Картины yayoi kusama: Яёй Кусама — 27 произведений

Яёй Кусама — 27 произведений

Яёи Кусама (яп. 草間 彌生 / 草間 弥生 Кусама Яёи, 22 марта, 1929, г. Мацумото, преф. Нагано, Япония) — японская художница. Её живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость повтором, узорами, аккумуляцией. В её работах присутствуют черты феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Кусама описывает себя как «навязчивого художника». Она является также писательницей и поэтессой, создала заметные работы в кино и дизайне одежды. Страдает психическими заболеваниями. 12 ноября 2008 на аукционе Кристи её работа была продана за $5100000, рекорд для живущей женщины-художника.

Яёи Кусама родилась в Мацумото, префектура Нагано, страдала галлюцинациями и навязчивыми мыслями с детства, часто суицидального характера.

В начале карьеры она начала покрывать поверхности (стены, полы, холсты, а затем повседневные предметы и обнаженных ассистентов) рисунком в горошек, что стало её товарным знаком. Большие поля горошка, или «сети бесконечности», как она называет их, были взяты непосредственно из её галлюцинаций.

Кусама училась всего около одного года в Школе искусств и ремёсел в Киото в 1948. Она покинула родную страну и переехала в Нью-Йорк в 1957. Кусама была очень амбициозной, использовала её положение как не американской женщины и её историю психической болезни, чтобы создать яркий публичный имидж. Во время пребывания в США, она быстро завоевала репутацию лидера авангардного движения.

Она организовала хеппенинги в Центральном парке и на Бруклинском мосту, часто с использованием обнаженного тела и как протест против Вьетнамской войны, создавала огромные картины, известные как «Infinity Net Paintings», которые состояли из повторяющихся маленьких точек краски. Эта живопись была хорошо принята художником Дональдом Джаддом, который видел в её работе отражение эстетики минимализма.

В начале 1960-х Кусама начала покрывать предметы, такие как лестницы, обувь и стулья, белыми фаллическими выступами. «Аккумуляция N 2» (1962) представляет собой диван, обитый мягкими отростками из ткани, которые выглядят абсурдными и угрожающими. Эти работы были более непосредственно связаны с сексуальностью и идентичностью, чем живопись Кусамы. Выступы, покрывающие объекты, выглядели как пародия на фаллическую власть.

Приблизительно в это же время Кусама начала создавать инсталляции, часто включающие фаллические выступы, такие как «Infinity Mirror Room — Phalli’s Field» (1965). Здесь Кусама использовала свои фирменный узор в горошек, чтобы декорировать объекты, которые были помещены в зеркальную комнату, создающую иллюзию бесконечного сюрреалистичного поля объектов.

Кусама также создавала коллажи из фотографий этих объектов и инсталляций, часто включая в них свои фотографии. Между 1967 и 1969 она сосредоточилась на перформансах, проводимых с максимальной публичностью, обычно с использованием рисунка в горошек на телах обнаженных участников, как «Grand Orgy to Awaken the Dead» в Скульптурном саду Музея современного искусства в Нью-Йорке (1969). Эти работы обеспечили Кусаме пребывание в центре внимания как художника и неординарной личности.

Во время пребывания в Нью-Йорке, творчество Кусамы было связано как с минимализмом, так и с поп-артом, но никогда не относилось определенно к одному движению, так как постоянно развивалось в то время.

Она работала очень продуктивно, но она не зарабатывала своим творчеством. Она вернулась в Японию из-за плохого состояния здоровья в 1973.

Когда она покинула Нью-Йорк, то была практически забыта как художник до конца 1980-х и начала 1990-х, когда несколько ретроспектив возродили к ней международный интерес. Другой поворотной точкой стало её участие в Венецианской биеннале в 1993, где она представляла Японию.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

больше, чем искусство • Интерьер+Дизайн

Японская художница Яёи Кусама (р. 22 марта 1929) — настоящая поп-звезда. Инсталляции Кусамы, заряженные нереальным драйвом, давно стали модным фоном для селфи. Феномен ее творчества — загадка для многих. Из аутсайдера мира искусства превратилась в самую коммерчески успешную художницу планеты.


Одна из самых знаменитых и высокооплачиваемых на рынке художников (цена произведения — до 7 млн долларов), с карьерой, охватывающей более 60 лет, Кусама любима за свои захватывающие инсталляции, которые исследуют идеи бесконечности и забвения.

Всю жизнь Кусама создает искусство, которое неуклонно сопротивляется категоризации. В интервью Tate Modern Кусама сказала, что мать выбросила все ее краски и рисунки, когда ей было 10, сказав, что Яёи должна начать готовиться к тому, чтобы стать домохозяйкой. Но Кусама была бы никем, если бы не была настойчивой. В 1948 году она поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел. И была достаточно смелой, чтобы увлечься сюрреализмом.

Навязчивые узоры из горошин и сеток ссылаются на серию слуховых и визуальных галлюцинаций, которые преследовали художницу на протяжении большей части жизни.

Сегодня ради того, чтобы создавать свое искусство, она покидает утром психиатрическую клинику и возращается туда после 12-часового рабочего дня. Она уверена: искусство сохраняет жизнь.

Премьера картины состоялась на фестивале «Сандэнс», в широкий прокат она вышла 7 сентября 2018 года. Режиссером, автором сценария и продюсером выступила Хезер Ленц (Heather Lenz). Снятый киностудией Magnolia Pictures документальный фильм рассказывает о жизненном и творческом пути Кусамы, знакомит с архивными видео и фотографиями. Сама художница дала для картины интервью.

Прижизненный музей японской художницы Яёи Кусам находится в Токио. Автор здания — японская архитектурная фирма Kume Sekkei. Пятиэтажный корпус возведен в райне Шинджуку, недалеко от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, в которой Кусама добровольно проживает с 1977 года. По форме здание музея напоминает пять кубиков, поставленных друг на друга. Внутри здесь несколько галерей, пространств с высокими потолками, идеально белыми стенами и скругленными углами. Открылся музей выставкой «Творчество — это одиночное преследование, Любовь — то, что делает нас ближе к искусству» (Creation Is a Solitary Pursuit, Love Is What Brings You Closer to Art).

Продолжая цикл «Трехлетняя любовь», иммерсионная инсталляция «Цветочная одержимость» пересматривает истоки искусства Кусамы. «Однажды, взглянув на рисунок красных цветов на скатерти, я подняла глаза и увидела, что потолок, окна и колонны, казалось, окрашены тем же красным цветочным узором. Я видела всю комнату, все мое тело и всю вселенную, покрытую красными цветами, и в этот момент моя душа была уничтожена … Это была не иллюзия, а сама реальность». Посетителям предлагалось самим наносить красные цветы на стены и предметы. Распространение цветов постепенно увеличивалось, покрывая все больше поверхностей, превращая пространство в одну впечатляющую среду. Инсталляция Кусамы демонстрировалась во время NGV Triennial (2018) в австралийском Мельбурне.

Инсталляция «Любовь зовет» включает в себя красочные надувные скульптуры в горошек, которые расположены на полу и потолке зеркальной комнаты. В комнате слышна Кусама, читающая стихотворение о любви, которое она написала на японском языке. Название этого стихотворения переводится как «Жизнь в замке Слез». Когда проект Кусамы впервые показали в 2013 году в галерее Дэвида Цвирнера в Челси, Love is Calling была частью выставки, которая привлекла тысячи зрителей: очередь, чтобы войти в бесконечную зеркальную комнату превышала четыре часа. У David Zwirner gallery эту работу приобрел Институт современного искусства в Бостоне (ICA Boston) и она стала крупнейшей инсталляцией художника, принадлежащей североамериканскому музею.

Самые дорогие работы Яёи Кусамы| Статья на ArtWizard

Самые дорогие работы Яёи Кусамы

ArtWizard 19.04.2021

 

«Теперь я полона решимости создать ‘мир Кусамы’, в который никто еще никогда не ступал».

Яёи Кусама

 

В мае 2018 года картина Яёи Кусамы Без названия / Untitled 1962 года ожидалась принести от 7 до 10 миллионов долларов, когда она попала на аукционный блок на современной вечерней распродаже Сотбис / Sotheby’s в Нью-Йорке. Цена на эту работу побила аукционный рекорд Кусамы, установленный два года назад на Кристис / Christie’s в Нью-Йорке, где ее полотно 1960 года White No. 28 было продано за 7,1 миллиона долларов. Эта распродажа сделала Кусаму одной из самых дорогих женщин-художников в мире по результатам аукционов.

Как и большая часть работ Кусамы

Без названия 1962 демонстрирует ее интерес к повторяющимся паттернам, которые, по ее словам, частично можно отнести к ее неврозу навязчивых состояний. На картине, созданной вскоре после прибытия Кусамы в Нью-Йорк, изображены ящики для яиц, расположенные бок о бок, с обивкой между картонными коробками и разбрызганными на них чернилами. Это одна из немногих работ, которые Кусама когда-либо делала из картонных коробок для яиц. Другая похожая работа находится в коллекции Художественного музея Блэнтона в Остине, штат Техас, США / the Blanton Museum of Art in Austin, Texas, USA.

Согласно Сотбис, работа была продана «крупным частным коллекционером». Она была особенно включена в передвижную ретроспективу Кусамы, которая делала остановки в Центр искусств королевы Софии в Мадриде / Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid, Современная галерея Тейт в Лондоне / Tate Modern in London и в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке / the Whitney Museum of American Art in New York, а также была показана на выставке Музея Гуггенхайма 2009 года «Третий разум: американские художники размышляют об Азии, 1860–1989» / «The Third Mind: American Artists Contemplate Asia, 1860–1989».

 

Yayoi Kusama, Untitled, 1962

 

Яёи Кусама стала самой дорогой из ныне живущих художниц всех времен благодаря продаже White 28 из ее культовой серии «Сети бесконечности» / «Infinity Nets» за 7,1 миллиона долларов США в 2018 году. Соавтор с Louis Vuitton побил рекорд, установленный тремя годами ранее, продав картину Oozewald Кэди Ноланда / Cady Noland за 6,6 миллиона долларов США на Кристис.

 

Yayoi Kusama, White No. 28, 1929

 

Отражая тихое повторение, которое вошло в ее создание, White No. 28 стимулирует самоанализ и трансцендентность и убаюкивает зрителей в медитативном состоянии.

Написанная в 1929 году, White No. 28

является ранней работой в новаторской серии «Сети бесконечности» Кусамы и относится к периоду формирования карьеры художницы, когда она впервые разработала мотивы и темы, которые стали определять ее творчество. Кусама переехал в Нью-Йорк двумя годами ранее, летом 1958 года.

Кусама поселилась в Нью-Йорке с коллекцией небольших рисунков и гуашей, сделанных в Японии, которые в основном состояли из натюрмортов, цветов, портретов, точек и узоров в горошек и которые намекали на ее академическое образование в японской живописи нихонга. Однако, когда она начала работать в Нью-Йорке, в период расцвета абстрактного экспрессионизма, вместе с новыми художниками, такими как Дональд Джадд / Donald Judd, Клас Олденбург / Claes Oldenburg и Ева Гессе / Eva Hesse, формат картин Кусамы увеличился в размерах и начал сочетать принцип сплошной композиции с повторяющимися знаками и узорами. Несомненно, под влиянием переезда из своего маленького японского городка в пульсирующий мегаполис Нью-Йорк, ее новое окружение разожгло творческие страсти Кусамы и вдохновило ее на создание произведений, которые соответствовали ее новому дому.

Яёи Кусама является рекордсменом по аукционной цене для всех живущих художников-женщин еще и потому, что реальные продажные цены ее работ превысили предпродажные оценки. Ее желто-черная картина Тыква / Pumpkin 1990 года была продана на аукционный дом Phillips за 170’000 фунтов стерлингов, или 206’500 фунтов стерлингов, включая премию покупателя, что намного выше высокой оценки в 70’000 фунтов стерлингов. За два дня до этого ее картина Infinity Nets (KWOPH) 2006 года, оцениваемая до 350’000 фунтов стерлингов, была продана на Кристис по цене молотка в 400’000 фунтов стерлингов, или 482’500 фунтов стерлингов, включая премию.

 

Yayoi Kusama, Pumpkin 1990

 

Любовь Кусамы к тыквам уникальна из-за ее искусства и психологического восприятия внешнего мира, поскольку тыква вызывает иллюзию глубины за счет четких линий и контрастных цветов. Сочетание черного с желтым и красно-белого — это знаковые цветовые решения, которые прочно связаны с плодотворным творчеством Кусамы.

Стирая границы между репрезентацией и абстракцией, культовый узор в горошек Кусамы очень тщательно покрыт пятнами, чтобы воссоздать ребристую текстуру тыквенной кожи. Вспоминая натюрморты семнадцатого века, посвященные повседневным фруктам, овощам и цветам, Кусама раздвигает границы этого исконного жанра, принимая эстетику «поп» коммерциализированного японского искусства. Примиряя контрастирующие культурные контексты с помощью кропотливой техники, Кусама демонстрирует свое навязчивое терпение и способность переступать пределы жанров.

Общий оборот работ Кусамы на январь 2021 года составляет 194’977’508 долларов США, при этом большая часть продана от 100’000 до 500’000 долларов США, всего 174, в то время как 40 проданы по цене от 1 до 5 миллионов долларов, а 3 проданы более чем на 5 миллионов долларов. Ее самая дорогая работа из когда-либо проданных —

Interminable Net #4 1959 года, проданная за 6’751’634 доллара на аукционе Сотбис в Гонконге в 2019 году; за ним следует No. Red B  1960 года за 6’064’460 долларов США, проданный на Сотбис в Гонконге в 2015 году; Pumpkin (Twpot) 2010 года, продана за 5’859’909 долларов США на Сотбис в Гонконге в 2019 году; и Untitled 1972 года, которая в 2017 году была проданы на аукционе Сотбис в Гонконге за 4’608’432 доллара. В 2016 году она продала наибольшее количество произведений искусства — 184, а в 2019 году — 135.

 

* Подробнее Яёи Кусама – Сеть бесконечности

** Изображения предоставлены Sotheby’s и Christie’s.

Знакомимся ближе: Яёи Кусама

Японская художница, раскрасившая весь мир узором в горошек.

Источник фото: YAYOI KUSAMA by Riccardo Vecchio

«Я надеюсь, что искусство сможет сделать мир спокойнее», – Яёи Кусама.

С 2013 года выставки Яёи Кусамы посетили более пяти миллионов зрителей, что делает её самой успешной из ныне живущих художников. Кроме того, её также можно смело назвать самой богатой художницей: в 2014 году картина Кусамы «Белый №28» была продана за $7,3 млн. Всё это не было бы столь удивительным для поклонников искусства без упоминания ещё одного интересного факта – Яёи Кусама уже более чем 40 лет находится в психиатрической клинике.

«Белый № 28», Yayoi Kusama, 1960

Творчество Кусамы глубоко психологичное. Уже с самого детства девочка выражала свои чувства и эмоции через картины: яркие краски символизировали эмоциональный подъем и жизнерадостность, тёмные – обычно совпадали с сильной психологической неустойчивостью и депрессией. Вдобавок к этому Яёи часто посещали слуховые и зрительные галлюцинации, и творчество помогало ей справляться с пугающими видениями.

В возрасте 10 лет Яёи обнаружила, что самое большое наслаждение она получает, когда рисует точки. «Когда я рисую точки, мои глаза начинают ярче блестеть. Точки вдохновляют меня», – призналась она в одном из интервью.

Яёи Кусама – Одержимая горошком, Tate. Источник: YouTube

Приступая к созданию нового шедевра, Яёи никогда не растягивает творческий процесс надолго: картина должна создаваться немедленно, ведь её направляют идея и желание автора изобразить целую вселенную на бумаге. Такая специфичная особенность художницы творить «здесь и сейчас» связана с тяжёлыми детскими воспоминаниями, когда мама часто вырывала из рук маленькой Яёи незаконченные рисунки и уничтожала их прямо на глазах у ребёнка. Чувство паники и страха от того, что картину у художницы могут отобрать в любой момент, сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Все свои шедевры Кусама создает в максимально короткие сроки.

«Подари мне любовь», Yayoi Kusama

Родители никогда не хотели, чтобы Яёи становилась художницей. Воспитываясь в строгой патриархальной японской семье, девочка с самого детства должна была готовиться к тому, чтобы стать примерной женой. Мать сделала дочери выгодное предложение: если она будет посещать курсы по этикету, то также иногда сможет ходить в художественную школу. Яёи согласилась и полностью посвятила себя искусству, напрочь забыв про условия соглашения.

Сложные отношения в семье были не только между родителями и детьми: у отца Кусамы были романы на стороне, и мать отправляла девочку шпионить за ним. Такой травматический опыт сильно отразился на мировосприятии Яёи. В будущем тема секса часто будет проскальзывать в её творчестве, однако сама художница в течение всей своей жизни избегала интимных отношений с мужчинами.

Источник фото: Yayoi Kusama / Louisiana Museum of Modern Art

Непонимание и многочисленные конфликты с родителями сделали своё: в возрасте 27 лет, когда Яёи, отказав нескольким мужчинам в замужестве, окончательно разочаровала свою мать, та предложила ей больше никогда не появляться в её доме. В ответ на это художница показательно сожгла две тысячи своих картин на глазах изумлённых родственников и в тот же день отправилась в Нью-Йорк, чтобы полностью посвятить себя занятию всей своей жизни.

Самые знаменитые творения Яёи Кусама

Текстильные скульптуры: предметы из множества мягких отростков и «стулья-пенисы»

Кусама была одной из первых японских художников, переехавших жить и творить в Нью-Йорк. Она была полна вдохновения и готовности удивлять американскую публику своим творчеством.

«Моей целью было только создание нового искусства в США. Я думала только об этом», – рассказывает Яёи Кусама

Однако творческий путь Кусамы был не таким однолинейным и простым, как она его себе представляла: в 60-е и 70-е годы положение женщин в сфере искусства было ограниченным. Большинство галерей выставляли работы исключительно мужчин-художников, а женщинам вообще не разрешалось проводить персональные выставки. Яёи была обескуражена этим фактом, ведь она специально переехала в прогрессивную страну, чтобы продемонстрировать себя широкой аудитории.

Тем не менее у художницы была возможность показывать свои картины и скульптуры совместно с другими современными художниками того времени, чем она успешно пользовалась. К примеру, знаковыми произведениями в творчестве Яёи Кусамы можно назвать её инсталляции из мягких текстильных скульптур.

Приходя на коллективную выставку нескольких художников, зритель сразу обращал внимание на большой диван в углу помещения, со всех сторон оббитый продолговатыми мягкими фигурами. Сама Яёи называла эти фигуры пенисами. Странный, притягательный внешний вид и броское название создали небывалый ажиотаж вокруг инсталляции художницы: каждый второй посетитель желал посидеть на волшебном диване.

Инсталляцией Кусамы были потрясены не столько зрители, сколько сами художники: некоторые из них даже решили перенять идею Яёи и воплотить её уже в своих произведениях. Например, Клас Олденбург также начал создавать текстильные скульптуры, а Энди Уорхолл позаимствовал у художницы повторяющиеся изображения в обоях в своём знаменитом шедевре «Банки с супом Кэмпбелл». Такое копирование очень расстраивало Яёи (в основном потому, что искусство мужчин-художников замечалось чаще и привлекало к себе больше внимания), что послужило одним из поводов к дальнейшей затяжной депрессии.

Сети бесконечности

Тема цикличности и постоянного вездесущего повторения постоянно присутствует в творчестве художницы. Таким своеобразным способом она стремится побороть свои страхи и справиться с психологической нестабильностью. Яёи разрушает пространственные границы между вещами и создаёт совершенно новое произведение искусства – многоликое и бесконечное.

«Бесконечный», Yayoi Kusama, 1984

Бесконечная зеркальная комната

В 1965 году Яёи приходит идея создания бесконечного замкнутого пространства – маленького мира, заключённого в огромную коробку, где каждый желающий смог бы насладиться красотой окружающего и самого себя.

Такое головокружительное зрелище стало настоящей сенсацией в мире искусства. Оформление психоделического пространства в инсталляции отражало и состояние самой художницы: она будто постоянно ходила по краю, находилась на грани между жизнью и смертью.

Впоследствии зеркальные комнаты бесконечности периодически появлялись на выставках Кусамы. Она постоянно экспериментировала с «наполнением» комнаты, украшая её то текстильными фаллосами, то яркими фонариками, но чаще всего это были те самые точки.

Installation view of Yayoi Kusama in Infinity Mirror Room – R. Castellane Gallery, New York, 1965. © Yayoi Kusama. Courtesy of Ota Fine Arts, Tokyo / Singapore, Victoria Miro Gallery, London, David Zwirner, New York

Сад нарциссов

Your Narcissism for Sale («Ваш нарциссизм на продажу») – такая табличка украсила территорию, где проходила Венецианская биеннале в 1966 году. Яёи принесла с собой полторы тысячи зеркальных сфер и уложила их на газоне. Каждый желающий мог купить своеобразный «нарцисс» в саду Кусамы всего за два доллара. Организаторы биеннале были поражены тем, что устроила Яёи: раньше предполагалось, что искусство – это обязательно очень дорого и элитарно, но сверкающее великолепие сада Кусамы предназначалось для всех.

Так Яёи Кусама выразила свой протест и обратила внимание на проблему коммерциализации арт-сферы. С другой стороны, задумка художницы выражалась и в принципе изменчивости экспозиции: каждый желающий, покупающий и забирающий шар из инсталляции себе, изменял таким образом весь облик сада Кусамы.

Яёй Кусама и «Сад нарциссов» (1966) на Венецианской биеннале, Италия, 1966. © Яёй Кусама. Источник фото: Дэвид Цвирнер, Нью-Йорк; Ota Fine Arts, Токио / Сингапур / Шанхай

Мерцающие огни душ

Вдохновлённая бесконечными просторами вселенной и её необычайной таинственностью, Яёи часто задумывалась над тем, как самостоятельно воссоздать космическую атмосферу в своей инсталляции.

В 2008 году мир увидел новое творение Кусамы – «Мерцающие огни душ». Инсталляция представляет собой комнату четыре на четыре метра, стены и потолок которой покрыты зеркалами, а на полу располагается бассейн с небольшим мостиком.

Главное украшение инсталляции – конечно же, светящиеся фонарики, постоянно меняющие цвета. Фирменный горошек Кусамы прослеживается даже здесь, а это означает, что в любой детали, окружающей нас, в природе и ночном небе Яёи Кусама всегда видит нечто большее – бесконечное космическое пространство, окутывающее зрителя с головы до ног.

Мерцающие огни душ, Яёи Кусама, 2008. Источник: YouTube

Множественные финансовые трудности, ситуации с непониманием публики и плагиатом на произведения Яёи, проблемы в личной жизни, а также известие о смерти отца сильно повлияли на художницу: галлюцинации стали волновать Кусаму чаще, а навязчивые мысли о самоубийстве не выходили из головы. На протяжении жизни Яёи предпринимала несколько попыток уйти из жизни. В 1977 году она окончательно решила заняться своим здоровьем и начала посещать психиатрическую клинику. С тех пор Яёи живёт в своём собственном ритме: рано утром начинает работу над своими новыми шедеврами, а уже после проходит арт-терапию в больнице.

«Среди волны людей я умудрилась выжить и прожить такую долгую жизнь. Сколько раз я подумывала о том, чтобы приставить нож к горлу в поисках смерти. Я собралась с мыслями и снова встала. Мне нужен яркий солнечный свет жизни. Я хочу жить вечно», – Яёи Кусама

Старушке уже стукнуло 90 лет, но она совсем не торопится заканчивать карьеру художницы. Яёи Кусама – имя, знакомое любому искусствоведу и ценителю современного искусства, вряд ли в ближайшее время станет упоминаться реже. Бесконечность, укутанная миллионами разноцветных точек, вдохновляет художницу и по сей день. Возможно, если дать волю её фантазии, она сможет и весь мир разрисовать в мелкие горошины.

С чего начать своё знакомство с творчеством Яёи Кусама

1. «Кусама: Бесконечные миры» – документальный фильм Хезер Ленц, рассказывающий историю самой продаваемой художницы в мире: от тяжёлого детства в Японии до радикальных выставок и мировых шедевров.

Где посмотреть: На ivi

2. Kusama’s Self-Obliteration – короткометражный фильм, сценарий к которому написала сама Яёи. В течение всего фильма художница рисует точки повсюду: на себе, предметах, животных, растениях, одновременно растворяясь в пространстве, становясь его частью.

Где посмотреть: На YouTube

3. «Yayoi Kusama: From Here to Infinity!» – детская книга о жизни и работах художницы, которая будет интересна как юным искусствоведам, так и взрослым любителям прекрасного. В книге очень много авторских иллюстраций и интересных фактов о жизни художницы.

Где купить: На Amazon

4. Лекция Ирины Кулик «Яой Кусама – Даниэль Бюрен» – видеолекция от Музея современного искусства «Гараж», подробно описывающая творчество эксцентричной японской художницы, которое зачастую носит автобиографический характер.

Где посмотреть: На YouTube

5. Работы Яёи Кусамы на официальном сайте MoMA – картины, архивные фото и многое другое. Отличный способ проникнуться творчеством художницы и заглянуть в самую бесконечность её искусства.

Где посмотреть: На MoMA

Кусама Яёи – сумасшедший гений

Опубликовано Дмитрий в Арт | Нет комментариев

Готовится выставка японской художницы Яёи Кусама (Yayoi Kusama) в Лондоне, спонсором которой станет дом моды Louis Vuitton. Ретроспектива работ будет проходить в музее Tate Modern, открытие намечено на 9 февраля 2012 года. Будут представлены скульптуры, инсталляции, картины. Ценители смогут увидеть одну из последних работ Яёи Infinity Mirrored Room — Filled with the Brilliance of Life (комната, отражающая бесконечность) – комнату с огромными зеркалами. На выставке будет продаваться автобиография Кусамы, впервые переведенная на английский.

Яёи Кусама родилась 22 марта 1929 года в японском городе Мацумото. С детства страдала психическими отклонениями. Училась всего год в Киото в Школе искусств и ремесел. В 1957 году переезжает в Нью-Йорк. Амбициозность девушки не знала преград. Для создания имени Яеи пользовалась историей своей психической болезни. Яркий имидж позволил ей занять позицию лидера авангардного движения в США, она не раз организовывала хэппенинги в Central Park в протест войны во Вьетнаме. В Америке Яёи очень плодотворно работала, но состояние здоровья не позволило ей остаться здесь надолго, в 1973 году она возвращается в Японию, где живет и создает свои работы по сей день.

Фирменным знаком в творчестве Яёи стал рисунок в горошек, «поля бесконечности», который взят художницей из собственных галлюцинаций. Горошек используется во всех без исключения работах художницы. В инсталляции «Infinity Mirror Room — Phalli’s Field»(1965) включены фаллические элементы, покрытые горошками, окруженные зеркалами. Фаллические символы использовались художницей так же для покрытия различных предметов: лестниц, стульев, столов, диванов. Кусама работала над коллажами, состоящими из фото ее инсталляций, картин и объектов.

Художница была забыта до 90-х годов, но в 1993 представила Японию на Венецианском биеннале. Это вернуло ей былую популярность. В ноябре 2008 года одна из работ Яёи была продана на аукционе Кристи за $5100000, что является абсолютным рекордом для женского творчества.

Яёи Кусама поражает воображение своим необычным, но столь притягательным талантом. В ее работах сочетается детская непосредственность с психоделическими мотивами. Это переносит нас в чудесный мир, который принадлежит только воображению волшебницы Яёи из страны Восходящего Солнца.

10 фактов из жизни Яёи Кусама — Сюр без Дали




91-летняя японская художница Yayoi Kusama (Яёи Кусама) — самая дорогая и успешная в своей стране. Она проживает в Токио, где более 45 лет обитает в больнице для душевнобольных.

Художник Яёи Кусама
  1. Мать не позволяла дочери рисовать. Та даже хотела покончить с собой и повредилась умом. Чтобы избавиться от галлюцинаций и видений, девочка начала рисовать повторяющиеся узоры.

Горошек, которым она покрывала все, что встречала на своем пути, стал наваждением, спасением от приступов болезни и фирменным знаком. Символизируя энергию мира и путь в бесконечность, горошины остались с ней навсегда.

Картины Яёи Кусама
  1. Яёи Кусама училась в художественной школе, где пробовала разные стили. В 1950 году из галлюцинаций пришли белые круги на красном фоне.
  2. Яёи Кусама прибыла в Сиэтл в 1957 году с двумя кимоно и 200 картинами. Это первый город, который Кусама посетила, когда переехала в США. Без денег и знакомств она начинает посещать лигу студентов-художников.
Тыква — любимый продукт и художественный образ
  1. В 1960-х годах Яёи Кусама уже в рядах хиппи. В Америке она «хулиганила» как могла: разрисовывала горохом тела мужчин, написала письмо президенту Никсону с предложением интимной связи взамен на окончание вьетнамской войны. Когда слухи дошли до японских берегов, Кусама стала «национальным бедствием». Ее мать от позора даже пожалела, что Яёи не умерла в детстве.
Автопортрет
  1. В 1960 годах появляются ее «зеркальные комнаты», создающие иллюзию бесконечности и погружающие зрителя в диковинную сюрреалистичную среду.
Инсталляция «Бесконечная зеркальная комната»

В 1965 году Яёи Кусама создает Бесконечную зеркальную комнату, наполняет ее объектами в горошек. Таким образом художница проявляет феминизм.

  1. 33-й Венецианская биеннале в 1966 году отвергла Яёи Кусама из-за скандальной репутации художницы. Японка не осталась в долгу: разместила свою инсталляцию Narcissus Garden (Сад Нарцисса) напротив входа на выставку.
Яёи Кусама продает зеркальные шары

Инсталляция состояла из 1500 зеркальных шаров с надписью Your Narcisium [sic] for Sale. Нарядившись в кимоно в знак протеста против «белой» элиты, она продавала шарики по $2, пока ее не забрали в полицию.

  1. В 1970-х годах Яёи Кусама возвращается на родину и ее домом навсегда становится психиатрическая лечебница. Но храбрая японка не сдается и продолжает творить. Находясь в инвалидном кресле, Кусама ежедневно работает по 9 часов.
Комната облитерации
  1. В 2011 году художница сотрудничала с фирмой Louis Vuitton: разработала коллекцию одежды.
Джорж Клуни

Ее выход сопровождался шумной рекламной кампанией. В специальном конкурсе победители получали «Алису в стране чудес» в оформлении Яёи.

  1. В 2014 г. полотно «Белый №28» было продано за 7,1 млн долларов. В 2016 году была признана самой дорогой из ныне здравствующих женщин-художников.
Белый №28
  1. Яёи Кусама создает художественные работы уже более шести десятилетий. У нее нет особого художественного стиля.
Подари мне любовь

Хотя многие ассоциируют ее картины с поп-артом, модернистским искусством и сюрреализмом, она отказывается классифицировать себя по каким-либо критериям, называя свои шедевры «искусство Кусама».

Следите за новыми постами, делитесь с друзьями.

Что еще почитать:

Вездесущие точки Кусама | Артхроника

АНДРЕЙ ШЕНТАЛЬ о ретроспективе знаменитой японской художницы в галерее Тейт

Творчество Яои Кусама можно свести к двум мотивам: «полька дот» (узор в горошек) и скульптурные композиции-аккумуляции. Все остальное лишь дело медиума, с помощью которого эти мотивы реализуются. Им может оказаться холст, мебель, человек, кинопленка, зеркало – одним словом, весь арсенал поверхностей, используемых современным искусством. Обычно выставки Кусама порождают настоящие вспышки эпидемий, заражая деревья, парки и площадки около музеев своим узором в крапинку. Но ретроспектива, проходящая сейчас в Тейт Модерн, выглядит на редкость скромно. Куратор реконструирует траекторию развития стиля художницы со всеми его превратностями: сменой техник, перемежением мотивов, переездами из Японии в Нью-Йорк и обратно. Но, к сожалению, выставка не стремится добавить ничего нового к сказанному самой Кусама, и все эти «прыжки» в цвете, размере и технике сопровождаются лишь пояснительными биографическими сносками. Здесь нет ни четко обозначенной темы, ни свежего взгляда на известные работы, ни неожиданных противопоставлений.

Яои Кусама позирует на фоне одной из своих агрегаций на выставке «Тысяча лодок». 1963. Галерея Гертруда Штайн, Нью-Йорк© Yayoi Kusama and © Yayoi Kusama Studios Inc.

И если куратор не предлагает нового прочтения, то от художницы его тем более не стоит ожидать. Тот, кому попадалась хотя бы одна статья про Кусама, прекрасно знает об ее имидже безумной художницы. Если верить словам художницы, она с юности страдает галлюцинациями. Говорит она об этом так часто, что начинает казаться, что если Кусама от чего и страдает, то от ипохондрического расстройства. Некоторые дотошные критики даже специально исследуют все высказывания художницы, чтобы подловить ее на нелепицах и противоречиях. Если же проанализировать «обсессивные» работы Кусама, то и они вызывают подозрения в спекуляции. Как полагал специалист по искусству аутсайдеров Ханс Принцхорн, орнаментальная проработка, навязчивое копирование и узорчатый порядок – отличительные черты искусства душевнобольных. Но несмотря на то, что эти характеристики подходят Кусама, от ее картин не веет потусторонностью, как это обычно бывает с творчеством аутсайдеров. Ее работы предельно выверены, и в них легко разглядеть знание художественной традиции. Кусама скорее Пауль Клее, нежели Йохан Кнюпфер.

Благодаря прямолинейности куратора выставка начинается недоумением и заканчивается разочарованием. Экспозицию открывают несколько ранних живописных и графических работ, которых вовсе не ожидаешь от художницы, известной своими кислотными проектами. Но недоумение сменяется удивлением в хорошем смысле слова: самая ранняя из представленных картин «Долгий сон», датируемая 1949 годом, свидетельствуют о том, что уже в двадцать лет японская художница была прекрасно знакома с сюрреализмом и могла легко имитировать мастеров европейского течения. Пару лет спустя Кусама перешла к сюрреалистической абстракции, отдаленно напоминающей ее представителей: Массона, Танги, Матта или Миро. (Что касается заключительной части выставки, то после нее остается лишь сетовать, почему художница, так уверенно начавшая свой творческий путь, стала в старости рисовать картины вроде тех, что продают в подземных переходах.)

Формирование стиля Кусама движется согласно вектору развития западного искусства. Ее следующая серия «Бесконечные сети» представляет собой белые полотна, где противопоставление фигуры и фона растворяется в живописной плоскости. Но несмотря на все потуги критиков выявить параллели между монохромами Кусама и искусством того времени, в них нельзя найти ни анализа синтаксиса картины (Элсворт Келли), ни разложения живописной техники (Роберт Райман), ни холодной «научности» Nouvelle Tendance. Повторяемость орнаментального мотива и отсутствие какого-либо цвета, кроме ахроматического белого, не лишают работы Кусама органичности и ощущения того, что они как бы произрастают изнутри самих себя. Запутанные движения точек образуют иллюзорные впадины и выпуклости на материи холста, заставляющие его пульсировать. Натянутый на подрамник холст обретает те свойства тканевой материи, которые художники обычно игнорируют, – а именно, ее способность развеваться. Более того, Лора Хоптман, автор книги о художнице, вышедшей в издательстве Phaidon, даже сравнила эти работы с вязанием, а Дональд Джадд, бывший любовник Кусама, называл их «кружевом». Впрочем, британская психоаналитик Джулиет Митчелл нашла более интересную трактовку этому узору. Обращаясь к клиническому случаю фобии носков (страх отверстий в ткани), анализированному Фрейдом, она пришла к выводу, что Кусама боялась скрываемой за холстом пустоты и пыталась защититься от нее, завесив ее мелкой живописной вязкой.

Яои Кусама. 1965 © Courtesy of Victoria Miro Gallery, London and Ota Fine Arts, Tokyo © Yayoi Kusama, courtesy Yayoi Kusama studio inc. . Photo: Eikoh Hosoe

Следующие представленные работы – аккумуляции и агрегации, представляющие собой обросшие сталактитами бытовые предметы. Куратор соорудила из них неумелую тотальную инсталляцию, расставив мебель, развесив одежду и раскидав по полу обувь. В соседнем темном зале разместилась похожая работа – знаменитая «Агрегация» (1963), где художница представила трехмерную лодку на фоне фотообоев с повторяющими ее изображениями, сделанными, как замечают исследователи творчества Кусама, за два года до Энди Уорхола.

После аккумуляций зритель опять встречает знакомый мотив «полька дот», на этот раз в качестве движущей силы фильма «Самоуничтожение» (1967), который принес художнице мировую славу. В начале ролика Кусама пытается преодолеть рамки собственного тела, распространяя вокруг себя белые точки. Она прикрепляет бумажные круги на лошадь, рисует их на холсте, плавающем в пруду, или же наносит краску непосредственно на воду. Это стремление растворить себя во всем напоминает животную мимикрию в том смысле, в каком ее понимал французский социолог Роже Кайуа: «процесс обезличивания через слияние с пространством». Здесь Кусама разрушает не только противопоставление фигуры и фона, но и противостояние организма и среды, обретая вездесущность и единообразие с окружающим миром.

Во второй половине «Самоуничтожения» помещенный на поверхности целлулоида узор как будто бы пронизывают саму кинематографическую реальность. Кусама распространяет свои точки на архитектуру Нью-Йорка, а затем и на его жителей. В конце происходит нечто среднее между хэппенингом «Флуксуса» и трансгендерными карнавалами Джека Смита. Это документация так называемых «фестивалей тела», которые Кусама организовывала в конце шестидесятых годов, предлагая участникам разрисовать друг друга. В этих работах художница преодолевает автономность своих модернистских объектов и уникальность своих галлюцинаций. Так, например, профессор Джонатан Катц рассматривает мимесис Кусама как социальный, а нарциссизм как политический. По его мнению, распространяя свои узоры на все вокруг, Кусама «моделирует безумие либидо в общественном пространстве». Ссылаясь на книгу Герберта Маркузе «Эрос и цивилизация» (1955), Катц трактует работы художницы как попытку преодолеть частную субъективность и выйти за пределы генитального эротизма, которым культура капитализма ограничивает человека.

Последняя работа на выставке – зеркальная коробка со святящимися огоньками, финальный пункт проекта преодоления границы между собой и окружающим миром. В отражающихся друг в друге зеркалах точки преодолевают ограниченность земного пространства и размножаются, распространяясь в бесконечность. Кромешная тьма «непосредственно соприкасается с человеком, окутывает его, проникает внутрь и даже сквозь», как сказал бы Герман Минковский. Здесь как нарциссический, так и социально-политический проект Кусама достигает своего логического завершения. И если отбросить развлекательность и зрелищность ее работ, то в каком-то смысле спекуляции безумием перестают казаться столь уж наивными. После публикаций исследований вроде «Гендерного беспокойства» Джудит Батлер мы прекрасно знаем, что идентичность – это не фиксированная категория, и реализуется она перформативно. Так и образ душевнобольной для Кусама – это некий фантазматический конструкт, в котором она обретает иллюзию целостности, стремясь  через этот протестный жест вернуть обществу утраченное единство и подавленную сексуальность.

Андрей Шенталь

Яёи Кусама — Произведения искусства и биография

1 июля — 3 сентября 2018 г.

Впервые представленный как неофициальная инсталляция и перформанс на 33-й Венецианской биеннале в 1966 году, Yayoi Kusama’s Narcissus Garden (с 1966 года по настоящее время) приехал в Rockaways в Нью-Йорке на третье издание Rockaway! , бесплатный ежегодный фестиваль искусств. Работа, состоящая из более чем тысячи сфер из нержавеющей стали, последний раз демонстрировалась в 2016 году в рамках персональной выставки в The Glass House в Коннектикуте, где сферы свободно плавали на поверхности пруда.

Под кураторством директора MoMA PS1 Клауса Бизенбаха, установка занимала заброшенный железнодорожный гараж в Форт-Тильдене, выведенной из эксплуатации военной базе на пляже. Бизенбах сказал The New York Times , что работа «будет выглядеть очень, очень иначе, чем раньше». Выставка была бесплатной и открыта для публики с пятницы по воскресенье с 12 до 18 часов, а также в среду, 4 июля, и в понедельник, 3 сентября (День труда).

Для своей первоначальной презентации в Венеции в 1966 году Кусама разместил Narcissus Garden — затем сделанный из пластиковых сфер — на лужайке перед итальянским павильоном.Одетый в золотое кимоно, художник стоял среди сфер с вывесками «Сад нарциссов, Кусама» и «Ваш нарциссизм на продажу». Она выставила на продажу сферы публике по цене 1200 лир (примерно 2 доллара) за штуку, что считается важным моментом в преддверии публичных выступлений артистки в Нью-Йорке в конце 1960-х годов. Как пишет критик Кэтрин Тафт в Yayoi Kusama , крупной монографии, недавно переизданной Phaidon, «бесконечное повторение и умножение пространства как акт стирания — это основной подход ко всем зрелым инсталляциям Кусамы.«Сад Нарцисса, который демонстрировался по всему миру с тех пор, как художница начала пересматривать свои ранние инсталляции в конце 1990-х годов, достигается этот эффект благодаря полированным серебряным поверхностям сфер, которые отражают их окружение во множестве изменяющихся отражений. В Форт-Тилден , это качество также используется для отражения истории бывшего военного объекта, а также ущерба, нанесенного в этом районе ураганом «Сэнди» в 2012 году.

Artnet предсказал, что эта летняя презентация работы привлечет еще больше людей, чем прошлогодняя презентация Rockaway! , напоминая 75 000 посетителей Festival of Life , персональной выставки Кусамы в 2017 году в Дэвиде Цвирнере, Нью-Йорк, в которой была представлена ​​бесконечная комната с шарами из нержавеющей стали.

Яёи Кусама — Биография | Дэвид Цвирнер

Яёи Кусама (р. 1929) выходит за рамки двух наиболее важных направлений в искусстве второй половины двадцатого века: поп-арта и минимализма. Ее очень влиятельная карьера охватывает картины, перформансы, презентации размером с комнату, скульптурные инсталляции на открытом воздухе, литературные произведения, фильмы, моду, дизайн и вмешательство в существующие архитектурные структуры, которые одновременно относятся к микроскопическим и макроскопическим вселенным.

Кусама родился в 1929 году в Мацумото, Япония. Его работы широко освещались как в сольных, так и в групповых презентациях. Она представила свою первую персональную выставку в своей родной Японии в 1952 году. В середине 1960-х годов она зарекомендовала себя в Нью-Йорке как важный авангардный художник, организовав революционные и влиятельные события, мероприятия и выставки. Ее работы получили новое широкое признание в конце 1980-х годов после ряда международных персональных выставок, в том числе выставок в Центре международного современного искусства в Нью-Йорке и Музее современного искусства в Оксфорде, которые прошли в 1989 году.В 1993 году она представляла Японию на 45-й Венецианской биеннале, что вызвало одобрение критиков. В 1998 году Художественный музей округа Лос-Анджелес и Музей современного искусства в Нью-Йорке совместно организовали Love Forever: Yayoi Kusama, 1958–1968 , который посетил Центр искусств Уокера в Миннеаполисе (1998–1999). и Музей современного искусства, Токио (1999).

Совсем недавно, с 2011 по 2012 год, ее работы были предметом крупномасштабной ретроспективы, которая побывала в Национальном музее Centro de Arte Reina Sofía, Мадрид; Центр Жоржа Помпиду, Париж; Тейт Модерн, Лондон; и Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк.С 2012 по 2015 год три крупных музейных сольных презентации работ художника одновременно посетили крупнейшие музеи Японии, Азии, Центральной и Южной Америки. В 2015 году Музей современного искусства Луизианы в Хумлебеке, Дания, организовал всеобъемлющий обзор практики Кусамы, которая побывала в Хени-Онстад Кунсцентер, Ховикодден, Норвегия; Moderna Museet, Стокгольм; и Художественный музей Хельсинки. В 2017-2019 годах крупный обзор работ художника Infinity Mirrors был представлен в Музее Хиршхорна и Саде скульптур, Вашингтон, округ Колумбия; Художественный музей Сиэтла; The Broad, Лос-Анджелес; Художественная галерея Онтарио, Торонто; Художественный музей Кливленда, Огайо; и Высокий художественный музей, Атланта, Джорджия. Яёи Кусама: жизнь — сердце радуги , ознаменовавшая собой первую крупномасштабную выставку работ Кусамы, представленных в Юго-Восточной Азии, открылась в Национальной галерее Сингапура в 2017 году и посетила Художественную галерею Квинсленда | Галерея современного искусства в Брисбене, Австралия и Музей современного искусства в Нусантаре, Джакарта.

Кусама представлен Дэвидом Цвирнером с 2013 года. Первая выставка галереи в 2013 году с участием художника под названием I Who Have Arrival in Heaven охватила все три помещения на Западной 19-й улице в Нью-Йорке.Ее вторая персональная выставка в галерее прошла в Дэвиде Цвирнере, Нью-Йорк, в 2015 году. Последующие персональные выставки работ художника в Дэвиде Цвирнере, Нью-Йорк, включают Give Me Love в 2015 году; Festival of Life , представленный одновременно с Infinity Nets в 2017 году; и КАЖДЫЙ ДЕНЬ Я МОЛЮСЬ О ЛЮБВИ в 2019 году. В 2021 году Дэвид Цвирнер, Виктория Миро и Ota Fine Arts совместно представили Я хочу, чтобы твои слезы текли словами, которые я НАПИСАЛ в Лондоне, Токио и Нью-Йорке.

Первая всеобъемлющая ретроспектива работ художника была представлена ​​в Gropius Bau в Берлине в 2021 году и в настоящее время находится в Тель-Авивском художественном музее до 23 апреля 2022 года. KUSAMA: Cosmic Nature была представлена ​​в The New Йоркский ботанический сад в 2021 году. Тейт Модерн, Лондон, представляет Яёи Кусама: Зеркальные комнаты бесконечности до 12 июня 2022 года.

Музей Яёи Кусамы, музей, посвященный творчеству художника, открылся 1 октября 2017 года в Токио открывающей выставкой Creation is a Solitary Pursuit, Love is What Brings You Closer to Art .В настоящее время на обозрении до 26 декабря 2021 года находится На полпути между тайной и символом: монохромный Яёи Кусамы, восьмая выставка музея, посвященная ее творчеству.

Работы художника хранятся в музейных собраниях по всему миру, в том числе в Художественной галерее Онтарио, Торонто; Центр Жоржа Помпиду, Париж; Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Вашингтон, округ Колумбия; Музей искусств округа Лос-Анджелес; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Национальный музей современного искусства, Токио; Stedelijk Museum, Амстердам; Тейт, Лондон; Центр искусств Уокера, Миннеаполис, Миннесота; и Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк; среди множества других.Кусама живет и работает в Токио.

Щелкните здесь, чтобы загрузить полную биографию

Яёи Кусама — Избранная пресса

Фотография: Мотохико Хасуи для The New York Times

ТОКИО. Даже туалеты в горошек.

Яёи Кусама, знаменитая японская художница, чьи навязчиво повторяющиеся изображения собрали огромные толпы и одобрение критиков по всему миру, открывает в Токио музей, который может принадлежать только ей.Безошибочно узнаваемые детали включают большие красные точки в горошек и зеркала в лифтах и ​​луковичную мозаичную скульптуру из тыквы на верхнем этаже.

«До сих пор я была тем, кто уехал за границу», — сказала 88-летняя г-жа Кусама, сидя в инвалидном кресле перед своей картиной «Я, прибывшая во Вселенную» на пресс-показе музея Яёи Кусамы во вторник. . «Но теперь я понимаю, что все больше людей приезжают в Японию, чтобы увидеть мою работу», — сказала она, читая заявление в папке, покрытой — чем еще? — красный горошек.«И именно поэтому я решил создать место, где они могли бы увидеть мои работы».

Г-жа Кусама, которая жила и работала в Нью-Йорке в течение 16 лет в начале своей карьеры и дружила с художниками Фрэнком Стеллой, Дональдом Джаддом и Джозефом Корнеллом, с которыми у нее были отношения, провела ретроспективу в Музее Уитни в Нью-Йорк и музей Тейт в Лондоне.

В воскресенье официально открывается музей, посвященный ее творчеству и управляемый фондом, созданным ею для поддержки показа ее картин и иммерсивных инсталляций даже после ее смерти.Билеты на временные входные слоты поступили в продажу онлайн в прошлом месяце и уже распроданы до ноября.

В этом нет ничего удивительного: прошлой весной, когда работы г-жи Кусамы были выставлены в музее Хиршхорн и в саду скульптур в Вашингтоне, выставка привлекла рекордное количество посетителей, которые выстраивались в длинные очереди, чтобы получить возможность провести по 20 или 30 секунд в каждой зеркальной комнате.

Чтобы ограничить скопление людей в новом токийском музее, только 50 посетителей будут допускаться одновременно на одно из четырех 90-минутных интервалов в день.

Здание, спроектированное архитектурной фирмой Kume Sekkei, высотой в пять этажей в Синдзюку, жилом районе недалеко от студии г-жи Кусамы и психиатрической больницы, где она жила добровольно с 1977 года.

В музее, построенном в виде пяти больших кубов, сложенных друг на друга, есть галереи с высокими потолками, чистыми белыми стенами и изогнутыми углами. Белые точки в горошек нанесены по трафарету на стеклянные панели, обрамляющие фасад здания. Сотрудники музея отказались сообщить, сколько стоило его строительство.

Г-жа Кусама выбрала все произведения искусства, представленные на первой выставке «Творение — это одиночное стремление, любовь — это то, что приближает вас к искусству», которая включает в себя в основном недавние работы и продлится до 25 февраля. Выставки будут меняться каждые шесть. месяцы.

«Вероятно, это будет Мекка для Кусамы», — сказал Ясуаки Ишизака, бывший глава Sotheby’s в Японии, а теперь советник по искусству. «Она одна из первых японцев — возможно, единственная японка, — у которой есть действительно популярные во всем мире поклонники, будь то Азия, Европа или Штаты, будь то пожилые или молодые люди.Г-жа Кусама сказала, что создает свои работы в процессе навязчивой концентрации и галлюцинаций. В 2014 году одна из ее работ, «Белый номер 28», была продана на Christie’s за 7,1 миллиона долларов с премией.

Новая выставка включает 45 работ, 16 из которых являются частью серии «Моя вечная душа» — больших, окрашенных электрическим током акриловых картин, над которыми г-жа Кусама работает с 2009 года и которые ранее были выставлены в Национальном центре искусств в Токио. этот год.

Г-жа Кусама продолжала работать над серией, создавая картины каждый день или два; Четыре работы, которые никогда раньше не демонстрировались публике, выставлены в большом открытом зале на третьем этаже музея.

Одна из ее фирменных комнат с зеркальными стенами и рядами желтых и черных тыкв, отражающихся в бесконечности, находится на четвертом этаже. Большая тыквенная скульптура, выложенная золотой и розовой мозаикой, находится в комнате на верхнем этаже с видом на многоквартирные дома, а белье сушится на балконах через улицу, создавая прозаический фон для завораживающих работ г-жи Кусамы.

Подводя итоги своей философии искусства, г-жа Кусама сказала: «Я надеюсь, что вы продолжите понимать мой дух и что это на благо мира и любви во всем мире.”

В интервью в своей студии после анонса для СМИ, госпожа Кусама, одетая в желто-черный кафтан с принтом в горошек, пламенно-красный парик и полоску красной краски, брызнувшую на ее правый ботинок, продолжила тему мира во всем мире.

Хотя она не касалась конкретных текущих событий, таких как ядерный кризис в Северной Корее, она сказала, что хочет, чтобы ее искусство способствовало «счастью людей и миру без войн».

Г-жа Кусама, родившаяся в 1929 году в горном городке Мацумото, начала рисовать из галлюцинаций, которые она испытала в юности.Некоторые из ее антивоенных настроений проистекают из того факта, что она пережила Вторую мировую войну в Японии и пошла работать на военном заводе, чтобы шить парашюты, когда ей было всего 13 лет.

Мать оскорбляла ее, и она открыто говорила о своих психических неврозах. В интервью Тамаки Сайто, японскому психиатру, в его книге 2008 года «Художники танцуют на грани», она вспомнила, что шесть лет проходила фрейдистский анализ в Нью-Йорке, но это лечение помешало ее творчеству.

«Идеи перестали выходить, что бы я ни рисовала или рисовала, — сказала она, — потому что все исходило из моего рта».

На вопрос в студии о связи между ее психическим состоянием и искусством ее кураторы сочли, что вопрос «слишком деликатный».

Но госпожа Кусама настояла на том, чтобы ответить. «С 10 лет я рисую каждый день», — сказала она. «И даже сейчас нет дня, который бы я не рисовал». Она добавила: «Я до сих пор повсюду вижу горошек.”

Она сказала, что ее цель, сидя перед двумя новыми работами в своей студии, — продолжать. «Я просто всегда пытаюсь бороться, — сказала она. «Искусство для меня все, и я боролся за искусство».

Она сказала, что часто слышит от музеев по всему миру о желании устроить выставки ее работ. «Я просто пытаюсь сосредоточиться на рисовании», — сказала она.

Помощник откатил ее к столу, на котором покоился большой голубой холст. Г-жа Кусама взяла маленькую кисть из тарелки с черной акриловой краской и продолжила рисовать столбики кошачьих глаз, которые она начала этим утром.

Читать оригинал

Яёи Кусама | MoMA

Жизненно важная часть авангардной арт-сцены Нью-Йорка с конца 1950-х до начала 1970-х годов, Яёи Кусама разработала отличительный стиль, используя подходы, связанные с абстрактным экспрессионизмом, минимализмом, поп-артом, феминистским искусством и институциональной критикой, но она всегда определяла себя в своих терминах. «Я одержимая художница», — сказала она однажды. «Люди могут называть меня иначе, но… Я считаю себя еретиком мира искусства.”

Кусама родился в 1929 году в богатой, но неблагополучной семье в Нагано, Япония. В значительной степени защищенная от ужасов Второй мировой войны, она, как она утверждала, тем не менее была травмирована жестокостью матери, неверностями отца и отказом ее семьи от ее интереса к творчеству. Она начала рисовать в возрасте 10 лет, когда начала испытывать зрительные и слуховые галлюцинации, которые преследовали ее, а также подпитывали ее творчество до конца жизни.Она утверждала, что ее «произведения искусства — это выражение моей жизни, особенно моей душевной болезни».

Изучив традиционную японскую живопись в Киото, Кусама бросила школу и в 1958 году переехала в Нью-Йорк. Там она почувствовала, что может без ограничений заниматься своим искусством — и создавать фурор. «Когда я приехала в Нью-Йорк, в моде рисование боевика…» — подумала она. «Я хотел полностью оторваться от этого и начать новое направление в искусстве». Она начала с создания крупномасштабных монохромных картин, к которым быстро привлекла внимание критиков.К 1960-м годам плодовитый художник создавал картины, рисунки, скульптуры, события, инсталляции, моду и фильмы. В 1969 году она основала Kusama Enterprises, торговую точку по продаже одежды, сумок и даже автомобилей. Эти продукты отличаются ее уникальной эстетикой, характеризующейся широким использованием горошек и плотных повторяющихся узоров, создающих ощущение бесконечности.

В 1973 году Кусама вернулся в Японию. Два года спустя, ища лечения от своего обсессивно-компульсивного невроза, она поступила в больницу, где живет и работает по сей день.Она продолжает создавать картины и скульптуру, а в 1980-х годах добавила поэзию и художественную литературу к своему диапазону творческих исканий.

Вступительное слово Карен Кедми, независимого историка искусства и писателя, 2017

Исследование этого текста было поддержано щедрым грантом Фонда современных женщин.

Яёи Кусама — 27 произведений

Яёи Кусама (草 間 彌 生, Кусама Яёи, родился 22 марта 1929 г.) — современный японский художник, который занимается в основном скульптурой и инсталляцией, но также активно занимается живописью, перформансом, кино, модой, поэзией, художественной литературой и другими видами искусства.Ее работы основаны на концептуальном искусстве и демонстрируют некоторые атрибуты феминизма, минимализма, сюрреализма, Art Brut, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, а также наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Она была признана одним из самых важных ныне живущих художников Японии.

Выросший в Мацумото, Кусама обучался в Киотской школе искусств и ремесел в традиционном японском стиле живописи нихонга. Однако Кусама был вдохновлен американским абстрактным импрессионизмом.Она переехала в Нью-Йорк в 1958 году и была частью авангардной сцены Нью-Йорка на протяжении 1960-х годов, особенно в движении поп-арт. Приняв участие в расцвете контркультуры хиппи в конце 1960-х, она привлекла внимание общественности, когда организовала серию мероприятий, в которых обнаженные участники были нарисованы яркими точками в горошек. С 1970-х годов Кусама продолжал создавать произведения искусства, в первую очередь инсталляции в различных музеях по всему миру.

Кусама родился в 1929 году в Мацумото, Нагано в богатой семье торговцев, владевших питомником растений и семеноводческой фермой. Он начал заниматься искусством в раннем возрасте и начал писать стихи в 18 лет.Ее мать, очевидно, подвергала себя физическому насилию, и Кусама вспоминает своего отца как «из тех, кто любит играть, много женится». Художник говорит, что ее мать часто посылала ее шпионить за внебрачными связями отца, что внушало ей на всю жизнь презрение к сексуальности, особенно к мужскому телу и фаллосу: «Я не люблю секс. У меня была одержимость сексом. Когда я был ребенком, у моего отца были любовники, и я видел его. Моя мать послала меня шпионить за ним. Я не хотел заниматься сексом ни с кем в течение многих лет […] Сексуальная одержимость и страх перед сексом сидят во мне бок о бок ».

Когда ей было десять лет, у нее начались яркие галлюцинации, которые она описывала как «вспышки света, ауры или плотные поля точек». Эти галлюцинации также включали цветы, которые говорили с Кусамой, и узоры на ткани, на которые она смотрела, оживая, размножаясь, поглощая или уничтожая ее — процесс, который она внесла в свою артистическую карьеру и который она называет «самоуничтожением».Сообщается, что она была очарована гладкими белыми камнями, покрывающими русло реки возле ее семейного дома, которые она называет еще одним из основополагающих факторов, повлиявших на ее длительную фиксацию на точках.

Когда Кусаме было 13 лет, ее отправили работать на военный завод, где ей было поручено шить и изготавливать парашюты для японской армии, а затем она оказалась втянутой во Вторую мировую войну. Обсуждая время, проведенное на заводе, она говорит, что провела подростковые годы «в закрытой темноте», хотя всегда могла слышать сигналы о воздушном налете и видеть американские B-29, летящие над головой среди бела дня.На ее детство сильно повлияли события войны, и она утверждает, что именно в этот период она начала ценить идеи личной и творческой свободы.

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →


Подробнее …

Кто такой Яёи Кусама? — Кто они?

Яёи Кусама, Уходящая зима 2005, Фото: © Джеймс Дэвин, любезно предоставлено галереей Виктории Миро, Лондон © Яёи Кусама

Кто она?

Яёи Кусама — японская художница, которую иногда называют «принцессой в горошек».Хотя она создает множество разных видов искусства — картины, скульптуры, перформансы и инсталляции — у них есть одна общая черта — ТОЧКИ!

Что за точки?

Яёи Кусама рассказывает историю о том, как, когда она была маленькой девочкой, у нее была галлюцинация, которая испугала ее. Она была в поле цветов, когда все заговорили с ней! Головки цветов были похожи на точки, которые продолжались, насколько она могла видеть, и ей казалось, что она исчезает или, как она называет это, «самоуничтожается» — в этом поле бесконечных точек.Этот странный опыт повлиял на большинство ее последующих работ.

Добавляя сплошные отметки и точки на свои картины, рисунки, предметы и одежду, она чувствует, как будто она заставляет их (и себя) раствориться в большей вселенной и стать ее частью. Она сказала:

«Наша Земля — ​​лишь одна точка в горошек среди миллиона звезд в космосе. Горошек — это путь в бесконечность. Когда мы стираем природу и свое тело с помощью горошек, мы становимся частью единства нашей окружающей среды ».

© Яёи Кусама / Yayoi Kusama Studio, Inc, любезно предоставлено Castellane Gallery, Нью-Йорк

Yayoi Kusama Studio Зеркальная комната Infinity — наполнена блеском жизни 2011 © Yayoi Kusama / Yayoi Kusama Studio, Inc

Она также создает среду из точек, чтобы мы тоже могли испытать это чувство самоуничтожения.Она называет эти комнаты своими «Бесконечными комнатами» и создает их, устанавливая сотни мигающих цветных светодиодных фонарей в зеркальные комнаты. Точечные уколы света в темной комнате бесконечно отражаются в зеркалах, заставляя вас чувствовать себя так, как будто вы находитесь в явно бесконечном пространстве. Точки окружают и поглощают вас … очень трудно сказать, где вы заканчиваете, а где начинается остальная часть комнаты!

Как она начала?

Яёи родилась в Японии в 1929 году. Она любила рисовать и рисовать, и хотя ее родители не хотели, чтобы она была художницей, она была настроена решительно.Когда мама порвала ее рисунки, она сделала еще больше. Когда у нее не было средств на покупку художественных материалов, она использовала грязь и старые мешки для изготовления произведений искусства. Это рисунок своей мамы, который она сделала, когда ей было 10 лет.

Яёи Кусама, Без названия 1939 , Бумага, карандаш, 25 × 22 см

В конце концов Яёи Кусама убедила своих родителей отпустить ее в художественную школу и учиться рисованию.

В конце 1950-х она переехала в Нью-Йорк, потому что там, казалось, творилось много интереснейшего искусства. Должно быть, было немного страшно приехать в большой город с такой культурой, отличной от той, которую она знала. Но она была полна решимости покорить Нью-Йорк. Позже она писала о своем дерзком отношении: «Я бы противостояла им всем одним горошком».

Яёи Кусама, лежащий на основании «Моей клумбы» 1962 в Нью-Йорке, ок.1965 © Яёи Кусама / Студия Яёи Кусама, Inc.

В 1959 году она провела там первую из многих выставок. Она познакомилась и вдохновила известных художников, включая Дональда Джадда, Энди Уорхола и Джозефа Корнелла, и ее искусство было частью захватывающих художественных достижений, таких как поп-арт и минимализм. Она также была одной из первых художников, которые экспериментировали с перформансом и боевиком.

Яёи Кусама не только пионер искусства, но и вложила свои творческие способности в другие области, включая музыку, дизайн, письмо и моду.

кладов ранних работ Яёи Кусамы впервые выйдут на всеобщее обозрение | Умные новости

Яёи Кусама с недавними работами в Токио, 2016 © Яёи Кусама / Фото Томоаки Макино

Когда уважаемая японская художница Яёи Кусама в 1960-х годах на Манхэттене занималась творчеством, ей был нужен врач, но она не могла себе этого позволить. Столкнувшись с несколькими вариантами, она посетила врача Теруо Хиросе (одного из двух врачей, говорящих по-японски на острове в то время), который часто оказывал недорогую или бесплатную медицинскую помощь другим японским иммигрантам.

Хиросе согласился лечить ее, а она взамен подарила ему несколько произведений искусства в знак благодарности. Пара оставалась друзьями до смерти Хиросе в ноябре 2019 года в возрасте 93 лет.

В мае этого года, сообщает Angelica Villa для ARTnews , 11 из этих подаренных произведений искусства будут выставлены на аукцион. В совокупности Бонхамс ожидает, что три картины и восемь работ на бумаге будут проданы по цене от 8,8 до 14 миллионов долларов.

«Это исключительная коллекция чрезвычайно редких ранних работ Яёи Кусамы», — говорится в заявлении главы Bonhams Post-War & Contemporary Art Ральфа Тейлора.«Эти работы не только имеют невероятное происхождение, но они также чрезвычайно важны в творчестве Кусамы, выражая многие ранние черты и темы, которые она продолжала исследовать и развивать на протяжении всей своей карьеры».

Многие из выставленных на продажу работ украшены характерными мотивами Кусамы. Например, Hudson River (1960), пьянящая малиновая картина с вкраплениями крохотных черных отметин, знаменует собой одно из первых проявлений фирменных узоров художника Infinity Net.Согласно сообщению в блоге галереи современного искусства Unit London, Кусама, которая на протяжении всей жизни испытывала симптомы психоза и шизофрении, черпала вдохновение для этого дизайна в детских галлюцинациях, состоящих из точек и сетей.

Яёи Кусама, Река Гудзон , 1960 Предоставлено Bonhams

«Ее рисунки и картины представляли эту завесу разделения через повторяющиеся узоры, точки или сети, которые бесконечно расходятся, стирая все на своем пути», — говорит Бетси Джонсон, помощник куратора Смитсоновского музея и Сада скульптур Хиршхорн, Smithsonian журнал.«Сначала это пугало ее, но позже это уничтожение стало чем-то, что Кусама воспринял с пониманием того, что все мы являемся частью ткани вселенной — от клеток в наших телах до звезд в небе».

Hudson River и Mississippi River (1960), картина с аналогичным названием Infinity Net, по оценкам, будет продаваться на Bonhams по цене от 3 до 5 миллионов долларов каждая, отмечает Artnet News .

Некоторые из выставленных на продажу произведений, например Untitled (1965), представляют собой ранние образцы других опор в творчестве Кусамы.Картина изображает серию разноцветных прямоугольных форм, напоминающих зеркала, которые Кусама широко использует в своих работах «Зеркало бесконечности» — интерактивных инсталляциях, наполненных отражающим стеклом, создающих иллюзию бесконечного пространства.

«Ее картина Untitled демонстрирует эксперименты Кусамы в 1960-х годах, а также предвещает ее узнаваемые зеркальные боксы, где изображения растут и излучаются из одной точки», — говорится в заявлении Тейлор.

Кусама родился в Японии в 1929 году и в раннем возрасте стал плодовитым художником.Она начала создавать картины в детстве, примерно в то же время, когда у нее впервые начались галлюцинации.

Зеркальная комната бесконечности — Поле Фалли Яёи Кусамы, 1965 © Яёи Кусама / Фото Эйко Хосоэ

«[Эти] галлюцинации … подавили бы ее чувства и эффективно отрезали бы ее от окружающей среды», — говорит Джонсон. «Временами казалось, что вокруг нее упала тонкая серая вуаль, временно перенося ее в другое царство».

Хотя Кусама была талантливым подростком, ее родители жестоко обращались с ней и часто отговаривали ее от карьеры художника.В какой-то момент мать Кусамы забрала ее холсты и уничтожила их, заставив дочь вместо этого стать домохозяйкой. Но Кусама продолжала тайно творить искусство, и в конце концов она покинула свою родную страну, чтобы работать художницей в Нью-Йорке, согласно сообщению в блоге Tate Britain.

Когда Кусама приехала в Соединенные Штаты в 1957 году, она привезла с собой 2000 своих работ. (Семь из этих ранних творений будут представлены на предстоящем аукционе , , согласно ARTnews .Переезд художника был трудным по ряду причин, одна из которых заключалась в том, что художники-мужчины, такие как Энди Уорхол и Клас Ольденбург, переняли некоторые из ее идей и получили большее признание для них, чем она, как писал Тим Адамс для Observer в 2018 году. Кусама также начала страдать от проблем со здоровьем, которые будут мучить ее и в дальнейшем.

«Поскольку проблемы психического здоровья открыто не обсуждались окружающими, — говорит Джонсон, — [ее опыт] изолировал Кусаму, и искусство стало средством, с помощью которого она могла записывать и противостоять тому, что с ней происходило.”

Чтобы справиться со своими проблемами со здоровьем, Кусама обратилась за помощью к Хиросе, который также иммигрировал в Штаты в 1950-х годах. В конце концов, он стал ее другом, а также врачом; эти двое оставались близкими на протяжении десятилетий, даже после того, как художник вернулся в Японию в 1973 году.

Предлагаемая коллекция произведений искусства представляет собой «самую редкую группу произведений Кусамы конца 1950-х и 1960-х, когда-либо выставлявшихся на аукционах», — говорится в заявлении Бонхамса.Перед распродажей 12 мая произведения на предстоящем аукционе впервые будут выставлены публично в Гонконге и Нью-Йорке.

Подобные работы с самого начала карьеры Кусамы получили широкое признание. В апреле 2019 года одна из ее картин Infinity Net 1959 года была продана на Sotheby’s примерно за 7,9 миллиона долларов.

Сегодня инсталляции Infinity Mirror, достойные Instagram, и другие визуальные зрелища Кусамы сделали ее одним из самых известных художников в мире.

«Своей непоколебимой приверженностью своему видению Кусама показала, что художницам не нужно подчиняться патриархальным стандартам, чтобы добиться успеха», — говорит Джонсон, куратор предстоящей выставки «One With Eternity: Kusama in the Hirshhorn Collection». (Первоначально планировалось, что открытие состоится в апреле 2020 года, но шоу было отложено из-за карантина, связанного с коронавирусом Covid-19. Новые даты еще не объявлены.)

«Вместо этого, — добавляет куратор, — оставаясь верной себе и делая акцент на собственном опыте, Кусама создала работы, которые нашли отклик у миллионов зрителей.”

Изобразительное искусство История искусства Художники Искусство Аукционы Современное искусство Музей и сад скульптур Хиршхорна Япония психическое заболевание Рисование Женская история

Рекомендованные видео

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *