Схема третьяковской галереи: . . . . . . . . 1853. , .

Содержание

Третьяковская галерея на Крымском валу: как добраться на метро

Третьяковскую галерею вполне обоснованно считают наиболее знаменитым музеем искусства в России. В нем можно увидеть массу шедевров – от старинных икон до современных скульптурных композиций и живописи. Посещение Третьяковки является обязательным пунктом экскурсионной программы по Москве и для россиян, и для иностранных гостей. Вся экспозиция разделена на две части и представлена в зданиях с разными адресами. Желающим увидеть известную достопримечательность и насладиться истинным искусством, необходимо знать, как добраться до Третьяковской галереи.

Третьяковка на карте Москвы

Все предметы искусства, относящиеся к основной экспозиции, представлены в особняке в Лаврушинском переулке. Здесь находятся старые произведения. Второе строение находится по адресу: Крымский вал, 10. Оно служит местом размещения коллекции XX века.

Лаврушинский переулок

Здание, находящееся в Лаврушинском переулке, стоит на том самом месте, где ее основал меценат Третьяков в 1856 году. Экспозиция состоит более чем из 1300 работ знаменитых художников, включая «Троицу» Рублева. Здесь проводятся многочисленные выставки и прочие мероприятия.

На двух этажах небольшого строения разместились 62 зала, на их осмотр вполне реально потратить целый день:

  • портретная галерея состоит из полотен, написанных в позапрошлом веке;
  • в отделах, посвященных художникам начала XIX века, представлены работы многих художников, включая Александра Иванова;
  • отдельный зал отведен для картин, изображающих деревню и крестьянский быт;
  • есть залы пейзажной живописи.

Постепенно продвигаясь через залы галереи, посетители видят, как со временем менялась тематика полотен, техника их исполнения, эмоциональная насыщенность. Есть помещения, где выставлены произведения графики, которые постоянно обновляются. В сокровищнице Третьяковки находятся фрески и иконы, миниатюры и старинные книги, ювелирные украшения самых знаменитых мастеров.

Крымский вал, 10

В строении на Крымском валу можно увидеть работы художников-авангардистов, выставленные в хронологическом порядке. Здесь есть образцы современного искусства, и не только живописи, но и скульптурных композиций и даже кинетических машин.

Важно! Посетителям предоставляется возможность посмотреть документальные кинофильмы о русских авангардистах.

Осмотр экспозиции лучше начинать с залов, где находятся картины 1910-20-х годов. Эти полотна пока нельзя назвать абстракцией, но от реалистического искусства, представленного в Лаврушинском переулке, они достаточно далеки. Художники играют с формами и смыслами, пытаются как можно проще выразить сложные философские идеи, оперируют контрастами.

Кажущийся примитивизм многих полотен скрывает сложные ассоциативные ряды. Художники постепенно отказываются от малейшего намека на реализм, эту эволюцию легко проследить, передвигаясь к каждому следующему залу. Пик нового искусства – авангардизм, удивительное сочетание цветов и линий, необычных форм, абстрактных структур. Именно здесь представлены работы Казимира Малевича.

В этом филиале Третьяковки можно познакомиться с новыми авангардными направлениями и конструктивизмом в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Символизм, утилитарная живопись, бытовые сюжеты – все это доступно посетителям галереи.

Как добраться до Третьяковки на Крымском валу

Ближайшие станции московского метрополитена к Третьяковке на Крымском валу – «Парк Культуры» и «Октябрьская». В первом случае нужно выйти на ул. Крымский вал и пройти по мосту, перейдя дорогу у входа в Парк Горького. Во втором – пройти по той же улице до парка. Галерея находится непосредственно напротив него. Всегда можно уточнить у москвичей, как добраться до Третьяковской галереи на Крымском валу на метро.

От одного здания Третьяковки до другого можно дойти примерно за 30 минут. Их разделяет порядка 2 км. Идти можно по набережной Москвы-реки, наслаждаясь живописными видами и панорамой города. Одновременно можно посетить парк Музеон, где выставлена масса забавных скульптур. Альтернативный пешеходный маршрут пролегает через ул. Якиманка.

Как добраться до галереи, расположенной в Лаврушинском переулке

Галерея, стоящая в Лаврушинском переулке, когда-то дала имя ближайшей станции метрополитена, относящейся к Калужско-Рижской линии. Остановку так и назвали – «Третьяковская». Одноименный остановочный пункт есть и на Калининской линии.

Важно! Первая из названных веток метро окрашена в оранжевый цвет, вторая – в желтый.

Выйдя на станции метро «Третьяковская», нужно свернуть налево, к Большой Ордынке. Перейдя ее по пешеходному переходу, следует пройти по Ордынскому тупику. Можно двигаться и по параллельной улице – Толмачевскому переулку. После сквера надо повернуть вправо, это и будет Лаврушинский переулок. Здания, принадлежащие галерее, находятся слева.

Есть несколько способов, как доехать на метро до Третьяковской галереи. Можно проехать до ст. «Новокузнецкой» по зеленой Замоскворецкой линии. Отсюда к галерее приведет следующий маршрут:

  1. После выхода из метро пройдите по Пятницкой улице.
  2. Сверните влево, дойдите до пешеходного перехода.
  3. Перейдите через дорогу и продвигайте по переулку Климентовскому, пока не дойдете до его пересечения с Большой Ордынкой.
  4. Перейдите через переход на эту улицу и идите по Большому Толмачевскому переулку либо Ордынскому тупику до поворота налево в переулок Лаврушинский.

Несложно добираться к государственной Третьяковской галерее и от ст. «Полянка» серой Серпуховско-Тимирязевской ветки. Выйдя из подземки, нужно дойти до ул. Большая Полянка и свернуть налево. Рядом с остановкой автобуса «Большая Якиманка» следует повернуть вправо и идти до переулка Старомонетного. Оттуда через пешеходный переход надо пройти до Большого Толмачевского переулка, который приведет к скверу. Достаточно повернуть налево, и здания галереи будут совсем рядом.

Проехать к Третьяковке можно и на наземном транспорте:

  • автобус М5 идет с метро «Лубянка»;
  • автобус М6 следует до остановки «Большая Якиманка»;
  • на этот же остановочный пункт приходит троллейбус №8;
  • с Павелецкого вокзала ходит автобус №К.

Нелишним будет знать, как добраться в Третьяковскую галерею на машине. Здесь нет ничего сложного: доезжаете до поворота на Большой Толмачевский переулок по Старомонетному переулку и сворачиваете на Лаврушинский. В районе переулка есть парковка.

На Большом Толмачевском и Лаврушинском переулках одностороннее движение. От галереи выезд есть только на Большую Ордынку, где транспорт движется тоже лишь в одну сторону. Схему проезда лучше изучить заранее.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Государственная Третьяковская галерея: в списке великих ценностей Москвы и России — Новостной блог гостиницы Турист — выставки на ВВЦ, мероприятия, сезонные акции

Музей «Третьяковская галерея» или просто Третьяковка — одно из легендарных исторических, культурных и архитектурных сооружений столицы. Находится она в Лаврушинском переулке, в шаговой доступности от станции метро Третьяковская и Новокузнецкая.

Остановившись в гостинице «Турист», которая предлагает одни из самых недорогих, но при этом комфортных, номеров, вы очень быстро доберетесь до этого важного объекта столицы. Вам потребуется только один, но самый быстрый транспорт — метро.

История появления Третьяковки — визитной карточки Москвы

Третьяковская галерея в Москве стоит на одной планке ценностей с Эрмитажем в Санкт-Петербурге, Лувром в Париже, музеем Прадо в Мадриде. Она известна всему цивилизованному миру и является своеобразной визитной карточкой Москвы.

Появился этот музей в столице в 1856 году. Основателем Третьяковской галереи является Павел Михайлович Третьяков, продолжатель старинного купеческого рода. Именно он купил графику и картины старых голландцев, ряд полотен русских живописцев и разместил их для всеобщего обозрения в своем доме.

Первая коллекция включала произведения Шидлера, Худякова. Скоро ее пополнили шедевры Соколова, Якоби, Саврасова, Клодта, затем Перова, с которым Третьяков поддерживал дружеские отношения. Особенно основательно расширилась коллекция Третьяковской галереи в 60-е годы 19 века. В ней появились портреты известных личностей, написанные Брюлловым, Тропининым, Крамским.

Третьяков не только занимался расширением коллекции и пропагандой русского искусства. Он дружил с художниками и оказывал им посильную помощь. Среди тех, кого поддерживал меценат, были Шишкин, Саврасов, Крамской.

В 1872 году меценат начал строительство музейных залов, потому что его собственного дома уже не хватало. Два года спустя строительство завершилось и проблема площадей временно была снята. Тем не менее, она вернулась десятью годами позже. Строительные заботы продолжились. Галерея увеличилась еще на 6 залов.

В 1892 году владелец подарил свое детище Москве и завещал средства московской Думе на содержание Третьяковской галереи. Московская Дума приняла специальное Положение об управлении Городской художественной галереей Третьяковых. Был создан совет Галереи. Полностью перестроенный жилой дом семьи Третьяковых стал функционировать в режиме музея.

Третьяковская галерея и современность

Очень важное пополнение коллекции Третьяковской галереи состоялось в 1910 году, когда, по завещанию мецената Морозова, музей получил полотна гениев Франции — Моне, Ренуара, Писсаро, Дэга и других.

Через три года после этого Совет галереи  возглавил художник и историк-искусствовед Грабарь. С его приходом для музея стартовала новая эпоха.

Именно Грабарю Третьяковка обязана тем, что принцип построения экспозиций изменился. Его можно было сравнить с построением самых легендарных музеев Европы. Картины каждого великого художника собрали в одном зале. Был принят хронологический тип размещения произведений искусства, от древнерусской иконописи до современности.

В этот же период составили полное научное описание великой коллекции Третьяковской галереи. В таком виде она и была национализирована после Революции. Грабарь остался во главе музея, он сумел сохранить в названии имя основателя Третьяковки.

Коллекция основательно пополнилась за счет конфискованных у дворян, реквизированных, национализированных художественных ценностей. В Третьяковской галерее сконцентрировалась богатейшая экспозиция, в которую  вошли, в том числе, и произведения русских художников-авангардистов Малевича, Кандинского, Татлина.

При этом вновь потребовались дополнительные площади.

В 1935 году началось строительство нового здания, а также были выделены средства для реконструкции старых. В годы войны экспозицию пришлось демонтировать и вывезти. Восстановление пострадавшего во время обстрелов здания началось уже в 1942 году. Вскоре все экспонаты в отличном состоянии были возвращены в Москву.17 мая 1945 года состоялось торжественное открытые восстановленной Третьяковской галереи для посетителей.

В 1995 году завершались очередная реконструкция Третьяковки.  Площадь, предназначенная для размещения экспозиций, увеличилась в 1,5 раза, появилось 10 новых залов. Произведения из коллекции Третьяковской галереи часто выставляются в разных зарубежных и российских городах. Сотрудники музея ведут научно-исследовательскую работу. Продолжают пополняться музейные фонды.

На сегодняшний день собрание Третьяковской галереи включает около 150 тысяч великих произведений искусства. Часть из них выставляется в основном здании, расположенном в Лаврушинском переулке, а также во втором корпусе Третьяковки, который находится на Крымском Валу.

Адрес: пер. Лаврушинский, д. 10

Ближайшее метро: Третьяковская

Как пройти?
Схема метро

Западное крыло Новой Третьяковки, Россия

ЦДХ — московское выставочное объединение «Центральный дом художника» Международной конфедерации союзов художников, один из самых известных выставочных центров России.

В здании ЦДХ также находится, занимая более половины его площади, Государственная картинная галерея (постоянная экспозиция «Искусство XX века») как часть Третьяковской галереи. ЦДХ расположен в центре Москвы и окружён Парком искусств. Экспозиция Музея скульптуры на открытом воздухе органично вписывается в продуманный парковый ансамбль и дополнена зонами отдыха и игровыми площадками для детей.


  • Количество выставок в год — более 300.

  • Посещаемость за год — около 1 000 000 человек.

  • Экспозиционная площадь — 9 000 м².

  • Количество залов — 27.

  • Фонд постоянного хранения: живопись, графика, ДПИ, скульптура, плакат, изделия народных промыслов с 20-х годов XX века по настоящее время — более 46 тысяч единиц хранения.

  • Киноконцертный зал — 600 мест.

  • Пресс-центр — 60 мест.

  • Парковка &…

ЦДХ — московское выставочное объединение

«Центральный дом художника» Международной конфедерации союзов художников, один из самых известных выставочных центров России.

В здании ЦДХ также находится, занимая более половины его площади, Государственная картинная галерея (постоянная экспозиция «Искусство XX века») как часть Третьяковской галереи. ЦДХ расположен в центре Москвы и окружён Парком искусств. Экспозиция Музея скульптуры на открытом воздухе органично вписывается в продуманный парковый ансамбль и дополнена зонами отдыха и игровыми площадками для детей.


  • Количество выставок в год — более 300.

  • Посещаемость за год — около 1 000 000 человек.

  • Экспозиционная площадь — 9 000 м².

  • Количество залов — 27.

  • Фонд постоянного хранения: живопись, графика, ДПИ, скульптура, плакат, изделия народных промыслов с 20-х годов XX века по настоящее время — более 46 тысяч единиц хранения.

  • Киноконцертный зал — 600 мест.

  • Пресс-центр — 60 мест.

  • Парковка — более 500 мест.

В экспозиционных залах ЦДХ проводятся различные выставки современного искусства, архитектуры и дизайна. Проводятся выставки произведений художников Европы, Ближнего Востока, Азии и Америки.

В частности, еще в 1980-е годы в залах ЦДХ была показана серия выставок художников мирового масштаба — Картье Брессона и Ив-Сен Лорана (Франция), Гюнтера Юккера (Германия), Френсиса Бэкона (Англия), Джорджо Моранди и Янниса Кунеллиса (Италия), Роберта Раушенберга и Джеймса Розенквиста (США), Сальвадора Дали (Испания), Жана Тэнгли (Швейцария), Руфино Тамайо (Мексика).

Также в ЦДХ ежегодно проходит международная ярмарка интеллектуальной литературы «Non/fiction». Впервые ярмарка прошла в здании ЦДХ в 1999 году. Также проводятся Московский международный художественный салон ЦДХ, Ежегодная международная художественная ярмарка произведений современного мирового искусства

«Арт Москва», международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», Российские Антикварные Салоны.

Государственная Третьяковская галерея

Самым известным художественным музеем Москвы и, пожалуй, всей России является Государственная Третьяковская галерея. Основанная в 1856 году меценатом Павлом Третьяковым, она и сегодня притягивает к себе туристов и любителей искусства со всего мира.

Знаменитая Третьяковка является одной из крупнейших в мире коллекций русского художественного искусства – от XI до XXI века. Сегодня в коллекции насчитывается более ста тысяч произведений. Среди них такие легендарные полотна, как «Явление Христа народу» («Явление Мессии») Александра Иванова, «Неравный брак» Василия Пукирева, «Троица» Андрея Рублева, «Богатыри» Василия Васнецова, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Охотники на привале» Василия Перова, «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына») Ильи Репина и многие, многие другие.

В музее регулярно проводятся экскурсии. Так, гости галереи могут принять участие в экскурсиях по выставкам «Шедевры древнерусского искусства», «Русское искусство XVIII-XIX веков», «Шедевры XVIII века» и многих других.

Историческое помещение Третьяковской галереи расположено в Лаврушинском переулке, дом 10. Как доехать до главного собрания произведений Третьяковки на метро? Ближайшие станции — «Третьяковская» (Калининская линия – № 8 по желтой ветке) и «Третьяковская» (Калужско-Рижская линия – № 6, по оранжевой ветке). Выйдя из метро, необходимо пройти через улицу Большая Ордынка по Ордынскому тупику или по параллельному ему Толмачевскому переулку. После сквера нужно повернуть в Лаврушинский переулок, где слева и располагается Государственная Третьяковская галерея.

Однако у музея есть еще несколько площадок. Одна из них – так называемая Новая Третьяковка – находится на улице Крымский вал, дом 10. Кроме того, в состав Третьяковской галереи входят многочисленные дома-музеи: дом-музей и музей-квартира Васнецова, музей-мастерская А. С. Голубкиной и др.

Третьяковская галерея


На пересечении Большого Толмачевского и Лаврушинского переулков к 150-летиюТретьяковской галереи был установлен фонтан Искусств. Сама галерея, насчитывающая более 150 000 единиц хранения (картин, икон и скульптур), расположена дальше — в доме №10 по Лаврушинскому переулку. Ее собрание начало формироваться в 1856г., когда один из владельцев Новой Костромской Мануфактуры купец Павел Третьяков купил две картины. При этом особняк в Лаврушинском переулке он приобрел пятью годами ранее.

На протяжении всей своей жизни Павел Третьяков пополнял свою коллекцию. При выборе картин он отдавал предпочтение русским художникам, полагаясь на собственный вкус. Однажды купив на рынке копии вместо оригиналов, Павел Третьяков взял за правило покупать картины у самих авторов, зная о полотне все, что можно. Своя коллекция была и его младшего брата, Сергея Третьякова. Но в ее основе была западная живопись.

В 1892 году коллекции братьев соединились, а здания в Лаврушенском переулке вместе с сокровищами Третьяковых были подарены Москве. Так образовался музей Третьяковская галерея. На момент основания собрание Третьяковской галереи включало в себя 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Сергей Третьяков до самой своей смерти оставался попечителем Третьяковской галереи и продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. А так как рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности Галереи, к жилой части особняка Третьякова постепенно пристраивались новые помещения для хранения и демонстрации коллекции.

После смерти мецената, фасад Третьяковской галереи был перестроен по эскизам В.М.Васнецова в виде сказочных теремков. Над входом в музей разместился барельеф святого Георгия Победоносца и крупное название древнерусской вязью. Сам Третьяков считал, что только Васнецов сможет выразить идею галереи в архитектуре фасада здания.

В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, который превратил Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу.

В 1925 году вопреки завещанию основателей Третьяковской галереи, ее коллекцию разделили, передав часть собрания в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), а некоторые картины из Третьяковской коллекции увезли в Эрмитаж.

Тем не менее в собрании Третьяковской Галереи остались настоящие сокровища. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковской галереи: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е.Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова» В.И.Сурикова, «Троица» А.Рублева, «Апофеоз войны» В.Верещагина, «Буря» И.Айвазовского, «Последний день Помпеи» К.Брюллова, «Богатыри» В.Васнецова, Портрет А.С.Пушкина работы О.Кипренского, «Неизвестная» И.Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В.Перова, «Неравный брак» В.Пукирева, «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Княжна Тараканова» К.Флавицкова. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А.Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Прицессу Грёзу», «Царевну-Лебедь», майолики.

Интересны картины П.А.Федотова, которые он обычно сопровождал стихами. Например, «Свежий Кавалер»:

Я свежий кавалер,

И всем теперь понятно,

Я буду всем в пример,

И все пойдет в зачет.

Я свежий кавалер,

Я парень импозантный,

Атласный этот флер

Мне очень подойдет.

Открой пошире дверь,

Мне почему-то жарко,

Я крестик заслужил,

И слава надо мной,

Я свежий кавалер,

Прижмись ко мне, кухарка,

И ласку окажи,

Ты мне ночной порой.

Теперь я, как актер,

Я Гамлет, я Отелло,

Великолепный сан,

Мне светит, как портрет,

И мой атласный флер,

Наброшен так умело,

И даже мой топчан,

Всем излучает свет.

Есть крестик у меня,

Но этого мне мало,

Я свежий кавалер,

Я покоритель дам,

Дождусь такого дня,

Как стану генералом,

И буду всем в пример,

Для дочек и для мам…

Есть среди сокровищ Третьяковской Галереи и настоящие тайны. Так, например, на картине «Утро в соcновом лесу» указан автором только Шишкин, хотя идею изобразить на полотне медведя подал Савицкий. Он же и нарисовал медведя. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе лично скипидаром стер подпись Савицкого.

А на картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» на самом деле изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга Рокотова. Но когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил художника таким образом пощадить чувства второй жены. Рокотов нанес второй слов, превратив женщину в мужчину, но при этом оставил лицо нетронутым.
О других тайнах картин из собрания Третьяковской галереи можно узнать из фильма «Семь тайн Третьяковской галереи».

Данная информация взята с сайта: http://liveinmsk.ru/places/tags/64

Станция метро Третьяковская в Москве

Станция метро Третьяковская расположена на расстоянии примерно 1,5 километра южнее Кремля и Красной площади, недалеко от знаменитой Третьяковской галерееи. Станция расположена рядом с пересечением улиц Большая Ординка и Малая Ордынка с Климентовским переулком.

Станция метро Третьяковская имеется одновременно на двух линиях метрополитена: Калужско-Рижская линия (между станциями “Китай-город” и “Октябрьская”) и Калининская линия. Со станции Третьяковская можно также перейти на станцию “Новокузнецкая” Замоскворецкой линии метро.

Станция имеет два параллельных зала, которые обслуживают две линии метро. Между залами имеется переход. На станции организована так называемая “кросс-платформенная” схема пересадки. Один зал обслуживает по одному направлению сразу двух линий. Перейдя на другую сторону платформы, вы попадаете на другую линию метро. Нужно быть внимательным, чтобы попасть на нужное вам направление поездов.

Южный зал станции был открыт 3 января 1971 года, Северный зал открыт 25 января 1986 года. В оформлении путевых стен северного зала станции использованы портреты известных русских скульпторов, художников и иконописцев. Два зала станции соединены эскалаторами с общим подземным вестибюлем, который имеет выход в город через подземный переход на улицу Большая Ордынка и Климентовский переулок, к Государственной Третьяковской галерее.

Достопримечательности и интересные места

Рядом со станцией метро Третьяковская расположена Третьяковская галерея и другие интересные для туристов места.

  • Третьяковская галерея. (Расстояние примерно 300 метров.)
  • Болотная площадь. (Расстояние примерно 700 метров.)
  • Храм Иверской иконы Божией Матери (великомученика Георгия Победоносца) на Всполье. (Расстояние примерно 500 метров.)

Вам может быть полезно, если вы планируете поездку в Москву:

Гостиницы рядом со станцией метро Третьяковская

Рядом со станцией метро Третьяковская и Третьяковской галереей в Москве имеется несколько отелей. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты поблизости по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

От Малевича к звездам – Weekend – Коммерсантъ

В Третьяковской галерее открылась выставка к 125-летию со дня рождения Ивана Кудряшова (1896–1972), и это сенсация. Работы супрематиста-космиста, оказавшиеся, помимо Третьяковки и Русского музея, в Нукусе, в Каракалпакском государственном музее искусств имени Савицкого, в Париже, в Центре Помпиду, и в Салониках, в Музее современного искусства — Коллекции Костаки, впервые собраны вместе, а каталог выставки и прошедшая в галерее научная конференция возвращают это забытое имя в большую историю советского авангарда

Посетители Третьяковской галереи, скорее всего, обращали внимание на необычную картину Ивана Кудряшова в постоянной экспозиции на Крымском Валу — там, где выставлены художники круга Казимира Малевича. Картина, происходящая из собрания Георгия Костаки, на первый взгляд представляет собой изображение архитектурного сооружения, арочной конструкции в супрематических орнаментах, про которую было известно, что она — проект росписи Городского театра в Оренбурге. Полагали, что это эскиз занавеса или что это фрески для арочно-сводчатого фойе, но только сейчас, когда на основе научной реконструкции Игоря Смекалова, одного из кураторов выставки, сделан большой макет театрального зала, внутрь которого можно попасть, понимаешь, какая же это невероятная идея, оставшаяся мечтой, как и большинство архитектурных проектов супрематизма. Никаких сводов тут нет: стоя перед картиной, зритель должен представить себе, что лежит навзничь на полу в старинном многоярусном театре, и тогда мнимые арки окажутся росписью ярусов, мнимый пол — огромным супрематическим занавесом, а то, что изображено в центре композиции, красный квадрат со свитой других геометрических элементов,— плафоном. И театральный зал сам собой превратится в супрематический планетарий, модель обновленного коммунистического мироздания, схему Солнечной системы с красным супрематическим квадратом, знаменем Вселенского интернационала, в самом куполе. Макет супрематического театра и несколько снятых специально к выставке фильмов, объясняющих кудряшовские теории, покажутся самыми яркими пятнами в минималистской, стерильно-белой экспозиции архитекторов Кирилла Асса и Надежды Корбут — этот лабораторный характер выставочной архитектуры соответствует лабораторному характеру искусства Кудряшова, где графические сюиты, бесконечные разработки определенных космических тем — динамики в пространстве или криволинейного движения — преобладают над живописью. Что неудивительно: искусство такого типа было обречено оставаться в эскизах, ведь Кудряшов, один из немногих несломленных абстракционистов, на протяжении всей своей жизни был фанатично предан идее беспредметности.

Хотя в собрании Третьяковки немало других работ Кудряшова, еще недавно казалось, что ему всегда суждено быть художником одной странной картины и одного абзаца в истории искусства — в качестве Малевичева ученика, возглавившего оренбургское отделение УНОВИСа, Утвердителей нового искусства, секты, ордена или партии, как предпочитал говорить сам Малевич, супрематистов-экономистов. Но Кудряшову повезло: нашелся энтузиаст, Игорь Смекалов, в прошлом — оренбургский искусствовед, автор исследований об оренбургских авангардистах, а ныне — научный сотрудник Третьяковской галереи, который несколько лет готовил эту выставку вместе с другим третьяковским экспертом по авангарду, Ириной Прониной. На выставке показано все, что имеет отношение к оренбургским театральным проектам Кудряшова — из Третьяковки, Музея Костаки в Салониках и частной московской коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Собственно, весь Кудряшов собран здесь, как Осирис, по кусочкам, разбросанным по всей земле — Узбекистан (это добрая треть экспонатов), Греция, Франция, и количество перерастает в качество, потому что из этих разрозненных фрагментов пазла составляется стройная картина его художнической эволюции. Ведь на самом деле и Оренбург, и Малевич — всего лишь небольшой по времени эпизод в удивительной жизни Кудряшова.

Родившийся в Калужской губернии, Кудряшов вырос в Москве, в Москве и учился — вначале в Строгановке, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а когда после революции училище преобразовали в Государственные свободные художественные мастерские, где студенты могли свободно выбирать мастеров, он попал к Малевичу. В подмастерьях Малевича Кудряшов проходил только год: вскоре учитель отбыл в Витебск проповедовать революцию черного квадрата в провинции и его мастерскую возглавил Натан Певзнер — в ученической графике Кудряшова супрематический ордер (ранние кудряшовские рисунки считаются лучшей иллюстрацией к педагогическим идеям творца супрематизма) немедленно обогатился прибавочным элементом в виде певзнеровских силовых линий. Понятно, что тогда, в пору невероятно интенсивной жизни художественного духа, каждый год шел за десятки лет — Кудряшов поедет Малевичевым эмиссаром в Оренбург, будет строить местный УНОВИС, примется переписываться с учителем и витебским партактивом (в Третьяковке выставлено огромное количество писем и рукописей, ныне также рассыпанных по разным музеям и странам), организует приезд Малевича и Лисицкого в Оренбург, столкнется с горячим неприятием супрематической доктрины в местных художественных кругах, повоюет, но уже в 1922-м вернется в Москву, где вскоре сблизится с таким же не вполне ортодоксальным, бывшим супрематистом Иваном Клюном. В 1925-м Кудряшов с Клюном вступят в ОСТ, Общество станковистов, и на первых остовских выставках кудряшовские беспредметно-космические «свечения», «расхождения» и «конструкции прямо- и криволинейного движения» будут белой вороной красоваться рядом с шахтерами Александра Дейнеки и боксерами Юрия Пименова. Далее карьера его катилась под уклон с поистине космической скоростью: дружная ругань критиков, упреки в неизжитом формализме и отсутствии «выраженного творческого лица» (это как раз в те годы, года разные мастера искусства стали вдруг на одно лицо), оформительские подработки, партийные проработки, исключение из Московского союза советских художников в веселом 1938-м (его так и не восстановят — несмотря на многочисленные прошения с конца 1950-х), полунищенское существование, туберкулез, инвалидность — это была цена беспредметнической принципиальности Кудряшова.

И все же сказать, что его творческая судьба сложилась неудачно, нельзя. Жизнь упорно сводила его с теми, кто был заворожен космосом, идеями четвертого измерения, пространственно-временного континуума, космических скоростей и межгалактических расстояний. Будь то учителя (Малевич, Певзнер, Лисицкий), друзья-однокашники (Георгий Крутиков займется проектированием «Летающего города», Зенон Комиссаренко нарисует мультфильм «Межпланетная революция») и даже противники — оренбургский оппонент Кудряшова Сергей Калмыков тоже был поклонником «Пространства и времени» Германа Минковского. Да что там: по легенде, не находящей, правда, документальных подтверждений, Кудряшов был будто бы лично знаком с самим Циолковским — через своего отца, высококвалифицированного плотника-модельщика, после революции перебравшегося в Калугу и якобы делавшего какие-то модели по заказу «калужского мечтателя». Эти счастливые встречи, реальные или выдуманные, укрепляли Кудряшова в его вере в начало космической эпохи и грядущий межпланетный интернационал, неизбежные следствия Октябрьской революции. И способствовали созданию кудряшовской системы физико-математического искусства, не столько изображающего, сколько выражающего идею космического пространства-времени — искривляющихся в бесконечном ускорении плоскостей, пронизанных динамическими линиями планетарных орбит и ослепительным светом, упрямо, как сам Кудряшов, идущим сквозь холодную тьму неизвестности.

Кудряшов всей своей жизнью и творчеством опровергает два устойчивых мифа о советском искусстве. Во-первых, миф о тотальном самоотречении авангарда. Пути художников его поколения более или менее схожи: на рубеже 1920–1930-х многие отходят от былой радикальности и с большим или меньшим успехом встраиваются в новую модель партийной изобразительности, прославляющей успехи социалистического строительства. На выставке не найти и десятка фигуративных рисунков Кудряшова — в начале 1930-х он тоже старался быть полезным родине и понятным рабоче-крестьянскому зрителю, в Третьяковке есть даже эффектный живописный «Автопортрет» 1932 года — в остовском, нововещественном духе, но у него не получалось кривить душой, беспредметность как единственный способ выразить «космическое содержание» эпохи не отпускала, и он расплатился за свой фанатизм официальным изгнанием из профессии. Годы оттепели стали для Кудряшова временем самой главной, идейной реабилитации, подтверждающей его художническую правоту: первый спутник, полет Гагарина, Леонов в открытом космосе — начиная с 1957 года он с восторгом возвращается к космической теме, отзываясь буквально на каждую новость о Белке, Стрелке и Лайке, и на торжествующе-лучезарных акварельках возникает фигурка супрематического космонавта, расправляющего руки-крылья в межзвездном пространстве. Финал выставки с работами 1960-х годов, когда Кудряшов вновь обращается к космизму и супрематизму, взявшись дорабатывать собственные композиции 1920-х, выглядит, несмотря на печальную биографию художника, на удивление светлым. А во-вторых, и это «во-вторых», конечно, имеет прямое отношение к «во-первых», случай Кудряшова опровергает известное мнение, будто бы вся послевоенная абстракция в советском неофициальном искусстве не имела никаких связей с местным довоенным авангардом и выросла на американских дрожжах Фестиваля молодежи и студентов, где изумленной публике наглядно продемонстрировали метод поллоковского дриппинга. В конце 1950-х в жизни Кудряшова случилось еще одно чудо: его, вновь принявшегося за старое, разыскали молодые «лианозовцы», Лидия Мастеркова и Владимир Немухин,— он стал для них проводником в мир запретного искусства, живой связующей нитью с эпохой Малевича, и по работам Мастерковой и Немухина, выставленным рядом с кудряшовскими, видно, что его не столько уроки, сколько беседы не прошли даром.

Лианозовская молодежь познакомила Кудряшова с коллекционерами, прежде всего — с Георгием Костаки, и в коллекцию Костаки попали не только картины и рисунки самого художника, но и бережно сохраненный им архив УНОВИСа с автографами Малевича и всей славной компании (сейчас эти материалы находятся в Салониках). Видимо, за коллекционерами к Кудряшову потянулись слависты, что в итоге привело к первой персональной (и прижизненной!) выставке осенью 1970 года, на которой художник не мог присутствовать, потому что она открылась в Париже, в галерее Жана Шовлена (часть экспонатов позднее попала в Центр Помпиду). После смерти Кудряшова его вдова, художница-авангардистка Надежда Тимофеева, принялась пристраивать работы мужа в музеи — большую часть вещей, не востребованных Третьяковкой и Русским музеем, увез в Нукус Игорь Савицкий. Так сложилась эта разорванная география кудряшовского наследия, и она долгие годы служила препятствием к изучению его творчества. Под конец жизни Кудряшову, так и не принятому обратно в Союз художников, дали отдельную квартиру в Москве — на Авангардной улице. В этом была какая-та злая насмешка судьбы. Возвращение имени, случившееся на нынешней третьяковской выставке, сообщает всей этой истории оттенок драматического оптимизма, какой есть и в лучших картинах Кудряшова 1920-х годов.

«Иван Кудряшов». Новая Третьяковка, Крымский Вал, до 22 августа

величайшее изобразительное искусство России

Если мы говорим о изобразительном искусстве России, Государственная Третьяковская галерея в Москве (или Третьяковка) — это место, которое стоит открыть. Это не только величайший музей русского изобразительного искусства в мире , но эта галерея также хранит самую большую коллекцию из шедевров . Чтобы увидеть их все, потребуется несколько дней. Однако, как и во многих других музеях, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, есть экспонаты, которые нельзя пропустить, так как они посвящены русскому искусству в целом.

Павел Михайлович Третьяков, основатель

© istock / vladj55

История галереи началась в 1856 году, когда ее будущий основатель Павел Михайлович Третьяков, , в честь которого сегодня носит название галереи , купил первые экспонаты. искусство для его частной коллекции. Он был купцом, который однажды задумывался о создании музея национального искусства. В 1867 году Павел Михайлович представил свой особняк в Лаврушинском переулке в Москве как новосозданную галерею , где все желающие могли увидеть картины, принадлежавшие ему и его брату, Сергею Михайловичу, в то время.Это здание, расположенное в Замоскворечье, микрорайоне, где жили купцы, напоминает традиционный русский терем, выглядит как будто из сказки. Позже были построены новые пристройки. В наши дни фасад здания по проекту известного художника Виктора Михайловича Васнецова, служит символом Третьяковской галереи. В 1892 году Павел Михайлович Третьяков подарил России свою коллекцию, состоящую почти из двух тысяч экземпляров.На сегодняшний день насчитывается более 190 тысяч экспонатов, — в Третьяковской галерее, — и коллекция постоянно пополняется.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лаврушинский переулок, 10, Москва, Россия, 119017

Что не пропустить