Музей изобразительного искусства им пушкина: Пушкинский музей

Содержание

Главное здание

Изменения в режиме работы:
C 17 марта по 29 мая продлевается режим работы по воскресеньям. В эти дни здание открыто для посетителей до 21:00 (кассы и вход до 20:00).
В праздничные понедельники 3 и 10 мая здание открыто с 11:00 до 20:00 (вход до 19:00). В остальные дни майских праздников здание работает согласно расписанию.

В связи с проведением выставки «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико» залы 17 и 18 Главного здания можно посетить только по билетам «Входной билет в Главное здание. Постоянная экспозиция + выставки». Постоянная экспозиция этих залов обновлена к выставке.

В постоянной экспозиции Главного здания музея представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Это обширная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, Средних веков и Возрождения, а также собрание подлинников живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Особое внимание привлекают памятники Древнего Египта, сокровища, обнаруженные Генрихом Шлиманом при раскопках Трои, работы выдающихся европейских художников Возрождения и Нового времени — Сандро Боттичелли, Рембрандта Харменса ван Рейна, Петера Пауля Рубенса, Эль Греко, Никола Пуссена, Антуана Ватто. Главное здание музея построено на рубеже XIX–XX веков по проекту архитектора Р.И. Клейна. Важную роль в погружении в ту или иную историческую эпоху играют музейные интерьеры — архитектурное оформление залов соответствует представленным в них экспонатам. Продолжение экспозиции — в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

ПОСМОТРЕТЬ ПЛАН ЗДАНИЯ (PDF, 1Мб)

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной созидательной работы. Ко времени торжественного акта закладки Музея, совершенного в присутствии императора Николая II и членов его семьи, Московской Городской думой для строительства здания была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля.

Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. Официально было утверждено название — Музей изящных искусств имени императора Александра III. Был организован архитектурный конкурс на здание Музея. Строительные работы начались за месяц до закладки и, что важно, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал значительной частью коллекций.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древних времен до Нового времени. В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа. Проекты создания подобного музея в Москве неоднократно излагались в печати: кн. З.А. Волконской и С.П. Шевыревым (1831), проф. К.К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В. Исаковым (1864).

Инициатором создания (1893) и первым директором Музея (1911–1913) был заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства И.В. Цветаев (1847–1913). Замысел Цветаева развивал основные идеи предшественников.

Объявленный в конце 1896 года конкурс на лучший проект здания музея привлек 19 архитекторов из разных городов России. Правлением Университета был избран в качестве строителя один из участников конкурса, получивший золотую медаль, московский архитектор Р.И.Клейн (1858–1924). Им был выработан окончательный вариант проекта, отвечавший требованиям Правления и Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском университете. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было по типу античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. В сооружении участвовал инженер И.

И. Рерберг.

Подробнее об истории здания

Музей изобразительных искусств Пушкина проведет выставки на площадках «Почты России» — Культура

РИАМО — 3 фев. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина проведет выставки на площадках «Почты России», стороны подписали соглашение о сотрудничестве, говорится в сообщении пресс-службы компании.

В рамках сотрудничества партнеры собираются популяризировать искусство и развитие культурной среды на территории России при помощи совместных проектов, в числе которых выставки, круглые столы, семинары и конференции. 

«Главпочтамты – это часто исторические здания, большие, с широкими холлами. Эти пространства иногда сами по себе произведения искусства. К примеру, почтамт в Екатеринбурге, где состоится первая выставка в рамках нашего сотрудничества с ГМИИ, – это яркий образец конструктивизма 30-х годов», – сказал генеральный директор «Почты России» Максим Акимов.

Он добавил, что в настоящее время все движется к возвращению этих памятников в собрания достопримечательностей России, а также к тому, чтобы вдохнуть в них новую жизнь и вписать в городской контекст. Так, помощь музеев, студенческих сообществ, а также креативных команд представляет собой ценность. 

Первым пилотным проектом станет участие в VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая состоится осенью этого года. Музей планирует организовать выставку в Главпочтамте Екатеринбурга.

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марина Лошак отметила, что начало партнерства связано с одним из флагманских проектов музея в области современного искусства – Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая входит в топ-10 главных мировых биеннале и единственная русская, проходящая в Екатеринбурге. 

В будущем партнеры планируют реализовывать проекты и в других регионах страны. Подписанное соглашение действует до 2023 года.

Культура в изоляции: как современные музеи изменились за время пандемии>>

О деятельности ФГБУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»

Текст документа

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

28 января 2015г.
№ 4

Москва

О деятельности ФГБУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»

Заслушав и обсудив доклад директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина М.Д.Лошак, коллегия отмечает, что в целом деятельность музея соответствует поставленным задачам и реализует Концепцию развития Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, утвержденную коллегией Министерства культуры Российской Федерации в феврале 2014 года.

Коллегия решила:

1. Одобрить результаты деятельности Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 2014 году.

2. Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина активизировать работу по посещаемости в 2015 году, достигнув показателей посещаемости не менее 1,25 млн. человек по билетам.

3. Департаменту культурного наследия (М.А.Брызгалов) разработать единый стандарт приобретения входных билетов, а также билетов на временные выставки в подведомственные музеи Минкультуры России через интернетресурсы без последующего подтверждения их в кассе музея.

Срок-01.06.2015.

4. Статс-секретарю — заместителю Министра культуры Российской Федерации Г.П.Ивлиеву, ректору Всероссийского государственного университета

кинематографии имени С. А. Герасимова В.С.Малышеву совместно с заместителем Министра культуры Российской Федерации Е.Б.Миловзоровой, Департаментом культурного наследия (М. А.Брызгалов) проработать и подготовить программу сотрудничества между творческими вузами и музеями Российской Федерации.

Срок-01.04.2015.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Е.Б.Миловзорову.

Председатель коллегии, Министр В.Р.Мединский


Отдел реставрации и консервации

Монументальные росписи Эребуни

Работы мастерских

Бисерная вышивка «Плач на реках Вавилонских…»

Работы мастерских

Серебряный ритон с протомой коня

Публикации

Афродита, сидящая над скальным святилищем

Публикации

Реставрация слепка статуи вельможи Хертихотепа

Дважды спасённые.

Фотовыставка в Ченнаи (Индия)

Последние новости

30.04.2021

В ГМИИ им. А.С. Пушкина завершилась реставрация серебряного ритона эпохи Ахеменидов.

28.04.2021

Главному хранителю музея Потаповой Татьяне Владимировне присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»

27.04.2021

Завершена реставрация медалей к выставке «Вех первоначальных знаки. Памятники из фондов отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина»

25.03.2021

Присвоение почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»

10.03.2021

Сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева

27. 02.2021

В ГМИИ им А.С. Пушкина закончилась реставрация двух терракотовых статуэток работы Франческо ди Симоне Ферруччи и их гипсовых слепков

28.12.2020

Завершилась реставрация перламутрового веера-бризе

14.12.2020

В ГМИИ им. А.С. Пушкина завершилась реставрация рельефа Андреа дель Верроккьо «Положение во гроб»

24.11.2020

Визит в реставрационные мастерские ГМИИ им. А.С. Пушкина

27.07.2020

Реставрация столешниц с мозаиками «pietre dure»

25.06.2020

«Дважды спасенные»: из прошлого в будущее». Онлайн-лекция реставратора ГМИИ им. А.С. Пушкина Дарьи Бабич

17.06.2020

«Мадонна с Младенцем» Лоренцо Монако возвращена в экспозицию после реставрации

29. 05.2020

«Интермузей-2020»: выставка «Дважды спасенные»

21.02.2020

Визит французских специалистов

12.02.2020

Презентация итогов реставрации картины Тициана «Се, Человек!»

04.02.2020

Картина Тициана «Се, Человек!» вернулась в основную экспозицию музея

27.11.2019

«Реставрация фрагментов монументальных росписей из Эребуни. Первые результаты и последние открытия» — круглый стол в ГМИИ им. А.С. Пушкина

26.11.2019

«Старые и новые методы реставрации графики»

11.11.2019

«Реставрация фрагментов монументальных росписей из Эребуни. Первые результаты и последние открытия» – круглый стол в ГМИИ им. А.С. Пушкина

07. 11.2019

Выставка «Художник-реставратор/ Реставратор-художник»

05.11.2019

В ГМИИ им. А.С. Пушкина закончена реставрация Афродиты Хвощинского.

21.10.2019

«Старые и новые методы реставрации графики» — лекция в Центре «Мусейон»

14.10.2019

Проект «Донателло» доступен на итальянском и немецком языках

30.07.2019

В ГМИИ им. Пушкина завершилась реставрация бронзовых скульптур эпохи Ренессанса

26.07.2019

ГМИИ им. А.С. Пушкина и Трентский университет объявили о сотрудничестве

17.06.2019

Реставрация складного веера из коллекции Д.И. Щукина

06.05.2019

В ГМИИ им. А.С. Пушкина завершился проект по изучению и реставрации нисийских ритонов.

30.04.2019

Фонд поддержки проектов в области искусства имени Эрнста фон Сименса поддержит проект «Донателло» в качестве партнера

25.02.2019

“Бегство в Египет” Якоба Йорданса в Эрмитаже

02.02.2019

Объявлен шорт-лист VII Премии The Art Newspaper Russia

21.12.2018

«Иоанн Креститель» Донателло и «Бюст Франческо дель Неро» Джулио Маццони в постоянной экспозиции музея

19.12.2018

«Славная победа» Диего Риверы в Манеже

17.10.2018

Нисийские ритоны: круглый стол

17.09.2018

Путешествие «Девочки на шаре»

15.09.2018

Строительство депозитарно-реставрационного и выставочного центра

31. 08.2018

Реставрация и выставки: «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо»

01.08.2018

Халафский керамический сосуд показан впервые после реставрации

25.04.2018

Проект Донателло: продолжение диалога. Реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина в Берлине

08.11.2017

Denkmal, Россия ‒ Москва 2017

04.10.2017

Изучение и реставрация картины «Суббота» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

28.09.2017

Реставрация и выставки: Такаси Мураками в Москве

05.09.2017

“Он высоко понимал свое назначение и дело, которым он занимался”

18.08.2017

«Воскресение Христа» Веронезе: как реставрация помогла установить подлинное авторство картины

23. 11.2016

Древнеегипетская пелена II века н.э. теперь в экспозиции музея

09.11.2016

«Суббота» Дерена из собрания ГМИИ отправляется на реставрацию

08.07.2016

Пушкинский музей приглашает побывать «Внутри искусства»

26.03.2016

Визит в Москву доктора Флорики Захарии

16.03.2016

Реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина и их коллеги из Берлина обсудили планы совместной реставрации уникальных предметов из коллекции музея

14.12.2015

Официальное открытие сайта о реставрации египетской пелены

30.11.2015

Синхротроны: освещая прошлое. Как технологии XXI века помогают заново открывать наше культурное наследие

29.11. 2015

Получены сравнительные снимки пелены в рассеянном и боковом освещении.

26.11.2015

Изучение древней погребальной пелены (видеоанонс)

24.11.2015

Съемка египетской пелены в ИК- и УФ-излучении: интерактивный обзор

19.10.2015

XIII конгресс Международной Ассоциации Реставраторов Книг и Графики

Презентация «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Исполнитель: Успенская Г.Г., студентка 1 курса гр.411-и ОЗО
Руководитель: Рыжкова О.В., к.и.н., доцент

Слайд 2

.
Основатель музея и его первый директор Иван Владимирович Цветаев.

Слайд 3

.
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, главный спонсор создания музея

Слайд 4

.
Пушкинский музей перед открытием 31 мая 1912 года. Фотография К. А. Фишера.

Слайд 5

.
Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Слайд 6

.
Названия музея
1912—1917 — Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете 1917—1923 — Музей изящных искусств при Московском университете 1923—1932 — Государственный музей изящных искусств 1932—1937 — Государственный музей изобразительных искусств 1937 — настоящее время — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Слайд 7

.
Главное здание музея, расположенное ул. Волхонка, дом 12.

Слайд 8

.

Слайд 9

.
Зал античной культуры.

Слайд 10

.
Парадная лестница.

Слайд 11

.
Греческий дворик

Слайд 12

.
Зал итальянской скульптуры XV века

Слайд 13

.
Итальянский дворик

Слайд 14

.
Зал Месопотамии

Слайд 15

.
Искусство Древнего мира
Рельеф из гробницы. Древний Египет.
Статуя Аменемхета III Среднее царство, Базальт. Высота 29

Слайд 16

.
Голова богини из Александрии.
Статуя бога Анубиса Новое царство, II век до н. э. Дерево, краска. Длина 77

Слайд 17

.
Картинная галерея
Портрет пожилого мужчины в синем плаще Египет, Фаюм. I век. Дерево, энкаустика,29х26

Слайд 18

.
Собор двенадцати апостолов Константинополь Начало XIV века. Дерево, темпера, позолота. 38х34

Слайд 19

.
Мастерская Пьетро Перуджино Мадонна с Младенцем Начало XVI века. Холст, масло (переведено с дерева). 51 хЗ8

Слайд 20

.
Харменс ван Рейн Рембрант Портрет старушки 1654. Холст,масло.74х63

Слайд 21

.
Ф. Буше. «Геркулес и Омфала». 1730-е гг. Холст,масло.90х74

Слайд 22

.
Жан-Огюст Доминик Энгр Мадонна перед чашей с причастием 1841. Холст,масло.116х84

Слайд 23

.
Гордость Галереи- творчество импрессионистов и постимпрессионистов
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже 1873. Xолст, мacлo.61×80

Слайд 24

.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877. Xoлcт,мacлo.56×47

Слайд 25

.
Эдгар Дега Голубые танцовщицы 1898. Бумага,пастель.65х65

Слайд 26

.
Анри Матисс Красные рыбки. (3олотые рыбки) 1912. Холст, масло.140х98

Слайд 27

.
Пабло Пикассо Девочка на шape1905. Xолст,мacлo.147×95

Слайд 28

.
С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов музея разместилась выставка подарков И.В. Сталину.
Деятельность музея

Слайд 29

.
Рафаэль. «Сикстинская Мадонна». 1513-1514. Картинная Галерея. Дрезден.
Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 г. шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах музея под руководством П.Д. Корина.

Слайд 30

.
С 1981 г. в музее проводятся«Декабрьские вечера», которые являются музыкальными фестивалями, приуроченными к выставкам. Идея их проведения принадлежала Святославу Рихтеру (1915–1997) и директору ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой.

Слайд 31

.
Уже более 50 лет в музее существуют кружки и клубы для школьников и дошкольников. Работа с детьми особенно бурно развивается на протяжении последних десятилетий. В настоящее время это направление просветительской работы выделилось в самостоятельный отдел — Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который открылся в отдельном здании 17 января 2006 г.

Слайд 32

.
В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Слайд 33

.
Спасибо за внимание!

Музей изобразительных искусств им. Пушкина

    Экскурсионные туры / Экскурсионные туры Москва и Подмосковье / Музей изобразительных искусств им. Пушкина

Продолжительность экскурсии — 2 часа, стоимость экскурсий
Предлагаем Вам посетить музей изобразительных искусств им. Пушкина. Именно здесь собрана роскошная коллекция мировых шедевров. Любители искусства смогут по достоинству оценить произведения искусства великих мастеров, а изобилие интересных экспонатов государственного музея изобразительных искусств может конкурировать с Прадо и Лувром. Издавна по сей день данный музей является сокровищницей мирового искусства.
Искусство древнего мира — Египет / Троя / Античное искусство / Искусство мясопотамии / Древняя Греция /  Эллинистический период / Искусство Древнего Рима


Европейское искусство XVII–начала XIX века — Искусство Италии / Франции / Испании / Фландрии / Рембрандт и его школа /  Искусство Голландии








Коллекция импрессионистов



В рамках экскурсии в Пушкинский музей гости посетят изумительные залы музея,
в которых сосредоточено более 500 тысяч любопытных произведений скульптуры, живописи, а также всевозможных памятников археологии. Несомненно, большое внимание привлекают такие экспонаты как знаменитые египетские мумии. Большую часть экспозиции занимают работы живописцев с мировым именем. Это и Рембрандт, и красочные произведения импрессионистов, и неповторимые картины модернистов, а также известные итальянские шедевры Гвардли, Ботичелли, Каналетто и т.д. Экскурсия в Пушкинский музей понравится и тем, кто любит уникальные работы Матисса, Гогена, Пикассо, Сезанна и Ван Гога.
Стоит отметить, что именно в данном музее часто выставляются картины из известных мировых музеев. Поэтому в отдельные месяцы в рамках экскурсии в Пушкинский музей можно увидеть также шедевры Марка Шагала или, например, Сальвадора Дали.
С уверенностью скажем, что в Пушкинском музее каждый найдет шедевры по своему вкусу. Чтобы экскурсия была понятной и интересной, мы предложим услуги экскурсоводов и переводчиков, которые помогут более детально ознакомиться с экспозицией. Знакомство с сокровищницей мировой живописи может быть организовано в любое удобное для ваших гостей время. Мы работаем не только по заранее сделанному заказу, но и в оперативном режиме.

Экскурсия в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина | Экскурсии для школьников

Все мы знаем продолжение известного выражения «Если гора не идет к Магомету…», а потому не ждем чуда, отправляясь в путешествие по миру, чтобы увидеть все его красоты, познакомиться с уникальными шедеврами архитектуры и произведениями искусства, выставленными в знаменитых музеях. Но не у всех есть такая возможность. Это отлично понимал профессор Московского университета Иван Цветаев. Так появился проект учебного музея для студентов, где планировалось выставить копии самых значительных достижений мирового искусства в области архитектуры. Однако рамками учебного центра дело не ограничилось, и сегодня музей, у истоков которого стоял отец известной поэтессы, известен как Пушкинский музей изобразительных искусств, один из крупнейших в столице. Приглашаем школьников на встречу с прекрасным!

В нашей программе:

  • Широкий выбор обзорных и тематических экскурсий, рассчитанных на разный возраст и уровень подготовки детской аудитории. Ребята познакомятся с историей этого чудесного музея, прогуляются по его залам, увидят «вживую» произведения великих мастеров, о которых раньше лишь читали в книгах.
  • Скульптуры, археологические находки, знаменитые живописные полотна, которые наглядно демонстрируют, как изменялись представления о прекрасном на протяжении всей истории существования человечества. Осмотреть огромное количество выставленных здесь экспонатов — задача непосильная, да это и не нужно, ведь в зависимости от тематики дети открывают для себя лишь определенную часть экспозиции, что позволяет больше узнать о традициях и культуре Древней Греции, Египта, стран Европы и Ближнего Востока.
  • Подлинные шедевры, гипсовые слепки, уменьшенные копии знаменитых архитектурных сооружений, которые встречают ребят в каждом зале. И увлекательный разговор о видах искусства и художественных стилях, художниках, скульпторах и меценатах, способах, которые позволяют отличить подлинник от копии и многих других интересных вещах.

Вот так, шаг за шагом, школьники приобщаются к волшебному миру прекрасного, который живет в стенах Пушкинского музея изобразительных искусств.

Исследование сложного пожарного загрязнения на мраморном рельефе из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина | Heritage Science

Изучаемые произведения искусства были исследованы в ультрафиолетовом свете. Для дальнейших исследований были выбраны пятна, светящиеся в УФ-диапазоне, а также контрольные участки без свечения (рис. 1, 2). Предварительный рентгенофлуоресцентный анализ показал присутствие в этих местах соединений, содержащих свинец, вероятно, искусственного происхождения.

Участки 1 (S5-1) и 2 (S5-2) использовались в качестве контрольных образцов, поскольку поверхность на этих участках была менее загрязнена.Области 3 (S5-3.x) и 5 ​​(S5-5.x) имели темные загрязнения, а область 4 (S5-4.x) имела наибольшую концентрацию пятен, которые светились в УФ-свете.

Области отбора проб для S17 были выбраны на основе их люминесценции в УФ-диапазоне и цвета загрязнения в видимом диапазоне.

Хроматограммы экстрактов загрязнений представлены на рис. 3. Различия на хроматограммах показывают разнообразие состава загрязнений на поверхности рельефа.

Рис.3

ГХ-МС хроматограммы загрязнений экстракта мраморного барельефа (S5): a объединенные образцы S5-3, b испытание S5 6.1 (точки)

Масс-спектры некоторых соединений показаны на рис. 4. Идентификация проводилась путем сравнения масс-спектров соединений с библиотекой масс-спектров (NIST 11 2011 / EPA / NIH). Результаты идентификации представлены в таблице 2.

Рис. 4

Примеры масс-спектров, полученных при анализе смывов с поверхности барельефа «Бичевание Христа». a # 14 и b # 16 (см. Таблицу 2), соответственно

Таблица 2 Идентифицированные органические соединения

Как показано в таблице 2, основными классами идентифицированных органических соединений были: жирные спирты и сложные эфиры жирных кислот.В одном из отрывков с поверхности барельефа «Бичевание Христа» обнаружен сквален — ациклический полиненасыщенный жидкий углеводород (C30H50) в значительных количествах (до 15%), входящий в состав кожного сала человека [25, 26 ]. Это может быть след прикосновения или прикосновения, но мы не можем уточнить время его появления.

Сопоставление данных по идентификации обнаруженных соединений с результатами литературных поисков [27,28,29] позволило предположить, что экстракты органических загрязнений с поверхности барельефа содержали пчелиный воск.

Согласно литературным данным [30, 31], пчелиный воск состоит из 50 различных химических соединений, включая сложные эфиры (31–77%), свободные жирные кислоты (13–15%) и свободные жирные спирты (2–3%). Основным компонентом пчелиного воска является миристин (C 16 H 31 COOC 31 H 61 ), который представляет собой сложный эфир пальмитиновой кислоты (C 15 H 31 COOH) и мирициловый спирт (C 31 H 61 OH). Это очень высококипящее соединение (более 500 ° C) со сложными хроматографическими условиями, и оно не элюировалось из колонки.

Для проверки гипотезы о наличии пчелиного воска в составе загрязнений на мраморном барельефе использовалась более короткая хроматографическая колонка — ВФ-1мс длиной 15 м.

Хроматограмма экстракта объединенных проб S 5-3 представлена ​​на рис. 5а.

Рис. 5

Хроматограммы экстрактов объединенных проб S5-3.x для мраморного барельефа: а до метилирования; b после метилирования. 1 — метиловый эфир пальмитиновой кислоты; 2 — мирициловый спирт; 3 — мирицилпальмитат

Для большей надежности переэтерификацию экстрактов проводили метиловым спиртом.Таким образом, эфир мирицилпальмитата превратился в низкокипящий метиловый эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта. Для сравнительного качественного анализа образец современного пчелиного воска также был подвергнут обработке метиловым спиртом. Хроматограмма пробы экстракта S5-3 контаминации после метилирования представлена ​​на фиг. 5b. На хроматограммах (рис. 5) были идентифицированы: мирицилпальмитат, метиловый эфир пальмитиновой кислоты и мирициловый спирт, что подтверждает присутствие пчелиного воска в загрязняющих веществах.

Газохроматографический анализ смывов с барельефных участков без видимых невооруженным глазом загрязнений («чистый фон») также выявил наличие основных компонентов пчелиного воска. Исходя из этого, можно сделать вывод, что воск использовался в качестве покрытия для защиты мраморного барельефа от вредных внешних воздействий.

Видно, что идентифицированные соединения из экстрактов мраморных барельефных загрязнений (табл. 2) содержат сложные эфиры жирных спиртов и уксусной кислоты.Из описания представленных для реставрации предметов известно, что они были найдены после пожара на складе. Согласно литературным данным [32, 33], основным продуктом термической деструкции древесины (пиролиза под огнем) является уксусная кислота. Исходя из этого, можно предположить, что загрязняющие вещества, содержащиеся в веществе, образовались в результате реакции органических кислот с продуктом пиролиза древесины жирным парафином — уксусной кислотой.

При исследовании загрязнений на поверхности мраморного барельефа видно, что они имеют очаговую локализацию.Есть несколько больших коричневых участков, а также маленькие коричневые пятна. Как отмечалось выше, эти пятна появились в результате пожара в складском помещении.

Согласно литературным данным [34] воск плавится при температуре 62–68 ° C. При температуре выше 120 ° C воск начинает испаряться из-за термического разложения некоторых его компонентов, а при 300 ° C воск становится воспламеняющимся. Обнаружение воска в загрязнениях на поверхности барельефа позволяет сделать вывод, что мраморный барельеф не подвергался сильным термическим нагрузкам и его структура не была повреждена.Коричневые пятна примесей, образовавшиеся в результате капель или разбрызгивания жидкости, вероятно, вызвали конденсацию продуктов сгорания древесины при пожаре в хранилище на мраморной поверхности, покрытой воском.

Также известно, что воск свободных жирных кислот может взаимодействовать с некоторыми металлами с образованием окрашенной соли [35]. Например, при контакте с солями железа воск приобретает коричневый цвет; с медно-зеленым цветом; с растворенным цинком — грязно-серый цвет.

Таким образом, вероятно, что коричневый цвет тестовых пятен загрязнения на мраморном барельефе является следствием действия некоторого количества жидкого конденсата, образовавшегося в результате пожара.Эта жидкость, вероятно, представляла собой водный раствор или суспензию, содержащую соли железа (например, ржавчину). Это предположение было подтверждено положительными результатами качественной реакции на соли железа [36] в экстракции загрязняющих веществ с мраморного барельефа раствором феррицианида калия, поскольку соли железа и жирных кислот растворимы в тех же растворителях, что и воск, а также Данные XRF.

Хроматографический анализ смывов с поверхности контрольного экспоната, майолики «Мадонна с младенцем на руках» («Мадонна Фридрихсхайн») показал, что они имеют примерно идентичный состав загрязнений с мраморным барельефом, которые образовались в основном за счет конденсации. продуктов пиролиза на их поверхности.Анализ смывов загрязнений с поверхности майолики показал результаты, аналогичные результатам, полученным для мраморного барельефа, за исключением разницы из-за отсутствия компонентов пчелиного воска на поверхности майолики.

Размер загрязнения на майолике меньше, чем на мраморном барельефе. Это легко понять, поскольку, в отличие от мрамора, майолика имеет гладкую, непористую поверхность, поэтому адсорбция загрязняющих веществ в этом случае была не такой высокой. Мрамор, в свою очередь, имеет пористую поверхность, которая способствует адсорбции большего количества загрязнений.Кроме того, мрамор обрабатывали пчелиным воском, который также может поглощать органические продукты пиролиза.

Анализ данных РФА смывов с поверхности майолики показал, что на менее загрязненном фоне изображений были обнаружены соединения, содержащие в основном медь и железо, а пятна, светящиеся под УФ (рис. 2), содержали большое количество свинца. , в некоторых областях более 50% по весу. Мы предполагаем, что следы свинца и железа принадлежат остаткам боеприпасов (времен Второй мировой войны), появившимся на поверхности экспонатов во время пожара.

Разработка целевых очищающих смесей моющих средств

На основании полученных данных разработаны моющие составы для целевой очистки. Результаты анализов ГХ и ГХ-МС показали, что поверхность экспонатов загрязнена соединениями, содержащими жирные кислоты, жирные спирты, сложные эфиры и простые эфиры. Для их удаления необходимо, чтобы они образовывали растворимые соли. Для этого омыляющие компоненты, обладающие реакционной способностью по отношению к примесям различного происхождения, смешивали в определенной пропорции для получения целевых очищающих смесей.Также в смеси добавляли поверхностно-активные вещества (триполифосфат) для эмульгирования загрязнений. Таким образом, компоненты дополняют друг друга и их сочетание образует универсальный состав очищающей смеси, способный удалять сложный химический состав:

  • Высокая промывочная способность EDTA и HEDP (№ 1 и № 2, Таблица 1) для различных отложений солей была причиной включения их в смеси. Мы учли, что моющее средство на основе ЭДТА было очень агрессивным по отношению к мраморным поверхностям согласно Lauffenburger [37], поэтому по этой причине мы минимизировали его концентрацию для SNS-2N и SNS-2A

    .
  • Синтанол и Неонол — высокоэффективные неионные поверхностно-активные вещества.

  • Сульфонал — эффективное ионное поверхностно-активное вещество.

  • Триполифосфат натрия помогает эмульгировать жир на загрязненных поверхностях.

  • Моноэтаноламин также входит в состав различных моющих средств, позволяя правильно удалять определенные типы загрязнений.

  • Полиэтиленгликоль известен как универсальный растворитель для многих органических соединений.

Первый этап испытаний разработанных смесей проводился на контрольном экспонате — майолике (S17). Его глазурованная поверхность обладает очень высокой стойкостью к химическому воздействию и низкой адгезией к загрязнениям. Поэтому эффективность смесей в качестве растворителей загрязняющих веществ была проверена на поверхности майолики.

Для эффективного удаления загрязнений использовали смеси, разбавленные водой в объемном соотношении 1: 5, а затем обработанные ватным тампоном, смоченным в растворе для обработки поверхности. Смеси оставляли на поверхности на 6 мин, затем удаляли сухим тампоном и очищали тампоном, смоченным дистиллированной водой.

На втором этапе испытаний оценивалась безопасность смесей для мраморной поверхности. Это было выполнено на полированном образце мрамора. Исследуемый образец мрамора обрабатывали разработанными нами чистящими смесями.СЭМ микрофотографии исследуемого образца (рис. 6) до и после обработки позволили сделать вывод о неразрушающих свойствах этих составов СНС-2Н и СНС-2А и их пригодности для изучения мраморных экспонатов.

Рис. 6

СЭМ микрофотографии двух различных участков исследуемых образцов мрамора: до (левая сторона) и после (правая сторона) обработки детергентом на основе ЭДТА , приготовленным в соответствии с Лауффенбургером [37], b нейтральный СНС-2Н и c щелочной СНС-2А Смеси для целевой очистки

На рис.6а наблюдается увеличение поверхностных дефектов, что согласуется с выводами статьи [37]. При этом поверхности второго и третьего тестовых образцов не изменились.

На третьем этапе смесью очищали наиболее темную область мраморного барельефа (на фрагменте площадью S5-3). Моющие композиции наносили на образец ватным тампоном до заметного осветления, наблюдаемого на поверхности мрамора из-за уменьшения количества загрязнения между зернами мрамора.Сравнительная эффективность растворителей и чистящих смесей на участке мраморного барельефа «Бичевание Христа» представлена ​​на рис. 7. Процедура обработки была такой же, как и для исследуемых образцов мрамора с выдержкой 2 мин (рис. 7а). ) и 6 мин (рис. 7б).

Рис. 7

Сравнительная эффективность растворителей и моющих средств на участке мраморного барельефа «Бичевание Христа». a Участок, обработанный моющими средствами в течение 2 мин; слева — начальная область до лечения, справа — область после 2-х минутной обработки; 1 — моющее средство на основе ЭДТА, 2 — очищающая смесь щелочная СМС-2А, 3 — нейтральная очищающая смесь СНС-2Н, б участок, обработанный моющими средствами в течение 6 мин; слева — начальная область до лечения, справа — область после 2-х минутной обработки; 1 — моющее средство на основе ЭДТА, 2 — очищающая смесь щелочная СНС-2А, 3 — нейтральная очищающая смесь СНС-2Н

Видно, что щелочная смесь очищала поверхность лучше, чем нейтральная (подробности см. В дополнительном файле 1).По сравнению с результатами стирки моющим средством на основе ЭДТА [37], эффективность нашей смеси СНС-2А при равных условиях использования ниже. Но поскольку он неразрушающий (рис. 6), его можно использовать многократно с минимальным риском повреждения обеззараженной мраморной поверхности.

ГМИИ планирует сомнительное расширение

Россию укусила ошибка расширения музея.

5 мая, за два дня до вступления в должность президента Российской Федерации, Дмитрий Медведев объявил, что правительство выделит более четырех.2 миллиарда рублей (176,9 миллиона долларов) на модернизацию почтенного Пушкинского музея в Москве. Он обращался к правлению музея, председателем которого был тогда. (Его заменит Эльвира Набиуллина, министр экономики России.) Музей закроется в следующем году и откроется вновь в 2012 году, когда будет завершена реставрация, как раз к празднованию своего столетия.

Пушкин — единственный музей в столице России, в котором представлена ​​значительная коллекция западного искусства от античности до 20 века.Главное неоклассическое здание не подвергалось капитальному ремонту с момента открытия в 1912 году. Ирина Антонова, директор музея с 1962 года, попросила британского архитектора лорда Нормана Фостера обновить и расширить существующий музей. План архитектора, представленный совету директоров в ноябре прошлого года, предусматривает не что иное, как создание города-музея, в котором вся территория превращена в пешеходную зону с садами и засаженными деревьями бульварами.

По проекту лорда Фостера сам Пушкин и окружающая группа из 12 исторических особняков будут отремонтированы и отремонтированы.Будут построены выставочный корпус, коммерческое офисное здание, административное здание и концертный зал на 600 мест. Кроме того, здесь появятся впечатляющие подземные сооружения, в которых разместятся кафе и рестораны. Согласно плану, выставочная площадь музея будет увеличена в четыре раза до примерно 428 000 квадратных футов. Сравните это с пространством в расширенном Музее современного искусства Нью-Йорка (125 000 квадратных футов) или в лондонских галереях Tate Britain и Tate Modern (всего 222 812 квадратных футов между ними).

Полная стоимость проекта еще не объявлена, но некоторые источники оценивают ее примерно в 380 миллионов долларов. Сегодня Россия оседлала нефтяную волну и поэтому может позволить себе такие излишества. Тем не менее, это амбициозное начинание потребует и частных спонсоров. Г-жа Антонова заключила сделку с Михаилом Куснировичем, главой Bosco di Ciliegi Russia, компании, владеющей сетью бутиков по продаже предметов роскоши. Он получит коммерческое офисное здание для своей штаб-квартиры в обмен на щедрую, хотя и не оговоренную, поддержку.

Государственный музей Пушкина — Международная ассоциация ассириологов

Небольшая, но значительная коллекция клинописных табличек находится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В настоящее время музей сообщает о многих интересных инициативах, включая создание онлайн-базы данных клинописных текстов, которая находится в свободном доступе. Фотография высокого разрешения с использованием новой компьютерной технологии позволила выйти на новый уровень онлайн-доступа к ранее неопубликованным текстам.

Анастасия Ясеновская. Фотографии Ольги Мелекесцевой.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина расположен в Москве. Он имеет небольшую, но очень разнообразную коллекцию клинописи, которая включает около 1760 предметов клинописи. Они относятся к различным периодам истории Древней Месопотамии, начиная с раннединастического периода III (середина 3-го тысячелетия до нашей эры) и заканчивая персидским периодом (V век до нашей эры). Кроме того, коллекция текстов очень разнообразна: она включает административные документы (большая часть), письма, юридические документы и художественные тексты. 1

Такое разнообразие жанров и периодов обусловлено личностями ученых, коллекции которых составляют основу коллекции клинописи Пушкинского музея, Николая Лихачева (1862–1936) и Владимира Голенищева (1856–1947). Фундамент коллекции клинописи ГМИИ был заложен в 1912 году, когда в музей попала коллекция В. Голенищева. Присутствием в музее таких уникальных артефактов, как три таблички Амарны, фрагменты статуи Гудеа и тому подобное, мы обязаны этой коллекции.

Однако большая часть коллекции клинописи Пушкинского музея состоит из 1320 предметов из собрания Н. Лихачева, в основном шумерских табличек династии Ура III. В 1917 году он был приобретен государством и разделен на две части, составляющие ядро ​​двух коллекций русской клинописи — Эрмитажа в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Вероятно, знаменитая табличка с двумя шумерскими элегиями тоже происходит из этого собрания.

Можно выделить несколько направлений научной и кураторской работы, которая в настоящее время ведется в музее: публикация текстов, реставрационные и консервационные мероприятия, химические исследования, создание современных условий для хранения планшетов, оцифровка коллекции и создание цифрового архива.

Тексты клинописи ГМИИ издаются с начала ХХ века, когда вышел двухтомный каталог Михаила Никольского с текстами собрания Н. Лихачева. Куратор ГМИИ Владимир Шилейко опубликовал некоторые тексты в 1920-х годах. Практически весь сборник древнеассирийских текстов и текстов из Аррапы опубликовала Нинель Янковская. Многие тексты древневавилонского периода были опубликованы Александром Рифтиным в 1937 году.Широко известно издание шумерских элегий Самуэля Ноя Крамера, работавшего над ним в Пушкинском музее в 1957 году. 2

Несмотря на такое разнообразие публикаций, на данный момент опубликован не весь сборник. В начале 2010-х было решено издать сборник полностью, единой серией «Клинописные тексты в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина». Шумерские таблички издаются под руководством Бориса Перлова, шумеролога, старейшего члена Отдела Древнего Востока.Один из соавторов — Юрий Савельев, много лет, вплоть до своей смерти в 2008 году, был куратором Отдела Древнего Востока. Практически все ручные копии опубликованных табличек были сделаны им лично.

Первый том «Управленческие тексты из Телло периода III Ура» Б. Перлова и Ю. Савельева, вышла в 2014 году. Второй том текстов Tello готовится и выйдет в свет в следующем году. Как и первый том, он будет доступен для покупки в интернет-магазине ГМИИ.Оба тома объединяют более 450 ранее не публиковавшихся текстов Tello. Затем выйдут тома с дощечками из Уммы и Пузриш-Дагана, включающие как тексты, опубликованные М. Никольским, так и ранее неотредактированные тексты. Впоследствии планируется опубликовать остальные тексты, в том числе таблички на аккадском языке II и I тысячелетия до нашей эры.

Второе важное направление работы с коллекцией клинописи ГМИИ — реставрация и консервация.Таблички коллекции не всегда содержались в идеальных условиях, особенно в тяжелые времена Великой Отечественной войны. В связи с этим у коллекции есть некоторые проблемы с состоянием таблеток и их консервацией (ламинирование, образование солей, черные пятна на поверхности), хотя на данный момент ситуация в целом считается стабильной. Поиск оптимального вещества для уплотнения и безболезненное рассоление глиняных таблеток остаются главными проблемами реставрационного процесса.Однако операции, сильно влияющие на химическую структуру таблеток (например, запекание), не проводились с 80-х годов.

Хранители и реставраторы также пытались проанализировать химический состав глиняных табличек, чтобы исследовать возможность определения их географического происхождения. Нельзя сказать, что полученные результаты дали нам однозначный ответ на поставленный вопрос, но исследователи пришли к некоторым выводам. Ожидается, что результаты исследования будут опубликованы в конце этого года.

Третье направление работы — оцифровка коллекции клинописи. Был разработан проект, основанный на новом методе цифровой фотографии с высоким разрешением, чтобы решить проблему текущего состояния планшетов, а также сделать возможным изучение текстов без прямого контакта с планшетами и создание цифровой архив в открытом доступе. Работа над проектами началась в 2014 году. На данный момент вся коллекция клинописи сфотографирована с использованием технологии, разработанной компанией EPOS.Последняя партия таблеток (около 700 штук), сфотографированная этим летом, сейчас находится в обработке и будет доступна сотрудникам ГМИИ и приглашенным специалистам осенью этого года.

Поскольку планшеты представляют собой трехмерные объекты неправильной формы, их невозможно получить без теней и бликов, вызывающих потерю информации при анализе текста, классическими методами макросъемки. В то же время получение изображения объекта без теней и бликов не обеспечивает достоверной интерпретации информации на рельефных поверхностях.Для этого необходимо, чтобы изображения были сняты при заданном узконаправленном освещении. Компания EPOS разработала технологию и программное обеспечение для обработки изображений, полученных с помощью многопозиционного источника света. Перекрытие и цифровая обработка бестеневых и тисненых изображений почти полностью предотвращает потерю визуальной информации, что важно для исследователей при исследовании планшетов.

Некоторые планшеты, как с наиболее интересным содержанием, так и с нестандартной формой, были сняты на поворотный стол с поворотом на 360º для создания 3D-эффекта.Разработано программное обеспечение для просмотра цифровых изображений клинописных табличек, воспроизводящее трехмерное восприятие объекта на экране. Среди функций программы — вращение изображения на 360 градусов, масштабирование выбранного фрагмента под любым углом, а также перемещение объектов по горизонтали и вертикали.

Предполагается, что цифровой архив будет существовать в двух версиях: локальной и публичной. Специальная программа «Циркулярный синтез» была разработана компанией ЭПОС для просмотра отснятых изображений для местного использования сотрудниками Пушкинского музея и приглашенными специалистами непосредственно в Отделе Древнего Востока.Программа позволяет пользователю просматривать выбранный планшет при разных направлениях освещения, масштабировать изображение и комбинировать один из вариантов освещения с «плоским» изображением.

Сайт был создан для ознакомления широкой публики с коллекцией клинописей. Пока на сайте 30 табличек с описаниями, ручными копиями, транслитерациями и переводами. В следующем году мы планируем добавить около 100 древнеассирийских табличек, опубликованных Н. Янковской в ​​1968 году.Список уже опубликованных планшетов можно найти здесь. При выборе планшета из списка можно применять различные фильтры (выбор планшетов по периоду, жанру, языку, датировке, месту происхождения, типу объекта, наличию печатей). Страница просмотра планшета позволяет пользователю просматривать объект под 16 углами с 16 вариантами освещения со всех сторон, а также просматривать плоское (без теней) изображение.

Пока есть только русскоязычная версия сайта, но в ближайшее время будет добавлена ​​английская версия.Сайт будет прикреплен к официальному сайту Музея (или будет включен в него). Также мы надеемся связать его с CDLI, чтобы предоставить всем специалистам в области ассириологии и шумерологии удобный доступ к нему.

Банкноты

1 — Подробное описание истории и происхождения коллекции можно найти у Перлова Б., Савельева Ю. Административные тексты из Телло эпохи Ура III. CTPSM I. Москва, 2014.

2- См. Соответственно:
Никольский М.В. Древности Восточный, т. III / 2. Документы хозяйственной отчетности древней Халдей из собрания Н.П. Лихачева. Санкт-Петербург, 1908
Древности Восточные, т. В. Документы хозяйственной отчетности древней Халдей из собрания Н.П. Лихачева. Часть II. Москва, 1915.
Янковская Н.Б. Клинописные тексты из Киул-тепе в собраниях СССР. Москва, 1968.
Янковская Н.Б. Юридические документы из Аррапхи в собраниях СССР // Переднеазиатский сборник. Вопросы хеттологии и хурритологии.М., 1961.
Рифтин А.П. Старо-вавилонские юридические и административные документы в собраниях СССР. Москва, 1937.
Крамер С.Н. Две элегии на табличке ГМИИ: новый шумерский литературный жанр. М .: Издательство восточной литературы, 1960.

. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *