Нелюбовь режиссер – Нелюбовь (фильм, 2017) — Википедия

Содержание

Нелюбовь как состояние общества

Так не бывает. Это первое, о чем думаешь, когда Женя и Боря — главные герои фильма «Нелюбовь» вступают в их первый жесткий диалог. Они спорят о том, кто должен объявить 12-летнему сыну, что после развода папы и мамы мальчик будет отправлен в интернат. Ну бред же! Семья не маргинальная. В России миллионы разводятся, дети, как правило, остаются с матерями. А тут — нелюди какие-то. (Ребят, бывает. Я знал семью, которая продала новорожденную дочь, чтобы начать новую жизнь. Стартовый капиталец заработать. Не алкаши, не психи, мечтали вырваться из своего Железногорска-Илимского в большой город. Тоже тема для кино… Но вернемся к Звягинцеву).

Видимо, это такой режиссерский крючок — нестандартной шокирующей ситуацией он цепляет зрителя. И потом подтягивает поближе: давайте-давайте, присмотритесь хорошенько, кто это там в зеркале?

Она. Чуть за тридцать. Мужа ненавидит так, что готова убить. Говорит, что никогда его и не любила. «Залетела по глупости».

Так что их 12-летний сын — не плод любви. Плод нелюбви. Чудесный мечтательный мальчик, кстати. До слез его жалко.

Сын героев фильма «Нелюбовь» — мечтательный 12-летний мальчик.Фото: кадр из фильма

Он. Полнеющий менеджер по продажам. На кредитной корейской машине. Думает, что нашел новое счастье в лице любовницы, которая, вроде бы, его действительно любит. А главное — беременна.

Он очень хочет разъехаться с бывшей. «Пацана», как называет сына, вроде бы, жалко. Но разве не должен ребенок остаться с матерью? Это же так естественно. И решит сразу кучу проблем. А решать проблемы он не любит. Да и не умеет.

Еще есть бесноватая мать главной героини — теща стало быть, «Сталин в юбке». Поминает черта и Бога одновременно. Крестится и тут же посылает родных на три буквы. Её, наверное, тоже мать в детстве не любила. Нелюбовь передается по наследству?

Этого звягинцевские герои не произносят. Но получается, что нелюбовь воспроизводит сама себя. Речь не только о чувствах к жене или мужу, ребенку или матери. Речь о любви в широком, общечеловеском, христианском, если хотите, её понимании. О любви к ближнему.

У Звягинцева нелюбовь в каждой детали. Главный герой с ненавистью бурчит на пешехода, который посмел его задержать на пару секунд. Главная героиня постоянно унижает сына, пинает, как надоевшую глупую собачонку. Искреннюю улыбку у нее вызывают только селфи в инстаграме.

«Все уроды у этого Звягинцева! Чернуха!» Нет, не все.

Нелюбовь (2017). Трейлер фильма.Новый фильм Андрея Звягинцева («Елена», «Левиафан») — участник конкурса Каннского фестиваля 2017. В кино с 1 июня

Есть волонтеры-поисковики. Они молчаливы, говорят только по делу. При этом каждое движение их у меня вызывало мурашки. Волонтеры — это единый собирательный образ нормального человека будущего. Именно такие (я верю в это, не смотря на мой возрастной и профессиональный цинизм) когда-то все же будут преобладать в обществе. И, может быть, даже работать в полиции и прочих государственных службах.

Есть у Звягинцева еще один явно положительный персонаж — любовник героини. Правда, подозреваю, у некоторой части зрителей он также вызовет генетически заложенную нелюбовь. 47 лет, обеспечен. Хорошая современная квартира в центре Москвы. Дочь-студентку отправил жить и учиться в теплую европейскую страну. «В нелюбви жить нельзя,» — произносит он после бурной постельной сцены и признания главной героини о том, какой сволочью по отношению к ней была её мать.

В финале любовник сосредоточенно и безмолвно, как-то отрешенно, со стеклянными глазами смотрит программу Киселева о бомбежках Донбасса (главная героиня, как и в начале фильма, тоже отрешенно сидит в инстаграме). С таким же выражением лица того же Киселева смотрит и главный герой. Он не обращает внимание на маленького сына, которого родила ему бывшая любовница, а ныне новая жена. Он кидает ребенка в манеж, чтобы не отвлекал. Мальчик плачет. Отец не слышит.

«Какая дешевая разводка! Причем русофобская!» — считают некоторые критики. — «Выходит, вся эта притча — о конфликте Украины и России?!»

Я думаю, нет. Потому что Звягинцев мог легко использовать фрагмент программы Киселева, допустим, о российско-американских отношениях. Или сюжет о войне в Сирии. Смысл картины это бы не изменило.

«Нелюбовь» — это кино, в первую очередь, о нас с вами. И о любви.

Читать интервью с Андреем Звягинцевым о фильме «Нелюбовь»

ОПРОС «КП»

Как вам «Нелюбовь»?.Как вам "Нелюбовь"?. Your turn!

www.kp.ru

«достоевщина» без главного — Российская газета

Как говаривал один славный ковбой, на свете есть два типа людей. Одни — те, кто считает, что возглавляемый религиозным фундаменталистом отдел продаж в крупной московской конторе и фраза «непроглядная, полная фекалий пятая точка» (лексика частично эвфемизирована из соображений цензуры) — это «тонко», «честно», «ярко» и даже «сногсшибательно». Другим же подобного пошиба «социальная критика» и «политическая сатира» кажется грубоватой и поверхностной. Нет, есть еще, конечно, третьи: им ни критика, ни сатира не нужна, дай лишь вволю пооскорбляться чем-нибудь. Но эти последние вообще никакого интереса не вызывают. Зато любопытен феномен первых.

Дело в том, что не в последнюю очередь именно в неизбывной и страстной нелюбви отдельных соцгрупп к российской действительности в том виде, в которой она существует сейчас, и кроется секрет успеха поздних киновысказываний Андрея Звягинцева. Его новая картина, принесшая автору очередной (на сей раз — умеренный, но все же вполне очевидный) успех на Каннском фестивале, так и называется — «Нелюбовь». Совпадение? Не думаем.

