Лучшие эссе классиков – Lib.ru: «»:

Содержание

Бродский о скуке, Уэллс об умничанье и Эмерсон о доверии к себе — T&P

Традиция эссеистики — это, в первую очередь, подвижность ассоциаций, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Это одновременно и научная статья, и литературный очерк, и философский трактат. T&P выбрали 5 важных произведений этого жанра, заставивших нас по-другому взглянуть на вещи.

Речь, произнесенная Бродским перед выпускниками Дармутского колледжа, мало похожа на торжественные наставления в духе Stay Hungry, Stay Foolish. От текста разит тоской, мизантропией и местами даже сожалениями о потерянных годах.

Бродский объясняет, что скука — главный атрибут человеческой истории, что механическое повторение, будучи пагубным для искусства, вместе с тем есть основной инструмент эволюции и развития сугубо материального мира. Конкретных рецептов от скуки Бродский не дает, зато объясняет природу сопутствующих скуке симптомов и предостерегает от главных ловушек, расставленных ей.

При всей грустной раздражительности, с какой написана речь, главное в ней — искренность. «Похвала глупости» — это будни Бродского-поэта, это его творческие муки и нелюбовь к заскорузлой будничности; и если уж в тексте чего-то и нет, так это попыток притвориться, что творческая натура — это праздник, который всегда с тобой.

«Ни точные науки, ни гуманитарные не предлагают вам курсов скуки. В лучшем случае они могут вас познакомить со скукой, нагоняя ее. Но что такое случайное соприкосновение по сравнению с неизлечимой болезнью? Наихудший монотонный бубнеж, исходящий с кафедры, или смежающий веки велеречивый учебник — ничто по сравнению с психологической Сахарой, которая начинается прямо в вашей спальне и теснит горизонт»

Лаконичное эссе Уэллса посвящено феномену «оригиналов», расцветшему к концу XIX века: они, если верить Уэллсу, были сведущи во всех вопросах, имели собственное мнение по любой проблеме, а главное — шутили обо всем на свете с завидной хлесткостью. По мнению Уэллса, произведения искусства «умников» — не что иное, как помещенные в раму лучшие их остроты.

Поразмышляв о том, кому хорошо от таких шуток (и придя к выводу, что никому), Уэллс замахивается на более масштабные рассуждения — о судьбах государств и о тех, кто стоит в их главе. «Уверяю вас, разумное есть противоположность великому. Британская империя, как и Римская, создана тупицами. И не исключено, что умники нас погубят», — пишет Уэллс, и затем в одном абзаце объясняет родство великого искусства с умением избегать того мелкого эгоизма, проявлением которого и является умничанье.

Наивный Уэллс полагал, что конец XIX века — последнее пристанище «умничанья», но, как показала история, джентльменство с его «умением быть великодушно-банальным» осталось в истории, уступив место острословию в качестве высшего проявления человеческого духа.

«Наверно, эпоха умничанья переживает свой последний расцвет. Люди давно уже мечтают о покое. Скоро заурядного человека будут разыскивать, как тенистый уголок на измученной зноем земле. Заурядность станет новым видом гениальности. И тогда, подымет голову круглолицая и заспанная литература, литература огромной цели и крупной формы, полнотелая и спокойная»

Чтобы понять, откуда растут ноги у сегодняшних экоактивистов во всем их разнообразии (начиная с защитников китов и заканчивая теми, кто вопреки здравому смыслу сортирует мусор у себя на кухне), достаточно прочесть сборник эссе Эмерсона «Природа». Правда, воспринимать его в сугубо материалистичном контексте не стоит: оно, как никакое другое, пытается понять что есть человеческий разум, вернее даже — сознание.

Ученик Эмерсона (а позже его садовник) Генри Торо, прочитав работы своего наставника, стал по сути первым экопоселенцем, уйдя жить в леса. В некотором смысле его поступок предельно ясно выражает идею о том, что человеческая действительность ущербна в первую очередь потому, что сами люди открещиваются от собственной природы. Для Эмерсона важно было также определить само понятие человеческой природы — не привычки, возобладавшей человеком на протяжении жизни, но подсознательного стремления к прекрасному, ведущего через заросли человеческих обычаев и заблуждений.

«Человек — существо боязливое, вечно оправдывающееся; он больше не осмеливается сказать «я думаю» и «я убежден», но прикрывается авторитетом какого-нибудь святого или знаменитого мудреца. Ему должно быть стыдно при виде побега травы или розы в цвету. Вот эти розы, растущие у меня под окном, не оправдывают свое существование ни тем, что до них здесь тоже росли розы, ни тем, что бывают и более красивые экземпляры; они то, что они есть, они живут сегодня и живут вместе с Богом»

В ключевом эссе из сборника «Назначение поэзии» Элиот размышляет о двух составляющих поэзии: личном чувстве автора, вносящего свою индивидуальность в произведение, и также о литературной традиции, в которой автор существует. Ключевая мысль эссе, если пытаться втиснуть ее в рамки одной неловкой фразы, — о ценности эмоции, возникающей внутри произведения (она, по мнению Элиота, — плод попытки автора убежать от того, что он чувствует в своей привычной реальности).

Гениальность «Традиции…» — в том, что, разбирая как будто бы только поэтическое творчество, Элиот охватывает всю литературу, а если вдуматься, то и все искусство. И еще в виртуозно простом определении разницы между хорошими и плохими поэтами, которая заключается в осознанном или бессознательном подходе к созданию: хороший поэт, уверен Элиот, предпочитает сознание как более тонкую сферу.

«Ни один поэт, ни один художник, представляющий свой вид искусства, взятый сам по себе, не исчерпывает своего значения. Его значение, его оценка является оценкой его отношения к поэтам и художникам прошлого. Нельзя оценить только его одного, необходимо, ради контраста и сравнения, рассматривать его в сопоставлении с предшественниками. Я считаю это принципом эстетического, а не только исторического критицизма»

В небольшом — всего несколько страниц — эссе Беньямин поднимает, в общем-то, все главные вопросы об искусстве «тогда» и «сейчас». О том, как мы воспринимаем искусство вообще. О том, как менялось это восприятие на протяжении веков. О том, искусство ли фотография — и о том, как изменилось представление об искусстве вообще с появлением фотографии. О том, как оценивать пресловутую «техническую воспроизводимость» в контексте ценности отдельного произведения.

Ответов, как таковых, у Беньямина нет, но способ, который он избрал для объяснения своей позиции, вполне красноречиво заменяет все пространные рассуждения, которые могли бы появиться, задай он себе труд ответить. По большому счету, для того, чтобы понять бурление чувств автора, достаточно несколько раз подряд прочитать одно-единственное предложение из его эссе: «Ориентация реальности на массы и масс на реальность — процесс, влияние которого и на мышление, и на восприятие безгранично».

«Удивительный рост наших технических возможностей, приобретенные ими гибкость и точность позволяют утверждать, что в скором будущем в древней индустрии прекрасного произойдут глубочайшие изменения. Нужно быть готовым к тому, что столь значительные новшества преобразят всю технику искусств, оказывая тем самым влияние на сам процесс творчества и, возможно, даже изменят чудесным образом само понятие искусства»

Еще три эссе на T&P

theoryandpractice.ru

Топ-10 материалов за 2018 год: Лучшие эссе

Разоблачение контрреволюционной сути поп-арта и уловки поп-музыки, алгоритмы чтения умных текстов и руководство по самостоятельному изучению философии, критика общества потребления и привычки мыслить тегами, «Манарага» Сорокина и звучание фильмов Тарковского – лучшие эссе за 2018 год, собранные в одном месте, чтобы вы смогли еще раз насладиться ярким слогом, оригинальным мышлением и неожиданными интерпретациями, которые предлагают наши авторы.

«Колорит»: Поп-арт без прикрас. История одной контрреволюции

Поп-арт – одно из наиболее ярких направлений искусства второй половины ХХ века. Во многом именно поп-арт выступает в качестве презентации тех изменений, которые произошли в современном искусстве. Некоторые даже спешат объявить о революции в искусстве, совершенной этим направлением. Однако так ли это? Можно ли заподозрить в революционности направление, пришедшее на смену многоликому авангарду? Concepture предлагает вернуть поп-арту его подлинное значение, обозначив его как контрреволюцию в искусстве.

Читать материал

«Современное»: Мода кусает эстетику. Виртуальность и стандарты красоты

«Модный брак» эстетики и человека – хребет искусства, душа культуры и частый смысл жизни. Но к темной стороне прекрасного мы относимся как к чему-то отдельному: так, стандарты красоты обычно вызывают возмущение и жгучее желание противостоять им, хотя бы полемически. Тем не менее, может ли эстетичное существовать иначе, нежели в виде стандартов? Понятие эстетики возможно только благодаря оппозиции красоты и уродства. Само же их противопоставление исключительно концептуально, а поэтому конвенционально и вместе с тем виртуально. Concepture углубляется в связь эстетики и виртуальности, выясняя, почему беспочвенный стандарт сегодня оказался главной категорией красоты.

Читать материал

«Современное»: Технологии питания будущего. Перспективы и сложности

Будущее трудно предсказать, особенно с учетом сложных взаимовлияний в мировой политике и экономике, которые уже уподобляются турбулентным процессам. Однако, скорее всего, с сохранением нынешних тенденций к 2050 году одной из главных проблем станет еда. К середине века спрос на еду удвоится, а уже сейчас 30% жителей планеты недоедают. Через 30 лет людям больше всего будет не хватать чистой питьевой воды, мяса и рыбы. В связи с этим Concepture внимательно изучил какие технологии, призванные решить эту проблему, уже разработаны или находятся в стадии исследований.

Читать материал

«Полезное»: Шаг за шагом. Алгоритмы чтения «умных» текстов

Работа с текстом – это ключевой момент в получении образования и обязательный навык для многих специальностей. Проблема, однако, в том, что часто по умолчанию считается, что каждый как-то сам вырабатывает свой стиль и метод в ходе чтения. Это, пожалуй, верно для художественной литературы и публицистики, но совсем не так для «умных» и «сложных» текстов – прежде всего философских и научных работ. При их чтении требуются оптимизация и систематизация, и касается это и чтения как запоминания, и как понимания. Concepture рассказывает о некоторых хорошо известных рекомендациях, помогающих в чтении.

Читать материал

«Полезное»: В топку Рассела. С чего начать самостоятельное изучение философии?

Один из наиболее частых вопросов любого неофита, загоревшегося желанием что-то понять о философии, является вопрос – с чего начать? Что читать в первую очередь и как научиться понимать сложные теории и идеи? Вряд ли бы эти вопросы столь часто повторялись, если б на них можно было дать прямые и удовлетворяющие всех ответы. И все же Concepture попробует предложить несколько полезных рекомендаций в отношении текстов, ориентированных на начинающих.

Читать материал

«Теории»: Изоляция и ненависть. Жан Бодрийяр против города

Почему, дав однажды миру демократию, современный город делает все, чтобы упразднить политику? Как получилось, что увеличение плотности населения привело лишь к еще большей изоляции, а потеря резких культурных различий – к увеличению ненависти? Что представляет собой современный мегаполис с точки зрения провидца постмодерна, философа Жана Бодрийяра – в материале Concepture.

Читать материал

«Современное»: Почему это слушают? Уловки популярной музыки

Вам кажется, что красивая запоминающимся песня – это результат везения и таланта? Все далеко не так просто: индустрия поп-музыки – совсем не метафора. Над будущим успехом трека работает множество специалистов по проверенным и строгим канонам. О том, какие уловки использует поп-музыка, чтобы получить 100-процентный хит – в материале Concepture.

Читать материал

«Около Кино»: Отзвуки прошлого. Эмоциональный звук в фильмах Тарковского

По мнению Андрея Тарковского, фильм должен воздействовать на зрителя не через метафору и символизм, а напрямую, через кожу и другие органы чувств. Звуки-запахи, звуки-воспоминания, звуки, позволяющие деформировать в восприятии зрителя визуальный ряд, и звуки, настраивающие на элегический лад… Как именно режиссер «Зеркала» и «Соляриса» добивался такого эффекта, а также о других особенностях его работы со звуком – в анализе Concepture.

Читать материал

«Современное»: Без судей. Почему современный человек мыслит тегами и к чему это приводит

Мышление современного человека – уже в значительной степени не только продукт воспитания и образования, но и медиа-среды, в которую он погружен значительную часть времени. Но мы еще тешим себя мыслью о том, что есть значительные градации в том, как разные люди используют интернет. Хотя возможно, речь давно идет не об использовании, а об адаптации к нему. В силу этого становится актуальным вопрос о том, как влияет на нас привычка использовать теги и распознавать образы в медийном потоке. Об этом рассуждает Concepture.

Читать материал

«Эротика Текста»: Готовим на классике. Смыслы романа «Манарага» Владимира Сорокина

Владимир Сорокин – один из тех современных писателей, чье имя гарантированно останется в истории русской литературы. Cейчас по большей части говорят о форме произведений Сорокина, нежели о содержании. Это, как нам кажется, обосновано привычкой видеть в писателе постмодерниста-стилиста. Поэтому Concepture на примере романа «Манарага» решает разобраться с тем, какими смыслами оперирует Сорокин.

Читать материал

concepture.club

Эссе о классической литературе

Скажу сразу — ИМХО.

Сейчас ни один человек на свете не заставит меня читать классическую литературу. Не важно – нашу или зарубежную.

Мне в красках рассказывают, как заново открыли для себя Гоголя! Достоевского! Чехова! или Толстого! Только не соблазнить меня уже ни одним из этих имён. Поезд ушёл, уже вечер, и мне легко и прекрасно жить… и без классики.

Кстати, о Толстом…

Если взять «Войну и мир», то даже… не очень умному человеку понятно, что книгу Лев Николаич писал не для нас, простых людей.

Представьте себе подростка лет четырнадцати, времён Застоя, который в подстрочной зоне мелким шрифтом читает огромный роман, потому что в строчной части он написан на французском языке…

Ну, представили? Нет? Ха!!! Мы читали! Все диалоги представителей высшего света мы читали в подстрочной зоне!

Мало того, их рассуждения о судьбах мира, изложенные на сотне страниц, нужно было проанализировать, найти зерно и написать сочинение.

Ну да, я писала хорошие сочинения. Некоторые из них даже были препровождены в школьный музей. Но читать снова «Войну и мир» я не буду ни за какие коврижки.

Вот кто-нибудь мне объяснит, почему влюблённую Наташу Ростову, которая решилась убежать с любимым человеком, схватили, остановили, быстро выдали замуж за Пьера (Андрей Балконский сразу от неё отказался!) и успокоились – теперь никуда не денется?

Разумеется, сейчас я знаю, в чём там было дело. Но в юности – убейте, но я Наташиных родственников не поняла. Поняла, что она была несчастна, но способ решения проблемы мне не понравился. Я считала это несправедливым.

Благородство, по всех видимости, было уделом незаконнорожденных детей, но не детей княжеского рода. И что-то я не помню, чтобы Толстой об этом распространялся и осуждал.., хотя…, может, и осуждал, а то не написал бы об этом…

Впрочем, дело не в самом Льве Николаиче, дело в том, что прежде, чем читать такие большие (я бы сказала эпические и классические) произведения, детей надо готовить к ним на протяжении нескольких недель: рассказывать о времени, исторических событиях, на фоне которых происходит действие, обычаях, представлениях людей того времени, политике государства, роли дворянства в этой политике, роли женщины и её месте и т.д.

Потому что ребёнок не поймёт мотивов, которые двигали героями в разных ситуациях, а, следовательно, не поймёт, зачем нужен был весь этот сыр-бор.

Да, мне где-то в чём-то обидно, что, зная сейчас детали той жизни, я всё равно ни за что не буду перечитывать «Войну и мир» (а вместе с ней и всю остальную классику, которую я прочла).

Желание отбито давно и надолго.

Да что я! Мне жаль современных учеников – Учителей-Комментаторов классики можно искать днём-с-огнём, ночью… без огня, повсеместно и… бесполезно.

А моя мама часто говаривала – хотите красиво излагать свои мысли? Читайте классику!

Впрочем, вернёмся к нашим баранам. Итак, есть люди, которые заново открывают для себя классическую литературу. Я за них очень рада, потому что человеческие ситуации, эмоции и проблемы не просто стары, как мир — они носят ветхозаветный характер.

Кому из писателей удаётся отразить на бумаге вечный смысл таких понятий, как Бог, Любовь, Жизнь, Смерть, Гордость, Сила, Оптимизм, Печаль, Жертвенность, Героизм, Ненависть, Величие, Подвиг — тот становится Классиком.

Конечно, мне проще об этом рассуждать — я прочитала ВСЁ, что было в программе классической советской школы, и даже больше (особенно из зарубежных классиков), но я нахожу в современной литературе достаточно много писателей, которые прекрасно справляются с этой нелёгкой задачей — писать о Вечном!

Роскошным русским языком написаны, например, книги Сергея Алексеева, Валерии Вербининой, Татьяны Устиновой и других писателей. Казалось бы, в их книгах всегда есть остросюжетная основа, они построены на исторической реальности, вечные истины присутствуют в каждом романе наравне с юмором, иронией и приметами времени. Но наибольшее удовольствие я получаю именно от языка, на котором эти книги написаны.

Обширная лексика, великолепные обороты речи, описание эмоций и поступков, борьба добра и зла, глупость и нелепые ситуации, смех и слёзы, верность и предательство — всё есть в этих романах, которые я перечитываю уже много лет. Вот перечитываю и радуюсь, что есть отдохновение сердцу и уму, есть боль утраты и счастье любви, есть Бог, а, значит, всё будет, как надо.

И становится ясно, что у Классики нет пределов, пока кто-то сопереживает героям, проживает с ними жизнь, проникается их страданиями, смеётся вместе с ними над невзгодами и побеждает себя.

vos-n-vobis.ru

Правила построения классического эссе – Решим24

Жанр эссе, появившись в середине прошлого тысячелетия, с течением времени пользуется всё большей популярностью. Причиной этому служат сами свойства этого литературного жанра. Во-первых, эссе характеризуется относительно краткой, лаконичной формой изложения. Десять машинописных страниц текста можно назвать неформальным пределом объёма для эссе. Во-вторых, эссе служит для обозначения мнения по одному конкретному вопросу, без затрагивания большого количества смежных и сопутствующих проблем. Это позволяет сконцентрироваться на том, что действительно волнует автора. Наконец, эссе не стесняет автора какими-то жёсткими стилистическими правилами, не заставляет его придерживаться строгой методики повествования. Поэтому эссе — лучшая форма для рассуждений на некую тему, для высказывания личного мнения, для изложения своих эмоций по какому-либо поводу.

В современном мире жанр эссе переживает второе рождение — большинство статьей в Интернете, будь это личный блог или общественный форум, либо подпадают под определение эссе, либо тяготеют к ним. Считается, что такой свободный жанр как эссе, свободен от каких-либо правил вообще, но это не так. Чтобы сочинить интересное и захватывающее эссе, лучше помнить о некоторых правилах.

Читателю должно быть понятно, о чём идёт речь

Эссе — узконацеленное произведение, и лучше если читатель с самого начала будет знать, интересна ли ему тема, которой оно посвящено. Также следует обуздать свою привычку перескакивать с темы на тему, пытаясь затронуть всё на свете — в таком случае эссе теряет свою стройную форму и растекается в нечто иное. Тема эссе может быть совершенно любой — главное, чтобы она была одна.

Штампованное эссе хуже его отсутствия

Эссе — одна из самых «личных» литературных форм, оно позволяет автору высказать в свободной форме всё, что его волнует. Поэтому в эссе всячески приветствуются субъективные оценки, личные раздумья и эмоции. Однако нередко авторы не понимают этого и пытаются написать эссе по каким-то несуществующим общим канонам и правилам хорошего тона. В результате получается груда штампов, избитых мест и трюизмов, читать которую откровенно скучно и бессмысленно, ведь ничего нового из неё получить нельзя.

Логика и аргументы — лучшее средство убеждения

Эссе — литературная попытка если и не убедить читателя, то хотя бы донести до него собственную оценку, собственный ход мыслей. Но читателю трудно будет проникнуться точкой зрения автора, если его эссе похоже на тарелку спагетти, где непонятно что с чем связано и что из чего следует. Классическое эссе придерживается такой схемы: выдвигается тезис, за ним следует пара аргументов. В эссе необязательно делать какой-то конечный вывод — выводы могут быть распределены по тексту.

Стиль изложения работает в паре с содержанием

Эссе — стилистически свободный жанр. Автор может придерживаться околонаучного стиля, а может вести изложение полностью разговорным языком. Нужно помнить лишь, что выбранный в начале эссе стиль должен поддерживаться на всём его протяжении. В ином случае произведение оттолкнёт читателя своей эклектичностью, оставив его в состоянии недоумения. И ещё один момент: эссе это всё-таки не энциклопедическая статья, поэтому лучше не перегружать внимание читателя длинными, перегруженными предложениями с массой дополнительных оборотов и сложных определений, которые часто ошибочно считаются более внушительными и эффектными, но в действительности только ухудшают восприятие текста, как в этом можно было убедиться на примере этого предложения. Краткие, лаконичные фразы воздействуют на читателя намного сильнее. Что касается абзацев, то их лучше не делать слишком увесистыми, а если без этого никак — чередовать их с мелкими.

Даёт ли эссе что-то новое читателю?

Эссе — индивидуальный штрих в океане информации. Если по прочтении эссе на поставленные автором вопросы не были получены хоть какие-то ответы — это не эссе. Если автор спрятался за ширмой общих истин и не вложил ни капли собственных чувств и мыслей — это не эссе. И не имеет значения, как много слов написал автор. Эссе — это путешествие в его внутренний мир, со свободным маршрутом и зачастую неожиданным пунктом назначения.

reshim24.ru

Пример хорошего эссе по обществознанию

 

Напомним план, по которому пишется хорошее эссе: 

1. Объяснение высказывания + теоретическая часть.

2. Выражение своего мнения или идей по поводу точки зрения автора. 

3. Первый аргумент + пример в защиту/объяснение своей позиции.

4. Второй аргумент + пример в защиту/объяснения своей позиции.

5. Вывод.

Идея по поводу высказывания (Ваша личная) может быть только одна (и вы её защищяете двумя аргументами с примерами), а может быть две идеи и каждую вы иллюстрируете примером. 

Теперь читаем пример эссе, написанный по предложенному плану эссе!

К. Гельвецию принадлежит фраза: «Законы обязаны своей силой нравам». Этими словами он хотел подчеркнуть существование тесной взаимосвязи между законами и нравами. Закон не будет соблюдаться, если он противоречит господствующим в обществе нравам – вот суть мысли Гельвеция. Никогда не получит одобрения закон, разрешающий воровать или, например, продавать людей в рабство, потому что мораль современного общества осуждает подобные действия. Закон обязан быть справедливым или таковым казаться подавляющему числу жителей страны, где его принимают. Иначе люди перестанут уважать законы, и в стране либо распространится правовой нигилизм, либо вернется практика самосуда, что приведет не к стабильности и спокойствию жизни, но, напротив, к напряженности и ожесточению.

Для лучшего понимания поднятой автором темы важно объяснить понятие закона. Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и охраняемый силой государства. Закон — это один из основных источников права. Другие источники права — правовой обычай, прецедент и договор. Помимо законов общественные отношения в России регулируют также подзаконные акты (постановления правительства, указы президента и т.п.).  

На мой взгляд, с утверждением Гельвеция можно согласиться, и законы нельзя рассматривать в отрыве от нравов общества.

Во-первых, закон есть лишь официальное закрепление уже существующих в обществе взаимоотношений или нравов. И, как известно, обычаи (а нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение) – это один из источников права (кровная месть – первоначально обычай, а с появлением первых законодательств – норма права). То есть вспомним саму историю появления законов, к примеру, в Древней Руси. Сначала там появился обычай кровной мести людям, что убили чьих-то родственников. Этот обычай никак не противоречил господствующей тогда морали (а мораль – это принятые в обществе представления людей о добре и справедливости, правильном и неправильном), и поэтому в первом письменном своде законов Руси – Русской Правде – мы видим статью, закреплявшую кровную месть и ее «правила исполнения» (распространялась только на близких родственников).   

Во-вторых, если закон, даже необходимый, пойдет в разрез с нравами людей, он просто не будет действовать. Достаточно представить появление в исламской стране законов о защите животных, существующих ныне во многих европейских странах. Этот закон не сможет соблюдаться, потому что некоторые мусульманские праздники требуют принесение в жертву животных. Или, например, в современной России защищается детство и господствует представление о необходимости оберегать детей и помогать им. И представим, что выйдет закон о разрешении принимать на низко квалифицированную работу детей с 12 лет. Закон выйдет, но станут ли работодатели в действительности им пользоваться и нанимать детей уборщиками в свои офисы или разносчиками пиццы? Скорее всего, нет. Хотя бы для того, чтобы не подвергнуться осуждению окружающих. Такой закон будет существовать на бумаге, но никто не будет им пользоваться. 

В-третьих, нравы – это то, что способно менять уже существующие законы. Человечество с каждым прожитым веком становится гуманнее, оно мудреет, и поэтому в определенные моменты прежние законы становятся символами несправедливости и под давлением изменившихся представлений о нравственности, они исчезают. Вспомним Россию 1861 года. Несколько столетий в нашей стране существовало крепостное право. Долгое время крестьян считали все равно, что вещью, их продавали, покупали, жестоко с ними обращались. Но в XIX в. нравы стали меняться. Появилось представление о том, что владеть рабами не только экономически несовременно (а часто и невыгодно), но и стыдно. И вот царь принял знаменитый Манифест об отмене крепостного права, приведя, таким образом, закон в соответствие с новыми представлениями о справедливом общественном устройстве.   

 

 

Проанализируем это эссе с точки зрения требований к нему и механизма написания (разбор эссе по частям)

В задании сказано:

«При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)»

Итак, рассмотрим, где в нашем эссе:

  • знания
  • понятия
  • факты
  • опыт
  • примеры

А также запомним, какими словами можно начинать фразы и излагать свои мысли. 

Читаем! 

К. Гельвецию принадлежит фраза: «Законы обязаны своей силой нравам». Этими словами он (ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, МОЖНО УТОЧНИТЬ: ПИСАТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, УЧЕНЫЙ И Т.П.) хотел подчеркнуть / Гельвеций хотел сказать / имел в виду / указал на /  существование тесной взаимосвязи между законами и нравами. Закон не будет соблюдаться, если он противоречит господствующим в обществе нравам – вот суть мысли Гельвеция. Никогда не получит одобрения закон, разрешающий воровать или, например, продавать людей в рабство, потому что мораль современного общества осуждает подобные действия. Закон обязан быть справедливым или таковым казаться подавляющему числу жителей страны, где его принимают. Иначе люди перестанут уважать законы, и в стране либо распространится правовой нигилизм (ПОНЯТИЕ), либо вернется практика самосуда, что приведет не к стабильности и спокойствию жизни, но, напротив, к напряженности и ожесточению.   

Для лучшего понимания поднятой автором темы важно объяснить понятие закона. Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и охраняемый силой государства. Закон — это один из основных источников права. Другие источники права — правовой обычай, прецедент и договор. Помимо законов общественные отношения в России регулируют также подзаконные акты (постановления правительства, указы президента и т.п.).  (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

На мой взгляд / мне кажется / я думаю, с его утверждением можно согласиться, и законы нельзя рассматривать в отрыве от нравов общества (ПОЯСНЕНИЕ СВОЕГО СОГЛАСИЯ — ЭТО ПОВТОРЕНИЕ УЖЕ ОБЪЯСНЕННОЙ ФРАЗЫ, НО НЕМНОГО ДРУГИМИ СЛОВАМИ).

Во-первых, закон есть лишь официальное закрепление уже существующих в обществе взаимоотношений или нравов (ПОНЯТИЕ, ЗНАНИЕ). И, как известно, обычаи (а нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение) (ПОНЯТИЕ, ЗНАНИЕ) – это один из источников права (кровная месть – первоначально обычай, а с появлением первых законодательств – норма права) (ФАКТ, ЗНАНИЕ). То есть вспомним саму историю появления законов, к примеру, в Древней Руси. Сначала там появился обычай кровной мести людям, что убили чьих-то родственников. Этот обычай никак не противоречил господствующей тогда морали (а мораль – это принятые в обществе представления людей о добре и справедливости, правильном и неправильном) (ПОНЯТИЕ), и поэтому в первом письменном своде законов Руси – Русской Правде – мы видим статью, закреплявшую кровную месть и ее «правила исполнения» (распространялась только на близких родственников). (ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ)

Во-вторых, если закон, даже необходимый, пойдет в разрез с нравами людей, он просто не будет действовать. Достаточно представить появление в исламской (ПОНЯТИЕ) стране законов о защите животных, существующих ныне во многих европейских странах. Этот закон не сможет соблюдаться, потому что мусульманские праздники требуют принесение в жертву животных. (ФАКТ, ЗНАНИЕ, ПРИМЕР) Или, например, в современной России защищается детство и господствует представление о необходимости оберегать детей и помогать им. И представим, что выйдет закон о разрешении принимать на низко квалифицированную работу детей с 12 лет. Закон выйдет, но станут ли работодатели в действительности им пользоваться и нанимать детей уборщиками в свои офисы или разносчиками пиццы? Скорее всего, нет. Хотя бы для того, чтобы не подвергнуться осуждению окружающих. Такой закон будет существовать на бумаге, но никто не будет им пользоваться. (ПРИМЕР ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ)

В-третьих, нравы – это то, что способно менять уже существующие законы. Человечество с каждым прожитым веком становится гуманнее (ПОНЯТИЕ), оно мудреет, и поэтому в определенные моменты прежние законы становятся символами несправедливости и под давлением изменившегося представления о нравственности (ПОНЯТИЕ), они исчезают. Вспомним Россию 1861 года. Несколько столетий в нашей стране существовало крепостное право. Долгое время крестьян считали все равно, что вещью, их продавали, покупали, жестоко с ними обращались. Но в XIX в. нравы стали меняться. Появилось представление о том, что владеть рабами не только экономически несовременно (а часто и невыгодно), но и стыдно. И вот царь принял знаменитый Манифест об отмене крепостного права, приведя, таким образом, закон в соответствие с новыми представлениями о справедливом общественном устройстве. (ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ)        

 

Читать пример плохого эссе по обществознанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

egevmeste.ru

Как написать эссе хорошо

Слово — особый дар, которым Господь наделил человека и отличил от всех других существ. Только человек может четко и логично выражать свои мысли, чувства, впечатления с помощью голосовых связок и артикуляционного аппарата. Умение говорить, выражать свои мысли оказывает большое влияние на психику человека. Казалось бы, что может быть проще: говорить все, что в голову придет.

Но на практике не только произнести какую-то речь, но, даже хорошенько обдумав, написать эффектный, стройный, стилистически грамотный текст может далеко не каждый.

О том, как написать эссе, задумывались многие. На самом деле это не такой простой жанр. У него нет строгих форм, как у сонета, определенных тем, как у оды, но все равно создание эссе требует немало усилий и литературного дарования.

Прежде чем задумываться о том, как написать эссе, стоит принять и применить общелитературные писательские правила, которые пригодятся любому сочинителю, будь то баснописец или журналист.

  1. Неправда, что писательское искусство заключается в умении писать. Лучше всего писатель должен уметь вычеркивать, додумывать и исправлять самого себя.
  2. Л.Н. Толстой считал, что писателя, который в точности не знает значения слова, которое употребляет, надо выпороть и навсегда запретить писать.
  3. Пишите рано утром, без алкоголя, в одиночестве, сочинительство требует предельного напряжения умственных усилий.
  4. Прежде чем «родить» произведение, нужно в точности продумать идею, ход событий, мысли героев и так далее.

Если вы хорошо усвоили эти правила классиков, то можно приступать к написанию эссе. Как написать эссе? Примеры блестящих работ можно встретить у И. Бродского, Ф.Г. Лорки, А.С. Пушкина.

Как написать эссе на тему

Темы эссе могут быть самыми разными. Жанр даже предполагает плавное изменение темы. Эссе – это монолог, причем, можно сказать, монолог устный. А устная речь не предполагает изложения одной темы. Наоборот, легкий, но связанный переход с одного предмета на другой, увязывание в одном произведении разных тем – это и есть признаки хорошего эссе.

Это может быть новый взгляд на строение половых органов у утконосов, ваши переживания по поводу потерянной зубочистки, желание рассказать краткую автобиографию или описание лета. В общем, все, что придет в голову. Но при написании следует соблюдать одно правило: повествование должно закончиться тем, чем началось. Лучше, если название не будет содержать прямого указания на главную тему.

Конечно, стоит выдерживать все эссе в одном стиле. Если нет уверенности в стилистической окраске слова, которое желательно использовать, можно проверить в словаре. Многие речевые обороты часто так и просятся на кончик пера, но в литературном, письменном изложении они неприемлемы.

Есть специальные художественные приемы, которые повышают эффективность, экспрессивность и, вообще, качество текста. Чтобы как следует с ними ознакомиться, можно прочитать книгу И.Б. Голуб «Стилистика русского языка». О том, как написать эссе, там тоже есть много сведений. Совершенствоваться в этом жанре можно бесконечно.

fb.ru

«Классическая музыка в нашей жизни»

Классическая музыка – это вид искусства, который отображает всю нашу жизнь с помощью звуков. Она помогает наладить взаимопонимание людей, понять смысл жизни, пробудить в них чувство единения и поддерживает человека в горе и радости.

Классическую музыку относят к разряду серьезных. Ее исполняют целые оркестры, ансамбли, солисты. Эта музыка отличается от других разнообразием художественных приемов и глубиной передаваемых переживаний. Свое развитие она начала с давних времен и развивается до сих пор, занимая одно из первых мест в мировой культуре.

Классическая музыка имеет особую притягательность. Она собирает огромные залы слушателей. Люди на протяжении многих лет вслушиваются в гармонию доносящихся звуков, в которой каждый находит свое, видит мир в красках, приобретает веру, надежду.

Этот вид музыки – это бесценный дар, который дали человечеству гении, которые смогли увидеть все и передать звуками. Классическая музыка играет огромную роль в формировании эстетических вкусов человека, помогает мыслить образно и шире понимать этот мир. Она врачует душу и тело, ее используют в некоторых отраслях сельского хозяйства.

Конечно, все это очень тяжело отнести к современной музыке. Она не всегда профессиональна. Такая музыка гонится за спросом и модой. Современная музыка иногда является просто средством для обогащения продающих ее групп. И уже говорить о чем-то глубоком, высоком — не приходится. Не говоря даже о том, что исполнители этой музыки не всегда имеют профессиональное образование.

Если честно, то в моей личной внутренней битве классической и современной музыки ни одна из противоборствующих сторон не является абсолютным победителем. Иногда хочется успокоиться, подумать, помечтать слушая классику… Иногда какая-то новая, еще не заезженная, песня очень «цепляет» мое внимание…

Но вместе с этим всем, я не отрицаю того факта, что классическая музыка – она проверена веками, временем, а современная сплошь и рядом – временная, мимолетная, которую забываешь спустя месяц. Многие фанаты современных исполнителей и жанров музыки скажут – ерунда все это и что их музыка вечная, но оставляю за собою право не согласиться с этим. Далеко не факт, что такое возможно. Классика радовала, радует и будет радовать ценителей, а 99% современной музыки уйдет в забвение.

«На вкус и цвет – товарищей нет», поэтому слушать надо то, что нравится.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *