Эрте выставка: Выставка «Эрте. Блистательный мир ар-деко»

Выставка работ художника-эмигранта Романа Тыртова откроется в «Зарядье» 23 ноября — Культура

МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Выставка «Эрте. Фантазия длиною в век», посвященная художнику-эмигранту, представителю стиля ар-деко Роману Тыртову (более известному под псевдонимом Эрте), откроется в Старом Английском дворе парка «Зарядье» в Москве с 23 ноября. Об этом рассказали ТАСС в пресс-службе парка.

«В Старом Английском дворе парка «Зарядье» 23 ноября открывается выставка, посвященная Роману Тыртову (Эрте) — русскому дизайнеру, художнику, скульптору, одному из известнейших мировых представителей стиля ар-деко, прожившему почти 100 лет (1892-1990). «Эрте. Фантазия длиною в век» продолжит цикл моновыставок проекта «Подклет», которые проходят в белокаменном подклете, сохранившем кладку XVI века. Центральный объект выставки — скульптура «Византия», созданная Эрте в 1988 году. Рядом с ней будет показана оцифрованная версия одноименной картины 1985 года, элементы которой «оживили» при помощи моушн-дизайна», — отметили в пресс-службе.

В скульптуре и картине наиболее полно выражены все главные стороны творчества Эрте: любовь к древним цивилизациям, «Русским сезонам» и ар-деко.

«В этой работе значимо и то, что Эрте любил обращаться к теме древних цивилизаций, часто ссылался на античность, придумывал необычных персонажей наподобие жриц, азиатских цариц. Художник романтизировал архаику. В то же время изящные плавные формы скульптуры напоминают иконописные — в этой работе много русского, она отражает впечатления детства и юности Эрте», — сказал куратор выставки Никита Лукинский.

На выставке будут представлены оцифрованные легендарные обложки, созданные художником для Harper’s Bazaar в начале XX века. Оригиналы хранятся в частных коллекциях галереи «Метрополитан» (Москва) и галереи The Personal (Москва). Мультимедийная часть также включает видеокомментарии куратора выставки Никиты Лукинского и искусствоведа Армена Апресяна. Они расскажут о том, как на Эрте в детстве повлияла опера «Садко» в Мариинском театре, что вдохновило его в сказочных павильонах Всемирной выставки 1900 года и «Русских сезонах».

Посетители услышат об истории сотрудничества художника с модельером Полем Пуаре, узнают, над какими фильмами Эрте работал в голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer, что создавал для Гранд-опера, кабаре Лидо и театра «Батаклан» в Париже, а также для Королевского оперного театра в Лондоне.

По билету на выставку «Эрте. Фантазия длиною в век» гости дополнительно могут посетить Казенную палату и Поварню Старого Английского двора. Билеты можно приобрести на сайте и в мобильном приложении «Зарядья», в платежно-навигационных терминалах на территории парка и действительны только при предъявлении паспорта и соответствующего ему QR-кода. Выставка продлится до 23 декабря.

Выстака «Эрте и золотые двадцатые»

Выстака «Эрте и золотые двадцатые» 

15 июня в галерее Ар Деко состоялось открытие выставки, посвященной эпохе «золотых двадцатых» и одной из ее знаковых фигур — художнику, чье творчество можно смело назвать эталонным воплощением стиля ар деко, непревзойденному мастеру голливудского шика Роману Петровичу Тыртову, известному миру под псевдонимом Эрте.

В экспозиции была представлена декоративная скульптура, графические работы, выполненные в технике сериографии, а также ранние эскизы, созданные для постановок театра и мюзик-холла — всего более 30 произведений мастера, дополненных предметами интерьера и дизайна XX века.

Эрте — один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. Эпоха межвоенных десятилетий нашла уникальное воплощение в творческих предпочтениях мастера — сочетании изящества и роскоши, графической эстетики и праздничного великолепия. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства как образцовый представитель стиля ар-деко, а его имя — как своего рода «бренд» буржуазной эстетики 1920-х годов.

Путь Эрте-художника уникален. Он был современником кубизма и футуризма, сюрреализма и поп-арта, но никогда не изменял ар-деко, одинаково успешно претворяя его и в сценографии, и в графике, и в пластике. Более того, именно после Второй мировой войны, во времена расцвета абстракционизма, уже немолодой художник вновь стал бешено популярным. Работы Эрте с успехом демонстрировались в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Токио, о нем снимали фильмы и писали книги. В 1967 году с его выставки в одной из нью-йоркских галерей Музей Метрополитен купил все 170 работ. «Это был беспрецедентный случай для Музея — купить полную экспозицию здравствующего художника», — вспоминал Эрте.

В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper’s Bazaar», для которого создал более 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women’s Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Каждая модница по обе стороны Атлантики знала его и безоговорочно верила его вкусу.

Творческая энергия и разносторонность мастера в полной мере проявили себя в сфере театрального костюма, декорации и кинодизайна. С конца 1910-х годов Эрте сотрудничал с ведущими кабаре и мюзик-холлами своего времени, в частности с «Folies Bergère», «Ziegfeld Follies», «Le Bal Tabarin», «La Nouvelle Eve», «Lido», и по праву носил звание короля мюзик-холла. В 1925 году он получил приглашение в Голливуд, на студию «Metro-Goldwyn-Mayer», для которой создал оформление нескольких десятков фильмов.

В 1960-е годы Эрте обратился к новому для себя виду искусства — скульптуре. Художник признавался: «Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур, потому что именно через нее я могу видеть, как оживают мои рисунки, мои идеи, мои мысли, мои мечты, чего раньше никогда не происходило».

Скульптуры Эрте были вдохновлены его ранними графическими работами, нередко они имеют прямые аналогии с произведениями 1918–1933 годов. Работая над трехмерной формой, он часто вспоминал, как его костюмы выглядели вживую в театральных представлениях. Например, его скульптура «Bamboo» имела прототипом костюм героини, созданный для одного из номеров бродвейского ревю «Скандалы Джорджа Уайта» («George White’s Scandals») 1924 года. Материалы и техники, которые выбирались для бронзовых фигур, были поистине роскошны: холодное и горячее патинирование, филигрань и чеканка, разнообразные лаки, эмали и краски, золотое и серебряное покрытие, кристаллы и имитации драгоценных материалов.

Только в области патинирования Эрте изобрел несколько новых цветов и составов, «фирменными» эмалями художника стали Verdi green и Mauve.

Обладая невероятным коммерческим и художественным чутьем, Эрте в произведениях графики, скульптуры и дизайна балансировал на грани изысканности и роскоши, сдержанности и вседозволенности, создавая притягательные образы, не оставляющие равнодушными даже самых искушенных зрителей. Художник вызывал восхищение не только публики: его работы высоко ценил король поп-арта Энди Уорхол, театральными эскизами мастера восхищался легендарный танцовщик и хореограф Джордж Баланчин. Сегодня произведения Эрте являются предметом страсти многих коллекционеров, а их размещение в интерьере преображает даже самую сдержанную обстановку.


В Самарском художественном музее выставлены скульптуры и графические работы Эрте

В день открытия выставки «Гений ар-деко. Эрте» 15 ноября в Самарском художественном музее звучал джаз, звенели бокалы и дамы в черных боа, мехах и блестках фланировали от скульптуры к скульптуре, от картины к картине.

Стиль ар-деко или «джазовый стиль», возникший во Франции в двадцатых годах прошлого столетия, у многих ассоциируется с шиком, это богатое искусство и ему свойственные пестрые орнаменты, роскошь, дорогие материалы. Одним из самых ярких представителей ар-деко стал художник, график, сценограф, модельер русского происхождения Роман Тыртов, более известный под псевдонимом Эрте.

На открывшейся в Художественном музее выставке можно увидеть бронзовые скульптуры, покрытые цветной патиной, позолотой и серебром, украшения, посуду и графические работы, в частности шелкографию с изображением прекрасных дам: «Вечеринка», «Глаза ревности», «Глаза любви»… Невольно вспоминается другой художник первой половины ХХ века Альфонс Муха, яркий представитель стиля арт-нуво. Многие современники упрекали его в безыдейности, в неактуальности, однако где они теперь? Их имена забыты, а работы Альфонса Мухи — орнаменты, цветы, белокурые девы — остались в веках.

Эрте не просто был одним из ярких представителей и даже основателей изысканного стиля ар-деко, он оставался верен ему всю свою жизнь. В начале века он создавал костюмы для Анны Павловой и танцовщицы Маты Хари, он автор обложек, эскизов, рисунков для американского журнала Harperʼs Bazaar. Эрте занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, был художником голливудской студии «Метро-Голдвин-Мейер», где работал над несколькими фильмами. Многие звезды немого кино одеты в костюмы, придуманные Эрте. Как рассказали на открытии, Эрте создавал модные коллекции, и именно ему мы обязаны асиметричным декольте и стилю унисекс. В 1960-е годы Эрте увлекся скульптурой. Изящные женские фигурки, похожие на нераспустившиеся бутоны цветов, художник создавал, когда ему уже было под семьдесят. Как пишут исследователи, персонажи его ранних рисунков словно переместились в трехмерное пространство. Обрели кровь и плоть. И в экспозиции можно увидеть, например графическую работу «Близнецы» и рядом же скульптуру, словно сошедшую с листа. Его образы рождались под влиянием древнегреческой и древнеегипетской мифологии, индийской миниатюры и русского классического искусства.

Шелкография, представленная в Художественном музее, как становится ясно из описания, создана в восьмидесятые годы ХХ века. Эпохи сменяли друг друга, менялась мода, направления в искусстве, завершилась Вторая мировая, наступило время холодной войны, сексуальная революция, хиппи, «Битлз», а Эрте продолжал жить и творить в стиле ар-деко.

Он умер в 1990 году в возрасте 97 лет, а незадолго до смерти оформил бродвейский мюзикл «Звездная пыль».

Художник русского происхождения хорошо известен во всем мире, в России же его начали открывать только в начале XXI века. Впервые выставка работ Эрте состоялась в Эрмитаже в 2016-м, и называлась она «Возвращение в Петербург». Поскольку художник был родом из Петербурга. На сегодняшний момент работы Эрте не представлены ни в одном государственном музее нашей страны, их можно увидеть только в частных коллекциях. Так что выставку, открывшуюся в Самарском художественном музее, действительно можно считать большим событием.

125 лет со дня рождения Эрте ! Выставка в Петербурге.

В Санкт-Петербурге в Музее театрального и музыкального искусства проходит выставка «Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко».
Она приурочена к 125-летию со дня рождения Эрте — Романа Петровича Тыртова (1892−1990). Кроме этого, в 2017 году исполнилось 50 лет со дня
выставки «Эрте и современники» в музее Метрополитен, благодаря которой талантливый художник был причислен к классикам мирового искусства.
Помимо графических работ самого Эрте на открывшейся выставке представлены несколько знаменитых эскизов Леона Бакста и работы современных
художников в стиле ар-деко.
Концепция экспозиции повторяет выставку Эрте в Нью-Йорке 1967 года. По правилам, которых придерживался тогда музей, нельзя было делать
персональную выставку современника. Но музею очень хотелось продемонстрировать работы Эрте, которые были только что приобретены.
Из положения выкрутились, дополнив произведения Эрте работами других художников, и назвали «Эрте и современники».

Эрте — один из самых успешных мастеров ХХ столетия в области моды, прикладной графики, театрального оформления, кинематографа, дизайна,
скульптуры. Художник в России не работал, никогда у нас не выставлялся. Первая выставка Эрте из частной коллекции Майка Эсторика
(Grosvenor Gallery, Лондон) прошла летом 2016 года в Эрмитаже. Нынешняя выставка в Театральном музее продлится до 7 октября.


Ар-деко — художественный стиль, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Вещи ар-деко предназначались хотя для повседневной, но роскошной и красивой жизни. О московском музее ар-деко я рассказывала, а к 125-му дню рождения Эрте я готовила небольшое сообщение о его творчестве, но в связи с открытием выставки в Санкт-Петербурге решила выложить его раньше. В общем, красиво жить не запретишь!

Роман Петрович Тыртов родился в Петербурге в 1892 году в семье потомственных морских офицеров. Отец — генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища, дед — генерал-майор, военный моряк. Семья надеялась, что единственный сын продолжит династию. Но с раннего возраста мальчик не проявлял никакого интереса к военной службе, зато его интересовали театр и живописть. Эрте брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ивана Репина. На 18-летние Роман Тыртов попросил единственный подарок — загранпаспорт и, с твёрдым намерением стать модельером, отправился в Париж, не рассчитывая на финансовую поддержку родителей, недовольных решением сына. В Париже РоманТыртов никого не знал, навыками академического рисунка обладал сомнительными, к тому же был стеснителен. Он устроился на работу рисовальщиком в доме мод «Каролин» — второразрядном салоне, откуда его через месяц с позором уволили. Возвращая эскизы, владелица заведения дала совет поскорее оставить затею стать художником. Тыртов от отчаяния собрал возвращённые рисунки и отправил их почтой самому известному парижскому модельеру тех лет — Полю Пуаре, чей модный дом в тот момент находился в самом зените славы. Пуаре ответил и предложил работу в своей компании.
Вскоре Тыртов уже разрабатывал костюмы, платья под маркой фирмы. Тогда и возникло артистическое имя Эртé, образованное сочетанием первых букв имени и фамилии. Молодой художник помогал Пуаре и в работе над спектаклями, на стилистику которых повлияли декорации и костюмы Бакста к дягилевским постановкам. Современники высоко оценили декорации и костюмы к первой постановке Пуаре по пьесе Жана Ришпена «Минарет». Среди актрис, занятых в спектакле, была экстравагантная танцовщица Мата Хари, костюмы для которой проектировал Эрте.


Эрте. Танцовщик и Мелисанда из серии «Театр»

В 1915 году Эрте заключил контракт с американским журналом Harper’s Bazaar, январский номер которого вышел с нарисованной Эрте обложкой. На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с графической цветной картинкой художника. Также он писал заметки о моде, вел светскую хронику, помещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Помимо этого Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie’s Home Journal, The Sketch и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции.

Вслед за журналами к Эрте обратились владельцы крупнейших нью-йоркских торговых фирм Генри Бендель и Б. Альтман и Компания с предложением о создании модных коллекций. В течение трех лет он создавал по две коллекции ежегодно, все дальше отходя от стилистики Пуаре: он придумал асимметричное декольте; его спортивного покроя мужские и женские костюмы обрели ту общность, которую позже назовут унисекс; в мужских костюмах он первым начал применять ткани, бывшие достоянием только женского гардероба, например, бархат.
Его чувство моды было уникальным.


Эрте. Симона, Силуэты 1925-1928, Вуаль

В годы войны на Лазурном берегу бурно кипела театральная жизнь, и талант Эрте оказался востребован. В 1922 году в Монте-Карло, где Эрте гостил у княгини Тенишевой, он познакомился с Сергеем Дягилевым, который предложил молодому художнику сотрудничать. Он оформил несколько танцевальных номеров для труппы великой балерины Анны Павловой («Дивертисмент», «Времена года», «Гавот»), спектакли балетной труппы Монте-Карло. Он не раз делал сценографию для мюзик-холла «Фоли-Берже» и его главной звезды — знаменитой экзотической танцовщицы «шоколадной» Жозефины Бейкер, прославившейся своим нарядом из одной связки бананов, Лондонского оперного театра и парижской Гранд опера. Все постановки пользовались огромным успехом. Когда в 1923 году Эрте при помощи благотворительных организаций выписал из России своих родителей, его отец признался: «Ты был прав, отправившись в Париж!»


Костюм принца Шармана, 1921. Эскиз для балета «Спящая красавица» Русского балета Дягилева

В феврале 1925 года Эрте отправился в Голливуд для создания костюмов и сценографии для двух фильмов студии Метро-Голдвин-Майер (MGM). Контракт был продлен, и в качестве художника по костюмам Эрте работал для первых звёзд студии, лучших актрис немого кино. Он делал декорации и костюмы для наиболее известных лент тех дней: «Бен-Гур» Фреда Нибло, «Богема» Кинга Видора, «Безумие танца» Роберта Леонарда, «Мистика» Тода Браунинга. В 1925 году Эрте впервые устроил выставку своих работ в Нью-Йорке, в отеле Мэдисон. В следующем году уже в Париже, в галерее Шарпантье, прошла выставка его работ, созданных в Америке. Впервые его произведения непосредственно с выставки были куплены для государственных коллекций.


Костюм, 1926. Эскиз для ревю «Триумф женщины», Нью-Йорк


Костюм, 1937. Эскиз для спектакля «Дело в шляпе». Театр «Сэвил», Лондон

После Второй мировой войны, во время которой Эрте жил в Париже, интерес к ар-деко стал постепенно угасать. Подобное искусство казалось вульгарным пережитком прошлого. Эрте продолжал время от времени оформлять театральные постановки, но заказов от журналов и торговых домов больше не поступало. Перелом случился в середине 1960-х годов вместе с появлением нового интереса к искусству ар-деко.
В 1966 году в Музее декоративного искусства в Париже прошла выставка «Год 25», посвященная юбилею знаменитой экспозиции 1925 года, а в Нью-Йорке отпраздновали 100-летие журнала Harper’s Bazaar. Затем последовало знакомство с супругами Саломеей и Эриком Эсторик, владельцами галереи Гровнор, работавшей в Лондоне и Нью-Йорке, которые взялись вести дела Эрте. С тех пор и уже до самой смерти он снова активно работал, в том числе в новых жанрах скульптуры, литографии и шёлкографии, и активно выставляется по всему миру. В 1967 году перед вернисажем выставки художника в галерее Гровнор в Нью-Йорке все 170 выставленных работ были приобретены музеем Метрополитен. Это было признанием Эрте классиком искусства ХХ века, «гением ар-деко».

В 1967 году Эрте оформил спектакль для Всемирной выставки Экспо в Монреале. В 1970 году он начал сотрудничество со звездой парижской сцены Зизи Жанмер и балетмейстером Роланом Пети, с которыми создал несколько постановок. В 1970 году вышла в свет первая монография о художнике. Его 80-летие в 1972 году отмечалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве. Журнал Vogue посвятил его юбилею специальный номер. Би-би-си сняло о нем программу, основой которой стало интервью с художником. В 1979 году Смитсоновский институт сформировал выставку, которая три года демонстрировалась в США, Канаде и Мексике.
Большой успех у публики имели тиражируемые печатные работы, литографии и шелкографии. Помимо новых произведений мастер воспроизводил композиции прошлых лет. Среди работ, созданных в это время, особенно выделяется серия «Алфавит», одно из самых тиражируемых графических произведений Эрте. Работать над ней художник начал ещё в 1927 году, а вот закончить сумел лишь спустя 40 лет, в 1967 году, когда неожиданно обнаружил, что в ней не хватает двух букв Q и L. «Алфавит», напечатанный в 1977 году, стал самым известным циклом мастера.


Алфавит, 1927–1967. 26 рисунков


Цифры

Стиль Эрте — одновременно изысканный и вычурный, романтичный и экзотический. На рубеже 1980-х годов он увлекся скульптурой из металла и эффектными приёмами обработки поверхностей — полировкой, золочением, патинированием, использованием цветных лаков. Его последняя выставка называлась «Театр в бронзе».


Королевская фаворитка, Сирены


Китайская принцесса, Шехерезада, Джульетта


Волна

В 1983 году его достижения в искусстве были отмечены французским орденом Почетного легиона, однако большинство проектов в последнее десятилетие жизни Эрте связано с США. В 1989 году он работал над двумя постановками в Нью-Йорке. Поразительную творческую работоспособность Эрте сохранил до конца своей долгой жизни.


Цветущий зонтик. Шелкография. 80-е


Маскарад, 1987


Мадам Баттерфляй, 1989. Шелкография


Танец розы, Новогодний вечер. Шелкография. 1990

Последнюю свою постановку — Пасхальное шоу для Радио-Сити в Нью-Йорке, мастер увидеть не успел. Эрте скончался в возрасте 98 лет.


Роман Тыртов, фото в 18 и 97 лет

Источники информации
www.erte.ru, theatremuseum.ru, m.diary.ru

Возвращение оттуда

Зинаида Арсеньева

Культура 04 июля 2016

В Эрмитаже открылась выставка «Эрте: гений ар-деко. Возвращение в Петербург». 136 рисунков, акварелей, гуашей, две скульптуры представляют разные грани творчества художника, который считается одним из самых ярких представителей ар-деко.

ФОТО АВТОРА

«Посмотрите на меня. Я живу в другом мире – мире снов и забвения».

Фраза принадлежит Роману Тыртову, известному как Эрте. Не в этом ли секрет его долголетия? Сменив берега Невы на берега Сены в совсем юном возрасте, еще до революции, он прожил без малого сто лет. Но все несчастья и катастрофы безумного двадцатого века словно обошли Эрте стороной. Лишь однажды его мир пошатнулся, когда умер, уколовшись шипом розы и получив заражение крови, его спутник жизни князь Николай Урусов. С тех пор Эрте так и жил один, окруженный только любимыми кошками.

Эта выставка художника, который так много сделал для модной иллюстрации, мюзиклов, ревю и шоу в Париже и на Бродвее, «одел» четыре фильма золотой эпохи Голливуда, – первая в России.

Париж был столицей моды, а Эрте хотел служить ей. На выставке – немало эскизов обложек и иллюстраций для журнала «Харперс Базар», с которым Эрте сотрудничал двадцать лет, с января 1916 года.

Одна из обложек – из метельного февраля 1935 года – останется в Эрмитаже после закрытия выставки. На ней – лоскуты тканей, гигантские ножницы и два женских силуэта: желтый на черном фоне и черный – на желтом. Женщина и ее тень. Этот эскиз и еще шесть рисунков подарил Эрмитажу Майкл Эсторик, владелец коллекции произведений Эрте, часть которых отобрал для выставки ее куратор Михаил Дединкин.

Останутся в Эрмитаже и две бронзовые скульптуры Эрте: «Весна» и «Маскарад», созданные в середине 1930-х годов.

Майкл Эсторик на открытии выставки рассказывал журналистам о художнике и своих родителях – арт-дилерах, коллекционерах и страстных любителях искусства Эрике и Саломее Эсторик, от которых он и унаследовал работы Эрте.

Эрте оформил десятки мюзиклов и ревю на Бродвее, в Париже, в Монте-Карло. Он обожал эту поддельную роскошь, которая из зрительного зала смотрелась подлинной.

На выставке об этой стороне творчества Эрте можно составить представление по десяткам эскизов, среди которых есть и эскиз костюма для Маты Хари, выступавшей в шоу «Минарет».

Настоящий костюм на выставке один. Сшитый из синего бархата, отделанный воротником-шалью из серого атласа и застежками-бранденбурами, он, пожалуй, выглядит слишком утонченным и изнеженным для мужчины.

«Каждый человек несет обязанность сделать себя как можно более привлекательным. Не многие из нас рождаются красивыми. Одежда – своего рода алхимия», – был убежден Эрте.

Утонченный денди, он всегда был безукоризненно элегантен. Даже дома ходил в шелковой пижаме, подбитой горностаем. Следил за собой и в старости сохранял юношескую стройность. Если сравнить две его фотографии – начала века и его конца, можно убедиться в этом: лишь волосы побелели да появились морщинки. А так – полнейшее сходство: томный взгляд, великолепно скроенный и сшитый пиджак, белые манжеты, а в изящной руке – сигарета в длинном мундштуке из слоновой кости.

Михаил Пиотровский, выступая на вернисаже, назвал Эрте ярким выразителем стиля ар-деко, который в России не получил должного развития. Творческий путь Эрте уникален. В нем можно уловить отблеск «Мира искусства», в ранних работах нет-нет да почудится тень маркиза Константина Сомова и Александра Бенуа, вспыхнут иногда яркие, варварские краски Бакста, оформлявшего многие балеты «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Но в них нет и следа «измов», на которые так был богат XX век. Эрте всю жизнь, в течение почти ста лет, был верен ар-деко. Собственно, и после смерти тоже. Художник, которому жизнь была отмерена так щедро, все же помнил о смерти. Он заранее продумал церемонию похорон, заготовил приглашения и набросал эскиз гроба. В стиле ар-деко.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (5735) от 04.07.2016.


«Я не только делаю то, что хочу, но делаю это по-своему»

эрте роман тыртов ар-деко


4 декабря 1892 года родился неподражаемый Эрте — знаменитый художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко. Родившись в XIX веке в России и уйдя в мир грез в конце XX века во Франции, он прожил почти столетие. Именно ему принадлежат слова: «Я не только делаю то, что хочу, но делаю это по-своему»…


Роман Тыртов родился в 1892 году в Санкт-Петербурге в семье адмирала и был потомком знатного рода, который — по одному из предположений, — происходил от татарского хана Тырта. Псевдоним Эрте (Erté) — это акроним двух инициалов: Р[оман] Т[ыртов]. Его художник взял для того, «чтобы не позорить семью». Кстати, по такому же принципу построен и псевдоним автора всемирно известных комиксов про Тинтина — Эрже (настоящее имя Жорж Реми). Но это так, к слову.


Близнецы
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
1987, 100.3×74.3 см.

Роман с трёх лет увлекался рисованием, а свой первый эскиз платья сделал в возрасте шести лет. Его мать пришла в восторг и показала набросок знакомой портнихе, которая сшила вечерний туалет. Первые профессиональные советы юному дарованию дал ни кто иной, как Илья Репин, и в последствие мальчик занимался с учеником этого знаменитого живописца Дмитрием Лосевским.



А вот отца не радовали увлечения сына. Он рассчитывал, что отпрыск пойдёт по стопам предков, которые поколениями служили на флоте.

Успешно сдав экзамены, 19-летний Роман выпросил в подарок загранпаспорт и навсегда уехал из России, сначала — в свой любимый Париж. Об этом городе — центре моды, красоты и искусства, — он мечтал с семи лет, когда побывал на Всемирной выставке. В своём новом доме и под новым именем Эрте начал работать в ателье самого прогрессивного кутюрье того времени Поля Пуаре, создавая эскизы туалетов, головных уборов и аксессуаров.


 Мягкая красота. Женщина с веером
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
1990, 100.3×77.5 см


В 1915 году молодой человек получил предложение о сотрудничестве от журналов Harper’s Bazaar и Vogue. Не в силах сделать выбор, он просто кинул жребий. Случай указал на Harper’s Bazaar, для которого в следующие годы художник создал сотни обложек, тысячи рисунков и эскизов.
Роман Тыртов и сам выглядел так, будто сошёл с обложки журнала. Создавая наряды для модниц, он также носил изысканную и экстравагантную одежду собственного дизайна. Так, американского художника по костюмам Говарда Грира Эрте встретил в пижаме, отделанной горностаем. А в 1926 году на бал в Парижской опере придумал себе костюм тореадора из золотой ламе (парчи). Огромную накидку он украсил свежими розами, которые по одной кидал в толпу, спускаясь по лестнице.

Эрте до конца жизни питал пристрастие к яркой одежде и экстравагантным аксессуарам. Костюмы он носил «с неповторимым изяществом, с каким дикая кошка носит свой мех», писал один из журналистов. Художнику нравились яркие шейные платки, цветные рубашки и, конечно же, дорогая обувь.


Изумительная
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
1980-е , 63.5×45.7 см


Кстати, Эрте экспериментировал не только с визуальными образами. Он также пробовал себя в кулинарии: однажды представил публике собственный десерт из фруктов и ягод, украшенный… голубой клубникой. Александр Вертинский потом признался, что «два дня ходил, словно затерявшись в зеркальной вселенной, где сквозь туман проявляются причудливые города, воздушные шары качаются как привязанные, а неизбыточность мига разлита в бесконечности воображения…».

Видимо, было вкусно.

Мата Хари стала одной из первых знаменитостей, которых одевал Эрте. После провала первой попытки открыть собственное ателье в 1914 году молодой модельер обратился к сценическим костюмам. Он одел артистов для спектакля «Минарет» в парижском театре «Ренессанс» — именно там исполняла свои экзотические танцы знаменитая куртизанка. В 1917 году Мата Хари была расстреляна по обвинению в шпионаже, но это не сказалось на карьере Эрте.
Его клиентками были балерина Анна Павлова, звезда мюзик-холла «Фоли-Бержер» Жозефина Бейкер, танцовщицы кабаре Лидо, Чикагской и Лондонской оперы и Гранд Опера в Париже.


 Симфония в черном. Серия «Театр»
Роман Петрович Тыртов (Эрте)

1983, 76.2×55.8 см


В 1922 году Сергей Дягилев попросил Эрте придумать костюмы для балета «Спящая красавица». Однако художник успел сделать лишь два эскиза, когда получил приглашение на работу в Америке. На это организатор «Русских сезонов» ответил: «Никогда от денег не отказывайся. Я сам-то никогда не отказываюсь», — и Эрте отправился за океан.

Там он работал с настоящими звёздами Голливуда: обладательницами «Оскаров» Нормой Ширер и Клодетт Колбер, актрисой Мэрион Дэвис, Лиллиан Гиш и многими другими.


Танцовщица нью-йоркского ревю Зигфильда в костюме от Эрте.


В этот период Эрте наконец-то закончил свой знаменитый «Алфавит» (AlphaErté bet Suite). Эту серию он начал в 1927 году после очень успешной выставки в галерее Шарпантье в Париже и планировал завершить два года спустя. Однако художник был слишком загружен заказами и не успел этого сделать. В результате работа растянулась на 40 лет.


Буква L из серии «Алфавит»
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
1976, 40×25.4 см


И вот, когда в 1967 году Эрте предложили сделать выставку в Лондоне, он перед самой отправкой рисунков выяснил, что… забыл нарисовать одну букву, L. «Я сразу начал рисовать её и завершил как раз перед показом. Как выяснилось, эта буква пользовалась наибольшим успехом у публики», — писал он позже.

В течение двадцати лет постоянным спутником, другом и администратором Эрте был князь Николай Урусов. Его смерть вполне соответствовала декадентскому образу жизни: весной 1933 года партнёр художника укололся шипом розы и спустя несколько дней умер от заражения крови. «Мой мир, казалось, рушился вокруг меня. Я чувствовал себя последним представителем исчезнувшей эпохи», — вспоминал позже Эрте.
Он сделал ещё одну попытку завязать отношения, но его избранник был азартен и проиграл на скачках крупную сумму. С тех пор кутюрье жил один.



В 1960-е годы Эрте захватила скульптура — он начал делать изящные статуэтки из бронзы. «Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур», — говорил он.

После феноменального успеха выставки Эрте в лондонской галерее Estoricks в 1967 году стало известно, что Метрополитен-музей купил практически все 170 выставленных работ.

«Я думаю, что это беспрецедентный случай, когда музей приобретает целую выставку живущего художника», — написал Эрте спустя годы.

Ещё одним значимым местом в Нью-Йорке стал Бродвей. В 1987 году Эрте создал сценографию для мюзикла «Звёздная пыль». Это была последняя попытка художника продемонстрировать миру свой свободный дух.

Спустя три года он скончался в возрасте 97 лет и был похоронен на Булонском кладбище рядом с родителями, которых в 1923 году он вывез из большевистской России.


Песнь осени. Серия «Воспоминания о двадцатых»
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
1977, 42. 2×34.5 см


Истинный художник, Эрте заранее написал сценарий похорон и сделал эскиз гроба — он был выполнен из красного дерева и украшен венками в стиле ар-деко .

«Воображение — главное в моем творчестве. Всё, что я делал в искусстве — игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель — движение танца». (Эрте)





Великий Эрте: первая выставка в России

21 июня Двенадцатиколонный зал Эрмитажа ожидает историческое событие — впервые в России музей представит выставку всемирно известного художника и модельера Эрте (настоящее имя — Роман Тыртов). Экспозиция «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург» включает 136 работ, среди которых акварели и гуаши, рисунки пером, несколько примеров печатной графики и 2 скульптуры. Представленное наследие Эрте является частью собрания знаменитого арт-дилера и коллекционера Эрика Эсторика, сына еврейских эмигрантов из Российской империи. Он познакомился с Романом Тыртовым в Париже в 1967 году, став международным эксклюзивным агентом художника. Сегодня работы находятся в частном собрании сына коллекционера, Майка Эсторика.

«Родители нынешнего владельца коллекции собирали и продавали предметы искусства и вели дела Эрте в последние 20 лет жизни художника. В Эрмитаж приедет лишь небольшая часть их коллекции работ Эрте, но представляющая его творчество от наиболее ранних произведений (1912 год) до самых поздних. Это работы, выполненные для модных домов Парижа до I мировой войны, рисунки костюмов для американских и французских модных журналов, в том числе и один из самых известных комплексов работ — обложки для «Harper’s Bazaar». Около половины состава выставки — рисунки для различных театральных постановок: декорации и костюмы для опер, мюзик-холлов, бродвейских шоу. Представлены также большие графические серии «Цифры» и «Алфавит», получившие широкую известность благодаря сделанным с оригинальных рисунков гравюрам», — сообщают кураторы выставки.

Легендарный художник, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения увековечил свое имя в Париже, Монте-Карло и Голливуде. Свой творческий псевдоним Роман Тыртов составил из инициалов имени и фамилии — Эрте. Покинув Россию в 1912, он начал творческий путь в модном доме парижского кутюрье Поля Пуаре. Его одежду носили главные женщины эпохи — от Анны Павловой до Маты Хари. В 20-х он уже одевал в свои роскошные грезы кинодив старого Голливуда. Именно Эрте стал художником, который обожествил обложки Harper’s Bazaar и Vogue, превратив глянец в произведение искусства.

Куратором выставки, посвященной Эрте, выступил заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

Экспозиция продлится с 21 июня по 18 сентября 2016 года.

Историческая выставка Эрте в Эрмитаже

«Осень» (1975), Эрте. Из сюиты «Времена года».

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Россия, вспоминает Эрте первой персональной выставкой на родине художника.

Проходившая с 21 июня по 19 сентября выставка «Эрте: гений ар-деко» была организована Эрмитажем совместно с галереями Лондона и Нью-Йорка. Выставка является возвращением творчества художника, так как он родился как Ромен Тыртов в 1892 году в Санкт-Петербурге.Петербург.

Эрте — один из самых успешных художников 20-го века, которого считают «гением ар-деко» благодаря его вкладу в моду, графику, ювелирное искусство, кино, сценографию, скульптуру и другие области. Это первая выставка, посвященная художнику в России, на которой представлено 136 работ, в том числе акварели, гуаши (техника живописи с использованием акварели на основе гумми), рисунки пером и тушью и скульптуры.

Галерея Park West с гордостью предлагает коллекционерам работы Эрте, одного из самых влиятельных художников нашего времени.Среди коллекции Парка Уэста есть выпущенные ограниченным тиражом работы из его знаменитых серий «Числа» и «Алфавит», которые представлены на выставке в Эрмитаже.

«Алфавит для Эрте» (1987), Эрте

Он покинул Россию в 1912 году и переехал в Париж, где работал модельером у Поля Пуаре, влиятельного кутюрье в парижской моде. Примерно в это же время Эрте принял свой псевдоним, прозвище, основанное на французском произношении его инициалов (RT). После этого Эрте участвовал в ряде журналов, включая «Vogue», «Cosmopolitan», «Ladies’ Home Journal», «Harper’s Bazaar» и «The Sketch».

Эрте был известен своими новаторскими моделями одежды: он создал асимметричный вырез горловины, реализовал модели, которые впоследствии стали известны как «унисекс», и стал пионером в использовании тканей, которые раньше использовались исключительно для женской одежды, в мужской одежде.

Искусство Эрте объединило несколько стилей и идей, включая кубизм, конструктивизм, модерн и даже современные геометрические узоры. С 1960-х годов до его смерти в 1990 году искусство Эрте выставлялось по всему миру.

Коллекционерам предлагается ознакомиться с коллекцией произведений искусства Park West Gallery Erté.Свяжитесь с нашими консультантами галереи по телефону 800-521-9654 доб. 4 или по адресу [email protected] для получения дополнительной информации.

Бесценная коллекция Erté представлена ​​на мероприятии Red Carpet

Художественная галерея North Beach объявляет о представлении бесценной, недавно приобретенной коллекции произведений искусства ERTÉ. Актриса, Элизабет Тейлор и Майкл Джексон — единственные известные коллекционеры всей коллекции бронзовых скульптур.

Эта частная полная коллекция насчитывает 205 предметов, возвращенных из Арубы в Штаты.Он будет представлен на красной ковровой дорожке в пятницу, 10 мая, с 18:00 до 21:00 в отеле Hilton Fort Lauderdale Beach Resort .

Художественная галерея North Beach, представляющая эту коллекцию, стремится передать эту выдающуюся единственную в своем роде коллекцию покровителю, чтобы поделиться с музеем или серьезным известным коллекционером из уважения и как последнее желание покойного частного коллекционера и владельца коллекции. .

Тонкие фигуры Эрте, утонченный, гламурный и дотошный дизайн мгновенно узнаваемы. Великолепные творения Эрте передают его ощущения и фантазии через человеческую фигуру. Под влиянием театра, кино и моды его работы захватили мир вокруг. Это ценная коллекция, которую может оценить и приобрести только утонченный ценитель искусства. Эта коллекция включает в себя полные 146 бронзовых скульптур в стиле ар-деко, 13 предметов искусства, включая вазы, чаши, канделябры, 10 золотых медальонов, два набора сериграфов европейского выпуска ограниченным тиражом в оригинальных футлярах для портфолио, подписанные книги и обширную документацию.

Художественная галерея Норт-Бич была нанята для составления каталогов и документов для первоначального коллекционера. Основана в 2013 году Брук Трейс и названа The New Times одной из 10 лучших галерей в округе Броуард. Галерея является кульминацией 20-летнего опыта работы в сфере искусства с услугами, включая посредничество, оценку, реставрацию и обрамление музейного качества. Среди представленных работ художников Дали, Пикассо, Ботеро, Симбари, Тобиасс, Нейман, Шлюсс и многие другие. В галерее также представлены эксклюзивные работы художников со всего мира.

История коллекции начинается с частного голландского коллекционера из Арубы. Во время поездки в Нью-Йорк он рискнул зайти в Р.К. Галерея Паркера, таким образом, начала свои отношения с галереей, издателем, литейщиком и художником 19 мая 1981 года с покупки « Осень, 1922, 1921» и « Танцор» . В 1982 году он приобрел свое европейское издание, подписанное вручную, Serigraph Suites, Numbers and Alphabet в галерее Dyansen. Его самая крупная покупка — 42 скульптуры из галереи Бенедетти в 1992 году с общим тиражом 4/375! Ибис был куплен в 1982 году.Эрте был недоволен тем, что птичья голова так и не закончила отливку издания. Литейный завод безуспешно пытался выкупить первоначальный Ibis. Он перевыпустил Ibis с элегантной женской головой, которую купил в галерее Eclipse. Коллекция сопровождается обширной документацией: личными заметками Эрте, оригинальными брошюрами, сертификатами подлинности, квитанциями о покупке, подписанными книгами ограниченным тиражом и программой ретроспективной выставки, посвященной 90-летию Эрте, проводимой галереей Дайансен. Коллекция приобретена напрямую через нью-йоркские галереи и литейные мастерские Эрте.

Эрте, русский (Санкт-Петербург) художник 1920-х годов, чье имя при рождении было Ромен де Тиртофф. Модельер, известный как отец эпохи ар-деко, оставил неизгладимый след своей работой в области искусства, моды, костюмов и декораций. С 1916 по 1937 год он работал по контракту с американским модным журналом Harper’s Bazaar и создал более 200 обложек. Его иллюстрации появлялись в таких изданиях, как Illustrated London News, Cosmopolitan, Ladies’ Home Journal и Vogue.Сильно стилизованные иллюстрации изображали моделей в манерных позах, задрапированных роскошными драгоценностями, перьями и мягкими, струящимися материалами на фоне стиля ар-деко интерьеров его эпохи. настоящая перемена в его карьере произошла в 1965 году, когда ему было 73 года: он встретил Эрика и Саломею Эсторик, основателей Seven Arts Ltd., галерей Grosvenor, Лондона и Нью-Йорка. Они убедили его воскресить многие иллюстрации из его коллекции в стиле ар-деко. Благодаря графическим работам он смог охватить большую аудиторию.Работы Эрте обладают неподвластной времени стилизацией, и в своих стилистических пределах его художественные замыслы превосходны.

Молодежный центр Овертауна (OYC) является нашим общественным партнером в серии «Искусство и благотворительность» художественной галереи Норт-Бич. Миссия OYC состоит в том, чтобы вдохновлять и расширять возможности молодежи и семей, вселяя надежду с помощью услуг по обогащению. OYC, основанная застройщиком Мартином З. Маргилесом и членом Зала славы НБА Алонзо Морнингом, является круглогодичным агентством по развитию молодежи, которое предлагает: школьные, послешкольные и летние программы, программу обогащения родителей и пост- поддержка средней школой более 1500 молодых людей и семей в районе Овертаун и прилегающих районах.Агентство предлагает полный спектр услуг, включая образовательное обогащение, развлекательные мероприятия, наставничество, инициативы по распространению грамотности, исполнительское искусство, профилактику и жизненные навыки / обучение для молодежи из групп риска. Для получения дополнительной информации посетите сайт www.overtownyouth.org.

Видео коллекции и дополнительную информацию можно посмотреть на nobegallery.com или позвонить по телефону 954.667.0660.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Выставка Erte 1987/88 (прайс-лист выложен)

Красивый, причудливый, очаровательный — прилагательные, как жемчужины на ожерелье, можно было бы описать произведениями известного русского художника Эрте, чьи работы украшали обложку Harper’s Bazaar более 200 раз.Эрте был русским художником, чье раннее знакомство с персидским искусством вдохновило его на карьеру, которая включала не только оформление обложек, но и впечатляющие костюмы и декорации. Этот каталог экспонатов встречается нечасто и находится в чистом, плотно переплетенном состоянии. Все искусство выполнено в цвете и посвящено пятилетнему сотрудничеству между Эрте и Леонидовым, который с 1963 по 1968 год был директором Radio City Music Hall. Каталог знаменует собой первое выставление этих работ на выставке.К каталогу прилагается прайс-лист, который все еще находится в заднем кармане. Каталог имеет размеры 8-3/4″x12″ и состоит из двадцати страниц.

Название: Erte Exhibition 1987/88 (Прайс-лист выложен)

Место публикации: Лондон, Sevenarts Ltd. (Галерея Гросвенор): 1987

Категории: Каталоги-Искусство

Идентификатор продавца: 0120

Ключевые слова: художественные каталоги, erte, erte каталоги выставок, erte театральные костюмы, leon leonidoff


VTG ERTE RIZZOLI GALLERY 1978 ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАКАТ

Лот — VTG ERTE RIZZOLI GALLERY 1978 ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАКАТ

× Ваше сообщение отправлено.

ВНИМАНИЕ: В настоящее время вы используете неподдерживаемый браузер. Мы рекомендуем переключиться на Google Chrome или Edge для лучшего взаимодействия с сайтом.

При обработке этой страницы произошла ошибка. Администрация сайта уведомлена. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.


Описание: Винтажный плакат выставки Erte для галереи Rizzoli After Trapeze, 1978 г. Подпись на табличке справа вверху 1978 г. Sevenarts, U.С.А. Ключевые слова: Модерн, современный; Ссылка: BD1183

  • Размеры: 38,5×25,5 дюйма.
  • Имя исполнителя: Эрте
  • Носитель: Плакат
  • Около: 1978 г.
  • Состояние: Состояние отличное, износ соответствует возрасту.Пожалуйста, смотрите фотографии для деталей.
Принятые формы оплаты

American Express, COD (наложенный платеж), Discover, MasterCard, Visa, банковский перевод

Вы соглашаетесь оплатить премию покупателя в размере до 21,0%, а также любые применимые налоги и стоимость доставки.

Увеличение ставок

От: Кому: Шаг:
$0 99 долларов $5
100 долларов 199 долларов 10 долларов
200 долларов 999 долларов США 20 долларов
1000 долларов 4999 долларов США 50 долларов
5000 долларов 9999 долларов США 100 долларов
10 000 долларов + 200 долларов

Пожалуйста, выберите тему сообщения.

Erté Gets Around — The New York Times

Трудно поверить, что легендарный Erté, чьи модные эскизы и дизайны костюмов так олицетворяли собой Париж 1920-х годов, все еще набирает силу. Но он есть. Сейчас его работы на выставках по всему городу и за его пределами. В галерее Риццоли выставка литографий и оригинальных эскизов продлится до декабря. Эскизы одежды, которую он разработал для Анри Бенделя в 1915, 16 и 17 годах, находятся в одной из витрин магазина.Новое портфолио литографий выставлено в галерее Circle в Сохо. В Бостонском центре искусств проходит выставка «Латинский квартал», на которой представлены многие из его оригинальных костюмов и рисунков. А Смитсоновский институт готовит выставку его работ, которая будет колесить по стране два года.

Сам Эрте тоже ходит. Он был в Нью-Йорке, отмечая свой день рождения Стита на серии вечеринок и посещая галереи и музеи, где выставлены его работы.

Маленький, стройный художник, щеголеватый в темно-синем костюме, белой рубашке с рюшами и с набором золотых браслетов и колец, сопровождался по городу съемочной группой французского телевидения, которая ждала, чтобы записать вечеринку в честь открытия в Риццоли. .

Возрождение интереса к творчеству Эрте началось в 1966 году с выставки в Музее декоративного искусства в Париже. Ар-нуво и ар-деко были заново открыты — и Эрте тоже. С тех пор по всему миру прошла череда выставок.А показать было что — более 18 000 произведений искусства.

Но его журнальные обложки, его костюмы для «Фоли-Бержер» и «Скандалов Джорджа Уайта», его литографии с полуголыми женщинами — это еще не все его работы. Он также спроектировал мебель, украсил роскошный замок для французского театрального продюсера в начале 1970-х годов и создал абстрактные скульптуры из окрашенного алюминия и дерева. Его следующий проект — создание костюмов для постановки «Кавалер розы» в 1980 году оперной труппой Глайндборна, а затем новый балет для Ролана Пети, а потом, кто знает? «Я никогда не хочу уходить на пенсию», — сказал он на своей вечеринке в Риццоли.— Это был бы конец.

Эрте (Скульптуры) Искусство на продажу

ЭРТЭ, Русский (1892 — 1990)

Родившийся Ремен де Тиртофф в имперском Санкт-Петербурге, Эрте получил свой псевдоним от французского произношения его инициалов «Р. Т.» За долгую и выдающуюся карьеру он оказал большое влияние на стиль и дизайн 20-го века.

В возрасте 19 лет Эрте покинул дом и переехал в Париж, где устроился на работу к уважаемому кутюрье Пуаре. Вскоре после этого он начал 22-летнее занятие, которое сделало его знаменитым: создание обложек и иллюстраций для журнала Harper’s Bazaar.Именно здесь зародился его характерный стиль ар-деко.

За годы своей продуктивной работы в Harper’s Эрте создал 250 обложек и множество рисунков для ее страниц, а также занялся множеством других творческих работ. Поработав в Голливуде над созданием экстравагантных немых фильмов, включая «Бен Гур», Эрте оставил журнал, чтобы создавать декорации и костюмы для театра и оперы. В течение следующих 40 лет он одевал невероятный список звезд оперы, сцены и экрана, включая Мэри Гарден, Жозефину Бейкер, Марион Дэвис, Лилиан Гиш.Мата Хари и Анна Павлова. Эти достижения принесли ему титул «отца ар-деко».

В 1967 году Метрополитен-музей приобрел и выставил коллекцию из примерно 200 гуашей Эрте. Затем последовали выступления в Лондоне, которые принесли Эрте еще большее признание. Его успех на этих выставках был резюмирован известным лондонским искусствоведом «Санди таймс» Джоном Расселом (позже работавшим в «Нью-Йорк таймс»), который писал: «Если бы Микеланджело воскрес из мертвых, он вряд ли получил бы большую или более хвалебную рекламу, чем это было раньше». по словам Эрте.»

В возрасте 75 лет Эрте начал создавать трафареты ограниченным тиражом на основе своих рисунков. Этот носитель позволил более широкой аудитории насладиться его работами и помог удовлетворить популярный спрос на эти изображения. Международный успех в этом начинании побудил его расширить свою работу на различные материалы, в первую очередь на бронзу.

Влияние стиля Эри и спрос на его искусство продолжают жить. Его работы принадлежат престижным музейным коллекциям по всему миру, в первую очередь Смитсоновскому институту, Музею Виктории и Альберта (Лондон).Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Музей современного искусства. О жизни и творчестве художника опубликовано множество книг, в том числе «Эрте в девяносто пять: полная новая графика» [расширенное издание] и «Эрте — последние работы».

Следующий Арт Продается. Пожалуйста, используйте форму обратной связи для получения дополнительной информации об этих работах или для запроса работ других художников.

Транспортные расходы НЕ включены в цену и оплачиваются по фактической стоимости.

Отказ от ответственности за обрамление : Запрашиваемая цена произведения искусства основана на стоимости без рамы. Если работа оформлена, продавец может включить раму в качестве дополнительной защиты при транспортировке. Эти кадры обычно старше и считаются бывшими в употреблении. Рамка продается «КАК ЕСТЬ» , и мы страхуем только произведение искусства, а не рамы во время доставки.

НАЖМИТЕ НА МИНИАТЮР, ЧТОБЫ ПРОСМОТРЕТЬ ЛУЧШЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РАБОТЫ

Эрте; Универсальный художник и дизайнер

Эрте, разносторонний и плодовитый художник, чьи костюмы в стиле Фоли-Бержер и обложки журнала Harper’s Bazaar задавали роскошный тон 1920-м годам, а чьи репродукции в стиле ар-деко продолжали хорошо продаваться в 1980-х, умер в субботу в Париже. Ему было 97 лет.

Представители больницы Кочин отказались назвать причину смерти. Друзья сказали, что он был госпитализирован три недели назад после возвращения из отпуска на остров Маврикий в Индийском океане.

В течение своей продуктивной жизни Эрте проектировал костюмы для улицы, сцены и экрана, рисовал, делал литографии, ваял из дерева и металла, создавал украшения и создавал декорации для оперы, балета, шоу в ночных клубах и фильмов.

Он прославился своими тонкими, вытянутыми эскизами стройных женщин в роскошных платьях и коконах из меха, часто сопровождаемых в их гламурной высокотехнологичной обстановке стилизованными борзыми, леопардами и пантерами.

Произведения искусства стали обычным явлением в американских художественных галереях — в Лос-Анджелесе они часто выставлялись в галерее Circle и галерее Ричарда Манна. Литографии из его знаменитой серии алфавитов с искусно украшенной «женщиной Эрте» украшают стены отеля Westwood Marquis, где Эрте отпраздновал свое 90-летие.

Его графика, картины и скульптуры также украшают дома Барбры Стрейзанд и Шер, а также менее известных поклонников знаменитостей. И его непрекращающаяся популярность принесла ему прозвища «Отец ар-деко» и «Мистер Стили».«Ар-деко» — титулы, которые он презирал.

«Мне не нравится, когда меня называют «мистер ар-деко», — сказал он однажды в интервью Los Angeles Times. — Я внес свой вклад в это движение. Но я также внес свой вклад в сюрреализм. Я не понимаю этого.»

Родившийся в аристократической семье 23 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге (ныне Ленинград), молодой Ромен де Тиртофф сшил свое первое платье — вечернее платье для своей матери — в возрасте пяти лет. в Париж в 1912 году, чтобы работать в домах моды, и принял в качестве своего профессионального имени французское произношение своих инициалов Erte (Air-tay).

Его обложки Harper’s Bazaar 1915-37 годов сделали его фаворитом в Соединенных Штатах, а в 1925 году он был привлечен в Голливуд благодаря контракту с Metro-Goldwyn-Mayer на разработку костюмов и декораций для фильмов и «Парижа вверх». актрисы студии.

«Я приехал в эту страну, — сказал он тогда, — потому что я понимаю, что фильмы из Лос-Анджелеса могут сделать больше для установления моды, чем любое другое влияние в мире. Это потому, что они говорят на международном языке глаз и достигают масс.”

Он пробыл там семь месяцев, а потом ушел в раздражении.

Находясь в городе, Эрте сообщил калифорнийским женщинам, что их юбки слишком короткие, а мужчинам, что их одежда слишком тусклая, пожаловался на выдающиеся лопатки актрисы Констанс Беннетт и выгнал Лилиан Гиш из своей мастерской, когда она потребовала, чтобы ее костюмы для роли бедной девушки быть вылепленной из шелка.

«Голливуд — ужасное место», — сказал он на обратном пути в Париж. «Глупый и тупой.Я встречал очаровательных людей, но в целом это ужасно мертво. Если они устраивают дикие вечеринки, то устраивают их в домах с задернутыми шторами.

Эрте нарушил свой контракт, сказал он репортерам, потому что MGM продолжала переписывать сценарий, заставляя его разрабатывать новые декорации и костюмы для каждой версии, а затем требуя, чтобы он начал больше — 50 костюмов плюс декорации за три недели.

В разные годы Эрте создавал костюмы для «Скандалов» Джорджа Уайта, а также для «Фоли», голландской актрисы Маты Хари, более известной как немецкий шпион, парижской американки Жозефины Бейкер, Сары Бернар, Айседоры Дункан. , Джоан Кроуфорд и Анна Павлова.

Личный выбор одежды Эрте склонялся к лавандовому и розовато-лиловому. Когда он впервые появился в Лос-Анджелесе в 1925 году, на нем был «будуарный костюм» из серой крепдешиновой пижамы с розовыми краями и крепового халата серого цвета с фуксией. Для своего первого дня в MGM он выбрал сиреневые туфли.

На открытии галереи в 1979 году он был одет в сиреневую рубашку и галстук, лиловый костюм и белые туфли из змеиной кожи с ремнем. «Я хочу всегда оставаться индивидуальностью», — сказал он.

Его крепкое здоровье и долголетие прославлялись почти так же, как и его легендарная продуктивность.

«Мне очень повезло», — резюмировал он свою карьеру и жизнь в интервью Times во время серии вечеринок, посвященных его 90-летию, включая ретроспективную выставку в Смитсоновском институте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.