Длительное время моряки боялись потерять из виду – »

Константин Кунин - Васко да Гама

…Служба кончилась. Народ хлынул к берегу. В блестящих латах, в темном бархатном камзоле, отороченном фламандскими кружевами, прошел сквозь толпу на корабль Васко да Гама, а за ним его офицеры. Заиграли трубы. Монахи затянули гимн. Васко да Гама махнул платком. С визгом завертелся кабестан, вытягивая якорь. На "Сао Рафаэле" взвился королевский флаг, по вантам скользнули вверх матросы, медленно расправились и надулись паруса, заскрипели мачты. Корабли тронулись вниз пс течению Тахо.

ПЛАВАНИЕ ПО АТЛАНТИКЕ

8 июля 1497 года эскадра Васко да Гамы вышла в море в сопровождении каравеллы Бартоломеу Диаша. "В награду за верную службу" Диаш был назначен правителем Сао Жорже да Мина – крепости на малярийном Гвинейском побережье, откуда португальцы привозили золото и рабов. Теперь Бартоломеу Диаш провожал до Гвинеи Васко да Гаму, который плыл в Индию по проторенной им, Диашем, дороге.

Неделю шли с попутным ветром на юго-запад. 15 июля на горизонте показалось облако. Весь день неподвижно стояло оно на западе. Оказалось, что это один из Канарских островов. Канарские острова принадлежали испанцам. Хотя между испанскими монархами и Маноэлем португальским царили мир и любовь, скрепленные женитьбой Маноэля на дочери Фернандо и Изабеллы, но на морях между испанцами и португальцами шло глухое соперничество. Васко да Гама это знал и, не желая, чтобы на Канарских островах узнали о его маршруте, прошел стороной мимо испанских владений.

На другой день слева на востоке показались белые отмели и рифы, окаймлявшие африканский берег. Португальцы звали эти отмели Терра Альба. Здесь корабли на несколько часов задержались, и моряки, выехав на шлюпках к отмелям, наловили много рыбы.

Ночью упал густой туман. Корабли потеряли друг друга из виду. Трапы, веревки, мачты и паруса стали влажными и скользкими. Долго моряки кричали и вглядывались в темную завесу, – никто не отзывался. Тогда решили сделать так, как приказывал командир: в случае, если шторм или туман разлучит корабли, – итти к островам Зеленого мыса. 27 июля все корабли собрались у острова Сао Тьяго. На островах Зеленого мыса был размещен небольшой португальский гарнизон. Негры-рабы, принадлежавшие португальцам-колонистам, корчевали тропический лес и работали на плантациях. На островах была стоянка для кораблей, плававших между Африкой и Португалией. Здесь португальцы пробыли до 3 августа: пополнили запасы провизии свежим мясом и фруктами, заготовили пресную воду и починили корабли.

3 августа на закате корабли Васко да Гамы поплыли дальше на юг, а каравелла Бартоломеу Диаша свернула к африканскому берегу, к новой португальской крепости Сао Жорже да Мина, которой должен был управлять Диаш.

Васко да Гама попытался пробраться на юг вдоль африканского побережья. Португальцы не решались терять берег из виду: корабли были ненадежны, а навигационным приборам моряки еще не вполне доверяли. Вначале плавание шло успешно, но около 10° северной широты португальский флот попал в полосу шторма. Тропический ветер рвал снасти, паруса пришлось убрать, корабли скрипели под натиском волн и шквала. Все время дул встречный ветер. Кормчие Васко да Гамы уже знали этот ветер – с ним встречались Као и Диаш. Опытные моряки боялись, что он будет бушевать месяцами. Дорога в Индию оказалась закрытой: Васко да Гама не мог и думать о борьбе с дующим в лоб шквалом.

Тогда он принял решение, сразу показавшее его спутникам, что командир их не склонится перед любыми трудностями. Васко да Гама круто изменил курс кораблей. Вместо того чтобы бороться со шквалом, пробиваясь на юго-восток, он повернул на юго-запад, в глубь неведомого моря, стремясь обойти полосу шквалов. Это был исключительно смелый шаг. Девяносто три дня португальцы не видели берегов, скитаясь в открытом море.

Жизнь на кораблях тянулась монотонно. Весь день, все времяпрепровождение экипажа было тщательно регламентировано. Сохранилось любопытное сочинение тех времен, рисующее "правила внутреннего распорядка" на корабле. Это "Consolat del Маг" – "Совет моря", изданный в 1494 году в Барселоне на каталонском языке. Здесь можно найти тщательный перечень обязанностей и прав капитана и команды.

По воскресеньям, вторникам и четвергам команда должна была получать на обед мясо и вино. Остальные дни недели были постными. В эти дни ели овсяную кашу. Вечером моряки получали хлеб с вином и немного приправы – лука, сыра или сардин. Если вино было слишком дорого, его можно было заменить винными ягодами и черносливом. В праздники выдавался двойной рацион. Всю провизию брали с собой. Для борьбы с кишевшими на корабле крысами "Совет моря" обязывал капитана брать на корабль кошек: "если он может найти продажных, или получить их в подарок, или заполучить их на борт корабля каким-либо иным манером".

Все эти правила действовали главным образом в Средиземном море, где можно было легко добыть свежую провизию. Не то было во время океанских плаваний.

Антонио Пигафета, участник кругосветного плавания Магеллана, пишет: "В среду, 28 ноября 1520 года, мы вышли из указанного пролива и вошли в Тихий океан и плыли 3 месяца и 20 дней, не обновляя запаса провизии и воды, так что ты ели сухари, превратившиеся в порошок, и пили вонючую от крысиного помета и пыли желтую воду. Мы ели также куски воловьей кожи со снастей; они были страшно жесткие от солнца, дождей и ветра, и мы вымачивали их в море четыре-пять дней, жарили на углях и так ели их, ели древесные опилки и крыс. Платили по полкроны за крысу, и все же крыс нехватало".

На кораблях царила суровая дисциплина. Если корабельный писец, в руках которого сосредоточивалось все счетное дело и наблюдение над грузом, делал неверные записи или потворствовал какому-либо подлогу, ему клеймили лицо, отрубали правую руку и конфисковывали его имущество. Если матрос засыпал на вахте в тихую погоду, его сажали на хлеб и воду. Если же он засыпал во время бури, его раздевали донага, пороли и трижды окунали в море. Офицера также сажали за такой проступок на хлеб и воду и обливали "с головы донизу" водой. Видимо, добровольные купанья не были в обычае. "Совет моря" прямо запрещает матросам раздеваться, "кроме тех случаев, когда они попадают в порт на зимовку".

Эскадра Васко да Гамы.

Матрос обязан был выслушивать любую брань командира, но если взбешенный командир бросался на него, нанося удары и угрожая каким-нибудь смертоносным оружием, матрос мог бежать на нос корабля и стать около якорной цепи. Если командир и здесь не унимался, матрос перешагивал якорную цепь. Здесь матрос был неприкосновенен, и если бы командир нарушил обычай якорной цепи, матрос мог призвать товарищей в свидетели и защищаться всеми доступными средствами.

Во времена Васко да Гамы дисциплине в духе "Совета моря" подчинялся весь экипаж. Позже для командиров аристократического происхождения стали делаться всяческие поблажки, и дисциплина резко пала.

На кораблях было тихо. По вечерам в каюте командира горел свет. Васко да Гама читал и перечитывал книгу Марко Поло, записки Николо Конти, инструкции короля Маноэля и донесения королевских соглядатаев. Все книги и рукописи сходились на одном: задача была трудная. Придется иметь дело с могучими царями, повелевающими десятками тысяч бойцов и тысячами слонов. В Индии были собакоголовые люди, огромная птица Рок, свободно поднимавшая на воздух слона. В морях хозяйничали пираты. Они ловили путников и поили их настоем тамариндов. Они знали, что купцы имеют привычку во время нападения пиратов глотать драгоценности. Настой тамариндов действовал, как слабительное.

В Индии придется лавировать и хитрить, обманывать и таиться…

Но цель оправдывала все средства. В самом деле, в этой рискованной игре ставкой были Индия, индийская торговля, владычество над морями, сокрушение средиземноморских соперников – Венеции и Турции, слава и богатство.

Васко да Гама отодвигал книги и тяжелыми размеренными шагами пересекал каюту из угла в угол. От его резких движений мигал светильник и по стенам танцовали тени. Слышался протяжный крик вахтенного.

Неделя шла за неделей, но ничто не менялось. Океан был пустынен. Изредка проносились, трепеща и сверкая на солнце, стаи летучих рыб. 22 августа видели птиц, похожих на цапель. Птицы летели на восток. Вечером того же дня вдали показался кит. 27 октября с кораблей видно было много китов. Они то появлялись, пуская фонтаны, то вновь исчезали. Стадо плыло на восток. Иногда в море играли и плыли вперегонки с кораблями дельфины.

В сентябре корабли достигли крайней юго-западной точки. Если бы Васко да Гама прошел еще немного на запад, он открыл бы нынешнюю Бразилию, как несколько лет спустя открыл ее Педро Альвареш Кабраль, повторяя маневр Васко да Гамы на пути в Индию. Сам не ведая того, Васко да Гама почти пересек южную часть Атлантики.

Корабли зашли далеко на юго-запад, оставив позади полосу штормов. Пора было изменить курс. Мореплаватели повернули на восток. Наконец 1 ноября увидели зеленые полосы в воде. Это были заросли водорослей. Три дня плыли, рассекая колышащиеся зеленые поля. Измерили глубину – было мелко. 4 ноября в 9 часов утра сигнальщик, сидевший в "вороньем гнезде" на верхушке мачты, увидел землю. Подошли ближе. Вдаль – на север и юг – тянулась серая линия берега. На кораблях подняли пестрые флаги, раздался залп из бомбард. Ядра поскакали над гребнями волн. Медленно расплывался белый дым.

profilib.org

rulibs.com : Проза : Историческая проза : ПЛАВАНИЕ ПО АТЛАНТИКЕ : Константин Кунин : читать онлайн : читать бесплатно

ПЛАВАНИЕ ПО АТЛАНТИКЕ

8 июля 1497 года эскадра Васко да Гамы вышла в море в сопровождении каравеллы Бартоломеу Диаша. «В награду за верную службу» Диаш был назначен правителем Сао Жорже да Мина – крепости на малярийном Гвинейском побережье, откуда португальцы привозили золото и рабов. Теперь Бартоломеу Диаш провожал до Гвинеи Васко да Гаму, который плыл в Индию по проторенной им, Диашем, дороге.

Неделю шли с попутным ветром на юго-запад. 15 июля на горизонте показалось облако. Весь день неподвижно стояло оно на западе. Оказалось, что это один из Канарских островов. Канарские острова принадлежали испанцам. Хотя между испанскими монархами и Маноэлем португальским царили мир и любовь, скрепленные женитьбой Маноэля на дочери Фернандо и Изабеллы, но на морях между испанцами и португальцами шло глухое соперничество. Васко да Гама это знал и, не желая, чтобы на Канарских островах узнали о его маршруте, прошел стороной мимо испанских владений.

На другой день слева на востоке показались белые отмели и рифы, окаймлявшие африканский берег. Португальцы звали эти отмели Терра Альба. Здесь корабли на несколько часов задержались, и моряки, выехав на шлюпках к отмелям, наловили много рыбы.

Ночью упал густой туман. Корабли потеряли друг друга из виду. Трапы, веревки, мачты и паруса стали влажными и скользкими. Долго моряки кричали и вглядывались в темную завесу, – никто не отзывался. Тогда решили сделать так, как приказывал командир: в случае, если шторм или туман разлучит корабли, – итти к островам Зеленого мыса. 27 июля все корабли собрались у острова Сао Тьяго. На островах Зеленого мыса был размещен небольшой португальский гарнизон. Негры-рабы, принадлежавшие португальцам-колонистам, корчевали тропический лес и работали на плантациях. На островах была стоянка для кораблей, плававших между Африкой и Португалией. Здесь португальцы пробыли до 3 августа: пополнили запасы провизии свежим мясом и фруктами, заготовили пресную воду и починили корабли.

3 августа на закате корабли Васко да Гамы поплыли дальше на юг, а каравелла Бартоломеу Диаша свернула к африканскому берегу, к новой португальской крепости Сао Жорже да Мина, которой должен был управлять Диаш.

Васко да Гама попытался пробраться на юг вдоль африканского побережья. Португальцы не решались терять берег из виду: корабли были ненадежны, а навигационным приборам моряки еще не вполне доверяли. Вначале плавание шло успешно, но около 10° северной широты португальский флот попал в полосу шторма. Тропический ветер рвал снасти, паруса пришлось убрать, корабли скрипели под натиском волн и шквала. Все время дул встречный ветер. Кормчие Васко да Гамы уже знали этот ветер – с ним встречались Као и Диаш. Опытные моряки боялись, что он будет бушевать месяцами. Дорога в Индию оказалась закрытой: Васко да Гама не мог и думать о борьбе с дующим в лоб шквалом.

Тогда он принял решение, сразу показавшее его спутникам, что командир их не склонится перед любыми трудностями. Васко да Гама круто изменил курс кораблей. Вместо того чтобы бороться со шквалом, пробиваясь на юго-восток, он повернул на юго-запад, в глубь неведомого моря, стремясь обойти полосу шквалов. Это был исключительно смелый шаг. Девяносто три дня португальцы не видели берегов, скитаясь в открытом море.

Жизнь на кораблях тянулась монотонно. Весь день, все времяпрепровождение экипажа было тщательно регламентировано. Сохранилось любопытное сочинение тех времен, рисующее «правила внутреннего распорядка» на корабле. Это «Consolat del Маг» – «Совет моря», изданный в 1494 году в Барселоне на каталонском языке. Здесь можно найти тщательный перечень обязанностей и прав капитана и команды.

По воскресеньям, вторникам и четвергам команда должна была получать на обед мясо и вино. Остальные дни недели были постными. В эти дни ели овсяную кашу. Вечером моряки получали хлеб с вином и немного приправы – лука, сыра или сардин. Если вино было слишком дорого, его можно было заменить винными ягодами и черносливом. В праздники выдавался двойной рацион. Всю провизию брали с собой. Для борьбы с кишевшими на корабле крысами «Совет моря» обязывал капитана брать на корабль кошек: «если он может найти продажных, или получить их в подарок, или заполучить их на борт корабля каким-либо иным манером».

Все эти правила действовали главным образом в Средиземном море, где можно было легко добыть свежую провизию. Не то было во время океанских плаваний.

Антонио Пигафета, участник кругосветного плавания Магеллана, пишет: «В среду, 28 ноября 1520 года, мы вышли из указанного пролива и вошли в Тихий океан и плыли 3 месяца и 20 дней, не обновляя запаса провизии и воды, так что ты ели сухари, превратившиеся в порошок, и пили вонючую от крысиного помета и пыли желтую воду. Мы ели также куски воловьей кожи со снастей; они были страшно жесткие от солнца, дождей и ветра, и мы вымачивали их в море четыре-пять дней, жарили на углях и так ели их, ели древесные опилки и крыс. Платили по полкроны за крысу, и все же крыс нехватало».

На кораблях царила суровая дисциплина. Если корабельный писец, в руках которого сосредоточивалось все счетное дело и наблюдение над грузом, делал неверные записи или потворствовал какому-либо подлогу, ему клеймили лицо, отрубали правую руку и конфисковывали его имущество. Если матрос засыпал на вахте в тихую погоду, его сажали на хлеб и воду. Если же он засыпал во время бури, его раздевали донага, пороли и трижды окунали в море. Офицера также сажали за такой проступок на хлеб и воду и обливали «с головы донизу» водой. Видимо, добровольные купанья не были в обычае. «Совет моря» прямо запрещает матросам раздеваться, «кроме тех случаев, когда они попадают в порт на зимовку».


Эскадра Васко да Гамы.


Матрос обязан был выслушивать любую брань командира, но если взбешенный командир бросался на него, нанося удары и угрожая каким-нибудь смертоносным оружием, матрос мог бежать на нос корабля и стать около якорной цепи. Если командир и здесь не унимался, матрос перешагивал якорную цепь. Здесь матрос был неприкосновенен, и если бы командир нарушил обычай якорной цепи, матрос мог призвать товарищей в свидетели и защищаться всеми доступными средствами.

Во времена Васко да Гамы дисциплине в духе «Совета моря» подчинялся весь экипаж. Позже для командиров аристократического происхождения стали делаться всяческие поблажки, и дисциплина резко пала.

На кораблях было тихо. По вечерам в каюте командира горел свет. Васко да Гама читал и перечитывал книгу Марко Поло, записки Николо Конти, инструкции короля Маноэля и донесения королевских соглядатаев. Все книги и рукописи сходились на одном: задача была трудная. Придется иметь дело с могучими царями, повелевающими десятками тысяч бойцов и тысячами слонов. В Индии были собакоголовые люди, огромная птица Рок, свободно поднимавшая на воздух слона. В морях хозяйничали пираты. Они ловили путников и поили их настоем тамариндов. Они знали, что купцы имеют привычку во время нападения пиратов глотать драгоценности. Настой тамариндов действовал, как слабительное.

В Индии придется лавировать и хитрить, обманывать и таиться…

Но цель оправдывала все средства. В самом деле, в этой рискованной игре ставкой были Индия, индийская торговля, владычество над морями, сокрушение средиземноморских соперников – Венеции и Турции, слава и богатство.

Васко да Гама отодвигал книги и тяжелыми размеренными шагами пересекал каюту из угла в угол. От его резких движений мигал светильник и по стенам танцовали тени. Слышался протяжный крик вахтенного.

Неделя шла за неделей, но ничто не менялось. Океан был пустынен. Изредка проносились, трепеща и сверкая на солнце, стаи летучих рыб. 22 августа видели птиц, похожих на цапель. Птицы летели на восток. Вечером того же дня вдали показался кит. 27 октября с кораблей видно было много китов. Они то появлялись, пуская фонтаны, то вновь исчезали. Стадо плыло на восток. Иногда в море играли и плыли вперегонки с кораблями дельфины.

В сентябре корабли достигли крайней юго-западной точки. Если бы Васко да Гама прошел еще немного на запад, он открыл бы нынешнюю Бразилию, как несколько лет спустя открыл ее Педро Альвареш Кабраль, повторяя маневр Васко да Гамы на пути в Индию. Сам не ведая того, Васко да Гама почти пересек южную часть Атлантики.

Корабли зашли далеко на юго-запад, оставив позади полосу штормов. Пора было изменить курс. Мореплаватели повернули на восток. Наконец 1 ноября увидели зеленые полосы в воде. Это были заросли водорослей. Три дня плыли, рассекая колышащиеся зеленые поля. Измерили глубину – было мелко. 4 ноября в 9 часов утра сигнальщик, сидевший в «вороньем гнезде» на верхушке мачты, увидел землю. Подошли ближе. Вдаль – на север и юг – тянулась серая линия берега. На кораблях подняли пестрые флаги, раздался залп из бомбард. Ядра поскакали над гребнями волн. Медленно расплывался белый дым.

Но капитан-командир был недоволен. Место для высадки было неподходящим. Снова пошли корабли на юг, и лишь через три дня берег круто повернул на восток. Перед мореплавателями раскинулась бухта. Васко да Гама назвал ее бухтой Санта Елена. Это название она сохраняет и дс сих пор. Бухта находится в Южной Африке между 32° и 33° южной широты. Так закончилось это, длившееся больше трех месяцев, необычайное плавание.

Теперь надо было добыть свежей провизии и воды, починить корабли и определить местоположение бухты.

В открытом море кормчие Васко да Гамы производили измерения светил, определяли долготу и широту. Но корабли все время качало, и все эти измерения были очень несовершенны.

Высадившись на берег, кормчий Перо д'Алемкер занялся определением долготы и широты.

Надо сказать, что кормчие Васко да Гамы оказались первоклассными знатоками своего дела. При определении местоположения бухты Санта Елена они ошиблись всего на 10. Между тем Колумб при определении местоположения Кубы ошибся на несколько десятков градусов. Пока производились измерения, Васко да Гама отправил моряков на поиски пресной воды. Вскоре Николау Коэльо вернулся и сообщил командиру, что он открыл большую горную реку. Между устьем реки и кораблями засновали лодки, нагруженные дровами и бочками с пресной водой.

На кораблях шла уборка и чистка. Корабль перевели на мелкое место, на берег перенесли весь груз и балласт, затем накренили корабль на один бок. Выступавший высоко над водой борт очищали специальными скребками от раковин и морской травы. Затем переваливали судно на другую сторону и чистили другой бок. Кроме того, тщательно осматривали трюмы, все подозрительные места заново конопатили и заливали смолой.

На другой день после прибытия в бухту к берегу прибежали моряки, посланные Васко да Гамой на поиски туземцев. Взволнованным шопотом они сообщили, что за пригорком в роще они видели двух голых черных дикарей. Васко да Гама приказал поймать туземцев. В полном молчании португальцы окружили рощицу. Негры были заняты сбором трав и поисками дикого меда и не. заметили португальцев. Один из туземцев был пойман.

Переводчик Мартам Аффонсо, живший несколько лет в Конго, не мог объясниться с перепуганным пленником. Туземец сидел, сжавшись в комок, закрыв лицо руками. Васко да Гама решил, что необходимо завоевать доверие туземца. Он велел двум юнгам привести его на корабль, есть и пить вместе с ним. Вскоре пойманный успокоился. Улыбаясь, он показывал на синевшие вдали холмы, давая понять, что там живут его соплеменники.

На другой день к берегу подошли пятнадцать готтентотов. Вот как описывает их неизвестный автор «Roteiro»:[8] «У жителей этой страны кожа темнокоричневая. Еда их состоит из мяса тюленей, китов и газелей и из корней трав. Они одеты в шкуры и вооружены копьями из масличного дерева, на концах копьев укреплены закаленные на огне рога. У них много собак, и эти собаки похожи на португальских и лают так же. Птицы в этой стране тоже очень похожи на португальских – это кормораны, галки, горлицы, жаворонки и многие другие».

Видимо, отправляясь в плавание в заморские страны, португальские моряки были уверены, что в дальних землях все будет странным и чужим. Поэтому автор «Roteiro» всякий раз отмечает в своем, дневнике, когда португальцев встречали привычные вещи и знакомые явления. Очевидно, лай собак и воркование голубей, напоминавшие далекую родину, показались морякам особенно близкими и приятными.

Переводчики и готтентоты не понимали друг друга. Васко да Гама искал золота, пряностей и драгоценных камней. По его приказу, на плоском сером камне разложили открытые мешочки с перцем и кардамоном, золотые браслеты, ладанки, нитки жемчуга и изумрудов. Все это Васко да Гама взял с собой из Португалии, чтобы, показывая жителям тех стран, куда занесет его судьба, выведать, нет ли у них этих товаров.

Но готтентоты смотрели без всякого интереса на выставленные сокровища. Видно было, что в их земле этих товаров не знают.

В обмен на зеркальца и бубенчики готтентоты предлагали жалкие украшения – раковины, которые они подвешивали на ушах, и круги из ноздреватой бронзы, болтавшиеся и позвякивавшие у них на груди вместо ожерелий.

Однажды, когда туземцы направились домой, солдат Фернао Велозо, известный хвастун и забияка, с разрешения Васко да Гамы пошел с ними в деревню. Матросы собирали дрова и ловили раков. Николау Коэльо остался на берегу, наблюдая за ними.

На закате Пауло да Гама решил поохотиться на молодых китов, резвившихся между кораблями. Он снарядил две лодки, вооружил их экипаж копьями и гарпунами. Эта затея едва не стоила жизни Пауло да Гаме и его матросам. Лодка подошла близко к киту. Гарпунщик взмахнул рукой, и гарпун вонзился в спину кита. Раненый кит нырнул; канат, привязанный к носу лодки, туго натянулся. Китобои едва не погибли, и только благодаря тому, что они находились на мелком месте, кит не увлек лодку на дно.

День кончался. Люди собирались на корабли.

Вдруг раздались крики. С горы бежал Фернао Велозо, а за ним гнались негры.

В это время отплывала от берега последняя лодка. По словам писателя XVII века Кастаньеды, «Велозо никогда не переставал твердить о своих доблестях, и поэтому, когда моряки увидели, что он бежит к берегу рысью, они не очень торопились к нему на помощь». Промедление едва не стоило Велозо жизни. Негры настигали беглеца. Тогда моряки круто повернули назад, чтобы выручить товарища. Велозо забежал по колени в воду и хотел уже вскочить в лодку, но в это время подбежали негры и схватили его за руки. Португальцы пустили в ход весла и серьезно изранили негров. В ответ на лодку и корабли посыпался град камней и стрел. Подъехавший из другой лодке Васко да Гама был ранен в ногу; кроме него, ранили еще трех португальцев.

Из сбивчивых рассказов Велозо было трудно понять, что он наделал в негритянской деревне. Но товарищи знали Велозо как драчуна, заносчивого и алчного человека, и всем было ясно, что в ссоре с туземцами был виноват Велозо.

Васко да Гама был раздосадован. Тихая бухта Санта Елена стала небезопасной. Надо было уезжать отсюда, и через два дня, 16 ноября, дождавшись попутного ветра, Васко да Гама приказал поднять паруса.

Корабли пошли дальше на юг. Голубовато-серая полоса низкого берега тянулась вдали. Вскоре мореплаватели увидели, что берег круто изгибается на запад, навстречу кораблям. Это испугало многих моряков. Они решили, что при определении местоположения в бухте Санта Елена была допущена ошибка и до желанного мыса еще далеко. Поэтому они думали, что им придется далеко обходить круто повернувший к западу берег и вновь итти в открытое море. Кое-кто поговаривал о возвращении в Португалию. Но Васко да Гама заявил: «Уверяю вас, мыс недалеко. Надо еще раз пуститься в открытое море, и, когда мы увидим вновь землю, мыс будет уже позади».

Он повернул от берега и приказал капитанам других кораблей следовать за собой.


Мыс Доброй Надежды.


Начался шторм. Тучи низко нависли над водой. Огромные волны мешали морякам видеть другие корабли. Было холодно и темно. Морякам казалось, что все время тянется ночь. На мачте флагманского корабля зажгли фонарь. Юнга зазвонил в колокол. Ветер расшатал мачты, они скрипели и качались. Окоченевшие матросы, изнуренные непрерывной тяжелой работой, не получавшие несколько дней горячей пищи, начали роптать и требовать, чтобы капитан-командир повернул корабли обратно.

Васко да Гама старался вдохнуть бодрость в своих людей. Он все время находился на палубе и разделял с командой труды и лишения. Но ропот усиливался. Гаспар Корреа пишет:

«Васко да Гама был очень раздражительным человеком, временами он сердито заставлял их замолчать, хотя прекрасно видел, что у них все время было много оснований считать себя обреченными на смерть: шкипера и кормчие умоляли его переменить курс, но капитан-командир не пошел на это, хотя в трюмах корабля набралось много воды и работа моряков стала вдвое тяжелее. Дни были короткими, а ночи длинными. Кроме того, шел такой холодный дождь, что люди не могли двигаться. Все молили бога о спасении их душ, ибо они уже не заботились о своей жизни В это время Васко да Гаме показалось, что пришло время переменить курс, и он согласился на это с большим раздражением, поклявшись, что, если они не обогнут мыса, он вновь и вновь будет выходить в море до тех пор, пока он или обогнет мыс, или с ним случится то, что будет угодно богу».

Сквозь бурю и мрак корабли повернули на северо-восток. Кормчие решили: по ночам, когда капитан-командир спит, пробиваться к берегу, рассчитывая найти удобную стоянку.

Стало тише Волны улеглись. Дождь прекратился. Но берега не было видно, хотя корабли уже долго шли на северо-восток.

Тогда моряки поняли, что они обогнули мыс Бурь, переименованный королем Жоао II «Совершенным» в мыс Доброй Надежды.

rulibs.com

Выполните ! синтаксический 📝 разбор боясь потерять

1. найдите среди данных предложений односоставные.  а. не плачь попусту.  б. часам к двум по полудню началась гроза.  в. уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (с. есенин)  г. тротуары заливают асфальтом.  2. определите тип предложения ночь как год.  а. односоставное  б. двусоставное  3. какое из данных утверждений является неверным?   определённо-личные предложения- это…  а. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)  б. односоставные предложения  в. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.  4. найдите безличное предложение.  а. ещё не успевшая остыть земля излучало тепло.  б. хорошо в зимнем лесу!   в. в воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.  г. газеты приносят утром.  5. определите тип предложения тропинки в лесу замело снегом.  а. двусоставное  б. определённо-личное  в. безличное  г. неопределённо-личное  6. какая схема соответствует предложению россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?   а. [ двусост.] , и [двусост. ]  б. [ двусост.] , и [определённо-личн. ]  в. [ двусост.] , и [неопределённо-личн. ]  7. укажите предложения, строение которых соответствует схеме [ двусост.] , и [ безл.] . (знаки препинания не проставлены) .  а. ещё молчаливы леса и в небе звенеть некому.  б. уже смеркалось и надо было возвращаться домой.  в. небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.  г. ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев.  8. найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.  а. луна зашла за мыс, и огня не стало видно.  б. под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.  в. рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.  г. громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.  8. найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.  а. хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.  б. уже смеркалось, и в комнате стало темно.  в. прочитайте гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.  г. пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. 

yznay.com

Адаптация моряков в длительных рейсах

Изучение приспособляемости организма моряков в условиях моря охватывает широкий круг вопросов. Монотонность трудовой деятельности и быта, однообразные зрительные, слуховые впечатления, пространственная теснота могут привести на определенном этапе к вегетативным расстройствам, снижению интереса к окружающей действительности и поступающей информации, а также к физиологическим дисфункциям организма, у некоторых же лиц снижается способность самоконтроля.

Длительность времени адаптации организма в новых условиях в среднем длится у членов экипажа до 10 суток. Одной из характерных особенностей этого периода является внешняя сдержанность, немногословность. Взаимоотношения между членами экипажа нейтральные, уравновешенные. Но уже после этого периода заметно проявляются лидеры и ведомые как в беседах, так и во взаимоотношениях, выявляются индивидуальные черты личности.

Однообразие звуков и одинаковость внутренних впечатлений способствуют выработке ощущения монотонности и притуплению чувств. После месяца, многим кажется, что все вокруг пустынно, словно нет ничего другого на свете кроме воды. Поэтому продуманная программа занятий и жизни экипажа в этот период способствует предупреждению «сенсорного голода» и различных реактивных состояний. Взаимоотношения в первом месяце совместного пребывания экипажа в море ровны, основными темами разговора являются воспоминания.

Длительно плавающие моряки характеризуются скрытностью эмоций и малословием. У этой категории лиц вырабатывается специфическая морская уравновешенность на протяжении длительного рейса.

Со второго месяца уже заметнее начинают проявляться особенности в чертах характера, появляются отдельные микрогруппы, объединенные по принципу психофизиологической совместимости. Выявляются и лица, находящиеся обособленно от них, такая категория людей раньше эмоционально меняется, и у них быстрее вырабатываются те психоневрологические сдвиги, которые приходится иногда наблюдать несколько месяцев спустя в условиях длительного рейса. Необходимо отметить и еще одну особенность этого периода. Это то, какой общий тон задан в экипаже, на который сильно влияет руководящий состав судна. Он должен внести в рейс правильный, разумный и глубоко продуманный стиль жизни экипажа на протяжении всего пути, но это нелегкая задача, так как экипажи судов состоят из нескольких десятков человек, которые имеют разные характеры, привычки, нравы, разное воспитание. Поэтому проблема взаимоотношений в данном микроколлективе и проблема «групповой психологии» имеют исключительно большое значение. Здесь важны психологические знания и необходимость в правильном подборе экипажей судов и руководящего состава на судне с учетом возрастного аспекта и психологической совместимости.

К концу второго месяца плавания монотонная жизнь постепенно притупляет эмоциональные чувства, и многим кажется, что прошло не два, а все десять месяцев.

«Сенсорное голодание» - это симптом, который может появиться в конце третьего месяца плавания. Даже незначительное разнообразие впечатлений (музыка, появление судна на горизонте, хорошая погода, взаимное внимание) приносят радость. Было бы целесообразным продумать какой-то положительный раздражитель, который хотя бы незначительно « разбавлял» монотонность впечатлений. С третьего месяца и весь последующий период повседневное подкрепление членов экипажа положительной информацией (радиопереговоры с семьями, различного рода торжественные поздравления в знаменательные даты для отдельных членов экипажа и их семей) действуют стимулирующее. Поощрительные мероприятия, например, за спортивные соревнования, производственную деятельность, достигнутые успехи рекомендуется проводить во второй половине длительного рейса. Это большое подспорье в снижении нервно-эмоционального напряжения экипажа. Оно также способствует дружескому сближению, поднятию положительного настроя и повышению работоспособности людей. Обратить внимание необходимо на различные интересные увлечения многих членов экипажа. В свободное время они собирают и монтируют модели кораблей, мастерят различные сувениры, рисуют, смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры, а также выполняют многие другие интересные и занимательные работы. Такой труд действует отвлекающе и весьма полезен в условиях длительных переходах.

На четвертом месяце плавания усталость дает свои плоды, обостряя черты характера, изменяя стили взаимоотношений и понижая работоспособность. Мелочи, которые должны бы проходить незамеченными, обостряются и вызывают неадекватные реакции. Несдержанность приводит к проблемам взаимоотношений. Характерной особенностью в этом периоде является общее снижение работоспособности, затруднены умственная работоспособность, восприятие более сложной информации, концентрация внимания на материале, который необходим для его анализа. Происходят изменения температуры кожи (увеличение или понижение в зависимости от характера воздействующего стрессора), увеличение зрачка, изменение распределения потоотделения на поверхности тела, регистрируемое с помощью химических методов исследования, повышение основного обмена и т.п.

С повышением чувствительности рецепторных образований обычные для береговых условий раздражители в морских условиях становятся надпороговыми: запахи и звуки кажутся резкими и труднопереносимыми. Нормальный тон в разговорах воспринимается как повышенный; 3-дневное ожидание радиограммы с берега оценивалось как 10-дневное; обычные замечания непосредственного руководителя оценивались, как придирка, преследование и т. п. Такое неадекватное отражение объективной деятельности приводит к нарастанию психической напряженности, вплоть до развития невротического состояния, которое особенно резко проявляется у недостаточно консолидированных групп. Поведение обследуемых людей по многим параметрам было аналогично поведению групп, наблюдаемых в непродолжительных опытах с искусственной изоляцией в специальных камерах.

Спустя четыре месяца, люди заметно эмоционально меняются, не ощущается высокого подъема и хорошего настроения. И темой разговора становятся перспективы домашнего уюта.

Во взаимоотношениях микроколлектива на пятом месяце совместной жизни хочется отметить несколько моментов. Люди становятся более утомленными, утрачивается задор, у некоторых появляется какая-то бесцеремонность, а временами даже элементы безразличия. Эмоционально неустойчивые люди проявляют свое настроение в микроконфликтах, придирках, в злобности. Умеющие владеть собой еще больше уходят в работу и в свои внутренние переживания, другая категория людей проявляет повышенный интерес к текущим мелким житейским вопросам, к домыслам и превращает все это в тему текущего дня, которая, как правило, бывает неинтересной и даже может болезненно отражаться на других. И как важно на данном этапе плавания умение предотвращать раздоры и конфликты. Необходимо активнее проводить часы досуга, стремиться к установлению правильного ритма деятельности с наиболее рациональным чередованием всех жизненных проявлений. Надо охранять организм от вредных внешних и внутренних воздействий и усиливать полезные положительные эмоции, которые всегда помогают человеку и активизируют его деятельность. Вот почему в дни этого периода рейса нужны постоянные подкрепляющие, умело преподносимые положительные внешние раздражители.

Повышенную нервно-эмоциональную напряженность, безусловно, можно снизить таким фактором, как взаимная вежливость и уступчивость. Для каждого судна существует и определенным образом сформированный специфический «психологический климат», основанный на традициях данного коллектива, который особенно проявляется на пятом месяце совместного плавания.

По мнению исследуемых, длительный рейс требует больше психической, чем физической выносливости. Ухудшение психического состояния рыбаков наиболее резко начинает проявляться в конце третьего и начале четвертого месяца плавания. Следовательно, в этот период необходимо прерывать рейс для отдыха экипажа. Психическое состояние рыбаков после отдыха в порту значительно улучшается. Активный отдых в середине рейса отдаляет наступление утомления на 30—40 дней, после чего показатели психофизиологических функций и психического состояния рыбаков снова ухудшаются.

По возвращении из длительных рейсов разумный активный отдых, смена образа жизни и бытовых условий — естественная необходимость для плавсостава.

Морская жизнь в длительных условиях плавания, несомненно, сказывается и на состоянии психики моряка после его возвращения в порт приписки судна. Нередко происходит эмоциональное перенапряжение или, как говорят некоторые, проявляется синдром «морской депрессии». Симптомы этого состояния различны и по типологическим особенностям характера индивидуальны. Тут и элементы подозрительности и ревности, и некоторой подавленности, и чувства «чего-то потерянного с элементами растерянности» и неудовлетворенности, и своеобразного восприятия окружающего.

Но предварительный профотбор, сила коллектива российских моряков, полнота их жизни, бытовые условия на современных судах сводят этот симптомокомплекс лишь к незначительным клиническим проявлениям.

В зависимости от района плавания и длительности рейса наблюдались реактивные состояния, неврозы, ситуационные депрессии и другие невротические расстройства, которые иногда в значительной степени влияли на работоспособность организма моряков. Правильное и своевременное разъяснение интересующих моряков вопросов или просто тактичный подход в значительной степени облегчают трудовую деятельность в море членов экипажа, находящихся в специфических условиях работы и быта.

Знания психологии моряков, их эстетических запросов, умелое направление и координация действий и стремлений членов экипажа в значительной степени сохранят здоровье, и будут способствовать восстановлению их дальнейшей работоспособности для последующих рейсов.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое адаптация? Каковы ее основные виды? Каковы стадии социально-психологической адаптации?

Литература:

[37]c.103-106; [33]c.73-96; [8]c.230-233; [36]c.269-277, [35]c518-520.

2.Назовите основные признаки успешной адаптации. Какова основная задача адаптации? Каковы условия, формы и методы, обеспечивающие эффективное управление процессом адаптации новичков?

Литература:

[37]c.106-109; [8]c.234-237.

3.Какие качества характера способствуют быстрой и успешной адаптации?

Литература:

[37]c.109-118; [19]c.175-186.

4.Назовите основные факторы, ведущие к нервно-психическим перегрузкам моряков океанического промысла.

Литература:

[31]c.6-7; [5]c.4.

5.Каковы периоды адаптации в рейсе и после рейса?

Литература:

[31]c.18-33; [5]c.70-81.




infopedia.su

Cамарский моряк Дмитрий Краснюк рассказал, от чего в море сходят с ума

Самарец Дмитрий Краснюк пришел во флот в 15 лет и стал помощником капитана. В своем интервью Progorodsamara.ru опытный моряк рассказал о сохранившихся морских традициях, о тайнах профессии и что делать, если на судно напали сомалийские пираты

- С какого возраста вы пришли в мореходство?

- Все началось с 15 лет, после 9 класса школы, когда я поступил в техникум, а потом в академию мореходства. Оттуда я пришел практиковаться на речной пароход. Все, кто приходят в мореходство, начинают с самых низких чинов: моторист и матрос. Позже мотористы становятся механиками, а матросы штурманами, помощниками капитана и капитанами. Сейчас я помощник капитана, прошел путь от матроса. Всегда мечтал быть капитаном, но в роду у меня никто в этой сфере не работал. Так что я проторил дорожку. За все это время побывал в 10 странах. Плавал в Средиземном море и на Каспии. Разница, конечно, есть. И погода, и состояние портов. В Европе все, конечно, выше уровнем.
 

- Обязательно ли иметь образование для этой профессии?

- Конечно, потому что сейчас везде жесткие требования к подбору персонала. Люди проходят курсы и обучение в учреждениях. При этом каждые 5 лет каждому человеку в команде нужно проходить освидетельствование.

 

- Если бы не эта профессия, где могли бы себя проявить?

- Изначально я собирался поступать в строительный институт, потому что всегда любил черчение и архитектуру. Думаю, что мог бы найти себя в строительстве.

 

- Кого не берут в моряки?

 - Разумеется, у матроса должно быть хорошее здоровье и физические кондиции. Так же на флот не берут людей с вредными привычками. Алкоголь и наркотики строго запрещены на судне. Ленивые сотрудники тоже никому не нужны. А еще в европейских мореходных фирмах обязательно нужно знать иностранные языки. Требования там жестче. Сам я, кстати, особых языковых навыков не имею, но объясниться на английском смогу.

 

- Самый необычный моряк, которого вы видели?

- Больше всего удивил 50-летний помощник капитана. Этот человек закончил обучение и пришел на флот в почтенном возрасте. Такое в мореходстве редкость. А в целом, конечно, странностей и смешных случаев в работе хватает. Люди же работают в море по 4 месяца и, чтобы как-то отвлечься, начинают шутить, что-то придумывать. Особенно достается молодежи. Опытные моряки обычно заставляют молодых матросиков осаждать рымы. Это такая тумба на палубе, на которые крепятся швартовые. И вот молодым дают кувалду и заставляют бить по рымам. Еще заставляют начищать рынду. Думаю, это неплохо, когда на флоте сохраняются какие-то традиции из прошлого.

 

- Что моряки чаще всего привозят из странствий?

- Я ничего не привожу. Сейчас ажиотаж на привоз вещей спал, потому что в наших магазинах есть все то же самое, что и зарубежом. Для жены обычно просто привожу тарелочки из стран и городов, где бываю. А раньше, действительно, моряки везли в Россию много всего разного. Барабаны из крокодильей кожи, экзотические напитки.

 

- Говорят, что на кораблях много пьют.

- Такие истории давно в прошлом. При приеме на работу в компанию человек должен подтвердить, что он не злоупотребляет алкоголем. К тому же в каждом порту перед выходом моряки проходят тесты. Да и моряки сами боятся пить на судне, ведь если поймают за этим делом, то спишут на берег и напишут плохую характеристику. Конечно, совсем запретить алкоголь на корабле невозможно. Думаю, он есть, но в меру.

 

- Что самое страшное в вашей работе?

- Разлука с домом. Видел, как многие не выдерживают этого и уходят из профессии. Из 32 выпускников, с кем я заканчивал академию, во флоте остались только пятеро. Тоску по родным все переносят по-разному. Слышал про случаи, когда люди даже сходили с ума. Говорили, что один моряк вышел на палубу в парадной бабочке. Или другой моряк ходил по судну без штанов с топором. Раньше же можно было выходить в море на год и больше. Это сейчас максимальный срок работы — 4 месяца, после чего на 4 месяца тебя отправляют на берег. Хотя сам я считаю, что к любой работе можно привыкнуть. Как я себя чувствую, когда наступает отпуск? Три дня у меня проходит адаптация: другой режим, другие люди. Неуютно чувствую себя в толпе людей на улице, страшно водить машину. Но потом осваиваюсь. Дают ли морякам что-то за вредность? Да, нам дают молоко.

- Если бы встретились с сомалийскими пиратами, что бы сделали?

- Я бы делал все, что они говорят. Нельзя с ними спорить, потому что они хорошо подготовлены, вооружены и нацелены на определенный результат. Кстати, охрана на суднах бывает не всегда. Только если груз на корабле очень ценный.
 

- Бывают моряки, которые не умеют плавать?

- Да, одного такого видел. Это был молодой матрос. Мы учили его плавать, но ничего не вышло. Ничего страшного в этом нет. На судне ведь есть жилеты и спасательные круги.

 

- Самый необычный случай на флоте?

- Рассказывали, что на практику пришел студент-матрос из техникума. Старший помощник в шутку заставил его распилить якорь судна, которое стояло в доках на ремонте. Матрос взял пилу и начал медленно отпиливать якорь. К нему подошли ремонтники и стали интересоваться, что он делает. Матрос сообщил, что старпом приказал ему распилить якорь. В итоге работники принесли инструмент и помогли ему распилить якорь надвое. Матрос, разумеется, с радостью доложил об этом старпому. Не знаю, чем закончилась та история и был ли кто-то наказан.

 

- Правда, что любимое блюдо моряков — макароны по-флотски?

- Нет, это не так. Обычно если на флоте готовят макароны, то это говорит о ленивом поваре на судне, потому что такое блюдо проще всего приготовить. У повара, кстати, самая сложная работа на корабле. Он не может отдохнуть или подмениться. Три раза в день он должен готовить еду и кормить команду. А самое любимое блюдо для меня — это борщ жены.

 

- Самые частые проблемы, которые случаются в море?

- Сталкивался с ситуацией, когда на судне заканчивалась вода и был введен режим экономии. Аппараты, которые опресняют морскую воду, были, но она очень плохого качества. Пришлось выключать души и меньше мыться. Еще пару раз на корабле заканчивались продукты. Мы 2 месяца стояли на якоре и нас не пускали в порт. В результате мы съели на корабле все, что можно.

 

- Как к вашей работе относится ваша жена?

- С пониманием. Она же знала на что шла, когда мы поженились. Не все девушки выдержат такие вещи, но моя любимая всегда поддерживает меня. Общаюсь с семьей по телефону или в интернете, когда мы заходим в какой-то порт.

 

- Что успеваете сделать за 60 секунд?

- Выпить чашечку кофе или определить место судна.

 

progorodsamara.ru

Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду.

Христофор Колумб (2)

Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега.

Фальшивомонетчики (Андре Жид) (20+)

Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.

Альберт Эйнштейн (100+)

Не пытайтесь удерживать что-то из страха потерять, иначе вы потеряете всё.

Джордж Герберт (10+)

А если ты неуверен в себе, ничего хорошего никогда не получится. Ведь если ты в себя не веришь, кто же поверит?

Майкл Джексон (40+)

Никогда не жалей о том, что сделал, если в этот момент ты был действительно счастлив.

Неизвестный автор (1000+)

Даже если тебя любят такой, какая ты есть, никогда не упускай возможность стать лучше.

Неизвестный автор (1000+)

Если у тебя хватит смелости, чтобы сказать «прощай», жизнь наградит тебя новым «привет».

Пауло Коэльо (100+)

Если ты не умеешь смеяться над собой, у тебя никогда не будет права смеяться над другими.

Тайгер Вудс (7)

Лучше потерять гордость ради человека, которого любишь, чем потерять любимого человека из-за гордости!

Неизвестный автор (1000+)

socratify.net

Поговорки моряков

Очередной пост про морской фольклор. На этот раз представляю вниманию читателей поговорки моряков мира. Вообще-то, согласно исследованиям одного замечательного человека – моряка-подводника Николая Каланова, морских поговорок во всем мире существует более семи тысяч. Естественно все приводить здесь я не буду. Выбрал, на свой выпуклый морской глаз 🙂 самые интересные. Поехали...

Если хочешь жить в уюте – ешь и пей в чужой каюте!
Моряк без триппера что баржа без шкипера
Моряки как малые дети, только ума поменьше и органы побольше
Моряки не мерзнут, они синеют
Рыбак – дважды моряк

Ходит чайка по песку – моряку сулит тоску 
Села чайка жопой в воду – жди моряк другой погоды.
Держись подальше от мостика, поближе к камбузу. 
Не ссорься с боцманом и коком. 
Всякая инициатива на флоте наказуема

У палубы есть глаза, у переборок– уши... 
Все, что в машине «рождается», должно в машине «умереть» (кодекс механика) 
Не трогай то, что капает – а то потечет.  
Если мы друг другу не поможем, то кто же еще нам поможет?
Чайка села на фальшборт – жена сделала аборт.

Море кpасно по утру – моряку не по нутру
Mоре красно с вечера – моряку бояться нечего
Моряк на суше не дешевка, а фраер первые три дня.

Старинная персидская поговорка: нельзя верить морякам, пьяницам и женщинам. Моряк – утонет, пьяница – ничего не вспомнит, женщина – все равно обманет.
В рейсе сон милее женской ласки
Если чайка летит жопой вперед, значит ветер очень сильный
Хочешь плавать на «авось» – лучше сразу море брось

Кто по морю не плавал, тот не знает, что такое бог
И моряки о Боге вспоминают, когда их море крепко прижимает 
Чтобы богатым быть, надо у моря жить 
Вода по оба борта всегда одного сорта
Боишься бурь и риска – не подходи к морю близко

Моряки иногда дрейфуют, но никогда не дрейфят
Боцманское царство – свайка, драйка, мушкеля, шлюпки, тросы, шкентеля
Бывает, и так тоже, что соль рыбы дороже
Бывает, что и бывалый моряк промокает

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки 
Ничто не вечно под луной, кроме вахтенных журналов 
Тихой воде не верь
Из дальних морей – долгие вести
Ветер в лицо делает моряка мудрецом

Ветер попутный – что верность красотки распутной
Вода для рыбака и земля для пахаря всегда найдутся
Девятый вал валит наповал
Стоишь за рулем – гляди в оба вперед

Кто плавает далеко, тому врать легко
Хороший рейд лучше плохой гавани
Корабли уходят – гавань остается.

deckofficer.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о