Художники по направлению: Абстрактный Экспрессионизм
направление
Художественное течение преимущественно нерепрезентативной живописи. Его расцвет приходится на 1940-е — 1950-е годы в США. Несмотря на название, это течение никогда не было ни полностью абстрактным, ни полностью экспрессионистским; оно вмещает в себя несколько довольно различных стилей. Тем не менее, эти стили объединяет общее стремление: переопределить саму природу живописи.
Возникновение и быстрое распространение Абстрактного Экспрессионизма произошло благодаря нескольким факторам. Во-первых, это массовая эмиграция в Америку европейских художников, бежавших от тоталитарных режимов 1930-х и ужасов войны 1940-х (Аршил Горки, Ганс Гофман, Георг Гросс, Фернан Леже, Джозеф Альберс, Пит Мондриан, Марсель Дюшан, Ив Танги, Макс Эрнст).
Абстрактный Экспрессионизм возникает во время выхода страны из Великой Депрессии (когда Америка, по сравнению с Европой, была экономически слабой и культурно провинциальной) и преодоления коллективной послевоенной травмы. Два основных американских художественных течения 1930-х – Риджионализм и Социальный Реализм – уже не могли предоставить язык для новой возникающей реальности.
Ее философским выражением стал Экзистенциализм, отвергающий веру в разум, гуманизм, научно-технический прогресс и проповедующий трагическое мироощущение, чувство одиночества, внимание к внутреннему миру индивидуума. Именно такое восприятие реальности отразилось в Абстрактном Экспрессионизме, который, по сути, продолжил в Америке тенденцию, намеченную в Европе Абстракционизмом и Сюрреализмом. Он освободил искусство от законов логики и законов цветового синтаксиса, установленных европейской культурой, и обратился к религии, мифу и хаосу бессознательного.Абстрактный Экспрессионизм возник сразу в двух разных «версиях». Первая – это Живопись Действия (Джексон Поллок, Виллем де Куннинг), где художник акцентировал внимание на экспрессивности и спонтанности через разбрызгивание краски и нанесение штрихов; вторая — Живопись Цветового Поля (Барнетт Ньюман, Марк Ротко), в рамках которой художник работал в более спокойной манере с большими массивами цвета. Обе версии объединяет тяготение к монументальным размерам полотен (а позже – и скульптур), использование свободно струящегося цвета и ориентация скорее на процесс создания картины, чем на результат.
В начале 1950-х Нью-Йорк окончательно становится мировой столицей искусства. Этот статус подтверджает, прежде всего, возникшая там неформальная группа Нью-Йоркская Школа, объединившая художников, поэтов, музыкантов и танцоров, исповедовавших в той или иной форме принципы Абстрактного Экспрессионизма. С середины 1950-х он становится мощным международным течением, захватив практически все континенты. Его европейскими аналогами можно считать Арт Информель, Ташизм и группу КОБРА. К началу 1960-х Абстрактный Экспрессионизм исчерпал свой потенциал, но его темы и техники продолжили существование в Оп-Арте, Поп-Арте, Минимализме, Нео-Экспрессионизме и ряде других течений.
Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Абстрактный_экспрессионизм
Как смотреть картины Марка Ротко • Arzamas
Почему метро у Ротко напоминает Помпеи, что он собирался нарисовать для ресторана Four Seasons и как выглядят «цветовые поля»
Автор Ирина Кулик
Марк Ротко. 1961 год© Kate Rothko / Apic / Getty ImagesМарк Ротко — вместе с Джексоном Поллоком и Барнеттом Ньюманом — один из столпов американского абстрактного экспрессионизма, направления, появившегося в США в середине ХХ века. Как и для первооткрывателей абстракционизма — Казимира Малевича, Василия Кандинского или Пауля Клее, — для Ротко беспредметная живопись была не формалистическим экспериментом, но этическим выбором и мистическим опытом. Родившийся в 1903 году в Российской империи, в городе Двинске (нынешний Даугавпилс, Латвия), и воспитывавшийся в иудейской традиции, Марк Ротко не иллюстрировал в своем искусстве какую-то определенную духовную традицию, но искал выражения универсальных человеческих эмоций. «Картина не изображает некий опыт, но является опытом», — утверждал художник в одном из интервью.
9 шагов постижения современного искусства
Педагогические принципы Казимира Малевича
Фигуративный период
1 / 3
Марк Ротко. Метро. Около 1937 года© Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko
2 / 3
Фрески Виллы мистерий в Помпеях© DeAgostini / Getty Images
3 / 3
Эдвард Хоппер. Полуночники. 1942 годArt Institute of Chicago
Как и все абстракционисты-первопроходцы, Марк Ротко начинал с фигуративной живописи Фигуративная живопись (фигуративизм) — направление в искусстве, в котором художник стремится сохранить максимальное сходство описываемого объекта с реальностью.. Одна из самых известных его ранних серий, созданная в конце 1930-х, посвящена нью-йоркскому метро. Своими сюжетами эти полотна, представляющие разобщенных людей в подземном лабиринте, могут напомнить Эдварда Хоппера Эдвард Хоппер (1882–1967) — американский живописец и гравер. Наиболее известен своими картинами о повседневной жизни, самая знаменитая из которых — «Полуночники» (1942). — сказывается общая тревожная атмосфера Америки периода Великой депрессии.
8 вещей, которые мы узнали благодаря раскопкам Помпей
Надпись углем на стене дома, пекарни, 300 скелетов и живая стиральная машина
9 эротических фресок из Помпей
Как украшали стены своих домов жители города, погибшего при извержении Везувия
Сюрреалистический период
1 / 4
Марк Ротко. Гефсимания. 1944 год© Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko
2 / 4
Марк Ротко. Без названия. 1945–1946 годы© Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko
3 / 4
Аршил Горки. Агония. 1947 год© MoMA
4 / 4
Аршил Горки. Сад в Сочи. Около 1943 года© MoMA
В 1940-е годы Ротко испытывает очевидное влияние сюрреализма в его нефигуративной версии. Во многом это связано с тем, что в США стягиваются герои европейского авангарда, бегущие от войны и нацистов, — в том числе сюрреалисты. Вслед за ними американские художники начинают исследовать бессознательное — но не столько фрейдовское, сколько юнгианское. Работы Ротко этого периода напоминают Хуана Миро Хуан Миро
От «мультиформ» к «живописи цветовых полей»
К середине 1940-х годов Ротко окончательно отказывается от фигуративности. Это стало реакцией на переживание трагедии Второй мировой войны и холокоста. В какой-то момент Ротко понял, что не может больше изображать человеческие фигуры — по его словам, они бессильны выразить свой страх перед самим фактом смертности. При этом он не считал себя абстракционистом: «Я не заинтересован в соотношении цвета и формы и чего-то еще. Меня интересует выражение базовых человеческих эмоций — трагедии, экстаза, рока и так далее». Выражением этих эмоций у Ротко становится цвет. Еще основоположник абстракции Василий Кандинский считал, что цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Но Кандинский полагал, что цвет не может существовать вне геометрической формы и не допускает безграничного распространения.
«Безграничное красное можно только мыслить или духовно созерцать» В. Кандинский. О духовном в искусстве. Москва, 1992., — писал Кандинский. Марк Ротко. № 9. 1948 год© Kate Rothko Prizel & Christopher RothkoРотко удалось высвободить цвет из границ формы. В его полотнах существует то самое «безграничное» красное, желтое, пурпурное. Это «освобождение» цвета началось в цикле работ «Мультиформы» — сюрреалистические биоморфные фигуры в них растворились в цветовые пятна. А к концу 1940-х пятна превращаются в «цветовые поля» — так арт-критик Клемент Гринберг определил новое направление в абстракции, к которому, помимо Ротко, принадлежали Барнетт Ньюман, Клиффорд Стилл, Элен Франкенталер и другие. Это классический период для Ротко. «Цветовые поля» на его масштабных работах живут по своего рода энергетическим законам: красные — на охряном, синие — на синем, темно-серые — на темно-коричневом. Они то наполняются пульсирующим теплом, то постепенно остывают.
1 / 7
Зал Ротко в музее The Phillips Collection, Вашингтон© Matt McClain/The Washington Post via Getty Images
2 / 7
Ретроспективная выставка Марка Ротко в Мюнхене© Johannes Simon / Getty Images
3 / 7
Работы Марка Ротко в Национальной галерее в Вашингтоне© Robert Alexander / Getty Images
4 / 7
Картина Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый» (1956) в выставочном зале аукционного дома Sotheby’s в Лондоне© Cate Gillon/Getty Image
5 / 7
Картина Марка Ротко «№ 11» (1957) в выставочном зале аукционного дома Christie’s в Лондоне© Peter Macdiarmid / Getty Images
6 / 7
Картины Марка Ротко на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне© Carl Court / Getty Images
7 / 7
Картина Марка Ротко в выставочном зале аукционного дома Sotheby’s в Лондоне© John Stillwell / PA Images via Getty Images
Ротко требовал для своих полотен особого, приглушенного освещения и специальной развески. Его произведения не терпели соседства с картинами других художников и вообще не очень подходили для привычных выставок — они требовали особых пространств и даже особых протоколов посещения. В качестве таких пространств Ротко представлял капеллы, разбросанные по сельской глуши и требующие специального паломничества, в которых зрители могли бы медитировать перед его работами. Такую капеллу, посвященную памяти евреев, погибших от рук нацистов, он предлагал сделать в Германии, в 1960 году отказавшись от приглашения к участию в выставке «Documenta» — крупнейшем европейском арт-событии. Ротко не пожелал участвовать в художественной выставке, проходящей в стране, устроившей холокост.
Панно для Сигрем-билдинг
1 / 3
Зал с панно Марка Ротко для Сигрем-билдинг в Тейт-Модерн© Melting Spot / Alamy / Diomedia
2 / 3
Сигрем-билдинг. 1957 год© Bettmann / Getty Images
3 / 3
Ресторан Four Seasons в Сигрем-билдинг. 1959 год© Bettmann / Getty Images
Годом ранее Марк Ротко отказался от еще одного проекта, который мог стать самым крупным заказом в его жизни. Ему предложили создать живописные панно для ресторана Four Seasons в только что построенном небоскребе Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Архитекторами здания были прославленный модернист и бывший директор школы Баухаус Мис ван дер Роэ, а также Филип Джонсон, бывший коллекционером и ценителем современного искусства. Фешенебельный ресторан, конечно, мало походил на место для катарсиса, особенно с точки зрения Ротко, известного своими антибуржуазными воззрениями. Но он тем не менее берется за панно, позволившие ему работать в совершенно новом масштабе. Художник вовсе не собирался предлагать посетителям Four Seasons удобоваримый дизайн. Наоборот, он хотел, по собственному признанию, создать нечто, что «испортит аппетит каждому сукину сыну, который придет туда есть». А одним из источников вдохновения называл клаустрофобические интерьеры, созданные Микеланджело для библиотеки Лауренциана во Флоренции, — ему хотелось, чтобы зритель почувствовал себя в комнате с замурованными окнами и дверьми, где ему остается только биться головой об стену. В результате ни один из посетителей Four Seasons так и не испытал этих ощущений. Перед завершением работы Ротко решил сам поужинать в ресторане, после чего отказался передавать работы заказчику и вернул заранее выплаченный ему внушительный гонорар: «Ни один человек, который ест такую еду за такие деньги, не будет смотреть на мои картины». Через несколько лет Ротко передал большую часть панно для Сигрем-билдинг в лондонскую галерею Тейт, дав директору музея Норману Риду подробнейшие инструкции по развеске и освещению. Сегодня эти произведения, выставленные более или менее в соответствии с замыслом художника, можно увидеть в открывшемся в 2000 году музее Тейт-Модерн.
Капелла Ротко в Хьюстоне
Капелла Ротко в Хьюстоне© Arcaid Images / Alamy / DiomediaЕдинственным полностью соответствующим замыслам художника произведением Марка Ротко остается капелла в Хьюстоне. Художник получил заказ создать росписи для капеллы при католическом Университете Святого Фомы в Хьюстоне в 1964 году. Его заказчиками были коллекционеры и меценаты Джон и Доминик де Менил, французы-католики, эмигрировавшие в США во время Второй мировой. Идея поручить капеллу Ротко пришла им в голову благодаря дружбе с Мари-Аланом Кутюрье, доминиканским монахом, художником и реформатором церковного искусства. Кутюрье был поклонником модернизма и полагал, что и в церкви гениальный атеист лучше, чем бездарный верующий, так как любое настоящее искусство все равно является религиозным. Именно при его участии Матисс создал свою «Капеллу четок», Ле Корбюзье — Нотр-Дам-дю-О в Роншане, а Марк Шагал (как и Ротко, нерелигиозный еврей) — витражи для католических соборов. Живопись Марка Ротко для капеллы в Хьюстоне оказалась еще более радикальным вариантом религиозного искусства. Четырнадцать остановок крестного пути Ротко представил в виде очень темных, почти черных абстракций — трех триптихов и пяти отдельных полотен. Они кажутся почти монохромными. Но чем больше всматриваешься в эту тьму, тем больше различаешь в ней цветов и тем больше чувствуешь, как в глубине этой тьмы начинает брезжить свет. Доминик де Менил, говоря об этих полотнах, вспоминала пословицу: «Самый темный час — перед рассветом». Эффект этот не передается никакими репродукциями. Капелла Ротко — не просто цикл живописных полотен, но тотальное произведение. Само здание строилось при участии художника, и именно в этой капелле ему удалось добиться желаемого освещения. Капелла задумывалась как католическая, но сегодня она официально признана святилищем, открытым для людей любого вероисповедания.
Мортон Фелдман. Капелла Ротко. Дирижер Грег СмитДля этой удивительной абстрактной церкви была даже написана своего рода абстрактная месса — столь же минималистское, как и полотна Ротко, произведение знаменитого американского композитора Мортона Фелдмана. Открылась капелла в Хьюстоне в 1971 году. Сам художник так и не увидел свое главное произведение законченным. Марк Ротко покончил жизнь самоубийством в 1970 году.
У Ротко были современники-единомышленники. Но вряд ли можно сказать, что у него были последователи-живописцы. После Ротко достичь подобной мощи воздействия при помощи холста и краски вряд ли стоило даже пытаться. Зато он открыл дорогу художникам, работающим с другими медиа, с пространством и светом. Последователями Марка Ротко оказались создатели инсталляций, с середины 1960-х ставших одним из главных художественных форматов искусства. Так, именно Марка Ротко называет своим любимым художником Джеймс Таррелл, позволяющий зрителям переживать совершенно незабываемые опыты при помощи света.
КАК СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ:
Эдварда Мунка
Валентина Серова
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
Марк Ротко и его магические полотна
Источник: kulturologia.ru
Его картины называли «мазнёй маляра» и «детскими каракулями». А он смешивал краски особым образом с кроличьими шкурками и наносил их на холст слой за слоем. Ценители уверяли, что на его картинах и грусть, и экстаз, и трагедия. Гениальность художника-абстракциониста признал даже американский суд, и в результате стоимость этих картин доходила до 140 миллионов евро.
Каракули на миллион
Маркус Ротко./ Фото: gorod.lv
Что бы ни говорили маститые критики и наивные дилетанты о картинах Ротко, они признаны гениальными творениями даже Высшим судом Америки, и их стоимость оценивается в сотни миллионов долларов. Техника исполнения уникальных шедевров очень своеобразна. Но при этом Марк не любил, когда его причисляли к плеяде абстракционистов.
В поисках географического центра Торонто…/ Фото: torontoist.com
Художник говорил: «Что его зритель — это тот, кто видит не смешение красок, а взрыв человеческих эмоций, торжество экстаза и боль трагедии. Эти полотна мало лицезреть, их надо чувствовать, как живой организм. Может, поэтому Ротко не давал названий многим своим картинам, предоставляя место зрительской фантазии».
Вердикт
Картина Марка Ротко./ Фото: ilxor.com
Не зря говорят, что истинное произведение искусства может оценить только человек с высоким интеллектом. А как же быть обычному наблюдателю, пришедшему насладиться прекрасным? Кем считать Ротко — гениальным художником или посредственным маляром? Марк и сам мучился этим вопросом, продав десятки своих картин за бесценок.
Художник Марк Ротко
Судебный процесс, инициированный детьми художника, завершился вердиктом о несоответствии стоимости картин в договоре и их действительной художественной ценности. Эксперты, выступавшие на суде в защиту творчества мастера кисти, были единодушны в своем мнении. Несколько сотен картин было возвращено наследникам Ротко, а его имя вошло в десятку самых талантливых художников двадцатого века. Стоимость его работ была просто космической.
От реализма к абстракции
Картина Марка Ротко./ Фото: forex-venture.ru
Маркус родился в еврейской семье Ротковичей, которые эмигрировали из России в США. Юноша учился в Йельском университете, когда в нем проснулся художник. Первые его работы были реалистичны, позже он начал писать сюжеты на тему древнегреческих мифов. В Нью-Йоркской школе дизайна, куда поступило молодое дарование, на него оказали влияние сторонники сюрреализма и кубизма. Именно к этому периоду творческой деятельности Марка относятся его первые экспрессивные полотна, о которых критики того времени отзывались очень позитивно.
Картина Марка Ротко / Фото: gorod.lv
Успех окрылил молодого человека, но он не мог полностью посвятить себя творчеству. Надо было зарабатывать на жизнь, тем более, у Ротковича появилась любимая девушка, мастер ювелирного дизайна по имени Эдит Сахар. Вскоре пара талантов соединилась узами брака. А в 1933 году состоялась первая персональная выставка абстракциониста в Портленде. Тогда он еще подписывал картины как Маркус Роткович. А через несколько лет художник взял псевдоним, который принес ему грандиозный успех. Мир узнал абстракциониста-экспрессиониста Марка Ротко.
Магия красок
Картина Марка Ротко / Фото: gorod.lv
В начале 30-х годов Марк Ротко вошел в состав союза художников США и основал группу “The Ten”, члены которой противопоставляли американскую живопись традиционной. Ротко выставлял свои работы все чаще, и скоро о его мастерстве с восторгом заговорили и на других континентах. Его стиль стал меняться, и затем художник совершенно отошел от предметности к цвету, перестав давать названия сюжетам своего творчества.
Созерцание картины Марка Ротко./ Фото: lj-top.ru
В этот период он создает четырнадцать картин для Хьюстонской церковной капеллы, которые считаются вершиной его художественного мастерства. Об этом цикле полотен Марк Ротко вспоминал очень вдохновенно и мечтал, чтобы зритель почувствовал те же яркие параллельные миры, что и автор, создавший эти божественные шедевры. Не зря, видимо, многие посетители церкви проливают слезы перед этими картинами.
Картина «Черное на коричневом»./ Фото: torontovka.com
Умение создавать огромные полотна с плоскостями яркого цвета, словно парящими в пространстве, принесло художнику большую популярность. Он даже был включен в список почетных гостей на инаугурации Кеннеди. Но после 1961 года произошел инцидент, после которого художник перестал общаться с главным семейством Америки. Сестра президента решила украсить интерьер своего особняка одной из работ Ротко. Автор был глубоко возмущен тем, что его полотна рассматривают как декорацию.
Красное на белом
«Владимир Уманец’12. Потенциальный кусок желтизны»?/ Фото: polishnews. ru
Говорят, что все картины Марка обладают магическими свойствами, — они заставляют задуматься, но чаще почему-то вызывают боль и тревогу. Вероятно, поэтому осенью 2012 года в лондонской галерее “Тэйт Модерн” произошел случай, приведший к порче одного из бесценных полотен. Польский художник, долго взиравший на картину Ротко, вдруг неожиданно сделал на ней надпись черным фломастером. Буря эмоций, вызванная “Оранжевым, красным, желтым”, обошлась вандалу двумя годами тюремного заключения, а восстанавливать произведение искусства пришлось долгих полтора года.
Полотно из коллекции музея современного искусства Сан-Франциско./ Фото: ilxor.com
Художник Марк Ротко.
Последнюю работу мастер написал в алых тонах. Тогда он уже знал о своем неизлечимом недуге и пристрастился к спиртному и антидепрессантам. К тому же, Ротко находился в тяжелейшем душевном кризисе из-за развода с женой. В феврале 1970 года, открыв студию, ассистент нашел учителя мертвым на белом полу в луже крови. Художник покончил жизнь самоубийством. Через несколько лет была написана пьеса “Red”(“Красное”) о жизни и творчестве Марка Ротко, которая имела такой же грандиозный успех, как и полотна великого мастера.
Могила Марка Ротко./ Фото: ilxor.com
Источник: kulturologia.ru
Цветные «поляны» Марка Ротко — Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal
Цветные «поляны» Марка Ротко
Один мой френд, художник, сказал, что совершенно не понимает Марка Ротко. И категорически не принимает. И дал очень низкую оценку его работам. Мы поспорили. После чего я решила показать немного работ Ротко. Совсем немного. Те, которые определили его творчество.
Марк Ротко выражал глубокие эмоции через композиции из туманных цветных квадратов на больших полотнах, которые занимают все поле зрения зрителя, вызывая чувства, что он называл «возвышенными».
«Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их,» — писал Ротко в 1965 году.
Его яркие, солнечные картины 1950-х вызывали чувство радости, а последние, более темные работы 60-х – это уже о его борьбе с психическим заболеванием, с депрессией, которая и сжирала его, неумолимо ведя к самоубийству.
Как и многие великие художники, Ротко прошел через несколько художественных стилей, до того, как нашел свой определяющий.
До своих знаменитых картин цветового поля Ротко рисовал фигуративные и сюрреалистические работы.
Вот шесть картин, которые определяют творческий путь Марка Ротко.
«Искусство — это приключение в неизведанном мире, которое может предпринять лишь тот, кто готов рисковать». Роткович Маркус Яковлевич (1903-1970)
Вход в метро, 1938 гОдна из ранних фигуративных работ Ротко — часть серии, вдохновленной станциями метро Нью-Йорка.
Это отношение художника к современной городской жизни и, по сути, портрет отчужденности общества. Картина с ее мутными, тусклыми оттенками вызывает мрачное настроение.
Ротко считал, что Нью-Йорк бездушен и бесчеловечен, и эту идею он передает через едва отрисованные, безликие фигуры, которые, кажется, проходят мимо друг друга, как призраки.
«Медленный водоворот на краю моря», 1944
«Медленный водоворот на краю моря» — два существа, танцующие между морем и небом, окруженные абстрактными спиралями и полосами.
Ротко написал это произведение, когда ухаживал за Мэри Бейстель, которая позже стала его второй женой.
Некоторые интерпретируют эту сцену как причудливую визуализацию романтики.
Ротко однажды сказал, что формы «не имеют прямой связи с каким-либо конкретным видимым опытом, но в них признается принцип и страсть организмов».
Если вы внимательно посмотрите, то поймете, почему он так сказал.
№ 5 / № 24
№ 5 / № 24 — промежуточный этап между его ранними сюрреалистическими композициями и абстрактными цветовыми блоками, которые определяли остальную часть его карьеры.
Уже есть смутные, нечеткие зоны оттенков, и это значит, что картина входит в серию «Множественных» работ Ротко — термин, принятый искусствоведами и историками.
Созданные между 1947 и 1949 годами, все композиции «Множественных» -это красочные формы произвольной формы, которые сливаются вместе на холсте.
Без названия (№ 73), 1952
Картина «Без названия» состоит из больших цветовых пространств, очерченных неровными, туманными линиями — пример зрелого стиля Ротко, наиболее известный.
Его культовые работы с цветовым полем — это стопки ярких прямоугольников, которые предназначены для выражения «больших эмоций».
Произведение с теплыми оттенками, вызывает положительную энергию и, возможно, представляет собой время, когда художник был наиболее счастлив.
«Дело было не в том, что фигура удалена, — сказал он однажды, — а в том, что символы фигур, и, в свою очередь, формы на более поздних холстах заменили фигуры. Эти новые формы говорят… то, что говорили символы».
А это культовая история, говорящая о том, что работы художника выстраданы, и вообще, они визуализированные чувства Ротко.
В список почетных гостей, приглашенных на инаугурацию Кеннеди в 1961 году, входил и Марк Ротко.
Он почитал это за честь, но ровно до того момента, пока сестра Кеннеди и ее муж не попросили у художника одну из его работ, чтобы прикинуть, насколько она подойдет к стилю их апартаментов.
Этого было достаточно для того, чтобы Ротко навсегда оборвал любые контакты с семейством Кеннеди.
«Четыре темных в красном» вошли в число 10 картин, которые Ротко выставил в галерее Сиднея Яниса в 1969.
Темная цветовая палитра означает тяготение художника к насыщенным красным и черным оттенкам в его последних работах.
Ротко создал эту картину, нанеся много слоев краски для создания глубины.
На светящемся красном фоне в композиции доминируют четыре темных прямоугольных участка. Когда это рассматривается вблизи, зритель погружается в напряженную атмосферу
Без названия, (Черный на сером) 1969
Последняя серия черно-серых картин Ротко отрисована на белом холсте, что было резким изменением его обычного процесса наложения цветов.
Резкий контраст между светлым и темным в «Без названия, (Черный на сером)» — тоска, которую он испытывал к концу своей жизни.
Эта серия полотен меньше, чем другие его работы с цветовым полем, что, возможно, означало умственное и физическое ослабление Ротко.
Ротко объяснил, что речь идет о смерти.
К сожалению, всего год спустя он покончил жизнь самоубийством.
Оно случилось в конце февраля 1970 го, на самом пике карьеры. Его раскупали, цены бешено росли, но болезни — это безразлично.
Марку было всего 66 лет, только-только наступил бы пенсионный по нынешним временам возраст.
Но депрессия – изнуряющая, тяжелая, не оставила ему шансов.
Маркус Роткович родился в еврейской семье в Латвии. Годы жизни: 1903-1970
Марк Ротко — автор одной из самых дорогих картин в мире: биография и картины художника
Updated:
Марк Ротко (Mark Rothko; родился 25 сентября 1903 — умер 25 февраля 1970 гг. ) — американский художник XX века из русской семьи, прославившийся как живописец цветового поля. Марк Ротко (имя при рождении — Маркус Роткович) за почти 50 лет творческой деятельности писал картины в разных стилях, однако в результате исканий и под воздействием событий, происходивших в мире при его жизни, создал свой уникальный почерк. Сегодня Ротко считают одним из виднейших представителей абстрактного экспрессионизма.
Биография Марка Ротко
Марк Ротко родился в Двинске (ныне — Даугавпилс) 25 сентября 1903 года. Его родителями были русские евреи. Отец Маркуса, Яков, был аптекарем. Как образованный человек, он стремился дать детям лучшее образование, уделяя при этом особое внимание экономике и политике. Предполагают, что именно тогда сформировались сложные отношения Марка с миром капитала, с которым в будущем придётся столкнуться художнику.
Марк Ротко в 1913 году вместе с отцом переехал в США. Решение о переезде принял его отец — он боялся, что сына заберут в царскую армию. Чуть позже переехали мать и сестра Маркуса. Семейство воссоединилось, но единство длилось недолго — через несколько месяцев отец Маркуса умер от рака. Этот удар, несомненно, оказал влияние на чувствительную натуру будущего художника, что отразилось в его произведениях.
Учёба в школе давалась Маркусу легко — помогла интеллектуальная подготовка, которую ему обеспечил отец. Окончив школу с почестями, он получил грант в Йельский университет. Поступив туда в 1921 году, будущий художник изучал естественные и точные науки, философию, экономику и социологию. Через год деньги, полученные в рамках гранта, закончились — а с этим начались и бесчисленные мытарства студента. Кем только ни работал Ротко — и официантом, и посыльным, и всё для того, чтобы добыть средства для оплаты учёбы. Этот период, впрочем, длился недолго — в 1923 году Маркус бросил учёбу.
Навестив своего друга в Лиге художников Нью-Йорка, Ротко застал того за созданием картины с натуры. Для Маркуса это стало толчком — так началось его становление в качестве художника. Молодой Роткович писал картины в разных стилях, сначала — в реалистичном духе, немного позже (в 40-х годах прошлого века) — в стиле европейского сюрреализма. На создание многих из его картин художника вдохновили античные мифы.
В 1940 году Маркус Роткович, опасаясь антисемитских настроений, которые царили в то время, перестраховался и сменил своё имя на более короткое — Марк Ротко.
1947 год стал знаковым в судьбе художника — он нашёл собственный стиль. Ротко полностью отказался от изображения деталей окружающей жизни «как есть» и начал творить в стиле абстрактного экспрессионизма.
В 50-х и 60-х годах XX века Марк Ротко декорировал известные здания — в частности, корпус Гарвардского университета. В 1961 году состоялась персональная выставка художника, которую организовал Нью-Йоркский музей современного искусства. В 1964 году Ротко полностью отказался от естественного освещения в своей студии, и с тех пор из-под его кисти выходили картины с угнетающими оттенками — серыми, фиолетовыми, коричневыми.
Ротко дважды женился: в первый раз — на дизайнере ювелирных изделий Эдит Сахар (Edith Sachar), во второй — на протестантке из среднего класса Мэри Бэйстл (Mary Alice Beistle), которая была моложе его на 19 лет. От двух браков у художника родились двое детей — дочь и сын. Первая работает медиком-кардиологом, второй стал психологом и написал немало книг, посвящённых творчеству отца. Сам Марк Ротко, увы, не смог преодолеть овладевшую им депрессию. 25 февраля 1970 года его ассистент, придя в мрачную студию художника, обнаружил Ротко мёртвым — Марк перерезал себе вены. Художника похоронили на кладбище East Marion, что в штате Нью-Йорк.
Картины Марка Ротко
Одна из самых известных картин Ротко — «Оранжевое, красное, жёлтое». Художник написал её за 10 лет до смерти — в период своего расцвета. Картина проделала путь через несколько галерей Нового и Старого света, а в мае 2012 года её продали на аукционе Christie’s за гигантскую сумму — 86,9 миллионов долларов. Критики до сих пор спорят, насколько обоснованной и справедливой была эта цена.
Среди других известных картин Марка Ротко:
- «В метро»;
- «№ 61 (Ржавый и голубой)»;
- «Белый центр (жёлтый, розовый и лавандовый на красном)»;
- «Красный на бордовом».
Судьба Марка Ротко никого не оставляет равнодушным — и тем сильнее интерес к картинам, исполненным в абстрактном стиле. На онлайн-аукционах сайта Very Important Lot вы можете купить подобные произведения напрямую у их авторов.
Марк Ротко — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, картины
Биография
Американский художник Марк Ротко является всемирно признанным мастером абстрактного экспрессионизма, стоявшим у истоков создания техники живописи цветового поля. Его наследие, насчитывающее 836 работ на холсте, сейчас оценивается в десятки миллионов долларов и находится в крупнейших мировых коллекциях, включая картинную галерею Расе в Нью-Йорке и Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, а самыми ценными признаны картины «Оранжевое, красное, желтое», «№ 10», «№ 6» («Фиолетовое, зеленое и красное») и «№1 » («Королевский, красный и голубой»).
Детство и юность
Марк Ротко, ранее именовавшийся Маркус Яковлевич Роткович, родился 25 сентября 1903 года в городе Витебской губернии, на месте которого сейчас находится Даугавпилс, административный и культурный центр Латвии. Мальчик получил всестороннее образование и научился говорить и читать на 3 языках. В среде, где воспитывались представители иудаистского вероисповедания, часто случались обвинения на религиозной и политической почве, поэтому с раннего возраста Марк с братьями и сестрами жил в притеснении и страхе.
Портрет Марка Ротко / Art SYПарень смог получить образование в традиционной еврейской школе, а затем, чтобы оградить детей от воинской службы в подразделениях Российской империи, семья иммигрировала в Соединенные Штаты. Едва обосновавшись в Портленде, Ротковичи пережили трагедию, связанную со смертью кормильца, и это событие заставило их отказаться от безбедного существования и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Пока мать и старшие дети добывали средства на пропитание, Маркус в 1921 году окончил среднюю школу Линкольна и, овладев английским языком, стал активным членом еврейской общины и адептом дискуссий по вопросам политики. Увлекаясь проблемами интересов трудящихся и прав женщин на использование контрацептивов, Ротко оказался в центре радикальных рабочих собраний, где выступали известные американские анархисты Билл Хейвуд и Эмма Голдман.
Читайте такжеСамые известные художники в миреПочувствовав призвание к искусству, молодой человек поступил в школу дизайна и прослушал курс лекций прославленного теоретика абстрактного экспрессионизма Аршила Горки, переехавшего в Америку в годы геноцида армян в городах Османской империи. После этого Маркус перешел в Лигу студентов-искусствоведов и попал под влияние Макса Вебера, ставшего известным благодаря работам в стиле кубизм.
Под руководством этого талантливого педагога Ротко сформировал собственный взгляд на живопись и понял, что картины можно использовать как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.
Живопись
Его полотна, представлявшие мрачные интерьеры и сцены из жизни горожан, были хорошо восприняты критиками. Экспозицию картин Ротко представили в галерее современного искусства в Нью-Йорке, и художник заслужил внимание искусствоведов благодаря использованию богатых цветовых полей в качестве протеста против эквивалентности буквальной американской живописи.
Картина Марка Ротко «Красный на темно-бордовом» / Арт-архивСтиль, характерный для произведения «Купание, или Сцена на пляже», начал меняться в сторону примитивизма, в котором мрачные краски уступили место богатству ярких цветовых полей. В 1936 году этот метод живописи Ротко попытался описать в теоретической работе, но книга, рассказывавшая о формальных и стилистических инновациях, так и не была окончена и опубликована при жизни художника.
Стремясь выйти за рамки предметов, имевших социальное и политическое воздействие, Марк с последователями обратился к пространству человеческого сознания, выходящего за пределы конкретной истории и культуры. И с этого момента целью искусства для художника стало заполнение внутренней духовной пустоты.
Картина Марка Ротко «Лаванда и шелковица» / Арт-архивМногие картины, написанные под влиянием этой идеи, стали переосмыслением мифологических сюжетов и получили названия «Антигона», «Эдип», «Жертва Ифигении» и «Алтарь Орфея». Впрочем, со временем Ротко перестал именовать собственные работы и ограничился нумерацией или описанием использованных цветов.
Именно в таком формате полотна художника были представлены в знаменитом арт-центре, принадлежавшем Пегги Гуггенхайм, и, несмотря на резкую критику, некоторые из них были проданы по цене $150-750.
Картина Марка Ротко «Белый центр» / Арт-архивПозже многие из разгромленных работ на протяжении 7 лет ежегодно демонстрировались в Музее американского искусства Уитни. Стоимость таких картин, как «Лаванда и шелковица», «Белый центр», «Красный на темно-бордовом» и «Синий, зеленый, коричневый», достигла отметки в сотни тысяч долларов.
Коммерческий успех не радовал художника, и в середине 1960-х годов он задумал новый проект, названный Часовней Ротко. Интересен тот факт, что автор идеи, являвшийся иудеем по рождению, решил оформить помещение в римско-католическом стиле. В итоге работы, созданные в рамках этого проекта, стали кульминацией творчества за последние 10 лет, их можно увидеть на фото в каталогах и художественных альбомах.
Личная жизнь
В компании начинающих художников Ротко познакомился с дизайнером ювелирных изделий Эдит Сахар, и в 1933 году эта милая беззаботная девушка стала его женой. В 1937 году супруги расстались и после примирения так и не смогли полностью наладить личную жизнь. В 1943-м пара окончательно рассталась, художник пребывал в длительной депрессии, болезненно переживая произошедший разрыв.
Марк Ротко и его жена Мелл Бейстл / HaaretzСпустя 2 года Ротко встретил новую возлюбленную и вскоре женился на Мэри Элис Бейстл, которую общие знакомые по-дружески называли Мелл. Благодаря ее влиянию художник преодолел уныние и написал абстракции, самой знаменитой из которых стала картина «Медленный водоворот на краю моря».
Впоследствии пара много путешествовала. Во время визита в Европу в 1950 году у них родилась дочь, которую назвали Кейт в честь матери Ротко. Но после болезни, вызвавшей импотенцию, художник развелся со второй супругой и последние годы прожил один.
Смерть
В 1968 году Ротко начал страдать приступами физической слабости, и после обследования врачи диагностировали легкую аневризму аорты и сделали ряд предписаний, исключавших перенапряжение и физические нагрузки. Но Марк пренебрег советами и продолжал работать, пить и курить.
Читайте также7 звезд, смерть которых связывают с курениемВ итоге он начал мучиться приступами депрессии и 25 февраля 1970 года покончил с собой. В день, когда последние работы прибыли в Часовню Ротко, тело художника обнаружили на полу мастерской. После вскрытия выяснилось, что причиной смерти стала передозировка барбитуратов, вызвавшая остановку сердца и кровоизлияние в мозг.
Картины
- 1947 – «Желтое, красное и оранжевое»
- 1949 – «Фиолетовое, черное, оранжевое, желтое на белом и красном»
- 1949 – №3/№13 («Magenta, Black, Green on Orange»)
- 1950 – «Белый центр» («Yellow, Pink and Lavender on Rose»)
- 1951 – №2 (№7 и №2)
- 1953 – Без названия
- 1953 – №3
- 1953 – №61 («Rust and Blue»)
- 1954 – №1 («Royal Red and Blue»)
- 1956 – «Orange and Yellow»
- 1959 – «Black on Maroon»
- 1964-1967 – Часовня Ротко
- 1966 – Без названия («Blue Divided by Blue»)
Из ресторана в Tate: история «комнаты Ротко»
Марк Ротко, “No. 5/No. 22”. 1950. Нью-йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
В Tate Modern есть зал, который называют «комнатой Ротко». В темном маленьком помещении развешаны огромные абстракции американского художника Марка Ротко. Некоторые посетители без воодушевления заглядывают внутрь и продолжают забег по музею, а другие, знакомые с драматической историей художника, могут провести здесь несколько часов! История о «комнате Ротко» – это не только рассказ о серии картин, но и откровенные подробности из жизни самого Ротко. История о его душевных метаниях, о тщеславии, деньгах, и самое главное – об истинном предназначении художника. Что же это за история?
Лестное предложениеИстория «комнаты Ротко» началась в Нью-Йорке в конце 1950-х годов. В то время абстрактный экспрессионист Марк Ротко уже был достаточно известен. Его фирменные прямоугольники на ярком фоне пользовались большой популярностью среди критиков и коллекционеров. Многие мечтали заполучить себе в коллекцию парочку «Ротко», они прекрасно вписывались в любой интерьер и демонстрировали безупречный вкус своего обладателя.
В 1958 году Марку Ротко предложили написать серию картин для небоскреба в центре Манхеттена. Здание построили по заказу крупнейшего в мире винно-водочного гиганта «Сигрем» (The Seagram Company) и там планировали разместить штаб-квартиру компании. Небоскреб должен был стать настоящей легендой: на его отделку не жалели мрамора и бронзы, а проект разрабатывали крупнейшие архитекторы того времени – Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон. Вишенкой на торте был роскошный холл с рестораном Four Seasons, в котором как раз и планировалось развесить картины Ротко.
Здание небоскреба Seagram, фото Wikimedia Commons
Ресторан был один из самых дорогих в городе, здесь собиралась элита, и владельцы хотели, чтобы все было «по высшему классу». На гонорар художнику они тоже не поскупились – аванс составил немыслимые по тем временам 35 тысяч долларов (около 2,5 млн долларов в современном эквиваленте) и полную свободу действий. Ротко не смог устоять перед таким выгодным предложением. Работа началась!
Демоны
Поначалу все шло хорошо. О таком масштабном и грандиозном проекте, как «Сиграм», Ротко мечтал уже очень давно. У него появилась возможность не только нарисовать картины, но создать само пространство будущего зала. Ротко впервые в жизни писал картины, имея четкое представление о том, как они будут располагаться в пространстве, взаимодействовать с помещением и друг с другом.
К тому же, сам факт того, что Ротко делал проект именно для ресторана, был для него невероятной удачей. Ротко не тот художник, которого можно посмотреть за 15 минут. Его картины требуют долгого и внимательного погружения, полной отдачи. В зале Ротко можно без преувеличения просидеть несколько часов. Такие серьезные требования к зрителю в наши дни – редкость. Чаще всего современное искусство стремится заполучить зрителя с первого взгляда – оно яркое, цепляющее, вызывающее. Оно, если угодно, продает себя с порога. Картины Ротко совсем не такие. Они тихие, молчаливые и в то же время невероятно взыскательные к зрителю, спрашивают с него по самой высокой шкале.
И вот, в замкнутом пространстве ресторана Ротко наконец-то мог «поймать» своего зрителя и заставить смотреть на свои картины часами. В этом пространстве невозможно отвернуться или отвести взгляд – художник вынуждает зрителя выслушать его. Сиграм должен был стать его триумфом, но стал провалом.
Во время работы над циклом в душе у художника бушевали демоны. Ротко терзался сомнениями: не продался ли он за большие деньги? Мысль о том, что какие-то богатые снобы будут жевать своих устриц перед его картинами, не давала ему покоя. «Я надеюсь нарисовать что-то такое, что мгновенно отобьет аппетит всем сукиным детям, которые едят в этой комнате», – говорил он. Действительно, картины совсем не располагали к непринужденной болтовне за обедом. Общее настроение цикла получилось тяжелое и давящее. Ротко писал, что эти картины должны вызвать в зрителях чувство, будто их заперли в комнате, где все двери и окна глухо заколочены. И единственное, что им остается – это биться головой стену. Кажется, будто художник воссоздал в картинах чувство безысходности, которое одолевало его самого. Близилась трагическая развязка.
Марк Ротко “Черный на бордовом” (из цикла “Seagram Murals»). 1959. Tate Modern
Роковой ужинПосле двух лет непрерывной работы над фресками художник наконец решил сам побывать в ресторане для которого он готовил свою серию. Ротко пришел в Four Seasons со своей женой и сделал заказ. Дальнейшее стало легендой.
Никто точно не знает, что именно так задело художника – астрономические цены в меню или сидящие в зале снобы, которые пришли сюда, чтобы покрасоваться. Но сразу после этого злополучного ужина Ротко позвонил заказчикам и заявил, что отказывается от проекта. Художник полностью вернул выплаченный ему аванс и оставил картины себе.
Марк Ротко “Светло-красный над черным”. 1957. Tate Modern
Теперь нужно было что-то делать с огромной серией полотен, написанных специально для «Сиграма». Конечно, Ротко с легкостью мог бы продать написанные им картины по отдельности и возместить потраченные на работу средства. Но для него было важно, чтобы они оставались вместе. Около пятнадцати лет Ротко искал возможность выставить их в едином пространстве, вел переговоры с музеями и коллекционерами. В конце концов цикл разделили на три части: одна отправились в Национальную галерею искусства в Вашингтоне, другая в Мемориальный музей современного искусства Кавамура в Японии, а девять полотен достались лондонскому музею Tate. Специально для них построили отдельное помещение по соседству с картинами любимого художника Ротко – Уильяма Тернера.
Марк Ротко “Красный на бордовом” (из цикла “Seagram Murals»). 1959. Tate Modern
«Желтизм» против РоткоВпрочем, на этом злоключения картин Ротко не закончились. В 2012 году выходец из России Владимир Уманец ворвался в «комнату Ротко» и чернилами написал на одной из картин «Владимир Уманец’12.». Он объяснил свои действия тем, что это был «художественный акт», прославляющий созданное им творческое движение «желтизм». Впрочем «художника-желтиста» довольно быстро задержали сотрудники Скотленд-Ярда, и за свои художества он получил два года тюрьмы.
На восстановление картины сотрудники реставрационного отдела Tate потратили 18 месяцев. Они проделали колоссальную работу, стараясь убрать чернила и при этом сохранить нетронутыми оригинальные красочные слои Марка Ротко.
Больше интересного – в телеграме
Марк Ротко: Классические картины
Марк Ротко, Без названия (Набросок Seagram Mural) , 1959, холст, масло и смешанная техника, Gift of The Mark Rothko Foundation, Inc., 1986. 43.156
Здесь Ротко обратился к палитре красного, бордового, коричневого и черного. Художник в конце концов отказался от этого проекта из-за опасений по поводу ресторана как подходящего места для его работы.Однако он уже создал ряд этюдов и законченных полотен, два из которых включены в настоящую инсталляцию.
Марк Ротко, No. 4 , 1964, холст, смешанная техника, Gift of The Mark Rothko Foundation, Inc., 1986. 43.152
За некоторыми исключениями, затемненная палитра продолжала доминировать в творчестве Ротко вплоть до 1960-х годов.Он разработал кропотливую технику наложения цветов, пока, по словам историка искусства Дора Эштона, «его поверхности не стали бархатистыми, как стихи ночи».
Ротко в своей студии на 69-й улице с фресками в часовне Ротко, гр. 1964, © Hans Namuth Estate, любезно предоставлено Центром творческой фотографии, Университет Аризоны,
Его работа над росписями капеллы Ротко, первоначально заказанная Джоном и Домиником де Менил для Университета Св. Томас в Хьюстоне, штат Техас, занимал Ротко между 1964 и 1967 годами. Отвернувшись от сияния предыдущего десятилетия, Ротко усилил тонкость восприятия своих картин, сделав различия между формой и землей более трудными для различения. Он также изменил влияние своих полотен на восприятие пространства, которое теперь характеризуется ощущением замкнутости. Это качество, которое поддается медитации, может быть явно связано с духовной природой часовни.
Марк Ротко, Без названия, 1968, Частная коллекция
Прочтение Ротко Ницше, немецкого философа 19-го века, предполагает, что его работа могла представлять оппозицию между рациональным или абстрактным элементом и эмоциональным, первичным или трагическим (имеется в виду обсуждение Ницше полярности между аполлоническим и дионисийским элементами). принцип).Определенные качества, такие как сияние или двойственность света и тьмы, имеют символическое значение в западной культуре, из которого явно заимствовал Ротко. Считается, что впечатление огромного пространства представляет историческую концепцию «возвышенного», квазирелигиозный опыт безграничной необъятности. Инсталляция этих полотен создает и собственное священное окружение.
Марк Ротко, Без названия, 1953, Частная коллекция
В разное время в 1950-х и 1960-х годах Ротко написал значительное количество небольших работ на бумаге.Неясно, являются ли это исследования для более крупных картин или просто меньших вариаций, использующих аналогичную динамику формы и цвета. Ротко установил многие из них на панели, холсте или доске, чтобы имитировать присутствие холстов без рам. Меньший формат особенно подошел Ротко в 1968 году, когда его физическая активность резко снизилась из-за сердечного недуга. Ротко продолжал работать преимущественно на бумаге даже после того, как в 1969 году вернулся к относительно большому формату.
Марк Ротко, Без названия, 1969, Джон и Мэри Паппаджон, Де-Мойн, Айова
В серии коричневых или черно-серых картин, созданных с 1969 по 1970 год, Ротко разделил композицию по горизонтали и обрамил изображение с белым полем (созданным путем маскировки краев бумаги или холста скотчем, который позже был удален. обнажить голую опору).Безмятежная темная зона выделяется на фоне бурного рисунка серой части, области, дополнительно модулированной добавлением охры или синего. Четко очерченный край устанавливает сложное взаимодействие между произведением и зрителем, который втягивается в картину ее чувственной поверхностью, но удерживается на расстоянии жестким обрамляющим устройством.
Марк Ротко, Без названия, 1969, Коллекция Кейт Ротко Призель
В другой серии этого периода Ротко использовал более мягкую гамму розового и синего цветов для композиций, которые иногда напоминают небольшие работы середины 1940-х годов. Определенная аскетичность предполагает, что Ротко начал новое направление, которое могло быть связано с редуцирующей работой молодых художников того времени. Однако, в отличие от минималистов, Ротко никогда не отказывался от своей убежденности в способности абстрактного искусства восприниматься в эмоционально выразительных терминах.
Марк Ротко в своей мастерской, гр. 1964, © Hans Namuth Estate, любезно предоставлено Центром творческой фотографии, Университет Аризоны (предоставлено Архивом американского искусства, Hans Namuth Photographs and Papers)
Физически больной и страдающий депрессией, Ротко покончил жизнь самоубийством 25 февраля 1970 года.На момент смерти он был широко известен в Европе и Америке за его решающую роль в развитии непредставительного искусства. Его яркие, бесплотные цветные вуали утверждали силу необъективной живописи для передачи сильного эмоционального или духовного содержания. С непоколебимой приверженностью уникальному художественному видению, Ротко прославлял почти мифическую власть искусства над творческим воображением.
Изначально этот веб-ресурс был подготовлен в связи с выставкой Марка Ротко, , которая демонстрировалась в Национальной галерее искусств с 3 мая по 16 августа 1998 года.При поддержке Mobil. Выставка побывала в Музее американского искусства Уитни, Нью-Йорк, 17 сентября — 29 ноября 1998 г., и в Музее современного искусства де ла Виль де Пари, 14 января — 18 апреля 1999 г.
Следующее уведомление появляется по просьбе наследников художника: Работы Марка Ротко © 1998 Christopher Rothko and Kate Rothko Prizel.
Кредиты выставки (1998)
Куратор: Джеффри Вайс, младший куратор, искусство ХХ века, Национальная художественная галерея.Консультантами выставки являются Марк Розенталь, куратор искусства 20-го века, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, и Дэвид Анфам, автор будущего каталога Rothko raisonné.
Публикация: Полностью иллюстрированный каталог был совместно издан Национальной галереей искусства и издательством Йельского университета при участии Джона Гейджа, Кэрол Манкузи-Унгаро, Барбары Новак, Брайана О’Догерти, Марка Розенталя, Джессики Стюарт и Джеффри. Вайс. Он также включает интервью с Эллсвортом Келли, Брайсом Марденом, Герхардом Рихтером, Робертом Райманом и Джорджем Сигалом о художественном наследии Ротко.
Организация: Выставка организована Национальной художественной галереей.
Спонсор: Спонсор выставки — Mobil.
Расписание: Национальная художественная галерея, 3 мая — 16 августа 1998 г .; Музей американского искусства Уитни, 17 сентября — 29 ноября 1998 г .; Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris, 8 января – 18 апреля 1999 г.
Работы Марка Ротко в постоянной коллекции Национальной галереи
Национальная художественная галерея хранит самую большую общедоступную коллекцию произведений искусства американского художника Марка Ротко (1903–1970). В 1986 году Фонд Марка Ротко решил, что его миссии по сохранению своей коллекции произведений искусства Ротко, а также по расширению и продвижению наследия художника посредством научных исследований и выставок будет лучше всего выполнить стратегическое размещение его полотен и работ на бумаге в избранных крупных международных музеях. Перед расформированием в том же году Фонд назначил 35 учреждений для получения ст. В качестве основного получателя щедрости Фонда Марка Ротко Национальная художественная галерея получила более 1100 произведений — картин на холсте и работ на бумаге, — а также исследовательские материалы, включая отчеты о консервации и обзоры выставок.
Посмотреть полный список работ Ротко на NGA.
100 Анализ и биография известных картин
Марк Ротко (1903-1970) принадлежит к поколению американских художников, полностью изменивших суть и дизайн абстрактной живописи. Его стилистическая эволюция из образного визуального репертуара к абстрактному стилю, основанному на активном отношении наблюдателя к живописи, воплотил радикальное видение ренессанса в живописи.Ротко охарактеризовал эти отношения как «непревзойденный опыт. между картиной и зрителем. Ничто не должно стоять между моей картиной и зрителем ». Его цветовые образования действительно вовлекают наблюдателя в пространство, наполненное внутренним светом. Ротко всегда сопротивлялся попыткам интерпретировать его картины. Его главным образом интересовал опыт зрителя, слияние работы и получателя за пределами вербального понимания. «Никакие возможные записи не могут объяснить наши картины», — сказал он однажды.»Их объяснение должно происходить из завершенного опыта между картиной и зрителем. Ценить искусство — это настоящий союз умов. А в искусстве, как и в браке, основанием для расторжения является отсутствие завершенности ».
Маркус Ротковиц, также известный как Марк Ротко, родился 26 сентября 1903 года в Двинске, Россия, и был самым младшим из четырех детей. Его родители, Яков Роткович (1859 г.р.) и Анна Гольдин Роткович (1870 г.р.), женился в 1896 году. Братья и сестры Маркуса были намного старше: его сестра Соня превосходила его на 14 лет, его братья Моисе — на одиннадцать, а Альберт — на восемь лет.Сегодня Двинск является частью Литвы, а в 1990 году был переименован в Даугавпилс. (имеется в виду «Форт на Дауге»). Название напоминает о рождении города как средневековой крепости на берегу реки Дауги, находившейся в составе Польско-Литовского королевства до его аннексии в 1722 году Россией при царе Иване IV.
В детстве он с семьей переехал в Соединенные Штаты и решил там остаться. Ему было всего 10 лет, когда семья Ротковиц уехала из Двинска и поселилась в Портленде, штат Орегон.Ротко учился в школе в Средняя школа Линкольна, расположенная в Портленде. Будучи студентом, он был довольно блестящим и преуспевал в учебе. В колледже он получил степень по гуманитарным и естественным наукам в Йельском университете. Однако ему это не удалось окончить курс и в 1923 году решил бросить школу.
После этого он отправился в Нью-Йорк, чтобы пройти курс в Лиге студентов-художников с Максом Вебером, одним из немногих тамошних профессоров, которые не понаслышке знакомы с европейским модернизмом и с энтузиазмом относятся к нему.Ротко Ранние экспрессионистские картины на повседневные темы отражали влияние Вебера, а также таких художников, как Марк Шагал. К 1929 году он нашел работу в Бруклинской Еврейский центр, где он служил учителем.
Вскоре после этого Ротко продемонстрировал свидетельства своего исключительного искусства как художника. Фактически, его работы часто выставлялись в Галерее современного искусства Нью-Йорка и Музее искусств Портленда. Это было в 1933 году, когда его слава как художника расцвела, когда несколько человек начали обращать внимание на его оригинальные и яркие работы.
К 1930-м годам было несколько других современных художников, которые решили выставить свои работы. Сюда входил Ротко, и группа была названа «Десять». Ротко сосредоточился на выставлении своих работ для Работы Администрация Прогресса, где его шедевры стали спонсироваться на федеральном уровне.
В начале своего творческого пути в творчестве Ротко были представлены различные сцены и образы бурлящей городской жизни. Его картины также источают некоторую загадочность, сильные эмоции и замкнутость.В послевоенную эпоху он начал показывать образы выживания и смерти из-за ситуаций, которые преобладали во время войны. Были также некоторые картины, включающие концепции, восходящие к различным религиям и древним религиям. мифические темы.
Вторая мировая война вызвала эмиграцию в Нью-Йорк ряда ведущих европейских сюрреалистов, в том числе Макс Эрнст, Ив Танги, Роберт Матта Эчауррен, Андре Массон и Андре Бретон. Первый год войны Америки, 1942 год, стал годом сюрреализма в Нью-Йорке.Музей современного искусства показал Сальвадору Дали, Жоан Миро, Пауль Клее, а также серия персональных галерейных выставок с работами Массона, Эрнста, Матты и Танги. Великий пионер абстрактное искусство, Пит Мондриан, переехал в Нью-Йорк еще в 1940 году. Критическое обсуждение его работ и появление сюрреалистов стали решающими шагами в подъеме абстрактного искусства. Экспрессионизм. Ротко и другой художник Адольф Готлиб считали себя новыми независимыми преемниками европейского авангарда.Они стремились объединить сюрреализм и абстрактную живопись.
Вместе с Адольфом Готлибом Ротко усвоил четкое представление о том, что такое искусство, в зависимости от того, как они его рассматривали. Он и Готтлиб считали, что искусство должно быть приключением по исследованию неизведанного и загадочного мира. Два художники также предпочитали упрощенное и прямое выражение сложной мысли.
Таким образом, в 1940-х годах Ротко присоединился к группе художников, считавших себя абстрактными экспрессионистами.Среди этих художников были Готтлиб, Клиффорд Стилл, Джексон Поллок, Хелен Франкенталер, Виллем де Кунинг, Барнетт Ньюман и многие другие. Они называли свои работы абстрактными по своему характеру. Это означает, что их шедевры предлагали интенсивные эмоции и выражения без каких-либо ссылка на земной мир.
В 1949 году Ротко увлекся Красной студией Матисса, приобретенной Музей современного искусства того года. Позже он считал это еще одним ключевым источником вдохновения для своих более поздних абстрактных картин.
Я не абстракционист … Меня не интересует связь цвета с формой или что-то еще … Меня интересует только выражение основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза и так далее. И то, что много Люди падают и плачут, когда сталкиваются с моими картинами, это показывает, что я могу передать эти основные человеческие эмоции … Люди, которые плачут перед моими картинами, переживают тот же религиозный опыт, что и я, когда я их рисовал.И если вас волнует только их цветовое соотношение, вы упускаете суть », — Марк Ротко.
Жанр произведений Ротко продолжился и в 1950-е годы. Кроме того, в отличие от других картин с описательными названиями, его работы имели только номера вместо краткого названия. Ротко также решил создавать картины, которые масштабно, работал над вертикальными полотнами. Большинство его работ состояло из прямоугольников, окрашенных в разные цвета в зависимости от сообщения, которое они пытались передать. Эти прямоугольники тоже были представлены с ярким фоном, создающим впечатление, будто они плывут.
Он перенял этот стиль во всех своих работах, что дало ему множество идей с точки зрения сочетания цвета и пропорции. Таким образом, он использовал эти прямоугольники и светящиеся цвета, чтобы вызывать различные настроения и эмоции. те, кто смотрит на эти картины.
Стиль Ротко назывался Colorfield Painting. Вместо обычных капель и брызг краски его работы отличались простым использованием цвета с широкими размерами.Он также рисовал в несколько слоев цветов, которые имели изображение, как если бы они светились изнутри. Зрителям также рекомендуется изучить его работы с очень близкого расстояния, чтобы они могли прочувствовать и подчеркнуть эмоциями, вызываемыми этими картинами.
Позже в жизни Ротко он больше склонялся к более темным и мрачным цветам. Это было в 1960-х годах, когда большинство его картин включали сочетание таких цветов, как черный, коричневый и бордовый. В эту эпоху он также был зарабатывает больше на комиссионных за счет своих масштабных работ.Например, он создал фрески для нью-йоркского ресторана Four Seasons. Однако это так и осталось незавершенным, когда он решил бросить работу над этим. проект.
Еще одна крупномасштабная картина, которую он написал, предназначалась для часовни в Хьюстоне, штат Техас. Посоветовавшись с архитекторами часовни, он смог создать торжественное и умиротворенное пространство для созерцания, используя иммерсивные цвета.
К 1968 году Ротко страдал от глубокой депрессии из-за личных конфликтов.Это также было основной причиной его безвременной смерти, когда он покончил жизнь самоубийством 25 февраля 1970 года. Таким образом, он покинул Мэри Элис Бистл, его вторая жена вместе с двумя детьми по имени Кристофер и Кейт. Правовой конфликт возник в результате более 800 картин, которые он оставил после своей смерти. Вскоре его оставшиеся работы были разделены между различными музеями. во всем мире, а также членов семьи Ротко.
45-летнюю карьеру художника Марка Ротко можно разделить на четыре периода: реалистические годы с 1924 по 1940 год, сюрреалистические годы 1940-1946 годов, переходные годы с 1946 по 1949 годы и классические годы с 1949 по 1946 год. 1970 г.На первых двух этапах Ротко писал пейзажи, интерьеры, городские сцены, натюрморты и картины нью-йоркского метро, которые так повлияли на его дальнейшее развитие. Его работы во время Второй мировой войны и Послевоенный период отмечен символическими картинами, основанными на греческой мифологии и религиозных мотивах. В период перехода к чистой абстрактной живописи он создал так называемые мультиформы, которые наконец, превратились в его знаменитые работы классического периода с их прямоугольными, туманными цветовыми полями.
Так же, как Винсент Ван Гог об импрессионизме, влияние Марка Ротко на движение американского абстрактного экспрессионизма огромно. Марк Ротко сегодня занимает свое место как один из самых видные художники модернизма послевоенного периода. Его радикальный отказ от копирования природы свел живопись к большим ярким цветным полям. Его работы оказали влияние на развитие монохромной живописи. Примечательны их пространственная глубина и медитативная сила, которые вовлекают зрителя в диалог с произведением.Для Ротко фирменные «зрелые» картины, те, которые стали синонимами его имени, выходили за рамки чистой абстракции. Ротко, для которого «трагический опыт — единственный источник искусства», пытался превратить свои картины в переживания трагедии и экстаза, как основные условия существования. Целью работы его жизни было выразить суть универсальной человеческой драмы.
Биография Марка Ротко
Марк Ротко наиболее известен как одна из центральных фигур движения абстрактного экспрессионизма в американском искусстве 1950-х и 60-х годов.
Марк Ротко родился Маркус Ротковиц в Двинске, Россия (ныне Даугавпилс, Латвия), 25 сентября 1903 года и иммигрировал в Соединенные Штаты со своей семьей в молодости. В середине 20 века он принадлежал к кругу нью-йоркских художников (включая Виллема де Кунинга и Джексона Поллока) которые стали известны как абстрактные экспрессионисты. Его фирменные работы, крупномасштабные картины из светящихся цветных прямоугольников, использовали упрощенные средства для вызова эмоциональных откликов.Ротко совершил убийство 25 февраля 1970 г.
Ротко преуспел в учебе и окончил среднюю школу Линкольна в Портленде в 1921 году. Он учился в Йельском университете, изучая как гуманитарные науки, так и естественные науки, пока он не ушел, не получив диплома. в 1923 году. Затем он переехал в Нью-Йорк и некоторое время учился в Лиге студентов-художников. В 1929 году Ротко начал преподавать в Центральной академии Бруклинского еврейского центра.
В 1933 году работы Ротко демонстрировались на персональных выставках в Художественном музее Портленда и Галерее современного искусства в Нью-Йорке.В течение 1930-х годов Ротко также выставлялся с группой современных художников, которые называли себя «Десятью», и он работал над арт-проектами, спонсируемыми на федеральном уровне, для Управления прогресса работ.
В 1940-х годах художественная тематика и стиль Ротко начали меняться. Раньше он рисовал сцены городской жизни с чувством замкнутости и тайны; после Второй мировой войны он обратился к вневременным темы смерти и выживания, а также концепции, почерпнутые из древних мифов и религий.Вместо того, чтобы изображать повседневный мир, он начал рисовать «биоморфные» формы, которые предполагали потусторонние растения. и существа. Он также находился под влиянием искусства и идей сюрреалистов, таких как Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Жоан Миро.
В 1943 году Ротко и его коллега-художник Адольф Готлиб написали манифест своих художественных убеждений, например «Искусство — это приключение в неизвестный мир» и «Мы поддерживаем простое выражение сложного. «Ротко и Готлиб, наряду с Джексоном Поллоком, Клиффордом Стиллом, Виллемом де Кунингом, Хелен Франкенталер, Барнеттом Ньюманом и другими, стали известными как абстрактные экспрессионисты.Их искусство был абстрактным, что означало, что он не имел отношения к материальному миру, но был очень выразительным, передавал сильное эмоциональное содержание.
К 1950-м годам искусство Ротко было полностью абстрактным. Он даже предпочитал нумеровать свои полотна, а не давать им описательные названия. Он пришел к своему фирменному стилю: работая над большим, Вертикальный холст, он нарисовал несколько цветных прямоугольников, плавающих на цветном фоне. В этой формуле он обнаружил бесконечные вариации цвета и пропорции, что привело к различным настроения и эффекты.
Использование Ротко широких, упрощенных областей цвета (вместо жестов и капель краски) привело к тому, что его стиль был отнесен к категории «Живопись цветового поля». Он рисовал тонкими слоями цвета, который, казалось, светился изнутри, и его крупномасштабные холсты были предназначены для просмотра с близкого расстояния, чтобы зритель почувствовал себя поглощенным ими.
В 1960-х годах Ротко начал рисовать в более темных тонах, особенно в темно-бордовом, коричневом и черном. За эти годы он получил несколько заказов на масштабные общественные работы.Один был группой фресок для ресторана Four Seasons в Сиграм-билдинг в Нью-Йорке, который Ротко так и не завершил с тех пор, как вышел из проекта; другой был цикл картин для внеконфессиональной часовни в Хьюстон, Техас. Ротко проконсультировался с архитекторами часовни, и конечный продукт стал идеальным местом для созерцания его суровых, но захватывающих холстов.
У Ротко в 1968 году диагностировали болезнь сердца, и он страдал от депрессии. Он покончил жизнь самоубийством в своей студии 25 февраля 1970 года.Его пережила его вторая жена, Мэри Элис Бистл, и его дети, Кейт и Кристофер. Его личные владения, состоящие из почти 800 картин, стали центром продолжительной судебной тяжбы между его семьей и исполнителями завещания. В оставшиеся работы в конечном итоге были разделены между семьей Ротко и музеями по всему миру.
Цитаты Марка Ротко
И, наконец, может быть стоит попытаться повесить что-нибудь за частичной стеной, потому что некоторые картины очень хорошо смотрятся в ограниченном пространстве.
— Марк Ротко
Искусство для меня — это анекдот о духе и единственное средство конкретизировать цель его разнообразной скорости и неподвижности ».
-Марк Ротко
Я также вешаю картины низко, а не высоко, и особенно в случае самых больших, часто как можно ближе к полу, потому что так они написаны.
— Марк Ротко
Если наши названия напоминают известные мифы древности, мы использовали их снова, потому что они являются вечными символами, на которые мы должны опираться, чтобы выразить основные психологические идеи ».
-Марк Ротко
Среди художников широко распространено мнение, что неважно, что красить, главное, чтобы это было хорошо нарисовано.В этом суть академизма ».
-Марк Ротко
Тишина такая точная.
— Марк Ротко
Вот почему мы исповедуем духовное родство с первобытным и архаичным искусством ».
-Марк Ротко
Хороших картин из ничего не бывает.
— Марк Ротко
Это было бы искажением их смысла, поскольку изображения интимные и насыщенные и являются противоположностью тому, что является декоративным; и были нарисованы в масштабе нормальной жизни, а не в институциональном масштабе ».
-Марк Ротко
Мы утверждаем, что предмет имеет решающее значение, и действителен только тот предмет, который трагичен и вневременной.
— Марк Ротко
Художники по направлению: абстрактный экспрессионизм
Художественное движение
Художественное движение преимущественно нерепрезентативной живописи.Он процветал в США в 1940-х и 1950-х годах. Несмотря на свое название, он не был ни полностью абстрактным, ни экспрессионистским и состоял из нескольких совершенно разных стилей. В одном художественном движении их объединило стремление переопределить природу живописи.
Возникновение и быстрое распространение абстрактного экспрессионизма стало возможным благодаря нескольким факторам. Первым из них был приезд в США многочисленных современных художников-беженцев из европейских тоталитарных режимов 1930-х годов и военных катастроф 1940-х годов (Аршил Горки, Ханс Хофманн, Джордж Гросс, Фернан Леже, Йозеф Альберс, Пит Мондриан, Марсель Дюшан, Ив Танги, Макс. Эрнст).Вторым явилось появление новой сети музеев и галерей Нью-Йорка, которые организовали (впервые в США) крупные выставки европейского современного искусства (MOMA была основана в 1929 году и приобрела свою популярность, выставив коллекции кубизма, абстрактного искусства. , Дадаизм, сюрреализм, а также ретроспективы Леже, Матисса и Пикассо; Музей Гуггенхайма начал свою карьеру в 1939 году с грандиозной выставки Кандинского). И третьим фактором была поддержка искусствоведов (Клемент Гринберг), богатых меценатов и коллекционеров (Пегги Гуггенхайм, Лео Кастелли), которые снабжали художников финансами и положительными отзывами и очень быстро сделали это новое направление искусства модным и модным.
Абстрактный экспрессионизм берет свое начало в преодолении Великой депрессии (когда США страдали экономически и — в отличие от Европы — были культурно изолированными и провинциальными) и в преодолении коллективной послевоенной травмы. Два основных американских художественных движения 1930-х годов — регионализм и социальный реализм — были неспособны предоставить язык для зарождающейся реальности. Это было выражено в экзистенциалистской философии, которая отвергала доверие к разуму, гуманизму, научно-техническому прогрессу и проповедовала трагическое мировоззрение, чувство одиночества и предельное внимание к внутреннему миру человека.Это восприятие реальности отражено в абстрактном экспрессионизме, который возобновил в США тенденцию, начатую в Европе абстрактным искусством и сюрреализмом. Он освободил искусство от законов логики и законов синтаксиса цвета, установленных европейской культурой, и относился к религии, мифу и хаосу бессознательного.
Абстрактный экспрессионизм возник в двух разных «версиях». Первым из них была «Живопись действия» (Джексон Поллок, Виллем де Кунинг), где художник использовал выразительные спонтанные жесты, чтобы разбрызгивать краски и рисовать линии.Второй версией была «Живопись цветового поля» (Барнетт Ньюман, Марк Ротко), которая заставляла художника работать с огромным массивом красок в более спокойной манере. Обе версии объединяли монументальные размеры полотен (и скульптур), неограниченное перетекание цвета и акцент на процессе (а не на результате) создания образа.
В начале 1950-х годов Нью-Йорк стал мировой столицей искусства. Этот статус был подтвержден, прежде всего, появлением New York School — неформальной группы художников, поэтов, музыкантов и танцоров, исповедующих принципы абстрактного экспрессионизма.С середины 1950-х годов он стал мощным международным трендом, захватив почти все континенты. Art Informel, Tashisme и COBRA group можно рассматривать как европейские аналоги этого художественного направления. К началу 1960-х годов абстрактный экспрессионизм исчерпал свой потенциал, но его темы и методы перешли в оп-арт, поп-арт, минимализм, неоэкспрессионизм и другие художественные направления.
См. Также Абстрактный экспрессионизм (стиль)
Википедия: https: // ru.wikipedia.org/wiki/Abstract_expressionism
Художники по направлению: Абстрактное искусство
Художественное движение
Абстрактное искусство использует визуальный язык формы, формы, цвета и линий для создания композиции, которая может существовать со степенью независимости от визуальных ссылок в мире.Западное искусство с эпохи Возрождения до середины XIX века опиралось на логику перспективы и попытку воспроизвести иллюзию видимой реальности. Искусство культур, отличных от европейских, стало доступным и показало художнику альтернативные способы описания визуального опыта. К концу 19 века многие художники почувствовали потребность в создании нового вида искусства, который охватил бы фундаментальные изменения, происходящие в технологии, науке и философии.Источники, из которых отдельные художники черпали свои теоретические аргументы, были разнообразны и отражали социальные и интеллектуальные интересы во всех областях западной культуры того времени.
Абстракционизм, нефигуративное искусство, беспредметное искусство и непредставительное искусство — это слабо связанные термины. Они похожи, но, возможно, не имеют одинакового значения.
Абстракция указывает на отход от реальности при изображении образов в искусстве. Это отклонение от точного представления может быть незначительным, частичным или полным.Абстракция существует вдоль континуума. Даже искусство, стремящееся к высшей степени правдоподобия, можно назвать абстрактным, по крайней мере теоретически, поскольку идеальное изображение, вероятно, будет чрезвычайно неуловимым. Произведения искусства, которые позволяют себе вольности, например, изменяя цвет и форму таким образом, чтобы бросаться в глаза, можно назвать частично абстрактными. Полная абстракция не несет в себе никаких следов отсылки к чему-либо узнаваемому. Например, в геометрической абстракции вряд ли можно найти ссылки на натуралистические объекты.Фигуративное искусство и тотальная абстракция почти исключают друг друга. Но образное и изобразительное (или реалистическое) искусство часто содержит частичную абстракцию.
И геометрическая абстракция, и лирическая абстракция часто бывают полностью абстрактными. Среди очень многочисленных художественных движений, воплощающих частичную абстракцию, можно назвать, например, фовизм, в котором цвет явно и намеренно изменен по сравнению с реальностью, и кубизм, который явно изменяет формы изображаемых реальных сущностей.
Большая часть искусства более ранних культур — знаки и знаки на керамике, текстиле, надписи и рисунки на скалах — использовала простые, геометрические и линейные формы, которые могли иметь символическое или декоративное назначение. Именно на этом уровне визуального смысла общается абстрактное искусство. Можно наслаждаться красотой китайской каллиграфии или исламской каллиграфии, даже не умея ее читать.
В китайской живописи абстракцию можно проследить до художника времен династии Тан Ван Мо (王 墨), который, как считается, изобрел стиль рисования брызгами чернил.Хотя ни одна из его картин не сохранилась, этот стиль четко прослеживается в некоторых картинах династии Сун. Буддийский художник Чань Лян Кай (梁楷, c.1140–1210) применил этот стиль к рисованию фигур в своем «Бессмертном в брызгах чернил», в котором точное изображение принесено в жертву для усиления спонтанности, связанной с нерациональным умом просветленных. Покойный художник Сун по имени Ю Цзянь, адепт буддизма Тяньтай, создал серию пейзажей с брызгами чернил, которые в конечном итоге вдохновили многих японских художников дзэн.На его картинах изображены сильно туманные горы, в которых формы предметов едва заметны и чрезвычайно упрощены. Этот тип живописи был продолжен Сэссю Тойо в его более поздние годы.
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Википедия: https: // ru.wikipedia.org/wiki/Abstract_artМарк Ротко | MoMA
Марк Ротко стремился создавать картины, которые доводили бы людей до слез. «Меня интересует только выражение основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, гибели и так далее», — заявил он. «И тот факт, что многие люди не выдерживают и плачут, когда сталкиваются с моими фотографиями, показывает, что я могу передать эти основные человеческие эмоции… .Если вас… трогают только их цветовые отношения, тогда вы упускаете суть.«Как и его коллеги-художники из Нью-Йоркской школы Барнетт Ньюман и Клиффорд Стилл, Ротко писал, чтобы проникнуть в глубины самого себя и человеческого состояния. Для него искусство было глубокой формой общения, а создание искусства — нравственным актом.
Маркус Ротковиц родился в Латвии в 1903 году. Ротко иммигрировал в Соединенные Штаты со своей семьей в 1913 году. В 1921 году он поступил в Йельский университет, оставив его два года спустя. Как и его сверстники, он нашел свое направление и свое место в Нью-Йорке. Именно там, в 1925 году, он начал учиться в школе дизайна Парсонса у художника Аршила Горки, который оказал сильное влияние на него и многих других абстрактных экспрессионистов.Горький и Ротко разделяли интерес к европейскому сюрреализму, о чем свидетельствуют биоморфные формы, населявшие их картины с начала 1940-х годов. Для Ротко эти формы в конечном итоге уступили место парящим цветным зонам над цветными землями, благодаря которым он стал известен.
Ротко впервые разработал эту композиционную стратегию в 1947 году. Описанный критиком Клементом Гринбергом в 1955 году как «живопись цветового поля» (термин, который прижился), это стиль, характеризующийся значительным открытым пространством и выразительным использованием цвета.Ротко был одним из ее пионеров. «Его цветные прямоугольники, казалось, превратились в чистый свет…» написал бывший главный хранитель живописи и скульптуры MoMA Уильям С. Рубин. Ротко провел остаток своей карьеры, исследуя безграничные возможности наслоения прямоугольников разного размера и цвета на цветные поля.
К 1968 году здоровье Ротко пошатнулось после долгих лет тяжелой тревоги и связанных с ним привычек к алкоголю и курению. Пережив аневризму, он продолжал курить и пить, несмотря на предписания врача, но он уменьшил размер холстов и переключился с масляных на акриловые краски, чтобы уменьшить нагрузку на его тело в процессе рисования.В 1970 году, в возрасте 66 лет, художник в хронической депрессии покончил жизнь самоубийством, оставив после себя работы, которые принесли ему как критический, так и коммерческий успех при его жизни.