Пока мерзкий плебс из «Елены» (2011), коротая досуг избиением друг друга на помойке, выжидает шанса на свой подлый реванш, чтобы выхватить кусок пожирнее из шамкающей пасти окончательно разложившихся хозяев жизни, представители столичного среднего класса в «Нелюбви» предаются упадническому гедонизму, демонстрируя безнадежный внутренний вакуум.

Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) Слепцовы давно хотят развестись. По причине взаимной ненависти. Более того, супруги никогда друг друга не любили. А поженились «по залету» — самоуверенному (не в меру) мужчине нужна была семья, а неопытная женщина находилась в растерянности.

Конечно, плод такого союза — 12-летний Алеша — не только никому не нужен, но способен вызывать лишь всеобщее — включая полубезумную бабушку — раздражение. Поэтому мамаша, которой на сына, по ее собственному признанию, с момента его рождения смотреть противно, мимо него, как тот зять из частушки про тещин дом, без исполненного немотивированной злости комментария не проходит. Папаша же об отпрыске вспоминает только в минуты раздумий над тем, как бы его куда-нибудь сбагрить.

Проблема для Бориса крайне актуальна, потому что Женя своего ребенка тоже воспитывать не намерена. Так что любезные родители решают отправить его в интернат. А он от этой перспективы сбегает в неизвестном направлении.

Происходит это, впрочем, почти через час экранного времени, в течение коего нам демонстрируют, насколько на Алешу всем плевать. Какой там Алеша, когда личная жизнь Жени и Бориса радостно налаживается в соответствии с шаблонными представлениями о мещанском личном счастье из бульварных романов: мама нашла себе богатого и представительного папика, а папа — юную и тупую как пробка красотку, к тому же от него уже забеременевшую.

Женщины у Звягинцева вообще обычно умом не блещут, еще с тех времен, когда он не был так политически сознателен (чего стоит одна Вера из «Изгнания»). Теперь они вдобавок являются носительницами самых гнусных пороков — от безграничного эгоизма и инфантильного нарциссизма до изматывающей стервозности и исключительно бесстыдного распутства.

Мужики, впрочем, не отстают — всё лгут да бегут от любой ответственности. А на фоне всего этого что-то злобно бубнят радиоприемники и телевизоры, назойливо намекая на бессмысленность и безысходность происходящего. На средства для подкрепления этого впечатления Звягинцев не скупится, щедро осыпая зрителя ударами в лоб, будь то уже упомянутый офис, набитый пустоголовым и трусливым планктоном, или бегущая по тренажерной дорожке горе-мать, одетая в официальную олимпийскую форму российской сборной с огромной надписью «Russia» на груди. Это уже для самых непонятливых.

Словом, «все мы — Алеши Слепцовы», брошенные эксцентричной и бредущей в никуда самодуркой — родиной-мачехой — на произвол судьбы. Но во всем этом беспросветном мраке есть лучик света, отражаемый оранжевыми куртками спасателей-добровольцев, на которых держится весь процесс поисков ребенка (с полицией все ясно с первого появления ее в кадре — от кисло-безразличной мины правоохранительницы моментально сводит зубы). Неслучайно эти немногословные, смелые и прямые ребята ведут себя, как остатки человечества в эпицентре зомби-апокалипсиса.

Да и можно разве иначе в этом консьюмеристском болоте обеспеченных слоев постиндустриального мегаполиса? На его сомнительные прелести здесь можно любоваться бесконечно: мрачная эстетика развалин в контрасте с комфортным бытом миддл-класса, навязчивая эротика, безостановочные селфи с пустотой, омерзительные затрапезные картины примитивной офисной фауны. И так далее — все в лучших традициях леволиберального дискурса, издавна близкого каннскому жюри.

И трагический конфликт в Донбассе он предлагает рассматривать даже не как что-то далекое и чужое, а как нарисованный чуть ли не лично Дмитрием Киселевым пелевинский морок, услужливо предоставляющий обывателям-скотам возможность прятаться от своего обывательского скотства в объятиях спасительного эскапизма. Как говорил один свободолюбивый поэт, ставший новым вплощением совести отечественной интеллигенции, «война заканчивается, когда ты выключаешь телевизор». Остается пожалеть, что населению ДНР и ЛНР, не знающему о том, что оно — просто чья-то злая метафора, эта волшебная опция по ряду причин остается недоступной.

То, с каким вкусом и умением вся эта нелюбовь подается, не может не вызвать специфического восхищения. Звягинцев рассказал свою (если быть точным — снова свою и Олега Негина) страшилку так связно и убедительно, как никогда прежде не рассказывал. А один из лучших операторов современности Михаил Кричман опять предоставил нам безупречную картинку, к тому же изобилующую излюбленными режиссером цитатами и отсылками. Тут вам и немного Брейгеля, и совсем чуть-чуть Тарковского (видимо, чтобы сравнения с Андреем Арсеньевичем не выглядели так причудливо), а пристальные любители вглядываться в Черное зеркало, возможно, найдут аллюзии на «Койяанискаци», как известно, почитаемый Звягинцевым.

Нельзя не усмотреть печальной иронии в том, что болезненная и контрпродуктивная рефлексия мастера, как это теперь принято называть, «широких и жирных мазков» воспринимается и ценится в мире как самый репрезентабельный срез не только русской культуры, но и российского общества. Обожаемая Европой «достоевщина», из которой грубо вырвали ее краеугольный камень, — собственно, любовь — превращается в свой зловещий негатив. И в таком гротескном виде по вполне понятным причинам способна вызвать у западной публики еще больший восторг.

Классическая русская философия известна последовательным движением от частной любви к общепланетарному гуманизму. Тотальная же мизантропия Звягинцева, заметно проявившаяся с самого старта его творческого пути и поначалу имевшая абстрактный характер, привела его в конце концов к зацикленным размышлениям на пресловутую тему «этой страны». Такой вот парадокс. Или, если угодно, наоборот — закономерность.

2.0

rg.ru

Символика в фильме «Нелюбовь»: (почти) полный список

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева — безусловно, главное событие российского кинематографа 2017 года. Не будем пересказывать многочисленные холивары на тему «Звягинцев не любит Россию» или «кому не понравился фильм — тот бездушная сволочь» и т.д. То, что кинолента Звягинцева вызвала среди кинокритиков и простых зрителей множество дискуссий разной степени конструктивности, уже говорит в пользу фильма: режиссеру удалось создать кино-зеркало, которое хоть и не показывает нам всю «правду жизни», но помогает отрефлексировать наше текущее бытие. Если вынести за скобки все неудобные, некомфортные подтексты, которые заложил в «Нелюбовь» Звягинцев, сложно поспорить с тем, что фильм сделан мастерски. Операторская работа, актеры, свет, музыка, монтаж, декорации — кажется, режиссеру удалось собрать команду перфекционистов. Наконец, еще один пласт мастерства, чисто режиссерский — это символы и метафоры, щедро, но аккуратно и изящно раскиданные по фильму. Символ у Звягинцева — вроде бы явный намек на что-то очень важное (на продажность церкви, на кризис современной семьи, на разгул политической пропаганды и т.д.) и в то же время вроде бы случайная деталь, попавшая в кадр. «Скол реальности», как говорит сам Звягинцев в интервью. Символы и метафоры в «Нелюбви» действительно гармонично вписаны в кино-пространство и не бьют в лоб (хотя есть спорные моменты). Но их настолько много, что вряд ли это не более чем «сколы жизни» — полагаю, режиссер всё же сформировал полноценный символический художественный пласт, который отлично работает на концепцию фильма. В этом материале я постарался собрать в общий список символы и метафоры из «Нелюбви» и их возможные интерпретации — в этом мне помогли своими рецензиями и обзорами российские кинокритики и киноблогеры: каждый заметил что-то интересное, и теперь мы можем собрать общую картину. Осторожно, есть спойлеры!

Слепцовы
Все заметили эту говорящую фамилию у супругов Жени и Бориса, которые готовятся к разводу. Если заглянуть в словарь, то одно из значений слова «слепец» — тот, кто не замечает чего-то. Или кого-то. По сюжету всё так и происходит. Обратите внимание, что фоном в доме идет «Дом 2» — передача, которая якобы помогает «найти свою любовь», но мы-то понимаем, что ничего подобного.

Семья Слепцовых.

Сигнальная лента
Фильм начинается и заканчивается этим символом: сначала мальчик играет сигнальной лентой по пути из школы домой, в финале эта лента просто свисает с дерева. Сигнальная лента — что это? Сигнал! Что-то произойдет… Что-то уже произошло. «Возможно, она обозначает место бедствия или место преступления, которое теперь повсюду. Отсутствие разделения на опасную и безопасную зону, на виновных и безвинных, на жертв и карателей» (Антон Долин, «Искусство кино»).

Суперсемейка
Еще одно закольцовывание в фильме (см. сигнальная лента). В комнате мальчика висит постер «Суперсемейки» — оцените режиссерскую иронию. В конце фильма, после всех событий и продажи квартиры, гастарбайтер срывает постер. Суперсемейки из семьи Слепцовых не получилось…

2012 год
Действие начинается во второй половине 2012 года, который, по некоторым предсказаниям, должен завершиться концом света. Помните красивую дату 20.12.2012? Борис едет в автомобиле на работу и слушает новости по радио, в которых как раз говорится об этом событии. Персональный «конец света» действительно случится, да и в глобальном понимании происходящее вокруг нас (с точки зрения фильма «Нелюбовь» — название, конечно, тоже символично) — медленный духовный апокалипсис.

Православный офис
Борис заходит в свой офис под названием «Отдел продаж», внутри по стенам развешаны репродукции икон и плакаты с изображением церкви — они сразу бросаются в глаза (эту деталь подметил Станислав Зельвенский). Мы уже знаем, что Борис работает в «православной корпорации», в которой религиозные правила жизни легко сочетаются с эффективными бизнес-моделями. Намек на то, что церковь и бизнес — вещи вполне совместимые.

Начальник-бог
Невидимый босс по кличке Борода, навязывающий сотрудникам офиса жесткие правила поведения в православном духе — очевидно, проекция бога, точнее, образа бога, который складывается в русской православной среде. То, что мы его ни разу не видим в фильме, говорит, как мне кажется, не о том, что «бога нет», а о том, что бог на самом деле где-то в другом месте. Возможно, офисные работники сами придумали (или охотно приняли) образ бога-начальника, с которым можно чувствовать себя комфортно и безопасно. Другими словами, явление скорее психологическое, нежели религиозное. И «корпоративный бог» здесь выступает в роли хранителя стабильности и зоны комфорта, а не в роли сверхъестественной силы, стимулирующей человека к духовному развитию. Эту ситуацию можно легко перенести на более широкие слои населения.

Общий вид «православного офиса»

Сон с выпавшим зубом
Маша, будущая жена Бориса, делает голосовой запрос своему смартфону: «Во сне вырвали зуб, что это значит?». Первый попавшийся мне онлайн-сонник толкует этот знак как грядущие тяжелые жизненные испытания. Антон Долин находит еще одно значение: «Зловещий знак, в том числе обозначающий пропажу или смерть близкого родственника».

Возраст мальчика
Игорь Нестеров, один из авторов портала Postcriticism, нашел возможную политическую метафору, связанную с Алешей. Возраст мальчика соответствует времени нахождения Путина у власти. Таким образом, Алеша — «ровесник режима». С этой точки зрения, трагедия с мальчиком символизирует безжизненность путинского режима и четко указывает на политическую позицию Звягинцева. Честно говоря, сомневаюсь, что режиссер тут спрятал какой-то подтекст.

Внешность Жени
Известная блогерша-психолог Эволюция (Марина Комиссарова) посвятила один из своих текстов фильму «Нелюбовь». Эволюция делает психологический разбор ситуации Жени и Бориса, находит причину проблем персонажей в их инфантильности, в отсутствии личных опор. Особое внимание уделяется Жене, точнее, типажу актрисы Марьяны Спивак, который очень точно подобран для такого сценария. «Мужеподобные черты героини (и мужское имя Женя) неслучайны, они как бы подчеркивают, что эта женщина не имеет нормальных женских инстинктов: холодная жена и очень плохая мать».

Мать и дочь
Неожиданную историческую метафору находит блогер Женя Васильев. Сцена общения Жени и ее мамы — одна из самых эмоциональных и тяжелых в фильме. zheniavasilievv видит в ней аллюзию на политические перемены, которые произошли с нашей страной за последние 20-30 лет. «Злобная Бабушка – это Сталинско-Ленинская СССР. Женя, ее дочь – есть Россия. Бабушка в 1991 году предупреждает дочь не вырываться из-под ее опеки, но дочь ненавидит свою советскую Родину-Мать. Выходит, замуж за бородатого буржуазно-православного мужа, который обещал ей благополучие счастье и свободу, а получилось одно ***».

Заброшенный Дом культуры
Еще одну метафору, связанную с разрушением советской эпохи, отмечает Андрей Архангельский в своей рецензии для dp.ru. Поиски мальчика привели волонтеров в заброшенный Дом культуры (слово «культура» здесь приобретает особую силу), который наверняка когда-то был оживленным и востребованным местом. Разрушение советской культуры имело позитивные и негативные последствия. Среди последних — разобщенность людей, образование культурной пустоты. «Это <дом культуры> пустое место — на месте советской культуры, промокшая, прогнившая, истлевшая иллюзия о великом прошлом».

Антенна
В тех же окрестностях волонтеры наткнулись на военный объект — антенну, возможно, тоже заброшенную (но охраняемую). Антенна сама по себе — символ информационного охвата, быстрого доступа к информации, а применительно к поисковой ситуации — символ быстрого обнаружения пропавшего. Но в фильме антенна не работает и никак не помогает поисковикам (охранник объекта, рассматривая ориентировки, произносит: «Нет, не видели здесь такого…») «Что она <антенна> ищет, какие сигналы ловит? Ловит ли? Почему замерла?» (Антон Долин).

Подземный переход
Интересный момент во время поисковой операции заметил Ян Джэсси в комментариях к посту Антона Долина о «Нелюбви» в Фэйсбуке. «Когда волонтеры оклеивают стены подземного перехода листовками и удаляются. Левая сторона экрана — по которой они уходят вглубь — освещена теплым, желто-песочным светом. Правая — на которой лесенка на улицу и листовки на стене — холодного, мертвенно-зеленого, как у разложившегося тела».

Загадочная фигура
Наверное, самый неоднозначный и сложный для расшифровки символ Звягинцева. Странный персонаж возникает во время поисков, когда камера несколько секунд следит за мужчиной-прохожим, скрывающимся во тьме. Персонаж явно неслучайный — оператор делает на нем акцент. Как он связан с пропажей мальчика — неизвестно. Может быть, это похититель или маньяк, чьей жертвой стал Алеша? Нет, само настроение фильма наталкивает на более приземленную интерпретацию этого символа: прохожий —> человек, который проходит мимо —> мимо чужой беды. По сюжету, волонтеры расклеивают объявления в большом количестве. Мальчика вполне возможно было найти, если бы не только волонтеры прочесывали близлежащие парки и кварталы, но и простые жители более внимательно смотрели по сторонам. Кто знает, может быть, тот самый загадочный прохожий где-то заметил замерзшего Алешу, но прошел мимо, размышляя о своих повседневных проблемах. По развязке истории можно предположить, что мальчик (внимание, спойлер!) просто замерз где-то в том районе, а потом его тело погрызли собаки.

Серое небо
Мрачное настроение фильма подчеркивает противная погода в кадре (поздняя осень). Фильм снят в холодных серо-синих красках — это не только цвет окружающей обстановки, но и символ жизни миллионов людей, обитающих в серых спальных районах мегаполисов. Такую мысль высказывает kinoedd в своей рецензии. «Одинаковое серое небо висит над одинаковыми серыми квартирами, где в стандартные двери врезаны типовые замки, за которыми синхронно нелюбимые супруги делают вид, что воспитывают нелюбимых детей, огрызаясь периодически на нелюбимых своих родителей. И так — повсюду и всегда».

Зима 2015 года
В конце фильма действие переносится из 2012 года в февраль 2015-го. Это зима не только календарная, но и «зима политическая». Сам Андрей Звягинцев подтверждает символику этого момента в интервью «Медузе»: «Концовка фильма — это февраль 2015-го. Зима. И политическая в том числе. Собственно, это те три года жизни страны, когда схлопнулись все иллюзии, когда мы все совершенно очевидно очутились в другом государстве».

Пропаганда Дмитрия Киселёва
Одна из завершающих сцен — выступление Кисёлева по телевизору, которое фоном транслируется в квартире Жени и ее нового мужчины. Кисёлев уже давно является для нас олицетворением российской политической пропаганды, и Звягинцев неслучайно вставляет его речь в свой фильм, подчеркивая ту самую «политическую зиму» (см.выше). Кинокритик Андрей Плахов видит в лицемерной пропаганде Киселева символ «ухудшение климата» российского общества, из-за чего и возникает идеальная среда для трагических событий, подобных тому, что произошло в «Нелюбви». «Показанная в фильме драма обескровленных человеческих отношений вызвана общим климатом современной российской жизни, с непроходящей зимой, непреходящим ожесточением и разлитой в воздухе агрессией».

Олимпийка «Russia»
Самый спорный и скандальный символ из фильма, вызвавший обвинения режиссера в дурном вкусе, высокомерии, русофобии и пр. Метафора, на первый взгляд, действительно прямолинейная: Россия топчется на месте, создавая видимость движения вперед. Плюс намеки на наши сомнительные олимпийские достижения последних лет (допинговые расследования, распил бюджета при строительстве спортивных объектов в Сочи). Казалось бы, для такого тонкого мастера непозволительно «бить в лоб» столь очевидными разоблачающими образами. Но, с одной стороны, это «скол реальности», который необязательно рассматривать как прямую метафору. С другой стороны, можно увидеть в этом более глубокую символику — в контексте искаженных представлений о патриотизме, навязывания населению ложных политических ценностей. Об этом пишет Антон Долин: «Спортивные костюмы от Bosco – знак Олимпийских игр в Сочи, последнего рывка, в котором страна пыталась доказать всему миру и самой себе, что она – часть мирового пространства, что слово «Russia» – не только для ее обитателей и патриотов, но для всех. Через два месяца после Олимпиады случилось присоединение Крыма и начался неостановимый разлад как внутри России, так и вне. Спортивные игры закончились, настало время настоящей войны».

***
«Нелюбовь», конечно, нужно пересматривать, поэтому в будущем наверняка найдется, чем дополнить этот список. Данный обзор не претендует на то, чтобы делать выводы о фильме «Нелюбовь»: на мой взгляд, для адекватной его оценки требуется какое-то время. Но вот что уже можно с уверенностью сказать: Андрей Звягинцев очень внимательно работает с символикой и использует ее как один из ключевых художественных приемов.

Поделиться ссылкой:

Похожие записи

altereos.ru

Фильм «Нелюбовь» Звягинцева (2017): актеры, роли, трейлер

В воскресенье, 28 мая 2017 года, стало известно, что фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» получил приз жюри 70-го Каннского кинофестиваля. Картина заработала высший балл в пятый день кинофестиваля. Чем работа именитого российского кинорежиссёра зацепила критиков и зрителя?

Идея снять «Нелюбовь» пришла к Звягинцеву давно — до начала кастинга режиссёр, постоянный сценарист Олег Негин и продюсер Александр Родянский «вынашивали» идею несколько лет. В декабре 2015 года стартовал подбор актёров на роли в фильме «Нелюбовь».

Андрей Звягинцев при создании фильма был вдохновлён работой Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Сюжет фильма «Нелюбовь» повествует о кризисе в отношениях главных героев — супружеской пары Евгении и Бориса. Вдохновлённые возможностью разорвать связь раз и навсегда бывшие партнёры забывают о самом главном — о своём 12-летнем сыне.

Дата выхода в России фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева состоялась 1 июня 2017 года.

По словам создателей картины, сюжет фильма «Нелюбовь» заставит зрителя прослезиться. Актёры, блестяще справившиеся с драматической ролью, — в материале редакции 24СМИ.

Марьяна Спивак (Женя)

Фильм «Нелюбовь»: актриса Марьяна Спивак в роли ЖениФильм «Нелюбовь»: актриса Марьяна Спивак в роли Жени | kpcdn.net

Женя — жена Бориса. Их брак трещит по швам. Каждый из супругов ведёт новую жизнь на стороне. Остаётся лишь одно — поставить подпись на свидетельстве о разводе.

Главную женскую роль в фильме «Нелюбовь» исполнила актриса Марьяна Спивак, актриса в третьем поколении. Её бабушка Жанна Прохоренко известна по фильмам «Баллада о солдате» и «Калина красная». Первая главная роль досталась Спивак до окончания вуза — в фильме-сказке «Горе-злосчастье». Марьяна сыграла роль третьей жены Иосифа Сталина картине «Сын отца народов», снялась в культовых сериалах «Глухарь», «Пуля — дура» и «Напарницы».

Алексей Розин (Борис)

Фильм «Нелюбовь»: актёр Алексей Розин в роли БорисаФильм «Нелюбовь»: актёр Алексей Розин в роли Бориса | ruskino.ru

Борис — супруг Евгении. Бракоразводный процесс сопровождается выяснением отношений. Взаимные претензии не дают мужу и жене после угасания чувств оставаться хорошими друзьями.

Главную мужскую роль в фильме «Нелюбовь» исполнил Алексей Розин. Российский актёр театра и кино работал в МХТ им. Чехова, с 2003 года — в РАМТе. Работает актёром дубляжа, в качестве режиссёра поставил спектакли «Кастинг» (2009) и «Гагарин. Инструкция Победы» (2011). Дебютировал в кино в 2007 году («Медвежья охота»), снялся в сериалах «Марш Турецкого», «Кремлёвские курсанты», в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан».

Матвей Новиков (Алёша)

Фильм «Нелюбовь»: актёр Матвей Новиков в роли АлёшиФильм «Нелюбовь»: актёр Матвей Новиков в роли Алёши | rg.ru

Алёша — сын Жени и Бориса. Мальчику всего 12 лет. Он окружён скандалами самых близких его людей — родителей. Однажды ребёнок не выдерживает домашней атмосферы и уходит.

Роль Алёши в драме «Нелюбовь» исполнил начинающий актёр Матвей Новиков. Мальчик не успел сняться в кинокартинах, но после успеха в Каннах актёрская карьера юному дарованию обеспечена.

Марина Васильева (Маша)

Фильм «Нелюбовь»: актриса Марина Васильева в роли МашиФильм «Нелюбовь»: актриса Марина Васильева в роли Маши | rsute.ru

Актриса Марина Васильева исполнила в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь» роль Маши. Впервые на телеэкране она появилась в фильме «Как меня зовут», собравшей множество наград. Её напарницей по фильму Нигины Сайфуллаевой стала Александра Бортич. Также Васильева снялась в комедии «Не свадебное путешествие» с Иваном Шахназаровым, Татьяной Яковенко и Александром Самойленко. Одни из последних работ — «Садовое кольцо» и сериал «Власик. Тень Сталина».

Андрис Кейшс (Антон)

Актёр Андрис Кейшс в фильме «Нелюбовь»Актёр Андрис Кейшс в фильме «Нелюбовь» | kino-teatr.ru

В роли Антона в драме «Нелюбовь» выступил актёр Андрис Кейшс. Латвийский актёр Нового Рижского театра — лауреат множества театральных наград. Получил призы Латвийского Национального кинофестиваля «Большой Кристап» за главные роли в короткометражном фильме «Свадьба» и картине «Bозвращение сержанта Лапиньша».

Алексей Фатеев (координатор)

Фильм «Нелюбовь»: актёр Алексей Фатеев в роли координатораФильм «Нелюбовь»: актёр Алексей Фатеев в роли координатора | kino-teatr.ru

Актёр Алексей Фатеев сыграл координатора поисково-спасательного отряда, занимающегося поисками пропавшего 12-летнего мальчика. Актёр получил признание широкой публики в 2012 году, когда на телеэкраны вышли сериалы «М. У. Р.» и «Счастливый билет». Затем последовали удачные работы «Улыбка пересмешника», «Орлова и Александров», «Курортный роман» и «Спринт».

Евгения Дмитриева (стилист)

Фильм «Нелюбовь»: актриса Евгения Дмитриева в роли стилистаФильм «Нелюбовь»: актриса Евгения Дмитриева в роли стилиста | irecommend.ru

Роль стилиста в фильме «Нелюбовь» Звягинцева исполнила актриса Евгения Дмитриева. Кинематографический дебют успешной в театре Евгении состоялся в культовом фильме «Китайский сервиз» (1999). Ей посчастливилось работать с мэтрами российского кино: Олегом Янковским, Сергеем Безруковым, Сергеем Никоненко, Владимиром Меньшовым и другими. Снялась в картинах «Брат-2», «Заза», «Екатерина III», «Склифосовский», «Манекенщица».

Анна Чернович (дочь Антона)

Фильм «Нелюбовь»: актриса Анна Чернович в роли дочери АнтонаФильм «Нелюбовь»: актриса Анна Чернович в роли дочери Антона | radikal.ru

Роль дочери Антона в драме «Нелюбовь» сыграла популярная актриса Анна Чернович. Она успела сняться в нашумевшем фильме Алексея Учителя «Матильда», исполнив роль фрейлины Марии Фёдоровны (Ингеборга Дапкунайте). Картина рассказывает об отношениях балерины Матильды Кшесинской с Николаем II. Второй известный проект — сериал «Отель Элеон». Дебютировала в российской версии ситкома «Как я встретил вашу маму».

Сергей Двойников (Иван)

Фильм «Нелюбовь»: актёр Сергей Двойников в роли ИванаФильм «Нелюбовь»: актёр Сергей Двойников в роли Ивана

Роль Ивана в фильме «Нелюбовь» исполнил Сергей Двойников. Начинающий артист окончил актёрский факультет РАТИ-ГИТИС в 2016 году. До роли в драме Звягинцева Двойников сыграл в короткометражном фильме «Чернуха, за которую меня посадят» (2014) в роли Сергея, картине «Район тьмы. Хроники повседневного зла» (2016) в роли Лёхи.

Артем Манукян

Актёр Артём Манукян в фильме «Нелюбовь» Андрея ЗвягинцеваАктёр Артём Манукян в фильме «Нелюбовь» Андрея Звягинцева | lifeactor.ru

Актёр Артем Манукян сыграл в фильме «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Он был задействован в 33 проектах, последние из которых — «Хорошие руки», «Временно недоступен», «Универ. Новая общага», «Чёрная кошка». Также сыграл в сериалах «Москва. Три вокзала», «Крапленый», «Тайны института благородных девиц».

Денис Ткачёв (доброволец)

Фильм «Нелюбовь»: актёр Денис Ткачёв в роли добровольцаФильм «Нелюбовь»: актёр Денис Ткачёв в роли добровольца | lifeactor.ru

Денис Ткачёв — доброволец в поисковом отряде. Команда занимается поиском 12-летнего пропавшего Алёши.

Роль одного из добровольцев в фильме «Нелюбовь» сыграл актёр театра «Модернъ» Денис Ткачёв. Снялся в сериале «След», картинах «Пятницкий. Глава третья», «Капкан для Золушки», «Красивая жизнь», «Маргарита Назарова». 22 мая 2017 года вышел сериал с его участием «Пропавший без вести. Второе дыхание».

Фильм «Нелюбовь» — официальный трейлер (видео):

24smi.org

Рецензия на «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

В первый конкурсный день на Каннском кинофестивале состоялась премьера нового фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». С этого фильма «Афиша Daily» вместе с Mastercard, официальным партнером кинофестиваля, начинает публиковать каннские рецензии Станислава Зельвенского.

партнерский материал

партнерский материал

Кажется, можно перестать переживать за Россию. Зачем, в конце концов, тратить время, когда рядом есть полный энергии, обладающий возможностями, в расцвете сил человек, который, посмотрим правде в глаза, сделает это лучше. Когда у нас прихватит сердце от очередной несправедливости, когда взгрустнется об онтологическом тупике, в котором оказалась великая страна, разве у нас будет под рукой камера Михаила Кричмана? Андрей Звягинцев, когда-то поставивший абстрактное «Возвращение» и почти комически космополитичное «Изгнание», теперь уверенно держится курса, взятого в «Елене» и развитого в «Левиафане»: он — режиссер фильмов о судьбах родины.

Ходили слухи, что «Нелюбовь» чуть ли не ремейк «Сцен из супружеской жизни» Бергмана; это не так, но автор ссылается на него как на источник вдохновения. И почти первым делом — после, разумеется, обязательных долгих планов с текущей речкой, плывущими уточками, лежащим снегом — бросает нас в эпицентр уродливого семейного скандала. Женя (Марьяна Спивак), около тридцати, менеджер салона красоты, и Борис (Алексей Розин), около сорока, сотрудник отдела продаж, собираются покончить со своим проклятым браком, забравшим у них больше десяти лет жизни. Они уже давно живут порознь, более того, счастливы с другими людьми: от Бориса беременна молодая глупенькая блондинка (Марина Васильева), Женя встречается с богатым и внимательным мужчиной постарше (Андрис Кейшс). Они продают общую квартиру и, в общем, видеть друг друга не могут.

Трейлер фильма «Нелюбовь»

Проблема в том, что у них растет 12-летний сын Алеша, нервный и затюканный мальчик, который никому из родителей особенно не сдался. Бергман в «Сценах» нашел простое и гениальное решение детского вопроса: на протяжении трех (или пяти в полной версии) часов, пока длится фильм, дочери героев вовсе не появляются в кадре, хотя о них регулярно вспоминают; они где-то есть, но родители так поглощены собой, что их как бы и не существует. У Звягинцева в этом месте — тяжеловесная и жестокая метафора. Мальчик сперва есть, а потом его нет: он исчезает, пропадает без вести. Никудышная мать даже не сразу это замечает, поскольку ночами шляется бог знает где.

Фильм о несчастливом браке быстро заканчивается, и начинается — как и было обещано — фильм о родине. Конечно, это не про менеджеров, которые не любят своего ребенка, так же как «Левиафан» не про имущественный конфликт. Это про Россию, которой наплевать на своих детей, о стране без любви — даже в самой простой, инстинктивной ее форме. Звягинцев, при всей своей культурной образности, никогда не чурался грубых ходов, и тут их навалом. Начинается все с невинных обрывков радиопередач в машине, а заканчивается новостями про Донбасс и Дмитрием Киселевым во весь экран. Еще лучше момент, тоже в конце, с героиней на тренажере: только успеваешь подивиться ненавязчивой элегантности и силе общего плана, как Звягинцев переставляет камеру и добрую минуту тычет зрителю в лицо надписью «Russia» на спортивной форме Bosco (удачно получилось, что сразу по-английски!).

В «Нелюбви» представлены все фирменные темы режиссера — православие, блудные родители, мотив многозначительного исчезновения (не новый, конечно, в европейском кинематографе), интимные стрижки, квартирный вопрос. Есть — словно на спор — минутка Тарковского: экскурсия по живописным развалинам турбазы. Как всегда, преувеличенное внимание отдано интерьерам, от брезгливо воссозданной мещанской квартирки до элегантных апартаментов, проникнутых холодом бесчувствия: у обеспеченного любовника Жени в комнате стоит, кажется, береза.

При этом Звягинцев-сатирик по-прежнему может произвести впечатление разве что на интеллигентных иностранцев (хотя в то, что среди них окажется каннское жюри, верится с трудом). Чего стоит искусственная и несмешная — скорее, впрочем, забытая — линия про православную корпорацию (с репродукции иконы камера наплывает на надпись «Отдел продаж», тонко!), где запрещено разводиться. Или чудовищный эпизод в дорогом ресторане, где, о ужас, блондинки делают селфи, раздают свои телефоны незнакомцам, а то и залезают в инстаграм; бедная, бедная Россия.

Что касается Звягинцева-лирика, у него есть, конечно, свои моменты. Но чувства, которые и он, и сценарист Олег Негин, неплохо слышащий устную речь (хотя порой выдающий конструкции вроде «Ты обещал мне счастье, а принес только боль и разочарование»), испытывают к своим героям, находятся в диапазоне от презрения до приветливого равнодушия. Последнее касается волонтеров-спасателей, которые занимаются поисками ребенка при бездействии полиции и как бы призваны символизировать эмпатию. В конечном счете ни один из портретов в «Нелюбви» не идет дальше более или менее искусного шаржа. В том, с какой иронической тщательностью фильм воспроизводит речевые характеристики российского миддл-класса, его манеру одеваться, есть, заниматься сексом, уже в самом выборе профессий главных героев сквозит не участие и не любопытство, а неприятное, нечестное высокомерие. И жесты сочувствия — когда Звягинцев вдруг похлопывает Бориса или Женю по спине — выглядят фальшивыми. Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя; Звягинцев снимает про других. В притче про отсутствие любви было бы здорово увидеть хотя бы отблеск этого чувства.

Узнать еще больше о мире кино можно на специальном сайте «Афиши» и Mastercard. Там же можно следить за специальными скидками и предложениями для любителей кино — например, оплачивая билеты картой Mastercard, вы получите скидку 10% на билеты в кинотеатры сети «Формула Кино» и «Кронверк Синема» и скидку 15% в кинотеатре «Пионер».

Максимально образно о конкретном — в инстаграме «Афиши Daily».

daily.afisha.ru

Рецензия на фильм «Нелюбовь»

Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) обеспокоены продажей квартиры, разводом и собой. У нее уже есть обеспеченный ухажер (Андрис Кейш). Большая разница в возрасте девушку не смущает, ей нравится присутствие в жизни этого мужчины, нравится, прижимаясь к нему после близости, вытаскивать из души накопившийся сор и признаваться, какое отвращение она испытывала к новорожденному сыну. Борис коротает вечера в компании беременной блондинки (Марина Васильева), ненавидит ее маму и переживает из-за начальника, которому не по вкусу разводы в семьях сотрудников. Никто из супругов не хочет брать в новую жизнь двенадцатилетнего сына. На следующее утро после очередной ссоры родителей Алеша (Матфей Новиков) собирается в школу, но домой не возвращается.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Одним из источников вдохновения для создателей фильма «Нелюбовь» стали «Сцены из супружеской жизни» (Ингмар Бергман). И речь идет именно о вдохновении, о вдумчивом сочувственном всматривании в творение шведского режиссера, раскручивании, возможно, одного из многих мотивов, таящихся в многослойной, насыщенной до предела смыслами и интонациями киноленте. Андрей Звягинцев не заимствует лежащий на поверхности сюжет чужой истории, он нащупывает нерв, словно обколотый лидокаином, и прилагает максимум усилий, чтобы ослабить действие обезболивающего. Сокрытая от досужего любопытства участь нелюбимых детей нелюбящих друг друга благопристойных родителей в его фильме приобретает смутные и пугающие очертания.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

«Нелюбовь» щедра на детали. Женя сама рассказывает о своем детстве, об отношениях с матерью, и не доверять ее словам после появления бабушки сбежавшего мальчика (Наталья Потапова) на экране не имеет смысла. Девушка захлебывается в упоении нелюбовью со стороны близких, в сладостной жалости к себе, такой хрупкой и ожесточенной. Свою обиду на целый мир мать Леши бережно лелеет и получает удовольствие от воспоминаний весьма жестких эпизодов. Над семьей Бориса в фильме также приоткрывается завеса, и от этого еще безжалостнее становятся разговоры разводящихся родителей об интернате для ненужного сына.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Борис и Женя у Звягинцева изображаются как люди непричастные к труду любви, но жаждущие ласки и неги, с помощью взаимных оскорблений раздражающие свое сознание, чтобы утвердится в собственном существовании, почувствовать хоть что-то, когда чувства, по всей видимости, долгое время подавлялись или были притуплены. Их безразличие к сыну – эффект разных вирусных программ, реализующихся в каждом из родителей: они дублируют одну и ту же ситуацию, и их «воспитание» направлено на то, чтобы внедрить в ребенка функционирующие в родителях установки. Но в Лешу, по всей видимости, заведенный уклад не инкорпорируется или встраивается, но со значительными трудностями. Исчезновение сына могло бы послужить толчком к перерождению родителей, но Звягинцев поверхностных ответов не предлагает.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

В фильмах знаменитого режиссера визуальная составляющая занимает отнюдь не последнее место. Вспомнить хотя бы ландшафты в «Левиафане». Каждый кадр оператора Михаила Кричмана завораживал и аккуратно, но властно вводил в историю еще одного героя, играющего не самую второстепенную роль, вводил нечто стихийное, неподвластное и мощное начало, существующее в собственном ритме. «Нелюбовь» ни капли не уступает «Левиафану» по зрелищности. Кричман продолжает завораживать и выводит изображение московской окраины до уровня полотен великих художников. Брейгель, и правда, легко угадывается в работе искусного оператора. Жесткое, бескомпромиссное и агонирующее действие в фильме разворачивается на фоне завораживающей своей торжественностью и мистической таинственностью природы.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Не утрачивает Звягинцев и интерес к жилью героев своего фильма. Он буквально рыщет по их квартирам и домам, по школе Алеши, пристально рассматривая каждый угол, порой топорно и навязчиво выставляя на обозрение все те же детали, кричащие о проживающих в одном из объектов. Стены в его фильме не только слушают, но и говорят без остановки. Портрет ребенка в доме любовницы Бориса. Постер с религиозным изображением у жестокой матери. Постеры в комнате Алеши. Дерево с обрубленными ветвями в квартире у любовника Жени. Телефоны и телевизоры. Звягинцев не может пройти мимо вещей и, кажется, чрезвычайно серьезно увлечен их разглядыванием на пару с оператором.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Улавливает камера Кричмана и отражения Бориса и Жени в серых окнах многоэтажек, такси, зеркале в машине. Игра с бликами и зеркальными двойниками в «Нелюбви» и призывает посмотреть на себя стороны и стирает границу между отражением и городом. И все же поставить знак тождества между родителями Леши и страной нельзя. В поиске сына им помогает волонтерский отряд. Бескорыстная помощь волонтеров противопоставляется в «Нелюбви» концентрации исключительно на себе и безразличию. Разделение людей на сочувствующих и холодных к чужому страданию вводится достаточно лихо, местами раскрашивая человеческие сердца контрастными красками и рискуя скатиться в морализаторство. Но Звягинцев все же удерживается от прямолинейности, предлагая зрителю финальную сцену, вызывающую еще больше вопросов о судьбе ребенка пострадавшего от нелюбви.

Елена Громова

В российском прокате с 1 июня 2017 года

Расписание и покупка билетов на фильм «Нелюбовь»

www.kinoafisha.info

Фильм Нелюбовь: фото, видео, список актеров

Российский драматический фильм режиссера Андрея Звягинцева.

Сюжет фильма  Нелюбовь

Фильм «Нелюбовь» рассказывает драматичную историю супружеской пары, которая решила развестись. Супруги – Женя и Борис – уже некоторое время влюблены в других и готовы начать жизнь с чистого листа, даже если им предстоит отказаться от единственного 12-летнего сына Алеши. Услышав однажды очередную ссору своих родителей, Алеша решает сбежать и исчезает, чем здорово осложняет и без того непростую ситуацию.

Производство фильма Нелюбовь

Режиссером картины выступил Андрей Звягинцев, известный по фильму «Левиафан». Продюсерами фильма стали Алексей Роднянский и Сергей Мелькумов.

Продюсер Александр Роднянский: «Мы выстроили такую системы работы с конечным продуктом, которая позволяет нам сотрудничать со всеми европейскими фондами, поддерживающими кинематограф. Конкретно с этим проектом мы работали совместно с великолепной компанией «Why Not Production», нам помогали компания братьев Дарденн из Бельгии и «Сенатор» из Германии. После этого мы получили самый большой грант от Евроэмаже, мы получили так называемый «супергрант» от канала «Arte», и мы заключили предварительный контракт с «Canal+». Так мы собирали бюджет. В качестве партнера мне удалось привлечь Фетисова. Для Европы это обычная схема, где одновременно работают деньги частных инвесторов и деньги фондов. В России, однако, так почти никто не делает».

Картина «Нелюбовь» стала совместным проектом России, Франции, Бельгии и Германии: компания «Why Not Productions» стала представителем Франции, немецкую сторону представила одна из ведущих немецкий компаний «Senator Film», бельгийским участником проекта стала компания  «Les Films du Fleuve».

Вице-президент по продажам «Star Media» Мария Гречишникова: «Несмотря на то, что в фильме мы использовали английский язык, наш зритель узнает знакомых актеров. Это позволит воспринимать наш сериал не как иностранный, а как наш, российский, но в другом варианте производства. Основную ставку мы делаем на международные продажи – и тут английский язык дает огромное преимущество. Это просто другой уровень расценок по сравнению с российским рынком».

Лента была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но проиграла картинам «Фантастическая женщина» и «Служанка» соответственно.

В мае 2018-го «Нелюбовь» получила Приз жюри на 70-м Каннском международном кинофестивале.

Съемочная группа фильма Нелюбовь

  • Режиссер: Андрей Звягинцев
  • Автор сценария: Олег Негин, Андрей Звягинцев
  • Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Глеб Фетисов
    Оператор: Михаил Кричман
    Композитор: Евгений Гальперин
  • В ролях: Марьяна Спивак, Алексей Розин, Матвей Новиков, Марина Васильева, Андрис Кейшс, Алексей Фатеев, Сергей Борисов, Наталья Потапова, Анна Гуляренко, Артём Жигулин, Максим Солопов, Сергей Бадичкин, Татьяна Рябоконь, Джан Бадмаев, Евгения Дмитриева, Сергей Двойников, Артем Манукян, Наталья Винокурова, Анна Чернович, Варвара Шмыкова, Алексей Ручков, Натали Старынкевич, Николай Стародубцев, Сергей Жигулин, Сергей Карякин, Константин Телегин, Ася Домская, Анна Соловейчик, Янина Хоуп, Анастасия Стежко, Евгения Храповицкая, Софья Синицына, Татьяна Храмова, Владимир Вдовиченков, Сергей Каплунов, Альянура Третьякова, Мария Коровина, Евгения Шипова

www.vokrug.tv

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *