Картина дама с сережкой: 404 | Артифекс

Содержание

Картина «Девушка с жемчужной сережкой». Художник Ян Вермеер — описание

Девушка с жемчужной сережкой — Ян Вермеер. Холст, масло. 44.5 x 39 см


   На портрете прекрасная и загадочная девушка, нарисованная не менее загадочным нидерландским живописцем Яном Вермеером. Биографы и искусствоведы до сих пор ведут исследования, дискуссии и споры о жизни и творчестве этого таинственного и талантливого голландца.

   А популярность его «Девушки с жемчужной сережкой» вполне можно сравнить со славой знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи. Кто это юное, чистое создание, почему уже более трех веков оно приковывает к себе взгляды, замирающие на полотне, на этих бездонных глазах, нежном овале, необычном головном уборе и, конечно же, на знаменитой сережке?

   Но, увы, никто не узнает уже этой тайны, только у кинематографистов и писателей есть простор для творчества и фантазии при создании произведений на эту тему.

Основные интересные моменты, связанные с данным портретом


  •    1. Его относят к так называемому, портрету-трони. Это жанровая живопись, в которой художник рисует своих моделей по плечи или по пояс, обычно это делается в мастерской и модели чаще всего анонимные, да и картины идут без названия.

       Так, например, при переписи имущества Вермеера, этот портрет назывался и «Девушка в тюрбане» и просто «Лицо девушки». Также трони-портреты должны обязательно иметь какую-то особенность – необычную одежду (в нашем случае экзотический тюрбан), необычный предмет (например, птица или, как в работе Вермеера – жемчужная серьга).

  •    2. Кто изображен на портрете? Исследователи жизни Вермеера выдвигают несколько версий – дочь, жена, служанка, любовница. Пожалуй, мы не будем гадать, ведь это все равно так и останется загадкой. Главное, что изображение одухотворено любовью автора, и зритель это очень хорошо чувствует.
  •    3. Необычный, контрастный черный фон. Когда проводили исследования оказалось, что первоначально голову девушки окружал зеленый цвет – глубокий и глянцевый.
    Представьте как прелестно смотрелось лицо юной красавицы на таком шикарном фоне, подчеркивающим особенную нежность, теплоту и бархатистость кожи.
  •    4. Жемчужная сережка. Вокруг этого украшения до сих пор нет-нет, да и возникают серьезные обсуждения. Спорят о том, что это вовсе и не жемчуг, ведь такого огромного натурального жемчуга в природе не существует, и он скорее похож на металлический шарик, так как видны блики-отражения в верхней и нижней части серьги. Возможно, что это, например, серебряное украшение или дешевое итальянское стекло с покрытием.

Вероятнее всего автор специально изображал украшение преувеличенно крупным, для создания художественного эффекта.


   Но дело также и в том, что, как говорилось выше, изначально картина и не называлась «Девушка с жемчужной сережкой». У портрета не было названия вообще, не считая тех, которые присваивали условно при инвентаризациях имущества.

   К концу 20-го века, когда картина была восстановлена после реставрации, выяснилось, что Вермеер воздушными розовыми мазками кисти сделал легкий блик в уголке рта, в результате чего, ему удалось так реалистично передать сочный блеск губ юной модели.

   Неповторимы глаза девушки. С какой точки вы бы не смотрели на портрет, всегда ее гипнотизирующий, чувственный, и в то же время открытый и добрый взгляд будет направлен на вас.

   Эта работа не совсем типична для стиля живописи художника, и в подборе красок и в выборе самой модели, а также нет основного отличия Вермеера – изображения предметов интерьера, которые он всегда тщательно вырисовывал.

   Также, есть предположение, что мастер писал портрет с помощью технического приспособления – камеры-обскуры. Благодаря ей, можно получать оптическое изображение, хотя и немного размытое. Но даже если художник и пользовался им, это нисколько не умаляет его гениальности, а лишь добавляет этакую вермееровскую «изюминку» в рисунок и он становится узнаваемым.

   Эта работа Яна Вермеера является олицетворением, и можно сказать даже, гимном молодости, юности, только начинающей расцвет, такой робкой и не осознающей в полной мере своей будущей красоты и силы.

Девушка с жемчужной серёжкой уже давно отделилась от ее создателя и живет своей жизнью.

   Можно бесконечно долго смотреть на картину, придумывать и додумывать ее жизненную историю, строить всевозможные догадки и все равно отойти от нее с каким-то особенным настроением, с чувством неразгаданности ее тайны.

Картина «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Описание картины

«Девушка с жемчужной сережкой»… Ее, написанную несколько сот лет назад, в 1665 году, зовут нидерландской Моной Лизой. Ей, ставшей одной из самых загадочных картин мира, не перестают восторгаться. Ее, как это ни странно, считают классическим каноном портрета tronie. Она, настоящий гимн робкой молодости, так и не расскажет о том, кого написал великий Вермеер. Хотя на этот счет у писателей, кинематографистов и биографов художника есть свои мнения.

Вышедший в 2003 году фильм Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» дал вполне четкое представление о жизни нидерландского городка во времена Вермеера. И, если не обращать внимание на формы Скарлетт Йохансон, то зрители узнали то, что раньше было неизвестно о судьбе одного из самых известных художников Нидерландов. Драматичная история о девушке Грит и создании самого знаменитого вермеерского шедевра привлекла к себе многих зрителей. Фильм, снятый историком искусств, обожающим живопись – что может быть лучше? Наверное, сюжет: она – служанка, а он – известный в свое время художник Ян Вермеер ван Дельфт. Он напишет ее портрет, а она испытает чувство зарождающейся и робкой любви… По крайней мере, кинолента лишь отчасти дает ответ на загадку о том, кто все-таки изображен на картине «Девушка с жемчужной сережкой». Итак, версия Уэббера говорит о том, что служанка, надев жемчужные серьги жены мастера, позирует ему.

Ту же историю написания картины предлагает и писательница Трейси Шевалье. Ее роман рассказывает о истории одного портрета, тесно переплетенной с любовью, которая могла бы появиться. Шевалье повествует о том, как писал Вермеер свои картины, как он измерял время и пространство, как умел разговаривать с цветами и кистью. Писательница назвала свою героиню Грит, наделила ее художественным талантом, умением растирать краски и тонко чувствовать перемену настроения своих господ. Служанка, получившая в подарок от умершего мастера жемчужные серьги своей жены и бессмертную славу в виде великолепной картины, поначалу называвшейся «Девушка в тюрбане».

Историки и биографы выдвигают целых три версии. Одни говорят, что Вермеер написал любовницу. Но некоторые исследователи опровергают эту версию и замечают, что жену свою художник любил. Доказательство этому – 15 детей в то время, когда о контрацепции было уже кое-что известно.

Вторая версия сообщает, что на портрете дочь Вермеера Мария. Но на тот момент девочке было лет 12, а изобразил он начинающую взрослеть девушку. Кто-то из историков строит догадки, что это портрет дочери мецената Рюйвена, но никаких документов в подтверждение этого нет.

И, наконец, третья версия – жена художника, которая была сказочно красива. Она, неоднократно позировавшая своему мужу, вполне могла стать «Девушкой с жемчужной сережкой», но не в почти 40 лет.

Но сколько бы не было версий, картина Вермеера очень своебразна. Девушка, слегка повернувшая голову, словно она заметила кого-то, казалась бы обычной, если бы не жемчужная сережка. Она приковывает внимание к полуоткрытому рту, хрупкой шее и глазам. И, что удивительно, портрет совершенно нетипичен для художника, который писал группы людей в помещениях, уделяя внимание деталям интерьера. А если учесть, что для создания светотеней и потрясающих оттенков художник использовал камеру-обскуру, то «Девушка с жемчужной сережкой» становится еще более загадочной.

Автор потрясающим образом сумел передать связь между моделью и изображающим ее художником. Тело девушки словно живет самостоятельной жизнью, рациональной, а голова повернута в другую сторону. Это своего рода напряжение, но оно неспешное. Картина имеет свою неповторимую динамику. Девушку окружает темное пространство, причем с двух сторон. По размеру два темных треугольника различны, но вместе со светлыми оттенками одежды и лица, а также синим тюрбаном, они создают уникальную энергетику картины.

И пусть прошли столетия после того, как Вермеер создал свой шедевр, многих мучает вопрос о том, почему девушка одета в тюрбан и платье не по моде, почему в ухе у нее слезка-жемчужина и куда направлен ее взгляд.

Если говорить о тюрбане, то Вермеер часто использует такие декоративные элементы. Но этот головной убор не обычен хотя бы потому, что он состоит из двух частей. Полоса ультрамаринового оттенка подчеркивает форму черепа, а лимонная ткань напоминает фату и является своеобразным якорем для зрителя.

На фоне удивительного тюрбана выделяется платье желто-землистого цвета, характерного для многих работ Вермеера. Молодость, невинность и чистоту девушки подчеркивает белый воротничок. Правда, сейчас он имеет легкую синеву – все дело в свинцовых белилах, которые со времен стали не совсем белоснежными.

А вот и то, что дало имя картине и что сразу бросается в глаза. Жемчужная сережка. Она имеет каплевидную форму, отливает благородным и таинственным блеском перламутра. Такой же блеск в глазах девушки и на ее губах. Невозможно сказать, был ли это настоящий жемчуг, поскольку в природе таких размеров нет. Но, принимая во внимание фантазию Вермеера и технологии 17 века, жемчуг не может быть искусственным. Стоит отметить, что каплевидные серьги художник изображал и на «Женщине с жемчужным ожерельем», и на «Женщине с лютней», и на «Госпоже и служанке».

Темный фон картины сейчас вводит многих в заблуждение. Изначально он был зеленым: художника поначалу работал черной краской, а потом покрывал ее смесью оттенков индиго и желтого. Время сделало свое дело, и зрители теперь никогда не узнают, что было бы с девушкой на фоне цвета индиго, они могут лишь поражаться контрастам холста.

… Уже более 300 лет этот взгляд будоражит сердца. Споры над «Девушкой с жемчужной сережкой» будут идти еще не одно десятилетие, а ее застывшее движение все также останется символом отрешенности и чувственности одновременно. Девушка молчит и хранит свою сокровенную тайну, подобно Джоконде, только загадочности ей придает не улыбка, а сияние глаз и пресловутая жемчужная серьга…

«Девушка с жемчужной сережкой»… Ее, написанную несколько сот лет назад, в 1665 году, зовут нидерландской Моной Лизой. Ей, ставшей одной из самых загадочных картин мира, не перестают восторгаться. Ее, как это ни странно, считают классическим каноном портрета tronie. Она, настоящий гимн робкой молодости, так и не расскажет о том, кого написал великий Вермеер. Хотя на этот счет у писателей, кинематографистов и биографов художника есть свои мнения.

Вышедший в 2003 году фильм Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» дал вполне четкое представление о жизни нидерландского городка во времена Вермеера. И, если не обращать внимание на формы Скарлетт Йохансон, то зрители узнали то, что раньше было неизвестно о судьбе одного из самых известных художников Нидерландов. Драматичная история о девушке Грит и создании самого знаменитого вермеерского шедевра привлекла к себе многих зрителей. Фильм, снятый историком искусств, обожающим живопись – что может быть лучше? Наверное, сюжет: она – служанка, а он – известный в свое время художник Ян Вермеер ван Дельфт. Он напишет ее портрет, а она испытает чувство зарождающейся и робкой любви… По крайней мере, кинолента лишь отчасти дает ответ на загадку о том, кто все-таки изображен на картине «Девушка с жемчужной сережкой». Итак, версия Уэббера говорит о том, что служанка, надев жемчужные серьги жены мастера, позирует ему.

Ту же историю написания картины предлагает и писательница Трейси Шевалье. Ее роман рассказывает о истории одного портрета, тесно переплетенной с любовью, которая могла бы появиться. Шевалье повествует о том, как писал Вермеер свои картины, как он измерял время и пространство, как умел разговаривать с цветами и кистью. Писательница назвала свою героиню Грит, наделила ее художественным талантом, умением растирать краски и тонко чувствовать перемену настроения своих господ. Служанка, получившая в подарок от умершего мастера жемчужные серьги своей жены и бессмертную славу в виде великолепной картины, поначалу называвшейся «Девушка в тюрбане».

Историки и биографы выдвигают целых три версии. Одни говорят, что Вермеер написал любовницу. Но некоторые исследователи опровергают эту версию и замечают, что жену свою художник любил. Доказательство этому – 15 детей в то время, когда о контрацепции было уже кое-что известно.

Вторая версия сообщает, что на портрете дочь Вермеера Мария. Но на тот момент девочке было лет 12, а изобразил он начинающую взрослеть девушку. Кто-то из историков строит догадки, что это портрет дочери мецената Рюйвена, но никаких документов в подтверждение этого нет.

И, наконец, третья версия – жена художника, которая была сказочно красива. Она, неоднократно позировавшая своему мужу, вполне могла стать «Девушкой с жемчужной сережкой», но не в почти 40 лет.

Но сколько бы не было версий, картина Вермеера очень своебразна. Девушка, слегка повернувшая голову, словно она заметила кого-то, казалась бы обычной, если бы не жемчужная сережка. Она приковывает внимание к полуоткрытому рту, хрупкой шее и глазам. И, что удивительно, портрет совершенно нетипичен для художника, который писал группы людей в помещениях, уделяя внимание деталям интерьера. А если учесть, что для создания светотеней и потрясающих оттенков художник использовал камеру-обскуру, то «Девушка с жемчужной сережкой» становится еще более загадочной.

Автор потрясающим образом сумел передать связь между моделью и изображающим ее художником. Тело девушки словно живет самостоятельной жизнью, рациональной, а голова повернута в другую сторону. Это своего рода напряжение, но оно неспешное. Картина имеет свою неповторимую динамику. Девушку окружает темное пространство, причем с двух сторон. По размеру два темных треугольника различны, но вместе со светлыми оттенками одежды и лица, а также синим тюрбаном, они создают уникальную энергетику картины.

И пусть прошли столетия после того, как Вермеер создал свой шедевр, многих мучает вопрос о том, почему девушка одета в тюрбан и платье не по моде, почему в ухе у нее слезка-жемчужина и куда направлен ее взгляд.

Если говорить о тюрбане, то Вермеер часто использует такие декоративные элементы. Но этот головной убор не обычен хотя бы потому, что он состоит из двух частей. Полоса ультрамаринового оттенка подчеркивает форму черепа, а лимонная ткань напоминает фату и является своеобразным якорем для зрителя.

На фоне удивительного тюрбана выделяется платье желто-землистого цвета, характерного для многих работ Вермеера. Молодость, невинность и чистоту девушки подчеркивает белый воротничок. Правда, сейчас он имеет легкую синеву – все дело в свинцовых белилах, которые со времен стали не совсем белоснежными.

А вот и то, что дало имя картине и что сразу бросается в глаза. Жемчужная сережка. Она имеет каплевидную форму, отливает благородным и таинственным блеском перламутра. Такой же блеск в глазах девушки и на ее губах. Невозможно сказать, был ли это настоящий жемчуг, поскольку в природе таких размеров нет. Но, принимая во внимание фантазию Вермеера и технологии 17 века, жемчуг не может быть искусственным. Стоит отметить, что каплевидные серьги художник изображал и на «Женщине с жемчужным ожерельем», и на «Женщине с лютней», и на «Госпоже и служанке».

Темный фон картины сейчас вводит многих в заблуждение. Изначально он был зеленым: художника поначалу работал черной краской, а потом покрывал ее смесью оттенков индиго и желтого. Время сделало свое дело, и зрители теперь никогда не узнают, что было бы с девушкой на фоне цвета индиго, они могут лишь поражаться контрастам холста.

… Уже более 300 лет этот взгляд будоражит сердца. Споры над «Девушкой с жемчужной сережкой» будут идти еще не одно десятилетие, а ее застывшее движение все также останется символом отрешенности и чувственности одновременно. Девушка молчит и хранит свою сокровенную тайну, подобно Джоконде, только загадочности ей придает не улыбка, а сияние глаз и пресловутая жемчужная серьга…

Описание картины «Девушка с жемчужной сережкой». Ян Вермеер

Картина гениального портретиста Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» без лишних сомнений — самая известная картина голландского живописца и один из самых изысканных шедевров живописи эпохи барокко. Главная привлекательность этого уникального полотна, написанного маслом, в ее чарующей загадочности, лаконичной простоте и непринужденной естественности поворота лица этой милой красавицы.

На полотне кисть художника запечатлела миловидную девушку приблизительно четырнадцатилетнего возраста. Она одета в невероятно скоромную коричневато-желтую верхнюю одежду с ослепительно белым воротничком, на хрупкой голове — экзотический восточный тюрбан турецкого стиля, а чуть выше воротника огромного размера жемчужина каплевидной формы, давшая название этому полотну.

Темный, практически черный фон ранее был экзотического темно-зеленого цвета, которого Вермеер добился при помощи смешения красок индиго и резедовой жёлтой, нанесенных на изначальный черный.

Одновременно живописец разделил второй план на неравные по размерам треугольники, и этот геометрический рисунок задает определенный ритм всему полотну, особым образом выделяя светлое пятно лица и загадочное выражение девушки с приоткрытым чувственным ртом.

Безымянная красавица запечатлена в тот естественный и неуловимый момент, когда непринужденно поворачивается и смотрит на художника, словно собираясь рассказать о чем-то. Ее губы приоткрыты и слова замерли, еще не сказанными. Взгляд ищет глаза собеседника и желает поведать какую-то тайну. Мерцающий манящий цвет жемчужины повторяется в белизне воротничка, белках глаз девушки и на ее пухлой нижней губе.

Необычен для голландских портретов головной убор красавицы, состоящий из двух частей разных цветов. Синяя ткань плотно облегает голову, повторяя естественные хрупкие формы и нежный овал юной девушки.

Желтая ткань тюрбана, сочетающаяся по цвету с одеждой, спадает с макушки свободными волнами, создавая ощущение свободы и непринужденности изображенного момента.

Самым ярким и притягательным элементом шедевра является жемчужина, которая служит своеобразным смысловым пятном. Жемчуг таких размеров должен был стоить огромного состояния, но скромная одежда и противоречит роскоши украшения, а  детско-наивное выражения лица подчеркивает сравнение девушки с драгоценным камнем.

Время было немилосердно к картине — чудесный оттенок не сохранился, а многочисленные трещины покрыли все полотно. Тем не менее изящное изображение юной красавицы Севера, именуемой голландской Моной Лизой, продолжает пленять сердца, умы и воображение ценителей изобразительного искусства и многочисленных посетителей музея Маурицхёйс.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Похожие записи

Ученые установили новые факты о картине Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» — Культура

ГААГА, 28 апреля. /Корр. ТАСС Виталий Чугин/. Новое исследование картины Яна Вермеера (1632-1675) «Девушка с жемчужной сережкой» привело к ряду неожиданных результатов. Работы, продолжавшиеся более года, были проведены группой международных специалистов под руководством голландского музея Маурицхёйс, где полотно выставлено на общественное обозрение.

«Одним из самых интересных открытий стало то, что задний фон картины изначально был не просто темнотой, — отметили в музее. — Вермеер рисовал девушку, стоящую перед зеленой занавеской. Однако с течением времени занавеска исчезла в результате физических и химических изменений зеленой матовой краски». Кроме того, считалось, что девушка изначально была написана без ресниц. «Рентген и исследования под микроскопом показали, что ресницы были нарисованы, однако также исчезли под влиянием времени», — подчеркнули в музее.

Специалисты также выяснили, что сырье для красок было привезено со всего мира: Центральной и Северной Америки, Англии и Азии. «Особо удивительно крайне свободное использование Вермеером ультрамарина высокого качества для написания повязки и накидки, — заметили эксперты. — Его изготовление занимало много времени и сил, а в качестве сырья использовался полудрагоценный камень лазурит с территории нынешнего Афганистана. В XVII веке такая краска стоила дороже золота». Специалисты также выяснили, что камень, возможно, сначала нагревался до высокой температуры, это облегчало перемалывание и позволяло добиться более глубокой голубизны.

Помимо этого, была тщательная изучена техника написания картины и цвета, которые использовал Вермеер. Однако главный вопрос — кто же эта девушка — так и остался без ответа.

«Наше научное исследование значительно приблизило нас к Вермееру и его девушке, — отметила руководитель проекта Абби Вандивере. — Совмещение и сравнение различных технологий представило гораздо больше информации, чем каждая технология по отдельности. Как выяснилось, «Девушка с жемчужной сережкой» являлась более личной картиной для Вермеера, чем считалось раньше. Анализ его работы также позволил выяснить текущее состояние картины, что позволит нам внимательно следить за изменениями полотна в будущем».

Международная группа ученых и реставраторов исследовала картину с использованием самых современных методов и технологий в феврале-марте 2018 года. После этого специалисты потратили более года на то, чтобы проанализировать полученные данные.

Девушка с жемчужной сережкой

Сегодня, просматривая почту, обнаружила письмо от Татьяны Ткаченко (сайт “Волшебный мир своими руками”), которое было совсем коротким и к нему приложен файл под названием « Девушка с жемчужной сережкой – Мона Лиза с севера». Представляете мое удивление, когда я его открыла, а там… Да, в общем, читайте сами 😉

После выхода моей статьи о Рутгере Хауэре, я получила такой энергетический заряд, что руки чесались и мысли в голове роились, так, что, последние, стояли дыбом. Не найдя выхода, я спросила у мужа “А, о ком из известных голландцев ты написал бы статью?”, и не получив ответа, умчалась к компьютеру. Муж прибежал за мной с немым вопросом на лице, на что я, углубленная в поиски, ответила: «Знаю, о Вермеере». Муж согласился и стал ждать от меня именно этой статьи, но думаю, что об этом таинственном художнике я напишу позже.

Предположительно портрет художника Яна Вермеера

А начну я свой рассказ этой истории с конца. Сегодня я прочла статью мужу, он был обескуражен, ведь он был уверен, что статья будет о его любимом художнике. Но жизнь все время преподносит сюрпризы, и я – один из них. 😉 Статью я написала, не о художнике, чья жизнь – это сплошная тайна, а о самом, пожалуй, загадочном портрете той эпохи. Я бы назвала эту девушку без имени, самой известной голландкой, которую мы знаем (хотя даже не можем предположить ее имя) по картине известного художника Яна Вермеера « Девушка с жемчужной сережкой » или «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка».

«Девушка с жемчужной сережкой», фото с сайта micurma.blogspot.com

Такие портреты как, Мона Лиза у Леонардо да Винчи или Саския у Рембрандта, живущие своей особой жизнью, имеющие свою историю, завораживают своей таинственностью, своими предположениями и догадками. Да, именно, тайна привлекла меня к этому портрету, а еще одноименный фильм Питера Уэббера, поставленный им по роману Трейси Шевалье. Конечно, изумительна игра актеров, яркость образов, историческая достоверность улиц и интерьеров – возможно, это все придало популярности фильму и наложило свой отпечаток на личность девушки. Кто она и кем была художнику? Любовница, служанка, жена? Рассмотрим все версии, ведь это вам интересно?

Фильм “Девушка с жемчужной сережкой”

Итак, версия первая – любовница.

Некоторые историки изучавшие жизнь художника склоняются к тому, что любовницы у Вермеера, скорее всего не было. В отличие от фильма, где образ жены не очень привлекателен, биографы делают заключение, что Ян Вермеер любил свою жену, имел 15 детей и их брак считался счастливым. Даже в 17 веке,  для Голландии такое количество детей было большим, оказывается, голландцы уже в то время знали о мерах предохранения – контрацепции.

Версия вторая – дочь художника

Марии, на тот момент, когда создавалась работа, было лет 11-12. Возможно, что это была и дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру, а по возрасту, она была ровесницей Марии. Это предположение реально, но документально нигде не зафиксировано и остается только догадкой.

Версия третья – жена.

Действительно, жена, которая на самом деле была красавицей и «умницей», служила моделью для работ художника, причем неоднократно, и, в принципе, могла быть изображена на портрете. Но возраст ее к тому времени, когда писался портрет, был уже не столь юный, так что при всей привлекательности и реальности, эта гипотеза тоже отпадает.

Версия четвертая – служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт, но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.

“Девушка в тюрбане” Яна Вермеера

Оказывается в 17 веке, в Голландии, был популярен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть понятна. Необычность могла проявляться либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. Говоря о портрете «Девушка в тюрбане», именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хотя на самом деле тюрбан – не редкость. И виной тому ни кто иной, как Султан Сулейман, так активно покорявший Европу. Тюрбан считался экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. Возможно и Вермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. Даже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и популярны, то у Вермеера и форма, и цвет во многом отличаются от классического тюрбана.

Но и это еще не все! Ведь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. Увы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. Чего не коснись в этом портрете, все является загадкой для потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерная для того времени, и даже жемчужина в ухе. Действительно таинственный портрет « Девушка с жемчужной сережкой », пожалуй, я бы назвала его портрет-загадка.

“Девушка с жемчужиной” Яна Вермеера

Расследование провела Ткаченко Татьяна.

Потрясающий сюрприз, согласитесь. По-моему, Татьяна меня балует 🙂

VK

Facebook

Twitter

Google+

Odnoklassniki

Девушка с жемчужной сережкой Картина Вермеера Делфтского

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Яна Вермеера Делфтского «Девушка с жемчужной сережкой». Размер портрета 44.5 x 39 см, холст, масло. Картина художника Вермеера очень проста и лаконична, в ней нет ни одной лишней детали. Темный фон, который изначально был темно-зеленым (потерял свой цвет в результат старения картины), разделен портретом на неравные части, что придает картине только больше жизненности и реальности. Складки вертикально ниспадающей желтой ткани модного в Нидерландах 15-17 веков тюрбана подчеркивают нежный овал лица юной девушки.

Поза портретируемой довольно необычна для портрета, вероятно, Вермеер стремился запечатлеть (и это ему вполне удалось) мгновение непринужденного или порывистого движения. Девушка смотрит с портрета на зрителя уже более трехсот лет и все это время хранит загадочное молчание, хотя рот ее полуоткрыт, но слова девушки так и остались тайной художника. Современники живописца высоко оценили в портрете девушки с жемчужной сережкой талант Яна Вермеера Делфтского, картина иногда представлялась как «Мона Лиза Севера» или «Голландская Мона Лиза». Бытует несколько версий о том, кто позировал художнику.

Наиболее распространено предположение, что моделью художника для этой картины была старшая дочь Вермеера Мария, которой в ту пору было около тринадцати лет. Существует также мнение, что на картине изображена её ровесница, дочь известного делфтского мецената Рюйвена, который являлся покровителем и ценителем искусства Вермеера. Этот портрет Вермеера является самой известной картиной живописца. Существует книга «Девушка с жемчужной сережкой» писателя, автора вольных исторических новелл Шевалье Трейси (Chevalier Tracy), в котором высказывается предположение, что моделью Вермеера на портрете была молоденькая служанка и любовница художника Грид, а также снятый по мотивам романа фильм.

Перейти к следующей работе мастера ►

«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера |  Капля света

Главная » История одной картины » «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера

Рубрика «История одной картины»

Автор: Юлия Риа

Холст, масло. 44,5 на 39 см


Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

Фильм этот снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, конечно, многие, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия…

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»). Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке. Модели изображались анонимно, с необычным выражением на лице или в необычном наряде.

Так и модель картины Вермеера достоверно неизвестна. Существует несколько гипотез. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. По второй гипотезе, позировала дочь покровителя Вермеера мецената Рюйвена, ровесница Марии.

По третьей версии (роман Трейси Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Грид, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка». Поэтому такая версия, положенная в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Яна Вермеера был счастливым. Его жена, в отличие от той, какая была показана в романе и фильме, была красива, выступала моделью для многих картин мужа. У них было 15 детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом.

О самой картине.

Поза девушки запечатлена в движении, со спины. Мы смотрим на неё сбоку, она поворачивается к нам, и смотрит так, словно хочет отвести взгляд. Но её рот слегка приоткрыт: в голландской живописи такой жест часто служит знаком обращения.

Элементы картины:

Тюрбан.

Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.

Платье и белый воротничок.

Одета девушка в грубое жёлтое (можно сказать, землистого цвета) платье (желтый цвет символичен для многих картин Вермеера). На этом фоне сильно контрастирует белоснежный воротник девушки. Он выполнен дерзко, чистой краской.

Однако, сейчас цвет воротничка не похож на первоначальный. Свинцовые белила со временем изменили свой цвет.

Жемчуг.

На картине внимание привлекает жемчужная серьга. Она большая, каплевидной формы, отливающая перламутром. Этот блеск повторяется и в глазах, и на губах девушки.

Настоящий ли в серьге жемчуг? Достоверное неизвестно. Но размер жемчужины представляется слишком большим. Она могла быть увеличена фантазией автора, либо изначально быть искусственной.

Между прочим, такая же серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Госпожа и служанка», и др.)


Тёмный фон.

Сейчас на картине фон кажется практически чёрным. Изначально же он был выполнен глубоким зеленоватым цветом. Этого Вермеер добился тем, что сначала прописал фон чёрной краской, а сверху смесью красок индиго и резедовой жёлтой. Обе краски очень прозрачны и прекрасно подходят для лессировки. Но со временем индиго почти полностью потемнел, и сейчас уже мы не может видеть того эффекта, какой придавал картине зеленоватый оттенок.

Автору удалось прекрасно передать некую связь между моделью и художником. Она передаётся в движении девушки при повороте головы, тогда как всё её тело направлено в другую сторону. Так создаётся напряжение, но у Вермеера это напряжение тягуче и спокойно.

С двух сторон негативные пространства (треугольник справа и прямоугольник слева) различны, и задают этим интересный, своеобразный ритм.

С момента написания картины прошло много лет, проведены исследования, но вопросы так и остаются: кто эта загадочная модель, почему она одета в тюрбан и платье, не свойственное тогдашней моде, что символизирует жемчужина в форме слезы, и на что так смотрит девушка, с какими чувствами? Эти вопросы, разумеется, так и останутся. Ответы на них может дать лишь сама картина, для каждого свои.

Официальный сайт музея Маурицхёйс, где с помощью небольшого флеш-приложения можно посмотреть в увеличенном виде разные участки картины.

Статья про фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», блог «Про искусство».

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

Ещё почитать:



К записи 20 комментариев

Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

исследователей раскрывают скрытые детали в картине Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» | Умные новости

Во вторник группа исследователей, работающая с музеем Маурицхейс в Гааге, обнародовала результаты двухлетней экспертизы книги Йоханнеса Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой ».

Хотя эксперты не приблизились к раскрытию столь обсуждаемой идентичности фигуры, они смогли использовать современные методы визуализации, чтобы заглянуть под верхние слои законченной картины более подробно, чем когда-либо прежде.

Анализ выявил ряд ранее невидимых особенностей: согласно пресс-релизу, таинственный натурщик изначально появился не в серой пустоте, а перед темно-зеленым занавесом. Вермеер также переработал несколько элементов композиции работы, в том числе положение уха девушки, верх ее платка и затылок. Несмотря на то, что эта фигура невидима невооруженным глазом, на самом деле у нее есть ресницы.

«Мы смогли узнать так много о материалах и методах Vermeer, но мы до сих пор не знаем точно, кто эта девушка», — говорит руководитель проекта и реставратор Эбби Вандивер Марку Брауну из Guardian . «Хорошо, что некоторые загадки остаются, и каждый может строить догадки о ней. Это позволяет людям по-своему интерпретировать девушку; каждый чувствует свою связь с тем, как она встречается с вашими глазами ».

Произведение искусства, завершенное около 1665 года, является одним из самых известных произведений Вермеера. Многие из картин художника 17 века посвящены женщинам, которые выполняют повседневные задачи, такие как чтение, письмо и игра на музыкальных инструментах. Напротив, Девушка с жемчужной сережкой изображает неназванную девушку, которая смотрит через плечо и смотрит прямо на зрителя.

Хотя это может показаться обычным портретом, работа 1665 года на самом деле представляет собой tronie , , или картину, которая подчеркивает характер и костюм, а не изображение определенного предмета. Согласно базе данных Essential Vermeer, « tronie предоставил художнику [] возможность продемонстрировать свои способности в воспроизведении изысканных вещей, экзотической одежды или характерного типа лица».

Одноименная девушка Вермеера носит модный золотой пиджак, сине-золотой головной платок и большую жемчужную серьгу.«Шарф привлек внимание исследователей, анализирующих пигменты, используемые голландским гигантом Золотого века», — объясняет Вандивере в видео, опубликованном Mauritshuis. Яркий синий цвет был получен из полудрагоценного камня лазурит, который нагревали и измельчали ​​для получения пигмента.

«Удивительно, сколько высококачественного ультрамарина Вермеер использовал в головном платке девушки», — сказал Вандивер Майку Кордеру Associated Press. «Этот синий пигмент был более ценным, чем золото в 17 веке.”

Blue — не единственный оттенок Girl With a Pearl Earring , который, по данным Guardian , зародился в более отдаленных районах. В то время как желтый и коричневый пигменты на картине могли быть добыты в Европе, красный цвет губ фигуры был получен от насекомых, обитавших на кактусах в Мексике и Южной Америке. Белый цвет, подчеркивающий ее глаза и серьгу, был сделан из свинца, добытого в Англии, а темно-синий на заднем плане — из азиатского или североамериканского индиго.Благодаря мировой торговле пигменты, вероятно, были доступны для покупки в родном городе Вермеера, Делфте.

Мультиспектральная инфракрасная рефлектография выявила нижние слои, которые Вермеер использовал для планирования своей картины. (Джон Делани и Кейт Дули / Национальная галерея искусств)

«Итак, наш вопрос« Какие материалы использовал Вермеер и откуда они взялись? »Не только говорит нам о том, откуда берутся пигменты в Girl With a Pearl Earring , но также… о голландской и мировой торговле в 17 веке », — говорит Вандивере в музейном видео.

Исследователи нанесли на карту пигменты картины, используя современные методы обработки изображений. Кроме того, они протестировали крошечные фрагменты краски, снятые с фона произведения искусства в 1990-х годах, когда оно в последний раз реставрировалось. Образцы залили смолой и разрезали пополам, чтобы обнажить слои внутри, получив смесь желтого и индиго пигментов, которые со временем разложились на свету. Современные изображения также выявили слабые диагональные линии свинцово-белого цвета в правом верхнем углу картины.В совокупности результаты показывают, что, когда Вермеер впервые нарисовал Девушка с жемчужной серьгой , на его фоне задрапировалась темно-зеленая занавеска.

Вермеер известен своим использованием света. На картине свет по-разному отражается на коже девушки, губах, одежде и серьге. В музее внимательно изучили техники, которые художник использовал для достижения различных эффектов: тонкий мазок белой краски на нижнем блеске серьги, например, отражает воротник, в то время как более толстый мазок краски на верхней части аксессуара изображает отражение источника света.

Тем не менее, остается нерешенным вопрос: кем была эта девушка?

Выступая в онлайн-презентации, цитируемой Associated Press, Мартина Госселинк, директор Mauritshuis, сказала: «Нет, к сожалению, мы не узнали, кто была эта молодая леди и существовала ли она когда-либо на самом деле. Но мы действительно стали к ней немного ближе ».

«Девушка с жемчужной сережкой» изначально имела ресницы, как обнаружили исследователи в серии «Новые откровения»

После двух лет исследований музей Маурицхейс в Гааге обнаружил новые удивительные находки о «Девушка с жемчужной сережкой» , шедевре голландского Золотого века Иоганнеса Вермеера.

Исследователи обнаружили, что художник действительно нарисовал девушку с ресницами, которые с тех пор исчезли из поля зрения. Между тем, темный фон холста изначально изображал зеленую занавеску.

Музей опубликовал результаты своего исследовательского проекта «Девушка в центре внимания», начатого в 2018 году, во время вчерашней онлайн-презентации. (Учреждение в настоящее время закрыто в рамках карантина со стороны общественного здравоохранения.)

«Нет, мы не выяснили, кем была эта девушка и существовала ли она на самом деле», — заявила директор музея Мартина Госселинк в видеообращении.«Но мы действительно стали немного ближе к ней».

В музее использовались новые технологические достижения, которые были разработаны с момента последнего изучения картины в 1994 году, такие как неинвазивные методы визуализации и сканирования, цифровая микроскопия и анализ образцов краски. Исследования проходили в музейных галереях, в стеклянном зале, построенном по этому случаю.

Исследователь галереи Маурицхейс в Гааге помещает картину Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой » в сканер.Фото Барта Маата / ANP / AFP через Getty Images.

Благодаря макро-рентгеновскому флуоресцентному сканированию и микроскопическому исследованию исследователи смогли доказать, что Вермеер нарисовала крошечные волоски вокруг обоих глаз и что когда-то позади нее были сложенные детали драпировки. Раньше считалось, что отсутствие ресниц и бесформенная пустота фона указывают на то, что Вермеер рисовал идеализированное лицо, а не реального человека.

Обнаружение этих скрытых деталей, больше не видимых человеческим глазом, «поместило девушку в определенное пространство и значительно приблизило нас к ней», — сказала консерватор Маурицхейс и руководитель проекта Эбби Вандивер.

Исследователи также смогли определить источники пигментов, использованных в масляной живописи. Белый свинец — из Пик-Дистрикт на севере Англии, ультрамариновый синий — из лазурита в современном Афганистане, кошениль красный — из клопов в Мексике и Южной Америке. Благодаря процветающей торговле товарами со всего мира Вермееру, вероятно, удалось закупить эти разрозненные материалы в своем родном городе Делфте.

«Удивительно, сколько высококачественного ультрамарина Вермеер использовал в головном платке для девочки», — сказал Вандивер.«Этот синий пигмент был более ценным, чем золото в 17 веке».

Жемчуг в картине Вермеера Девушка с жемчужной серьгой при 140-кратном увеличении. Фото Hirox Europe, Jyfel.

Когда музей в последний раз исследовал картину, он обнаружил, что второй блик на жемчужине был нарисован не Вермеером, а на самом деле чешуей краски, которая упала и снова прикрепилась к холсту. На этот раз они обратили внимание на то, как он обработал серьгу, добавив всего несколько капель пигмента поверх фона, чтобы создать иллюзию драгоценного камня.

«У него нет контура, а также нет крючка, чтобы подвесить его к уху девушки», — сказал Вандивер.

Теперь всю картину можно внимательно изучить в режиме онлайн, увеличивая каждую деталь до 140 раз.

Слева: трехмерная цифровая микрофотография правого глаза девушки. Изображение предоставлено Hirox Europe, Jyfel. Справа: карта макро-рентгеновской флуоресценции железа показывает, что Вермеер окрашивал ресницы коричневой краской. Изображение любезно предоставлено Аннелис ван Лун, Маурицхейс / Рейксмузеум.

Исследование холста также показало порядок, в котором он был написан. Вермеер сначала использовал черные линии, чтобы очертить композицию, а затем нарисовал лицо девушки, пиджак и воротник. Синий платок и жемчужная серьга были последними элементами, добавленными к холсту, за исключением подписи художника.

«Тот факт, что она до сих пор остается загадкой, заставляет людей возвращаться и сохраняет ее волнующей и свежей», — сказал Вандивер. «Хорошо, что некоторые загадки остаются, и каждый может строить догадки о ней.Это позволяет людям по-своему интерпретировать девушку. Каждый чувствует свою связь с тем, как она смотрит вам в глаза «.


Следите за новостями Artnet в Facebook:

Хотите опередить мир искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, откровенные интервью и острые критические моменты, которые продвигают разговор.

Цифровое изображение девушки с жемчужной серьгой в высоком разрешении. Автор Иоганнес Вермеер

1. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной сережкой
изображение в полный размер131 КБ
цвет
2. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной сережкой (деталь)
деталь лица 44 КБ
цвет
3. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
деталь плеч 47 КБ
цвет
4. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
деталь тюрбана 55 КБ
цвет
5. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
деталь висячего шарфа 56 КБ
цвет
6. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
Деталь носа и глаз во время недавней реставрации 1994 года 93 КБ
цвет
7. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
Деталь губ во время реставрации 1994 года 71 КБ
цвет
8. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
деталь жемчужной серьги после реставрации 1994 года 22 КБ
цвет
9. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
рентгенограмма первых этапов росписи 107 КБ
ч / б
10. Johannes Vermeer
Девушка с жемчужной серьгой (деталь)
сравнение лица модели The Art of Painting и Девушка с жемчужной серьгой 90 КБ
цвет

Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер: интерпретация, анализ

Состав

Композиция Девушка с жемчугом Серьга восхитительно проста.В отличие от большинства других картин мастера Делфта, речь идет о простой голове девушки. смотрит через плечо на зрителя. Никаких намеков на настройку не предусмотрено, кроме атмосферно темного тона. Это тоже необычно для зрелый Вермеер. Необычайно прямой контакт между субъектом и зрителем, и слегка приоткрытые губы создают ощущение непосредственности настолько велика, что подразумевает значительную близость. На девушке простое коричневато-желтый верх, который сильно контрастирует с ее ярко-белым воротником.Дополнительный контраст предлагают ее сине-желтый или тюрбан (или шаперон). что придает картине отчетливо экзотический эффект. Турбаны были относительно Распространенный аксессуар в Европе с 15 века, как показано на рисунке Man. в красном тюрбане (1433, Национальная галерея, Лондон) знаменитый автопортрет Яна Ван Эйка. В самом деле, Старший современник Вермеера, Рембрандт, всю жизнь рисовал одиночные фигуры и головы в экзотических костюмах, и что похожие маленькие головы с необычным головным убором от Карела Фабрициуса (1622-54) — который учил Вермеера — указывает на то, что он мог носить это традиция в Делфт.

Значение девушки с жемчугом Серьга

Последняя, ​​но самая заметная особенность На этом снимке изображена огромная жемчужная серьга девушки в форме слезы. Похожий ювелирное изделие можно увидеть в Женщина принесла письмо горничной (он же Дама со служанкой ) (около 1667, коллекция Фрика, новинка Йорк). Эта жемчужная серьга, возможно, вместе с тюрбаном девушки, может раскрыть смысл картины.

Кажется, что послание картины происходит из идей, высказанных мистиком Святым Франциском Де Салесом (1567-1622). во Введении к Devout Life (1608), опубликованном в Голландии. в 1616 году. Вкратце, De Sales написала, что женщины должны защищать свои уши от нечистых слов, и что они должны позволять им слышать только целомудренные слова — «восточные жемчужины Евангелия». Используя это текст в качестве ссылки, кажется, что жемчужная серьга на картине Вермеера представляет целомудрие, в то время как упомянутый «восточный» элемент иллюстрируется тюрбаном девушки.(Для картины, пропагандирующей добродетель и промышленность, см. Кружевница (c.1669, Лувр, Париж.)

Методы рисования Вермеера: камера-обскура

Рентгеновские снимки этого полотна предоставили удивительные информация о методах рисования Вермеера. В большинстве примеров 17-го века Голландская роспись, подкраска обнаруживает корректировки и исправления. краев, форм и форм. Здесь, однако, вместо предварительных выстраивая элементы, мы находим только резкий узор света и тьмы.Это тем более необычно, что нет никаких признаков ни линии, ни предварительный рисунок для руководства мастером к этому совершенству. Такая необычная процедура лишний раз дает четкое доказательства в поддержку использования Vermeer камеры-обскуры . В самом деле, один искусствовед предположил, что резко контрастирующие узоры свет и тьма могут быть прямой транскрипцией Вермеера заболеваемости света, если смотреть через его камеру-обскура .Если это так, то это начал бы объяснять очевидную почти фотографическую прямоту в этом необычайно натуралистическом произведении.

Ян Вермеер

Лидер Делфтской школы голландского языка Искусство барокко и одно из самых последовательных голландских Художники-реалисты середины / конца 17 века, Вермеер в первую очередь известен своими домашними интерьерами, освещенными окном слева, и обычно содержащий девушку или молодую женщину, занятую относительно несущественными задача: см. например, Женщина с жемчужным ожерельем (1662-64, Gemaldegalerie SMPK, Берлин).Эти изображения имеют желтый, синий и серый цвет. пигменты, прохладный свет, прекрасное безмятежное чувство равновесия, порядок и — прежде всего — близость.

Произведения по жанру: Трони — WikiArt.org

Жанр

Трони (голландский язык 16-17 века для «лица») — это общий тип или группа типов работ, распространенных в голландской живописи Золотого века и фламандской живописи барокко, которые демонстрируют преувеличенное выражение лица или типичный персонаж в костюме.

Термин «трони» не имеет четкого определения в художественно-исторической литературе. Литературные и архивные источники показывают, что изначально термин «трони» не всегда ассоциировался с людьми. В инвентаризациях цветочные и фруктовые натюрморты иногда называются «трони». Более распространенным было значение лица или облика. Часто этот термин относился ко всей голове, даже к бюсту, а в исключительных случаях ко всему телу. Трони может быть двухмерным, но также из гипса или камня. Иногда tronie был подобием, изображением человека, включая лицо Бога, Христа, Марии, святого или ангела.В частности, tronie обозначал характерный внешний вид головы типа, например, фермера, нищего или шута. Иногда Трони имел в виду гротескную голову или модель типа уродливого старика. Задуманная как лицо человека и типа, цель tronie заключалась в точном выражении чувств и характера, и поэтому она должна быть выразительной.

В современном искусственно-историческом использовании термин tronie обычно ограничивается фигурами, не предназначенными для изображения идентифицируемого человека, поэтому это форма жанровой живописи в портретном формате.Обычно это только раскрашенная голова или бюст, если акцент делается на выражение лица, но часто поясной в экзотических костюмах, трони могут быть основаны на исследованиях из жизни или использовать черты реальных натурщиков. Картина обычно продавалась на арт-рынке без идентификации натурщика, и не была заказана и не оставлена ​​натурщиком, как обычно портреты. Подобные неопознанные фигуры, рассматриваемые как исторические картины, обычно получают название из классического мира, например, картина Рембрандта, ныне известная как Саския как Флора.

Жанр зародился в Нидерландах в 16 веке, где, вероятно, был вдохновлен некоторыми гротескными головами, нарисованными Леонардо. Леонардо первым изобразил парные гротескные головы, в которых две головы, обычно в профиль, помещались друг напротив друга, чтобы подчеркнуть их разнообразие. Это парное сопоставление также было принято художниками в Нидерландах. Считается, что в 1564 или 1565 году Джоаннес и Лукас ван Дётекум выгравировали 72 головы, приписываемые Питеру Брейгелю Старшему, которые следовали этому парному расположению.

Эта парная модель использовалась некоторыми художниками еще в 17 веке. Например, фламандский художник Ян ван де Венне, работавший в первой половине 17 века, написал несколько тронов, сопоставляющих разные лица.

Несколько офортов автопортрета Рембрандта являются трониями, как и его картины, изображающие его сына и его жен. Три картины Вермеера были описаны как «трони» на аукционе Диссиуса 1696 года, в том числе, возможно, «Девушка с жемчужной сережкой» и «Девушка из Вашингтона с флейтой».Франс Хальс также написал несколько трони, которые сейчас входят в число его самых известных работ, в том числе два трони, известные как Малле Баббе и Цыганка (см. Галерею).

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →

Википедия: https: // ru.wikipedia.org/wiki/Tronie

Дочь Вермеера была девушкой с жемчужной серьгой, написавшей более поздние работы Вермеера.

Культовая картина Иоганна Вермеера «Девушка с жемчужной серьгой » прибыла в коллекцию Фрика в Нью-Йорке, привлекая беспрецедентные толпы. Поэтому мы могли бы спросить: кем она была? Несколько авторов, от друга Марселя Пруста, журналиста Жан-Луи Водойе, до писателя New Yorker Лоуренса Вешлера, предположили, что она могла быть старшей дочерью художника, Марией.Многие ученые Вермеера отвергают это понятие как романтический анахронизм, проекцию на более ранний период современного взгляда на искусство как отражение обстоятельств художника. После этого опровержения роман Трейси Шевалье Девушка с жемчужной сережкой предоставил альтернативный, вымышленный ответ: она была помощницей семейной горничной Грит (в фильме ее играет Скарлетт Йоханссон), которая стала любовным увлечением Вермеера.

Но данные свидетельствуют о том, что дочь Вермеера Мария была его вероятной моделью и важной частью его искусства.Что еще более провокационно, я считаю, что Мария Вермеер также была одаренной художницей, написав примерно пятую часть работ, которые в настоящее время приписываются ее отцу.

Вермеер был величайшим из голландских художников-жанристов, чьи сюжеты взяты из повседневной жизни. Рембрандт уже использовал себя и других членов семьи в качестве моделей для исторических ролей, и такие модели даже больше подходили для жанровых сцен. Еще одним фактором был рост оптического натурализма, в том числе с помощью камеры camera obscura , предшественницы современной фотоаппарата, изобретенной Карелом Фабрициусом (также представленным в Frick), наиболее одаренным учеником Рембрандта и оказавшим наибольшее влияние на Вермеера.Но Вермеер не просто «записывал» мир вокруг себя; скорее, он тщательно создавал поэтические конструкции, основанные на том, что он наблюдал. Чем больше он полагался на окружающую его жизнь, тем более убедительным было его искусство.

Аллегория живописи , или Искусство живописи , холст, масло, ок. 1667, 120 х 100 см

Картина Йоханнеса Вермеера. Предоставлено Художественно-историческим музеем, Вена.

Сам Вермеер говорит нам об этом в своей книге Art of Painting , визуальном свидетельстве его амбиций.Композиция изображает художника, сидящего сзади за мольбертом в старомодном голландском костюме и рисующего девушку, украшенную лавром и держащую трубу и книгу. Художника часто называют Вермеера на основании сопоставимых с ним волос и костюма в его Procuress of 1656.

С 1949 года девушку называют Клио, музой историографии, следуя общепринятому представлению о том, что история — это высшая категория искусства. Но зрелый Вермеер не писал историю.Ученые также неправильно перевели документы, в которых вдова и свекровь Вермеера описали картину, «на которой изображена« Живопись »[ uytgebeeld , что также означает исполненная роль или персонифицированная как персонаж на сцене]». Девушка олицетворяет Живопись [ Pictura ], имея атрибуты, связанные с Живописью, в то время как другие выстраиваются на столе перед ней. К ним относятся сине-желтая «одежда меняющегося цвета», вероятно, такая же ткань, искусно обернутая вокруг ее головы, что и «Девушка с жемчужной сережкой » Вермеера , которая, следовательно, может также олицетворять живопись.Ни в том, ни в другом случае она не очень серьезно относится к своей работе. Вместо «высокого» исторического или аллегорического содержания Вермеер характеризует Живопись через свое игривое отношение к своей модели как к особой личности, которую он хорошо знает. Величие Вермеера как художника современной жизни заключается в домашнем, семейном характере его искусства.

Это более консервативные ученые, которые применяют анахроничную, домодернистскую парадигму искусства как иллюстрацию институционального (исторического) послания.Вермеер был пионером современной парадигмы искусства как выражения уникальных обстоятельств, переживаний и чувств художника, парадигмы, впервые сформулированной в текстах романтического периода. В тот же период зародилась современная дисциплина — история искусства, которая начала собирать произведения отдельных художников, соответствующие факты об их жизни и различные интерпретации их работ, и впервые «открыла» Вермеера как непризнанного гения. Мы продолжаем добиваться этих целей и сегодня.

Удивительно, но учитывая количество монографий, посвященных относительно небольшому количеству картин Вермеера, ни один ученый не представил отчета о его постепенном развитии от живописи до моей книги 2009 года. Несколько авторов идентифицировали фигуры, которые неоднократно появляются в его композициях, как Вермеера, его жену, его постепенно стареющих старших дочерей Марию и Элизабет (Лиджсбет) и даже семейную горничную в Вермеере Доярка (предположение историка Дж. для шевалье).Но никто не пытался систематически рассматривать использование Вермеером семейных моделей, а некоторые вообще отвергали такую ​​возможность.

В его «Искусство живописи», «Молодая женщина с жемчужным ожерельем» и «Девушка с жемчужной сережкой» ученых узнали ту же красивую молодую модель, которая похожа на жену Вермеера в более ранних композициях. Мария родилась около 1654 года, и ей было бы 13, 15 и 16 лет, если бы рассматриваемые картины были датированы 1667, 1669 и 1670 годом соответственно.Более простой моделью в картинах Вермеера Девушка, пишущая , Девушка с гитарой и Кружевница , которая напоминает Вермеера в его устаревших автопортретах, была бы его вторая дочь Лиджсбет.

Еще одно важное измерение — это примерно пятая часть картин, которые в настоящее время закреплены за Вермеером — пять в одном только Нью-Йорке, — которые основаны на одних и тех же моделях, объектах и ​​интерьерах и адаптируют или комбинируют элементы композиций Вермеера, но не соответствуют его уровню технического мастерства, характерных подходов или логического развития.Неспособность идентифицировать эти «несоответствующие» картины, которые обладают своей собственной расходящейся привлекательностью, помешала признанию развития Вермеера «картина за картиной» и наоборот. Даты, которые сейчас назначаются картинам Вермеера, также часто слишком ранние, потому что они не основаны на поэтапном описании его развития, включают несоответствующие картины и не принимают во внимание его модели и их приблизительный возраст. Более ранние авторы ставили под сомнение каждое из этих несоответствий, возможно, нарисованное учеником или одним из его детей, но не рассматривали эту возможность или картины как группу.Вермеер не регистрировал учеников, но его последователем мог быть один из его детей, которых ему не нужно было регистрировать, вероятнее всего Мария. Два неудачника, Госпожа и Горничная из коллекции Фрика и Женщина с лютней , также были проданы за огромный долг пекарю после смерти Вермеера и его покровителя, которые купили Вермеера Lacemaker , его последнюю картину. То есть картины были проданы и, возможно, изготовлены как подделки, чтобы облегчить финансовое положение семьи.Следовательно, ученичество Марии должно было быть семейной тайной. Возможно, отчасти из-за этих обстоятельств она, похоже, не занималась живописью после замужества и смерти отца.

Девушка в красной шляпе , масло, холст, ок. 1672, 23,2 х 18,1 см

Картина Марии Вермеер? Предоставлено Национальной галереей искусств, Вашингтон.

Что самое интригующее, две из несоответствующих картин, Девушка с флейтой и Девушка с красной шляпой , были связаны или даже идентифицированы как автопортреты, а вместе с третьей, Прерванная девушка , также в Фрик, похоже, изображает ту же модель, что и Девушка с жемчужной сережкой .Поскольку картины Фрика не могут путешествовать, настоящая выставка предлагает единственную возможность сравнить оригиналы в непосредственной близости. Изображала ли Мария себя в этих работах? Если так, то, несмотря на ее технические проблемы, она превосходила своего отца в психологической близости. Девушка в красной шляпе , на которой она изображена в возрасте около 18 лет около 1672 года, также предлагает поразительное виртуозное зрелище, в том числе, возможно, самый увлекательный (хотя и невероятный) головной убор в истории искусства. Ее ранний шедевр, если таковой является, еще больше отражает и тем самым трансформирует наш опыт более раннего «Девушка с жемчужной сережкой » ее отца как не просто красивое лицо или даже изображение дочери Вермеера, но и портрет — другой портрет художника в молодости.

Эти идеи, ставшие предметом круглодневного симпозиума в Нью-Йоркском институте гуманитарных наук при Нью-Йоркском университете прошлой весной, по общему признанию, являются спекуляциями. Тем не менее, никто ранее не пытался систематически идентифицировать модели на этих картинах, объяснять несоответствия картин или объяснять развитие Вермеера «живопись за картиной». Эти факторы неразрывно связаны в продолжающемся процессе понимания работ Вермеера, в том числе Девушка с жемчужной серьгой , и могут в конечном итоге привести к открытию еще одного непризнанного гения.

Обновление , 30 октября 2013 г .: Из-за ошибки редактирования в подписи к трем картинам в этом произведении были указаны даты, которые обычно считаются исходными датами работы Вермеера. Мы обновили подписи, чтобы отразить теорию Binstock об их порядке.

Взгляните с удивлением на этот 10-гигапиксельный снимок девушки с жемчужной сережкой

В течение последнего часа я избегал работы, просматривая этот снимок с удивительно высоким разрешением знаменитой картины Иоганна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой ».При общем разрешении 93 205 x 108 565, PetaPixel отмечает, что сканирование считается первой когда-либо созданной панорамой с разрешением 10 миллиардов пикселей (10 гигапикселей), которая позволяет увеличивать изображение достаточно близко, чтобы превратить мельчайшие пятна краски в лужи и т. мельчайшие трещины в трещинах. Сканирование, похоже, было опубликовано в Интернете в начале прошлого года.

Художественная галерея Маурицхейс, в которой обычно хранятся работы, недавно была временно закрыта из-за ограничений COVID. Но пока это сканирование — хорошая замена.В некотором смысле, это действительно лучше — позволить вам прижаться виртуальным носом к картине так, чтобы вас выбросили из большинства художественных галерей или, по крайней мере, отругал разгневанный помощник.

Это сканирование — работа Эмилиена Леонхардта и Винсента Сабатье из Hirox, которые сфотографировали картину с помощью микроскопа с высоким разрешением еще в марте 2018 года. Для сканирования картины потребовалось сделать около 9100 снимков с помощью микроскопа с высоким разрешением, прежде чем сшить их вместе.Полученное сканирование позволило команде оценить его состояние, узнать больше о технике рисования Вермеера и понять прошлые реставрации работы. Вы можете узнать больше о процессе сканирования в коротком видео Hirox, опубликованном ниже:

Двумерное изображение — это одно, но особенно интересным становится трехмерное сканирование, которое покрывает 10 определенных областей картины, таких как глаза объекта и легендарная серьга. Эти отсканированные изображения позволяют вам рассматривать части картины под любым углом и видеть, что ее кажущаяся плоская поверхность вовсе не из-за слоев высохшей краски, из которых состоит картина.Есть даже небольшой виртуальный свет, который вы можете перемещать внутри программы, чтобы увидеть, как эти поверхностные недостатки отбрасывают тень на окружающую их область.

Чтобы узнать больше о том, что эти сканы и другие технические исследования показывают об этой картине, ознакомьтесь с этой записью в блоге Маурицхёйс в прошлом году. Между тем, остальная часть музея также была оцифрована, и 36 шедевров доступны для детального просмотра.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *