Храм христа спасителя в москве метро: Храм Христа Спасителя в Москве: адрес, станция метро, как проехать, где находится — Фотографии — История строительства Храма Христа Спасителя

Содержание

история храма Христа Спасителя – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хозяйственные нужды.

Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».

Скамейка из храма Христа Спасителя на станции метро «Новокузнецкая»

Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.

В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Фото Владимира Ештокина

Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки.

Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.

В память о чуде

25 декабря 1812 года, в день Рождес­тва Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве храма Христа Спасителя* «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние двести лет, оказались тем или иным образом связаны с храмом Христа Спасителя.

Наша страна уже не один раз за два последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо.

Свято-Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя. Картина Карла Рабуса, 1838 г. Как гласит популярная, но недостоверная народная легенда, заставили переехать на новое место вопреки желаниям его насельниц. Игуменья монастыря, не желая переезжать, якобы сначала привязала себя цепями к дубу в монастырском дворе, а потом прокляла это место. Также рассказывают, что когда в монастырь приехал Николай I и стал лично убеждать монахинь в необходимости переезда, то по окончании малоуспешных уговоров та же игуменья вдруг ему напророчила: «Государь, получишь здесь лужу». Впрочем, никакого проклятия, судя по всему, не было. Оно не подтверждается никакими историческими документами и свидетельствами. Подобные рассказы — скорее мифы, которыми post factum старались объяснить последующую трагическую судьбу храма.

Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.

А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.

Неудачная попытка

Мало кто знает, что сначала храм Христа Спасителя планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду.

Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия — Александру Лаврентьевичу) Витбергу. Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя

 

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.

Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.

Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.

 

Первая жизнь храма 

Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено Константину Андреевичу То­н­у, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.

Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).

Торжественное открытие памятника Александру III в 1912 году (разрушен в 1918 году). оенный парад принимает император Николай II

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.

Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве».

Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.

К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.

И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.

Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.

После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.

Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.

 

«Прощай, хранитель Русской славы!»

После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».

Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 год. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). Фото xxc.ru 

В марте 1924 года в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма.

Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя Скульптор А. Логановский.  Фото xxc.ru

В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет художественной ценности», что храм — «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 года. — Ред.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».

В августе 1931 года начались работы по разборке храма и расчистке окружающей территории. А в полдень 5 декабря этого же года раздался первый мощный взрыв, потом второй. Но храм Христа Спасителя продолжал стоять почти невредимый. Его добил только третий взрыв.

От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.

Несбывшаяся утопия

Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана (соавторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.

По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). 

Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.

Открытый бассейн «Москва», сооруженный на месте храма Христа Спасителя

После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.

Новая жизнь храма

В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.

Фото Владимира Ештокина

Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.

Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.

Фото Владимира Ештокина

В храме Христа Спасителя хранятся уникальные святыни: частица ризы (хитона) Господа Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь от Креста, на котором был распят Спаситель. Также в храме находятся частицы мощей Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, преподобной Марии Египетской, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, равноапостольного князя Владимира, князя Александра Невского, митрополита московского Филарета (Дроздова), а также мощи других святых и подвижников Церкви.

Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.


При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, 
издательство «П-2», 2011. 157 с.

Читайте также: Храм Христа Спасителя — главный храм России. История для детей

 

Скамьи станции метро «Новокузнецкая» и храм Христа Спасителя


Фото 1950 г. Станция метро «Новокузнецкая»

Интересную информацию прочитал в мордокниге. Но поскольку ФБ — это, увы, помойка и всё исчезает в неизвестном направлении, то перенесу сюда на память.

Существует известная легенда, что скамьи станции метро «Новокузнецкая» — якобы скамьи из храма Христа Спасителя. Я уже писал когда-то, что это не так. Что это не более чем легенда.
Вот и ещё одно подтверждение этому.


Вот что пишет Евгения Литвин-Счастливых:
«Скамьи мне всегда казались чужими на станции. На фоне советской геральдики они выглядели слишком «дореволюционно». Я насчитала четыре типа рисунков на волютах, все они классических растительных мотивов — шишки, гроздья винограда, пальмовые ветви и папоротник. Какие тут могут быть звезды, пушки и колосья, столь актуальные для 1943 года?
И я решила искать.
Долго копалась в архивах исторички, вычитывала брошюры с описанием убранства Храма Христа Спасителя — скамей в перечнях не упоминалось. Сотрудники музея Московского метрополитена ничего внятного сказать не могли. Библиотека МАРХИ — тоже.
И тут я совершенно случайно узнала, что в Москве живет и здравствует сын архитекторов станции Ивана Таранова и Надежды Быковой — Андрей Иванович. Ему 75 лет, и он также архитектор.
Андрей Иванович принял меня у себя дома, на Патриарших прудах. И рассказал истинную историю Новокузнецкой.


Фото 1945 г. Л. А. Великжанина

Супругов-архитекторов Ивана Таранова и Надежду Быкову консультировал академик Иван Жолтовский, большой ценитель классического искусства и архитектуры. Он одобрил выбранный молодыми архитекторами рисунок свода для станции, тема которого была позаимствована из римской гробницы Валериев. Скамьи с волютами и растительными орнаментами, а также тонкие торшеры с плоскими светильниками удачно завершали идею подземного дворца. Уют помогали создать мраморные коврики, выложенные под торшерами и у скамей. Иван Таранов прекрасно рисовал, по его эскизам были выполнены скамьи ещё в 1938 году из мрамора коелга (месторождение этого мрамора начали разрабатывать в 1925 году в Челябинской области). Далее своего часа скамьи ожидали, по словами Андрея Ивановича, скорее всего на складе завода Метростроя в Черкизово. Но тут грянула война. Иван Таранов и вся семья были эвакуированы в Барнаул. После того, как немцев отбросили от Москвы, строительство метро возобновили, и Новокузнецкую хотели закончить другие архитекторы. Таранов не без труда вернулся в Москву и отстоял своё право завершить строительство станции. Его, в буквальном смысле, хотели оболгать, снова припомнив дворянское происхождение, а также обвинив в якобы высоких тратах на изготовление скамей в условиях военного времени. Таранову уже светил срок, но то, что скамьи были изготовлены ещё до войны в 1938 году, фактически спасло ему жизнь. При этом, пришёл приказ сверху украсить станцию в духе военной темы.
Конечно, Таранов и Быкова были против, как и Жолтовский. Ведь белая и изящная станция теряла свою легкость, но приказ есть приказ. Картуши с изображением военных полководцев, фризы с пушками и солдатами, мозаики были установлены. Таким образом получилось, что это не скамьи смотрятся чуждо по отношению к геральдике, а, напротив, именно она чужеродна по отношению к первоначальному проекту. Таранов и Быкова были награждены Сталинской премией за Новокузнецкую. Всего они построили 15 станций метро.


Андрей Иванович Таранов и Евгения Литвин-Счастливых.

Кстати, в переходе с Новокузнецкой на Третьяковскую в стене установлено мраморное панно. Слева изображён мужчина с большим проектом в руках — это Иван Таранов (по словам Андрея Ивановича очень похож), а левее, через одного метростроевца, с короткой стрижкой — Надежда Быкова».
Отсюда

От себя добавлю. Лет 10 назад я читал интервью Н. Быковой. И в этом интервью она упоминала, что мрамор ХХС при отделке этой станции всё же использовался. А конкретно — плиты, на которых были высечены имена героев войны 1812 года. Насколько я понял из них изготавливали боковые накладки для скамей. Хотя полной уверенности в этом у меня нет. А сами скамьи, конечно, никакого отношения к храму Спасителя не имеют.

80 лет назад в Москве взорвали храм Христа Спасителя. Новости. Первый канал

Памятник, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812-го года, был уничтожен по решению тогдашнего руководства страны. Предварительно из храма было вывезено всё ценное. Например, мрамор пошёл на отделку некоторых станций метро. Восстановление храма Христа Спасителя началось в 90-х годах.

Символичный кадр, когда ангелу на шею набрасывают и завязывают петлю. Эти кадры перепечатывались в разных альбомах тысячи раз. Кинооператор Владислав Микоша снял их в тот самый морозный день. Он был единственным, кому удалось запечатлеть разрушение храма. Задание было секретным, сам оператор узнал что, собственно, будет происходить, уже на месте.

«Сказал потом, что был настолько потрясен тем, что происходило, что не мог снимать сначала, потому что они сразу начали валить эти скульптуры, отбойными молотками вгрызаться в итальянский мрамор», — рассказала Джемма Фирсова.

Ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники — давняя российская традиция. Так появились Покровский и Казанский соборы, церкви на Кулишках и на Якиманке. В начале 19 столетия Россия пережила еще одну войну — Отечественную.

«Враг был изгнан за пределы государства. Император Александр Первый издает манифест, где дает обет о строении в Москве церкви во имя Спасителя Христа», — говорит сотрудник Музея истории Москвы Людмила Мухамедова.

Уже после смерти Александра I, его брат Николай выполнит царский обет, повелев возвести храм по проекту архитектора Тона в непосредственной близости от Кремля. Храм изначально строился как центр русского православия, ради него даже изменили непреложному правилу: не возводить церквей выше колокольни Ивана Великого.

Новая власть не сразу взялась за храм. Первые сносы церквей в Москве объясняли необходимостью расширения и выпрямления улиц, решением транспортных проблем. Однако уже в первой половине 1929 года по всей стране закрылось более 400 храмов. Многим стало понятно: храм Христа спасителя обречен.

«Видные архитекторы высказались, что он не представляет художественной и архитектурной ценности», — говорит ключарь храма Христа Спасителя священник Михаил.

Архитектурная ценность была лишь поводом. Храм — символ старой России: православной, буржуазной, купеческой — не мог, не имел права стоять в центре Москвы. На его месте должен был вознестись к небу Дворец советов. Циклопическая башня высотой 415 метров, увенчанная 80-метровой статуей Ильича. 16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается резолюция: «Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение».

Помещения, соответствующего храму Христа Спасителя, в Москве, само собой, не нашлось. С декадным сроком тоже вышла заминка. Собор оказался гораздо крепче, чем думали. Свинцовые спайки не позволяли разобрать или сломать его. Храм решено было взорвать, предварительно изъяв оттуда все ценное. Одного золота с куполов сняли 413 килограмм. К зиме на Москворецкой набережной остался только остов. Под него заложили взрывчатку. 5 декабря 1931 года храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать.

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейками украсили «Новокузнецкую». Плиты с именами героев Отечественной войны превратили в крошку и посыпали ею дорожки в московских парках. Дворец Советов так и остался проектом. Котлован простоял до 60-х годов. А затем на этом месте был построен плавательный бассейн.

Бассейн довольно быстро пришел в негодность. Уже к концу 80-х сооружение имело довольно жалкий вид, и купание в нем прекратили. А в 90-х развернулась кампания по сбору средств на восстановление храма Христа Спасителя. В архивах отыскались даже чертежи, по которым работал архитектор Тон.

До начала 20 века Храм Христа спасителя считался не то что большим, просто огромным. Говорили даже, что храм нарушает уютный архитектурный облик центра Москвы, сравнивая его с этаким самоваром посреди стола, за которым чаевничает какой-нибудь замоскворецкий купец. На фоне Москвы сегодняшней он смотрится, конечно, скромнее. При этом не утратив былой величественности: он по-прежнему остается главным храмом страны.

До сих пор ведутся споры о достоверности облика храма, о вписанности его в ландшафт. Однако это мало заботит людей, идущих сюда на Пасху и Рождество — потомков тех, кто строил храм, разрушал его, и строил вновь.

Один выход станции метро «Кропоткинская» закроют из‑за очереди к мощам Петра и Февронии — Транспорт

РИАМО — 12 июл. На время нахождения в столичном храме Христа Спасителя мощей святых Петра и Февронии власти города планируют закрыть один из выходов станции метро «Кропоткинская» в случае большого количества желающих поклониться святыне, сообщает РИА Новости.

Из Свято Троицкого женского монастыря Мурома 14 июля в столичный храм Христа Спасителя будут принесены мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей брака. Они пробудут в Москве до 21 июля. Доступ паломников к святыне будет осуществляться с 15 июля с 08:00 до 20:00.

«Выход из метро «Кропоткинская» в парковую зону храма христа Спасителя будет закрыт. В собор можно попасть с улицы Волхонка через центральный вход. В случае большого количества желающих посетить храм Патриарший мост может быть перекрыт», – сказал представитель пресс-службы столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции.

Он уточнил, что подъемник для людей с ограниченными возможностями здоровья временно выведен из эксплуатации в связи с ремонтом. Внутрь храма можно подняться на лифте из нижнего этажа, вход в который расположен в Соймоновском проезде. Там же будет организована работа добровольцев.

Безопасность паломников обеспечат сотрудники УВД по ЦАО, Росгвардии, МЧС России и частных охранных организаций. Кроме того, возле храма будет дежурить карета скорой помощи.

Восьмого июля и 19 сентября Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни.

В 2008 году в Совете Федерации была одобрена инициатива об учреждении в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии нового государственного праздника – Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья (8 июля).

Экскурсия «Храм Христа Спасителя + 4 смотровые площадки!» — афиша на 2021 год | билеты в Москве

Тип экскурсии: Пешеходная

Место встречи: У центрального входа в храм Вас будет ждать гид с табличкой «Любимый город». Ближайшая станция метро — Кропоткинская

Что вас ждет экскурсии:
Храм Христа Спасителя — величественный памятник истории и подвигов русского народа вблизи священного Кремля. Символ утраты, восстановления, забвения и возрождения. Его строили 44 года. Четыре российских Императора исполняли обет по его возведению. Над его величественным обликом трудились самые знаменитые архитекторы, скульпторы и художники 19-го столетия.

Приглашаем на культурно-познавательную экскурсию в Храм Христа Спасителя с подъемом на 4 смотровых площадки под куполом храма!

На нашей экскурсии Вы узнаете:

— Где началось строительство первого Храма Христа Спасителя, и почему проект и место строительства были изменены Николаем I.
— Какие послания потомкам зашифрованы художниками в росписях храма и кто участвовал в их подборе;
— Почему алтарь Храма выполнен в форме часовни, и какие святыни хранятся в алтаре.
— Почему в Храме установлены императорские троны, и где, во время рождественской службы место президента РФ и членов правительства.
— Мы поговорим об истории Храма. Его строительстве, разрушении и возрождении. Пройдем по галерее памяти и славы участников Отечественной войны 1812 года.

А в завершении экскурсии, поднимемся на смотровую площадку на высоту 40 метров и увидим панораму Москвы с необычного ракурса. Четыре галереи смотровой площадки позволят рассмотреть и небоскребы-офисы Москва-сити, и уютное Замоскворечье. Ни одна смотровая площадка Москвы не может похвастаться такой близостью и великолепными видами территории Кремля. Зарядье и Чертолье, Арбат и сталинские высотки: Москва двух столетий «как на ладони».

Продолжительность: 1,5-2 часа

Телефон для связи зрителя с организатором: 8-903-207-61-21

Фото и видео


Организатор мероприятия:ИП Фаронова Ольга Евгеньевна
ИНН/ОГРН:262608136115/314265104100242

Каннундрам: Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве, Россия,

был построен, по словам царя Александра I, чтобы выразить благодарность Спасителю за отступление Наполеона из Москвы в 1812 году. После смерти Александра I его преемнику, царю Николаю I, его брату, не понравилось расположение и дизайн. Так что расположение и дизайн были изменены. Обновленный дизайн был смоделирован по образцу собора Святой Софии в Стамбуле, Турция, а церковь была построена всего в нескольких кварталах от Кремля.
Кремль от Христа Спасителя — вдоль Москвы-реки
Статуя Петра Великого у слияния Москвы-реки и Обводного канала.
Христос Спаситель на заднем плане, храм Василия Блаженного на переднем плане, Кремль в центре.

Краеугольный камень не был заложен до 1839 года, а само здание не было завершено до 1860 года.На интерьер ушло еще 20 лет. Собор был окончательно освящен в день коронации Александра III, 26 мая 1883 года. Наос имел двухэтажную галерею со стенами из мрамора, гранита и другого камня. Первый этаж был памятником победе русских над Наполеоном. После смерти Ленина Сталин решил, что он хочет использовать место собора, чтобы построить памятник социализму. Церковь снесена 5 декабря 1931 года.

Снос в 1931 году

На вывоз мусора с участка потребовался год или больше, а мрамор из собора был использован на станциях Московского метрополитена, которые мы посетили.

Станция метро Москва

Мраморные горельефы (где более половины всей массы скульптурных фигур проецируется на задний план) Христа Спасителя были перенесены в Донской монастырь в Москве, где они сохранились до сих пор. Из-за проблем с финансированием, наводнения Москвы-реки и войны памятник социализму так и не был построен. В феврале 1990 года, после распада Советского Союза, Русская православная церковь в сотрудничестве с мэром Москвы Юрием Лужковым получила разрешение правительства России на восстановление собора.Новый собор в основном следует оригинальному дизайну, но в нем использованы современные строительные материалы и другие современные удобства. Например, горельефы, которые изначально были мраморными, были преобразованы в бронзовые, моя любимая часть здания. Вот пример одного из мраморных горельефов

.

а затем его бронзовая копия, которая теперь находится снаружи здания.

Бронза мне нравится больше, чем мрамор. Далее следуют бронзовые горельефы снаружи здания.

Два ангела покоятся над окном.
Фигуры, стоящие над дверью.
Хорошее место, чтобы посидеть.
Вертеп.

Другие декоративные элементы снаружи собора.

Деталь от двери.

Завершенный Храм Христа Спасителя освящен 19 августа 2000 года.

Христос Спаситель с Москвой-рекой на переднем плане.
Это самый высокий православный храм в мире. Первый президент России Борис Ельцин скончался в соборе в 2007 году перед тем, как его похоронили на Новодевичьем кладбище.Совсем недавно панк-рок-группа Pussy Riot устроила несанкционированное выступление в Соборе 21 февраля 2012 года. В августе трое участников группы были осуждены за хулиганство и приговорены к двум годам лишения свободы. Внутри собора нельзя делать снимки, поэтому я разместил несколько снимков с церковного сайта.
Центральный купол.
Деталь центрального купола.
Более подробно с центрального купола.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — Историю Храма Христа Спасителя лучше всего начать с манифеста царя Александра I, который первым приказал построить здание. Манифест выставлен внутри собора и выглядит следующим образом:

«Народ России, вы героического славянского происхождения! Много раз вы ломали зубы диким зверям, которые нападали на вас, стремясь проглотить вас. Сдерживайте себя и приходите с Святым Крестом в своих сердцах и своим оружием в руках, и вы преодолеете всю силу и агрессию ».

Считается, что царь Александр I решил построить собор в тот же день, когда армия Наполеона покинула Москву, что произошло на Рождество 25 -го декабря 1812 года. благодарность Богу за спасение России от неминуемой гибели. Поскольку день победы русских над Францией совпал с Рождеством, было решено, что главный алтарь будущего собора будет посвящен Рождеству Христова.Важно то, что во времена царской России это был единственный в своем роде храм во всей стране.

Первоначальный проект собора выполнил шведский архитектор Александр Витберг . Этот проект поддержал царь, во многом поддерживавший карьеру архитектора. После смерти царя Александра I новоиспеченный царь Николай I обнаружил много проблем в строительстве еще не завершенного собора. Финансовый аспект строительства был поставлен под сомнение, и Витберга даже осудили за ненадлежащее распоряжение деньгами, но его невиновность была доказана намного позже.

Архитектор Константин Тон взял на себя проект, и строительство было быстро возобновлено. Художники со всей страны украшали собор 44 года. Храм освящали на Пасху 1883 года. До прихода к власти большевиков он был одним из красивейших построек России. После Октябрьской революции они превратили многочисленные соборы и церкви в хранилища для оружия и мусора, но вместо этого решили снести собор. Считается, что это решение было принято в основном из-за близости собора к Кремлю, поскольку новое правительство хотело создать на этом месте роскошный «Советский дворец» .Дворец так и не был построен из-за предполагаемых затрат на его строительство. Он должен был достичь высоты 415 метров со статуей Ленина на вершине, что сделало бы его самым высоким зданием в мире. Собор был разрушен с применением огромного количества взрывчатки, которая потрясла всю Москву. Снос происходил в несколько этапов 5 -го декабря 1931 года.

Так как место, где раньше стоял монастырь, находилось в самом центре города, возникла необходимость в возведении пустующего участка. заполненный.Во время президентства Хрущева на месте собора был построен бассейн. 40 лет жители Москвы наслаждались бассейнами, но с изменением политического климата в стране идея восстановления старого храма вспыхнула в умах правительства. Строительство началось в 1990 году, несмотря на финансовые трудности, которые испытывала страна, но процесс все еще поддерживался людьми. В архивах были обнаружены эскизы старого собора, которые подтвердили, что новый собор будет идентичен старому с 19, -го, -го века.Новопостроенный собор освящен 19 -го августа 2000 года.

Собор поистине великолепен. Имена солдат и офицеров, погибших в войне против Франции, были выгравированы на стенах старого собора. Вы будете поражены.

Интересные факты:
В 1926 году в России сделали последний церковный колокол, и стали постепенно закрывать сталеплавильные печи. Спустя почти 70 лет Комиссия по убранству Храма Христа Спасителя потребовала строительства новых колоколов для собора. В дни знаменательных православных праздников были отлиты удивительные 30-тонные колокола, которые звонят четыре раза в год.

Режим работы Храма Христа Спасителя
Каждый день с 10:00 до 17:00.

, почему Pussy Riot и Храм Христа Спасителя — это союз, заключенный на небесах — The Calvert Journal

Через несколько часов после своего триумфального возвращения в Москву помилованная участница Pussy Riot Надежда Толоконникова вернулась на место предполагаемого преступления: Храм Христа Спасителя, гигантскую бело-золотую церковь, перестроенную в девяностые годы и возвышающуюся над горизонтом.На фотографии, которая распространилась по всему миру, ее лицо — больше не замаскированное под балаклаву — идеально обрамлено золотыми куполами церкви. Толоконникова не затмевается своим фоном, как на типичной туристической фотографии. Вместо этого, похоже, она частично затмила его.

Стандартный либеральный ответ на пресловутую «панковскую молитву» Pussy Riot в соборе был примерно таким: «Конечно, я не одобряю делать что-то подобное в церкви, но их наказание несправедливо. Это знакомая гражданская либертарианская позиция, которая поддерживает право на возмутительные поступки, удерживая преступников на безопасном расстоянии. Но такой подход упускает из виду главное: именно Храм Христа Спасителя как площадка оправдывает действия Pussy Riot.

Это потому, что сам собор — воплощение скандала; в своих проектах, перепланировках, сносах и реконструкциях это не просто подходящее место для концептуального искусства — это концептуальное искусство, исполненное в чрезвычайно замедленной съемке; это не просто место скандала, для многих это сам по себе скандал.Таким образом, Храм Христа Спасителя является материальной основой культурной логики Pussy Riot.

Храм Христа Спасителя в Москве — это культурная достопримечательность, которая так широко освещается в международных новостях. Это странно нестабильное место. В самом деле, несмотря на бесчисленные тонны камня, использованного при его (ре) строительстве, собор имеет жуткую тенденцию исчезать, как если бы он был архитектурной иллюстрацией концепции непостоянства объекта Жаном Пиаже — как ребенок, играющий в пикабу, откуда мы знаем он все еще там, когда мы его не видим? Собор имеет культурное значение именно как физическое проявление исчезновения, материализация угрозы дематериализации. Все мы помним знаменитого «Исчезающего комиссара» советских фотографий: аэрография павших вождей стала пробным камнем нестабильного прошлого Советского Союза. Собор, охватывающий досоветскую предысторию, советский снос и постсоветскую реконструкцию, расширяет эту концепцию исторической нестабильности, позволяя охватить более чем столетнюю историю русской культуры.

«Храм Христа Спасителя равносилен тому, чтобы взять индийский могильник, построить на нем торговый центр, а затем снести торговый центр, чтобы заменить его сверкающим новым индийским могильником»

Собор стал условным обозначением исторических изменений, как это видно в фильме «Обратная сторона луны» (2011), российском римейке культового британского телесериала «Жизнь на Марсе».Предпосылка «Жизни на Марсе» заключается в том, что после аварии британский полицейский детектив 21-го века просыпается в семидесятых и должен действовать в совершенно другом мире правоохранительных органов. «Обратная сторона Луны» делает примерно то же самое, но использует гораздо более богатую жилу культурной неразберихи, отправляя современного российского полицейского обратно в советские времена: московский детектив Миша Соловьев, сбитый автомобилем, просыпается в 1979 году, временный сдвиг. Об этом свидетельствует возрождение московского открытого бассейна, который раньше занимал место собора.

Собор в мгновение ока превращается в собор на обратной стороне Луны

Переход от собора к бассейну в мгновение ока потрясает. Мы переходим от предположительно священного к явно нечестивому (это может засвидетельствовать любой, кто когда-либо плавал в менее чем чистой воде бассейна). Священное — это не вещь, а скорее вопрос восприятия: мы всегда можем его найти и всегда на грани того, чтобы снова потеряться.

По своему первоначальному замыслу Храм Христа Спасителя должен был стать синтезом национальной и духовной судьбы России — ознаменованием выживания Москвы перед лицом наполеоновского вторжения в 1812 году. Первоначально это был неоклассический проект, наполненный масонской символикой. собор был перепланирован при Николае I в стиле русского возрождения. Освященный в 1883 году, он был осквернен в 1930 году — сначала с него лишили золота и, наконец, 5 декабря 1931 года взорвали на публичном представлении.Несмотря на то, что религиозная основа важности собора была отвергнута официальным советским атеизмом, его статус (светского) священного места был подкреплен только планами заменить его Дворцом Советов, грандиозной большевистской Вавилонской башней с огромной статуей. Ленина на его вершине, как брошенный жених на сталинском свадебном торте.

Снос Храма Христа Спасителя в 1931 году

Планирование и строительство этого гиганта было сопряжено с проблемами и в конечном итоге было прервано началом Второй мировой войны.Его рама, как и золото его предшественника, была разобрана для более практического использования. Он был преобразован в грандиозную инверсию своего первоначального дизайна: вместо башни с одним человеком на вершине он стал крупнейшим в мире открытым бассейном, в котором одновременно купались бы тысячи людей (светская пародия на массовое крещение Киевской Руси в 988 г.). В конце девяностых собор был реконструирован, изначально задумываясь как почти точная копия, но в конечном итоге переработанный благодаря участию надежно липкого Зураба Церетели.

«Наличие парковки и незаметное очарование сувенирного магазина особенно неприятны в контексте православия»

Каждое строение на этом месте является частью архитектурного палимпсеста государственной власти и священного. Даже в определенный момент времени собор / бассейн существует как снимок на воображаемой временной фотографии; можно представить стилизацию Дюшана: «Собор, спускающийся по лестнице». Бассейн больше, чем бассейн, потому что само его существование усиливает осквернение исчезнувшего собора. Восстановленный собор — это либо торжество возрождающегося, формирующего государство Православие, либо место почти криминального пренебрежения к отделению церкви от государства (не говоря уже о решительном отказе от более чем 100-летней современной архитектуры). В этом отношении нынешнее здание можно рассматривать как синтез серии чередований церкви и государства: собор выполнил свое предназначение как объединение церкви и государства, освящая государство в глазах сторонников жесткой линии или оскверняя церковь. в глазах скептиков.

Изысканный декор снаружи собора. Фотография: Ана Паула Хирама под лицензией CC

.

Еще до того, как было выбрано место для Дворца Советов, лидер большевиков Сергей Киров предложил построить его «на месте дворцов, когда-то принадлежавших банкирам, помещикам и царям». Выбор прежнего места для собора может противоречить идее Кирова; Русская православная церковь странным образом отсутствовала в этом списке. Но новый собор идеально воплощает в себе надежды Кирова, хотя и в идеологических недружественных целях. Добавление бизнес-центра к церковному комплексу (воспринимаемое инсайдерами как разделенное светским брандмауэром и как посторонние как часть единого целого), доступность парковки и дискретное очарование сувенирного магазина особенно раздражают внутри Восточно-православный контекст. Православная Церковь традиционно является местом святых таинств. И, что самое известное, Патриарх Кирилл использовал собор как место проповедей, призывающих верующих голосовать за Путина (что является одним из основных оправданий выбора Pussy Riot Христа Спасителя в качестве места для выступления).Добавьте сюда сложные финансы на реконструкцию собора (при непосредственном участии бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова), и мы получим собор, который одновременно больше и меньше, чем собор.

