праздников, издавали книги, устраивали митинги, лекции, спектакли, выставки. Применяя супрематизм к новым областям, Малевич сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом, создал новые архитектурные формы — «архитектоны». Похоронен был в супрематическом гробу, на его могиле в подмосковной Немчиновке ученики поставили куб с черным квадратом.
«На сенокосе». 1928–1929
В работе, знаменующей новый, постсупрематический период в творчестве Казимира Малевича, угадывается предчувствие колоссальных трансформаций традиционного крестьянского быта, уклада и образа жизни сельского населения, связанных с началом коллективизации.
«Девушка с гребнем в волосах». 1932
В поисках новой формулы — «супрематизма в контуре человеческой фигуры» — Казимир Малевич пишет портрет. Не реальную модель, а обобщенный образ, сконструированный из геометрических форм. Одета «девушка» в супрематические одежды, которые художник проектировал в начале 1930-х.
Третий вагон
Социалистический реализм
В 1932 году постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» высшее партийное руководство страны распустило все существовавшие в то время группировки и творческие объединения. Всех представителей творческих профессий, «поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве», объединяли в союзы — художников, композиторов, писателей. Через два года мастерам искусств был предложен и основной метод, на основе которого они должны были творить, — социалистический реализм.
Александр Дейнека
1899–1969
На правильный путь — «не надо ничего лишнего, как можно проще» — юного Александра Дейнеку наставил Владимир Маяковский, которому тот показал эскиз обложки. Так и сделаны лучшие произведения художника — минимум изобразительных средств, максимум выразительности. С лаконизмом, невозможным до открытий, сделанных авангардом, слагал он свой миф о новом времени и новых людях, об идеальной эпохе, превращающей сказку в быль, меняя законы — физические и человеческие. Тяжкий труд представал в его работах романтическим подвигом, непростое сегодня — счастливым завтра, рабочие, солдаты, спортсмены — беззаветными героями. Дейнека сотрудничал с журналами, ездил в командировки на стройки социализма, делал плакаты, писал картины и занимался монументальными проектами. Стирая условные границы, писал картины и панно так, будто это были огромные листы графики, заимствуя у кино приемы монтажа, у фотографии — эффекты ракурсной съемки, напор и агитационную силу — у плаката.
Обладатель золотой медали Всемирной выставки в Париже 1937 года за панно «Стахановцы» («Знатные люди Страны Советов») и Гран-при Нью-Йоркской международной выставки 1939 года за серию мозаичных плафонов «Сутки советского неба» для станции метро «Маяковская», он стал одним из первых членов новой советской Академии художеств, был ее вице-президентом. Удостоился высочайших из возможных званий — народного художника СССР и Героя Социалистического Труда. Были и черные годы, когда Дейнеку жестко критиковали, обвиняя в формализме, лишали работы и заказов. А на закате жизни он стал кумиром нового поколения — художников-шестидесятников.
«Утренняя зарядка». 1932
Дейнека верил в идеальную, гармонически развитую личность, в здоровый дух в здоровом теле, в совершенную пластику спорта и труда, в способность человека преодолевать пространство и силу тяжести — как это парящее в невесомости тело.
«Вратарь». 1934
Бесстрашно устремился за мячом футболист, смело ищет новую композицию художник, пытавшийся «компоновать новое пластическое явление». Дейнека утверждал, что футбол — новое всенародное увлечение — натолкнул его «на свой самостоятельный язык».
Петр Кончаловский
1876–1956
Петр Кончаловский был любимцем судьбы. Он вырос среди великих художников, с которыми сотрудничал его отец, известный издатель. В юности — смелый новатор, последователь живописной системы Сезанна и привязавшего ее к отеческим корням Михаила Ларионова, один из членов-учредителей общества «Бубновый валет», в зрелые годы Кончаловский — автор чудесных портретов и сочных натюрмортов, уважаемый мастер, живой классик. Он чувствовал нерв времени, не ломал себя под стиль эпохи — пережив серьезный кризис в конце 1920-х, сменил и художественную ориентацию, и красочную гамму, и сюжеты. И сделал это великолепно — поздние произведения Кончаловского могут составить конкуренцию его ранним работам. Его полотна всегда нравились покупателям, в советские годы — отбиравшим картины на выставки художественным советам. И в самые сложные времена он умел себя поставить — даже на идеологический заказ работал только тогда, когда заказ этот совпадал с его личными планами.
«Портрет В.Э.Мейерхольда». 1938 (фрагмент справа)
«Трагедия — дело неподвижное», — сказал как-то Мейерхольд. В отличие от множества других изображений, представлявших его непременно в резкой эффектной позе, на портрете Петра Кончаловского режиссер спокоен и недвижим. В 1938-м был закрыт — как «чуждый советской культуре» — его театр, но неизвестным еще оставался страшный конец — арест, пытки, расстрел.
«Сирень». 1943
Одна из многих десятков «сиреней», написанных Кончаловским, одна из нескольких, хранящихся в Третьяковской галерее. Расцветшая весной 1943-го, сирень обещала близкое тепло и вселяла надежду.
Федор Решетников
1906–1988
Автор популярной картины «Опять двойка» в юности стремился к подвигам — был художником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» и «Челюскин». Когда участники челюскинской эпопеи, за которой следила вся страна, высадились на льдину, выпускал стенгазету «Не сдадимся». За экспедиции его наградили орденами, а сделанные во льдах рисунки зачли как дипломную работу. Но ни картины, написанные под впечатлением от арктических приключений, ни полотна с вождями в главных ролях успеха художнику не принесли. Популярным его сделали дети — советские правильные дети. Первой обратила на себя внимание публики картина «Достали языка» (1943) — забавная история про играющих в войну мальчишек. Зрителей, утомленных пафосом и высоким стилем парадных экспозиций советского искусства, привлекли небольшие работы с незатейливым юмором, слегка шаржированными типажами и серьезным патриотическим содержанием.
Грандиозный успех, небывалая популярность (тираж репродукций превысил 13 миллионов) и высшая государственная награда — Сталинская премия — ждали картину «Прибыл на каникулы». Еще более известной стала последовавшая за ней «Опять двойка». Завершала трилогию «Переэкзаменовка». Вторую Сталинскую премию художнику принесла картина «За мир» — тоже детская история, о юных зарубежных борцах. Действительный член Академии художеств, удостоенный многочисленных наград, Решетников был настоящим борцом за «правильное» искусство — писал статьи о любимых передвижниках и яростно критиковал формалистов в триптихе «Тайны абстракционизма».
Семен Чуйков
«Дочь Советской Киргизии». 1948
Картина, где целеустремленная девочка с книжками шагает навстречу степному ветру, стала символом советского просвещенного Востока, пробуждающегося к новой жизни. Изображение было широко известно, его печатали и на марках, и на больших плакатах.
Аркадий Пластов
«Сенокос». 1945
Написанное в победном 1945-м, это полотно — и о том, что сельский труд в тяжелые годы вернулся к традиционным, самым простым своим формам, и о потере кормильцев, но главное — о вечной щедрости природы и надежде на лучшее. Запрещена.
Александр Лактионов
«Письмо с фронта». 1947
Нездешний свет заливает пространство, в руках у женщины не бумага, а благая, спасительная весть о сохранившейся жизни. Это не бодрый, прославляющий силу оптимизм официального довоенного искусства, а тихая чистая радость: война закончена, счастье будет.
Четвертый вагон
Суровый стиль и соц-арт
Таир Салахов
«Айдан». 1967
Серьезная трехлетняя девочка с картины, только что получившая в подарок лошадку, дочь Таира Салахова Айдан через двадцать лет сама станет известным художником
Михаил Рогинский
1931–2004
Рассказывают, что когда художник Михаил Рогинский переезжал в новую мастерскую, из старой вывезли на помойку не меньше тонны засохшей краски — она годами капала с картин на пол. Накладывая краску на холст толстыми слоями, он писал «портреты» простых вещей — примусов, спичечных коробков, табуреток и чайников. Для театрального художника важен был «предметный опыт» сцены. Из него, а не под влиянием модного поп-арта, возникают у Рогинского изображения вещей, а потом — и сами вещи, и первой — знаменитая «Красная дверь». Сделанная плотниками по эскизам художника, затем нарочито неаккуратно им выкрашенная, с настоящей, найденной на помойке ручкой, «Красная дверь» стала первым объектом в современном российском искусстве.
Михаил Рогинский отказывался от титула «отца русского поп-арта», называл свой стиль документальным. Чувствуя себя лишним и непонятым, осенью 1978 года он эмигрировал во Францию — с женой, двумя дворнягами и авоськой с пустыми банками из-под советских консервов. Французский критик Пьер Рестани писал: «Если бы Рогинский попал в нужный момент в нужное место, он мог бы заслуженно соревноваться с Уорхолом или с французскими «новыми реалистами». Но тогда он был в СССР, о нем никто ничего не слышал».
«Красная дверь». 1965
«Когда я сделал первую «Дверь», мне показалось, что я что-то такое сделал, что можно уже не работать», — сказал как-то в интервью Рогинский. Дверь Рогинского — не просто арт-объект, но и живопись. Убери с нее ручку, получится многослойная красная объемная картина. Ее значение для современного русского искусства современники сравнивали с «Черным квадратом» Малевича.
«Метро» 1962–1963
Бытописец советской действительности, Михаил Рогинский честно изображал то, что видел. Вагон метро — люди стоят-сидят. Серые пальто с меховыми воротничками, простые шапочки — незамысловатый быт, скучная повседневность, которая редко удостаивается внимания художников.
Александр Косолапов
Родился в 1943 году
Художественное образование Александр Косолапов получил в Строгановке (МВХПУ), шесть лет трудился скульптором в системе Союза художников СССР. Вместе с друзьями Виталием Комаром, Александром Меламидом и Леонидом Соковым стоял у истоков соц-арта — направления, которое полно и точно выразило иронию, пропитывавшую атмосферу жизни застойной эпохи. За пафосом лозунгов, тематических картин о победах на пути к коммунизму, за «продолжительными аплодисментами» собраний и съездов скрывалась унылая и вязкая повседневность. Эстетика повседневной жизни была столь же неяркой. До сих пор искусствоведы ведут споры о возможности поп-арта в Советском Союзе, где «товаров» с точки зрения консюмеризма не было — в гастрономах на полках лежала «еда», в универмагах висела одинакового вида «немаркая» одежда. Вот это незамысловатое, обыденное Александр Косолапов попытался предъявить как поп-арт. Он возвеличил предметы советского быта в буквальном и переносном смысле — делал огромные копии самых простых вещей. В застойном 1975 году Косолапов эмигрировал в США, где к насмешкам над социалистическим реализмом добавил иронию по поводу штампов поп-культуры.
«Мясорубка». 1972
Огромное жерло мясорубки в скульптуре Александра Косолапова вызывает в памяти времена, предшествующие эпохе фастфуда. Добывание продуктов и их приготовление в те годы нередко напоминало битву. А женщина с механической мясорубкой превращалась в «воительницу».
Леонид Соков
Родился в 1941 году
Скульптуры Сокова ярки, остроумны, парадоксальны — как ярмарочные работы народных мастеров. Художнику интересно наблюдать, как в повседневную реальность «прорастают» мифы, анекдоты, легенды и народные обычаи. Выпускника Строгановского училища в Союзе художников считали перспективным анималистом. А в круге неофициального искусства — одним из основателей соц-арта, отлично соединявшем в своем творчестве противоположности — советские темы и модернистские формы. Несколько лет он работал в одной мастерской со скульпторами-нонконформистами — Александром Косолаповым и Борисом Орловым. С 1976 года участвовал в выставках «неофициальных» художников, в 1979-м уехал из СССР, с тех пор живет и работает в Нью-Йорке.
В Америке репертуар интересующих его символов стремительно разросся — в диалог вступают цитаты из работ отечественных авангардистов, американские поп-символы и другие яркие «материализации духа» разных народов: Микки-Маус соединяет над собою серп и молот, Сталин встречается с Мэрилин Монро, навстречу знаменитой модернистской скульптуре Джакометти идет фигура Ленина, исполненная в соцреалистическом каноне. Родившийся и выросший в деревне Соков делает свои объекты так, чтобы всякому понятна была их рукодельность, чтобы торчали заусенцы и «бороздили» трещины, чтобы видно было, что родом эти работы — из народа, из-под топора или из деревенской кузницы. Даже если делали их в знаменитой итальянской мастерской.
«Проект очков для каждого советского человека». 1976
Леонид Соков — мастер ироничных метафор. Нарочито грубая вырубка из дерева, вместо стекла — красные звезды. Через такие очки образцовому советскому человеку «следовало» смотреть на мир, а «необразцовому» — думать о неудобстве оправы и своего положения.
Евсей Моисеенко (1916–1988)
«9 Мая». 1975
Самые яркие воспоминания детства Евсея Моисеенко — дед, вешающий в красном углу избы, где обычно икона да лампада, портрет Ленина, и промчавшийся по селу под алым знаменем отряд красных конников в буденовках. Он учился читать вместе с матерью, неграмотной крестьянкой; в 1931 году уехал в Москву, поступил в Художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина, проходил практику в Палехе, Жостове, Федоскино, где народные мастера вплетали новые темы в традиционные формы старинных художественных промыслов.
Первую известность художнику принесли полные героического пафоса картины о революции и Гражданской войне. Но значительно более важными оказались истории, пережитые им самим, — прощание, ополчение, концлагерь. Для Моисеенко картина — «это жизнь определенного события в оценке художника».
Виктор Пивоваров
Родился в 1937 году
«Московская вечеринка». 1971
В пионерском лагере Виктор Пивоваров приручил мышонка. Днем носил его в кармане, а ночью укладывал спать в мешочек с травой. Мешочек он завязывал, но мышонок таинственным образом убегал — его находили то в ботинке, то в углу. С тех пор в рисунках и картинах Пивоварова нет-нет да и появится этот маленький мышонок из детства.
Выпускник Московского полиграфического института, Виктор Пивоваров занимался иллюстрацией и живописью. Оформил 50 изданий, придумал буквы-человечки для журнала «Веселые картинки». В 1970-е Пивоваров стал одним из отцов-основателей московского концептуализма. Его графика и живопись — это всегда истории, нередко странные, как сны. Персонажи зависают в цветном пространстве, в прорывах плоскости скрываются ландшафты, в комнатах обитают дома. В 1982 году Виктор Пивоваров переехал в Прагу, где с тех пор живет и работает, не изменяя ни живописи, ни любви к слову.
Пятый вагон
Коллекция галереи
Третьяковская галерея — детище текстильного фабриканта Павла Третьякова, его дар городу Москве. С момента возникновения она пополнялась силами тех, кто знал, понимал, любил искусство. Самыми значительными дарами последних десятилетий стали коллекции Алексея Сидорова, Георгия Костаки, Леонида Талочкина — без них и множества других замечательных пожертвований невозможно представить себе музейную экспозицию искусства ХХ века.
Георгий Костаки
Первый коллекционер русского авангарда cобирал и иконы, и произведения нонконформистов-шестидесятников. Гражданин Греции, долгие годы трудившийся в московских посольствах разных стран, перед отъездом из СССР в 1977-м году оставил Государственной Третьяковской галерее 834 произведения живописи и графики художников русского авангарда, работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Любови Поповой и других мастеров.
Иван Клюн «Пробегающий пейзаж». 1915. Дар Костаки
Это уникальное произведение русского кубофутуризма, как и другие работы Ивана Клюна, попало в коллекцию Георгия Костаки благодаря знакомству с дочерью автора. Фиксируя собственные ощущения от пробегающего за окном поезда пейзажа, художник решает проблему передачи движения.
Алексей Сидоров
Крупнейший искусствовед, он собирал все и всех, накопив двадцать тысяч томов книг и около четырех тысяч работ на бумаге — произведений русских, советских и западных мастеров. Подчеркивая приверженность реализму, включал в собрание и абстрактные произведения.
Ольга Алексеева «Танцующая китаянка». 1930–1940-е. Дар Сидорова
Ольга Алексеева стала известна в 1918 году, после того как вместе с братом Иваном к первой годовщине революции сделала праздничное оформление Охотного Ряда. Однако больше всего она работала в театре.
Эрик Булатов
Родился в 1933 году
«Русский ХХ век III». 1998–1999
Визитная карточка классика соц-арта — лаконичные надписи, перекочевавшие в живописное пространство из плакатов и наглядной агитации, наложенные на исполненные со всей возможной тщательностью реалистические пейзажи. Таким способом художник хотел подчеркнуть контраст природы и социума, абсурдность действительности, перенасыщенной советской пропагандой. А заодно изучить законы границы изображения. Лозунг «Слава КПСС» как решетка заслоняет небо, наложенные друг на друга слова «Вход» и «Входа нет» агрессивно противоречат друг другу, надписи «Осторожно» и «Опасно», «Не прислоняться», «Добро пожаловать» отталкивают от плоскости холста. Затягивают «внутрь» картины «Тучи растут» поэтические строки друга художника — поэта Всеволода Некрасова.
С раннего детства Булатов знал, что будет художником. В это же твердо верил и его отец, ушедший на фронт добровольцем и погибший в 1944-м. После окончания Суриковского института Булатов, уже определившийся с собственным стилем, даже не мог мечтать об официальных выставках. Хотя две все же состоялись: одна — в секретном Курчатовском институте — длилась 45 минут, вторая шла целый вечер в мастерской художника. Для заработка вместе с коллегой, Олегом Васильевым, Булатов иллюстрировал детские книги. Несколько поколений выросли на его рисунках к сказкам Перро «Золушка», «Кот в сапогах», рассказам Заходера и Берестова.
Новости, анонсы, релизы и личные мнения наших редакторов на все это — в телеграме «Афиши Daily».daily.afisha.ru
Пассажиры московского метро смогут попасть в Третьяковскую галерею бесплатно
В рамках культурно-образовательного проекта «Интенсив XX» для пассажиров московского метро предусмотрено множество приятных бонусов. Программа лояльности, подготовленная совместно с Третьяковской галереей, будет запущена уже 2-го января.
Посещение Третьяковской галереи на Крымском валу станет вдвое доступнее для пассажиров Московского метрополитена. Специальный брендированный проездной билет «Интенсив XX» даст право обладателю получить 50% скидку на вход в знаменитый музей. Тематические билеты можно приобрести в кассах всех станций Кольцевой линии метро – в продаже они будут вплоть до окончания просветительского проекта, до мая 2017 года.
Также в кассах метрополитена можно будет бесплатно получить методичку, рассказывающую об основных периодах отечественного изобразительного искусства ХХ века. Методичка «Интенсив ХХ» — это не просто красочная познавательная брошюра, но и беспроигрышный квест. Собрав три проездных билета с разным фирменным дизайном и вклеив их в методичку, можно будет бесплатно попасть на индивидуальную экскурсию по залам Галереи. После этого каждый получит сертификат об участии в проекте.
Для активных пользователей социальных сетей будут запущены специальные интерактивные квесты. Так, например, находя быстрее всех определённые репродукции, фрагменты работ или ответы на вопросы в поезде «Интенсив ХХ», курсирующем по Кольцу каждые 20-30 минут, можно будет получить бесплатные пригласительные билеты в Третьяковскую галерею. Любители селфи, выложив снимки в Инстаграм с хештегом #intensiv20 из брендированного поезда или на фоне тантамарески на станции «Парк культуры», автоматически станут участниками розыгрыша призов за самый яркий и необычный кадр. Участники могут пофантазировать, что понравилось бы, к примеру, художникам-авангардистам и реализовать это на фотографиях.
Также онлайн работает основной образовательный ресурс проекта — intensiv20.ru. Прямо в дороге пассажиры метрополитена могут не только знакомиться с образовательными курсами по русскому искусству XX века, но и проходить тесты (своего рода экзамены), получая, при положительном результате, дипломы за усвоенный курс, а также скидки и другие подарки от Галереи.
Более подробную информацию обо всех конкурсах и скидках можно получить на сайте intensiv20.ru.
Справочно:
«Интенсив XX» – это масштабный культурно-образовательный проект, в рамках которого взаимодействуют Третьяковская галерея и Московский метрополитен. Цель проекта – познакомить широкую аудиторию с культурой России XX века через призму коллекции Третьяковской Галереи на Крымском Валу. Содержательно “Интенсив ХХ” разделен на три составные части и представляет разные направления искусства прошлого столетия: авангард, соцреализм и искусство 1960-80-х годов. Обновление контента проекта будет происходить в соответствии с этими периодами. Анонсировать каждый этап будут масштабные мероприятия.
www.mosmetro.ru
как добраться от метро, адрес. Станция метро «Третьяковская»
Одним из крупнейших художественных музеев России является Третьяковская галерея, главный корпус которой расположен в Лаврушинском переулке в Москве. Сегодня, помимо главного здания, галерея также располагает музейным комплексом на Крымском валу. В статье будет рассказано о том, как удобней добраться в Третьяковскую галерею от метро «Октябрьская», «Парк культуры» и станции «Третьяковская».
История становления галереи
К основанию музея и уникальной коллекции картин причастны братья Сергей и Павел Третьяковы. Когда они только увлеклись благотворительностью и коллекционированием предметов искусства, Павел специализировался на русский художниках, а Сергей интересовался полотнами мастеров из Западной Европы.
Точной датой создания галереи считается 1856 год, когда Павлом Третьяковым были куплены две картины русских художников: «Искушение», написанная Николаем Шильдером, и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Есть мнение, что это далеко не первые работы, приобретенные Третьяковым, однако достоверных сведений о более ранних картинах не сохранилось.
Деятельность меценатов с самого начала привлекла внимание властей. В 1862-ом году следователи двух полицейских участков Москвы заинтересовались приобретением ими полотна «Сельский крестный ход на Пасхе». Эта работа Василия Перова была признана сатирой на церковь, так как участники хода были показаны нетрезвыми, а их образы изображены примитивно.
Открытие галереи для публики
Двери для широкой общественности в усадьбу Третьяковых были открыты в 1867-м году. Музей в Лаврушинском переулке получил название «Московская городская галерея Сергея и Павла Третьяковых». На первом этапе своего существования музей включал 1276 картин, более 470 рисунков и 10 скульптур, исполненных русскими художниками. Кроме того, в коллекцию вошли 84 работы иностранных живописцев.
Понимая всю важность своего дела, братья Третьяковы стремились поддерживать российских художников. Например, по рекомендации Льва Толстого они приобрели картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581-го года», написанную Ильей Репиным, и полотно «Милосердие», принадлежащее кисти Николая Ге. Обе картины были не одобрены властями к показу, однако сегодня они являются подлинными сокровищами музея.
Уже к 1890-му году галерея братьев Третьяковых приобрела статус «Музей национальной важности», так как являясь частной по сути, она была открыта для бесплатного посещения всеми желающими.
Сегодня — это важный объект культурного наследия, который ежегодно посещают тысячи москвичей и гостей столицы.
Как добраться в Третьяковскую галерею
От метро с одноименным названием до главного здания в Лаврушинском переулке самый короткий маршрут — всего 400 метров. Пройти это расстояние можно за 5 минут.
Станция метро «Третьяковская» является ближайшей к музею и названа в честь галереи. От нее нужно:
- Выйти к улице Большая Ордынка.
- Пройти по ней до пересечения с Большим Толмачевским переулком.
- Дальше следует идти до сквера им. Шмелева.
- За ним повернуть направо, собственного в Лаврушинский переулок.
Точный адрес Третьяковской галереи в Москве: Лаврушинский переулок, дом 10 строение 1. Это основное здание музея.
Однако рядом с ним расположен Инженерный корпус Третьяковской галереи, часы работы которого отличаются от основного здания. Свое название он получил от технических служб, которые в нем расположены, и его с самого начала использовали для ведения параллельных программ к экспозициям и образовательным инициативам. Однако и выставки современного искусства в нем тоже бывают. Среди экспонатов есть работы как русских, так и зарубежных художников. Кроме того, в нем проводятся образовательные мероприятия для широкой публики.
Вот точные часы работы Инженерного корпуса Третьяковской галереи:
Вт-Вс: 10:00 — 21:00
Понедельник в музее является выходным днем.
Транспортная доступность галереи
В непосредственной близости от основного здания и Инженерного корпуса находится несколько станций метро, относящихся к разным линиям метрополитена. Наиболее известной является станция «Третьяковская», получившая свое название от музейного комплекса.
Она является пересадочной станцией и соединяет две линии: Калужско-Рижскую (6) и Калининскую (8), что делает ее удобной для тех, кто добирается из Черемушек, Новогиреева, Конькова или Ясенева.
В десяти минутах пешего хода от галереи расположена станция «Новокузнецкая», которая принадлежит Замоскворецкой линии (на карте зеленого цвета). Станцией удобно воспользоваться тем, кто едет из Ховрино или с Белорусского вокзала, а также с Юго-Востока столицы, из таких районов как Домодедово или Царицыно. Станция расположена на Пятницкой улице.
От станции метро «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии до Третьяковки также десять минут пешком. «Полянка» удобна еще и тем, что от нее всего за пятнадцать минут, пройдя по живописному Замоскворечью и парку «Музеон», можно добраться до Новой Третьяковки.
Из Инженерного корпуса в Новую Третьяковку пешком
Между основным зданием Третьяковской галереи и Новым филиалом на Крымском валу расстояние всего 1,7 километра. В хорошую, особенно летнюю погоду это расстояние можно пройти пешком за двадцать минут.
Выйдя из основного здания, стоит пройти по Лаврушинскому переулку в сторону Москвы-реки и повернуть налево. Таким образом, можно прогуляться по живописной набережной, с которой открывается вид на остров Балчуг и монументальный памятник Петру l. На Крымской набережной созданы все условия как для пешей прогулки, так и для катания на велосипедах, скейтах и роликах.
Как добраться в музейный комплекс на Крымском валу
Вслед за Инженерным комплексом в Лаврушинском переулке Третьяковка получила в собственность также и здание Государственной галереи на Крымском валу, образовав единое целое с Центральным Домом художника. После того как в музее появились столь обширные выставочные пространства, было принято решение о том, чтобы в Лаврушинском переулке разместилась коллекция с древнейших времен по 1910-й год, а в новом здании на Крымском валу – современное и новейшее искусство.
Как добраться от метро в Третьяковскую галерею на Крымском валу? Многочисленные гости столицы часто задаются этим вопросом, однако ответ не очень прост. Ближайшими станциями метро к зданию Новой Третьяковки является «Октябрьская» и «Парк культуры».
Выйдя из кольцевой станции метро «Октябрьская», следует:
- Повернуть налево по Крымскому валу и, оставив по левую руку парк «Горького», спуститься в подземный переход.
- Перейти на противоположную сторону и, пройдя через парк искусств «Музеон», выйти к Центральному Дому художника и Новой Третьяковке, расположенным по адресу ул. Крымский вал, д. 10.
Как добраться в Третьяковскую галерею от метро? От станции «Парк культуры» следует пойти в сторону Москвы-реки, перейти мост и, оставив по правую руку парк «Горького», спуститься с моста налево на Крымскую набережную. Здание Новой Третьяковской галереи доминирует над окружающими пространством и его трудно будет не заметить.
fb.ru
Станция метро Третьяковская (калининская) | Достопримечательности и интересные факты о станции метро Третьяковская
Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Калининская линия » ТретьяковскаяРасположение
Метро «Третьяковская» – станция совмещенного типа, принадлежащая Калужско-Рижской и Калининской линиям. «Третьяковская» находится на территории района Замоскворечье Центрального административного округа города Москвы.
История станции
Станция имеет два зала – южный и северный. Южный зал был открыт в составе Калужского радиуса 3 января 1971 года, северный – 25 января 1986 года. После введения в эксплуатацию северного зала сюда были переведены поезда Калининской линии, следующие от станции «Марксистская», и поезда Калужско-Рижской линии, направляющиеся в сторону станции «Октябрьская». Старый зал вместо поездов Калужско-Рижской линии стал использоваться для отправления поездов Калининской линии до станции «Марксистская».
История названия
До 1983 года станция носила название «Новокузнецкая», после чего была переименована по расположенной недалеко от станции Третьяковской галерее.
Описание станции
Путевые стены и пилоны южного зала облицованы серым мрамором, пол – серым гранитом. Северный зал отделан розовым мрамор и украшен бронзовыми портретами русских художников работы А. Н. Бурганова.
Технические характеристики
«Третьяковская» – трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 46 метров.
Вестибюли и пересадки
«Третьяковская» имеет кросс-платформенную пересадку. Для того чтобы пересесть с одной линии на другую, достаточно перейти с одной стороны платформы на другую. Переход осуществляется по лестницам, расположенным в центре залов.
Северный зал является конечной остановкой Калининской линии, из южного зала поезда Калининского направления следуют до станции «Марксистская».
Кроме кросс-платформенной пересадки, станция имеет еще один переход – на станцию «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии.
Вестибюль обеих станций общий, связанный с платформами эскалаторами. Выход на поверхность осуществляется через подземные переходы, ведущие на улицу Малая Ордынка и Климентовский переулок.
Наземная инфраструктура
Рядом со станцией есть большое количество музеев и картинных галерей, самая знаменитая из которых Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке. Кроме этого, можно посетить Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Дом-музей А. Н. Островского, Театральную галерею на Малой Ордынке и Галерею Мамонтовых. На Малой Ордынке можно без труда отыскать Театр Луны и Русский духовный театр «Глас», а если вы устанете от ходьбы по театрам и выставкам, то можете отдохнуть и перекусить в одном из ресторанов и кафе. Крупных торговых центров рядом со станцией нет, но большое количество бутиков и небольших магазинчиков смогут предложить самый разнообразный товар.
Полезные факты
Время работы станции: 5:35 – 1:00.
На карте
proezdmetro.ru