Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»
Каждая «Клетка» представляет собой уникальный микрокосм, наделенный индивидуальными чертами, и охватывает широкий спектр эмоций и ассоциаций. Серия включает в себя около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала найденные объекты, предметы своей повседневной жизни (одежду, ткани, мебель) и скульптурные произведения, помещая их в характерные архитектурные ограждения. Буржуа часто говорила, что воспоминания о непростом детстве послужили источником многих мотивов и явлений в ее творчестве, таких как архитектура, тело, память, органы чувств. Джерри Горовой, личный ассистент Луиз Буржуа на протяжении многих лет, так описывал работу над «Клетками»: «Ее процесс созидания был непрерывен. Объекты внутри «Клеток» иногда нравились Луиз просто своей функцией, тем, какими словами их можно было описать, как эти слова звучали по-французски, своей формой или цветом. В ее воображении гладильная доска превращалась в изогнутую истерическую фигуру. Ассоциативные связи возникали в ее подсознании и порождали бесконечный творческий процесс».
Термин «клетка» впервые возник в ходе подготовки к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, где Луиз Буржуа представила шесть работ цикла. Для нее это слово обладало рядом значений — от биологической клетки живого организма до тюремной камеры и монашеской кельи. Как говорила она сама, «»Клетки» представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную.В каждой «Клетке» есть удовольствие вуайериста — трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой. «Клетки» либо притягивают, либо отталкивают друг друга. Они стремятся стать единым целым, слиться или, наоборот, отделиться друг от друга».
В дополнение к выставке Музей «Гараж» в сотрудничестве с Фондом Луиз Буржуа и фондом The Easton Foundation представит две монументальных работы художницы.Maman (1999), бронзовый паук высотой девять метров, будет встречать посетителей на площади перед зданием Музея «Гараж» в Парке Горького. Выполненная по заказу галереи Тейт Модерн специально для открытия Турбинного зала музея в мае 2000 года скульптура Maman стала одной из знаковых и самых узнаваемых работ в серии «Пауков» Луиз Буржуа. Этот мотив впервые появился на двух рисунках художницы в 1940-х годах и в 1990-х годах приобрел особенно важное значение в ее творчестве. Крупнейшая работа этого выразительного цикла скульптур, созданных во второй половине десятилетия, Maman балансирует над землей на восьми длинных тонких ногах, защищая подвешенную к ее брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Хищная и в то же время уязвимая паучиха служит образом любимой матери Луиз Буржуа. Художница рассказывала: «Подобно паукам, моя мать была очень мудрой. Пауки — наши добрые спутники. Они едят комаров, а комары, как мы знаем, большие вредители и разносчики болезней. Паук — заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама».
Ключевым элементом шестиметровой скульптуры «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007) служит гигантское вращающееся зеркало. В нем отражается название работы, взятое из заголовка записи в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года. Зеркала как символ истины и самопознания представляли для Буржуа большой интерес и не раз появлялись в «Клетках», приглашая зрителя стать непосредственным участником их внутренней композиции. Колоссальное зеркало, установленное в Атриуме «Гаража», погружает посетителя и окружающее пространство здания в мир художницы, а вопрос, отраженный в нем, вводит в работу смысловые и эмоциональные особенности восприятия, свойственные произведениям Буржуа.
Выставка в «Гараже» впервые представляет творчество художницы в Москве, но это не первое ее соприкосновение с Россией. Буржуа было двадцать лет, когда она впервые приехала в Москву летом 1932 года. Во время своего второго визита весной 1934 года она посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетельницей первомайских торжеств. Почти 70 лет спустя, в 2001 году, открылась ее ретроспективная выставка в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, став первой крупной прижизненной выставкой американского художника, проведенной в этом музее.
К выставке будет издан каталог «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» на русском языке. Оригинальный англоязычный каталог был выпущен Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) и издательством Prestel.
Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» организована Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) совместно с Музеем «Гараж» и является крупнейшей на сегодняшний день экспозицией данной серии произведений Луиз Буржуа.
«Клетки» и жизнь: ретроспектива Луиз Буржуа в Москве
В музее современного искусства «Гараж» в рамках VI Московской биеннале современного искусства проходит первая в России ретроспектива Луиз Буржуа. Рассказываем, откуда в творчестве французского скульптора возникли «Клетки» и «Пауки» и что они значат
Летом этого года «Гараж» переехал из своего временного павильона, построенного Шигеру Баном, в новое здание, которое из павильона «Времена года» стараниями Рема Колхаса и его команды превратилось в музей современного искусства. Его открытие немедленно окрестили #открытиемгода, и вспоминать о нем в Москве и за ее пределами явно будут еще долго. И дело не только в шумных вечеринках, собравших в парке Горького весь арт-свет, но и в экспозиционной программе, состоявшей сразу из восьми выставок и позволившей москвичам разобраться, в том числе, в творчестве Катарины Гроссе, Риркрита Тиравании и Яеи Кусамы — художников, произведения которых в рамках персональных выставок в России показывали первый раз. Тогда же, на пресс-конференции, организованной по случаю переезда, музей объявил, что осенью его ждет ретроспектива французского скульптора Луиз Буржуа.
И если выставки Гроссе, Тиравании и Кусамы были скорее показательным выступлением, демонстрирующим, что собрать разом экспозиции таких разных, но одинаково важных для современного искусства художников музею еще как под силу, то ретроспектива «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» видится уже невероятно серьезной работой, проведенной «Гаражом» вместе с Фондом Луиз Буржуа и мюнхенским Домом искусства. Собранные здесь скульптуры, инсталляции, рисунки и живопись укладываются в восемь десятков работ, рассказывающих о художнице, ее жизни и ее искусстве так же полно и подробно, как и записи в дневнике. Творчество для нее стало выражением и предметным воплощением воспоминаний и связанных с ними страхов, коих у Буржуа набралось немало. Причины крылись в сложных отношениях в семье: властный отец обладал не самым простым характером и к тому же не особо скрывал свой роман с гувернанткой Луиз — англичанкой, нанятой для обучения девочки английскому языку. Выйдя много лет спустя замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера и уехав с ним в конце 30-х годов в Нью-Йорк, Луиз Буржуа не перестанет думать о прошлом и не забудет о своих смешанных чувствах: работа в студии для нее всегда будет оставаться некоторой вариацией психотерапевтических сеансов.
Оставив прежнюю жизнь, но не прошлое, во Франции, за океаном Буржуа приобретет характеристику франко-американского художника и скульптора. Скульптурой, впрочем, она начнет заниматься не сразу, первое время отдавая предпочтение живописи. Главный козырь московской выставки — цикл скульптурных инсталляций под названием «Клетки» — так и вообще появится лишь в 80-е годы, когда Буржуа переедет в студию в Бруклине, размеры которой позволят ей стать в своем искусстве еще более монументальной. «Мне нужны мои воспоминания. Они — мои документы», — выведет она на французском почтовом мешке, превратившемся в часть одной из первых «Клеток», и до конца будет верна своей установке. Эти инсталляции открывают дверь в сознание Буржуа, хотя точнее было бы сказать, что они становятся щелью: между дверными проемами, разбитыми или целыми окнами, между прошлым и настоящим. Заставляя зрителя подглядывать, скульптор выплескивает все свои фобии и страхи — прежде всего для того, чтобы освободиться от них самой. Она явно не думает о том, чтобы кому-то понравиться, стать узнаваемой или цитируемой. В предметах, когда-то разбросанных по разным уголкам дома, если не целой страны, и собранных в сюжетные инсталляции, сквозит такая личная боль, не заметить которую попросту невозможно.
Например, работа «Разрушение отца», датированная 1974 годом, вновь напоминает о сложных отношениях в семье художницы. Двойственные чувства, которые Буржуа испытывала по отношению к отцу, здесь проявляются сполна. Несмотря на всю свою любовь, она никак не могла простить ему постоянные супружеские измены и деспотичность. «Разрушение отца» представляет собой кровавую расправу: сама Луиз, ее сестра, брат и мать за ужином разрывают его на куски и бросаются поедать того, кто еще несколько минут назад мучил их. Еще одним важным для Буржуа символом стал паук, который в ее работах находит фигуративное воплощение. Он для художницы — квинтэссенция образа матери. Поводов для сравнения Буржуа обнаружила сразу несколько: как паук свою паутину, мать Луиз ткала гобелены и так же, как паучиха, заботилась о своем потомстве. Проявление не арахнофобии, но исключительной любви, паук обретает масштабы действительно запредельные — как проросшая перед входом в музей 9-метровая скульптура Maman (1999) — или остается совсем небольшим, но оттого не менее значительным — как, например, в «Клетке VII» (1998).
Выставку «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» можно увидеть в музее современного искусства «Гараж» до 7 февраля.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Купить билетРодилась Луиз Буржуа, постсюрреалистка и пансексуалистка
Луиза Буржуа
25 декабря 1911 года родилась Луиза Жозефин Буржуа, франко-американскй художник и скульптор, посвятившая всю свою жизнь художественному воплощению собственных детских комплексов и пансексуалистской теории З. Фрейда…
Скульптор Луиз Буржуа. Фотография Энни Лейбовиц, 1997 г
По признанию Луиз Буржуа (Louis Bourgeois, b. 1911), все ее творчество — это всего лишь попытка справиться с эмоциями и достичь ментального здоровья. «Мои эмоции несоразмерны моим габаритам, — говорит миниатюрная художница. — Не сами эмоции, а их сила — она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам». Вот уже семь десятилетий, как Луиз занимается самопсихоанализом, а искусствоведы анализируют ее опыты над собственной душой, воплощенные в мощные, захватывающие воображение пластические формулы.
Детство Луиз Буржуа прошло во французской провинции, в Обюссоне, где ее семье принадлежала мастерская по реставрации старинных шпалер. При внешнем благополучии отношения между родителями не были идеальными: отец практически в открытую изменял матери с английской гувернанткой их детей. Эта банальная ситуация стала для маленькой Луизы настоящей драмой, которую она переживает всю жизнь и переосмысливает в творчестве. Она считала отца предателем, а после смерти матери даже пыталась покончить с собой. Она до сих пор вспоминает, как однажды отец за столом почистил мандарин, сделал из него маленькую нелепую фигурку и, смеясь, показывал всем со словами: «Это Луиз».
В 1932 году Луиз поступила в Сорбонну, изучала философию, математику и геометрию. В этом же году посетила Советский Союз. С 1936 года начала заниматься в парижских художественных школах и студиях, включая знаменитую Ecole des Beaux-Arts и Академию de la Grande-Chaumiere. Начинающая художница посещала мастерскую великого скульптора Константина Бранкузи, в то время культовой фигуры парижского авангарда; брала уроки у прославленного кубиста Фернана Леже, оценившего одаренность Буржуа и побудившего ее заняться скульптурой. В
1938 году она вышла замуж за выпускника Гарварда, американского искусствоведа Роберта Голдуотера и переехала в Нью-Йорк, где он стал первым директором Музея первобытного искусства. Вплоть до самой смерти мужа в 1974 году длился образцово-показательный союз двух творческих и любящих друг друга людей, отдающих силы и время искусству и воспитанию троих сыновей. Л. Буржуа — пример художника, «возлюбившего свой симптом», мифологизировавшего факты собственного детства, свои навязчивые идеи и кошмары.
Никаких реальных потрясений во взрослой жизни Луиз не произошло, но она продолжая пестовать психологическую травму, мучившую ее с детских лет.В начале творческой карьеры Буржуа занималась графикой и живописью. В сериях «Femme Maison» (1945—1947) и «Fallen Women» (1946—1947), она использовала технику сюрреалистов, сплавляя различные объекты: женское тело и похожие на дома структуры. Эти работы — размышление художницы о роли женщины в семье, которую многие определяют исключительно как поддержание домашнего очага. Но сама скульптор утверждает, что это пародия на сюрреализм, пытавшийся представлять женщину как конструкцию.
В 40-х годах Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, в которой она в настоящее время признана одним из ведущих мастеров ХХ столетия. Ее первые пластические опыты несут в себе формальное воздействие архаической древнегреческой, африканской, древнеамериканской скульптуры. В этих работах отчетливо прослеживается влияние крупнейших скульпторов прошлого века Константина Бранкузи, Генри Мура, Альберто Джакометти, также опиравшихся на архаическую пластику. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, часто вырезанных из дерева.
Одна из самых известных ее работ «Слепой, ведущий слепого» (1947). Это прямая перекличка с шедевром Питера Брейгеля-старшего «Притча о слепых». Конструкция из двадцати длинных розовых сужающихся книзу деревянных подпорок, вверху соединенных чем-то вроде непрочной стяжки-мостика. Ощущение неустойчивости и ненадежности захлестывает, простота обескураживает. А Луиз заявляет, что скульптура — просто реминисценция детского желания спрятаться под столом во время обеденных семейных скандалов. В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, а после поездок в Италию — мрамор. Первые скульптуры Буржуа были выставлены в 1949 году в галерее Перидо в Нью-Йорке.
The Blind Leading the Blind
Л. Буржуа принадлежит к числу художников-постсюрреалистов, заявивших о себе главным образом в 30-40-е годы, уже после того, как сюрреалистическое движение во Франции пришло в упадок. Художники этого круга никогда не образовывали сплоченных групп, не были склонны к декларативным заявлениям, широковещательным программам и манифестам. В то же время среди них можно выделить группу, объединенную не только романтическим интересом к «темной стороне» психической и интеллектуальной жизни, но и к телу как манифестации этой «темной стороны». По-этому сексуальность для Буржуа связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. В 1968 году Луиз Буржуа сделалa две скульптуры, одновременно ироничные и шокирующие: «Fillette» («Девочка») и «Janus Fleuri» («Цветущий Янус»).
«Девочка» представлет собой раскачивающийся на крюке мясника гигантский фаллос, ссделанный из латекса. Эта скульптура — прежде всего, критический взгляд на иконографию фаллоса и мужского статуса, с ним связанного. Основание скульптуры читается и как женская грудь, и мужские семенники, и округлые начала женских бедер, ограничивающих женскую промежность. Соединение противоположностей и в омраченном сексуальном мужском веселье — возбужденный член поднялся лишь для того, чтобы быть повешенным на металлический крюк подобно мясной туше, готовой к нарезанию ломтями.
Janus Fleuri
Бронзовый «Цветущий Янус» отражает вечное соединение гендерных форм, слившихся и перетекающих одна в другую. Янус в латинском языке означает арку, проход. Но Янус — это еще и двуликий бог, одно лицо которого обращено в прошлое, другое — в будущее, к божественным воротам (janua), которые были открыты во время мира и закрывались во время войн. Монолитная и жесткая основа скульптуры изображает два вялых пениса, соединенных с центральным, почти бесформенным элементом, напоминающим половую щель и лобковые волосы. Прилагательное «цветущий» в названии указывает на визуальную метафору гениталий как цветения и аромата. Мужское и женское, как два лица, слились воедино. Два пениса похожи одновременно на женские груди, бедра и ягодицы.
В 1974 году Буржуа создает свою первую инсталляцию, открывшую новый этап в ее творческой биографии. В работе «Разрушение Отца» в сложной пластической форме она реализует тягостные воспоминания, живущие в подсознании инстинкты, вызванные возникшими в детстве конфликтными отношениями с отцом. Инсталляция представляет собой похожую на пещеру структуру, в которой похожие на камни фигуры окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела (в том числе куски настоящего ягненка, купленные в мясной лавке). Это очень тревожная работа, которая напоминает творчество одного из любимых художников Буржуа, испанца Франсиско Гойи.
The Destruction of the Father
На 1990-е пришелся новый период в творчестве Буржуа — период «клетки». Одной из целей художницы было создание самодостаточного энвайронмента, независимого от музейной среды, в который можно войти. Эти конструкции представляют собой своеобразную изоляцию прошлого опыта. В Cell (Choisy) (1990—1993) клетка содержит мраморную скульптуру дома, размещенного под большой гильотиной, напоминая сцену из ночного кошмара. Более поздние работы включают серию голов и фигур из ткани, изображающих различные стадии боли и отчаяния. Например, в Couple IV (1997), то, что выглядит старомодным дисплеем из провинциального музея, демонстрирует две безголовые тряпичные фигуры, пытающиеся заниматься любовью.
Cell (Hands and Mirror)
Cell (Choisy)
Couple IV
Seven in Bed
Untitled
Символом позднего творчества Луиз Буржуа стала инсталляция «Паук», как образец совершенной, созданной природой рациональной и выразительной конструкции.
Spider
Паук личном символическом словаре скульптора не несет в себе негативную коннотацию и ассоциируется у нее с матерью, «уравновешенной, умной, терпеливой, рассудительной, утонченной, проницательной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук», с ее трудолюбием и искусным мастерством ткача — реставратора шпалер. Одна из самых больших скульптур на эту тему так и называется — «Мама». Монументальная пластическая форма, отлитая из бронзы, ее геометрическая простота и лаконичность демонстрируют удивительное чувство гармонической уравновешенности, свойственное искусству Буржуа.
«Я делаю, я уничтожаю, я переделываю» — так называлась первая большая выставка Луиз Буржуа в лондонской галерее «Tate Modern», прошедшая в 2000 году. Именно этой экспозицией Государственный национальный музей заявил о своем существовании, а Буржуа стала первым художником, представленным в новом бастионе contemporary art. Выставка имела огромный успех, и выбор мастера не случаен, ведь творчество Луиз Буржуа, по сути, является антологией современного искусства.
Буржуа скончалась 31 May 2010 от перенесённого сердечного приступа в возрасте 98 лет.
Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» в Москве
«Маман» ждёт вас у Гаража —
ночью и днём
Знакомьтесь: Луиз в этой милой и довольно крупной паучихе запечатлила образ своей мамы. Это уже многое объясняет о том, почему на выставке структура бытия воплощена в виде клеток, не так ли?
Выставка посвящена серии выдающихся скульптур-энвайронментов, созданных Буржуа за последние двадцать лет ее жизни.
В экспозицию войдут более 80 работ художницы: инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки, которые предшествовали грандиозному новаторскому циклу работ.
Ох ты ж боженьки, это самая нереальная выставка, которую привозил Гараж. Аааа, да это просто самая нереальная выставка. Напоминаю — Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки. @innaksesg
— Последняя работа Луизы Буржуа Cell, 2008 год, вселяет надежду…. @timeoutmoscow
— Последняя работа вселяет надежду на что? На её смерть?
Образовательная программа «Зазеркалье Луиз Буржуа» включает в себя цикл лекций, кинопоказы, экскурсии, аудиогид, квест-путеводитель по выставке для всей семьи и занятия для детей.
В рамках лекционной программы российские и международные историки искусства, кураторы и арт-критики, среди которых Кейт Фаул, Джерри Горовой, Жюльен Лорц, Ирина Нахова, Олеся Туркина и Амей Уоллак, расскажут о различных аспектах творчества художницы.
В Лектории Музея «Гараж» будут проводиться регулярные кинопоказы фильма «Луиз Буржуа. Паук, любовница и мандарин», который снимали более десяти лет — с 1993 по 2007 год — в мастерской художницы. В фильме Буржуа показана за работой, рассказывающая о своих произведениях и истории их создания.
По субботам и воскресеньям в рамках Открытых мастерских для детей и взрослых пройдут серии мастер-классов, посвященных скульптуре, ее видам и формам. Специально разработанный квест-путеводитель для всей семьи расскажет об основных принципах работы Луиз Буржуа.
Для тех, кто предпочитает изучать выставку с комментариями подготовивших ее специалистов, Музей «Гараж» разработал аудиогид, который расскажет о ключевых работах, представленных в экспозиции.
В любое удобное время посетители Музея смогут заказать индивидуальную или групповую экскурсию. Экскурсии также проводятся для людей с нарушением зрения и нарушением слуха.
Луиз Буржуа
Прошла самобытный творческий путь длиной в семьдесят лет — начиная с конца 30-х в Париже и до его кульминации уже в XXI веке в Нью-Йорке. Она принадлежит к числу немногих художников, которых относят одновременно к эпохам модернизма и современности.
Свои ранние скульптурные работы Буржуа создала в начале 40-х, а в 1949 году на своей персональной выставке в галерее «Перидот» (Peridot Gallery) в Нью-Йорке впервые представила произведения, выполненные в новаторском жанре инсталляции-энвайронмента. Спустя тридцать три года, в 1982 году, прошла ее первая ретроспектива в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). На тот момент художнице было 70 лет. Примерно в то же время она переехала в просторную студию в Бруклине — до этого на протяжении многих лет мастерской ей служил ее дом в Челси. Этот переезд позволил ей увеличить масштаб произведений и начать работу над серией «Клеток», а позже — скульптур «Пауков», первая из которых датируется 1994 годом.
Скульптура на клеточном уровне – Газета Коммерсантъ № 179 (5689) от 30.09.2015
Выставка современное искусство
«Открытие года», как называют презентацию нового здания музея «Гараж» его сотрудники, продолжилось выставкой года, уже без кавычек. В Москву приехала кочующая по мировым арт-центрам выставка франко-американской художницы Луиз Буржуа «Структуры бытия: клетки». Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Впервые в России знаменитую «Маму» Луиз Буржуа увидели посетители Государственного Эрмитажа. Громадный паук разместился во внутреннем дворе музея, вступив в непростой диалог с фасадами Растрелли. Относительная гармония была все-таки достигнута, и «Мама» смотрелась памятником Екатерине Великой, мастерице плетения интриг. Выставка 2001 года была небольшой, но прижизненной. Впрочем, кто же теперь ее упомнит. Дела давно минувших дней, эпоха до наступления селфи, которых «Мама», установленная перед зданием музея современного искусства «Гараж», породила уже несколько сотен. В нашей памяти Буржуа останется благодаря изумительной ретроспективе в Москве. Хотя и здесь ее скульптурам приходится воевать с выдающимся зодчим, на этот раз живым и здоровым. Когда новый «Гараж» только-только открылся, знающие люди опасались, что хорошее искусство, перед которым не стоит задача вписаться в эстетику Рема Колхаса, будет страдать в тесном и брутальном пространстве. Так и вышло, но есть нюанс: скульптуры Буржуа выглядят в «Гараже» антитезой архитектурному мышлению, породившему музей. Если угодно, интерьеры «Гаража» представляют собой совокупный образ отца, против которого Буржуа всю жизнь бунтовала.
Луиз Буржуа родилась в Париже в 1911 году. Ее родители принадлежали к крепкому среднему классу. Отец держал лавку, в которой торговал коврами и тканями. Он был человеком несдержанным, требовательным к детям и неверным. Сильнейшие переживания детства у художницы связаны с наблюдением за его романом, происходившим на глазах у всей семьи. После смерти матери в 1932 году Луиз Буржуа решила заниматься искусством, но поддержки у отца не получила. Зато он помог ей с финансированием магазинчика принтов и литографий, где Буржуа встретила американского искусствоведа Роберта Голдуотера, вышла за него замуж и уехала в Нью-Йорк. Там с конца 1940-х годов Буржуа постепенно зарабатывает себе имя в искусстве, занимаясь сюрреалистической и абстрактной скульптурой. Настоящего признания она дождалась, однако, только в 1982 году, когда МоМА устроил ей ретроспективу. Гигантские пауки с тех пор служат ей визитной карточкой, но по-настоящему глубоко ее талант раскрывается именно в «клетках», замкнутых пространствах, где сочетаются рукотворные предметы, найденные объекты и зеркала. Серия «Клеток» начата в 1990 году и продолжилась 20 лет, вплоть до смерти художницы. Не без влияния, наверное, расцветшего буйным цветом искусства инсталляции, за которым Буржуа следила хотя бы потому, что с интересом относилась к молодым авторам. Одну из «клеток», кстати, охраняет опять же паук — универсальный образ матери-защитницы, а может быть, и тюремщик, консервирующий психику близкого человека в отрыве от внешнего мира.
В европейской скульптуре Луиз Буржуа замыкает линию, идущую от Родена через Бранкузи и Джакометти. После нее — уже минималисты и Джефф Кунс: гладкие поверхности, цитаты из поп-культуры, недоверие к языку авангарда, вернее, к тому, что уникальные переживания требуют уникального языка. При этом Буржуа — художник синтеза. Она свободно обращается с чужими манерами, цитирует историю от Микеланджело до африканской скульптуры. Все эти элементы служат чем-то вроде бесконечных отсылок к мифологиям разных народов у Карла Юнга, стыкующихся в виде универсальных архетипов. Для подростка, сосланного в свою комнату отцом-тираном, нет особенного языка и фирменного стиля для своих переживаний. Что попадется под руку, то и станет строительным материалом для магических объектов, заклинающих неврозы. «Искусство — это гарантия душевного здоровья»,— гласит один из афоризмов Буржуа, но к здоровью приходится подбираться с другого конца, полностью отсмотрев череду болезненных видений. Но смотреть мало, надо прилежно распутать все переплетения личной тоски, расставить все по местам и найти в получившемся интерьере внутреннюю логику. Иногда она считывается сразу, как в «Шуази» (1990-1993), где над домиком в колониальном стиле зависло лезвие гильотины. Здесь все понятно: дом как вместилище и продолжение человеческого тела тоже может быть обезглавлен. Сложнее интерпретировать, к примеру, «Клетку IX» (1996-1997), внутри которой изображение рук а-ля Роден отражается в трех зеркалах. Кажется, перед нами метафора прикосновения как такового или памятник тактильным ощущениям. Другие скульптуры навевают ассоциации с комнатой больного или даже мертвецкой, тела усыхают в обрубки манекенов из ткани. Впрочем, эти ужасы, простите за каламбур, тихие, в них нет бодрой мясорубки Фрэнсиса Бэкона или прямых отсылок к наследию Уэса Крейвена. Просто в этих клетках живут канарейки, поющие в тот момент, когда воздух совсем уж спертый.
«Гараж» открыл большую выставку «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»
Перед зданием «Гаража» стоит самая известная скульптура Луиз Буржуа – гигантская паучиха Maman. Под этим именем ее знают во всем мире, хотя, быть может, стоило перевести название. В «Маме» слышится любовь, которую Луиз испытывала к своей рано умершей матери, ее уход стал неизлечимой травмой и неиссякаемым топливом для творчества. Семья Буржуа занималась реставрацией гобеленов, и, не зная этого, не вспомнив про ткачиху Арахну, превращенную в самку паука, трудно до конца понять смысл этой огромной вещи, олицетворяющей материнскую заботу и силу. Но поразиться ей можно.
Так и с другими работами Буржуа. С одной стороны, они и без объяснений понятны не забывшим своих детских переживаний. С другой – знание ее жизни и текстов добавляет объема тем чувствам, которые испытываешь, глядя на работы. И радуешься совпадению твоих ощущений и ее намерений.
Большая выставка Луиз Буржуа «Структуры бытия: клетки» дает полное представление о поздней серии этой художницы, родившейся во Франции и уехавшей с мужем в Америку. Там она и стала знаменитой, обретя с возрастом огромную творческую силу и свободу. Именно с возрастом, когда ей не надо было быть ни дочерью, ни женой, а дети выросли, она стала самой собой. Тогда ее и настигла настоящая всемирная слава.
Еще цитата
В каталоге выставки приводятся важные слова Буржуа о ее намерениях: «Я составляю скульптуру так, как составляют схему лечения для больного. Мои скульптуры – это непогрешимые уравнения. Уравнения нужно решать. Ослабевает ли напряжение, проходят ли неконтролируемые порывы, утихает ли боль? Скульптура либо работает, либо нет».
«Клетки» – объекты, состоящие из различных предметов, заключенных в решетки или составленные из старых досок стены. Буржуа начала их делать, когда ей было далеко за 70, и продолжала серию в течение 20 лет. «Клеток» на выставке в «Гараже» несколько десятков. Некоторые заключают один предмет, другие – множество, но всегда их содержание интригует и тревожит.
За исключением, может быть, «Обвиняемого номер два»: за высокими стальными стенками стоит маленький детский стульчик, перед которым висит круглое зеркальце. Такая ясная пластическая метафора одиночества ребенка в доме. Или «Убежища» – большой резиновой скульптуры в форме матки. Но большинство «Клеток» все же кажутся ребусами, притягательными, как все опасное и требующее объяснений.
Вообще-то отгадки давала сама Буржуа: «Гладильная доска символизирует распрямление складок, ослабление напряжения до состояния сна. Есть большой сон – смерть, и есть маленький – тот, что приходит после оргазма». Или: «Парфюм – противоположность боли. Он – мимолетность наслаждения», «Человек, скорчившийся на кровати, прячет свою болезнь». Пузырьки от духов, зеркала, куски тканей, фигуры паучих и скульптурные фрагменты человеческих тел, в том числе и детородные органы, – основной материал, из которого Луиз Буржуа строит свои «Клетки», наполняя их с поразительной точностью. Загадочность здесь притягивает возможностью понимания, а страх обязательно преодолевается, потому что каждая с виду непонятная композиция состоит из объяснимых деталей.
Луиз Буржуа очень страдала в детстве и не захотела со своими страданиями до конца расстаться. Ей нравилось сублимировать их в творчестве. «Сублимация – это невероятное удовольствие и в то же время невероятная привилегия». И она пользовалась этой привилегией вполне. Только по кроваво-красным пятнам на телесного цвета формах, напоминающих куски плоти, в композиции «Разрушению отца» можно представить ярость ее детских чувств и чудовищность фантазий.
Но в отличие от многих не великих художников Луиз Буржуа не только освобождалась в своих работах от собственных болезней души и сознания, но и врачевала зрителей.
Невероятно, но ее выставка оставляет бодрое ощущение. Возможно, от примера, что даже самая сильная боль неизбежно преодолима.
Пауки Луиз Буржуа
Луиз Буржуа (1911-2010) — франко-американская художница, скульптор, исследовавшая в своих работах тему телесности и сексуальности
1. Все проблемы родом из детстваКаждый день ты должен либо отпустить свое прошлое, либо принять его. Те, кто не могут его принять, становятся скульпторами.Луиз Буржуа
Луиз Буржуа родилась в Париже, но ее детство прошло в небольших французских городах Шуази-лё-Руа и Антони (О-де-Сен). Семья будущей художницы держала мастерскую по реставрации гобеленов и считалась зажиточной и благополучной. Луиз вместе с сестрой и братом всячески помогала родителям.
Малышка Луиз с матерью
Однако за внешней идиллией скрывалась драма. Отец, придя с фронта, стал в открытую изменять жене. Его наиболее длительный роман был с гувернанткой Сэди Гордон, которая жила с ними около 10 лет и преподавала детям английский язык. Жозефина Буржуа закрывала глаза на неверность мужа. Луиз же, напротив, очень болезненно воспринимала происходящее. Она презирала отца и мечтала свернуть шею Сэди.
Луиз с отцом, братом и Сэди Гордон
Добавлял масло в огонь деспотичный характер главы семейства. Луи изводил дочь придирками и всячески подчеркивал, что хотел бы иметь еще одного сына, нежели дочь.
«Во время обеденных разговоров, когда отец рассуждал, какой он добрый и замечательный, я брала белый хлеб, смачивала его и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом…Луиз Буржуа
В 1918 году Жозефина заболевает испанским гриппом и после 14 лет безуспешного лечения умирает. Луиз, тяжело переживая смерть матери, начинает изучать геометрию и философию в Сорбонне. В поздних интервью художница отмечала, что геометрия давала уверенность в противовес мучительной эмоциональной путанице. Параллельно Буржуа посещает парижские художественные студии на Манмартре и Монпарнасе.
Отношения с отцом становятся более натянутыми. Луи не воспринимает дочь как серьезного художника и не упускает момента отпустить колкость в ее сторону.
В 1938 году Буржуа выходит замуж за Роберта Голдуотера, американского искусствоведа и будущего директора Музея первобытного искусства. Счастливые молодожены переезжают в Нью-Йорк. Голдуотер пленил художницу тем, что не был похож на отца. Он был степенным и рассудительным как Жозефина. Их союз был крепок и благополучен. Взрослая жизнь не принесла Луиз никаких потрясений. Она не знала бедности, у нее был верный любящий муж и трое детей: Мишель Оливье (усыновлен), Жан-Луи Тома и Ален Мэтью Клеман.
Луиз с мужем и детьми
В 1951 году умирает отец, и Луиз вновь впадает в депрессию. Чтобы разобраться в своих чувствах, она начинает посещать психоаналитика, но даже 30 лет терапии не смогли примирить ее с прошлым.
Люблю ли я своего отца? Нет, не люблю! Я так и не примирилась с ним…Луиз Буржуа
2. ТворчествоЛуиз превратила детский травматический опыт в художественные произведения.
Паучиха — центровая фигура в работах Буржуа. Она служит образом любимой матери, ткавшей гобелены. Художница говорила: «Моим лучшим другом была моя мать, и она была осмотрительной, мудрой, терпеливой, заботливой, разумной, грациозной, утонченной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук». Яйца, прикрепленные к брюшку паука, — символ материнской ответственности.
«Maman» перед зданием Музея современного искусства «Гараж» (Москва, 2015 г.)
«Слепой, ведущий слепого» — двадцать розовых дощечек, скрепленных деревянным мостиком. Это и отсылка к картине Питера Брейгеля Старшего «Слепой ведёт незрячего», и к детским воспоминаниям Луиз, когда во время семейных обедов ей хотелось залезть под стол и не видеть лиц скандалящих родителей.
Слепой, ведущий слепого, 1947 г.
«Разрушение отца» — фантазия об акте отмщения. Луиз объясняла скульптуру следующим образом: «Меня пугало то, что за обеденным столом отец постоянно к нам придирался, рисуясь и раздуваясь. По мере того как он рисовался, мы уменьшались. Внезапно возникло ужасное напряжение — тут мы — мой брат, сестра и мать — схватили его, затащили на стол, оторвали ему руки, ноги, расчленили его на части… Избиение закончилось тем, что мы его съели».
Разрушение отца, 1974 г.
«Клетка (Шуази)» — уменьшенная копия дома в Шуази-лё-Руа, где прошло детство Луиз. Нависшее над домом лезвие гильотины символизирует разрыв между прошлым и настоящим.
Клетка (Шуази), 1990 — 1993 гг.
«Опасный проход» — инсталляция, повествующая о девушке, которая совершает ритуал прохождения различных фаз жизни. Перед зрителем разворачиваются сцены ее жизни: стульчики, парта и качели напоминают о детстве, кости животных в пластиковых сферах символизируют цикл жизни и смерти; электрический стул — вину и наказание. Здесь также присутствуют иглы и нити, отсылающие к образу матери Луиз Буржуа и семейной мастерской по реставрации гобеленов. Последняя комната со скульптурным изображением пары в процессе соития символизирует страх секса, который Буржуа отождествляла со смертью. Висящие стулья напоминают об ее отце, который хранил свою коллекцию стульев подвешенной к потолочным балкам на чердаке.
Опасный проход, 1997 г.
Сшитые из лоскутков ткани головы — символическое отражение переживаний Луиз Буржуа. Экспонаты сшиты из собственной одежды и постельных принадлежностей художницы.
«Внутри и снаружи» — обезглавленное мужское тело, застывшее в истерической дуге в окружении зеркал и зеркальных шаров. В этой работе Буржуа исследовала физическое проявление боли, страха и наслаждения.
Внутри и снаружи, 1995 г.
«Янус цветущий» — сплетенные воедино образы матери и отца, которые стали формирующим ядром ее противоречивой натуры. Скульптура носит имя двуликого бога из римской мифологии, который устремлен одновременно в прошлое и будущее. Луиз Буржуа назвала эту работу своим автопортретом.
Янус цветущий, 1968
Она говорила, что её проблемы и травмы неизлечимы. Но искусство помогало ей чувствовать себя лучше. Давало поддержку, уверенность. Искусство было для неё психотерапией.Джерри Горовой, ассистент Луиз Буржуа
Документальные фильмы о Луиз Буржуа:
Луиз Буржуа. Паук, любовница и мандарин / Louise Bourgeois: The Spider, the Mistress and the Tangerine (США, 2008 г.)
Художественные фильмы с отсылкой на работы Луиз Буржуа:
Враг / Enemy (триллер, 2013 г.)
В фильме присутствует образ «Maman». Символ паука сходен по значению с интерпретацией Луиз Буржуа.
«Maman» в фильме «Враг»
Кожа, в которой я живу / La piel que habito (триллер, драма, 2011 г.)
Один из главных героев подвергается насильственной операции по смене пола. Чтобы примириться с новой телесностью, он занимается йогой и изучает творчество Луиз Буржуа.
Кадр из фильма «Кожа, в которой я живу»
Кадры из фильма «Кожа, в которой я живу»
Литература
7963d10f53dd5cbe8cfb6a6de9df574c
Луиза Буржуа | MoMA
Луиза Буржуа родилась в Париже в 1911 году. Ее родители занимались реставрацией гобеленов. Одаренная ученица, она также помогала в мастерской, отрисовывая недостающие элементы в сценах, изображенных на гобеленах. В это время ее отец завел роман с Сэди Гордон Ричмонд, учителем английского языка, которая жила в семейном доме. Это глубоко тревожное — и в конечном итоге определяющее — предательство осталось для Буржуа ярким воспоминанием на всю оставшуюся жизнь.Позже она изучила математику, прежде чем в конце концов обратилась к искусству. В Париже она познакомилась с Робертом Голдуотером, американским историком искусства, они поженились и переехали в Нью-Йорк в 1938 году. Пара воспитывала троих сыновей.
Раньше Буржуа сосредоточивалась на живописи и гравюре, а к скульптуре обратилась только в конце 1940-х годов. Однако к 1950-м и началу 1960-х годов в ее творчестве появились пробелы, поскольку она погрузилась в психоанализ. Затем, в 1964 году, для выставки после долгого перерыва Буржуа представила гипсовые скульптуры странной органической формы, которые резко контрастировали с тотемными деревянными частями, которые она выставляла ранее.Но чередование форм, материалов и масштаба, а также переключение между фигурацией и абстракцией стало основной частью видения Буржуа, даже когда она постоянно исследовала одни и те же темы: одиночество, ревность, гнев и страх.
Идиосинкразический подход Буржуа нашел немногих поборников в те годы, когда формальные вопросы доминировали в мировоззрении мира искусства. Но к 1970-м и 1980-м годам акцент сместился на изучение различных видов изображений и содержания. В 1982 году, в возрасте 70 лет, «Буржуа» наконец-то вышел на сцену с ретроспективой в Музее современного искусства.После этого она обрела новую уверенность и пошла вперед, создавая монументальных пауков, жуткие «клетки» размером с комнату, вызывающие воспоминания фигуры, часто свисающие с проводов, и ряд тканей, созданных из ее старой одежды. Все это время она постоянно рисовала на бумаге днем и ночью, а также вернулась к гравюру. Искусство было ее инструментом, чтобы справиться; это был экзорцизм. По ее словам, «искусство — залог здравомыслия». Буржуа умер в Нью-Йорке в 2010 году в возрасте 98 лет.
Вступительное слово Деборы Уай, почетного куратора отдела гравюр и иллюстрированных книг, с веб-сайта Луиза Буржуа: The Complete Prints & Books , 2017
Биография — Луиза Буржуа — Фонд Истона
В 1938 году Луиза Буржуа познакомилась и вышла замуж за американского историка искусства Роберта Голдуотера и переехала в Нью-Йорк, где вырастили троих сыновей.Вскоре после приезда в Нью-Йорк Буржуа поступила в Лигу студентов-художников, где начала делать гравюры, а в 1945 году у нее была первая персональная выставка картин в галерее Берты Шефер в Нью-Йорке. Она начала создавать скульптурные формы из найденного дерева на крыше своего многоквартирного дома «Безумие Стуйвесанта» в середине 1940-х годов. В 1949 году Буржуа впервые представил эту работу на персональной выставке « Последние работы 1947–1949: Семнадцать стоящих фигур из дерева » в галерее Перидот, Нью-Йорк.Еще две персональные выставки в галерее Перидот последуют в 1950 и 1953 годах. В 1951 году Музей современного искусства приобрел Спящая фигура (1950).
На протяжении 1940-х и 50-х годов работы Буржуа представлялись художниками-абстрактными экспрессионистами, включая Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга, на различных групповых выставках. Она поддерживала контакты с европейскими художниками в Нью-Йорке, такими как Марсель Дюшан, Андре Бретон и Жоан Миро. В 1946 году Буржуа начал печатать гравюры в Atelier 17 Стэнли Уильяма Хейтера.В 1947 году она выпустила плодотворный проект печати « Он исчез в полной тишине» , в котором девять гравюр, сопровождаемых ее притчами, были явно архитектурными по тематике.
После неожиданной смерти ее отца в 1951 году Буржуа впала в глубокую депрессию, которая привела к ее психоанализу с доктором Генри Ловенфельдом. В 1964 году, после периода относительного уединения, у нее была первая за одиннадцать лет персональная выставка в Stable Gallery, Нью-Йорк. Ее новая работа, выполненная из гипса и латекса, показала поворот к более органичным процессам и представила «Логово» как уникальную скульптурную форму.В 1966 году Люси Липпард включила работы Буржуа в основополагающую выставку Eccentric Abstraction вместе с молодым поколением художников, таких как Ева Гессе и Брюс Науман. В конце 1960-х — начале 1970-х Буржуа часто ездил в Италию, чтобы работать с мрамором и бронзой.
Скульптуры Луиз Буржуа, биография, идеи
Краткое содержание Луиз Буржуа
Жизнь Луиз Буржуа была плодотворной демонстрацией использования творчества как инструмента обработки внутренней эмоциональности и психологического ландшафта.Работая в самых разных средах, включая живопись, рисунок и скульптуру, ее работа в основном касалась анализа, исследования и реагирования на травмирующие события из ее собственного детства, включая неверность ее отца. Часто задумчивая и откровенно откровенная тема буржуазии и ее представление женской точки зрения в отношении подавления, феминизма и чувственности наряду с четким акцентом на трехмерную форму были редкостью для женщин-художников в то время. Ее целеустремленная преданность самовыражению как художника и как наставника молодых художников придала Буржуазии международное значение, которое остается огромным и наиболее ярко проявляется в ее влиянии на развитие концептуального искусства и искусства инсталляций.
Достижения
- Полностью автобиографические произведения буржуазии известны своим сугубо личным тематическим содержанием, включающим бессознательное, сексуальное желание, ревность, предательство, страх, тревогу, одиночество и тело. Эти темы связаны с событиями ее детства, для которых она считала искусство терапевтическим или очищающим процессом.
- Буржуа превратила свои переживания в сугубо личный визуальный язык, используя мифологические и архетипические образы, приняв такие объекты, как спирали, пауки, клетки, медицинские инструменты и сшитые придатки, чтобы символизировать женскую психику, красоту и психологическую боль.
- Художница сравнила свою работу и ее бесчисленные инсталляционные установки с «ячейками» — или контейнерами памяти, которые замораживают воспоминание или чувство во времени, а также вызывают эмоции, которые вызывают упомянутые воспоминания.
- Используя абстрактные формы и широкий спектр средств массовой информации, Буржуа работал с понятиями универсального баланса, игриво сопоставляя материалы, традиционно считавшиеся мужскими и женскими. Она, например, использовала грубые или твердые материалы, наиболее тесно связанные с мужественностью, для создания мягких биоморфных форм, наводящих на мысль о женственности.
Биография Луизы Буржуа
Бурные и травматические переживания Буржуа взаимосвязаны с ее более поздними художественными изысканиями — как она однажды сказала: «Я стала художником, чтобы найти способ выживания».
Луиза Буржуа, влиятельный скульптор, умерла на 98
Она также участвовала в четырех биеннале Уитни, первой в 1973 году и последней в 1997 году, а также на ряде крупных международных выставок, включая Documenta и Carnegie International.
Обзор ее гравюр был организован компанией Modern в 1994 году, а обзор ее рисунков — Университетским художественным музеем Калифорнийского университета в Беркли в 1995 году.К моменту ее смерти были сняты два фильма о ней. Она была представлена галереей Cheim & Read в Челси.
Г-жа Буржуа была назначена офицером Ордена искусств и литературы французским министром культуры в 1983 году. Среди других наград — Гран-при национальной скульптуры от французского правительства в 1991 году; Национальная медаль искусств, врученная ей президентом Биллом Клинтоном в 1997 году; награда за первые достижения в жизни от Международного центра скульптуры в Вашингтоне; и избрание членом Американской академии искусств и наук.
Безусловно, ее личный стиль способствовал ее загадочности. Миниатюрная, грубоватая в голосе и манерах, откровенная, но подозрительная к интервьюерам, она проводила большую часть своего времени либо в своем доме в Челси, либо в своей студии в Бруклине, где она работала с Джерри Горовым, ее помощником с 1980 года.
Ms У Буржуа остались два сына: Жан-Луи из Манхэттена и Ален из Бруклина; двое внуков; и правнучка. Ее сын Мишель умер в 1990 году.
Всю жизнь страдая бессонницей, она часто рисовала или писала в своем дневнике в том же простом, эпиграмматическом стиле, в котором говорила.(Ее сочинения и интервью были опубликованы MIT Press под заголовком «Уничтожение отца / Реконструкция отца» в 1998 году).
«У меня религиозный темперамент», — сказала г-жа Буржуа, убежденная атеистка, об эмоциональной и духовной энергии, которую она вкладывала в свою работу. «Меня не научили пользоваться им. Я боюсь власти. Это заставляет меня нервничать. В реальной жизни я идентифицирую себя с жертвой. Вот почему я занялся искусством ».
Некролог Луизы Буржуа | Луиза Буржуа
До тех пор, пока ей не исполнилось 50 лет, Луиза Буржуа, которая умерла в возрасте 98 лет после сердечного приступа, была известна нью-йоркским глиттерам просто как очаровательная француженка, появлявшаяся на частных представлениях под руку со своим американским мужем. искусствовед Роберт Голдуотер.В 1940-х и начале 50-х было несколько достойно встреченных выставок работ Буржуа, но затем абстрактные экспрессионисты подметали все остальное.
Ничто не могло противостоять явному артистическому рвению и коммерческому рвению Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга, а также поддержке Клемента Гринберга, критика, чей большой палец вверх или вниз означал жизнь или смерть. Только когда Музей современного искусства (Мома) дал Буржуа ретроспективу в 1982 году, когда ей было уже 70 лет, она наконец заняла свое место королевы Нью-Йорка, одного из самых изобретательных и тревожных скульпторов века. позже он стал первым художником, получившим заказ на временную работу по управлению обширными пространствами машинного зала новой галереи Тейт Модерн в Лондоне.
Она родилась в Париже в день Рождества, но, будучи девочкой, не была тем ребенком в подарочной упаковке, на которого надеялся ее отец, Луи Буржуа. В конце концов, несмотря на прибавление в семье сына, он стал обожать ее за ее талант и дух, но она отплатила ему ненавистью за его взрывной характер и его доминантность, а также за то, что он дразнил ее на глазах у других. — унижая ее, как она это видела. Она также презирала его за то, что он постоянно предал свою многострадальную мать Жозефину.
Это было ничто по сравнению с той ненавистью, которую она испытывала к Сэди Гордон, молодой англичанке, которую ее отец нанял, чтобы присматривать за детьми и учить их английскому языку; Луиза, которой в то время было 10 лет, хорошо усвоила уроки, но у нее было острое чутье на сплетни, и вскоре она поняла, что ее гувернантка также узурпировала место ее матери в папиной постели. Буржуа всю оставшуюся жизнь черпала из своего детского опыта и в 1974 году создала одну из своих самых сложных скульптур (трудных для зрителя) — большую мрачную пьесу под названием «Разрушение отца», состоящую в основном из того, что кажется быть частями тела.
Буржуа по имени, буржуазия по сути: семья была зажиточная, но небогатая. Луи и Жозефина реставрировали средневековые и ренессансные гобелены в своей мастерской в южном пригороде Шуази-ле-Руа и продавали их из своей галереи в центре Парижа. Луиза не проявила особого таланта к искусству, но, несмотря на то, что она всегда рисовала, однажды ее мать попросила ее помочь, нарисовав недостающий участок гобелена в качестве шаблона для последующей вышивки. Все в мастерской ее родителей аплодировали ее усилиям, и после этого благоприятного начала она часто помогала.«Я стала экспертом в рисовании ног и ступней … Так началось мое искусство», — сказала она.
Для «Разрушения отца» Буржуа купил куски баранины и говядины, решительно на кости, отлил их в гипсе, а затем покрыл гипс латексной резиной. Она поместила их в похожую на пещеру структуру, освещенную красным светом. И хотя Буржуа утверждала, что ее автобиография не является необходимой для понимания ее искусства, после огромного успеха ее шоу Мома она часто говорила о своем детстве и его влиянии на нее.
«Разрушение», по ее словам, было чем-то вроде сна, в котором дети обращаются к отцу над обеденным столом и расчленяют его. Это был буржуазный способ избавления от страха с помощью агрессии; и, добавила она, ограничивалась своим искусством. Действительно, когда она сбежала из дома, она полюбила своего отца — язык тела, на котором она изображена с ним во время его визитов в Нью-Йорк, говорит само за себя — и она была опустошена, когда он умер в 1951 году.
Когда Ей было за 90, редактор попросил ее выбрать одну книгу, которая много для нее значила.Она выбрала не одного из великих классиков французской литературы, а «Bonjour Tristesse», элегантный бестселлер 18-летней Франсуазы Саган, опубликованный в 1954 году, в котором героиня описывает своего отца: «Он был молод для своего возраста [ и] Вскоре я заметил, что он живет с женщиной. Мне потребовалось гораздо больше времени, чтобы понять, что каждые шесть месяцев все меняется. Но постепенно его обаяние, моя новая легкая жизнь и мой собственный характер побудили меня принять это ».
В возрасте 18 лет Буржуа бросила школу в Сорбонну, где изучала математику.Она получила ученую степень в 1932 году, но в том же году умерла ее мать, и она переключилась на изучение искусства. Ее отец считал современных художников бездельниками и отказывался поддерживать ее, поэтому она пошла на занятия, где были нужны переводчики для американских студентов, и получала бесплатное обучение.
Потом она оказалась в мастерской Фернана Леже. Он взглянул на ее рисунки и прозорливо сказал ей, что она скульптор, а не художник. Когда она открыла типографию рядом с галереей гобеленов своего отца, Луи снова помог своей дочери на том основании, что она вошла в мир коммерции.Но однажды Голдуотер вошел, купил у нее пару гравюр Пикассо и, как она выразилась: «В перерывах между разговорами о сюрреализме и последних тенденциях мы поженились». Это был 1938 год, и они отплыли в США, где он возобновил свою работу профессором искусства в Нью-Йоркском университете.
После его смерти в 1973 году она сказала, что он никогда не обманывал ее, никогда не выходил из себя и поддерживал ее на протяжении всего брака, но она также подвергала сомнению профессию историка искусства и скуку обсуждений того, что она считала мужская узурпация настоящего искусства.Брак звучит не столько как сердечное дело, сколько как убежище.
В 1958 году они переехали в особняк на 22-й Вест-стрит в Челси, Манхэттен, где она работала и жила до конца своей жизни. «Я американская художница, а не французская», — заметила она позже, но, хотя она приняла гражданство США в 1955 году и провела там большую часть своей очень долгой жизни, ничто в ее работе не очень похоже на бравурную одноразовую работу. доверие американских художников, таких как Поллок, Джаспер Джонс или Энди Уорхол, которые, в любом случае, она отвергла как искусство мачо.
Ее собственная работа проистекает из тела, или, скорее, из ее восприятия тела: она назвала один искаженный торс с множеством отверстий и формой груди, опухший и растянутый, автопортретом, потому что, по ее словам, это был автопортрет. как она относилась к своему физическому «я» и, соответственно, к тому, что в целом чувствовали женщины, даже когда они изучали журналы Vogue или Harper’s Bazaar.
Буржуа провела свою первую персональную выставку картин в 1945 году в уважаемой галерее Берты Шефер в Нью-Йорке, а затем приняла участие в двух групповых выставках, в Музее американского искусства Уитни и в галерее Пегги Гуггенхайм (которая должна была оказаться заметно в успехах абстрактных экспрессионистов).Эти картины были далеко не незначительными; Фактически, картина для живописи, можно было бы убедительно доказать, что ее холст «Естественная история» 1944 года, символическое изображение кровавых цветов женской плодовитости, лучше, чем аналогичные ранние работы Ротко и Поллока. Как всегда, это полотно было основано на ее опыте.
Вскоре после свадьбы они с Голдуотером ненадолго вернулись во Францию, чтобы усыновить французского мальчика Мишеля, потому что она убедила себя, что не может зачать ребенка.В течение года, в 1940 году, она родила еще одного сына, Жан-Луи, а в 1941 году — еще одного Алена. Ее первые две выставки скульптуры были в 1949 и 1950 годах — высокие абстрактные фигуры в группах, немного похожие на гигантские прищепки для одежды, вырезанные из пробкового дерева, потому что оно было мягким и позволяло работать без шума или грязи, чтобы беспокоить молодую семью. Возможно, они просто были вдохновлены Альберто Джакометти, но в них, как и во всех других ее работах, она является подлинным оригиналом.
После 1950 года она все десятилетие не появлялась, хотя Мома купила одно из ее произведений; в 1960 году она участвовала в выставках в Париже и в музее Уитни.Затем, в 1966 году, критик Люси Липпард, которая, как и многие жители Нью-Йорка, знала ее как придаток Голдуотера, увидела ее работу, была поражена ею и включила ее в организованное ею шоу под названием «Эксцентрическая абстракция» на выставке «Эксцентрическая абстракция». Галерея Фишбаха.
С этого момента звезда миссис Голдуотер восходила. Свое первоначальное убеждение в бесплодии Буржуа выразила истерией, а «Арка истерии» — одно из ее самых убедительных скульптурных образов; он повторяется в ее работе в 90-е как горизонтальное тело, мужское или женское, выгибающее спину в оргазме или боли, или и том и другом.«Предмет боли — это то, чем я занимаюсь», — написала она, и одна из ее арок расположена в камере, одной из череды невообразимо мрачных пространств, можно было бы сказать, если бы она не вообразила их.
В то же время она была способна к удивительно красивой работе, такой как топиарии, стальные деревья чудес, расцветающие синими бусами и поддерживаемые на стволе, что представляет собой маленькую девочку в реальной смене, как маленькие танцовщицы Эдгара Дега: Овидиан метаморфоза мощи и очарования вместе взятых.
А потом она вернулась в свое прошлое с некоторыми замечательными гобеленами и тканями. Есть пара поразительно экзотических мужских голов в гобеленах и оргиастических группах, таких как дворы и ярды эротических индуистских рельефных скульптур в храме Лакшмана в Кхаджурахо, но фигуры Буржуа сделаны из махровых полотенец и выглядят как невинные мягкие игрушки. При этом она искала не столько личность, сколько архетип. Все эти груди и животы, наполовину люди, наполовину звери, берут свое начало в самой древней из скульптур плодородия — маленькой оолитовой фигуре Мишлен из известняка, датируемой примерно 24 000 лет до нашей эры, так называемой Виллендорфской Венере.Точно так же, как она показала женщин как неснижаемую сумму их органов, она создала латексную скульптуру, которая четко представляет мужские гениталии, но которую она назвала Fillette (маленькая девочка, возможно потому, что ее маленькое девичество, как и у Симоны де Бовуар, было периодом полного незнание и страх перед сексом, присущие тому времени и классу, в котором она родилась). Она сунула эту деталь под мышку, как сумочку, и взяла с собой, чтобы ее сфотографировал Роберт Мэпплторп.
Она никогда не оценивала фотографов, но хорошо с ними сотрудничала, начиная с ранних семейных снимков и фотографий ее молодой жительницы Нью-Йорка с волосами до бедра до сеанса, на котором получился чудесный образ Буржуа в черном пальто, похожем на огромная птица, с непонятной, слегка зловещей улыбкой на красивом, древнем лице, вылепленном из размытых бороздок возраста.
В конце 90-х она начала использовать паука в качестве центрального изображения. Рядом с ее огромными стальными сторожевыми вышками в проекте Тейт в 1999–2000 годах был 35-футовый паук, очень любимый детьми; Чуть позже на Рокфеллер-Плаза в Нью-Йорке был еще один гигантский паук, и с тех пор их видели от Гаваны до Бильбао и от Санкт-Петербурга до Сеула. Более мелкие пауки появлялись в ее клетках.
Искусство не могло быть менее классическим, и в этом, конечно, была суть. Дети знали, что такое Буржуа.Этих паукообразных звали Маман, и хотя прядение, которое они изображали, также было метафорой деятельности искусства, Буржуа сделал их отдаленной данью обиженной, терпеливой, изобретательной, неутомимой Жозефине: «Она была моим лучшим другом. паук, моя мать была ткачихой … пауки полезны и защищают, как и моя мать. »
Менеджер студии Буржуа сообщила, что продолжала работать до прошлой недели. Двое из ее сыновей, Ален и Жан-Луи, пережили ее, но ее приемный сын Мишель умер раньше нее.
Луиза Буржуа, художник и скульптор, родилась 25 декабря 1911 года; умер 31 мая 2010 г.
пауков Луизы Буржуа: зачем она их сделала
Автор Аня Вентура, CNN
Пауки Луизы Буржуа, высокие и нежные, обитают по всему миру, от Канзас-Сити до Сеула. Самая большая скульптура из серии «Маман» — по-французски «мать» — стоит 30 футов в высоту в лондонской галерее Тейт Модерн; мощно присев, его тонкие бронзовые ноги сужаются к изящным точкам.Под брюшком паука металлический мешок для яиц, полный белых мраморных шаров, зловеще нависает над головами зрителей. Хотя Буржуа не начала писать своих пауков, пока ей не исполнилось восемьдесят, они стали ее самыми известными работами.
История происхождения Буржуа часто упоминается в многочисленных монографиях, фильмах и выставках, посвященных влиятельному позднему художнику, чьи биоморфные крупномасштабные работы считаются одними из самых значительных работ прошлого века. Она родилась в 1911 году в Париже, где ее семья занималась реставрацией гобеленов.В детстве она оттачивала свои навыки рисования, иллюстрируя сцены, отсутствующие на ткани. Когда Буржуа была маленькой, ее отец завязал многолетний роман с Сэди Ричмонд, английской гувернанткой семьи. Это была одна из многих неверностей, которые образовали для Буржуа своего рода первичную рану — предательство, к которому она возвращалась снова и снова.
Луиза Буржуа в своей бруклинской студии со скульптурой «ПАУК» в 1995 году. Предоставлено: Жан-Франсуа Жоссо / The Easton Foundation / VAGA / ARS.
Когда ее мать умерла от испанского гриппа в 1932 году, ее чувство покинутости еще больше усилилось.Буржуа возвращалась к этим ранним травмам на протяжении всей своей долгой карьеры, воссоздавая грубость боли в своей работе, поскольку потеря, привязанность, сексуальность и обида стали ее вечными темами.
Формирование эмоций
Буржуа сначала начала изучать математику в Сорбонне в своем родном городе, но после смерти матери обратилась к искусству. Она училась в нескольких парижских художественных школах, в том числе в студии знаменитого художника Фернана Леже, который осознал ее потенциал как скульптора.В 1938 году она вышла замуж за американского историка искусства Роберта Голдуотера, и они вместе поселились на Манхэттене, где у них родилось трое сыновей.
В своих ранних работах Буржуа уже начала соединять телесное и архитектурное, создавая тревожные формы. Ее серия «Персонажи» этой эпохи представляла собой тотемы, похожие на шипы, вырезанные из найденного дерева. Хотя Буржуа была связана с сюрреализмом, и ее работы обычно выставлялись вместе с абстрактными экспрессионистами, она оставалась замкнутой и никогда не была частью какой-либо одной сцены.
Необычность ее видения получила широкое признание только спустя десятилетия, когда в 1982 году Музей современного искусства провел одноименный обзор ее работ. Это была первая музейная ретроспектива, посвященная скульптору-женщине.
«Сила искусства Луиз Буржуа заключается в ее способности переводить эмоции в визуальную форму», — сказал Джерри Горовой, ее давний помощник, который теперь является президентом ее поместья. «Проникая в ее психику и бессознательное, Буржуа открыла универсальные истины о природе желания и любви, страха и одиночества.»
Буржуа получила широкое признание в более позднем возрасте. Она никогда не принадлежала ни к одному движению, но выставляла свои работы на протяжении всей своей жизни. Кредит: Джек Митчелл / Архивные фотографии / Getty Images
Ее работы, преследуемые фигурами матери и отец, часто поднимает архетипические темы — семейная драма усиливается до статуса мифа — когда она примиряет свои роли матери, жены, дочери и художника. В 1974 году «Уничтожение отца» — символизируя, она утверждала , расчленение и потребление патриарха за семейным обедом — шаровидные формы покрытого латексом гипса запекаются в маточном красном свете.
Буржуа не старалась скрыть свой гнев ни в искусстве, ни в жизни — подвиг, учитывая, что женщины так часто приучены выражать только вежливость. «Иногда я — дикий зверь», — призналась она в документальном фильме BBC 1994 года, в котором было показано, как она швыряла гипсовые слепки на пол своей студии. Руководя давно работающими салонами, которые она регулярно устраивала в своей нью-йоркской студии, в которых будущие художники представляли работы на ее суд, она была известна своей резкой критикой.
«Хотя она хотела любить и быть любимой, она часто агрессивно действовала по отношению к своим близким», — сказал Горовой, отметив, что она часто сублимировала свой гнев в процессе создания искусства. «Она обращала свою агрессивность по отношению к материалу, но по мере того, как форма обретала форму, ее тревоги отступали».
Двойственность пауков
Если в ранних работах Буржуа доминировал отец, то в ее более поздних работах исследуется сложный характер матери.Ее пауки впервые появились в виде рисунка, выполненного тушью и углем в 1947 году. Спустя десятилетия, выйдя из страницы до огромных трехмерных размеров, они стали центральными элементами позднего возрождения Буржуазии.
Металлические пауки — существа двойственные. Паук олицетворяет творчество и трудолюбие, как мать Буржуа, паук — ткачиха, а также страх и отвращение. Они имеют размер, позволяющий почувствовать себя маленьким перед лицом потустороннего присутствия, и в то же время защищены его мощным укрытием.
«Друг (паук — почему паук?), Потому что моим лучшим другом была моя мать, а она была осознанной, умной, терпеливой, успокаивающей, разумной, изящной, тонкой, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук», — она написала в «Оде а матери», иллюстрированной книге 1995 года.
«МАМАН» — самая большая скульптура в серии. Пауки буржуазии варьируются от тонких паукообразных, показанных в помещении, до высоких инопланетных форм. Предоставлено: Чак Хейни / Фонд Истона / VAGA / ARS
Буржуа продолжала творить искусство до своей смерти в возрасте 98 лет в 2010 году.»Иногда в течение ее последнего, удивительно продуктивного десятилетия казалось, что она может жить вечно в сумеречном свете своего таунхауса в Челси, создавая предметы и печатая днем и втягиваясь в утренние часы, напевая себе колыбельные дадайские песни. красивый надломленный голос », — написал ее биограф Роберт Сторр в журнале Art Press в год ее смерти.
Хотя ее темы остались прежними, ее искусство продолжало адаптироваться и трансформироваться. «Раньше в своей карьере она работала с деревом, а затем с мрамором — твердыми материалами, на которые она могла физически реагировать», — сказал Горовой.«Позже она начала использовать свою собственную одежду и ткани. Вместо того, чтобы бороться с чем-то, она собирала вещи воедино: шила и ремонтировала вместо того, чтобы разрезать и разрушать».
Буржуа продолжала исследовать мощные эффекты материнского присутствия и отсутствия в своей работе до конца своей жизни. В «Я боюсь», созданном за год до ее смерти, на холст аккуратно вписано стихотворение, последняя строчка которого гласит: «ПАДЕНИЕ В ВАКУУМ — СИГНАЛИЗАЦИЯ ОТКАЗА МАТЕРИ.»
Работы Буржуа в его бесконечных перерывах семейной боли являются памятниками незавершенному делу психики. В своих скульптурах пауков, прекрасных и чудовищных, она воплотила в жизнь самые сокровенные человеческие потребности и желания.
Аукцион Календарь — Предстоящие аукционы и события
Скоро заканчивается
Скоро заканчивается
3-7 декабря
7 декабря
17 ноября — 8 декабря
8 декабря
8 декабря
8 декабря
18 ноября — 9 декабря
24 ноября — 9 декабря
2-9 декабря
9 декабря
9 декабря
24 ноября — 10 декабря
25 ноября — 10 декабря
10 декабря
30 ноября — 14 декабря
30 ноября — 14 декабря
1-14 декабря
2-14 декабря
.