Фото кувшинки клод моне: Описание картины «Кувшинки», Клод Моне

Содержание

Описание картины «Кувшинки», Клод Моне

Кувшинки — Клод Моне. 1914-1917. Холст, масло, 200 х 200 см


   Писать кувшинки Моне начал ещё в 1899 году. В это время он обосновывается в Живерни и осуществляет свою давнюю мечту – разбивает превосходный сад, пестрящий всевозможными цветами. Одним из любимых местечек сада был пруд с мостиком в японском стиле. Моне вырастил в нём кувшинки и мог часами любоваться отражением нежных цветов в воде и игрой солнечных бликов.

   Данная работа была выполнена в период с 1914 по 1917 гг. Грандиозное двухметровое полотно отличается от ранних вариаций на данный сюжет не только своей масштабностью, но и свободной трактовкой, а также смелыми экспериментами.

   Работая над картиной, живописец намеренно отказывается от передачи достоверного впечатления — идею, которую он пропагандировал на протяжении всего своего творческого пути, и придаёт сюжету черты абстрактности. Кувшинки представлены в виде круглых и овальных островков жёлтого и розового цветов, располагающихся на воде, выписанной темно-синими, зелёными и фиолетовыми красками.

   Композиция полностью построена на цвете в ущерб другим средствам выразительности. Вода представлена как многослойная субстанция – внимательный зритель может увидеть, как нанося новый слой небрежными короткими мазками, Моне перекрывал ими контур листьев и цветов.

   В каком бы жанре не работал мастер, он всегда стремился передать движение на полотне. Такой, казалось бы, статичный пейзаж также полон динамики. Благодаря вертикальным мазкам фиолетового и тёмно-зелёного цветов, пересекающим всё полотно, кажется, что мы видим отражающиеся спутанные водоросли и корни растений, находящихся под водой – это и создаёт нужное движение, не позволяя пейзажу с диковинными цветами «застыть».

   Сами кувшинки написаны художником насыщенным жёлтым цветом, при этом накладывал его на полотно Моне густо и щедро, и кажется, что цветы приобретают объём.

   Картина ярко демонстрирует насколько большое значение мастер придавал цвету.

Он намеренно отказывается от такого базового понятия в композиции как горизонт, внезапно обрезая водную гладь с кувшинками краями холста.

   Моне создал целую серию монументальных панно с кувшинками, изначально завещав их своей стране. Специально для работы над столь большими полотнами он выстраивает новую мастерскую, где организует специальное освещение. Однако процесс работы столь увлёк живописца, а результат настолько пришёлся ему по душе, что Моне не пожелал расстаться ни с одной из своих замечательных картин. В музеях полотна стали экспонироваться только после смерти художника.

Описание картины Клода Моне «Кувшинки»

 

Клод Моне, 1914-1917 годы, картина «Кувшинки», Фото: muzei-mira.com
Название Кувшинки
Страна, художник Франция, Клод Моне
Год 1914-1917
Жанр Пейзаж
Находится Национальный музей Западного искусства, Токио
Материалы холст, масло

Много лет Клод Моне мечтал поселиться на природе, вдали от шумного города, чтобы выращивать цветы и писать картины. Наконец в 1890-е годы он переехал в поместье Живерни, где разбил сад и маленький живописный пруд. С этого времени он начинает создавать полотна с кувшинками.

Данная работа создана в более поздний период. Полотно отличается от первых картин большими размерами, свободой трактовки и смелыми живописными приемами.

В процессе работы Моне намеренно отходил как можно дальше от достоверного изображения – именно эту идею он последовательно развивал в своих произведениях. Художник усиливает абстрактные черты, переходя от предметной живописи к собственным впечатлениям.  Так, кувшинки он изображает в виде круглых пестрых пятен: нежные цветы сочетают в себе оттенки желтого, розового, оранжевого цвета.

А вода прописана при помощи ультрамариново-синих, болотно-зеленых и глубоких фиолетовых тонов. При этом, новые живописные слои перекрывают контур объектов, нанесенных ранее.

Клод Моне отказался от всех художественных средств выразительности, кроме цвета. Впервые в истории живописи композиция произведения образована не линиями, а красками. Мастер даже отказывается от основополагающего понятия горизонта, обрезая водную гладь границами рисунка.

Еще одной отличительной чертой знаменитого импрессиониста является умение создавать динамичные полотна в любом жанре. Даже такой статичный пейзаж, как водная гладь с кувшинками полна движения: темп и ритм задают вертикальные темные мазки. Кажется, будто сквозь толщу воды видны стебли и корни растений – именно этот эффект оживляет полотно.

При всей своей схематичности, изображенные цветы кажутся объемными благодаря густым слоям масляной краски, наложенным друг на друга.

Моне создал серию гигантских картин, изображающих пруд с кувшинками. Еще перед началом работы он завещал их своей стране. Он даже построил новую мастерскую, где установил специальное освещение. Но написание картин так увлекло мастера, что он передумал дарить картины – в музей полотна попали только после смерти художника.

«Опасная» картина Клода Моне: vera_mysina — LiveJournal

Когда сознание настоящего художника занято одной единственной мыслью писать только в определённом месте, то остановить его неподвластно никакой земной стихие. Так в октябре 1890 года художник клод Моне писал в своём дневнике: «…Меня всё сильнее захватывает необходимость выразить то, что я испытываю, и я молю Всевышнего, чтобы мне было отпущено ещё немного времени, ибо, по-моему, здесь я могу кое-чего добиться». В начале девяностых годов XIX столетия Клод Моне, покорённый красотой французского местечка Живерни, приобрёл часть луговины размером около 7500 квадратных метров. «Свершилось! Наконец-то, я взялся за серию с различными эффектами; работаю с усердием, но в это время года солнце садится столь внезапно, что угнаться за ним невозможно», — писал в октябре 1890 года художник.


Живерни

С помощью небольшого канала, отведённого от своего дома, Клод превратил свой участок в роскошный водный сад, над прекрасным прудом которого был возведён небольшой арочный мостик, такой же, как на цветных японских гравюрах.


Белые кувшинки

Серия работ Моне «Кувшинки, пейзажи воды», была показана на выставке в парижской галерее Дюран-Рюэля в 1909 году. Критика восторженно приняла серию пейзажей с кувшинками, а Ромен Роллан даже написал Моне: «Искусство, подобное Вашему, составляет славу страны и времени». Затем последовали холсты большего формата и опять целая серия пейзажей с мотивами кувшинок и очаровательной природы. Пруд, с лёгкой рябью, окружённый бурно разросшимися ирисами, камышом, плакучими ивами и покрытый большими колониями белых кувшинок, переливающихся на солнце, стал основной темой картин Моне в последние тридцать лет его жизни. Небо в его работах в этот период появлялось лишь в отражении глади воды.

В дневнике Мопассана осталась запись: «Все эти дарованные миру краски пёстрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии. Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового — тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам всё небо, всё пространство». Иметь работу, написанную рукой знаменитого автора, сегодня найдётся немало желающих. Картинами Моне восторгаются и критики, и коллекционеры, и самые простые люди. Только вот одна работа известного художника «Водяные лилии» приобрела весьма дурную славу. «Ну, не всем же картинам быть шедеврами!» — Скажете Вы. Но, на самом деле всё обстоит далеко не так…


Водяные лилии

Дело в том, что за картиной «Водяные лилии» тянется длинный шлейф пожаров, а самый первый из которых случился в доме самого Клода Моне. После того, как художник закончил работать над картиной, в мастерской художника случился пожар, в результате которого она почти полностью сгорела, однако несколько картин, в том числе и «Водяные лилии», удалось спасти. В скором времени на работу нашлись покупатели — хозяева известного кабаре на Монмартре. Но не прошло и месяца, как они стали погорельцами. Увеселительное заведение сгорело дотла. А вот «лилии» вновь оказались в числе немногих спасённых. Затем картина «погостила» у известного меценатата Парижа Оскара Шмитца. Оскару с «огненными лилиями» повезло чуть больше – его дом, прежде чем сгореть до основания, «прожил» с картиной в мире почти целый год. Удивительно, но очаг пожара пришелся как раз на то место, где висела картина — рабочий кабинет Оскара. Картина уцелела и на этот раз… Следующим «домом» «Водяных лилий» стал Нью-Йоркский музей искусств, сгоревший ровно через 4 месяца после «знакомства» с картиной. Только в этот раз… Надеетесь, уж теперь-то она сгорела? 🙂 И да, и нет. Работа очень сильно пострадала, но специалисты из НАСА будут восстанавливать её с помощью специальных нанотехнологий.

Как говорится, один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность, а четыре… мистика? Для того, чтобы это проверить, думаю надо, после того как картину восстановят специалисты из НАСА, разместить её в Белом доме — официальной резиденции президента США… 😉

Клод Моне и его «Кувшинки» в музее Оранжери

Музей Оранжери (Le Musée de l’Orangerie) — один из самых трогательных музеев французской столицы.

Путешествуя по Франции, я ходила в галерею Оранжери, чтобы ощутить на себе магию кувшинок Клода Моне. Перед знаменитыми работами Моне отступает суета, из головы уходят мысли, и ты понимаешь, что такое гармония. Словами это невозможно передать. Творение гениального художника обязательно нужно увидеть и прочувствовать самому.

Дорога к галерее Оранжери идет через живописный сад Тюильри. Можно объединить приятную прогулку в парке с посещением музея.

Откуда пошло название музея, достоверно сказать нельзя. Скорее всего, музей получил название по наследству от старой императорской оранжереи дворца Тюильри, в которой он был построен архитектором Фирмином Буржеуа. А возможно, что своим названием музей Оранжери обязан апельсиновым деревьям, растущим вокруг здания. Обе версии имеют право на существование, ведь по-французски «оранжери» — это и теплица для апельсинов, и оранжерея.

А после реставрации музей стал действительно похож на оранжерею. Огромный стеклянный люк, установленный над шедеврами импрессионистов, освещает пространство музея дневным светом, который так любили и запечатлевали в своих произведениях художники.

Главная ценность музея — это овальные залы, отданные великому Клоду Моне и его «Кувшинкам» («Les Nympheas»).

Два больших скругленных зала, почти эллиптической формы, залиты мягким дневным светом с полупрозрачного потолка. По периметру картины, словно бы нарисованные прямо на стенах. Даже не картины, а огромные вогнутые панно.

Но на самом деле оба зала целиком занимает единственная работа Моне, состоящая из восьми частей. Вода и кувшинки… Полотно общей длиной 91 метр! Моне написал эти восемь огромных панно в последние десять лет своей жизни, уже почти потеряв зрение, и, передавая их в дар Франции, завещал никогда не разделять их. Этот план никогда бы не осуществился без личной и политической поддержки Жоржа Клемансо.

К кувшинкам, чье французское название происходит от нимф — античных духов природы, представлявшихся людям в образе прекрасных девушек, — художник испытывал особые чувства, и писал их всю свою жизнь. Панно, выставленные в музее Оранжери, — это пруд с кувшинками, японский мостик и ивы на берегу в саду художника, находящегося недалеко от Парижа, в Живерни.

Последняя воля основателя импрессионизма была выполнена — все картины объединены в одну экспозицию. Ровный свет, нисходящий с потолка и бледная серовато-лиловая гамма помещения — лучший фон, который только мог пожелать Моне для своих пронизанных светом и окутанных тишиной «Кувшинок». Уникальная архитектура зала, высокие потолки и обилие света помогают восприятию «Кувшинок», открывая то сильные, а то едва заметные мазки кисти Моне.

Картины настолько огромны и величественны, что приходится отходить очень далеко для того, чтобы оценить весь шедевр целиком. А когда подходишь близко-близко, то видишь каждый мазок, и в голове не укладывается, как из таких маленьких разноцветных мазков в итоге получается такая цельная картина.

Вдохновила Моне на шедевр Первая мировая война. И здесь нет ничего нелогичного: насмотревшись на ужасы войны, когда тысячи его соотечественников умирали за свою страну, Моне захотел создать картину, которая бы вселяла даже в самые жестокие души только мир и покой. Кажется, ему это удалось.

Говорят, что в зависимости от времени суток и погоды, «Кувшинки» Моне каждый раз немного меняются. В дождь они приобретает сероватые краски, солнечным днем — тихо светятся, а вечерами навевают флер безмятежности и легкой тоски.

Здесь можно провести часы, разглядывая смелые, сочные мазки кисти художника. Не случайно куратор музея Филипп Сонье называет это зал «Сикстинской капеллой импрессионизма».

В следующих публикациях опишу свое посещение дома-музея Клода Моне в Живерни.

Мою предыдущую публикацию «Клод Моне в музее Мармоттан-Моне» можно посмотреть здесь>>

Как выглядит самая дорогая картина Клода Моне — за 110 млн долларов | Кино и картины

Она же — самая дорогая картина из написанных импрессионистами. Рекорд установлен на аукционе «Сотби» 14 мая

Клод Моне в своём саду в Живерни. 1905. Современная обработка чёрно-белого снимка.

Предыдущий рекорд стоимости на произведения Клода Моне был установлен ровно год назад — 8 мая 2018-го самой дорогой картиной Моне стали вот эти кувшинки:

Клод Моне. Цветущие кувшинки. 1914 — 1917. Холст, масло. 160.3 x 180 см

Тогда на аукционе «Кристи» распродавали шедевры из коллекции миллиардера Дэвида Рокфеллера и его жены Пегги. «Цветущие кувшинки» Клода Моне и установили новый рекорд стоимости для произведений французского импрессиониста: 84, 7 миллионов долларов!

Но теперь вперёд вырвались стога.

Картина-рекордсмен. Клод Моне. Стога. 1890. Фото: Sotheby’s

На прошедших в Нью-Йорке торгах за эти «Стога» Клода Моне боролись шесть претендентов — и в итоге покупателю (традиционно сохранившему имя в тайне) картина досталась за 110,7 миллионов долларов!

Обычно коллекционеры торгуются по телефону. Но в этот раз покупательница (это была женщина) сидела в зале. И, помимо «Стогов», купила ещё две картины: «Цветущую долину» Клода Моне (за $5,9 млн) и парижский городской пейзаж Гюстава Кайботта (за $13,9 млн). Вот эти картины:
Клод Моне. Цветущая долина. 1890Гюстав Кайботт. Улица Халеви, вид с шестого этажа. 1878

Но вернёмся к рекордным стогам Клода Моне. Почему они ТАКИЕ дорогие? Вот в тот же вечер его же «Цветущая долина» была продана за сущие пустяки — меньше 6 млн долларов. А «Стога» — больше 110 миллионов!

Клод Моне. «Стога». 1890.

Эксперты называют ряд причин:

  • это картина из знаменитой серии Клода Моне, который, как известно, самозабвенно писал две вещи — стога при разном освещении и кувшинки;
  • это не этюд, это полностью законченная картина;
  • у картины чистая история — её биография прослеживается от мастерский Моне до наших дней, то есть она не может быть подделкой;
  • и самое очевидное — картина очень красивая: интересная перспектива, динамичная композиция и яркая палитра. На сайте аукционного дома справедливо замечают: эта картина излучает чувство глубокой гармонии и благополучия.

А вам нравится эта картина?

Моне и его кувшинки | Language Heroes Library


Изучение языков — процесс весьма интересный, насыщенный и увлекательный. Для меня он связан не только с книгами, но и с чувствами, личными переживаниями и впечатлениями.

Знакомство с импрессионизмом

Французский язык всегда был для меня очень красивым, мелодичным, и, конечно же, романтичным. Но я немного побаивалась его. Желание изучать французский возникло, когда я участвовала несколько месяцев в проекте Жени Кашаевой «Человек эпохи возрождения». И именно тогда я открыла для себя импрессионизм, который возник во Франции.

А дальше была поездка в Париж, посещение Лувра, знакомство с творчеством великого импрессиониста Клода Моне. Я просто не могла оторвать взгляд от его работ. Затем еще одна поездка и музей Орсе в Париже, где представлено много работ импрессионистов, в том числе Моне. Находясь под огромным впечатлением от увиденного, я поняла, что не зря это направление получило название «импрессионизм».

Импрессионизм с французского переводится как «впечатление» («impression»), через творчество художники передавали свои чувства, видение и настроение.

Название новому течению в искусстве невольно дала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», представленная на выставке в 1874 году.

Интересен тот факт, что импрессионизм не сразу получил признание в мире, публика не оценила по достоинству новое веяние, но со временем импрессионисты сумели достучаться до сердец людей.

«Кувшинки»

Примерно в 1890 году Моне удалился в свой собственный маленький рай, в сад с кувшинками в поместье Живерни (Франция). Там он с особой любовью подошел к оформлению своего пруда, высадил кувшинки (или водяные лилии), оформил мостик. И принялся творить.

В последние годы своей жизни он рисовал в основном только кувшинки в своем пруду. В 1919 году Моне впервые представил миру 12 картин с кувшинками, которые он создавал в период с 1914 по 1918 год.

По стечению обстоятельств картины оказались в музее Оранжери сада Тюильри. Моне сам контролировал процесс оформления комнат, в которых были размещены монументальные картины с изображением сада на воде в Живерни. И результат был ошеломляющий: картины полностью покрывают стены в овальных залах Оранжери.

Клод Моне, «Художник невозможного» – именно так часто называли великого импрессиониста, достиг в этих картинах вершины мастерства, передав на холстах игру света, отражения и преломлении. По задумке художника зритель полностью погружается в таинственную, волшебную атмосферу пруда с кувшинками, которые Моне запечатлел в самых разных оттенках и состояниях.

«Кувшинки. Заходящее солнце» Музей Оранжери

В цикл картин «Кувшинки» с изображениями сада на воде вошли около 250 картин. Художник работал над ними вплоть до конца своей жизни, несмотря на серьезные проблемы со зрением: ему диагностировали катаракту.

Любовь на всю жизнь

В музей Оранжери я попала случайно, когда гуляла в саду Тюильри неподалеку от Лувра. Оказалось, что именно там постоянно проходит выставка картин с «Кувшинками» Моне. Масштабы впечатляют: картины занимают целую стену, а осмотреть на них нужно из середины зала, сидя на скамейке. Крыша в музее стеклянная, и в зависимости от падающего света меняется и восприятие картины. Картины написаны в разное время суток, меня просто потрясло насколько они разные.

По моему мнению, Моне выделяется среди художников-импрессионистов своей магией. Возле его картин охватывает потрясающее чувство спокойствия и внутренней тишины, кажется, что мы видим природу в одинаковом свете. Особенно он раскрылся для меня именно после посещения музея Оранжери. Его нежность в картинах, оттенки, чувства поразили меня. Тогда я поняла, что это – любовь на всю жизнь. И «Кувшинки» для меня — апогей его творчества.

Я почувствовала, как много удовольствия художник получал от процесса, насколько он был для него неспешным, вне ритма бешеного города. И как же сейчас не хватает этой осознанности, момента внутренней тишины и спокойствия. А рядом с картинами Моне можно получить немного этого состояния наполненности и тишины. В такие моменты останавливается внутренний диалог, весь мир исчезает, а вместе с ним беспокойство и проблемы, остается только бесконечная красота кувшинок, воды, оттенков цветов и света.

«Кувшинки» музей Оранжери

Места для любителей импрессионизма

А для того, что в полной мере насладиться творчеством Моне, конечно, нужно будет отправиться в Париж, посетить музей Orsay, музей Marmottam-Monet, поместье Giverny. Про поместье можно подробнее узнать, посмотрев этот ролик на французском.

В этом захватывающем путешествии поможет знание французского языка. Для этого я очень рекомендую пройти марафон в Language Heroes, он мне помог серьезно продвинуться в изучении языков, дал тот самый толчок, который помог перебороть страх общения с носителями. А еще вам может помочь статья Галины Ляпун, прочитать ее можно здесь.

Сейчас, пройдя определенный путь, связанный с языками и искусством, я отчетливо понимаю, что искусство —это не только мир прекрасного, но и наш помощник в изучение языков.

Фото автора

Загадка «Кувшинок» Клода Моне. 100 великих загадок истории Франции

Загадка «Кувшинок» Клода Моне

В конце прошлого века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сенсационные сведения. Английский врач обнаружил, что особенности живописной манеры «отца импрессионизма» Клода Моне на самом деле связаны не с новой техникой живописи, а с его слабым зрением!

Клод Моне является одним из родоначальников импрессионизма. Когда-то группа молодых художников, в которую входили Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и другие – всего тридцать человек, представила абсолютно новую технику живописи в противовес общепризнанной классической. Их главным постулатом было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными. Сюжеты для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей работой.

«Кувшинки» Клода Моне

На выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны. Известный репортер «Шаривари» Луи Леруа презрительно обозвал их импрессионистами. Он и подумать не мог, что окрестил целое направление конца XIX – начала XX в. , перевернувшее всю последующую историю живописи.

Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они чувствовали, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики. Нужны новые подходы, новая техника. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи, и вышли на пленэр. Невысокий человек в серой холщовой одежде, измазанной красками, сгорбленный под тяжестью мольберта, блуждал в поисках живописного места – такую дивную картину теперь могли наблюдать крестьяне французского Прованса. Молодых живописцев прозвали чудаками, и когда кто-нибудь из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, на это сбегалась посмотреть вся деревня.

Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Только глядя на картину с расстояния, можно было убедиться, что эти мазки собираются в единый образ – стог сена, поле маков, ваза с подсолнухами, изящная фигурка балерины или задумчивая таитянка. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Их картины как бы разбиты на равнозначные части – центральный персонаж и как бы случайно попавший в кадр объект имеют одинаковую значимость. Отрицают импрессионисты и жанр: где портрет, где пейзаж, где натюрморт – сказать невозможно. Все смешалось, как и в жизни.

Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 г. выступил именно Клод Оскар Моне (1840–1926). Молодые мастера писали в такой манере уже лет шесть-восемь, но мысль Моне была такова: их работы отвергали поодиночке, но если собраться вместе, их не смогут не заметить. Так и случилось. Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В период с 1876 по 1886 г. было проведено более семи выставок импрессионистов. Правда, после выставки 1886 г. только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма.

Клод Оскар Моне еще в юности начал писать карикатуры, которые выставлялись за гроши в художественной лавке и при этом пользовались спросом. Знакомство с художником Эженом Буденом открыло Моне настоящую живопись. «Я понял свое предназначение!» – записал в дневнике восхищенный юноша. Он выпросил у отца немного денег и уехал в Париж, где познакомился с богемной жизнью местных художников. Растратив все деньги, девятнадцатилетний Клод нанялся в армию и уехал в Алжир, но вскоре комиссовался по болезни.

Родные отвернулись от Моне, поставив на нем крест. Только тетка не теряла веры в племянника, но и не одобряла его работы. В письме к художнику Аману Готье она жаловалась: «Когда он хочет закончить что-то и сделать картину, все превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазней и находит идиотов, которые поздравляют его!»

В ноябре 1862 г. Моне вернулся в Париж, где стал учиться живописи у Шарля Глейра. Два года спустя, когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, Моне вместе с друзьями Ренуаром и Сислеем стал активно осваивать пленэрную живопись.

В 1865 г. состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой. Научиться приемам академической живописи и тут же их забыть – такую задачу поставил перед собой Моне. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве». К сожалению, картина до нас не дошла – Клод расплатился ею с хозяйкой комнаты в деревушке Шайи, в которой проживал, пока писал картину. Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).

В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. – его первой женой. Она родила художнику двух сыновей, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В отличие от остальных импрессионистов Моне был счастлив в любви. Его жена Камилла была замечательной спутницей для Моне, и когда 5 сентября 1879 г. она скончалась, для художника наступили самые тяжелые дни жизни, отразившиеся на его картинах мрачной палитрой.

В 1883 г. вместе с другом Ошеде и его женой Алисой Моне купил домик в Живерни и воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Главная картина всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию. «Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад – самый первый эскиз или готовая к работе палитра», – писал о саде Моне Марсель Пруст. Для обустройства «водного сада» – пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение. Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями.

После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак так же удачен, как и первый. Однако от живописи он больше не получал удовлетворения: пытаясь добиться совершенства, браковал один эскиз за другим. В конце концов, окончательно отступив от принципов импрессионизма, он пытался написать то, что передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено. Последние работы Моне лишены яркости красок: все тона на них имеют слегка желтоватый оттенок.

В начале нашего века английский офтальмолог Ричард Мармор научно доказал, что отход Моне от принципов импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением, и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне. Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» Моне. Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как импрессионизм, возникло исключительно из-за болезни глаз Клода Моне, было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски.

(По материалам Т. Сухотериной)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Клод Моне | Пруд с кувшинками | NG4240

В 1893 году Моне купил участок земли рядом со своим домом в Живерни. Он уже посадил красочный цветочный сад, но теперь он хотел создать водный сад «как для удовольствия глаз, так и для того, чтобы иметь возможность рисовать». Он увеличил существующий пруд, заполнив его новыми экзотическими гибридными водяными лилиями, и построил горбатый мост на одном конце, вдохновленный примерами из японских гравюр.Водный сад стал главной навязчивой идеей в дальнейшей карьере Моне и предметом около 250 картин.

Здесь мост охватывает всю ширину холста, но срезан по краям, так что кажется, что он свободно парит над водой, его форма отражается в темной дуге внизу картины. Кажется, что перспектива изменилась; это как если бы мы смотрим вверх на мост, а вниз на водяные лилии, плывущие вдаль. Вертикальные отражения деревьев создают противовес горизонтальным группам кувшинок.

Для Моне сады предлагали убежище от современного городского и индустриального мира, хотя он и его товарищи-садоводы извлекли выгоду из современных достижений ботанической науки, которые создавали новые гибридные цветы самых разных форм и цветов, которые можно было выращивать на природе. практически в промышленных масштабах. Он разбил скромные сады в домах, которые снимал в Аржантёе и Ветёе в 1870-х годах, но с 1883 года, когда он переехал в арендованный дом в Живерни, примерно в 50 милях к западу от Парижа, у него появилось больше возможностей для удовлетворения своей страсти к растениям. .Он стал преданным садовником с обширными ботаническими знаниями и искал мнения ведущих садоводов. По мере того, как карьера Моне процветала, его растущее богатство позволило ему финансировать то, что стало большим садоводческим предприятием: к 1890-м годам он нанял целых восемь садовников.

Моне начал с перестройки сада перед домом, так называемого «Clos Normand», заменив существующий огород и фруктовый сад густо засаженными красочными клумбами, которые в любое время года зацветали.Он смог купить дом в 1890 году, а три года спустя он купил прилегающий участок земли рядом с рекой Эпте, за железнодорожной линией, на краю своей собственности. На участке был небольшой пруд со стрелой и дикими водяными лилиями, который он хотел превратить в водный сад с большим прудом с лилиями «как для удовольствия глаз, так и для того, чтобы иметь возможность рисовать».

Идея, возможно, пришла ему в голову после того, как он увидел водный сад на Всемирной выставке 1899 года в Париже, созданный цветоводом Жозефом Бори Латур-Марлиаком, который вывел первые красочные выносливые кувшинки.Моне начал с того, что попросил разрешения у префекта Eure выкопать ирригационные каналы из Ru — ответвления Epte — для подпитки своего пруда, но жители деревни Живерни возражали, опасаясь, что это загрязнит воду и что иностранные растения отравят их крупный рогатый скот. Моне был в ярости, но через три месяца разрешение было получено, и он начал расширять существующий пруд, заменяя дикие водяные лилии гибридами Латура-Марлиака, доступными в желтых, розовых, белых и фиалковых тонах.

Пруд был увеличен в дальнейшем — в 1901 и 1904 годах — втрое больше водного сада.Вместе с цветником по другую сторону железнодорожного полотна он стал главной заботой последних 26 лет жизни Моне. В то время как сад Clos Normand был спроектирован в довольно традиционных линиях, восходя к формальным французским садам Европы семнадцатого века, с центральным переулком и геометрически расположенными клумбами, водный сад был более восточным по вдохновению. Менее строгий, более естественный дизайн и более приглушенные цвета создавали более спокойную, задумчивую атмосферу.Моне построил японский мост через западный конец пруда, вдохновленный мостами в японских гравюрах укиё-э. Он был страстным коллекционером этих гравюр, и у него была копия Глицинии Хиросигэ в святилище Камейдо Тендзин (1856 г.), одна из многих гравюр с изогнутым мостом. В более общем смысле водный сад отражал восхищение Моне японской любовью к природе.

Моне пришлось ждать, пока его водный сад созреет, прежде чем он смог всерьез начать рисовать.Как он позже вспоминал: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять свои кувшинки. Чтобы проникнуть под кожу, требуется больше суток. И тут я внезапно осознал, насколько прекрасен мой пруд, и потянулся за палитрой. С того момента у меня почти не было другого предмета ». Всего Моне написал 250 полотен своего водного сада. Около 200 из них представляют собой водяные лилии, плавающие на поверхности воды, а на остальных также изображен японский мост, плакучие ивы и глицинии, а также ирисы, агапантусы и лилейники на его берегах.На всех этих картинах Моне рисовал предмет, который уже был «живописным» — пейзаж, тщательно составленный в соответствии с его личной эстетикой. В Национальной галерее есть еще три картины с изображением водного сада: «Кувшинки», заходящее солнце; Ирисы; и кувшинки.

Моне нарисовал три вида японского моста в 1895 году, вскоре после того, как он был построен, но затем отвлекся от этой темы, вернувшись к ней только в 1899 году. К тому времени бассейн был покрыт растительностью и окружен растениями. но, судя по современным фотографиям, он никогда не был таким замкнутым, как писал Моне, и он преувеличивал чувство клаустрофобии.В декабре 1900 года он выставил 12 картин в галерее Дюран-Рюэля в Париже, каждая из которых показывала более или менее симметричные виды японского моста.

На этой картине, как и на других картинах серии, мы смотрим вниз на поверхность воды, где листья кувшинок плывут вдаль, встречаясь с густой листвой на дальнем берегу. Плакучие ивы отражаются в пруду, а кусты ириса окаймляют его берега. Кажется, что перспектива изменилась, так что трудно найти единственную точку фокусировки; это как если бы мы смотрим вверх на мост, а вниз на кувшинки.Картина, как и сама вода, кажется колеблется между поверхностью и глубиной. В основном вертикальные отражения создают противовес горизонтальным группам кувшинок. Разные цвета, нанесенные толстыми мазками, располагаются рядом друг с другом. Этот способ рисования имеет больше общего с ранними работами импрессионистов Моне, чем с его более поздними картинами, изображающими утро на Сене, где он использовал более мягкие, смешанные мазки для передачи туманных атмосферных эффектов.

Серия японских мостов стала поворотным моментом в творчестве Моне.С этого момента его предметы рисовались с более ограниченной точки зрения, передавая ощущение замкнутого мира. В более поздних картинах пруда он вообще отказался от берегов и моста, чтобы сосредоточиться исключительно на воде, отражениях и водяных лилиях. Кульминацией картин Моне с водяными лилиями стали Grandes Dėcorations, 22 огромных полотна, каждое более двух метров в высоту и более 90 метров в длину, которые он завершил за несколько месяцев до своей смерти и подарил французскому государству.Сейчас они находятся в постоянной экспозиции в двух овальных залах Музея л’Оранжери в Париже.

Как читать картины: Кувшинки Моне | Кристофер П. Джонс

Аморфные и загадочные картины, обретающие смысл в пруду с водяными лилиями

(1917–1919) Клода Моне. Source Wiki Art

Когда вы стоите перед картиной Клода Моне с водяными лилиями, вы чувствуете, что вот-вот произойдет момент волшебства.Вот картина шириной много футов и высотой шесть футов, пространство туманного, вибрирующего цвета заполняет ваше поле зрения.

Где-то в месте встречи между вашими глазами и поверхностью изображения происходит открытие. Магия этих картинок — и почему они так привлекательны — в том, что встреча разворачивается, повторяется, возвращается и закручивается по спирали, как музыкальное произведение.

Клод Моне создал около 250 картин на основе кувшинок, которые росли на пруду в его доме в Живерни, городке на севере Франции, где художник прожил последние 40 лет своей жизни.

Стога сена в Живерни, вечернее солнце (1888), Клод Моне. Источник Wiki Art

Моне давно осознал ценность работы в «сериале». Его практика рисования одного и того же предмета снова и снова привела к одному из величайших достижений импрессионистского искусства: мимолетные эффекты света и меняющиеся погодные условия могут быть зарегистрированы как эстетическое понимание. Сравнивать и противопоставлять серию картин Моне, сделанных из Стога сена , например, значит исследовать преходящую природу света и засвидетельствовать, как нарисованные эффекты могут использовать необычайную широту цвета и текстуры.

Картины с водяными лилиями являются крупнейшими из всех серий Моне. Он писал их примерно с 1897 года до своей смерти в 1926 году. В качестве сюжета он использовал свои сады, и картины, которые он там создавал, занимали художника с возрастающей интенсивностью по мере его старения.

Первое, что интересно в работах с водяными лилиями, — это то, что у ландшафта обычно нет горизонта. Ни чувства масштаба. Мы редко видим край пруда. С точки зрения Моне, он смотрит вниз в воду, поверхность которой состоит из двух основных элементов: отражений неба и самих растений кувшинок.Эффект от этой манеры композиции заключается в том, чтобы предложить полосу загадочных отражений, разделенных более определенными «событиями» с кувшинками. Картинная плоскость разбросана эпизодами большей и меньшей интенсивности, нанесенными мазками разной степени точности и рыхлости.

Пруд с водяными лилиями (1917) Клода Моне. Source Wiki Art

Учитывая сюрреалистический, абстрактный характер композиции, ваши глаза, как зритель, имеют тенденцию бродить по холсту, влево и вправо, вверх и вниз, ища место, где можно остановиться и закрепиться, гадая, на какой форме вы сосредоточены вполне начинается и заканчивается, и как именно он построен.

Если смотреть с близкого расстояния, краска покрывается слабыми осыпающимися пятнами кисти, многие из которых настолько рыхлые и парящие, что сливаются, словно встреча тональных туманов. Цвета накладываются друг на друга, создавая мерцание нечетких листов. Сами кувшинки образованы из простых эллиптических мазков, в основном лимонно-желтого и бледно-зеленого цветов, с пятнами красного здесь и сиреневого там с нечетким оттенком синего, намекающим на тень.

Мало что еще видно в переносном смысле.Оставшееся пространство — большая часть холста — состоит из мягких следов краски, нанесенных сухой кистью: оранжевых и зеленых на розовом и пурпурном, на синих, красных и оранжевых.

Моне создал большую студию в Живерни специально для того, чтобы писать картины с водяными лилиями. Его более ранние версии водяных лилий более точны в своем мастерстве, сделанных в масштабе, который имеет тенденцию быть меньше и компактнее.

Ранняя картина Клода Моне «Водяные лилии» (1897–1899).Источник Wiki Art

По мере того, как он исследовал предмет более глубоко, картины приобрели более обширный масштаб. После несчастного случая в 1901 году, вызвавшего временную потерю зрения на один глаз, Моне все больше и больше ухудшалось зрение. На его живопись повлиял постоянный отказ от деталей в пользу более туманного эффекта почти абстрактных панорам.

Постепенная потеря зрения Моне была источником эпизодического несчастья. У него случались приступы уныния, из которых ему приходилось выходить из себя с твердой решимостью.Тем не менее, его художественный уровень работы не уменьшился; Фактически Моне начал работу над одними из самых амбициозных холстов, которые он когда-либо делал.

В 1922 году в возрасте 82 лет Моне подписал контракт на передачу серии больших полотен с водяными лилиями французскому правительству для размещения в обновленных залах музея Оранжери в центре Парижа. Моне хотел, чтобы в экспозиции использовалось естественное освещение, простые стены и скудная внутренняя отделка. В Оранжерее выставлено восемь картин, развешанных в двух овальных комнатах вдоль стен.Эффект комнат овальной формы заключается в том, что зрителя со всех сторон окружают изогнутые панорамные работы, каждая из которых имеет размер около 37 футов в поперечнике.

Одна из двух комнат в Musée de l’Orangerie, где хранятся кувшинки Моне. Источник Wikimedia Commons

Работы «Оранжерея» — кульминация серии картин, создание которых длилось три десятилетия. Как постоянный памятник художнику-импрессионисту, коллекцию стоит посетить во время поездки по Парижу.

Бесплатное руководство по основным стилям в истории западного искусства , а также обновления и эксклюзивные новости обо мне и моем писательстве? Скачать здесь.

Кристофер П. Джонс — писатель и художник. Он ведет блог о культуре, искусстве и жизни на своем сайте

Кувшинки Клода Моне

Серия «Кувшинки» ознаменовала очень важный момент в карьере Клода Моне и включала огромное количество картин и рисунков из сада художника.

Пожалуй, нет произведения искусства более самобытного или очаровательного, чем серия «Кувшинки» или «Нимфеи», написанные французским художником-импрессионистом Клодом Моне. Кувшинки Моне, узнаваемые с первого взгляда, отражают сложную красоту, хрупкость и сияние природы. В своем доме во французской деревне Живерни Клод Моне взял мольберт на улицу к пышным прудам, окружающим его уютный домик, и принялся запечатлеть на холсте растительную жизнь своей собственности.Результатом стали «Водяные лилии», серия из примерно 250 отдельных картин, созданных за последние 30 лет жизни Моне.

Рассматривая кувшинки целиком, можно увидеть прогресс и тонкие изменения, которые происходят не только в мире природы, но и внутри художника. Это делает «Кувшинки» Моне уникальной тем, что они изображают не только течение времени и процесс старения, но также непостоянство света и самого художника. Однажды, проезжая на поезде через причудливую французскую деревню Живерни, примерно в 50 милях к западу от Парижа, Клод Моне был мгновенно поражен красотой этого места и в 1883 году решил снять там дом. Он и его семья переехали в дом и сразу приступили к работе, заполняя сады декоративными цветами и высокими фруктовыми деревьями. После нескольких лет в собственности он решил украсить и расширить свои два акра земли.

Моне стремился отклонить реку Эпте, создав водный сад на своей земле.Эту местность он украсил кувшинками, привезенными из Южной Америки и Египта. Его мотивацией для этого проекта, помимо его любви к садоводству, было «удовольствие для глаз, а также мотивы для рисования». К сожалению, местный совет и соседи Моне возражали против этого проекта по озеленению, опасаясь, что эти экзотические растения отравят водоснабжение в этом районе. Они потребовали, чтобы эти растения были вырваны с корнем и немедленно удалены, но, к счастью, Моне развеял их опасения и проигнорировал их требования, оставив лилии на месте, где они остаются по сей день.

Невероятно думать, что серия «Водяные лилии» могла бы вообще никогда не быть создана, если бы местный городской совет добился своего. Несмотря на продолжающиеся протесты своих соседей, Моне завершил строительство своих водных садов и небольшого пруда, а в 1899 году построил мост в японском стиле, чтобы перейти через него. Он был настолько доволен законченной работой, что в том же году этот мост был расписан 17 различными картинами. На каждой картине мост изображен при разном освещении, погруженный в различные погодные условия.Каждый из них фиксирует структуру в определенный момент времени. Элементом его карьеры, который мы помним большинству из нас, было, вероятно, то, как он изучал одни и те же объекты много раз, но в разных условиях окружающей среды на каждой итерации.

Что вдохновило Клода Моне на создание культовой серии «Кувшинки»

Кувшинки (1907 г. ) (Фото: Bridgestone Museum of Art, Wikimedia Commons)

Как главный пионер импрессионизма и мастер современного искусства, Клод Моне известен своим неповторимым стилем и культовыми произведениями.Заинтересовавшись запечатлением мимолетных эффектов света на своих объектах, французский художник часто предпочитал рисовать на пленэре — или «снаружи» — в своем живописном саду. На этом ухоженном участке, известном своим японским влиянием, были деревья плакучей ивы, сезонные цветы и, что самое известное, сеть кувшинок.

В течение 30 лет стареющий художник сосредоточился на плавучей флоре, кульминацией которой стала серия Les Nymphéas («Кувшинки»), состоящая из примерно 250 крупномасштабных картин, написанных маслом.Сегодня эти работы являются одними из самых известных его работ и выставлены в музеях, галереях и коллекциях по всему миру.

Фото: Artprecium через Wikimedia Commons

Здесь он окружил себя красотой, о чем свидетельствуют солнечные интерьеры его дома, коллекция японских гравюр на дереве, висящая на его стенах, и сады в восточном стиле, которые он построил в нескольких шагах от входной двери — красочное творение, которое он назвал своим «самым красивым шедевром».

В центре этого «шедевра» находится искусственный пруд, обрамленный цветами и украшенный японским мостиком.Этот бассейн быстро стал одним из любимых сюжетов Моне, его причудливая водяная лилия, покрывающая все вокруг, неизменно привлекала всеобщее внимание.

Кувшинки серии

Изображения водных цветущих растений Моне захватывают художественных впечатлений его любимого двора. Подчеркивая эффекты света, эти картины выполнены в богатой цветовой палитре, варьирующейся от пастельных розовых и голубых до темно-фиолетовых и ярко-зеленых.

«Пруд с водяными лилиями» (ок.1915–1926) (Фото: Художественный музей Чичу через Wikimedia Commons) Кувшинки (1914-1917) (Фото: Художественный музей Толедо через Wikimedia Commons)

Кроме того, как и все работы художника, некоторые из этих картин являются образные, в то время как другие гораздо более абстрактны.

«Нимфеи» (1897–1898) (Фото: LACMA через Wikimedia Commons {{PD-1923}}) «Глициния» (1925) (Фото: Gemeentemuseum Den Haag через Wikimedia Commons)

Часто художник стратегически использовал отражения деревьев и облака на поверхности воды, искусно создавая ощущение глубины и предлагая необычный взгляд на остальную часть его сада.

Кувшинки »(1907 г.) (Фото: Музей искусств Бриджстоун через Wikimedia Commons)« Кувшинки »(1907 г.) (Фото: Музей изящных искусств, Хьюстон через Wikimedia Commons)

Эта коллекция состоит примерно из 250 экспонатов. создано за последние 30 лет жизни Моне. Его последние картины Les Nymphéas были созданы в 1926 году, в год его смерти. По сравнению с его более ранними работами, его более поздние работы кажутся более запутанными, более темными и более теплыми по цвету — эстетика, которая, как широко считается, связана с плохим зрением художника.

«Пруд с водяными лилиями» (ок. 1917–1919) (Фото: Альбертина, Вена — Коллекция Батлинера через Wikimedia Commons) «Les Nymphéas» (ок. 1920–1926) (Фото: Проект Йорка через Wikimedia Commons {{PD -1923}})

Наследие

Les Nymphéas

Сегодня кувшинки Моне можно увидеть в уважаемых местах по всему миру. Самое известное, что они выставлены на специально построенных изогнутых стенах Musée de l’Orangerie в Париже. «По собственному предложению Клода Моне восемь композиций были размещены в двух последовательных овальных залах», — говорится на сайте музея.«Художник хотел, чтобы посетители могли полностью погрузиться в картину и забыть о внешнем мире».

Кроме того, эти популярные произведения можно найти в других всемирно известных музеях, в том числе в Метрополитен-музее и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Чикагском институте искусств, Почетном легионе в Сан-Франциско и Musée Marmottan Monet. в Париже, где хранится самая большая коллекция работ художника.

Фото: Ministério da Cultura через Wikimedia Commons

Пруд с водяными лилиями | Денверский художественный музей

Дополнительные ресурсы

Клод Моне Лидер импрессионистов

Профессор искусства и истории искусства Мел Лейпциг обсуждает творчество Моне, его методы и его место в качестве лидера импрессионистов.

Сайты

Музей современного искусства: Коллекция

Высококачественные изображения, аудиоклипы, цитаты куратора MOMA и объяснение по сохранению Водяных лилий Моне .

Клод Моне (1840-1926)

Эта краткая биография Моне из хронологии истории искусств в Хайльбрунне Метрополитен-музея включает изображения, карты, временные шкалы и связанные с ними эссе.

Национальная галерея искусств Kids Inside Scoop: Моне

Информационная брошюра для детской галереи из Национальной галереи, посвященная его более поздним работам.Он также включает список чтения для детей и цветное задание.

Изучение Моне

Этот сайт Национальной образовательной ассоциации (NEA) содержит ресурсы об импрессионизме, в том числе планы уроков и видеоклипы для классов K-5, 6-8 и 9-12.

Книги
Джойс, Клэр. Моне в Живерни. Лондон: Мэтьюз Миллер Данбар, 1975.

Биография о жизни Моне в Живерни.

Келлер, Хорст. Годы Моне в Живерни: сад становится живописью . Кёльн: DuMont Buchverlag, 2001.

Эта книга посвящена исключительно сорокалетнему периоду жизни художника и его живописи в Живерни.

Манкофф, Дебра Н. Моне: Природа в искусстве . Линкольнвуд, Иллинойс: Publications International, Ltd., 2003.

Исследует взаимосвязь между картинами Моне и его природным окружением.

Орр, Линн Федерле, Пол Хейс Такер и Элизабет Мюррей. Моне: поздние картины Живерни из музея Мармоттан . Сан-Франциско: Музей изящных искусств, 1994.

Смесь истории искусства и теории сада; дает уникальный взгляд на поздние шедевры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *