Арановский мама – КиноПоиск.ru

Содержание

мама! — Википедия

Мама!
mother!
Жанр триллер
драма
хоррор
притча
Режиссёр Даррен Аронофски
Продюсер Скотт Франклин
Ари Хэндел
Автор
сценария
Даррен Аронофски
В главных
ролях
Дженнифер Лоуренс
Хавьер Бардем
Эд Харрис
Мишель Пфайффер
Оператор Мэттью Либатик
Композитор
  • Йохан Йоханнссон
Кинокомпания Paramount Pictures
Protozoa Pictures
Длительность 121 мин.
Бюджет $ 30 млн[1]
Сборы $ 44 516 999[1]
Страна США США
Язык английский
Год 2017
IMDb

ru.wikipedia.org

Скрытый смысл фильма «мама!» Даррена Аронофски: трактовки сюжета и неочевидные отсылки

Практически все работы Даррена Аронофски наполнены символизмом и подразумевают несколько трактовок. «мама!» не исключение. Автор показал камерную историю, которая, однако, охватывает множество актуальных и вечных тем.

Критики и зрители находят немало скрытых смыслов и версий сюжета. Некоторые из них подтверждает и сам Аронофски. Но это не мешает каждому определять значение фильма и его финала самостоятельно.

Что происходит в фильме

Картина начинается с «очищения» сгоревшего дома. Чья-то рука ставит на полку кристалл, после чего просыпается главная героиня. Всё действие фильма происходит в одном доме, стоящем где-то на отшибе. В нём живут Мать и Он (имена героев не называют).

Он (Хавьер Бардем) — известный поэт, страдающий от творческого кризиса и пытающийся написать новую книгу. Его главная ценность и источник вдохновения — кристалл, стоящий в кабинете.

Мать (Дженнифер Лоуренс) следит за домом, делает в нём ремонт и создаёт в нём свой мир по подобию рая или идеальной природной системы. При этом она постоянно прислушивается к сердцебиению в стенах жилища и находит кровоточащие дыры в полу.

Однажды в их дом приходит неизвестный, который представляется поклонником творчества поэта. Хозяин разрешает гостю остаться, несмотря на возражения Матери. При этом у странного мужчины есть шрам на спине, будто от извлечения ребра.

Следом за гостем приходит его жена, потом в дом врываются их дети. Они устраивают драку, и один брат убивает другого. Далее в доме на поминках скапливается всё больше непрошеных гостей, что приводит к затоплению.

Спустя несколько месяцев Мать готовится к рождению ребёнка, а поэт заканчивает своё новое произведение. Вскоре в дом врывается толпа его фанатов, которые крушат всё на своём пути. В это же время у Матери начинаются роды, но вскоре ребёнка утаскивает толпа поклонников. Они передают младенца из рук в руки, как религиозный символ, но потом случайно убивают его.

Взбешённая Мать взрывает дом, а Он относит её обугленное тело в кабинет и извлекает из сердца женщины кристалл, возвращая действие к самому началу.

Что лежит в основе сюжета

Уничтожение планеты человеком

Одно из самых очевидных объяснений сюжета фильма — грубое отношение человечества к природе. В этой трактовке дом — это Земля, а Мать — та самая «мать-природа», которая сама восстанавливает флору на планете (делает ремонт) и даёт новую жизнь (рожает ребёнка).

Люди поначалу приходят вежливо, но сразу же нарушают правила — первый же гость курит в помещении. А потом они начинают вести себя всё наглее, сначала используя дом как туалет, а потом ломая всё, что создала природа.

Она же «отвечает» им различными катаклизмами (потопы и пожары). А после уничтожения незваных гостей природа сама восстанавливает дом и возвращается к началу истории.

Эту версию подтвердил и сам режиссёр в интервью  Variety. По его словам, люди относятся к Земле без уважения, грабят и насилуют её. Это Аронофски и попытался показать в фильме.

Жестокий Бог и библейские сюжеты

В том же интервью режиссёр рассказал, что Хавьер Бардем сыграл в этом фильме Бога, причём в самом жестоком его проявлении — каким он представал в Ветхом Завете — эгоистичным и требующим поклонения. Бог создаёт дом, после чего Мать (природа) ухаживает за ним.

Этот дом — наш личный рай. И я люблю творить.

Мать

Далее в сюжете есть много очевидных библейских отсылок. Первые люди, которые приходят в гости к главным героям, — Адам и Ева (их имён тоже не называют). Именно поэтому мужчина появляется раньше женщины, а у него на спине есть шрам, будто от извлечённого ребра.

Их дети, очевидно, Каин и Авель, поэтому один брат убивает другого из-за завещания. Что интересно, сыграли их настоящие братья: Донал и Брин Глисоны.

Затопление дома после первого нашествия гостей — аналог Всемирного потопа. Потом Мать (Богородица) рожает ребёнка, в котором очевиден намёк на Иисуса, поскольку фанатики его убивают и съедают его плоть. Ну а финал, похоже, подводит к мысли об апокалипсисе, который уничтожит всех людей, если они продолжат вести себя подобным образом.

Муза, отдающая себя творцу

Персонажа Бардема можно считать творцом не только в божественном смысле, но и в чисто поэтическом. Он создаёт произведения, а Мать служит ему музой. Пока он пытается написать хоть что-нибудь, она занимается будничными делами, готовит и ремонтирует дом. И при этом её обязанность — вдохновлять поэта на новое творчество.

Дело в тебе. Дело всегда в тебе и в твоей работе. Думаешь, они помогут тебе писать? Да никогда! Я весь дом построила одна от и до, а ты ни слова не написал.

Мать

Став снова популярным, Он купается в славе и поклонниках, даже забывая про приготовленный ужин. А Мать должна разбираться с последствиями и снова приводить в порядок дом после нашествия фанатов. Но главное происходит в финале, когда выясняется, что кристалл, который так оберегал поэт, — это на самом деле сердце его музы.

Она полностью отдаёт Ему себя, чтобы он мог творить дальше. А последние кадры, которые повторяют вступление, но уже с другой актрисой, показывают, что у поэта тут же появляется новая муза.

Токсичные отношения в семье и обществе

Если спускаться от творчества и религии к человеческим будням, то «мама!» также раскрывает многие важные темы. Во-первых, идея патриархата. Мать всегда находится в тени мужа. Он не спрашивает её мнения, когда приглашает гостей в дом, а она постоянно выступает в роли прислуги. При этом Он даже не понимает, что её не устраивает, и продолжает делать только то, что хочет сам.

— Почему ты не посоветовался со мной, приглашая их остаться?

— Знаешь, я не думал, что это важно.

Мать и Он

Во-вторых, в фильме есть несколько намёков на боязнь материнства. Пришедшая женщина беззастенчиво намекает, что Матери уже пора рожать, выступая здесь в качестве давящего на человека общества с традиционным «часики тикают».

Ты уж поверь мне, молодость проходит. Заведите детей. Так вы создадите что-то вместе, и это укрепит ваш брак.

Женщина (Мишель Пфайффер)

Если воспринимать дом как аналог тела героини, то происходящие в нём изменения можно считать отражением страха перемен в организме во время беременности — кровоточащее отверстие в полу, стук сердца, который Мать слышит в стенах, потоп и последующая смерть ребёнка на это намекают совершенно явно.

В-третьих, даже если не касаться именно семейных отношений, в «маме!» прослеживаются намёки на вторжение общества в жизнь интроверта. Причём Он выступает в роли яркого экстраверта: приглашает гостей в дом и не может понять, почему Мать это не устраивает.

Для неё же присутствие посторонних в доме и в личной жизни и их поведение совершенно неприемлемо. Но общество начинает диктовать свои порядки, что приводит к катастрофе.

Чем заканчивается фильм

Финал картины полностью повторяет вступление, которое многие не замечают, так как ещё не в курсе будущего действия. В самом начале фильма Он ставит на полку кристалл, после чего сгоревший дом очищается, а Мать просыпается в своей кровати. После всех событий фильма в конце происходит ровно то же самое.

Только в кровати на этот раз уже просыпается другая Мать (её играет Лоранс Лебёф). В различных вариантах трактовки это означает либо следующий виток природы после разрушения её человеком, либо новое сотворение мира Богом, либо же очередную музу для творца.

В любом случае сюжет цикличен и намекает, что дальше действие полностью повторится и дом снова разрушат.

Как поняли картину зрители

Несмотря на мнение самого автора и множество уже известных трактовок, фильм «мама!» допускает и другие версии. Его отчасти можно считать психологическим тестом, где каждый увидит что-то своё, наиболее близкое или, наоборот, страшное.

Об этом автор сам прямо говорит устами поэта. Пообщавшись с фанатами, Он произносит: «Они всё поняли. Но каждый понял совершенно по-своему». Это подтверждают и отзывы критиков, и просто мнения зрителей.

Образы […] напоминают Абу-Грейб, войну в Ираке, кризис европейских мигрантов и многое другое.

Зак Шарф, IndieWire

На протяжении большей части фильма она (Лоуренс) — ангел, и её ближайший аналог — Люцифер. Как и ангел, она — слуга (готовит, убирает, ухаживает за домом, пока Бог «творит»). Подвал — подземный мир — это её владения, и он становится источником огня. Мишель Пфайффер — Ева — осталась одна, чтобы поговорить с Люцифером, пока Бог и Адам уходят на прогулку. Лоуренс даёт указания, но никто не слушает. Как будто она выявляет худшее в людях и соблазняет их не повиноваться.

MountainDewsRealGood, Reddit

В течение всего фильма в моменты кризиса героиня Дженнифер Лоуренс уходит в ванную комнату и в одиночестве пьёт какой-то желтый порошок, растворённый в воде. Он её успокаивает. […] Возможно, Аронофски в этих сценах отсылался к рассказу «Жёлтые обои» американской феминистки и писательницы Шарлотты Перкинс Гилман. Жёлтый цвет символизирует безумие, а новелла Гилман повествует о женщине, которая сходит с ума от послеродового психоза.

Вадим Елистратов, DTF

 

Кто смотрел «мама!» Аронофски? Последняя четверть фильма гениальна!!! Но в целом… кто понял о чем фильм? Из массы версий я пришёл к безумству гения, который сокрушая все на своём пути стремиться к вдохновению и востребованности, граничащими с безумством

— Anton Ivanov (@banderas_spb) December 29, 2017

 

Посмотрела вчера фильм «мама!». Все говорили, это артхаус и вообще фи, но фильм интересный и очень глубокий. По крайней мере я увидела иной посыл, чем в него вкладывал Аронофски. Но любой посыл там — о тщеславии, таланте и душе. И даже немного про феминизм. Вот.

— LL (@lebedeva_valery) June 3, 2018

У многих зрителей фильм отзывается как-то по-своему. Поэтому личное восприятие может не совпадать ни с одной из перечисленных выше теорий. «мама!» специально снята неоднозначно, чтобы провоцировать на эмоции и размышления.

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

Даррен Аронофски решил объяснить свой фильм мама!

Мир Реальность Политика Экономика LifeStyle Будущее

Разделы

Новости

В Донецкой области из-за обвала на шахте погиб горняк

22:55

Выборы в Раду: ЦИК отменил регистрацию скандального блогера

22:32

Соратника Януковича сняли с выборов

22:23

Кабмин одобрил макропоказатели на ближайшие три года

22:11

Ученые смогли удалить ВИЧ из организма животного

21:45

ЧП на итальянском острове: началось извержение вулкана — фото, видео

21:23

Суд освободил экс-переводчика Гройсмана

21:00

Спор по кредиту: Приватбанк заявил о новой победе в Верховном суде

20:45

Прибывшая перед выборами делегация ПАСЕ прекратила работу в Украине

20:24

В ЦИК нашли причину для отказа в регистрации соратнику Януковича

20:07

«Обстрелы мирного населения»: СМИ выяснили подробности допроса пресс-секретаря Зеленского

19:52

В Кабмине рассказали, когда ждать следующего повышения пенсий

19:25

Цена ошибок: эксперт назвал главный вызов для Зеленского

18:57

Глобальный сбой: в работе популярных соцсетей возникли проблемы

18:38

Ситуация на Донбассе: украинские военные заявили о продвижении вперед

18:04

Внук Назарбаева попал в полицейский скандал в Лондоне — СМИ

17:54

Регистрация Шария: немецкие СМИ нашли доказательства, которые не заметили в ЦИК

17:35

Может стать сильнее: «Исламскому государству» пророчат возвращение

17:25

«Таможня дает добро»: озвучены пять направлений реформирования

17:19

Президент ПАСЕ напомнила об обязательствах Украины перед Ассамблеей

17:02

Читать все новости Пожар на «Лошарике»: российские СМИ выяснили причину ЧП на атомной подлодке

17:01

Одиозные кандидаты на выборах в Раду: СБУ начала

realist.online

ужас и моральный террор — Российская газета

Он (Хавьер Бардем) — поэт. Талантливый и успешный, но в творческом кризисе. Она (Дженнифер Лоуренс) — классическая домохозяйка, на которой, помимо готовки-стирки-уборки, еще и ремонт жилища — и периодическое подзуживание благоверного на тему того, что неплохо бы взяться за перо и написать-таки что-то новое.

Обитают они посреди леса в полной изоляции. Вполне неплохо и дружно — до тех пор, пока к ним вдруг не заваливается с неожиданным визитом Эд Харрис (в одном из лучших своих образов). А потом еще вкрадчивая Мишель Пфайффер, двое сыновей Брендана Глисона и куча всякого другого народу начинают превращать их размеренное уютное существование в ад, содом и зону боевых действий, заставляя протагонистку неистово галлюцинировать и глотать успокоительное.

От дальнейшего пересказа сюжета «мамы!» лучше воздержаться. И вовсе не потому, что он напичкан непредсказуемыми твистами (наоборот, многое тут становится очевидным с самого начала). Это, скорее, вопрос уважения к Даррену Аронофски, который наконец-то попробовал шагнуть от своих фирменных удушливых мелодрам и пафосного дидактизма (не говоря уже о, например, кошмарном «Фонтане») в сторону чего-то большего. И — главное — смастерил чертовски впечатляющую обертку.

Последняя далеко не оригинальна, зато умело сшита из самого добротного материала «с барского плеча». Стартует все с оммажа понятно какому фильму Ханеке, однако этим кругозор режиссера и сценариста не ограничен. От «Ребенка Розмари» и «Отвращения» Полански тут гнетущая атмосфера бытового безумия и то ли мистического, то ли психологического хоррора: на полу проступают пятна крови, в подвале темно и страшно, в недокрашенной стене обитает тьма. От Хичкока — давящая камерность: картина ни разу не выходит за пределы стартовой локации.

Но больше всего — от угрюмых скандинавов. Снято на ручную подвижную камеру, как у фон Триера. Закадровой музыки, как у того же датчанина и остальных режиссеров «Догмы», нет вообще: вместо оной обостренные до звона в ушах звуки чего-то постоянно бьющегося, ломающегося или скрипящего (если рассматривать mother! как «ужастик», то они в каком-то смысле подменяют собой скримеры). А белобрысая и нервная главная героиня, кажется, слегка напоминает Лив Ульман у Бергмана.

Конечно, быть Дженнифер Лоуренс она не перестает, но с «Сойкой-пересмешницей» и всякими там «Джой» общего — почти ничего. Да, изображать артистке приходится пару-тройку состояний (грусть-раздражение-страх), но с этим-то она справляется весьма убедительно. Что не может не радовать, поскольку смотреть на здешний безумный мирок нам приходится, в основном, ее глазами.

Оператор крутится вокруг да около, заскакивает ей за спину, что твой Эммануэль Любецки, берет крупные планы лица. В общем, делает все, чтобы покрепче повязать смотрящего с ней на уровне даже не эмоций, а рефлексов. Этот трюк срабатывает безотказно — особенно когда в ход вдруг пускают шок-контент (по-настоящему жуткий и болезненный — вплоть до каннибализма почти без купюр): не заразиться истерикой героини и не проникнуться ненавистью к ее гостеприимному сожителю (тоже здорово сыгранному, хотя от Бардема иного ожидать и не приходится) оказывается практически невозможно.

Другое дело, что все это технически и постановочно безупречное великолепие, похоже, и затевалось ради истерики. Изящная поначалу метафора уже к исходу первого часа становится прямой, как рельс, по которому оголтело несется воющий огнедышащий поезд. Понятно, Даррену Аронофски в роли машиниста этого состава — более чем удобно. Вот только ничего особенного он не везет: внутри — обрывки конспектов с лекций по философии и религиоведению, парочка выписок с феминистских интернет-форумов — ну и так далее.

В итоге упомянутая попытка шагнуть в сторону чего-то большего остается лишь попыткой. Глупым или примитивным фильм не назвать. Напротив, он вполне остроумен, ладно сделан и лихо выводит зрителя из зоны комфорта. Но своей претензии — быть крупным и цельным авторским высказыванием —  признаться, не соответствует. Впрочем, перед нами — как раз тот самый случай, когда за безупречную форму можно простить если не все, то очень многое.

4.0

rg.ru

О чем фильм «мама!» Даррена Аронофски

Кто такая мама, при чем тут рыбы и зачем странные незнакомцы смотрят на Хавьера Бардема? Все, что мы знаем о новом фильме Даррена Аронофски.

Несмотря на вышедший на днях полноценный трейлер, самым загадочным фильмом сезона объявляется новый фильм режиссера «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя» Даррена Аронофски с простым названием «мама!» (авторы настаивают на написании с маленькой буквы, а российские прокатчики не боятся запутать зрителя памятным ужастиком с похожим названием). Фильм уже обрастает толстым слоем различных теорий относительно сюжета и того, чем в итоге обернется этот притворяющийся хоррором проект.

На данный момент у «мамы!» есть тизер и трейлер, из которых мало что понятно. Мы видим, что супружеская пара в исполнении Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс поселилась в отдаленном особняке (очевидно, довольно старом), но их покой нарушают незваные гости в исполнении Эда Харриса, Мишель Пфайффер, Доналла Глиссона и других. Героиня Лоуренс очень нервничает из-за незнакомцев в доме, а вот герой Бардема, наоборот, очень спокоен, сообщая, что «они пришли посмотреть на меня». Из всего этого вырастает кромешный ужас с торчащими религиозными мотивами, отсылками к «Ужасу Амитивилля» (Лоуренс обнаруживает в подвале дома Красную комнату) и «Ребенку Розмари» Романа Полански.

Религиозные мотивы легко угадываются и в двух прекрасных постерах фильма, которые нарисовал иллюстратор Джеймс Джин:

Героиня Лоуренс явно олицетворяет жертвоприношение в раю

1 из 2

А демонический Бардем восседает на разрушающемся троне, объятом языками адского пламени

2 из 2

Из разосланного пресс-релиза программы Венецианского кинофестиваля можно выудить следующую информацию: героиню Лоуренс зовут Вероника — и она беременна (отсюда название фильма), а героя Бардема зовут Альфред Белл — и он поэт. Одна из его книг стала культовой, поэтому незнакомцы так хотят на него посмотреть. Собственно, намек на некое сектантство считывается и в трейлерах. Неслучайно на сумке героя Эда Харриса можно заметить странную эмблему со знаком зодиака Рыбы.

Этот же символ скрывается на постерах, если внимательно присмотреться к деталям: раз и два. Возможно, это как-то связано с переходом от эры Рыб к эре Водолея и пророчеством Апокалипсиса. Среди листвы первого постера также можно отыскать запрятанную фотографию с героем Бардема. Подобные фото мелькают и в трейлере. Фотографии довольно древние, что может намекать на действительный возраст и сверхъестественную сущность персонажа Бардема. Вот в трейлере мелькает кадр, откровенно указывающий на дьявольские корни поэта:

На постере Бардем держит в руках глобус с изображением Лоуренс в позе эмбриона, что может означать оккультные планы на их будущего ребенка. В языках пламени легко узнаются кричащие от боли призраки . Кроме того, в тизере герой Бардема очень легко проходит сквозь плотную стену огня, что не очень-то свойственно для человека:

Сайт Collider обратил внимание на эту картинку из официального инстаграма «мамы!», где реплика Бардема «Все, что я хотел сделать, — это привнести жизнь в этот дом!» трижды зациклена. Так вот, если эту звуковую запись превратить в спектрограмму, то проявится такая жуткая картина:

На вселенский масштаб своей новинки Даррен Аронофски намекает и в своем инстаграме, где публикует фото с названием «мама!» на различных языках, проецируя его на всевозможные пейзажи:

Картину презентуют на Венецианском кинофестивале — так что ждите рецензию Станислава Зельвенского на фильм совсем скоро. В российский прокат «мама!» выходит 14 сентября.

Видеорепортажи с громких премьер и концертов вперемешку с дегустациями оливье — в YouTube-канале «Афиши Daily».

daily.afisha.ru

Объяснено: «мама!» Аронофски | Канобу

Вышедший 14 сентября психологический триллер «мама!» Даррена Аронофски представляет собой клубок из аллегорий и символов, но львиная доля вопросов отпадает после одной-единственной подсказки. Если вы еще не смотрели фильм, категорически н рекомендуем вам портить себе удовольствие – лучше прочтите рецензию без спойлеров. Если же вы уже видели «маму!» и хотите разобраться в деталях, это статья для вас.

Спойлеры

В начале мы видим сотворение мира, так как Аронофски снова, как в «Ное», совмещает библейский миф с теорией Большого Взрыва, сотворение мира тут не единичное действие, это циклический процесс, мир рождается из пепла старого и все начинается по новой, как и по одной из теорий вселенная сожмется обратно в свой теннисный мяч, чтобы взорваться вновь – новой вселенной.

Цвета в картине тоже неслучайные, Лоуренс красит дом в землистые оттенки, но после появления людей гамма меняется, они вносят новые цвета, что вызывает у Лоуренс замечательное «Они красят наш дом!».

Харрис играет Адама, бог буквально вписывает его в реальность своими первыми строчками «Была ночь, и он вошел…» (цитаты буквально я не помню) – и тут же Адам появляется на пороге. На этом моменте уже можно решить, что Хавьер – писатель, чье творчество напрямую влияет на реальность и поэтому он так осторожен с каждой строчкой.

Болезнь Адама – намек на смертность и быстротечность человеческой жизни в глазах вечных существ, героев Бардема и Лоуренс. Я поздно, но все же сообразил, что странная рана героя Харриса находится в районе ребра. На следующий же день после получения раны появляется его жена, Ева. Когда Харрис и Пфайфер разбивают кристалл, они совершают первородный грех и изгоняются из рая (Лоуренс произносит прямо: «У нас был тут свой маленький рай») – из кабинета, но еще не из дома, с планеты. Бог заколачивает рай и говорит, что туда больше никто не войдет. И творить он тоже больше не может.

Сыновья Пфайфер и Харриса (в титрах они значатся как Мужчина и Женщина) – Каин и Авель, что является самой очевидной отсылкой. После первого убийства в истории человечества (Каин убивает брата) остается несмываемое пятно крови, которое становится все больше и поражает все вокруг, отравляя все сущее. Каин убивает Авеля ручкой от двери кабинета – ключом от рая, по сути, но почему и как именно это считывать, я так и не понял. Если у вас есть идеи, напишите. Так же я так и не смог понять, что за боли мучают Лоуренс и как понимать лекарство, которое она пьет, а затем выбрасывает.

Кровь, ползущая по стене и наполняющая лампочку – не просто пугалочка, а намек на первую казнь Египетскую, затем мы видим жабу (вторая казнь) и муху (мошки и оводы – третья и четвертая казни, это еще саранчу не вспоминая). По таймлайну это, похоже, не должно соотноситься с конкретными действиями людей, просто наложенная сверху отсылка.

На поминках Авеля люди выводят Землю из себя, и Бог, наконец, видит ее страдания. Он решает уступить ее мольбам и выгоняет всех. По сути, убивает – потопом. Потоп от срыва раковины действительно присутствует, пол залит водой, но Лоуренс затем чинит утечку. И люди со временем возвращаются.

Земля открывает нефть у себя в недрах – тайная дверь в подвале и цистерна за ней. Тут я тоже не скажу, что понял до конца, как это все увязать с остальными событиями.

Лоуренс беременеет и, возможно, кадры ее округлившегося живота из глаз героини – сверху, это еще и а-ля вид земли из космоса. Земля рожает Иисуса, волхвы приносят подношения (корзина фруктов), но она не хочет отдавать его людям.

Бог в своей неадекватной любви к человечеству отдает сына народу и те тут же, нечаянно, в слепом фанатизме, ломают ему шею, неся тело над толпой в позе распятия. То, что сын божий тут умер так мгновенно – не ошибка. 33 года для Лоуренс, которая прожила миллиарды лет за тот час, что мы ее видели, время течет иначе, для нее – это именно миг, поэтому ребенок умирает, только выйдя в мир. Поэтому и история движется такими шагами, мы уже наблюдаем современную войну в конце.

Мы видим безграничную любовь и всепрощение бога по отношению к людям, но представленную не добродетелью, а слепой причудой, зависимостью от внимания и почитания ценой игнорирования той, кто изначально любил и холил его. Людей становится все больше, и они все более скотски ведут себя в доме, которым Лоуренс и является. Мораль на этом слое простая: люди-скоты, угробившие планету, которая как будто бы их. Хотя изначально это вообще не их дом, они здесь лишь гости.

Есть намеки и на то, что Бардем может быть не только богом, но и дьяволом заодно, мол, это одно и то же – его фотография разорвана крестом и ему там пририсовали рога. Он поощряет безумства людей, не вразумляет их, и поэтому бог и есть дьявол. Он позволяет и провоцирует пороки, менталитет культа, толпы, фанатиков.

Обычно я терпеть не могу библейские референсы в кино – это настолько банально и поверхностно – налепить их на фильм и типа добавить ему глубины, что откровенно утомило. Нео у нас Иисус, и Супермен Снайдера Ииисус и Иисус-инженер и распятый Чужой – и все Иисус, поза распятия – и все, ты глубокое кино. Но здесь, естественно, эти референсы не просто нашлепка на сюжет о другом, тут они – сама суть истории, поэтому претензий никаких.

Аронофски сумел не просто сжато экранизировать библию, он показал историю с другой стороны.

Обычно мы смотрим на нее лишь в контексте двух сторон – бога и человека, с позиции людей. Бог любит нас и это здорово. Но когда он вводит Землю как третье лицо, которое страдает от этой любви, мы видим, что всепрощение бога – это далеко не однозначная вещь.

Мы не просто его дети, мы – его паства, он питается нашим поклонением, принимающим сколь угодно дикие и больные формы, как наркоман. Мы убили и съели его единственного сына (причастие, «ешьте хлеб, это плоть моя», это как бы ритуальный каннибализм, не забываем), но он готов простить нас – видишь, они раскаялись. И это со стороны выглядит совсем не адекватно. Реакция Земли, начинающей убивать все и вся смотрится единственной логичной и оправданной.

Но в любом случае библейский слой лишь один из слоев, о других мы подробнее говорили в рецензии.

kanobu.ru

разгадка концовки, смысл названия и библейские отсылки

Пока в Сети обсуждают новую трактовку Библии и Книги бытия в прочтении Даррена Аронофски через фильм «мама!» (который вполне можно назвать и библейской поэмой, и экзистенциальным хоррором-триллером, и т.д.), мы постараемся объяснить, что здесь все гораздо более многогранно, чем аллегория на священные писания. Во всяком случае, хочется предположить, что детали фильма достаточно открыты, чтобы провести параллели не только с религиозными мотивами.

Осторожно! Спойлеры!

О чем фильм «мама!» — мнение самого Даррена Аронофски

Кадр из фильма «мама!»

В «маме!» Даррен Аронофски предложил зрителям максимально широкий спектр сюжетных вариаций, вытащив наружу прозрачность и открытость образов для рассуждений. Конечно, сейчас тема религии более чем востребована – отчасти поэтому поклонники режиссера, посмотрев «маму!», стали разбирать «религиозный подтекст» по частям. Тем более что в ленте таких «частей» действительно много, и самая яркая из них – это поедание плоти ребенка (таинство причастия – Иисус – жертва во имя человечества (если вы понимаете, о чем мы)). Да, это скорее поверхностно, чем глубоко. Однако достаточно весомо и ощутимо, чтобы зрители слегка призадумались о смежных идеях «мамы!».

Известно, что Аронофски еще до релиза фильма обозначил свою главную идею – посвятить ленту одному чувству. Комичная связь обозначенного концепта с регулярно появляющимся в кадре лицом Дженнифер Лоуренс, на котором застыло выражение «я-не-понимаю-что-происходит» не считается (хотя зрители сидели на показе с примерно такими же лицами). Даррен Аронофски хотел сказать этим, что весь фильм будет идти под одним чувством, «концентрация» которого будет возрастать по геометрической прогрессии. Самая же популярная тема – это всегда религия, поэтому все сюжеты, почерпнутые из мифов и легенд за всю историю «визуализации» (от книг до компьютерных игр), становятся наглядным примером всего – ненависти, любви, прощения и прочего.

Творец и Вдохновение: при чем здесь цикличность и какой смысл у названия?

Кадр из фильма «мама!»

Однако хотелось бы отвернуться от навязчивых критиков и любителей многочисленных трактовок и вдохновить вас на свой полет мыслей насчет библейских мотивов. Ведь перед нами отличная площадка для творчества. Вот вам Поэт/ Творец (его играет Хавьер Бардем) и Вдохновение (Дженнифер Лоуренс). Творец постоянно находится в цикличном поиске. Он бежит за своим Вдохновением и создает, затем пожиная плоды своего труда. В один момент Творец забывается в лучах славы. «Почему ты грустишь?» — спрашивает Творец. «Я просто знаю, что тебя потеряю», — отвечает Вдохновение. Творец начинает создавать ради потребления, уничтожая таким образом само творчество. Толпа, эго и ослепляющие вспышки прожекторов и фотокамер развращают того, кто не может устоять перед соблазном и творить ради искусства. В итоге Творец снова оказывается в самом начале своей истории. Перед ним сожженный дотла дом, который олицетворяет Райский сад, планету в целом, сознание гения – как хотите. У создателя в руках «остатки» любви его Вдохновения. Может показаться, что «мама!» — это крик о вновь зарожденной идеи (подобно «Эврике!»). Возможно, это конец предложения, которое намекает на новое повествование (поэтому и с маленькой буквы). Главная героиня стала последней в этой истории, и она породила новое начало. И круг для Творца начинается заново, уже с новой девушкой. Удастся ли в этот раз устоять Творцу и создать нечто идеальное? Удастся ли в этот раз человечеству образумиться и начать уважать то, что было ему подарено?

Библейские отсылки и сказания в «маме!» и разгадка концовки

Кадр из фильма «мама!»

Однако «мама!» построена не только на религии. В фильме есть почва, на которой вырастает огромное число историй и трактовок. Даррен Аронофски предлагает зрителю поиграть в «сопоставления». Поэт/ Творец – это Бог, который верит в человечество, питая его своими дарами. Когда у Поэта и Вдохновения рождается ребенок, человечество (гости) приносит ему подношения – фрукты и воду. Вдохновение – она же Мать-природа, Дева Мария, греческая богиня или даже Муза (муж пару раз так и называл ее «богиней», а ее образ во время ужина в честь успеха книги напрямую ассоциируется с греческими стилевыми решениями) – рождает человечеству Спасителя. Но его убивают. Природу терзают, ею пользуются. Апокалипсис (сожжение дома) – результат насилия над Землей. А все началось с разбитого камня, который из-за любопытства уничтожили гости семьи – мужчина и женщина (в титрах Мишель Пфайффер и Эд Харрис обозначаются именно так). Здесь невольная ассоциация с Адамом, Евой и яблоком. Дом оказывается зараженным грехом Райским садом, а ранение мужчины в область ребер – не простое совпадение (Ева появилась из ребра Адама). Двое сыновей, один из которых убивает второго – Каин и Авель. Библейский потоп, который выгоняет всех гостей. Все, оказывается, просто и прозрачно, хотя и не сразу в этом потоке безумств представляется возможным сопоставить факты.

Ассоциации с общественными темами и творчеством

Кадр из фильма «мама!»

В финале «мамы!» перед нами смешивается все: религиозный фанатизм, военные действия, голодающие, мигранты… И в этом можно увидеть ассоциации с мыслями любого творца. В голове поэта с вдохновением соседствуют все сюжеты, которые хоть как-то влияют на него или рождаются им, с самыми яркими персонажами. «Ты любил мою любовь. Я отдала тебе все, а ты отдал это им», — в этих словах героини Лоуренс как бы говорится, что ее муж ценит то, что ему дает вдохновение, но порой забывает в ответ подпитывать его своей любовью, и предает ее ради своих почитателей. Заметьте, что героиня ни разу не выбирается из дома – ее всячески ограждают от внешнего мира, она покоится в Райском саду, который подразумевает творческий покой Создателя. И в этом Эдеме умещаются все – сюда вторгается каждый, мешая тем самым покою Вдохновения. Когда в сознание врывается слава, Творец не выдерживает искушения, и его Вдохновение страдает. И это лишь одна вариация. В «маме!» можно увидеть желание борьбы с обществом потребления, отношения в институте семьи, а также историю человечества глазами Матери-природы – что угодно, играйте трактовками и не зацикливайтесь на одной. Недаром же еще ходит в Сети ассоциация желтого зелья с «Желтыми обоями» Шарлотты Перкинс – здесь не только подчеркивается тема феминизма, но и просматривается обращение зрителя к миру творчества и литературы в целом. Этот момент может послужить намеком на то, что все увиденное – это сознание писателя, где вдохновение уживается с его фантазией и откликами общественности.

Философия фильма «мама!»

Кадр из фильма «мама!»

Жесткость, мерзость, уродство – в прекрасной обработке Даррена Аронофски. Режиссер как бы обращается к творцам и зрителям – берегите свое Вдохновение! Человечество, сколько Природа сможет тебя терпеть? Сознание человека, не будь таким слепым и умей делать верный выбор. В «маме!» можно разглядеть множество посылов в рамках тем религии, экологии и социума. С помощью фирменных для режиссера приемов движения камеры и глубоких звуковых эффектов зрителю дают возможность посмотреть на мир глазами загадочной героини Дженнифер Лоуренс (а кем она на самом деле является, Природой, Девой Марией, Музой – решаете вы). Зрителю во время просмотра «мамы!» тоже предлагают создать «живой дом» внутри своего сознания, дом с сердцем и душой. Можно своими руками его сжечь и надеяться, что сердце уничтоженного Вдохновения еще будет пылать любовью, и оно поможет создать новый мир – уникальный и с надеждой на идеал.

Но, еще раз заметим, трактовок может быть множество.

www.soyuz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *