Картины рождественские – Рождество Христово в русской живописи

Содержание

Рождество Христово в русской живописи

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.


Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея

* * *


Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич

* * *


Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич

* * *


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233×139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге

* * *


Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73×53,3.
Государственная Третьяковская галерея

* * *


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4×39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.

* * *


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник — ученик Карла Брюллова — в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.

* * *


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве

* * *


Рождество Христово.

Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

* * *


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея

* * *


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

* * *


Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41×31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959


Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49×41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции «Рождество Христово» (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства

http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661 


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31×49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177

* * *


Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей

* * *


Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.
Церковно-археологический кабинет МДА


Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА

* * *


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71×66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

* * *


Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах

* * *


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37×39,2 см.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga’s Gallery

* * *


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7×34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby’s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s 


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5×45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, Арт-каталог, etnaa — русская живопись

www.ippo.ru

Рождественские картины – Ярмарка Мастеров

Снег под Рождество

Январь. Шестое число.
День понедельник.
Шел тихий снег под Рождество
В Святой сочельник.
Он падал на поля и лес
небесной манной,
летел откуда-то с небес
обетованных.
Прекрасно было и светло
его паденье,
природе жизнь несло оно,
душе — смиренье.
И утолялась страсть земная
Святой десницей,
и разносилась весть благая:
«Христос родится!»
Александр Колосок
2003 г.


Нино Чакветадзе (Грузия, род. 1971) Рождество 2012 г.
Сажаев Михаил Петрович (род. 1948) В Сочельник утром.


Булыгин Иван Николаевич. Рождественский сочельник.


Смирнов Сергей Иванович (род. 1954) Сочельник. Час первой звезды. 1997 г.


Колесников Степан Федорович (Россия, 1879-1955). Сочельник.


Колесников Степан Федорович (1879-1955). После службы.


Волков Юрий Николаевич (род. 1952). Сочельник. 2000 г.
Под Рождество
Лунная дорожка
Пролегла стрелой
Над замерзшей ледяной рекой.
Выгляни в окошко,
И увидишь ты
Теплый свет рождественской звезды.
Бабушкина сказка
Льется, как вода.
След от санок у искристого пруда.
Вновь летят салазки,
Снег со всех сторон…
Ну, а может, это просто сон?
Звездочка на елке,
Шарики блестят,

И гирлянды золотом горят.
Все везде замолкло.
Всюду сон.
На сочельник будет вещий он.

Москалева Елена Евдокимовна (род. 1952). Рождественская ночь.

Терещенко Валентин Степанович (род. 1941). Сочельник.

Anton Heinrich Dieffenbach (German, 1831-1914). A Christmas Party (Рождественская вечеринка).

Carl Larsson (Swedish, 1853-1919). The Christmas Eve (Сочельник). 1904 г.

Henry Tonks (British, 1862-1937). Steer at Home, 109 Cheyne Walk (on Christmas Eve) 1930 г.

Josef Lada (Czech, 1887-1957). Vnoce (Рождество). 1955 г.

Emil Czech (Austrian, 1862-1929). Heiligabend. Weihnachtstrume (Сочельник. Рождественские мечты). 1913 г.

Marie (Rie) Cramer (Dutch, 1887-1977). A Chrismas Scene with Little Children dressed up Like Angels.

Marie (Rie) Cramer (Dutch, 1887-1977). Drei Knige (Три царя).

Franz Skarbina (German, 1849-1910) Bohemian Church on Christmas Eve (Церковь в Богемии в Сочельник). 1903 г. Stiftung Stadtmuseum, Berlin

Otto Piltz (German, 1846-1910) Heilige 3 Knige (Святые три царя). 1907 г.

Ugo de Cesare (Italian, born 1950) La sera di Natale (Рождественский вечер). 2006 г.

Anders Zorn (Swedish, 1860-1920) Christmas Morning Service (Рождественская утренняя служба). 1908 г.
***
Пусть у каждой семьи, будет теплый, уютный очаг…
Чтоб за общим столом все собрались в Рождественский вечер.
Чтобы ангел-хранитель, задержался надолго в гостях,
И провел всех живыми к Иисусу Христосу навстречу…
Благодать пусть придет и наполнит любовью сердца,
Пусть Господь сохранит и подарит любовь и надежду.
Пусть не сходят улыбки и светятся счастьем глаза,
И подарит сочельник всем светлую, добрую нежность…

William C.Bauer (American, 1862-1904) Christmas Eve (Сочельник).

William C.Bauer (American, 1862-1904) Christmas Eve (Сочельник).

Гравер Э.Даммюллер Одна из моделей Вифлеема и его окрестностей, выставляемых в итальянских церквях на рождественских праздниках. 1874 г.

С Рождеством, дорогие друзья!

www.livemaster.ru

Рождество в живописи. Картины про Рождество в России и на Западе | Материнство

Рождество и Новый год – два зимних праздника, стоящих в календаре рядом. Празднуются они похожим образом: елка, гирлянды, подарки… Но все-таки у празднования Рождества есть свой особый колорит, который заметен даже в живописи.

Поэтому мы разделили подборку картин про Новый год, опубликованную ранее, и подборку картин про Рождество. В сегодняшнем выпуске – рождественская живопись, как русская, так и западная. В подборку вошли 128 картин про Рождество.

Рождественские пейзажи в Европе и США

Праздничное убранство города, продолжительные сумерки, раскрашенные огоньками гирлянд – одно из самых ярких впечатлений рождественского времени!

В США есть несколько знаменитых художников, которые специализируются на фантазийных пейзажах, преимущественно рождественских. Эти картины востребованы не только сами по себе, как украшение интерьера, но и для всевозможной рождественской продукции, например, открыток и подарочных пакетов.

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Линда Нельсон

Уолш Кевин

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания

Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания

Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания

Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания

Рождественские пейзажи в России

В России городские рождественские пейзажи очень близки к новогодним. Более рождественскими выглядят пейзажи с православными храмами, как сельские, так и городские.

Ну а картина Натальи Соколовой «Рождество Христово», проецирующая Евангельскую сцену Рождества в зимний лес, стала визитной карточкой русской рождественской живописи. 

Игорь Разживин «Рождественские огни у Мэрии» 2016

Павел Еськов «Рождественский Петербург»

Наталья Соколова «Рождество Христово»

А. Бучкури «Рождественский базар», 1906 г.

Иван Салмин «Дождь на Рождество»

Игорь Разживин «Волшебница зима» 2008

Олег Иванович Молчанов «Рождество в Ипатьевской слободе»

Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»

Владимир Юрьевич Жданов «Сочельник»

Владимир Юрьевич Жданов «Вечер накануне Рождества»

Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»

Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»

Евгений Лоскутов «Рождество» 2015

Владимир Юрьевич Жданов «Рождественская кутерьма»

Владимир Юрьевич Жданов «Святочная ночь»

Владимир Юрьевич Жданов «На святках»

Владимир Юрьевич Жданов «Каникулы!»

Украинское Рождество

На Украине Рождество совершенно уникальное, не похожее ни на русское, ни на западное, ни на какое-либо другое. Лейтмотив этих картин — повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Другая характерная черта праздника Рождества на Украине — колядование, традиция которого там не прерывалась даже в советские годы. В отличие от России, где ее успешно искоренили и лишь сейчас кое-где пытаются возродить.

А. Мицник «Ночь перед Рождеством»

А. Мицник «Украина на Рождество»

А. Мицник «Колядки»

Тепло и уют семейного очага — еще одна отличительная черта празднования Рождества. Украшнная елка, рождественские пряники и конечно же, подарки, которые обожают все дети!

Рождественские интерьеры в Европе и США

Alan Maley

Характерная черта празднования Рождества 100-200 лет назад, как на Западе, так и в России — это праздники около елки, которые устраивали в богатых домах и на которые приглашали множество детей. Описание такой домашней елки есть в сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик».

Именно с таких домашних елок началась традиция современных новогодних шоу, которые тоже называются новогодними елками для детей.

Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «The Christmas Tree at the Dispensary» 1908

Генри Мослер, «Рождественское утро», 1916

Вигго Юхансен «Счастливое Рождество»

Фридрих Фридман, «Рождество»

Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей»

А. Шварц, 1900

Хедвиг Мехле-Гросманн, «Девочки под елкой», 1894

Каролин Блиш

Сюзан Риос

Сюзан Риос «Рождественское тепло»

автор неизвестен

Timm Sam

автор неизвестен

Lee Stroncek

Инге Лёёк, «Веселые старушки»

Роберт Данкан «Рождественская елка»

Рождественские интерьеры в России

Борис Смирнов, 1909

Владимир Мухин

Мария Павлова «Завтра наступит Рождество» 2012

 

Колядки

Колядование — одна из самых любимых забав детей и подростков на святках. Веселые ватаги ходят по домам, поют праздничные колядки (щедрики), поздравляют хозяев с Рождеством Христовым, а в ответ получают угощение. Не одарить ряженых колядовщиков считается дурным тоном.

Колядующие носят с собой звезду на длинном шесте, напоминающую о Вифлеемской Звезде — провозвестнице Рождества Христова. Поэтому колядование иначе называется «ходить со звездой». А вот коза (в киде куклы или ряженого в костюме козы) — это наследие языческого прошлого, она появилась, когда коляда еще не была христианской.

«Пришла коляда — отворяй ворота»

Дарья Денисова «Рождественские колядки» 2014

Елена Ревуцкая «Молдавские колядки»

Игорь Медведев «Колядки»

Андрей Свинин «Колядки»

Татьяна Сипович «Колядки» 2009

Иван Горобчук «Колядки» 2007

Константин Трутовский «Колядки в Малороссии» 1864

Федот Васильевич Сычков (1887-1958) «Христославы» 1910

Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883) «Городовые-христославы» 1872

Для западного Рождества неотъемлемый персонаж — конечно же Санта Клаус.

Никки Боэм (Nicky Boehme), США

Том Ньюсом «Из жизни Санта-Клауса»

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США

Норман Роквелл, «Санта Клаус», 1921

Натан Пиннок (Nathan Pinnock) «Хорошо выполненная работа»

materinstvo.ru

Рождество на картинах европейских художников из русских музеев.

Тема Рождества Христова в западной религиозной живописи одна из самых популярных. Вот десять шедевров, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

XV век, Эрмитаж

Сцена поклонения трех восточных мудрецов только что родившемуся Младенцу изображена на центральной створке триптиха. На ее заднем плане — «Поклонение пастухов» и «Путешествие волхвов». На левой створке написан эпизод с обрезанием Христа, а на правой — «Избиение младенцев».

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. XV век, Эрмитаж

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу. 2-я половина XV века, ГМИИ

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу

2-я половина XV века, ГМИИ

Вместе с Богоматерью новорожденному Младенцу поклоняется ребенок постарше — Иоанн Креститель, по западным легендам — его двоюродный брат. За плечом Иоанна можно разглядеть топор лесоруба, воткнутый в пень, — напоминание, что этому святому отрубят голову.

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу

около 1480 года, Эрмитаж

Один из первых итальянских художников, который использовал пейзаж, созвучный настроению персонажей. Мадонна и слетевшие с небес ангелы поклоняются Младенцу на лужайке, усыпанной цветами, которая окружена оградой и символизирует рай — ведь у райского сада обязательно есть забор!

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу. Около 1480 года, Эрмитаж

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество (Святая ночь). Около 1520 года, ГМИИ

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество» (Святая ночь)

около 1520 года, ГМИИ)

События на картине происходят глубокой ночью. Теплый свет, озаряющий Мадонну и ангелов, идет не от какого-нибудь искусственного источника тепла, а от самого тела Младенца. Ангелы слева вверху поют, держа в руках лист с нотами.

Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»

2-я половина XVI века, Эрмитаж

Копия картины великого Питера Брейгеля Старшего, тщательно выполненная его сыном. Евангельскую сцену в левом нижнем углу можно найти с трудом. Полотно в основном посвящено зимней повседневности Голландии — например, на льду изображена прорубь для воды, откуда горожане черпают воду.

Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 2-я половина XVI века, Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство. 1645, Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство

1645, Эрмитаж

Мария с ребенком и мужем уже дома, в Назарете. Это ясно из того, что на заднем плане в тени написан плотник святой Иосиф — он стоит у своего верстака, строгая ярмо. Один из ангелов, спускающихся с небес, — в позе Распятия, чтобы напомнить зрителю, чем закончится эта семейная идиллия.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов

1570-е годы, Эрмитаж

Итальянский художник использует новозаветный сюжет, чтобы изобразить пышность и роскошь: дорогие ткани, перья, драпировки, античная архитектура. Рядом с коровой и ослом — истинными хозяевами яслей, где родился Иисус, написаны верблюды, на которых приехали волхвы. Морды не похожи на настоящие: автор писал не с натуры.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов. 1570-е годы, Эрмитаж

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. 2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу

2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Если художник хотел изобразить роскошь и богатство — он выбирал сюжет Поклонения волхвов-царей, если же ему нравились жанровые сценки, крестьянский реализм и контрастные эффекты света и тени — он писал эпизод Поклонения пастухов. В руках у персонажей картины — мощные пастушьи посохи.

Рутилио Манетти. Поклонение волхвов

начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно — старик, зрелый мужчина и юноша.

Рутилио Манетти «Поклонение волхвов» (начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» (1646-1650 годы, Эрмитаж)

Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов

1646–1650 годы, Эрмитаж

Одна из легенд гласит, что пастухи, которым ангел возвестил о рождении Мессии, охраняли не обычное стадо, а животных, которые предназначались для жертв в Иерусалимском храме. По богословским толкованиям, эти простые люди символизируют будущих духовных пастырей и являются первыми евангелистами.

www.culture.ru

«Частная коллекция» фотопроект Екатерины Рождественской – Ярмарка Мастеров

Екатерина Робертовна Рождественская родилась 17 июля 1957 года в Москве в семье поэта Роберта Рождественского и литературного критика Аллы Киреевой.
Фотографией начала заниматься с 1998 года. Роскошные наряды знаменитых людей на вручении премии «ТЭФИ» напомнили ей работы известных художников. В марте 2000 года её работы начали публиковать в журнале «Караван историй» под названием «Частная коллекция» основанный на картинах известных художников. К концу 2001 года в проекте уже снялись более 200 человек, это известные российские политики, телеведущие, актёры и журналисты, певцы, спортсмены, с помощью грима, костюмов, декораций они становятся похожими на героев картин великих художников прошлого.
Конечно, в рамках одной публикации, показать все ее работы проекта «Частная коллекция» просто невозможно.
Поэтому я познакомлю Вас лишь с некоторыми из них.
Приятного просмотра.

Юлия Янина
Фото репродукции картины Джорджа Элгара Хикса
«Портрет Аделаиды Марии Гиннесс». 1885 г.
Частное собрание.

Александрова Марина
(Фото репродукции картины Ж.Б. Камиля Коро
«Женщина с жемчужиной». 1869 г. Лувр, Париж)

Александр Якулов
Фото репродукции картины Франца фон Ленбаха
«Композитор Ференц Лист». 1884 г.
Кунстхалле, Гамбург.

Савик Шустер
Фото репродукции картины Гилберта Стюарта
«Портрет Томаса Джефферсона».
Национальная портретная галерея, Вашингтон.

Михаил Шуфутинский
Фото репродукции картины Николая Ге
«Портрет писателя А.И. Герцена». 1867 г.
государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ефим Шифрин
Фото репродукции картины М. А. Врубеля
«Пан». 1899 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Елена Шанина
Фото репродукции картины Огюста Ренуара
«Женщина в голубом». 1877 г.
«Ридерс дайджест», Плезантвилль (штат Нью-Йорк).

Владимир Шаинский
Фото репродукции рисунка пером Питера Брейгеля Старшего
«Художник и знаток» (фрагмент). Ок. 1565 г.
Собрание графики, Альбертина, Вена.

Яна Чурикова
Фото репродукции картины Огюста Ренуара
«Ложа». 1874 г.
Институт Курто, Лондон.



Павел Чухрай
Жана-Батиста Кольбера
«Портрет Клода Лефебра».
Версаль.

Николай Цискаридзе
Фото репродукции афиши Роланда Холста
«Люцифер». 1910 г. Частное собрание.


*Все материалы взяты из открытых источников в сети Интернет.

www.livemaster.ru

Рождество ИИСУСА ХРИСТА на полотнах знаменитых живописцев. – Ярмарка Мастеров

Друзья, поздравляю вас Рождеством Христовым!

Это радостный, светлый, любимый праздник! Давайте, друзья, вознесемся мыслями своими в Вифлеем, простим все огорчения и обиды и полетим в светозарную пещеру, где, окруженный Ангелами, лежит в яслях маленький Христос. Торжественная святая тишина царит в Божием небе и на земле!

О Рождестве Христовом!

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось мно­жество народу, и свобод­ных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за горо­дом, в вертепе, где пасту­хи укрывали свой скот от грозы.

Альбертинелли, Мариотто — Поклонение младенцу Христу, Эрмитаж,
В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младе­нец Иисус, которого Ма­терь Божия, спеленав, по­ложила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7)

Бонифацио Веронезе — Поклонение пастухов, Эрмитаж
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14).

Гирландайо, Ридольфо — Поклонение младенцу со св. Франциском и св. Иеронимом, Эрмитаж
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Pietro Orioli — The Nativity with Saints Altarpiece, Национальная галерея Лондон
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Pieter Bruegel the Elder — The Adoration of the Kings, Национальная галерея Лондон

Follower of Jacopo Bassano — The Adoration of the Shepherds,
Follower of Jacopo Bassano — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Джорджоне — Поклонение младенцу, Эрмитаж
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Italian, Neapolitan — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея,Лондон

The Le Nain Brothers — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон

Vincenzo Foppa — The Adoration of the Kings, Национальная галерея,

Геррит ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов»,
2-я пол. XVII в., Музей изящных искусств, Нант

Ботичелли Мистическое Рождество

Корреджо Рождество Христово

В.Шебуев Рождество Христово

Леонардо да Винчи Поклонение волхвов

Рождество … Ожидание чуда,
Всеобъемлющей, светлой любви.
В эту ночь верить в сказку не трудно,
К небесам ты свой взгляд подними!
Пусть рождественской звёздочкой яркой
Осенит твою душу тепло,
И роскошным чудесным подарком

В дом придут Божий мир и добро!

Материалы собраны в интернете.

www.livemaster.ru

Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников


Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала «Нива». Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

* * *


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.

* * *


Подготовительный рисунок к картине «Елочный торг». 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98×98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и «Елочный торг» – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и «слышит» работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто «в некотором царстве, в некотором государстве». Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко». Белый город, 2003.

* * *


За ёлками
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.

* * *


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.

* * *


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.

* * *


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.

* * *


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.

* * *


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале «Нива»

* * *


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло
Государственный Русский музей


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог


В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5×21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

* * *


Христославы. (Дети старой деревни).
Федот Васильевич Сычков (1870 — 1958). 1935. Холст, масло. 63×83 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи 

* * *


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г. 

* * *


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

* * *


Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Русская живопись 


Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua

* * *


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

www.ippo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *