Болилок филиппа жанти – . (). . VIII . ..

Жанти, Филипп — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Жанти.

Филипп Жанти (фр. Philippe Genty, р. в 1938 (1938) году) — французский театральный режиссёр, хореограф и кукольник.

По образованию художник-график.

В 1967 году вместе с Мари Андервуд создал труппу «Компани Филипп Жанти».

С 1980 года начинает отходить от кукольного театра, увлекаясь театром синтетическим, соединяющим элементы драмы, пантомимы, танца и вокала. В спектаклях парижанина смешиваются театр, танец, музыка, спецэффекты и атмосфера магии.

Ещё в 1960-х Жанти привозил свои работы в СССР. Сейчас режиссёр — частый гость Чеховского фестиваля, в России в 2000-х годах демонстрировались такие работы Жанти как «Неподвижный путник», «Проделки Зигмунда», «Край земли», «Болилок» и «Неподвижные пассажиры»[1].

  • 1980: «Круглый, как куб» (Rond comme un cube)
  • 1983: «Безумие по Зигмунду» (
    Zigmund follies
    )
  • 1986: «Парад желаний» (Désirs parade)
  • 1989: «Сдвиги» (Dérives)
  • 1992: «Не забывай меня» (Ne m’oublie pas)
  • 1995: «Неподвижный путник» (Voyageur immobile)
  • 1996: «Незаконные пассажиры» (Passagers clandestins, английская версия Stowaways) в рамках Аделаидского фестиваля в Австралии
  • 1997: «Лабиринт» (Dédale), в рамках Авиньонского театрального фестиваля на сцене Почетного двора папского дворца
  • 1998: «Океаны и утопии» (Océans et utopies) на Всемирной Лиссабонской выставке 1998.
  • 2001: «Невероятный концерт» (Le concert incroyable) в Большой галерее эволюции Национального музея естественной истории
  • 2003: «Линия исчезновения» (Ligne de fuite)
  • 2005: «Край земли» (La Fin des terres)
  • 2005—2006: «Безумие по Зигмунду» / «Проделки Зигмунда» (Zigmund Follies)
  • 2007: «Болилок»
  • 2010: «Неподвижные пассажиры» (
    Voyageurs immobiles
    )
  • 2012: новая версия «Не забывай меня» с норвежскими актерами

ru.wikipedia.org

Шедевры Филиппа Жанти — Легенды театра на видео — Театр — OpenSpace.ru

После показа на Чеховском фестивале спектакля «Болилок» OPENSPACE.RU устраивает свою ретроспективу работ великого кукольника

Имена:  Филипп Жанти

12 июня театральная компания Филиппа Жанти закончила свои выступления в Москве. У тех, кто не успел увидеть здесь «Болилок», осталась возможность догнать его в конце июня на театральном фестивале в Норвегии. У опоздавших грустные перспективы: Жанти на год прерывает показы «Болилока».

Есть, правда, информация, что в июле мэтр будет давать мастер-классы в парижском Институте марионеток, а осенью может оказаться со своим «Краем земли», который москвичи могли видеть на прошлом Чеховском фестивале, в Латинской Америке. Но запись на уроки Жанти уже закрыта, а Латинская Америка под вопросом. Зато в пространстве торрентов и онлайновых видеоресурсов его спектакли-сновидения, сбежав, как куклы в «Болилоке», от своего создателя, уже давно живут самостоятельной жизнью.

Так что зрителям, только открывающим для себя Жанти, не составит труда найти в интернете, к примеру, образцы его раннего творчества. Тогда Жанти делал кукольные ревю, составленные из отдельных номеров вроде историй про танцующих страусов; горжетку, флиртующую с фотоаппаратом, или взбунтовавшуюся марионетку Пьеро, которая не захотела подчиняться своему хозяину и решила оборвать все нити, связывающие куклу и кукловода.

Именно с таким Жанти — режиссером-кукольником, аниматором, в чьих руках неодушевленные предметы оживали и вели себя как гомо сапиенс, —российская публика познакомилась в конце в 1970-х. То время, когда со своим театром человекоообразных предметов Жанти объехал почти весь мир, режиссер определяет как бегство от самого себя. Если верить тому, что рассказывает Жанти, он с детства страдал от невозможности наладить нормальный контакт с людьми и решить эту проблему смог только в театре — с помощью неодушевленных предметов, кукол.

После десятилетия поисков в области кукольного театра Жанти стал последовательно от него дистанцироваться.

Начиная с двух спектаклей — «Круг как куб» и «Парад желаний», — сделанных в 1980—1983 годах в соавторстве с женой Мари Андервуд, форма у Жанти все меньше походила на варьете. Куклы постепенно уступали место актерам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей становился менее предметным, всё больше напоминая сновидения.

Во многом это было следствием увлечения Жанти работами Фрейда и Юнга. Результатом его исканий в области психоанализа стал спектакль 1984 года с соответствующим названием — «Проделки Зигмунда». Главными героями в нем были пальцы, которые режиссер обнаружил у себя в кармане, когда полез туда за словом; а сюжетообразующим мотивом — путешествие по лабиринтам подсознания.

В 90-х годах его спектакли «Не забывай меня» и «Неподвижный путник» уже мало чем напоминали зрителям о Жанти-кукловоде. В итоге из режиссера-аутиста, который начинал когда-то с интимного кукольного театра, боялся людей и открытых пространств, Жанти к концу ХХ столетия превратился в мегаломана, легко оперирующего огромными пространствами и множеством актеров. В 1997-м для фестиваля в Авиньоне Жанти поставил «Дедала», ежедневно собиравшего во дворе Папского дворца под открытым небом по две тысячи зрителей. А в 1998-м в Лиссабоне, куда Жанти был приглашен на Всемирную выставку, он срежиссировал «Океаны и утопии» — представление, рассчитанное на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей.

Теперь сюрреализм Филиппа Жанти, год назад отметившего сорокалетие своей театральной компании и свое собственное семидесятилетие, вновь стал интимным, почти камерным. Чтобы бороться с демонами, путешествовать по лабиринатам подсознания и с неизменным успехом демонстрировать свои сны публике, Жанти оказалось достасточно подмостков среднестатистического театра.

Более того, в «Крае земли» и «Болилоке» Жанти даже вернул на сцену кукол — тех самых, от которых так настойчиво пытался отделаться два предыдущих десятилетия.

Впрочем, в «Болилоке» эти маленькие кукольные бестии, как когда-то Пьеро у Жанти, снова вбунтовались: отказались подчиняться своему создателю и, соскочив с крючков пыльного театрального шкафа, стали бегать по коридорам правого и левого полушарий мозга своего хозяина.

Просто теперь этот бунт уже, кажется, не удивляет ни самого Жанти, ни его публику. Зато по-прежнему поражает другое — то, как человек, которому в иные времена грозил бы костер инквизиции или колпак умалишенного, научился сублимировать свои страхи и создавать из них завораживающие театральные шедевры.

Другие материалы рубрики:
Джорджо Стрелер. «Арлекин, слуга двух господ», 22.10.2008

Другие материалы раздела:
Марина Шимадина. «Игра снов» Матса Эка на Чеховском фестивале, 10.06.2009
Наталья Исаева. Анатолий Васильев и Николай Коляда на фестивале в Нанси, 05.06.2009
Дмитрий Циликин. «Месяц в деревне» в БДТ, 02.06.2009

os.colta.ru

Солонеба | Филипп Жанти: укротитель демонов

Представления французского театрального режиссёра, хореографа и кукольника Филиппа Жанти рождаются из мира фантазии и снов. Они насыщены магией, чудесами и просто-таки кишат причудливыми сюрреалистическими образами. В сценической вселенной Жанти на равных правах сосуществуют с одной стороны актеры, куклы и предметы, с другой – пластический танец, пантомима и поражающее воображение цирковое шоу с головоломными трюками и фокусами. Неслучайно сегодня Филиппа Жанти, наряду с Джеймсом Тьерре, относят к ярчайшим представителям театрального направления «новый цирк» – специфического жанра в котором соединяются драма, пантомима, современный танец, визуальные искусства и цирк. И еще: всё здесь подчинено законам сновидений. Именно из снов творят свою собственную реальность Филипп Жанти и его неизменный соавтор, хореограф, супруга и подруга жизни Мэри Андервуд, с которой в далёком 1967-ом был создан костяк театральной компании Compagnie Philippe Genty. «У каждого из нас своя страсть, — говорит Мэри Андервуд. — Мы пишем свои сны. Когда идет процесс записи этих снов, Филипп Жанти закрывается в своем кабинете и никого туда не пускает. После этого уже начинается работа над воплощением этих образов на сцене».
Читайте также: Джеймс Тьерре: фантазии Майского Жука
Фото с мастер-классов, репетиций и представлений Филиппа Жанти разных лет © Compagnie Philippe Genty

Моя мечта походит на утопию. Я уверен, что мы не добьёмся мира между людьми, народами или социальными группами, пока не будем жить в мире с самими собой. К этому я и стремлюсь в своих спектаклях, что, возможно, немного наивно.
Филипп Жанти

Путь на театральные подмостки для Филиппа Жанти (род. в 1938 г.) был извилист. Окончив парижскую Школу графических искусств, он получил специальность художник-график. Однако внутренняя тяга к кукловодству взяла верх. В начале 60-х, получив специальную стипендию, Филипп совершил на крошечном автомобиле практически кругосветное путешествие, сумев пересечь 8 пустынь и посетить 47 стран. Именно в этой поездке он познакомился с известными кукольными режиссёрами и начал давать свои первые представления. Позже, при поддержке ЮНЕСКО он снял фильм о кукольных театрах мира. В 70-е театр кукол, которым Жанти вместе с супругой успешно руководил, был для него домом, работой и единственным способом общения с миром. Образцы раннего творчества Жанти можно назвать кукольными ревю, составленными из отдельных номеров. Тут вам истории про танцующих страусов, горжетку, флиртующую с фотоаппаратом, взбунтовавшегося Пьеро – марионетку, не захотевшую подчиняться своему хозяину и решившую оборвать все нити, связывающие куклу и кукловода. Если верить тому, что рассказывает Жанти, он с детства страдал от невозможности наладить нормальный контакт с людьми и решить эту проблему смог только в театре – с помощью кукол.

Читайте также: Росио Молина: телесное языкознание

Однако после десятилетия поисков в области кукольного искусства Жанти стал последовательно от него дистанцироваться. С начала 80-х он умышленно стал отходить от кукольного театра, отдавая предпочтение театру синтетическому, объединяющему элементы драмы, пантомимы, танца и вокала. В его представления всё больше стали проникать визуальные спецэффекты и атмосфера магии, театр и музыка. Для нескольких постановок Жанти – «Парад желаний» (Désirs parade, 1986), «Дрейф» (Dérives, 1989), «Не забывай меня» (Ne m’oublie pas, 1995), «Линия схода»[1] (Ligne de Fuite, 2003), «Болилок» (Boliloc, 2007) – в качестве автора саундтрека был приглашен известный французский композитор Рене Обри[2], автор музыки к спектаклям Пины Бауш[3] и Каролин Карлсон[4]. Еще начиная со спектаклей «Круг как куб» (Rond comme un cube, 1980) и «Парад желаний» (Désirs parade, 1986) куклы в постановках Жанти постепенно уступали место актёрам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей становился менее предметным, всё больше напоминая сновидения. Во многом это было следствием увлечения Жанти работами Фрейда и Юнга. Результатом его исканий в области психоанализа стал спектакль с соответствующим названием – «Безумства Зигмунда» (Zigmund follies, 1983). Главными героями в нём были пальцы, которые режиссёр обнаружил у себя в кармане, когда полез туда за словом; а условно фабульным мотивом – путешествие по лабиринтам подсознания.

Читайте также: Дада Масило: сцена как наркотик

В 90-х его спектакли «Не забывай меня» (Ne m’oublie pas, 1992) и «Неподвижный путник» (Voyageur immobile, 1995) уже мало чем напоминали зрителям о Жанти-кукловоде. Таким образом, из режиссёра, начинавшего когда-то с небольшого кукольного театра и сторонящегося контактов с людьми, Жанти превратился в персону, открытую новым веяниям, легко оперирующую огромными пространствами и множеством актеров. К примеру, в Лиссабоне, куда Жанти был приглашен на Всемирную выставку, он поставил представление «Океаны и утопии» (Océans et utopies, 1998), рассчитанное на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей.

Читайте также: Акрам Хан: лысый Кришна

Новое тысячелетие ознаменовалось для Жанти постановкой мгновенно ставших культовыми представлений «Край земли» (La Fin des terres, 2005), «Болилок» (Boliloc, 2007), а также новой версией «Неподвижного путника», в котором в отличие от первоначального замысла происходит децентрализация действия. По словам самого Жанти, если раньше спектакль строился вокруг одного персонажа, то теперь он концентрируется вокруг группы людей, переживающих те же постоянные трансформации, отчего несколько видоизменилось и название – «Неподвижные путники» (Voyageurs immobiles, 2010). Все эти шоу интересны еще и возвращением на сцену кукол – тех самых, от которых режиссёр так настойчиво пытался отделаться два предыдущих десятилетия. Видимо, Филипп Жанти сумел-таки окончательно укротить собственных демонов, сублимируя свои страхи и создавая из них завораживающие театральные шедевры.

  • На титульном фото: Филипп Жанти © photo by Claire-Marie Leroux
  • Официальный сайт Филиппа Жанти: philippegenty.com
notes
[1] Линия схода — линия, в которой сходятся на изображении, выполненном в перспективе, параллельные плоскости предмета.

[2] Рене Обри (род. 20 декабря 1956 г., Ремирмон, Франция) – французский композитор, автор музыки к спектаклям Пины Бауш, Каролин Карлсон и Филиппа Жанти. Обри специализируется на создании музыки для фильмов и театральных постановок. Он музыкант-самоучка, на сочинение собственной музыки подвигнутый хореографом Каролин Карлсон, с которой познакомился в 1978 году и которая впоследствии стала его супругой. В течение нескольких лет Обри писал музыку к балетам Карлсон, среди которых сам выделяет «Blue Lady», поставленный в 1982 году в театре Fenice в Венеции, и «Steppe» (1990, Париж, Theatre de la Ville). С 1986 по 1992 год Обри работал с кукловодом Филиппом Жанти, спектакли которого «Derives» и «Ne m’oublie pas» шли все в том же Theatre de la Ville. В октябре 1994 года Обри выступал на фестивале Times Zones в итальянском городе Бари вместе с Нусрат Фатех Али-Ханом и Филиппом Глассом среди прочих. В 1997 году Каролин Карлсон заказала Обри музыку для постановки «Signes» (шла в Bastille Opera), за которую композитору вручили высшую музыкальную награду страны – Victoires de la musique classique et du jazz. Годом позже вышел саундтрек к фильму Роберта Салиса «В поисках потерянного рая», написанный Рене Обри. Среди других работ Обри в кино: «La revolte des enfants» (1991) Жерара Пуату-Вебера, «Killer Kid» (1994) Жиля де Мастра и др. Рене Обри выступает с концертами по всему миру в сопровождении секстета гитаристов и аккордеонистов. Сам он играет на нескольких инструментах – гитаре, банджо, мандолине, аккордеоне.

[3] Пина Бауш (урождённая Филиппина Бауш, род. 27 июля 1940 года, Золинген, район Рейн-Вуппер, округ Дюссельдорф, Рейнская провинция, Третий рейх — † 30 июня 2009 года, Вупперталь, округ Дюссельдорф, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ) — культовая немецкая танцовщица и хореограф. Бауш сделала сцену совершенно новой площадкой возможностей, создала жанр танцевального театра, который парил между хореографией, исполнительским искусством, абсурдистским театром и сновидением.

[4] Каролин Карлсон (род. 7 марта 1943, Окленд, Калифорния) — американская танцовщица и хореограф финского происхождения, супруга французского композитора Рене Обри. Карлсон поставила более семидесяти спектаклей. Её работы отличает использование танцевальной импровизации, обращение к традициям Востока, интерес к джазовой и к новейшей музыке (Филип Гласс, Гэвин Брайерс и др.). За свои заслуги в 2000 году Карлсон была награждена Орденом искусств и и изящной словесности, а также Орденом Почётного легиона.

show

«Неподвижные путники» Филиппа Жанти (2010)


Оригинальное название: Voyageurs Immobiles
Художественный руководитель, автор пьесы и режиссёр-постановщик: Филипп Жанти / Philippe Genty
Хореограф и ассистент режиссёра: Мэри Андервуд / Mary Underwood
Композиторы: Серж Уппен и Анри Торг / Serge Houppin & Henry Torgue
Костюмы: Шарлин Бос / Charline Beouce
Исполнители: Амадор Артига, Маржори Курренти, Марция Гамбарделла, Эмманюэль Жанте, Маню Крупит, Пьеррик Мальбранш, Анжелик Наккаш, Лакко Окино, Симон Т. Ранн / Amador Artiga, Marjorie Currenti, Marzia Gambardella, Emmanuel Jeantet, Pierrik Malebranche, Angélique Naccache, Lakko Okino, Simon T. Rann
Продолжительность: 01:31:57
Режиссёр видеоверсии: Патрик Савей / Patrick Savey
Производство: Zycopolis Productions


«Край земли» Филиппа Жанти (2006)


Оригинальное название: La Fin des Terres
Художественный руководитель, автор пьесы и режиссёр-постановщик: Филипп Жанти / Philippe Genty
Хореограф и ассистент режиссёра: Мэри Андервуд / Mary Underwood
Композиторы: Серж Уппен и Анри Торг / Serge Houppin & Henry Torgue
Костюмы: Шарлин Бос / Charline Beouce
Исполнители: Аманда Бартер, Николя Крижкова, Себастьен Лантерик, Пьеррик Мальбранш, Пьер-Анри Ное, Нанси Русек, Симон Т. Ранн / Amanda Barter, Nikola Krizkova, Sébastien Lenthéric, Pierrik Malebranche, Pier-Henry Nohé, Nancy Rusek, Simon T. Rann
Продолжительность: 01:21:52
Режиссёр видеоверсии: Патрик Савей / Patrick Savey
Производство: Zycopolis Productions

documentary
tags

soloneba.com

Из кукол вылупились люди – Газета Коммерсантъ № 98 (4153) от 03.06.2009

На сцене Театра имени Пушкина начались гастроли «Компании Филиппа Жанти» со спектаклем «Болилок». Автор спектакля Филипп Жанти — один из самых важных гостей начавшегося в Москве Международного театрального фестиваля имени Чехова. Рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.

Фестиваль театр

Кукольники всего мира считают режиссера Филиппа Жанти своим человеком. Но его спектаклям обычно трудно дать внятное жанровое определение — слова в них мало что значат, куклы действуют вместе с актерами, иногда происходящее напоминает чистый цирк, в другие моменты — эстрадное шоу. Господин Жанти занимается визуальным театром и берет от всех жанров понемножку. Но на сей раз он начинает спектакль так, как будто действительно решил вернуться к истокам: из расставленных по сцене темных коробок актриса Эллис Осборн достает самых обычных кукол. И поначалу играет с ними тоже очень обычно.

На спектаклях Филиппа Жанти нужно быть готовым к тому, что обычное непременно превратится в причудливое, смешное или опасное. В «Болилоке» две куклы вдруг обретают человеческие головы, принадлежащие актерам Скотту Кехлеру и Кристиану Хеку. Их настоящие тела в черных одеждах сливаются с чернотой фона, поэтому приделанные к головам противные кукольные тельца (одно из них недвусмысленно напоминало какашку) кажутся невесомыми и могут выделывать нелепые и к тому же невозможные с точки зрения гравитации движения. Для Филиппа Жанти бесшумность вспомогательного персонала и точность постановки света имеют решающее значение. И все-таки он не фокусник-иллюзионист: любые «обманы» на самом деле легко разгадываются, к тому же режиссер при случае и сам готов дать зрителю необходимую подсказку.

Господину Жанти гораздо важнее непрерывность превращений: весь его спектакль состоит, в сущности, из череды метаморфоз. Две очеловечившиеся куклы избавляются от власти женщины, которая выпустила их на волю из коробок. Они пускаются в самостоятельное путешествие, в котором на каждом шагу публику и их подстерегают сюрпризы. В сущности, все спектакли Филиппа Жанти — странствия. Вот и два энергичных и эксцентричных клоуна отправлены режиссером непонятно куда. Они могут оказаться даже на просторах Вселенной: на темном небе зажигаются звезды, над стелящимся по сцене дымом плывут планеты, похожие на бумажные светильники, а два героя пытаются эти планеты оседлать. Потом вдруг из настоящих людей, кувыркающихся в безвоздушном пространстве, они вновь превращаются в крохотных, похожих на насекомые, куколок.

Филипп Жанти, как и в его прежних спектаклях, в «Болилоке» виртуозно играет с масштабами и объемами. Живые люди и «мертвые» сценические фактуры буквально поедают и переваривают друг друга: один мешок может съесть двух людей, превратиться в странное многоногое чудище-ископаемое с крохотной головкой, которое, в свою очередь, потом станет танцовщицей, все той же Эллис Осборн, в сложном костюме-объекте. Для Филиппа Жанти, видимо, существует какой-то особенный закон сохранения сценической материи — и только ему одному известно, что, во что и как может и должно мгновенно преобразиться.

www.kommersant.ru

«Болилок», постановка Филипп Жанти и Мари Андервуд. Чеховский фестиваль.: ajushka — LiveJournal

Вчера попала в детство:)
Сначала минут 5 закулисного разговора на английском. Знающие смеялись, я впитывала интонации:) Затем вышла девушка и начала вынимать из стоящих на сцене коробок кукол и чревовещать. Поначалу я подумала: похоже на утренник для детей, но ведь не может быть, чтобы был такой лом, чтобы Чеховский фестиваль привез такой простой спектакль. Сюжет из тв-новостей обещал чудо.
Оно и началось:)

Сюжет простой: Эллис делает кукольный спектакль, но куклы оживают и начинают творить свои чудеса. Живые души летают по воздуху, словно трепещущие бабочки, отрезают руки, делают Эллис операцию, трансформируются в многорукое существо. Спектакль, полный юмора, удивительных, волшебных превращений, театр-сон. Филипп Жанти держит возле кровати блокнот с карандашом и записывает свои сны, чтобы воплощать их в жизнь, мы получили удивительную возможность побывать внутри сна, души большого сказочника. Это ведь само по себе чудо — сделать свой сон явью, стать волшебником без палочки, просчитать, сконструировать чудо.

Мне было страшно интересно, как они сделали, что маленькая тряпичная куколка, словно у фокусника, кочевала с одного персонажа на другой, прилипая к телу, церляясь ловко, мгновенно, затем превратилась в большую куклу с многими конечностями. Прилипала совершенно волшебным образом:)

Таким же волшебным образом я попала за кулисы:)

Когда-то в юности мне повезло оказаться за кулисами цирка. Я была так потрясена, что уснула только к утру:)

Вчера было подобное впечатление:))

Я смогла потрогать эту куклу, поняла, в чем дело, но ощущение чуда совсем не исчезло:) Напротив, раскрытая тайна добавила восхищения Мастером.

Мимо меня ходили по-домашнему одетые актеры, в которых влюбилась во время действия, двум из них я показала большой палец и сказала спасибо, один ответил слышанным со сцены смешным «пожулуста», а вот третьего, который покорил мое зрительское и женское сердце, ибо мало того, был потрясающе гибок и смешон, его мимику было видно аж с балкона, так он ещё и абсолютно лыс, что всегда безоговорочно покоряет мое сердце:)) Он оказался ниже меня ростом, со спокойным лицом, вполне обычный человек, так, что я его не сразу и узнала, поэтому не смогла ничего сказать, только смотрела и безудержно улыбалась:)

Не удержусь, дам ещё и ролик.



Жанти дал мне ощущение возврата в детство, радости, света, удивления:)
Замечательно!!:)

ajushka.livejournal.com

Легендарный Филипп Жанти представил столичной публике спектакль «Болилок»

Событие, которого ждала вся театральная Москва. Это — удивительная история, рассказанная режиссером, которого давно называют «живым классиком».

Правда, собственно классики в спектакле мало. Скорее, сюрреализм — путешествие, в котором причудливые образы возникают неожиданно и непонятно как, но остаются в памяти навсегда.

Репортаж Алексея Зотова.

Никто точно не знает всю биографию Филиппа Жанти, у него никогда не было своей труппы. Зато буквально каждому он доверяет все свои сны.

Филипп Жанти, режиссёр: «У меня рядом с кроватью всегда лежит карандаш и бумага. Как только я просыпаюсь — сразу записываю свои сны. Никто и никогда там не выходит из-за кулис на сцену. Образы возникают внезапно, на пустом месте. Какие-нибудь нелепые создания или полёты. Но вот они потом и приглашают моих зрителей в путешествие по глубинам сознания».

Что происходит после нападения огромной рыбы? То ли два эмбриона в утробе матери, то ли два взрослых человека беспомощно барахтаются в этих самых глубинах сознания — их изображение Жанти, очевидно, тоже приснилось. А ночные полёты однажды отправили его в настоящее путешествие, и Филипп на машине проехал 47 стран и 8 пустынь.

Филипп Жанти, режиссёр: «Всю жизнь я ищу спокойствие, я борюсь с призраками, меня преследуют детские страхи. От всего этого я убегаю в сны и там нахожу ответы на все вопросы. Так рождаются мои сценарии, которые, впрочем, в последний момент я полностью переписываю».

В спектаклях Жанти смешано всё: театр, танец, музыка и спецэффекты. Как великий фокусник, он тщательно прячет все технические детали.

Правда, зрители даже не успевают задуматься: как сделан тот или иной трюк? Каким это невероятным образом у кукол вдруг вырастают человеческие головы? И механические создания потом, вообще, становятся людьми.

Филипп Жанти, режиссёр: «Нет, это совсем не тот спектакль, где зритель может вот так прийти, уютно устроиться в кресле и отключить голову: ну, я же заплатил за билет, так, давайте, рассказывайте мне интересную историю! Мне важно, чтобы на моём представлении зрители сидели с вопросительными знаками в головах: что это значит, а что этим, что он хотел сказать? И вы знаете, у каждого в итоге будет свой, совершенно особенный спектакль. Поверьте, я знаю, что говорю».

Всё, что Филипп Жанти делал прежде, было пронизано магией и сюрреализмом. Спектакль «Болилок», его режиссёр впервые привёз в Москву на чеховский фестиваль, странный и смешной.

Неспроста, в главной роли — актёр «Камеди Франсез» Кристиан Хек. Он играет одну из марионеток, которая считает, что имеет право жить самостоятельно. И зрителям в который раз приходится протирать глаза, чтобы убедиться, что всё это происходит на самом деле.

www.1tv.ru

«Болилок», Компания Филиппа Жанти, реж. Ф.Жанти (Чеховский фестиваль)

Уже на выходе со спектакля мне сказали, что якобы Жанти отталкивался от суперпопулярной на Западе компьютерной игры, что и главная героиня, и образ пылающего домика, который проходит через все представление как лейтмотив, и некоторые другие детали в «Болилоке» — оттуда. Может, потому, что я не имею ни малейшего понятия о компьютерных играх и ни разу в жизни ни в одну не играл (честное слово!), мне данная информация показалась хоть и любопытной сама по себе, но по отношению к увиденному избыточной. «Болилок» — опус пусть неровный, но в целом достаточно внятный и самодостаточный.

Начинается он с того, что героиня Элис Осборн пытается приструнить высунувшихся из коробок кукол, которые выходят из-под контроля и ведут себя вызывающе. Эти «двое из ларца», однако, представляют из себя кукольные тела с головами актеров, в идеально выставленном свете слияние между исполнителем и куклой достигается абсолютное, а сочетание возможностей человеческой мимики и кукольной пластики дает фантастический эффект, как и подмена одного другим, так что когда голову актера вдруг сжимают и сминают, как сдувшийся резиновый мячик, или, ткнув рукой в глазницы, вытаскивают из черепа застрявшие на пальцах глаза («моргалы выколю!»). поневоле ахнешь и раскроешь рот от изумления. Но это только начало.

А дальше героиня и «двое из ларца» отправляются, как и персонажи спектакля «Край земли», который компания Филиппа Жанти привозила два года назад на предыдущий Чеховфест —

http://users.livejournal.com/_arlekin_/903184.html?mode=reply

— в метафизическое путешествие по лабиринтам микро- и макрокосмоса, перемещаясь из внутреннего пространства человеческого организма в межзвездное пространство далеких галактик, сталкиваясь на пути, как, опять-таки, в «Крае земли», с неожиданными препятстствиями и необычными существами.

От некоторых пунктов их маршрута просто сносит крышу — действующие лица буквально парят в невесомости между планетами или проникают сквозь системы живого организма. Кое-какие эпизоды кажутся затянутыми (например, тот, что я для себя условно назвал «в операционной») и просто скучными (маловыразительная пантомима), а то и пошловатыми (пердеж и тряпочный пенис — приколы не то чтобы недопустимые, но на мой вкус совсем уж несмешные). При использовании разнообразных техник, вплоть до видеоарта, жанровая доминанта в «Болилоке» — клоунада, не цирковая, а театральная, но клоунада. И если «Край земли» оставлял впечатление произведения при неявно выраженном сюжете абсолютно целостного, единого по настроению, то в «Болилоке» я такого настроения не уловил, для меня он рассыпался на отдельные эпизоды, очень разные по качеству и не всегда обязательные в контексте спектакля, равно как и текст, отдельные реплики, небольшие диалоги, частично на ломаном русском — в полноценную драму они театральную феерию не превращают и задачи такой нет, а чистоту жанра размывают.

При этом та же, что и в «Крае земли», главная мысль — отдельный человек как целый мир и вселенная как одушевленный, одухотворенный организм, погружение внутрь себя как путешествие по далеким туманностям — в «Болилоке» выражена тем не менее доходчиво, а незримая пуповина, связывающая индивида с мирозданием, продемонстрирована со всей доступной выразительным средствам театра наглядностью.

teatr-live.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *