7-я Московская международная биеннале современного искусства
С 19 сентября 2017 года по 18 января 2018 года в столице пройдет 7-я Московская международная биеннале современного искусства. Участниками основного проекта станут 52 художника из 25 стран, в том числе из России, Японии, Бельгии, Великобритании, Германии, Гонконга, Дании, Израиля, Индии, Ирака, Польши, Франции и Швейцарии.
7-я Московская международная биеннале современного искусстваОсновной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» пройдет в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Впервые в истории Московской биеннале она продлится четыре месяца.
Куратор Основного проекта Юко Хасегава рассказала, что проект «Заоблачные леса» показывает новое поколение художников, которое перестает жить в «лесах» и вслед за развитием технологий перемещаются в «облака».
Среди участников Основного проекта — Мэтью Барни (Matthew Barney), Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк (Björk).
В Параллельную программу вошли: Московский музей современного искусства (ММOМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «ХОLST», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие.
Выставки 7-й Московской биеннале будут представлены в бесплатном мобильном приложении — с картой выставок в городе, рассказом о каждой из них и подробными экскурсиями по Основному проекту в Новой Третьяковке: со схемой залов, списком экспонатов и описанием каждого. Это приложение — совместный проект Московской биеннале, Яндекса и Политехнического музея. Оно будет доступно для устройств на iOS и Android. Приложение разработано на технологиях платформы «Большой музей», созданной для развития представительств музеев в интернете.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://moscowbiennale.com
Фотографии события
Отзывы про событие 7-я Московская международная биеннале современного искусства
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие 7-я Московская международная биеннале современного искусства.
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте,
сообщите нам!
Заоблачные леса
Основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусстваКуратор — Юко Хасегава, арт-директор музея современного искусства Токио (Япония).
В Основной проект входит 155 арт-проектов (213 работ). В нём принимают участие 51 художник из 24 стран мира. Среди них: Мэтью Барни (Matthew Barney), Олафур Элиассон (Olafur Eliasson) и известная исландская певица и художница Бьорк (Björk).
Специально для 7-й Московской биеннале новые работы создали: Канако Азума, Мэтью Барни, Рохини Девашер, дуэт «Аурора Зандер», «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Сиссель Толаас, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов, Олафур Элиассон.
Мэтью Барни впервые показывает в Москве серию «Космическая охота». Олафур Элиассон – три новых работы из серии «Пространство резонирует от нашего присутствия». В инсталляции художник задействует оптические приборы для усиления светового сигнала, предназначенные для маяков.
Проект «Björk Digital» исландской певицы и художницы Бьорк состоит из 6 аудиовизуальных произведений, основанных на альбоме «Vulnicura» («Лекарство от ран», 2015) и интерактивной инсталляции «Biophilia» (2011).
График работы инсталляции:
1. Посетить инсталляцию можно только по записи. Сеансы на вход — каждые 20 минут.
2. Первая группа заходит в 10:40. В среднем сеанс длится 30‒40 минут.
3. Для того, чтобы техника работала без проблем, мы делаем технический перерыв, в период которого заряжаем устройства. Он длится с 14:00 до 14:40. За это время можно продолжить осмотр Основного проекта на четвёртом этаже.
4. Последний сеанс во вторник, среду и воскресенье начинается в 16:40, в четверг, пятницу и субботу в 19:40.
Для Основного проекта Юко Хасегава выбрала 9 российских художников и творческих объединений: Александр Виноградов & Владимир Дубосарский, Алина Гуткина, «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Михаил Толмачев, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов. Работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Алины Гуткиной и Михаила Толмачева были отобраны куратором из корпоративной коллекции современного российского искусства Газпромбанка.
В сериях «Методы полевых испытаний», «Гербарий нитей» и «Невидимые схемы передачи» Илья Федотов-Федоров обращается к теме границы между естественным и искусственным, человеком и природой. Анастасия Потемкина, ранее участвовавшая в «Urban Fauna» с работами в духе панк-урбанизма, создаст медитативный объект, напоминающий тренажер для скалолазанья, вдруг ставший пристанищем для цветов. В проекте Алексея Мартинса «Ментальные дрова» скульптуры животных, формой напоминающие ритуальную утварь коренных народов Сибири, станут продолжением рассуждения об одушевленности всего живого.
Для Основного проекта 7-й Московской биеннале Даши Намдаков создал инсталляцию «Что такое реальность?» в совершенно новой для себя технике. VR-технологии перенесут зрителя, стоящего рядом со скульптурой дерева, на берег озера Байкал.
Валя Фетисов подготовил проект «Будь моим другом», с помощью которого он попытался проанализировать поведение своих друзей в социальных сетях. Творческое объединение «Куда бегут собаки» представит инсталляцию «Фобия завтра»: специальное устройство, которое проставит отметку с датой следующего дня на руку каждого посетителя.
Юко Хасегава, куратор Основного проекта:
«Проект «Заоблачные леса» показывает, как в современном мире взаимодействуют люди, которые принадлежат к различным культурам. «Леса» символизируют традиционное общество, в котором люди воспринимают себя и окружающий мир одинаково. Это общество сформировала общая среда: единая территория, общий взгляд на мир, общие знания, эстетика, образ жизни. За последние 30 лет представители «Леса» создали пространство в Интернете, где они могли бы встретиться и общаться друг с другом — «Облака».
«Заоблачные леса» объединили художников, которые благодаря новым технологиям могут путешествовать и меняться, переходя из «Леса» в «Облако». Они работают с тем, как зритель видит мир вокруг — и меняют его. Тем самым художники доказывают, как важно творчество для того, чтобы создавать новую среду для жизни. Основной проект показывает жизнь новых технологий и исследует новые художественные языки, но в то же время обращается к истории искусства, традиционным жанрам и художественным приемам».
В Параллельную программу вошли 73 выставки 53 институций. Список проектов-участников Параллельной программы 7-й Московской биеннале доступен на официальном сайте www.moscowbiennale.com.
7-я Московская биеннале включает серию специальных событий: встречи с художниками, лекции, дискуссии. Подготовлена детская программа.
Генеральный технологический партнер 7-й Московской международной биеннале современного искусства — компания «Samsung».
www.tretyakovgallery.ru
7-я Московская биеннале современного искусства
7-Я МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
и Агентства по делам культуры правительства Японии
19 сентября 2017 – 18 января 2018
Новая Третьяковка
(Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10)
Куратор – Юко Хасегава
профессор Токийского университета искусств)
Ассистент куратора – Сейха Куросава
Основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» пройдет в Новой Третьяковке (Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10) с 19 сентября 2017 по 18 января 2018 года. Впервые в истории Московской биеннале она продлится четыре месяца.
Участники Основного проекта: 52 художника из 25 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Испания, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония.
Среди участников Основного проекта – Мэтью Барни (Matthew Barney), Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк (Björk).
Был создан Экспертный совет Московской биеннале, в который вошли директора ведущих российских музеев, независимые кураторы и представители некоммерческих организаций – Семен Михайловский, Михаил Пиотровский, Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Андрей Ерофеев, Александр Рытов и другие. Экспертный совет принимает все творческие решения.
Также разработана система презентации российских художников куратору Основного проекта. В результате Юко Хасегава поступило более 600 заявок от российских художников и более 100 рекомендаций от Экспертного совета. В Основной проект были выбраны: творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов. Они создают новые работы специально для 7-й Московской биеннале. Кроме того, Юко Хасегава были отобраны работы
Впервые появилась система отбора проектов Параллельной программы – теперь московские институции направляют заявки Экспертному совету Московской биеннале. Всего поступило 75 заявок, в Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММOМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «ХОLST», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие.
Выставки 7-й Московской биеннале будут представлены в бесплатном мобильном приложении – с картой выставок в городе, рассказом о каждой из них и подробными экскурсиями по Основному проекту в Новой Третьяковке: со схемой залов, списком экспонатов и описанием каждого. Это приложение – совместный проект Московской биеннале, Яндекса и Политехнического музея. Оно будет доступно для устройств на iOS и Android. Приложение разработано на технологиях платформы «Большой музей», созданной для развития представительств музеев в интернете.
7-я Московская биеннале включает серию специальных событий: встречи с художниками, лекции, дискуссии. Подготовлена детская программа.
Более подробно на сайте
mpgu.su
7-я Московская международная #биеннале современного искусства
при поддержке Министерства культуры
Российской Федерациии и
Агентства по делам культуры
правительства Японии
Этой осенью произойдёт одно из центральных событий в культурной жизни современной России — 7-я Московская Биеннале современного искусства. На этот раз она будет состоять из двух частей — Основной проект «Заоблачные леса», который можно будет увидеть в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу, и Параллельная программа, представленная на 53-х выставочных пространствах города.
Данные проекты продемонстрируют все актуальные тенденции современного искусства. В рамках биеннале представлены как знаменитые зарубежные и отечественные авторы, так и молодые художники. Во время биеннале можно будет посещать лекции, дискуссии, встречи с художниками и кураторами на которых авторы поделятся своим восприятием современности и расскажут о концепции своих работ. Также запланирована детская программа.
Основной проект биеннале будет открыт для посещения с 19 сентября и продлится четыре месяца до 18 января 2018 года. Куратор основного проекта -Юко Хасегава — профессор Токийского университета искусств, арт-директор Музея современного искусства Токио, куратор биеннале в Шанхае, Сан-Паулу, Шардже, Сеуле и Стамбуле.
Основную концепцию московской биеннале Юко формулирует так:
««Заоблачные леса» — это диалог реального, воплощенного в образе леса, где люди живут в самых простых условиях, и идеального виртуального, воплощенного в понятии облака, в том числе и облачных хранилищ в интернете. Сочетание «леса» и «облака», простых медиумов и новейших технологий, откроет для художников новые перспективы».
«Заоблачные леса» исследуют современного человека в контексте «до» и «после» появления сети Интернет. Программа Основного проекта представлена в основном медийно-технологическими работами — инсталляциями и видео-артом — тем самым показаны возможности новых технологий в формировании современного языка художественной выразительности. При этом, как говорит куратор Юко Хасегава, Основной проект «обращается к истории искусства, традиционным жанрам и художественным приемам».
Всего в рамках Основного проекта можно будет увидеть 155 арт-проекта (213 работ), в которых примут участие 51 художник из 24 стран мира. Россию представят 9 художников и творческих объединений.
На биеннале покажут как известные в мире произведения искусства -аудиовизуальные инсталляции исландской певицы Бьорк проекта «Björk Digital», работы из серии «Космос» знаменитого немецкого художника и фотографа Майкла Наджара, инсталляции и видео-арт французской художницы Лор Пруво, так и совершенно новые, созданные специально для 7-й Московской Биеннале работы, такие как серия «Космическая охота» американского художника и режиссера Мэтью Барни и инсталляция «Пространство резонирует от нашего присутствия» датско-исландского художника, мастера масштабных инсталляций и работы со светом — Олафура Элиассона.
Проект «Björk Digital»
Michael Najjar / Михаэль Наджар. Космический сад, 2013
Matthew Barney / Мэтью Барни. Космическая охота 1, 2017
Laure Prouvost / Лор Пруво. 2017
Среди российских художников будут представлены как широко известные авторы — Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, так и молодые художники: Илья Федотов-Фёдоров, представивший новые исследования в области био-арта, обращенные к теме границ между природой и человеком; Алина Гуткина и её работы о субкультуре и поколении 90-х; Михаил Толмачёв с ноу-хау в области военных конфликтов и возможностях их репрезентации и другие.
Также на московской биеннале арт-группа «Куда бегут собаки» представит инсталляцию «Фобия завтра», Алексей Мартинс покажет работу «Ещё не подожженные костры» из серии «Ментальные дрова» — скульптуры животных из дерева как размышление об одушевленности всего живого, Анастасия Потёмкина познакомит зрителей с «Медитативным объектом» — инсталляцией, в которой на тренажер для скалолазания помещены растения. Одной из наиболее интересных для публики должна стать инсталляция художника из Бурятии Даши Намдакова «Что такое реальность?» с использованием VR-технологий.
Даша Намдако «Что такое реальность?», 2017
Параллельная программа 7-й Московской Биеннале в этом году состоит из 73-х выставок, расположенных как в частных галереях, так и в крупных музейных пространствах (Московский музей современного искусства, ЦСИ «Винзавод», Институт русского реалистического искусства, Государственный Дарвиновский музей, музей-заповедник «Царицыно» и др.).
Подробный список участников, время и место проведения всех мероприятий представлен на официальном сайте 7-й Московской биеннале: http://www.moscowbiennale.com
АВТОР || ЕЛЕНА СЕМЯГИНА, арт-обозреватель
cabinetdelart.com
7-я Московская международная биеннале современного искусства представляет основной проект «Заоблачные леса»
19 сентября 2017 года в здании Новой Третьяковской галереи (Москва, Крымский вал, 10) откроется 7-я Московская международная биеннале современного искусства и представит свой основной проект «Заоблачные леса».
Участники Основного проекта: 52 художника из 24 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Испания, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония. При этом, важно отметить, что среди участников будут художники Мэтью Барни (Matthew Barney), Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк (Björk).
Впервые Московская биеннале продлится четыре месяца.
В этом году был создан Экспертный совет Московской биеннале, в который вошли директора ведущих российских музеев, независимые кураторы и представители некоммерческих организаций – Михаил Пиотровский, Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Андрей Ерофеев, Александр Рытов и другие. Экспертный совет принимает все творческие решения.
Также разработана система презентации российских художников куратору Основного проекта. В результате Юко Хасегава поступило более 600 заявок от российских художников и более 100 рекомендаций от Экспертного совета.
В Основной проект были выбраны и творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов. Они создают новые работы специально для 7-й Московской биеннале.
Кроме того, Юко Хасегава были отобраны работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Алины Гуткиной и Михаила Толмачева из коллекции современного российского искусства Газпромбанка.
Впервые появилась система отбора проектов Параллельной программы – теперь московские институции направляют заявки Экспертному совету Московской биеннале. Всего поступило 75 заявок, в Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММoМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «ХОLST», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие.
Выставки 7-й Московской биеннале будут представлены в бесплатном мобильном приложении – с картой выставок в городе, рассказом о каждой из них и подробными экскурсиями по Основному проекту в Новой Третьяковке: со схемой залов, списком экспонатов и описанием каждого. Это приложение – совместный проект Московской биеннале, Яндекса и Политехнического музея. Оно будет доступно для устройств на iOS и Android. Приложение разработано на технологиях платформы «Большой музей», созданной для развития представительств музеев в интернете.
7-я Московская биеннале включает серию специальных событий – встречи с художниками, лекции, дискуссии. Подготовлена и детская программа.
«Проект «ЗАОБЛАЧНЫЕ ЛЕСА» показывает нам новое креативное племя – художников, которые перестают жить в «лесах» и вслед за развитием технологий перемещаются в «облака». Эти художники – живое доказательство того факта, что жизни в новых условиях требуется креативность. Экология не ограничивается природой, но оказывается неразрывно связана с человеческой психологией, поэтому внимание куратора при отборе художников было направлено на тех, кто приносил свежий взгляд на новые технологии, придавал новую жизнь старым художественным языкам, не забывал о культурных корнях и рассматривал мир, как единую экосистему для того, чтобы осмыслить искусство – его историю, жанры и медиа», – комментирует открытие Основного проекта его куратор Юко Хасегава.
Ниже мы публикуем фоторепродукции работ и фрагментов выставочных экспозиций отдельных участников биеннале.
Matthew Barney / Мэтью Барни. Космическая охота 1, 2017. Courtesy: the artist and Gladstone Gallery, New York / Brussels
Pierre Huyghe / Пьер Юиг. Без названия (Человеческая маска), 2014. Courtesy: the artist, Hauser & Wirth, London, and Anna Lena Films, Paris
Michael Najjar / Михаэль Наджар. Космический сад, 2013. Courtesy: the artist
Laure Prouvost / Лор Пруво. 2017. Сourtesy: the artist and MMK Frankfurtt
Mathieu Merlet-Briand / Матьё Мерле-Бриан. Tryptich Google Red, Google Yellow, Google Blue. Hommage à Alexandre Rodtchenko, 2015. Photo: the artist
Mathieu Merlet-Briand / Матьё Мерле-Бриан. Tryptich Google Red, Google Yellow, Google Blue. Hommage à Alexandre Rodtchenko, 2015. Photo: the artist
Theaster Gates / Тистер Гейтс. Двойное алюминиевое книгохранилище, 2016. Courtesy: Regen Projects
artmoskovia.ru
ARTandYou.ru — Афиша — 7-я Московская международная биеннале современного искусства
7-я Московская международная биеннале современного искусства
Основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» пройдет с 19 сентября 2017 по 18 января 2018 года. Впервые в истории Московской биеннале она продлится четыре месяца. Основной проект пройдет на 49 площадках города, включая Новую Третьяковку, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, центр современного искусства «Винзавод», Государственный Дарвиновский музей, ВДНХ, а также музеи-заповедники «Царицыно» и «Архангельское».
Все в основном проекте принимают участие 52 художника из 25 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Испания, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония. Среди которых – Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, известная исландская певица и художница Бьорк, лауреат Премии Тернера художница Лор Пруво.
Каким образом русский художник может попасть в Основной проект биеннале? Читать далее.
Россию в основном проекте представят Александр Виноградов & Владимир Дубосарский, Алина Гуткина, Творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потемкина, Михаил Толмачев, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов.
Куратор основного проекта главный куратор Музея современного искусства Токио Юко Хасегава.
Все творческие решения принимаются на биеннале специально созданным Экспертным советом. В него вошли директора ведущих российских музеев, независимые кураторы и представители некоммерческих организаций – Семен Михайловский, Михаил Пиотровский, Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Андрей Ерофеев, Александр Рытов и другие.
Выставки 7-й Московской биеннале будут представлены в бесплатном мобильном приложении (совместный проект Московской биеннале, Яндекса и Политехнического музея) – с картой выставок в городе, рассказом о каждой из них и подробными экскурсиями по Основному проекту в Новой Третьяковке: со схемой залов, списком экспонатов и описанием каждого. Приложение разработано на технологиях платформы «Большой музей», созданной для развития представительств музеев в интернете и будет доступно для устройств на iOS и Android. .
7-я Московская биеннале включает серию специальных событий: встречи с художниками, лекции, дискуссии. Подготовлена детская программа.
Подробности в сайте Биеннале: http://moscowbiennale.com/
artandyou.ru
7-я Московская международная биеннале современного искусства
Добрый день, уважаемые радиослушатели! Сейчас в нашем эфире «Время культуры», а это значит – самое время рассказать о главном художественном событии осени в Москве – 7-ой биеннале современного искусства. Она проходит в столице по нечётным годам. На этот раз основной проект открылся 19 сентября в Новой Третьяковке – что на Крымском валу. Проекты и события параллельной программы биеннале примут у себя еще 73 площадки. Среди них — Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Центр современного искусства «Винзавод», ВДНХ, творческое объединение «Холст», Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» и другие. Так что до 18 января , а это последний день биеннале, – есть шанс попробовать разобраться в том, что волнует современных художников.
Стретегию Биеннале, приоритеты и участников определяла японка — Юко Хасегава. Она – директор Музея современного искусства в Токио, один из самых авторитетных специалистов по актуальному искусству в мире. В её послужном списке — многочисленные кураторские проекты в Венеции, Шанхае, Сеуле, Сан-Паулу, Стамбуле, Барселоне, Шардже и других городах. На этот раз тему Московской биеннале Юко Хасегава определила метафорой – «Заоблачные леса». Образ леса – это реальность земная, привычная. Облако – другая реальность, близкая интернет-поколению. А искусство – та сила, которая способна наладить диалог между лесом и облаком. О том, как родилась эта идея и почему она показалась такой актуальной – расскажет сама Юко Хасегава.
Юко Хасегава: Здравствуйте! Добрый день! Спасибо большое, что вы сегодня все с нами. Вот настал этот день, который мы все так ждали. Безусловно для меня большая честь быть здесь. Я очень рада, что это происходит именно в Третьяковской галерее. Спасибо большое всем, кто говорил до меня. Спасибо Иосифу Бакштейну, спасибо Зельфире Измаиловне Трегуловой за эту возможность, спасибо Юлии Музыкантской за ее постоянную поддержку, за ее постоянное стимулирование моей работы. Я до этой биеннале, конечно же, делала еще нескольких биеннале в крупных культурных центрах мира. Это и Сан-Пауло и Стамбул, и Шанхай. Последнее биеннале я делала в Объединенных Арабских Эмиратах. Но Москва — иное место. Москва это то место, которое находится на стыке многих культурных цивилизаций Европы, Азии, в том числе здесь есть и арабское влияние, и даже скандинавское влияние, что дает возможность для образования совершенно необычных, совершенно уникальных культурных практик.
Мне кажется, что Москва это то место… для Москвы сейчас то время, когда должен быть произведен новый манифест художников. Когда я начала только думать о проведении биеннале в Москве, я сразу заметила, что последние 5-10 лет набирается довольно очевидная тенденция, и вы можете увидеть это прямо в название биеннале, по-русски это звучит «Заоблочные леса». Но если посмотреть на английское название «Clouds ⇄ Forest» — между этими двумя словами стоят такие две стрелочки. Здесь я имею в виду взаимообмен, который происходит между этими двумя поколениями – облачным поколением и поколением лесным. Облачное поколение это поколение людей, которые уже родились после изобретения интернета, они как будто связаны друг с другом при помощи этого самого облака, и при этом также формируют для себя новый материал. В тоже время существует более старшее, лесное поколение, это те люди, которые более тесно связаны со своими культурными корнями. Здесь, я думаю о том, каким образом мы можем работать с этой историей и культурной традицией, переносить ее в современный мир.
Так вот и происходит этот самый взаимообмен между облачным и лесным поколением. При этом облачное поколение пытается найти те корни, пытается самостоятельно нащупать и найти для себя этот самый лес. С другой стороны лесное поколение находит те новые возможности коммуникации и входит в глобальное сообщество раскрывая все возможности самого широкого общения. Так же, конечно же, хочу сказать, что есть определенный предрассудок по поводу современного искусства. Что это слишком сложно, что сложно понять эти высокие технологии. Но на самом деле, что здесь самое главное — это как раз новый диалог этих культур. Новый диалог этих поколений.
Так вот именно эту идею диалога я хотела донести до Москвы. Если вы только зайдете в биеннале, то сразу же увидите образы, которые отсылают вас мыслями к природе. Это образы животных, это скульптуры, связанные с растениями, это своеобразные футуристические образы. Также совсем не обязательно быть экспертом современного искусства, чтобы найти для себя что-то близкое в этом. Вы можете прекрасно это осознать и понять. И я, честно говоря, очень рада, что мы работаем таким образом, как говорила Зельфира Исмаиловна, что мы соседствуем с классическими работами, которые присутствуют в Третьяковской галерее. Например, если вы посмотрите на начало экспозиции — вы видите японское кимоно, но нужно повнимательней присмотреться к узору, который там находится, потому что этот узор, как раз таки, делает очень сильную отсылку к истории Японии. Что я хочу здесь сказать? То, что, если вы внимательно приглядитесь к тем работам, которые представлены на биеннале, вы сможете открыть для себя очень многое.
Также, хочу поблагодарить экспертный совет за возможность пообщаться с таким большим количеством российских художников и открыть их для себя. Как вы наверное, знаете, в процессе отбора российских художников для Московской биеннале в этом году я осмотрела более 600 работ. И это было действительно очень интересное открытие для меня. Я хотела бы поблагодарить еще раз экспертный совет и Юлию Александровну.
Я хочу представить еще одного молодого участника команды. Представитель того самого облачного поколения. Мой ассистент Сейха Куросава. Он, кстати говоря, сделал, очень интересную пиктограмму, которую вы заметите, если подниметесь наверх, она отражает концептуальный план выставки.
Еще раз спасибо за поддержку, за помощь экспертного совета. За возможность встретиться с российскими художниками. И надеюсь, что вы откроете для себя выставку. И она вам очень понравится. Спасибо большое.
RadioBlago: В рамках 7-й биеннале современного искусства проходит и серьезная образовательная работа. Это совместный проект биеннале с Третьяковской галереей. Программа посвящена осмыслению огромного пласта истории искусства, начиная с Древнего мира. Все то, что когда-то считалось современным, вызывало споры, непонимание. В наши дни — это классика на которую ровняются и стремятся наследовать. Возможно, и то, что сейчас не понято, то, что предлагает “облачное поколение”, когда-то станет классикой, тем самым “лесом”. Какие цели преследует образовательная программа биеннале, рассказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова.
Зельфира Трегулова: Добрый день.
Третьяковская галерея участвовала своими проектами, наверное, в каждой из
предыдущих шести московских биеннале. Но впервые мы принимаем основной проект этого
важнейшего события. Почему в Третьяковской галерее? Явно будут задаваться эти
вопросы, хотя в принципе, можно вспомнить, что первая московская биеннале
современного искусства проходила в залах
Государственного исторического музея, помещение бывшего музея Ленина
освобожденного от экспонатов. Когда летом Юлия Музыкантская пришла к нам и
попросила стать площадкой для седьмой Московской биеннале, а я входила в
экспертный совет, поэтому очень хорошо была проинформирована о сути самого
проекта, то поговорив со своими коллегами мы приняли очень непростое решение -
стать площадкой для 7-ой Московской биеннале. Мы сняли экспозицию выставки «Перезагрузка»
— несколько наших залов постоянной экспозиции, потому, что понимали, и также
знали, что госпожа Хасигава, в общем,
всегда высказывала такой интерес к показу современного искусства в контексте
музейного пространства. В результате мы взяли на себя это решение. И сегодня,
когда я проходила по залам уже
смонтированной биеннале я поняла, что это решение было абсолютно правильным,
хотя потребовало невероятного напряжения всех сил от команды биеннале,
потрясающей команды биеннале, молодой команды, и от команды Третьяковской
галереи. Я действительно хотела бы поблагодарить всех, кто работал над этим
проектом. Но в первую очередь своих коллег, которые дневали и ночевали здесь.
Которые понимали, что мы делаем этот проект в самые краткие сроки, что сделать его
надо безукоризненно. Спасибо всем! Спасибо моим коллегам Фаине Болаховской, спасибо всему отделу новейших течений, которые
с невероятным энтузиазмом работали над этим проектом. Спасибо тем, кто
поддержал этот проект. Нашим давнишним партнерам компании Транснефть и фонду
Гейдара Алиева. Мне кажется, что всех, кто пришел сегодня сюда, и кто придет в
ближайшие четыре месяца… А биеннале первый раз проходит не месяц, а четыре
месяца — нам показалось, что такой невероятный труд, такая невероятная работа
должна быть доступна, как можно большему количеству зрителей. Я думаю, что все,
кто сюда придут, почувствуют биеннале
современного искусства, как искусство, а не как художественную, иллюстрацию к
социальным и политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный
проект. При этом показывающий — что
происходит в современном искусстве, происходит по всему миру. Это невероятное
разнообразие подходов. Невероятно широкая география, но что мне очень нравится
в этом проекте – это такая глубокая гуманистическая направленность каждого из
представленных художников, каждого из представленных проектов. Говорим ли мы о
работах общепризнанных, великих художников Олафур Элиассон, Мэтью Барни. Или о проектах более молодых, гораздо менее
известных художников, и я могу, завершить свое выступление только одним
призывом. Да здравствует Московская биеннале современного искусства!
RadioBlago: А сейчас – о тех, чьи проекты наверняка привлекут внимание зрителей. Одна из самых неординарных певиц и художников – исландка Бьорк отправила на Московскую Биеннале свою персональную выставку, Будут здесь и работы скульптора ДашИ НамдакОва, исландского художника
Олафура Элиассона, которого вдохновляет природа своей страны. Идеальную домработницу, собранную из четырех швабр, представляет творческий дуэт из Германии «Аврора, Зандер». Французская художница Мари-Люс Надаль придумала свою фабрику по производству облаков. Она предлагает с помощью сложного механизма рассмотреть уникальное природное явление – причем не из иллюминатора самолета, как это делают многие, а прямо в комнате. Так что в Новой Третьяковке будет интересно не только взрослым, но и детям. Благо, что и возрастная маркировка – 0+ Об этом с гордостью рассказала президент 7-й биеннале Юлия Музыкантская.
Юлия Музыкантская: Большое всем спасибо, что все сегодня с нами, что вас так много! Я постараюсь быть краткой. Я хочу поблагодарить государственную Третьяковскую галерею и Зельфиру Трегулову. Не только как директора, но и члена нашего экспертного совета. Хочу представить замечательную команду, потому что сегодняшний день это результат работы потрясающих людей, и мы специально сегодня сделали, так чтобы участниками пресс-конференции были люди, без которых этого дня просто не было. Это главный архитектор проекта Петр Толкин. Координатор проекта Мария Золотова. Технологический директор проекта Георгий Арзамасов. И особенно я хочу поблагодарить главных участников сегодняшнего дня. Это художники основного проекта. Благодаря госпоже Хасегаво их 51 человек.
И я хотела бы передать слово компании Яндекс, директору по маркетингу компании Яндекс Дмитрию Степанову.
Дмитрий Степанов: Добрый день, друзья. Около года назад Яндекс запустил программу по поддержки гуманитарных проектов. Программа называется «Издательство Яндекса». В рамках этой программы мы помогаем просветительским гуманитарным проектам нашими технологиями, рекламой и порой финансами. Один из наших самых любимых проектов в рамках «Издательства Яндекса» это проект, который мы делаем совместно с политехом, называется он «Большой музей». Это платформа, которая позволяет музеям, галереям, музейным проектам быстро и легко, и просто реализовывать свои представительства в цифровом пространстве – приложения, сайты, которые помогают людям ориентироваться, получать максимальное удовольствие от посещения самих музеев, галерей, а также дают возможность людям, у тех у кого такой возможности нет — удаленно виртуально посетить все эти мероприятия. И мы счастливы тому, что у нас появилась возможность поддержать Московскую биеннале нашей платформой. Биеннале — первый музейный проект, который воспользовался этой платформой. Хочу сказать огромное спасибо Юлии Музыкантской, которая предложила Яндексу стать партнером Московской биеннале современного искусства. И Константину Чернозатонскому — руководителю нашей платформы «Большого музея». Благодаря ему у нас есть возможность воспользоваться приложением. Ярче ориентироваться в гигантской программе Московской биеннале. Спасибо.
Главный архитектор проекта Петр Толкин: Создание такого большого глобального проекта — это непрерывный междисциплинарный диалог, между профессионалами своего дела: куратором, художниками, архитекторами, людьми, которые занимаются пространственной коммуникацией проекта, визуальной коммуникацией проекта. Самое главное – это вовлечение посетителя в кураторский рассказ и ту проблематику, которую куратор ставит перед посетителем. Собственно, вся архитектура, которая здесь есть , все пространственное решение оно создано как раз для того, чтобы посетителю было бы удобно, понятно узнавать эту глобальную историю. Поэтому все приемы, которые мы использовали нацелены только на рассказ и на правильное представление искусства публике.
Да , это очень правильное замечание. Потому, что очень много темных пространств, очень много мультимедийных работ, и для того, чтобы их отделить, для того, чтобы у посетителя было время переключиться с одной темы на другую, нам показалось важным создать эти буферные зоны. Именно поэтому они светлые. Выходя из темного пространства с определенным настроением, с определенным контентом, у вас есть буквально несколько секунд, чтобы при этом не отойти от темы, а именно перевести дух и увидеть новое. Причем переходы есть не везде, они смыслово разделяют тему.
Залы, которые находятся недалеко от нас, это три темных зала подряд, потому что они последовательно рассказывают об определенной работе, об определенном смысле.
Здесь много работ, с которыми было безумно интересно, но при этом сложно работать, потому что биеннале – это собрание удивительных мастеров своего дела. По инсталляции, например. Поэтому работы по таким глобальным инсталляциям как у Даши Намдакова, например, где происходит бесконечный диалог с художником, нам нужно создать пространство, в котором ему будет комфортно работать и в котором его инсталляция будет выглядеть правильно. Поэтому это совместная работа, мы помогали художникам и создавали пространство, для того чтобы они дальше могли продолжить свою работу. Спасибо!
RadioBlago: Юко Хасегава – человек, что называется, “со стороны”. Поэтому ей удается рассмотреть в каждой стране выдающиеся вещи – то, что отличает Москву от Токио или других культурных столиц. Задолго до открытия биеннале Юко начала знакомиться с российскими художниками. В результате в основном проекте «Заоблачные леса» представлены 9 российских художников и творческих объединений. Это Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алина Гуткина, арт-группа «Куда бегут собаки», Алексей Мартинс, Даши Намдаков, Анастасия Потёмкина, Михаил Толмачёв, Илья Федотов-Фёдоров и Валя Фетисов.
Всего же в Новой Третьяковке – работы 52-х художников из 26-ти стран. Среди них — Мэтью Барни, Олафур Элиассон, исландская певица и художник Бьорк. Критерий, по которому Юко Хасегава выбирала авторов, — это свежий взгляд на новые технологии. В приоритете оказались те, кто дает новую жизнь старым художественным языкам, не забывает о культурных корнях и рассматривает мир как единую экосистему для того, чтобы осмыслить искусство — его историю, жанры и медиа. Слово – куратору, Юко Хасегаве.
Юко Хасегава: Вы знаете для меня Бьорк конечно же не только музыкант, но и художник. И до того, как я работала в Московской биеннале мы с ней делали несколько видео проектов вместе. Я, честно говоря, просто связалась с ней, написала письмо и описала свою концепцию, как только эту концепцию придумала. На самом деле я очень хорошо поняла, что именно ее творчество замечательно вписывается в эту идею. Вы знаете, что Бьорк исландская певица и очень много из ее работ основывается на культуре этой страны. С другой стороны, вы прекрасно понимаете, что ее песни, используют часто самые новейшие технологии. Точно так же здесь есть с одной стороны лес, а с другой стороны облака. И если говорить о тех работах, которые представлены здесь на Московской биеннале, то Бьорк впускает вас сначала при помощи виртуальной реальности, при помощи новейших технологий буквально вовнутрь своего тела и вовнутрь своего внутреннего мира. То есть, такая сообразная невероятная космология, когда ваш собственный космос становится частью космоса Бьорк. Вот в этом и есть мой интерес сотрудничества с ней.
Первое, что я действительно для себя выделила – это огромное
разнообразие. Например, художник, который представлен на биеннале, Алексей Мартиц, использует
простой традиционный материал, из тех мест, из которых он сам, — из Красноярска, простое дерево. С другой стороны, когда я отбирала
работы, я встретила очень много художников, которые используют самые
современные цифровые технологии, то есть мульти медиа. Так же я хочу отметить, находясь в
Третьяковской галерее, что есть очень большое наследие русского авангарда,
который также восприняли современные русские художники как метод исследования. Именно это разнообразие я бы хотела выделить.
И ещё, хотела бы сказать, что русские художники сейчас становятся более и более
глобализированными и при этом сохраняют интерес к своим собственным национальным традициям. И в целом, мировое художественное сообщество с
большим интересом смотрим на то, что же здесь будет происходить дальше.
RadioBlago: «Заоблачные леса» — концептуальные названия такого рода – это ресурс для вдохновения художников. Но как их интерпретировать? – об этом уже подумают зрители. Для их удобства кураторы основного проекта биеннале создали карту с пиктограммами, которые обозначают секции. Как считает Юко Хасегава, она нужна так же, как и при походе в лесную чащу или при подъеме на вершину горы. Она надеется, что с каждым зрителем случится воображаемое путешествие, в котором ему ничего не навязывают и он остается максимально свободным. Все секции взаимосвязаны – и зрители смогут увидеть, как старшее поколение – условно «лесное племя» — с помощью культуры взаимодействует с молодым, то есть «облачным». К какому поколению вы причисляете себя и какое искусство покажется вам ближе – определите сами. На это у вас есть четыре месяца – до 18 января 2018-го года, когда 7-я Московская биеннале современного искусства завершится. А пока – в Новой Третьяковке на Крымском валу, представляющей основной проект биеннале, и на 73-ти площадках столицы – можно с головой погрузиться в то, что называют актуальным искусством. И слушайте “Время культуры” – мы не раз еще расскажем о биеннале и художниках, там представленных. До встречи!
www.radioblago.ru