Бассейн Москва, на месте бывшего собора, 1969 год

Храм Христа Спасителя «преследуют» призраки прошлого, а точнее призраки архитектуры, разрушенные или оставленные без строительства.Ящики для пожертвований, разбросанные по всей Москве в девяностые годы, обычно сопровождались изображениями снесенного собора, служившими одновременно рекламой будущего и памятником умершим близким.

«Храм Христа Спасителя — это дом с привидениями, который только и ждет прибытия призраков»

Места с привидениями в США часто означают нарушение путем переопределения использования: церкви, переделанные под магазины или дома, или пресловутые индейские могильники, заасфальтированные, чтобы уступить место пригородной закрытой общине.То есть преследующие результаты из-за повторного задания, многозадачности и осквернения доиндустриального участка, насыщенного. Храм Христа Спасителя равносилен тому, чтобы взять индийский могильник, построить на нем торговый центр, а затем снести торговый центр, чтобы заменить его новым сверкающим индийским могильником с пристроенным казино. С этой точки зрения Храм Христа Спасителя — это история о доме с привидениями, который только и ждет прибытия призраков.

И они прибыли.Либеральные критики процесса по делу Pussy Riot потрясены тем, что они воспринимают как средневековую обскурантистскую схему, используемую свидетелями и обвинением. Нам неоднократно говорят, что женщины совершали «сатанинские» движения, что их танец был «дьявольским» и что «девушки» были одержимы. Поговаривали даже об экзорцизме. Те, кто смеется над такими настроениями, упускают из виду главное. Фактически, они не могут распознать критическую проницательность, проявленную этими предполагаемыми филистерами, которые демонстрируют почти инстинктивное понимание жанра, в котором разворачивается их история.Само по себе исполнение панк-молитвы является чистым акционизмом, но на месте такого большого исторического и архитектурного ревизионизма молитва становится феноменом полтергейста, которого это место ждали десятилетиями.

Тур Москва-Россия — разные стороны Москвы. Бункер 42, Храм Христа Спасителя, Парк Горького, речная прогулка по Москве-реке

Познакомьтесь с военной, религиозной и развлекательной сторонами Москвы и увидите всю картину во время морской прогулки по Москве-реке!


Увлекаетесь советской эпохой? Вам интересно узнать некоторые его военные секреты и скрытые от обычного туриста подробности? Посетите одно из самых загадочных мест Москвы — ядерный бункер 42 времен холодной войны, построенный по приказу Сталина. Эта экскурсия проведет вас через подземные залы и переходы на глубине 65 метров (18 этажей!). Атмосфера настоящего бункера позволяет ощутить ту тонкую грань, которая отделяла мир от начала ядерной войны.

Продолжая экскурсию, вы посетите 344-футовый Храм Христа Спасителя — самый высокий православный храм в мире. Почему взорвался и кому посвящен? Откройте для себя это во время моего тура!

Пора расслабиться и развлечься в одном из самых больших парков Москвы Парк Горького.Помните лирику немецкой группы «Скорпионы»: «Следуй по Москве, до Парка Горького, слушая ветер перемен…»? =) Едем прямо туда!)

И, наконец, посмотрим на Москву. с лодки днем ​​или ночью по желанию.

Маршрут

Сначала встречу вас всех счастливыми и готовыми к любым приключениям в холле вашего отеля =)

Затем мы направимся в наш первый пункт назначения — Бункер-42. Если вы проголодались в конце экскурсии, мы можем посетить скрытый ресторан Бункер-42, расположенный в том же Бункере, оформленный в советском стиле, который стоит посетить только из-за декора / атмосферы).

Нашим следующим шагом будет гигантский Храм Христа Спасителя. После того, как мы сфотографировали его блестящие купола и полюбовались его роскошными интерьерами, мы все готовы отправиться к нашей следующей остановке — Парку Горького.

Если в круизе вы выберете класс главной палубы, мы сядем на лодку прямо на набережной Парка Горького. Если вы выберете Royal Class или First Class — мы направимся к набережной у знаменитого отеля Radisson Royal Hotel (Отель Украина), который сам по себе является достопримечательностью, и я скажу вам, почему.

Самые ранние рейсы отправляются в 12:00, 15:00 — самые поздние в 20:00, 20:30. Если вы хотите увидеть Москву при свете дня, мы можем сделать лодку перед Собором.

Я оставляю вас в вашем отеле.

Место встречи + продолжительность тура

Варианты места встречи: Железнодорожный или автобусный вокзал, гостиница, адрес или перекресток, памятник / здание

Продолжительность: 8 часов

Продолжительность экскурсии 7-8 часов

Транспорт

Метро, ​​при необходимости я найду для вас машину / минивэн, плюс речной катер

Что включено

Другое: Мое время и услуги в качестве вашего профессионального гида и переводчика

Обновления цен и бронирования для ваших туров и транспорта, бронирование билетов

Поиск хорошего места для обеда или ужина в соответствии с вашими потребностями и запросами, бронирование столика

Встреча в отеле и при необходимости отвезем в отель

Мое веселое настроение и хорошие шутки =) (шучу)

Предполагаемая потребность в местных денежных средствах

10000 рублей — — Стоимость входных билетов в Бункер 42 обычно составляет от 2000 рублей до более 4000 рублей в зависимости от тура, который мы совершаем в бункер.
— Стоимость билетов на лодку варьируется в зависимости от класса поездки (Первый класс или Главная палуба) и класса яхты Erwin River или Royal Class. Стоит от 750 рублей до 1600 рублей.
* Добавьте мне один билет, чтобы я мог вести вас.
— Плюс возьмите немного денег на проезд в метро (55 рублей за 1 поездку) и / или на такси или машину.

Что еще?

  • Личные расходы
  • Сувениры
  • Билеты на общественный транспорт
  • Еда, напитки, закуски

Другое: — Входные билеты на все объекты
— Морские перевозки

Храм Христа Спасителя — Москва

В советское время многие церкви, соборы и религиозные объекты по всей России были разрушены или их тематика была изменена на что-то другое.Соборы Александра Невского в Москве, Тифлисе и Твери, Старый Троицкий собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве были среди снесенных соборов в советское время. Чрезвычайно небольшое количество этих религиозных мест было восстановлено после их сноса, но одним из самых известных примеров является Храм Христа Спасителя в Москве.

Храм Христа Спасителя расположен на юго-западе Кремля, к северу от Москвы-реки, в самом центре города.Это 103-метровое строение — самая высокая православная церковь в мире. Хотя собор сильно пострадал с течением времени, с помощью людей новый собор был восстановлен на прежнем месте в Москве после распада Советского Союза.

Первая мысль о строительстве собора восходит к тому времени, когда Александр Первый решил построить памятник всем погибшим во время нашествия Наполеона, а также как символ его благодарности Богу за спасение России от мрачных дней, омрачивших ее. земля.Первым принятым царем планом собора был проект русского архитектора Карла Витберга, который был образцом неоклассической архитектуры с множеством масонских символов повсюду. Поначалу местом строительства нового собора была выбрана самая высокая точка Москвы — Воробьевы горы, но из-за того, что земля была достаточно слабой для выдерживания огромного строения собора, а также из-за смерти Александра Первого, проект временно приостановлен. Николай Первый, который не был поклонником дизайна нового собора, особенно масонской символики, уволил Витберга и назначил своего доверенного архитектора Константина Тона новым главнокомандующим.В дизайне нового собора Тон был использован метод архитектуры Возрождения России и стиль архитектуры турецкой Святой Софии, одобренный царем в 1832 году. Царь выбрал место рядом с Кремлем для строительства нового собора, но строительство было продолжено. не началось до 1839 года.

Строительство собора началось в 1839 году, но продолжалось более сорока лет. В это время несколько художников, в том числе Сорокин, Суриков и Крамской, курировали роспись и внутреннее оформление собора.Чайковский написал увертюру к симфонии 1812 года с завершенным собором в своей голове, но был вынужден исполнить свой дебют перед недостроенным собором в 1882 году. Есть несколько уникальных и ценных картин и материалов, в том числе некоторые редкие гранит и мрамор, использованные для оформления интерьера. собор. Внутри церкви была построена двухэтажная галерея, первый этаж которой был посвящен Отечественной войне 1812 года, а второй этаж достался хорам. Храм Христа Спасителя был построен в 1883 году и открыт для публики за день до третьей церемонии коронации Александра.

После революции в октябре 1917 года официальным государственным распоряжением советского правительства с 1921 по 1928 год было установлено, что многие церкви, соборы и религиозные места на местном, районном или национальном уровне должны быть разрушены или превращены во что-то нерелигиозное. . После смерти Ленина Иосиф Сталин взял власть и выбрал Храм Христа Спасителя в качестве советского дворца. Дворец, который должен был стать символом Советского Союза и его славы.Он даже планировал установить гигантскую скульптуру бывшего лидера Советского Союза, чтобы заменить нынешний массивный золотой купол собора. В 1930-х годах советских финансовых средств было недостаточно, поэтому финансовый комитет попросил использовать чистое золото, которое использовалось для строительства купола, для покрытия финансовых проблем, которые не были отклонены правительством. Наконец, в 1931 году был отдан приказ о сносе и собор снесли, но процесс разгрузки территории длился год.Однако по нескольким причинам, таким как финансовые проблемы, Вторая мировая война и многие другие, Советский дворец так и не был построен на месте бывшего собора. Некоторые фрагменты ценных камней, из которых строился собор, были снова использованы для строительства знаменитого дворца, похожего на станции московского метро. Единственные сохранившиеся фрагменты однодневного самого высокого православного собора в мире — это барельефы собора, которые сейчас выставлены в Донском монастыре. На месте снесенного собора, который всегда был заполнен водой из разливаемой Москвы-реки, в 1958 году был превращен в самый большой открытый бассейн под названием «Москва-бассейн».

Русская Православная Церковь разрешила заново отстроить Храм Христа Спасителя в 1990 году. Сначала Алексию Денисову поручили спроектировать и построить новый собор, но после многих разногласий с администрацией в Москве его уволили и заменили. Зураба Церетели. Было много проблем с финансированием восстановления нового собора в 1992 году, но после того, как более миллиона москвичей пожертвовали деньги на новый проект, были выделены средства для нового проекта, и строительство началось в 1995 году.В проекте нового собора под церковью был предусмотрен большой зал для собраний. С восточной стороны собора сооружены статуи Александра II и Николая II. Большой пешеходный мост через Москву-реку и заканчивался у подножия нового собора также был построен в 2003 году.

Этот большой собор, который является самым высоким православным собором в мире, является одним из основных направлений многих туристов в Москве.Поскольку он находится всего в нескольких сотнях метров от Кремля, он присутствует практически во всех программах московских туров. Собор был перестроен по оригинальному проекту 1830-х годов, но в нем также использованы современные технологии. Помимо архитектуры и интерьера нового собора, есть и другие достопримечательности, такие как иконография, росписи на стенах и потолке, а также могила Святого Филарета. В целом, учитывая, что собор расположен в самом центре города, недалеко от знаменитого Кремля , посещение этого места во время вашего путешествия в Москву было бы одновременно интересным и полезным, особенно для людей, которые любят русскую архитектуру и историю.

Храм Христа Спасителя — лишь одна из главных достопримечательностей Москвы, вы можете найти больше информации о них в нашем блоге на сайте Star Travel Group , особенно в статье о « Привлекательные места Москвы ».

Обзор Храма Христа Спасителя — Москва Россия — Достопримечательности

Кропоткинский район Религиозное сооружение / объект / святыня

Самый большой православный собор Москвы имеет яркое прошлое разрушения и реконструкции.Построенный между 1839 и 1883 годами как памятник русским войскам, павшим в битвах с войсками Наполеона в 1812 году, собор более века был крупнейшим сооружением в Москве и возвышался над горизонтом города. На строительство того, что могло разрушить всего несколько часов, ушло почти 50 лет: 5 декабря 1931 года собор был взорван. При Сталине на этом месте был построен гигантский новый «Дворец Советов», призванный заменить Кремль как резиденцию Советского правительства. Планировалось, что на вершине сооружения высотой 1378 футов будет стоять 300-футовая статуя Ленина, которая проводила бы больше времени над облаками, чем на виду, если бы планы когда-либо осуществились.Вторая мировая война задержала строительство, и весь проект был отменен, когда было обнаружено, что земля вдоль набережной была слишком влажной, чтобы выдержать такое тяжелое сооружение.

Место было пустым и заброшенным … УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Самый большой православный собор Москвы имеет яркое прошлое разрушения и реконструкции. Построенный между 1839 и 1883 годами как памятник русским войскам, павшим в битвах с войсками Наполеона в 1812 году, собор более века был крупнейшим сооружением в Москве и возвышался над горизонтом города.На строительство того, что могло разрушить всего несколько часов, ушло почти 50 лет: 5 декабря 1931 года собор был взорван. При Сталине на этом месте был построен гигантский новый «Дворец Советов», призванный заменить Кремль как резиденцию Советского правительства. Планировалось, что на вершине сооружения высотой 1378 футов будет стоять 300-футовая статуя Ленина, которая проводила бы больше времени над облаками, чем на виду, если бы планы когда-либо осуществились. Вторая мировая война задержала строительство, и весь проект был отменен, когда было обнаружено, что земля вдоль набережной была слишком влажной, чтобы выдержать такое тяжелое сооружение.

Место пустовало и заброшено до 1958 года, когда был построен бассейн «Москва», один из крупнейших открытых бассейнов в мире. Разделенный на несколько секций для тренировок, соревнований, дайвинга и общественного плавания, он отапливался и оставался открытым круглый год, даже в самые холодные дни зимы. Бассейн был соединен с раздевалками крытыми туннелями, и вы могли добраться до него, проплыв через них. Бассейн был демонтирован в 1994 году. Затем — возможно, в результате одного из странных поворотов истории архитектуры — собор был возрожден в 1997 году из руин за более чем 150 миллионов долларов.

Вы входите в коридор с письменами, окружающий центральную комнату. Эти мраморные панели, покрытые дореволюционным русским шрифтом, описывают наполеоновское вторжение в Россию в 1812 году. Подробно описаны сотни сражений, начиная с первых шагов французской армии на территорию России и заканчивая падением Наполеона в Париже и восстановлением мира в Европе. Огромный главный зал покрыт фресками. Посмотрите прямо на центральный купол, чтобы увидеть драматическое изображение Святого Отца с младенцем Иисусом в руках.Напротив рисунков написано на иврите слово «элохим» (что означает «Бог»). В стороне за коротким забором виднеются два престола. Это символические места для святителя Николая Чудотворца и легендарного русского героя войны князя Александра Невского, почитаемого православной церковью как святого с момента его смерти в 1243 году.

Собор был в центре нескольких споров. . Группа по надзору за потребителями обвинила фонд, который курирует церковь, в получении прибыли от собственности православной церкви, позволив автомойке, парковке, химчистке, конференц-центру и кафе работать под огромным строением.В 2012 году женская панк-группа Pussy Riot провела в церкви печально известный концерт протеста. В результате трюка трое участников оказались за решеткой после того, как критики заявили, что Кремль сурово наказал за инакомыслие.

ЧИТАТЬ МЕНЬШЕ Религиозное сооружение / объект / святыня

Аудиогид СОБОР ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ — Презентация — Путеводитель

Привет, меня зовут Рик, и я ваш личный гид. Вместе с MyWoWo я хотел бы поприветствовать вас в одном из чудес света — великолепном Храме Христа Спасителя .

Храм Христа Спасителя — самый важный храм в городе, потому что именно здесь православный Патриарх Московский проводит мессу. Как видите, здание действительно огромное. Обладая высотой 104 метра, это самый высокий христианский храм православного обряда в мире, вмещающий 10 000 человек.

Однако здание, которое вы видите перед собой, на самом деле было построено в 2000 году, это реконструированная копия первоначальной церкви, взорванной 5 декабря 1931 года Сталиным, который на его месте хотел построить памятник социализму, названный Дворец. Советов , который так и не был достроен.

Первоначальная церковь была заказана царем Александром I, чтобы отпраздновать победу над Наполеоном и поблагодарить божественное провидение за спасение империи. Однако работа началась не сразу; Фактически, строительство началось только в 1839 году, через 27 лет после окончания войны и после долгих размышлений.

Царь Николай I поручил своему доверенному архитектору Константину Тону разработать проект собора на основе церкви Святой Софии в Константинополе.

Строительство собора длилось много лет, внешний вид был завершен в 1860 году, а внутреннее убранство продолжалось еще двадцать лет после этого, поэтому собор был освящен только 26 мая 1883 года, в день коронации Александра III.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *