Режиссер меланхолии – Меланхолия (фильм, 2011) — Википедия

Содержание

отзывы, сюжет, режиссер и актеры

С отзывами о фильме «Меланхолия» будет интересно познакомиться всем поклонникам творчества культового датского режиссера Ларса фон Триера. Это фантастическая драма, которая вышла на экраны в 2011 году. Лента принимала участие в основной программе Каннского фестиваля. В этой статье представлен сюжет картины, актеры и режиссер, которые участвовали в ее создании.

Съемки

В отзывах о фильме «Меланхолия» многие зрители с интересом рассуждают о символах и потайных смыслах, ради которых Ларс фон Триер снимал это кино.

Как признался сам режиссер, идея к нему пришла во время сеанса психотерапии, когда он боролся с депрессией. Врач рассказал ему удивительную вещь о том, что люди с этим заболеванием в стрессовой ситуации действуют более спокойно и рационально, так как изначально ожидают и раньше ожидали только плохих вещей. Триер начал развивать эту идею в полноценный фильм.

Причем изначально у него не было идеи правдоподобно с астрономической точки зрения изобразить апокалипсис. В первую очередь, его интересовало исследование того, как ведет себя человеческая психика на фоне надвигающейся катастрофы.

Развивая эту идею, режиссер увлекся планетарными столкновениями. Начал изучать сайты и теории, посвященные подобным происшествиям. Интересно, что изначально он решил убрать какую-либо неопределенность относительно финала картины, чтобы зрителя ничего не отвлекало от изучения иррационального поведения персонажей. В этом и состоял основной смысл фильма «Меланхолия».

К съемкам Триер приступил с собственным сценарием, который писался под Пенелопу Крус. Актриса давно мечтала поработать с датчанином. Концепция отношений между двумя сестрами была разработана как раз в ходе их переписки. Но в итоге Крус отказалась от роли, отдав предпочтение четвертой части «Пиратов Карибского моря».

Считается, что образ Джастин преимущественно основан на личности самого Триера. Ее имя режиссер взял из романа маркиза де Сада «Жюстина», над экранизацией которого долго думал.

Картину снимали около двух месяцев в Швеции. Было решено, что поместье, в котором будут развиваться основные события, должно напоминать место действия знаменитой драмы Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде».

Повествование

Фильм «Меланхолия» состоит из двух повествовательных частей, а также 8-минутного пролога, отсылающего зрителя к «Космической одиссее» Стэнли Кубрика. В последнем зрители наблюдают за гибелью планеты Земля, которая происходит в результате столкновения с мифической планетой Меланхолия.

В этом прологе критики усмотрели множество отсылок к другим важным произведениям культуры. В том числе к картинам Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу» и Джона Эверетта Милле «Офелия». На протяжении пролога за кадром звучит увертюра из оперы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.

О чем картина?

По сюжету фильма «Меланхолия» события разворачиваются в дни, которые предшествуют самой катастрофе. Картина состоит из двух частей.

В первой демонстрируется свадьба Джастин. Одна из главных героинь достаточно быстро становится безразлична к торжеству, из-за чего между ней и многочисленными гостями возникает недопонимание.

Во второй части появляется сестра Джастин, которую зовут Клэр. Она начинает ухаживать за женщиной, находящейся в состоянии клинической депрессии. Параллельно ее страшат все новые сообщения о приближении к Земле таинственной планеты Меланхолия.

По мере развития сюжета сестры меняются ролями. Теперь уже Клэр впадает в депрессию и начинает паниковать, а Джастин ухаживает за ней, во всем поддерживает. Клэр в отчаянии в финале фильма: вместе с сестрой и своим сыном она готовится принять неизбежное.

Премьера

Впервые картина была показана на Каннском кинофестивале. Однако на самом форуме о содержании фильма «Меланхолия» забыли, когда начали обсуждать поведение режиссера Ларса фон Триера после премьеры.

Он затмил свою ленту, заявив на пресс-конференции, что понимает мотивы действий Гитлера. К этой теме он перешел, когда начал рассуждать о необходимости и закономерности уничтожения жизни на Земле. Более того, фон Триер в шутку назвал себя нацистом.

Разразился громкий скандал. Датчанин официально был объявлен персоной нон грата на Каннском фестивале. При этом картине все-таки отдали должное. Она была принята положительно.

Награды и номинации

На Каннском фестивале фильм номинировали на Золотую пальмовую ветвь, но награда в итоге досталась драме Терренса Малика «Древо жизни». Зато актриса Кирстен Данст получила приз за лучшую женскую роль.

Сразу шести номинаций лента была удостоена на ежегодной континентальной премии Европейской академии кино. Жюри вручило ей приз за лучший фильм. Также награды получили художник-постановщик Молли Мален Стенсгор и оператор Мануэль Альберто Кларо.

Кирстен Данст

Работа актеров в фильме «Меланхолия» многими была высоко оценена. Роль главной героини Джастин исполнила американская актриса немецкого происхождения Кирстен Данст.

Она родилась в штате Нью-Джерси в 1982 году. В кино дебютировала в 7 лет, исполнив эпизодическую роль в комедийной мелодраме «Нью-йоркские истории» (она появляется в новелле, снятой Вуди Алленом).

Уже в 12-летнем возрасте к актрисе пришла популярность. Это случилось после появления в образе Клодии в драматическом фэнтези Нила Джордана «Интервью с вампиром». За эту работу она была номинирована на «Золотой глобус», получила премию «Сатурн». Также популярность ей принесла роль Мэри Джейн Уотсон в серии фильмов, посвященных Человеку-пауку.

Среди других известных проектов, в которых Данст принимала участие, фантастическая комедия Джо Джонстона «Джуманджи», мелодрама Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы», комедия Кэмерона Кроу «Элизабеттаун».

Кифер Сазерленд

Канадский актер Кифер Сазерленд появляется в роли Джона, мужа Джастин. Их свадьбе посвящена первая часть фильма. Это был его первый опыт сотрудничества с фон Триером в богатой карьере.

Актер родился в Лондоне в 1952 году. На телевидении начал регулярно появляться еще в конце 1970-х в популярной в США музыкально-юмористической программе «Субботним вечером в прямом эфире», которая выходит до сих пор.

В 1980-х стал сниматься в малоизвестных картинах. Это были «Возвращение Макса Дагэна», «Парень из бухты», «Пойманные в тишине». Наибольшую популярность ему принесла роль Джека Бауэра в драматическом сериале «24 часа», посвященном деятельности вымышленной спецслужбы. За эту работу актер был удостоен премий «Эмми» и «Золотой глобус».

Шарлотта Генсбур

Мало кто удивился, когда в списке актеров фильма «Меланхолия» оказалась Генсбур. Это одна из любимых актрис Триера, которая снимается в большинстве его фильмов.

Она родилась в Лондоне в 1971 году. В кино дебютировала в 1984 году в музыкальной мелодраме Эли Шураки «Слова и музыка». Международный успех актрисе принесла семейная драма ее дяди Эндрю Биркина «Цементный сад».

У фон Триера Генсбур впервые снялась в 2009 году в фильме ужасов «Антихрист», исполнив главную роль. За эту работу она получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. Далее последовали «Меланхолия» и «Нимфоманка».

Александр Скарсгард

В образе Майкла в «Меланхолии» появляется шведский актер Александр Скарсгард. Для него эта роль стала одна из самых успешных работ: он был признан лучшим актером на Хэмптонском международном кинофестивале.

Скарсгард родился в Стокгольме в 1976 году. Его дебют в кино состоялся в середине 1980-х годов. Впервые в Голливуде сыграл в комедии Бена Стиллера «Образцовый самец» в 2001 г.

В последние годы много снимается в сериалах: «Откровения», «Настоящая кровь», «Поколение убийц». Большим успехом стал для него образ Перри Райти, созданный в сериале «Большая маленькая ложь». За него он удостоился «Золотого глобуса», «Эмми», Премии гильдии киноактеров США.

Ларс фон Триер

Режиссер фильма «Меланхолия» — современный культовый датский режиссер. Он родился в Копенгагене в 1956 г. Считается одним из основателей манифеста «Догма 95». Он был им сформулирован во время работы над сериалом «Королевство», когда режиссер пришел к выводу, что персонажи и сюжет имеют для зрителей большее значение, чем стилистика и техника съемки. Большую часть фильма он снял ручной камерой, пренебрегал профессиональным освещением, добиваясь зернистости кадра и смазанного цвета. Картина принесла ему первый коммерческий успех.

После этого Триер приступил к съемкам трилогии «Золотое сердце», которая состояла из психологической мелодрамы «Рассекая волны», трагикомедии «Идиоты» и психологического мюзикла «Танцующая в темноте». За последнюю картину он получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.

За ней последовала так и не реализованная до конца трилогия «США — страна возможностей». Вышли только драматический триллер «Догвилль» и лента «Мандерлей».

Фильм «Антихрист» стал главным триумфатором датского кинофестиваля «Бодиль». Последней работой режиссера на данный момент является психологический триллер «Дом, который построил Джек».

Впечатления

Отзывы о фильме «Меланхолия» от критиков были преимущественно положительными. Картина окупилась в прокате, собрав около 15 млн долларов, при том, что ее бюджет оказался примерно в два раза меньше.

В описании фильма «Меланхолия» критики часто отмечали, что это жизнеутверждающая лента о конце света. Фон Триеру удалось снять фильм-катастрофу, в котором гибель планеты становится только декорацией семейной драмы. Вот про что фильм «Меланхолия» в действительности.

К тому же, это очень красивое и многогранное произведение искусства, которое лаконично и ясно прославляет жизнь, даже несмотря на то что повествует о ее смерти.

В отзывах о фильме «Меланхолия» критики отмечали, что автор на этот раз не интересуется самой темой Апокалипсиса. Он сразу предупреждает зрителей о том, что конец неизбежен: все погибнут. В результате таинственная и загадочная планета Меланхолия становится своеобразной аллегорией смерти, перед которой все без исключения оказываются равны.

В результате сам фильм получился об истинных человеческих ценностях: о любви, о жизни, об отношениях между самыми близкими людьми. Режиссер целенаправленно ведет зрителя к мысли о том, что будущее после смерти не имеет никакого значения, походя разоблачая бессмысленность человеческой суеты, показного благополучия и светских ритуалов. Самым главным, по его мнению, являются общение между людьми и искренние человеческие эмоции.

Картина у датчанина на этот раз получилась на удивление лаконичной и простой. Но смотреть ее нужно максимально внимательно, обращая внимание на детали, которые всегда не случайны, пользуясь подсказками, которые режиссер щедро разбросал по всему фильму.

Подобные работы

Конечно, фильмов, похожих на «Меланхолию», существует множество. Однако, как правило, они имеют одинаковый сюжет (Земле грозит уничтожение из-за какой-то космической угрозы), но редко добиваются подобного философского и смыслового подтекста.

Из наиболее выдающихся картин на эту тему обязательно нужно вспомнить фантастическую драму Даррена Аронофски «Фонтан», в которой главный герой Томас Крео находится в поисках Древа Жизни. По легенде, его сок способен подарить человеку вечную жизнь. Для Томаса найти это дерево необходимо, так как его любимая жена смертельно больна.

Примечательно, что похожей по стилистике оказалась драма Терренса Малика «Древо жизни», которая вместе с «Меланхолией» боролась за Золотую пальмовую ветвь, но, в отличие от фильма фон Триера, смогла победить. Сюжет этой картины построен вокруг 11-летнего ребенка, который с присущей ему детской непосредственностью смотрит на окружающий мир. Вскоре действительность омрачается, так как ему приходится столкнуться со страданиями, болью и смертью.

fb.ru

Рецензия на фильм «Меланхолия»

Подозрительно экзальтированная Жюстин (Данст) выходит замуж, ее сестра Клэр (Генсбур) с мужем (Сазерленд) организовывают свадьбу в семейном поместье. В то же время к Земле приближается планета созвездия Скорпиона «Меланхолия», что означает более или менее конец всего сущего. Впрочем, кое для кого Армагеддон – это частности. И вообще отвлекает от смотрения в стенку.

Кадр из фильма

В скором времени с Землей столкнется планета с пышным именем «Меланхолия». Если сделать кольцо из проволочки и периодически смотреть через него на небо, видно, как она приближается. Когда это, наконец, случится, линии электропередач порвутся, птицы повалятся с неба, а из пальцев у девушки навстречу «Меланхолии» поползут молнии. И всем сразу станет легче. Сложенная как опера картина открывается прелюдией, из которой станет более или менее ясно, как это будет: птички, молнии, слом земной коры. Концовка перенесена в начало, в том числе для того, чтобы снять лишнее напряжение. Эй, все хорошо, мы все умрем, теперь можно рассказывать.

Кадр из фильма

Первый акт – каждый назван по имени одной из сестер «Жюстина» и «Клэр» – свадьба Жюстины. Невеста оживлена, в белом платье и вообще очень старается. В поместье, принадлежащем, кажется, старшей сестре Клэр и ее мужу (за их же счет и свадьба), куча гостей, горят свечи, планируется запуск китайских фонариков. Некоторое время торжество (и в самом деле напоминающее «Торжество» Винтерберга и еще картины Бергмана) как-то продолжается, потом Жюстина начинает стремиться в горячую ванну, грубит начальнику, унижает жениха, писает в лунку на поле для гольфа, окончательно и с видимым облегчением срываясь с катушек: эксперимент с человеческим счастьем не удался, отдайте уже ей меланхолию. Происходящее в картине во втором акте (названном «Клэр», но по сути опять посвященном Жюстине) – все более глубокое и все более счастливое погружение Жюстины в бездну, воссоединение с меланхолией, будь то психическое состояние «мрачного помешательства» или название планеты, которая как раз на днях очень кстати врежется в Землю.

Кадр из фильма


В фильме есть отсылки к Тарковскому и Туве Янссон.

Жюстину у Де Сада в финале тоже убивала молния.

Сына Стеллана Скарсгарда играет сын Стеллана Скарсгарда.

Не чуждый меланхолии Триер опять снимает картину о себе. Он тут и Жюстина, пустыми, внутрь повернутыми глазами призывающая планету, которая одним махом все это прихлопнет и все, наконец, кончится. И Клэр, которой есть что терять, и которая цепляется за жизнь, гаснет и сходит с ума с той же скоростью, с которой Жюстина – девушка-метеорит – наливается жизнью. По мере приближения планеты две сестры (которые, конечно, один человек или две стороны одной планеты, как угодно) меняются ролями. Практичная, заботливая, земная, в конце концов, Клэр теряет связь с реальностью, Жюстина счастливо уходит в отрыв. Триер, который говорил, что визуальный стиль картины во многом сформировала музыка Вагнера (прелюдию к опере «Тристан и Изольда» он решил использовать на самых ранних стадиях работы), жалел даже, что «Меланхолия» сама собой получилась такой романтической, пышной, вызывающе прекрасной. Потом вроде бы смирился – с фильмом все равно ничего нельзя было сделать: он жил своей жизнью, дышал, пульсировал, ждал конца света. В «Меланхолии», для тех, кто, как и Ларс с Кирстен, состоит в клубе любителей печали и все понимает, нет совершенно ничего мрачного. «Меланхолия» сделала с Триером то же, что и с его героиней. Он снял самый здоровый, самый счастливый, самый (по крайней мере, в том, что касается душевного здоровья автора) гармоничный свой фильм. Историю любви человека и меланхолии. В самом деле, нет ведь ничего светлее, чем известие о том, что у бессмысленного до сих пор горя появляется причина в виде небольшой круглой планеты. Перспектива скорой смерти доказывает, что до сих пор ты, получается, жил. И вообще молнии из пальцев это же, должно быть, очень приятно.

www.film.ru

Меланхолия (фильм, 2011) — Википедия. Что такое Меланхолия (фильм, 2011)

«Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — фантастическая драма режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля[3]. Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата в Швеции.

Пролог

Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космическую одиссею 2001 года» и решённого как последовательность флешфорвардов. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия.

Кинообразность пролога проанализирована Манолой Даргис в статье, которая появилась в газете The New York Times в конце 2011 года[4]. Наиболее очевидны отсылки к хрестоматийным полотнам Дж. Э. Милле («Офелия») и Брейгеля («Охотники на снегу»)[5]. За кадром звучит увертюра из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда»[6].

Сюжет

Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Джастин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Джастин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное.

В ролях

Работа над фильмом

Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, поскольку они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно с точки зрения астрономии, но как способ изучения психики человека во время катастрофы[7].

Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения (драматизированной ещё в XIX веке в рассказе Герберта Уэллса «Звезда») и стал изучать веб-сайты с теориями о таких событиях. С самого начала Триер решил убрать какую-либо неопределённость для зрителей относительно итога фильма, чтобы ничего не отвлекало от иррационального поведения героев.

Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у Триера. Концепция двух сестёр в качестве главных героев разработана на основе переписки режиссёра с актрисой. Крус сообщала, что она хотела бы работать с Триером, и с энтузиазмом говорила о пьесе «Служанки» Жана Жене

[8]. Однако актриса отказалась ради четвёртой части «Пиратов Карибского моря»[9].

Большая часть личности Джастин была основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа Маркиза де Сада «Жюстина», об экранизации которого долго мечтал[10]. Действие было решено поместить в поместье, напоминающем место действия классического фильма «Прошлым летом в Мариенбаде».

Премьера

На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера и в шутку назвал себя «нацистом»[11], за что был объявлен персоной нон грата на Каннском кинофестивале[12]. Тем не менее, специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой «Рассекая волны» (1996) даже попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира

[13].

В России фильм был впервые показан на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля, а в широкий прокат вышел 7 июля 2011 года[14].

Награды и номинации

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Меланхолия (фильм, 2011) Википедия

Меланхолия
Melancholia
Жанр драма
фантастика
Режиссёр Ларс фон Триер
Продюсер Мета Луиза Фольдагер
Луиза Вест
Автор
сценария
Ларс фон Триер
В главных
ролях
Кирстен Данст
Кифер Сазерленд
Шарлотта Генсбур
Оператор Мануэль Альберто Кларо
Композитор
  • Рихард Вагнер
Кинокомпания Zentropa
Nordisk Film
Memfis Film
Slot Machine
Liberator Productions
Film i Väst
Danmarks Radio
arte France Cinéma
Длительность 130 мин
Бюджет 7,4 млн долл.[1]
Сборы 15 946 321 долл.[2]
Страна Дания Дания
Швеция Швеция
Франция Франция
Германия Германия
Язык английский
Год 2011
IMDb ID 1527186
Официальный сайт
У этого термина существуют и другие значения, см. Меланхолия (значения). Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Меланхолия (фильм).

«Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — фантастическая драма режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в основной конкурсной программе

ru-wiki.ru

Меланхолия (фильм, 2011) — это… Что такое Меланхолия (фильм, 2011)?

«Меланхолия» (англ. Melancholia) — психологический фильм-катастрофа режиссера и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Действие фильма происходит на свадебной процедуре Жюстин. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в конкурсной программе Каннского кинофестиваля[3]. Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата.

Пролог

Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космическую одиссею 2001 года» и решённого как последовательность флешфорвардов. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия (аналог Нибиру).

Кинообразность пролога проанализирована Манолой Даргис в статье, которая появилась в газете The New York Times в конце 2011 года[4]. Наиболее очевидны отсылки к хрестоматийным полотнам Дж. Э. Милле («Офелия») и Брейгеля («Охотники на снегу»)[5]. За кадром звучит увертюра из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда»[6].

Сюжет

Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Жюстин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Жюстин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Жюстин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии, она с сестрой и сыном готовится принять неизбежное…

В ролях

Изначально на роль Жюстин Ларс фон Триер планировал взять Пенелопу Крус[7], однако актриса отказалась ради четвёртой части «Пиратов Карибского моря»[8].

Работа над фильмом

Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, так как они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём, без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно с точки зрения астрономии, но как способ изучения психики человека во время катастрофы[9].

Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения (драматизированной ещё в XIX веке в рассказе Герберта Уэллса «Звезда») и стал изучать веб-сайты с теориями о таких событиях. С самого начала Триер решил убрать какую-либо неопределенность для зрителей относительно итога фильма, чтобы ничего не отвлекало от иррационального поведения героев.

Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у Ларса. Концепция двух сестер в качестве главных героев разработана на основе переписки режиссёра с актрисой. Крус сообщала, что она хотела бы работать с Триером, и с энтузиазмом говорила о пьесе «Служанки» Жана Жене[10].

Большая часть личности Жюстин была основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа маркиза де Сада «Жюстина», об экранизации которого долго мечтал[11]. Действие было решено поместить в поместье, напоминающем место действия классического фильма «Прошлым летом в Мариенбаде».

Премьера

На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера и в шутку назвал себя «нацистом»

[12], за что был объявлен персоной нон-грата на Каннском кинофестивале[13]. Тем не менее, специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой «Рассекая волны» (1996) даже попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира[14].

В России фильм был впервые показан на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля, а в широкий прокат вышел 7 июля 2011 года[15].

Награды и номинации

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Далась вам эта «Меланхолия» — История — Кино — OpenSpace.ru

АНТОН ДОЛИН пытается понять, что публика нашла в последнем фильме Ларса фон Триера и что с этим делать

Имена:  Кирстен Данст · Ларс фон Триер · Мануэль Альберто Кларо

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Меланхолия»

Мне нравится фильм «Меланхолия». Я смотрел его три раза и, наверное, пойду еще. Но я — не показатель: мне нравятся все без исключения фильмы Ларса фон Триера, близок его киноязык, интересны его взгляды и мысли. Таких зрителей всегда было мало. До недавних пор.

«Меланхолия» оказалась первым фильмом Триера, который понравился если не всем, то большинству. Он был фаворитом Канн, и если бы не провокационные речи режиссера на пресс-конференции, мог бы отнять «Золотую пальмовую ветвь»

у самого Терренса Малика. Чудилось, что Роберту Де Ниро было обидно обходиться присуждением актерского приза Кирстен Данст. Даже вечный противник и ненавистник Триера — газета Variety опубликовала почти восторженную рецензию (кстати, после «Меланхолии» в любви к Триеру расписались многие его прежние критики). Наконец, в минувшие выходные Европейская киноакадемия объявила «Меланхолию» лучшим фильмом года, обойдя прошлогоднего оскаровского победителя «Король говорит» и безупречного «Мальчика на велосипеде» братьев Дарденн. Чествовали режиссера, объявившего о симпатии к Гитлеру, в Берлине — сейчас, наверное, самом антифашистском городе мира.

Сам Триер не приехал — приз получала его жена. Нежелание светиться на публике после каннского скандала более чем объяснимо. Важно, однако, принять во внимание и отношение автора к «Меланхолии» — снисходительное, чуть ли не пренебрежительное. Guilty pleasure, «сливочные сливки», фильм, от которого он в процессе производства получил слишком много удовольствия: явно не лучший пункт в биографии Триера. Когда я спросил, по-прежнему ли он считает себя лучшим режиссером в мире (об этом, напомню, Триер заявил после освистания «Антихриста»), он лаконично ответил: «Не в этом фильме».

Именно поэтому меня, как поклонника датского режиссера, тревожит, волнует, царапает всеобщая любовь к «Меланхолии». Как ее объяснить?

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Меланхолия»

Первый, самый очевидный — и унизительный для зрителей-интеллектуалов — ответ: это красиво. Умаявшись после долгих и мучительных «нулевых», легализовавших документалистику в игровом поле, приучивших к репортажной камере, отсутствию профессиональных актеров, закадровой музыки и спецэффектов, публика вновь с наслаждением нырнула в сладостные красоты. Тем паче что предложил их не Джеймс Кэмерон, а Триер. С ним проще: пережив про себя катарсис, на словах можно списать его на умышленный ход, стилизацию или иронию. Зара Абдуллаева даже написала для «Искусства кино» внушительную статью под названием «Сумерки эстетизма», где долго и обстоятельно доказывала, что красивости «Меланхолии» — радикальный прием, направленный как раз против пошлой эстетизации. Но факт остается фактом: красота фильма наглядна и очевидна, и трудно не наслаждаться упоительными рапидами, картинным пейзажем, совершенством загадочно-голубой планеты-убийцы. Да хоть бы и идеальным «ню» Кирстен Данст, лежащей на берегу водоема в призрачном свете планеты Меланхолии.

Читать текст полностью По сути Триер сделал то же самое, что его героиня Жюстина, в гневе выбрасывающая из кабинета сестры-искусствоведа репродукции абстрактных полотен и выставляющая на их место картины Брейгеля, Караваджо и Милле. Датчанин в начале карьеры был экспертом по кинокрасотам, но после «Европы» отказался от тщательных декораций и виртуозных тревеллингов во имя непосредственной интонации и живой, подвижной камеры. В «Эпидемии» за кадром тоже звучал Вагнер — но прелюдия к «Тангейзеру» была поставлена в кавычки вставного сюжета, «фильма в фильме»; Триер предупреждал, что это прием. Иное дело в «Меланхолии», где совершенство кадра — продуманного даже в мнимо спонтанных эпизодах — идеально отражается как в дизайне богатого интерьера, так и в закадровом звучании вступления к «Тристану и Изольде», одного из самых совершенных произведений, подаренных миру классической музыкой.

Если в «Танцующей в темноте» или «Догвилле» Триер управлял камерой сам, а в «Самом главном боссе» поручал эту работу компьютерной программе, то тут впервые в жизни нанял Мануэля Альберто Кларо — оператора-дизайнера, фаната Тарковского, отточившего мастерство на формалистских полотнах Кристофера Боэ. Красиво до отвращения, как свадебный торт. Но у тех, кто жадно пожирает эту сладость, есть идеальное оправдание: ведь все это напоследок, в канун Апокалипсиса. В такую минуту, как отмечено в фильме, может взбрести в голову что угодно — даже сесть на веранде с бокалом вина и спеть хором Девятую Бетховена. Вагнер, если задуматься, еще лучше.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Меланхолия»

Второе объяснение чуть заковыристей. Триер с первого фильма рассказывал историю одного и того же персонажа — идеалиста, объясняющего мир по некоей схеме и потому терпящего сокрушительное фиаско. Начиная с «Рассекая волны» добавилась вторая, столь же постоянная героиня: «золотое сердце», жертвенная фигура. Иногда они объединялись, как в «Догвилле» и «Мандерлее», иногда превращались в коллективный автопортрет, как в «Антихристе». «Меланхолия» — первый фильм, где соотношение ролей резко изменилось. Идеалист (герой Кифера Сазерленда) резко отошел на второй план и бесславно пал, не дождавшись финала. «Золотое сердце» исчезло, уступив место Жюстине: не только сильной личности, но и последовательной эгоистке. И, нет сомнений, проекции самого Триера, так же страдающего от депрессий, но «знающего всё».

«Меланхолия» — первый в карьере режиссера фильм прямого действия, где он непосредственно обращается к зрителям. Признает свои недостатки, указывает на свои таланты, демонстрирует их в действии. Что есть схематичные, но глубокие ленты Триера, как не «спасительный» шалаш из финала «Меланхолии» — столь же условный и при этом убедительный, как нарисованный мелом на полу город в «Догвилле»?

Жюстина показана без иронического отстранения: небывалый случай для Триера. В фильме нет того лукавства и двурушничества, которые приписывают датчанину его критики. Ведь в чем его обвиняют чаще всего? В провокациях и спекуляциях. Первое бесспорно. Второе сомнительно: спекулируют на эмоциях скорее уж мексиканские сериалы и голливудские хорроры, чем аналитические картины Триера, которые раздражают как раз невозможностью растворения в персонажах, трудностью сопереживания. Но в «Меланхолии» такой шанс есть: перед нами прямое высказывание, с которым может солидаризоваться и просто согласиться большинство — вне зависимости от конфессиональной, социальной или национальной специфики.

Теперь — о сути этого высказывания. Триер — режиссер-философ, нетривиально трактовавший такие сложнейшие категории, как самопожертвование («Рассекая волны»), милосердие («Догвилль»), творчество («Танцующая в темноте»), сознание («Идиоты»), вина («Антихрист»). Но «Меланхолия» — не тот случай. Рассмотрев фильм под разными углами, покрутив его так и сяк, попробовав на зуб и проглядев на свет, я пришел к неутешительному выводу: в его сердце сверхбанальный тезис, укладывающийся в три слова — «мы все умрем». Не о Конце же Света речь, в самом деле! Пожалуй, впервые в жизни Триер выступил в амплуа «мистера Очевидность». И тут же его объявили мессией.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Меланхолия»

«Меланхолия» — кино о неизбежности смерти и о том, как ее встретить в отсутствие утешительной религиозной или квазирелигиозной идеи (слова всезнайки Жюстины об отсутствии жизни во Вселенной — не что иное, как указание на невозможность загробной жизни). Стоицизм героини — рекомендация к действию. Первая половина фильма, декларативно вторичная по отношению к «Торжеству» Томаса Винтерберга, — подробная аргументация, почему жизнь не так уж хороша, чтобы о ней горевать. Планета Меланхолия — зримый и выпуклый образ смерти как чего-то неизбежного, непостижимого и несоизмеримо большего, чем ты, а потому необоримого.

Самое время вернуться к смыслу названия. Оно обмануло всех опять же красивым звучанием, проведя мимо смысла. Героиня страдает от депрессии, которая начинается на ее собственной свадьбе, а проходит лишь накануне Апокалипсиса. Но равнозначна ли депрессия, медицинские симптомы которой Триер, по словам всех психиатров, описал абсолютно точно, меланхолии?

Хорошим послесловием к фильму могла бы стать книга, только что выпущенная издательством НЛО, — написанная соседкой Триера по Скандинавии, шведской исследовательницей Карин Юханнисон, «История меланхолии». Автор весьма убедительно доказывает, что меланхолия — не психическое расстройство отдельной личности, а общественная болезнь, от которой, в разных модификациях, западноевропейский социум страдает как минимум с XVII века. Меланхолия — знак определенной эпохи, а не индивидуальное свойство. А ведь если приглядеться к фильму Триера, то станет очевидным, насколько миражно формальное противопоставление бунтарки и ясновидящей Жюстины окружающим ее людям. Так ли сильно она отличается от этих самодовольных буржуа?

Благодушный отец сбегает со свадьбы дочери, как только чувствует, что ситуация накаляется. Мать невесты откровенно хамит новобрачным уже за столом — и напряжение старшего зятя свидетельствует о том, что происходит подобное отнюдь не впервые. Но и рационалист-зять держится недолго, пока не решает покончить с собой, как какой-нибудь экзальтированный Вертер. Босс невесты истерит и требует выдать ему рекламный слоган до завершения свадьбы. Его племянник-неврастеник бегает за девушкой и требует озвучить ему этот слоган. Сестра невесты — на грани срыва: ее психическую нестабильность нам еще предстоит оценить во второй половине картины. Даже глуповатый организатор свадьбы закатывает истерику и отказывается смотреть в сторону невесты. А потом они все покидают праздник и картину, чтобы больше не появиться в кадре. Будто уходят из жизни, один за другим, как лемминги. Нет, перед нами — отнюдь не история одной болезни, а картина мира, в котором стремительно распространяется вирус меланхолии.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Меланхолия»

Вот и последний ответ. Психологические, эсхатологические и прочие метафорические трактовки «Меланхолии» внезапно отступают перед главной, объясняющей помешательство вокруг картины: социальной. Этот фильм свидетельствует не об эволюции выдающегося режиссера, а лишь о плачевном, кошмарном состоянии общества, объединенного паническим ожиданием скорой катастрофы. И в сотрясаемой предвыборными конвульсиями Москве, и в ожидающей экономического коллапса Европе «Меланхолия» — нет, вовсе не лучший, а самый уместный фильм года.

А за Ларса фон Триера переживать нечего. Утешенный статусом «персоны нон грата», через пару лет он снимет православный порнофильм «Нимфоманка», и все опять его возненавидят. Если, конечно, до тех пор не настанет Апокалипсис.

os.colta.ru

Меланхолия (фильм, 2011) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — фантастическая драма режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Премьера состоялась 18 мая 2011 года в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля[3]. Съёмки продолжались с 22 июля 2010 года по 8 сентября 2010 года в поместье Чулёхольм на берегу Каттегата в Швеции.

Пролог

Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космическую одиссею 2001 года» и решённого как последовательность флешфорвардов. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия.

Кинообразность пролога проанализирована Манолой Даргис в статье, которая появилась в газете The New York Times в конце 2011 года[4]. Наиболее очевидны отсылки к хрестоматийным полотнам Дж. Э. Милле («Офелия») и Брейгеля («Охотники на снегу»)[5]. За кадром звучит увертюра из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда»[6].

Видео по теме

Сюжет

Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Джастин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Джастин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное.

В ролях

Работа над фильмом

Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, поскольку они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно с точки зрения астрономии, но как способ изучения психики человека во время катастрофы[7].

Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения (драматизированной ещё в XIX веке в рассказе Герберта Уэллса «Звезда») и стал изучать веб-сайты с теориями о таких событиях. С самого начала Триер решил убрать какую-либо неопределённость для зрителей относительно итога фильма, чтобы ничего не отвлекало от иррационального поведения героев.

Изначально сценарий ленты писался под Пенелопу Крус, мечтавшую сняться у Триера. Концепция двух сестёр в качестве главных героев разработана на основе переписки режиссёра с актрисой. Крус сообщала, что она хотела бы работать с Триером, и с энтузиазмом говорила о пьесе «Служанки» Жана Жене[8]. Однако актриса отказалась ради четвёртой части «Пиратов Карибского моря»[9].

Большая часть личности Джастин была основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа Маркиза де Сада «Жюстина», об экранизации которого долго мечтал[10]. Действие было решено поместить в поместье, напоминающем место действия классического фильма «Прошлым летом в Мариенбаде».

Премьера

На пресс-конференции после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера и в шутку назвал себя «нацистом»[11], за что был объявлен персоной нон грата на Каннском кинофестивале[12]. Тем не менее, специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой «Рассекая волны» (1996) даже попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира[13].

В России фильм был впервые показан на 33-м Московском международном кинофестивале 1 июля, а в широкий прокат вышел 7 июля 2011 года[14].

Награды и номинации

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *